Главная » Книги

Новиков Михаил Петрович - Переписка с Л. Н. Толстым, Страница 4

Новиков Михаил Петрович - Переписка с Л. Н. Толстым


1 2 3 4

стояние души человека, ненавидящего целое сословие. Откровенно скажу вам, что, если бы мне предоставлен был выбор из двух положений: хоть того, в котором я нахожусь теперь, то есть жизни в развращающей и незаконной роскоши, хотя бы я и осуждал ее, как я и делаю, чему многие очень естественно не верят, или даже жизни человека, живущего в этой развращенной и развращающей среде богатых, каждым шагом жизни своей пользующихся трудами угнетенных и задавленных людей и не чувствующего этого и добродушно веселящегося в привычных ему условиях, - или жизни самого трудового человека, едущего хлеб своих трудов и не только не пользующегося чужими, но отдающего свои в пользование другим, но вместе с тем исполненного зависти и ненависти, возбуждаемой в нем и частым общением с теми людьми, которые угнетают его, - я бы ни минуты не задумался избрать первое. Хорошо быть эксплуатируемым, но не эксплуататором, но хорошо это тогда, когда совершается это во имя покорности воле Бога и любви к людям; но когда это же совершается помимо покорности воле Бога, во имя ненависти к людям, удерживаемой только невозможностью приложить ее, то положение эксплуатируемого в тысячу раз хуже. Все
   429
   дело не во внешних условиях, а в том духовном отношении к тем или иным условиям. Дороже всего любовное отношение ко всем, всем, такое состояние, которое получается при любви к Богу. Вот этого-то я желаю вам.
   Знаю, что вы со своим большим умом и горячим сердцем в состоянии понять меня, и потому смело пишу это вам. Надеюсь, что вы простите меня, если я сказал то, что сказал, недостаточно мягко и добро. Во всяком случае руководился я одним чувством любви к вам, с которым и остаюсь любящий вас брат

Лев Толстой.

1908, авг. 20.

  
  

28. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому

  

24 октября 1908 г. С. Боровково.

  
   Дорогой Лев Николаевич, я получил в августе ваш ответ на мою просьбу к вам посетить мою семью, для которой основой были слухи, что вы были намерены куда-то уехать на день своего рождения в этом юбилейном для вас году.
   В вас, милый Лев Николаевич, я привык видеть совершенно свободного человека от всяких предрассудков, суеверий, обычаев, земных привяз, и потому мне было несколько странно и непонятно то место вашего письма, где вы без всяких объяснений говорите, что для исполнения моего и вашего желания навестить меня и мою семью нет никакой возможности. Но об этом я упомянул лишь кстати. Главное же, я хочу оправдаться перед вами, рассказать самого себя, так как мне больно и горько знать, что вы, не зная моей внутренней жизни и руководящих ею основ, заметно переменили обо мне прежнее хорошее мнение. Я долго думал, перечитывая ваше хорошее письмо, и не мог побороть в себе желания написать вам - оправдаться в ваших глазах. Два месяца меня тяготило сознание того, что вам 80 лет и что вы можете в любую минуту уйти от нас в неведомую нам, иную жизнь, унеся с собою тяжелое чувство обо мне. А мне, как вы хорошо сказали, как любящему также больно обременять ваши последние дни этим чувством. Вы хорошо вспомнили мое первое посещение вас в Москве, 14 лет назад, но огорчились, сравнив и тогдашнего и теперешнего любящего вас друга. Вы сказали, что тогда меня занимали вопросы общечеловеческие, вопросы души, а что теперь моя душа полна только завистью и ненавистью к людям богатого круга. Милый
   430
   Лев Николаевич, вы сказали неверно. Много за это время утекло воды, многое изменилось в моих понятиях о жизни, но поворота к худшему не произошло с тех пор, хотя и могло произойти. Правда, тогда стремление познать Бога, как источник жизни и света, было сильнее, и душа больше хотела добра, чая, что жизнь должна быть одно только добро, но оно не пропало, оно осталось более прочное, более сознательное, но оно встретило большие препятствия со стороны того, что не есть добро жизни и что тогда мне было мало ведомо. Как сказать: небо моей жизни было тогда очень узкое, и добра и зла я знал понемногу. Мне верилось, как поэту, что люди и я сам страдают только оттого, что видят над собою мало этого неба и что стоит только им больше вылезти из скорлупы своей обыденной жизни, как небо это расширится, прояснится и солнце правды засветит яснее и радостнее. Смутно и неясно, только чутьем, я догадывался тогда, что человеку, чтобы увидеть больше этого неба и правды жизни, следует быть совершенно свободным, и я за все это время стремился быть свободным. Будучи свободным и веря только в добро, я думал можно сделать многое. Но по мере того, как мое сознание окружающего мира и самого себя расширялось, жизнь земли сдавливали меня все более и более, протестуя против отвлеченных стремлений духа. Надо было прежде всего кормиться, и если вообще трудно самому удовлетворять всем своим физическим потребностям от неравномерного распределения богатств земли, то в касте эксплуатируемого класса, где за одной сошкой не семеро, а уже четырнадцать с ложкой, то это еще труднее. Но я все преодолевал стоически и не делался рабом, не искал, как люди моего круга, "мест" с жалованьем и легкими хлебами, не полагал всей своей жизни в радостях за хорошие успехи борьбы за хлеб, наоборот, об этой стороне жизни я заботился мало, полагая все силы на достижение большей свободы и наибольшего неба, изучая для этого человеческую мудрость и знания.
   Тогда я был юнец, принимавший все новое только на веру, и мне очень основательно говорили некоторые, что я увлекаюсь одним только потому, что, по своему низкому положению, я не знаю другого многого.
   На это время я изучил чуть ли не все идеи, волновавшие когда-либо жизнь человеческую. Изучил анархизм, социальные утопии, религии древнего и нового мира, идеи новейших социальных реформаторов и революционеров и вообще все, что прожигало в свое время мозг человеческий, и, несмотря на это, не изменил раз принятым основам жизни,
   431
   не поддался искушению дьявола, несмотря на его страшные соблазны власти и богатства. Изучение этих утопий и идей, полагающих спасение и достижение счастья жизни активной борьбой и внешними переворотами и перетасовками, перед лицом критического разума показало мне всю их несостоятельность и с новой силой подтвердило только прежнюю мысль, что иной жизни нет, кроме жизни в свободе и правде Божией, и никакого спасения нет ниоткуда, как только в такой жизни; во власти, богатстве, славе всегда рано или поздно обрушивается на голову человека больше всякого горя и неожиданных бедствий.
   Между мной прежним и теперешним разница та лишь, что я теперь не имею прежней веры в возможность какой-то скорой перемены людей и себя, как верил тогда и как верят все активные реформаторы, написавшие на своем знамени лозунг: "В борьбе обретешь ты право свое".
   Разница та, что в то время, как и все люди моего круга, я, будучи с малолетства настроен мистически, верил в чудесное и преклонялся перед авторитетом Христа, Будды, Моисея, как перед какими-то действительными посланниками объективно сущего Бога, и в прошлом религиозной истории человечества искал чего-то тайного, откровенного, искал чуда. Мне казалось тогда, что я вот-вот постигну что-то особенное, вознесусь на седьмое небо или буду двигать горами. Теперь же, сделавшись свободным, я вижу, что все религиозные учения от самых низменных натуралистических до самых возвышенных философических есть простые продукты человеческой мысли, то более чистой и свободной, то мистически суеверной, и что спасения, которого искал я тогда, ни в одной из них нет и быть не может и, главное, что люди совершенно свободны в признании и выборе какой бы то ни было из этих религий. Другими словами: тогда я верил, что религии от сверхсущего, внешнего Бога, а теперь знаю, что они от людей и что, стало быть, нет никакого обязательства ни для кого признавать ту или другую. Сделавшись совершенно свободным, я в то же время стал очень практичным и опытом жизни измеривал всякую религиозную философию, и только опыт жизни показал мне, что иной, лучшей жизни нет, как в христианской философии. Нет лучшего руководства в поступках, как руководство Евангелий, и не потому, что они от Христа - Бога, а потому, что оказалось, что помимо в земной жизни и нечего делать, как только стараться жить по правде, что живя помимо ей, человек получает от жизни меньше радостей и удовлетворения и больше всякого страха и страданий, и этого сознания и признания у меня
   432
   отнять и изменить уже нельзя, так как оно добыто не прежней верой в Бога, а долгим опытом жизни. Теперь я могу сказать, что лучшее в христианском учении, в сравнении с другими "верами", то, что оно Царство Бога указало людям не где-то в ином мире, как тому учат жрецы всего мира, а внутри человека и что Царство это находится во власти не какого-то внешнего Бога, а только в нашей воле и в наших поступках. Так что, как видите, мой внешний религиозный пыл прошел для меня без вреда сам собою, заменившись опытом жизни, и стремление к небу - стремлением и познанием земли и земного.
   Мерьте, милый Лев Николаевич, что если бы мне нужно было умереть прежде вас, я умер бы спокойно, зная, что на земле остались вы, могущий быть светильником жизни, если же суждено обратное, то и вы уносите с собой мир и спокойствие, зная, что хоть капля христианского света осталась в любящем вас друге.
   Если я не могу подчас без тени недоброжелательства говорить о людях, севших на седалище Моисея и поедающих домы не только вдов и сирот, но и 1/10 части всего человечества и несущих своей жизнью мерзость и ложь в общую жизнь земли, то ужели, Лев Николаевич, вы не можете понять, что действительно мерзость и ложь их ужасны для жизни людей нашего круга. Милый Лев Николаевич, вы хорошо о них рассказывали, показали в картинах их пошлость и бесстыдство, но вы никогда не чувствовали на себе самом той страшной нужды, которую мы несем от тяжести и гнета, ложащимися многими миллиардами на нашу бедную и нищую мужицкую жизнь. Если бы этот гнет был вам ведом, то вы не осудили бы меня за нелюбовное на словах к ним отношение. Да и в словах: "Горе вам, книжники и фарисеи, поедающие домы вдов и сирот" - не слышно любовного к ним отношения, как не слышно его в словах: "Отыдите от меня к дьяволу, отцу вашей лжи и бесстыдства". Только вспомните хоть на минуту миллиарды миллиардов людей нашего круга, проживших без света собственного разумения жизни свою жизнь подмостками для роскошной и развратной жизни этого властного и самодовольного круга сытых избранников, и вам станет понятно мое к ним отношение, станет понятно, что действительно люди, берущие аренду и тогда, когда земля не родит, и вообще берущие деньги за чужой труд на "их" земле и пользующиеся без зазрения совести этим трудом, есть люди-звери, вооруженные вместо длинных когтей и зубов пулеметами и казацкими нагайками, и что завидовать им мужику никак невозможно, так как он ни
   433
   за какие блага не согласится стать в их праздное положение.
   Любить врагов значит не делать им худа, не платить злом за их зло, а никак не то, чтобы отдавать им своих матерей в кормилицы, а жен в подтирки или свой труд для поддержания их праздной сытости и внешнего лоска, так что я никак не могу себе представить, как это можно быть эксплуатируемым во имя Бога. Жалея брата, привыкшего жить "барином" и не знающего, как самому себя прокормить и обмыть и обшить, принесть воды и испечь хлеба, я с удовольствием научу его этому, с удовольствием буду тратить время и труд, чтобы выучить его быть самому себе полезным, но если он не хочет этого, а хочет пользоваться трудом других через захваченную им у нуждающихся землю, - купонами от процентных бумаг или через хитрые дипломированные "местечки", то я никак не могу содействовать его таковой жизни - тут я ничего не могу поделать и должен буду и в глаза и за глаза осудить такую его жизнь и назвать своим именем. А содействовать ей добровольно - это все равно, что кормить своим телом вшей, как делали либеральные студенты в колонии Булыгина, о которых рассказывала мне его жена. Но я думаю, что жизнь не в том, чтобы люди поедали друг друга или нас бы поедали вши, а в том, чтобы уживались все и, сознавая свое братство и беспомощность каждого в одиночку, не вредили бы друг другу и общими силами добывали бы у природы то, что им нужно для прокормления.
   Вас, милый Лев Николаевич, я очень хорошо понимаю и люблю за то, что вы не взираете на лики и говорите всем то, что думаете, поэтому уверен, что и меня вы поймете и не осудите.

Любящий вас Михаил Новиков.

  
   Надеюсь скоро повидать вас и просить вашего маленького одолжения по поводу моих детей.

Ст. Лаптево, село Боровково.

24 октября 1908 г.

  
  

29. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому

10 апреля 1909 г.

   Милый Лев Николаевич,
   посылаю на ваше усмотрение ту самую рукопись, которую я вам читал 10 марта. Теперь она переписана и чита-
   434
   ется легко. Будьте добры, прочитайте, когда будет время. Если она не будет годна для той питерской газеты, о которой вы мне тогда говорили, и никуда больше, то пожалуйста пошлите ее от себя Бончу-Бруевичу, по вашей просьбе он наверное не откажет напечатать ее в издаваемых им "Материалах к истории и изучению русского сектантства и раскола".
   Если бы из нее хоть половина написанного была напечатана, то и тогда я был бы рад, что мой труд не пропал даром. Пожалуйста, сделайте, что можете.

Любящий вас Михаил Новиков.

  
  

30. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову

  

1910 г., июня 8.

   Рад был узнать про вас. Все мы живем не так, как считаем по совести нужным. Все мы выбираем по мере своих духовных сил и телесных слабостей средний путь, более или менее близкий к тому, который считаем наиболее верным. Но все же для того, чтобы знать, в чем заключается верный путь, надо знать, в чем я от него отступаю, а не оправдывать себя, как вы это делаете в своем письме.
   Земледелие самое лучшее занятие и для души полезное. Отказываясь от него, вы поступаете не по рассуждению, а по своей слабости. Так и надо знать.
   Я живу дурно, в богатстве, хотя ничего не имею, но с теми, кто живет в богатстве. Духовно, слава Богу, подвигаюсь и смерти не боюсь, и не жалею.
   Желаю вам искренно всего хорошего, то есть духовного совершенства. Посылаю вам книги "На каждый день". Читайте и вспоминайте меня.

Лев Толстой.

31. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову

  

24 октября 10 года, Ясная Поляна.

   Михаил Петрович,
   В связи с тем, что я говорил вам перед вашим уходом, обращаюсь к вам еще с следующей просьбой: если бы действительно случилось то, чтобы я приехал к вам, то не могли бы вы найти мне у вас в деревне, хотя бы самую маленькую, но отдельную и теплую хату, так что вас с
   435
   семьей я бы стеснял самое короткое время. Еще сообщаю вам то, что если бы мне пришлось телеграфировать вам, то я телеграфировал бы вам не от своего имени, а от Т. Николаева.
   Буду ждать вашего ответа, дружески жму руку.

Лев Толстой.

  
   Имейте в виду, что все это должно быть известно только вам одним.

Л. Т.

  
  

32. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому

  

29 октября 1910 г.

  
   Дорогой Лев Николаевич, я получил ваше письмо и очень тронут вашей ко мне близостью и искренностью. Тотчас же не мог ответить, чтобы не поступить опрометчиво. Я всегда с вами был откровенен и говорил то, что было на сердце, и теперь решил сказать вам только то, что есть у меня на душе по поводу высказанной в письме просьбы, без мысли: угодить или не угодить вам. То время, когда вы должны были и для пользы дела и в силу пробудившегося в вас сознания переменить внешние условия жизни - прошло для вас, и теперь изменять их надолго нет никакого смысла. Жизнь ваша на краю заката (по смыслу временного), но она дорога и мне и всем родным вам по духу людям, и все мы только и желаем одного: чтобы она длилась возможно дольше, а это возможно только в тех привычных вам условиях, в которых вы прожили 83 года. Как бы ни желал бы видеть вас разгороженным на свободе со всеми простыми людьми, но ради сохранения вашей жизни в таком старом теле для дорогого для всех общения с вами - не могу желать этого серьезно. Желаю только, чтобы остаток вашей здешней жизни не стеснялся бы внешними условиями для общения с любящими вас, а для такого временного посещения вами ваших друзей на день, неделю, две, месяц моя хата очень неудобна. В ней есть светлая комнатка, которую все мои семейные с удовольствием уступят вам, и с любовью будут служить вам, тем более что очень маленьких детей у меня и нет, которые могли бы шуметь не вовремя. Меньшему 5 лет. Так думаю я, но если вы думаете по-другому, то пусть будет не по-моему, а по-вашему, и моя комнатка может в таком случае быть за вами сколько угодно. А в особенности с апреля
   436
   по октябрь у меня можно жить без всякого стеснения друг друга. Мы боимся не того, что вы нас стесните, а обратного. Но на этот счет у нас может быть постоянный мир и согласие.

Любящий вас крестьянин Михаил Новиков.

  
   В отдельной же хате считаю для вас жить невозможным по причине вашей слабости. Да совершенно отдельных хат у крестьян и не бывает. Обыкновенно есть вторые избы холодные, которые хоть и легко приспособить для жилья, сделавши в них некоторый ремонт, но они не будут отдельными, а будут через сени. Такая 6-аршинная изба есть у моего соседа, который не откажет отдать ее вам под квартиру. Или вот моя престарелая тетка будущей весной строит себе такую же 6-аршинную избу, она одинока и как старуха умная, тоже будет рада и приютить вас и служить вам.
   К Коншину в Серпухов ездил один, но он ничего не мог сделать для моих детей. У него на фабрике как раз сокращают число рабочего времени для того, чтобы не рассчитать рабочих. И когда только кончится эта безработица - этот антагонизм между бедными и богатыми?
   Низко кланяюсь вам и Душану Петровичу.

Мих. Новиков.

29 октября 1910 г.

  
  
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Письма Л. Н. Толстого к М. П. Новикову печатаются по ПСС в 90 т. Письма М. П. Новикова к Л. Н. Толстому - по изд.: Л. Н. Толстой и М. П. Новиков. Переписка. MЭnchen, 1996 / Сост. и ред. А. Донсков. Подготовка текста писем Л. Гладковой, примечания Л. Гладковой и А. Донскова.
  
   С. 374. Случилось то, что и должно было случиться... - Об обыске в доме Новикова см. его воспоминания "О пережитом". С. 87 наст. изд.
   С. 375. ...отобрали еще у меня цензурную книгу ("Не сказки" Линева")... - Дмитрий Александрович Линев (псевдоним: Далин; 1853-1920), автор очерков и рассказов из тюремного быта. Книга "Не сказки" вышла двумя изданиями в 1895 г.
   ...а у старшего брата Адриана ваши книги... - Это могли быть следующие издания: "Царство Божие внутри вас". Берлин: изд-во Августа Дейбнера, 1894; "В чем моя вера?". Женева: изд-во М. Элпидина, 1892, второе издание; "Крейцерова соната". Женева: изд-во М. Элпидина, 1890.
   ...с чего-то взяли, что я копии с секретных бумаг кому-то давал... - Как старший писарь строевого отделения военного штаба, М. П. Новиков имел доступ к секретным делам. В 1895 г. он действительно принес Л. Н. Толстому секретное дело о расстреле рабочих на фабрике Корзинкина в Ярославле. Толстой просил его быть осторожным и не носить ему больше
   525
   секретных бумаг. См. "О пережитом". Гл. "Секретное дело N 5". Этими словами в письме Новиков дает понять Толстому, что не сознался в том, что приносил ему секретные бумаги.
   С. 378. ...везде будут слышать рассказы об этом новом Боге... - Свои взгляды на религию М. П. Новиков впоследствии изложил в сочинениях "Старая вера" и "Новая вера". Первое частично опубликовано в "Материалах к истории старообрядчества и сектантства" под ред. В. Д. Бонч-Бруевича. СПб, 1910. Вып. 3.
   Большое удовольствие доставила мне работа с "Христианским учением"... - См. "О пережитом". С. 142.
   С. 379. Евгений Иванович Попов и Иван Иванович Горбунов-Посадов, единомышленники Л. Н. Толстого.
   С. 380. ...возвращаю я вам книги... - "Свободное слово", нелегальный периодический сборник под ред. П. И. Бирюкова, издававшийся В. Г. Чертковым в Англии. Вышло всего 2 номера: N 1, Purleigh, 1898 и N 26, Purleigh, 1899, а также брошюра В. Г. Черткова "Где брат твой? Об отношении русского правительства к людям, не могущим становиться убийцами". Изд. В. Черткова. Purleigh, 1898.
   Хотя бы к Морозовой опять... - Варвара Алексеевна Морозова, московская миллионерша, меценатка; знакомая Л. Н. Толстого с конца 1880-х гг.
   С. 381. ...я живу на земле И. В. Цингера...- О знакомстве с тульским помещиком И. В. Цингером, желавшим опроститься и заниматься крестьянским трудом, и жизни в его имении в качестве компаньона для ведения совместного хозяйства см. "О пережитом". Гл. 31-35.
   С. 386. Я прочитал катехизис Бодянского... - Александр Михайлович Бодянский, помещик Екатеринославской и Харьковской губ., отказавшийся от своей земли в пользу крестьян; издавал газету "Народное слово". Знакомый Л. Н. Толстого с 1892 г. В 1899 г. эмигрировал в Канаду, где жил среди духоборов до 1905 г.
   Прочитал я и ответ ваш на синодское о вас постановление... - "Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 г. N 557, с посланием верным чадам Православныя Грекороссийския Церкви о графе Льве Толстом", опубликованное 24 февраля 1901 г. в "Церковных ведомостях", засвидетельствовало факт отпадения Л. Н. Толстого от Православия и призывало его к покаянию и возвращению в лоно Церкви. В своем "Ответе Синоду" (1901) Л. Н. Толстой категорически отмежевался от православной веры.
   ...вы по совету врачей уехали куда-то на юг... - О поездке Л. Н. Толстого в Крым см. примеч. к с. 229.
   С. 387. ...у меня родился третий ребенок (девочка) - Анна Михайловна Новикова, впоследствии профессор Московского
   526
   педагогического института им. Н. К. Крупской, специалист по фольклору.
   С. 390. Положение ваше, дорогой Михаил Петрович, очень озабочивает меня. - Осенью 1902 г. М. П. Новиков был арестован за свою записку, поданную на Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности в Тульском уезде. Об этом см. "О пережитом". Гл. 40-43. Толстой хлопотал за него перед министром С. Ю. Витте, а также пытался помочь ему через В. В. Стасова и А. Ф. Кони. См. его письма к этим лицам. (73, 311-314).
   С. 396. ...сегодня я получил явочную карту о призыве на службу... - Письма М. П. Новикова от 24 и 27 апреля 1904 г. Л. Н. Толстой включил в свою статью "Одумайтесь!" (1904), в которой писатель выступил с осуждением русско-японской войны (ПСС. Т. 36. С. 144-145). Впечатления М. П. Новикова во время русско-японской войны см.: "О пережитом". Гл. 45-46; а также: М. П. Новиков. Разговор с Л. Н. Толстым о японской войне // Толстой. Памятники творчества и жизни. М., 1920. Вып. 2.
   С. 404. ...спасибо за посещение моей семьи М. А. - Семью М. П. Новикова в Боровкове по поручению Л. Н. Толстого посещала Мария Александровна Шмидт, единомышленница Л. Н. Толстого, в прошлом классная дама Николаевского женского училища в Москве, с 1895 г. жившая в д. Овсянниково близ Ясной Поляны.
   С. 406. ...посылаю вам с братом Павлом рукопись - Статья М. П. Новикова "На войну! (Записки призывного летом 1904 г.)" была напечатана в журнале "Свободное слово", 1905, N 15-17. Л. Н. Толстой высоко отзывался о ней: "Какой хороший рассказ Новикова, запасного солдата "На войну!" - превосходный. Как это сильно!" (Маковицкий Д. П. "Яснополянские записки". Литературное наследство. М., 1979. Т. 90. Кн. 2. С. 21).
   ...к какому-нибудь видному промышленнику, вроде Морозова, или деятелю, вроде П. А. Буланже. - Савва Тимофеевич Морозов, фабрикант, меценат; товарищ С. Л. Толстого по Московскому университету; Павел Александрович Буланже, служащий правления Московско-Курской железной дороги, последователь Л. Н. Толстого.
   С. 407. Пришлите, если есть, ваше письмо о войне. - Имеется в виду статья Л. Н. Толстого "Одумайтесь!"
   С. 409. Дорогой Лев Николаевич, вот теперь люди станут праздновать... - На это письмо по поручению Л. Н. Толстого ответил Д. П. Маковицкий 20 апреля 1905 г. (ГМТ. Фонд М. П. Новикова).
   С. 410. Сергей Львович Толстой, старший сын писателя, земский деятель, гласный Московской городской думы. См. письма к нему М. П. Новикова.
   527
   С. 411. родился у меня новый ребенок, мальчик... - Сергей Михайлович Новиков, погиб в 1942 г. на фронте в Великую Отечественную войну.
   С. 412. Нет ли у вас знакомого из духобор, живущих в Канаде? - Д. П. Маковицкий прислал М. П. Новикову адрес духоборца И. Е. Конкина, состоявшего в переписке с Л. Н. Толстым.
   ...за ваше несочувствие освободительному движению. - В 1904-1906 гг. Толстой написал ряд статей: "Об общественном движении в России", "Единое на потребу", "Великий грех", "Конец века", "Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу", в которых резко отрицательно высказывался о насильственных действиях и правительства и революционеров. Все революции, по мнению писателя, "стремятся только к тому, чтобы переменить одну старую форму насилия на новую, точно так же осуществляемую насилием и несущую с собой те же бедствия... То же, что большинство революционеров выставляет новой основой жизни социалистическое устройство, которое может быть достигнуто только самым жестоким насилием и которое, если бы когда-нибудь и было достигнуто, лишило бы людей последних остатков свободы, показывает только то, что у людей этих нет никаких новых основ жизни" (36, 260).
   ...поздравить только крестьян с манифестом 3 ноября... - 3 ноября 1905 г. правительство объявило о прекращении взимания с крестьян выкупных платежей.
   С. 414. Издание моей книжки "Голос крестьянина"... - Статья М. П. Новикова "Голос крестьянина" напечатана без указания автора в издательстве "Свободное слово" (Christchurch, 1904). Впервые прочитав ее в рукописи в 1900 г., Толстой записал в дневнике 28 ноября: "Вчера читал статью Новикова и получил сильное впечатление: вспомнил то, что забыл: жизнь народа: нужду, униже<ние> и наши вины" (54, 65).
   С. 421. ...ваше письмо... вызвало во мне очень сложные чувства. - В день получения письма Толстой говорил: "Когда читаешь письмо Новикова, думаешь, что все это правда, а оно неправда. Если хочешь быть христианином, то не пеняй, что нельзя воспитать в школах пятерых детей... В каждом положении можно приближаться к более христианской жизни. Письмо Новикова умное, очень озлобленное" (Маковицкий Д. П. "Яснополянские записки". Литературное наследство. Т. 90. Кн. 2. С. 496).
   С. 427. Надеюсь в октябре или в ноябре прийти к вам повидаться. - Толстой на это письмо не ответил, а в разговоре со своим секретарем Н. Н. Гусевым сказал: "Вчера получил письма от Иконникова и от Новикова. Одно безграмотное, спокойное, радостное; другое - мало того что умное, -
   528
   складно написанное и раздраженное. Новиков хотя пишет, что у него религиозные основы, но в действительности нет никакой религиозности. Новиков пишет, что земля ему нужна как средство освобождения. Это освобождение - внешнее. Эпиктет - раб - был духовно свободен, а Нерон не был. Новикову отвечать не буду, а если придет сам поговорить - поговорим" (Маковицкий Д. П. "Яснополянские записки". Литературное наследство. Т. 90. Кн. 2. С. 523).
   С. 434. ...в колонии Булыгина... рассказывала мне его жена... - Речь идет о колонии в тульском имении Хатунка Михаила Васильевича Булыгина, бывшего военного, последователя Л. Н. Толстого, двоюродного брата министра внутренних дел при императоре Николае II А. Г. Булыгина. Его жена - А. М. Булыгина (рожд. Игнатьева, в 1-м браке Славновская). О Булыгиных и их взаимоотношениях с Толстым см.: Дубодел И., Мироненко А. Булыгины // Яснополянский сборник 2000. Тула, 2000. С. 264-273.
   ...посылаю на ваше усмотрение ту самую рукопись, которую я вам читал 10 марта... - Вероятно, речь идет о рассказе М. П. Новикова "Призывной". 10 марта 1909 г. Д. П. Маковицкий записал в дневнике: "М. П. Новиков - он недобрый... Л. Н. собирается написать предисловие к "Призывному" Новикова" (Маковицкий Д. П. "Яснополянские записки". Литературное наследство. Т. 90. Кн. 3. С. 353.
   С. 435. В связи с тем, что я говорил вам перед вашим уходом... - О беседе Л. Н. Толстого с М. П. Новиковым во время последнего посещения крестьянским писателем Ясной Поляны см. "О пережитом". Гл. "Уход Л. Н. Толстого".
  
   ПЕРЕПИСКА С Л. Н. ТОЛСТЫМ
  
   1. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 13 апреля 1896 г.
   2. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 7 марта 1898 г.
   3. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 7 декабря 1898 г.
   4. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 27 сентября 1901 г.
   5. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 16 мая 1902 г.
   6. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову. 15 июля 1902 г.
   7. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову. 17 ноября 1902 г.
   8. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 2 апреля 1904 г.
   9. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 24 апреля 1904 г.
   10. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову. 26 апреля 1904 г.
   11. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 27 апреля 1904 г.
   12. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову. 30 апреля 1904 г.
   13. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 25 мая 1904 г.
   14. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 9 июня 1904 г.
   15. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 20 июня 1904 г.
   16. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 13 сентября 1904 г.
   17. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову. конец 1904 - начало 1905 г.
   18. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 27 января 1905 г.
   19. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 11 апреля 1905 г.
   20. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 14 ноября 1905 г.
   21. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 5 июня 1906 г.
   22. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 18 мая 1906 г.
   23. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 29 августа 1907 г.
   24. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову. 4 сентября 1907 г.
   25. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 26 сентября 1907 г.
   556
   26. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 11 августа 1908 г.
   27. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову. 17 августа 1908 г.
   28. М. П. Новиков - Л. Я. Толстому. 24 октября 1908 г.
   29. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 10 апреля 1909 г.
   30. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову. 8 июня 1910 г.
   31. Л. Н. Толстой - М. П. Новикову. 24 октября 1910 г.
   32. М. П. Новиков - Л. Н. Толстому. 29 октября 1910 г.

Другие авторы
  • Вишняк М.
  • Суриков Иван Захарович
  • Глинка Сергей Николаевич
  • Богатырёва Н.
  • Уайльд Оскар
  • Ольденбург Сергей Фёдорович
  • Котляревский Нестор Александрович
  • Калашников Иван Тимофеевич
  • Александровский Василий Дмитриевич
  • Юрьев Сергей Андреевич
  • Другие произведения
  • Скиталец - В дороге
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Воля к силе и воля к жизни (С. Надсон)
  • Соловьев Всеволод Сергеевич - Из писем
  • Шаховской Александр Александрович - Не любо - не слушай, а лгать не мешай
  • Полежаев Александр Иванович - Морни и тень Кормала
  • Шепелевич Лев Юлианович - Венецианский купец
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Драматические сочинения и переводы Н. А. Полевого. Часть третья
  • Телешов Николай Дмитриевич - Живой камень
  • Петрашевский Михаил Васильевич - Карманный словарь иностранных слов
  • Хирьяков Александр Модестович - Закон Бальдера
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 477 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа