Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений, Страница 18

Толстой Лев Николаевич - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

bsp; (9) Ср. там же, 7.
  
   Человек не стоячее, а бесконечные возможности. От этого-то он и дорог. (1)
  
   Неправда, что он добр и дурно окружен, он просто дурен. (2)
  
   Ратомский - Соболевскому Метроп[оль].
  
   Нет разумного на свете дела, кроме самосовершенствования. (3)
  
   Так добр, что готов сделаться дурным человеком.
  
   Человек текучее существо. Нельзя сказать-не люблю. (4)
  
   Религиозное решение не может зависеть от последствий. (5)
   Отчего вздрогнешь, когда мертвый зашевелится? (6)
  
   Движет людьми мысль верная. - Прежние мысли стали не­верные, и вот люди стараются их поддержать и не допускать новые, верные. (7)
  
   Учиться жить без писань[я]. (8)
  
   пропущено.
  
   Не готовиться к будущей жизни, а жить жизнью самодовлею­щей духа, для к[оторого] нет смерти. Это то же, что готовиться к жизни будущей. (9)
  
   Е[вгений] И[ванович] описывал Анну Никол[аевну]: как только заняты други[ми], кроме ею, она оскорблена. Ей кажется,
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 3 февраля, 8.
   (2) Ср. там же, 9.
   (3) Ср. там же, 10.
   (4) Ср. там же, 8.
   (5) Ср. там же, 11.
   (6) Ср. там же, 12.
   (7) Ср. Дневник 1898 г., 5 февраля, 2.
   (8) Ср. там же, 3.
   (9) Ср. там же, 4.
  
   что она их всех поддерживает, что ее трудами все живут. И ни малейшего сознания. Всех оскорбит и все забыла. Это крайняя степень, но то же само[е], тот же эгоизм в малой степени - во всех. (1)
  
   Загипнотизированы люди, народ[ы]. (2)
  
   Нельзя делать хорошего, не желая того, чтобы про это знали. Тому, у кого нет Бога, надо, чтобы знали это люди. У кого есть Бог, тому довольно, чтобы знал это Бог. (3)
  
   Morlon
  
   К роману: муж тронут неожиданной лаской - это она сде­лала гадость. (4)
  
   Стр. 231 Jean Grave говорит, что прежде и важнее всего вос­становить достоинство, силу человека - тогда только воз­можна революция. -
   Как же это сделать?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Одно - ясное миросозерцание - христианское. (5)
  
   Map. Серг. Дёмина.
  
   Кажется. Всё кажется. Знаю, что шарик один, а как скрещу пальцы, то два. (6)
  
   Постоянно раскаиваю[сь], что не отдал им[енье] мужикам. (7)
  
   Только нынче понял
  причины консерватизма: нелепость религиозную, подлость перед властью, страх перед освобожде­нием рабочего.
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 5 февраля, 5.
   (2) Ср. Дневник 1898 г., 3 февраля, 13.
   (3) Ср. там же, 14.
   (4) Ср. Дневник 1898 г., 5 февраля, 6.
   (5) Ср. там же, 7.
   (6) Ср. Дневник 1898 г., 19 февраля, 1.
   (7) Ср. там жe, 2.
  
   Этим же объясняется и возрождение церкви. (1)
  
   А. И. Фаресов. Петербург, Лиговка д. 27, к. 13.
  
   письма Леско[ва].
  
   Отчего Малик[ова] неудача? (2)
  
   поп отказывается. (3)
  
   литературство - проституция. (4)
  
   Учится ходить.
  
   Могила дедов - жили. И я умру. Зачем?
  
   читает бумаж[ку].
  
   Абрикосову Евангелие.
  
   Человек текучее существо - ни добрый, ни злой. (5)
  
   Хотят завладеть Китаем японцы. Китайцы хотят себя от­стоять, - а всё это только совершающееся единение - людей. Причащение желтой расы к христианскому мировоззрению. (6)
  
   Пишет Le Bon: не только будут делать пищу в лаборатории, но работать не нужно будет. Люди так устрои[ли] себе свои два отправления: пищи и работы, что, вместо радости, эти отправления
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 19 февраля, 3.
   (2) Ср. там же, 4.
   (3) Ср. там же, 5.
   (4) Ср. там же, 6.
   (5) Ср. Дневник 1898 г., 19 марта, 1.
   (6) Ср. там же, 2.
  
   для них мучения и поэтому хотят избавиться от этих отправлений и заменить их. Всё равно, как если бы люди так изуродовали свои отправления пота и дыхания, что искали бы средств заменить их. (1)
  
   Чем больше живешь, тем меньше становится время жизни. (2)
  
   Только когда живешь без соображения времени - прошед­шего и будущего, - жив[ешь] жизнью истинною. (3)
  
   Ошибка социализма: умнейший, сильн[ейший] всегда будет иметь больше, если будет служить себе, а не миру. (4)
  
   Для того, чтобы жить с Богом, Богом, в Боге, нужно не ждать ничего извне и жить вне времени - прошедшего и буду­щего, а только в настоящем. (5)
  
   Социалисты признают, что главное поднять нравственно и физически рабочих. Это можно сделать только религиозным воспитанном. (6)
  
   Ищите Царства Б[ожия] и правды Е[го], а остальное прил[ожится] есть единственное достижение целей социализма. (7)
  
   Никто не спорит, что дурно. Лекарство одних: фатализм религиозн[ый], 2) др[угих]: наилучшее устройство, постепенство, 3) социализм, 4) революция. Не верьте- только внутр[енее] религиозное. Как лечат дыры. (8)
  
   Потомственный поч[етный] гражд[анин] И. П. Попов.
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 19 марта, 3.
   (2) Ср. там же, 4.
   (3) Ср. там же, 5.
   (4) Ср. Дневник 1898 г., 21 марта, 6.
   (5) Ср. там же, 7.
   (6) Ср. там же, 8.
   (7) Ср. там же, 9.
   (8) Ср. там же, 10.
  
   С одной частью материи я связан так, что могу направлять ее. (1)
  
   Весь мир есть то, что я ощущаю. Но что такое я? Я это то, что действует. (2)
  
   Еще о том, что чел[овек] текучее.....(3)
  
   Каждый человек не совершенен и совершенен по-своему, и один предъявляет к другому требования. (4)
  
   В Москве религиозная дикость вследствие развлечений и хлопот. (5)
  
   Человек изменяется как peepshow. (6)
  
   Чувство, что всё матерьяльное только кажущееся. (7)
  
   Забава -
  
   Военная служба приучает к отречению от своего разума. (8)
  
   Есть два воззрения на мир; мир есть нечто определенно существующее и мир есть нечто постоянно текущее, образую­щееся, к чему-то идущее. При первом взгляде ищешь спокойно[го] пользования тем, что есть, и от этого недовольство - при втором ищешь способов содействия тому, что делает[ся] и должно быть, и от того спокойствие и довольство. (9)
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 21 марта, 11.
   (2) Ср. там же, 12.
   (3) Ср. там же, 13.
   (4) Ср. там же, 14.
   (5) Ср. там же, 15.
   (6) Ср. там же, 16.
   (7) Ср. там же, 17.
   (8) Ср. там же, 18.
   (9) Ср. там же, 19.
  
   Корыстолюоие, честолюоие очень просто и тем заманчиво - рубль к рублю. (1)
  
   Говорил с Евг[ением] Ив[ановичем] о том, что ему хорошо, а мне худо. Он сказал, что ему худо за его ответственность. И мне вдруг ясно стало, что все различия наших положений в мире ничто в сравнении с нашими внутренними состояниями. Всё равно, как безразлично то или другое состояние волн для человека, умеющего или не умеющего плавать. (2)
  
   Говорил с Пешковой о женском вопросе. Есть вопрос свободы, равенства для всех, вопрос женский включен в эти вопросы. (3)
  
   17 М[арта].
  
   Когда сам виноват, ищешь вины другого...(4)
  
   Жизнь в настоящем, всегда жизнь в Боге. (5)
  
   Тебе что за дело до Льва Николаевича? (6)
  
  
  
  
  
   Думать о будущем есть безумие и от того гадание. (7)
  
   Ананьин. Б[ольшое] Евангелие 3 т[ома], Тихвинская ул. д. Жиделева. Бутырское мужское училище. (8)
  
   Всякая победа над врагом есть увеличение своей силы. (9)
  
   Свечн[ой] пер. д. 7, к. 5.
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 21 марта, 20.
   (2) Ср. там же, 21.
   (3) Ср. там же, 22.
   (4) Ср. там жe, 23.
   (5) Ср. там же, 24.
   (6) Ср. там же, 25.
   (7) Ср. там же, 26.
   (8) Записано рукой, вероятно, Ананьина.
   (9) Ср. Дневник 1898 г., 12 апреля, 1.
  
   Петр Марков (1)
  

Для телеграммы

Владивосток Гучкову

Для писем

  
   Владивосток, Канцелярия Охран[ной] стражи Восточной Китайск. жел. дор. Ф. И. Гучкову. (2)
  
   Чувствует себя часть[ю] (3)
  
   Чертк[ов]. Англич[анин]
   Александрополь Эриванск. губ. Семену Казазианцу. С пер[едачей] Семену. (4)
  
   К Сытину. Накашидзе.
  
   Нет возможности проявить себя - умру дураком в глазах людей, и это пишу для людей. (5)
  
   Gospel of Budda. (6)
   H. H. Ге [?]
  
   1-й Ушаковский переул[ок] д. Соболевой N 26, кв. 5.
   Семен Ефимов Чернов. (7)
  
   отдал больш[ое] Ева[нгелие]
  
   Николай Яковлев Тароватый, (8)
   Новая Божедомка, Александровская площ[адь] д. N 21.
  
   (1) В подлиннике оставлено место (2 строчки), вероятно для описа­ния адреса.
   (2) Записано рукой Ф. И. Гучкова.
   (3) Ср. Дневник 1898 г., 12 апреля, 2.
   (4) Записано рукой Т. Л. Толстой.
   (5) Ср. Дневник 1898 г., 29 апреля, 4.
   (6) [Учение Будды.]
   (7) Написано рукой неизвестного лица.
   (8) Далее адрес Н. Я. Тароватого, вероятно написанный его рукой.
  
   Амиран 48
  
   Сборник матеръя[лов], выпуск 10-й.
  
   Доктора, Таня, туберкулы.
  
   Одна община само государство не терпит.
  
   Н. А. Альберг, Поварская ул. , Мерзляковский пер. д. Гирша, кв. 34.
  
   Женщина мож[ет] быть свободна только если она христианка. Освободившаяся женщина не христианка есть ужасный зверь. (2)
  
   Сергей Никитин Хазов. Фабрика Саввы Морозова. Станция Орехово-Зуево Московско-Нижегородской ж. д. "Христианское Учение". (3)
  
   Хорошему сыну состоянья не заводи, дурному не оставляй. (4)
  
   Бог не знает, когда будет пробуждение людей. (5)
  
   Мое пробуждение состояло и том, что я усумнился в реаль­ности матерьяльн[ого] мира. Он потерял для меня всё значение. (6)
  
   Трудность
  представления
  изменения
  миросозерцания. А возможно! (7)
  
   Я гадаю, спрашивая: если я буду действовать, как должно, то будет ли всё хорошо, уничтожатся ли все препятствия?
  
   (1) Записано, вероятно, рукой Н. А. Альберга.
   (2) Ср. Дневник 1898 г., 12 апреля, 3.
   (3) Записано рукой С. Н. Хазова.
   (4) См. Дневник 1898 г., 27 апреля, 1.
   (5) Ср. там же, 2.
   (6) Ср. там же, 3.
   (7) Ср. Дневник 1898 г., 29 апреля, 1.
  
   Вопрос этот плеоназм, это вопрос о том, что, когда я буду действовать в обще[стве], где нет препятствий, будут ли препят­ствия. (1)
  
   Удивительно, как мы непонятливы и неблагодарны. Бог открыл нам путь жизни, свободный, радостный путь любви, заказал нам все другие пути, устроив так, что всё сгоняет нас, заставляя страдать, с тех вредных для нас путей, и мы все-таки не идем на этот путь и жалуемся на то, что страдания отталкивают нас от пропасти, в к[оторую] мы хотим идти. (2)
   (1) Понимающему значение своих поступков....
   2) Средство давно известно и проповедовалось с древнейших времен христианскими учителями от Терт[уллиана] сначала и Оригеном и потом мононитами, квакерами, Даймондом, в последнее время Гаррисоном, Балу и др. исповедниками непротивления. Я уж более 20 лет пишу одну книгу и стат[ью] за другою, указываю людям на это средс[тво]. Мало того, средство, давно употреблявшееся мучениками христ[ианскими] с древнейших времен, и в позднейшее вр[емя] стало всё чаще и чаще применяться.)
  
   Деньги в Воскресенье.
  
   Барышня просится приехать.
  
   Одна из настоятельнейших потребностей после - даже наравне с едой и пр. - это проявить себя - я знаю - говорить и т. д. (3)
  
   Дети - в них божественная возможность знания - не извращенная. (4)
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 29 апреля, 2.
   (2) Ср. там же, 3.
   (3) Ср. там же, 4.
   (4) Ср. там же, 5.
  
  
   Губаревка
  
   Дано три.:
  
   Ив[ан]
   - 4 ------- 4
   Ник[олай] - 3 - - - ---- 3
   Аг[рафена] - 3 - ----- 3
   Наст[асья] - 3 - ----- 3
   Катер[ина] - 4 --- -- 4
   Афа[насий] - 2 --- - -- 2
   Егор
   _ 2 ___ __ _____ 2
   Петр
  
  
  
  
  
  1
  
   Шаламовка
  
   Григ. В. Ткачев
   Матв[ей] (1) Бадыки[н] (2)
   Серг. Базык[ин]
  
   - 7
   Бор[ис] Петр[ов]
  
   - 4
   Парфен
  
  
  
   - 3
   Ан. вдова
  
  
  
  - 4
   Ив[ан]
  
  
  
  
  - 2
   Фед[ор] Тим[офеев]
  
  - 5
   Алекс.
  
  
  
  
  - 3
   Пармен
  
  
  
   - 3
   Ефрем
  
  
  
  
  - 2
  
   Успенское
  
   Балак. ? (3)
  
  
  
  
  7
   Филип[п] Луго[вкин]
   - 7
   Григ[орий]
  
  
  
  - 3 ?
   Ив[ан] [1 неразобр.]
   - 8
   Кал. ?
  
  
  
  
   - 5
   Анк ?
  
  
  
  
   - 7 ?
   Митр[офан] Петр[ов]
   - 3
   Вл[адимир] ?
  
  
  
  
   Авд[отья]
  
  
  
   - 5
   Мария Фед[оровна]
  
  - 8
  
   (1) Зачеркнуто: Куренк[ов]
   (2) Зач.: Вдова Бады[киоа].
   (3) Зач. Влади[мир]
  
   Петр Фед[оров] - 6?
   Еф[им] Гастев
  
  
   - -
   Праск[овья]
  
  
  
   - 2
   Григ[орий]
  
  
  
  
  - 3
   Павел Гаст[ев]
  
  
  
  - 5
   Алекс[андра?] Кисел[ева?]
   - 1
   Серг[ей] Кисел[ев]
  
  
   3
   Ег[ор] Кисел[ев]
  
  
   - 7
   Петр Сигал [ов]
  
  
  
  - 1
   Ден[ис] Мих[аилов]
  - (6) - 4
   Тим[офей] Суд[аков?]
  
   - 2
   Катер[ина]
  
  
  
  
  - 6-1
   Ст[епан] Павл[ов]
  
  
  - 3
   Пав[ел] Сиг[алов]
  
  
  - 2
   Нат[алья] Сигал[ова]
  
   - 4
   Ос[ип] Сигал[ов]
  
  
   - 7
   Фил[ипп] Але[ксеев?]
  
   - 2
   Петр Мих[ аилов]
  
  
   -
   Аф[анасий]
  
  
  
   - 2 . 1 к. - 7.
   Захар
  
  
  
  
  
  - 3 1 -
   Ег[ор] Ама [?]
  
  
   -
   Пав[ел] Ам [?]
  
  
   - 1 1 - 2
   Тр[ифон?] Мир[онов?]
  
  - 2 1
  8
   Пимен [?]
  
  
  
  
  - 3-2
  10
   Кузьма
  
  
  
  
   - 2-0
  5
   Гр[игорий] Камар[ов]
  
   - 1-1
  3
   Акулина
  
  
  
  
   -
  1 - 1
   Аф[анасий] Алек[сеев?]
  
  - 2-1 - 3
   Тр[ифон] Луг[овкин]
  
   - 1-1 - 8
   Матр[ена] Я
  
  
  
   -11 - 5
   Стар[оста?]
  
  
  
   -2-12 10
   Степ[ан]
  
  
  
  
  - 1 1 - 5
   1) Федор
   2) Демид
   3) Анна (1)
   4) Филипп
  
   (1) Зачеркнуто: Кузьм[а]
  
   5) Дм[итрий] Кожухов (1) -
   6) Серг[ей] [1 неразобр.]
   7) Дав[ыд] Комар[ов]
  - х
   Вас[илий] Комар[ов] -
   7) Ак[улина] Разува[ева]
  х
   Макар -
   Дарья -
  
  
   3
   Фрол Аф[анасьев?]
   - (6) х
   Антон Горб[унов?]
  
  - 4
   Мих. Горб[унов?]
  
  -
   Нестер Гор[бунов?]
   - х
   Роман Жар[ов]
  
   -
   Прохор Привед [?]
   - х
   Уст[инья?] Колос[кова?] - х
   Ванина
  
  
  
   - х
   (2) Фед[ор] Кол [основ]
  
  х
   Петр Кол[осков]
  
  
  (х)
   (3) Архип
  
  
  
  
   - Мих[аил] Серг[еев]
  
   х
   Терент[ий]
  
  
  
   х
   (4) Степанида
  
  
   - х
   Миха[ил]
  
  
  
  - (х)
   Любовь
  
  
  
  
  
  х
   Антон
  
  
  
  
   х
   Филип[п] Кондр[атьев]
  - 1
   Тимоф[ей]
  
  
  
   х
   Прасковья Кли[мова?]
  - х
   Фед[ор] Колоск[ов]
   -----
   Ермол[ай]
  
  
  
  - 1
   Никифор
  
  
  
  - 1
   Еф[им] Баранов
  
   - 1
   Домна Жарова
  
  
   х
   Стеф[анида] Ник[олаева?] - 2
  
   (1) Зачеркнуто: Павел Кож[ухов]
   (2) Зач.: Ник.
   (3) Зач.: Ал. Кол. - х
   (4) Зач.: Троф.
  
   Авдотья
  
  
  
   - 3
   Яков Род[ионов?]
  
  - 1
   Демьян
  
  
  
   - 1
   Семен Фом[ин]
  
   - 1
   Митр[офан]
  
  
   - 1
   Мар[ья] Крючк[ова]
   - х
   Митр[офан] Ефст[афьев] -
   Наум Лукерья
   Старик [?] Степанов - 1
   Плат[он] Аким[ов] - 1
   Семен - 1
   Дм[итрий] Сем[енов] X 7
   Петр Дм[итриев] X 2
   Ив[ан] Андр[еев?]
   Мартын 1
   Петр 2 X
   Филипп 1
   Стар[ик] Ак[имов?] 3 X
   Нравственные основы - будет бороться, - безнрвственные будет потакать. (1)
  

а 6(2)

2ax = 6 (2) X (2) X 6 (2) - a (2)/2a

(х а) (2) =6 (2) х (2)

x (2) а (2) 2 ах = 6 х (2)

9 25 -9(=16). 8

  
   Дети эгоистичны без лжи. Старики неэгоисти[чны] без лжи. Процесс жизни в освобожд[ении] от лжи. (2)
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 29 апреля, 6.
   (2) Ср. там же, 7.
  
   Всё нечестно - Как только деньги.(1)
   Л а п а ш и н [ о ].
  
   Мишин
   - 8 к.

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 432 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа