Главная » Книги

Свенцицкий Валентин Павлович - Проповеди (часть 1), Страница 2

Свенцицкий Валентин Павлович - Проповеди (часть 1)


1 2 3 4 5

и Сына и Святаго Духа!
   Праведный Симеон предрёк Пресвятой Деве Марии: "И Тебе Самой оружие пройдёт душу" (Лк. 2, 35).
   Это сбылось, когда Матерь Божия стояла на Голгофе, у креста, на котором был распят её Сын. И когда услышала Она Его слова, которыми Он передавал всю заботу, всё попечение о Ней любимому Своему ученику.
   "Се, Матерь твоя!" - сказал Он ему. А Ей: "Жено! се, сын Твой" (Ин, 19, 26-27).
   Помните ли вы слова Страстной седмицы - плач Богоматери: "Ныне лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и Любимое". И ещё: "Хотела бых с Тобою умрети... не терплю бо без дыхания мертва Тя видети". И ещё: "Камо идеши ныне, Сыне Мой, а Мене едину оставляеши?"
   Продолжает сбываться пророчество Симеона и ныне, когда мы ежечасно грехами нашими сораспинаем Сына Её!
   Но любовь Матери Божией безмерна. И она была, есть и будет во веки наш покров, наше заступление. Даже в жизни мирской, где столько вражды, где так одиноко и холодно, единственно, что осталось ещё, - это материнская любовь. Какой ты ни есть грешный, падший, заблудший, а сердце матери всё поймет и всё простит. Любовью своей всё покроет.
   Матерь Божия - Матерь всего рода христианского. Пока Она с нами - есть в жизни и тепло, и радость. Есть к кому обратиться в скорби, есть у кого просить заступления.
   Но если Она отойдёт от нас, жизнь осиротеет. Божия Матерь отходит от людей не тогда, когда они грешат, - грех простится, покроется любовью, - а когда мы упорствуем в грехе, возводим его в правило, оправдываем, не хотим жить иначе.
   Оглянитесь на жизнь мирскую! Это дорога без меры в ширину, без конца в длину - и по ней бегут люди, и толкают, и топчут, и душат друг друга.
   Они стремятся к призрачному счастью, к житейскому благополучию; в крови, в ранах, измученные борьбой, озлобленные и несчастные - они не могут достигнуть радости, потому что гонятся за мечтой.
   И не хотят понять, что радость здесь, около них, она - та "нечаянная радость спасения", которую получил грешник, изображённый на иконе, ныне нами прославляемой.
   Как часто мы ропщем на Матерь Божию, что Она не исполняет наших молений. А что мы делаем? Что мы делаем?
   Одной рукой наносим раны Сыну Её - и другую протягиваем за помощью.
   Надо начинать с покаяния. Грешник увидел на теле Младенца Христа раны, нанесённые Ему злыми делами, и ужаснулся, и просил Матерь Божию исходатайствовать прощение у Сына Её. Неотступными просьбами Матерь Божия вымолила у Сына Своего прощение грешнику - Она даровала ему нечаянную радость прощения.
   Так и мы, если хотим истинной радости в жизни, должны начать с покаяния.
   Сегодня мы будем молиться перед иконою "Нечаянной радости". Сколько в этих молитвах будет обращено просьб к Божией Матери. А много ли будет пролито покаянных слёз? Но с этих слёз и должна начинаться наша молитва.
   Пусть каждый, стоя у святой иконы, заглянет в себя, просмотрит свою жизнь и принесёт в дар Божией Матери своё покаяние, тогда и Божия Матерь пошлёт нам нечаянную радость спасения.
   Аминь.
  
  

28 декабря 1924 г.

В церкви "Никола Плотник" за Литургией

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Апостолы Пётр и Иоанн шли в храм в час девятый. При дверях храма сидел хромой от рождения. Увидев Петра и Иоанна, он просил у них милостыни. Пётр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. Хромой пристально смотрел на них, надеясь получить милостыню.
   "Но Пётр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени" (Деян. 3, 6).
   Так и Церковь.
   Она не даёт вам серебра и золота, не даёт житейских благ - но она протягивает руку и подымает вас.
   Она не даёт материального благополучия. Но она открывает смысл жизни, научает правде. Даёт истинную радость. Зовёт на вечерю в Царствие Божие.
   Но большинство не слышит этого зова, уподобляясь человеку, который, умирая от жажды, отверг источник чистой воды и припал бы к грязной луже.
   Это было бы безумие! Но хорошо, если бы это было безумие! Это наваждение диавольское. Это обман бесовский.
   Св. Антоний Великий видел великана, голова которого упиралась в небо, а руки были распростёрты. Летели птицы, и те из них, которые не могли подняться и перелететь выше руки, падали вниз, а которые перелетали, те подымались к небу. Это были души умерших людей.
   Но что даёт власть над людьми этой тени, этому призраку? Что мешает людям быть в числе избранных на вечери, которую устроил человек в притче сегодняшнего евангельского чтения?
   Мешают "земля", "волы", "семья" - мешает суета мирской жизни.
   И хоть бы счастливы были люди по-земному! Но что, кроме горя, слёз и страданий, даёт этот базар мирской суеты? Кто счастлив? Никто. Или, может быть, не всех зовёт Христос?
   Но пусть человек прислушается к своему сердцу. Он услышит там этот постоянный призыв.
   Вам посылается болезнь. Это ли не несчастье! Но прислушайтесь. И вы услышите, что это Господь зовёт вас, ибо болезнь побуждает вас думать о смерти, о вечности, о смысле жизни.
   Умер у вас близкий человек. Какое неутешное горе! Но это Господь зовёт вас к себе, ибо только вера даёт силы высшим смыслом преодолеть всю бессмыслицу, всю нелепость смерти.
   Вы оклеветаны, у вас житейские неприятности - прислушайтесь к сердцу, и здесь Господь зовёт вас к себе. Ведь найти утешение, осмыслить всё происходящее, не захлебнуться в этих житейских дрязгах можно, только живя со Христом.
   А если Господь посылает вам радость, столь редкую в нашей жизни, - разве не услышите вы в сердце своём тот же зов ко Христу? Может ли что-либо, кроме веры, дать смысл радости, не превратить её для вас в мелькающую тень?
   Но на пути в Царствие Божие есть и ещё одно искушение: и чем дальше идёт жизнь, тем могущественнее его влияние на душу человека. Это искушение, этот соблазн коренится в мысли, что если большинство уходит от Церкви - то неужели же "все" неправы, а правы немногие, сохраняющие веру?
   Всё нам предсказано, ибо Господь сказал: "Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?" (Лк, 18, 8).
   Мы, верующие, "прах попираемый", мы безумцы для мудрых мира. Нам сказано, что широк путь к погибели и многие идут им, а узкий путь ко спасению избирают немногие.
   Церковь даёт примеры, как отражать эти искушения. Святой Григорий Богослов говорит: "Скорее реки потекут вверх и огнь примет направление, противоположное обычному своему стремлению, нежели я изменю чему-либо в моём спасении".
   А Максим Исповедник, когда его заставляли причаститься с отступившим от православной веры патриархом, воскликнул: "Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом - я не причащусь с ним".
   И всё же мысль, что другие думают иначе, что "все" уходят от Церкви - соблазняет и отравляет души. Христос обращается не к массам, а к отдельной человеческой душе. Он говорит:
   - Ты Иоанн, ты Мария, ты Пётр. Выбирайте путь свой, не оглядываясь на соседей, а вопрошая свою совесть. Пусть они идут своею дорогой. Мы пойдём своей - на вечерю Христову.
   Дабы соделаться нам, как говорит апостол Пётр, "причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью" (2 Пет. 1, 4).
   Аминь.
  
  

8 января 1925 г.

В Крестовоздвиженской церкви за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   "И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь". А многочисленное воинство небесное славило Бога: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк. 2, 10-14).
   Но где же слава - когда поругание? Когда надели венец терновый и били по лицу, и спрашивали, издеваясь: "Скажи, кто ударил Тебя?"
   Но где же мир - когда ненависть и крики: распни, распни Его! Где благоволение в людях - когда Голгофа?
   И вопрошают люди мирские: где обетованная радость, когда вся жизнь - беспрерывный ряд скорбей?
   Думали ли вы когда-нибудь, что должен испытывать человек, приговорённый к смерти? И вот, после долгих и страшных ожиданий распахнулась бы дверь, и некто сказал бы: "Ты, свободен".
   Ангел и возвестил миру такую свободу. Ибо родившийся Христос освободил мир от казни смертной.
   Если бы не воплотился Сын Божий, если бы не было Голгофы и Искупления, если бы не воскрес Христос, - чем стала бы жизнь, как не ожиданием смерти?
   Что было бы впереди, кроме открытой могилы, если бы не было за ней воскресения?
   Можно одурманивать себя ежедневными заботами, жить, погрязнув в житейских делах, - не думать о смысле жизни. Но придёт час, когда встанет этот вопрос. Придёт час смертный. Оглянется человек на прожитую жизнь, и каким ненужным и бессмысленным покажется ему всё, что он считал когда-то самым главным. Всё, что тешило его гордость, самолюбие и похоть!
   Но для тех, кто верует во Христа, кто знает, что смерть побеждена Воскресением, какой открывается неисчерпаемый источник радости жизни.
   Какая слава Даровавшему нам спасение! Какой мир ниспослан душам нашим! Какое благоволение в людях! Для тех, кто не верует, Ангелы не поют. А те, кто верует, те слышат песнь воинства небесного: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение".
   Аминь.
  
  

24 января 1925 г.

В церкви Спаса во Спасском за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Апостол Павел поучал: "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14, 22).
   Когда перед пастырем-духовником проходят человеческие души, человеческие сердца - он ужасается! Ужасается при виде этого моря скорби, заливающего человеческую жизнь. Множество народа в храме, разного возраста и состояния. А там, за спиной у каждого, своя собственная сложная жизнь, со своим горем, с своим Крестом.
   Так и видится ваша жизнь там, в миру - или в каморке, в которую едва пройдёшь по полутёмной деревянной лестнице, или в комнате почище, с киотом, занавесками, комодом... И все из храма разбредутся по своим углам, к своим скорбям.
   А вот и скорби.
   Лишился места. Не на что жить. На руках дети. Положение кажется безвыходным. Близок человек к отчаянию.
   А эту муж бросил. Пятнадцать лет жили вместе. "Вот и хожу по улицам... выйду, - говорит, - и иду, и иду, и куда, и зачем - сама не знаю..."
   У этой дети от рук отбились. Смеются над верой... погибают на глазах. И болит материнское сердце самою страшною болью - ибо никто так не любит, как мать...
   Болезни... изнемогает тело в физических страданиях - и не хватает ни сил, ни терпения переносить эту боль...
   Муж пьянствует - пропивает всё, что зарабатывает, а дома-то холод, а дома-то голод...
   А вот и самая большая скорбь - смерть близкого человека. Кажется, и жить больше незачем! Кажется, вместе с ним ушло всё... "Я, - говорит, - и шапку его со стола не убираю. Всё кажется - вернётся. Да нет. Не вернётся..."
   А вот скорби духовные. Колеблется вера. Волны неверия бьют жестоко. Трудно держаться одному, когда в дому, в семье, в окружающей жизни - "все" отпадают от веры. И наука, говорят, доказала, и попы, говорят, обманывают... И хотя сердце чувствует истину, но разум смущает сомнения...
   У этого нет раскаянности в грехах. Окамененное нечувствие сковало сердце. И знает, что согрешил, но нет слёз покаянных, нет сокрушения, спит совесть.
   У другого нерадение к молитве. Сознаёт, что опускается, задыхается душа без молитвы, но не может достигнуть, чтобы возгорелась она в душе.
   Унесут ли пришедшие сюда со скорбями своими утешение из храма? Уврачуют ли раны? Пришли во врачебницу - уйдут ли исцелёнными? "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие".
   Если там, в конце жизненного пути, видится эта вожделенная цель - тогда Церковь исцелит скорбь. Тогда храм даст исцеление.
   Для кого жизнь - не бессмысленное чередование удач и неудач, наслаждения и горя, а великая работа Господня для достижения нашего спасения в Царствии Божием, для того все скорби имеют иное значение. Конечная цель - Царствие Божие - ставит их на надлежащее место, они встают в порядок, как по краям жизненного пути, и открывается тернистая, но верная дорога ко спасению. Скорби становятся уже не горем только, но испытанием, искушением, назиданием.
   Может быть, ты горд, самолюбив, тщеславен, и жизнь заставляет тебя пожить в унижении...Может быть, ты привык рассчитывать на свою силу, на свою волю. Ведь человек высоко хватает! Самое небо хочет достать рукой - и вот болезнь, неудача, смерть близких заставляют чувствовать, какие мы жалкие, беспомощные, и заставляют уповать на волю Божию...
   "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие". Оно озарит нам всю жизнь. И совершится как бы некое чудо. Чувство тоски превратится в радость. Уныние сменится бодростью духа. Тёмное, безвыходное отчаяние осветит надежда.
   И в сердцах людей загорится пламенная любовь к Богу и людям.
   Аминь.
  
  

31 января 1925 г.

В церкви св. Панкратия за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Иоанн Лествичник говорит: "Не падать свойственно только Ангелам. Человекам свойственно падать и восставать, пребывать в падении свойственно одним диаволам".
   Какое великое утешение, какое великое назидание!
   Особенно теперь, когда Святая Церковь начинает подготавливать нас к Великому посту. Утешение в том, что падшему свойственно восставать. Назидание в том, что падение без восставания - состояние диавольское.
   Но это утешение и это назидание лишь для тех, кто ужасается и скорбит от множества согрешений. А много ли таких? Сколько людей видел я, плачущих от житейского горя, от нужды, от обид, от смерти близких, - а плакавших о грехах помнишь наперечет. Вот обокрали человека. Лишился последнего достояния. Кому не памятна его скорбь, его плач?
   Ну, а диавол душу украл? Это ничего? Не больно? Не страшно?
   Почему же так? Почему, лишась главного, не скорбим, пребываем в нечувствии. А лишаясь того, что проходит, как сон, почитаем себя несчастными? Потому, что думаем внешним благополучием достигнуть внутренней радости и счастья!
   Но ты, лишившийся заработка, спроси того, кто не знает нужды, счастлив ли он? Радостно ли у него на сердце? И ты услышишь ответ, что у него такая же тоска, как и у тебя.
   Спроси того, кто лишился детей, похоронил их, оплакивает их, счастливее ли он тех, кто имеет детей на руках своих, - и услышишь, что у него свои скорби, свои слёзы...
   Ты ропщешь на болезнь... Спроси здоровых, счастливы ли они? И услышишь, что у них свои боли, своё горе...
   Я знал людей, имеющих полное житейское благополучие, которых мучила нестерпимая душевная тоска и которые мечтали о смерти! Радость и истинное счастье зависят не от меняющихся, как тени, преходящих внешних обстоятельств жизни, а от того, что мы носим в своей душе, в своём сердце.
   Св. Иоанн Златоуст угрожающим смертию отвечал словами апостола Павла: "Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп. 1, 21). Угрожающим изгнанием говорил словами Псалмопевца: "Господня земля и что наполняет её" - т. е. всюду земля Господня (Пс. 23, 1). А угрозы отнять имущество отражал словами апостола: "Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него" (1 Тим. 6, 7).
   Вот при такой настроенности какая житейская неудача в силах повергнуть человека в скорбь? Что может устрашить его, когда не страшна ему ни смерть, ни изгнание, ни потеря всего материального благополучия?
   Но как приобрести такую настроенность?
   Ответ на этот вопрос лежит не в одном каком-либо указании Церкви, не в том, чтобы прослушать одну проповедь, придти к одной церковной службе, исполнить какое-либо одно церковное правило, а в совокупности всего, что указывает нам Церковь как условие возрастания в нас духовной жизни.
   И я, всходя на эту кафедру не для одной случайной проповеди, а для постоянного назидания вас и проповеди слова Божия, имею ту же общую цель для всей проповеди своей во всём её объёме. Дабы вы научились жить не для временного, преходящего - а для достижения вечного Царствия Божия.
   Аминь.
  
  

5 февраля 1925 г.

В Крестовоздвиженской церкви за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Вспомните евангельское повествование о Закхее. Спаситель проходил через Иерихон. Некто Закхей, начальник мытарей, хотел видеть Его, но не мог за народом, потому что мал был ростом. Забежал вперёд. Влез на смоковницу. Когда Господь пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме".
   Закхей сошёл. С радостью принял Его... А кругом осуждали. А кругом роптали. Осуждали за то, что взошёл Господь в дом грешного человека. Закхей сказал Господу: "Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему... Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее". (Лк. 19, 9-10)
   Сколько раз каждый из нас слышал это евангельское чтение. Многое знают его почти наизусть. Но Евангелие, как истинный источник жизни, имеет неиссякаемую силу перерождать человеческую душу. Века читают Евангелие люди, и вновь омывается в этом чтении душа человеческая. И каждый из нас, вновь и вновь перечитывая в Евангелии то, что знает почти наизусть, по-новому переживает прочитанное. Уже одного этого свойства Евангелия для открытого, не лукавого сердца было бы достаточно, чтобы уверовать в его Божественную силу.
   Какое же назидание, какое утешение почерпнем мы из евангельского чтения о Закхее?
   "Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее".
   Это закон Божий.
   Мирской, житейский закон иной! В жизни мирской закон другой.
   Если случится с человеком житейское несчастье - его постараются утопить поглубже. Если человек упадёт - его постараются затоптать ногами.
   А вот когда случится несчастье с душой человеческой, когда человек согрешит перед Богом, Господь говорит ему: "Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее".
   Закхей был грешник, презираемый людьми, стяжавший себе богатство неправедное. Но Господь не отринул его. Видя в сердце его покаяние, пришёл к нему в дом. Вот утешение для всех, кого повергают в уныние содеянные грехи!
   "Ныне, - говорит Господь, - пришло спасение дому сему".
   Ныне, теперь, сегодня! Это значит, что для христиан нет власти прошлого! Долгие годы греховной жизни не должны обессиливать его унынием. Для христианина каждый день может быть началом новой жизни. Принеси покаяние. И прошлого нет. Начинай новую жизнь. Начинай её ныне, сейчас же, не откладывая... Разве это не утешение для сознающих тяжесть своих прошлых согрешений!
   "Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме", - так говорит Христос каждому, готовому Его принять. И каждому постучит Господь в сердце. Будет день, будет час, когда увидит Господь, что дом сердца нашего готов отвориться для встречи Христа - и Господь постучит в него.
   Но Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее, и принёс спасение, и готов придти к нам только тогда, когда мы искренне сами стремимся, как Закхей, увидеть Христа. Когда мы сами Его любим. А любовь проверяется жертвой. Надо нести Крест Христов. Ведь наши несчастия житейские - это не Крест. Страдания становятся Крестом только тогда, когда они для Христа. Не всех призывает Господь к жертве. Но каждый должен быть в глубине сердца быть на неё готов. Только тогда будет согревать нас своими лучами та любовь, которая горит в каждом евангельском слове. Только тогда будет относиться и к нам то, что сказал Господь Закхею: "Ныне пришло спасение дому сему, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее".
   Аминь.
  
  

7 февраля 1925 г.

В церкви св. Панкратия за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Господь сказал: "Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 14, 11). "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать", - говорит апостол Иаков (Иак. 4, 6).
   По словам св. Иоанна Кассиана: "Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели и так обнажала и лишала человека всякой праведности и святости, как эта злая гордость".
   Св. Иоанн Лествичник гордость называет: "Отвержение Бога", "виновница падения", "корень хулы".
   А св. Василий Великий сравнивает её со змеёю, которая скрылась за прекрасным цветком, и когда человек хочет сорвать этот цветок, змея наносит ему смертельный укус. Гордость подстерегает человека на всех ступенях духовной жизни. И все труды его превращает в ничто. На высоте духовной она даже опаснее для человека. Как говорит св. Иоанн Кассиан: "Чем более богатую пленит она душу, тем более тяжкому игу рабства подвергает её".
   Разве не прекрасный цветок - милосердие? Но разве не может человек впасть в гордость, совершая дела милосердия из тщеславия напоказ, чтобы видели и восхваляли люди?
   Разве не прекрасный цветок - молитва? Но разве не может отравить её яд гордости? Разве не может человек возгордиться своею святостью?
   Разве не прекрасный цветок - смирение? Но и самое смирение можно сделать источником падения - возгордившись своим смирением.
   Святая Церковь, подготовляя верующих к подвигу и покаянию в дни Великого поста, предостерегает детей своих от этого страшного искушения. Она делает это евангельским чтением, в котором повествуется притча о мытаре и фарисее.
   Фарисей и мытарь вошли в храм помолиться. Фарисей говорил: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк. 18, 11-13)
   И грешный мытарь пошёл в дом свой более оправданным, чем гордившийся своей праведностью фарисей.
   Там стояла гордость - здесь было смирение.
   Как же предостеречь себя от этой страшной опасности, от этого укуса змеи?
   Надо проникнуться сознанием, что всё, что есть в нас хорошего, не принадлежит нам. Кругом зла так много! В душе столько страстей, что своими силами не мог бы спастись человек.
   Нил Синайский говорит: "Как ставший на паутину проваливается и уносится вниз, так падает и полагающийся на собственные свои силы".
   И если достигли мы хотя бы ничтожных успехов в жизни духовной, это дала нам Божественная благодать.
   Чем же гордишься ты? Разве не безумие гордиться себе не принадлежащим?
   Если у тебя есть таланты, не ими ли ты будешь гордиться? Ведь Господь дал их тебе, чтобы ты их преумножил и дал отчёт Богу. Они не принадлежат тебе. Они Божии. Разве не безумие гордиться тем, что тебе не принадлежит?
   Мы нищие духом! Ничего у нас нет! Нечем нам гордиться. Нечем превозноситься. Разве немощью своею.
   Будем же, как грешный мытарь, взывать к Богу: "Боже, милостив буди мне грешному!"
   Аминь.
  
  

12 февраля 1925 г.

В Крестовоздвиженской церкви за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   "Боже, милостив буди мне грешному!"
   "Буди милостив!"
   Но надежда на милость Божию должна иметь своё оправдание. Оправдание в покаянии, подтверждённом переменою жизни. Какой же всеобщий грех требует нашего покаяния?
   Обмирщение Церкви и жизни.
   "Не можете служить Богу и маммоне",- сказал Господь. "Они не от мира, как и Я не от мира", - сказал Он о Своих учениках. "Не любите мира, ни того, что в мире".
   "Весь мир лежит во зле", - говорит апостол Иоанн. Этот мир, который противолежит Церкви, яростно стремится к обмирщению её. Дабы оградить Церковь Христову от обмирщения, соборный разум её, водимый Духом Святым, создал свои церковные законы, свои каноны, устав, по которому должна течь церковная жизнь.
   Соблюдали ли мы эти законы, как должно? Не нарушали ли мы их по незнанию и по небрежению?
   Дабы оградить душу человеческую от обмирщения, Господь заповедал нам непрестанно молиться.
   А мы? Мы считаем почти за подвиг, если мы раз в неделю посещаем храм. Дома большинство православных христиан лба не перекрестит. Нам некогда. На всё есть время - кроме молитвы. Мы забыли, что молитва должна быть главным делом жизни, - остальное приложится.
   Дабы оградить всю жизнь от обмирщения, апостол Павел дал строжайшее правило: "Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5, 11).
   А мы так смешали нашу жизнь с мирскою жизнью, что если человек не скажет сам, что он верующий христианин, со стороны не узнаешь.
   Мы ропщем, что дети отходят от Церкви. Но не сами ли мы тому виной? Разве не видят они, что родители их, придя из Церкви, живут как все неверующие люди?
   А если Церковь не перерождает человека, разве не правы они, что значение её для этих людей ничем не отличается от театров, кинематографов, концертов, где праздно проводят время...
   Боже, милостив буди нам грешным.
   Но разве мы покаялись? Разве после всех испытаний мы вернулись к исполнению церковных правил? Разве они не нарушаются нами, как и прежде? Разве не идёт церковная жизнь по-прежнему, как будто бы ничего не случилось?
   Так за что же Господь будет милостив к нам? Разве мы стали ревностней в молитве? Разве не оставляем мы для неё по-прежнему лишь то время, которое нам некуда девать? Разве стала молитва главным делом нашей жизни?
   Так за что же Господь помилует нас? Разве мы отрешились от жизни мирской? Разве сами мы не те, кто, называясь "братом", называясь "христианином", на самом деле блудники, лихоимцы, пьяницы, хищники? Как же будем просить у Бога милости?
   О, мы твёрдо запомнили, что Бог милосерд! Но совершенно забыли, что Он праведный Судья! Мы знаем все слова любви, сказанные в Евангелии, но не хотим знать Его слов обличения.
   Мы говорили о снисхождении - и снисхождением довели Церковь до страшных потрясений. Теперь Господь призывает нас к строгости.
   Мы, пастыри, будем строги к своей пастве, пусть архипастыри будут строги к нам, пастырям, и пусть каждый будет строг к самому себе, дабы не тщетно взывать нам: "Боже, милостив буди нам грешным".
   Аминь.
  
  

15 февраля 1925 г.

Неделя о блудном сыне

В церкви св. Панкратия за Литургией

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   В евангельском чтении вы слышали сегодня притчу о блудном сыне. Эта притча о нас с вами.
   О Господи, если бы вся она была о нас!
   Но вспомним слова Спасителя.
   У одного человека было два сына. Младший сказал: "Дай мне следующую мне часть имения". Отец разделил им имение. Младший сын взял всё и ушёл в дальнюю страну.
   Это про нас. Это мы ушли в дальнюю страну от Отца Небесного.
   Младший сын расточил в дальней стране имение своё, живя блудно.
   Это про нас. Это мы расточили духовное богатство своё, живя блудною мирскою жизнью.
   И вот, когда настал голод в той стране, блудный сын пошёл к одному из жителей, тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был насытиться рожками, которые ели свиньи.
   Это про нас. Это мы, голодные духовно, готовы заполнить пустоту души своей "рожками" - низменными, животными страстями.
   А дальше - уже не про нас. Дальше уже про немногих
   "Придя же в себя, сказал..."
   Многие ли приходят в себя? Многие ли приносят покаяние?
   "Придя же в себя, сказал: ...Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих" (Лк. 15, 17-19).
   Многие ли сознают грехи свои пред Отцом своим? Многие ли говорят так?
   "Встал и пошёл" блудный сын назад, в отчий дом.
   Кто же из нас поступает так? Кто "встаёт?" Кто возвращается в обитель жизни духовной?
   А тех, которые не только приносят словесное покаяние, но действительно возвращаются к Отцу, какая радость ждёт их!
   Отец побежал навстречу сыну своему. Обнял его и целовал. Велел принести лучшую одежду, велел перстень надеть на руку его и обуть ноги его. Велел принести откормленного тельца. И устроил пир. Ибо сын этот "был мёртв" и ожил, пропадал и нашёлся.
   Господи! Даруй нам истинное покаяние!
   Дай нам силы придти в себя. Встать. Пойти к Отцу. Нас ждёт там великая радость прощения, нас ждёт там духовный пир.
   Аминь.
  
  

28 февраля 1925 г.

Перед Прощёным воскресеньем

В церкви св. Панкратия за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Вот привёл Господь вновь дожить до святых дней Великого поста. Завтра Прощёное воскресенье. Святая Церковь долго подготовляла нас к этим дням.
   В притче о мытаре и фарисее она научила нас истинному смирению. В притче о блудном сыне показала путь покаяния. В неделю мясопустную показала нам грядущий Страшный Суд.
   Великий пост потребует от нас жертвы. Мы будем поститься, молиться, трудиться. Но прежде жертвы Господь требует от нас милости.
   "Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 15).
   Но надо простить не внешне. Не исполнить лишь привычную формальность, сказав: "Простите меня ради Христа" и поклонившись в ноги. Надо, чтобы сердце загорелось любовью, чтобы там, внутри, в глубине души нашей, не осталось никакой озлобленности и обиды против ближних наших. Это людей можно обманывать внешним обрядом прощения, в то время как сердце остаётся жестоким. Но Господь сердцеведец Он видит всё, что совершается в нас. Для того чтобы по-настоящему простить обиды, надо, чтобы в сердце была любовь.
   Но достигнуть состояния любви - дело всей нашей жизни!
   Любовь иссякла в людях, как говорит апостол, от беззакония.
   "По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24, 12).
   Беззаконная жизнь наша - вот источник озлобленности нашей. Ибо любовь, по апостолу, - "совокупность совершенства". Соберите же в своём сердце всю любовь, которую нажили за все годы жизни своей, и простите людям всё, что имеете против них
   А потом надо вспомнить свои грехи. Когда трудно простить обиду, вспомни, что и ты ежечасно обижаешь Бога грехами своими, а ждёшь от Него прощения. Когда обида кажется тебе несправедливой, вспомни, сколько грехов твоих по справедливости требуют возмездия и остаются безнаказанными!
   Собери же в сердце своём сознание всех грехов своих - и прости ближнему все его согрешения. Ведь это такое счастье - любить и прощать людей. Когда нет в сердце любви, оно кажется пустым, а жизнь беспросветно тяжёлою. Озлобленность наша нас самих пригибает к земле.
   Окаменелое жестокое сердце пусть согреется в нас любовью и размягчится сознанием грехов. Простите друг друга здесь, в храме, это всего легче, ибо всё здесь располагает к любви.
   Придя домой, простите друг друга в семьях своих, ибо и среди близких так много взаимных обид и вражды. Простите своих соседей, с которыми у вас житейские ссоры.
   Простите и тех, вдали от вас, на которых что-либо злое имеете в сердце своём. Простите и меня, грешного! Простите все прегрешения мои против вас - еже словом, еже делом, еже ведением и неведением.
   По церковному обычаю примите мой земной поклон.
   Аминь.
  
  

7 марта 1925 г.

1-я неделя Великого поста

В церкви св. Панкратия

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Филипп сказал Нафанаилу: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри" (Ин. 1, 45-46).
   Твой ум обуревают сомнения. Колеблется вера, что Евангелие - Божественное откровение. "Пойди и посмотри". Ты увидишь, что ни один мудрец не может дать то, что даёт христианство; немало написано мудрых книг, но только одно Евангелие может переродить душу. Много попыток людских ответить на вопрос о смысле жизни. Но только одно Евангелие может действительно решить этот вопрос, ибо оно одно говорит о победе над смертью.
   А пока смерть признаётся владыкою жизни, никакая мудрость не сможет дать жизни смысл.
   Спросите умирающего человека, не признающего вечной жизни, и он должен будет сказать, что жизнь земная смысла не имеет.
   Твоё сердце исполнено сомнений. Жизнь кажется тебе рядом безысходных страданий. Ты не знаешь, где найти утешение. "Пойди и посмотри".
   Только в Церкви Христовой найдёт человек истинное утешение. Христос и теперь говорит людям: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28).
   Люди жестоки и холодны. Люди безжалостны. Они думают только о себе. Но и самое любящее сердце не может дать того, что даёт Христос. Ибо Он не только жалеет нас - Он даёт нам силы переносить страдания.
   Твоя душа смущена торжествующим в мире злом Ты не находишь в людях правды, чистоты, святости. "Пойди и посмотри".
   Святая Церковь покажет тебе сонм святых. Она покажет тебе, как люди умеют любить, жертвовать собой, какой чистоты могут достигать их сердца.
   Но какою победоносною могла быть проповедь Евангелия, если бы мы могли сказать и о нашей современной жизни: "Пойди и посмотри".
   Подобно тому, как говорили о себе христиане первых веков.
   "Воистину это новый народ и в нём Божественное применение", - говорит философ Аристид.
   "Мы называемся истинными сынами Божьими и на самом деле таковы", - говорит Иустин Мученик.
   Для того чтобы говорить так в своих апологиях перед земными владыками, надо было иметь за собой не наше теперешнее христианство.
   Но будем надеяться и верить, что посылаемые Богом испытания и нашу современную христианскую жизнь сделают такой, что мы дерзновенно сможем сказать: "Пойди и посмотри!"
   Аминь.
  
  

8 марта 1925 г.

1-я неделя Великого поста

В церкви св. Панкратия за Литургией

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   "Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому", - сказал Господь (Ин. 1, 51).
   Исполнилось ли это обетование Божие? Где небо отверстое? Где Ангелы Божии? Где Сын Человеческий? Спрашивает один с сомнением, другие с разочарованием, третьи со злобой.
   Да, исполнилось обетование Божие! Но чтобы видеть небо, надо лицо поднять от земли, надо очи возвести к небесам, надо горе иметь сердца.
   Спрашиваем: где небо, а сами смотрим в грязь; спрашиваем: где Ангелы, а сами толкаемся в уличной толпе; спрашиваем: где Сын Человеческий, а сами прикованы к житейским заботам.
   Недавно Господь привёл меня служить панихиду у гроба умершего человека. Лицо у покойника было измученное, страдальческое, кожа да кости. Скончался от рака желудка - почти от голодной смерти. Я сидел в комнате, где дожидались знакомые, пришедшие на панихиду, и слышал рассказ, как он умирал. Перед смертью позвал священника, исповедовался и причастился. А двум детям своим сказал: "Может быть, вы вырастете неверующими, но помните, что говорит вам умирающий отец, - когда будете умирать, причаститесь Святых Тайн".
   Вот когда открылись ему небеса. Почему мы вспоминаем о Христе, умирая? Если бы помнить о нём в жизни! Для тех, кто видит Его небо отверстым, вся жизнь освещается по-иному.
   Но видеть небо отверстым могут чистые сердцем: "Блажени чистии сердцем, яка тии Бога узрят".
   Дабы омыть сердца, запылённые житейской суетой, загрязнённые мирской жизнью, вы приносили покаяние на исповеди. А за Божественной литургией исполняется обетование Спасителя.
   Литургия - отверстое небо. С нами сослужат Ангелы Божии, восходящие и нисходящие к Сыну Человеческому. И Сын Человеческий, Господь Иисус Христос, присутствует среди нас и делает нас сопричастными Божественного естества.
   Аминь.
  
  

5 апреля 1925 г.

В церкви св. Панкратия за Литургией

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Слава Богу за всё!
   Слова эти впервые были произнесены св. Иоанном Златоустом на смертн

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 511 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа