онъ теперь власть, и имѣетъ возможность и карать и миловать, какъ ему угодно. И, если не первая, то одна изъ первыхъ, подписанныхъ имъ бумагъ, будетъ съ выговоромъ или штрафомъ. Долго, потомъ, практикуется онъ надъ выговорами, штрафами и самыми нелѣпѣйшими придирками и потомъ уже, послѣ многихъ лѣтъ такой практики, начинаетъ постепенно, мало-по-малу, утихать и приходить въ состоян³е обыкновеннаго формалиста.
Очень можетъ быть, что нѣкоторые осудятъ меня за рѣзкость слова, въ такомъ случаѣ я скажу, что я имѣю право сказать что осуждающ³й меня не знаетъ нашей организац³и и нашихъ распорядковъ.Будьте тѣмъ, чѣмъ мы, то хоть кого возьметъ горе и не удержится отъ рѣзкихъ выражен³й. Представьте себѣ какое-нибудь министерство, гдѣ, кромѣ самаго министра и директоровъ департаментовъ,- начиная съ вице-директоровъ и кончая швейцаромъ,- были бы штрафованы всѣ до единаго,- всѣ безъ исключен³я! Есть ли такое учрежден³е или присутственное мѣсто, гдѣ были бы штрафованы всѣ, и проскользнулъ бы развѣ, какъ-нибудь, какой-нибудь одинъ бабушкинъ внучекъ? Конечно, этого нигдѣ нѣтъ и быть не можетъ. Дѣйствительно этого нигдѣ и нѣтъ, потому что это возможно только у насъ. У меня, напримѣръ, въ округѣ, начиная съ меня,- благочиннаго, и кончая послѣднимъ пономаремъ, штрафованы всѣ,- до единаго. Не штрафованъ только одинъ священникъ, и только потому, что священникомъ всего два года, но, конечно, не ускользнуть и ему. Точно такъ и по всей губерн³и. Встрѣтившись съ любымъ священникомъ на улицѣ, въ вагонѣ желѣзной дороги,- гдѣ угодно, спросите, изъ любопытства: были вы штрафованы? Скажетъ: былъ. - За что? - Да я и самъ теперь не помню, за как³е-то пустяки, кажется за то, что какому-то заѣзжему баричу долго не высылалъ статистическихъ свѣдѣн³й. За это я отдалъ только рублевку, но, помнится, за что-то взяли и еще трешницу.- И въ формулярахъ значатся у васъ эти штрафы? - Нѣтъ, это у насъ дѣлается отечески: "соймя рубашка, вѣжливенько плетью съ наказан³емъ",- въ формуляры вносятся штрафы только за вину, а эти налагаются, просто, для собственнаго удовольств³я. Въ училищахъ учителя пороли насъ отъ скуки, для собственнаго развлечен³я и потѣхи, а теперь консистор³и штрафуютъ для собственной потѣхи".
Такъ какъ штрафы и выговоры за недоразумѣн³е, мнимую ошибку, мнимую вину и обременен³е перепискою не практикуются нигдѣ, ни въ одномъ управлен³и, и только у насъ, и служатъ къ унижен³ю, а отчасти разорен³ю, духовенства, то мы остановимся на этомъ и покажемъ за что штрафуется духовенство.
Нѣтъ сомнѣн³я, что я беру не всѣ консистор³и Росс³и, всѣхъ я и знать не могу, но, однакоже, я знаю ихъ не мало, въ течен³е моей жизни мнѣ привелось быть губерн³яхъ въ двадцати. И однѣ изъ консистор³й я знаю по личному моему знакомству съ духовенствомъ тѣхъ губерн³й, друг³я по ихъ епарх. вѣдомостямъ и газетамъ, третьи по разговору съ людьми свѣтскими. Изъ того же, что извѣстно мнѣ, можно вывести заключен³е такого рода: тамъ особенно консистор³и тяжелы духовенству, гдѣ преосвященный особенно добръ, довѣрчивъ и о составѣ консистор³й судитъ по себѣ. Не дѣлая зла никому самъ лично, онъ думаетъ, что и члены консистор³и его агнцы. А между тѣмъ эти агнцы, забравши власть въ свои руки, сильно злоупотребляютъ ею.
Вотъ образцы,- факты,- за что штрафуется духовенство "отечески". Въ одной, извѣстной намъ, губерн³и сынъ одной пономарицы-вдовы, бурсакъ, мальчикъ лѣтъ 12-ти, на масляной недѣлѣ, когда кончились уже классы, уѣхалъ домой безъ билета, стосковавшись по матери. Мать, узнавши, что сынъ безъ билета, не давши ему отогрѣться, тотчасъ же отвезла его обратно въ училище. Училищное начальство донесло консистор³и о своевольной отлучкѣ ребенка,- и консистор³я приказали: такъ какъ пономарица NN брала къ себѣ въ домъ сына безъ дозволен³я училищнаго начальства, то оштрафовать ее двумя рублями. Та дала письменное объяснен³е благочинному, что сынъ ея уѣзжалъ домой безъ ея вѣдома и что она тотчасъ же, по прибыт³и его къ ней въ домъ, отвезла его обратно, но консистор³я снова приказали: за неисполнен³е распоряжен³я епарх³альнаго начальства благочинному сдѣлать выговоръ, безъ внесен³я сего въ его формулярный списокъ; а за сопротивлен³е власти штрафъ увеличить рублемъ и взыскать со вдовы N. N. вмѣсто двухъ рублей,- три.
Отъ одного приходскаго священника, старичка лѣтъ 75-ти, обучавшагося, когда-то, во второмъ классѣ училища и совершенно не знающаго канцелярскихъ порядковъ, потребовалась метрическая справка о времени рожден³я одного его прихожанина. Часто случалось, что благочинный его, чтобы не писать особаго предписан³я, предъявлялъ ему какой-нибудь указъ консистор³и, просилъ по нему исполнен³я и просилъ, чтобы былъ возвращенъ ему и самый указъ. Старичокъ такъ и зналъ, что указы надобно возвращать. Получается указъ на его имя, и онъ со справкою возвращаетъ и самый указъ. За возвращен³е указа консистор³я оштрафовала его двумя рублями. Вина ли это, преступлен³е ли? Ничуть не бывало. Онъ, просто, не зналъ, куда дѣвать этотъ указъ и возвратилъ его по привычкѣ. Между тѣмъ старичокъ этотъ живетъ въ крайне бѣдномъ приходѣ и ему дорога каждая копѣйка.
Въ годичный отчетъ отъ благочинныхъ требуются, между прочимъ, вѣдомости о школахъ, имѣющихся при церквахъ. Однажды благочинные одной епарх³и, только что выбранные по новой баллотировкѣ, и незнавш³е дѣла, помѣстили въ вѣдомости школъ всѣ школы, как³я были у нихъ по приходамъ. Ну, и поплатились же они, горемычные, за это такими штрафами, что, навѣрное. и рождественск³е и крещенск³е труды ходьбы по приходамъ ихъ не покрыли этихъ штрафовъ. Съ нихъ взяли отъ 3 до 25 р. А между тѣмъ нужно было бы только пояснить, что свѣдѣн³я нужны только о тѣхъ школахъ, кой содержатся на средства церквей. Но какихъ бы-то ни было пояснен³й у насъ не полагается, у насъ полагается только кара. У насъ по консистор³ямъ порядки тѣ же, что было и въ училищахъ прежнихъ временъ: не выучилъ мальчикъ урока по лѣности, пороть, по непониман³ю,- пороть, по болѣзни,- пороть, словомъ: въ причины незнан³я не входили, не знаетъ, значитъ виноватъ.
Вотъ обширное поле для штрафовъ: приходятъ крестить младенца; вы спрашиваете имя, отчество и фамил³ю отца и воспр³емниковъ. Вамъ говорятъ, что фамил³и нѣтъ никакой, или говорятъ, положимъ, Гвоздевъ. Вы такъ и записываете. Спрашиваете: нѣтъ ли еще какой-нибудь фамил³и? Говорятъ, что нѣтъ. Послѣ подаютъ прошен³е въ консистор³ю о выдачѣ метрическаго свидѣтельства Медвѣдеву. Дѣлается запросъ, производится слѣдств³е, оказывается, что проситель не имѣетъ фамил³и никакой и выдумалъ ее при подачѣ прошен³я, или имѣетъ до пяти и въ прошен³и означилъ ту, какая взбрела ему на умъ,- и духовенство непремѣнно штрафуютъ.
Что выходитъ изъ того, что консистор³и наши безустанно штрафуютъ духовенство и дѣлаютъ выговоры? Мы думаемъ, что ихъ можно сравнить съ помѣщиками при крѣпостномъ правѣ. Помѣщики, властвуя надъ крестьянами, показали, что они не умѣютъ управлять людьми иначе, какъ съ кнутомъ въ рукахъ и своимъ безчеловѣч³емъ унижали не тѣхъ, конечно, кого пороли они, а прежде всего, и исключительно, себя самихъ, и оставили за собою позорный слѣдъ на вѣки. Такъ и наши консистор³и, штрафуя, и за дѣло и безъ дѣла, насъ - благочинныхъ, служащее духовенство, вдовъ и сиротъ унижаютъ предъ обществомъ, прежде всего и болѣе всего, не тѣхъ, кого штрафуютъ онѣ, а себя самихъ, унижаютъ собою организац³ю духовнаго управлен³я; затѣмъ унижаютъ благочинныхъ предъ подвѣдомымъ имъ духовенствомъ, духовенство предъ прихожанами и ставятъ себя въ враждебныя отношен³я къ духовенству. Руководствомъ всѣмъ администраторамъ, и въ особенности намъ - пастырямъ, должно быть слово Бож³е: "Брат³е! Аще и впадетъ человѣкъ въ нѣкое прегрѣшен³е, вы, духовн³и, исправляйте таковаго духомъ кротости". Мног³я же консистор³и этого апостольскаго наставлен³я, какъ будто, и не читывали: онѣ штрафуютъ не только тѣхъ, кои впали въ прегрѣшен³я, но даже и тѣхъ, кои не впадали въ него.
Намъ привелось разъ слышать отзывъ одного преосвященнаго о консистор³яхъ такого рода (мы можемъ указать на лицо этого достоуважаемаго архипастыря): ,"какъ только приносятъ изъ консистор³и дѣла, то уже напередъ предполагаешь: непремѣнно есть тутъ,- въ этой кучѣ,- какая-нибудь плутня! И, дѣйствительно, вникнешь въ каждое слово,- плутня".
Спрашивается: почему же не всѣ преосвященные и не всегда вникаютъ во всѣ дѣла съ полнымъ вниман³емъ? - У преосвященныхъ нашихъ столько дѣла, что они не всегда бываютъ и въ состоян³и вникать во всѣ подробности каждодневной работы. Случается такъ, особенно осенью и между Крещеньемъ и сырною недѣлею, что они проводятъ по нѣскольку часовъ каждодневно за самымъ безсмысленнымъ дѣломъ, и тратятъ и время и здоровье. Осенью въ особенности бываетъ, что имъ подается до восьмидесяти прошен³й, каждодневно, крестьянами о дозволен³и вступить въ бракъ несовершеннолѣтнимъ или родственникамъ. Восемьдесятъ прошен³й преосвященный долженъ прочесть и восемьдесятъ разъ написать: "1881 года октября N дня. Повѣнчать приходскому духовенству разрѣшается, если нѣтъ другихъ, показанныхъ въ прошен³и, препятств³й. N. епископъ N. N. " Извольте написать это восемьдесятъ разъ! Да вѣдь тутъ, не то, что отобьется охота серьезно заниматься дѣлами, а тутъ, съ такой работой, надобно съ ума сойти! Еслибы даже на какую-нибудь каверзу или штрафъ преосвященные и обратили иногда вниман³е, то консистор³я такъ размалюетъ штрафуемаго, что преосвященный невольно призадумается и скажетъ своему секретарю: "консистор³я слишкомъ добра! Человѣка нужно повѣсить, а она только штрафуетъ и даже безъ внесен³я въ послужной списокъ". И тотъ, пригнувшись, поддакнетъ: "да, ваше пр - во, консистор³я совсѣмъ распустила духовенство! Оно осмѣливается находить безпорядки даже въ самыхъ консистор³яхъ и печатать свои статьи въ этомъ революц³онномъ журналѣ - "Цер.-Об. Вѣстникѣ". Этихъ въ особенности, борзописцевъ, возмутителей духовенства, нужно бы"...
Въ сельскомъ духовенствѣ нужда страшная: оно брошено унижено, задавлено. Каждая копѣйка нужна священнику, и еще болѣе пономарю: она добыта имъ трудомъ и потомъ; у него, можетъ быть, въ училищѣ сидитъ сынъ безъ хлѣба, дома дѣти босы, самъ оборванъ, а консистор³я штрафуетъ его въ пользу бѣдныхъ. Что можетъ быть бѣднѣе, несчастнѣе вдовы-пономарицы? Она сама чуть не умираетъ съ голоду, а ее штрафуютъ въ пользу бѣдныхъ. Это значитъ съ нищей содрать рубашку и подать ее въ милостыню другой нищей. Консистор³и, такимъ образомъ, давая пособ³е сиротамъ, утираютъ ихъ слезы слезами другихъ сиротъ. Но объ сиротствѣ, поддержкѣ ихъ, пособ³и имъ, при наложен³и штрафовъ никто и не думалъ...
Говорятъ и пишутъ, что духовенство "и тупо, и глупо, и безнравственно, и имѣетъ развращающее вл³ян³е на народъ"; тутъ нужно бы стараться поддержать себя,- показать обществу, что мы вовсе не таковы, какъ говорятъ объ насъ, что мы заслуживаемъ лучшей участи и большихъ симпат³й общества,- а мы позоримъ и душимъ сами себя,- и унижаемся и разоряемся своимъ собратомъ, которому слѣдовало бы быть первымъ защитникомъ духовенства. При такомъ состоян³и дѣла трудно духовенству дойти до сознан³я собственнаго достоинства и заслужить хорошее о себѣ мнѣн³е въ обществѣ.
Консистор³и, штрафуя всѣхъ за всяк³й вздоръ, и сами вѣдь не безгрѣшны, даже съ формальной стороны. Та, напр. консистор³я, которая смылила благочинныхъ 20-25-рублевымъ штрафомъ за то, что въ вѣдомости церковныхъ школъ внесли всѣ имѣющ³яся школы при приходахъ, удрала разъ такую штуку: во время послѣдняго польскаго возстан³я были дѣлаемы сборы и пожертвован³я въ пользу понесшихъ разорен³е отъ возставшихъ поляковъ". Написали въ консистор³и представлен³е и подали преосвященному. Тотъ взглянулъ, и расхохотался. Оказалось, что написано: пожертвован³я и боръ въ пользу понесшихъ разорен³е возставшихъ поляковъ". Слово: отъ, опущено. Бумага прошла руки писца, столоначальника, членовъ, секретаря, регистратора,- и всѣ были такъ внимательны къ дѣлу, что никто и не замѣтилъ. Будь также невнимателенъ къ дѣлу преосвященный,- и вышелъ бы курьезъ. Это консистор³я; но сдѣлай такую описку благочинный, въ лицѣ котораго одного вся канцелярская работа и котораго отрываетъ отъ дѣла безпрестанно приходъ,- ну, и задали бы ему такую встряску, что и своихъ бы не узналъ!...
Обвиненнаго у насъ часто посылаютъ въ монастырь въ наказан³е на одинъ мѣсяцъ, на два, на полгода и безсрочно - до исправлен³я, если лицо это уже не разъ было судимо за нетрезвость.
Виновный посылается въ монастырь. Монастырь, по своему значен³ю, есть мѣсто отшельниковъ, оставившихъ м³ръ для спасен³я души; мѣсто уединен³я, гдѣ, кромѣ труда и молитвы, нѣтъ другаго дѣла. Посторонн³е посѣтители могутъ приходить туда, но, также, только для тихой, уединенной молитвы и то на самое короткое время. Монастырь - это обитель мира, тишины и невозмутимаго спокойств³я. Ушедш³е туда забываютъ весь м³ръ и его злобу; ихъ цѣль - уединен³е и подражан³е жизни отшельниковъ первыхъ вѣковъ христ³анства. Представьте же: въ обители миръ, тишина... Живутъ иноки и тихо, безмятежно молятся о мирѣ всего м³ра и благодарятъ Господа, что онъ взялъ ихъ отъ суеты и злобы м³ра и что они могутъ теперь съ чистою душою, покойнымъ сердцемъ окончить труженическую жизнь свою... Но вотъ, въ одинъ злосчастный день, являются туда два - три попа, три - четыре дьякона, пять - шесть дьячковъ, посланныхъ туда въ наказан³е за пьянство и на исправлен³е въ поведен³и. Является человѣкъ десять - пятнадцать такихъ молодцовъ, которые не то, что мирную обитель, но любой кабакъ въ десять минутъ опрокинутъ вверхъ дномъ! И - тотчасъ: гамъ, крикъ, ругань, пьянство... Чрезъ 10 минутъ какихъ-нибудь вы не узнаете уже этой тихой обители...
Посылка въ монастырь есть наказан³е. Она, дѣйствительно, и есть наказан³е, но только не гостямъ, а хозяевамъ его. Обитатели монастырей видѣли, знали и, можетъ быть, испытали на себѣ все, что творится дурнаго въ м³рѣ,- и ушли оттуда для тихой, безмятежной жизни. Но наблюдающее за ними и охраняющее ихъ начальство и здѣсь не даетъ имъ умереть покойно, Оно посылаетъ къ нимъ и туда, куда ушли они, такихъ людей, которые способны мгновенно извратить все тихое и святое. Для людей самой строгой жизни эти непрошенные гости - тяжелое бремя. Если же монашествующ³е, какъ люди вышедш³е изъ м³ра, погрязшаго въ порокахъ, и сами не укрѣпились еще въ добродѣтельной жизни, то этотъ пришлый народецъ послужитъ имъ непремѣнно къ явной ихъ погибели, такъ какъ страсти, послѣ нѣкоторой сдержанности, разгораются еще сильнѣе, чѣмъ было это прежде ("Русск. Стар.", изд. 1880 г., ³юль, стр. 473). Коль скоро въ монастыри посылаются люди порочные, въ наказан³е, то монастыри дѣлаются острогами, а этимъ унижается достоинство и монастырей, и монашествующихъ.
Лица духовнаго зван³я поступаютъ за штатъ по старости, болѣзни и суду.
У насъ, духовныхъ, все по-своему,- такъ и здѣсь: то, что у гражданскаго лица называется "выдти на покой", у насъ значитъ лишиться покоя совсѣмъ. Мы въ м³ру, какъ антиподы во всемъ. Гражданское лицо, прослуживши извѣстное число лѣтъ, можетъ оставаться на службѣ, получать жалованье и, въ то же время, пользоваться пенс³ею. У насъ этого не бываетъ: пенс³я выдается только тогда, когда человѣкъ оставляетъ совсѣмъ службу. Чиновникъ, завѣдывающ³й не больше, какъ только какимъ-нибудь столомъ, или учитель небольшой какой-нибудь школы, получаютъ настолько достаточныя пенс³и, что могутъ безбѣдно существовать весь свой вѣкъ. По выходѣ въ отставку, они могутъ жизнь свою назвать вполнѣ "покоемъ". Священникъ же, учитель не ничтожной какой-нибудь школы, а цѣлыхъ тысячъ народу, сколько бы онъ ни служилъ,- во время службы пенс³и не получаетъ. Оставить же службу и выдти за штатъ для него то же, что, выражаясь словами евангел³я: взять чашу, полную оцта, смѣшаннаго съ желч³ю, и пить ее до послѣдняго вздоха: все горе, вся нужда, всѣ притѣснен³я и безслав³е, как³я несъ человѣкъ въ жизни, съ поступлен³емъ за штатъ, увеличиваются ему тысячею разъ, и онъ долженъ терпѣть это горе до самой смерти. Съ оставлен³емъ должности человѣкъ лишается и того скуднаго и горькаго куска, какой имѣлъ онъ въ течен³и своей многострадальной жизни.
Состоя на должности, мы можемъ ходить по м³ру и выпрашивать подаян³я; вышедши же за штатъ мы лишаемся и этой горькой возможности къ своему существован³ю; заштатнымъ никто уже не подаетъ, доходы за требоисправлен³я прекращаются, конечно, совсѣмъ,- и человѣкъ, буквально, остается безъ куска хлѣба. Поэтому мы и стараемся сидѣть на должностяхъ до послѣдней возможности,- когда болѣзнь и дряхлость истощатъ послѣдн³я уже наши силы.
Состоя на должностяхъ, по неимѣн³ю церковныхъ и общественныхъ домовъ для квартиръ, мы вынуждены бываемъ строить дома свои, но такъ какъ продажной земли подъ усадьбу въ селахъ не бываетъ, то мы и строимъ ихъ на землѣ или церковной, или общественной. Пока мы служимъ,- мы живемъ въ нихъ; но какъ только оставляемъ службу,- насъ заставляютъ очистить мѣсто и убираться, куда угодно,- и мы продаемъ ихъ на сносъ, или своимъ намѣстникамъ и прихожанамъ за безцѣнокъ. Очень часто случается, что# за домъ не берется и десятой доли его стоимости, И разоренный, можетъ быть больной и дряхлый старикъ, не знаетъ, что ему дѣлать и куда идти ему теперь. Если село состоитъ изъ государственныхъ крестьянъ, то они хоть въ концѣ села гдѣ-нибудь поставятъ келью, мѣсто дадутъ навѣрное. Впрочемъ бываютъ случаи, что не даютъ мѣста даже штатнымъ священникамъ ("Русс. Стар.", 1881 г., томъ ХХХ, стран. 73-74). Дадутъ мѣсто, навѣрное, и крестьяне, бывш³е крѣпостными, но получивш³е полный надѣлъ, хотя и сопьютъ "ведерку". Но если въ селѣ однодесятинники, которые и сами согнуты въ баран³й рогъ отцомъ-благодѣтелемъ, которымъ и самимъ некуда выпустить курицы, то выпросить мѣсто тутъ не легко. Если усадьба помѣщичья, и помѣщикъ далъ крестьянамъ полный надѣлъ, то старикамъ, и священнику и дьячку, дастъ мѣсто и онъ; но если землевладѣлецъ почитаетъ себя образованнымъ, передовымъ, гласнымъ земства, предводителемъ дворянства и кричитъ на каждомъ переулкѣ о прогрессѣ, свободѣ, цивилизац³и и пр. и пр., и крестьянъ своихъ усадилъ поуютнѣе,- на десятинку,- то милости тутъ уже не жди. Что остается тогда дѣлать брошеннымъ всѣми старикамъ? Отыскивать какихъ-нибудь, хоть дальнихъ, родственниковъ и перетаскиваться къ нимъ, - тамъ поставить себѣ келью и существовать тѣмъ, что Богъ пошлетъ.
Если священникъ и дьяконъ не были подъ судомъ, то, чрезъ годъ или два, имъ дадутъ единовременное пособ³е изъ св. Синода, рублей 50 - 70 священнику, и рублей 50 дьякону; рублей 25 дадутъ и причетнику. Но при этомъ спросятъ предварительно благочиннаго: "имѣетъ ли просящ³й пособ³я нужду въ пособ³и и заслуживаетъ ли онъ его по своему поведен³ю". Отзывъ же благочиннаго не всегда дается даромъ.
Если священникъ и дьяконъ прослужили не менѣе 35 л., то имъ дадутъ, чрезъ нѣсколько лѣтъ, и пенс³ю: священнику 130 р:, д³акону 65 р. въ годъ. Пенс³я эта есть единственное средство къ ихъ существован³ю. Правда, пенс³я совершенно постная, но спасибо и за это. До 1866 года пенс³и никому не полагалось совсѣмъ; съ 1866 года священникамъ было положено но 90 р. въ годъ, съ 1879 года увеличена до 130 р., дьяконамъ же положена всего только съ 1880 года. Причетникамъ же пенс³и не полагается вовсе, хотя бы онъ и не былъ подъ судомъ и хотя у него весь вѣкъ его вычитается изъ его 24- 36 р. годоваго жалованья по 2% въ пенс³онный капиталъ.
Правда, причетнику дается пособ³е изъ попечительства епарх³и о бѣдныхъ духовнаго зван³я; но опять при услов³яхъ: если не состоялъ подъ судомъ и если не имѣетъ родственниковъ, состоящихъ на службѣ. И сколько же дается? 3-4 р. въ годъ! Извольте существовать на нихъ!
Хороша участь всѣхъ заштатныхъ священниковъ; красива перспектива впереди и у меня, если я протяну свой вѣкъ до дряхлости; но заштатный причетникъ,- это несчастный изъ несчастныхъ...
Пенс³я дается только тѣмъ священникамъ и дьяконамъ, какъ и въ гражданскомъ вѣдомствѣ, какъ сказалъ уже я, кто не былъ подъ судомъ. Правительство, дѣлая такое постановлен³е, конечно, имѣло основан³е; но ему должно быть извѣстно и то, что не всѣ, имѣвш³е несчаст³е быть подъ судомъ,- люди порочные и злонамѣренные, и не всѣ честны и благонамѣренны тѣ, кои подъ судъ не подпадали. Всѣмъ извѣстно, что попадаютъ подъ судъ или, просто, по довѣрчивости, неосмотрительности,- по своей простотѣ, или по милости какого-нибудь негодяя; негодяи же остаются чистыми и, "за безпорочную службу", получаютъ и награды, и пенс³и. Тяжело нести наказан³е до конца жизни и быть лишеннымъ покровительства правительства и поддержки на старости лѣтъ и по дѣйствительной винѣ; но въ тысячи разъ тяжелѣе нести это невинно. Невинно же попасть подъ[судъ и быть осужденнымъ ничего нѣтъ легче, и именно потому, что суды-то наши часто напоминаютъ собою извѣстную тираду изъ Ѳеклуши: "говорятъ, так³я страны есть, гдѣ и царей-то нѣтъ православныхъ, а салтаны землей правятъ. Въ одной землѣ сидитъ на тронѣ салтанъ Махмутъ турецк³й, а въ другой - салтанъ Махмутъ персицк³й; и судъ творятъ они, милая дѣвушка, надо всѣми людьми, и, что ни судятъ они, все неправедно. И не могутъ они, милая, ни одного дѣла разсудить праведно, такой ужъ имъ предѣлъ положенъ. У насъ законъ праведный, а у нихъ, милая, неправедный; что по нашему закону такъ выходитъ, по ихнему все напротивъ. И всѣ судьи у нихъ, въ ихнихъ странахъ, тоже все неправедные; такъ имъ, милая дѣвушка, и въ просьбахъ пишутъ:- суди меня, судья неправедный! А то есть еще земли, гдѣ всѣ люди съ песьими головами".
Мнѣ хорошо извѣстны такихъ, напр., два господина, какихъ врядъ ли найдется и у самихъ салтановъ, которымъ такъ и пиши: "суди меня судомъ неправеднымъ", которые, еслибъ и захотѣли судить судомъ праведнымъ,- такъ не могутъ: "такой ужъ предѣлъ имъ положенъ", даромъ, что и родились, и живутъ на русской землѣ, даромъ, что и "законъ у насъ праведный". Одинъ дѣлалъ зло изъ жадности къ деньгамъ, а другой дѣлаетъ его, просто: "такой ужъ, должно быть, предѣлъ ему положенъ". Попадись къ такимъ подъ судъ,- ну, и пропалъ на вѣки.
Въ одной губерн³и, конечно, не въ нашей, помѣщикъ А. продавалъ однажды часть своего имѣн³я въ нѣсколько сотъ десятинъ, и продавалъ одну только безлѣсную его часть; но сосѣду его, Б., хотѣлось, во что бы то ни стало, купить и лежащую рядомъ рощу, десятинъ въ 200. Какъ ни ухитрялся сосѣдушка, но А. не поддавался ни на как³е подходы. Тогда, Б. отправляется къ секретарю гражданской палаты, нѣкоему Пр., съ которымъ А. былъ въ самыхъ дружескихъ отношен³яхъ, и говоритъ ему: "помоги, братъ, уговори его, чтобы онъ продалъ и рощу! Вы съ нимъ друзья, онъ послушаетъ тебя".
- Не спорь съ нимъ, покупай, что продаетъ; давай мнѣ 3000 р. и роща будетъ твоя.
Б. отдалъ деньги и ждетъ. Въ извѣстный день въ гражданской палатѣ прочитали услов³я покупки, внесли въ книгу, А. и Б. подписались, Б. получилъ купчую крѣпость и, бѣшеный, летитъ къ секретарю: что ты сдѣлалъ со мной? оретъ онъ. Взялъ 3000 р. и не уговорилъ А. продать мнѣ лѣсъ? Секретарь препокойно взялъ у него купчую крѣпость и мгновенно изорвалъ ее въ клочья.
- Что ты дѣлаешь? закричалъ Б.
- Подавай заявлен³е въ полиц³ю, что ты потерялъ купчую крѣпость и проси гражданскую палату выдать тебѣ коп³ю съ актовой книги.
- Зачѣмъ? Какъ?
- Подавай, дѣлай что велятъ.
Подалъ, и ему выдали выпись изъ актовой книги. А. ничего этого не знаетъ. Пр³ѣзжаетъ полиц³я съ поняятыми на мѣсто продажи дѣлать вводъ во владѣн³е, и оказывается, что въ коп³и купчей крѣпости значится проданнымъ не только лѣсъ, но и близъ находившаяся водяная мельница. Дѣло, кажется, невозможнымъ, но оно просто: секретарь хорошо зналъ, что всяк³й увѣренъ, что то, что пишется въ купчей крѣпости, пишется и въ книгѣ, и поэтому не смотритъ и не читаетъ ея никто. Онъ и велѣлъ внести въ книгу все, что ему было нужно,- и лишнихъ 200 д. лѣсу и мукомольную мельницу, въ купчую же крѣпость этого не помѣстили. А., прочитавши одну купчую крѣпость, остался, конечно, доволенъ; онъ и не подозрѣвалъ, что въ книгѣ совсѣмъ не то, что въ купчей. А. побился - побился, да такъ же и ухнуло.
Этотъ же Пр. подговорилъ писца украсть у столоначальника какое-то очень важное дѣло. Столоначальникъ попалъ подъ судъ и былъ выгнанъ, а Пр. нажилъ дома, получаетъ теперь пенс³ю и благодушествуетъ.
Другой господинъ. Одинъ благочинный, конечно, опять не нашей губерн³и, служащ³й благочиннымъ лѣтъ тридцать или болѣе, сначала давалъ подачки всѣмъ консисторскимъ, начиная со сторожа и кончая членами; но потомъ увидѣвши, что хоть давай, хоть не давай,- честь одна: самыя нелѣпѣйш³я придирки въ каждомъ указѣ, безпрестанно,- онъ и махнулъ рукой: такъ нѣтъ же, говоритъ, вамъ ничего! И не сталъ давать никому ни копѣйки. Консистор³я такъ на дыбы и поднялась, такъ и готова была проглотить его цѣликомъ; но и провинностей-то большихъ не было за нимъ; и духовенство было хорошо расположено къ нему и выбирало его постоянно въ благочинные и, часто, единогласно; и онъ самъ не любилъ выносить сора изъ избы,- и мирилъ враждовавшихъ не доводя до суда; и преосвященные благоволили къ нему, какъ къ человѣку, нелюбящему кляузъ. По милости преосвященныхъ онъ получилъ и камилавку, и наперсный крестъ, и орденъ, и прото³ерейство. Нельзя проглотить его консистор³и никоимъ образомъ да и только! Но вотъ представляется случай,- собирается епарх³альный съѣздъ. Одинъ изъ членовъ консистор³и состоитъ членомъ попечительства о бѣдномъ духовенствѣ и членомъ другихъ нѣкоторыхъ комитетовъ, о состоян³и которыхъ онъ долженъ былъ дать отчетъ съѣзду. Является въ собран³е, даетъ отчетъ и заявляетъ, что благочиннымъ Z. Z. не представлено ни за одинъ годъ и никуда ни одной копѣйки. Какъ такъ, думаетъ уполномоченный этого округа, быть не можетъ, чтобы нашимъ благочиннымъ не было представляемо денегъ! Беретъ лошадь и скачетъ къ казначею, тоже прото³ерею. "Неужто, спрашиваетъ онъ, нашъ благочинный не представлялъ никогда и никуда ни одной копѣйки"? Тотъ улыбнулся, и показываетъ ему письмо свое къ члену,- тому, что на съѣздѣ. Въ письмѣ говорится (дословно): "я въ смущен³и, что мы сдѣлали относительно Z. Z. Вчера, по возвращен³и изъ попечительства, я поусумнился и сталъ припоминать, что имъ представлено много и по книгамъ оказалось: представлено въ 1879 году 100 р., въ февралѣ... итого 436 р. 81 к.". Внизу письма написано членомъ: "придержите это до окончан³я съѣзда". Письмо опять возвратилъ казначею; казначей отдалъ его уполномоченному. Уполномоченный является на съѣздъ, публично показываетъ письмо, обращается къ члену и говоритъ: "какъ же вы, N. Т., говорили, что нашимъ благочиннымъ не было представляемо денегъ, когда онъ представилъ 436 р. 81. к."? Вотъ письмо къ вамъ о. казначея съ вашимъ приказан³емъ ему "придержать" его. Членъ поблѣднѣлъ, и не сказалъ ни слова. Съ недоумѣн³емъ взглянуло на него и все собран³е и никто не сказалъ ни слова въ обвинен³е благочиннаго, увидѣвши такую недобросовѣстность своего начальника,- члена консистор³и.
Уполномоченный говоритъ потомъ члену: какъ же это вы доложили собран³ю, что благочиннымъ нашимъ не было представляемо денегъ, когда имъ представлено все, что слѣдовало?
- Онъ........ я терпѣть не могу его! Онъ весь вѣкъ шишикается съ своимъ духовенствомъ, и не доноситъ ни объ одномъ дѣлѣ.
- Такъ это дѣлаетъ ему честь, что онъ умиротворяетъ насъ, не раздуваетъ ссоры и не доводитъ насъ до разорен³я!
- "И этому ...... дали прото³ерейство въ моемъ храмѣ!..
Въ то время, когда у меня былъ храмовой праздникъ, когда арх³ерей служилъ у меня,- его произвели въ прото³ереи! Я трясся, какъ въ лихорадкѣ, во все время обѣдни; я отомщу ему, во что бы то ни стало".
Такъ какъ не всегда бываетъ удобно называть всякую вещь своимъ именемъ, то я и не скажу, гдѣ и когда это было.....
Мы увѣрены, что членъ, къ крайнему нашему сожалѣн³ю, найдетъ случай повредить въ настоящемъ и будущемъ о. благочинному. Если онъ такъ безцеремонно поступаетъ съ нимъ предъ собран³емъ въ 70-80 человѣкъ, то кто и что помѣшаетъ ему дѣлать зло за консисторскимъ столомъ или у себя въ кабинетѣ?! И онъ сдѣлаетъ его; достанется и о. уполномоченному. Да, не у однихъ салтановъ судьи неправедные, есть они и у насъ и много гибнетъ несчастныхъ отъ этихъ судей... Не снести своей головы и этому благочинному. И будутъ писать про несчастнаго: "состоялъ подъ судомъ" и - пенс³я пропала. И носи, убитый, горькую долю до самой могилы...
Долго у духовенства держался обычай сдавать мѣста свои желающимъ взять въ замужество дочерей или близкихъ родственницъ. Членъ причта выдавалъ дочь свою или ближайшую родственницу въ замужество, выходилъ за штатъ, а зять поступалъ на его мѣсто. Или: отецъ удаляется за штатъ, а сынъ поступаетъ на его мѣсто. Бывало и такъ: старикъ хорошаго,- по средствамъ къ содержан³ю,- мѣста уступалъ его лицу изъ бѣднаго прихода и выговаривалъ, при этомъ, платить ему,- старику, рублей 30-50 въ годъ. Тотъ поступалъ на его мѣсто и выдавалъ ему условленную плату или извѣстное число лѣтъ, или до его смерти. Такая передача мѣстъ теперь воспрещена. Свѣтская литература съ восторгомъ подхватила такое распоряжен³е, и чего-то, чего-то не писалось на эту тэму! Она увидѣла въ этомъ распоряжен³и возвышен³е не только нравственности, но даже и самой религ³и. Духовная же литература, по обыкновен³ю, молчала. Она, когда и хвалятъ насъ, молчитъ; когда и колотятъ,- ни слова. Ей "ужъ такой предѣлъ положенъ", должно быть.
Прежде, чѣмъ высказать свое мнѣн³е, я нахожу нужнымъ сказать, что нѣтъ у меня ни дочерей и ни родственницъ, мужьямъ которыхъ я имѣлъ бы въ виду передать свое мѣсто; сыновья мои всѣ въ гражданскомъ вѣдомствѣ; не имѣю въ виду уступать своего мѣста и за выдачу мнѣ пожизненной платы. И думаю, поэтому, что взглядъ мой на это дѣло безпристрастенъ, взятъ съ жизни и справедливъ.
Въ послѣдн³я 10-15 лѣтъ много сдѣлано въ средѣ духовенства и народа, въ учебномъ и религ³озно-нравственномъ отношен³яхъ; но во всемъ, что сдѣлано,- рѣшительно во всемъ,- видѣнъ недосмотръ. Такъ, напр., въ прежнее время въ каждомъ селен³и и въ каждой деревнѣ были маленьк³я, простеньк³я школы,- безъ затѣй и именно так³я, как³я необходимы крестьянину: пр³ютится какой-нибудь унтеръ-офицеръ, дворовый человѣкъ, мѣщанинъ, дьячокъ, наберетъ себѣ десятка два ребятъ и учитъ ихъ читать, писать, выкладывать на счетахъ, первымъ правиламъ ариѳметики,- и выходило, что и крестьянинъ зналъ, что знать ему необходимо, и учитель-старикъ имѣлъ кусокъ хлѣба. Теперь подобныя школы запрещены; но, за то, устроены форменныя,- съ учеными учителями и учительницами, съ попечителями, надзирателями, училищными совѣтами, инспекторами и пр. и пр., словомъ: начальства наставлено столько, что, въ иной шкодѣ, и учениковъ нѣтъ наполовину, сколько начальства. И что же? 10-20 мальчиковъ учатся, а 200 остаются безграмотными.
Найдено необходимо-нужнымъ для благоденств³я отечества изучать языки развалившихся государствъ, и классицизмъ такъ и заѣлъ юношество: мало своихъ классиковъ, повытаскали къ себѣ чуть не всѣхъ братьевъ-чеховъ; мало и этого,- устроили фабрику выдѣлывать ихъ за границей. И что же? И классиками-то юношей не подѣлали, и по русски-то не всѣхъ писать научили. Печатно оповѣщено м³ру, что мног³е "зрѣлые" не могутъ написать и пяти строкъ со смысломъ.
Установили псаломщичество, но штаты по классамъ удилищъ и семинар³й сократили, запретили семинаристамъ поступать въ высш³я учебныя заведен³я,- и опустошили семинар³и до того, что теперь уже чувствуется недостатокъ въ служителяхъ церкви.
Чтобъ увеличить содержан³е причтовъ, закрыли мног³я церкви,- и сотни тысячъ христ³анъ лишены возможности бывать въ храмахъ Бож³ихъ.
Сокращены штаты причтовъ,- и храмы оставлены безъ чтецовъ и пѣвцовъ.
При многоштатныхъ церквахъ установили настоятельство и помощничество,- и вселили вражду между членами причтовъ.
Устроили епарх³альные съѣзды,- и внесли вражду между епископомъ и духовенствомъ.
Точно такъ и здѣсь,- въ запрещен³и передавать мѣста свои родственникамъ. Тѣ, которые запретили это, а за ними и литература, не поняли нашей организац³и и прировняли насъ къ себѣ! Но у насъ нѣтъ ничего и подобнаго тому, что есть въ вѣдомствѣ гражданскомъ. Въ гражданскомъ вѣдомствѣ часто случается, особенно въ провинц³и, что университантъ нѣсколько лѣтъ сидитъ помощникомъ столоначальника, а столоначальникомъ, секретаремъ и даже совѣтникомъ, какой-нибудь некончивш³й курса гимназ³и или семинар³и. Въ должностныхъ мѣстахъ разнообраз³е страшное; самыя мѣста получаются сколько по образован³ю, способности и труду, но, не много менѣе того, и по родовому происхожден³ю, связямъ и протекц³ямъ. Дѣти чиновниковъ живутъ или съ ними вмѣстѣ или, по крайней мѣрѣ, въ томъ же городѣ. Старику нѣтъ и надобности домогаться, чтобъ сынъ или зять занимали его должностное мѣсто, вся его забота только о томъ, чтобъ они имѣли достаточный кусокъ хлѣба. Если есть у него свой домъ, то это святыня, къ которой никто посторонн³й не можетъ и подумать прикоснуться, тѣмъ болѣе продавать его за безцѣнокъ и выгонять его. Нѣтъ своего,- онъ всегда имѣетъ возможность имѣть удобную, по своимъ средствамъ, квартиру. У него есть, болѣе или менѣе, обезпечивающая его существован³е пенс³я. У него есть, можетъ быть, даже свой клочокъ земли, дающ³й ему доходъ, садъ и т. под. Наконецъ, въ случаѣ болѣзни,- дѣти и родственники его, конечно, если есть они, всегда здѣсь и помогутъ ему. У насъ, напротивъ, только два рода службы и два рода кандидатовъ на нее. Служебныя мѣста: священническое и псаломщическое, или попросту, дьяческое; кандидаты на нихъ: окончивш³й курсъ семинар³и и неокончивш³й. Окончил, курсъ,- значитъ непремѣнный кандидатъ на священническое мѣсто; не окончилъ,- дьячкомъ будь весь вѣкъ; во священники такой не попадетъ уже никоимъ образомъ. Точно также окончивш³й курсъ остается дьячкомъ только по исключительному случаю,- по дурному поведен³ю.
Лица духовнаго зван³я если и имѣютъ дѣтей, то всѣ они разлетаются въ разныя стороны, при старикахъ не остается никого, они остаются одинокими и, при нуждѣ и болѣзни, безпомощными.
Домъ отнимутъ,- заставятъ продать за безцѣнокъ или снести съ мѣста, словомъ: изъ дому выгонятъ; квартиръ у крестьянъ можно встрѣтить только очень у рѣдкихъ, въ большей же части селен³й ихъ нѣтъ совсѣмъ - и старикамъ, буквально, негдѣ преклонить головы своей.
Пенс³ю можетъ быть дадутъ, а скорѣе, что и нѣтъ, потому что суды наши и "не скоры, и не особенно милостивы". Если же и дадутъ, то такую, съ которой можно только не умереть съ голоду. Дьячку же не дадутъ ничего совсѣмъ. Состоя на службѣ грабить прихожанъ не доставало совѣсти,- и денегъ для обезпечен³я себя на старости не нажито.
Что-жъ остается дѣлать дряхлымъ и больнымъ старикамъ?! Пить горькую, горькую чашу...
Скажу опять про себя лично: когда не вдумываешься въ то, что ждетъ меня впереди, если я протяну еще лѣтъ десятокъ, то все идетъ, какъ будто, ладно; но когда посмотришь на жизнь людей, которые, когда-то, были тѣмъ, что я теперь, и представишь себѣ, что и меня ждутъ тѣ же нужда и горе, то куда-то становится грустно,- такъ грустно, что долголѣт³я совсѣмъ не желается. Къ чему послужатъ мнѣ, грустишь, мое прото³ерейство, къ чему мои кресты!!
Эти-то причины и заставляли духовенство сдавать мѣста свои дѣтямъ или близкимъ родственникамъ, именно: нужда, горе и безпр³ютность были этому причиною.
Кому отдавать мѣста? Всегда и исключительно тѣмъ, которые по закону имѣли право на нихъ. Окончивш³й курсъ семинар³и поступалъ на священническое мѣсто, исключенный изъ семинар³и или училища на дьяческое. Не было примѣра, чтобы исключенный изъ семинар³и поступалъ на мѣсто отца или тестя во священники. Поступавш³й на мѣсто тестя или отца былъ доволенъ тѣмъ, что онъ поступалъ въ готовый домъ, дѣлался полнымъ его хозяиномъ,- онъ обезпечивался всѣмъ, и не мыкалъ горя по церковнымъ гнилымъ сторожкамъ и крестьянскимъ избамъ, какъ мыкалъ его я. Успокоивались и старики: никто не гналъ ихъ изъ дому, кусокъ хлѣба они могли имѣть до гроба, при болѣзни имѣли уходъ родныхъ,- и вѣкъ свой. они могли доживать покойно. Про такую отставку отъ должности и духовенство могло сказать: "идти на покой".
Укажу на два примѣра. Въ селен³и В. былъ когда-то священникомъ нѣкто, носивш³й фамил³ю по селен³ю, тоже В. При генеральномъ межеван³и онъ получилъ въ собственность небольшую усадьбу и развелъ садъ. Послѣ смерти этого священника на его мѣсто поступилъ его сынъ. У этого сынъ окончилъ курсъ семинар³и лучшимъ ученикомъ, и имѣлъ, конечно, право на любое священническое мѣсто; но отецъ, старикъ и вдовецъ, уступилъ ему свое мѣсто. Есть ли что-нибудь тутъ безнравственное и противурелиг³озное? По нашему мнѣн³ю: нѣтъ ничего. А между тѣмъ старикъ успокоенъ, а сынъ поступилъ въ готовый, старинный домъ и теперь получаетъ 300-500 р. отъ саду годоваго доходу. Поступи сынъ въ другое село,- садъ былъ бы проданъ и деньги прожиты, теперь же онъ имѣетъ вѣчный кусокъ хлѣба.
Другой примѣръ. Въ селѣ П. больной, немолодой уже и вдовый священникъ имѣлъ дочь. Въ ней присватался одинъ изъ окончившихъ курсъ семинар³и нѣкто С. Священникъ и воспитанникъ подали общее прошен³е преосвященному,- что одинъ уступаетъ мѣсто, а другой беретъ въ замужество его дочь, чтобъ поступить на мѣсто будущаго тестя. Преосвященный сдѣлалъ по ихъ желан³ю. Что и здѣсь вреднаго для религ³и и нравственности? Воспитанникъ С. все равно получилъ-же бы гдѣ-нибудь мѣсто, если не въ П., то въ какомъ-нибудь Б. или Д. И можетъ быть, взялъ бы въ замужество ту же самую дѣвицу, которую взялъ, поступая въ П. Не уступи этотъ священникъ мѣста зятю, его прогнали бы съ его домомъ, съ мѣста, пришлось бы умирать съ голоду въ мужицкой избѣ; а теперь онъ покойно дожилъ вѣкъ и умеръ на рукахъ дочери и зятя. Такъ точно передавали мѣста свои дьяконы, такъ передавали и дьячки. Другое дѣло, еслибъ мѣста передавались людямъ, недостойнымъ этихъ мѣстъ,- еслибъ на священническое мѣсто со взят³емъ въ замужество дочери священника поступалъ ученикъ, исключенный изъ семинар³и или училища, которому безъ этого способа священникомъ не быть никогда,- это порицать слѣдовало бы, здѣсь запрещен³е имѣло бы законное основан³е и было бы разумно. Но подобныхъ передачъ, какъ я сказалъ, не было никогда и нигдѣ. Передачи мѣстъ дѣлались свободно, безъ всякихъ съ чьей-либо стороны принужден³й. Преосвященные иногда давали предложен³я такого рода: "не пожелаетъ ли кто-либо изъ воспитанниковъ семинар³и поступить во священники въ село N. со взят³емъ въ замужество сироты Б., или дочери священника В."? Если желающ³е находились, то женились и получали мѣсто; если же желающихъ не находилось, то мѣсто отдавалось безъ всякихъ обязательствъ.
Но говорятъ, что распоряжен³е это сдѣлано въ видахъ улучшен³я матер³альнаго состоян³я духовенства,- чтобы новые члены причтовъ не были обременяемы старымъ хламомъ,- тестемъ, тещей и т. под., были совершенно свободны отъ всякихъ обязательствъ и тѣмъ желалось правительству привлечь къ поступлен³ю въ духовное зван³е воспитанниковъ семинар³й"; но многолѣтн³е опыты показали уже, что и сокращен³е штатовъ, и сокращен³е самыхъ приходовъ, а равно и эта мѣра, не послужили ровно ни къ чему: семинар³и опустѣли, а свободныхъ мѣстъ при церквахъ открывается съ каждымъ годомъ все болѣе и болѣе, не смотря на сокращен³е этихъ мѣстъ. Притомъ: если правительство высказываетъ заботливость въ этомъ о тѣхъ, кой не служили еще, то едва ли справедливо лишать нѣкоторыхъ удобствъ къ жизни, на старости, тѣхъ, которые служили уже обществу, и служили весь свой вѣкъ? И опять: не дѣти тѣ, кой вступаютъ въ подобные браки; навѣрное, что они понимаютъ свое состоян³е лучше всякаго посторонняго лица.
Говорятъ опять: "воспитанники семинар³й брали въ замужество дочерей своихъ предмѣстниковъ не по сердечному расположен³ю, а только изъ-за мѣстъ, жили потомъ дурно въ семейномъ отношен³и и это вредно отражалось на служебной ихъ дѣятельности". Браки изъ-за мѣстъ, дѣйствительно, бывали, но если нѣкоторые изъ таковыхъ супруговъ жили дурно, то неизвѣстно, лучше ли они жили бы при другихъ услов³яхъ брака? Можетъ быть дурная жизнь ихъ зависитъ, просто, отъ ихъ характера и другихъ обстоятельствъ. Если есть дурные священники при обязательныхъ бракахъ, то мы можемъ сказать, что ихъ много и при свободныхъ. Много, очень много причинъ, и помимо брака, у сельскаго священника губящихъ его! Напротивъ, намъ извѣстны не одинъ священникъ, которые поступили на мѣста своихъ предмѣстниковъ со взят³емъ дочерей ихъ, и которые, однакоже, и примѣрные отцы семействъ, и достойные пастыри церкви,
Гдѣ, въ какомъ зван³и нѣтъ браковъ по разсчету? Нѣкоторые изъ такихъ супруговъ живутъ весь вѣкъ, какъ нельзя желать лучше; но нѣкоторые, конечно, живутъ неладно. Одинъ мой товарищъ по семинар³и, нѣкто П. Добронравовъ, окончивши въ семинар³и курсъ, поступилъ на гражданскую службу. Малый былъ онъ не глупый, но выпить любилъ. Чрезъ годъ, чтобъ поправить свое состоян³е онъ женился на одной довольно состоятельной купеческой дочкѣ. Повѣнчался, а на другой день утромъ мать молодой жены его и подводитъ къ нему двухъ своихъ внучекъ просить у тятиньки ручку. Съ этого же дня спился горемыка совсѣмъ, и ушелъ въ солдаты. Я зналъ одну помѣщицу, которая, живши замужемъ лѣтъ 15, овдовѣла и потомъ вышла замужъ во второй разъ за такого молодаго человѣка, тоже дворянина, который родился въ тотъ день, когда она овдовѣла. Пожили нѣсколько недѣль въ ладахъ, потомъ молодой мужъ все имѣн³е старухи спустилъ, десятка два - три разъ отколотилъ ее и прогналъ. А мало ли нѣжныхъ, любящихъ другъ друга супруговъ, у которыхъ, однакожъ, и у мужа цѣлый десятокъ женъ на сторонѣ, и у жены дюжина мужей! И ничего: мужчины похохочутъ, выпьютъ за удаль; дамы посплетничаютъ, позавидуютъ втихомолку, а рьяные поборники свободы совѣсти возведутъ подобный образъ жизни въ догматъ - и только. Но случись несчастный бракъ между духовенствомъ,- сейчасъ зазвонятъ во всѣ колокола: нравственность падаетъ, религ³я въ опасности и, Боже мой, чего-то не накричатъ со всѣхъ сторонъ! Всякому случаю въ духовенствѣ, обыкновенному въ другихъ сослов³яхъ, у насъ придается всегда особенное значен³е; на случаи эти не замедлятъ явиться и законы. Но какъ, по пословицѣ, нѣтъ правила безъ исключен³я, то нѣтъ и закона, котораго нельзя было бы обойти.
На псаломщическ³я мѣста нѣтъ теперь доступу ученикамъ, исключеннымъ изъ училищъ. Поэтому, желающ³е быть