Главная » Книги

Куницын Александр Петрович - Право естественное, Страница 4

Куницын Александр Петрович - Право естественное


1 2 3 4 5

§ 211. Все возмездные договоры имеют предметом промен взаимных прав, простирающихся или на вещи, или на лица, т. е. на их силы и услуги. По различию вещей и прав, с оными уступаемых, по различию целей, для которых требуются услуги, происходит бесчисленное множество договоров, из которых здесь предлагаются только известнейшие.
   § 212. Возмездные договоры, которыми передается право "собственности на вещь или на пользование оною, суть: I. Мена. II. Купля. III. Наем. IV. Процентный договор.
   § 213. I. Мена в пространном смысле есть договор, которым два или многие лица обещают друг другу уступить свои права; в тесном же смысле мена есть договор, которым кто-либо обязывается уступить свою вещь за вещь другого. Обе договаривающиеся стороны принимают на себя чрез сей договор совершенные обязанности и одна в рассуждении другой получает совершенное право, каждая представляет в себе и обещателя и требователя. Мена бывает вещами или совершенно определенными, или только вроде означенными. В первом случае требователь получает право собственности на вещь еще до передачи оной, почему и приключившаяся утрата вещи ему во вред обращается. Во втором случае он имеет право требовать от обещателя исполнения договора, т. е. передачи вещи, означенной в роде. Следовательно, случайное уничтожение или повреждение вещи не освобождает обещателя от исполнения заключенного им договора на передачу оной.
   § 214. II. Купля есть договор, которым уступается собственность вещи за деньги. Когда сей договор заключен безусловно или когда условия уже исполнились, то покупщик делается владетелем вещи до передачи оной, а потому если продавец уступает оную другому после первой продажи, то покупщик может требовать оную от сего последнего, ибо, кто сам права не имеет, тот и передать оного другому не может, § 186. Напротив того, продавец получает собственность платимых денег не прежде как по передаче оных, ибо деньги есть вещи только вроде означаемые. Когда покупается надежда, то продавец равномерно обязывается уплатить означенную в договоре сумму, хотя бы надежда его и не исполнилась, ибо предмет договора чрез то не изменяется, § 179.
   § 215. III. Посредством найма предоставляется другому употребление неистощимой вещи за известную плату. Наемщик получает право на определенную вещь, которое не прекращается и не изменяется с переменою владетеля оной. Следовательно, купля не нарушает найма. Напротив того, хозяин вещи имеет право требовать определенной платы, хотя бы наемщик и не употреблял вещь в продолжение условленного времени, только бы она способна была к употреблению, ибо, кто исполнил свое обещание, тот может принудить другого ко взаимному исполнению, § 210. Случайный вред несет хозяин вещи, а не наемщик, которому передается только право пользования, § 206.
   § 216. IV. Процентный договор состоит в передаче собственности истощимой вещи для употребления, с тем чтобы вместо оной доставлена была другая в том же качестве с известною за употребление платою. Уступающий свою собственность для употребления другому называется верителем, а получающий оную для употребления - должником. Процентный договор основывается на тех же правилах, коим подлежит заем, но отличается только процентами, в виде платы получаемыми за употребление собственности. В рассуждении процентов договор сей отличается от лихоимства, под которым разумеются непомерные проценты, противные положительным узаконениям или нравственности. Право естественное признает всякие проценты справедливыми, коль скоро веритель и должник на оные согласились, ибо, во-первых, никто не обязан знать причины, побудившие другого к заключению договора, § 177; во-вторых, цена вещей признается равною и справедливою, если обе договаривающиеся стороны на оную согласны, § 210.
   § 217. Главнейшие договоры, которыми одно лицо обещает другому свои услуги за известную плату, суть: I. Доверенность. II. Служебный договор.
   § 218. I. Доверенность есть договор, которым кто-либо принимает на себя исправление дел другого за известную плату. Обещатель услуг в сем договоре называется поверенным, а требователь - поручителем. Из взаимных отношений поручителя к поверенному явствует, что сей последний имеет право исполнить в точности поручение и что он обязан вознаградить поручителя за вред, который может произойти от пренебрежения принятых им по договору обязанностей, но, с другой стороны, ему принадлежит право на вознаграждение за убытки, необходимо сопряженные с исполнением порученных ему дел.
   Примечание. Исполнение чужих дел без поручения не есть договор, но, кто соглашается получить выгоду от такового старания других людей о его делах, тот обязывается нести убыток, сопряженный с исполнением должностей, принятых на себя кем-либо произвольно, § 194.
   § 219. II. Служебный договор есть соглашение, которым кто-либо обязуется оказать известную услугу или произвести что-либо для другого посредством своих телесных или умственных сил. Услуги могут быть определены числом, количеством или временем. Взаимные права наемщика и наемника определяются явными или подразумеваемыми условиями, основывающимися на понятии наемника, или на господствующем обыкновении, или на понятии равенства. Наемщик может требовать всех услуг, законным образом обещанных только от наемника, но не от его преемника, § 157. Наемщик имеет право ограничивать действия наемника, которыми обещанные услуги могут быть воспрепятствованы, §§ 33-34. Посему он может убежавшего слугу до истечения срока преследовать. Но во всем том, что не вредит праву наемщика, слуга пользуется свободою. Он имеет права на условленную плату за свои услуги, равно как и на предварительную плату (задаток) за будущее служение, если то содержится в договоре. Ему принадлежит также право принуждать наемщика к выполнению его обязанностей по договору.
  

КНИГА II

ПРАВО ПРИКЛАДНОЕ

  

Введение

  
   § 220. Прикладное право занимается определением прав и должностей, принадлежащих людям в известных отношениях. Главные начала чистого права служат основанием сего приноровления, § 10.
   § 221. Люди или самою природою поставляются во взаимное соотношение между собою, или для достижения законных целей произвольно вступают в общественное соединение. Их взаимные связи и проистекающие из оных права и обязанности должны быть определены по началам права, ибо во всех обстоятельствах жизни они не перестают быть нравственными существами. Определение прав и обязанностей, принадлежащих людям, по самому понятию об общественном их между собою отношении составляет науку права общественного всеобщего,
   § 222. Цели, для которых люди совокупляются, многоразличны, потому и виды общественного соединения также многообразны. Но в правоучении, сходственно с целию оного, § 13, рассматриваются те только, которые необходимо служат к сохранению внешней свободы людей. Таковы суть общество семейственное и государство.
   § 223. Хотя независимые народы не составляют общества, оставаясь в состоянии внеобщественном, но их взаимные отношения как лиц нравственных должны быть также определены по общим началам чистого права, что составляет науку права народного.
   § 224. Итак, прикладное право заключает в себе следующие части: I. Право общественное всеобщее. II. Право семейственное. III. Право государственное и IV. Право народное.
  

ЧАСТЬ I

ПРАВО ОБЩЕСТВЕННОЕ ВСЕОБЩЕЕ

  

ГЛАВА I

Об обществе вообще

  
   § 225. Люди имеют право стремиться к достижению предполагаемых ими целей, следовательно, могут употреблять законные к достижению оных средства. Цели, невозможные для одного человека, могут быть достигнуты совокупными силами многих. Люди могут употреблять сие средство для достижения своих целей по взаимному согласию, ибо чрез то никому обиды не причиняется.
   § 226. Совокупление людей для достижения общей цели соединенными силами называется обществом. Люди, совокупившиеся таким образом, называются членами общества.
   § 227. Совокупление людей для достижения общей цели не может иначе произойти, как чрез договор, ибо никто не имеет первоначального права принуждать других желать того, чего сам желает, § 106, и действовать для целей, им назначенных.
   § 228. Согласие членов на совокупление сил для достижения известной цели бывает явное или подразумеваемое, § 181. В обоих случаях оно равно их обязывает и одинаковую имеет силу. Но дабы судить о существовании договора, надлежит определить признаки, по которым бы с благонадежностью заключить можно было о существовании согласия людей вступить в общество.
   § 229. Договор общественного соединения существует:
   1. Когда кто принимает от другого такую услугу или такое обещание, которые делаются вообще с намерением вступить с другим в общество. Принятие сей услуги или сего обещания есть знак согласия на общественное соединение, напр. принятие даров брачных есть согласие на вступление в брак.
   2. Когда многие лица стремятся вместе к общей цели и притом каждое из них действует в полной уверенности, что и все прочие стремятся к той же цели и желают его содействия. Так, напр., когда люди, случайно сошедшиеся вместе, защищаются от представившейся им общей опасности.
   3. Когда какая-либо цель силами одного не может быть достигнута, но многие приступают к достижению оной, хотя без предварительного соглашения. Убеждение каждого в возможности достигнуть оную цель только при общем содействии есть признак их взаимного согласия.
   4. Когда члены соединились между собою для известной цели, то предполагается, что они согласились также употреблять для оной законные средства, без которых цель не может быть достигнута.
   § 230. Итак, к существу каждого общества принадлежат: 1) общая цель, следовательно, единство частных воль в рассуждении оной; где нет сего единства, там нет и общества. Цель общая называется общим благом, поколику составляет предмет желания каждого; 2) соединение сил как средство к достижению общей цели, следовательно, взаимное содействие всех членов во всем том, без чего общая цель не может быть достигнута; 3) исполнение различных дел, касающихся цели общества, которые потому называются делами общественными.
   § 231. Поелику чрез договор общественный происходит единство воль членов общества в рассуждении цели, то оный называется договором соединения. Единство понятия о цели и единство частных воль в достижении оной образуют из членов общества одно нравственное, таинственное лицо, которое имеет свои права и должности, называемые правами и должностями общества.
   § 232. Совокупность сил, которыми общество располагать может для своих целей, называется силою общею. Из соединения частных сил происходит сила общая, которая по праву может быть употребляема только для цели общей, ибо только для достижения оной члены общества по договору соединения обязались жертвовать своими силами.
   § 233. Равным образом делами общественными те только называются, которые касаются цели общей и от которых достижение оной зависит. Все прочие занятия, кем бы оные пи были предпринимаемы и назначаемы, суть дела частные. Члены общества обязаны отправлять дела общие, ибо по договору соединения обязались содействовать к достижению общей цели.
   § 234. Общество как нравственное лицо имеет свои права и должности, § 231, которые суть частию первоначальные, существенные и необходимые, частию приобретенные и случайные. Первые происходят вместе с обществом и к понятию об оном необходимо принадлежат, вторые приобретаются свободными деяниями.
   § 235. Права общества возлагают должности частию на членов оного, частию на иностранцев. Первые называются внутренними, а вторые - внешними.
   § 236. Существенное, внутреннее право общества есть власть принуждать всех членов делать то, к чему они по договору соединения обязались. Отсюда проистекают следующие должности членов общества:
   а. Каждый член обязан споспешествовать общему благу по закону, изображенному в договоре соединения. Если же оным договором не определяется род и мера его содействия, то оные должны быть выводимы из самой цели общества.
   b. Никто из членов не должен полагать препятствия к достижению цели общей ни положительным, ни отрицательным образом.
   c. Потому каждый член имеет совершенную должность свои частные цели и виды подчинять цели общей в случае несовместности оных. Но если цель частного члена будет важнее и необходимее, нежели цель самого общества, то первая может быть достигнута вопреки последней. Напр., если член общества звероловов не иначе может убить попавшегося ему зверя, как с потерею здоровья или жизни, то он не обязывается в сем случае действовать для цели своего общества.
   § 237. Права общества на его членов ограничиваются правами сих последних. Правила сего ограничения суть следующие:
   a. Общество не имеет права употреблять членов как простые орудия для достижения своих целей, ибо право свободы есть неотъемлемо и неотчуждаемо. Каждый человек и в самом обществе остается для себя самого целию. Потому если цель общества иначе не может быть достигнута, как с нарушением сего права, то оная должна быть оставлена.
   b. Общество не имеет права ограничивать свободу членов своих более, нежели сколько они к тому обязаны по договору или по понятию о цели общей. Хотя чрез исполнение некоторых деяний цели общей споспешествуемо быть может, но если члены предоставили себе в рассуждении оных свободу, то не могут быть принуждены к исполнению. Потому каждый член сохраняет все права, которые не были им отчуждены в договоре соединения.
   c. Общество может принуждать своих членов только по закону, для всех общему, и принуждение его ограничивается теми же законами, которым подлежит всякое законное принуждение.
   d. Общество не имеет права требовать от членов своих вместо обещанной ими услуги другой, противной их воле.
   § 238. Ко внутренним правам общества относятся взаимные права членов оного. Взаимное соотношение членов общества называется состоянием общественным, которому противуполагается состояние естественное. Взаимные права членов общества определяются: 1) их природой; 2) договором соединения и 3) целью общества.
   § 239. Каждый член в рассуждении других удерживает право личности и все права, из оного проистекающие, §§ 82-87. Потому каждый член общества остается существом самостоятельным и по соединении с другими для общей цели каждый остается свободным во всех деяниях, не препятствующих цели общественного соединения.
   § 240. Но поколику члены общества обязались по договору содействовать цели общей, то они получили чрез то право принуждать друг друга к таким деяниям, исполнение коих не могли взаимно требовать прежде вступления в общественное соединение. Когда общество состоит из двух членов, то один имеет право принуждать другого делать то, что следует по заключенному ими договору. Если же общество состоит из многих членов, то каждому из них принадлежит право принуждения противу всех прочих, и обратно. Способ принуждения или определен самым договором, или нет. В последнем случае оный зависит от произвола каждого, но принуждение ни в каком случае не должно простираться далее законных пределов.
   § 241. Когда один член обижает другого, то о праве обиженного должно судить по договору и цели общей. Вообще обиженному принадлежит право требовать удовлетворения и принуждать обидчика к восстановлению нарушенного права. Если один член обижает всех или целое общество, то он может быть принуждаем к удовлетворению за причиненную обиду или исключен из общества. Равным образом когда все члены или целое общество причиняет обиду одному, то обиженному принадлежит право принуждать всех или оставить общество.
   § 242. Впрочем, если один член обижает другого таким образом, что таковой поступок его противен бывает договору или цели общей, то обида частная делается чрез то общею и обиженному принадлежит право требовать от всех прочих помощи противу обидчика; почему целое общество имеет не только право, но и должность принуждать или выключать из членов обидчика.
   § 243. Чрез вступление в общество частная свобода отчасти ограничивается, отчасти распространяется, ибо каждый член по договору соединения дает другим право принуждать себя к таким деяниям, к которым прежде никто не мог его законно принудить. Но с другой стороны, каждый член сам получает такое же право в рассуждении всех прочих.
   § 244. Поколику общество есть нравственное лицо, § 231, то оному принадлежат также права в рассуждении других обществ и частных иностранцев, называемые внешними, § 235. Содержание сих прав определяется вообще понятием о нравственном существе, и в частности договором соединения и целию общества.
   § 245. Внешние права общества суть также или первоначальные, или приобретенные. Существенные первоначальные права общества суть:
   a. Право существовать как общество независимое и самостоятельное. Никто не имеет права уничтожать общество и делать притязание на его самостоятельность. Равным образом никто не может нарушить условия его существования, следовательно, расстраивать оное, разделять на части и отвлекать членов от общественного соединения.
   b. Право употреблять силу, общую для достижения своих целей; следовательно, общество может располагать всеми средствами, ему принадлежащими. На сем основывается право общества увеличивать и усовершать силу общую всеми законными способами. Отчуждение средств и приобретение новых состоит равномерно во власти общества.
   c. Право достигать благополучия; следовательно, общество имеет право снискивать все то, что приближает его к сей цели. Должность иностранцев, соответствующая сему праву общества, состоит в том, чтобы не препятствовать ему избирать произвольно цели и действовать для достижения оных. Неблагоразумные предприятия общества и вредные начинания не дают другим обществам и частным лицам права противиться его усилиям или полагать оным преграду, ибо чрез то было бы нарушено право свободного употребления общей силы. Благополучие общества состоит в благополучии членов оного, потому иностранцы не могут препятствовать частным членам общества достигать благополучия. Кто поступает противным образом, тот причиняет обиду обществу.
   § 246. Напротив того, никакое общество не имеет власти нарушать права других обществ или частных лиц, потому не может: 1) принуждать иностранцев вступать в оное или против их воли действовать для его целей; 2) заставлять их отказываться от своих целей для его выгод; 3) принуждать их против воли нарушать права третьего лица.
   § 247. Всем обществам как нравственным лицам принадлежат сии права и соответствующие оным должности. Отсюда и происходит совершенное их равенство.
   § 248. Случайные права общества суть те, которые оно приобрело законными деяниями. Таковы суть право собственности на вещи и права, приобретенные от других людей по договору. Содержание сих прав точнее определяется существом самых деяний, которыми они приобретены.
   § 249. Если иностранцы нарушили права общества, то оному принадлежит право обороны, предупреждения и вознаграждения за причиненную обиду.
   § 250. Права общества и частных членов тогда могут быть охранены, когда они точно определены и состоят под блюдением особенно на то учрежденной власти. Цель общества может быть тогда достигнута, когда сила общая управляется по известным единообразным правилам. Право отправлять общественные дела называется властью общею и бывает или всеми членами вместе отправляемо по общему согласию, или вверено одному лицу. В первом случае общество называется равным, а во втором - неравным. Существо общества чрез сие различие не переменяется, но способ отправления дел общественных в равном и неравном обществах бывает различен.
  

ГЛАВА II

Об обществе равном

  
   § 251. В равном обществе ни один член не имеет власти общественной: она принадлежит всем вместе. Но равенству не противно, если один член получает в договоре общественном больше прав, нежели другой, ибо хотя кто имеет больше прав, но не делается чрез то властелином другого.
   § 252. Только в рассуждении общей цели права и должности всех членов должны быть одинаковы. Какое участие один член имеет в цели общей, таковое же должен иметь и другой; какая должность для цели общей падает на одного сочлена, таковая простирается и на другого. Потому все предлежащее к исполнению для цели общей должно быть определено общим согласием. Выраженное в договоре общее согласие есть воля общая, которая есть закон общества. Итак, в обществе равном все законы определяются общим согласием и называются законами договорными.
   § 253. Способ, которым воля общая познается в решении дел общественных, называется образом правления. Договор общественный или определяет образ правления, или нет. В последнем случае каждый раз при рассуждении о каком-либо деле должно определять и способ изъявления воли общей. Но поколику обществу предстоят беспрестанно многоразличные дела, для решения коих всегда требуется познание воли общей, чего на опыте каждый раз учинить невозможно, то каждое общество должно непременно иметь определенный образ правления.
   § 254. Для достижения цели общей многие дела должны быть исполняемы единообразно и постоянно. Ежевременное рассуждение об оных было бы частию затруднительно, а частию и вовсе невозможно. Потому благо общее требует, чтобы дела, совершаемые для цели общей постоянно и единообразно, были определены общим согласием в то же время, когда учреждается общество. Сего рода общественные постановления называются коренными законами. Договоры, содержащие в себе коренные законы, называются основными,
   § 225. Коренные законы определяют: 1) главнейшие и постоянно к исполнению предлежащие дела; 2) способ отправления оных и, наконец, 3) признаки, по которым воля общая во всех случаях может быть познаваема. Итак, коренные законы определяют образ правления.
   § 256. Но дела разнообразные и случайно встречающиеся не могут быть определены предварительно, почему решение оных должно происходить каждый раз по общему рассуждению членов, причем каждый изъявляет свою волю. Объявленная воля частного члена при рассуждении о каком-либо деле называется голосом.
   § 257. Право подавать голос называется правом, голоса. В обществе равном каждый член имеет право голоса, ибо в оном решение дел производится по общему согласию всех членов. Голос бывает: 1) положительный и отрицательный, смотря по тому, выражается ли оным хотение или нехотение чего-либо; 2) безусловный, если хотение или нехотение чего-либо выражается без всякого условия или предположения; условный же, когда бывает тому противное. Поколику же голос есть изъявление воли, то 3) опый бывает явный или подразумеваемый] первый выражается определенными знаками, как-то письмом, речью; второй выводится из известных деяний - положительных и отрицательных.
   § 258. По голосам делается заключение о способе исполнения общего дела. Голоса называются решительными, когда они возлагают на общество обязанность им последовать; но если не производят сей обязанности, то называются просто совещательными. Одинаковые голоса называются согласными, а неодинаковые - несогласными. Если голоса всех членов одинаковы, то называются единодушными, когда же разделены - то различными. В последнем случае они с обеих противоположных сторон бывают или равными, или неравными; первое называется равенством, а второе - большинством голосов.
   § 259. В обществе равном голос каждого члена есть решительный; голоса всех членов суть равные основания, определяющие волю общую, ибо все они принадлежат существенно к единству оной. Что голосами определено и поставлено бывает, то называется заключением, Когда силою заключения определяется исполнять что-либо всегда одинаковым образом в одинаковых случаях, то сие определение есть закон в тесном смысле. Что постановляется для частного случая на время, то называется решением преходящим.
   § 260. В обществе равном заключение может последовать только через единодушие голосов, если договор общественный не содержит в себе другого определения. Но если в оном постановлено правило, по которому известное число голосов определяют заключение, имеющее силу закона, то сие число голосов есть закон общества во всех тех случаях, для которых оное таковым признано.
   § 261. Поколику в обществе равном воля общая познается чрез подание голосов, то способ подавать и собирать оные должен быть определен самым образом правления.
   § 262. В равном обществе никто не может дать закон другому, но общество дает закон всем членам оного. Итак, воля общая есть верховный властитель в обществе равном.
   § 263. Поколику целое общество не может выполнять своей воли, то в оном должен быть исполнитель, который, не имея права давать законы, исполняет только оные. Частные члены не теряют чрез то своего равенства, ибо они суть подданные не сего исполнителя, но законов.
   § 264. Когда в обществе нет исполнителя законов, то все члены вместе заступают место оного противу нарушителей законов. Один член "сть исполнитель законов противу всех прочих, когда они оказались нарушителями законов. Но поколику сей образ исполнения законов существовать не может, по крайней мере в обществах многолюдных, то исполнитель законов непременно определен быть должен.
   § 265. Итак, из понятия об обществе равном проистекают следующие положения: 1) все законы оного суть договорные; 2) поколику законы общественные определяют средства для достижения цели общей, то никакое общество не может существовать без законов, и без наблюдения оных никакая цель общества не может быть достигнута; 3) каждый член общества подлежит законам, следовательно, нарушением оных нарушает права всех прочих членов; 4) каждый вступающий в общество подвергается его законам, следовательно, обещает соблюдать оные.
  

ГЛАВА III

Об обществе неравном

  
   § 266. В обществе неравном власть общая принадлежит или физическому лицу, или нравственному, т. е. некоторым членам вместе. Лицо, которому общая власть принадлежит, называется властителем. Поколику все прочие члены общества подлежат власти общей, то они называются подданными.
   § 267. Власть общая может быть приобретена только цо договору, ибо ни один человек первоначально не подлежит власти другого, §§ 82, 83, а по договору соединения люди приобретают взаимные права и должности только в рассуждении цели, но остаются в состоянии равенства. Итак, власть общая может быть приобретена только с согласия самих членов общества. Договор, которым власть общая передается, называется договором подданства, ибо чрез оный лица независимые и равные делаются подданными, или подвластными. Договор подданства следует за договором соединения, ибо прежде должна быть определена цель, а потом уже может быть поручено кому-либо исполнение оной.
   § 268. Договор подданства есть договор условный. Общая власть, передаваемая по оному, ограничивается: 1) необходимыми условиями, при каждом договоре подразумеваемыми, § 191; 2) особенною целью общественного соединения и 3) особенными условиями самого договора подданства.
   § 269. Верховная власть называется полною и неполною, смотря по тому, принадлежит ли она одному лицу или разделена между многими.
   § 270. Властитель общества называется неограниченным, когда в расположении общею властию ни от кого не зависит; в противном случае он называется ограниченным.
   § 271. Но властитель общества, как ограниченный, так и неограниченный, обязывается наблюдать: а) права членов, § 237; b) права самого общества, § 245, и, наконец, с) условия или коренные законы, содержащиеся в договоре соединения и в договоре подданства, § 232-233.
   § 272. Употребление власти общественной без всякого ограничения есть тиранство, и кто оное производит, тот есть тиран. Никто не имеет права быть тираном, ибо никто не может быть без законных пределов в употреблении власти.
   § 273. Итак, каждый властитель имеет не только совершенные права, но и совершенные должности к своим подданным. Неотчуждаемые и неотъемлемые права человека и в самом обществе и в самом подданстве должны оставаться неприкосновенными. Равномерно не должны подлежать влиянию общественной власти те права, которые члены общества ни в договоре соединения, ни в договоре подданства не отдали в общее распоряжение.
   § 274. Поколику властитель изображает волю общую, то он имеет право: 1) давать законы подданным; 2) принуждать их исполнять оные. Подданные обязываются повиноваться законам общим и исполнять повеления властителя. Право принуждать к исполнению законов заключает в себе право наказания. Сопротивление законам или повелениям властителя есть нарушение должности, за которое подданный подлежит наказанию.
   § 275. Но колику властитель изображает самое общество, то власть его не может далее простираться, нежели власть самого общества. Следовательно, властитель может требовать от подданных только исполнения дел, необходимо сопряженных с достижением цели общей. Потому он не имеет права: 1) употреблять подданных как простые орудия и поступать с ними самопроизвольно; 2) лишать их свободы действовать для их частных целей, когда оные не противны цели общей; 3) принуждать их только по своему благоусмотрению, а не по общему закону.
   § 276. Каждый властитель может быть рассматриваем в двояком отношении: 1) как член общества, подлежащий законам оного; 2) как властитель, который может издавать, переменять и уничтожать законы. Властитель подлежит законам, им издаваемым, в том отношении, что с подданными не иначе поступать обязан, как по силе существующих законов, ибо воля его тогда обязывает подданных, когда учинится для них известною. Касательно собственного лица властитель не подлежит законам положительным, но он обязывается законами естественными, ибо каждое нравственное лицо подлежит оным. Существование их не зависит от воли общества.
   § 277. В неравном обществе законы не суть условные, ибо они определяются не голосами членов, но волею властителя, который один только имеет решительный голос.
   § 278. Общество, как равное, так и неравное, бывает простое, когда члены оного суть физические лица; сложное - когда члены оного суть нравственные лица.
   § 279. По времени продолжения общество бывает или ограниченное, или не ограниченное временем. Первое называется временным, последнее бывает или пожизненное, или вечное, т. е. или по жизнь членов продолжающееся, или навсегда быть долженствующее. Вечное общество возможно только по причине беспрестанного последования членов.
   § 280. Время продолжения общества или явно определяется, или бывает подразумеваемо. В последнем случае цель общества показывает, как долго оное имеет законно продолжаться.
   § 281. Общество прекращается: 1) когда достигает своей цели; 2) когда достижение оной делается нравственно или физически невозможным; 3) когда в договоре определенное время оканчивается; 4) когда члены произвольно соглашаются прекратить взаимное соединение, не нарушая тем прав третьего лица, т. е. чрез новый договор,
   § 282. Но когда частные члены причиняют обиду обществу или общество обижает частных членов, то договор соединения чрез то не нарушается, но обиженной стороне принадлежит право принуждения. Впрочем, в случае обиды как частные члены имеют право оставить общество, так и общество может отторгнуть частных членов, ибо никто не имеет права терпеть несправедливость.
  

ЧАСТЬ II

ПРАВО СЕМЕЙСТВЕННОЕ

  
   § 283. Приноровление начал чистого права к отношениям членов семейства составляет право семейственное.
   § 284. В праве семейственном исследуются отношения двух родов: I. Отношения супругов между собою. II. Отношения между родителями и детьми; посему оно разделяется на две главы: в первой изъясняются отношения супругов, во второй - отношения между родителями и детьми.
  

ГЛАВА I

О взаимных отношениях супругов

  
   § 285. Супружество есть союз между двумя лицами различного пола для исключительного сожития. Договор, на котором сей союз утверждается, называется брачным. Члены супружества суть муж и жена, называемые вместе супругами.
   § 286. К действительности супружеского договора требуется: I. Свободное согласие. П. Нравственная и физическая возможность исполнить оный, § 170.
   § 287. I. Поколику каждый человек имеет право располагать собственным лицом, § 82, то никто не может заставить его вступить в супружество. Если бы кто захотел принудить другое лицо к супружеству с самим собою или с третьим лицом, то в первом случав употребил бы оное как орудие своей страсти, а во Мором - как орудие своего произвола.
   § 288. Поколику свободное согласие есть необходимая принадлежность брачного договора, то могут заключить оный только лица, имеющие полное употребление разума, § 171. Посему брак не может быть заключен малолетними, сумасшедшими, пьяными и проч.
   § 289. Равным образом брак, заключенный по заблуждению и невежеству, недействителен, ибо когда кто заключает договор, не понимая предмета или содержания оного, то согласие его не есть истинное, но только мнимое, § 175.
   § 290. Поколику воля других людей нам может быть известна только посредством знаков, § 180, то брачный договор могут заключить только те лица, которые могут ясными знаками изъявить свою волю.
   § 291. II. По самому свободному согласию договаривающихся лиц брак может быть заключен, когда он не противен правам других людей. Посему брак бывает недействителен, когда заключившие оный лица состоят уже в супружестве с другими лицами, ибо супружество есть союз на исключительное сожитие.
   § 292. Итак, многоженство противно праву, ибо по оному муж имеет сожитие со многими женами, требуя, чтобы сии последние воздерживались от сожития с прочими. Таковое требование противно собственному его поведению. Следовательно, он употребляет жен своих как средство для цели.
   Примечание. Кроме справедливости самая польза убеждает в том, что брак может быть заключен только между двумя лицами. Какое отвратительное зрелище распутства и скотского унижения представляют нам те народы, у которых в обычае многоженство! Целая половина рода человеческого там находится в самом гнусном порабощении у другой и почитается средством удовлетворения скотской страсти. Женский пол, находясь в толь униженном состоянии, не способен ни к каким благородным чувствованиям. По причине строгого надзора и тюремного заключения он жаждет распутства как единственного блага, ему известного. Тайная ревность, снедающая сердце каждой невольницы, служит обильным источником семейственных беспорядков, которые может прекратить только сильная рука домашнего тирана. Дети с младенчества научаются ненавидеть незаконных жен отца своего, равно как и других детей, происходящих не от одного с ними ложа. Родительская горячность к детям ослабевает по мере их умножения. Развратные родители, утомленные сладострастием, редко любят детей своих, но, напротив, весьма часто их ненавидят. Итак, рабство женского пола, семейственные раздоры, жестокий нрав мужчин, дети без воспитания, оскудение народонаселения в государстве суть следствия многоженства. Многомужество малоизвестно, следствия оного еще ужаснее.
   § 293. Брак, заключенный на временное сожитие, называется наложничеством. Хотя не можно доказать по началам права незаконность наложничества, но оное противно нравственной природе человека, §§ 6-7, ибо он делается чрез то рабом своего вожделения.
   § 294. Брачный договор не может быть заключаем между ближними родственниками, ибо оный противен внутренним должностям человека. Ближними родственниками называются те, к которым природа или отечественные обычаи внушают нам особенную нравственную любовь, противную должностям супругов. В случае брака между такими лицами благородное чувствование родственного расположения пожертвовано будет другому чувствованию - низшего разряда. Таковое отношение существует между восходящими и нисходящими родственниками, между братьями и сестрами, но существует ли в природе врожденное отвращение, сего доказать нельзя. По крайней мере оно находится в обычаях всех образованных народов и отвергается только во времена развращения нравов или в скотской дикости человека.
   Примечание. Кажется, брак должен соединять чуждые между собою колена, а не те, кои и без оного имеют уже родственные связи между собою. Однако ою как далеко простирается кровное родство, сего по началам права определить не можно.
   § 295. III. [Так] как цель супружества есть сожитие, то не могут заключить сего договора лица, неспособные к сожитию. Следовательно, браки, заключенные оными, недействительны.
   § 296. Должности супругов определяются целию брака и особенными брачными условиями.
   § 297. Вообще супруги обязываются ко всему тому, без чего цель брака не может быть достигнута. Посему супружеская любовь есть первая, главнейшая должность супругов. Исключительное сожитие есть необходимое условие брачного договора; потому одна сторона имеет совершенное право требовать от другой исполнения сего условия. Исключительная любовь требует взаимного вспоможения, особливо со стороны супруга, ибо он заключает союз общежития с существом слабым, следовательно, требующим его помощи.
   § 298. В брачном договоре могут заключаться другие условия, называемые брачными. По силе оных супруги приобретают взаимные права и обязанности. Само по себе разумеется, что сии посторонние условия не должны быть противны природе самого брака.
   § 299. Собственность супругов остается неприкосновенною, если в брачном договоре не заключается в том особенных условий.
   § 300. Равным образом супруги сохраняют право свободы во всем том, что не противно брачному договору.
   Примечание. Женский пол в странах варварских впал в рабство по причине слабости сил своих. Неограниченная власть мужей над женами сперва превратилась в обычай, а потом утверждена положительными законами, как будто цель государства того требует, чтоб половина рода человеческого непременно была в рабстве. Если жена для мужа есть то же, что дворовая скотина, то в обоих супругах напрасно будем мы искать благородных чувствований. Кто жесток для своей жены, тот может ли быть человеколюбив к людям, ему чуждым?
   § 301. Брак прекращается: 1) смертию одного лица, если оный заключается на всю жизнь, но когда одно лицо нарушает супружескую верность, то другая сторона имеет право отступить от договора, § 200. Если бы нарушитель брачного договора требовал, чтоб другая сторона соблюдала к оному верность, то он желал бы при том употреблять оную как средство для своей цели.
   § 302. Равным образом брак прекращается, когда откроется совершенная невозможность с одной или с обеих сторон исполнить цель оного. Таковы суть недостатки телесные, опасные и заразительные болезни и проч.
   § 303. Взаимным согласием брак также прекращается, если тем не нарушаются права третьего лица.
   Примечание. Такого рода прекращение браков противно благоустройству семейств, потому воспрещается законами положительными.
  

ГЛАВА II

Об отношениях между родителями и детьми

  
   § 304. Дети рождаются в толь слабом состоянии, что без помощи других непременно должны погибнуть. Родители имеют ближайшую должность стараться о прокормлении и воспитании детей своих, ибо рождение детей есть произвольное действие родителей. Подвергать опасности других есть действие, противное должности; следовательно, избавлять от опасности того, кто нашею виною впадает в оную, есть должность совершенная.
   § 305. Следовательно, никакой брак пе может быть заключен без взаимного обещания супругов воспитывать детей своих, ибо тогда оный учинился бы договором, вредным правам других людей, § 186.
   § 306. Должность воспитывать детей есть основание родительской власти над детьми, ибо оная заключает в себе: 1) попечение о сохранении здоровья и жизни детей; 2) попечение об усовершенствовании их телесных и умственных сил; сии многоразличные обязанности только тогда могут быть выполнены родителями, когда они будут иметь власть располагать деяниями детей своих.
   § 307. Пространство власти родительской определяется пространством их должности: родители имеют право делать в рассуждении детей своих все то, что принадлежит к воспитанию и нравственному образованию сих последних. Посему они имеют право:
   a. Стараться о содержании и укреплении телесных сил детей своих, следовательно, могут предписывать им действия и упражнения, способные к развитию тела, и воспрещать занятия, противные здоровью или опасные жизни.
   b. Право доставлять нравственное воспитание детям дает родителям власть приучать детей к умственным занятиям, ограничивать их страсти, искоренять в них злую волю и дурные навыки, следовательно, в случае упорства детей - наказывать их прилично цели, не преступая потребной меры и не нарушая вышеупомянутой обязанности сохранять целость их телесных сил.
   c. Родители имеют право заставлять детей своих заниматься полезными упражнениями как по силе их обязанности воспитывать детей, так и потому, что доставлять нужное продовольствие они обязаны детям по мере их слабости и невозможности собственным трудом удовлетворять своим нуждам.
   d. Родители имеют право защищать детей своих от других людей и вместе требовать, чтоб никто другой не вмешивался в дело воспитания.
   § 308. Родители имеют равную должность воспитывать детей своих, потому и власть над детьми им равно принадлежит. Каждому из супругов принад

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 528 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа