Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений, Страница 12

Толстой Лев Николаевич - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

или признание богом того, что не есть Бог. (1) Мы только можем знать, что Он есть Сущий, Ягве, и можем по себе заключать, что он не есть. -
   4) Любовь, Бог - любовь есть только признание того, что Бог не плоть, не страсть, не эгоизм, не злость (?). Сомни­тельно.
   Перевернул две стр[аницы]. Иду назад.
   5) Сотворение мира есть одно из самых зловредных суеверий в нашем церковном мировоззрении. Мы так привыкли к этой нелепости, что нам не только кажется естественно рассуждать и том, как начался мир (начался мир?!), но даже кажется стран­ным не иметь ответа на этот вопрос. А между тем для всякого свободного и разумного человека совершенно очевидно, что он сам и мир существует, существовал и будет существовать вечно, что нет границ миру ни в какую сторону, ни по времени, ни по пространству - и что вопросы, естественно должен­ствующие занимать человека, состоят в том, что есть? как есть? В каких отношениях между собой..? Главное - что мне делать? Вопрос же о том, как произошел мир, есть нелепость, п[отому] ч[то] нельзя остановиться на том, что Б[ог] сотворил мир, надо спросить, как произошел Бог. Всё это кощунственное или языческое представление о Боге.
  
   (1) Далее подстрочное, сделанное, вероятно, позднее, примечание Толстого: (через стр[аницу] продолжение)
   (2) Написано на пропущенных страницах.
  
   Только от этой нелепости все горы книг (Дарвин и том число о происхождении видов. -
   Сейчас 26 Н[оября]. Утро. Я. П. Не спал и думал.
   1) Зло есть матерьял любви. Без зла нет и не может быть про­явления любви.- Бог есть любовь, т. е. Бог проявляется нам в победе над злом, т. е. в любви. Вопрос о происхождении зла так же нелеп, как и вопрос о происхождении мира. Не откуда зло, надо знать, а как его побороть? Как прилагать любовь?
  
  

[1899]

  
   2 Января 1899. Ясн. Пол. Последний раз писал 25 Ноября, стало быть месяц и неделю. Писал в Ясн[ой] Поляне, потом был 11 Москве, где ни разу не писал. В конце Ноября ездил в Пирогово. Первoгo вернулся и с тех пор не совсем здоров; болела и болит поясница, а последнее время было что-то в роде желчной лихорадки. Второй день лучше. За всё это время занимался исключительно Воскресеньем. Были сношения о ду­хоборах и бесчисленное количество писем. Со мной Количка Ге, с к[оторым] отдыхаю. В семье не радостно: Маша болела (вчера кончилось, выкинула). Таня тревожна и мертва. Миша ошалел. Андр[юша] сомнителен. С С[оней] живу хорошо. Я стариковски спокоен. Вот и всё. Довольно много есть, что записать. Буду записывать на пропущенных страницах. В по­следнее время кик будто ослабел интерес [к] Воскр[еснию] и радостно чугствую другие, более важные интересы - пони­мание жизни и смерти. Многое как бы ясно. -
   12 Янв. 1899. Записанное.
   1) Мы хотим знать Бога, не зная Его законы. А нам дано знать только законы, и о Боге, о существовании Его мы заключаем только п[отому], ч[то] есть законы, и потому должен быть и законодатель.
   2) Природа входит в человека и дыханием и пищей, так что человек не может не чувствовать себя частью ее и ее частью себя.
   3) Искусство наше есть то же, что соус к пище. Если есть один соус - вкусно, но не будешь сыт и испортишь желудок.
  
  - Написано на недописанной странице, после записи от 25 ноября 1898 г.
  
   4) Если бы только люди понимали, что истинная, законная, плодотворная жизнь есть любовь, то они бы понимали, что пока нет любви, надо останавливаться жить. Как сосуд, в кот[ором] отстаивается вино - если идет гуща, значит не го­тово, и не надо лить, а надо ждать, а то погубишь и вино и гущу. -
   15) Управляет нашим миром насилие, т. е. злоба, и потому находящееся всегда в обществе большинство - несамостоя­тельные, шаткие члены: женщины, дети, неумные - воспитываются злобой и переходят на сторону злобы. А надо бы, чтобы мир управлялся разумом, добром, тогда бы всё это большинство воспитывалось бы добром и переходило бы на его сторону. Для того же, чтобы это было, нужно, чтобы разум и добро проявляли себя, не унывая, заявляли бы о своем существовании - это очень важно.
   6) Сложность знания - признак его ложности. Что истинно, то просто.
   7) Как нехорошо, что люди, ищущие совершенствования, огорчаются клеветой, дурной славой, заслуженной (и еще лучше незаслуженной). Клевета, дурная слава дает возмож­ность, наталкивает на деятельность, оценка которой только в нашей совести. А это так редко, так трудно и так полезно. Юродство -невольное - есть лучшая школа добра.
   8) Записано: справедливость недостаточна. Есть....... нужно противодействовать. Не могу вспомнить, что это значит.
   9) Физическая работа важна тем, что она мешает уму праздно и бесцельно работать.
   10) Пожалуй, что важнее знать то, о чем не надо думать, чем знать то, о чем надо думать.
  
  
  
  
  
  
  
   11) Женщины слабы и хотят не только не знать своей слабости, но хотят хвастаться своей силой. Что может быть отвра­тительней?
   12) Человек добрый, если только он не признает своих ошибок и старается оправдывать себя, может сделаться извергом.
   13) Вся забота правителей состоит не в том, как они говорят, чтобы утвердить религию в народе, а, напротив, в том, чтобы
  
   (1) Следующие (5-13) абзацы написаны на пропущенных страницах.
  
  
   выхолостить народ от религии. И в России они почти достигли этого.
   Писано 2 Янв[аря].
   Нынче 21 Февраля. (1) Более шести недель не писал. Я всё в Москве. Сначала шло Воскр[есение], потом совсем остыл. Написал письмо фельд[фебелю] и в шведские газеты. Дня три, как опять взялся за Воскресение. Подвигаюсь. Студенческая стачка. Они всё меня втягивают. Я советую им держаться пас­сивно, но писать письма им не имею охоты. Таня - слаба и духом и телом. Мне спине лучше. Живет интересный и живой француз Sinet. Первый религиозный француз. Очень многое нужно записать. Был в очень дурном духе, теперь хорошо.
   22 Февр. 1899. Москва.
   26 Июня 1899. Ясн.. Полина. Четыре месяца не писал, не скажу, чтобы дурно провел это время. Усиленно работал и работаю над Воскресением. Есть много, есть недурное, есть то, во имя чего пишется. На днях был тяжело болен. Теперь здоров. С[оня] уедет нынче к сыновьям. Она была тяжело больна и теперь еще слаба. Всё продолжаемся критическое время. Часто очень нежно жалко ее. Так было нынче, когда она про­щалась. Тяжелые отношения из-за печатан[ия] и переводов Воскр[есения]. Но большой частью спокоен. Запущена пере­писка. Всё присылают деньги голодающим, а я ничего не могу, как только передавать их по почте. Количка со мной, помогает в работе. Сережа всякий раз радует, когда приезжает. Таня беспокоит своим легкомыслием, ушла (2) в эгоист[ическую] лю­бовь. Она вернется, надеюсь. Продолжаю выписывать из кни­жечки.
   14) Приближаясь к месту назначения, всё чаще и чаще думаешь о том месте, куда подъезжаешь. Так и приближаясь к смерти, к перемене назначения.
   15) Только бы всегда помнить, что нет другого смысла жизни, другого способа найти радость жизни, как только исполняя Его волю. И как ложно бы спокойно и радостно жить!
  
   (1) Абзац редактора.
   (2) Вымарано несколько слов
  
   16) Во время болезни исполнять Его волю тем, чтобы гото­виться перейти в другую форму.
   17) Нам кажется, что настоящая работа это работа над чем-нибудь внешним - производить, собирать что-нибудь: иму­щество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой - это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа - пустяки.
   18) Бога не слушаются, а обожают.
  
   Лучше не обожать, но слушаться.
   19) Какое бы ты ни делал дело, будь готов всегда бросить его. Так и примеривайся - можешь ли отделиться.
   20) Машина правительственная есть страшная машина. Если бы ясно понимали ее опасность, мы никогда не допустили бы ее образования.
   21) Кажется странным и безнравственным, что писатель, художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не без­нравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным - если оно благое - воздействием, к[оторое] произведет художественное произведение.
   22) Человечество это огромное животное, кот[орое] ищет и не может найти, что ему нужно. Очень медленно впечатления вызывают афекты, а афекты переда[ются] мозгу, и мозг вызы­вает поступки. Деятельность социалистов, либералов и рево­люционеров это попытки гальванизировать, заставить действо­вать животное, возбуждая двигательные нервы и мышцы. А есть один орган, который произведет всё, если он цел,- это головной мозг в животном, в народе - религия.
   23) Мне тяжело, я прошу Бога помочь мне. Да ведь мое дело служить Богу, а не Ему служить мне.
   24) Жизнь индивидуальная, личная, есть иллюзия, такой жизни нет, есть только функция, орудие чего-то.
   25) Военное сословие есть пережиток, не имеющий приме­нения - слепая кишка.
   26) Мы жалуемся на упадок духа. Но это необходимо. Чело­век не может находиться на той высоте, на к[оторую] он подни­мается иногда. А человек поднимается и тогда загипнотизировает себя на время упадка. И во время упадка уже действует на основании того, что открылось ему в минуты подъема. Только уметь пользоваться минутами подъема и уметь загипнотизировывать себя.
   27) Зло мира, причина его очень проста. Все ищут midi a 14 heures.(1) То в экономическом, то в политическом устрой­стве. Сейчас читал рассуждение в немецк[ом) парламенте о том, как помочь тому, что крестьяне бегут в города. А разрешение вcex вопросов одно, и никто но признает его и даже не инте­ресуется им. А разрешение одно, ясно и несомненно: власть имеющие развратились, п[отому] ч [то] имеют власть и составили себе учение религиозное, соответствующее их развращению. И это самое учение они усиленно с детства прививают народу. (2)
   Спасение одно: разрушение ложного учения.
   28) Разница между людьми: NN думает о смерти и это не ведет его дальше вопроса о том, как, кому оставить деньги, где и как похоронить. И Паскаль думает о смерти.
   29) Нельзя выдумать для жестоких поступков болте выгод­ных условий, как то сцепление чиновников, которое сущест­вует в государстве.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   30) Будущего нет. Оно делается нами.
   31) Бесконечность времени и пространства не есть признак величия ума человеческого, а напротив, признак его неполноты, неизбежной ложности.
   32) Мы думаем о будущем, устраиваем его, а ничто не важно, п[отому] ч[то] важно делать творческое дело любви, к[оторое] можно делать по всех возможных условиях, а потому совер­шенно безразлично, какое будет будущее.
   33) Мы сердимся на обстоятельства, огорчаемся, хотим изменять их, а все возможные обстоятельства суть не что иное, как указания того, в каких сферах, как нужно действовать. Ты в нужде - работай, в тюрьме - думай, в богатстве - осво­бождайся... и т. п.
   Всё равно, как лошадь сердится на тот путь, по к[оторому] ее направляют.
  
   (1) [полдень в 14 часов.]
   (2) Зачеркнуто: сама не веря в него.
  
   34) Пресса это лживость with a vengeance. (1)
   35) Всё разрозненно - соединяет нас только Бог, живущий во всем. От этого он и любовь.
   36) Понятия о Боге у человек[а] религиозного постоянно разрушаются, заменяясь новым, высшим пониманием.
   37) Военное дело не только погибель трудов, не только жиз­ней, но погибель добра.
   38) Со многими людьми можно жить только тогда, когда с ними обращаешься, как с лошадью: не считая[сь] с ними, не упрекая, не внушая, а только отыскивая modus vivendi. (2) Это о них: не мечите бисер. Ужасно, но без этого правила еще хуже.
   39) Разве можно представить себе рабочего социалиста с ве­рой в Иверскую? Стало быть прежде всего освобождение ре­лигиозное.
   40) Как мы все согласны, что свободен только тот, кто побо­рет страсти, а потом, зная это, мы серьезно заботимся, об осво­бождении людей, полных страстей.
   41) Разумной убежденности никогда не бывает полной. Полная убежденность бывает только неразумная, в особенности у женщин.
   42) Отвечай добром на зло, и ты уничтожишь в злом человеке всё удовольствие, к[оторое] он получает от зла.
   43) Бог есть любовь. Мы знаем Бога только в любви, соединяющ[ей] всё. В себе узнаем Бога в стремлении к этому соеди­нению.
   44) Беспрестанно думаешь о том, что мне будет хорошо от добра. А добро есть или его нет, а не будет.
   45) Всё дело в мыслях. Мысль начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслью.
   27 Июня. Е. б. ж. Я. П.
   Нынче 4 Июля. Я. П.
   Всё время был болен обычной желудочной болезнью. Работа, очень увлекавшая меня, остановилась. Читал Uebcrsiclit des 4 Evangelien.
  
   (1) [с местью.]
   (2) [способ жизни.]
  
   Христос - миф. И книга Кенворти, разумное изложение жизни Христа. Первое лучше. Нужна метафиз[ическая], нравствен[ная], эконом[ическая], т. е. религиозная истина. Она есть. Много хорошего думал, болея и приближаясь к смерти. Думаю часто с болью о брате С[ереже]. Записано 4.
   1) Правительство разрушает веру. А вера нужна. Одни, насилуя себя, веруют в чудесное, нелепое, другие в науку. По в какую? В современную. В современной же 89/100 ложь, (1) заблуждение. Во всякой современной науке тоже. Истина, открытая Богом, разумеется, - правда; религия и истина, добытая разумом человеческим, наука тоже, разумеется, - правда, да дело в том, что мы признаем открытым Богом и что добытым разумом человеческим.
   2) Смерть есть разрушение тех органов, посредством кот[орых] я воспринимаю мир, каким он представляется в этой жизни: это разрушение того стекла, через кот[орое] я смотрел, и замена его другим.
   3) Люди из образованных, употребляющие свое образование не на просвещение и освобождение рабочих классов, а на одурениее его, подобны работникам, употребляющим свою силу не на поддержание жизни, а на разрушение ее. Это интелли­гентные Пугачевы, Стеньки Разины, только в тысячу раз вред­нее.
   5 Июля 1899. Я. П. Е. б. ж.
   Нынче 28 Сент.
   28 Сент. 1899. Я. П. Всё работал над Воск[ресением]. Те­перь запнулся на 3-й части. Ужо давно не иду вперед. С[оня] в Москве. Я выработал себе спокойствие, не нарушавшееся. Не говорить. И знать, что так надо, что в этих-то условиях и надо жить. Здесь Илья, Соня с детьми, Андр[юша] с женой. Маша с мужем. Всё чаще и чаще думаю о философс[ком] опреде[лении] материи - пространства и времени. Нынче запишу, если успею.
   Читал интересную книгу о том, что Хр[иста] никогда не б[ыло], а это миф. Вероятий за то, что это правда, столько
  
  - Зачеркнуто: об[ман]
  
   же за, сколько против. Вчера с помощью Маши очистил все письма. Многие оставил неотвеченными. Думал за это время. Всё болею. Редкий день без болей. Недоволен собой и нрав­ственно. Очень опустился: не работаю физически и занят со­бой - здоровьем. Как трудно покорно переносить болезнь - идти к смерти без противления, а надо.
   1) Женщины, требующие для себя труда мужского и такой же свободы, большей частью бессознательно требуют для себя свободы разврата и спускаются вследствие этого гораздо ниже семьи, - думая стать выше ее.
   2) Что такое память, к[оторая] делает из меня одно существо от детства и до смерти? Что такое это свойство, связывающее отдельные по времени существа в одно? Надо бы спросить: не что связывает, а что разделяет эти существа? Разделяет то свойство времени, вне к[оторого] я не могу видеть себя. Я один нераздельный от рождения и до смерти, но проявить и сознать себя я должен во времени. Я сейчас таком, какой я был и буду, но я должен был и долж[ен] буду проявлять и сознавать себя во времени. Должен же я проявлять и сознавать себя во времени для общения с другими существами и воздействия на них.
   3) Я сорвал цветок и бросил. Их так много, что не жалко. Мы не ценим этой неподражаемой красоты живых существ и губим их, не жалея - не только растения, но животных, лю­дей. Их так много. Культура - цивилизация есть не что иное, как загубление этих красот и заменение их. Чем же? Тракти­ром, театром...
   4) Тебя упрекают в злобе, разврате, лжи, воровстве! - при­водят доказательства и т. п. Что надо делать? Отвечать вопро­сом: кот[орый] час? Пойдешь купаться? Видела ли NN и т. и. Это лучшее и единственное средство перенести эти обвинения и даже оправдаться в них.
   5) Дороже всего на свете добрые отношения между людьми, а устанавливаются эти отношения не вследствие разговоров - напротив, от разговоров портятся. - Говорить как можно меньше и в особенности с теми людьми, с к[оторыми] хочешь быть в хорош[их] отношениях.
   6) Питаясь, я уничтожаю пределы между собой и другими существами; производя детей, я делаю почти то же. Результаты разрушения матерьяльных пределов видны, результаты раз­рушения духовных преград и возникновение этого еди­нения не видно только п[отому], ч[то] оно обширнее.
   7) Люди разделены (отделены от других существ), и это представляется им пространством. То же, что они нераздельны по существу, представляется им временем. Так это записано. Пространство разъединяет, время соединяет. Но это неверно. И время и пространство есть разделение, есть невозможность постигновения единства (неясно, но я понимаю. Разъясню после).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   8) Братство естественно, свойственно людям. Не братство - разделение старательно воспитывают.
   9) Иногда хочется по-детски кому-то (Богу) жаловаться, просить помощи. Хорошее ли это чувство? Нехорошее - сла­бость, неверие. То, что больше всего похоже на веру: проси­тельная молитва есть, именно, неверие - неверие в то, что зла нет, что просить не об чем, что, если тебе худо, то это только тебе показывает, что тебе надо поправиться, что происходит то са­мое, что должно быть и при чем ты должен делать, что должно.
   10) Сейчас пишу это холодно, с трудом понимая то состояние, при кот[ором] живешь только для Бога. И вижу из этого, как есть люди, к[оторые] совсем никогда этого не понимают, не знают никакой другой жизни, кроме мирской для людей. Я знаю это состояние, но сейчас не могу вызвать его в себе, а только вспоминаю о нем.
   11) Всё, что живет без сознания, как я живу, когда сплю, как жил в утробе матери, живет не матерьяльно, т. е. не знает материи - а живет. Жизнь же есть нечто духовное. Стараясь вспомнить свое состояние до сознания, на пороге сознания - я знаю только чувство тяжести, довольства, наслаждения, страдания, но понятия о теле своем или чужом - нет. Понятие тела (материи) является только тогда, когда является созна­ние. Понятие тела является только п[отому], ч[то] сознание дает понять присутствие в себе начала всего (духовного). И в то самое время, как я сознаю, что я начало всего, я сознаю и то, что я не всё начало, а часть его. И вот эта-то частичность, пределы, отделяющие меня от всего, я и сознаю телом: своим телом и телами, окружающими меня.
   12) Если ты чего-нибудь желаешь, чего-нибудь боишься, то это значит, что ты не веруешь в того Бога любви, который есть в тебе. Если бы ты верил в него, то ничего не мог бы желать или бояться, п[отому] ч[то] все желания того Бога, к[оторый] живет в тебе, всегда исполнятся, п[отому] ч[то] Бог всемогущ, и ничего не боялся бы, п[отому] ч[то] для Бога ничто не страшно.
   13) Не думать, что знаешь, в чем именно воля Божия, а быть смиренным, и тогда будешь любовным, а воля Божия по отношению тебя только в этом.
   14) Люди, уверяющие других, что разум не может быть руководителем жизни, это те, разум к[оторых] так извращен, что ясно видят, что он заведет их в болото.
   15) Единственный случай, когда можно и должно человеку заниматься собой, - это, когда он чувствует себя несчастливым. Несчастье есть лучшее условие для совершенствования, подъема на высшую ступень, несчастье есть указание своего несовершенства. Надо радоваться этим случаям. - Это приготовление себя к работе, духовная пища.
   16) То я простой человек Л[ев] Николаевич], животное, а то я посланник Бога. Всё тот же человек, - но то публика, а то сам судья в цепи при исполнении своих высших обязанностей. Почаще надевать цепь. Я последнее время отвык, ослаб. Сейчас только вспоминаю.
   17) Человек есть вневременное и
  внепространственное существо, к[оторое] сознает себя в условиях пространства и времени.
   18) Игры, карты, тенис, скачки заманчивы, п[отому] ч[то): они выдуманы для blases. (1) Недаром мудрые учителя запрещали их. Игры искусственные развращают. Они нужны biases, а простым рабочим людям достаточны самые простые, без приготовлений.
   19) Только тогда и выработаешь истинную любовь, когда придется противодействовать обиде: побороть обиду любовью, полюбить врага.
  
   (1) [пресыщенных. ]
  
   20) Желают, волнуются, страдают только из-за пустяков или из-за дурного. Хорошее совершается без волнений. От того и слово сердце значит злость.
   Сегодня 2 Окт. 1899. Я. П. Всё нездоров. Не страдаю, но чувствую постоянную угрозу. Нравственно лучше - больше помню Бога в себе и смерть. Кажется, выбился из трудного места Воскр[есення]. Андрюша поразительно переменился к лучшему. Может ухудшится, но уж это б[ыло] и оставит следы. Кол[ечка] уехал. С[оня] приехала - нездорова. Продолжаю выписывать из зап[исной] книжки.
  
  
  
  
  
  
  
   <1) Записано так: пространство вытекает из сознания преде­лов, из сознания своей отдельности: я - один, а в мире такие же в пределах существа-2, 3, 4... ?. Существа эти могут по­меститься только в пространстве. Из сознания пределов вытекает и время... Нехорошо.> Всё это вновь передумывал и могу выра­зить так:
   Отдельность, не всеобъемлемость нашего я выражается в том, что мы признаем собою часть движущейся материи: часть материи, кот[орую] мы признаем собою, дает нам понятие пространства; часть движения, к[оторое] мы признаем собою, дает нам понятие времени. Или иначе. Представить себе часть материи мы не можем иначе, как в пространстве; представить себе часть движения мы не можем иначе, как во времени. Пространство вытекает из невозможности представить себе два или много предметов вне времени. Время вытекает из невозмож­ности представить себе два, много предметов вне пространства. Пространство есть возможность представить себе два, много предметов в одно и то же время, время есть возможность пред­ставить себе два, много предметов в одном и том же простран­стве (один выйдет, другой войдет).
  
  
  
  
  
  
  
   Разделение но могло бы быть в одном пространстве вне вре­мени. Если бы не б[ыло] времени (движения), все предметы в пространстве были бы неподвижны и составляли бы не много предметов, а одно нераздельное, наполненное материей про­странство. И разделение не могло бы быть в одном времени вне пространства. Если бы не было пространства, не могли бы быть движения, и я не отделялось бы ничем от всего осталь-
   Тело мое, сознаваемое мной, как я, и познающее всё осталь­ное, есть движущаяся определенное время часть материи, занимающая определенное пространство.
   Нехорошо, неясно, пожалуй и неверно.
   2) Анархия не значит отсутствие учреждений, а только отсутствие таких учреждений, которым людей заставляют подчиняться насильно, а - такие учреждения, которым люди подчиняются свободно, по разуму. Казалось иначе не могло и не должно бы быть устроено общество существ, одаренных разумом.
   3) Зачем за грехом не следует страдание того лица, к[оторое] совершило грех? Тогда бы он видел, что не нужно делать.
   Затем, что люди живут не отдельно, а в обществе, и если все страдают от греха каждого, то все и должны противодействовать ему.
   4) Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.
   5) В старости чувствуешь то же, что в путешествии: сначала мысли в том месте, из кот[орого] едешь, потом в самом путе­шествии, потом в том месте, куда едешь. Я испытываю это всё чаще и чаще, думая о смерти.
   6) Правда, (1) что может быть полезен грех большой, вызывая раскаяние перед Богом, независимо от суда людского. Такой грех выводит из области людского суда - из тщеславия, к[оторое] завладевает человеком и скрывает от него его отно­шения к Богу.
   7) Рост (2) физический это только приготовление запасов для работы духовн[ой] служению Богу и людям, к[оторая] начи­нается при увядании тела.
   Нынче 13 Окт. 99. Я. П. Всё не вполне здоров - так и надо. Но это не мешает жить, думать и двигаться к назначенному пределу. Воскр[есение] плохо двигается, послал 4 главы, кажется, нецензурные, но, по крайней мере, кажется, остано­вился на одном, и больше важных перемен делать не буду. Не переставая думаю о брате Сер[еже], но от погоды и нездоровья не могу собраться поехать. Таня, кажется, окончательно
   (1) В подлиннике: 5
   (2) В подлиннике: 6
  
   решила выходить. С[оня] была в Москве и нынче едет опять. У меня нынче какой-то умственный праздник и не нынче, а все по­следние дни: в Воскр[есение] вдумал хорошие сцены. Об отдель­ности, представляющейся нам материей в пространстве и дви­жением во времени, всё чаще и чаще, и яснее и яснее думаю. Еще получил брошюры Weptrup'a из Америки о деньгах, кот[орые] поразили, мне уяснив всё неясное в финансовых вопро­сах и сведя всё, как и должно б[ыло] быть, к насилию прави­тельств. -
   Если успею - запишу. Еще важная радостная мысль, хотя и старая, но к[оторая] мне пришла как новая, и радует меня очень, а именно:
   1) Главная причина семейных несчастий та, что люди воспи­таны в мысли, что брак дает счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастие, кот[орое] поддерживает общественное мнение и лите­ратура, но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, кот[орым] человек платится за удовлетворение полов[ого] желания, страдание в виде неволи, рабства, пресыщения, отвращения, всякого рода духовных и физических пороков супруга, к[оторые] надо нести, - злоба, глупость, лживость, тщеславие, пьянство, лень, скупость, корыстолюбие, разврат - все пороки, кот[орые] нести особенно трудно не в себе, в другом, а страдать от них, как от своих, и такие же пороки физические, безобразно, нечистоплотность, вонь, раны, сумашествие... и пр., кот[орые] еще труднее переносить не в себе. Всё это, или хоть что-нибудь из этого, всегда будет, и нести приходится всякому тяжелое. То же, что должно выкупать: забота, удовлетворение, помощь, всё это принимается как должное; все же недостатки, как не должное, и от них страдают тем больше, чем больше ожидалось счастья от брака. Главная причина этих страданий та, что ожидается то, чего не бывает, а не ожидается того, что всегда бывает. И потому избавление от этих страданий только в том, чтобы не ждать радостей, а ждать дурного, готовясь переносить его. Если ждешь всего того, что описано в начале 1001 ночи, ждешь пьянства, вони, отвратительных болезней, то упрямство, неправдивость, пьянство даже можно не то, что простить, а не страдать и радоваться, что нет того, что могло бы быть, что описано в 1001 ночи, нет сумашествия, рака и т. п. И тогда всё доброе ценится.
   - Не в этом ли и главное средство для счастья вообще? Не оттого ли люди так часто несчастны, особенно богатые? Вместо того, чтобы сознавать себя в положении раба, к[оторый] должен трудиться для себя и для других и трудиться так, как этого хочет хозяин, люди вообразят себе, что их ждут всякого рода наслаждения и что всё их дело в том, чтобы пользоваться ими. Как же при этом не быть несчастным? Всё тогда, и труд, и препятствия, и болезни, необходимые условия жизни, пред­ставляются неожиданными страшными бедствиями. Бедные поэтому менее бывают несчастны: они вперед знают, что им предстоит труд, борьба, препятствия и потому ценят всё, что дает им радость. Богатые же, ожидая только радостей, во всех препятствиях видят бедствия и не замечают и не ценят тех благ, которыми пользуются. Блаженны нищие, ибо они утешатся, голодные - они насытятся, и горе вам, богатые...
   14 Окт. 1899. Я. П. Е. б. ж.
   27 Окт. 99. Я. П. Живем одни - Таня (на последках и жалко), Ольга, Андр[юша], Жули и А[ндрей] Дмитриевич. Хорошо, но часто хвораю: больше больных дней, чем здоровых, и оттого мало пишу. Отослал 19 глав очень неконченных. Работаю над концом. Много думал, кажется, хорошего.
   1) О свободе воли - просто: человек свободен во всем духов­ном - в любви: может любить или не любить, больше и меньше. Во всём остальном он не свободен, следовательно, во всём матерьяльном. Человек может направить и может не направить свою силу на служение Богу. В этом одном (но это огромно) он свободен: может везти или быть везомым.
   2) Война, суды, казни, угнетение рабочих, проституция и мн[огое] др[угое] - всё это необходимое, неизбежное последствие и условие того языческого строя жизни, в к[отором] мы живем, и изменить что-либо одно или многое из этого невозможно. - Что же делать? Изменять самый строй этой жизни, то, на чем он стоит. Чем? Тем, чтобы, во-первых, не участвовать в этом строе, в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном учении и т. п., и во-вторых, делать то, в чем одном человек всегда совершенно свободен: в душе своей заменить себялюбие и всё, что вытекает из него - злобу, корысть, насилие и пр. - любовью и всем тем, что вытекает из нее: разумностью, смирением, милосердием и пр. Как колеса машины нельзя повернуть силой, они все связаны с шестернями и др[угими] колесами, а пустить и не пустить пар, к[оторый] задвигает их легко, так точно страшно трудно изменить самые внешние условия жизни, но быть добрым или злым легко. А это: быть добрым или злым - изменяет все внешние условия жизни.
   3) Жизнь наша есть освобождение заключенного, расширение пределов, в которых действует беспредельное начало. - Представляется же нам это расширение пределов материей в движе­нии. Предел расширения в пространстве представляется нам материей. Часть этой материи, которую мы сознаем собою, мы называем своим телом, другую часть мы называем миром. Предел расширения во времени мы называем движением. Часть этого движения, кот[орое] мы познаем собою, мы называем своей жизнью, другую часть называем жизнью мира. - Вся жизнь есть расширение этих пределов, освобождение от них.
   Всё неясно, неточно.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   20 Ноября 1899. Москва.
   Много не записано. Я в Москве. Таня уехала зачем-то с Сухо­тиным. Жалко и оскорбительно. Я 70 лет всё спускаю и спускаю мое мнен[ие] о женщинах, и всё еще и еще надо спускать. Жен­ский вопрос! - Как же не женский вопрос! Только не в том, чтобы женщины стали руководить жизнью, а в том, чтобы они перестали губить ее.
   Сейчас не писал всё утро. И думал два.
   1) Мы говорим о цели жизни - хотя и не такой, к[оторая] б[ыла] бы понятна нам, но такой, к[оторая] б[ыла] понятна высшему разуму. Цель - всё равно, что причина. Причина - назад. - Цель - вперед. А причина, понятие причины (а по­тому и цели) является только тогда, когда есть время, т. е. существо в своем понимании ограничено временем. И потому для Бога и для человека, живущего божеской жизнью, цели нет. Есть жизнь, в к[оторой] растет сознание, вот и всё.
   2) Капля, сливаясь с большей каплей, лужей, перестает быть и начинает быть. -
   Нынче 18 Декабря 1899. Москва.
   Почти месяц не писал. Был тяжело болен. Очень больно б[ыло] сутки, потом отдых и слабость. И смерть стала больше, чем естественна, почти желательна. Так и осталось теперь, когда выздоравливаю. Это новая радостная ступень. Кончил "Воскресен[ие]". Нехорошо. Не поправлено. Поспешно. Но отвалилось и не интересует более. Здесь Сережа, Маша с мужем, М[арья] А[лександровна]. Мне хорошо. Ничего не начинал еще писать. Больше всего занимает философия, но ничего очень не хочется. Отдыхаю. Написал письма. Попытаюсь выписать записанное.
   1) (Пустяки) О многого[лосной] музыке. Нужно, чтобы голос говорил что-нибудь, а то много голосов, и каждый ничего не говорит.
   2) Одна из главных причин зла нашей жизни есть воспиты­ваемая в нашем христианском мире вера в грубого, еврейского Бога личного; тогда как главный признак (если можно так выразиться) Бога в том, что он ничем не ограниченный, следо­вательно не личный.
   3) Надо победить смерть - не смерть, а страх смерти, про­исходящий от непонимания жизни. Если только поймешь жизнь и необходимое благое условие ее - смерть, то перестанешь бояться ее, противиться ей. А перестанешь бояться ее-переста­нешь служить себе смертному, а будешь служить не смертному Богу, от кот[орого] пришел и к к[оторому] идешь.
   4) Материя есть всё то, что доступно нашим чувствам. Наука заставляет нас предполагать, что есть материя, недоступная нашим чувствам. В этой области могут быть существа, состав­ленные из этой материи и ощущающие ее - эту недоступную нашим чувствам материю. Я не думаю, чтобы такие существа были, я только думаю, что наша материя и наши чувства, ощущающие ее, есть только одна из бесчисленных возможнос[тей] жизни.
   5) Я раб, я червь, я царь, я Бог. Раб и червь - правда, а царь и Бог неправда. Напрасно люди придают особенное зна­чение и величие своему разуму. Пределы человеческого разума очень недалеко и тотчас же видны. Пределы эти: бесконеч­ность пространства и времени. Человек видит, что окончательные ответы на вопросы, кот[орые] он задает себе, всё удаля­ются и удаляются, и во времени, и в пространстве, и в обеих областях этих последнего ответа нет, п[отому] ч[то] обе об­ласти бесконечны. Разум человека имеет пределы очень недалекие. Он вполне годен только на ответы о том, как жить человеку. Только в этой области он дает окончательные ответы.
   6) Читал о книге Энгельгарта. Эволюция прогресса жесто­кости. Я думаю, что тут есть большая доля правды. Жестокость увеличилась преимущественно пот[ому], что (1) совершилось, содействующее увеличению матерьяльного богатства (2) людей, разделение труда. Все говорят о выгодах разделения труда, не видя того, что необходимое условие разделения труда, кроме омашинения человека, есть еще устранение условий, вызывающих человеческ[ое] нравственное общение людей. Если мы делаем одно и то же дело, как земледельцы, понятно, что между нами установится обмен услуг помощи, но между пастухом и фабричным ткачом не может быть общения. (Кажется неверно. Подумаю.)
   7) Как Бог должен относиться к молитвам, если бы был такой Бог, к[оторому] можно бы было молиться? Так же, как должен бы относиться, хозяин дома, в кот[ором] проведена вода, к кот[орому] пришли бы жильцы просить воды. Вода проведена, вам стоит только повернуть кран. Так же приготовлено для людей всё, что им может быть нужно, и Бог не виноват, что вместо того, чтобы пользоваться проведенной чистой водой, одни жильцы таскают воду из вонючего пруда, другие приходят в отчаяние от недостатка воды и молятся о том, что им дано в таком изобилии.
   8) При существующем, разделяемом всеми мировоззрении теперешний экономический и политический строй есть наилуч­ший - должны быть и войско, и суды, и капитализм, и прости­туция, и церковь. - И потому все осуждения существующего строя неосновательны, и все попытки изменить, улучшить его, не изменяя общего людям мировоззрения, грубо матерьялистического (разделяющегося]
  
   (1) В подлиннике слово что написано деажды.
   (2) Написано: матерьяльному богатству
  
   на атеизм и - церковное суе­верие - тщетны.
   9) Можно личным опытом проверить истину о том, что Бог, часть кот[орого] есть мое я, есть любовь, и опытным путем убедиться в этой истине. Как только нарушена любовь, прекра­щается жизнь, не хочется ничего делать - всё тяжело. И на­против, как только восстановляется любовь - помирил[ся], с кем ссорился, простил, получил прощение - так хочется жить, действовать - всё кажется легко и возможно.
   10) Хорошо бы было хоть приблизительно цифрами, а потом графически выразить то количество труда - рабочих дней, кот[орыми] пользуются в своей жизни богатые люди. Более или менее приблизительно это выражается деньгами. Если я про­живаю 10 р. в день, это значит, что на меня, не переставая, работают 20 человек. - (Неясно - не то.)
   11) Обыкновенно говорят: это очень глубокомысленно и потому не вполне понятно. Это неправда. Напротив. Всё то, что глубоко, то ясно до прозрачности. Как вода, которая бывает мутна на поверхности, а чем глубже, тем прозрачнее.
   12) Одна - меньшая часть людей, около 20%, сумашедшая сама по себе - одержима манией эгоизма, доходящей до сосредо­точения всех душевных сил на себе; другая - большая часть, около 80%, загипнотизирована научным, художественным, государственным и, главное, религиозным гипнозом и тоже не пользуется своим разумом. От этого успех в свете всегда достается сумашедшим, одержимым тем же сумашествием, каким одержимо большинство.
   13) Испытываю чувство успокоения, удовлетворения, когда заболеваю, когда совершается разрушение пределов моей личности. Как только выздоравливаю, испытываю обратное: беспокойство, неудовлетворенность. Но есть ли это явные призна[ки] того, что разрушение пределов личности в этом мире - вступление жизни в новые пределы?
   Дописал 19 Дек. 1899. Москва. Е. б. ж.
   Нынче 20 Дек. 99. Москва. Здоровье нехорошо. Душевное состояние (1) хорошее, готов к смерти. По вечерам много народа-
  
   (1)

Другие авторы
  • Шестаков Дмитрий Петрович
  • Верхарн Эмиль
  • Чеботаревская Александра Николаевна
  • Розанов Александр Иванович
  • Игнатов Илья Николаевич
  • Соколов Н. С.
  • Мультатули
  • Матюшкин Федор Федорович
  • Неведомский Александр Николаевич
  • Сургучёв Илья Дмитриевич
  • Другие произведения
  • Шулятиков Владимир Михайлович - И. Ф. Горбунов
  • Самарин Юрий Федорович - Замечания на заметки "Русского Вестника" по вопросу о народности в науке
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Повести и предания народов славянского племени. (,) изданные И. Боричевским
  • Чешихин Василий Евграфович - Чешихин В. Е.: Биографическая справка
  • Раскольников Федор Федорович - Взятие Энзели
  • Мериме Проспер - Коломба
  • Крестовский Всеволод Владимирович - Крестовский В. В.: Биобиблиографическая справка
  • Некрасов Николай Алексеевич - Заметки о журналах за ноябрь 1855 года
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Посельщик. Сибирская повесть. Соч. Н. Щ.
  • Кайсаров Петр Сергеевич - К луне
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 431 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа