3) Ср. Дневник 1899 г., 2 января, 1.
(4) Ср. там же, 2.
(5) Ср. там же, 5.
(6) Зачеркнуто: Лиза
(7) Ср. Дневник 1899 г., 2 января, 3.
(8) Ср. там же, 4.
(9) Ср. там же, 5.
Старухи - сумашедш[ие]
18) Сложность знания признак ложности. (1)
15) Письмо о том, что я продаю сочин[ения] - как выгодно юродство для нравственности. (2)
14) Справедливость недостаточна - Есть зулусы. Нужно противодействовать. (3)
13) Работа важна, п[отому] ч[то] мешает уму работать бесцельно. (4)
12) Пожалуй, что важнее знать, о чем не надо думать, чем то, чтобы знать, о чем надо думать. (5)
11) Женщины слабы и хотят не знать своей слабости, и хвастать своей силой. Что может б[ыть] отвратительн[ее]? (6)
Письма
1) О вере - ч[то] ее н[ет]
2) О земле
3) О пьянстве
10) Она была не злая женщина, но никогда не признавала сво[их] ошибок и, сдела[в] ошибки и оправдывая их, стала злою. (7)
Фирлеевич Артемид Иванович, Яузский бульвар, д. Веденеева кв. Бруданской.
(1) Ср. Дневник 1899 s., 2 января, 6.
(2) Ср. там же, 7.
(3) Ср. там же, 8.
(4) Ср. там же, 9.
(5) Ср. там же, 10.
(6) Ср. там же, 11.
(7) Ср. там же, 12.
Срет[енка]. Даев пер. д. Силуянова - А. В. Цингер.
9) Выхолостили народ - нет религии. (1)
8) Приближаешься к месту назначения - думаешь о том, куда едешь. (2)
7) Спокойно и радостно исполн[ять] его волю. (3)
6) Во время болез[ни] не исполняе[шь] волю Бога, п[отому] ч[то] переходишь в другую форму. (4)
5) Работать над своей душой - не видать, а это настоящая работа. (5)
4) То не слушают, а то обожают. (6)
Крап[ивенский] Алтух[ов] Гавр[ила] Алтухов, жена, 2 детей, невестка -
Тюремный устав.
Очерки Р[усских] остр[огов] Соколовск[ого]. Заметки об Энис[ейском] остр[оге] Кривошапкина. (7)
Искусство - разврат. (8)
Доктора говорят о (9)
(1) Ср. Дневник 1899 г., 2 января, 13.
(2) Ср. Дневник 1839 г., 26 июня, 14.
(3) Ср. там же, 15.
(4) Ср. там же, 16
(5) Ср. там же, 17.
(6) Ср. там же, 18.
(7) Далее в подлиннике арифметические вычисления.
(8) Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 21.
(9) Далее оставлено место на три незаписанные строчки.
3) Не делать противно в[оле] Б[ога], а отдаваться тому, что в воле Его. Способ исключения.
2) Самое великое поучение в учении Хр[иста] это его смерть, брошенно[го] и забытого всеми.
1) Как стареющийся человек теряет свою эгоистич[ескую] обособленность, и нарушаются пределы.
Женщины рождают, воспитыва[ют] нас, дают наслаждение, потом начинают мучать, потом развращают и потом убивают. (1)
Просишь о чем-нибудь Бога - обратишься к Богу, поймешь свое положение и сейчас же: не моя, но твоя воля. (2)
Катюша отвращение получила к половой жизни, потом отдалась ей в форме любви и брака.
Эртел[ев] N 3, 22. Каменский.
Гагарин место.
13) Всякий день примериваться: броси[ть] свое дело. (3)
(1) Ср. рисунок: рожд[ение], Восп[итание], насл[аждение] - стр[адания], развращение, сме[рть].
(2) Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 23.
(3) Ср. там же, 19.
О Голицыне.
Четвернин, просить Фидлера.
12) Сама машина правительства есть адская машина, кот[орую] нельзя держать. Опасно. (1)
11) Писатель думает об изображении во время страданий. Так надо: духов[ное] изоб[ражение] великое дело - страдания и смерть ничтож[ные]. (2)
10 линия д. 41, кв. 74 Сергей Николаевич Салтыков.
10) Человечество - это огромное животное, кот[орое] ищет и не может найти, что ему нужно. Очень медленно афекты передают мозгу, и мозг вызывает поступки. - Социалисты и либералы это попытки гальванизировать, заставить действовать животное, действуя на мышцы. А есть два органа: спинной мозг - насил[ие] и головной мозг - религия. (3)
Против Мар[иинской] боль[ницы] Евдокия Н. Расторгуева.
9) Мне тяжело, я прошу Бога помочь мне. Да ведь Он мною делает свое дело... (4)
Угол Ружейного пер. п Смоленского бульвара, д. Смирнова, кв. 3, врач. Прокопий Сокольников.
Что-то забыл, а помню (3).
8) то, что жизни индивидуальной нет, есть только функция- 3-я, орудие чего-то. (5)
7) что военное есть переживавшие, как слепая кишка (6) и
(1) Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 20.
(2) Ср. там же, 21.
(3) Ср. там же, 22.
(4) Ср. там же, 23.
(5) Ср. там же, 24.
(6) Ср. там же, 25.
6) что мы жалуемся на упадок духа. Но это необходимо. Есть подъем и человек загипнотизирует себя, внушает себе работу, и работает на основании подъе[ма] дух[а]. (1)
5) Зло мира - причина его очень проста. Все ищут midi а 14 heures, то в политическим, то в экономическом устройстве. Сейчас читал рассуждения в Прусск[ой] палате о том, что крестьяне бегут в город, и как помочь этому. И разрешение всех вопросов одно, и никто не признает его и не интересуется. А разрешение одно: ясное, несомненное: Власть имеющие развратились, п[отому] ч[то] они имеют власть и составили себе учение религиозное, соответствующее их развращению. И это самое учение они усиленно с детства прививают народу, сами веря в него.
Спасение стало быть одно, в разрушении ложного учения. (2)
26 Март 1899.
4) Разница между людьми: С[оня] думает о смерти, и это не ведет дальше вопроса о том, как оставить деньги, где похоронить, и Паск[аль] думает о смерти. (3)
Как, где живут сиделки в больнице?
Как одеты?
Нельзя выдумать для жестокости более выгодных условий как сцепление чиновников. (4)
Докладывает ли председатель? Как идут дебаты?
Куда его свезут?
3) Сновидение это ч[асть?] впечатленний - вдруг.
2) На мостовую, дождь.
(1) Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 26.
(2) Ср. там же, 27.
(3) Ср. там же, 28.
(4) Ср. там же, 29.
Как ехали на баржах?
Какие помещения?
В каком году?
Как сменяли конвойн[ых]?
1) Будущего - нет. Мы делаем будущее, свое и всего мира. (1)
Бесконечное время и пространство есть только слабость
(предел) мысли. (2)
Резвов. Швейцария - Мясницкая - 48-
14) Мы думаем о будущ[ем], устраиваем его, а ничто не важно, п[отому] ч[то] важно делать творческое дело любви, а это дело такое, к[оторое] можно делать во всех возможн[ых] условиях. (3)
165 рублей - От Ал. ан. Бранта.
Петр Матвеевич Останков.
Мы сердимся на обстоятельства, огорчаемся, хотим изменить, а всё это есть не что иное, как указание: что делать. Я в тюрьме, значит, думай.
Всё равно, как лошадь, запряженная, сердится на хомут. (4)
д. Дукмасов[а] Каретн[ая] Садовая.
Пр[охор] Аыдр[еевнч] Ларионов 3-я Тв[ерская] Ямск[ая], св[ой] д[ом].
Взял Хр[истианское] уче[ние].
От Сони Нечаев[ой] 25 р.
1256 Вос[кресение].
Боги умнее нас.
(1) Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 30.
(2) Ср. там же, 31.
(3) Ср. там же, 32.
(4) Ср. там же, 33.
Как милу[ю]т в ком[иссии] прошений - совсем или смягчение?
Разтиразов[?]
Печать это лживость with vengeance. (1)
Всё разрозненно. Соединение наше есть часть Бога. (2)
Постоянно разрушаем и вновь понимаем Бог, но выше и выше. (3)
Не только погибель трудов, не только жизней, но погибель нравственности. (4)
С женщинами как с лошадью, толь[ко] бы заставить ее делать, что нуж[но]. (5)
Глубокое, 18 в[ерст] от Иркутска. Монастырь 7 верст. Острог за рекой.
Рабочие с той же верой будут теми же рабами. (6)
Разговор о том, что свободен только тот, кто поборет страсти, а потом хотят освободить людей, полных страстей. (7)
Мостовская в [1 неразобр.] Настасья Холодк[овская].
Из Мостов[ой] Кате[рина?]
Сенат касировал, но их все-таки ссыла[ют].
(1) Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 34.
(2) Ср. там же, 35.
(3) Ср. там же, 36.
(4) Ср. там же, 37.
(5) Ср. там же, 38.
(6) Ср. там же, 39.
(7) Ср. там же, 40.
Разумной убежденности никогда не бывает, полной - полная только у женщин. (1)
Марксист, верую[щий] в Иверск[ую]. (2)
На зло отвеч[ай] добром, у[ничтож[ишь] для злого причину зла - уничтожишь зло. (3)
Потап Павлов Дорогой (4) Тульск. губ. Тул. уезда. 57 года. Орловского внутреннего гарнизона. - 69 лет известие [?] - жене 62 г.
Бог есть любовь. Мы знаем Бога толь[ко] в любви, соединяющей всё. В себе узнаем Бога, стремящегося к этому соединению. (5)
21 Июня.
22 Июня. Ошибка: мы невольно думаем, что мне будет хорошо от добра - хорошо есть, а не будет, от добра.
1) Вера нужна. Еe нет. Заменяет вера в науку. В какую? В современную: Современная же наверно ложная. (7)
2) Смерть есть разрушение тех органов, кот[орые] воспринимали мир, каким он представился в этой жизни. (8)
3) Люди из образованных, употребляющие свое образование не на просвещение и освобождение рабочего народа, а на одурение его, подобны рабочим, употребляющим свою силу не на поддержание жизни, а на разрушение или убийство, Это интеллигентные Пугачевы и Стеньки Разины. (9)
(1) Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 41.
(2) Ср. там же, 39.
(3) Ср. там же, 42.
(4) Зачеркнуто: Языков
(5) Ср. Дневник: 1809 г., 26 июня, 43.
(6) Ср. там же, 44.
(7) Ср. Дневник 1899 г., 4 июля, 1.
(8) Ср. там же, 2.
(9) Ср. там же, 3.
4) Читал статью о том, что Хр[истос] не существовал, а миф. (1)
6 Июля (2). Женщины, отстаивающие труд как мужской, отстаивают (бессознательно) свободу разврата, спускаются ниже семьи. (3)
Что такое связь памяти, к[оторая] делает из меня одно существо с детства до смерти? Надо спросить, не что такое связь, а отчего я чувствую разделение? Разделение это те условия време[ни], в кот[орых] я должен проявляться. Я уже есмь, какой я есмь. Я не могу сознать себя сразу всего, а должен проявляться во времени. Должен же проявляться во времени для общения с друг[ими] существа[ми] и воздействовать на них. (4)
8 Июля. Сорвал цветок и бросил. Их так много. Вся культура есть не, что иное, как уничтожение неподражаемых красот - (самого человека), чтобы заменить чем же?.. (5)
Никитская ул. д. Боголюбова. Петр Степанович Аллейников.
Тебя упрекают в воровстве, злобе, разврате - приводят доказательства. Отвечать на это надо вопросами: пойдешь купаться? Хочешь малины? Хорош[ая] погода, повесть и т. п. И это лучшие отве[ты], достигающие це[ли]. (6)
10 Июля.
Дороже всего добрые отношения между людьми, а устаналиваются добрые отношения не вследствие разговоров; напротив, от разговоров портятся. (7)
(1) Ср. Дневник 1899 г., 4 июля.
(2) В подлиннике описка: Июня.
(3) Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 1.
(4) Ср. там же, 2.
(5) Ср. там же, 3.
(6) Ср. там же, 4.
(7) Ср. там же, 5.
Питаясь, я уничтожаю пределы между собой и др[угими] существами, и производя детей. Результаты физиче[ского] разрушения пределов видны, результат[ов] духовно[го] единения не видно п[отому], ч[то] обширнее. (1)
Если ты чего-нибудь желаешь, чего-нибудь боишься, то значит, что ты не веришь в того Бога любви, к[оторый] есть в тебе, и если ты живешь им, то тебе ничего не нужно, п[отому] ч[то] всё возможно и всё хорошо. (2)
Лаодзе: не думать, что знаешь, в чем воля Божья, а быть смиренным, и будешь любовным. (3)
Люди с извращенным разумом уверяют всех, что разум не может быть верным руководителем в жизни. (4)
Bernard Bosanquet.
History of Aesthetic-10 s. bd, Essais and Addresses 2 s bd. (5)
Swan Sonnenschein of London
Единственный случай, когда можно и должно заниматься собой - это, когда вам кажется, что вы несчастливы. Это случай совершенствования, подъема на высшую ступень. Надо дорожить этими минута[ми]. Это приготовление себя к работе - духовная пища. (6)
То простой человек - животное Л. Н., а то Посланник Бога - тот же человек - но только судья в цепи при исполнении своих обязанностей. Надевать цепь. (7)
20 Июля.
(1) Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 6.
(2) Ср. там же, 12.
(3) Ср. там же, 13.
(4) Ср. там же, 14.
(5) [Бернар Бозанкет. "История эстетики", "Статьи и речи".]
(6) Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 15.
(7) Ср. там же, 16.
Люди существа отделены, разделены. И это им представляется пространством, то же, что они не разделены по существу, представляется им временем. (20 Ию[ля]).
Пространство разделяет, время соединяет. (1)
11 полка. У Ротного Жигмана Ив. Мих. Шабалин.
Братство естественно. Его старательно воспитывают. (2)
Иногда хочется по-детски кому-то (Богу) жаловаться, просить помощи. Хорошее ли это чувство? - Нехорошее - слабость, неверие. То, что боль[ше] всего похоже на веру, есть именно неверие - неверие в то, что зла нет. И то, что с тобой происходит, то, что тебе предстоит, и есть то самое, что должно быть. (3)
3 Августа.
Всё, что живет без сознания, как живу я во сне, когда сплю, или младенцем, живет нематерьяльно, не знает материи. Стараясь вспомнить свое состояние до сознан[ия], на пороге сознания - нет материи, есть только чувства радости, тяжести, удовольствия. - Материя является только тогда, когда является сознание. Является пот[ому], ч[то] сознание дает мне понять, что во мне живет начало всего. И в то самое время, как я сознаю, что я начало всего, я сознаю и то, что я не всё начало, а часть его. И вот эта-то частичность, пределы, отделяющие меня от всего, я и сознаю материей - материей своего тела и всего окружающего (4).
Колединские погорелые.
11) Человек есть вневременное и внепространственное существо, к[оторое] сознает себя в условиях пространства и времени. (5)
(1) Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 7.
(2) Ср. там же, 8.
(3) Ср. там же, 9 и 10.
(4) Ср. там же, 11.
(5) Ср. там же, 17.
7 Авг.
10) Игры заманчивы п[отому], ч[то] выдуманы для blases. (l)
9) Только тогда и выработаешь любовь, когда приходится противодействовать обиде: побороть обидy[ое] любовью. (2)
10 Ав.
8) Желают, вольются, страдают только из-за глупостей или из-за дурного. Хорошее совершается без волнения. Оттого и слово сердце значит злость. (3)
7) Пространство есть сознание своего предела - сознание множества: 2 не один, a 2 и потому 3, 4, 5...?. Время есть множество в глубину, т. о. в одном и том же пространстве не 1, а 2 и потому 2, 3, 4 ...?, это бесконечность в глубину. Всё еще не ясно. (4)
6) Анархия не значит отсутствие учреждений, а только так[их] учреждений, к[оторым] подчиняются свободно без насилия.
Это человече[ские] учреждения, поддерживаемые не насили[ем], а убеждением.
Казалось бы, так[ими] и должны быть учреждения существ, одаренных разумом. (5)
5) Если бы был один, то указал бы грех. Затем вместе, чтобы вместе справлялись по одному страда[нию]. (6)
(1) Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 18.
(2) Ср. там же, 19.
(3) Ср. там же, 20.
(4) Ср. Дневник 1899 г., 2 октября, 1.
(5) Ср. там же, 2.
(6) Ср. там же, 3.
Память личная - память общест[ва]. (1)
Подъезжая к месту, думае[шь] о том, куда ед[ешь] (2).
Стар[ик] Крапивен[ский] Михаил Куляк[ин].
Озерский Михаил Агафонов.
Полезен грех, вызывающий раскаяние совести, выводящий из области суда людского, тщеславия. (3)
Рост физический это только приготовление запасов для деятельности духовной, к[оторая] начинается при увядании тела.
Елань, Поскотн[ые].
Дворы какие?
Шаники, Коралики,
Ярушники.
Лапшу, щи,
баско - хорошо
одемш[и]
молоко - скором[ное],
молочное - мясо,
лонесь - прошлый, поза[прошлый?]
коевадни - третьегодн[и],
язви тебя в таки [?],
чо бы тебя соскало.
чо.. пошто - зачем,
лопоть - одежда,
чембары - бродни,
чирки - женск[ая] обувь,
кони - Б
(1) Ср. Дневник 1899 г., 2 октября, 4.
(2) Ср. там же, (5).
(3) Ср. там же, 6.
(4) Ср. там же, 7.
якорь тебе. -
Дивно - много,
эка ты паря.
Типы - -
лиловый истоп [?],
озям,
жигана, паралич [?],
правая - левая,
подаяние.
Староста, десятск[ий].
Жизнь материи в движении, как бы ни смотрели: субъективно или объективно. Материя есть предел того, что мы считаем собою и не собою в пространстве, т. е. вне времени.
Движение есть предел того, что мы счита[ем] собою и не собою во времени, вне пространства. (1)
О свободе воли:
Человек свободен во всем духовном, может любить или ненавидеть, но не свободен во всем матерьялъном. (2)
Война, проституц[ия], суды, казни, угнетение рабочих и мн[огое] др[угое], всё это необходимые, неизбежные условия языч[еского] строя жизни. И нельзя уничтожить ни одного из этих явлении. - Что ж делать? Изменять этот строй жизни. Чем? Тем, чтобы не участвовать в нем. Делать то, в чем человек свободней: вместо ненависти - любить.
Как в машине, только одно подвижно то, что движет все. (3)
Жизнь есть освобождение заключенного - расширение пределов, в к[оторых] действует бесконечное абсолютное начало. -
(1) Ср. Дневник 1899 г., 13 октября.
(2) Ср. Дневник 1899 г., 27 октября, 1.
(3) Ср. там же, 2.
Представляются же эти пределы при расширении материи в виде движен[ия] материи. - Материя в пространстве есть предел расширения в пространстве. Часть материи, признаваем[ая] собой - есть тело мое. Движение есть предел расширения во времени. Часть движения, признаваемая собою, есть жизнь органическая. (1)
Многоголосная музыка. Нужно, чтобы голос говорил что-нибудь, а то много голосов и каждый нич[его] не говорит. (2)
О грубости еврейского личного Бога -личность, тогда как Бог прежде всего не ограничен, т. е. не личен. (3)
Надо победить смерть - не бояться ее, ждать ее.
Если только хорошо помнить свою смерть, то никак не станешь служить смертн[ому] себе, а будешь служить посмертному Богу, от к[оторого] пришел и к к[оторому] идешь. (4)
Движение атомов, недоступных нашим чувствам.
Существа могут быть сквозные. (5)
Я не царь и не Бог, а раб и червь. Напрасно такое значение прид[ают] разуму человеческому. Пределы его тотчас же видны: бесконечность пространства и времени. Он годится только на то, чтобы знать, что дела[ет] человек. (6)
Читал о книге Энгел[ьгардта] Прогресс эволюции жестокости. Одна из главных причин прогресса жестокости это то, что общественное устройство скрывает ее. (7)
(1) Ср. Дневник 1899 г., 27 октября, 3.
(2) Ср. Дневник 1899 г., 18 декабря, 1.
(3) Ср. там же, 2.
(4) Ср. там же, 3.
(5) Ср. там же, 4.
(6) Ср. там же, 5.
(7) Ср. там же, 6.
Как должен относиться Бог к молитвам? Всё дано, просить нече[го]. Не просить воды, когда она перед тобой, а идти и пить. (1)
О Мясоедовой.
Маталаеву [?] свой дом. Юл[ии] Сергеевне.
При существующем религиозн[ом] мировоззрении - теперешний экономический (и политический) строй есть наилучший. (2)
Можно личным опытом убедиться, что Бог (частью котор[ого] я сознаю себя) и жизнь есть любовь: как только нарушена любовь, прекращается жизнь. (3)
Хорошо бы было графически или хоть числами выразить различие пользования чужими трудами людей - простыми, подлежащими учету трудами - как н[а]п[ример], столярным, стеклянным и т. и. (4)
Всё, что глубоко, то прозрачно. Что не ясно, то мелко, Как сор на поверхности и чистая вода на глубине. (5)
Одна часть - людей - большая, процентов 20, одержима сумашестви[ем] эгоизма, доходящего до того, что интересует только то, что касается личности, другая огромная часть, около 80%, подлежит гипнозу художественному, научному, государственному и преимущественно религиозному. (6)
Испытываю чувство успокоения, удовлетворения, когда заболеваю, когда совершается разрушение пределов моей личности.
(1) Ср. Дневник 1809 г., 18 декабря, 7.
(2) Ср. там же, 8.
(3) Ср. там же, 9.
(4) Ср. там же, 10.
(5) Ср. там же, 11.
(6) Ср. там же, 12.
Как толь[ко] выздоравливаю, испытываю обратное: беспокойство, неудовлетворенность. Но есть ли это явный признак того, что разрушение пределов этой жизни есть вступление в жизнь в новых пределах? (1)
Предел отдельности - материя; предел общения - движен[ие]. Свою отдельность познаю материей в пространстве; свою общность познаю движением во времени.
Я отдельное существо, общающееся со Всем. Свою отдельнность я познаю материей в себе и вне себя.
Свое общение со Всем я познаю движением в себе и вне себя. - Одну часть материи и движения я признаю собою, другую миром - Всем. В этом жизнь.
В сознании одной части материи и движения собою и состоит жизнь. (2)
Для Всего - нет материи и нет движения. Материя и движение суть понятия, вытекающие только из понятия отдельнности и общения. Материя есть сознание предела отдельно[сти], движение - сознание предела общения.
Если бы не было сознания отдельности, не было бы понятия материи; не было бы сознания общен[ия], не было бы понят[ия] движения.
Человек в жизни стремится выдти из того и другого предела. - Из первого его выводит любо[вь], из второго разум. Любовь разрушает отдельность. Разум действует в области, где нет движения. (3)
К 14 сюжетам еще два: 1) обмен ребенка в воспитательном дом[е]. 2) Легенда о старик[е] в церкви.
(1) Ср. Дневник 1899 г., 18 декабря, 13.
(2) Ср. Дневник 1899 г., 20 декабря, 1, и 1900 г., 1 января, 1, т. 54, стр. 3.
(3) Ср. Дневник 1900 г., 1 января, 1, т. 54, стр. 3-4.
1-я Мещанская, д. Богданова, кв. N 3 Марь[я] Сергеев[на] Угличанинова.
Если ребенку раз внушили, что 2 X 2 = 5, орудие его познания навеки извращено. (1)
Бутырск[ий] проезд д.
Борданова,
первая церковная улица.
Затем не видать успеха, чтобы мы действовали не для успеха, а для спасен[ия] душ[и] (2).
Вспомнил себя в молодости, как я пил, курил, -, только п[отому], ч[то] это делают старш[ие]. (3)
Три побудителя деятельности (жизни): 1) удовлетворение своей личной похоти, 2) славы людской, 3) исполнение воли Бога.