|
Толстой Лев Николаевич - Н. С. Лесков. Л. Н. Толстой: Переписка, Страница 5
Толстой Лев Николаевич - Н. С. Лесков. Л. Н. Толстой: Переписка
отца" (803).
Если Вы оправдаете возражение Манассеиной на этих основаниях, то я бы
хотел их высказать хоть в "Неделе". Но у меня нет брошюры, и я не нахожу ее
нигде, а Любовь Яковлевна и Флексер не дают о ней никакого ясного
представления. Нельзя ли Марье Львовне или Татьяне Львовне дать мне хоть
мало-мальски верные понятия об основаниях, на которых Манассеина составила
свою брошюру?
Я, по своим соображениям, думаю, что эту брошюру надо отбросить (так как
она есть своего рода "мерси" и составлена "соборне"); но если Вы думаете
иначе, то, конечно, пусть будет по-Вашему. Но это не то, что надо оставлять
без ответа.
Преданный Вам Н. Лесков.
61. 1894 г. Октября 7. Ясная Поляна.
Получил ваши последние два письма, дорогой Николай Семенович. Вы
спрашиваете у меня в предпоследнем письме, не могу ли я прислать вам то, что
я пишу, или часть этого. Никак не могу - не то что не хочу, напротив, очень
хотел бы, но не могу, потому что все, что написано, так несовершенно, и так
отрывочно, и так запутано, и так беспрестанно изменяется, что в том виде, в
каком оно теперь, оно не может дать никакого понятия о том, чем бы я хотел,
чтобы это было. От того, что переписывала Лидия Ивановна, кажется, ничего
уже не осталось. Все это должно быть коротко, но так связано, как свод,
который не может держаться без замка. И вот этот-то свод до сих пор еще не
сведен мною. Но я не отчаиваюсь и работаю с большим напряжением, радостью и
пользою для души.
Что касается до книги Манассеиной, то мне очень жалко, что я написал про
нее. Она не стоит того, чтобы отвечать на нее. Она лежит у меня без
употребления, и я с этой же почтой посылаю ее вам. Вы сами это увидите. Если
бы отвечать на все такие книги, то недостало бы времени ни на что другое, а
времени мало и все меньше и меньше. Те доводы из отцов, на которые вы
указываете, могут быть полезны для некоторых искренно сомневающихся людей и
приписывающих значение внешнему авторитету, но я думаю, что таких мало. Я
думаю, что человека, который, прочтя хотя только Нагорную проповедь, не
говорю все Евангелие, не пришел к убеждению, что непротивление злу насилием
составляет основное условие христианского жизнепонимания, такого человека не
убедят никакие доводы.
От души желаю вам здоровья, и еще больше душевного спокойствия. Очень
радуюсь мысли увидеть вас в Москве.
11/X, 94. СПб. Фуршт., 50, 4.
Покорно благодарю Вас, Лев Николаевич, за Ваши ответные строки и за
присланную книжку Манассеиной. Вполне согласен с Вами, что возражать на эту
книжку не следует, но сама по себе она мне интересна и знакома.
Некогда что-то очень на это похожее сочинял Гречулевич, познаниями которого,
кажется, воспользовался Саблер, и, вероятно, таким образом вышло это "merci".
Надо думать, что это и есть те громы, которые они выдвинули бы против
неприятных им толкований, если бы их высокое о себе понятие допустило их до
состязания с разумом. Теперь я не сомневаюсь в происхождении этой книги, и
она мне интересна как образец того, на чем думают укрепиться враги истинного
учения Христова. Что Вы пишете о тщете доказательств, то тоже вполне верно,
и я давно уже наскучил себе этими разговорами и бегу от них, но они всюду
слышатся, и отмалчиваться от них иногда невозможно. Но, однако, всячески
надо воздерживаться и не разводить рацей ни с кем из тех, кто ищет
"разглагольствий", а не пользы душевной немедленно. Те и другие люди всегда
ясно видны, и их можно узнать и различить. Книгу Вам возвращаю. Писали Вы о
ней в самом деле, может быть, напрасно: это заставило говорить о ней в
литературных кружках и содействовало ее известности. За просьбу мою о
катехизисе, пожалуйста, простите меня: я бываю часто очень спешлив и хотя
после о том часто сожалею, но исправить себя не могу. Конечно, Вам неудобно
давать мне читать столь важное сочинение в недовершенном виде. Сочинение это
самое важное из всего, что Вы написали, и его надо совершить в неспешности и
покое. Я жду его и удивляюсь, как Вы с этим делом справитесь! Должно
быть, это можно выразить словами, и всех лучше можете сделать это Вы, но и
Вам это не легко придется. Но только не пренебрегите и стилем. Тут это будет
иметь большое значение. В "Царстве Божием" и еще негде в последних вещах
чувствуются дописки, сделанные на маржах и внесенные в текст "силом". В
катехизисе, вероятно, этого не будет, ибо это вредит силе впечатления.
Помоги Вам Бог сделать это сочинение самым лучшим образом. Повидаться с Вами
и побеседовать не наспех, для моей душевной пользы, я чувствую огромную
потребность, и так как мне теперь несколько лучше и я сделал кое-какие
работки, то могу дозволить себе душевный праздник. Если позволит Бог, я
думаю просить друзей нанять мне 2 комнаты на все святки и хочу приехать в
Москву с моею воспитанницею, как только начнутся зимние каникулы в Annen
Schule, где она учится. Без нее я боюсь ехать, а у нее есть знакомство с Ив.
Ив. Горбуновым и с Пошей. Я бы хотел пожить в Москве недели две и отдохнуть
с единомысленными людьми, но сбудется ли это - еще не знаю, а только очень
этого желаю, и время для этого самое удобное есть святки, когда свободна моя
провожатая, знающая припадки моей предательской болезни (грудной жабы). Если
можно будет дать мне тогда познакомиться там с катехизисом, то Вы мне
дадите; а если нельзя, то я просить не буду, и Вам мне не придется
отказывать. Знаю, что у Вас был гр. Орлов, в доме тетки которого я живу, и
видел Варвару Николаевну Мак-Гахан, которая была у меня два раза и привозила
Ваше письмо. Она очень искренно усиливается "понять Ваше учение", и, к
сожалению, это ей никак не удается. Она ищет не "разглагольствий", а
"репортицы" и, вероятно, будет сбивчиво изъяснять то, что без нее уже
известно в Америке. Здесь она все заправлялась у Саблера и очень хотела
"изучать о. Иоанна". Был у меня Петр Николаевич Ге и с женою своею, которая
читала мне то, что она написала для Стасова о Н.Н.Ге. Мужу ее это не
нравится, и он не хотел бы, чтобы это печаталось, но я не мог его
поддерживать, потому что это все-таки хоть содержательно и воспроизводит
жизнь Ге, а не счеты посторонних лиц между собою. Простите меня, что я Вам
докучаю, и не лишайте меня своей нравственной поддержки.
Преданный Вам Николай Лесков.
В примечаниях использованы следующие сокращения:
Летописи - Летописи литературное музея кн. 12. М., 1948
Лесков - Н.С.Лесков. Собрание сочинений в 11-ти т., М., 1956-1958
Жизнь Лескова - Андрей Лесков. Жизнь Николая Лескова. В 2-х т., М., 1984
Толстой - Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений в 90 томах.
ЯПб - Яснополянская библиотека Толстого
В обширном эпистолярном наследии Лескова (полностью еще не опубликованном)
переписка с Львом Толстым занимает исключительное место. Подавляющее
большинство корреспондентов писателя - издатели, редакторы журналов и газет
самых разных направлений, публицисты, критики, богословы, и меньше всего
среди них собратьев по перу. Так, например. А.С.Суворину Лесковым было
отправлено 75 посланий, а Достоевскому - 3. публицисту, критику, издателю
П.К.Щебальскому - 46, а Гончарову всего 4, В.А.Гольцеву - 13 а Писемскому -
6. Но даже эта немногочисленная переписка посвящена в основном издательским
делам, за исключением, быть может, переписки с Писемским, в которой Лесков
касается его романов. С Толстым все было иначе. С ним, пожалуй, единственным
велся подлинно профессиональный диалог, затрагивающий множество проблем -
писательских, религиозных, жизненных, экзистенциальных.
Первое письмо Толстому Лесков написал 18 апреля 1887 года, где высказал
свое "горячее желание видеться" с ним "в этом существовании" (желание это
осуществилось: спустя два дня в Москве, в Хамовническом доме писателя и
второй раз - в январе 1890 г. в Ясной Поляне). Последнее было отправлено им
11 октября 1894 года. До нас дошло 51 письмо Лескова и 10 ответных,
московских и яснополянских. Не найдены 6 лесковских посланий и 7
толстовских.
Настоятельная потребность в личном и эпистолярном общении с "высокочтимым"
выдающимся современником ощущалась Лесковым давно. Он как-то признался
Суворину: "Я люблю и почитаю этого писателя и слежу за его делом страстно...
Мне все приходится пробираться и побираться, где бы можно сказать о Толстом
не банальное, шаблонное слово" (*). И в самом деле следил пристально и
неустанно, и неоднократно говорил нешаблонное слово, выступая в печати со
статьями, заметками в защиту Толстого от его несведущих хулителей,
пристрастных, бесконечно далеких от постижения сути толстовских свершений,
его алчущего истины беспокойного духа.
Впервые Лесков заявил о себе как стороннике идей Толстого, их защитнике, в
"отчете" под названием "Герои отечественной войны по гр. Л.Н.Толстому",
посвященному выходу в свет пятого тома "Войны и мира", и в дальнейшем
продолжал внимательно следить за "высокочтимым" мастером, почти на каждую
его публикацию отзываясь в печати, и всякий раз не "шаблонно". "Власти тьмы"
посвящены Статьи "О драме Л.Н.Толстого и ее варианте". "По поводу драмы
"Власть тьмы" ("Петербургская газета", 1887, No 38, с. 62). Он откликнулся и
на появление толстовского "Календаря с пословицами на 1887 год", на его
народные рассказы и повесть "Смерть Ивана Ильича". Уже после смерти писателя
был опубликован его очерк "Рассказы кстати" ("По поводу "Крейцеровой
сонеты") ("Нива", 1899, No 30). Толстовиана, созданная Лесковым, отразила
всю сложность и многогранность его восприятия творчества русского гения.
Автор "Войны и мира" и "Исповеди" стал Лескову необыкновенно близок, дорог и
душевно необходим. "О Л.Н. мне все дорого и несказанно интересно, - писал он
В.Г.Черткову. - Я с ним всегда в согласии, и на земле нет никого, кто мне
был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не моту
разделять; мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его
души, и страшное проникновение его ума. Где есть у него слабости, - там я
вижу его человеческое несовершенство и удивляюсь, как он редко ошибается, и
то не в главном, а в практических применениях, что всегда изменчиво и
зависит от случайностей" (**).
(* Лесков. T. 11, с. 301. *)
(** Там же, с. 356. **)
Лесков вошел в жизнь Толстого как духовный единомышленник, благодарный и
искренний его почитатель, в отличие от остальных собратьев не коривший его
за "уход" от искусства, за небрежение своим призванием.
Лесков пишет часта, пространно, взволнованно, явно стремясь выговориться,
сказать многое о себе, о своем душевном состоянии, о своей работе, начатой и
завершенной, о трудной издательской судьбе своих произведений. Он делится
своим мнением о недавно увидевших свет легально и подпольно
религиозно-философских трактатах Льва Толстого, ни разу не вспомнив при
этом, что его корреспондент - еще и замечательный прозаик и романист.
Толстой пишет реже, сдержанней, короче, без интимной доверительности,
которой проникнуты послания его корреспондента. На эту особенность их
переписки обратил внимание сын Лескова: "С Толстым бралась чуждая натуре
умягченность тона. Случались сбои. Вообще же чувствовалась напряженность,
калейдескопичность сообщаемых злободневных вестей, слухов... Неустанная
хвала утомляла хвалимого. Равновесие переписки утрачивалось. Одна сторона
засыпала своими пространными письмами другую. Обнажался письменный крен"
(*).
(* Жизнь Лескова. Т. II, с. 410. *)
Л.Я.Гуревич так разъяснила возникшие по этому поводу у А.Н.Лескова
недоумения: "Отношение его к Толстому у меня на глазах. Что не все было
ладно в нем, мне ясно. И Толстой, несомненно, чувствовал это. Толстей
говорил: "Да, он мне пишет иногда... Только иногда дан тон какой-то... уж
слишком... Неприятно бывает" (*). А в дневнике 12 ноября 1890 года Толстой
записал: "получил вчера неприятно льстивое письмо Лескова" (**).
(* Там же. *)
(** Толстой. Т. 51, с. 104. **)
На протяжении почти всей своей жизни Лесков страдал от одиночества, чужой
среди литераторов, чужой и демократической интеллигенции, и консерваторам.
Толстой - писатель, религиозный философ, родственный по "настроению",
духовными исканиями - помог осмыслить все то, что тревожило, наводило на
размышления, но не оформилось, не сложилось в концепцию. "Я сам подходил к
тому, что увидел у Вас, - не таясь, заявлял Лесков Толстому, - но у меня все
было в хаосе - смутно, неясно, и я на себя не полагался, когда услыхал Ваши
раэъяснения, логичные и сильные, и все понял, будто как "припомнив", и мне
своего стало не надо, а я стал жить в свете, который увидал от Вас... Он
несравненно сильнее и ярче того, в каком я копался сам своими силами". И
прочтет яснополянский старец строки, что благодаря ему отправитель письма
"утвердился в том, до чего доходил, но на чем боялся остановиться".
Безусловно, прав его биограф - "хвала утомляла хвалимого". В роли
наставника, пророка, провозвестника Толстой чувствовал себя неловко, и от
этого ему было не по себе. Но и Лесков прав. Многое из того, что он вычитал
в трактатах Толстого, совпадало с тем, что роилось в его сознании,
отражалось в картине русского быта, воссозданного им в его замечательной
прозе, большой и малой. Оба писателя не принимали официальную церковь,
мракобесие ее служителей. Лесков верил, что толстовское "гениальное
истолкование христианства" способно "соскрести пометы и грязь купующих и
продающих". Вот почему он так настойчиво убеждал Толстого продолжать работу
над новыми сочинениями такого рода, как его трактат "Критика догматического
богословия". "Мы даже слышали, что вы занимаетесь катехизацией христианской
веры... это как раз есть то самое, что нужно сделать и что нынче только вы
одни можете сделать".
И тем не менее громадное уважение, с которым относился Лесков к своему
великому современнику, никогда не переходило в фанатическое поклонение.
Лесков никогда не был толстовцем-догматиком. "Он последователь, но не
слепой" (*), - заметил как-то Толстой.
(* Фаресов А.И. Против течения, - СПб., 1904, с. 70. *)
Лесков оспаривал в письмах интерпретации евангельских текстов, очень
критически относился к толстовцам, к их общинам. "Я замечаю: в этом течении
опять преобладание теоризма, - заявил он Черткову. - От практики вашей не
жду никакого прочного успеха и в деле переустройства общественного и
житейского сознания... Я опасаюсь, что все это движение не оставит даже
следа и будет приравнено к "наивным затеям" (*). Лесков не стал
ортодоксальным приверженцем "очищенного христианства", он относился к нему
критически, проявляя во всем независимость и самостоятельность суждений.
Корил он и Толстого, за то, что "для полноты своего нравственного облика не
отдал своего имения крестьянам". Pro и Contra слышатся в его высказываниях.
(* Жизнь Лескова, Т. II. с. 404. *)
Яснополянские ответы Лескову носят совсем иной характер, они светские и
литературные. После первого свидания с петербургским гостем хозяин дома
вынес такое благоприятное для него впечатление: "Какой умный и оригинальный
человек" (*). Толстой пишет Черткову, прочитав лесковское "Сказание о Федоре
христианине и Абраме жидовине": "Статья Лескова кроме языка, в котором
чувствуется искусственность, превосходна. И по мне, ничего в ней изменять не
надо, все средства употребить, чтобы ее напечатали у нас как есть" (**).
Толстой сразу распознал в Лескове незаурядный талант, самобытную личность
художника. Он внимательно, вдумчиво читает тексты опубликованные и новые,
полученные от автора. Почти все рассказы и повести его восхищают, ему
импонируют, но в своих поэтических разборах он обязательно отметит языковые
погрешности, "излишества", "манерность", "кудреватость".
(* Толстой. Т. 86, с. 49. *)
(** Там же, с. 49. **)
Годы сближения с Лесковым отмечены повышенным интересом Толстого к
проблемам искусства, раздумьями о его настоящем и его перспективах. Тревогу
у Толстого вызывало снижение уровня некоторых современных писателей,
"безсодержательность", "внимание к бессовестным пакостям". В письме своему
корреспонденту Толстой констатировал; "Вся наша беллетристика всех этих
Потапенок положительно вредна". И для Толстого была очень важна встреча с
писателем такого уровня, как создатель "Полунощников".
Переписка двух великих писателей - неотъемлемая часть нашей культуры, а их
долгий диалог, уважительный, бескомпромиссный, доброжелательный, без дани
"низкой прозе", мелочам бытия, - поучительный урок для тех, кто осознает,
что "гладким, жуирующим" писатель быть не должен.
Печатается по изданию: Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями в 2-х
т., т. II. М., Худ. лит., 1978, с уточнениями и дополнениями.
Вы на днях будете в Москве. - Толстой вернулся из Ясной Поляны в Москву 18
апреля.
Он и Владимир Григорьевич Чертков... - С Чертковым и Бирюковым Лесков был
знаком и находился с ними в переписке.
Бирюков Павел Иванович - один из близких друзей Толстого. После окончания
Морской академии служил морским офицером. Под влиянием учения Толстого
бросил службу, "опростился", изменил образ жизни. Принимал активное участие
в работе издательства "Посредник". Лесков познакомился с ним в конце 80-х
годов, когда он стал автором этого издательства и вначале относился к нему с
симпатией, но иронически - к его толстовству. "В способность Бирюкова к
пахоте не верю. Если он пашет, то я жалею его бедную лошадь" (Жизнь Лескова.
Т. II. с. 413).
Чертков Владимир Григорьевич - из знатного аристократического рода, служил
в конногвардейском полку. Увлеченный идеями Толстого, изменил свою жизнь,
стал их активным пропагандистом, создателем издательства "Посредник", а
затем в Лондоне организовал бесцензурное издание запрещенных в России
сочинений Льва Толстого - "Свободное слово", "Листки свободного слова". Был
убежденным толстовцем, преданным и близким другом писателя. Лескова
связывали с ним деловые отношений, которые впоследствии изменились (см.
письмо 17 и примеч. к нему). Сохранилось 49 писем Лескова к Черткову.
Когда я могу у Вас быть... - Свидание Толстого с Лесковым произошло 20
апреля. "Какой умный и оригинальный человек!" - заметил Толстой в письме к
Черткову (Толстой. Т. 86, с. 49).
Лекции Филиппа Алексеевича Терновского - вероятно, речь идет о книге "Три
века христианства", Киев, 1877 (см. примеч. к письму 4).
Здесь нет ни "Прологов, ни Четьих Минеи... - У Толстого имелись "Пролог",
1875, и "Книга житий святых", 5-е изд. (ЯПб). "Четьи Минеи - это стало
любимым моим чтением... Чтение это открывало мне смысл жизни", - признавался
Толстой в "Исповеди" (Толстой, Т. 23, с. 52).
Севастийские мученики - христиане IV в., отказавшиеся от военной службы в
римских легионах.
Нет ли у Вас церковной истории Гизелера и Гагенбаха - В библиотеке
Толстого книг этих богословов нет.
Профосами называли в XVIII в. военных парашников, убиравших в месте
расположения войск все нечистоты. Они же - военные полицейские служители и
полковые палачи, прозванные "прохвостами". Официальные документы ("копий
казенной переписки") использованы Лесковым в рассказе "Антука"
(первоначальное название "Обозный палач". - "Книжки "Недели". 1888, No 10).
Примусь писать "Прохвоста" - рассказ "Антука".
Благодарю за письмо Ваше от 17 июля... - Письмо неизвестно.
Совестно мне перед девицами... - дочерьми Толстого - Татьяной и Марией.
Ив. Косолапов. Месяцеслов православной кафолической церкви. Казань, 1874;
изд. 2-е - Симбирск, 1880. Здесь даны сведения о севастийских мучениках и
указана литература о них. (В ЯПб. книги нет.)
Таков мой плач и моя затея... - Лесков излагает первоначальный замысел
рассказа "Обозный палач" ("Антука"). Окончательный текст рассказа не
совпадает с настоящим изложением.
Терновский Филипп Алексеевич "за направление, несогласное с духом
православия, и склонность к мнениям протестантским историкам" был по указу
Синода 16 ноября 1883 г. уволен из Киевской духовной академии. Доцентом
Киевского университета по кафедре церковной истории оставлен. Лесков был
дружен с Терновским, переписывался с ним, ценил его труды. В письме к
Черткову от 4 ноября 188. г. так о нем отозвался: "Это был человек огромного
ума, дивного сердца и поразительных познаний" (Лесков. Т. 11, с. 356). О
каком отзыве Толстого идет речь, неизвестно.
Меделянов - так Лесков иронически именует министра народного просвещения
И.Д.Делянова, известного своей реакционностью. До того, как Делянов стал
министром, Лесков посещал его. Такое прозвище, данное Лесковым, произошло от
меделянской собаки или медиоланского дога, использовавшегося для травли
медведей (Жизнь Лескова. Т. II, с. 528).
Лампадоносцев - Лесков так именует обер-прокурора Священного синода
К.П.Победоносцева, по чьему указу Терновский был изгнан из духовной
академии.
Теперь читайте, что сталось... - В письмо вклеена вырезка из
"Петербургской газеты" (1888, 29 июля) с некрологом, посвященным
Е.М.Крыжановскому, в котором восхвалялась его деятельность "для дела русской
народности и православия". В противовес столь апологическому освещению
значения Крыжановского Лесков написал заметку "Важный пропуск", в которой
коснулся вообще всей деятельности Крыжановского, а также и его роли как
автора записки "О вредном направлении" в травле Терновского. Заметка при
жизни Лескова не была опубликована.
Не откажите мне помочь... - Помощь Толстого нужна была Лескову для
публикации письма в связи с тем, что духовная цензура не пропустила его
повесть "Зенон-златокузнец", так как нашла сходство между изображенным там
патриархом и московским митрополитом Филаретом Дроздовым. В письме ("Русские
ведомости", 1889, 12 января, No 12) Лесков утверждал, что "эти сведения
совершенно ложны... во всей повести нет ни малейшего намека на какое бы то
ни было "русское лицо". Принимал ли Толстой участие в публикации этого
письма, неизвестно.
Помощь Ваша... - Благодарность Лескова вызвана обещанием Толстого
содействовать напечатанию повести. Бирюков 2 января 1889 г. сообщал Лескову:
"Толстой также советовал идти лучше к Гольцеву, и пошел вместе со мной...
Лев Николаевич очень расположен к вам и в восторге от ваших повестей. Он
недавно прочел "Овцебыка", "На краю света" и "Колыванский муж" и говорит,
что все это далеко превосходит все написанное в настоящее время, а также что
"Гольцев дал оттиск "Зенона" и мы начали читать. Когда кончим, я сообщу Вам
его мнение" ("Записки отдела рукописей ГБЛ". М., 1968, с. 228-229). На
письме рукой Лескова написано: "Л.Н. всех заставляет читать "Колыванского
мужа". Сказал Гольцеву: "Как Вам не стыдно Николая Семеновича обижать. Я сам
пришел за него заступиться" (Там же, М., 1968, 299). Повесть "Зенон"
опубликована в "Живописном обозрении", No No 1-12. Впоследствии получила
название "Гора".
1.10.89. - Ошибка в указании года. По содержанию письмо относится к 1888
г.
...о котором я писал Вам некогда. - Письмо неизвестно. Генерал-лейтенант
Остен-Сакен - участник всех войн России, начиная с 1805 г., с декабря 1854 -
начальник Севастопольского гарнизона. Толстой был лично с ним знаком, ценил
как опытного военачальника, но иронически относился к его религиозному
ханжеству. "А там Сакен генерал все акафисты читал" - так охарактеризован он
в сочиненной с участием Толстого "Песне про сражение на р. Черной" (Толстой.
Т. 4, с. 308). Она упоминается в тексте повести, и, видимо, Лесков
использовал сведения, полученные от Толстого.
А.А.Гатцук в феврале 1889 года несколько раз виделся с Толстым в его
хамовническом доме.
Павел Иванович Не-Гайдуков - подразумевается П.И.Бирюков, ошибочно
названный в фельетоне Б.Штанделя "В Ясной Поляне" ("Русский курьер", 1888, 4
сентября, No 24) Гайдуковым. Лесков, возмущенный допущенными здесь
неточностями, опубликовал заметку "О хождении Штанделя по Ясной Поляне"
("Новое время", 1888, 28 октября, No 4550), где писал: "...у Льва
Николаевича не было в гостях "Гайдукова", а был у него в ту пору Павел
Иванович, да только не Гайдуков" (Лесков. Т.11, с. 196).
Выписки из М.Арнольда - вероятнее всего, что выписки могли быть сделаны из
книги Мэтью Арнольда "Литература и догма" (London, 1873, 1889), которую с
увлечением читал Толстой весной 1885 г. и о чем писал Черткову (Толстой.
Т.85, с. 174) и перечитывал весной 1889 года.
Письмо Ваше о "Фигуре". - Письмо неизвестно.
Благодарю Вас, что черкнули о Сакене. - Лесков при включении рассказа
"Фигура" в собрание сочинений внес в него ряд исправлений: несколько усилена
отрицательная характеристика Остен-Сакена и "снижен" образ "Фигуры" (см.:
Лесков. Т. 8, с. 622-625).
...ваш ответ - письмо неизвестно.
Сказку... прочтите. - "Час воли Божией" написан на сюжет, предложенный
Л.Толстым. Толстой сообщил Гольденвейзеру: "Три вопроса" я задумал когда-то
давно и предложил Лескову" (Вблизи Толстого". М., 1959, с. 133). Позднее
Толстой опубликовал свою сказку "Три вопроса" на этот сюжет. Отзыв Толстого
о сказке "Час воли Божией" см. письмо 10.
"Ажидация" - первоначальное название повести "Полунощники".
"ему"... - имеется в виду протоиерей Иоанн Кронштадтский. О свидании "его"
с Хилковым см. примеч. к письму 23.
Марья Львовна - см. письмо 22.
Морозова Варвара
Алексеевна,
миллионерша,
известна
своей
благотворительностью и меценатством. В письме 5 ноября 1891 г. Лесков
делился с Б.М.Бубновым своим мнением о ней: "Я тебе когда-то писал про
девушку Морозову - племянницу Саввы Морозова, красавицу с 5-7 миллионым
состоянием. Я с нее кое-что зачертил в "Полуношниках", но в ней неиссякаемый
кладезь для восторга поэта. Она на днях приезжала сюда просить, чтобы ей
позволили раздать миллион голодным, но непосредственно - без попов и
чиновников. Говорят, будто ей отказали. Она становится легендарной при
жизни. Надо смотреть этих ангелов, которые сошли на землю и живут в нашей
шкуре, а не тех, которые где-то в тумане фантазии" (Лесков. Т. 11, с. 503).
Бирштедт Карл Карлович - врач, житель Петербурга, приобретший известность
своей добротой, бескорыстней медицинской помощью беднякам.
Фирштедт - в "Полунощниках" имя героя Ферштет.
...быть Вашим судьею. - Письмо Толстого с такой просьбой неизвестно. 24
сентября 1887 г., полагая, что Толстого нечего "хвалить... как цыганскую
лошадь", Лесков писал А.С. Суворину; "Чего его нахваливать? Его надо внушать
в том, где он говорил дело, а не расхваливать как выводного коня" (Лесков,
Т. 11, с. 327).
...гнездышко "Посредника" в Петербурге. - Лесков был недоволен
работой издательства "Посредник", медлительностью в выпуске книг,
соглашением с Сытиным. Он уверял Черткова в письме от 8-9 апреля 1891 г.: "В
издательстве заметен упадок и значение фирмы подорвано" (Лесков. Т. 11, с.
425). См. Письмо 17. Слухи о разгоне "Посредника" оказались ложными.
Ругин И.Д. - сотрудник издательства "Посредник", в 1890 г. примкнул к
земледельческой колонии толстовцев на Смоленщине. См. письма 17 и 22.
О Паскале говорить не пойду... - См. письмо 9 и примеч. к нему.
"Даровые объявления" - объявления об изданиях "Посредника" в газете "Новое
время", публикация которых была прекращена из-за задолженности.
...неудовольствие за евреев. - Толстым было подписано составленное В.С.
Соловьевым письмо против готовившихся правительством новых дискриминационных
правил о статуте российских евреев. Публикация письма была запрещена
министром внутренних дел. Редакция "Нового времени" была недовольна позицией
Толстого.
Очень хочется Вас видеть... - Толстой ответил согласием. См. письмо 10.
...датчанин... О пребывании в Ясной Поляне - Ганзен П.Г., переводчик
русской литературы на датский язык, посетил в апреле 1890 г. Толстого. Его
очерк "Пять дней в Ясной Поляне" опубликован в журнале "Исторический
вестник", 1917, No 1.
Говорил о Паскале... - Речь идет о публикации перевода "Мыслей" Б.Паскаля,
сделанного А.И.Орловым под наблюдением Толстого. Рукопись переводчик
озаглавил "Мысли Паскаля, расположенные по указанию гр. Л.Н.Толстого" и
вместе с рекомендательным письмом Толстого от 24 августа 1890 г. (Толстой.
Т. 65, с. 150) передал Гольцеву для публикации в "Русской мысли". Гольцев
отказался ее печатать и дал Орлову письмо к Лескову с рекомендацией
обратиться к Суворину. Об этом же просил Суворина и Толстой. Подготовленная
Орловым книга вышла в сентябре 1891 года: ч. I. Жизнь Паскаля.; ч. II. Мысли
Паскаля.
...последнее письмо...- Письмо неизвестно. Книжку "Обозрения" с Вашей
повестью... - В журнале "Русское обозрение" напечатана сказка "Час воли
Божией", написанная Лесковым на сюжет, рассказанный ему Толстым. Сюжет этой
сказки изложен Толстым в письме к Черткову от 20 июня 1887 г. (Толстой. Т.
86, с. 62-63). См. примеч. к письму 8.
...смеялись Вашему описанию. - Возможно, что Лесков, подобно тому, как он
это сделал в письме к Д.Н.Церетелеву, с юмором описал, как "встречена сказка
(то есть "Час воли Божией. - С. Р.) публикою" (Лесков. Т. II. с.
469).
...мы с Гольцевым... не согласны. - Лесков расходился с Гольцевым во
взглядах на религию и церковь.
"Полуночники" ("Полунощники") - повесть с резко выраженной антицерковной
направленностью, и Лесков испытывал большие трудности с ее напечатанием;
опубликована в "Вестнике Европы", 1891, No No 11, 12.
"под белым ангелом крыла" Фета. - Лесков иронизирует по поводу того, что
его сказка "Час воли Божией" с ее героем гулевым мужичонкой
"Разлюляй-измигул" напечатана в том же номере журнала, где и стихотворение
Фета" "Великому князю Константину Константиновичу и великой княгине
Елизавете Маврикиевне". Он имеет в виду строки: "Но пред высокою четою // В
душе моей всегда светло. // За вдохновенной головою // белее ангела крыло"
(А.А.Фет. Полн. собр. стихотв., 1959, с. 335).
К тем, у которых дела плохи, он не идет... - Речь идет об Иоанне
Кронштадтском, протоиерее Андреевского монастыря в Кронштадте. Лесков
саркастически относился к объявленному церковью "святому" и творимым им
"чудесам".
Ге на меня до сих пор рычит... - Лесков был большим почитателем искусства
Ге. Посмотрев его картины "Что есть истина?", "Христос и Пилат", Лесков
написал 15 февраля 1890 г. сыну: "Это первый Христос, которого я понимаю.
Так только и мог написать друг Толстого Ге" (см.: Жизнь Лескова, Т. II, с.
224). Восхищение Лескова живописью Ге вызывало нарекания и художников с
другой трактовкой образа Христа, как например, Репина, автора картины
"Николай Чудотворец избавляет от смерти трех невинно осужденных..." и др.
Позднее Репин выступил со статьей "Николай Николаевич Ге и наши претензии к
искусству" ("Ежемесячные приложения к "Ниве", 1894, ноябрь).
Юрьевский сборник - речь идет о сборнике "В память С.А.Юрьева" (М., 1891,
вышел 1 декабря 1890 г.), в котором была напечатана пьеса Толстого "Плоды
просвещения".
За Ругина я успокоился... - По-видимому, речь идет о примирении И.Д.Ругина
с Чертковым и И.И.Горбуновым-Посадовым, с которыми у него возникли
недоразумения из-за его отрицательного отношения к толстовской общине,
членом которой он состоял некоторое время (см. письмо И.Д.Ругина к Лескову
от 17 марта 1890 г. - "Лев Николаевич Толстой". М., 1928, с. 323-326). См.
письмо 8 и примеч. к нему.
...рождественский No "Петербургской газеты". - Письмо Толстого о рассказе
Лескова "Под Рождестве обидели (Житейский случай)" ("Петербургская газета",
1890, No 354, 15 декабря) неизвестно. Черткову он писал 15 января 1891 г.:
"Какая прелесть! Это лучше всех его рассказов. И как хорошо бы было, если бы
можно было напечатать" (Толстой. Т. 87, с. 68), а в письме от 1 (?) февраля
к М.А.Шмидт заметил; "Редко меня что так трогало" (Толстой. Т. 65, с. 235).
В 1906 г. Толстой включил рассказ в "Круг чтения" под названием "Воров сын"
с подписью "По Лескову изложил Л.Н.Толстой" (Толстой. Т. 41, с. 22-25).
"двистительно" - реплика Второго мужика из пьесы "Плоды просвещения".
"О девичьих детях"... - Лесков начал рассказ "Под Рождество обидели": "Я
хотел говорить на Рождество про один из общественных грехов, который мы
долгие века делаем сообща всем миром и воздержаться от него не в силах".
Тут... все не выдумано. - В основе рассказа случай, услышанный Лесковым от
своего друга, писателя-историка М.И.Пыляева.
...о рассказе, составленном Вами по Мопассану. - Речь идет о рассказе
Мопассана "Le Port", который был Толстым переработан и послан Суворину.
Мнение Суворина сообщил Толстому Чертков. Толстой ответил ему письмом от 7
января 1891 г., где Суворину предоставлялось право действовать по своему
усмотрению (Толстой. Т. 87, с. 66). См. письмо 16 и примеч. к нему.
Аполлон... дал "Брату Якову" поручение... - Речь идет о председателе
Комитета иностранной цензуры Аполлоне Майкове и Якове Полонском, служившем
там цензором, которые запретили распространение в России изданных в Англии
сочинений Толстого, в том числе и трактата "Царство Божие внутри вас".
...привел к нему Лампадоносцева и Терция. - Лесков имеет в виду посещение
одной из "пятниц" Полонского Победоносцевым и контролером Т.И.Филипповым.
Никанора стихом оплакал... - Речь идет о стихотворении Полонского "После
чтения "Крейцеровой сонаты" и неизвестном стихотворении на смерть
архиепископа Никанора.
Соловьев держит себя молодцом... - Соловьев выступил против книги Страхова
"Борьба с западом в нашей литературе" (СПб., 1890) со статьей "Мнимая борьба
с западом" ("Русская мысль", 1890, No 8). Толстой остался равнодушен к этой
полемике. "И, по правде скажу, не интересуюсь", - писал он 3 сентября 1890
г. Страхову (Толстой. Т. 65, с. 160).
...поступает на службу... - Слухи о поступлении А.И.Энгельгардта на
государственную службу оказались неверными. Ему была дана государственная
субсидия для продолжения сельскохозяйственных опытов.
Д.И.Менделеев - После вынужденного ухода из Петербургского университета
был назначен членом Совета торговли и мануфактур.
Мне теперь хочется побыть с Вами... - в 1891 г. Толстой и Лесков не
виделись.
Лесков называет писателя А.Михайлова (А.К.Шеллера; 1838-1900) "нигилистом"
за то, что в его романах с большим сочувствием изображались "люди
шестидесятых годов". С 1877 г. Михайлов - редактор журнала "Живописное
обозрение", где была напечатана анонимная статья по поводу выставки
передвижников, в которой о художнике Н.Н.Ге говорилось: "На этой же выставке
фигурировала несколько дней приобретшая печальную известность картина Ге
"Христос перед Пилатом"... В свое время мы подробно писали про эту картину,
служащую наглядным примером, до какого искажения художественного и
исторического может дойти извращенная фантазия художника" (1891, No 1). В
этом же журнале был напечатан рисунок художника С. Верещагина "Посещение
больной о. Иоанном Сергиевым" с подробным рассказом о "чудодейственной"
деятельности "Отца Иоанна", обличенной Лесковым в повести "Полунощники".
Мне у вас было хорошо... - Лесков вспоминает свое пребывание в Ясной
Поляне с 24 по 26 января 1890 г.
Повесть моя... - "Полунощники".
Рассказ "Дурачок" должен был печататься в журнале "Игрушечка" и в это
время проходил цензуру, которая в конце концов пропустила его (опубликован в
журнале в 1891 г., No 1).
...которого корректуру я послал... - Корректура рассказа была послана
Толстому, так как предполагалось его издание в "Посреднике". Толстому
рассказ не понравился. В нет "нет искренности", - писал он 5 января 1891 г.
Черткову (Толстой. Т. 87, с. 68). "Дурачок" не был издан "Посредником".
Рассказ Черткову пошлите... - Рассказ "Дурачок".
Рассказ "Христос в гостях у мужика" вышел в "Посреднике" в апреле 1891 г.
То же будет с "Фигурой"... - Рассказ "Фигура" был издан "Посредником" в
1889 г.
Сегодняшняя статья в "Новом времени"... - Речь идет о корреспонденции
Евгения Львова (псевдоним публициста Е.Л.Кочетова) "Замена иудейской печати
фарисейскою". Статья носила черносотенный, антисемитский характер.
Повесть свою... - "Полунощники".
...моряки открыли читальню. - Об открытии этой читальни сведений нет.
...видел... книжечку "Новый английский милорд Георг". - Речь идет о книжке
А.Юрьевой "Новая повесть о приключениях английского милорда Георга и
бранденбургской маркграфини Фредерики-Луизы" ("Посредник", 1891).
Горбунов... пишет "Еруслана". - Среди сочинений Горбунова-Посадова нет
повести о "Еруслане".
...захотелось написать "Бову-королевича". - Это намерение не было
осуществлено.
...чем "Родина" начала... - В журнале "Родина" (No 1) был помещен портрет
Победоносцева.
Только оно не ко мне писано... - Толстой ошибочно послал Лескову свое
письмо к Н.Н.Страхову (Толстой. Т. 65, с. 216). Лесков счел это письмо
адресованным Н.Н.Ге и намеревался отправить его в Плиски - хутор, где жил
художник.
Не сердитесь ли, голубчик? - Вопрос Суворина был вызван фельетоном
В.К.Петерсена (Псевдоним А-т) "Жизнь и фантасмагория" ("Новее время", 7
января, No 5337) о рассказе Лескова "Под Рождество обидели", вызвавшем
восхищение Толстого. Автор фельетона обвинял Лескова в том, что он лишь
сожалеет о судьбе вора вместо того, чтобы "найти причину болезни, указать на
нее смело и столь же смело поразить ее в самом корне".
Сегодня у них есть "Вор"... - Рассказ К.Л-ева "Вор" ("Новое время", No
5339, 9 января) тематически близок к рассказу Лескова.
Дал прочесть Ваше письмо... - Письмо неизвестно. Очевидно, в нем
выражалось согласие на предложенные Сувориным в письме к Черткову от 2
января 1891 г. поправки в рассказе "Франсуаза". (См. письмо 12 и примечания
к нему.)
Что же касается заглавия... - Толстой в неизвестном письме от 15 января
подтвердил свое разрешение на эти изменения (Толстой. Т. 52, с. 4). Рассказ
без подписи Толстого под заглавием "Франсуаза" с подзаголовком "Рассказ по
Мопассану" опубликован в "Новом времени", 1891, No 5366, 5 февраля.
"Братец Иаков" - Я.Полонский. "Эпизод" о Вышнеградском. - Текст "сказания"
неизвестен. Очевидно, в нем
речь шла о министре финансов И.А.Вышнеградском, использовавшем свое
служебное положение для беспроигрышной игры на бирже. Полонский был с ним
знаком.
В больницу исцелять... - Лесков последние годы жизни жил в доме, где
помещалась женская больница "Общины сестер милосердия во имя
Христа-спасителя". Он описывает посещение больницы Иоанном Кронштадтским.
Протоиерей В.Я.Михайловский - автор религиозно-нравственных
и
антиалкогольных брошюр.
"Мелочи архиерейской жизни" - очерки Лескова из жизни православного
духовенства. Из-за своего обличительного содержания считались
неблагонадежными сочинением и до 1905 г. числились в списке книг,
запрещенных к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях.
Благодарен за Ваши письма... - Неизвестные письма от 15 января (Толстой.
Т. 52, с. 4) и 18 января (Толстой. Т. 65, с. 328).
...для "хари" - в журнале был воспроизведен портрет Победоносцева. См.
письмо 14 и примеч. к нему.
В "Новом времени"... - Имеются в виду фельетонисты "Нового вымени"
В.К.Петерсен (А-та) и А.Н.Маслов (Бежецкий), получившие военное образование
и выступавшие против Лескова (см. письмо 15 и примеч. к нему).
При том Чертков пишет... - Письма неизвестны.
Здоров ли Чертков? - Лесков был знаком с Чертковым с 1885 года,
переписывался. Сотрудничество Лескова с "Посредником" сблизило их. Начиная с
1889 г. их отношения ухудшились. 21 января 1891 г. Лесков писал: "Я не имею
к Вам никакой неприязни, но возможность прежнего задушевного общения у меня
отнята и это не самое худшее, что могло выйти при моем и Вашем характере"; а
из-за насторожившей его "противоестественной склонности к подозрительности"
(Лесков. Т. 11, с. 479) заподозрил у Черткова "болезнь", отклонение от
нормы. Попытки их примирения дважды предприняла А.К.Черткова, но Лесков их
отклонил. Он ей писал: "...с Влад. Григ. можем без всяких уговоров
действовать заодно, но беседовать нам трудно" (Лесков. Т. 11, с. 512). В
1894 г. писатель стал более снисходителен к своему оппоненту, что и высказал
Чертковой: "Никакой неприязни к Вл. Гр. я не питаю, а, напротив, люблю его и
находил бы удовольствие с ним видеться и беседовать" (Лесков, Т. 11, с.
576).
"Посредник" в великом запущении... - Лесков обвинял "Посредник" в том, что
он "уклонился от своего первоначального пути" и стал преследовать
коммерческие цели. В письме от 9 июля 1889 г. он заявил Бирюкову: "Дело,
поставленное в такое неясное и двусмысленное положение, не внушает мне более
ни сочувствия, ни доверия прямоте и ясности целей, преследуемых его
сокрывшимися и стушевавшимися рукопожатиями, и я считаю себя вынужденным от
него отстать и более не буду давать моего согласия на издание моих сочинений
бесплатно" (Лесков. Т. 11, с. 432).
"Дурачок" я знаю, что плох. - См. письмо 13 и примеч. к нему.
Повесть... взял Вл.Соловьев. - Участие Соловьева подтверждается его
письмом к А.Н.Пыпину, в котором он писал, что добыл для "Вестника Европы"
новый рассказ Лескова и посвятил нынешнюю ночь его чтению в ущерб рецензиям
(Вл.Соловьев, Письма. П., 1923, с. 173).
Книга В.Соловьева "История и будущность теократии (Исследование
всемирно-исторического пути к истинной жизни)", т. I, Загреб, 1887, имеется
в библиотеке Толстого (ЯПб.).
Трактат Толстого "Критика догматического богословия", Женева, 1891.
Запрещен цензурой.
Полемическая заметка Лескова "Обуянная соль" (1891, No 12, 13 января),
направленная против критиков его рассказа "Под Рождество обидели" (см.
письмо 15 и примеч. к нему). Здесь он писал: "Я чувствую себя призванным
разъяснить, что идеал, которого я держался, вполне разумен и благороден, что
простить обидчика гораздо выше, чем казнить его, и что в рождественском
рассказе, - с тех пор, как эта литературная форма вошла в употребление, -
всегда было принято представлять сюжет, смягчающий сердце, и трактовать этот
сюжет в духе Евангелия, а не в духе политической экономии или Устава о
предупреждении и пресечении преступлений".
Автограф письма хранится в Историческом архиве а Ленинграде в фонде
С.Н.Худекова. На обороте письма Толстого Лесков написал Худекову: "Уважаемый
Сергей Николаевич! Здесь, как видите, дело идет о 12-м номере этого года.
Пожалуйста, прикажите исполнить и эту вторую просьбу Льва Николаевича!
Искренно благодарю Вас за доброе, дружеское ко мне расположение. Преданный
Вам Н.Лесков. 23.1.91". Над текстом письма Толстого рукой Лескова написано:
"Получ. 23 генв. 91я. Следовательно, письмо Толстого могло быть написано
20...21 января. Таким образом, датировка ПСС (Толстой. Т. 65, с. 225) 21-22
января должна быть уточнена.
Ваша защита... - "Обуянная соль".
О высылке No с "солью"... - см. письмо 1. и примеч. к нему. Стасюлевич
нашел повесть... - "Полунощники", напечатана в "Вестнике
Европы", 1891, No No 11, 12. Ваши письма об антисемитизме... - Известны два
письма Толстого к Ф.Б.Гецу: от 25-26 мая и 30 июня 1890 г. (Толстой. Т.
65, с. 98, 117). Они были включены Гецом в его книгу "Слово подсудимому"
(СПб. 1891), изданную под инициалами Ф.Б.Г. Книга была конфискована
Петербургским цензурным комитетом.
Нашего гостя не жалуют... - Речь идет об Иоанне Кронштадтском.
Легенды надоели... - Лесков в годы 1887-1891 написал ряд легенд и сказаний
("О скоморохе Памфалоне", "Невинный Пруденций", "Гора" и др.).
Письма Белинского к Герцену - переписка Белинского с Герценом ("Русская
мысль", 1891, No 1).
Письмо Черткова неизвестно. О своих отношениях с Лесковым Чертков 14
февраля 1891 г. писал Толстому: "Он просто меня не понял и потому, кажется,
не совсем поверил моему объяснению. А я ошибся в том, что, будучи в
возбужденном состоянии, неосторожно наговорил ему такого, чего он не понял и
объяснил себе превратно. Вышло то, что я его оттолкнул от себя. И как мне ни
больно и ни жаль, но поделом мне" (Толстой. Т. 87, с. 72). См. письмо 1. и
примеч. к нему.
М.М.Лисицын в январе 1891 г. сообщил Толстому, что предполагает перевести
в Дерпт закрытую в Митаве газету "Прибалтийский край", которой хочет придать
"христианское направление, и просил Толстого принять в ней участие (Толстой.
T. 65, с. 218). Толстой ответил, что "рад был бы быть полезным... изданию",
но просил не выставлять его имени, так как "это повлечет неизбежно
запрещение", и советовал обратиться к Лескову, о котором писал: "Он
одинаковых со мной взглядов и любит людей, а не русских или немцев"
(Толстой, Т. 65, с. 229). Лесков не согласился с идеей Лисицына, так как
"ничего того, что Лев Николаевич пишет для газеты "христианского"
направления, не дозволят напечатать в газете, издаваемой теперь в России"
(письмо Лисицыну от 7 февраля 1891 г. - см.: А.И.Фаресов. Против течений, с.
250-251).
Измигульничать - лениться, отлынивать от работы. Выражение, принятое в
Орловской, Курской губерниях.
"под белым ангелом крыла" Фета - см. письмо 11 и примеч. к нему.
Аксаковы заводили свои "Руси" и "Дни"... - Лесков имеет в виду то, что
И.С.Аксаков сочетал издательскую деятельность со службой в Московском
обществе взаимного кредита, что облегчало его положение издателя.
Лучше человека воздержать от такого намерения... - План Лисицына не был
осуществлен из-за запрещения Главным управлением по делам печати.
Никанор уснул... - Имеется в виду книга "Восемь бесед высокопреосвященного
Никандра" (Одесса, 1891), изданная посмертно наследниками, и проповеди
архиепископа Амвросия (Полн. собр. 1903), с резкими обвинениями Толстого в
"разрушении" основ общественного и государственного порядка и в "ереси".
Суворин выступил с фельетоном из цикла "Маленькие письма" ("Новое время",
1891, No 5366, 5 февраля), в котором оспаривал положения Толстого, главным
образом его проповедь безбрачия, высказанные им в "Послесловии" к
"Крейцеревой сонате".
"Франсуаза" причинила... неприятности... - Быть может, Суворин называет
"неприятностями" те сложности, которыми сопровождалась публикация
"Франсуазы" из-за нежелания Черткова принять его предложения (см. письмо 16
и примеч. к нему).
Очень рад, что Вы согласны... - Письмо от 20 февраля неизвестно (Толстой.
Т. 65, с. 329).
Ходит
|
Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
|
Просмотров: 1204
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|