; и тотъ, и другой подберетъ себѣ парт³ю прихвостниковъ, тѣснитъ тѣхъ, которые не подлизываются къ нему и, за этими трудами, ждетъ-не дождется каждый мѣсяцъ 20 числа. А тамъ, что дѣлается въ заведен³и, ему и горя мало. Половины учениковъ онъ не знаетъ и по фамил³и. При такомъ ходѣ дѣла экзамены, конечно, необходимы. Слѣди начальникъ за каждымъ ученикомъ, изучи его,- тогда отъ случайностей на экзаменахъ юношество не гибло бы. Каждый внимательный наставникъ учениковъ своихъ знаетъ; для кого же теперь экзамены нужны? Исключительно для одного начальника заведен³я. Изучи же и онъ ученика, тогда они совершенно лишни. Какихъ болѣзней, и нравственныхъ и физическихъ, избавилось бы юношество, какъ были бы благодарны отцы и матери!.. А тѣ мѣсяцы, которые уходятъ теперь на подготовки къ экзаменамъ, могли бы быть съ пользою употреблены на болѣе полное изучен³е предмета.
Правда, теперь на экзаменахъ бываетъ еще третье, какъ-бы постороннее лицо,- ассистентъ; но это такое лицо, которое давно пора бы прогнать съ экзаменовъ. Дѣло въ томъ: учителя вездѣ дѣлятся на двѣ парт³и: на парт³ю прихвостниковъ, подлизовъ, и на парт³ю оппозиц³онную, дорожащую своимъ человѣческимъ достоинствомъ. Если въ ассистенты попалъ человѣкъ одной парт³и съ учителемъ, то онъ ставитъ баллы тѣ же, как³е ставитъ и учитель; если же онъ парт³и противной, то врагу своему онъ мститъ на ученикахъ,- и юношество гибнетъ, за грѣхи другихъ, неповинно. Экзамены необходимы только въ случаяхъ несоглас³я начальника заведен³я съ наставникомъ,- когда одинъ изъ нихъ находитъ ученика достойнымъ перевода въ слѣдующ³й классъ, другой - нѣтъ. Пусть тутъ данъ будетъ экзаменъ, но только не при одномъ ассистентѣ, а при участ³и большинства всѣхъ наставниковъ.
Въ учебныя заведен³я не принимаютъ по неимѣн³ю ваканс³й. Не говоря уже о томъ, почему положено имѣть въ классахъ по 40 человѣкъ, но не по 30 или 50, мы желали бы знать: для какой цѣли установлены штаты вообще?
Учебныя заведен³я суть учрежден³я, имѣющ³я цѣл³ю общественное благосостоян³е. Стало быть: чѣмъ болѣе различныхъ учебныхъ заведен³й и чѣмъ болѣе обучающихся въ нихъ, тѣмъ болѣе общество, такъ сказать, вбираетъ въ себя полезныхъ дѣятелей и тѣмъ болѣе, поэтому, возвышается его благосостоян³е. И самые дѣятели, получивши возможность быть полезными себѣ и другимъ, увеличиваютъ собою и число людей, возвышающихъ это общественное благосостоян³е и число людей, способныхъ устроить и свое собственное благополуч³е. Слѣдовательно, люди, коимъ ввѣрена забота объ общественномъ благосостоян³и, всѣми мѣрами должны заботиться объ общественномъ просвѣщен³и, т.-е. и объ увеличен³и числа учебныхъ заведен³й, и объ увеличен³и числа обучающагося въ нихъ юношества. Так³я заботы о благосостоян³и общества правительство наше оказывало со времени основан³я нашего государства. Благодаря неусыпнымъ отеческимъ заботамъ нашихъ государей, отечество наше, не смотря на свою политическую молодость, не смотря на страшныя бѣдств³я отъ удѣльной неурядицы, татарщины, самозванщины, войнъ и подоб., вошло въ составъ европейскихъ государствъ и догнало ихъ своимъ просвѣщен³емъ. Потребность къ просвѣщен³ю явилась всюду, даже между низшими классами фбщества; всеобщая воинская повинность, съ своими льготами за науку, подвинула потребность къ образован³ю еще болѣе, словомъ: что бы ни было причиною, но всѣ бросились къ образован³ю,- и учебныя заведен³я наполнились. Но вотъ вдругъ Господь, вѣроятно, за грѣхи наши, насылаетъ, какъ чуму, положен³е о штатахъ! Число учащейся молодежи сразу ополовинѣло. Ближайш³е руководители просвѣщен³я тотчасъ поняли, что нужно главному двигателю просвѣщен³я, подхватили, его мысль, и выказали такую жестокость къ юношеству, что въ немилосерд³и своемъ превзошли даже его,- они не стали принимать въ учебныя заведен³я даже и того небольшого числа, какое допущено положен³емъ. Если же гдѣ, по необходимости, дѣтей и принимали, то, въ срединѣ курса, выгоняли ихъ, подъ предлогомъ неуспѣшности, и такимъ образомъ масса несчастныхъ гасла тысячами. Стонали отцы, вопили матери, плакали дѣти... И - явилась масса несчастныхъ, масса недовольныхъ! Министерство народнаго просвѣщен³я сдѣлалось министерствомъ народнаго омрачен³я: омрачился свѣтлый русск³й умъ,- недовольные явились, какъ очумленные,- и явилась масса такихъ ужасовъ, которые никогда не могли бы придти и на умъ любящему свое отечество русскому человѣку... Не даромъ съ такимъ восторгомъ общество встрѣтило новаго двигателя просвѣщен³я, не даромъ успокоились разомъ и всѣ недовольные. Общество увѣрено, что дѣти его гибнуть болѣе не будутъ. Отъ всей души желаемъ, чтобы надежды общества не обманулись.
Въ видахъ общественной пользы, въ видахъ успокоен³я родителей и счаст³я дѣтей крайне было бы желательно, чтобы положен³е о штатахъ было уничтожено.
Если теперь въ семинар³яхъ нашихъ не занято три четверти даже штатныхъ мѣстъ, то мы увѣрены, что, съ уничтожен³емъ положен³й, въ служащемъ духовенствѣ - о пономарствѣ, и въ семинар³яхъ - о штатахъ, семинар³и наполнятся скоро. Если теперь ученики не принимаются и выгоняются, какъ-бы за неуспѣшностью, то это такое пустое дѣло, на которое не стоитъ обращать и вниман³я: мы увѣрены, что тѣ же начальники учебныхъ заведен³й, которые теперь находятъ мальчика слабымъ, завтра же найдутъ его вполнѣ достойнымъ, потому что эти люди не смотрятъ въ святцы сами, они только прислушиваются, въ какой колоколъ звонятъ на колокольнѣ.
Педагоги, обыкновенно, говорятъ, что, при большомъ числѣ учениковъ въ классѣ невозможно слѣдить за ихъ успѣхами: приходится рѣдко спрашивать учениковъ, они опускаютъ уроки и пр. Но мы на это скажемъ: въ наше время въ семинар³и всѣ классы раздѣлялись на два отдѣлен³я, и въ богословскомъ классѣ насъ окончило курсъ но 83 человѣка, въ отдѣлен³и - 166 человѣкъ. И списки составлялись по успѣхамъ чрезвычайно вѣрно, обиженъ не былъ никто. Правда, труда наставнику больше; но ради тѣхъ несчастныхъ, которые за стѣнами классовъ оплакиваютъ горькую свою участь и проклинаютъ день появлен³я своего на свѣтъ, ради слезъ ихъ родителей, почему немного и не прибавить труда? Облегчить участь несчастныхъ,- дѣло выше всякаго труда. Притомъ: провинц³альныя учебныя заведен³я не то, что столичные университеты, куда стекается юношество со всѣхъ концовъ государства, Здѣсь у насъ слишкомъ большого стечен³я учениковъ и быть не можетъ; оно всегда будетъ ограничиваться только мѣстнымъ населен³емъ; лишн³й же десятокъ учениковъ не стѣснитъ никого и ничѣмъ, что прежде и было.
Мы совершенно согласны, что, при небольшомъ числѣ учениковъ въ классахъ, удобнѣе заниматься и для наставниковъ, и для учениковъ, но если въ первомъ классѣ 80 учениковъ, а въ послѣднемъ только 10, то справедливо-ли, для удобства и счаст³я 10-ти, выгнать и дѣлать несчастными 70? Въ наше время, когда классныя комнаты наши были переполнены народомъ, были у насъ ученики и слабые, и хорош³е; но хорош³е были и настолько хороши, что, не окончивши курса, сдавали экзамены и поступали въ университеты. Ректоръ нашей семинар³и, каждый разъ, какъ только ученики, по окончан³и курса, поступятъ въ духовную академ³ю, получалъ или благодарность, или награду за хорошихъ учениковъ. Стало быть, число учениковъ не имѣетъ того вреднаго вл³ян³я на успѣхи, какое обыкновенно приписываютъ ему. Намъ желательно было бы слышать: теперь, при такомъ маломъ числѣ учениковъ, всѣ они отборные? лучш³е ученики и наставники вполнѣ довольны ими, все это ген³и? Навѣрное, что изъ числа выгнанныхъ были бы, наполовину, если не лучше, то и не хуже тѣхъ, которые удержались до окончан³я курса. Между тѣмъ они погибли и для себя. и для общества!..
Не такъ давно мнѣ пришлось слышать еще одно мнѣн³е: въ 1879 году изъ Петербурга въ нашъ край пр³ѣхало одно высокопоставленное лицо, и оказало честь мнѣ: сдѣлало мнѣ визитъ. Въ разговорѣ о штатахъ по учебнымъ заведен³ямъ, гость мой выразилъ мнѣ свое мнѣн³е такъ: "предложен³е больше требован³я. Всѣ лѣзутъ въ ученые, но государству совсѣмъ не нужно такого огромнаго множества ученыхъ. Наплоди ихъ государство, и тогда бѣда съ ними: всѣ потребуютъ мѣстъ, всѣ захотятъ жить какъ-нибудь полегче. Мы, скажутъ, народъ ученый, ремесла никакого не знаемъ, давай намъ мѣсто! Мѣстъ, между тѣмъ, нѣтъ,- и пойдутъ интриги, ропотъ, недовольство. Государство переполнится празднымъ, неспособнымъ ни къ какому труду народомъ, а правительство и возись съ нимъ? Представьте себѣ, что на базаръ привезли столько картофеля, что онъ никому уже не нуженъ; ну, мужикъ, и вези назадъ, и дѣвай его, куда знаешь. Сгнилъ онъ дома,- это его дѣло. Такъ поступаетъ и государство: наѣхало со всѣхъ сторонъ тысячи въ университеты, привалило въ гимназ³и, прогимназ³и и пр.- государство отобрало себѣ, сколько ему нужно, а остальные ступай куда знаешь. Нельзя же давать ученыя степени всѣмъ кто захочетъ. Тогда всѣ и мужики захотятъ быть учеными, докторами, философами".
- Мнѣ кажется наоборотъ: если картофеля привезли на базаръ слишкомъ много, то онъ понизится только въ цѣнѣ; но. за то, его раскупятъ бѣдняки, и будутъ сыты. Теперь докторовъ, напр., до того мало, что когда открылась война, появилась чума, то даже столицы принялись за студентовъ, студенты потребовались и для войска; а для бѣднаго класса они недоступны ни въ какое время. Будь же ихъ въ пять, въ десять разъ больше, чѣмъ теперь, то они вмѣсто 25 р. за визитъ, были бы рады брать и по рублю,- и бѣдные люди пользовались бы ихъ помощью. Правительство должно заботиться обо всѣхъ одинаково: взявши однихъ, нельзя-же давать гибнуть и другимъ. Дайте возможность человѣку пр³обрѣтать себѣ пропитан³е, онъ къ вамъ и не полѣзетъ. Ученый вездѣ найдетъ себѣ мѣсто и хлѣбъ. Бѣда не съ учеными, а съ недоучками.
- Не безпокойтесь! Правительство хорошо обсудило это дѣло.
- Но куда же дѣваться съ дѣтьми намъ, отцамъ?
- Надобно находить другой родъ жизни кромѣ ученой.
- Въ поденщики? Онъ засмѣялся.
- А развѣ поденщикъ менѣе полезенъ обществу, чѣмъ ученый!
- Конечно, говорю я, вы говорите это не о своихъ дѣтяхъ?
Гость мой улыбнулся,- и разговоръ нашъ перешелъ на другую тэму.
Не принимаютъ по тѣснотѣ классныхъ помѣщен³и. Не распространяясь много, скажу: какъ было-бы отрадно, еслибъ люди, взявш³е на себя обязанности образован³я юношества, проникнуты были тѣмъ же человѣческимъ чувствомъ, какое выразилъ графъ М. Т. Лорисъ-Меликовъ директору техническаго училища: "пусть потѣснятся"!
Очень нерѣдко бываетъ, что изъ учебныхъ заведен³й исключаются за невзносъ за слушан³е лекц³й. Но если юноша изъ-за невзноса оставляетъ даже заведен³е и, стало быть, теряетъ всю надежду на лучшую свою будущность, то это значитъ, что оставить заведен³е его заставляетъ крайняя нужда, что онъ слишкомъ уже бѣденъ. Почему бы такимъ несчастнымъ не дѣлать снисхожден³я и не прощать имъ ихъ долга?! По выходѣ изъ учебнаго заведен³я этихъ несчастныхъ, заведен³е не прекращаетъ же своего существован³я? Стало быть, оно также можетъ существовать и въ то время, когда они находились бы тамъ, не внесши опредѣленной суммы. И взносъ, и невзносъ немногихъ не имѣютъ ровно никакого вл³ян³я на заведен³е. Было бы человѣколюбиво, если бы молодымъ людямъ была дана возможность продолжать науки, и взносъ, если уже не простить совсѣмъ, то отложить до получен³я мѣста, по окончан³и курса. Взыскать можно всегда, гдѣ бы кто ни служилъ. Какъ тяжелъ этотъ взносъ,- это я знаю по себѣ, когда мнѣ, въ одно время, пришлось вносить за двоихъ сыновей въ Петербургѣ и за двоихъ въ мѣстной гимназ³и.
Въ гражданскомъ вѣдомствѣ учреждены городск³я, уѣздныя и губернск³я земск³я собран³я. Постановлен³я собран³й представляются на утвержден³е начальниковъ губерн³й. Хотя нѣкоторыя изъ нихъ губернаторы и имѣютъ право не утверждать, но, однакоже, не всѣ: собран³ямъ оставлено широкое еще поле для самодѣятельности.
Въ общемъ движен³и и перестроѣ внутренняго порядка государства стыдно было бы отстать и намъ; дѣйствительно, и намъ дано самоуправлен³е. Но наше самоуправлен³е есть такая ничтожная, такая жалкая копировка самоуправлен³я общественнаго, что ничтожнѣе этого трудно что-нибудь и выдумать. И намъ также дозволены и уѣздные, и епарх³альные съѣзды; но разсуждать на нихъ мы имѣемъ право только о дѣлахъ училищъ, свѣчномъ своемъ заводѣ и эмеритальной кассѣ,- и только. И здѣсь опять мы имѣемъ право не дѣло дѣлать, а только разсуждать,- ничуть не болѣе. При нашемъ "самоуправлен³и" епископъ имѣетъ право не утверждать не только ни одного нашего постановлен³я, но даже не утвердить и избраннаго нами, только на время собран³я, предсѣдателя. Епископъ имѣетъ право не дать намъ, какъ говорится, разинуть рта, пикнуть. Уполномоченные, напримѣръ, собрались и, прежде всего, избираютъ предсѣдателя и двоихъ кандидатовъ; но епископъ имѣетъ право утвердить изъ нихъ того" кого пожелаетъ онъ, но можетъ не утвердить и никого изъ нихъ и дать своего. При назначен³и предсѣдателя противъ желан³я духовенства епископъ сразу становится въ непр³язненныя отношен³я къ духовенству. Далѣе: начинаются разсужден³я, уполномоченные составляютъ, по извѣстному предмету, постановлен³е и представляютъ епископу на утвержден³е. Епископъ не утверждаетъ его, и даетъ свое "предложен³е", по которому съѣзду приходится только написать: уполномоченные слушали резолюц³ю его преосвященства и положили исполнить.... По второму предмету, по пятому, по двадцатому,- то же самое. Такимъ образомъ съѣзду приходится иногда писать только: "слушали и постановили исполнить, слушали,- и постановили исполнить",- и больше ничего. Пишутъ отцы святые: "слушали и постановили" каждый день, а между тѣмъ время идетъ, человѣкъ 70 недѣли двѣ уже прожили, Богъ вѣсть изъ-за чего. Поѣздка и житье въ городѣ духовенству стоятъ, по крайней мѣрѣ, 1,500 р., а толку ровно ни на грошъ. Соберутся отцы, проживутся, наслушаются арх³ерейскихъ резолюц³й, напишутъ кипы журналовъ объ исполнен³и ихъ,- и разъѣдутся, Иначе дѣло это и идти не можетъ, если съѣздъ держится одного мнѣн³я, епископъ другаго, и рѣшен³е принадлежитъ епископу.
Если должно дѣлаться все по волѣ епископа, то спрашивается, для чего же съѣзды? Для чего духовенство отрывается отъ приходовъ, отъ домашнихъ занят³й, отъ полевыхъ работъ и вводится въ дорожныя безпокойства и расходы? Если все должно дѣлаться по волѣ епископа, то пусть одинъ онъ и дѣлаетъ все. Духовенство будетъ исполнять всѣ его распоряжен³я съ обычною готовност³ю. Если же, напротивъ, духовенству дано право разсуждать о нуждахъ его дѣтей, то пусть оно приводитъ въ исполнен³е то, что находитъ оно нужнымъ. Можно быть увѣреннымъ, что никто не можетъ знать наши нужды лучше насъ самихъ. И духовенство не настолько глупо, чтобы не съумѣло устроить судьбы дѣтей своихъ безъ посторонней помощи, чьей бы то ни было. Мы ни мало не хотимъ отнимать правъ у епископовъ; но согласитесь, что наши съѣзды и наша толковня на нихъ, безъ права исполнен³я, не имѣютъ смысла.
При настоящихъ порядкахъ бываютъ так³е случаи: уполномоченные, по извѣстному предмету, дѣлаютъ постановлен³е; мотивы же, руководящ³е уполномоченными, таковы, что они могутъ быть передаваемы однимъ другому только лично, но не могутъ быть ни высказываемы публично и ни, тѣмъ болѣе, вносимы въ журналы. Мотивы эти бываютъ иногда весьма серьезны, но публично высказываемы быть не могутъ. Уполномоченные, напримѣръ, постановили удалить изъ училища извѣстное лицо и избрать другое; они находятъ невозможнымъ излагать всѣ причины удален³я,- въ журналѣ, публично; а между тѣмъ лицо, удаляемое ими, нетерпимо. Епископъ, не видя въ журналѣ съѣзда достаточныхъ причинъ для удален³я, устно же передаваемое ему членами совѣта, находя неформальнымь,- постановлен³я съѣзда не утверждаетъ. при этомъ: какъ только возникаетъ недоразумѣн³е между епископомъ и духовенствомъ, сейчасъ же являются изъ-за скуфейки прихвостники и своими заявлен³ями, противными общему мнѣн³ю духовенства, разстроиваютъ епископа съ духовенствомъ окончательно: между епископомъ и духовенствомъ является явная уже вражда.
Хотя и не такъ, но нѣчто подобное этому было въ Саратовской губерн³и въ 1879 году. Съѣздъ уполномоченныхъ нашелъ необходимо нужнымъ удалить начальницу епарх³альнаго женскаго училища. Не излагая всѣхъ причинъ въ журналѣ, онъ постановилъ удалить и избрать другую. Заслуживала она удален³я или не заслуживала,- я, какъ давно уже оставивш³й бывать на съѣздахъ, дѣла этого не знаю. Но преосвященный нашелъ постановлен³е съѣзда неосновательнымъ, не утвердилъ его и положилъ рѣшен³е таковое: "1) постановлен³е саратовскаго епарх³альнаго съѣзда о замѣнѣ нынѣшней начальницы саратовскаго женскаго епарх³альнаго училища М. А. Шимковой другою, какъ неосновательное и несправедливое, а потому и недѣлающее чести депутатамъ, подписавшимъ такое опредѣлен³е, оставить безъ послѣдств³й".
2) "Членамъ совѣта названнаго училища, прото³ерею Соколову и священнику Александровскому, какъ главнымъ виновникамъ этого опредѣлен³я, сдѣлать отъ моего имени замѣчан³е. Сверхъ того, прото³ерею Соколову, проявившему особенно враждебныя отношен³я къ М. А. Шимковой, предложить испросить прощен³е у сей послѣдней, если онъ желаетъ продолжать службу при училищѣ. Въ противномъ же случаѣ его мѣсто въ совѣтѣ и по членству долженъ занять прото³ерей Смѣльск³й"... (Саратов. Епарх. Вѣд. 1880 г. No 7).
Намъ не довелось слышать потомъ, чѣмъ рѣшилось дѣло отца прото³ерея Михаила Александровича Соколова съ начальницей училища: просилъ-ли онъ у нея прощен³я, мы не знаемъ этого, но, во всякомъ случаѣ, въ лицѣ о. прото³ерея, бывшаго профессора семинар³и, и нынѣ законоучителя института благородныхъ дѣвицъ и губернскаго градскаго благочиннаго, всему духовенству урокъ хорошъ!.. Не забывайся!.. Виноватъ же, между тѣмъ, тутъ кто? Положен³е о съѣздахъ. Намъ дозволено разсуждать, рѣшать, постановлять; а преосвященнымъ дано право на все это, какъ бы сказать это? - ну, да не обращать вниман³я. Зачѣмъ же, спрашивается опять невольно, всѣ эти наши собран³я, толки, постановлен³я?! Съ полною покорност³ю мы исполняемъ и готовы исполнять всѣ распоряжен³я нашихъ владыкъ; но коль скоро дано право дѣлать и намъ свои постановлен³я, то зачѣмъ же не допускать ихъ къ исполнен³ю? Зачѣмъ было давать духовенству право безъ правъ.
Поэтому мы желали бы: или дать намъ право постановлен³я наши приводить въ исполнен³е, или же отнять у насъ совсѣмъ право собирать съѣзды и дѣлать на нихъ свои постановлен³я. Многолѣтн³е опыты показали уже, что такого рода съѣзды ведутъ лишь только ко враждѣ между епископомъ и духовенствомъ, чего мы совсѣмъ не желали бы.
Намъ не разъ приводилось читать въ свѣтскихъ журналахъ и газетахъ восхвален³я расширен³ю правъ духовенства,- что ему дано самоуправлен³е; но, при этомъ, никто не потрудился вникнуть, что наше самоуправлен³е есть не болѣе, какъ парод³я на земск³я собран³я,- и мы-де не отстали,- и духовенству дозволены съѣзды! Въ нашихъ съѣздахъ прямо, осмысленно, положенъ источникъ вражды между епископомъ и нами.
Сельское духовенство ведетъ жизнь совершенно уединенную. Въ приходѣ его нѣтъ лица, равнаго ему ни по умственному развит³ю, ни по понят³ямъ и ни но нравственнымъ потребностямъ. Съ крестьянами, кромѣ обыденнаго хозяйства, говорить ему не о чемъ; если есть въ приходѣ дворяне, то богатые изъ нихъ смотрятъ на священника свысока и говорятъ съ нимъ всегда покровительственнымъ тономъ; бѣдные же, хотя народъ простой и добрый, но, по умственному состоян³ю отъ мужика отличаются очень немногимъ. И какъ ни богачъ и ни бѣднякъ, наши деревенск³е дворяне не читаютъ ровно ничего, кромѣ развѣ мѣстной газетки, то и бесѣда бываетъ всегда съ ними самая пустая. Если въ приходѣ есть одно или нѣсколько лицъ съ университетскимъ образован³емъ, то тутъ опять бѣда другаго рода: эти люди смотрятъ на священника, часто, какъ на человѣка малообразованнаго и немогущаго понимать ихъ высокихъ сужден³й. Дружественная бесѣда и мѣна мыслей могла бы быть только тамъ, гдѣ два, три священника живутъ въ одномъ приходѣ; но настоятельство и помощничество - работа одного на другого, - всегда были и есть теперь источникомъ обоюдной вражды, и эти два-три священника непремѣнно ссорятся между собою. Поэтому дружескихъ бесѣдъ между ними и быть не можетъ. Днемъ дѣла у священника иногда очень много, но иногда цѣлую недѣлю нѣтъ ровно никакого. Вечера и ночи свободны всегда. Развлечен³й, въ бездѣлье, никакихъ нѣтъ: священникъ не знаетъ ни музыки, ни рисован³я, ни токарнаго или столярнаго и т. под. мастерства, и ему остается только читать. Но что читать? Правда, теперь всѣ священники что-нибудь выписываютъ; но одна-двѣ газетки, одинъ-два журнала надолго-ли станутъ? И человѣкъ, особенно въ долг³е зимн³е вечера, отдается совершенной бездѣятельности. Бездѣятельность эта часто доводитъ его до такой апатичности ко всему, что онъ бываетъ не въ состоян³и подготовить даже къ училищу собственныхъ дѣтей. Есть и так³е приходы, гдѣ читать и есть что: и сами священники выписываютъ много журналовъ и есть что взять на сторонѣ; но читать и читать одному, безъ живаго слова, безъ передачи своихъ впечатлѣн³й другому и не слышать сужден³й лица посторонняго,- дѣлается работою какою-то механическою и неприносящею надлежащей пользы, освѣжающей и возбуждающей душу. Нерѣдко люди, не занятые и чтен³емъ, отъ праздности, одиночества и тоски, ищутъ себѣ развлечен³й въ сообществѣ людей всякаго сорта, безъ строгаго разбора, тупѣютъ и часто впадаютъ въ пороки - пьянство. Поэтому я нашелъ полезнымъ, чтобы священники, насколько возможно чаще, имѣли свидан³е между собою и вели бесѣды другъ съ другомъ. Имѣя въ виду, что свидан³я священниковъ могутъ приносить имъ большую пользу, я просилъ однажды своего преосвященнаго ²оанник³я, нынѣ экзарха Груз³и дозволить намъ, священникамъ моего благочин³я, съѣзжаться нѣсколько разъ въ году для дружескихъ бесѣдъ. Преосвященный выразилъ мнѣ особенное удовольств³е и съѣзды разрѣшилъ.
Зная, какъ нельзя лучше, умственное и нравственное состоян³е священниковъ моего округа, я, по состоян³ю каждаго изъ нихъ, приготовилъ для нихъ книги и пригласилъ къ себѣ. Въ собран³и я разъяснилъ, сколько гибели приноситъ намъ наше одиночество и бездѣлье, и цѣль съѣзда. Давая каждому книги, я слегка набросалъ содержан³е каждой, постарался заинтересовать ими и просилъ въ слѣдующ³й съѣздъ разсказать въ собран³и то изъ прочитаннаго, что особенно найдетъ каждый интереснымъ или, можетъ быть, непонятнымъ. Были между нами два священника слабыхъ и нерѣдко дозволяющихъ себѣ нетрезвость. Мы сдѣлали имъ дружеское увѣщан³е и взяли честное слово не пить до слѣдующаго нашего съѣзда. Тутъ же положили съѣхаться, чрезъ два мѣсяца, у священника-сосѣда. Этотъ второй съѣздъ былъ оживленнѣе перваго: каждый изъ насъ далъ какъ-бы отчетъ въ томъ, что сдѣлано имъ въ эти два мѣсяца и каждый разсказалъ, что прочелъ онъ. Мы говорили объ обязанностяхъ священника, отношен³яхъ къ приходамъ, о сельскихъ школахъ, о воспитан³и собственныхъ дѣтей и пр. И люди нетрезвые сдержали слово - не пили. Я былъ въ восторгѣ отъ этого съѣзда. Мы положили при этомъ устроить окружную благочинническую библ³отеку. Два года мы съѣзжались чрезъ каждые два мѣсяца Но случалось, что или сильные дожди, или метели, или домашн³я как³я-либо обстоятельства не давали съѣзжаться всѣмъ, особенно потому, что наши съѣзды были всего на одинъ день. Кромѣ того, два села отстоятъ отъ меня въ 50-ти верстахъ, а одно даже въ 70-ти. Этихъ священниковъ обременяла и самая отдаленность. А такъ какъ я только преимущественно надѣлялъ книгами и домъ мой помѣстительнѣе домовъ другихъ священниковъ, то съѣзды, почти исключительно, были у меня. Но, мало-по-малу, охота къ съѣздамъ охладѣла почти у всѣхъ и пошло: то тотъ подъ какимъ-нибудь предлогомъ, не пр³ѣдетъ, то другой и, наконецъ, всѣ священники стали просить меня, чтобъ я не собиралъ ихъ. И - съѣзды наши прекратились. Но я видѣлъ въ нихъ большую пользу и разстался съ ними съ крайнимъ прискорб³емъ.
Опытомъ узнавши пользу съѣздовъ, я совѣтую моимъ собрат³ямъ, гдѣ мѣстныя услов³я болѣе благопр³ятны, устроять подобные же съѣзды. Они много вл³яютъ на улучшен³е и умственнаго и нравственнаго нашего состоян³я.
Въ настоящее же время (1880), я надѣюсь, съѣзды духовенства могли бы принести не малую пользу и для народа, и именно теперь,- когда во многихъ мѣстахъ хлѣба нѣтъ почти совсѣмъ, и народъ терпитъ страшную нужду, и когда. кромѣ правительства, мало людей, сочувствующихъ общему горю. Когда бѣдствовали босняки, герцеговинцы и друг³е славянск³е, и неславянск³е народы Турц³и,- у насъ явились цѣлыя полчища людей милосердыхъ: по всѣмъ деревнямъ и захолустьямъ разсылались воззван³я, дѣлались подписки, собирались пожертвован³я; въ горой;ахъ братья и сестры милосерд³я, съ кружками въ рукахъ, не давали проходу ни конному, ни пѣшему, до назойливости: толпились на каждомъ перекресткѣ; въ магазинахъ, вокзалахъ, станц³яхъ желѣзныхъ дорогъ и на всѣхъ открытыхъ мѣстахъ, чуть не на каждой тротуарной тумбочкѣ были выставлены кружки. Возбужден³е было лихорадочное; собирать на славянъ было моднымъ дѣломъ,- и слова: "братья славяне", надоѣли всѣмъ до приторности. Но вотъ Господь послалъ бѣдств³е и на насъ самихъ: во многихъ мѣстахъ люди чуть не мрутъ съ голоду; мног³я селен³я поголовно разбрелись собирать милостыню, нужда крайняя - и никто, кромѣ правительства, не отозвался на слезы своего русскаго народа!.. Нѣтъ ни воззван³й, нѣтъ ни сборовъ, нѣтъ ни братцевъ, ни сестрицъ милосерд³я,- нѣтъ никого! Непонятная черта характера русскаго добраго народа: чужая бѣда,- и мы, какъ угорѣлые, бросаемся на помощь; бѣда своя,- и мы, какъ спимъ, и даже излюбленныхъ коммис³й не составляемъ. Вотъ теперь-то и слѣдовало бы священникамъ обсудить мѣры къ облегчен³ю участи несчастныхъ. И еслибъ каждый изъ нихъ спасъ хоть пять-шесть семействъ отъ послѣдств³й голода, то и это было бы великой заслугой.
Насъ укоряютъ, что мы не имѣемъ должныхъ отношен³й къ нашимъ приходамъ; что связь между нами и нашими приходами только оффиц³альная, внѣшняя; что близкихъ, сердечныхъ, радушныхъ отношен³й между нами нѣтъ; что мы стоимъ отъ нашихъ приходовъ особнякомъ, далеко; вымогая изъ нихъ средства къ своему существован³ю, не обращаемъ вниман³я на ихъ внутреннюю, духовную жизнь; что мы не больше, какъ требоисправители, тогда какъ мы должны быть руководителями въ ихъ нравственной и религ³озной жизни, должны составлять какъ-бы душу, должны быть "солью земли" своихъ приходовъ; что отъ нашей отдаленности въ приходахъ грубость, невѣжество, расколъ, пороки, неуважен³е къ религ³и и къ намъ самимъ и проч.
Отдаленность нашу отъ приходовъ одни производятъ отъ неправильной постановки нашего воспитан³я; друг³е - отъ нашей безличности и полной зависимости отъ приходовъ; одни,- что причиною тому кастовое наше положен³е; друг³е говорятъ: отъ того все это, что попы сами и тупы, и глупы, безнравственны и жадны; говорятъ, наконецъ, одни, что это отъ того, что попы горды, что священникъ, особенно молодой, чувствуя себя стоящимъ по образован³ю выше массы, съ гордостью относится къ простому народу даже тогда, когда принимается учить его, и тѣмъ отдаляетъ себя отъ него.
Для сближен³я духовенства съ прихожанами одни находятъ необходимымъ закрыть спец³альныя духовныя учебныя заведен³я и устроить общ³я, всесословныя; друг³е находятъ единственнымъ средствомъ вывести духовенство изъ крѣпостной зависимости отъ прихожанъ, обезпечить его матер³альный бытъ и расширить права самостоятельности; третьи находятъ радикальнимъ средствомъ порѣшить совсѣмъ съ наличнымъ духовенствомъ, избрать въ служители церкви лицъ изъ того же общества, въ которомъ они служить должны,- чтобы духовенство для общества было "свое, родное",- плоть отъ плоти и кость отъ костей его; чтобы духовенство и образован³емъ возвышалось только немногимъ надъ тѣмъ обществомъ, среди котораго оно должно вращаться; что духовенство должно участвовать во всѣхъ крестьянскихъ сходахъ, во всѣхъ приходскихъ дѣлахъ. Наконецъ, говорятъ намъ: нужно имѣть болѣе смирен³я, болѣе терпѣн³я и любви къ пасомымъ,- поменьше чванства и побольше дѣла.
Во всемъ этомъ много горькой истины, но много и нелѣпости. Всѣ говорятъ, что отношен³я наши къ приходамъ ненормальны. Это хорошо знаемъ мы и сами. Ненормальность эту производятъ отъ различныхъ причинъ и къ устранен³ю ея предлагаются различныя средства; но такъ какъ сужден³я объ этомъ дѣлѣ происходятъ, большею част³ю, отъ такихъ людей, которые и сами не знаютъ всѣхъ услов³й нашей жизни, то онѣ или непрактични совсѣмъ, или односторонни. Лица, стоящ³я во главѣ нашего управлен³я., хотя и хорошо видятъ причины ненормальности отношен³й, хотя хорошо знаютъ и средства къ устранен³ю ихъ; но однѣхъ изъ средствъ не могутъ дать намъ они сами, а другихъ не исполняемъ мы. Отъ администрац³и мы нерѣдко видимъ распоряжен³я и совѣты самые разумные, самые практичные, самые безпристрастные; но мы привыкли смотрѣть на нихъ, какъ на предписан³я казенныя, не прилагаемъ ихъ къ нашему сердцу, не примѣняемъ къ нашей жизни, стараемся исполнить одну форму, отписаться,- и остаемся тѣмъ, чѣмъ были. Что же послѣ этого дѣлать? Теплое слово,- слово братское, взятое съ жизни, могло бы, кажется, указать намъ самыя практичныя средства и повл³ять на насъ болѣе всѣхъ другихъ постороннихъ указан³й и совѣтовъ. Его могли бы высказать другъ другу мы, священники; но священники, кромѣ проповѣдей по заказу консистор³й и благочинныхъ, не пишутъ ничего. Поэтому я, дѣлая починъ, пролагаю путь лучшимъ силамъ. Я не навязываюсь въ наставники - на это я не имѣю ни права, ни силы слова и не хочу оскорблять чьего бы то ни было самолюб³я. Я хочу передать только личное мое мнѣн³е и то, какъ ведется дѣло это у меня въ приходѣ, и съ удовольств³емъ выслушалъ бы мнѣн³е и совѣтъ другаго. Мѣна мыслей могла бы принести много пользы и намъ самимъ, и дѣлу нашего служен³я и, вмѣстѣ съ тѣмъ, показала бы людямъ, пишущимъ объ насъ, что мы не настолько безнравственны и бездѣятельны, какъ разносятъ объ насъ по свѣту.
Наша рознь съ приходами зависитъ, прежде всего, отъ нашего воспитан³я. Въ духовныхъ училищахъ и семинар³яхъ стараются дать воспитаннику массу свѣдѣн³й, но никто и никогда не позаботился развить религ³озно-нравственное чувство. Въ учебныхъ нашихъ заведен³яхъ строго слѣдятъ, напримѣръ, чтобы ученики неопустительно бывали у богослужен³я, и тѣ воспитанники, которые, почему либо, хоть разъ, опустятъ его, подвергаются наказан³ю,- большею част³ю имъ убавляется баллъ по поведен³ю. Въ наше же время дѣло это велось даже такъ: небывшихъ у богослужен³я инспекторъ семинар³и, ³еромонахъ Тихонъ посылалъ въ столовую казеннокоштныхъ "учениковъ, заставлялъ тамъ молиться и класть земные поклоны во все время обѣда или ужина. Семинарская столовая,- большая, длинная комната. Какъ только войдутъ, бывало, ученики и за ними Тихонъ, или Тиша, какъ его звали всѣ,- виновные становятся въ концѣ столовой въ ряды и начинаютъ креститься и кланяться въ землю. Во все время обѣда Тиша ходилъ вдоль столовой, а виновные отвѣшивали поклоны. Часто случалось, что, въ то время, когда Тихонъ шелъ на другой конецъ столовой, оборотившись спиной къ молившимся, тѣ отдыхали и переставали кланяться. Нѣкоторые проказники наставляли ему носы, а друг³е съ умилен³емъ вздыхали и чуть не на всю столовую взывали: "Боже, милостивъ буди мы грѣшному! Прости Господи мою лѣность"! Къ этимъ Тихонъ подходилъ и, за раскаян³е, отпускалъ домой, если это былъ своекоштный, или приказывалъ сейчасъ же садиться и обѣдать, если это былъ казенный воспитанникъ. Но нерѣдко случалось и такъ: идетъ Тихонъ задомъ къ молившимся на другой конецъ столовой, да вдругъ, не дойдя до конца, и повернетъ назадъ. Увидитъ, что тѣ перестали кланяться, подойдетъ, схватитъ за волосы и начнетъ мотать во всѣ стороны, да такъ, что искры изъ глазъ посыплятся. Перетрепавши всѣхъ, пойдетъ опять отшагивать. Ученики давно уже отобѣдали, давно сидятъ, запрятавши и ложки по пазухамъ и куски по карманамъ, а Тихонъ ходитъ себѣ, взадъ да впередъ, да и только. Нѣкоторымъ, такимъ манеромъ, приходилось положить поклоновъ по 150-200,- до одурѣн³я. Однажды онъ одной артели, просто, велѣлъ положить по 100 поклоновъ. Ученики перекрестятся, поклонятся и скажутъ: "разъ"! Перекрестятся, поклонятся,- "два"! Сперва молельщики вели счетъ во весь голосъ, потомъ тише - тише и перестали молиться. Тихонъ подходитъ и спрашиваетъ: "а что-жъ вы перестали молиться"?- Мы положили по 100 поклоновъ.- "Ажъ вы врете (у него особенный былъ выговоръ), начинай съ начала, я самъ буду считать".- Ваше высокопреподоб³е! Помилуйте!-"Ажъ вамъ говорятъ: молись"! Отпустилъ обѣдавшихъ, и сталъ самъ считать. Училищное начальство поступало еще проще: тамъ пороли, иногда, на смерть. Въ семинар³и же, у Тихона, если ученикъ не былъ только у одного богослужен³я, положимъ у обѣдни, то молился только во время обѣда, но если не былъ у всенощной, то молился и въ ужинъ. Такому наказан³ю подвергались всѣ безъ различ³я, даже ученики богословскаго класса, люди лѣтъ 23-25, которые, мѣсяца черезъ три - четыре, или сами должны быть священниками, или ѣхать въ академ³ю.
Такого кощунства надъ религ³ею и издѣванья надъ людьми нынѣ, вѣроятно, нѣтъ; но уменьшен³е балловъ по поведен³ю, въ сущности, одно и то же. Это заставляетъ ученика бывать неопустительно при богослужен³и не изъ любви и расположен³я, а изъ страха и, стало быть, исполняется одна только формальность. И такая формальность отзывается на всей послѣдующей его жизни. Истинная заслуга наставниковъ и начальниковъ нашихъ учебныхъ заведен³й была бы тогда, если бы они, съ передачею юношеству знан³й, употребляли всѣ свои силы укрѣпить вѣру и внѣдрить любовь къ дѣлу служен³я въ тѣхъ, кого готовятъ они быть пастырями народа и развить любовь къ самому народу. Но въ первомъ мы сомнѣваемся, а второе считаемъ даже невозможнымъ. Переспросите воспитанниковъ низшихъ, среднихъ и высшихъ учебныхъ нашихъ заведен³й: у многихъ ли изъ нихъ есть евангел³е, а тѣмъ болѣе библ³я? Прочли ли они все это, хоть разъ, не для класса, а по внутреннему расположен³ю? Взгляните въ книгу библ³отекаря: много ли разбирается воспитанниками духовныхъ журналовъ? Мы крайне сомнѣваемся, чтобы дѣло это шло успѣшно,- какъ слѣдовало ,бы.
Безчеловѣчно поступая съ учениками при пр³емныхъ экзаменахъ, грубо обращаясь съ ними въ течен³и всего курса, выгоняя изъ заведен³я за каждую малость, за какую-нибудь недостающую 1/4 балла и вселяя, такимъ образомъ, только ожесточен³е и страхъ,- теплоты сердечной, любви къ ближнимъ наши семинар³и въ своего воспитанника вселить и не въ состоян³и. Наставникъ, не имѣющ³й любви и даже снисхожден³я, конечно, не можетъ сдѣлать сердце его мягкимъ, сострадательнымъ, любящимъ. Словомъ: отношен³я нашихъ наставниковъ къ ихъ воспитанникамъ точно так³я же, какъ и во всѣхъ свѣтскихъ,- чисто формальныя, оффиц³альныя. Поэтому и мы поступаемъ на должности священниковъ съ такимъ же оффиц³альнымъ направлен³емъ, какъ и всяк³й воспитанникъ свѣтскихъ заведен³й на свою должность, а грубое обращен³е семинарскаго начальства добиваетъ его характеръ. Поэтому всяк³й ученикъ семинар³и неминуемо долженъ выдти холоднымъ эгоистомъ., ожесточеннымъ, раздраженнымъ. Я не говорю отнюдь, чтобы всѣ ученики семинар³и непремѣнно выходили такими; нѣтъ, много людей выходятъ оттуда съ прекраснымъ, добрымъ сердцемъ; но въ этомъ семинар³и неповинны, это происходитъ независимо отъ нихъ: причиною доброты и мягкости сердца воспитанниковъ - ихъ родители и остатки домашняго воспитан³я.
Такимъ образомъ, чтобы измѣнить наши отношен³я къ приходамъ нужно, прежде всего, измѣнить многое въ самомъ воспитан³и готовящихся къ сану священника.
Матер³альныя средства къ нашему существован³ю - доходы отъ требоисправлен³й. И въ глазахъ нашего начальства, и въ глазахъ общества составилось понят³е о раздѣлен³и приходовъ на "хорош³е и плох³е" и, конечно, не въ нравственномъ ихъ отношен³и, а исключительно по ихъ доходности. Воспитаннику семинар³и, не говоря уже о пономарствѣ, тотчасъ по выходѣ его изъ семинар³и, "хорошаго" мѣста не дается. Поэтому у него, если бы онъ и не зналъ всѣхъ нашихъ порядковъ, невольно должно составиться понят³е о приходахъ многодоходныхъ и малодоходныхъ,- какъ объ арендной, слѣдовательно, статьѣ. О нравственномъ слит³и съ приходомъ, о единен³и и т. п. тутъ не можетъ быть и помину.
Поступивши во священника, человѣкъ сразу уничтожается: у него нѣтъ ни помѣщен³я, ни хлѣба, ни денегъ,- ровно ничего. Первою его заботою, неизбѣжно, должна быть забота о своемъ существован³и. При этомъ каждый знаетъ, что и впереди его ждетъ такая же нужда, какъ и теперь, что о немъ не позаботится никто во всю его жизнь и что въ старости его ожидаетъ одиночество и нищета.
Прихожане же каждаго новаго священника стараются тѣснить, чтобы сбавить платы за требоисправлен³я. Но одни изъ священниковъ сами начинаютъ тѣснить ихъ и вымогать непомѣрную плату, не смотря ни на бѣдность, ни на просьбы и слезы; ведутъ себя заносчиво, неприступно; друг³е же, будучи не въ силахъ выбиться изъ-подъ такого давлен³я, терпятъ страшную нужду; третьи,- спиваются. О внутренней связи съ приходомъ и здѣсь не можетъ быть и рѣчи.
Таковъ порядокъ есть и долженъ быть при настоящей постановкѣ дѣла: близкихъ, сердечныхъ отношен³й между пастыремь и пасомыми и быть не можетъ.
Но, однако же, нельзя сказать, чтобы не было совсѣмъ никакихъ уже средствъ къ установлен³ю хорошихъ отношен³й, хотя отчасти. Так³я средства есть. Я передамъ то, какъ дѣло это ведется у меня въ приходѣ.
Лжи и мелочнаго самохвальства я себѣ не дозволяю. Это было бы и глупо, и не имѣло бы ровно никакого смысла. Я,- сельск³й священникъ, подобныхъ которому въ Росс³и болѣе 20,000; самохвальствомъ добиваться извѣстности изъ такой массы, гдѣ тысячи лучше меня во всѣхъ отношен³яхъ, значитъ признавать самаго себя умопомѣшаннымъ; не признавая же себя таковымъ, я скажу сущую правду.
Трудно встрѣтить такихъ добрыхъ прихожанъ, которые съ такимъ почтен³емъ относились бы къ своему священнику, какъ относятся мои ко мнѣ: при встрѣчѣ съ крестьяниномъ, я, первымъ словомъ, говорю ему раза три или четыре, чтобы онъ надѣлъ шапку. Иначе, говори съ нимъ сколько угодно, онъ, во все время, будетъ стоять безъ шапки. Иду я или ѣду по улицѣ и, не говоря уже о томъ, что всѣ взрослые издалека встаютъ и стоятъ безъ шапокъ, - вся мелюзга,- дѣти кричатъ мнѣ со всѣхъ сторонъ: "батюшка, здравствуй!" Иной ребенокъ, лѣтъ трехъ, не умѣетъ еще выговаривать, а, тоже, кричитъ за другими: "а! а!" и кланяется. Лошадей своихъ я не держу, и мнѣ все возятъ прихожане. Куплю, напримѣръ, пятериковъ пять дровъ, верстъ за 20 отъ села, пишу деревенскимъ старостамъ записки,- и на другой день подводъ 80 привезутъ мнѣ дровъ; куплю для коровъ сѣна,- привезутъ и это. Вычистить пригороду, куда выпускаются коровы, вывезти со двора снѣгъ, котораго, случалось, наносило возовъ до 200, набить ледники и т. п., все это дѣлаютъ мнѣ прихожане. Въ прошломъ (1879) году я строился,- и изъ города, за 45 верстъ, мнѣ вывезли 106 брусьевъ, известь и проч.- прихожане. Иногда случалось даже такъ: у меня при домѣ есть небольшой садикъ; копаешься, иногда, тамъ, подойдетъ мужичокъ, поглядитъ на цвѣтники и говоритъ: "песочкомъ надо бы тутъ посыпать!" - Да, говорю, надо бы, да песку-то нѣтъ.- "Да развѣ насъ у васъ мало! Скажите десятнику, онъ и нарядитъ подводы двѣ; а то я вотъ пойду и скажу старостѣ".- и на другой день мнѣ возовъ шесть привезутъ песку. Передъ свадьбами, по крайней мѣрѣ на половину, идутъ ко мнѣ за совѣтомъ: взять ли за сына дочь у такого-то крестьянина, или отдать-ли дочь къ такому-то? Приколотитъ пьяный мужикъ свою жену,- и она идетъ ко мнѣ съ жалобой. Крайне рѣдки случаи, чтобы пьяный мужикъ прошелъ мимо моего дома,- непремѣнно постарается пробраться гдѣ-нибудь по закоулкамъ, чтобы я не видѣлъ его. Толпятся мужики около кабака, иду или ѣду я, издали увидятъ всѣ,- и мгновенно всѣ разбѣгутся. Слово мое въ приходѣ есть законъ. Конечно, все это зависитъ отъ доброты моихъ прихожанъ; но и я дорожу этимъ расположен³емъ: насколько только возможно, я держусь правила: не ссориться ни съ кѣмъ, ни при какихъ обстоятельствахъ, тотчасъ исполнять всякое требован³е каждаго и быть, насколько есть силъ, строгимъ къ себѣ. За требы я, лично самъ, не беру ничего, все беретъ мой дьяконъ. Но никогда и никого не тѣснитъ и онъ; поэтому пользуется и онъ большимъ расположен³емъ и пособ³ями. Другой священникъ получалъ бы, по всей вѣроятности, доходу втрое больше, чѣмъ мы; но мы не думаемъ, чтобы что-нибудь теряли и мы. Своимъ трудомъ прихожане наверстываютъ намъ-то, чего не додаютъ деньгами. Для крестьянина выгоднѣе съѣздить намъ за дровами, чѣмъ отдать лишн³й рубль за требу, а для насъ это все равно. Взятый мною рубль я отдалъ бы ему же за подводу. Значитъ, что мы въ барышахъ оба и, при этомъ, находимся въ хорошихъ отношен³яхъ.
Но это все, что дѣлается съ моей стороны, о чемъ сказалъ я, есть, какъ-бы, отрицательная сторона; положительная же,- въ моихъ съ прихожанами бесѣдахъ. Лѣтомъ, по праздникамъ, у утрени въ церкви народу у насъ бываетъ довольно много. Послѣ утрени я выйду на амвонъ, просто, безъ эпитрахили, прочту и объясню евангел³е этого дня, прочту еще что-нибудь, спрошу поняли ли, нѣкоторыхъ прошу и разсказать, что говорилъ я. Въ хорошую же погоду выйдемъ всѣ на крыльцо церкви,- а церковь у насъ большая, крыльцо тоже высокое и большое,- сяду, около меня посядутся всѣ, обступятъ со всѣхъ сторонъ внизу,- я и читаю, и толкую съ ними часъ или полтора. Тутъ дѣло идетъ у насъ запросто. Тутъ я выслушиваю вопросы и сужден³я каждаго,- мы тутъ не стѣсняемся совсѣмъ другъ друга. Самое-же главное: послѣ обѣдни я объявляю, что я пр³ѣду въ такую-то деревню. Управившись въ церкви со всѣми молебнами, крестинами и пр., придешь домой, напьешься чаю, закусишь, а иногда и нѣтъ,- и поѣдешь. Въ назначенномъ домѣ меня уже ждутъ человѣкъ 20. Увидятъ въ деревнѣ, что я пр³ѣхалъ, соберется и еще человѣкъ 50, иногда и больше,- и начнется наша бесѣда. Тутъ мы совсѣмъ уже свои люди: и я безъ рясы, и слушатели мои въ чемъ попало. Здѣсь я читаю, разсказываю, мнѣ дѣлаютъ вопросы, я дѣлаю,- и толкуемъ обо всемъ. Иногда говорятъ мнѣ: недавно пр³ѣзжали молокане, верстъ изъ-за 200, жили три дня и говорили вотъ что; или скажутъ: раскольники были и говорили вотъ что. Я, конечно, объясню на толки тѣхъ и другихъ. (Въ моемъ приходѣ сектантовъ нѣтъ). Тутъ толкуемъ мы и о хозяйствѣ, и о семейныхъ дѣлахъ,- обо всемъ. Въ 1879-мъ году мнѣ передали даже так³я вещи: "на прошлой недѣлѣ, говорятъ мнѣ, шли два мужичка въ К³евъ къ св. мощамъ, чьи-то, говорятъ, дальн³е; одинъ изъ нихъ отбилъ ноги и они прожили у насъ три дня. Все разспрашивали они, какъ мы живемъ, много ли у насъ земли, много ли платимъ податей; все жалѣли, что у насъ земли мало (въ д. Кувыкѣ), что казенная земля дорого арендаторами сдается, что мы бѣдны. Разговорчивые как³е! Скоро, говорили они, всю казенную землю раздадутъ по мужикамъ; что всѣмъ губернаторамъ прислана уже отъ Государя бумага, чтобы раздать всю землю, а податей брать только половину; что въ Вологодской губерн³и всю землю роздали уже по крестьянамъ, а подати сбавили; что они проходили чрезъ эту