Главная » Книги

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона, Страница 10

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ись подъ Высокимъ покровительствомъ Государыни Императрицы. Въ 1881-1882 годахъ Ея Величество изъявила желан³е слить оба эти учрежден³я въ одно, что и исполнено. Новый уставъ утвержденъ Святѣйшимъ Синодомъ въ 1882 году для "Прибалт³йскаго Православнаго Братства Христа Спасителя и Покрова Бож³ей Матери". Въ 1884 году Общество обладало капиталомъ въ 201,000 руб, и имѣло обширный кругъ дѣятельности по школамъ, раздачѣ книгъ, устройству и благолѣп³ю церквей; оно выдаетъ также стипенд³и учащимся латышамъ. Когда въ 1883 году обнаружилось вторично обращен³е въ православ³е въ Леалѣ, Братство не замедлило устроить тамъ молитвенный домъ. Благодаря сильнымъ ходатайствамъ и высокой милости Государыни Императрицы, Братство обусловило крупную денежную помощь на православныя школы; находясь въ ближайшей связи съ духовенствомъ великоросс³йскимъ, оно привлекаетъ къ вещевымъ и денежнымъ пожертвован³ямъ на прибалт³йск³й край и наши древн³я, высокопочитаемыя лавры.
   Едва только вступивъ въ дѣятельность, Братство не могло не обратить вниман³я на запущенную, поникшую долу Святодуховскую церковь въ Якобштадтѣ. Почти все, что было сказано нами о судьбахъ православ³я въ этомъ краѣ, такъ или иначе касалось этой древнерусской святыни, служившей долгое время единственнымъ свѣточемъ его въ средѣ ун³и и ³езуитизма. Судьбѣ угодно было, чтобъ именно въ этой церкви совершено было, въ присутств³и графа Бориса Шереметева, молитвослов³е, когда исконно-русск³й край этотъ снова возвратился къ Росс³и. Словно отвыкш³я отъ побѣднаго славослов³я стѣны, по уходѣ нашихъ войскъ, продолжали разрушаться; безпомощными и хилыми глядѣли остатки церкви, когда Православное Братство задумало отстроить ее. Послѣ долгихъ усил³й и большихъ затратъ. 1 ноября 1884 года вновь отстроенный храмъ торжественно освященъ, но уже 16 января 1885 года, въ глубокую зимнюю темень, около 6 часовъ вечера, часть его взорвана на воздухъ, а другая часть сгорѣла; священнику Пойшу удалось спасти чудотворную икону. Страшенъ былъ звукъ взрыва; видѣли люди какъ бы огненный шаръ; на льдинѣ нашли убитую птицу,- самое же преступлен³е осталось нераскрытымъ, но по мотивамъ своимъ вызвало мног³е толки. Кто посѣщаетъ Якобштадтъ сегодня и видитъ эту церковь, поднимающсюся вторично, тотъ непремѣнно скажетъ Православному Братству свое глубокое спасибо.
   Прослушавъ молитвослов³е во временной церкви, приложившись ко кресту и чудотворной иконѣ Якобштадтской Бож³ей Матери, очень невеликой, вдѣланной въ иконостасъ, Ихъ Высочества прошли немедленно къ воздвигаемой заново Святодуховской церкви, фундаментъ готовъ весь; стѣны подняты болѣе чѣмъ въ ростъ человѣка, кладка каменная, хорошая. Весь храмъ будетъ не особенно великъ, и такъ какъ его возсоздадутъ по образцу сгорѣвшаго, то фотограф³и, снятыя съ его предшественника, такъ безвременно погибшаго, даютъ полное понят³е о томъ, чѣмъ онъ будетъ. Вслѣдъ за строящимся храмомъ Ихъ Высочества посѣтили одноклассную съ двумя отдѣлен³ями школу, число учениковъ которой въ зимнее время достигаетъ 150 мальчиковъ и дѣвочекъ. Милостиво снизойдя къ просьбѣ начальствующихъ лицъ, Ихъ Высочества приняли почетное членство православнаго Братства и изъявили предварительное соглас³е, зависящее отъ Высочайшаго соизволен³я, на наименован³е школы Владим³ро-Мар³инскою.
   Переѣхавъ на катерѣ на другую сторону Двины обратно, Ихъ Высочества прослѣдовали въ экипажѣ въ усадьбу барона Корфа - Крейцбургъ, мимо которой Они уже проѣзжали. Недалеко отсюда находятся самые опасные на Двинѣ пороги, тянущ³еся на пять верстъ, числомъ девять, подъ общимъ назван³емъ "Перекоришъ". Самую усадьбу можно, пожалуй, назвать замкомъ; надъ воротами виднѣлась надиись "добро пожаловать", на башнѣ развѣвался флагъ въ 83 аршина длины съ гербомъ барона Корфа; при въѣздѣ Ихъ Высочествъ во дворъ, заиграла музыка. Это одно изъ самыхъ богатыхъ помѣст³й въ краѣ: говорили, будто оно тянется на цѣлыя три станц³и желѣзной дороги, и будто нынѣшн³й владѣлецъ его, баронъ Николай Корфъ, счетомъ пятнадцатый Николай въ длинномъ ряду предшествовавшихъ ему владѣльцевъ Крейцбурга. Усадьба высится надъ одноименнымъ мѣстечкомъ своею массивною башней и цѣлымъ сонмомъ монументальныхъ построекъ и обставлена зеленью стародавнихъ кленовъ, липъ и дубовъ. Внутреннее убранство вполнѣ соотвѣтствуетъ богатой внѣшности; если судить по количеству оленьихъ роговъ и тетеревиныхъ хвостовъ, красующихся на лѣстницѣ, охота въ этихъ мѣстахъ должна быть великолѣпна и зорко наблюдаема. Здѣсь, окруженные многочисленными представителями балт³йскаго дворянства, хотя на витебскомъ берегу, чествуемые тѣмъ же глубоко преданнымъ радуш³емъ хозяевъ, которое встрѣчало Августѣйшихъ Гостей и въ другихъ посѣщенныхъ усадьбахъ. Ихъ Высочества пили чай, послѣ чего вернулись къ вокзалу желѣзвой дороги. Поѣздъ тронулся немедленно и около полуночи подъѣзжалъ къ освѣщенному иллюминац³онными огнями Динабургу.
  

Динабургъ.

Общее впечатлѣн³е города. Истор³я города при полякахъ. Воспоминан³я о 1812 годѣ. Глановъ и Кульневъ. Соборъ. Оффиц³альныя посѣщен³я. Николаевская дамба. Раскольники. Крѣпость. Ея соборъ и его католическое былое. Видъ на Гривку. Обѣдъ въ Погулянкѣ.

  
   Экстренный Великокняжеск³й поѣадъ гюдходилъ къ Динабургу въ глубокую темень. Вотъ основныя статистическ³я очертан³я населен³я и внѣшности Динабурга, которыя, при приближен³и поѣзда, могли, хотя отчасти, возсовдать его физ³огном³ю, скрывавшуюся отъ насъ во мракѣ ночи на 20-е ³юня и проступавшую только мѣстами въ иллюминац³онныхъ огняхъ:
  
   Домовъ каменныхъ - 473
   Домовъ деревянныхъ - 2,924
   Жителей - 60,296, въ томъ числѣ:
   Евреевъ - 26,540
   Православныхъ - 16,690
   Католиковъ - 10,611
   Лютеранъ - 4,470
   Раскольниковъ - 1,986
  
   Все это, вмѣстѣ взятое, люди и дома, то, что назвается Динабургомъ, разбросано по песчанымъ, совершенно безлѣснымъ берегамъ Двины, черезъ которую перекинутъ желѣзнодорожный мостъ. Говорятъ, будто Динабургъ, благодаря своему пестрому населен³ю и расположен³ю при рѣкѣ и желѣзныхъ дорогахъ, между русско-польско-литовско-эсто-латышско-нѣмецкими землями, издавна почитаемъ, какъ пристанище, всякими темными без паспортными людьми, причемъ составъ полиц³и, 55 человѣкъ нижнихъ чиновъ и 11 начальствующихъ надъ ними лицъ, далеко не удовлетворителенъ. Говорятъ также, будто количество пьяныхъ замѣчательно мало - не болѣе 30 человѣкъ въ годъ; чѣмъ объяснить это? само собою разумѣется, что первокласеная динабургская крѣпость, которая, согласно основнымъ правиламъ фортификац³и, должна быть возможно мало замѣтна даже днемъ, объятая ночью, притаилась отъ насъ совершенно. На станц³и Ихъ Высочества встрѣчены динабургскимъ комендантомъ, другими воинскими начальниками, а равно городскимъ головой съ хлѣбомъ-солью, и прослѣдовали немедленно въ домъ, занимаемый послѣднимъ; въ домѣ этомъ отведено было Августѣйшимъ Путешественникамъ помѣщен³е. Рижская и Владим³рская улицы, равно какъ Соборная площадь, по которымъ лежалъ путь, были запружены народомъ, и только головы этихъ людей, между которыхъ оставалось нѣкоторое свободное пространство,- между плечъ не было никакого,- ярко очерчивались въ бенгальскихъ и смоляныхъ огняхъ. Во время ужина, передъ окнами играла музыка и тянулось факельное шеств³е, какъ продолжен³е шеств³й прибалт³йскихъ губерн³й, съ которыми Динабургъ близко связанъ. Характерно, что въ спискѣ лицъ, сопровождавшихъ 25-го ³юня экстренный поѣздъ No 9, на которомъ слѣдовали Ихъ Высочества, въ спискѣ поименномъ, отъ инспектора и управляющаго - до смазчиковъ включительно, въ числѣ 33 именъ значилось только три славянскихъ.
   Нынѣшн³й Динабургъ основанъ въ 1582 году королемъ польскимъ Стефаномъ Батор³емъ, но, какъ и мног³е города, не сразу нашелъ свое теперешнее мѣсто, а испыталъ сперва другое, въ 17 верстахъ отсюда, подлѣ селен³я Старый Замокъ: тутъ, въ 1278 году высился одинъ изъ самыхъ восточныхъ нѣмецкихъ бурговъ, построенный магистромъ Ратцебургомъ, противъ Литвы: здѣсь сидѣлъ орденск³й комтуръ. Много разъ раззоряли и воздвигали замокъ этотъ; ²оаннъ III взялъ его въ 1481 году: въ XVI вѣкѣ замокъ, одновременно съ другими, отданъ рыцарями "въ залогъ" королю польскому Сигизмунду Августу; послѣ гибели ордена онъ остался за Польшей и сдѣланъ главнымъ городомъ воеводства ифлантскаго. Въ 1577 году ²оаннъ Грозный взялъ Динабургъ и нѣкоторое время жилъ въ немъ. Поляки заняли Динабургъ обратно, благодаря измѣнѣ коменданта Блятера, напоившаго русскихъ и впустившаго ночью поляковъ. Въ 1582, какъ мы сказали, Стефанъ Батор³й (по другимъ источникамъ - шведы, по третьимъ - ²оаннъ Грозный) перенесъ замокъ на мѣсто нынѣшняго Динабурга, а послѣдн³е остатки стараго замка, еще виднѣвш³еся въ началѣ нынѣшняго вѣка, снесены крестьянами на постройку крѣпости и окончательно проданы витебекой палатой государственныхъ имуществъ въ 1861 г., вопреки Высочайшему повелѣн³ю 31-го декабря 1826 года объ охранен³и остатковъ старины. Въ XVII вѣкѣ спорили о Динабургѣ шведы съ поляками: въ 1656 году царя Алексѣя Михаиловича "государевы ратные люди городъ Динабургъ взяли и дворы и костелы выжгли, а нѣмецкихъ людей высѣкли и нарядъ и всяк³е пушечные заряды поймали". Временно уступленный Польшѣ, Динабургъ присоединенъ къ Росс³и окончательно въ 1772 году и служилъ въ 1812 однимъ изъ главныхъ пунктовъ нашихъ военныхъ заготовлен³й. Оборонялъ Двину отъ французовъ, отъ маршаловъ Удино и Макдональда графъ Витгенштейнъ, но при общемъ отступлен³и Динабургъ сданъ непр³ятелю безъ боя, такъ, что молодецкая, лихая защита крѣпостнаго тетъ-де-пона генераломъ Улановымъ не привела ни къ чему, а неоконченныя укрѣплен³я крѣпости срыты французами; къ постройкѣ новой крѣпости приступили въ 1825 году. Недалеко отсюда, въ рѣжицкомъ уѣздѣ, существуетъ село Ильзенбергъ, сохраняющее въ церкви Скорбящей Бож³ей Матери останки другаго героя 1812 года Кульнева; по разсказамъ очевидцевъ, Кульневъ, огорченный неудачей, переправляясь черезъ Дриссу подъ непр³ятельскими выстрѣлами, снялъ съ себя мунднръ и уходилъ позади всѣхъ съ поникшею головою, когда непр³ятельское ядро оторвало ему обѣ ноги; чрезъ нѣсколько минутъ онъ умеръ, не произнеся ни слова; ядро находится при могилѣ. Въ 1868 году, по распоряжен³ю главноначальствующаго въ витебской губерн³и, мѣстное волостное правлен³е названо Кульневскимъ; не дурно было бы послѣдовать этому примѣру и въ другихъ мѣстахъ и поискать воспоминан³й, чтобы, такъ сказать, добрыми именами пестрѣла поверхность русской земли. На утро, 26-го ³юня, Ихъ Высочества, прежде всего, направились въ соборъ, у входа въ который преосвященный Mapкеллъ, епископъ полоцк³й и витебск³й, встрѣтилъ Ихъ Высочества привѣтственнымъ словомъ и осѣнилъ крестомъ, а затѣмъ отслужилъ молебств³е и представилъ священнослужителей. Соборъ, во имя Св. князя Александра Невскаго, воздвигнутъ въ 1864 г. на сумму, отпущенную казной, на частныя пожертвован³я и средства, назначенныя графомъ М. Н. Муравьевымъ. Онъ объ одномъ куполѣ, покоящемся на четырехъ столбахъ, и, благодаря несоразмѣрности его съ общимъ основан³емъ, кажетъ снаружи меньше, чѣмъ есть; въ немъ все убранство новенькое: иконостасъ, бѣлый съ золотомъ, выдѣляется хорошо въ голубыхъ тонахъ окраски.
   Далекъ былъ переѣздъ отъ собора къ мѣсту лагернаго расположен³я войскъ. На обширной песчавой равнинѣ, въ лин³и колоннъ стояла 25-я пѣхотная дивиз³я, имѣя на лѣвомъ флангѣ динабургск³е крѣпостные батал³оны, двѣ запасныя и двѣ вылазочныя батареи. Объѣхавъ молодцоватые ряды представлявшихся и милостиво здороваясь особо съ каждой частью, Его Высочество приказалъ начать церемон³альный маршъ. Быстро составилась одна общая колонна, и не замедлилось постоянное отдѣлен³е отъ нея, подъ музыку, составныхъ частей, стоявшихъ во главѣ и направлявшихся по математически правильной лин³и жолнеровъ. Влѣдъ за этимъ посѣщенъ лагерь, который, несмотря на невыгодныя услов³я, заботливостью начальства и трудами солдатскихъ рукъ, приведенъ, однако, въ то, сравнительно, удовлетворительное состоян³е, какого возможно достигнуть, за посѣщен³емъ лагеря, въ одномъ изъ офицерскихъ полковыхъ собран³й былъ предложенъ завтракъ, во время котораго очень искусно и стройно игралъ хоръ, составленный исключительно изъ офицеровъ дивиз³и. Не можетъ не производить отраднаго впечатлѣн³я составлен³е подобныхъ хоровъ, которые встрѣчались по пути слѣдован³я Его Высочества не одинъ разъ. При отъѣздѣ изъ лагеря, по сторонамъ дороги вытянулись шпалерами участники парада, слѣдуя мимо которыхъ Велик³й Князь еще разъ высказалъ имъ свое сердечное спасибо.
   Обратный путь изъ лагеря въ городъ шелъ тѣми же улицами и тою же безконечнодлинною дамбой, которая составляетъ одну изъ основныхъ отличительныхъ чертъ Динабурга. Она тянется по берегу Двины на шесть верстъ и дѣйствительно защищаетъ городъ отъ затоплен³я: вода въ рѣкѣ, несмотря на очень большую вышину дамбы, не доходитъ, иногда, до ея поверхности только фута на три: не будь дамбы, судьбы деревяннаго Динабурга оказались бы плаченны. По этой дамбѣ пролегаетъ петербургское шоссе, ѣзда по которому здѣсь открыта въ 1826 году, и все это сооружен³е, въ своей колоссальной простотѣ, несомнѣнно помѣчено общимъ характеромъ времени Императора Николая I: по краямъ, на дистанц³яхъ, посажены деревья, на рѣшеткахъ классическ³е, съ опущенными крыльями николаевск³е орлы, мѣстами еще видны мраморные верстовые столбы, на подоб³е египетскихъ обелисковъ; николаевск³я шоссе, прямолинейныя, неуклоняющ³яся, съ могучими профилями и прочными мостами, вызываютъ воспоминан³я о характерѣ ихъ создателя съ его желѣзною волей и глубоко-русскою прямотой и рѣшимостью. Динабургская дамба - одинъ изъ характерныхъ слѣдовъ. Съ высоты дамбы, по которой, такъ или иначе, надобно ѣхать, видите вы: съ одной стороны, городъ, съ другой - рѣку Двину, постоянно ополаскивающую низменные песчаные берега, но не шевелящую дамбы.
   По возвращен³и въ домъ, въ два часа пополудни, ихъ Высочества приняли представлен³е гражданскихъ властей и депутац³й отъ крестьянъ сѣверныхъ волостей динабургскаго уѣзда и мѣщанъ города. Въ числѣ депутац³й находились представители витебскаго общества сельскихъ хозяевъ, которое, ровно десять лѣтъ тому назадъ, принято было Великимъ Княземъ подъ покровительство; тутъ же находились депутаты отъ раскольниковъ. Послѣднихъ въ динабургскомъ уѣздѣ достаточное количество, а именно, изъ числа 145,570 душъ обоего пола - раскольниковъ 20,926 человѣкъ, ровно на половину женщинъ и мущинъ. Поселен³е ихъ здѣсь началось съ первыхъ годовъ XVIII столѣт³я, когда участ³е въ стрѣлецкихъ бунтахъ, нежелан³е брить бороду, носить нѣмецкое платье и страхъ рекрутчины, погнали людей въ лѣса и дебри; часть направилась въ могилевскую губерн³ю, гдѣ имѣла центромъ знамевитую "Вѣтку", на островѣ рѣки Сожи, а другая часть въ губерн³ю витебскую и далѣе въ Ригу; принадлежатъ они къ безпоповщинской ѳедосѣевской сектѣ и, по отзывамъ мѣстныхъ людей, работящи, опрятны, любять рядиться и въ торговыхъ дѣлахъ, пожалуй, ловчѣе любаго еврея.
   По окончан³и пр³ема, Его Высочество направился въ казармы 98-го пѣхотнаго Дерптскаго полка и 27-й артиллер³йской бригады и посѣтилъ преосвященнаго Маркелла. Совмѣстно съ Ея Высочествомъ осмотрѣны: городская больнпца, существующая съ прошлаго года, отличающаяся довольно оригинальными полосатыми, красное съ бѣлымъ, халатами и такими же колпаками на больныхъ; тюремный замокъ, представляющ³йся дѣйствительвымъ замкомъ съ четырьмя наугольными башнями (заключавш³й въ день посѣщен³я 305 человѣкъ ареотантовъ) и городскую еврейскую больницу на 28 человѣкъ. Въ 5 часовъ состояллся смотръ двумъ пожарнымъ командамъ: городской и вольной: на знамени послѣдней красуются надпнеи нѣмецкая и русская, и первая свидѣтельствуетъ о томъ, что команда эта состоитъ въ прямой связи съ прибалт³йекии вольными пожарныз³й обществами, о чемъ мы уже упоминали, за все время переѣздовъ Ихъ Высочествъ, толпа еарода, сильно еврейской окраски, но сходила съ улидъ; эта окраска не удивительна, потому, что вся торговля Динабурга находится въ рукахъ евреевъ и она довольно значительна: на льнѣ, льняномъ сѣмени и лѣсѣ доетигаетъ десятимилл³оннаго оборота.
   Наибольш³й интересъ дня представляло посѣщен³е крѣпости, куда Ихъ Высочества и направились въ экипажѣ около пяти часовъ пополудни, прослѣдовавъ, который уже разъ, по классической дамбѣ, между окаймляющихъ ее березъ. Какъ расположена крѣпость, гдѣ ея сильныя части, въ чемъ сюрпризы и сюрпризики, какъ великъ гарнизонъ и сильно вооружен³е, сообщать, конечно, не намъ; собиран³е этихъ свѣдѣн³й можетъ быть предоставлено всякимъ охочимъ людямъ, съ полною возможностью быть обманутыми и обмануть другихъ, а для насъ достаточно сказать, что Динабургская крѣпость едва ли, въ случаѣ чего, будетъ покинута, какъ въ 1812 году, и нѣкоторыя велик³я непр³ятности всякимъ непрошеннымъ гостямъ конечно доставитъ, въ этомъ можно быть увѣреннымъ.
   Въ крѣпость или, лучше сказать, въ часть крѣпости Ихъ Высочества въѣхали черезъ Михайловск³я ворота и по многимъ мостамъ, сквозь мног³я ворота, направились прямо къ собору, уже издали, съ разныхъ мѣстъ города поражавшему своею католическою физ³огном³ей. Это такъ и есть, и объяснен³е было дано священникомъ, привѣтствовавшимъ Августѣйшихъ Посѣтителей у входа въ соборъ. Изъ его словъ явствовало, что прадѣдъ Его Высочества. Александръ I, пр³обрѣлъ соборъ въ 1811 году покупкой у ³езуитовъ, въ тѣ дни изгонявшихся, и повелѣлъ открыть въ немъ православное служен³е: дѣдъ Его Высочества, Николай I, въ 1828 году, изъ собственныхъ средствъ, соорудилъ иконостасъ, а въ 1838 году, изъ отобранныхъ у польскихъ мятежниковъ колоколовъ, повелѣлъ отлить для собора шесть новыхъ колоколовъ и далъ ему православный видъ. Это послѣднее, не совсѣмъ вѣрно, и еслибы было вѣрно, то изгладило бы главную черту истор³и собора: преображен³е его изъ ³езуитскаго въ православный. Наша православная церковь на вершинахъ храмовъ своихъ имѣетъ крестъ и подъ нимъ луну, изображен³е ислама, такъ, что, судя по этому, церковь желала сохранить и сохраняетъ вещественное изображен³е совершающихся судебъ. Совершенно на томъ же основан³и едва ли нужно лишать динабургск³й крѣпостной соборъ его традиц³оннаго вида: достаточно осѣненъ онъ нашимъ православнымъ крестомъ, нашими иконостасами и иконами, духомъ нашего богослужен³я, и очень хороша и многозначительна та надпись которая читается приходящими въ храмъ и писана крупными буквами: Пр³идите ко Мнѣ вси труждающ³еся и обременен³и и Азъ упокою вы. Именно здѣсь, въ краѣ ун³и и ³езуитизма, гласитъ эта надпись то, что должна гласить ваша церковь, и этимъ вызываетъ тысячи полезнѣйшихъ воспоминан³й. Да еслибъ и явилось желан³е полнаго преображен³я собора, осуществлен³е этого представилось бы невозможнымъ: это все-таки костелъ въ два свѣта, о трехъ нефахъ-корабляхъ, покоящихся на шести столбахъ съ колонками, съ круглыми арками, со многими католическими эмблемами и съ двумя типичными, остроконечными башнями по фасаду: о центральности, о крестѣ въ планѣ церкви, какъ это принято у насъ, нѣтъ и помину.
   Отъ собора путь Ихъ Высочествъ лежалъ къ дѣтскому пр³юту имени Наслѣдника Цесаревича, открытому въ 1869 году. Сборъ денегъ на пр³ютъ для солдатскихъ дѣтей начатъ въ 1844 году бывшимъ въ крѣпости дворянскимъ собран³емъ и прекращенъ "по неизвѣстнымъ причинамъ" въ 1854 году: затѣмъ появились болѣе космополитическ³я, не русск³я, ходатайства объ устройствѣ пр³юта уже для всѣхъ сослов³й и для всѣхъ вѣроисповѣдан³й; въ немъ въ настоящее время около 30 дѣтей, что для населен³я крѣпости, представляющаго изъ себя цѣлый городъ, не безполезно; въ пр³ютѣ образцовый порядокъ, дѣти очень мило поютъ, и все это, говорятъ, было подготовлено трудами и добрымъ участ³емъ бывшаго коменданта крѣпости Воронова. Что населен³е въ крѣпости велико, видно было не только по количеству женскаго и дѣтскаго персонала, встрѣчавшаго Ихъ Высочества повсюду, по и по количеству и монументальности построекъ. Прямымъ свидѣтельствомъ того, какъ давно пользуется крѣпость мирнымъ житьемъ-бытьемъ, служитъ то, что предложенный Ихъ Высочествамъ чай сервированъ былъ на гласисѣ крѣпости, а гласисъ этотъ - тѣнистый садъ, который, когда понадобится, можетъ быть снесенъ мгновенно, и тогда оголится чисто военная сторона крѣпости. Также точно откроется она и со стороны форштатовъ, которые, нѣтъ-нѣтъ, да и ползутъ къ ней ближе чѣмъ слѣдуетъ, своими невзрачными, жиденькими домишками. Если не ошибаемея, въ 1831 году, 13 октября, къ вѣдомству динабургскаго коменданта, по части полицейской, причислено находящееся на лѣвомъ берегу Двины курляндское мѣстечко Гривка, жителямъ котораго оставлены, однакоже, всѣ тѣ права, которыми пользовались они на основан³и положен³я курляндской губерн³и, то-есть, слишкомъ мног³я права. На эту Гривку, во время многократныхъ переѣздовъ Ихъ Высочествъ по городу, можно была любоваться издали; тамъ, въ Гривкѣ, имѣются на лицо уже упомянутыя нами не нормально существующ³я два училища, основанныя нынѣшнимъ рижскимъ городскимъ головой, бывшимъ лифляндскимъ губернаторомъ, Эттингеномъ, на преуспѣян³е которыхъ, если не ошибаемся, вносятъ свою лепту и смѣты ближайшихъ желѣзныхъ дорогъ.
   Сквозь цѣлый рядъ воротъ, по нѣсколькимъ мостамъ, перекинутымъ надъ рвами, въ виду длинныхъ рядовъ зеленыхъ валовъ и черныхъ амбразуръ. Ихъ Высочества выѣхали изъ крѣпости къ расположенному за крѣпостью, въ полѣ, лагерю крѣпостной артиллер³и и летучихъ парковъ, устроенному тоже вполнѣ соотвѣтственнымъ образомъ, что свидѣтельствуетъ о заботливости начальства о благосостоян³и ввѣренныхъ ему чиновъ. По безконечной дамбѣ возвратились Ихь Высочества домой, откуда, опять-таки по той же дамбѣ, къ восьми часамъ вечера прибыли на берегъ Двины къ пристани, чгобы слѣдоватъ на пароходѣ къ мѣсту обѣда, предложеннаго отъ витебскаго дворянства въ такъ называемой Погулянкѣ. Погулянка - это имѣн³е графа Платеръ-Зиберга, на берегу Двины, въ семи верстахъ отъ Динабурга; здѣсь, на высокомъ берегу, въ сосновомъ насажден³и построено до семдесяти дачъ, которыя, какъ говорятъ, благодаря хорошимъ санитарнымъ услов³ямъ, въ лѣтнее время всегда обитаемы. Пароходъ "Прогрессъ", отчаливъ отъ пристани, убранной съ большимъ вкусомъ снопами ржи, доспѣхами земледѣл³я и, главнымъ образомъ, васильками, не замедлилъ, спускаясъ внизъ по течен³ю Двины, пройти подъ желѣзнодорожнымъ мостомъ и доставить августѣйшихъ Путешественниковъ къ пристани у Погулянки, здѣсь Они встрѣчены представителями дворянства; мног³е сопровождали ихъ Высочества отъ Динабурга. Поднявшись на берегъ по очень высокой лѣстницѣ, Ихъ Высочества прослѣдовали въ близк³й вокзалъ, въ одной изъ комнатъ котораго приняли остальныхъ дворянъ и дворянскъ губерн³и, а затѣмъ прослѣдовали къ обѣду въ особо устроенный павильонъ. Это былъ, безспорно, лучш³й изъ множества разнообразнѣйшихъ павильоновъ, встрѣчавшихся въ пути Ихъ Высочествъ: временныя стѣны его состояли изъ тщательно подобранныхъ мозаикой разноцвѣтныхъ мховъ, отдѣлявшихся одни отъ другихъ шишками елей и сосенъ, а люстры и бра сдѣланы были изъ оленьихъ роговъ. Эта зеленая лѣсная обстановка павильона была хорошенькимъ продолжен³емъ желтаго сельскохозяйственнаго впечатлѣн³я пристани въ Динабургѣ. Приглашенныхъ къ обѣду было много, и значительное число состояло изъ дворянъ мѣстныхъ и дворянъ прибалт³йскихъ губерн³й. Слышались обильно польск³й и нѣмецк³й языки. Радуш³е было полное, и обстановка хороша. Совсѣмъ стемнѣло, когда, послѣ обѣда, Ихъ Высочества спустились къ пристани, озаряемые потоками не ровнаго свѣта очень хорошаго фейерверка, сожженнаго на противоположномъ берегу Двины.
   Къ 11 часамъ вечера Августѣйш³е Путешественники находились на вокзалѣ желѣзной дороги для слѣдован³я въ древлерусск³й Псковъ и отбыли при шумыхъ кликахъ огромой толпы. Имѣется свѣдѣн³е, сообщающее, что, за время пребыван³я Высокихъ Гостей въ Динабургѣ, населен³е его достигало до 100,000 человѣкъ, въ Крейцбургѣ до 50,000 но порядокъ былъ полный.
  

Псковъ.

Общ³й видъ Пскова. Два историческихъ женскихъ облика. Начало Пскова. Несходства съ Новгородомъ. Каменныя стѣны. Тяготѣн³е къ Москвѣ. Кремль. Дѣтинецъ. Основан³е собора. Св. Довмонтъ и Гавр³илъ. Ризница. Гробницы. Открыт³е памятника Александру II. Служебныя посѣщен³я. Довмонтова стѣна. Выставки. Значен³е льна. Полувѣры. Рисовальная школа. Кадетск³й лагерь. Отъѣздъ.

  
   Щедро блистало солнце, когда, къ 9 часамъ утра, 27-го ³юня, аамѣтны стали съ Великоокняжескаго поѣзда ясныя, почтенныя очертан³я Пскова, съ его высокимъ соборомъ, вѣнчающимъ историческ³й дѣтинецъ, и цѣлымъ ожерельемъ церквей. Есть нѣчто общее между Псковомъ и другимъ далекимъ древнимъ городомъ русскимъ, посѣщеннымъ Его Высочествомъ въ прошломъ году, Устюгомъ-Великимъ, только что тутъ Великая, а тамъ несравненно болѣе могучая Сухона, тутъ - край земли русской, тамъ - мѣста, близк³я къ сердцу. На вокзалѣ Ихъ Высочества встрѣчены были начальникомъ губерн³и, барономъ Икскюлемъ, начальникомъ дивиз³и и городской думой въ полномъ составѣ, причемъ городской голова поднесъ, хлѣбъ-соль и привѣтствовалъ отъ имени города, и вслѣдъ затѣмъ прослѣдовали по длинному шоссе въ самый городъ, сквозь множество арокъ, изъ которыхъ на одной, стоявшей противъ казармъ, значилось: "Августѣйшему Главнокомандующему отъ Царицынскаго полка".
   Почему не прошла желѣзная дорога подлѣ самаго города? нѣчто совершенно сходное имѣется также въ Курскѣ и въ другихъ городахъ нашихъ. Не есть ли это слѣдъ какихъ-либо, современныхъ постройкѣ дороги, мелкихъ завистей, интригъ, какое-нибудь послѣдств³е давно забытыхъ, смолкнувшихъ самолюб³й, темныхъ, безымянныхъ, сгибнувшихъ въ ничтожествѣ людей? самые люди пропали, а путешественникамъ, на мног³е годы, приходится тащиться по пыльному шоссе и удивляться тому - почему дѣлаетъ онъ это?
   Съ вокзала путь лежалъ прямо въ соборъ, въ центръ Пскова. Преосвященный Гермогенъ, выѣзжавш³й въ прошломъ году для привѣтствовав³я Великаго Князя въ Островъ, встрѣтилъ, во главѣ соборнаго и городскаго духовенства, Августѣйшихъ Путешественниковъ у входа во храмъ, привѣтствовалъ словомъ, осѣнилъ крестомъ и окропилъ святою водой. Вслѣдъ за молитвослов³емъ и многая лѣта, Ихъ Высочества приложились ко святымъ мощамъ, почивающимъ въ соборѣ, осмотрѣли высокодревн³й храмъ и предметы ризницы. Такъ какъ мало гдѣ, подобно Пскову, историческ³я воспоминан³я тѣснятся съ такою настойчивостью и послѣдовательностью, а самый день прибыт³я совпадалъ съ годовщиной Полтавскаго боя, и предстояло присутствовать при открьгг³и памятника въ Бозѣ почивающему родителю Великаго Князя, Императору Александру II, то значен³е, истор³и роднаго края вообще и непрерывная связь ея отдѣльныхъ моментовъ, нанизываемыхъ временемъ, представлялась въ этотъ день особенно наглядною. Слѣдовательно, прежде всего, къ нѣкоторымъ воспоминан³ямъ.
   "А о Плесковѣ градѣ отъ лѣтописан³я не обрѣтается воспомянуто отъ кого созданъ бысть и которыми людьми" - такъ повѣствуетъ составитель псковской лѣтописи XIII-XIV вѣка. Онъ же сообщаетъ, что князъ Игорь "поятъ себѣ жену Ольгу отъ Плескова". Очень характерно то, что два самые ранн³е женск³е облика русской истор³и смотрятъ на насъ именно отсюда, изъ этихъ мѣстъ: св. Великая Княгиня Олъга была псковитянкой; Роггѣда - супруга Володим³ра Красное Солгышко, была уроженкой недалекой отсюда, древней полоцкой земли, настолько недалекой, что, при одномъ изъ позднѣйшихъ административныхъ дѣлен³й, псковская губерн³я была переименована въ полоцкую. Псковъ окруженъ памятью св. Ольги: въ двѣнадцати верстахъ отсюда село Выбута - ея родина; тамъ же, какъ повѣствуетъ Степенная Книга, перевозила она черезъ Великую - Игоря, онъ узналъ и полюбилъ ее; близехонько оттуда есть мѣсто, называемое Буденикъ, а, по предан³ю, въ селѣ Будятинѣ родился внукъ ея, св. Владим³ръ; есть тутъ Ольгины слуды - или подводные камни, есть деревни Ольгинъ городокъ - Перино и Ольгинъ дворецъ-житникъ, есть рукавъ рѣки, называемый Ольгиными воротами. И недалеко отсюда, какъ мы сказали, до рогнѣдиной земли. Это сближен³е двухъ женскихъ именъ - одна изъ тѣхъ странныхъ игръ случая, которыя для историческаго изслѣдован³я не говорятъ, пожалуй, ничего, но для путешествующихъ составляютъ какъ бы беллетристическую окраску историческаго разсказа и поэтому вовсе не лишены значен³я: истор³и къ истор³и, беллетристика къ беллетристикѣ.
   Въ XII вѣкѣ Псковъ уже относится къ числу значительныхъ городовъ русскихъ; будучи въ началѣ только пригородомъ Новгорода, онъ, мало-по-малу, становится самостоятельнымъ и переживаетъ самый Новгородъ. Истор³я его отношен³й къ Новгороду, путанныя сумятицы князей, посадниковъ и вѣча еще дадутъ впослѣдств³и не одну тему, какъ для исторической разработки, такъ и для художественныхъ и литературныхъ произведен³й. Истор³я Пскова полна не только исключительной своеобразности мотивовъ, но и глубоко симпатична, въ особенности, если сопоставить ее съ истор³ей Новгорода. Новгородъ, при всемъ своемъ могуществѣ, при всемъ богатствѣ, ослѣпляющемъ глаза, по сравнен³ю съ бревенчатыми, лубочными городами тогдашней Руси, при всемъ физическомъ ростѣ его пятинъ, смѣло забѣгавшихъ къ Бѣлому морю, Мурману и Выборгу, Новгородъ былъ, прежде всего, все-таки городомъ людей торговыхъ, ставившихъ рубль выше всего. Понятны слова псковичей новгородскому князю Ярославу въ 1228 году, когда онъ заявилъ имъ желан³е идти на рижанъ, съ которыми Псковъ замирился, идти на нихъ чрезъ Псковъ: "Кланяемся тебѣ, князь, и новгородцамъ, сказали они, но мы на войну не пойдемъ; мы съ рижаны миръ учинили, въ этомъ вамъ нѣтъ порока, всѣ бо мы вѣрн³и и невѣрн³и человѣки отъ единаго Адама дѣти, вы же насъ много обидѣли, вы, токмо начавъ войну и получа добычу, отходите, а мы всегда остаемся съ ними во враждѣ". Космополитическое воззрѣн³е на доброе соглас³е съ нѣмцами, на общее происхожден³е отъ Адама конечно достаточно объясняется торговымъ характеромъ Пскова, но географическое положен³е его, по сравнен³ю съ Новгородомъ, даетъ ему еще друтую, болѣе симпатичную окраску, близк³й къ нѣмцамъ, воздвигнутый на самой окраинѣ, отдѣленный отъ нихъ только водой Талабскаго озера, Псковъ не былъ окруженъ, подобно Новгороду, кольцомъ отдѣльныхъ оборонительвыхъ пунктовъ, не стоялъ въ нѣкоторомъ удален³и отъ границы. Это обусловило гораздо большую воинственность, если можно такъ выразиться, большую рыцарственность псковичей, поставленныхъ въ необходимость постоянно отбиваться отъ сосѣдей. Цѣлыя три кольца каменныхъ стѣнъ обводили центръ города, въ который иностранцы не допускались: стѣна князя Довмонта, поднятая въ серединѣ XIII вѣка, окружавшая ее стѣна средняя и, наконецъ, третья стѣна, обѣгавшая городъ на протяжен³и семи верстъ, построенная въ XV вѣкѣ, вся изрѣзаннн³я, словно кружевомъ, бойницами, вышками и башнями или кострами: подъ землей, параллельно внѣшней стѣнѣ, шли потаенные ходы, одинъ изъ нихъ у Свиной башни сохранился на древнемъ рисункѣ, изображающемъ осаду Батор³я; башенъ высилось 37, и въ одномъ современномъ документѣ написано: "мы любуемся Псковомъ. О Боже! это нѣчто величественное, какъ бы другой Парижъ"... "городъ чрезвычайно большой, въ Польшѣ нѣтъ ему равнаго", а между тѣмъ, предъ приходомъ Батор³я, выжжено въ посадахъ болѣе 1,500 домовъ. Военныхъ запасовъ хранилось столько, будто весь городъ состоялъ изъ ядеръ и пороха; клѣти ломились отъ хлѣбовъ.
   Подобной воинственности обличья Новгородъ не имѣлъ никогда, какъ не имѣло его и настроен³е духа новгородцевъ. Не слилась съ истор³ей Новгорода на вѣки вѣчные свѣтлая память героическихъ защитниковъ русской земли отъ чужеземцевъ въ родѣ мудраго князя Довмонта или такого земнаго архистратига, какъ св. Благовѣрный Александръ Невск³й. Не испыталъ Новгородъ и нѣмецкаго илѣнен³я, какъ Псковъ въ 1240 году, когда, благодаря измѣнѣ, знатнаго псковича Твердыни Иваньковича, рыцари нѣмецк³е были впущены въ городъ. Это краткое плѣнен³е, повлекшее за собою побѣду Александра Невскаго, окончательно укрѣпило въ псковичахъ убѣжден³е въ необходимости умѣть постоять за себя, за Росс³ю. Воѣхъ нападен³й выдержалъ Псковъ 26, и взятъ только однажды и то, какъ сказано, измѣной.
   Когда въ 1347 году шведск³й король Магнусъ напалъ на сѣверныя новгородск³я крѣпости, новгородцы обратились за помощью къ псковичамъ, которая и была дана имъ, но съ услов³емъ: считать отнынѣ Псковъ не родчиненнымъ ему городомъ, а меньшимъ братомъ, не сажать имъ своихъ новгородскихъ посадниковъ, а духовному владыкѣ новгородскому, хотя и держать во Псковѣ своего намѣстиника, но назначать его не изъ новгородцевъ, а изъ псковичей. Отъ времени заключен³я этого договора, на цѣлыя полтора столѣт³я, вступаетъ Псковъ въ лучшее, блестящее время своего существован³я и становится самостоятельнымъ членомъ Ганзейскаго союза, а полное подчинен³е Новгорода великому княжен³ю Московскому обусловливаетъ, наконецъ, переходъ ко Пскову и всей заграничной торговли.
   Если во многомъ отличается Псковъ отъ Новгорода, начиная съ обличья, то иначе, чѣмъ Новгородъ, покончилъ онъ и со своими вольностями. Издавна не нравилось псковскимъ князьямъ быть выборными и не смотрѣть на свое княжен³е, какъ на наслѣдсгвенное; отсюда мног³я насил³я, неурядицы, междуусоб³я. Испытавъ разныхъ князей, псковичи обратились, наконець, и къ Москвѣ, и въ 1999 году былъ у нихъ князь "отъ руки великаго князя Васил³я Дмитр³евича", князь Иванъ Холмск³й. Это было первымъ шагомъ на пути сл³ян³я съ Москвой, завершившагося вполнѣ снят³емъ вѣчеваго колокола въ 1510 году, когда рыдан³й объ этомъ было такъ много во Псковѣ, что лѣтописецъ удивлнотся: "какъ зѣницы не упали со слезами въ купѣ, како ли не урвалося сердце отъ корени?" для тѣхъ, кто желаетъ видѣть въ объединен³и Руси Москвою только ехидство, предательство, отношен³я Москвы ко Пскову даютъ дѣйствительно обильную пищу; ясно, какъ, мало-по-малу, ограничивалисъ права мѣстнаго вѣча, какъ усиливалась власть великокняжескихъ намѣстниковъ, какъ сдѣлался городъ подсуднымъ Москвѣ, какъ пользовалась она междуусобицами для утвержден³я cвоей власти, какъ напрасно ссылались псковичи на всяк³я грамоты, имъ данныя, все это, съ различныхъ узкихъ точекъ зрѣн³я, можетъ подлежать осужден³ю, и дѣйствительно неоднократно осуждено. Уже современныя лѣтописи, смотрѣвш³я на единен³е недружелюбно, гласятъ о томъ, что у московскихъ судей правда улетѣла на небо и одна кривда осталась на судѣ, что всѣ хорош³е псковичи и иностранцы разбѣжались, а остались только дурные люди, так³е подъ которыми "земли не разступится, которымъ и на верхъ не взлетѣть", что только при установлен³и господства москвичей ввелись во Псковѣ "развращенные московск³е обычаи", но все это вмѣстѣ взятое отступаетъ передъ могутчю идеей московскаго единен³я мощной Руси. Если псковичи справеделиво укоряли новгородцевъ въ томъ, что отъ нихъ на непр³ятеля помощь плохая, то Москва, наоборотъ, никогда не оставляла Пскова въ обидѣ и вѣрно держала за своихъ, и не донускала того, чтобы русское "сердце урвалося отъ корени".
   Эта мысль общности интересовъ Пскова съ Москвой была такъ сильна, что Псковъ, въ XVI столѣт³и, легко могъ бы отдаться въ руки полякамъ, при Стефанѣ Батор³и, но онъ, лишенный всѣхъ своихъ правъ, обиженный Москвой въ конецъ въ торговыхъ интересахъ, обнищалый и пригорюнивш³йся, поневолѣ оставленный Царемъ, занятымъ въ то время другимъ дѣломъ, онъ въ течен³е слишкомъ пяти мѣсяцевъ, выдержинаетъ осаду поляковъ и доказываетъ правду своего цѣлован³я Московскому государству. Не присягнулъ онъ и позже польскому Владиславу, несмотря на гермогеновскую грамоту. А что не стѣснялась Москва со Псковомъ, такъ это вѣрно. Тутъ происходило даже нѣчто въ родѣ фактическаго переливан³я крови, потому, что дважды выведены были изъ Пскова но 300 семействъ, однажды 500 и замѣщены другими, болѣе покорными, московскими, менѣе вѣчевыми, было даже и такъ, что при принесен³и одной изъ жалобъ на намѣстника, Царь, пребывавш³й въ то время въ Новгородѣ, питая въ умѣ своемъ заднюю, заповѣдную мысль, находя, что, будто бы, количество жалобщиковъ все еще недостаточно, требовалъ большаго ихъ количества, и когда всѣ самые значительные люди Пскова, чуть не поголовно, дѣйствительно отправились бить Царю челомъ и во Псковѣ мало кто остался, тогда объявлены были всѣ челобитчики арестованными и принуждены поклясться за себя и за своихъ, что они уничтожатъ вѣче и не будутъ имѣть болѣе посадниковъ. Пойманные псковичи потребовали одной ночи на раздумье, это была знаменитая ночь на 13 января 1510 годя, ночь стенан³й и плача въ городѣ, ночь, предшествовавшая, снят³ю и посылкѣ вѣчеваго колокола въ Москву.
   Блестящее положен³е Пскова въ его хорош³е дни было такъ исключительно, что дальнѣйш³я судьбы его могли быть ничѣмъ инымъ, какъ долгимъ, постояннымъ паден³емъ, значительная часть войсъ нашихъ на западномъ порубежьѣ происходила на псковскихъ земляхъ, и Псковъ былъ граневою крѣпостью; при Петрѣ Великомъ, исправившемъ стѣны, во Псковѣ находилась главная квартира, стояло много войска и строились суда для военной флотил³и, бѣгавшей по рѣкѣ Великой.
   Крупнѣе всѣхъ ударовъ для Пскова (какъ и для Архангельска) было основан³е Петербурга, притянувшаго къ себѣ всю иностранную торговлю, и въ настоящую минуту Псковъ, одинъ изъ самыхъ древнихъ, постоявшихъ за Русь, городовъ нашихъ, совершенно обойденный новою жизнью, фактически не тронутъ и почти не оживленъ близостью желѣзнаго пути.
   Центромъ всѣхъ святыхъ воспоминан³й является конечно кремль, кромъ, дѣтинецъ, холмъ, отчасти искусственный длиною въ 200 саженъ, шириною въ 30, въ отвѣсѣ около 10, омываемый рѣками Псковою и Великою. Видъ отъ остраго угла дѣтинца, остававшагося до сего дня въ мусорѣ и, только благодаря нынѣшнему начальнику губерн³и, обращаемому въ садъ - превосходенъ. Цѣпью тянутся по берегу Ивановск³й монастырь, Мироносицкая церковь, Параменская, Николаевская, Клементьевская и замыкаются Мирожскимъ монастыремъ; кругомъ, какъ широк³й пьедесталъ незримаго, но существующаго былаго, высятся остатки громоздкихъ стѣнъ, и сквозь одну изъ нихъ, сбѣгающую внизъ, тихо двигаетъ свои невелик³я струи, сливаясь съ Великою, рѣка Пскова. Ихъ Высочества собственноручно посадили въ дѣтинцѣ два молодые кедра, и немного, конечно, пройдетъ времени, какъ зазеленѣетъ кругомъ нихъ на святомъ русскомъ мѣстѣ молодая зелень. Въ концѣ X вѣка, когда здѣсь была зелень, шумѣлъ "великъ лѣсъ и мног³я дубравы", св. Ольга, возвратившись изъ Царьграда и задумывая обращен³е къ христ³анству народа, имѣла именно на этомъ мѣстѣ видѣн³е трехъ свѣтоносныхъ лучей озарявшихъ окрестность тройственнымъ свѣтомъ. Видѣн³е это имѣла она, стоя на другомъ берегу Великой, тамъ, гдѣ воздвигнута у источника часовня Св. Ольги.
   "Разумно да будетъ вамъ", сказала послѣ этого окружавшему ее синклиту княгиня: "яко на семъ мѣстѣ церковь имѣть быти во имя Нераздѣльныя Троицы, еще же и градъ здѣ великъ будетъ и славенъ, и изобиленъ". На этомъ мѣстѣ водрузила Св. Ольга крестъ, перенесенный впослѣдств³и въ соборъ, а затѣмъ воздвигла и деревянный храмъ Св. Троицы, наслѣдникъ котораго занимаетъ и нынѣ значительную долю поверхности кремля. Одновременно съ храмомъ сталъ возрастать и самый городъ Псковъ. Совершенно справедливо замѣчан³е Князева, что было такое время, когда Псковъ и его Св. Троица были словами тождественными и псковичи благодарили Великаго Князя "за то, что прислалъ въ домъ Св. Троицы воеводу своего съ людьми на оборону противъ нѣмцевъ".
   Въ храмѣ этомъ сажали у себя псковичи князей на княжен³е, подлѣ него находился княжеск³й домъ и тутъ же рядомъ помѣщались и вѣче, и казна; вѣчевые документы хранились въ особомъ ларѣ въ соборѣ. Соборъ, видимый въ настоящую минуту, счетомъ четвертый и строился въ 1682 году, по указу ²оанна, Соф³и и Петра Алексѣевичей, а освященъ въ 1703 году; онъ не великъ (въ вышину съ крестомъ 86 саженъ 2 аршина, въ длину съ папертью 24 сажени 2 аршина, въ ширину съ придѣлами 13), простое кубическое основан³е осѣнено пятью главами и окружено полукруж³ями придѣльныхъ церквей и алтарей, но высокое и одинокое расположен³е представляетъ его гораздо большимъ, чѣмъ онъ есть. Видѣнъ соборъ за 57 верстъ, и городъ ластится къ нему, какъ бы признавая въ немъ причину своего рожден³я и своего былаго велич³я, бросается въ глаза полное отсутств³е въ соборѣ какой-либо стѣнной живописи, и это обусловливаетъ то, что семиярусный иконостась въ 27 аршинъ вышины, со всѣми его иконами, какъ-то не роднится съ бѣлыми стѣнами и стоитъ особнякомъ. Если судить по изображен³ямъ храмовъ 1138 и 1366 годовъ, предшествовавшихъ этому и дошедшихъ до насъ на двухъ иконахъ, то они были еще меньше и имѣли только по одной главкѣ на цѣлой системѣ мелкихъ арочекъ, высившихся одна поверхъ другой. Соборъ въ два свѣта, куполъ покоится на четырехъ столбахъ, въ задней части храма хоры. Всѣ пять куполовъ свѣтятъ внутрь и напоминаютъ обил³емъ свѣта, с³яющаго на богослужен³е, тотъ же мотивъ, который сказался такъ ясно въ прошломъ году въ другой древлерусской святынѣ, посѣщенной Ихъ Высочествами, въ соборѣ Андрея Боголюбскаго во Владим³рѣ. Основные столбы разрисованы зелеными столбами съ капителями и низъ ихъ вплотную обставлевъ вѣнцами древнихъ иконъ, звѣзды с³яютъ на сѣрыхъ куполахъ снаружи, звѣзды с³яютъ по голубому фону внутри.
   Трое святыхъ мощей имѣются въ храмѣ: строителя втораго храма Св. кн. Гавр³ила, Св. князя Довмонта и блаженнаго Николая Юродиваго. Надъ могилами князей висятъ заржавленные мечи ихъ. Молчаливы они какъ и гробницы, но сдѣлали свое дѣло. Когда-то Довмонтъ, поднимая мечъ на Литву и Ливон³ю, говаривалъ: "братья муже Псковичи, кто старъ, то отецъ мнѣ, а кто младъ, то братъ",- и псковичи, отвѣчая воззван³ю, шли за нимъ; эти слова передаетъ намъ лѣтопись; мечъ Гавр³ила несетъ на себѣ латинскую легенду, гласящую: "чести моей никому не отдамъ". Вѣсъ Довмовтова меча 3 1/2 фунта, а Гавр³илова 7 1/2. Новгородцы думали, было, однажды перенести мощи Гавр³иловы къ себѣ, такъ какъ княжилъ онъ и у нихъ, но рака съ мощами съ мѣста не двинулась, и только по молитвѣ ихъ отпалъ самъ собою ноготь отъ руки блаженнаго князя и отнесенъ въ Новгородъ. Святые князья чеетвуются каждый въ свой день, но блаженному Николаю Юродивому особаго дня не назначено, и онъ поминается церковью нашею когда поминаются и всѣ юродивые, вмѣстѣ взятые. Хорошо извѣстно предан³е о томъ, какъ говорилъ преподобный Николай съ ²оанномъ Грознымъ, какъ озлобилъ его словами "Иванушко, Иванушко, хлѣба-соли, а не христ³анской крови", какъ сталъ невидимъ послѣ приказан³я схватить его, какъ испугалъ этимъ царя и тѣмъ спасъ жителей города отъ безконечныхъ казней.
   Святѣйшимъ воспоминан³емъ собора былъ крестъ Св. Ольги, поставленный ею надъ рѣкой Великой еще до основан³я собора, позже внесенный въ него и сгорѣвш³й въ 1509 году; въ воспоминан³е этого креста устроенъ въ 1628 году другой, дубовый, по образцу старѣйшаго, виднѣющ³йся и донынѣ. Крестами и иконами соборъ очень богатъ, и мног³е изъ предметовъ его ризницы имѣютъ большую археологическую и художественную цѣнность. Одинъ изъ воздуховъ съ жемчугами вышитъ великою княгиней Елизаветой Алексѣевной; хороши мног³я панаг³и и кресты; Евангел³е Апракосъ, то-есть писанное не по порядку зачалъ, а по чтен³ямъ въ продолжен³е года - 1532 года и многое другое. Подъ соборомъ находится нѣсколько гробницъ князей и арх³ереевъ, причемъ первыя безыменны. Арх³епископъ Симонъ Тодорск³й ум. 1754, какъ гласитъ надпись, былъ большимъ лингвистомъ, такъ какъ зналъ языки: латинск³й, греческ³й, еврейск³й, сир³йск³й, арав³йск³й, халдейск³й и, "въ удивлен³е всѣмъ" нѣмецк³й; въ эпитаф³и надъ епископомъ Геде

Другие авторы
  • Альбов Михаил Нилович
  • Черемнов Александр Сергеевич
  • Неизвестные Авторы
  • Красов Василий Иванович
  • Эджуорт Мария
  • Азов Владимир Александрович
  • Старостин Василий Григорьевич
  • Кондурушкин Степан Семенович
  • Яковенко Валентин Иванович
  • Брежинский Андрей Петрович
  • Другие произведения
  • Куприн Александр Иванович - Сильнее смерти
  • Лейкин Николай Александрович - На пожаре
  • Веневитинов Дмитрий Владимирович - Разбор статьи о "Евгении Онегине", помещенной в 5-м N "Московского телеграфа"
  • Николев Николай Петрович - Николев Н. П.: Биографическая справка
  • Бестужев-Марлинский Александр Александрович - Письма из Дагестана
  • Кузмин Михаил Алексеевич - Заметки о русской беллетристике
  • Чернышевский Николай Гаврилович - Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь
  • Толстой Алексей Константинович - Детские и юношеские стихотворения
  • Палей Ольга Валериановна - Мои воспоминания о русской революции
  • Хомяков Алексей Степанович - Церковь одна
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 286 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа