ающаго поступить во священники нужно пр³учать къ этому въ семинар³и, но не тогда уже, когда онъ сдѣлался учителемъ народа. Притомъ: въ городахъ, при арх³ерейскомъ служен³и, поучен³я говорятся лучшими, по умѣнью въ обработкѣ слова, проповѣдниками; но обратите вниман³е на присутствующихъ въ храмѣ: какъ только вынесли аналой, еще не извѣстно кто будетъ говорить и о чемъ онъ будетъ говорить, но вынесли,- и народъ бросился изъ церкви во всѣ двери! Вотъ ваши, проповѣдникъ, и труды! Васъ наградитъ своимъ присутств³емъ только самая небольшая частица, и то - оставшаяся въ храмѣ не для васъ, а для принят³я благословен³я отъ епископа, при выходѣ его изъ церкви. Для деревень же городское слово нейдетъ уже совсѣмъ. У насъ чѣмъ проще, удобопонятнѣе и чѣмъ предметъ слова ближе къ жизни, чѣмъ лучше. А между тѣмъ каждый сельск³й священникъ долженъ подать три проповѣди въ годъ на просмотръ благочинному. Этимъ путемъ и сельскихъ священниковъ заставляютъ корпѣть надъ обработкою поучен³й.
Наставники нашихъ семинар³й, какъ горожане, совсѣмъ не знаютъ нашего простаго, деревенскаго народа, не знаютъ его потребностей, не знаютъ его языка и пониман³я; не знаютъ того, что съ крестьянами нужно говорить не вычурно,- по городски, а просто, ясно и удобопонятно, какъ съ ребенкомъ,- тѣмъ языкомъ, которымъ говоритъ онъ. Нельзя употреблять оборотовъ рѣчи и словъ, въ которыхъ вы заранѣе не увѣрены, что васъ поймутъ. Иначе васъ не поймутъ, и слова ваши перетолкуютъ по-своему. Не зная и не обращая вниман³я на младенческое состоян³е народа, наставники, приготовляя учителей для народа, пр³учаютъ ихъ составлять поучен³я самымъ напыщеннымъ слогомъ. И былъ однажды такой случай: бывши въ богословскомъ классѣ, я пр³ѣхалъ, однажды, на каникулъ къ родственникамъ своимъ въ Самарскую губерн³ю, въ село Глушицу. Въ день коронац³и Государя Императора мѣстный священникъ о. Михаилъ Церебровск³й сталъ говорить проповѣдь и безпрестанно восклицалъ "нашъ монархъ! Нашъ помазанникъ, монархъ"!... Послѣ обѣдни выхожу я изъ церкви, два знакомыхъ крестьянина подходятъ ко мнѣ и спрашиваютъ: "о какомъ это батюшка говорилъ помазанномъ монахѣ?" Значитъ, что бывш³е въ церкви изъ напыщенной проповѣди не поняли ни словинушка! Скажи священникъ, вмѣсто: Монархъ, Государь Императоръ,- это слово понялъ бы всяк³й. Тутъ виноваты и семинар³я, и цензоръ.
Если цензоры нужны для того, чтобъ мы не говорили ничего противъ вѣры, нравственности и правительства; то кто за нами слѣдитъ, и кто услѣдитъ, когда мы говоримъ съ народомъ "благовременнѣ и безвременнѣ?!" Мы имѣемъ тысячи случаевъ наговорить народу, и въ храмахъ и наединѣ, что намъ угодно, и мы говоримъ обо всемъ, что находимъ нужнымъ говорить, безо всякой цензуры и дозора. Если же бы кто захотѣлъ говорить что-нибудь противное своему долгу, то, навѣрное, онъ не настолько тупъ, чтобы говорить это въ проповѣди, писанной по закону, на виду у начальства. Къ чему же цензоръ надъ тремя проповѣдями въ году, если безъ него мы имѣемъ право говорить ихъ сотни?! Если духовное начальство хочетъ заставить священниковъ этимъ способомъ писать поучен³я и цензоръ есть контролеръ, то оно должно знать, что священникъ, если не написать, то списать три проповѣди въ годъ можетъ всяк³й. Стало быть и здѣсь цѣль не достигается.
Вмѣсто того, чтобы гоняться за фразерствомъ, я нахожу, что полезнѣе было бы, чтобы воспитанники семинар³й пр³учались объяснять извѣстныя мѣста св. писан³я и говорить поучен³я безъ всякихъ подготовокъ, "экспромптомъ". Пусть изложен³я мыслей будутъ непослѣдовательны, пусть будетъ и языкъ необработанъ; но чтобъ говорилось ясно и удобопонятно. Так³я поучен³я могли бы быть произносимы ими и при богослужен³яхъ. Простота слова не уронитъ достоинства св. вѣры и не унизитъ торжества богослужен³я. Это главное. Второе: потребность въ цензорахъ пала бы сама собою, и въ третьихъ: у консистор³й однимъ поводомъ къ штрафамъ меньше.
Духовенство несетъ и подводныя повинности. По дѣламъ службы оно ѣздитъ къ благочинному, въ консистор³ю, въ земск³я собран³я, на собственный счетъ; даетъ подводы благочиннымъ и слѣдователямъ, хотя бы они ѣхали черезъ села духовенства совсѣмъ по чужимъ дѣламъ. Иногда кому-нибудь изъ священниковъ поручается произвесть слѣдств³е о времени рожден³я кого-нибудь изъ крестьянъ, села за четыре отъ слѣдователя,- духовенство всѣхъ селъ, лежащихъ по пути, обязано давать ему подводы туда и обратно. Въ течен³е года приходится давать подводъ, иногда, не мало. Бывали и так³е случаи: по одному извѣстному намъ дѣлу, однажды, назначено было произвесть слѣдств³е надъ прото³еремъ гор. Балашева Цыпровскимъ члену консистор³и, прото³ерею Крылову. Городъ Балашевъ отъ консистор³и въ 240 верстахъ, мое селен³е въ 45 вер. По дорргѣ въ Балашевъ Крыловъ заѣхалъ ко мнѣ. Я далъ ему до ближайшаго села тройку лошадей; ему, въ знакъ моего особеннаго къ нему уважен³я, какъ начальнику моему - члену консистор³и - полуимпер³алъ и дьячку его, состоявшему при немъ въ качествѣ писца и лакея, рублевку,- и мы распрощались. Чрезъ недѣлю мнѣ пришлось быть въ слободѣ Островахъ, верстахъ въ 50-ти отъ гор. Балашева, совершенно въ сторонѣ, тоже у благочиннаго Н. А. Цвѣткова. Крыловъ при мнѣ пр³ѣхалъ туда. Онъ, значитъ, цѣлую недѣлю колесилъ по отдаленнымъ селамъ: былъ въ Руднѣ и въ Красномъ Яру (верстахъ въ 80-ти въ сторону), потомъ задѣлъ не только камышинск³й, но и царицынск³й уѣзды (верстъ 200 въ сторону). Онъ сдѣлалъ верстъ 500, если не больше, околесицы. За чѣмъ же это? Затѣмъ, что много священниковъ и трусливѣе и податливѣе меня. Мнѣ извѣстно, что онъ изъ Балашева ѣздилъ домой, не окончивши дѣла, два раза, и каждый разъ, туда и обратно, колесилъ по самымъ отдаленнымъ и болѣе богатымъ селамъ. Очень интересно было бы знать: чего стоитъ духовенству слѣдств³е надъ Цыпровскимъ?...
Случалось, что консистор³и, кому захотятъ удружить, посылаютъ къ благочиннымъ нарочныхъ съ предписан³емъ немедленно исполнить какое-нибудь дѣло. Тутъ о. о. благочиннымъ приходилось поплатиться за весь путь, туда и обратно, уже не мало. Не подумайте, чтобы требуемыя дѣла были срочныя или особенной важности. Ничуть не бывало,- пустяки. Это, просто, сюрпризъ,- въ видѣ особаго благоволен³я.
Поѣздки слѣдователей и благочинныхъ составляютъ для духовенства расходъ довольно значительный, особенно если слѣдователемъ не благочинный и не имѣющ³й отъ земской управы открытаго листа брать лошадей "за прогоны". Тогда ямщики берутъ коп. по 5 и даже по 10 на лошадь съ версты. За так³е прогоны мнѣ приводилось ѣздить не разъ. Иногда есть и подорожная "за прогоны", но ямщики ждутъ кого-нибудь изъ чиновниковъ; тогда не повезутъ васъ ни за как³е прогоны, особенно если чиновникъ есть земецъ. Въ такомъ случаѣ духовенство везетъ на своихъ лошадяхъ, если держитъ ихъ. Но случается и такъ: лошади и есть, да кучера нѣтъ,- опять бѣда. Однажды я лѣтомъ, въ рабочую пору, пр³ѣхалъ въ большое малоросс³йское село Р. моего округа и кромѣ священника никого не было дома изъ мужчинъ во всемъ селен³и: причтъ въ полѣ, священниковъ работникъ въ полѣ, мужики всѣ въ полѣ, и дома однѣ бабы. Лошади у священника были дома, а мужика нигдѣ, ни одного. Мы съ батюшкой заложили тройку лошадей и усадили на козла хохлушку; экипажъ у меня былъ крытый, я закрылся кругомъ, присѣлъ къ уголку, чтобы никто не видѣлъ, кто ѣдетъ,- и валяй! Но съ дьячками на козлахъ мнѣ приходилось ѣздить не разъ. Это еще хуже, чѣмъ съ хохлушкой: тутъ ужъ, какъ ни прячься, всяк³й видитъ, что ѣдетъ начальство и видитъ, какого сорту это начальство. Это дѣло,- совсѣмъ дрянь. Срамота,- глаза бы не глядѣли!
Несетъ духовенство и денежныя повинности: оно даетъ жалованье благочиннымъ, на училищные и общеепарх³альные съѣзды, письмоводителямъ попечительства о бѣдномъ духовенствѣ, даетъ на содержан³е духовныхъ мужскихъ и женскихъ училищъ, мисс³онеровъ епарх³и. Это платежъ опредѣленный и обязательный; но кромѣ ихъ есть, которыя хотя считаются и необязательными, но отъ которыхъ духовенство отказываться не можетъ, напр., на бѣдное духовенство, на постройку гдѣ-нибудь, внѣ Руси, храма; на бѣдныхъ учениковъ, отправляющихся въ академ³ю и т. под. Въ подобныхъ случаяхъ не приказываютъ жертвовать непремѣнно, но только приказываютъ благочинному доводить до свѣдѣн³я власти, кто и сколько пожертвуетъ. При такихъ отеческихъ предложен³яхъ благочинные свое дѣло знаютъ и, чтобы подслужиться, вынудятъ васъ дать, хотя бы вы давать и не желали. Такъ какъ число членовъ причтовъ при церквахъ не одинаково,- при однѣхъ церквахъ имѣется одинъ настоятель и одинъ псаломщикъ; при другихъ - настоятель и два псаломщика; при третьихъ - настоятель, помощникъ и два псаломщика, а налоги дѣлаются, вообще, на причтъ.) - то и платежъ не одинаковый. Въ моемъ округѣ обязательный налогъ падаетъ по 15 р. на каждаго члена причтовъ въ годъ; по точному же разсчету, какъ идетъ это въ дѣйствительности, священникъ платитъ отъ 18 р. до 27 р. 30 к., псаломщикъ - отъ 6 р. до 9 р. 10 к. въ годъ. Поэтому священникъ несетъ налогу или платитъ податей изъ своего жалованья за два мѣсяца и девять съ половиною дней, а злосчастный пономарь за четыре мѣсяца и двадцать дней - каждогодно. Отдавши свое пятимѣсячное жалованье на жалованье другимъ, самъ онъ, съ женой и дѣтьми, долженъ жить на 2 р. 66 к. цѣлыхъ шесть мѣсяцевъ. Ему приходится существовать на 44 к. въ мѣсяцъ. По нынѣшнимъ цѣнамъ на хлѣбъ, ту сумму, которою приходится довольствоваться пономарю, нужно увеличить, по крайней мѣрѣ, въ четыре раза, чтобы прокормить одну простую дворную собаку. Но, къ крайней скорби, злосчастному пономарю,- единственному чтецу и пѣвцу при нашемъ богослужен³и,- не достается и этихъ 44 к. Онѣ уйдутъ всѣ цѣликомъ на наемъ подводъ должностнымъ лицамъ и на добровольныя пожертвован³я. А если, на его, истинную бѣду, онъ сдѣлаетъ ошибку при метрической записи, то задѣнетъ частицу жалованья, "въ родѣ мѣсячнаго, въ уплату штрафа и изъ втораго полугод³я.
Наше жалованье, мало того, что такого нѣтъ нигдѣ, но оно и выдается намъ такъ, какъ нигдѣ. Мы получаемъ его изъ казначейства такимъ порядкомъ: благочинный долженъ представить въ консистор³ю, къ 1 ³юля и 1 декабря, вѣдомости о томъ, при какой церкви сколько находилось наличныхъ членовъ причта въ течен³е полугода; сколько каждый членъ состоялъ на службѣ въ это время, и сколько кто долженъ получить жалованья. Консистор³я строго наблюдаетъ, чтобы вѣдомости представляемы были въ опредѣленные сроки. Промедли благочинный два-три дня, и - консистор³я сдѣлаетъ самое строгое внушен³е съ предупрежден³емъ, что если такая медленность окажется и на будущее время, то благочинный будетъ подвергнутъ строгому взыскан³ю. Тутъ напоминается уже, значитъ, о неразлучномъ спутникѣ нашей службы - штрафѣ. Проходитъ ³юль - духовенство начинаетъ толковать о жалованьѣ. Каждый, при встрѣчѣ съ другимъ, первымъ словомъ, спрашиваетъ: "что, жалованье выдаютъ"?-"Прытокъ больно! Развѣ можно теперь: ³юль еще не прошелъ". Прошелъ и ³юль, наступилъ и августъ,- духовенство начинаетъ копошиться: нужно отправлять дѣтей въ училища, шить имъ рубашонки, шубенки и пр., доходовъ лѣтомъ нѣтъ совсѣмъ,- эхъ, какъ бы жалованье выдали теперь, толкуютъ всѣ! - "Что, жалованье получаютъ?" - не слышно!- "Эко горе! Дѣтей скоро нужно везти, а денегъ нѣтъ ни копѣйки"! Это общ³й повсюдный ропотъ. Везутъ дѣтей, идутъ въ казначейство одинъ, другой, десятый, тридцатый... Жалованья не выдаютъ. Казначей говоритъ, что не получено изъ консистор³и росписан³я. Попы и дьячки надоѣли уже и казначею и онъ велѣлъ уже сторожу не допускать къ нему. Прошелъ и августъ, а жалованья нѣтъ да и нѣтъ. Духовенство уѣхало по домамъ. Пришелъ сентябрь, духовенство опять потянулось за жалованьемъ, но та же истор³я: росписан³я нѣтъ.
Являюсь, однажды, въ сентябрѣ я. Вхожу, ни слова не говорю никому и никого не спрашиваю, но сторожъ-солдатъ встаетъ и говоритъ:
- Жалованье еще не выдается, изъ консистор³и не получено росписан³я.
- Тебѣ казначей велѣлъ говорить это всѣмъ попамъ?
- Никакъ нѣтъ-съ!
- Фу, какая гадость! Когда же это, наконецъ? пробормоталъ я себѣ.
- Не могемъ знать-съ! Надо подождать!
Выхожу, въ дверяхъ попадается одинъ дьяконъ. Идите, говорю, назадъ, жалованье еще не выдается. Выходимъ на улицу, встрѣчается дьячокъ.
- Что, жалованье выдаютъ?
- Выдаютъ, говоритъ мой спутникъ, и хлопнулъ себя по карману. Дьячокъ сдѣлалъ-было шагъ впередъ, но дьяконъ: оборачивай оглоблями-то назадъ! Ступай-ко лучше сперва выпей на свои, а казенное-то оставь до того года.
- Развѣ еще не выдаютъ? И при этомъ, выразительнымъ русскимъ словомъ, хватилъ самое задушенное благожелан³е консистор³и.- Тутъ, о. дьяконъ, не до выпивки! У сына въ училищѣ тулупишка нѣтъ. Пойду въ консистор³ю справляться, казначей вретъ.
На дорогѣ попадается мнѣ одинъ знакомый священникъ. Завтра, говоритъ, будутъ выдавать жалованье! Нынѣ изъ консистор³и пошлютъ въ казначейство росписан³е. Я сейчасъ иду изъ консистор³и, тамъ набралось нашей брат³и человѣкъ двадцать. Дѣло было за казначеемъ; вѣдомость давно написана, только подать бы въ присутств³е подписать. Мы приступили, просили-просили казначея, а онъ сидитъ себѣ и только отгрызается: "намъ не до васъ, у насъ своихъ дѣлъ по горло!" Мы и сговорились дать ему: обступили и начали просить его, сперва такъ, безъ денегъ, а онъ: "вы, отцы, дома хлѣбъ-то даровой ѣдите, у васъ ничто не куплено, только деньги откладываете себѣ; а тутъ купи всякую луковицу. Такъ надо честь знать: вы ѣдите, и друг³е, тоже, ѣсть хотятъ". Мы ему и ну совать, кто полтинникъ, кто двугривенный, а дьячокъ N сунулъ 5 коп. Сейчасъ же засунулъ деньги въ столъ, вынулъ изъ-подъ бумагъ дѣло и отнесъ въ присутств³е. "Завтра, говоритъ, можно будетъ получать". Не дай мы ему, окаянному, опять пришлось бы ѣхать домой съ пустыми руками. Я уже и такъ пр³ѣзжаю въ трет³й разъ. Денекъ теперь нужно подождать здѣсь; хоть и накладно, да все не то, что изъ дому ѣхать.
На другой день являемся человѣкъ тридцать, или около этого, въ казначейство. Казначей Смирновъ не задерживалъ насъ: молча онъ выдавалъ жалованье всѣмъ тотчасъ, но за то всѣмъ не додавалъ по рублю. Слѣдуетъ получить, напр., на весь причтъ 126 руб. 42 к. Смирновъ велитъ росписаться въ получен³и денегъ и прехладнокровно подкладываетъ 125 р. 42 к.
- Здѣсь рубля недостаетъ!
- Достаетъ! Отойдите, дайте мѣсто другому! И это скажетъ онъ самымъ покойнымъ тономъ, не глядя на васъ. Можете говорить ему сколько угодно, можете горячиться, можете пригрозить жалобой - это все равно. Смирновъ, какъ камень, сидитъ неподвижно и отсчитываетъ деньги другому. Онъ хорошо зналъ, что жаловаться не пойдетъ никто. Недодавать всѣмъ по рублю,- это было его постоянное правило.
Нынѣ, при новомъ составѣ консистор³и, измѣнились нѣсколько и порядки: нынѣ консистор³я, отославши вѣдомость въ казначейство, даетъ знать и благочиннымъ: кто и сколько долженъ получить жалованья; благочинный увѣдомляетъ духовенство; духовенство приноситъ ему свои довѣренности и отправляется въ казначейство. И нынѣшн³е порядки не много избавляютъ духовенство отъ излишнихъ поѣздокъ, а главное,- жалованье все-таки получается вмѣсто ³юля - въ сентябрѣ.
Всѣ люди, живущ³е жалованьемъ, получаютъ его въ 20-хъ числахъ; неужели нельзя устроить дѣло это точно также и съ нами? Неужели нельзя устроить, чтобы члены причтовъ получали жалованье по истечен³и каждаго мѣсяца, по удостовѣрен³ямъ благочинныхъ? Рубль полученный въ то время, когда онъ особенно нуженъ,- дороже десяти.
Слѣдств³емъ одиночества въ глуши, нужды, совершенной зависимости отъ прихожанъ, попрошайничества, торга при требоисправлен³яхъ и консисторскаго управлен³я бываетъ то, что духовенство теряетъ свое достоинство въ своихъ собственныхъ глазахъ, и дѣлается какъ-бы забитымъ, безличнымъ. Отсюда, въ людяхъ безхарактерныхъ: нетрезвая жизнь, крайняя небрежность въ одеждѣ, неумѣнье держать себя въ мѣстахъ публичныхъ и небрежность въ самомъ требоисправлен³и.
Одежда, повидимому, дѣло самое пустое, но для духовенства, вообще, она имѣетъ огромное значен³е. Городской священникъ одѣвается всегда чисто, держитъ себя всегда солидно,- съ полнымъ сознан³емъ собственнаго своего достоинства; а если онъ еще къ тому, положимъ, членомъ хоть попечительства о бѣдномъ духовенствѣ, то онъ смотритъ, ужъ непремѣнно на нашего брата, деревенщину, свысока: не перекрестясь и не подступайся. Нашего брата, деревенскаго, узнаешь за версту: рясченка въ три гроша, шляпенка и того хуже. Пр³ѣхавши за дѣломъ въ городъ, сельск³й священникъ дорожитъ каждой минутой и бѣгаетъ, размахивая рукавами, не обращая ни на кого вниман³я. Но такая небрежность въ одеждѣ и походкѣ есть неизбѣжное слѣдств³е услов³й его домашней жизни. Лѣтомъ обыкновенно, кухарки дороги и, потому, большинство священниковъ живетъ безъ кухарокъ. Вогнали наприм. вечеромъ стадо коровъ изъ поля въ село, бросятся онѣ во всѣ стороны по огородамъ и гумнамъ,- батюшка схватитъ хворостину да и пустится за ними, чтобы перехватить ихъ и не дать зайти на чуж³е капустники. Чрезъ нѣсколько минутъ ему придется идти по селу, конечно, онъ идетъ такъ, какъ бѣгалъ сейчасъ за коровой,- въ одномъ кафтанѣ безъ рясы. Сами крестьяне,- тѣ, которые смотрѣли бы на него,- ходятъ раздѣвшись и разувшись; стало быть обращать вниман³е на то, какъ одѣтъ священникъ, рѣшительно некому. Мало-по-малу весь такой строй жизни обращается въ привычку. И потому мы, деревенск³е, не имѣемъ того лоску, какой имѣетъ священникъ городской, и дѣлаемся предметомъ всевозможныхъ насмѣшекъ, не только людей свѣтскихъ, но даже и кость отъ костей нашихъ и плоть отъ плоти нашей, наша брат³я,- батюшки городск³е,- говорятъ съ нами не иначе, какъ покровительственнымъ тономъ. Я, напр., человѣкъ уже не молодой, 30 лѣтъ благочиннымъ, священниковъ въ городѣ знаю всѣхъ до единаго, большая часть изъ нихъ знаетъ и меня хорошо,- знаетъ, что я "судимъ и штрафованъ не былъ, подъ судомъ не состоялъ и не состою", но я очень не многихъ встрѣчалъ священниковъ, которые говорили бы со мной по человѣчески,- непремѣнно свысока, покровительственнымъ тономъ. Отъ чего же это? Тутъ виноватъ не я лично, но виновато, въ моемъ лицѣ, наше сельское положен³е,- наша нищенская обстановка. Къ намъ примѣняется извѣстное изречен³е: "скажи мнѣ, съ кѣмъ ты знакомъ, и я скажу тебѣ кто ты таковъ". Объ насъ судятъ такъ: "ты живешь съ мужиками, собираешь лотками, одежонка на тебѣ въ грошъ,- ну, и цѣна тебѣ грошъ".
Всѣ, имѣющ³е форменную одежду, имѣютъ обязанность носить ее только во время отправлен³я ими служебныхъ обязанностей; въ свободное же отъ службы время они имѣютъ право одѣваться во что имъ угодно. И только исключен³е составляютъ въ этомъ одни представители двухъ крайнихъ предѣловъ человѣческой жизни: добра и зла, любви и вражды, мира и войны, жизни и смерти,- духовенство и военные. Одни они обязаны носить свою форменную одежду во всякое время и во во всякомъ мѣстѣ. Не говоря о военныхъ, скажу о себѣ: почему общество требуетъ отъ насъ, чтобы мы всегда были въ форменной одеждѣ? Внѣ службы носятъ всѣ, что имъ угодно; почему же этой свободы общество не даетъ именно только намъ? Я не говорю уже того, почему мы, живя среди общества, не имѣемъ права носить и одежды общественной вообще (что, въ тѣхъ особенно случаяхъ, когда нашъ братъ-рясоносецъ является въ публичномъ мѣстѣ, малую толику хвативши горькаго, было бы очень кстати), нѣтъ, я говорю о томъ, почему мы, священники, не имѣемъ права являться, въ публичное мѣсто или чужой домъ въ одномъ кафтанѣ или подрясникѣ,- безъ рясы? Приходишь, напр., въ домъ какого-нибудь дворянина, чиновника или купца,- ты въ форменной одеждѣ, тоже что въ мундирѣ,- рясѣ и, пожалуй, со всѣми аттрибутами твоего сана, а хозяинъ принимаетъ тебя въ какой-нибудь куцовейкѣ - и ничего. Принимая меня у себя, онъ, точно также, идетъ и ко мнѣ въ чемъ ему угодно. Но приди къ нему я такъ, запросто, безъ рясы! Хозяинъ непремѣнно почтетъ это знакомъ неуважен³я къ себѣ и обидится; а барыня приметъ это за кровное, потрясающее душу оскорблен³е... Скажу примѣръ,- фактъ. Въ одномъ извѣстномъ мнѣ губернскомъ городѣ существуетъ до сихъ поръ одна старая барыня N. N.- барыня богатая. Теперь она слыветъ подъ именемъ "отставной мироносицы". Но прежде, когда послѣдними преосвященными эти должности не были еще упразднены и она состояла, такъ сказать, на дѣйствительной службѣ,- обивала своимъ шлейфомъ арх³ерейск³е пороги и донимала всѣхъ арх³ереевъ передачею имъ всѣхъ городскихъ сплетенъ,- она была барыня важная и съ большимъ значен³емъ для духовенства. Напротивъ ея дома былъ домъ приходскаго священника П. Н. С - ва. С - въ былъ человѣкъ необыкновенно кротк³й и добрый, больной, магистръ академ³и и профессоръ семинар³и, имѣвш³й за городомъ свой садикъ и страстно любивш³й цвѣты. У одинокой старухи-барыни было въ домѣ, тоже, много цвѣтовъ. Барыня, какъ говорится, души не видѣла въ своемъ батюшкѣ и оказывала къ нему всѣ знаки своего благоволен³я. С - въ ходилъ къ ней каждый день, а иногда и по два - по три раза, и, какъ любитель цвѣтовъ, ухаживалъ за ея цвѣтами. Однажды лѣтомъ, довольно рано утромъ, барыня, увидѣвши его въ окнѣ, вскричала ему черезъ улицу: "П. Н.! Идите ко мнѣ, у меня новые цвѣты". Тотъ, какъ былъ дома въ кафтанѣ, такъ и пошелъ къ ней. Приходитъ,- барыня фыркаетъ, злится. Онъ и туда, и сюда: гдѣ цвѣты? Барыня не говоритъ и мечется изъ угла въ уголъ, какъ угорѣлая. С - въ изумился, посмотрѣлъ - посмотрѣлъ и ушелъ. Въ 12 часовъ барыня въ карету и къ арх³ерею: "попъ обидѣлъ нынѣ: безъ рясы пришелъ ко мнѣ, не надо мнѣ его, возьмите, куда знаете! Мнѣ его не надо, не надо" не надо!"... И преосвященный перевелъ его, на другой же день, въ приходъ, несравненно худш³й. Хотя С - въ настоялъ, и чрезъ мѣсяцъ былъ переведенъ въ другое мѣсто, въ законоучители института благородныхъ дѣвицъ; но, по его крайне разстроенному здоровью, это мѣсто ему было не по силамъ. Вотъ вамъ и рясы! Утромъ рано, когда барыня просила къ себѣ священника, сама она, навѣрное, была растрепой; но это сама, а священникъ или, все-таки, въ служебной формѣ...
Другой фактъ. Въ селѣ Агаревкѣ, нашей губерн³и, былъ помѣщикъ, нѣкто М....вск³й. У него былъ сынъ, мальчишка - шалопай, который, сдѣлавшись, послѣ смерти отца владѣльцемъ большаго отцовскаго имѣн³я, промотался, сдѣлался буквально нищимъ и померъ въ общественной больницѣ. Въ Атаревку поступилъ во священники, въ то время, когда сынъ М....вскаго былъ еще мальчишкой, мой товарищъ по семинар³и А. С. Д. М....вск³й пригласилъ молодаго священника учить своего недоросля, тотъ и ходилъ каждый день. Однажды старикъ М....вск³й уѣхалъ въ городъ; а такъ какъ въ домѣ у него, кромѣ мальца, не осталось никого, то священникъ и пошелъ къ нему безъ рясы. Пр³ѣзжаетъ владѣлецъ прихода - М....вск³й домой, сынокъ не далъ еще выдти ему изъ кареты, выбѣжалъ на крыльцо и началъ кричать на весь дворъ, со слезами на глазахъ: "папа, папа! Попъ приходилъ къ намъ безъ рясы"! М....вск³й, на другой же день опять въ городъ,- и священникъ былъ переведенъ въ худш³й, другой, приходъ.
Еще одинъ случай. Въ село Глядковку, моего округа, поступилъ нѣкогда во священника нѣкто В. И. В. прямо изъ семинар³и. В. пономарск³й сынъ, бурсакъ, не видѣвш³й и не слышавш³й ни о какихъ свѣтскихъ требован³яхъ. Мѣсяца черезъ два по пр³ѣздѣ въ приходъ, зимой, однажды прислалъ за нимъ помѣщикъ просить его къ себѣ въ деревню служить всенощную. В. надѣлъ получше подрясникъ, шубу,- и отправился. Въ передней встрѣчаетъ его баринъ: "батюшка! Вы безъ рясы! Да развѣ это можно! У меня въ домѣ жена, своячина-дѣвица, какъ я васъ представлю? Нѣтъ, ужъ лучше ступайте опять домой, и всенощную отложимъ до другаго времени. Но только помните: безъ рясы ко мнѣ ни шагу въ домъ!"
Очень интересно было бы услышать отъ самого общества: почему требуютъ отъ насъ, чтобъ мы были всегда въ форменной одеждѣ, когда люди, считающ³е себя высокопоставленными, встрѣчаютъ насъ сами, нерѣдко, даже въ халатѣ и туфляхъ (подобныхъ случаевъ со мной бывало множество)? Почему люди требуютъ отъ насъ того, чего не исполняютъ сами?
Всѣ жалуются на трудность поступлен³я въ учебныя заведен³я: однихъ не принимаютъ по малолѣтству, другихъ по урослости, третьихъ по слабой подготовкѣ и, наконецъ, по неимѣн³ю ваканс³й.
Малолѣтство. Извѣстно, что по малолѣтству не принимаютъ и при самомъ поступлен³и въ учебное заведен³е; но случается и такъ, что вначалѣ найдутъ мальчика не малолѣтнимъ и примутъ, а потомъ не переводятъ его "за малолѣтствомъ". Малолѣтство едва ли должно служить препятств³емъ къ поступлен³ю въ учебныя заведен³я. Въ подтвержден³е этого я скажу то, что было со мной, Старш³е мои два сына помѣщены были мною въ духовное училище. и, чрезъ годъ, должны были перейти въ семинар³ю; но младшему изъ нихъ было 10 1/2 лѣтъ. Въ каникулъ, предъ переходомъ въ семинар³ю, онъ говоритъ мнѣ: "папаша! Говорятъ, что въ семинар³и очень трудно; что я не пойму, что будутъ преподавать тамъ и что я отстану отъ своихъ товарищей".
- Теперь ты считаешься лучшимъ ученикомъ?
- Да.
- Большая часть твоихъ товарищей и по способностямъ, и по прилежан³ю теперь хуже тебя?
- Да.
- Какимъ же образомъ выйдетъ такъ, что, чрезъ мѣсяцъ, когда вы перейдете въ семинар³ю, они всѣ вдругъ поумнѣютъ и лѣнивые сдѣлаются прилежными, а ты оглупѣешь; они будутъ все понимать, а ты не поймешь? Возможно это? Не безпокойся! Какими вы теперь, такими будете и въ слѣдующемъ классѣ; перехода изъ класса въ классъ вы и не замѣтите. Теперь ты хорошимъ ученикомъ, хорошимъ и останешься.
Мальчуганъ мой ободрился и въ семинар³и учился безо всякихъ гувернеровъ, какъ и прежде, такъ что черезъ четыре года поступилъ въ институтъ инженеровъ путей сообщен³я, гдѣ математику чуть не ѣдятъ съ кашей; во весь курсъ былъ тамъ, и окончилъ курсъ въ числѣ лучшихъ студентовъ и, слава Богу, здоровъ. При пр³емѣ въ семинар³ю и институтъ на лѣта его не обратили вниман³я. Стало быть, дѣло не въ лѣтахъ, а въ способностяхъ и прилежан³и.
Не переводить "за малолѣтствомъ" мы находимъ дѣломъ совершенно нерац³ональнымъ. Вступительный экзаменъ мальчикъ сдаетъ не для одного года, но на весь учебный курсъ, и лѣта его должны быть принимаемы въ разсчетъ не для одного года, но на весь курсъ. Училищное начальство, при пр³емѣ мальчика, должно имѣть это въ виду. Но на дѣлѣ не рѣдко случается такъ, что сначала мальчикъ окажется, для заведен³я, совершеннолѣтнимъ, а потомъ негоднымъ по молодости. Извѣстно, что по малолѣтству не переводятъ даже лучшихъ учениковъ, мотивируя это тѣмъ, что они не могутъ усвоять вполнѣ тѣхъ предметовъ, которые должны будутъ преподаваться имъ въ слѣдующемъ классѣ и что имъ будетъ трудно поспѣвать за своими товарищами, старшими по возрасту, и что непосильныя занят³я вредно повл³яютъ на ихъ здоровье. Если имѣется въ виду здоровье мальчика, то, конечно, такая забота была бы крайне желательна, но, признаться сказать, не вѣрится, чтобы педагоги, или, вообще, составители уставовъ заботились, хоть сколько-нибудь, о здоровьѣ воспитываемаго ими юношества. Когда младш³е мои два сына были въ гимназ³и, и пр³ѣдешь бывало навѣстить ихъ, то посидишь съ ними немного и уйдешь, чтобъ не мѣшать имъ заниматься. Посмотришь въ 12 ночи,- они еще сидятъ; утромъ встанешь рано, но они встали уже раньше тебя и опять сидятъ за книгами. И такъ изо-дня въ день. Тяжело, бывало, смотрѣть на непосильные уроки! О здоровьѣ тутъ и не думалъ никто. Виноваты тутъ наставники, лѣнясь заниматься въ классѣ и сдавая всю работу на домъ; но виноваты, также, и составители программъ. При такихъ непосильныхъ занят³яхъ здоровья останется не много у всякаго, будь ученикъ хоть бы и взрослый. Поэтому, если педагоги толкуютъ о здоровьѣ учениковъ, такъ это есть ложь: дѣло показываетъ, что о здоровьѣ никто и не думаетъ. Чтобъ убѣдиться въ этомъ, посмотрите на любаго ученика семинар³и и гимназ³и: много ли въ нихъ жизни? Но самое поразительное доказательство, какъ губится юношество, даетъ намъ медицинск³й осмотръ Вятской гимназ³и, гдѣ изъ 330 воспитанниковъ найдено здоровыми только 30, И не стыдно, послѣ этого, толковать о своихъ заботахъ о здоровьѣ?! Единственно хорошее, что намъ извѣстно, такъ это есть то, что въ той гимназ³и, гдѣ были мои дѣти, въ перемѣны между классами, директоръ и инспекторъ заставляютъ учениковъ играть на дворѣ. За это нельзя не отнестись къ нимъ съ полною благодарност³ю.
Не принимаютъ по урослости. Но какая урослость? Годомъ старше, противу устава. Но почему составители устава не приняли въ разсчетъ, что въ жизни встрѣчается множество обстоятельствъ, не позволяющихъ помѣстить мальчика именно въ тѣ лѣта, въ как³я они опредѣлили? Извѣстно, что не всѣ дѣти одинаково развиваются,- это первое. Второе: можетъ случиться, и по всей вѣроятности такихъ случаевъ множество, что мальчикъ годъ проболѣлъ; можетъ случиться, что онъ заболѣетъ именно въ тотъ мѣсяцъ, когда ему нужно явиться на экзаменъ, годъ пропалъ,- и карьера мальчика пропала на вѣкъ. Я слышалъ о такихъ случаяхъ: родители не имѣли, вначалѣ, возможности подготовить дѣтей своихъ: при всѣхъ старан³яхъ ихъ, они не могли найти себѣ учителя въ деревню; когда же онъ нашелся, и дѣти были подготовлены, то они оказались на годъ уросшими,- и пропали. Лично мнѣ извѣстенъ такой случай: родители употребляли всѣ силы подготовить мальчика и подготовили; но помѣстить его въ учебное заведен³е рѣшительно не находили средствъ, и мальчикъ жилъ дома. Вдругъ, сверхъ всякаго чаян³я, средства открылись, отецъ и сынъ бросились въ заведен³е, но тамъ сказали имъ, что годъ мальчикъ переросъ и принятъ быть не можетъ. Пропалъ и этотъ.
Желательно было бы знать: почему въ извѣстный классъ принимаются дѣти только извѣстныхъ лѣтъ? Почему, напр., въ III классъ гимназ³и 12-ти лѣтъ не принимаются по молодости, 15-ти по урослости? Почему тамъ могутъ быть именно только 13 и 14-лѣтн³е? Чѣмъ отличается 12-й годъ отъ 13-го? Чѣмъ отличается второй классъ отъ третьяго? Греческимъ языкомъ? Неужели же греческ³й языкъ учить съ азбуки возможно именно только съ 13 до 14 лѣтъ,- ни раньше, ни позже, не дошелъ годъ,- нельзя, перешелъ годъ,нельзя? Непонятно!
Составители уставовъ, надобно полагать, до послѣдней крайней точности узнали умственное и физическое развит³е человѣка, равно какъ и математически вѣрно извѣстно было имъ, что извѣстный отдѣлъ извѣстной науки можетъ быть изучаемъ только тогда, когда мальчику исполнится 13 лѣтъ; въ 15 лѣтъ это будетъ уже поздно, равно какъ и въ 12 будетъ рано. Согласитесь же, будьте безпристрастны, что это безсмыслица! Всѣмъ извѣстно множество такихъ людей, которые начали учиться не только что въ зрѣлыхъ, но даже въ перезрѣлыхъ лѣтахъ и которые, потомъ, сдѣлались историческими учеными людьми. Стало быть, и поэтому даже нѣтъ разумнаго основан³я не принимать мальчика по урослости, если онъ только достаточно для извѣстнаго класса подготовленъ и видны въ немъ способности и охота къ учен³ю.
Въ настоящее время для каждаго класса опредѣленъ извѣстный возрастъ. Вопросъ этотъ обдуманъ, нѣтъ сомнѣн³я, всесторонне и опредѣленный уставами возрастъ найденъ самымъ соотвѣтствующимъ дѣлу обучен³я, именно, что только при этомъ возрастѣ юношество можетъ и легко и вполнѣ усвоять то, что преподается ему. Такъ. Но неугодно ли взглянуть въ любое учебное заведен³е, какъ идетъ тамъ дѣло? Взгляните хоть въ гимназ³ю: первый классъ, основной и параллельный, по 40 человѣкъ - 80; во второмъ и третьемъ тоже, по 80; но далѣе и далѣе: все меньше, меньше и меньше,- и созрѣютъ только 7. Куда же дѣвалась педагогическая премудрость?... На чьей душѣ и совѣсти должна лечь гибель этихъ несчастныхъ исключенныхъ?! Обыкновенно говорятъ: "нужна же какая-нибудь норма". Но мы желали бы слышать при этомъ: для какой же цѣли?
Говорятъ, что непр³ятно смотрѣть, когда между мелюзгой сидитъ великанъ. Но въ такомъ случаѣ надобно выгонять всѣхъ великорослыхъ, хотя они были бы и молоды. Подборъ по росту бываетъ только въ войскахъ, и то неимѣющ³й ни малѣйшаго существеннаго значен³я.
Уросш³е вредно вл³яютъ на малолѣтнихъ? Но почему не предполагать благотворнаго вл³ян³я? Почему предполагаютъ въ уросшихъ болѣе безнравственности? Квартируютъ же вмѣстѣ малолѣтн³е съ взрослыми? Тамъ и хорошее, и дурное вл³ян³е могутъ проявляться несравненно сильнѣе.
Въ нашихъ духовныхъ учебныхъ заведен³яхъ строго соблюдаются сроки. Въ семинар³и положено принимать отъ 14 до 16 лѣтъ; мальчика 17 лѣтъ не примутъ уже ни въ какомъ случаѣ "за урослостью", хотя оставш³еся тамъ на второй годъ бываютъ и 17 лѣтъ. Молодые люди употребляютъ всѣ усил³я, чтобы пройти чрезъ училища и дойти до семинар³й именно въ эти годы, иначе пропали на вѣки. Идетъ человѣкъ и употребляетъ всѣ силы, чтобы не засѣсть гдѣ-нибудь на другой годъ, хотя бы то по болѣзни. Иначе, для семинар³и, будетъ уже устарѣвшимъ и выгнанъ безъ всякой церемон³и. Наконецъ, юноша, послѣ всѣхъ усил³й, окончилъ курсъ, прошелъ всѣ науки, нужныя для того, чтобъ быть священникомъ, и проситъ священническое мѣсто. "Ну, нѣтъ, говорятъ ему, этого нельзя, ты еще молодъ для того, чтобы поступить во священники, нужно, чтобы тебѣ было тридцать лѣтъ". - Зачѣмъ же такъ подгоняли въ училищахъ и семинар³яхъ? - это "для порядка"! Кромѣ того, тебѣ нужно "упостояниться",- тебѣ нужно созрѣть нравственно, направить жизнь свою высоконравственными примѣрами,- тебѣ нужно до тридцатилѣтняго возраста идти въ пономари".
Пономарство есть, дѣйствительно, вѣрнѣйш³й способъ для усовершенствован³я молодаго человѣка, но только въ чемъ? Во всевозможныхъ порокахъ и невыразимой нуждѣ и горѣ.
Въ самомъ дѣлѣ: окончившаго курсъ семинар³и находятъ молодымъ для должности священника; зачѣмъ же такъ подгоняютъ въ семинар³яхъ? Уставы о семинар³яхъ и о священничествѣ проходили чрезъ однѣ руки; какая же цѣль: оканчивать курсъ молодымъ, а во священники поступать старымъ? Чтобы придти уже въ возрастъ "мужа совершенна"? И поэтому, чтобы сдѣлаться достойнымъ пастыремъ, нужно усвоить всѣ качества пономаря? Сдѣлано не дурно! Такой чести ни одному пономарю и во хмѣлю, во снѣ не грезилось.
Если пономарство нужно для того, чтобы прошелъ юношеск³й пылъ, то въ училищахъ нашихъ и семинар³яхъ так³е порядки, что онъ проходитъ и безъ пономарства.
Со времени введен³я новыхъ уставовъ времени прошло уже достаточно для того, чтобы взглянуть на результаты положен³й,взглянуть: дѣйствительно ли оканчивающ³е курсъ семинар³и нравственно молоды для священства и дѣйствительно ли бывш³е въ пономаряхъ священники лучше старыхъ, поступившихъ во священники прямо изъ семинар³й?
Я, состоящ³й самъ среди сельскаго духовенства и имѣющ³й своею обязанност³ю наблюдать за его нравственнымъ состоян³емъ, утверждаю положительно, что молодые люди въ пономаряхъ нравственно гибнутъ. Соображая же дѣйствительность съ постановлен³емъ правительства, намъ неминуемо приходится сдѣлать выводъ такого рода: чтобы къ 30-лѣтнему возрасту сдѣлаться высоконравственнымъ пастыремъ стада Христова, для этого нужно лѣтъ 8-10 потаскаться сперва по всѣмъ трущобамъ; другими словами: чтобы быть хорошимъ, нужно сперва сдѣлаться негодяемъ. А такъ какъ пономарствомъ въ дѣйствительности достигается одно первое, а между тѣмъ правительству желательно, чтобы во священники поступали въ возрастѣ 30 лѣтъ или около этого, то необходимо уничтожить правило о лѣтахъ въ училищахъ и семинар³яхъ.
Въ учебныя заведен³я не принимаютъ по недостаточной подготовкѣ. Слабая подготовка для непринят³я въ заведен³е есть причина вполнѣ основательная. Но гг. экзаменаторы могутъ-ли сказать по совѣсти, что въ нѣсколько минутъ испытан³я они узнаютъ ученика вполнѣ? Всѣмъ извѣстно, извѣстно этой педагогамъ., что часто бываетъ, что экзаменующ³йся можетъ хорошо отвѣтить только вопроса на два-на три; ихъ-то, случайно, его и спросятъ,- и получается хорош³й баллъ. Случается и наоборотъ: на два-на три отвѣтить не могъ, опять, случайно, спросили его,- и пропалъ. Поэтому пр³емные экзамены должны быть самые снисходительные, потому что случайность здѣсь - дѣло обыкновенное. Въ наше время списки ученикамъ составлялись не но алфавиту, а по успѣхамъ, и ученики дѣлились на три разряда. На выпускной экзаменъ, по догматическому богослов³ю, пр³ѣхалъ къ намъ преосвященный Аѳанас³й (Дроздовъ). Между моими товарищами былъ нѣкто Ѳ. Танаисовъ. Въ спискахъ по всѣмъ предметамъ онъ писался ниже средины втораго разряда и, бывши пѣвчимъ арх³ерейскаго хора, часто не ходилъ и въ классъ! На экзаменѣ ему попался одинъ вопросъ,- онъ и началъ рѣзать, какъ "Отче нашъ". Не давши дочитать до конца, преосвященный закричалъ: "ректоръ! чего ты смотришь?" Ректоръ встрепенулся и смотритъ: что такое? "Я спрашиваю тебя: чего ты смотришь? Смотри, какъ отвѣчаетъ Танаисовъ, а между тѣмъ онъ записанъ во второй разрядъ. Ты долженъ знать, что Танаисовъ несетъ двойные труды, онъ и учится хорошо, и у меня въ пѣвчихъ. А тебѣ все равно, ты и не видишь этого!" И, не давши Танаисову дочитать, своей рукой записалъ его въ первый разрядъ. Но, на самомъ-то дѣлѣ, Танаисовъ почти только и зналъ то, что спросили его, и зналъ-то взубрячку, безъ толку.
Въ нашихъ духовныхъ училищахъ, на переводныхъ экаменахъ, тоже строгость страшная: изъ 40 человѣкъ 1-го класса едва доползаетъ до послѣдняго одинъ какой-нибудь десятокъ, а то и того меньше. Можно было бы предполагать, что это лучш³е ученики и въ семинар³ю поступятъ всѣ; но, однакоже, при переходѣ въ семинар³ю, имъ дается такой экзаменъ, что человѣкъ изъ 40 явившихся, училищъ изъ 5-6-ти, принимается человѣкъ 6-7, только. И не подумайте, что принимаются лучш³е, Ничуть не бывало: семинар³и не имѣютъ довѣр³я къ училищнымъ свидѣтельствамъ и, благодаря случайнымъ отвѣтамъ, часто принимаются худш³е. Это извѣстно намъ положительно.
Намъ извѣстны нѣкоторыя семинар³и, гдѣ, на пр³емныхъ экзаменахъ, поступаютъ съ учениками, просто, безчеловѣчно: мальчикамъ не оказываютъ ни малѣйшаго чувства сострадан³я; для гг. преподавателей-экзаменаторовъ мальчики - это не люди, а стадо барановъ. Сколько горя, сколько слезъ прольется и тутъ, и по домамъ этихъ несчастныхъ! Изъ 30-40 человѣкъ, перестрадавшихъ училищные порядки, примутся 6-7 человѣкъ, и стонетъ все духовенство: одни оплакиваютъ участь дѣтей, друг³е сочувствуютъ ихъ горю... Но, зато, намъ извѣстны так³я семинар³и, что въ то время, когда 25-30 семействъ льютъ слезы,- мать-протопопица, супруга о. ректора семинар³и, выказываетъ свои заботы о больныхъ въ семинарской больницѣ. Какая фальшь, какая маскировка, какое непониман³е общества! Духовенству въ тысячи разъ пр³ятнѣе было бы, если бы мать протопопица сидѣла дома и смотрѣла за собственными своими дѣтьми, но мужъ ея, о. ректоръ. не заставлялъ лить слезы цѣлыя сотни семействъ и не пускалъ по м³ру цѣлыя сотни несчастныхъ дѣтей. Напускной заботливостью зла не прикроешь и обществу глазъ не отведешь: оно хорошо видитъ фальшь этого дѣла. Тутъ дѣлается именно противъ пословицы: снявши голову, плачутъ надъ волосами,- сотни убьютъ, и десять приласкаютъ.
Семинарское начальство, набравши себѣ, по случайнымъ отвѣтамъ на экзаменахъ. худшихъ учениковъ, бьется съ ними потомъ и составляетъ дурное мнѣн³е объ училищномъ преподаван³и вообще и на слѣдующихъ экзаменахъ дѣлается еще строже, еще безпощаднѣе,- и дѣти гибнутъ.
Если учителя въ училищахъ дѣйствительно дурны, то кто же опять виноватъ въ этомъ, какъ не тѣ же семинар³и, изъ которыхъ воспитанники поступаютъ въ наставники училищъ?! Слезы всѣхъ опять-таки падаютъ на тѣ же семинар³и, если онѣ не съумѣли или не постарались подготовить лучшихъ наставниковъ, лучшихъ подготовителей для ихъ собственныхъ же трудовъ. Но чѣмъ же виноваты здѣсь мы, чѣмъ виноваты наши дѣти!!...
Цѣль училищъ и семинар³й одна: приготовлять юношество для духовнаго зван³я; программы училищъ приноровлены къ программамъ семинар³й; наставниками училищъ люди, вышедш³е изъ семинар³й и знающ³е требован³я семинар³й; наставникамъ семинар³й всѣ они извѣстны лично, какъ бывш³е ихъ ученики; поэтому я нахожу справедливымъ, чтобы семинар³и имѣли довѣр³е къ училищамъ и учениковъ училищъ принимали къ себѣ безъ экзаменовъ, по однимъ училищнымъ свидѣтельствамъ,- чтобы училищныя свидѣтельства для семинар³й были то же, что гимназическ³е аттестаты зрѣлости для высшихъ учебныхъ заведен³й. Одно то, что изъ 40 мальчиковъ перваго класса училища оканчиваетъ курсъ только 6-7, одно это хорошо уже показываетъ, что училищная жизнь прошла дѣтямъ не даромъ; что ихъ тамъ, тоже, жалѣли не много, что они могутъ быть принимаемы въ семинар³и по однѣмъ училищнымъ свидѣтельствамъ. Да и стоитъ ли семинар³ямъ слишкомъ много заботиться объ обширныхъ и основательныхъ познан³яхъ своихъ учениковъ, кромѣ богословской науки? Жизнь сельскаго священника есть жизнь нищаго, бьющагося весь свой вѣкъ изъ-за куска хлѣба, гдѣ мы перезабываемъ все; нищета убиваетъ насъ съ перваго дня вступлен³я въ должность.
Экзаменамъ дается всюду рѣшающее значен³е; но еслибы гг. смотрители училищъ, ректора и директора среднихъ учебныхъ заведен³й каждодневно посѣщали ввѣренныя имъ заведен³я, слѣдили бы за преподавателями и учениками, бывали, по временамъ, и члены совѣтовъ (въ духовныхъ училищахъ и семинар³яхъ), тогда начальники заведен³й знали бы учениковъ и учителей, какъ самихъ себя. Еслибъ они взяли себѣ въ образецъ покойнаго директора кадетскаго корпуса, о которомъ я встрѣтилъ воспоминан³я въ "Русской Старинѣ", который каждый день бывалъ во всѣхъ классахъ, тогда и наставники не ходили бы въ классы за четверть часа до конца класса, а высиживали бы полный часъ, и ученики готовились бы къ каждому классу и были бы внимательнѣе къ словамъ наставниковъ; тогда экзамены были бы совершенно лишни, тѣмъ болѣе, что экзамены никогда не давали и не могутъ давать вѣрной оцѣнки и только мучатъ учениковъ; случайности же дѣлаютъ многихъ несчастными.
Теперь,- иногда, случается такъ: какой-нибудь инвалидъ переходитъ на своемъ вѣку всѣ мытарства свѣта,- перебываетъ и на морѣ, и за моремъ, добьется, наконецъ, черезъ задн³е ходы, мѣста начальника учебнаго заведен³я и думаетъ, что онъ добился теперь полнаго покою,- и спитъ себѣ старецъ отъ 7 до 7 часовъ, прихватитъ, пожалуй, часокъ-другой и днемъ; или другой проигрываетъ цѣлыя ночи въ карты