амѣнить ихъ фельдшерскими школами. Точно такъ и здѣсь.
Надобно отнести къ особому промыслу Бож³ю о церкви то, какимъ образомъ дѣти духовенства выходятъ хорошими людьми, при тѣхъ услов³яхъ, при которыхъ они воспитываются.
Я говорилъ уже объ училищной моей жизни; коротенько скажу, къ слову, и теперь. Какъ воспитывался я, такъ воспитывается и все остальное духовенство.
Батюшка нашъ былъ кротк³й, добрый и крайне бѣдный священникъ. Дохода онъ не имѣлъ и 50 р. въ годъ. Землю въ пользован³е причта баринъ прихода отвелъ такую, что батюшка иногда сдавалъ ее рублей за 5-6 въ годъ за всю, а иногда не снималъ ее никто. Своими руками земли батюшка не обработывалъ, а наемнымъ трудомъ могъ засѣвать только десятины двѣ - три. Когда я подросъ, онъ отвезъ меня въ училище и помѣстилъ на многолюдной, тѣсной и грязной квартирѣ, въ сообщество съ такою же мелюзгою, какъ я, и вмѣстѣ съ остолопами, выгоняемыми изъ училища за безнравственность и лѣность и готовившимися въ пономари. Батюшка мой хорошо понималъ, что это за квартира; но взять мнѣ лучшую онъ не имѣлъ средствъ. Мои дѣтск³я силы не вынесли того гама, грязи и атмосферы, что было тамъ, и я заболѣлъ на первую же треть. Квартира отъ училища была далеко, въ классъ нужно было являться чѣмъ свѣтъ,- и ты, несчастный, тащишься туда, иногда по колѣно въ грязи или снѣгу, еще до разсвѣта. Классы безъ оконныхъ рамъ и дверей,- это буквально,- и зимой, въ особенности въ бурю, мы рѣшительно мерзли. Учителя,- варвары,- били и сѣкли часто, просто для собственной потѣхи и развлечен³я. Инспекторъ Архангельск³й строго наблюдалъ, чтобы къ утрени ученики не опаздывали, и мы, по очереди, передъ праздниками, не спали ночи, чтобы бѣжать въ церковь послѣ перваго удара въ колоколъ, иначе,- запоретъ, а церковь была далеко.
Черезъ годъ я поступилъ въ хоръ арх³ерейскихъ пѣвчихъ. Пѣвческая,- я не нахожу слова, которымъ можно было бы опредѣлить ее. Это омутъ всевозможныхъ мерзостей, гадостей, пьянства, разврата, цинизма и варварства! Тутъ ребенку было поучиться чему... Составитель статьи о духовенствѣ, изъ которой я уже приводилъ выше выписки, говоритъ: "нѣтъ смысла приготовлять священниковъ для дѣйств³я въ семъ грѣшномъ м³рѣ и съ дѣтства воспитывать ихъ въ полномъ уединен³и отъ этого м³ра". Не плачьтесь, господа радѣльцы о нуждахъ духовенства, на наше невѣдѣн³е "м³ра",- мы видывали виды, какихъ, можетъ быть, не видывали и вы. Вы согласились бы со мной, если бы пожили тамъ, хоть только дней пятокъ; а я выжилъ тамъ цѣлыхъ пять лѣтъ, и притомъ въ лѣта самыя впечатлительныя. По выходѣ изъ пѣвчихъ, я перешелъ изъ казеннаго дома на частную квартиру: квартира была такая же тѣсная и многолюдная, какъ когда я былъ въ училищѣ въ первое время. Тутъ батюшка мой привезъ другаго сына, и черезъ два года - третьяго. Какъ мы содержались,- такъ и припоминать страшно!... Семинаристовъ держатъ на квартирахъ, обыкновенно, семейныя вдовы-мѣщанки, семейные отставные солдаты и т. п. Они берутъ понемногу за квартиру, и кормятся около постояльцевъ. Часто, и даже большею част³ю, и сами хозяева, и члены семействъ ихъ бываютъ люди самые непутные. Множество юношества, нашего брата, погибло именно отъ квартиръ... Я припоминаю теперь нѣкоторыхъ товарищей, которые, сами по себѣ, были славные юноши, но которые сгибли именно отъ квартиръ!
Въ классы нужно было являться зимой чѣмъ свѣтъ; идти бы, но у тебя нѣтъ или мяса, или муки. Встанешь до свѣта и побѣжишь съ салазками на рынокъ, версты за три; а тамъ стоишь и мерзнешь, пока выйдутъ торговцы. Купишь, и опять бѣжишь, какъ съумасшедш³й, на квартиру и въ классъ. Прибѣжишь,- а у воротъ уже ходитъ инспекторъ. "Поди сюда!" крикнетъ бывало. И, не говоря дурнаго слова, задастъ такую встрепку, что свѣтъ помутится... Дня черезъ три - четыре приходишь изъ класса и промерзш³й, и голодный, и усталый, а хозяйка докладываетъ; "я вамъ нынѣ не стряпала ничего: у васъ нѣтъ ужъ ни муки, ни говядины, ни пшена".
- Какъ такъ? Мяса должно быть еще дня на четыре, а муки и пшена мѣсяца на два!
- Не сама же я, чай, поѣла! Вышло все, вотъ вамъ и сказъ. Чай, вы не воздухъ глотали въ эти дни, а ѣли.
- Что-жъ ты не сказала съ вечера?
- Вы сами должны знать.
Но долго толковать и некогда, и безъ толку. Сейчасъ на базаръ, въ обжорный рядъ, купишь себѣ хлѣба, печенки, рубцовъ; ѣшь да и плачешь. Послѣ пяти - десяти такихъ случаевъ перетащишься на другую квартиру,- а та еще хуже.
При этомъ имѣйте въ виду, что мы, оторванные съ младенчества отъ надзора отца и матери, живемъ въ училищахъ безъ всякаго присмотра: становишься на квартиру, куда попало; убираешь постель, перемѣняешь бѣлье, когда вздумается; идешь,- куда хочешь; дружись,- съ кѣмъ знаешь; дѣлай,- что угодно,- свобода полная.
Чѣмъ же кончилась наша трудная семинарская жизнь? Я окончилъ курсъ и городское нищенство перемѣнилъ на деревенское; а братья мои окончили курсъ въ С.-Петербургской духовной академ³и и живутъ теперь въ Петербургѣ, занимая весьма хорош³я мѣста. Надъ нами, троими братьями, какъ разъ, выполнилась русская пословица: "въ семьѣ не безъ урода". Тѣ братья вышли людьми, а я-то уродомъ,- "сельскимъ священникомъ"...
Бывши священникомъ, законоучителемъ и благочиннымъ, я имѣлъ уже несравненно больше средствъ, чѣмъ мой батюшка, и не могъ, конечно, допустить, чтобы мои дѣти жили на такихъ же квартирахъ, какъ жилъ я съ братьями. Дѣти мои на квартирахъ не видѣли тѣхъ безобраз³й, как³я видѣли мы, и слава Богу, дѣло идетъ у меня съ ними пока такъ, какъ нельзя лучшаго и желать. Думаю, что точно также поступило бы и остальное духовенство, еслибъ оно имѣло къ тому средства. А это имѣло бы огромное благотворное вл³ян³е на цѣлыя поколѣн³я и на сотни тысячъ юношества: Теперь же строгой нравственности отъ духовенства и требовать нельзя. Напрасно нападаютъ на духовенство, не зная всей горечи его жизни и причинъ ненормальнаго его состоян³я.
Въ настоящее время при многихъ училищахъ и семинар³яхъ устраиваются общежит³я. Нѣтъ спора, что общежит³я,- дѣло хорошее, но онѣ имѣютъ свои и нехорош³я стороны, именно: нѣкоторые преосвященные, а за ними и училищныя власти, требуютъ, чтобы ученики жили въ казенныхъ домахъ всѣ безъ исключен³я; въ заведен³и строг³й присмотръ за учениками днемъ, и безъ всякаго присмотра ночью; нѣтъ никакихъ игръ и невинныхъ развлечен³й въ часы досуга, и плохой надзоръ за опрятностью. Принуждать всѣхъ поступать въ казенный домъ отнюдь не слѣдуетъ. Я, напр., никакъ не желалъ бы, чтобы мои дѣти жили казарменною жизн³ю. Мнѣ не хотѣлось, когда учились мои дѣти, чтобы они измѣняли свой образъ жизни противъ домашняго; поэтому они квартировали всегда въ домахъ священниковъ или знакомыхъ мнѣ хорошихъ чиновниковъ; комнаты были чистыя, сух³я и свѣтлыя; бѣлье и верхнее платье всегда чистое; въ свободное время были въ семействѣ хозяевъ; утромъ и вечеромъ пили чай; въ большую перемѣну бѣгали домой выпить стаканъ кофе и под. За что я сталъ бы морить своихъ дѣтей на щахъ и кашѣ, держать въ такой разнообразной семьѣ, какъ бурса, когда я имѣлъ возможность содержать ихъ лучше? Заниматься дѣти мои могли, сколько угодно, безъ всякой помѣхи; за нравственностью ихъ былъ всегда семейный надзоръ, людей вполнѣ благонадежныхъ, которыхъ я не промѣнялъ бы ни на какого надзирателя. Точно также не слѣдуетъ заставлять помѣщать своихъ дѣтей и тѣхъ отцовъ, которые надѣются дать дѣтямъ своимъ лучшую обстановку. Есть общежит³я, гдѣ съ мальчика за помѣщен³е, столъ, чистку бѣлья, освѣщен³е и, конечно, отоплен³е, берется по 30 р. въ годъ. Какого содержан³я можно ожидать за такую плату? Оно и дѣйствительно крайне плохо. Это старинная бурса, въ полномъ смыслѣ слова. Поэтому нужно предоставить дѣло это волѣ родителей и не считать учениковъ, не желающихъ жить тамъ, неблагонадежными и не гнать ихъ за неблагоповеден³е.
Въ общежит³и непремѣнно должны имѣться: мячи, кегли, билл³ардъ, рояль и мастерская, въ родѣ столярной. Опытнѣйш³е педагоги-³езуиты всегда имѣютъ въ своихъ учебныхъ заведен³яхъ что-нибудь въ этомъ родѣ. Но особенно полезно было бы ввести игру на роялѣ, живопись и столярное мастерство. Это послужило бы священнику развлечен³емъ, въ часы его бездѣлья, на всю его жизнь. Вѣроятно, въ этихъ видахъ, ³езуиты не принимали никого въ свой орденъ, не знавшаго какого-нибудь мастерства, что и весьма практично. Мнѣ извѣстны и теперь нѣкоторые священники, которые, отъ нечего дѣлать, строютъ себѣ мебель и даже экипажи. Эти же занят³я развлекали бы учениковъ и теперь, вмѣсто того, чтобы играть въ карты и тянуть водку, какъ это дѣлается часто нынѣ.
"Другое дѣло спец³альныя богословск³я науки; тѣ могли требовать отдѣльнаго преподаван³я въ течен³е одного, много двухъ лѣтъ".
Годичный курсъ есть такой коротк³й срокъ, что въ годъ-то сапожникъ не выучивается и сапогъ точать, какъ слѣдуетъ. Урядникамъ, и то положенъ трехмѣсячный курсъ, а на богословскую науку авторъ приведенныхъ строкъ назначаетъ годъ!
"Нужно предоставить самому обществу заботиться о приготовлен³и себѣ духовенства. Въ настоящее время, затруднен³я въ этомъ рѣшительно нѣтъ никакого: тѣ же самыя учительск³я семинар³и, которыя приготовляютъ теперь народныхъ.учителей, будутъ приготовлять въ каждомъ народномъ учителѣ лицо, способное быть и священникомъ".
Изъ кого набираются теперь ученики въ нѣкоторыя учительск³я семинар³и? Туда поступаютъ уже взрослые юноши, но, увы, нерѣдко исключенные изъ духовныхъ училищъ, гимназ³й и семинар³й за лѣность; окончивш³е курсъ въ духовныхъ училищахъ, но, за слабост³ю познан³й, не поступивш³е въ семинар³ю,- это по преимуществу; потомъ: обучавш³еся въ приходскихъ и уѣздныхъ школахъ,- эти составляютъ меньшинство. Значитъ: большинство - народъ малоспособный. Каковы они на мѣстахъ ихъ службы? И по нашему наблюден³ю, и по отзывамъ членовъ училищныхъ совѣтовъ,- это народъ съ большимъ мнѣн³емъ о себѣ, но, зачастую, съ малымъ толкомъ въ дѣлѣ.
Давно, еще министръ Киселевъ постановилъ, чтобы волостными писарями были изъ крестьянъ. Онъ, вѣроятно, также какъ и теперь нѣкоторые, думалъ, что писаря изъ крестьянъ будутъ больше заботиться объ интересахъ крестьянъ, что для крестьянъ такой писарь будетъ "свое", но это была ошибка. Неугодно ли взглянуть, что эти "свое", продѣлываютъ съ крестьянами! Точно также было бы и тогда, еслибъ изъ этихъ "свое" поступали и во священники. Они непремѣнно стали бы стыдиться своего происхожден³я и чванствомъ, и съ наглостью доказывать всякому, что они не то, какъ объ нихъ думаютъ. Такая слабость проявляется часто въ людяхъ даже образованныхъ. У меня, напр., въ Петербургѣ былъ одинъ, нынѣ покойный, бывш³й знакомый, съ которымъ мы когда-то вмѣстѣ учились, нѣкто... ну, да Господь съ нимъ! Онъ былъ издателемъ одного журнала, но не скажу какого, хотя и знаю. Онъ слышать не могъ, что онъ изъ духовнаго зван³я, что отецъ его былъ военнымъ священникомъ. "Поповщина, бывало говаривалъ онъ, бывши уже въ Петербургѣ,- это печать антихристова: куда ни явись, всѣ узнаютъ, что я изъ кутейниковъ". По нашему: бѣдное и низкое происхожден³е дѣлаетъ человѣку еще больше чести, если онъ съумѣлъ выбиться въ люди почетные.
Познан³я въ религ³и они имѣютъ самыя - самыя поверхностныя; но не упускайте изъ виду, что въ учительскихъ семинар³яхъ они слушали священниковъ, основательно знающихъ законъ Бож³й. А такъ какъ составитель разсматриваемой мною статьи предлагаетъ проектъ свой не на одинъ годъ, а на цѣлыя столѣт³я, то значитъ, что въ слѣдующемъ же за нами поколѣн³и священниками и законоучителями въ учительскихъ семинар³яхъ будутъ обучающ³еся закону Бож³ю въ тѣхъ же учительскихъ семинар³яхъ. Стало быть познан³я и самихъ законоучителей должны быть слабѣе еще, чѣмъ теперь познан³я народныхъ учителей, такъ какъ образован³я, выше учительской семинар³и, не полагается. Мы увѣрены, что немног³е изъ учителей переведутъ на русск³й языкъ и объяснятъ и теперь молитву: "Достойно есть", а тогда едва-ли будутъ въ состоян³и безошибочно написать ее наизустъ и на славянскомъ-то языкѣ.
Но такъ какъ и въ университетахъ полагается слушать богословск³я науки одинъ только годъ, то и отъ законоучителей гимназ³й и профессоровъ-законоучителей университетовъ, и отъ самыхъ ³ерарховъ нашихъ можно будетъ ожидать очень немногаго. И еслибъ, дѣйствительно, установилось все по мысли нѣкоторыхъ господъ, то "преобразован³я" въ нашей церкви, пожалуй, были бы возможны, потому что, по пословицѣ, для слѣпой курицы все пшеница...
Если авторъ помянутой статьи болѣе цѣлесообразнымъ находитъ, чтобы священниками въ народѣ были люди изъ того же народа, то пусть направитъ этотъ народъ и земства, чтобы они избирали изъ сельскихъ школъ лучшихъ мальчиковъ и посылали учиться въ духовныя училища и семинар³и и потомъ просили ихъ къ себѣ идти во священники. Это право они имѣютъ,- духовныя учебныя заведен³я открыты для всѣхъ сослов³й. Тутъ явная выгода, въ религ³озномъ отношен³и, будетъ та, что кандидаты на священническ³я должности основательнѣе изучатъ свою спец³альность и не было бы той невозможной ломки, какая предлагается нѣкоторыми прожектёрами. Пусть убѣдитъ и гимназистовъ идти во священники. Отказа въ посвящен³и не будетъ, если они будутъ найдены достойными. Но только знайте, что священники и изъ гимназистовъ, и изъ училищныхъ семинар³й, и изъ крестьянъ, обучавшихся и въ духовныхъ семинар³яхъ, дѣтей своихъ въ мужики не пошлютъ, отдѣлятся отъ нихъ такъ же, какъ отдѣлились мы, и потребуютъ и себѣ, и дѣтямъ такого же содержан³я и человѣческихъ правъ, какъ желаемъ мы, а можетъ быть даже еще большаго.
Читая журнальныя и газетныя статьи невольно разводишь руками и думаешь: вотъ тутъ и угоди! Однѣ кричатъ: давай намъ огненное слово, друг³я - давай намъ мужика!
Ко, не въ обиду будь сказано: коль скоро не знаешь дѣла, за которое берешься и, въ добавокъ, пишешь пристрастно, то дѣло не пойдетъ на ладъ. Мы, однакожъ, совсѣмъ не противъ проектовъ: чѣмъ больше ихъ, тѣмъ лучше. Предъ отпускомъ крестьянъ на волю, я помню, чего-то не писалось! Проекты, обыкновенно, подобны неводу въ притчѣ Господней: тащи все, умные рыбаки хорошее возьмутъ, а негодное выкинутъ.
"Большая часть семинаристовъ только и учится для того, чтобы имѣть кусокъ хлѣба".
Что же тутъ особеннаго? спросите любаго ученика училища, гимназ³и, студента: что имѣютъ они въ виду, трудясь и тратя свое здоровье? У всѣхъ одна цѣль: "кусокъ хлѣба". Исключен³е составляютъ только состоятельные дворяне, занимающ³е высш³я государственныя должности, у коихъ цѣль иная, и купцы, чтобы получить льготу, при всеобщей солдатчинѣ. Что имѣютъ въ виду чиновники, учителя и профессора, влача свою тяжелую лямку до 25-35 лѣтъ? Не тотъ же ли кусокъ хлѣба? На насъ только, какъ на бѣднаго Макара, всѣ шишки летятъ!...
"Преподаван³е въ семинар³яхъ, въ особенности богословскихъ наукъ, поручаемыхъ обыкновенно лицамъ монашествующимъ, за рѣдкими исключен³ями, было самое жалкое".
Невѣрно. Ректоръ и инспекторъ только были "лица монашествующ³я", но проч³е преподаватели всегда или изъ бѣлаго духовенства, т.-е. приходск³е священники, или свѣтск³е. Но позвольте вамъ сказать: вѣдь клобукъ ума не закрываетъ. Обыкновенно говорятъ, что слабые студенты духовныхъ академ³й идутъ въ монахи изъ-за арх³ерейства, и что имъ первоначально поручаются учительск³я должности. Но, не говоря о множествѣ живыхъ и умершихъ, позвольте спросить васъ: неужто не доказалъ своей учености и громаднаго труда высокопреосвященный митрополитъ московск³й Макар³й? Онъ былъ и преподавателемъ богословскихъ наукъ въ свое время. Вы скажете, можетъ быть, что это единственный примѣръ? А Соловьевыхъ между гг. учеными много-ли осталось послѣ его смерти? Нѣтъ, и между монашествующими бывали люди достойные полнаго уважен³я. Не угодно ли вамъ принять въ этомъ свидѣтельство лица свѣтскаго, котораго судъ, надѣюсь, вы не сочтете пристрастнымъ, А. П. Бѣляева (см. "Рус. Стар." сентябрь 1880 г.). Скажите безпристрастно: прежде и теперь преподаватели въ свѣтскихъ учебныхъ заведен³яхъ, конечно, не монашествующ³е, всѣ неукоризненно хороши? Есть хорош³е, но есть и так³е, которые "всуе и землю утруждаютъ". Такъ и между монашествующими: есть и хорош³е, есть и весьма плох³е наставники. Чужой же души никто не знаетъ и по какимъ побужден³ямъ люди избираютъ монашество или другой образъ жизни,- это знаютъ они одни, да Богъ. Но, обыкновенно, на монаховъ нападаютъ еще больше, чѣмъ на насъ. Дѣло это уже извѣстное.
Теперь въ ректора и инспектора академ³й и семинар³й монашествующ³е не посылаются. Членамъ правлен³й этихъ учебныхъ заведен³й предоставлено право, при участ³и депутатовъ отъ приходскаго духовенства, избирать кого имъ угодно, и монашествующ³е, дѣйствительно, почти не избираются, ну, и ладно......
"Арх³ерей имѣетъ, замѣчаютъ въ одномъ изъ журналовъ, неограниченную власть надъ священникомъ: онъ можетъ, по одному своему усмотрѣн³ю, ссылать священника на такъ называемое послушан³е въ монастырь на какое угодно мѣсто, можетъ переводить, куда ему вздумается, можетъ совершенно уволить его отъ должности".
Права этого теперь не имѣется. Тяжело и теперь, подъ часъ, бываетъ намъ; но не гнѣвите Бога: хорошо бываетъ и у васъ, гг. свѣтск³е! Знакомы мы и съ свѣтской службой. Знаменитый трет³й пунктъ свод. зак. еще вѣдь не зачеркнутъ?
"Въ наше время порядочный хозяинъ не оставитъ устарѣвшаго у него на службѣ дворника и не обидитъ его за какую-нибудь неважную вину смѣщен³емъ его на другое, менѣе выгодное мѣсто, въ особенности, если онъ человѣкъ семейный".
"Порядочный хозяинъ", можетъ быть, этого не сдѣлаетъ, а объ начальствѣ ужъ помолчите. Я служилъ министерству государственныхъ имуществъ двадцать четыре года; служилъ, могу сказать, съ полнымъ усерд³емъ; преподавалъ: Законъ Бож³й, истор³ю Росс³и, русск³й языкъ, литературу, ариѳметику и географ³ю (я говорилъ уже объ этомъ въ одной изъ предъидущихъ главъ моихъ Записокъ) и, не предупредивши, не сказавши мнѣ ни разу ни слова, меня уволили, не сказали и спасибо.
"По идеѣ христ³анскаго учен³я, удовлетворен³е христ³анскихъ потребностей и не можетъ принадлежать никому, кромѣ самаго общества (неправда!). Ибо всякое христ³анское общество есть уже церковь, независимо отъ того, состоитъ ли оно въ какомъ-нибудь отношен³и къ государству, или находится одно себѣ на какомъ-нибудь пустынномъ островѣ, точно также, какъ независимо и отъ того: есть ли въ немъ облеченныя въ духовный санъ лица или нѣтъ"...
Потрудитесь прочитать хоть катихизисъ Филарета о девятомъ членѣ символа вѣры, и вы увидите свое заблужден³е.
"По учен³ю христ³анскому, всяк³й вѣрующ³й есть eo ipso и ³ерей, носящ³й въ себѣ involute право на всѣ тѣ дѣйств³я, которыя совершаетъ и священникъ".
На это я скажу: ни вы сами и никто другой не имѣетъ нрава совершать таинства церкви и священнодѣйствовать, вообще, безъ рукоположен³я епископскаго. Но въ другомъ мѣстѣ авторъ цитируемой статьи самъ же говоритъ: "каждый воспитанникъ, выбранный обществомъ и посвященный въ этотъ санъ"... И нужно посвящать, и не нужно посвящать!... Это показываетъ крайнюю слабость познан³й учен³я церкви.
"Изъ этого ясно, что во всякомъ христ³анскомъ обществѣ или церкви (стало быть, можно говорить какъ угодно: волостное правлен³е Мар³инскаго общества, или: волостное правлен³е Мар³инской церкви? Старшина Мар³инскаго общества, старшпна Мар³инской церкви?) священство открытое, облеченное преимущественнымъ или исключительнымъ на это правомъ, немыслимо иначе какъ подъ услов³емъ, что этому лицу передаетъ свои права священства все то общество, которое, зная высокую нравственную жизнь извѣстнаго лица и его особыя дарован³я для церковнаго учительства, найдетъ его способнѣйшимъ и достойнѣйшимъ священства передъ всѣми другими членами общества".
Епископъ, священникъ, десятникъ, староста, старшина, гласный земскаго собран³я, ходокъ по дѣламъ,- одно и то же? Разница только въ томъ, что каждому назначается свое дѣло?
"Въ такомъ, именно, смыслѣ понимала всегда христ³анскую идею и православная (будетъ вѣрнѣе, если будетъ сказано: реформаты, протестанты, методисты, квакеры и пр. и пр., а наши: молокане, безпоповцы, спасовцы, нѣтовцы, подпольники и пр. и пр.) церковь, предоставляя выборъ лицъ духовныхъ той паствѣ, въ которой они должны быть пастырями. (Вы перемѣшиваете: выборъ лицъ, представляемыхъ епископу для посвящен³я, съ правомъ для каждаго лица священнодѣйствовать). Это постановлен³е церкви, составляющее одно изъ коренныхъ ея правъ на назван³е православной (неужто потому наша церковь называется правомыслящею или православною, что прихожане представляли епископу кандидатовъ?) соблюдалось и въ нашей церкви".
Почтенный писатель, котораго я цитирую, берется быть преобразователемъ духовенства и даже церкви, не зная совершенно ни отношен³й духовенства къ обществу, ни общества къ духовенству и ни даже самой религ³и. И между тѣмъ онъ былъ слушателемъ законоучителя, лица высокообразованнаго. Что за люди выходили бы изъ университетовъ тогда, когда законоучителями ихъ были бы лица, прослушавш³я сами богословскую науку одинъ только годъ, и опять отъ такого, который, въ свою очередь, слушалъ только одинъ годъ?!
"Въ обществѣ чувствуется, въ настоящее время, общая неудовлетворенность современнымъ состоян³емъ церкви".
Въ другомъ мѣстѣ, той же статьи, авторъ говоритъ: "всякое христ³анское общество есть уже церковь". Далѣе опять говоритъ: "всякое христ³анское общество или церковь"... Стало быть: общество и церковь,- есть слова синонимическ³я. Поэтому приведенныя мною слова хроникера нужно понимать такъ: въ обществѣ чувствуется неудовлетворенность современнымъ состоян³емъ общества. И это дѣйствительно справедливо: чувствуется сильная недостаточность религ³озно-нравственнаго его состоян³я. Очень при этомъ, утѣшительно, когда слышишь голосъ скорби изъ среды самаго общества! Но хроникеръ, какъ видится изъ дальнѣйшихъ его словъ, подъ словомъ: церковь, разумѣетъ духовенство? Напрасно. Духовенство не церковь. Если понимать это слово такъ, какъ объясняетъ его православная церковь, то неудовлетворенности никакой нѣтъ, и быть ея не можетъ.
"Въ газетахъ не рѣдко встрѣчаются заявлен³я о необходимости въ ней (церкви) преобразован³й".
Ни въ какихъ преобразован³яхъ церковь не нуждается, и нуждаться не будетъ, держась строго всегда православнаго въроучен³я.
"Однѣ изъ газетъ требуютъ (!) помѣстнаго собора; друг³я даже вселенскаго".
Господамъ, "требующимъ" соборовъ, мы посовѣтовали бы, прежде, чѣмъ требовать, ознакомиться съ истор³ей церкви и всмотрѣться, по какимъ случаямъ и въ какомъ состоян³и вѣроучен³я собирались соборы. Они увидѣли бы, что ничего, подобнаго прежнему состоян³ю церкви, нѣтъ, и что уже все приведено въ опредѣленность и ясность; слѣдовательно и соборы совершенно не нужны. Если и есть теперь разномысл³е въ вѣроисповѣдан³яхъ: православномъ, римско-католическомъ, англиканскомъ и протестантскомъ, то эти вѣроисповѣдан³я положили так³е рубежи между собою, что ихъ не соединятъ никак³е соборы, доказательствомъ чему могутъ служить, между прочимъ, собран³я такъ называемыхъ старокатоликовъ, гдѣ въ бесѣдахъ съ ними участвовали и православные, и англикане.
Въ нашей литературѣ весь "сыръ боръ загорѣлся" изъ-за денегъ,- ничуть не больше: духовенство наше, и въ умственномъ и въ нравственномъ отношен³яхъ, несравненно въ настоящее время лучше, чѣмъ было оно даже за какихъ-нибудь тридцать лѣтъ. Мнѣ, какъ священнику, живущему среди этого духовенства, и благочинному, извѣстно это лучше, чѣмъ жителю столицы и лицу свѣтскому. Заступаться и защищать духовенство, я уже говорилъ, я совсѣмъ не имѣю надобности. Дѣло это такого рода: духовенство всегда терпѣло страшныя унижен³я и нужду; но пока дѣти его непомѣрнымъ трудомъ и неимовѣрными лишен³ями всякаго рода могли еще пробивать себѣ дорогу,- оно, забитое, голодное и холодное, молчало; молчала и литература; стало быть и во мнѣн³и общества оно не представляло ничего, особенно выдающагося дурнаго, хотя, повторяю, было много хуже, чѣмъ теперь. Но какъ только начали душить нашихъ дѣтей: выгонять изъ учебныхъ заведен³й, сокращать число учащихся штатами по классамъ, отнимать высшее образован³е, и этимъ дѣлать ихъ пар³ями, пролетар³ями, бродягами и возмутителями общественнаго спокойств³я; тѣхъ, которые, выстрадали, вытерпѣли всю неправду, 10-12 лѣтъ не спали ночей, подорвали здоровье и доплелись-таки, кое-какъ, до окончан³я курса,- стали давить и гнать въ пономари на нравственную и физическую смерть,- духовенство не выдержало и, благодаря достоуважаемому журналу, "Церковно-общественному Вѣстнику", издаваемому почтеннымъ и уважаемымъ А. И. Поповицкимъ, единственному духовному журналу, сочувственно относящемуся къ намъ, стало иногда заявлять и о себѣ самомъ, о своемъ невыносимо-тяжеломъ состоян³и, и вотъ нѣкоторые изъ писателей подняли крикъ: "попы и тупы, и глупы, и безнравственны, и имѣютъ развращающее вл³ян³е; выгнать ихъ всѣхъ, набрать мужиковъ и, Боже мой, чего-то не заговорили, благо и тэма широка и духовенство не отвѣчаетъ ни на какую брань, боясь горшихъ послѣдств³й отвнѣ... И не безъ основан³я молчитъ оно,- оно хорошо знаетъ, что ожидаетъ тѣхъ изъ отцовъ ³ереевъ, которые заговорили...
Если есть нѣкоторыя особенности въ нашей организац³и, то онѣ совсѣмъ не тѣ, на которыя обыкновенно указываетъ литература. Эти особенности: опредѣлен³я на мѣста, надзоръ за духовенствомъ и церквами, консистор³и, производство слѣдств³й, судъ, наказан³я, подводная повинность, денежная повинность, благочинные, ремонтировки церквей и церковныхъ домовъ, постройка духовенствомъ собственныхъ домовъ на чужой землѣ, состоян³е училищъ, состоян³е нашихъ вдовъ и сиротъ, состоян³е самихъ насъ, въ случаѣ нашей болѣзни и выхода за штатъ и пр. и проч.
Обо всемъ этомъ мы и поговоримъ въ слѣдующихъ главахъ нашихъ "Записокъ".
При открывшемся какомъ-нибудь мѣстѣ преосвященному подается нѣсколько прошен³й. Если проситель есть лицо заслуженное, хорошо извѣстное ему, и онъ находитъ просителя соотвѣтствующимъ этому мѣсту, то онъ даетъ мѣсто, иногда, почти тотчасъ же; если же нѣтъ особенно выдающихся заслугами, то прошен³я откладываются, иногда, на довольно долг³е сроки, особенно, если мѣсто славится своею доходност³ю,- "приходъ хорош³й". Преосвященные выжидаютъ просителей еще. Тогда начинаютъ орудовать домашн³е арх³ерейск³е секретари: иной соколъ ощиплетъ всѣхъ до единаго, понемножку, но иногда этотъ пушокъ доходитъ и до сотенъ рублей. Дѣло въ томъ, что преосвященные, въ нѣкоторыхъ случаяхъ, совѣтуются съ ними, спрашиваютъ ихъ, какъ лицъ, стоящихъ ближе къ духовенству,- а они дѣло свое знаютъ,- знаютъ, кого расхвалить и отрекомендовать на извѣстное мѣсто, и кого очернить. Иногда же преосвященные и не думаютъ совѣтываться съ ними и спрашивать, въ чемъ бы-то ни было, ихъ мнѣн³я; но они все-таки выдаютъ себя духовенству за совѣтниковъ, берутся ходатайствовать,- и обираютъ. Продержавши прошен³я нѣкоторое время, преосвященные сдаютъ ихъ въ консистор³ю съ резолюц³ею: "представить справку". Это значитъ: представить формулярные списки просителей. Здѣсь начинаетъ обдѣлывать просителей канцеляр³я консистор³и: нынѣ некогда писать, завтра срочныя дѣла свои, послѣ завтра,- не до тебя; а просители живи и проживайся. Потолкутся просители въ передней, потрутся около столовъ съ недѣльку, потолкуютъ между собой, сдѣлаютъ складчинку рублишка по два-по три,- и справки готовы. Ни члены, ни секретарь и не подозрѣваютъ, что творится у нихъ за стѣнкой, но тутъ свое дѣло знаютъ. По представлен³и преосвященному справокъ, мѣсто дается имъ по его личному усмотрѣн³ю. Случается иногда, что пропадаютъ и справки, и самыя прошен³я. Это значитъ, что ихъ стянулъ тотъ, кому это нужно,- чтобъ это лицо не получило просимаго мѣста. Иной преосвященный проживетъ весь вѣкъ, ему и на умъ не придетъ, что у него выкрадываютъ прошен³я, а тутъ себѣ на умѣ... Преосвященный, при множествѣ дѣлъ, ужъ никакъ не можетъ припомнить всѣхъ прошен³й; не подозрѣвая плутни, онъ и не припоминаетъ ихъ и даетъ мѣсто извѣстному лицу. Тотъ же, чье прошен³е скрадено, видитъ въ консистор³и, что мѣсто дано не ему, отправляется преспокойно домой, говоря,- что его прошен³е арх³ерей не сдалъ и больше не думаетъ о немъ. Явится, потомъ, на свѣтъ и это прошен³е, но на немъ будетъ резолюц³я: "мѣсто занято".
Хорош³я мѣста разбираются скоро. Эти мѣста даются людямъ болѣе достойнымъ по своимъ умственнымъ и нравственнымъ качествамъ, если только не вмѣшался въ это дѣло домашн³й арх³ерейск³й секретарь или не имѣлъ успѣха въ своихъ плутняхъ. На городск³я священническ³я мѣста, иногда объ извѣстномъ лицѣ просятъ преосвященнаго и прихожане. Но, вообще, мѣста даются болѣе справедливо, чѣмъ у свѣтскихъ, гдѣ такъ называемыя "связи" играютъ такую огромную роль. Ни тётушки, ни бабушки у насъ не имѣютъ никакого значен³я.
Плохими приходами называются тѣ, гдѣ мало прихожанъ и тѣ бѣдны, или гдѣ находится много сектантовъ. Въ эти мѣста посылаются или въ наказан³е изъ богатыхъ приходовъ, или люди безнравственные, пьяницы, по нѣскольку лѣтъ шатавш³еся безъ мѣста. Мѣста даются этимъ людямъ, чтобы, просто, дать имъ какой-нибудь кусокъ хлѣба, особенно, если они люди семейные, чтобы не надоѣдали своими неотвязными просьбами или, просто, чтобы отвязаться отъ нихъ, или, наконецъ, потому что люди хорош³е нейдутъ туда и нѣтъ лучшаго кандидата. Въ приходахъ эти люди ведутъ себя безобразно, точно также, какъ и до того времени.
Сострадан³е къ бѣдствующему семейству, нѣтъ спора, дѣло хорошее; но родной отецъ долженъ заботиться о своихъ дѣтяхъ прежде всѣхъ и болѣе всѣхъ. Если же онъ самъ не заботится ни о себѣ самомъ, ни о дѣтяхъ своихъ, то къ какой стати заботиться о немъ людямъ постороннимъ? Дѣло тутъ въ томъ, что изъ-за куска хлѣба двоихъ или троихъ, жертвуется религ³озно-нравственнымъ состоян³емъ многихъ сотенъ, а иногда и двухъ-трехъ тысячъ людей,- цѣлаго прихода. Такой членъ причта есть язва для прихода. Дѣло это мнѣ извѣстно хорошо, и я могу указать на самыя лица и на множество примѣровъ. Какъ вредны для приходовъ члены причтовъ съ дурною нравственност³ю и нетрезвые, представлю въ доказательство статью изъ "Церковно-общественнаго Вѣстника", No 85: "Драчливый мисс³онеръ". Такъ вредно они вл³яютъ всюду; отъ безобраз³й ихъ падаетъ вѣра и нравственность въ православныхъ; отъ порочной ихъ жизни, слабые въ вѣрѣ отпадаютъ въ расколъ; на нихъ указываютъ, какъ на причину холодности въ вѣрѣ и тѣ, которые и при лучшихъ пастыряхъ не были бы религ³ознѣе; изъ-за нихъ хулится всё духовенство и даже самая религ³я. Сострадан³е не всегда полезно.
Въ селѣ Усовкѣ, Саратовскаго уѣзда, не моего округа, мнѣ однажды было поручено произвести слѣдств³е, по дѣлу о нетрезвой жизни двоихъ тамошнихъ священниковъ: Ивана Троицкаго и Михаила Архангельскаго. Троицк³й жилъ тамъ, до того, болѣе двадцати пяти лѣтъ, а Архангельск³й изъ запрещенныхъ священниковъ былъ посланъ туда незадолго. Село Усовка,- село приволжское, богатое, большое и раскольническое. При спросѣ о поведен³и священниковъ (!), одинъ крестьянинъ говоритъ мнѣ: "былъ у насъ одинъ штатъ, жилъ у насъ одинъ о. Иванъ, и жилъ больно плохо,- такъ плохо, что хуже и быть нельзя. Вотъ и прослышали мы, что у насъ открывается другой штатъ, и думаемъ: не дастъ ли намъ Господь священника получше этого? Этого раскольники наши совсѣмъ споили; обѣдни служитъ рѣдко, а когда и служитъ-то, такъ что за служба! Изъ церкви опять тотчасъ въ гости; православные-то, и тѣ перестали ходить въ церковь. Человѣкъ онъ вдовый, поддержать некому,- совсѣмъ пропалъ! Открылся другой штатъ, пр³ѣхалъ другой священникъ, немолодой уже и семейный; на квартиру сталъ у моего шабра. Дождались мы другаго священника,- но этотъ другой - хуже всякаго свиного пастуха! Такъ онъ пьетъ, что и сказать не можно. Вотъ я, иногда, приду къ нему, по шаброву дѣлу, да и стану его урезонивать: "батюшка, говорю я ему, жить-то тебѣ не такъ бы надо! Такъ жить нельзя и послѣднему мужику, какъ живешь ты. Насъ за васъ укоряютъ раскольники. А онъ такъ пугнетъ меня, что и послѣдн³й бурлакъ не выругался бы этакъ. И что дѣлаютъ наши арх³ереи? Зачѣмъ они даютъ священническ³я мѣста этакимъ людямъ, да еще въ такихъ селахъ, какъ наше? Наше село богатое, народъ весь придерживается раскола, надъ нами всѣ смѣются, что выдти на улицу нельзя. Это оба так³е попы, что мы не дали бы имъ и свиней пасти, а не то, чтобы стадо Христово! Михаилу дали мѣсто, чтобъ не умеръ съ семьей съ голоду? Но коль не хочетъ жить, какъ надо; коль не хочетъ дѣлать дѣло, за которое взялся, ну, и умирай съ голоду, никто не виноватъ. Какъ проголодается, такъ дурь-то броситъ. Зачѣмъ изъ-за пьяницы губить стадо Христово? У насъ изъ-за нихъ и остальные-то ушли въ расколъ {Я помню это показан³е слово въ слово. Сельск³й Священникъ.}." Въ такомъ родѣ мнѣ дали показан³я и другой, и пятый, и двадцатый... Всѣ показан³я я написалъ слово въ слово и, по особому распоряжен³ю преосвященнаго, слѣдственное дѣло отослалъ по почтѣ прямо къ нему. Чрезъ двѣ-три недѣли являюсь къ нему самъ.
- Вы производили слѣдств³е въ селѣ Усовкѣ?
- Я.
- Ужъ какое же вы сдѣлали мнѣ тамъ назидан³е!
- Извините, ваше преосвященство! Я нахожу нужнымъ показан³я понятыхъ людей писать слово въ слово..
- Да, такъ и нужно, конечно.
Преосвященный задумался, минуты три молчалъ, и потомъ съ груст³ю сказалъ: "да, дѣйствительно мы виноваты, что посылаемъ такихъ на священническ³я должности! Но чѣмъ виноваты несчастныя дѣти!... Жена Архангельскаго пришла ко мнѣ съ кучею дѣтей, упала въ ноги и навзрыдъ плакала, что она съ дѣтьми умираетъ съ голоду. Самъ Архангельск³й поклялся мнѣ, что онъ пить не будетъ. Я, конечно, не повѣрилъ ему, по дѣтей пожалѣлъ".
Оба, Троицк³й и Архангельск³й, были запрещены въ священнослужен³и и удалены отъ должностей. Троицк³й вскорѣ получилъ мѣсто въ моемъ округѣ, въ с. Увекѣ, чрезъ годъ убѣжалъ къ раскольникамъ и теперь живетъ на Дону у казаковъ.
Въ одно время, лѣтомъ, въ Увекъ пр³ѣхали четыре казака, на тройкѣ хорошихъ коней, въ хорошемъ экипажѣ, дня четыре съ Троицкимъ пьянствовали и потомъ, ночью, всѣ пропали. Гдѣ теперь Архангельск³й,- не знаю. Раскольники укоряли отцомъ Иваномъ православныхъ, и сами же увезли его къ себѣ.
Теперь въ приходы, наполненные раскольниками, какъ малодоходные, посылаются исключительно подобные Михаиламъ Архангельскимъ и Иванамъ Троицкимъ. Эти люди, уже сами по себѣ, есть язва для приходовъ,- для православ³я. Но раскольники, повидимому, дружатся съ ними, спаиваютъ ихъ окончательно, нарочито поятъ предъ праздничными днями, чтобы они не совершали церковной службы. И, дѣйствительно, въ иныхъ подобныхъ приходахъ служба совершается пять-шесть разъ въ году. Раскольники же, наоборотъ, въ укоръ православнымъ, стараются отправлять свое богослужен³е, какъ можно торжественнѣе, собираются и старый и малый, и, уходя домой, хохочатъ надъ православными.
Живи духовенство не отъ требоисправлен³й, имѣй оно опредѣленное и уравненное содержан³е,- нѣтъ сомнѣн³я, что въ раскольническ³я села шли бы люди достойные, могущ³е приносить пользу православ³ю; при нынѣшнемъ же порядкѣ туда будутъ поступать только Иваны и Михаилы и, при всѣхъ усил³яхъ администрац³и и мисс³онеровъ, расколъ не слабѣетъ, а усиливается, - такъ будетъ и дальше.
Въ настоящее время жалованье распредѣлено у насъ не равномѣрно, приходы раздѣлены на классы. Тамъ, гдѣ приходы многолюдны, настоятель получаетъ 144 р. въ годъ, его помощникъ 108 р. Въ среднихъ приходахъ настоятель получаетъ 108 р., помощника ему не полагается: въ малолюдныхъ настоятель получаетъ 72 р. Многолюдныя селен³я, обыкновенно, болѣе или менѣе, богаче малолюдныхъ. Тамъ, кромѣ обязательныхъ требъ, за которыя отплачивается часто съ избыткомъ, бываетъ множество необязательныхъ: служатся по домамъ всенощныя, молебны, панихиды, служатся сорокоусты и др. Есть приходы, гдѣ священники получаютъ до 3,000 р. Такихъ приходовъ хотя и немного, но все-таки они есть. Въ такихъ приходахъ и жалованья положено больше, высш³й окладъ, 144 р. Въ малолюдныхъ селен³яхъ народъ всегда бѣдный; за обязательныя требы, крестины, похороны и т. под., платитъ 3-5 к., молебновъ, кромѣ пасхальныхъ и праздничныхъ, не служится, всенощныхъ, сорокоустовъ не бываетъ никогда совсѣмъ,- и священникъ получаетъ 100,70 и даже 50 р.; казеннаго жалованья получается 108-72 р. Кто же пойдетъ въ такой приходъ? Иванъ да Михаилъ, когда выгонятъ ихъ изъ Усовки. Очень нерѣдко, что туда попадаютъ люди и очень хорош³е; но, за то, они несутъ такую нужду, что читатель не пойметъ ея, еслибъ я и сказалъ ему.
У меня, напр., въ сосѣдствѣ есть священникъ, въ с. Слѣпцовкѣ, состоян³е котораго до того бѣдственно, что не понимаешь, какъ существуетъ онъ? Село это приписано къ моему, и священникъ пишется моимъ помощникомъ, хотя тамъ имѣется своя церковь, своя земля при ней, свой отдѣльный составляетъ приходъ, словомъ: приписка эта не имѣетъ никакого смысла. Въ приходѣ числится 661 душ. м. п.,- народъ крайне бѣдный. Правда, тамъ есть и помѣщики, и даже очень состоятельные, но отъ нихъ не разживешься и гнилымъ полѣномъ. Кружечнаго доходу священникъ не получаетъ и ста рублей, казеннаго жалованья 108. Хлѣбный сборъ бываетъ самый скудный. При такихъ средствахъ едва только можно пробавляться одному съ женой, но у этого несчастнаго шесть сыновей! Въ прошломъ году онъ помѣстилъ одного, старшаго, въ училище, и не зналъ, какъ онъ будетъ содержать его; но нынѣ отвезъ другаго. Что онъ будетъ дѣлать съ ними,- я и не понимаю. А между тѣмъ съ запасѣ у него еще четыре. Что-же онъ будетъ дѣлать чрезъ четыре-пять лѣтъ?! Шестнадцать прошен³й подавалъ онъ о перемѣщен³и его въ приходы, болѣе состоятельные; но всегда "инъ прежде его слазитъ",- всегда не удается ему почему-то. Между тѣмъ, это человѣкъ въ высшей степени симпатичный: умный, прекротк³й, предобрый, тих³й, скромный, вѣжливый, непьющ³й никакихъ винъ, не то чтобъ водки,- этотъ человѣкъ считался бы совершенно на своемъ мѣстѣ въ любомъ городѣ.
Я сейчасъ сказалъ, что въ многолюдныхъ приходахъ жалованья полагается больше, противу малолюдныхъ. При такомъ распредѣлен³и его имѣлось въ виду: за требоисполнен³я не брать ничего, и у кого больше требъ,- больше труда, тому больше и вознагражден³я. Такое распредѣлен³е совершенно справедливо: больше трудился,- больше и получишь; но только оно не можетъ быть приложимо къ намъ. По моему мнѣн³ю, въ малолюдныхъ приходахъ жалованья, или вообще содержан³я, нужно давать много больше, чѣмъ въ многолюдномъ, и именно вотъ почему: чтобы сравнить, по возможности, доходы всѣхъ приходовъ и этимъ сдѣлать ихъ такими, чтобы въ нихъ шли, безъ различ³я, люди, достойные своего дѣла, и тѣмъ поднять религ³озно-нравственное состоян³е несчастныхъ, брошенныхъ безъ добраго примѣра, безъ пастырскаго слова, безъ молитвы и таинствъ церкви, на позоръ и жертву расколу,- прихожанъ бѣдныхъ и раскольническихъ приходовъ. Пусть духовенство не беретъ ничего за обязательныя требоисправлен³я; но въ многолюдныхъ и богатыхъ приходахъ оно, все-таки, наверстаетъ тотъ недостатокъ жалованья, противу жалованья малолюдныхъ, другими доходами: за всенощныя, сорокоусты и др. Въ обидѣ оно не будетъ никогда. Точнаго, безусловно, уравнен³я быть никогда не можетъ, приходовъ не уровнять ничѣмъ; но чтобы между ними не было такой громадной разницы,- это сдѣлать возможно. Мнѣ скажутъ: за что причтъ будетъ имѣть больше жалованья въ малолюдныхъ селен³яхъ, когда у него требъ совсѣмъ мало? Я уже сказалъ: чтобы поднять религ³озно-нравственное состоян³е народа, чтобъ приходовъ такихъ не обѣгали люди хорош³е, чтобъ они не были достоян³емъ только Михаиловъ да Ивановъ и подобнаго народа. Цѣль мою я нахожу честною. Притомъ, кому какое дѣло до того, что получаетъ его сосѣдъ? У меня, напр., въ 1879 году было 217 крестинъ, а въ Слѣпцовкѣ 80. Еслибъ у него было не 80, а 800,- это для меня совершенно все равно. Теперь онъ получаетъ 108 р., и еслибъ сталъ получать не одну, а нѣсколько сотъ,- это опять для меня безразлично: я получаю свое, онъ свое. Нельзя упускать изъ виду народъ, для котораго мы существуемъ. Но въ распредѣлен³и жалованья и въ сокращен³и штатовъ имѣлось въ виду одно духовенство, а народъ оставленъ безъ вниман³я.
По настоящему положен³ю о псаломщикахъ, туда могутъ поступать только окончивш³е курсъ семинар³и; оканчивающихъ же курсъ очень мало и вообще, но и изъ нихъ въ пономаря никто, почти, нейдетъ. Поэтому мы довольствуемся пока остатками пономарей старыхъ, народомъ, наполовину, крайне дурнымъ; но скоро переведутся и эти. Поэтому, по моему мнѣн³ю, нужно дать опять доступъ въ причетники всѣмъ, исключающимся изъ училищъ и семинар³и, какъ это было до, такъ называемой, реформы. Правда, что обстоятельства измѣнились: теперь хорошаго причетника за 25 р. въ годъ не купишь; они найдутъ, какъ и теперь находятъ, мѣста въ купеческихъ магазинахъ, конторахъ, на желѣзныхъ дорогахъ, но все-таки нѣкоторые угодятъ и къ намъ. Недавно я пробовалъ приглашать къ себѣ изъ лицъ другихъ сослов³й въ псаломщики, назначалъ 200 р. жалованья, и никого не нашелъ. Псаломческое дѣло у насъ,- презабавное дѣло. Жалованье полагается псаломщикамъ: дьячку 36 р., пономарю 24 р. въ годъ. Псаломческихъ мѣстъ по каждой епарх³и много; путь туда неокончившимъ курса семинар³и прегражденъ; захотѣли, чтобы пономарями были все народъ ученый, все богословы; а въ семинар³яхъ, между тѣмъ, штаты сократили и ввели так³я строгости, что до богословскаго класса доползаютъ не мног³е, какихъ-нибудь 10-15 человѣкъ, и эти немног³е въ пономари нейдутъ. Мы приходск³е священники, и пробавляемся пока старыми поддонками, да такъ, что хоть плачь,- служить совсѣмъ не съ кѣмъ, одинъ другаго хуже. Непрактичнѣе этого дѣла и не выдумать! Хотѣли что-то сдѣлать, задумали, да и не додумались.
Получивши приходъ, членъ причта пр³ѣзжаетъ на мѣсто и, буквально, "не имать, гдѣ главы подклонити". Я говорилъ уже, какъ жилъ я, тотчасъ по поступлен³и во священника, въ церковной сторожкѣ, лотомъ въ мужицкой избѣ, вмѣстѣ съ хозяиномъ ея; говорилъ также, какъ теперь одинъ мой знакомый батюшка живетъ въ полусгнившей крестьянской избёнкѣ, и не можетъ стать въ ней во весь свой ростъ. Изъ этихъ очерковъ читатель, надѣюсь, пойметъ, сколько несемъ мы горя, тотчасъ по вступлен³и нами въ приходы. Изъ этихъ краткихъ очерковъ можно составить понят³е и объ остальномъ духовенствѣ. Я и мой знакомый священникъ не составляемъ исключен³я: участь одинакова всего духовенства сельскаго, и только за самыми ничтожными исключен³ями.