Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений, Страница 16

Толстой Лев Николаевич - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

тать сам человек. Теперь я по­нял, что это орудие - топор, к[отор]ый работает Бог. Дело человека только в том, чтобы держать топор острым. (4)
  
   Потерял глаз. Слесарь. Спросить у Давыдова. Константин Белоусов.
  
   Лесу бабе.
  
   Варлам -
  
   Некрасов.
  
   Арефий.
  
   (1) Ср. Дневник 1896 г., 14 сентября, 9.
   (2) Ср. там же, 10.
   (3) Ср. там же, 11.
   (4) Ср. там же, 12.
  
  
   Григор[ий] Быльск[ий].
   Силаев (1) Алексей.
   Терент[ий] Горе[лов?] Иван Сила [ев].
  
   14) Деспотизм выгод[ен] негодя[ям]. (2)
  
   Можно ли воротить брата умерше[го] из солдат?
  
   Пеньков просит об купчей. -
  
   Фекла
   Анна
  
   Озерская, Прасковья Рыженк[ова] просит сруб. -
  
   15) Вопрос о Боге внешнем - решается происхождением. (3)
  
   Клюев Григорий.
  
   Егор Бышонков.
  
   16) Отделить свое я от с[трасти]. (4)
  
   Страдает не я. Это заблуждение. Надо найти свое истинное я. Повернуть Ваньку-встаньку дном книзу. (5)
   1) Если кажется, что в страс[ти] весь я, то вспомнишь, как это было много раз, различные бы[ли] я: корыстный, велосипед, тщеславный, и все проходили; оставался один несомненный, одинак[ий], вечно один. Так пройдет и это. (6)
   2) Но это я и пришло. Это, это самое мне и задано, как ре­шить. (7)
   3) Решение истинное одно: где любовь. Как только злоба, то не решенье, а усложнение. (8)
  
   (1) Зачеркнуто.: Спир.
   (2) Ср. Дневник 1896 г., 14 сентября, 13.
   (3) Ср. там же, 14.
   (4) Ср. там же, 15.
   (5) Ср. Дневник I896 г., 20 октября, 9, и 10, г).
   (6,7,8) Ср. там же, 10: а), б) и в).
  
   А потом всё это - пока в этой жизни - она умр[ет], я умру.
   1) А потом любовь, особенно к врагу, добьется трудом, ста­нет высшей наградой, радост[ью]. (1)
   2) А как только найдешь это я, так оно и заявит себя: заявит свои требования, не похоти, не злости, не ревности, а жалости и любви. (2)
  
   Мужикам слег.
  
   1) Свой нарочный обдумал.
   2) наследство? общ[ее?]
   3) (3) прирож. общест.
  
   Алена Деменск[ая]
  
   Аксинья Левичева [?] Подсчитать книги.
  
   Ефрему Серегину - кирпичу.
   Газета Кавказ 5 Ноя[бря] 1861, свидание с Шам[илем].
  
   Авдотья Пчелкина вдова в Прилепах.
  
   К. Tokutomi
   "Nations Friend" Office Токуо, Japan . (4)
  
   Брошюра Неверовского - истребление Аварских
  ханов 1847 г.
  
   Сальников просит погорелый.
  
   Наука - грубый матерьялизм. (5)
  
   Искусство - чу[вство].
  
   (1) Ср. Дневник 1896 г., 20 октября, 10: г) и д).
   (2) Зачеркнуто: первор
   (3) Запись рукой Токутоми.
   (4) Ср. Дневник 1896 г., 6 ноября, 1.
  
   Никифорову -
   Зя[ть] Власа Беш[онкова] просит.
  
   Фекла из Хмелев[ого] просит помочь.
  
   Искусство, дойдя до совершенства, делается космополити­ческим - всем доступным. (1)
  
   Утонченность в искусстве и сила искусства - всегда диаметрально противуположны. (2)
  
   Консерватизм в том................(3)
  
   Филип Дмитр[иев?] про[сит] на балку.
  
   Как я глупый поправляю себя умного.
  
   Семен Ульянов просит женит[ься].
  
   Леон Петров Корякин, Окружн[ой] 15 сен[тября] 1896 N 270 р. 70.
  
   Адриану Новикову место
  
   Тула. Штыков[ая] ул. д. Ермаковой. Ив. Новикову.
  
   Вдова из Воздремы Марья Федор[овна] Ростовцева про[сит] помощь -
  
   Лука Степанов в Мясоедове.
  
   Как дойдет, так красноре[чие] или сер[дится?]
  
   Гюль-салим, Мариам шабан, Алъджа.
  
   (1) Ср. Дневник 1896 г., 6 ноября, 2, и 20 октября, 6.
   (2) Ср. Дневник 1896 г., 6 ноября, 3, и 20 октября, 4.
   (3) Ср. Дневник 1890 г., 6 ноября, 4.
  
   Карим-гюлъ, Патимат.
   Нур-Магома, Джамал.
   Аймисей.
   Сайт-Юрт.
   Маиортуп.
   Автуры.
  
   Отчего приятно, успокоительно пахать (?) Потому ч[то] вся жизнь езда, движение. (1)
   Искусство есть игра. И когда люди здоровые, и игра здоровая и натуральная. (2)
   Олсуфьеву о Новикове старшине. Михеев Сергей крестьянин Калуж[ский]
  
  - Ср. Дневник 1896 г., 6 ноября, 5.
  - Ср. Дневник 1896 г., 20 октября, 7 и 2 ноября.
  
   Ясенецкая, Яков Максимов Кузнецов умер у Гиля в газе - к Давыдову.
  
   Книги для чтен[ия] Булыгиной.
  
   Бог - один. (1)
  
   Всё, но не в том виде, п[отому] ч[то] не в том теле. (2)
   Сюжет - простит[утка].
   Сюжет - крепост[ные] и землевладельцы]. (3)
  
  
  
  
   Испытывают болезненные эмоции и от Вагнера - я такие испытываю от Бетхов[ена], - но эти эмоции ничто в сравнении с теми здоровыми, сильными, к[оторые] испытываю от чард[аша?] и т. п. (4)
  
   Все притворяют[ся], только дать им ход.
  
   Гастева Прохора просит на бедность.
  
   Маня научила меня - жизнь только подвиг - дело делать в себе и вне себя. (5)
  
   Эгоизм искусств - безумие. (6)
  
   Сенсуалисты - самоограничение для целей психологии, но­ не годится для мировоззрения. (7)
  
   Авторитеты в искусстве. (8)
  
   (1) Ср. Дневник 1896 г., 16 ноября, 1.
   (2) Ср. там же, 2.
   (3) Ср. Дневник 1890 г., 22 ноября, 2.
   (4) Ср. Дневник 1896 г., 20 декабря, 2.
   (5) Ср. Дневник 1896 г., 27 ноября, 2.
   (6) Ср. там же, 3.
   (7) Ср. Дневник 1896 г., 20 декабря, 3.
   (8) Ср. там же, 4.
  
   Это не история музыки п[отому], ч[то] об истории музыки в народе нет и речи, а история искусственности в музыке - уродова[нне] музыки. (1)
  
   Чувствуя свое бессилие в своем искусстве, музыка прибегает к описаниям, контрапункту, фуге, иллюстрации. (2) -
  
   Потому было хорошо в церкви, что в церкви оно б[ыло] доступно массам. (3)
   Характер выражает искусство и нас трогает п[отому], ч[то] в нас есть зародыш всех характеров. (4)
  
   История музыки написана по тому плану, чтобы показать, как она дошла до теперешнего безобразия. (5)
  
   Вера в авторитеты делает то, что ошибки авторитетов берут за образцы. (6)
  
   Ария Баха - как слова могут ей отвеч[ать]? (7)
   Антифо[ния]
   1) Грегорианск[ое] пен[ие]
   2) Контрапункт.
   3) Мистер[ия]. Оратор[ия].
   4) Песня. Опера. Кантата.
  
   Не могу верить, чтобы их уже не было. (8)
  
   Харибда и Сцилла:
   Просто, мелко, но понятно - и музыка - торжественно зна­чительно не... непонятно. (9)
  
  - Ср. Дневник 1896 г., 20 декабря, 5.
  - Ср. там же, 6.
   (3) Ср. там же, 7.
   (4) Ср. там же, 8.
   (5) Ср. там же, 9.
   (6) Ср. там же, 10.
   (7) Ср. там же, 11.
   (8) Ср. там же, 12.
   (9) Ср. там же, 13.
  
   У греков (искусственность]), у египтян, ассирий[цев], вавилон[ян], евреев, арабов, персиян, индусы, китайцы, японцы, (1) африк[анцы], абиссинцы, негр[ы], калмык[и], кирг[изы], башкиры.
  
   В поэзии народной готовятся Крестовые походы, потом ре­формации. (2)
   Очень важно. Как скоро стало ценить[ся] и награждаться господское искусство, все дарования ушли в него. (3)
  
  
  
  
   Во всех искусствах выражается борьба языч[ества] с христ[ианством].
   Требования христианства слишком велики и (4) язычество заливает как волной. Но доходит до невозможного.(5)
  
   Причины уничтожен[ия] нар[одной] литературы: книгопеча­тание, закрепощение. (6)
  
   Почувствовал тоску по своей лично[сти], отделенности от других существ. (7)
  
   И перегород[ки] Чертков[а]. (8)
  
   Арбат. Спасопесовский пер. дом Страховых, кв. N 12. Тимашев - Беринг. (9)
  
   После смерти по важности и прежде смерти по времени нет ничего важнее, безвозвратное брака.
  
  
  
  
  
  
  
   (1) Слова: китайцы, японцы обведены кругом.
   (2) Ср. Дневник 1896 г., 20 декабря, 14.
   (3) Ср. там же, 15.
   (4) Зачеркнуто: искусство
   (5) Ср. Дневник 1896 г., 20 декабря, 16.
   (6) Ср. там же, 17.
   (7) Ср. Дневник 1896 г., 15 декабря.
   (8) Ср. Дневник. 1896 г., 20 декабря, 18.
   (9) Написано неизвестной рукой.
  
   И так же, как смерть только тогда хорошо, когда она неиз­бежна, а всякая нарочная смерть так же, как и нарочный брак, зло. (1)
  
   Ренегатство происходит от того, что делалось для людей, а не для себя и для Бога. От того же и как будто охлаждение, к[оторое] испытывали и испытыва[ют] многие из нас. (2)
   Зачем, за что Бог сделал так, что одни все горят убеждением, а др[угие] не понимают? (3)
  
   Мельницкий Петр Федорович взял Царст[во] Бож[ие] и Гоне­ние на хр[истиан].
   Карск[ая] область Кагызман.
  
   В Хунзахе стар[ый] ханск[ий] дворец обращен в казарму.
  
   Турлучн[ый] плетень обмаз[ан] глиной.
  
   Саманный кирпич.
  
   С матерью ходил за дровами.
  
   Требование русских властей чинить дорогу.
  
   25 - проповеди Казн Муллы.
   30 - Осада Хунзаха, отец убит.
   Поездка в Тифлис к Розену.
   34 - Гамзат Бек и его убийство.
   Управление Аварией.
   37 Фези приш[ел] в Хунзах и Ахмет Хан.
   Награды, борьба с А[хмет] Х[аном].
   40. Арест и бегство. Сражение. Цельмес аул.
  
  - Ср. Дневник 1896 г., 20 декабря, 19.
  - Ср. там же, 20.
  - Ср. там же, 21.
  
   Ахмет Хан Аварский, генер[ал] майор и враждовал с русск[ими].
   Гасан, брат Ахмет Хана.
  
   Ходит в каракуле во время жатвы.
  
   Папаха, новый воротник.
   Приносят трону, сушат на крыше и там же спят.
  
   У женщин желтые штаны и красные, сафьян[ные] сапоги.
  
   Перетаскивают снопы.
  
   Даллай - весел а [я] аварск[ая] песня.
  
   Из ущелья выходит пар и разошелся по горам - видны только верши[ны], а потом скрылись вершины.
  
   Злые собаки. Улашин.
  
   Красные шаровары, желт[ые] сапоги, серосиние бешметы с красным лестовиком, обшитые на груди монетами, и платок на голове, обвязанный по-египетски.
  
   Для народа.
  
   Всё от солдатства и ни на что оно не нужно. (1)
  
   Но не это важно, а важно то, что губишь душу. (2)
  
  - Ср. Дневник 1897 г., 5 января, 1.
  
   Записки сумашедшего: Сыновность Богу, братство. И пол­ное сумашествие. (1)
  
   Краснов взял Патриотизм или мир, письмо Кросби, письмо Попо[ва].
   Общественное управление духоб[оров]: Общим согласием решено повиноваться избранным старичкам (в числе их и моло­дые), и все повинуются. Ну, а если не повинуется? Переносить от него всё. (2)
  
   Кристал сложит[ся] разбитый, разжиженный сложится опять в те же кристалы, не сложится только, если произойдет химич[еское] разложение. (3)
  
   Предисловие к Шпиру.
   Мир такой, каким мы его видим только в том случае, если нет в мире существ, иначе, чем мы, устроенных, одаренных другими чувствами. Если же есть, и есть возможность бесконечно различ­ных существ, то мир не таков, каким мы сознаем. Мир наш сим­метрия, нами построенная. Что ж есть такое, каким мы его знаем?-то, что видит этот мир: познающий -одинакий во всех людях и подобный во всех существах. И само в себе- Бог. (4)
  
   С другой стороны: зрение и слух дают мне иллюзию чело­века - в зеркале. Я подхожу и трогаю, и третье чувство осяза­ния исправило ошибку - разруши[ло] иллюзию. Умирая чело­век приобретает то лишнее высшее чувство, к[оторое] уничтожало иллюзию и нашего мира и нашего те[ла]. (5)
  
   Медоусов Евангелие и Хельчицкого.
  
   (1) Ср. Дневник 1896 г., 26 декабря, и 1897 г., 5 января, 2.
   (2) Ср. Дневник 1897 г., 5 января, 3.
   (3) Ср. там же,
   (4,5) Ср. там же, 5.
  
   Разница христианского счастья от язычес[кого] та, что язы­ческое ищется, а христианское принимается как незаслужен­ное, сверхкомплектное. (1)
  
   Влад. Федор. Лазур[ский].
   Гонение духоб[оров]
   L'Anarchie
  
   Вороб[ьева] три письма
  
  - Ср. Дневник 1897 г., 5 января, 6.
  

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 2, 1897 г.]

  
   1) Канцелярии комиссии прошений прием.
   2) Канцелярия министерства юст[ищии].
   3) Канцелярия Сената.
   4) Письмоводитель коменданта. Где содержались не самые важные?
   5) Гробницы царей в Петропавл[овской].
   6) Вход в Сенат. Где дожидаю[тся]. Где приходят сенат[оры]. Их мундир? Оберпрок[урор], секретарь где сидят?
   7) Какая статья - педерастия?
   8) Обсуживают ли вслух в Сенате?
   9) Много ли всех сенаторов? Грязные истор[ии] сенаторов.
   10) Приемная Победоносцева. Канцелярия Синода.
   11) Выход партии из острога.
   12) Какие телеги везут?
   13) Сколько в партии выходит? 300, 800.
   14) В каком порядке идут?
   15) Солнечный удар - призна[ки].
   16) Какие рубахи у женщин?
   17) Каторга на Каре.
   18) Последствия брака каторжной. (1)
   19) Жениться на каторжной.
  
   (1) Можно прочесть: каторжного.
  
   6 Ян[варя] 97. Общественное мнение, женское. (1) Здоровый слабее. Табак и вино.
  
   Обличайте, распространяйте и бойтесь - они сами боятся. (2) Как привел вора. (3)
  
   Если бы распространять обман или убийст[во], было бы страшно, а то распространять освобождение от обмана и убийства. (4)
  
  
  
  
  
  
  
   Выломать язык, как набор букв - слова. Для чего надо быть несерьезным? (5)
  
   7 Я[нваря]. Как движение указывает обман перспективы, так движение в жизни указывает обман матерьяльности мира. (6)
  
   Себя отделить, а смотреть издалека. (7)
  
   Когда цель[ю] искусства признается красота, то искусство будет всем тем, что известные люди счита[ют] красотой. (8)
  
  
   Михаил Семенович Андросов из села Горелова Карской.
  
   Степан Миридонов угол Каланчевой и Больш[ой] Спаской.
  
   Помогает умереть.
   Женское общественное мн[ение]. (9)
  
   Обманы раз[ные] и корень - вера.
  
   Вред искусств, особенно музыки. (10)
  
   (1) Ср. Дневник 1897 г., 4 февраля, 1.
   (2, 3, 4) Ср. там жe, 2.
   (5) Ср. там же, 3.
   (6) Ср. там же, 4.
   (7) Ср. там же, 5.
   (8) Ср. там же, 6.
   (9) Ср. там же, 1.
   (10) Ср. там же, 7.
  
   Богач не пожалеет вас, п[отому] ч[то] он видит, что вы хотите того же, чего и он, и добиваетесь теми же средствами: Борьба. (1)
  
   Различие наслаждения от добра, ч[то] добро для всяк[ого] чем больше, тем лучше. Наслаждение напротив. (2)
  
   Искусство есть пища духовная, необходимая для поддержа­ния духовной жизни. Есть пища хорошая, более или менее питательная и более или менее вредная. (3)
  
   Или это красота, мистически сливающаяся с добром, и тогда она неопределенна: Шеллинг, Шопенг[ауэр], Фихте, Гегель, или это красота отдельная, и тогда она Wohlgefalien, (4) относи­тельна и зависит от вкуса. Кроме того, не подходит под красоту величественное и комическое.
  
   Средство сделать ничтожн[ые] мотивы возможными - в том, чтобы их соединить.
  
   подделка под искусство. (6)
  
   Самый строгий и последовательный агностик признает Бога.
   Вопрос: зачем это всё? и сознание свое[го] закона и есть Бог. И такое признание Бога тверже признания Бога творца и т. п. Верить так значит прокопать под бут до материка. (7)
  
   Отделение плода от матери. (8)
  
   (1) Ср. Дневник 1897 г., 4 февраля, 8.
   (2) Ср. там же, 9.
   (3) Ср. там же, 10.
   (4) [приятна,]
   (5) Ср. Дневник 1897 г., 4 февраля, 11.
   (6) Ср. там же.
   (7) Ср. там же, 12.
   (8) Ср. там же, 13.
  
   Очевидный процесс обратный жизни. Жизнь соединяет, а тут выделяется. (1)
  
   Выделяется и соединяется по-новому, лучшему. В этом вся жизнь. Каждый соединяет в себе всех предков и потом вновь, разделяется. (2)
  
   (К воззванию): 1) описание положения фабричных, прислуг, солдат, земледельцев в сравнении с богачами. (3)
  
   к воззванию: Обман церковн[иков] и обман матерьялистов. (4)
  
   Gaslon Paris. Lеs courtois et les vilains, les lettres el les ignorants. Господа и народ, ученые и неучи, и искусство раздели­лось.
  
   И господа подделывались под народ, а народ под го­спод. (5)
  
   Сделал ли то, на что послан? (6)
  
  
  
  
  
  
  
  
   Муж и жена упрекают друг друга, и оба правы. (7)
  
   В музыке есть что-то отвратительное - Гофм[ан], женщины. (8)
  
   Значение слов красивый (9) - прекрас[ный].
  
   Grand Encicloped[ie]. Le beau. (10)
  
   (1, 2) Ср. Дневник 1897 г., 4 февраля, 14.
   (3, 4) Ср. Дневник 1897 г., 17 февраля, 1.
   (5) Ср. там же, 2.
   (6) Ср. там жe, 3.
   (7) Ср. там же, 4.
   (8) Ср. там же, 5.
   (9) Исправлено из: красота
   (10) [Большая Энциклопедия. Красота.]
  
   Le beau consiste dans l'ordre et la grandeur. (1)
  
   Le beau et le bon sont deux choses differantes, car le bon est surtout dans les actes, et le beau est dans ce qui ne supporte pas de changement (Aristote). (2)
   Le beau est la splendeur du bien (Platon). 3
  
   Le bien n'est que le beau en action (Roussau). 4
  
   Мы приписываем ум, доброту таланту; а талант есть способ­ность передачи. (5)
  
   С. Петербург.
   Эртелев переулок д. 3, кв. 22 (Каменского) Н. Н. Ге. (6)
  
   Думать о других.
   Как новость. (7)
  
   Движение жизни, расширение отдельного существа дает время. Пространство же есть существо других существ. (8)
   Есть люди, лишенные нравственного чувства, тогда их чув­ство есть главный и единственный судья. (9)
  
   У меня, говорит, детей много. Я для детей. Да зачем их расти[ть] таких же несчастных, как ты? (10)
  
   (1) [Красота состоит в порядке и в величии.]
   (2) [Красота и добро - две различные вещи, потому что добро - глав­ным образом, в поступках, а красота это то, что не терпит изменения [(Аристотель).]
   (3) [Красота это сияние добра (Платон.]
   (4) [Добро- не что иное, как красота, приведенная в действие (Руссо).]
   (5) Ср. Дневник 1897 г., 17 февраля, 6.
   (6) Адрес вписан рукой Н. Н. Ге (сына).
   (7) Ср. Дневник 1897 г., 11 февраля, 7.
   (8) Ср. там же, 8.
   (9) Ср. там же, 9.
   (10) Ср. Дневник 1897 г., 22 февраля.
  
   1. Есть такие соблазны, кот[орые] уничтожают возможность борьбы с грехом. (1)
  
   2. Мне нечего проповедывать. Я только прошу, чтоб не проповедывали. Я только делаю выводы. (2)
  
   3. Немец, к[оторый] желает только приятно жить и от этого делается распорядителем судеб рус[ского] нар[ода]. (3)
   Говорят: свобода есть сознание. Нет: сознание это свобода. Свобода есть жизнь, и мы помним только жизнь. Началось с того, что я забыл: обтирал ли пыль, сделал бессознательно, т. е. не жил. (4)
  
   Возможен только один конец.
  
   Пишет об отношен[ии] эстет[ики] к нравствен[ности], и глав­ная забота, чтобы призна[ть] Ромео и Юлию, Вильгельм Мейстер и Tucke und Liebe (5) хорошими.
   Художник не должен стараться быть нравственным, а должен быть на высшем уровне жизнепонимания.
  
   Студент-юрист Валентин Николаевич Сперанский. Солянка, Нико­лаевское женское училище кв. Емеяльянова. Взял 11/III письмо о Петер­бургских беспорядках. (6)
  
   Чудес не м[ожет] б[ыть] п[отому], ч[то] мир, к[оторый] мы знаем, есть не что иное, как законы соотношения наших чувств (sens) и потому чудо есть нарушение законов соотношения и потому, подрывая веру в это соотношение, разрушает мир. (7)
  
   (1) Ср. Дневник 1897 г., 24 февраля, 1. Нумерация в Записной книжке сделана при перенесении записей в Дневник.
   (2) Ср. там же, 2.
   (3) Ср. там же, 3.
   (4) Ср. Дневник 1897 г., 1 марта, 1.
   (5) ["Коварство и любовь"]
   (6) Написано рукой В. Н. Сперанского.
   (7) Ср. Дневник 1897 е., 4 апреля, 1.
  
   Краснов: Исповедь Аполлова. Архив. (1)
  
   Так вот это-то понятие красоты и лежит в основ[ании] теперешн[его] искусства.
  
   И понятно, что оно дошло до того, до чего дошло.
  
   Так вот что такое это понятие красоты, на к[отором] основывает[ся] искусство высших классов. -
  
   Так оно и должно было выродиться в потеху.
  
   (Прежде.) Если же это так, то это только забава, как всякая другая.
  
   Имена живописцев спросить? Чувствен[ность] и декаденст[во] [1 неразобр.]
  
   Служить Богу, а не людям.
  
   служить же Богу, а Бог будет служить.
  
   Почему же такое простое и ясное определение искусства не б[ыло] сделано. А потому, что при таком определении необ­ходимо было признать свое искусство плох[им]. - Почему же искусство стало плохим? п[отому] ч[то] потеряло религиозн[ую] основу.
  
   (К воззванию.) Так запута[ны], что неизбеж[но] в участии - надо распутывать. (4)
  
   Шекспир стал ценим, когда потеряли нравственный кри­терий. (5)
  
   (1) Написано рукой В. Ф. Краснова.
   (2) Ср. Дневник 1897 г., 4 апреля, 2.
   (3) Ср. там же, 3.
   (4) Ср. там же, 5.
   (5) Ср. там же, 4.
  
  
   Физич[еское] ощущение ревности. Приписываемая привлекат[ельность]. (1)
  
   [3 апреля 1897 г.] К Хаджи Мур[ату]. - Обман веры. (2)
  
   Необходима жестокость.
  
   Без одурения нельзя ни тем, ни другим.
  
   Неужели так надо? надо, чтобы люди росли в сознании своего греха.
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 376 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа