ь-шы, учреждены библ³отеки въ Пекинскомъ дворцѣ Вынь-юань-гэ; во дворцѣ Юань-минь-юань Вынь-юань-гэ, въ Же-хэ Вынь-цзинь-гэ; въ городѣ Шень-Цзинь, т. е. Мугдэни, Вынь-су-гэ. Еще сочинено извлечен³е отборныхъ мѣстъ изъ всѣхъ книгъ, сокращенное до двухъ третей; написано сего сочинен³я два экземпляра, изъ которыхъ одинъ положенъ въ Пекинскомъ дворцѣ, a другой во дворцѣ Юань-минъ-юань. На содержан³е и переписку вышеупомянутыхъ книгъ употреблено 13 лѣтъ. С³е полное собран³е книгъ содержитъ въ себѣ 3460 сочинен³й, въ которыхъ 75,854 тетради. Для удобнѣйшаго пр³искиван³я матер³й, присоединено краткое, но ясное оглавлен³е. Подлинникъ хранится въ приказѣ Хань-линь-юань.
109. Ли-фань-юань, палата Иностранныхъ дѣлъ, которую прежде y насъ Трибуналомъ называли. Лежитъ по восточную сторону моста Бэй-юй-хэ-цяо, на сѣверной сторонѣ улицы Дунь-ань-чанъ-цзѣ. Въ немъ одинъ президентъ и два вице-президента. Здѣсь всѣ чиновники изъ однихъ Маньчжуровъ и Монголовъ. Завѣдываетъ дѣлами Монгол³и, Чжуньгар³и, Туркистана, Тибета, Тангута, равно и прочихъ сѣверныхъ и западныхъ иностранныхъ Государствъ.
110. Тханъ-цзы, Шаманск³й храмъ для поклонен³я предкамъ династ³и, царствующей нынѣ въ Китаѣ; находится отъ Ли-фань-юань чрезъ улицу на юго-востокъ. Основанъ въ Октябрѣ 1664, т. е. при самомъ получен³и Китайскаго престола. Наружные ворота лицемъ къ сѣверу, внутренн³е же къ западу. Среди втораго двора стоитъ храмъ для жертвоприношен³я духамъ, т. е. для шаманствован³я. Сей храмъ изъ трехъ звеньевъ, и не имѣетъ никакого ни наружнаго, ни внутренняго украшен³я. Только внутри впереди y стѣны стоитъ длинный столъ для постановлен³я приношен³й, a надъ столомъ во всю его длину шелковый занавѣсъ. Отъ храма, футовъ чрезъ 70, на югъ стоитъ круглый храмъ, въ видѣ круглой бесѣдки, для поклонен³я небу; по южную сторону послѣдняго, каменная тумба для водружен³я вѣхи по принесен³и жертвы дворцовой. Нѣсколько позади сей вѣхи, къ югу по обѣимъ сторонамъ, еще шесть рядовъ тумбъ; первый рядъ для вѣхъ по принесен³и жертвъ отъ Царевичей, далѣе для прочихъ Князей. По учинен³и приношен³я протягиваютъ отъ каждой вѣхи, чрезъ круглый храмъ до самой занавѣсы въ переднемъ храмѣ по одной бечевкѣ, на которой вѣшаютъ въ промежуткѣ храмовъ бумагу. Въ первый день новаго года и въ первое число каждаго мѣсяца, также по важнымъ случаямъ при Дворѣ положено здѣсь приносить жертву, и самъ Государь пр³ѣзжаетъ въ храмъ для совершен³я обрядовъ; при важныхъ выѣздахъ и возвращен³и въ столицу, онъ всегда является для благодарен³я. По возвращен³и съ побѣдою приноситъ молен³е при знаменахъ. Въ первый день новаго года есть обрядъ вѣшать деньги; только Бэйлы, Бэйзы и Гуны не имѣютъ сего права. Въ первый день каждаго мѣсяца Князья четырехъ первыхъ классовъ посылаютъ по одному человѣку для предложен³й (состоящихъ изъ конфектовъ). Весною и осенью, при совершен³и предложен³я, поставляютъ вѣхи. Дождавшись окончан³я приношен³й Двора, и проч³е Князья одинъ за другимъ ежедневно отправляютъ свои. Главнокомандующ³е не имѣютъ права совершать таковыхъ церемон³й. Обрядъ поклонен³я состоитъ въ томъ, что Государь, въ торжественномъ одѣян³и, на торжественной колесницѣ пр³ѣзжаетъ въ храмъ, предшествуемый помпою и всѣмъ Дворомъ. При жертвоприношен³и чинитъ троекратное колѣнопреклонен³е и девятикратное земное поклонен³е. Китайск³е вельможи не участвуютъ въ сей церемон³и. Для шаманскаго служен³я изданъ на Маньчжурско³мъ языкѣ особливый уставъ {Храмъ сей съ улицы обсаженъ кипарисами; передн³й дворъ также имѣетъ кипарисную рощу, a внутренн³й дворъ, по всей своей обширности, покрытъ однимъ водянымъ тростникомъ. Украшен³й никакихъ въ немъ нѣтъ, кромѣ бесѣдки въ юго-восточномъ углу.}.
111. Чжао-чжунъ-цы, храмъ отличившихся усерд³емъ къ отечеству; отъ Бэй-юй-ха-цяо и Шаманскаго храма на юго-востокѣ; основанъ 1724 года, для приношен³я жертвъ Князьямъ, вельможамъ и низшимъ чиновникамъ настоящей династ³и, вполнѣ сохранившимъ усерд³е къ престолу. По южную сторону сего храма обширное пустое мѣсто.
112. Юй-цинъ-ванъ-фу, дворецъ Князя Юй-цинь-ванъ, отъ Чжао-чжунъ-цы на западѣ, на мѣстѣ, называемомъ Тхай-цзы-чанъ.
113. Чунъ-вынь-мынь, южные къ востоку ворота Внутренняго города; при династ³и Юань Вынь-минь-мынь; просто называются Хада-мынь отъ Князя Хада-ванъ, неподалеку отъ нихъ жившаго.
114. Пхао-цзы-хэ, озеро, въ юго-восточномъ углу города противъ восточной стѣны. Съ запада идетъ длинный протокъ, который y восточной стѣны превращается въ широкое болото; оно съ восточной стороны окружено высокою насыпью; а на сѣверномъ концѣ возвышается обсерватор³я. По обоимъ берегамъ его множество высокихъ хуай и висячихъ ивъ {У висячихъ ивъ вѣтви весьма тонки, длинны, и висятъ внизъ, подобно нитямъ. Это не есть особливый видъ, a колья обыкновенныхъ ивъ сажаются въ землю верхнимъ отрубомъ, отъ чего вѣтви растутъ внизъ.}. Вода свѣтлая, и тѣни деревъ ясно изображаются въ ней. Видъ сей даже осенью и зимою трогаетъ воображен³е. Надъ сею рѣкой разсѣянно стоятъ небольш³е монастыри; подлѣ воды разваливающ³еся домики и опустѣвш³е сады, безпорядочно разбросанные. Внутри столицы, начиная отъ канала y воротъ Дэ-шэнъ-мынь, только въ семъ мѣстѣ на двухъ или трехъ ли нѣтъ ни пыли телѣжной, ни шуму рыночнаго. Жаль, что богатыя фамил³и перестали селиться здѣсь.
115. Гуань-сянъ-тхай, обсерватор³я, въ юго-восточномъ краю города; расположена част³ю на стѣнѣ городской, част³ю подлѣ оной; основана при династ³и Юань въ 1279 году, въ томъ самомъ году, въ которомъ домъ Сунъ совершенно погибъ. внутри обсерватор³и есть тронная Цзы-вэй-дянь, въ которой прежде стояли разныя математическ³я оруд³я, собранныя при династ³и Юань астрономомъ Го-шеу-цзинъ. При настоящей династ³и (1675 года), какъ прежн³я оруд³я математическ³я, по причинѣ ихъ древности, сдѣлались неудобными къ употреблен³ю, по повелѣн³ю правительства сдѣлано шесть новыхъ оруд³й. На обсерватор³и Пекинской непрерывно производятся наблюден³я свѣтилъ небесныхъ.
116. Гунъ-юань, Экзаменный домъ, иначе Цзюй-чанъ, отъ обсерватор³и на сѣверо-западъ. При династ³и Юань мѣсто с³е было подъ Ли-бу. При династ³и Минъ, въ правлен³е Юнъ-лэ, превращено въ Экзаменный домъ; въ правлен³е Вань-ли разширено; при настоящей династ³и сей домъ неоднократно былъ перестроиванъ, разширенъ и лучше отдѣланъ.
При произведен³и испытан³я въ магистры, въ немъ помѣщается болѣе 10,000 экзаменуемыхъ, множество чиновниковъ надзираюицихъ и служителей.
Бѣлаго знамени съ каймою трехъ дивиз³й: Маньчжурской, Монгольской и Китайской, порубежныя мѣста съ бѣлымъ знаменемъ лежатъ отъ переулка Бао-фанъ-ху-тхунъ на югъ до Дань-пхай-лэу: съ синимъ знаменемъ отъ стѣны Имтераторскаго на востокъ до стѣны Внутренняго города.
117. Сянь-лянъ-цы, храмъ; отъ воротъ Дунъ-ань-мынь на востокѣ по Цзинь-юй-ху-тхунъ, въ послѣднемъ переулкѣ Бинъ-чжанъ-ху-тхунъ. Основанъ въ 1734 году, a въ 1755 перенесенъ на с³е мѣсто. Это былъ дворецъ Князя И-сянь-цинь-ванъ, уступленный имъ подъ храмъ, въ которомъ правительство опредѣлило приносить жертву многимъ знаменитымъ мужамъ, оказавшимъ услуги государству при настоящей династ³и Цинъ.
118. Юй-цинь-ванъ-фу, дворецъ Князя Юй-цинь-ванъ, отъ Дань-пхай-хэу на сѣверо-западъ, по большой улицѣ въ переулкѣ Сань-тьхяо-ху-тхунъ. Сей Князь считается первенствующимъ между Князьями восточной стороны.
119. Дунъ-тханъ, т. е. Восточный храмъ, въ переулкѣ Гань-мянь-ху-тхунъ, что будетъ трет³й отъ улицы Дунъ-ань-мынь-цзѣ. Храмъ сей принадлежалъ Португальскимъ мисс³онерамъ: но въ 1813 году, по случаю пожара, въ немъ случившагося, взятъ Китайскимъ правительствомъ и срытъ до основан³я {Правительство покупаетъ частныя здан³я по узаконенной цѣнѣ, т. е. по 22 рубли серебромъ за звено; но каждое звено средственнаго строен³я стоитъ не менѣе 500 рублей серебромъ.}.
120. Дынъ-ши, или Фонарный рынокъ, просто Дынъ-ши-кхэу, есть назван³е широкой улицы, что будетъ четвертая къ сѣверу отъ Ванъ-фу-ху-тхунъ. Улица с³я въ прежн³я времена была первая въ числѣ увеселительныхъ мѣстъ. По обѣимъ сторонамъ возвышались лавки, съ различными дорогими товарами. При династ³и Сунъ, Фонарный рынокъ начинался съ девятаго мѣсяца, a нынѣ только предъ новымъ годомъ, и въ первый мѣсяцъ продаютъ разныя вещи, до потѣшныхъ огней принадлежащ³я, также фонари, изъ стекла, бумаги, даже изъ рѣпы и рѣдьки вырѣзываемые, довольно искусной работы и по самой дешевой цѣнѣ.
121. Лу-ми-цанъ, магазинъ съ казеннымъ хлѣбомъ; отъ воротъ Дунъ-ань-мынь на сѣверо-востокѣ; не подалеку отъ восточной городской стѣны.
Бѣлаго знамени трехъ дивиз³й: Маньчжурской, Монгольской и Китайской, порубежныя мѣста съ желтымъ съ каймою знаменемъ суть: отъ восточнаго угла переулка Фу-с³о-ху-тхунъ до восточнаго конца переулка Бао-фанъ-ху-тхунъ y Сы-пхай-лэу; съ бѣлымъ знаменемъ съ каймою отъ Императорскаго города до стѣны Внутренняго города. Здѣсь примѣчательныя мѣста суть:
122. Дунъ-сы-пхай-лэу, восточные четверо торжественныхъ воротъ, стоящ³е на востокѣ на перекресткахъ двухъ большихъ улицъ.
123. Лунъ-фу-сы, монастырь, отъ Дунъ-сы-пхай-лэу на западѣ, въ улицѣ Лунъ-фу-сы-цзѣ. Сей монастырь построенъ въ 1452 году, и стоилъ великихъ издержекъ. Въ пособ³е употреблены дерево и камень изъ Южнаго дворца {Сей дворецъ построенъ былъ въ 1450 году.} Императора Инъ-цзунъ. Террасы и перила бѣлаго мрамора взяты отъ тронныхъ бывшихъ въ южномъ дворцѣ.
Примѣчан³е. Сей монастырь, при настоящей династ³и въ правлен³е Юнь-чженъ перестроенъ. Здѣсь ежемѣсячно въ 9 и 10, въ 19 и 20, въ 29 и 30 числа съ полудня бываетъ ярманка, или дневной торжокъ; на который со всѣхъ частей города собираются съ товарами. Богатыя и высок³я фамил³и ѣздятъ сюда съ дѣтьми, для прогулки. Онъ принадлежитъ Монгольскимъ ламамъ.
124. И-цинь-ванъ-фу, дворецъ Князя И-цинь-ванъ, отъ Лунъ-Фусы прямо на востокъ, въ южномъ концѣ улицы Бэй-сяо-цзѣ.
125. Хынъ-цинь-ванъ-фу, дворецъ Князя Хынъ-цинь-ванъ, въ переулкѣ Шао-цзю-ху-тхунъ.
126. Чао-янь-мынь, восточные къ югу ворота; при династ³и Юань назывались Ци-хуа-мынь. Настоящее имя получили въ 1439 году: но нынѣ въ разговорахъ вообще называютъ ихъ прежнимъ именемъ Ци-хуа-мынь. Далѣе къ сѣверу:
127. Нань-синь-цанъ, Цзю-тхай-цанъ, Фу-синь-цанъ и Синь-пьхинъ-цанъ, четыре хлѣбные магазина, на восточной сторонѣ улицы Бэй-сяо-цзѣ.
128. Хай-юй-цанъ и Бэй-синь-цанъ, хлѣбные же магазины, на восточной сторонѣ улицы Бэй-сяо-цзѣ, неподалеку отъ воротъ Дунъ-чжи-мынь.
Желтаго знамени съ каймою три дивиз³и: Маньчжурская, Монгольская и Китайская размѣщены отъ Гу-лэу къ востоку до воротъ Дунъ-чжи-мынь, отъ сѣвернаго конца улицы Синь-цяо-да-цзѣ, т. е. отъ стѣны городской на югъ до переулка Фу-с³о-ху-тхунъ, гдѣ смежны съ Маньчжурскою дивиз³ей бѣлаго знамени.
129. Дунъ-чжи-мынь, восточные къ сѣверу ворота Внутренняго города.
130. Бэй-тханъ, Росс³йская церковь Успен³я Пресвятыя Богородицы. Она передѣлана изъ одного Китайскаго небольшаго монастыря, даннаго Русскимъ, когда они приведены были съ Амура въ Пекинъ. Церковь состоитъ изъ четырехъ звеньевъ, что составляетъ около 40 футовъ длины и до 15 ширины. Четвертую часть занимаетъ колокольня. Кромѣ сего, находятся покои въ три звена. С³я церковь лежитъ въ сѣверо-восточномъ углу города.
131. Сы-ванъ-фу, или Сы-ѣ-фу, т. е. дворецъ четвертаго Князя; лежитъ отъ Успенской церкви на западъ.
132. Фанъ-цзинъ-гуань, Тибетская типограф³я. Здѣсь переводятъ и печатаютъ Санскритск³я книги на Тибетскомъ, Монгольскомъ, Маньчжурскомъ и Китайскомъ языкахъ.
133. Юнъ-хо-гунъ, Тангутск³й монастырь, отъ Бэй-синь-цяо на сѣверо-востокъ, по западную сторону монастыря Бо-линъ-сы. Это былъ дворецъ, въ которомъ правлен³я Юнъ-чженъ Государь Сянь-ди жилъ въ бытность свою Великимъ Княземъ. Юнъ-хо-гунъ, по своей обширности и велинолѣп³ю здан³й, почитается первымъ въ Пекинѣ. Внутри есть дворецъ для пр³ѣзда Государева. Здѣсь начальствуетъ одинъ изъ четырехъ перераждающихся Тангутскихъ Хутухть, живущихъ въ Пекинѣ, которыхъ Китайцы просто называютъ Фо-ѣ, т. е. праведниками.
134. Го-сю, Государственное училище, такъ названъ храмъ, сооруженный въ честь философу Кхунъ-цзы; иначе называется Вынь-м³ао, a просто Кхунъ-шенъ-м³ао (отъ монастыря Юнъ-хо-гунъ находится на западѣ); отъ Го-цзы-цзянь на восточной сторонѣ. ворота Да-ченъ-мынь и храмъ Да-ченъ-дянь въ 1755 году перекрыты желтою черепицей. Въ 1785 отъ Двора пожалованы сему храму разные жертвенные сосуды. По одержан³и побѣдъ и при другихъ достопамятныхъ случаяхъ, Государи настоящей династ³и являлись въ сей храмъ съ донесен³емъ, т. е. для благодарен³я, и на всѣ таковые случаи поставлены каменные памятники, съ описан³емъ происшеств³й.
Примѣчан³е. Въ воротахъ Да-ченъ-мынь хранятся десять каменныхъ тумбъ съ г³ероглифами. Сей памятникъ относятъ къ глубокой древности; но лучш³е ученые приписываютъ ему не болѣе 12-ти вѣковъ существован³я.
135. Го-цзы-цзянъ, Университетъ, отъ воротъ Ань-динъ-мынь на юго-востокъ, въ улицѣ Ченъ-сянь-цзѣ. При династ³и Юань онъ былъ простымъ училищемъ; и уже при династ³и Минъ, въ правлен³е Юнъ-лэ, сдѣланъ Университетомъ. Въ немъ, кромѣ другихъ здан³й, достоинъ примѣчан³я Би-юнъ, дворецъ, построенный въ 1785 году, внутри воротъ Цзи-ся-мынь. Би-юнъ со всѣхъ четырехъ сторонъ обведенъ водянымъ каналомъ съ четырьмя мостами. Предъ нимъ двѣ бесѣдки съ двумя каменными памятниками. Второй луны въ первый день, подъ назван³емъ Динъ, Государь посѣщаетъ Го-сю для поклонен³я философу Кхунъ-цзы; a послѣ сего входитъ въ Би-юнъ, для толкован³я Св. книгъ. Древн³е кипарисы въ Университетѣ посажены ректоромъ Сюй-хынъ, при династ³и Юань.
Примѣчан³е. Прежде ни при какой династ³и не было дворца Би-юнъ: почему и опишу его. Тронная въ немъ со всѣхъ сторонъ въ три звена, т. е. четвероугольная. Среднее звено съ лица имѣетъ 21 футъ, a боковыя два звена въ 16 футовъ и восемь дюймовъ длины. Колонны въ вышину имѣютъ 18 футовъ, въ поперечникѣ 18 дюймовъ. Свѣсы приподняты вверхъ, переходы въ глубину имѣютъ четыре фута и три дюйма; коньки со всѣхъ четырехъ сторонъ острые, на верху съ бронзовою главою. Торжественные ворота израсцовые, въ ширину 55, въ вышину 35 футовъ и пяти дюймовъ; карнизъ въ поперешникѣ шести футовъ и шести дюймовъ. Двѣ бесѣдки съ каменными памятниками, каждая въ поперешникѣ въ 20 футовъ; столбы въ вышину 14 1/2 футовъ; двѣ башенки, одна съ колоколомъ, другая съ литаврою, каждая въ поперешникѣ 14 футовъ; столбы въ вышину 10 футовъ. Круглый каналъ содержитъ длины 192 фута, глубины 10 футовъ; изъ четырехъ мостовъ каждый въ длину содержитъ 40, въ ширину 22 фута.
136. Ань-динъ-мынь, восточные къ сѣверу ворота; при династ³и Юань назывались Ань-чженъ-мынь, настоящее же имя дано имъ въ 1576 Году.
137. Шунь-тьхянь-фу, т. е. правлен³е города Шунь-тьхянь, есть Пекинское Губернское правлен³е; на западѣ отъ улицы Ань-динъ-мынь-да-цзѣ. Хотя с³е правлен³е существовало при династ³яхъ Ляо, Гинь и Юань, но присутственнаго мѣста не было, a дѣла исправляемы были въ монастырѣ. Уже въ половинѣ династ³и Минъ, по докладу Пекинскаго Генералъ-Губернатора отпущено 42500 нитокъ {Нитка содержитъ тысячу мѣдныхъ Китайскихъ монетъ, и въ цѣнѣ равняется одному лану серебра 96-й пробы.}, для построен³я настоящаго Губернскаго правлен³я.
138. Сянъ-ю-гунъ, храмъ, неподалеку отъ моста Вань-нинъ-цяо, на востокѣ; основанъ въ 1415 году, для жертвоприношен³я полярной звѣздѣ. Въ 17З2 и 1760 былъ перестроиванъ.
139. Бу-цзюнь-тхунъ-линъ-я-мынь, главная Полиц³я, за воротами Ди-ань-мынь, подлѣ Сянь-ю-гунъ, на западѣ; просто называется Тьхи-дy-я-мынь и Бэй-я-мынь. Она наблюдаетъ за тишиною, благочин³емъ и чистотою въ городѣ. Состоитъ подъ распоряжен³ями Тьхи-ду или Инспектора Китайскихъ войскъ, который завѣдываетъ и ключами девяти воротъ Внутренняго города.
140. Ванъ-нинъ-цяо, мостъ, стоящ³й на срединѣ, между башнею Гу-лэу и воротами Ди-ань-мынь, иначе Ченъ-цинъ-чжа называемый. Онъ замѣчателенъ потому, что отъ него начинается каналъ Юй-хэ, который отселѣ, идучи на юго-востокъ за мостъ Бу-лянъ-цяо, протекаетъ юго-восточною стороною Императорскаго города на югъ.
141. Гу-лэу, башня съ литаврою, за воротами Ди-ань-мынь, прямо на сѣверѣ у торжественныхъ воротъ Цзинь-пхай-фанъ, (прежде назывались Ци-чжен-лэу). Построена съ Чжунъ-лэу, при династ³и Юань, въ 1272 году. На ней были мѣдные водяные часы, самой искусной и высокой работы. Сказываютъ, что часы с³и остались отъ династ³и Сунъ. Они состояли изъ четырехъ водяныхъ сосудовъ, въ которыхъ вода изъ одного въ другой переливалась всегда въ одинаковомъ количествѣ. На оныхъ сосудахъ утвержденъ былъ духъ, который по средствомъ пружины выходилъ и ударялъ часы. Когда вода вся выходила, то вновь подбавляли; въ зимнее время подливали теплую воду. Нынѣ на башнѣ съ литаврою не употребляютъ водяныхъ часовъ; но, смотря по механическимъ часамъ, назначаютъ стражи или смѣны ночныя. Теперь существуетъ одна только комната, въ которой оная машина находилась, a о часахъ нѣтъ никакого извѣст³я.
142. Чжунъ-лэу, башня съ колоколомъ; прежде находилась отъ торжественныхъ воротъ Цзинь-пхай-фанъ на востокѣ, что нынѣ храмъ Чжунъ-мынь-гэ, въ монастырѣ Вань-нинъ-сы, и построена при династ³и Юань. Нынѣшняя башня позади Гу-лэу, прямо на сѣверѣ; основана около 1410 года, a послѣ сгорѣла, и при настоящей династ³и, въ 1745 году, вновь построена. С³я башня довольно высока, и со всѣхъ сторонъ открыта. Бывшая при династ³и Юань составляла четырехъ-этажное здан³е съ тремя свѣсами. Колоколъ повѣшенъ былъ на верхнемъ этажѣ, почему и звонъ весьма далеко разливался.
ДОСТОПРИМѢЧАТЕЛЬНОСТИ ЗА ВОРОТАМИ ЧАО-ЯНЬ-МЫНЬ.
Каменная дорога, отъ воротъ на востокъ до города Тхунъ-чжеу на 40 ли простирающаяся. Выложена большими кусками бѣловатаго и сѣроватаго гранта.
Дунь-³о-м³ао, великолѣпный храмѣ, въ двухъ ли отъ воротъ Чао-янъ-мынь, на сѣверной сторонѣ улицы; основанъ при династ³и Юань, въ правлен³е Янь-ю (около 1317), и послѣ много разъ былъ перестроиванъ иждивен³емъ правительства {Дунъ-³о-м³ао, т. е. храмъ восточной освященной горѣ. Въ древности пять было освященныхъ горъ, къ которымъ Государи путешествовали для жертвоприношен³я. Но какъ с³и путешеств³я сопряжены были и съ потерею времени и съ отягощен³емъ для подданныхъ, то построены по близости столицы храмы онымъ пяти горамъ, и въ нихъ помѣщены Даосы. Древняя восточная освященная гора называется Тхай-шань, и находится въ губерн³и Шань-дунъ.}.
Въ западномъ флигелѣ сего монастыря есть бронзовый лошакъ. Ежемѣсячно, въ 1, 2, 15 и 16 числа, приходящ³е сюда на утреннюю ярманку и для богомолья дотрогиваются или поводятъ рукою тѣ члены лошака, въ которыхъ сами имѣютъ какую либо болѣзнь, и вѣрятъ, что чрезъ прикосновен³е могутъ получить облегчен³е. Въ монастырѣ семъ живутъ Даосы, и находится множество каменныхъ памятниковъ, съ надписями на разные случаи. Примѣч. Перев.
Чжао-жи-тхань, т. е. жертвенникъ утреннему солнцу; за воротами Чао-янъ-мынь на востокѣ, напротивъ Дунъ-ю-м³ао, но нѣсколько южнѣе. Въ немъ жертвенникъ четверо-угольный, лицемъ къ западу, въ одинъ рядъ: въ поперешникѣ имѣетъ 50 футовъ и 9 дюймовъ; съ лица выложенъ золотистымъ кирпичемъ. Крыльцо имѣетъ въ рядъ четыре схода изъ бѣлаго мрамора, каждый сходъ въ девять ступеней. Ограда круглая, длины содержитъ семьдесятъ шесть саженъ и пять футовъ, вышины восемь футовъ и одинъ дюймов толщины два фута и три дюйма. С³я ограда на западную сторону имѣетъ трои воротъ: на востокъ, югъ и сѣверъ по однимъ. Въ годы, подъ назван³ями: Цзя, Бинъ, Сюй, Гынъ и Жинь, т. е. въ нечетные, въ семъ храмѣ приноситъ жертву Государь самъ, a въ проч³е отправляетъ для сего чиновниковъ. Жертву приносятъ однажды въ годъ, въ день весенняго равноденств³я, въ шесть часовъ по полуночи. На жертвенникѣ поставляютъ золотую таблицу съ красною надписью: мѣсто Духа великаго свѣта, или Духъ великаго свѣта.
Тхай-пьхинъ-цанъ и Ванъ-анъ-цанѣ, казенные хлѣбные магазины, за воротами Чао-янъ-мынь, подъ самою городскою стѣною лежащ³е. Первый отъ воротъ простирается на югъ до угловой башни, a второй - на сѣверъ до воротъ Дунъ-чжи-мынь. Это суть главные Пекинск³е магазины, изъ которыхъ выдается разный хлѣбъ войскамъ и статскимъ чиновникамъ.
ДОСТОПРИМѢЧАТЕЛЬНОСТИ ЗА ВОРОТАМИ АНЬ-ДИНЪ-МЫНЬ.
Фанъ-цзэ-тхань, жертвенникъ съ четверо-угольнымъ водоемомъ, за воротами Ань-динъ-мынь (около ли растоян³емъ) отъ нихъ - Это-Бэй-цзяо, т. е. сѣверное предград³е, обыкновенно называемое Ди-тхань, т. е. Жертвенникъ землѣ. Водоемъ вкругъ жертвенника имѣетъ четвероугольный видъ, въ подоб³е земли въ окружности содержитъ 49 саженъ, четыре фута и четыре дюйма, въ глубину восемь футовъ и шесть дюймовъ, въ ширину шесть футовъ. Въ семъ водоемѣ содержатъ воду. Фанъ-ц³о, т. е. четвероугольный холмъ, лицемъ обращенъ къ сѣверу, и состоитъ изъ двухъ рядовъ, изъ коихъ верхн³й имѣетъ въ поперешникѣ 60, нижн³й 106 футовъ, на верхнемъ ряду въ средоточ³и выложенъ плитникомъ четвероугольнымъ, содержащ³й шестью шесть, a по краямъ на восемь сторонъ, на каждой восемью восемь, что все вдоль и поперегъ составляетъ по двадцати четыре ряда. На нижнемъ ряду число верхняго ряда восемью восемь удвоено, дабы каждая половина имѣла по восьми дорогъ, для совокуплен³я чиселъ воздуха Инь - шести и осьми. Все выложено израсцемъ желтаго цвѣта. На каждомъ ряду крыльца о четырехъ сходахъ; каждый сходъ въ восемь ступеней; всѣ изъ бѣлаго мрамора. На нижнемъ ряду на южной половинѣ по правую сторону поставлены пять горъ освященныхъ, пять горъ владычествующихъ, и пять холмовъ. Онѣ высѣчены изъ камня, въ подоб³е горъ. На сѣверной половинѣ по правую и лѣвую сторону четыре больш³я рѣки, высѣчены на каменномъ основан³и въ подоб³е воды. Къ востоку и западу y поднож³я, изображающаго воду, высѣчены водоемы, въ которыхъ содержатъ воду при жертвоприношен³и. Внутренняя ограда въ поперешникѣ содержитъ 27 саженъ и два дюйма, въ вышину шесть, въ толщину два фута. На сѣверной сторонѣ сей ограды трои воротъ о шести столбахъ; на восточной, западной и южной сторонахъ по однимъ воротамъ съ двумя столбами. Столбы, наддвер³я и пороги изъ бѣлаго мрамора, полотенцы изъ деревянныхъ брусковъ, покрытыхъ киноварью. За сѣверными воротами на сѣверо-востокѣ фонарная вѣха, на сѣверо-западѣ яма жертвенная; пять курильницъ для благовон³й. Наружная ограда въ поперешникѣ содержитъ сорокъ двѣ сажени, въ вышину восемь футовъ, въ толщину два фута четыре дюйма; форма воротъ одинакова со внутренними. Внутри восточныхъ и западныхъ воротъ на югѣ и сѣверѣ по двѣ ямы жертвенныхъ. За сею стѣною y южныхъ ея воротъ Хуанъ-ди-чжи-ши, т. е. храмъ Августѣйшему Духу земли, въ пять звеньевъ, лицемъ къ сѣверу; покрытъ желтою черепицей, и обнесенъ желтою стѣной, которая имѣетъ въ окружности сорокъ четыре сажени, въ вышину одиннадцать футовъ. На сѣверъ одни ворота. За западными воротами наружной стѣны - жертвенная кладовая, жертвенная кухня, кладовая съ жертвенною утварью, кладовая съ музыкальными оруд³ями, всѣ въ пять звеньевъ, и два крытыхъ колодца. Далѣе на западѣ, бойница для убою жертвеннаго скота; предъ нею на правой и лѣвой сторонѣ по одному крытому колодцу. На сѣверо-западѣ Чжай-гунь, т. е. дворецъ очищен³я, лицемъ къ востоку, въ семь звеньевъ, на высокомъ основан³и съ каменными перилами съ крыльцемъ о пяти сходахъ; по правую и лѣвую сторону его - боковыя тронныя (или, лучше, два флигеля), въ семь звеньевъ. Внутренн³я ворота дворца въ три звена; по бокамъ еще по однимъ воротамъ. Внѣшняя дворцовая стѣна въ окружности содержитъ сто десять саженъ и два дюйма, воротъ трое, лицемъ къ востоку; отъ воротъ на сѣверо-западѣ одна башня съ колоколомъ. Внутренняя стѣна (общая) содержитъ въ окружности 549 саженъ и четыре фута, на сѣверъ и западъ по трое воротъ, на востокъ и югъ по однимъ; наружная стѣна содержитъ въ окружности 765 саженъ, къ западу трое воротъ и одни угловые. Здѣсь ежегодно Государь приноситъ жертву въ день лѣтняго поворота. Храмъ сей основанъ въ 1530 году,
Дунъ-хуанъ-сы, монастырь, въ трехъ ли отъ воротъ Ань-динъ-мынь, на сѣверъ; основанъ въ 1651 году. Въ семъ монастырѣ имѣетъ пребыван³е Минцзюръ-хутухту, одинъ изъ четырехъ Тангутскихъ Хутухтъ въ Пезкинѣ.
Си-хуанъ-сы, монастырь, по западную сторону восточнаго Хуанъ-сы, въ одной связи съ онымъ; основанъ въ 1726 году. Въ немъ останавливаются посольства, съ данью присылаемыя къ Пекинскому Двору изъ обоихъ Тибетовъ. Онъ состоитъ подъ управлен³емъ вышепомянутаго Хутухты. По западную сторону его:
Цинъ-цзинъ-хуа-ченъ-м³ао, монастырь, построенный въ 1785 году, и причисленный къ монастырю Си-хуанъ-сы. Здѣсь великолѣпный мраморный обелискъ, сооруженный въ честь Баньцинь-Римбуц³ю {Баньцинь-Римбуци есть духовный владѣтель, управляющ³й въ Западномъ Тибетѣ. Просто называютъ его Баньчень.}, умершему на семъ мѣстѣ. Въ память сего случая, правительствомъ поставленъ мраморный камень, съ надписью на четырехъ языкахъ: Маньчжурскомъ, Китайскомъ, Монгольскомъ и Тибетскомъ. На сѣверѣ, позади обелиска, есть дворецъ для пр³ѣзда Государя, который въ день жертвоприношен³я въ жертвенникѣ Земли, обыкновенно пр³ѣзжаетъ сюда обѣдать.
ДОСТОПРИМѢЧАТЕЛЬНОСТИ ЗА ВОРОТАМИ ДЭ-ШЕНЪ-МЫНЬ.
Есть земляный городокъ, называемый Тху-ченъ-гуань. Сказываютъ, что это суть развалины древняго города Цзи-чжеу, т. е. первобытнаго Пекина, иначе называется Цзи-цю, т. е. холмъ Цзи. Прежде были здѣсь башни и друг³я строен³я; но нынѣ существуютъ только ворота, или, лучше, проходъ между двумя высокими отвѣсными холмами, отъ которыхъ тянутся земляные валы. Въ окрестности находится довольно деревъ, и с³е-то мѣсто считается однимъ изъ осьми красотъ столицы, подъ назван³емъ Цзи-мынь-янь-шу, мрачныя деревья около Цзи-змынь.
Синяго знамени съ каймою трехъ дивиз³й: Маньчжурской, Монгольской и Китайской, порубежныя мѣста съ краснымъ знаменемъ съ каймою суть отъ западныхъ Дань-пхай-лэу до воротъ Сюань-ву-мынь, отъ моста Цзинь-шуй-цяо на западъ до стѣны Внутренняго города. Здѣсь примѣчательныя мѣста суть:
143. Ду-ча-юань, Прокурорск³й приказъ, отъ дворцовыхъ воротъ на западѣ, подлѣ Тхай-чанъ-сы къ югу, лицемъ къ югу. Сюда подаются прошен³я на высочайшее имя {Члены сего приказа называются Юй-ши, т. е. Царск³й Историкъ, a отъ Мисс³онеровъ названы ценсорами и нравонаблюдателями. Долгъ ихъ доносить Государю о безнравственности не токмо въ столицѣ, но и во всей Импер³и; равно имѣютъ право надзирать за всѣми злоупотреблен³ями, за всякимъ нарушен³емъ законовъ. Они лично имѣютъ должности по многимъ присутственнымъ мѣстамъ, но только для надзиран³я, дабы не было злоупотреблен³й; губерн³ями же завѣдываютъ по назначен³ю. Въ соотвѣтств³е таковымъ обязанностямъ, я назвалъ ихъ Императораскими стряпчими. Доносы ихъ большею част³ю начинаются извѣстною формой: по слуху дошло до меня.}.
144. Синъ-бу, т. е. Розыскная палата, на западной сторонѣ отъ дворцовыхъ воротъ, подлѣ Дуча-юань, на югѣ, чрезъ улицу, лицемъ къ югу. Въ сѣверной сторонѣ палаты находится тюрьма, называемая Бэй-со, a въ юго-западной другая тюрьма, называемая Нань-со.
145. Хой-цзы-инъ, т. е. казармы Туркистанцевъ; простираются отъ воротъ Си-чанъ-ань-мынь до самыхъ торжественныхъ воротъ Ши-ань-фанъ, по улицѣ Си-чанъ-ань-цзѣ на южной сторонѣ. Въ центрѣ казармъ находится великолѣпная по наружности мечеть, по-Китайски Ли-бай-сы. Казармы ихъ содержатъ 147 звеньевъ. Туркистанцы составляютъ роту мастеровыхъ, ко Двору принадлежащихъ, почему и состоятъ подъ вѣдомствомъ Дворцоваго правлен³я {С³и Туркистанцы приведены въ Пекинъ по послѣднемъ покорен³и Восточнаго Туркистана, въ 1758 году.}.
146. Тьхянь-чжу-тханъ, южный монастырь Католическ³й, принадлежащ³й Португальскимъ Мисс³онерамъ, просто называется Нань-тханъ, основанъ въ 1600 году (Лимаду или Рикц³й пр³ѣхалъ въ Пекинъ въ 1572 году), и какъ по пространству, такъ и по великолѣп³ю занимаетъ первое мѣсто между прочими монастырями. Въ немъ церковь, особенно же гостиная, украшены превосходною живопис³ю {Нынѣ въ семъ монастырѣ живутъ три Мисс³онера: южный Епископъ Тусъ, Францисканцы Рибейра и Ферейра, a четвертый Вильгельмъ, живетъ въ сѣверномъ монастырѣ для надзиран³я. Родомъ всѣ Португальцы.}.
147. Сюань-ву-мынь, южные къ западу ворота Внутренняго города, при династ³и Юань назывались Шунь-ченъ-мынь; настоящее имя получили въ 1439 году, но въ разговорахъ болѣе употребляютъ послѣднее имя, и произносятъ ошибочно: Шунь-чжи-мынь.
148. Сянъ-фань, или Слоновый дворъ, отъ воротъ Сю-ань-ву-мынь на западъ; построенъ при династ³и Минъ, около 1500 года. Тогда находилось въ немъ множество слоновъ, нынѣ же не болѣе осмнадцати. Слоны с³и употребляются при торжественныхъ Государевыхъ церемон³яхъ. Пр³учаютъ ихъ хоботомъ бить въ бубенъ, подбирать деньги, и проч.
149. Жунъ-цинь-ванъ-фу, дворецъ Князя Жунъ-цинь-ванъ, въ улицѣ Лао-лай-цзѣ, почти y западной городской стѣны.
Краснаго знамени съ каймой трехъ дивиз³й: Маньчжурской, Монгольской и Китайской, порубежныя мѣста съ простымъ Краснымъ знаменемъ, отъ переулка Янъ-жеу-ху-тхунъ на югъ до Дань-пхай-лэу, съ синимъ знаменемъ съ каймою отъ переулка на западъ до городской стѣны.
150. Шуанъ-тха-сы, монастырь, на улицѣ Си-чанъ-ань-цзѣ; основанъ при династ³и Гинь Государемъ Чжанъ-цзунъ, около 1200 года. При династ³и Юань названъ Цинъ-шэу-сы. Въ немъ находятся два обелиска (субарги): одинъ о девяти, другой о семи поясахъ; сооружены въ честь двумъ Хутухтамъ Тибетекимъ, которыхъ имена значатся въ надписяхъ на обелискахъ. При династ³и Минъ, сей монастырь былъ уничтоженъ, но при настоящей, въ правлен³е Цянь-лунъ, возобновленъ. Онъ при династ³и Юань стоялъ подлѣ самой городской стѣны.
151. Ду-ченъ-хуанъ-м³ао, обыкновенно Ченъ-хуанъ-м³ао, храмъ, на западной сторонѣ Императорскаго города, на улицѣ Цзю-синъ-бу-цзѣ; при династ³и Юань назывался Ю-шенъ-ванъ-линъ-имъ-м³ао. Съ 1З29 года Ченъ-хуанъ, т. е. покровитель города, пожалованъ титуломъ Ху-го-бао-нинъ-ванъ, т. е. Князь, охранитель царствующаго дома и блюститель тишины, а супруга его - Княгинею того жъ титула. Въ правлен³е Юнъ-лэ (около 1413), храмъ сей переименованъ Да-шенъ-линъ-цы, a при настоящей династ³и названъ Ду-ченъ-хуанъ-шао. Онъ почитается однимъ изъ великолѣпнѣйшихъ. Въ немъ находится семь каменныхъ памятниковъ, съ надписями отъ временъ династ³и Юань {Подобные сему посвященные духамъ храмы вообще суть монастыри, порученные Даосамъ, и основаны были Государями болѣе по убѣжден³ю сихъ мнимыхъ послѣдователей Философа Лао-цзы.}.
152. Пху-шеу-сы, мечеть, въ улицѣ Цзинь-ши-фанъ-цзѣ; принадлежитъ Туркистанцамъ; надъ дверьми написано: Намацъ.
153. Да-мо-су-вань-фу, дворецъ Князя Да-мо-су-ванъ, по улицѣ Цзинь-ши-фанъ-цзѣ, на восточной сторонѣ.
154. Фэу-ченъ-мынь, западные къ югу городск³я ворота, при династ³и Юань назывались Пьхинъ-цзэ-мынь, а настоящее имя получили въ 1439 году: но нынѣ въ разговорахъ обыкновенно называютъ ихъ Пьхинъ-цзэ-мынь.
155. Ли-дай-ди-ванъ-м³ао, т. е., храмъ Царямъ всѣхъ династ³й просто Ди-ванъ-м³ао, т. е. храмъ Царямъ; на улицѣ Фэу-ченъ-мынь-да-цзѣ, лицемъ къ югу; основанъ въ 1522 году, на мѣстѣ бывшаго монастыря Бао-ань-сы. Здѣсь приносятся жертвы всѣмъ Царямъ и славнымъ великимъ мужамъ. При настоящей династ³и сей храмъ распространенъ, a въ 1766 году покрытъ желтою черепицей. Сянь-ди и Шунь-ди, Императоры правлен³й Юнъ-чженъ и Цянь-лунъ, самолично приносили здѣсь жертвы, и, въ знакъ сего, поставили памятники съ надписями.
Примѣчан³е. Для жертвоприношен³я Царямъ, въ 1373 году основанъ былъ храмъ въ городѣ Цзинъ-линъ {Нынѣ Чань-чжеу-фу, подъ 51о 50' 56 сѣверн. широты, подъ 3о 24' 17 долготы отъ Пекинскаго полуденника.}. Въ началѣ правлен³я Цзя-цзинъ (1522) основанъ храмъ въ Пекинѣ для жертвоприношен³я тремъ Хуанъ, пяти Ди, тремъ великимъ Князьямъ и основателямъ царствующихъ домовъ: династ³и Хань Государю Гуанъ-ву, династ³и Тханъ Государю Тай-цзунъ, династ³и Сунъ Государю Тхай-цзу, династ³и Юань Государю Ши-цзу (Хубилаю). Въ 1545 году Хубилай былъ лишенъ почести жертвоприношен³й, но с³е не одобрено учеными мужами. Настоящая династ³я вновь постановила приносить жертвы Хубилаю и династ³и Минъ Государю Тхай-цзу. Въ 1722 году Жинь-ди, Императоръ правлен³я Кханъ-си, приказалъ въ храмѣ поставить всѣхъ царствовавшихъ Государей, исключая беззаконныхъ, которые, будучи убиты отъ подданныхъ, съ жизн³ю потеряли престолъ для своего потомства. По сему поводу Министры представили, чтобы помѣстить въ храмѣ законныхъ Царей всѣхъ династ³й, и купно Государей династ³й Ляо и Гинь, исключая Государей династ³и Хань въ Ченъ-ду, восточной и западной Цзинь, Юань-вэй и младшихъ пяти династ³й, которыя, какъ побочно царствовавш³я, не могутъ быть причислены къ законнымъ династ³ямъ. Въ 1776 году, Императоръ Шунь-ди, не желая преступить воли Августѣйшаго своего дѣда, приказалъ Совѣту подать мнѣн³е, въ силу котораго династ³и Хань Государь Чао-лѣ (Лю-бэй), династ³и Цзинь Государь Янь-ди, династ³и Вэй Государи Тхай-ву и Дао-ву, Мла Чжеу Государь Ши-цзунъ, всѣ почтены жертвоприношен³ями. Что касается до Государей династ³и Минъ, то Шенъ-цзу, (Государь правлен³я Кханъ-си) исключилъ только двухъ: Шенъ-цзунъ и Си-цзунъ, какъ виновниковъ погибели царства, a Государя Минь-ди, павшаго купно съ престоломъ, почтилъ жертвами въ храмѣ. Шунь-ди, прадѣдъ нынѣ царствующаго Государя, еще отринулъ изъ династ³и Хань Государей Сюань-ди и Линъ-ди, a изъ династ³и Минъ Государей Шень-цзунъ и Си-цзунъ, дабы с³е служило урокомъ для прочихъ. Таковая честь и поношен³е, таковое избран³е и отвержен³е, по мнѣн³ю ученыхъ, нимало не погрѣшительны, и всѣ будущ³е вѣки не могутъ не признать оныхъ справедливыми.
Краснаго знамени трехъ дивиз³й: Маньчжурской, Монгольской и Китайской, порубежныя мѣста съ желтымъ знаменемъ, отъ восточнаго конца переулка Ма-чжуанъ-юань-ху-тхунъ, съ краснымъ знаменемъ съ каймою, отъ Императорскаго города къ западу до городской стѣны. Здѣсь примѣчательныя мѣста суть:
156. Бай-тха-сы. т. е. монастыръ бѣлаго обелиска, y торжественныхъ воротъ Хэ-цaoси-фанъ, на сѣверной сторонѣ улицы Пьхинь-цзэ-мынь-да-цзѣ; основанъ при династ³и Ляо въ правлен³е Шеу-лунъ (около 1100 года), при династ³и Юань въ 1271году наименованъ Да шенъ-шеу-вань-ань-сы, при династ³и Минъ въ правлен³е Тьхянь-шунь (около 1460), переименованъ Miаo-ань-сы, при настоящей династ³и въ правлен³е Кханъ-си поновленъ. Въ 1819 году еще былъ перестроенъ.
Примѣчан³е. Въ семъ монастырѣ есть обелискъ, обмазанный бѣлою известкою, отъ чего монастырь и назван³е получилъ. Обелискъ построенъ при династ³и Ляо, во 2-е лѣто правлен³я Шеу-чанъ для Шери Шагя-мун³ева, основателя вѣры Индѣйской. Внутри положено 20 крупинокъ шери, 2000 цаци или малыхъ обелисковъ изъ благовоннаго состава и пять экземпляровъ священныхъ книгъ Долони. Въ 1271 году Хубилай открылъ сей обелискъ, и увидѣлъ въ каменномъ кивотѣ мѣдный сосудъ, наполненный благовонною жидкост³ю бѣлаго цвѣта. Шери окрѣпло круглыми шариками, на подоб³е золотыхъ просяныхъ зеренъ. Подъ дномъ сосуда нашли мѣдную монету, на которомъ отлиты четыре г³ероглифа: Чжи-юанъ-тхунъ-бао, т. e. ходячая монета правлен³я Чжи-юань (Хубилаева). Императоръ и Императрица, увидѣвъ с³ю деньгу, исполнились сугубымъ благоговѣн³емъ. Они взяли шери, и великолѣпнѣе украсили обелискъ. По угламъ повѣшены были яшмовые песты, крыльца обведены мраморными перилами, къ свѣсамъ подвѣшенъ пышный подзоръ; самый обелискъ одѣтъ жемчужною сѣткой. Однимъ словомъ: искуство въ украшен³и обелиска могло почитаться рѣдкимъ, какъ въ древн³я, такъ и новѣйш³я времена. Обелиски обыкновенно бываютъ широки въ основан³и, въ верху остры. Сей же, напротивъ, къ основан³ю остръ, a къ верху широкъ на подоб³е желчи, на оборотъ повѣшенной. Верхъ его, на подоб³е шеи, возвышается, постепенно съуживаясь, и на макушкѣ своей держитъ огромный бронзовый кругъ, подобный подносу круглому, на которомъ еще поставленъ небольшой бронзовый обелискъ. Въ 1465 году сдѣлано вкругъ сего обелиска 108 кирпичныхъ подставокъ для лампадъ {Шери должна быть струпина съ болячки на лбу какого либо угодника, произшедшей отъ ударен³я земныхъ поклоновъ. Нынѣ составляютъ изъ муки родъ тѣста, изъ котораго надѣлавъ пилюлекъ, кладутъ въ сосудъ и закуриваютъ. Надъ симъ сосудомъ читаютъ молитвы около двухъ мѣсяцевъ. Если читающ³й молитвы чистъ душою и тѣломъ, то пилюльки не могутъ испортиться, напротивъ, дѣлаются нетлѣнными и многоцѣлебными. Касательно деньги, не трудно догадаться, что Хутухта, нынѣ называемый Далай-Ламою, желая побудить Хубилая къ лит³ю монетъ, которой Монголы съ покорен³я Китая еще не имѣли, предварительно вымыслилъ форму оной, и тайно вложилъ въ обелискъ, будто бы она Богомъ низпослана для образца.}.
157. Си-сы-пхай-лэу, т. е. западные четверо торжественныхъ воротъ, на восточномъ концѣ улицы Пьхинъ-цзэ-мынь-цзѣ, на перекресткѣ двухъ большихъ улицъ.
158. Вай-фанъ-гунъ-гуань, т. е. иностранное подворье, просто же Сы-и-гуань. Въ семъ подворьѣ остановляются: Туркистанцы, Тангуты, Горкинцы, Люцюсцы, С³амцы и друг³е Индѣйцы, съ дан³ю въ Пекинъ пр³ѣзжающ³е. С³е же подворье приготовлено было и для Англичанъ въ 1816 году.
159. Чжуанъ-цинь-ванъ-фу, дворецъ Князя Чжуанъ-цинь-ванъ, y сѣвернаго угла Императорскаго города.
160. Си-чжи-мынь, западные къ сѣверу городск³е ворота Внутренняго города; при династ³и Юань назывались Хо и-мынь, настоящее же имя получили въ 1676 году. Они тѣмъ замѣчательны, что цитадель имѣютъ четвероугольную.
161. Суй-юань-гуань, монастырь, по улицѣ Си-чжи-мынь-да-цзѣ, къ востоку, на сѣверной сторонѣ; просто называется Цао-гунъ-гуань. Основанъ при династ³и Минъ; при настоящей въ 1768 году перестроенъ. Здѣсь въ новый годъ отъ 1-го до 10-го числа бываетъ многолюдная ярмарка.
162. Чунъ-го-сы, монастырь, отъ воротъ Си-чжи-мынь на восточной сторонѣ, по улицѣ Си-сы-пхай-лэу-да-цзѣ, въ переулкѣ. При династ³и Юань было два монастыря Чунъ-го-сы: восточный и западиый. Настоящ³й есть западный, передѣланный изъ дома Министра Тохто. При династ³и Минъ, въ правлен³е Сю-ань-дэ (послѣ 1426) наименованъ Да-лунъ-шань-сы, a въ правлен³е Ченъ-хуа названъ Да-лунъ-шань-ху-го-сы. При настоящей династ³и, въ правлен³е Цянь-лунъ, поставленъ здѣсь памятникъ, на которомъ сей монастырь названъ Ху-го-сы. Нынѣ вообще употребляютъ с³е послѣднее имя. Здѣсь ежемѣсячно въ 7 и 8, 17 и 18, 27 и 28 числа бываетъ ярмарка, на которую сносятъ товары со всего города.
Примѣчан³е. Монастырь сей построенъ во время Хубилая, и съ того времени понынѣ принадлежитъ ламамъ. При династ³и Минъ въ немъ жили Тибетск³е Хутухты. Все с³е явствуетъ изъ многихъ каменныхъ памятниковъ, доселѣ въ монастырѣ семъ существующихъ.
163. Дэ-шенъ-мынь, сѣверные къ западу ворота; при династ³и Юань назывались Цхянь-дэ-мынь; настоящее имя получили въ 1З76 году.
Желтаго знамени три дивиз³и: Маньчжурская, Монгольская и Китайская, расположены отъ Гу-лэу къ западу до городской стѣны, отъ сѣверной стѣны городской до улицы Ма-чжуанъ-юань-ху-тхунъ, гдѣ смежны съ краснымъ знаменемъ.
164. Цзи-шуй-тхань, Ши-ча-хай и Лянь-xya-nxаo-цзы, извѣстные подъ общимъ именемъ Цзинь-генъ-хай, т. е. дворцовое озеро; отъ сѣверной стѣны Внутренняго до самаго Императорскаго города, составляетъ обширный водоемъ. Воды его берутъ начало изъ западныхъ и сѣверныхъ горъ двумя источниками: И-мэу-цюанъ и Ма-янъ-цюань; обошедъ гору Вунъ-шанъ, собираются въ озеро Кхунь-минъ-ху {Лежитъ верстахъ въ 15-ти отъ Пекина на юго-западъ.}, изъ котораго выходятъ каналомъ на юго-востокъ. Сей каналъ идетъ къ востоку подъ именемъ Чанъ-хэ, a за воротами Си-чжи-мынь принимаетъ имя Гао-лянъ-хэ, и потомъ раздѣляется на два рукава, изъ которыхъ одинъ, поворотивъ на югъ, обтекаетъ Внутренн³й городъ съ западной и южной стороны, и наконецъ за воротами Дунъ-бянь-мынь впадаетъ въ каналъ Да-тхунъ-хэ; другой, поворотивъ къ сѣверу y сѣверо-западной городской стѣны, составляетъ озеро, которое въ восточномъ концѣ еще раздѣляется на два канала. Одинъ, протекая на востокъ, окружаетъ Нэй-ченъ съ сѣверной и восточной стороны до моста Да-тхунъ-цяо, что близъ юго восточной угловой башни, гдѣ принимаетъ имя Да-тхунъ-хэ, иначе Тхунъ-вэй-хэ; второй, на западъ отъ воротъ Дэ-шенъ-мынь, вошедъ въ Нэй-ченъ, скопляется въ обширномъ водоемѣ, который тремя отдѣльными озерами простирается до Императорскаго города. Изъ сего водоема на юго-востокѣ, при мостѣ Ванъ-нинь-цяо, отдѣляется каналъ, который подъ именемъ Юй-хэ втекаетъ въ Хуанъ-ченъ, проходитъ подлѣ восточной стѣны его въ Нэй-ченъ, a потомъ за стѣною соединяется со внѣшнимъ каналомъ. Второй каналъ, отдѣлившись на югѣ y моста Бу-лянъ-цяо, входитъ въ Хуанъ-ченъ, и потомъ въ Западный садъ. Послѣ сего дѣлится на нѣсколько рукавовъ, наполняетъ озеро Тхай-и-чи, окружаетъ дворцовый городъ, и наконецъ въ юго-восточномъ углу Императорскаго города соединяется съ каналомъ Юй-хэ.
Примѣчан³е. Въ правлен³е Хубилаево, въ 129З году, прокопанъ каналъ Тхунъ-вэй-хэ, иначе Да-тхунъ-хэ, и множество ключей отъ западныхъ и сѣверныхъ горъ сведены въ одинъ водоемъ, Симъ каналомъ суда съ хлѣбомъ приходили въ водоемъ Цзи-туй-тхань. Но въ то время, какъ домъ Минъ перестроивалъ столицу, водоемъ сей перерѣзали на двое, отъ чего ширина и длина водоема нынѣ приняли иной противъ прежняго видъ. И такъ нынѣшн³й y воротъ Дэ-шэнъ-мынь водоемъ а) Цзи-шуй-тхань, нѣсколь