Главная » Книги

Розанов Александр Иванович - Записки сельскаго священника, Страница 6

Розанов Александр Иванович - Записки сельскаго священника


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

что какъ только получилось распоряжен³е, чтобы ученики, окончивш³е курсъ въ семинар³яхъ, поступали въ псаломщики и были тамъ до тридцатилѣтняго возраста, то мног³е священники тотчасъ взяли дѣтей своихъ изъ семинар³й; и помѣстили ихъ въ свѣтск³я заведен³я. Священники эти горькимъ опытомъ дознали, что дѣтямъ ихъ лучше идти въ солдаты, чѣмъ въ пономари и не пустили ихъ. Священниковъ этихъ нельзя никакъ обвинять въ маловѣр³и или безразличномъ отношен³и къ интересамъ вѣры; нѣтъ, они, можетъ быть, болѣе даже религ³озны, чѣмъ тѣ, у коихъ дѣти и теперь обучаются въ семинар³яхъ. На явлен³е это нельзя не обратить вниман³я; сельск³е священники, для которыхъ невыносимо таскаться по дворамъ и вымаливать себѣ и дѣтямъ пропитан³е,- дѣтей своихъ помѣстили въ гимназ³и; благочинные,- преимущественно - въ гимназ³и; городск³е священники,- безъ исключен³я почти - въ гимназ³и; ректоръ саратовской семинар³и - сынъ въ гимназ³и; кладезь духовнаго просвѣщен³я, с. п. б. академ³я,- сынъ о. ректора обучился въ институтѣ инженеровъ путей сообщен³я. Все это что-нибудь да значитъ... Нѣтъ сомнѣн³я, что отъ свѣтскаго зван³я они не ожидаютъ для дѣтей своихъ непремѣнно хорошаго; нѣтъ, они предпочитаютъ чужое, неизвѣстное - своему, слишкомъ хорошо извѣстному и - тяжелому.
   Въ самомъ дѣлѣ: самая обыкновенная у насъ кухарка, ничего несмыслящая деревенская баба, получаетъ 3-4 р. въ мѣсяцъ жалованья, имѣетъ при этомъ помѣщен³е, столъ, чай, кофе и праздничные подарки; самый послѣдн³й мужикъ-работникъ получаетъ 80-90 р. въ лѣто, и опять имѣетъ помѣщен³е, столъ и водочныя подачки. Псаломщикъ же пономарь получаетъ 2 р. въ мѣсяцъ жалованья {Изъ этихъ 2 р. удерживается 2 к. въ пенс³онный капиталъ, но пенс³и псаломщикамъ не полагается. Сельск³й Священникъ.}, и пущенъ на произволъ судьбы: жить гдѣ примутъ и ѣсть, что соберетъ по м³ру... Слово это выговаривается легко; но попробуй выполнить его! Возьми суму и или... Пономарю подаютъ часто лотками, запрягать лошади, иногда, нѣтъ и надобности, и не стоитъ, и онъ, дѣйствительно, возьметъ мѣшокъ и идетъ. Подали лотокъ - два, всыпалъ, взвалилъ на плечо и дальше. То, однакожъ, что подаютъ лотками,- еще сносно; но невыносимо унижен³е: ходить съ мѣшкомъ на плечѣ, просить и стоять передъ каждымъ мужикомъ и бабой, и получить лотокъ. При этомъ дѣло очень обыкновенное, что часто и въ лоткѣ-то отказываютъ. И опять необходимо замѣтить, что пономарю подается хлѣбъ самый худш³й, и часто, просто, ухвостье. Я не говорю, что всѣ приходы, именно, таковы; напротивъ, есть приходы, гдѣ 1/4 дворовъ подастъ и по мѣрѣ, но большинство все-таки таково, и, значитъ походи да покланяйся. Тутъ, батюшка вы мой, всяк³е стоики и всяк³е Муц³и повѣсятъ голову и не поможетъ вамъ никакой классицизмъ, какъ бы вы въ семинар³и ни долбили его! Я предполагаю, что мног³е изъ моихъ читателей осудятъ меня за рѣзкость выражен³й и заподозрятъ меня въ желан³и отвратить отъ поступлен³я въ духовное зван³е. Отвращать отъ духовнаго зван³я я совсѣмъ не имѣю намѣрен³я. Я самъ священникъ и всей душой люблю свое зван³е, и именно потому, что въ немъ есть стороны незамѣнимыя въ м³рѣ: частая молитва и служен³е литург³и. Это, и именно только это, поддерживаетъ упадш³й духъ и надежду на милость Бож³ю. Я выставляю на видъ только матер³альныя средства къ содержан³ю и отношен³е духовенства къ обществу. Осудятъ за рѣзкость выражен³й? Но я не сказалъ еще и сотой доли того, что есть на самомъ дѣлѣ и ничего нѣтъ легче, какъ осуждать и судить... Но думаю при этомъ, что осудитъ меня только тотъ, кто не имѣетъ и понят³я ни о холодѣ, ни о голодѣ и тѣмъ менѣе объ унижен³яхъ. Мы попросили бы такихъ господъ прежде испытать то, что терпимъ мы, тогда уже и осуждать...
   Но вѣдь есть же священники, которые живутъ не только безбѣдно, но имѣютъ и достаточные капиталы въ банкахъ? Есть. Я представлю три-четыре примѣра обращика лицъ, очень коротко мнѣ лично извѣстныхъ, по нимъ можно будетъ судить и объ остальныхъ.
   Покойный о. прото³ерей города К. былъ мисс³онеромъ. Для собесѣдован³я съ раскольниками онъ разъѣзжалъ всегда лѣтомъ, въ рабочую пору. Однажды пр³ѣзжаетъ онъ съ исправникомъ въ одно большое раскольничье село и созываетъ всѣхъ крестьянъ для собесѣдован³й. Взъѣзж³й домъ, гдѣ они остановились, состоялъ изъ двухъ избъ, раздѣленныхъ общими сѣнями. Въ передней помѣстился исправникъ, а въ задней о. прото³ерей. Каждаго мужика и каждую бабу и дѣвушку призываетъ къ себѣ исправникъ и начинаетъ пороть. Натѣшившись досыта, онъ посылаетъ къ о. прото³ерею на увѣщан³я. О прото³ерей: "тебя, кажется, другъ мой, оскорбили? Жаль мнѣ тебя, другъ мой, жаль! Ты подпишись, что желаешь быть православнымъ, а тамъ Господь съ тобой, живи, какъ знаешь, а начальство оскорблять тебя не будетъ. А за то, что я защищу тебя, дай мнѣ рублишко". Такъ, и другой, и трет³й и сотый, и восьмисотый... Раскольники не спорили ни изъ-за подписокъ, ни изъ-за рублишекъ. Послѣ исправникъ, своимъ порядкомъ, взялъ по 3 р. съ рыла. И гг. мисс³онеры отправились дальше.
   Мѣстный священникъ доноситъ потомъ, что его раскольники и не думали быть православными,- что они живутъ такъ, какъ жили прежде.
   Пр³ѣзжаетъ къ священнику о. прото³ерей: "я въ трое сутокъ успѣлъ внушить раскольникамъ объ ихъ заблужден³яхъ; а ты, отецъ, живешь здѣсь весь свой вѣкъ и не умѣешь вести дѣла. Я донесу преосвященному, что ты вреденъ здѣсь, чтобъ онъ перевелъ тебя въ худш³й приходъ".
   И несчастный священникъ даетъ о. мисс³онеру цѣлые десятки рублей, чтобы только, по доносу его, не сдѣлаться нищимъ.
   Черезъ годъ о. прото³ерей пр³ѣзжаетъ снова съ исправникомъ и обращается съ крестьянами, не какъ уже съ раскольниками, а какъ съ православными, отпадшими въ расколъ, и передрали и ободрали ихъ несчастныхъ еще безсовѣстнѣе.
   Случился, однакожъ, одинъ казусъ и съ о. прото³ереемъ,- и секретарь его преосвященства слупилъ съ него 4,000 р. По смерти о. прото³ерея осталось, говорили тогда, до 80 т.
   О. прото³ерей города N былъ тоже мисс³онеромъ и спуску ни раскольникамъ. и ни священникамъ не давалъ. Человѣкъ вдовый и одинок³й жилъ онъ не только черно, но и грязно. Это своего рода Плюшкинъ. Ѣлъ, непремѣнно, каждый день только рѣдьку и панихидные бублики. Сохрани Богъ, если дьячокъ обдѣлитъ его хоть полбулочкой,- заѣстъ! Онъ имѣлъ въ банкѣ до 56 т., только въ одномъ, но предполагаютъ, что есть деньги и еще гдѣ-нибудь.
   Трет³й о. прото³ерей, членъ консистор³и и мисс³онеръ. Онъ хотя былъ и съ академическимъ образован³емъ, но съ сектантами не могъ сказать и десяти словъ. За то онъ хорошо зналъ статью закона, по которой сектанты обязаны были, по требован³ю полиц³и, являться въ консистор³ю на увѣщан³я. Явятся и молокане, и поповцы, и безпоповцы, и хлысты и всяк³й подобный людъ, и усядутся на улицѣ, около консистор³и, по стѣнкамъ, по ступенькамъ уличнаго крыльца, на дворѣ консистор³и, въ передней,- и сидятъ день, два, недѣлю, другую, третью, - сидятъ, а на увѣщан³я въ консистор³ю не зовутъ. Сидятъ, и имъ, какъ страдальцамъ за вѣру, приношен³я отъ ихъ единовѣрцевъ со всѣхъ сторонъ. Въ толпѣ этой можно было видѣть и просто мужиковъ, и бабъ, и лицъ съ весьма приличною наружностью. На эту толпу неподвижно сидящаго народа, изо-дня въ день, нельзя было не обратить вниман³я всякому - всякому бросались они въ глаза невольно. Спросите любаго изъ толпы этой, что это за народъ, кто они, и вамъ отвѣтятъ: "Страдаемъ за вѣру. Сидимъ вотъ здѣсь уже недѣлю, а въ полѣ, чай, выбило вѣтромъ послѣдн³й хлѣбишко! " Сидятъ, наконецъ, выйдутъ изъ терпѣн³я, пойдутъ къ о. мисс³онеру, поклонятся, и онъ отпуститъ ихъ.
   Иногда дѣло это дѣлалось проще: всѣ увѣщаемые посылались на берега Волги на поденщину. И полягутся у стѣнокъ заборовъ, посядутся по тумбочкамъ взвоза (почему-то ихъ часто можно было видѣть тамъ, гдѣ семинарская больница),- и сидятъ цѣлый день. Одновѣрцы принесутъ имъ поденную плату, вечеромъ отнесутъ ее о. мисс³онеру, а на утро опять полягутся у заборовъ. Всякому проходящему объяснили они, что они: "страдаютъ за вѣру". Нѣкоторые просили милостыню, протягивали руки и вопили: "страдальцамъ за вѣру Христову подайте!"
   Этотъ же о. прото³ерей былъ и экзаменаторомъ дьячковъ, предъ посвящен³емъ въ стихарь. Въ дьячки и пономари поступали ученики, большею част³ю, по лѣности, неспособности и за дурное поведен³е исключенные изъ училищъ. Ихъ назначали въ приходъ; въ течен³е года они должны были выучиться хорошо читать по славянски, пѣть на гласы и по нотамъ и выучить кратк³й катихизисъ. Носить стихарь они не имѣли нрава; для этого они чрезъ годъ должны были явиться къ преосвященному и подать прошен³е о посвящен³и ихъ въ стихарь. Преосвященный, обыкновенно, на прошен³и надписывалъ: "Къ экзаменатору". Получивш³й хорошую отмѣтку экзаменатора посвящался въ стихарь; получивш³й же неудовлетворительную посылался въ приходъ на годъ снова. Какъ понудительная мѣра къ изучен³ю требуемыхъ предметовъ, непосвященнымъ въ стихарь не дозволялось жениться. Иной въ приходѣ только и знаетъ, что шляется по кабакамъ, да по крестинамъ, рожа расползется, какъ у быка; другой изо-дня въ день гнетъ спину надъ сохой, да съ цѣпомъ, и ни тому, ни другому катихизисъ во весь годъ не придетъ и въ голову. И ѣздятъ так³е къ преосвященному лѣтъ пять-шесть, и ѣздить бы имъ весь вѣкъ, еслибъ не жалѣлъ ихъ о. экзаменаторъ! Не ѣздить же нельзя, и указъ давался только на одинъ годъ, да и не дозволялось жениться. Пр³ѣзжаетъ однажды, изъ-за Волги, пономарь с. Большой Глушицы, верстъ изъ-за 400, Ѳедоръ Иргизовъ, приходитъ къ экзаменатору, тотъ спросилъ что-то, и говоритъ: "плохо, плохо! поучи и явись черезъ годъ". Иргизовъ вынимаетъ серебряный рубль и кладетъ на столъ. О. экзаменаторъ, не глядя, взялъ его, тутъ же подсунулъ подъ салфетку и пошелъ въ другую комнату, бормоча: "Еще, еще надо поучить, еще плохо!" Ушелъ, давая возможность Иргизову вынуть изъ кошелька еще рублишко. Иргизовъ на пальчикахъ подбѣжалъ къ столу и вытащилъ изъ-подъ салфетки свой рубль. Входитъ экзаменаторъ. Иргизовъ: "ваше высокопреподоб³е! Сдѣлайте милость!" И кладетъ на столъ рубль. Экзаменаторъ опять, не глядя, взялъ, положилъ подъ салфетку и пошелъ: "еще надо поучить, плохо, плохо!" Иргизовъ стянулъ рубль опять. Входитъ о. экзаменаторъ, онъ кладетъ его опять. "Ну, давай дѣло! Жаль тебя, далеко ѣздить-то тебѣ". И далъ хорошую отмѣтку.
   Такъ наживали деньги люди должностные.
  

XIV.

  
   Въ предъидущей главѣ я указалъ на два - три примѣра того, какъ наживали деньги, въ блаженное старое время, должностныя лица изъ духовенства; теперь укажу на нѣсколько примѣровъ изъ быта духовенства сельскаго.
   Одинъ священникъ, коротк³й мой знакомый, поступилъ во священники, по окончан³и семинарскаго курса, на мѣсто тестя,- въ старинный, полный домъ. Тотчасъ онъ сошелся со старикомъ-помѣщикомъ, и льстилъ ему, елико возможно. Баринъ честь любилъ, и жилъ, какъ и подобало жить барину прежнихъ временъ,- ѣлъ, пилъ, спалъ и лишь раза три - четыре въ день ткнетъ въ рыло лакею, больше же этого по хозяйству не дѣлалъ ничего. Священникъ сдѣлался докладчикомъ и совѣтникомъ по всѣмъ его дѣламъ: нужно-ли снять у барина въ аренду мельницу,- попросятъ сперва батюшку; купить-ли лѣсу,- сперва толкнутся къ батюшкѣ; провинился-ли мужикъ,- за защитой къ батюшкѣ; освободить-ли сына отъ солдатчины,- за ходатайствомъ къ батюшкѣ. И такъ во всемъ... Священникъ цѣну себѣ понялъ скоро: кто больше дастъ, того и дѣло право. Барскаго лѣсу самъ онъ могъ рубить, даже для продажи, сколько угодно; земли барской могъ брать, сколько угодно; крестьяне обработывали его поля; вся домашняя прислуга была отъ барина и притомъ дѣло это велось такъ: нянька, кухарка, кучеръ и работникъ живутъ и служатъ у священника; но завтракать, обѣдать и ужинать ходятъ къ себѣ домой. Такимъ образомъ онъ получалъ, навѣрное, развѣ только немногимъ меньше самого барина. Въ приходѣ: вынь да положь, за каждую требу, впередъ. Пришелъ крестьянинъ, постомъ, исповѣдываться,- впередъ положь гривну; нѣтъ,- ступай прочь {Послѣдств³емъ этого было то, что три деревни, почти поголовно, отошли-было въ расколъ. Священникъ пересталъ требовать платы, сталъ брать, что дадутъ,- и крестьяне, почти всѣ, стали опять ходить въ церковь. Сельск³й Священникъ.}. Пришелъ крестить младенца,- деньги впередъ; нѣтъ, или мало,- ступай домой. Каждый женихъ долженъ пахать непремѣнно три дня, каждая невѣста - три дня жать или молотить. Безъ этого и вѣнчать не будетъ. Станетъ собирать хлѣбомъ,- мужикъ хоть тресни, а попово лукошко насыпай полно. Мужикъ въ амбаръ и батюшка за нимъ. Мужикъ насыпаетъ, а батюшка смотритъ и понукаетъ: "а - ну, сыпь, сыпь, не скупись"!
   - Да у тебя, батюшка, лукошко-то больно велико, туда полѣзетъ ползакрома.
   - Велико! Чай не я его дѣлалъ. Ну, еще немножко: ну, еще лоточекъ; да не скупись же!
   Мужикъ мнется, а батюшка настаиваетъ: "насыпай N. N., насыпай! Пригодится и попъ когда-нибудь. Сына-то, небойсь, женить будешь скоро"! Какъ мужичекъ ни бьется, а батюшка, все-таки, своего добьется,- лукошко батюшкино полно. Иногда дѣло это велось у него еще проще: мужичекъ мнется, задѣваетъ по поллоточку,- батюшка выходитъ изъ терпѣн³я, и какъ-бы шутя: "Эхъ ты, N. N. Ты не умѣешь и насыпать! Ты вотъ какъ"! Возьметъ у него изъ рукъ лотокъ, да и насыпаетъ полно лукошко.
   Приспѣла свадьба,- тутъ мужичку, просто, въ смерть: принеси и гуся, и коровай хлѣба, и водки, и возокъ сѣнца привези, и сдѣлай какую-нибудь услугу, въ родѣ чистки двора, подводы въ городъ и тому под. А деньги деньгами,- это, конечно, само собой. Назначитъ батюшка 10 р., а мужикъ даетъ 3 р. И пойдетъ торгъ, Боже мой, дня три ходитъ мужикъ вымаливать, и каждый разъ долженъ принести что-нибудь. Мужикъ встанетъ на колѣни,- молчитъ, чуть не плачетъ; а батюшка сидитъ себѣ, и знать ничего не хочетъ: "давай, что сказано, и баста"!
   За пасхальные и праздничные молебны батюшка опредѣлилъ брать, положимъ, 20 к. Мужикъ даетъ 15 к. Вынь да положь еще 5 к.! Иначе и служить не станетъ.
   Я, однажды, спрашиваю его: зачѣмъ вы просите денегъ до совершен³я требы? Вѣдь это слишкомъ неблаговидно!
   - Неблаговиднаго тутъ ровно нѣтъ ничего. Я беру за свой трудъ. Но наше, поповское, дѣло,- не купеческое. Тамъ купилъ, не понравился товаръ и купецъ всегда согласится возвратить деньги и принять товаръ обратно. А мы: отслужимъ молебенъ; мужикъ не дастъ ничего или дастъ 2-3 к., что же тогда? Вѣдь молебна назадъ не возьмешь. И ссорься съ нимъ! У меня дѣло на честность - отдашь деньги,- я служу, не отдашь,- не буду. Ссоры у насъ и быть не можетъ, и не надуетъ никто. А то вотъ видите, что бываетъ: недавно меня просила барыня Ольга Ѳедоровна З-нъ служить всенощную; послѣ всенощной, я отслужилъ молебенъ съ водоосвящен³емъ, потомъ молебенъ Ольгѣ и наконецъ панихиду. Послѣ чего она и даетъ мнѣ два двугривенныхъ. Я раскланялся, сказалъ, что, изъ уважен³я къ ней, служилъ ей даромъ и положилъ на столъ передъ нею ея двугривенные. А она... хоть бы моргнула. Вотъ за этимъ-то я и беру за все впередъ.
   Въ домѣ эконом³я была во всемъ страшная; для кухни онъ выдавалъ все самъ, или, по крайней мѣрѣ, все показывалось ему, что бралось изъ амбаровъ или погребовъ. Выдастъ, напримѣръ, муки, уровняетъ въ ларѣ или закромѣ дощечкой и наложитъ ладонь. Приходитъ выдавать въ слѣдующ³й день, видитъ, что отпечатокъ ладони его,- и выдастъ. Ѣлъ онъ Богъ вѣсть что! что погнило и попрѣло - ѣлъ онъ; все же хорошее продавалось.
   Въ домѣ у него было очень чисто; и самъ онъ и семейные его одѣвались, тоже, очень чисто, хотя все изъ самаго дешевенькаго. Читалъ очень много и самъ выписывалъ одну газету мѣстную, одну Петербургскую, два журнала духовныхъ и три свѣтскихъ. Хлѣба засѣвалъ очень помногу и на всѣхъ работахъ неотлучно отъ зори до зори. Въ полѣ и на гумнѣ онъ постоянно ходилъ, сидѣлъ, смотрѣлъ за работой и, въ то же время, читалъ. Дѣти всѣ воспитывались хорошо.
   И я хорошо знаю, что деньги у него были.
   Въ Самарской губерн³и былъ, и, кажется, живъ и до сего дня, нѣкто отецъ Онисимъ. Въ, то время, когда населялся заволжск³й край, онъ изъ дьячковъ поступилъ въ одно изъ отдаленныхъ, новостроившихся селъ во священники. Человѣкъ онъ былъ малограмотный, но практичный въ высшей степени. Земли свободной, казенной было множество, земля плодородная, отдавалась въ аренду по 10 к. за десятину,- и отецъ Онисимъ принялся за пшеницу. Вскорѣ онъ расширилъ свои посѣвы до 100 сошельниковъ (400 д.). Прихожане его, народъ, собранный изъ разныхъ внутреннихъ губерн³й, народъ вначалѣ былъ бѣдный. От. Онисимъ устроилъ двѣ вѣтряныя мельницы, поставилъ кузницы и открылъ торговлю всѣмъ, что нужно крестьянину. Тамъ были: сита, корыта, лопаты, топоры, деготь, словомъ все, до послѣдней мелочи, и сдѣлался настоящимъ торгашемъ-кулакомъ. Благочиннымъ былъ у него нѣкто, здравствующ³й и теперь, Н. Ѳ. П., человѣкъ очень ловк³й. Я обоихъ зналъ ихъ, какъ нельзя лучше. Какъ только, бывало, Онисимъ сотворитъ какую-нибудь плутню и хапнетъ,- благочинный и тутъ, какъ изъ земли выскочитъ, накроетъ Онисима, не дастъ и денегъ припрятать. Онисимъ былъ кулакъ, но трусъ, а благочинный дѣлецъ. Хапнетъ Онисимъ, а благочинный и на дворъ. И Онисиму приходится и хапчину отдать, да и своихъ прибавить малую толику. Однажды, случилось благочинному у Онисима ночевать. Ночью стучатся въ окно къ Онисиму: "Батюшка! Встань, вѣтерокъ потянулъ, смели мѣшочекъ!" Благочинный: "Что? Смолоть? Онисимъ! Да развѣ ты мельникъ? Я думалъ, что я пр³ѣхалъ къ священнику, а выходитъ, что къ мельнику. Дьяконъ! (благочинный ѣздилъ всегда съ своимъ дьякономъ). Встань и сейчасъ запечатай мельницу". У дьякона кусокъ тесьмы былъ привезенъ изъ дому. Сейчасъ пошелъ, опуталъ крылья у мельницы тесьмой и припечаталъ къ столбу. По утру, Онисимъ далъ его высокопреподоб³ю сотнягу, да дьякону на кафтанишко,- и мельница завертѣлась опять.
   Церкви въ селѣ у Онисима не было долго. Какъ только, бывало, зайдетъ съ Онисимомъ рѣчь о благочинномъ, Онисимъ крякнетъ: "да я двѣ церкви выстроилъ-бы, сколько я передавалъ благочинному".
   Въ селѣ Б. Б - цѣ былъ волостнымъ головою нѣкто Иванъ Андреевичъ, мужикъ очень умный, засѣвавш³й пшеницы по нѣскольку сотъ десятинъ, съ купеческимъ капиталомъ и, вдобавокъ, богачей-мужиковъ обиравщ³й безпощадно. Однажды, жена его Мавра Алексѣевна пр³ѣхала къ обѣднѣ и, какъ-то, съ ней въ церковь вбѣжала ея собаченка. Чутье у благочиннаго было необыкновенное: сейчасъ учуялъ онъ, откуда пахнетъ деньгами. Онъ прискакалъ на другой же день и запечаталъ церковь. И... Иванъ Андреевичъ сотню оттащилъ ему.
   Это было въ 1840-хъ годахъ. Въ то время, въ этомъ селен³и, церковь была еще одна, деревянная, внутри оклеенная холстомъ и, конечно, окрашёна. Какъ-то, однажды, и отклеись лоскутокъ холста вверху на четверть. Благочинный сейчасъ въ Г - цу и запечаталъ церковь. Прихожане этого огромнаго селен³я въ то время были богачи, большинство изъ нихъ посѣвы свои считали сотнями десятинъ, поэтому собрать какую-нибудь сотню рублей имъ не стоило ничего и, дѣйствительно, пока благочинный у священника закусывалъ, прихожане собрали и поднесли ему 100 р. и двери церкви отворились.
   Когда пр³ѣзжалъ онъ въ какое-нибудь село, то у тарантаса его стояли, поочередно, и день и ночь дьячокъ съ пономаремъ, какъ-бы для охранен³я дѣловыхъ бумагъ и казенныхъ денегъ. Ѣздилъ онъ всегда пятерикомъ.
   Нѣкто о. Сердобовъ, тоже благочинный, также хорошо зналъ въ которомъ омутѣ лучше ловится рыба, и спуску никому не давалъ. Но главная професс³я его была перекупка хлѣба,- проса и пшеницы. Село, гдѣ онъ жилъ, было недалеко отъ Волги и онъ цѣлыя бѣляны грузилъ своимъ хлѣбомъ и отправлялъ въ Астрахань. (Пароходовъ, въ то время, еще не было, а бѣляна то же, что баржа, только болѣе грубой работы).
   Заволжск³е крестьяне, въ началѣ заселен³я этого края, жили необыкновенно богато; очень богато жило и духовенство. Но, не смотря на это, оно выказывало необыкновенную способность на изобрѣтен³е способовъ обогащен³я. Бывш³й, въ 1830-хъ и въ началѣ 1840-хъ годовъ, священникомъ въ с. Пестравкѣ, Самарской губерн³и, и благочиннымъ, Хрисанфъ Яковлевичъ Рождественск³й, переведенный потомъ въ г. Новоузенскъ прото³ереемъ, говорилъ мнѣ однажды, когда я самъ уже былъ благочиннымъ: "Эхъ-хе-хе! что Новоузенскъ? Деревня: то ли дѣло Пестравка! Я тамъ собиралъ даже брагой (домашнее пиво). Передъ масляной велишь работникамъ поставить на двое саней по бочкѣ, да пойдешь по дворамъ собирать брагой. Выходитъ кто-нибудь изъ хозяевъ; "Эхъ, батюшка, ужъ какая брага, что твой медъ!" - "Ну, лей сюда". Другой хозяинъ говоритъ: "не удалась, батюшка, наша бражка, плоха вышла". - "Эту лей сюда". И такимъ образомъ наберу двѣ сорокоуши браги".
   - Куда же вы дѣвали ее?
   - А вотъ куда: приходитъ масляница, почти всѣ, и мужики и женщины, передъ постомъ, идутъ ко мнѣ прощаться {Въ этомъ селѣ я бывалъ много разъ. Очень богатое, въ то время, село и, вѣроятно, около 3,000 жителей мужескаго пола. Сельск³й Священникъ.}. Мужики идутъ ко мнѣ, а жены ихъ къ моей женѣ на кухню. Мужикъ несетъ мѣшокъ пшеницы, или тушку баранины, а бабы - колотаго гуся, индѣйку или полтушки баранины. Этой-то брагой мы и угощаемъ ихъ. И мужики и бабы такъ ужъ и знаютъ, что они будутъ пить у насъ свою брагу. Дѣло тутъ не въ брагѣ, а въ томъ, что ихъ угощаютъ батюшка съ матушкой.
   - Сколько же давалъ вамъ доходу этотъ фокусъ?
   - Пшеницы пудовъ 500, да мяса и птицы пудовъ 50. Посолимъ и птицу и мясо, да и кормимъ лѣтомъ рабочихъ. Хлѣба я сѣялъ помногу, покупнымъ кормить дорого стоило бы.
   Нѣтъ сомнѣн³я, что я взялъ крайности, что я взялъ въ примѣръ людей, выдающихся притязательностью; но духовенство, вообще, находится въ такомъ положен³и, что люди и самые честные, и самые благородные, или, по крайней мѣрѣ, люди застѣнчивые, не могутъ не настаивать или, по крайней мѣрѣ, не припрашивать при получен³и платы за нѣкоторыя требоисправлен³я, какъ бы ни было больно это ихъ сердцу.
   Сельское духовенство имѣетъ жалованья: настоятель 140 р., помощникъ его 108 р., псаломщикъ-дьячекъ 36 р., псаломщикъ пономарь 24 р. въ годъ. При назначен³и жалованья, было Высочайше повелѣно: не брать ни за как³я обязательныя требы, какъ-то: крещен³е, исповѣдь, бракъ, елеосвящен³е, причащен³е, и погребен³е, и дозволено брать только добровольныя подаян³я за требы необязательныя: молебны, панихиды и литург³и.
   Не смотря на Высочайшее повелѣн³е и жалованье, брать за обязательныя требоисправлен³я духовенство не переставало. Поэтому, чрезъ нѣкоторое время, послѣдовало вновь Высочайшее повелѣн³е: за обязательныя требы не брать. Духовенство осталось на жалованьѣ и на добровольныхъ платахъ за добровольныя требоисправлен³я. Но что значитъ добровольная плата? Значитъ дать, по моей доброй волѣ,- что мнѣ вздумается. Священники же и причтъ его должны быть довольны этою добровольной платою. Одинъ, напримѣръ, крестьянинъ даетъ за молебенъ, положимъ, 30 к.- священникъ беретъ и благодаритъ; другой даетъ 10,- священникъ благодаритъ; трет³й даетъ 3 к.,- священникъ благодаритъ и этого. Всякому совершенно естественно платить, за чтобы то ни было, насколько возможно, дешевле. Зачѣмъ, напримѣръ, я буду платить за фунтъ хлѣба 30 к., когда хлѣбникъ будетъ доволенъ, если я дамъ ему 3 к.? Молва о томъ, что попъ беретъ за молебны и по 3 к. разнесется по приходу мгновенно. И священникъ не успѣетъ пройти и четверти деревни, какъ всѣ крестьяне будутъ платить ему за молебны 3 или 5 к. Такъ и было со мной, когда я, въ первую Пасху, получалъ плату за молебны самъ и не припрашивалъ ничего; такъ у меня бываетъ и нынѣ при молебнахъ и панихидахъ въ церкви,- обыкновенная плата 1 или 3 к. Тутъ только и наверстываешь тѣмъ, что служишь многимъ вмѣстѣ; если же служишь и для одного,- плата та же 1 или 3 к. Мною уже испытано, что, въ полномъ смыслѣ слова, добровольная плата не даетъ доходу на весь причтъ 50 р. въ годъ, въ приходѣ въ 1,800 душъ мужескаго пола. Поэтому, при казенномъ жалованьѣ и добровольныхъ пожертвован³яхъ, духовенство хотя и "облагорожено", но средства къ содержан³ю его намного уменьшились. Этихъ оставшихся средствъ оказалось рѣшительно недостаточно къ его существован³ю. Поэтому крайняя нужда и увѣковѣченная привычка брать за всѣ требоисправлен³я дѣлаютъ насъ преступниками Высочайшей воли: духовенство беретъ и нынѣ за всѣ требоисправлен³я. Правда, консистор³и нашли возможность обойти и этотъ законъ - не брать за обязательныя требы: онѣ разрѣшили брать за запись требъ, т.-е. за крещен³е, напримѣръ, не брать, но за запись крещен³я въ метрику,- брать; за совершен³е таинства брака не брать; но за запись брака брать можно. Такъ пишется у насъ и въ братскихъ нашихъ доходныхъ книгахъ. Сколько же брать за запись,- этого не опредѣлено. Это опять добровольно. На чьей сторонѣ должна быть эта добрая воля,- этого опять не сказано. А поэтому она и бываетъ всегда на сторонѣ того, кто болѣе настойчивъ. Берется за письмоводство. При бракѣ письма столько же, что и при крещен³и,- пять строкъ; однако же за запись крещен³я берется 10 к. и за запись брака 10 р. (я беру среднее число). И это мы должны назвать дѣломъ справедливымъ, честнымъ?! Въ так³я ложныя отношен³я къ приходамъ поставлено сельское духовенство!..
   Но городское духовенство имѣетъ право брать за всѣ требоисправлен³я безъ стѣснен³я совѣсти, на законномъ основан³и: городскому духовенству жалованья не положено и оно оставлено жить доходами отъ требоисправлен³й. Чтобы уяснить себѣ положен³е священника при такихъ услов³яхъ жизни, я кратко покажу, кѣмъ пастырь долженъ быть при совершен³и таинствъ и молитвослов³й, по учен³ю Слова Бож³я, и какъ дѣло это практикуется, по установившимся обычаямъ, утвержденнымъ закономъ.
   Священникъ есть посланникъ Бож³й, вѣстникъ Его Святой воли, руководитель людей въ любви къ Богу и ближнимъ и, слѣдовательно, умиротворитель вражды всякаго рода. Всѣ силы души его всецѣло должны быть посвящены тому, чтобы между людьми былъ полный миръ, соглас³е и братская любовь; любовь же между имъ самимъ и тѣми, которыхъ онъ руководитъ къ любви, тѣмъ болѣе, должна быть самая безкорыстная, безупречная, чистая и полная. Словомъ: пастырь и пасомые должны быть взаимно любящ³е другъ друга, отецъ и дѣти. Всякая радость и горе пасомаго должны быть также близки сердцу пастыря, какъ близки и отцу радость и горе дѣтей его.
   Родился новый членъ семейства,- священникъ чрезъ таинства крещен³я и мѵропомазан³я освящаетъ его и радуется, вмѣстѣ съ родителями и воспр³емниками, и какъ новому члену семейства, и какъ новому члену Христовой церкви.
   Чрезъ 40 дней послѣ рожден³я, мать приноситъ младеяца въ храмъ,- и священникъ молится вмѣстѣ съ ними о здрав³и и спасен³и ихъ обоихъ и на глазахъ всѣхъ присутствующихъ въ храмѣ воцерковляетъ его и предъявляетъ всѣмъ, что принесенный въ храмъ есть такой же членъ Христовой церкви, какъ и всѣ они, и радуется со всѣми новому сочлену.
   Прихожанинъ благодаритъ Господа за ниспосланную ему особенную Его милость,- священникъ совершаетъ благодарственное молитвослов³е и, вмѣстѣ съ духовнымъ сыномъ своимъ, благодаритъ Господа за ниспосланную милость Его и сорадуется радости сыновней.
   Прихожанинъ имѣетъ нужду въ особенной помощи Бож³ей и проситъ своего пастыря помолиться съ нимъ вмѣстѣ, чтобъ Господь услышалъ ихъ общую молитву,- и пастырь, какъ отецъ, сочувствующ³й нуждѣ сыновней, молится о ниспослан³и милости Господней.
   Пасомый возчувствовалъ свое грѣховное состоян³е и желаетъ излить свою душу предъ Богомъ и духовнымъ отцемъ своимъ,- и пастырь пр³емлетъ его исповѣдь утѣшаетъ, вразумляетъ и именемъ Бож³имъ объявляетъ ему прощен³е его согрѣшен³й и преподаетъ ему Тѣло и Кровь Господню.
   Прихожане желаютъ вступить въ бракъ,- священникъ вводитъ ихъ во храмъ Господень, молится вмѣстѣ съ ними и освящаетъ этотъ союзъ.
   Постигло народное бѣдств³е,- засуха, и грозитъ общимъ голодомъ,- священникъ молится, вмѣстѣ съ духовными дѣтьми своими, объ отвращен³и этой страшной смерти.
   Человѣкъ чувствуетъ себя тяжко больнымъ,- священникъ помазуетъ его освященнымъ елеемъ и, вмѣстѣ съ домашними и ближними, молится объ исцѣлен³и его отъ болѣзни и прощен³и его согрѣшен³й.
   Пришелъ день воспоминан³я пришеств³я на землю во плоти Спасителя м³ра,- и священникъ, какъ ангелъ, какъ вѣстникъ Бож³й, возвѣщаетъ эту всем³рную радость въ жилищахъ его паствы,- славитъ родившагося Христа.
   Въ день крещен³я Господня пастырь освященною водою, изображающею, какъ-бы, ту воду, въ которой погружался Господь при крещен³и, опять ходитъ по домамъ паствы его и окропляетъ и пасомыхъ и ихъ жилища.
   Въ первый день св. Четыредесятницы священникъ молится съ пасомыми о ниспослан³и помощи Бож³ей въ трудномъ подвигѣ поста, сердечнаго сокрушен³я и покаян³я во грѣхахъ, яко да сподобится въ чистой совѣсти причаститься неосужденно Божественному Тѣлу и животворящей Крови, изл³янной за весь м³ръ, во оставлен³е грѣховъ.
   Въ день воскресен³я Христова, православные христ³ане выражаютъ радость свою общими поздравлен³ями и лобызан³ями,- и первое поздравлен³е и лобызан³е несутъ къ своему пастырю. Пастырь въ храмѣ благословляетъ ихъ яства и идетъ въ домы ихъ прославить воскресшаго Спасителя м³ра и тѣмъ увеличиваетъ ихъ радость.
   Пасомый чувствуетъ приближен³е смерти,- и пастырь напутствуетъ его въ жизнь вѣчную надеждою на милосерд³е Бож³е и преподаетъ ему Тѣло и Кровь Господню, дарующую животъ вѣчный.
   Болѣвш³й помираетъ,- священникъ сопровождаетъ прахъ его въ храмъ Господень и молится, вмѣстѣ съ его родными и ближними, о упокоен³и души его; приноситъ безкровную жертву о здрав³и и спасен³и живыхъ и усопшихъ.
   Словомъ: священникъ есть постоянный и неразлучный спутникъ пасомыхъ имъ христ³анъ со дня рожден³я ихъ до могилы, и молитвенникъ о нихъ по смерти. Вся жизнь его всецѣло должна быть посвящена его паствѣ. И - святая, богоугодная жизнь прихожанъ, и сыновнее довѣр³е, преданность и любовь къ нему паствы должны быть ему наградою.
   Но священникъ не безплотный ангелъ небесный. Ему нужны помѣщен³е, пища, одежда, книги; ему нужны средства содержать свое семейство и доставлять содержан³е его помощникамъ,- причту. Гдѣ же эти средства? Ему и сказано, бери съ своихъ духовныхъ дѣтей деньги за все, что ты дѣлаешь для нихъ, и этими деньгами содержитесь и ты самъ, и семья твоя, и причтъ твой.
   Имѣя въ виду исключительно только эти средства къ своему существован³ю, новопоставленный пастырь отправляется къ своей паствѣ.
   Въ приходѣ приносятъ къ нему младенца для совершен³я надъ нимъ таинствъ крещен³я и мѵропомазан³я,- для освящен³я и усвоен³я крещеннымъ даровъ Св. Духа.
   - За это, кумъ, заплати. Этимъ долженъ существовать и я самъ, и семья моя, и причтъ мой.
   Чрезъ 40 дней послѣ рожден³я, мать приходитъ съ младенцемъ въ храмъ для воцерковлен³я младенца.
   - Заплати! Хоть гривну, а давай.
   Получитъ пасомый милость Бож³ю, хочетъ излить предъ Господомъ чувства своей предъ Нимъ благодарности и проситъ своего пастыря поблагодарить за Его милосерд³е и порадоваться вмѣстѣ съ нимъ его благополуч³ю.
   - А что заплатишь за это?
   Постигло человѣка несчаст³е; онъ обращается съ молитвою къ Господу, Его Пресвятой Матери и св. угодникамъ и проситъ своего отца духовнаго помолиться о немъ.
   - Хорошо! Но только за это заплати.
   Возчувствовалъ христ³анинъ свою грѣховность предъ Господомъ, желаетъ излить предъ Нимъ свою сокрушенную душу, проситъ священника принять его исповѣдь,- утѣшить, вразумить, укрѣпить болящую душу его; власт³ю, данною ему Господомъ, дать ему отпущен³е согрѣшен³й его и преподать ему Тѣло и Кровь Господню.
   - Дѣло это, безспорно, прекрасное; но все-таки, другъ мой, за это ты долженъ мнѣ заплатить.
   Прихожане желаютъ вступить въ бракъ и просятъ своего пастыря освятить ихъ союзъ и помолиться о нихъ.
   - А что дадите за это?
   Тутъ идетъ уже торгъ, и торгъ, у многихъ, самый позорный, самый унизительный. Тутъ припомнятся всѣ старыя недоплаты, недосыпки хлѣба съ одной стороны, и обѣды и угощен³я,- съ другой. Выйдутъ тутъ на сцену и гуси, и индѣйки, и бараны, и водка. Тутъ пойдутъ и ссоры, и мировая, и выпивка и, вмѣстѣ съ тѣмъ, надбавка: одинъ полтинникъ прибавитъ, другой четвертакъ прибавитъ. И, Боже мой, что тутъ творится!...
   Постигнетъ народное бѣдств³е - засуха, и грозитъ общимъ голодомъ. Но религ³озное чувство въ народѣ сильно, вѣра въ милосерд³е Бож³е полная,- и прихожане просятъ своего священника помолиться съ ними вмѣстѣ и обойти съ иконами ихъ посѣвы.
   - Молиться я готовъ; но нужно же за это мнѣ и заплатить, иначе я умру съ голоду прежде васъ всѣхъ.
   Одинъ членъ семейства страшно боленъ, и боленъ давно. Всѣ имѣющ³яся подъ руками медицинск³я средства были употреблены, а помощи нѣтъ. Одна теперь надежда на помощь Бож³ю. "Батюшка! Помолись о немъ, соверши надъ нимъ таинство елеосвящен³я", говорятъ ближн³е.
   - Изволь, я сдѣлаю это съ удовольств³емъ,- помолюсь; но только заплати.
   Пришли дни Рождества Христова и Богоявлен³я. Хочешь ли ты, чтобъ я пришелъ къ тебѣ съ крестомъ и св. водою, не хочешь-ли,- это мнѣ все равно, я все-таки приду, и хоть грошъ, а заплати. Мнѣ самому невыносимо больно быть наянливымъ; но что-жъ я буду дѣлать, когда мнѣ не дано никакихъ другихъ средствъ къ моему существован³ю? Я брошенъ въ м³ръ безъ дома, безъ хлѣба, безъ денегъ. Крайняя нужда заставляетъ меня быть наянливымъ. Я знаю, что ты осудишь меня. Но не осуждай, не знавши дѣла!
   Пришелъ велик³й постъ,- и батюшка шлепаетъ по приходу, съ первой недѣли до послѣдней, съ молитвою "въ началѣ поста св. Четыредесятницы", собирая зерномъ, курами, и кусками сала.
   Пришла св. Пасха; православные христ³ане, въ восторгѣ радости, поздравляютъ своего пастыря съ великимъ праздникомъ и желаютъ цѣлован³емъ съ нимъ, какъ дѣти съ отцомъ, выразить свою радость.
   - За то, что я поцѣлуюсь съ вами, давай яйцо!
   Прихожане просятъ прославить воскресшаго изъ мертвыхъ Спасителя, въ домахъ ихъ, и съ благоговѣн³емъ встрѣчаютъ св. иконы, предъ своими домами, съ хлѣбомъ-солью.
   - Хлѣбъ-то ты отдай мнѣ, а соль ссыпь просфорнѣ; заплати мнѣ и за то, что я буду прославлять Спасителя въ твоемъ домѣ. Да давай по яйцу съ каждаго семьянина за то, что я буду цѣловаться съ вами.
   Прихожанинъ чувствуетъ приближен³е смерти и желаетъ напутствован³я въ жизнь вѣчную.
   - Дѣло христ³анское, святое; но... заплатить мнѣ за это, все-таки, надо. Ты боленъ тѣломъ, но у меня болитъ душа, можетъ быть, болѣе твоего, требуя платы за то дѣло, которое я долженъ сдѣлать. Но куда же мнѣ дѣваться, когда такъ устроено дѣло моего служен³я!...
   Умираетъ больной, ближн³е его неутѣшны. Все желан³е ихъ теперь, чтобъ Господь сподобилъ его вѣчнаго упокоен³я, Надежда на милосерд³е Бож³е есть единственное утѣшен³е въ скорби,- и они, со слезами на глазахъ, просятъ священника помолиться о немъ.
   - Молитва объ усопшемъ,- дѣло великое, святое и, вмѣстѣ, это есть знакъ безкорыстной любви нашей къ усопшему. Молиться я буду; но только за то, что я помолюсь о немъ въ вашемъ домѣ, предъ выносомъ въ храмъ,- плата; за то, что я пройду при гробѣ отъ дому до храма,- другая; за молитву въ храмѣ,- третья; за проводы отъ храма до могилы,- четвертая; за то, что я выну часть изъ просфоры при литург³и,- пятая; за самую литург³ю,- шестая; за запись на вѣчное поминовен³е,- седьмая.
   Да что же, наконецъ, все это такое, скажите ради-Бога!... И это называется естественнымъ, нормальнымъ состоян³емъ? И это такъ должно быть? И это не считается позоромъ для религ³и? И эта плата, убивающая святое, благоговѣйное настроен³е и въ пастыряхъ и въ пасомыхъ, служитъ средствомъ къ жизни пастырямъ? И все это узаконено?!...
   - Да.
   - Значитъ все это хорошо, все это такъ и быть должно?
   - Иначе и не узаконялось бы.
   Мы можемъ, однако же, положительно быть увѣренными, что все это, наконецъ, измѣнится. Если не доживемъ мы, такъ увидятъ это наши ближайш³е потомки. Въ это наша крѣпкая вѣра.
   - Сколько же давать за все, скажите по крайней мѣрѣ?
   - Ну, въ этомъ мы поторгуемся!... Съ бѣднаго можно взять поменьше, а состоятельнаго можно и поприжать.
   Пастырю, вѣстнику воли Бож³ей - "поприжать"!... Какую тоску наводитъ это слово!...
   Кромѣ того, что пастырю совсѣмъ не слѣдовало бы "поприжать" - мужичка есть кому "поприжать" и безъ него, особенно если онъ сидитъ на знаменитомъ Гагаринскомъ надѣлѣ. Отцы-благодѣтели "выручатъ его изъ нужды", дадутъ ему зимой возокъ соломки, да и выговорятъ за него десятинку спахать, сборонить, посѣять, сжать, смолотить, провѣять и къ благодѣтелю въ амбаръ свезти. А если понадобится не одинъ возокъ, а 5-6, и хворосту возокъ-другой, да и водицы напиться {Въ с. X - кѣ крестьянск³е дворы раскинуты такъ, что между ними находятся больш³е пустыри и гуменники. Въ срединѣ села большой оврагъ съ рѣчкой, плотиной и мельницей. Крестьянъ, почти силою, заставили принять по 1 десятинѣ. Десятины эти вышли всѣ въ серединѣ села, въ пустыряхъ и гуменникахъ, а рѣчка съ прудомъ и мельницей, хотя въ серединѣ села, вырѣзана къ барину. Вокругъ самаго села обошла граница барской земли, а за то, чтобъ крестьяне имѣли право пить воду, они обязаны платить полтину ежегодно. Баринъ,- въ чинѣ генерала и предводитель дворянства. Сел. Свящ.}, то благодѣтельская-то контора и залапитъ его, чуть не на круглый годъ. Кромѣ того мужичку нужно снять землицы подъ яровой хлѣбъ, купить лѣску, снять подъ покосъ,- за все это съ него возьмутъ безбожныя цѣны. Ему нужно, можетъ быть, купить лошадку, коровку, овечку, снять у благодѣтеля выгонъ, отдать пастухамъ, уплатить подати государственныя, земск³я, налоги волостные, сельск³е, гарант³ю желѣзной дороги; нужно ѣсть и одѣться, обуться, самому, семьѣ; купить упряжъ, соху и пр. и пр. Ему дорога каждая копѣйка. Невыносимо тяжела была жизнь крестьянина во время его рабства; но многимъ не легка она и теперь. Тогда били кнутомъ, а теперь рублемъ. Теперь, когда явились Гагаринцы-благодѣтели, поясочками, платочками и медовыми рѣчами сбивш³е съ толку крестьянъ и заставивш³е ихъ принять по одной десятинѣ, и новые землевладѣльцы-купцы,- то многимъ крестьянамъ пришлось слишкомъ тяжело. Землевладѣльцы-купцы высасываютъ послѣдн³е соки и изъ мужика, и изъ самой земли. У этихъ новыхъ землевладѣльцевъ единственная мысль,- барышъ, нажива. На истощен³е земли не обращается вниман³я, тѣснятъ мужика до послѣдней возможности. Кулаки эти, чтобы совсѣмъ забрать мужика въ свои загребистыя лапы, употребляютъ всѣ способы, всѣ плутни, чтобы снимать въ аренды всѣ свободныя казенныя земли. Снялъ землю кулакъ,- и тогда мужичку не двинуться ни взадъ, ни впередъ,- вѣчный рабъ, вѣчная кабала, безъисходное нищенство... Только тогда несчастный мужичокъ и вздохнетъ свободно, когда ему удастся снять самому казенный участокъ. Но это удается имъ крайне рѣдко. Дорога, повторяю, мужичку копѣйка! Но она дорога, и духовенству еще болѣе. Потребностей, нуждъ и требован³й отъ него несравненно больше чѣмъ отъ мужика. Поэтому, при столкновен³и двухъ нуждающихся сторонъ, неизбѣженъ торгъ. И торгъ этотъ, дѣйствительно, существуетъ во всей своей силѣ.
   Послѣ каждаго торга остается, неизбѣжно, глубок³й слѣдъ въ обоихъ торгующихся: крестьянинъ видитъ въ своемъ пастырѣ такого же отца-благодѣтеля, какъ и землевладѣлецъ, спустивш³й его на одну десятинку, или арендаторъ, готовый стащить съ него послѣднюю шкуру. О расположен³и, довѣр³и, любви,- тутъ не можетъ быть и рѣчи. Прихожане смотрятъ на священника, какъ на существо пришлое, чуждое имъ, живущее ихъ трудомъ, высасывающее ихъ соки,- стараются подавить его своимъ вл³ян³емъ на него, отнять у него всякое значен³е и поставить его въ полную отъ себя зависимость. Для этого употребляются ими всѣ способы притѣснен³й. Тамъ же, гдѣ не беретъ сила, они стараются вл³ять на него и сбить съ толку подпаиваньемъ. И, дѣйствительно, слабохарактерные священники спиваются. Насколько прихожане считаютъ священника для себя чуждымъ, а все достоян³е его своимъ собственнымъ, такъ на это составилась даже пословица: "у попа, да у барина украсть никогда не грѣхъ".
   Съ своей стороны духовенство смотритъ на приходъ, какъ на арендную статью; отчего и образовалось раздѣлен³е приходовъ на "хорош³е" и "плох³е", и употребляетъ тѣ же самыя усил³я и тѣ же самыя средства къ подчинен³ю себѣ прихожанъ, как³я употребляютъ прихожане къ подчинен³ю себѣ духовенства: духовенство тѣснитъ ихъ, когда есть къ тому возможность; въ нуждѣ поитъ, когда не беретъ сила, и молчитъ, видя ихъ пороки. Перевѣсъ той или другой стороны зависитъ отъ личнаго состава сторонъ.
   И изъ-за чего эта непр³язнь?... Изъ-за нѣсколькихъ копѣекъ?...
   Я сказалъ, что духовенство смотритъ на приходы свои, какъ на арендную статью и дѣлитъ ихъ на "хорош³е" и "плох³е". Говорить такъ, для кого-бы то ни было, неприлично, а для меня, священника, недостойно. Да мнѣ, дѣйствительно, и не хотѣлось-бы такъ говорить. Но какъ вы назовете фактъ закрыт³я множества церквей и сокращен³я приходовъ?!... Что имѣлось здѣсь въ виду? Исключительно улучшен³е матер³альнаго состоян³я духовенства. На обыкновенныхъ вѣсахъ перевѣсъ одной стороны неизбѣжно долженъ быть на счетъ другой, если нѣтъ посторонней тяжести. Въ чей ущербъ сдѣлано улучшен³е матер³альнаго быта духовенства? Въ ущербъ религ³озно-нравственнаго состоян³я прихожанъ и вл³ян³я на нихъ духовенства!... Вотъ и доказательство:
   Сельск³е приходы состоятъ очень часто изъ множества деревень, въ нашей же

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 507 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа