Главная » Книги

Свенцицкий Валентин Павлович - Проповеди (часть 1), Страница 3

Свенцицкий Валентин Павлович - Проповеди (часть 1)


1 2 3 4 5

ом одре, в момент мученической кончины в тяжком изгнании.
   Да сподобит и нас Господь произносить это Божественное славословие - но не в храме только, а и в жизни.
   Слава Богу за всё!
   Посылает Господь нужду. Заботы о хлебе смущают душу. Безысходное положение порождает уныние.
   Слава Богу за всё, ибо и Спаситель наш не имел где преклонить голову.
   Ты ропщешь на то, что люди оклеветали тебя.
   Слава Богу! Ибо оклеветан был и Сын Божий.
   Ты скорбишь, видя кругом себя озлобление.
   Слава Богу! Разве озлобленная толпа не кричала: "Распни, распни Его!"
   Болезни телесные приводят тебя в отчаяние.
   Но слава Богу! Разве не страдал плотию распинаемый на Кресте Христос?
   Жизнь твоя представляется тебе как путь скорбей.
   Слава Богу! Ибо не скорбным ли путём голгофским шёл Спаситель мира.
   Смерть готова взять от нас близкого человека.
   Слава Богу за всё! Ибо Христос победил смерть.
   Слава Богу за всё, ибо даровано нам избавление от греха, страдания и смерти. Слава Богу за всё, потому что открыт нам путь в Царствие Божие. Потому что Спаситель зовёт нас к Себе - на эту Святую Трапезу. Потому что мы, недостойные, делаемся причастниками Его Пречистого Тела и Крови в оставление грехов и в жизнь вечную.
   Аминь.
  
  

8 апреля 1925 г.

В церкви св. Панкратия в первый день кончины Святейшего Патриарха Тихона

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Страшный час в судьбах Православной Церкви пробил: умер Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России.
   Утверждение на Тя надеющихся, утверди Господи Церковь.
   Осиротели мы. Осиротела Православная Церковь. Никакой мудрец не может так выразить искренней правды, как простое сердце простого человека.
   Утром, когда я шёл с панихиды, ко мне на улице подошли простые женщины, и одна из них сказала: "Как же мы теперь жить будем, ведь мы точно крыльев лишились, всех он нас соблюдал!"
   Чем же соблюдал паству свою Всероссийский Святейший Патриарх?
   Почему Господь дал его нам Первостоятелем Русской Церкви? Именно господь дал, ибо когда на Соборе избирали Патриарха, то из трёх намеченных кандидатов Тихон получил меньшее количество голосов. И после молитвы, когда был брошен жребий, Господь указал Тихону быть Российским Патриархом.
   Чем же был он для Русской Церкви?
   Он был её совестью.
   В эпоху всеобщего распада, всеобщей лжи, всеобщего предательства, продажности, отступничества был человек, которому верил каждый. О котором каждый знал, что этот человек не продаст правды! Вот чувство, которое было в сердцах каждого из нас. Пред престолом Российской Церкви горела белая свеча. У него не было ничего личного, ничего мелкого, своего, для него Церковь была всё. Вот что объединяло паству в тяжёлые годы потрясения.
   После трёх лет недавно я вновь увидел Святейшего Патриарха. Отворилась дверь. Я вошёл в приёмную. Трепет прошёл по моему сердцу. Я увидел перед собой икону - живого угодника Божия, как изображает их Церковь на иконах своих. Это был образ слова, жития, любви, духа, веры, чистоты. Никакая клевета и никакая ложь, никакая злоба не могли отнять у верующих сердец этой уверенности в духовном величии Патриарха.
   Святейший Патриарх умер. От этой беды, от этого горя церковного мысль невольно обращается к судьбам православия.
   Неделю тому назад мне вновь пришлось быть у Святейшего Патриарха в лечебнице. И когда я шёл оттуда, мне вспомнилось то, о чём на этих днях говорилось всюду, - о папе римском: будет или не будет при его дворе французский посол. Подумаешь, какая честь, какой блеск, какое величие! Как это ослепляет! Ведь внешнее могущество так ослепительно для рабских сердец. И вот маленькая комнатка Российского Патриарха великой Православной Церкви и кровать, покрытая сереньким одеялом, и сам он, старенький, в подряснике, опоясанном широким поясом. И никаких послов, никакого величия! Но ведь и Христос не был во дворце римских императоров. Он не имел где преклонить голову. Так ясно почувствовалось, что здесь Христос, что в этой смиренной, в этой уничиженной обстановке своей великий наш Патриарх - со Христом.
   Тяжкие потрясения ожидают Православную Церковь и многие соблазны: будет усиление лжи и беззакония. Но ложь не станет правдой от того, что её станет повторять большинство. Чёрное не станет белым от того, что многие это чёрное станут признавать за белое.
   Пусть остающиеся верными Православной Церкви не смущаются ни внешним величием еретиков, ни могуществом их, ни тем, что их большинство. Ибо Господь предрёк это страшным вопросом: "Когда Сын Человеческий приидет, найдёт ли Он веру на земле?" Это сказал тот же Спаситель мира, Который дал обетование: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей". Но это не значит, что в то время, когда Сын Человеческий, грядущий во славе Своей, найдёт лишь немногих истинных Своих учеников, не будет именующих себя христианами. Напротив, Господь предрёк нам, Он сказал, что многие придут тогда под именем Его и будут говорить: я Христос! - и многие прельстятся. Одинокую, может быть, гонимую еретиками истинную Церковь Христову будут тогда заслонять называющие себя христианами, называющие себя Церковью. Возникнут лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. И ложь о Христе будет так соблазнительна даже для верующих, даже для душ, преданных Христу, что нужно особенно соблюдать себя, нужно особенно молиться, чтобы не впасть в искушение.
   Со стороны внешней, со стороны канонической, смерть Патриарха не создаёт затруднений. До Собора Первостоятель Церкви по завещанию Патриарха назначен. За отсутствием митрополитов Кирилла и Агафангела власть первосвятительская переходит к Местоблюстителю Патриаршему Петру. Признать эту высшую церковную класть - обязанность православного христианина независимо от личных симпатий и антипатий, ибо непризнание законно поставленного Местоблюстителя возможно лишь при одном условии: отпадении его от православия.
   Не внешнее страшно нам, а внутреннее. Страшно наше собственное духовное состояние. Особенно когда между нами идут распри, когда нет единства в среде самих православных христиан.
   Мы будем молиться за Святейшего Патриарха, о упокоении души его "в месте светле, месте злачне, месте покойне". Но в то же время мы будем чувствовать, что и там, у престола Всевышнего, всё так же соблюдает он Российскую Православную Церковь. Ради его предстательства пощадит Господь Церковь Свою.
   Лишь бы мы-то остались верными православию. Какие бы соблазны, какие бы потрясения нас ни ожидали, были бы мы тверды, была бы тверда наша преданность Христу. Лишь бы мы сохранили свою веру и своё единство с истинною Святою Соборною Апостольскою Церковью.
   Аминь.
  
  

14 мая 1925 г.

В Крестовоздвиженской церкви за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   В эту неделю вы слышали евангельское чтение о расслабленном.
   О том, как Господь наш Иисус Христос пришёл в Иерусалим после праздника иудейского и увидел расслабленного около купальни, называвшейся Вифезда - дом милосердия.
   Было там пять крытых ходов, и в них лежало множество больных, хромых, иссохших, слепых, ожидающих движения воды. Был тут расслабленный, находившийся в болезни 38 лет. Он не мог получить исцеления, потому что когда Ангел возмущал воду, кто-нибудь раньше успевал опуститься в воду.
   И спросил его Христос: "Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл" (Ин. 5, 69).
   Святое Евангелие учит нас не только словами поучения, не только притчами и заповедями. Оно учит и событиями земной жизни Спасителя. Исцеление расслабленного также многому научает нас.
   Разве Церковь Христова не дом милосердия? И разве мы не слепые, хромые, иссохшие, расслабленные? Мы воистину слепые, и потому немощна вера наша. Не видим мы Господа. Потемнели духовные очи наши.
   Воистину хромые - и потому не идём правым путём, а сбиваемся то в одну, то в другую сторону.
   Мы иссохшие - нет у нас радости о Христе. Иссушили мы душу свою житейскими заботами.
   Мы расслабленные - нет у нас твёрдой воли неослабно идти по пути спасения.
   Церковь Христова - купель, всегда и для всех дающая исцеление. Почему же так мало больных, желающих исцелиться? Церковь исцеляет тех, кто весь отдаётся Христу. А мы хотим исцеляться, погружая в жизнь церковную лишь малую часть нашей души.
   Сегодня мы слушаем церковные песнопения, а завтра непристойные песни. Мы за суетой мира не находим времени для постоянной молитвы.
   Пост для нас - отживший предрассудок
   А правила церковные? Я не знаю книги более страшной для нашей совести, чем Книга Правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. Читать эту книгу - значит подвергать себя жестокому бичеванию. Многие ли знают второе правило Антиохийского Собора, которое гласит: "Все ходящие в Церковь и слушающие Священные Писания, но по некоему отклонению от порядка... отвращающиеся от причащения святой Евхаристии да будут отлучены от Церкви".
   А как же нам не быть хромыми, слепыми, иссохшими, расслабленными, когда мы раз в год причащаемся Святых Тайн. Ведь кухонной пищей не насытишь человеческой души - она требует пищи Небесной.
   Господь устами Церкви говорит нам всем:
   - Встань, возьми постель твою и ходи.
   Он говорит нам это всеми скорбями, пережитыми каждым из нас. Он говорит это всеми пережитыми нами испытаниями.
   И судьбы Православия зависят не от тех или иных внешних обстоятельств жизни, а от того, услышат ли души верующих эти слова Христовы.
   Аминь.
  
  

17 мая 1925 г.

В церкви св. Панкратия за Литургией

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   В сегодняшнем евангельском чтении вы слышали слова Спасителя, имеющие великое значение для нас, верующих.
   Для неверующих в этих словах обличение. Для верующих - призыв. Для неверующих в них - грозный суд, для верующих - радостная надежда.
   Вот эти слова: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14).
   Все люди хотят быть счастливыми, радостными. Но немногие ищут истинного счастья и истинной радости. Немногие приходят к Источнику воды живой. Громадное большинство, весь мир, идёт другим путём - к источнику плотских страстей, отдаёт ему все свои силы, всю свою жизнь и взамен получает гибель и смерть.
   Ищут счастья в мирских наслаждениях. Но это призрак. Пустая мечта. Эти наслаждения, давая мимолётное подобие счастья, падают в душу тяжёлым свинцом, и человек испытывает страшную тоску, уныние, пустоту.
   Хотят найти счастье в устроении житейского благополучия. Но это призрак. Внешнее благополучие не даёт никакого счастья. Это так ясно, когда видишь на исповеди несчастные человеческие души. Или вы думаете - служащие счастливее тех, которые лишились места? Каждый несчастен по-своему. Каждый плачет о своём. Но плачут все.
   Призрак счастья - в славе человеческой. Ибо проходит эта тленная жизнь. Призрак счастья - всё, что не от Источника воды, текущей в жизнь вечную. А между тем, в погоне за этим призраком сколько люди делают зла, как ненавидят, как обижают друг друга. Сколько боли и слёз из-за этой погони за личным призрачным счастьем.
   Господь даёт воду живую. Разве не главное страдание наше от царящей в мире неправды? Но приходящим к Источнику воды живой Господь говорит: алчущие и жаждущие правды насытятся.
   Разве не от скорбей льётся столько слёз человеческих? А Господь говорит: "Блажени плачущий, яко тии утешатся".
   Приходящим к Источнику воды живой открывается высший смысл жизни, ибо жизнь их освещена солнцем правды, сияющим нам из вечности.
   Этот Источник воды живой ныне перед нами. Как некогда стоял Господь и беседовал с самарянкой, так и ныне Он невидимо среди нас. Но мы слышим слова Его: приимите, ядите... пийте от нея вси...
   Пить из Источника воды живой - это значит жить со Христом. Будешь жить тогда, как на крыльях. Будешь спокоен, радостен. Пойдёшь через этот злой мир, как странник. И всё, чему служил раньше, покажется сном.
   И этот Источник открыт для всех. Не надо ни золота, ни серебра, чтобы получить воду живую. Надо лишь сердце иметь открытым. Надо поверить призыву Христа Спасителя и идти за Ним.
   Аминь.
  
  

24 мая 1925 г.

В церкви св. Панкратия за Литургией

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Какое утешение для души, какое поучение для разума, какое обличение для совести даёт сегодняшнее евангельское чтение!
   Проходя, увидал Спаситель человека, слепого от рождения. Ученики спросили: "Равви кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" И услышали неожиданный ответ: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божий" (Ин. 9, 3).
   Как часто, когда Господь посылает нам скорби, испытания, болезни или отнимает у нас близкого человека, мы задаём этот вопрос: "За что? За что Господь наказывает нас?"
   И если не чувствуем в душе сознание греха, начинаем роптать.
   Мы говорим, что жизнь наша - сплошная скорбь. Что Бог несправедлив и жесток, посылая нам ещё новое, незаслуженное горе! Слова Спасителя раскрывают нам особый смысл страданий. Они великое нам утешение.
   Болезни и скорби - не всегда возмездие за грехи. Посылаются они ещё и для того, чтобы явились дела Божии. При исцелении слепорождённого таким делом Божиим было явление на нём Божественной силы Спасителя. И в душе каждого из нас, в слепой душе нашей, болезни и скорби должны стать источником силы Божией, побуждающей нас на пути нашей духовной жизни. Не мстит Господь, а ведёт ко спасению "многими скорбями".
   Спаситель не исцелил слепого, сказав ему: прозри! Он сделал брение, помазал брением глаза слепому и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам. Он пошёл, умылся и пришёл зрячим.
   Вот поучение нашему немощному разуму. Господь действие силы Своей по таинственным и непостижимым для нас причинам связывает с целым рядом внешних действий. Он делает брение. Он мажет глаза слепому. Он велит ему спуститься в купальню. Разве не мог Всемогущий Господь единым словом Своим вернуть зрение слепому?
   Но Господь как бы поучает нас, что в условиях земного нашего бытия внешнее бывает необходимо для действия на нас силы Божией. Не поучение ли это для нашего суемудрого разума, склонного отрицать обряды, священнодействия и даже самое таинство?
   Фарисеи говорили о Христе: "Он грешный. Дурной человек. Он не соблюдает субботы".
   И сказал им слепой: "Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу" (Ин. 9, 25).
   Вот обличение для совести неверующих и многих, называющих себя верующими.
   Разве о Церкви и её служителях не говорят то же, что говорили о Христе? Разве Церковь не изображается каким-то вертепом разбойников? Разве служители Церкви не самые дурные люди? Разве не они одни достойны публичного оплевания?
   "Грешники ли они, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу". Так скажет тот, кто знает, что никогда в Церкви Христовой, в этом "вертепе" "разбойников", не проповедовалось ничего иного, кроме любви, чистоты и благочестия.
   Так скажет тот, кого Церковь поставила на новый путь жизни, кого подымала она из рва беззакония, это скажет тот, кто получал в Церкви Христовой утешение в своих скорбях и кто знает, сколько любви и забот иной раз отдаёт пастырь своим духовным детям.
   Нет больше с нами Спасителя, живущего во плоти. Но невидимо Он всегда среди нас. И как некогда исцелил слепого, исцеляет и нас, ослепших духовно. Особенно в Евхаристии Он так ощутительно, явно касается наших очей.
   "Ты веруешь ли в Сына Божия?" - спросил слепорождённого Христос. "Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему" (Ин. 9, 35-38).
   Вот что одно только нужно, чтобы и на нас явились дела Божий, чтобы прозрели и наши ослепшие очи.
   Нам нужно сказать: "Верую, Господи!" - и поклониться Ему.
   Аминь.
  
  

1 июня 1925 г.

В церкви Св. Троицы на Листах за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   "И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалось не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор. 2, 4).
   Духом и силою Божией покорили неучёные рыбаки римские легионы. Не мудростию человеческой, а силою духа рассеяли ученики Христовы суемудрие гордого языческого мира.
   Не силою оружия и не разумом мирским, а духом и силою Божией христианские мученики завоевали вселенную.
   Как часто сетуем мы на недействительность проповеди нашей. Но учить жизни надо жизнью.
   Кто из нас дерзает сказать: "Подражайте мне, как я Христу". "Немощен дух наш, немощна вера наша. Чем похвалимся? разве грехами своими!"
   Но есть у нас неиссякаемый источник святых примеров. Это наша Святая Православная Церковь.
   Угодники Божии - вот эти светочи истинной христианской жизни.
   Ныне мы совершаем молитвенную память святого Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца.
   Велики были его труды. Велики были его скорби. Он вступил на престол митрополита Московского в эпоху, когда митрополитов на Руси ставили из Греции. Русский кандидат был утверждён благодаря высокому его нравственному авторитету. Но эта победа духовная была лишь началом скорбей. Загорелась многолетняя тяжба из-за первенства, которое хотел присвоить себе Киев.
   Господу угодно было руководительство Русскою Церковью передать святителю Алексию.
   По воле Божией святому Алексию было вверено и управление государством. В годы малолетства Димитрия он был регентом государства, а при слабохарактерности отца его фактически управлял страной.
   На его слабые иноческие плечи были возложены непосильные государственные заботы. Но Господь был помощник его. Единый дух Христов руководил им и в служении церковном, и в служении мирском.
   В годины церковных распрей и междоусобной борьбы князей он созидал единство России.
   Но не это только почитает Святая Церковь в угоднике Божием.
   Он был истинным хранителем апостольских преданий, непоколебимым столпом веры, наставником православия.
   Мы видим в нём тот свет Христов, который озаряет узкий, трудный и подчас мученический путь жизни христианской. На пути жизни мирской, на широком пути погибели, такие светочи не нужны. Там горит электричество. Но для идущих ко спасению - без этих светочей истинной дороги не найти.
   В жизни мирской царствует диавол. Он ослепляет людей. Зовёт их к себе. Когда к дикарям приезжают так называемые "культурные" люди, они привозят побрякушки - разноцветные стёкла, дешёвые изделия своих фабрик и выменивают на них золото и драгоценные камни.
   Люди - такие же духовные дикари. И диавол за побрякушки мирских наслаждений выменивает истинное золото человеческой души. За призрачные блага мира люди несут и отдают ему бессмертную свою душу.
   Святой Алексий зовёт нас к иному. Он зовёт нас идти по пути, указанному Христом. А за кем идти?
   Пусть спросит об этом каждый свою совесть: за диаволом ли, призывающим к погибели, или за святым Алексием, митрополитом Московским и всея России чудотворцем - ко спасению.
   Аминь.
  
  

4 июня 1925 г.

В Крестовоздвиженской церкви за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Утешает и учит нас изучение прошлого Святой Православной Церкви.
   Когда повергает нас в уныние, доходящее почти до отчаяния, всеобщее неверие - мы вспоминаем, как св. Григорий Богослов восклицал: "Погибла вера в Бога, погибла у людей"
   А ведь это было время, когда был жив Василий Великий, когда входил в церковную жизнь св. Иоанн Златоустый, когда только что почил св. Афанасий Великий и свежа ещё была память о Никейских отцах.
   Когда смущают нас ереси и расколы, мы вспоминаем, какие потрясения переживала в древности Святая Церковь от лжеучений. Ведь в конце IV века, во времена победы ариан, в Константинополе оставалась верной православию лишь одна домовая церковь. А как расправлялись еретики со врагами своими! Достаточно вспомнить Павла Исповедника, задушенного омофором в ссылке во время богослужения. И после такого торжества неверия и ересей - Церковь прожила полторы тысячи лет. Стоит непоколебимо. И будет стоять во веки веков.
   Отсюда научение для нас: не страшны и нам испытания - была бы крепка наша вера, была бы готовность исповедничества этой веры.
   Наше торжественное богослужение совершается ныне в Неделю святых отцев, иже в Никее.
   Один из основных камней, на которых зиждется вера наша, был положен ими. Для того чтобы понять, что нам дали святые отцы, водимые Духом Святым, надо представить себе, чего бы мы лишились, если бы восторжествовало арианство, т. е. попытка приноровить непостижимые, таинственные, великие истины веры к пониманию человеческого рассудка.
   Мы лишились бы тогда всего. Мы лишились бы веры во всеобщее воскресение и были отданы во власть слепых стихий, хаоса и тления. Тщетна была бы вера наша. Ибо верить во всеобщее воскресение можно только тогда, когда Иисус Христос - Сын Божий, как верует в это ныне Святая Православная Церковь.
   Мы лишились бы заступничества за род христианский Матери Божией. Ибо вера наша в заступление Пренепорочной Девы Марии имеет смысл только тогда, когда Иисус Христос - Сын Божий, как верует в это Святая Церковь.
   Мы лишились бы таинства Евхаристии, питающего дух наш небесным хлебом. Ибо Евхаристия возможна лишь тогда, когда Иисус Христос есть воистину Сын Божий, как верует Святая Церковь.
   Мы лишились бы самой Церкви, ибо собрание людей, объединённых даже самыми возвышенными целями, не есть то единство в духе, истине и любви, которое составляет Церковь, т. е. Тело Христово. Ибо Церковь может быть только тогда, когда глава этого единства - Иисус Христос, Сын Божий, как верует в это Святая Православная Церковь.
   Мы лишились бы нашего спасения, ибо спастись может человек, только находясь в Церкви. Вне Церкви самая сильная воля и самое чистое сердце будут смяты и истреблены тёмными стихиями зла.
   Вот что сделали для нас святые отцы. Они передали нам эту веру, чтобы мы сохранили её до скончания века.
   И память, которую мы совершаем о сих богоносных отцах, обязывает нас. Обязывает нас к исповедничеству.
   Среди отцов Собора были святой Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий, и у всех были свежи воспоминания о недавних гонениях, и сами святые отцы были как бы покрыты ещё ранами этих гонений. Но они исповедовали свою веру.
   Нам надлежит соблюдать истинное православие, чтобы достойно творить память о святых богоносных Никейских отцах.
   Аминь.
  
  

8 июня 1925 г.

Духов День

В Николо-Покровской церкви за Литургией

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   В неделю Пятидесятницы, в день сошествия Святого Духа на апостолов, особенно вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя.
   Прощальная беседа в Сионской горнице, когда умыл Спаситель ноги ученикам Своим, когда предрёк им: "Один из вас предаст Меня", - и совершил таинство преломления хлеба.
   Гефсиманский сад. Поцелуй Иуды - "радуйся, Равви". Суд первосвященников. Суд у Пилата. Оплевание. Заушение. Неистовые крики: "Распни, распни Его". И багряница, и терновый венец. И биение по ланитам: "Прореки, кто ударил Тебя". И это шествие на Голгофу, когда падал под тяжестью креста Сын Божий. И распятие Его на месте лобном, ужаснувшее природу, ибо тьма спустилась на землю и потряслась земля.
   Предваряя все эти события, которые не могли не вызвать смятения в душе учеников, Христос укреплял их обетованием Святого Духа. А по Воскресении Своём сорок дней утверждал их в вере в Своё Воскресение. Перед Вознесением вновь повторил им это обетование о ниспослании Святого Духа.
   И вот в день пятидесятый, когда единодушно пребывали они вместе в комнате, в Иерусалиме, сделалось движение как бы от сильного ветра, и огненные языки, разделившись, почили на главах святых апостолов.
   Дух Святой дал ученикам Христовым благодатную силу совершать тот скорбный и мученический путь, который ожидал Церковь с первых дней её существования.
   Огонь Духа Святого, сошедший на апостолов, приняла и содержит в себе Святую Его Церковь. И благодатные силы, которые получили первые ученики, и ныне преподаются всем верующим в Святых таинствах. Ибо путь верующих был, есть и будет скорбным путём, на котором не может не погибнуть человеческая душа, если не будет укреплена силою благодатной.
   "В мире скорбны будете", - говорил Христос Своим ученикам. "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие", - говорит апостол.
   Чтобы спастись, живя в среде мирской, злой бесовской стихии, надо опираться не на свои силы, а на силу Божию.
   В таинстве крещения мы получаем новое рождение. Мы становимся новою тварью. Народом Божиим.
   Все наши чувствования: разум, очи, уста, уши - все движения наши получают теперь печать дара Духа Святого в таинстве миропомазания.
   Когда мы немощны, мы обращаемся к Богу за благодатной силою исцеления, и Господь или исцеляет нас, или облегчает наши страдания.
   Чтобы иметь силы в грязной и тёмной среде мирской жизни создать светлую христианскую семью, нам даётся благодатная сила в таинстве брака.
   Таинство исповеди освобождает нас от грехов, а в величайшем страшном таинстве Евхаристии мы делаемся сопричастниками Божественного естества, получаем залог всеобщего воскресения.
   И если христиане, получающие все эти благодатные силы, живут не лучше людей неверующих, то виновата в том не Церковь Христова, а сам человек. И получив силы благодатные, он избирает не узкий многотрудный путь спасения - идёт по широкому пути погибели, где горит электрический свет, где царствует бесовское, обманчивое мирское веселие.
   Надо оставить землю мирскую. Надо вступить на корабль, который есть Святая Православная Церковь. Только на нём можно переплыть море тёмных стихий. На корабле сем горит огонь Духа Святого. А кормчий его - Христос.
   Куда же плывёт он?
   Откройте книгу Откровения Иоанна Богослова, и вы прочтёте, плывёт он туда, где сияет Божественный город - горний Иерусалим.
   "Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов... Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями... А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин... Улицы города - чистое золото, как прозрачное стекло... Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец... Ворота его не будут запираться днём; а ночи там не будет... И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни" (Откр. 21, 12, 19, 21-23, 25, 27).
   Вот куда плывёт этот корабль.
   Да сподобит Господь и нас грешных пребывать на нём, дабы нам достигнуть сего горнего Иерусалима.
   Аминь.
  
  

14 июня 1925 г.

Икона "Взыскание погибших"

В Спасо-Наливкинской церкви за всенощной

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Нельзя служить двум господам. Нельзя служить Богу и маммоне. Нельзя идти путём гибели и спасения в одно время.
   Перед каждою человеческою душою открываются эти два пути: путь гибели и путь спасения. Каждому человеку надлежит решить, куда идти.
   Путь спасения - узкий и скорбный путь. Он исполнен испытаний, соблазнов, искушений. На нём падают люди под тяжестью Креста.
   Путь гибели широк и шумен. По нему идёт "весь мир", гонящийся за призрачным счастьем.
   Но в конце первого пути - спасение. Вечная жизнь. Победа над смертью. Новая земля и новое небо. А в конце второго - открытая яма. Безнадёжная темнота. Могила. Тление и смерть.
   Если бы на пути спасения мы были бы предоставлены собственным силам - не спаслась бы ни одна человеческая душа. Стихия погибающего мира унесла бы с собою, каждого из нас. Ибо связаны мы с погибающей мирской жизнью нашими страстями.
   И верующие люди грешат. И они падают. Но соблюдает нас Господь Иисус Христос, Пресвятая Владычица наша Богородица взыскивает погибших, Ангелы охраняют наши пути, святые угодники освещают нам тьму жизни мирской. Благодатными силами укрепляет нас Церковь в Святых таинствах. Вновь воссоединяя нас вкушением Единого Агнца, Литургией, таинством Евхаристии.
   Вот почему всех грехов страшнее ересь и раскол. Ибо здесь порывается связь с Церковью и павший человек лишается возможности вновь стать на путь спасения.
   Не будем хвалиться перед Господом праведностью своей - мы покрыты струпьями греха. Но каждый из нас в оправдание своё должен сказать: "Веру соблюдох!"
   Соблюди веру. Вот что требует от каждого Господь как необходимый залог спасения.
   Наше сегодняшнее торжество перед чудотворной иконой "Взыскание погибших" мы совершаем в неделю Всех Святых. Это знаменательно. Православная Церковь в эту неделю прославляет сонм мучеников за веру, имена которых в отдельности не сохранились в Церкви. Она прославляет тех, кто показывал пример, кто научал людей соблюдать веру православную до конца жизни своей.
   Сегодняшним торжеством Церковь как бы говорит нам:
   Идите путём спасения. Труден путь сей. Вы будете падать и падать на нём в изнеможении. Не бойтесь, Господь милостив. Сколько раз упал - столько и встань. Поможет тебе Заступница. Взыщет тебя, погибшего. Умолит Сына Своего, и простит Он тебя, падшего.
   А ты твёрдо держи веру православную, как указано то сонмом святых
   Аминь.
  
  

21 июня 1925 г.

В церкви св. Панкратия за Литургией

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Надо ли доказывать, что есть солнце? Надо ли доказывать, что есть звёздное небо? И что они прекрасны?
   Для этого надо иметь только открытые глаза.
   Не надо доказывать и Божественности Евангелия, для этого надо иметь только открытое сердце.
   Если забыть ту мудрость человеческую, которой заполнили разум многие из нас, и читать Евангелие с открытым и простым сердцем, не мудрствуя лукаво, можно ли не придти в умиление, можно ли не испытать душевного трепета?
   Сколько мудрых книг написано людьми. Но, читая их, испытывал ли кто-нибудь то чувство восторга, которое даёт Евангелие; перерождала ли кого-нибудь эта человеческая мудрость? Проливал ли кто-нибудь над ней слёзы покаяния, умиления, радости?
   Читающий Евангелие переживает как бы новое чудо. Не только слова Спасителя обращены к нему, к каждому из нас, к тебе, - но ты участвуешь во всех событиях евангельских. И не в воображении, а существенно, в самом деле.
   Вот и сегодняшнее евангельское чтение. Оно маленькое. Касается события, которое, казалось бы, не содержит в себе ничего поражающего.
   Шёл близ моря Галилейского Господь. Увидел рыбаков, Петра и брата его Андрея, закидывающих сети в море. Говорит им: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф. 4, 19).
   И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Идёт далее и видит двух других рыбаков, Иакова и Иоанна, в лодке с отцом их Зеведеем, починяющих сети. Призвал их. И они оставили лодку, отца и сети и последовали за Ним.
   Ведь это мы с вами. Ведь это и нас с вами зовёт Господь. Прислушайтесь. Вспомните. Был в жизни хоть один момент, когда стучался и в твоё сердце Господь, и ты слышал Его призывающий голос.
   Ты немощен телом. Страждешь. Болезнь тяготит тебя. Это Господь стучится в твоё сердце - ибо в болезни ты научаешься видеть тщету всего земного.
   Ты впал в несчастье, в нужду - прислушайся, это Господь зовёт тебя. Ибо для идущих за Ним - ничто сокровища мира.
   Тебе послано тяжёлое испытание - смерть отняла у тебя близкого человека. Это Господь стучит в твоё сердце и зовёт тебя, ибо только Христом побеждается смерть.
   Но всего явственнее зовёт Он нас в Евхаристии. "Приимите, ядите, сие есть Тело Моё... Пийте от нея вси - сия есть Кровь Моя..." Здесь Господь стоит перед нами и зовёт нас.
   "Но я не слышал голоса Его", - скажет иной.
   Не слышал потому, что шумно было в твоей душе и кругом тебя.
   Господь зовёт нас. Но бросаем ли мы для него всё? Бросаем ли отца, лодки, сети? Опутал нас мир.
   Не разорвать нам его сети-цепи.
   Будем молиться о том, чтобы Господь научил нас слышать святой призыв Его. Дал нам твёрдость и силы бросить всё мирское, близкое нам - и отца, и корабль, и сеть - и идти за Ним.
   Аминь.
  
  

21 июля 1925 г.

В церкви св. Панкратия за всенощной. Престольный праздник

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   Какие различные побуждения привлекли сегодня такое множество народа!
   Одни пришли потому, что постоянно молятся в этом храме, здесь причащаются Святых Тайн и праздник храма - великий и радостный для них день.
   Другие пришли потому, что за мирскими заботами не могут часто бывать в церкви и воспользовались этим праздником, чтобы придти в храм
   Есть любители торжественных богослужений. Они пришли посмотреть архиерейскую службу. Послушать хор.
   А есть и такие, которые пришли сюда, как на зрелище. Которые вчера ходили смотреть "Багдадского вора", а сегодня пришли послушать протодиакона Михайлова.
   Святая Церковь ни перед кем не закрывает дверей своих. Она радуется всякому приходящему. Ибо люди, пришедшие из одних побуждений, здесь, в Церкви, могут получить нечто другое, для них неожиданное. Молитва, песнопения, священнодействия могут тронуть душу помимо её воли и намерения.
   Но что же мы, проповедники, можем сказать не для избранных, "верных" Христу, а для всех здесь собравшихся?
   Вставал ли перед вами вопрос: почему люди ненавидели Христа? Что дал Он им, кроме любви, добра, милосердия? И в ответ крики "распни!", заглушающие крики "осанна!"
   А ученики Спасителя? Не им ли сказано, что они будут ненавидимы всеми за имя Христово?
   Мы - пастыри Церкви. Здесь, в церкви, нам оказывают почести. Мы облекаемся в блестящие одежды. Мы совершаем великое страшное таинство Евхаристии. Ангелы Божии сослужат нам. Мы окружены поклонением, нас называют "отцами" и целуют наши руки. Но достаточно выйти за ограду церкви, как ненависть и злоба окружают нас. Оскорбление, брань, плевки - вот чем встречает нас мир.
   Почему же? За что же это? Или мы хуже всех? Или мы такие преступники?
   Ответ на вопрос даёт одно событие из жизни священномученика Панкратия.
   При его приближении содрогнулись идолы и пали в море.
   Вот ответ на вопрос.
   Идолопоклонство давно уничтожено, но наша мирская жизнь - это поклонение прежним идолам. Бесы, действовавшие в древних истуканах, нашли иные формы для порабощения мира.
   Были идолы силы, славы, изобилия, любви.
   И ныне люди падают ниц перед силой, посвящают жизнь свою погоне за славой. Раболепствуют перед материальными благами. Лучшие силы свои отдают земной любви. Церковь страшна им, этим идолам. Её высшие законы заставляют трепетать идолов мирских. И они ненавидят Церковь Христову.
   Не за личные грехи ненавидят пастырей, а за тот дух Христов, который живёт в Церкви, служителями которой мы являемся.
   Но есть ещё один идол, который ныне имеет власть над людьми больше, чем имел её в древности. Идол этот - смерть.
   С ожесточением, с упрямством, с настойчивостью отрекается человек от своего бессмертия, от высшего своего достоинства и низводит жизнь свою на степень естественно-природного бытия.
   А Церковь возвещает победу над смертью. Она сокрушает сего идола. Она взывает: "Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?" (1 Кор. 15, 55).
   Для неверующего человека жизнь - это какой-то вихрь. Какой-то мчащийся поезд, где годы мелькают, как станции, в конце пути последняя станция - могила.
   А Церковь зовёт к жизни вечной!
   И если хочешь ты достигнуть её - поднимайся на церковный корабль! Он приведёт тебя в страну нетления. В Царство Небесное. Где плачущие - утешатся, где насытятся алчущие и жаждущие правды, где чистые сердцем узрят Господа!
   Аминь.
  
  

13 августа 1925 г.

В церкви св. Панкратия за всенощной. Праздник главного престола "Всемилостивого Спаса"

   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (1 Кор. 1, 18).
   &nbs

Другие авторы
  • Коржинская Ольга Михайловна
  • Хафиз
  • Чернышевский Николай Гаврилович
  • Дашкевич Николай Павлович
  • Мансырев С. П.
  • Бенедиктов Владимир Григорьевич
  • Феоктистов Евгений Михайлович
  • Ротчев Александр Гаврилович
  • Держановский Владимир Владимирович
  • Зозуля Ефим Давидович
  • Другие произведения
  • Картавцев Евгений Эпафродитович - Поездка в стовратные Фивы
  • Салиас Евгений Андреевич - Аракчеевский подкидыш
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Чудак
  • Андерсен Ганс Христиан - Старый холостяк
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Тощая Лиза
  • Шаликов Петр Иванович - Русская песня ("Нынче я был на почтовом дворе...")
  • Морозов Михаил Михайлович - Вильям Шекспир
  • Батюшков Константин Николаевич - Благой Д. Батюшков К. Н.
  • Бунин Иван Алексеевич - Бунин И. А.: Биобиблиографическая справка
  • Чехов Антон Павлович - В. Б. Катаев. Чехов и его литературное окружение
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 556 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа