Главная » Книги

Бичурин Иакинф - Описание Пекина, Страница 5

Бичурин Иакинф - Описание Пекина


1 2 3 4 5

sp;    Сюань-ву-мынь
   Сюань-жинь-м³ао
   Сянъ-фанъ
   Сянь-лянъ-цы
   Сянъ-шань
   Сянъ-шань-сы
   Сянь-анъ-гунъ
   Сянь-нунъ-тхань
   Сянь-ю-гунъ
   Сянь-цань-хань
   Сянь-ю-гунъ
   Сяо-³ши
   Сяо-чанъ-цзѣ
   Та-цзы-гуань
   Тхай-и-чи
   Тхай-и-юань
   Тхай-м³ао
   Тхай-пьхинъ-цань
   Тхай-хо-дянь
   Тхай-хо-мынь
   Тханъ-цзы
   Тхао-жань-тьхинъ
   Тху-ченъ-гуань
   Тхунъ-вэй-хэ
   Тьхи-ду-я-мынь
   Тьхянь-ань-мынь
   Тьхянъ-тхань
   Тьхянь-чжу-тханъ
   Тьхянь-чжу-тханъ
   Фа-юань-сы
   Фа-юань-сы
   Фанъ-цзэ-хухань
   Фань-хунь-гуань
   Фынь-сянь-дянь
   Фынъ-тхай
   Фэу-ченъ-мынь
   Хада-мынь
   Хай-юй-цинъ
   Ханъ-линь-юань
   Хой-тхунъ-гуань
   Xой-тхyнъ-гуань
   Хой-цзы-инъ
   Ху-бу
   Ху-го-сы
   Хуанъ-ченъ
   Xyaнъ-ши-ченъ
   Xyнь-лу-сы
   Хынъ-цинь-ванъ-фу
   Хэ-лунъ-тхань
   Цзяо-ши
   Цзи-лэ-сы
   Цзинъ-шань
   Цзю-шуй-тхань
   Цзинъ-и-юань
   Цзинъ-янъ-гунъ
   Цзинь-ао-юй-дунъ
   Цзинъ-жинь-гунъ
   Цзинь-чжунъ-м³ao
   Цао-ань-мынь
   Цзунъ-жинь-фу
   Цзы-гуанъ-гэ
   Цзы-цзинъ-ченъ
   Цзяо-тхай-дянь
   Цзяо-юань
   Ци-пхань-цзѣ
   Ци-сянъ-гунъ
   Ци-хуа-мынь
   Цинъ-хао-мынь
   Цинь-тьхянь-цзянь
   Цинь-цзинь-хуа-ченъ-м³ао
   Цы-нинъ-гунъ
   Цянъ-дунъ-ву-со
   Цянь-си-ву-со
   Цянь-цинъ-гунъ
   Цянь-цинь-мынь
   Чанъ-фу-сы
   Чанъ-чунь-гунъ
   Чанъ-чунь-юань
   Чао-янъ-мынь
   Ченъ-гуанъ-дянь
   Ченъ-хуань-м³ао
   Ченъ-цянь-гунъ
   Чжан-гунъ
   Чжань-ши-фу
   Чжао-жи-тхань
   Чжанъ-и-мынь
   Чжао-сянь-м³ао
   Чжао-чжунъ-цы
   Чженъ-янъ-мынь
   Чженъ-янъ-цяо
   Чжи-чжу-сы
   Чжуанъ-цин-ванъ-фу
   Чжунъ-лэу
   Чжунъ-суй-гунъ
   Чжунъ-хо-дянь
   Чи-цзы
   Чу-сю-гунъ
   Чу-ань-синь-дянь
   Чунъ-вынь-мынь
   Чунъ-го-сы
   Шанъ-и-цзянь
   Шань-чуань-тхань
   Ше-цзи-тхань
   Шень-ву-мынь
   Шень-му-чанъ
   Шеу-ань-гунъ
   Шеу-кханъ-гунъ
   Шуанъ-тха-сы
   Шунь-тьхянь-фу
   Шунь-чжи-мынь
   Ю-и-мынь
   Юань-минъ-юань
   Юй-дао
   Юй-хэ-цяо
   Юй-цзао-чи
   Юй-цинъ-гунъ
   Юй-цинь-ванъ-фу
   Юй-цинь-ванъ-фу
   Юй-цюань-шань
   Юнъ-ань-сы
   Юнъ-динъ-мынь
   Юнъ-хо-гунъ
   Юнъ-хо-гунъ
   Юнъ-шеу-гунъ
   Янъ-синъ-дянь
   Янъ-синъ-дянь
   Янь-си-гунъ
   Яо-сянъ-со
  

ИЗЪЯСНЕН²Е НѢКОТОРЫХЪ ВЕЩЕЙ ВХОДЯЩИХЪ ВЪ ОПИСАН²Е ПЕКИHА.

  

I. Разкрашиван³е плана.

  
   Въ Китаѣ для строен³я употребляютъ кирпичь, черепицу и известку дымчатаго цвѣта; по сей причинѣ всѣ мѣста, занимаемыя строен³емъ, означены на планѣ цвѣтомъ дымчатымъ. Дворцовыя здан³я, жертвенники и храмы покрыты желтою черепицей: почему и на планѣ отличены цвѣтомъ желтымъ. Нѣкоторые монастыри, содержимые правительствомъ, также покрыты желтою черепицею: но, не смотря на с³е, только Тангутск³е и Монгольск³е подведены подъ сей цвѣтъ - въ соотвѣтств³е Ламскому одѣян³ю лимоннаго цвѣта. Храмы, здан³я и самыя ограды въ монастыряхъ большею част³ю покрыты красною глиною и киноварью; посему нѣкоторые примѣчательные монастыри Фоистовъ и Даосовъ отличены краснымъ цвѣтомъ, княжеск³е дворцы, будучи покрыты зеленою черепицей, и на планѣ отличены цвѣтомъ густо-зеленымъ. Воды означены цвѣтомъ синеватымъ; усадьбы цвѣтомъ зеленоватымъ; paздѣлен³е Вн. города по знаменамъ - разными красками.
  

II. Городъ.

  
   Городъ есть центръ управлен³я и купно центръ торговли въ извѣстномъ мѣстѣ: по ceй причинѣ, исключая казармъ для гарнизона и судебныхъ мѣстъ для пребыван³я чиновниковъ, всѣ больш³я городск³я улицы обыкновенно состоятъ изъ однихъ трактировъ, лавокъ, фабрикъ, гостиницъ и монастырей. Если и находится небольшое число обывательскихъ домовъ, то по глухимъ и удаленнымъ отъ средоточ³я города мѣстамъ. Каждый городъ, по значен³ю сего слова, долженъ быть обведенъ стѣною; a безъ сей принадлежности не можетъ носить назван³я города.
  

III. Ворота.

  
   Ворота городской стѣны, какъ по образу наружнаго зодчества, такъ и самою основою, во многомъ сходствуютъ съ обыкновенными палатами. Воротъ, исключая въ простыхъ домахъ, находится три вида. Первый видъ составляютъ городск³е ворота, о которыхъ дано понят³е при описан³и Внутренняго города. Второй видъ составляютъ публичные ворота, состоящ³е изъ одноэтажнаго здан³я, съ однимъ, тремя и пятью проходами. С³и ворота, до ихъ наружному виду, не отличаются отъ обыкновенныхъ палатъ; но, вмѣсто лицевой и задней стѣны, имѣютъ двустычный остовъ съ третьимъ рядомъ столбовъ, на которыхъ, по самой срединѣ въ длину здан³я, повѣшены воротныя полотенцы. Таковые ворота строятся при публичныхъ здан³яхъ, какъ-то: при дворцахъ, храмахъ, монастыряхъ и присутственныхъ мѣстахъ; состоятъ изъ трехъ и пяти звеньевъ, какъ гдѣ дозволено законами: но болѣе трехъ проходовъ имѣть не могутъ, исключая воротъ царскаго дворца, которые съ пятью проходами. Монастырск³е ворота имѣютъ другое внутреннее расположен³е ибо въ нихъ полотенцы повѣшены на мѣстѣ лицевой и задней стѣнъ, a внутри помѣщены кумиры. Трет³й видъ составляютъ вороты малые, которые формою нѣсколько походятъ на обыкновенные вороша разночинцевъ. С³и ворота состоятъ изъ одной рамы, вложенной въ стѣну, изъ которой только столбики ихъ и кровелька нѣсколько выдаются. Столбики, на которыхъ лежитъ кровелька, бываютъ изъ бѣлаго мрамора; но болѣе изъ тесанаго кирпича. Створчатыя полотенцы въ храмахъ и на кладбищахъ бываютъ или изъ цѣлыхъ кусковъ бѣлаго мрамора, или изъ деревянныхъ брусковъ, покрытыхъ киноварью и лакомъ. Въ садахъ бываютъ ворота и другихъ видовъ, какъ то; совершенно круглые, полукруглые, и пр.
  

IV. Здан³я.

  
   Китайск³я здан³я вообще имѣютъ остовъ деревянный, кровлю черепичную, стѣны кирпичныя. Построен³е начинается тѣмъ, что на выбитомъ изъ глины съ известью бутѣ выводятъ цоколь изъ кирпича на одинъ или на два фута отъ поверхности земли. Наружные углы, a иногда и весь цоколь, выложены длинными камен. плитами. На семъ основан³и разкладываютъ каменныя подстолб³я (базаменты) въ равномъ между собою разстоян³и, наблюдая, чтобы задн³я были въ симметр³и съ лицевыми. На сихъ подстолб³яхъ поставляютъ деревянные столбы, которые вверху разперты бываютъ между собою однимъ, но чаще двумя м тремя брусками. Въ большихъ здан³яхъ брусья одного звена, для крѣпости, связаны бываютъ съ брусьями другаго желѣзными полосами. На каждый передн³й столбъ съ противоположнымъ ему заднимъ кладутся поперечныя балки или матицы, на которыхъ утверждаютъ стропила, a къ стропилинамъ приколачиваютъ решетинникъ, на который настилаютъ свинцовые листы, или гонтъ, или рогожки, a сверху накладываютъ слой глины, мѣшаной съ известью, и настилаютъ черепицу. Китайск³я черепичныя кровли тѣмъ отличаются отъ нашихъ, что надъ каждымъ швомъ двухъ рядовъ черепицы, обращенной выпуклост³ю къ низу, еще настилаютъ рядъ, обращенный выгибомъ къ верху, отъ чего одинъ рядъ кажется возвышеннымъ, а другой углубленнымъ; и с³е придаетъ немалую красоту здан³ю. На краяхъ свѣса употребляютъ особливую черепицу, съ нѣкоторыми украшен³ями. На обыкновенныхъ здан³яхъ черепица одинаковая какъ въ нижнихъ, такъ и въ верхнихъ рядахъ; на важныхъ же верхняя черепица бываетъ круглая, на подоб³е свернувшейся коричневой коры. На самомъ верху, a въ большихъ здан³яхъ и по бокамъ кровли, проводятъ коньки изъ рѣзнаго, тесанаго и простаго кирпича, по концамъ и угламъ съ нѣсколькими драконами, на подоб³е собачекъ сидящими. Бока кровли имѣютъ по срединѣ, во всю длину здан³я, небольшое углублен³е, отъ чего свѣсъ кажется приподнявшимся, между тѣмъ какъ онъ оканчивается въ прямой лин³и съ кровлею. Храмы и дворцовыя палаты имѣютъ кровлю на четыре стороны; на прочихъ здан³яхъ она дѣлается на лицевой и задней сторонѣ, a боковыя стѣнки сводятся до самаго конца. Китайск³я кровли отъ свѣса до конька вышину имѣютъ равную широтѣ всего здан³я, a обѣ стороны кровли содержатъ два поперешника. Плоск³я кровли, кромѣ лавочныхъ навѣсовъ и садовыхъ балконовъ, неупотребительны. Съ окончан³емъ кровли оканчивается главная работа въ здан³и; послѣ которой начинается внутренн³я отдѣлка. Между столбами кладутъ стѣнки, y богатыхъ изъ тесанаго, y бѣдныхъ изъ простаго или необожженаго кирпича. Въ с³е же самое время отдѣлываютъ и фасадъ, или переднюю сторону здан³я, которая въ главномъ корпусѣ всегда обращена въ югу, а во флигеляхъ на востокъ и западъ, и состоитъ изъ простыхъ решетчатыхъ оконъ, утверждаемыхъ на кирпичномъ простѣнкѣ и деревянномъ подоконьѣ. Здан³я вообще бываютъ изъ нечотнаго числа звеньевъ, какъ-то: изъ трехъ, пяти, семи, y Государя изъ девяти: почему среднее звено корпуса составляетъ дверь, состоящую изъ одного или нѣсколькихъ растворяемыхъ полотенцевъ. Всю деревянную работу съ лицевой стороны покрываютъ киноварью или красною глиною, a концы решетинника зеленою краскою, и потомъ грубымъ лакомъ, называемымъ Тхунъ-ю. Послѣ сего начинаютъ выстилать долы и класть нары, которые бываютъ холодные и теплые. Полы бываютъ наровнѣ съ цоколемъ, и выстилаются четвероугольнымъ плитникомъ тесанымъ или простымъ, y бѣдныхъ же изъ обыкновеннаго кирпича; въ богатыхъ домахъ покрываются лакомъ въ шахматъ разныхъ цвѣтовъ. Холодные полы настилаются въ известковый сокъ, a подъ теплыми проводятъ изъ кирпичей канальцы для прохода жара, и на сихъ канальцахъ утверждается плитникъ. Такимъ же образомъ дѣлаются и нары, которые составляютъ видъ дивановъ, и бываютъ во всю длину или ширину покоя. Стѣнъ не обмазываютъ известкою; внутри оклеиваютъ оныя бѣлою бумагою, a наружность оставляютъ въ первомъ состоян³и: ибо дымчатый цвѣтъ кирпичей, и известь, замѣшенная на растворѣ каменнаго угля, сами по себѣ непротивны для зрѣн³я. Разстоян³е между столбами по лицевой сторонѣ бываетъ соотвѣтственно огромности здан³я, отъ 7 до 15-ти футовъ, и каждый таковой промежутокъ называется звеномъ. Какъ деревянный остовъ составляетъ существенную и самую важную часть въ здан³и, то и величину здан³й обыкновенно опредѣляютъ числомъ звеньевъ.
  

V. Каменные памятники.

  
   Каменный памятникъ есть продолговатая плита бѣлаго мрамора съ высѣченною на немъ надписью на какой либо случай. С³я плита содержитъ въ вышину вдвое или втрое противъ ширины, въ толщину имѣетъ одну треть ширины. Верхн³й ея конецъ украшенъ высѣченными на ней двумя перевившимися драконами. Сей памятникъ поставляется вертикально на спинѣ большой мраморной черепахи. Надпись бываетъ иногда на одной, иногда на обѣихъ сторонахъ; иногда на одномъ, иногда на трехъ и четырехъ языкахъ, т. е. Mаньчжурскомъ, Монгольскомъ, Китайскомъ и Тибетскомъ. Содержан³е оной составляютъ обстоятельства какого либо произшеств³я, причины, цѣль и время постановлен³я. Сооружен³е сихъ памятниковъ производится съ дозволен³я Государя. Ставятъ ихъ на публичныхъ мѣстахъ, по монастырямъ или въ храмахъ, иногда открытые, иногда подъ великолѣпною кровлею. Построен³е дорогъ и большихъ каменныхъ мостовъ; сооружен³е высшихъ присутственныхъ мѣстъ, или поновлен³е древнихъ здан³й; утвержден³е пограничной межи, или покорен³е какой страны; необыкновенное путешеств³е Государя, или смерть славнаго мужа; также мног³е друг³е достопримѣчательные случаи вообще предаются потомству посредствомъ сихъ памятниковъ. Такого же вида суть и надгробные камни, поставляемые правительствомъ въ честь отличившихся мужей при ихъ могилахъ или въ монастыряхъ. Памятники, поставляемые надъ могилами частныхъ людей, имѣютъ такую же форму; но утверждаются не на черепахахъ, a на ромбоидальномъ кускѣ гранита или мрамора: но с³е обыкновен³е весьма рѣдко.
  

VI. Пхай-лэу.

  
   Пхай-лэу суть не что иное, какъ торжественные врата, сооружаемые на большихъ улицахъ и при важныхъ общественныхъ здан³яхъ для одной красоты. На перекресткахъ бываетъ по-четверо или по-двое, и стоятъ по однимъ на чертѣ, гдѣ улица пересѣкается. поперечною дорогой. При храмахъ и при важныхъ казенныхъ монастыряхъ по-двое, т. е. по однимъ на каждой сторонѣ ихъ воротъ - на улицѣ; при нѣкоторыхъ мостахъ также по-двое, т. е. по однимъ на обоихъ его концахъ. На кладбищахъ и другихъ мѣстахъ бываютъ одинок³е. Они сооружаются изъ цѣльныхъ трехъ кусковъ бѣлаго мрамора, изъ штукъ желтаго или зеленаго израсца по рисунку вызженныя, или изъ дерева. Въ первыхъ двухъ видахъ столбы, карнизъ и кровли бываютъ изъ одного матер³ала, деревянные же покрываются простою черепицею, иногда зеленою или желтою израсцовою, какъ мѣсто дозволяетъ. Вообще образъ ихъ построен³я есть слѣдующ³й: на каменномъ подстолб³и ставятся колонны или столбы, на верху которыхъ утверждается огромный Китайскаго вкуса карнизъ съ приличною кровлею надъ нимъ. Въ деревянныхъ Пхай-лэу есть отлич³е въ томъ, что колонны внизу обхвачены четвероугольною каменною тумбою, которая въ вышину имѣетъ до четырехъ футовъ, и связана желѣзными обручами: но вверху с³и колонны расперты брусьями и связаны между собою желѣзными полосами; съ лицевыхъ же сторонъ подперты откосыми столбами, подъ самый карнизъ. Карнизъ деревянныхъ воротъ бываетъ огромнѣе, многосложнѣе и весь прикрѣпленъ къ поперечнымъ брусьямъ желѣзными крючьями. Колонны загрунтованы съ паклею, и покрыты киноварью съ лакомъ. Карнизъ расписанъ зеленою, красною и бѣлою красками, и накрапленъ золотомъ. С³и ворота имѣютъ тройной, рѣдко пятерной проходъ. Средн³й проходъ шире, a боковые уже.
  

ПОЯСНЕН²Я.

  
   Примѣч. 1. Порядокъ размѣщен³я знаменъ на планѣ есть слѣдующ³й:
   a) Синее знамя.
   b) Бѣлое знамя съ каймою
   c) Бѣлое знамя.
   d) Желтое знамя съ каймою,
   e) Синее знамя съ каймою.
   f) Красное знамя съ каймою.
   g) Красное знамя.
   h) Желтое знамя
   Примѣч. 2. Озера, показанныя на планѣ подлѣ стѣнъ городскихъ, суть не что иное, какъ обширныя впадины, которыя лѣтомъ наполняются дождевою водою, a зимою пересыхаютъ.
   Примѣч. 3. Для измѣрен³я стѣнъ и проч. здѣсь принята Китайская сажень, которая содержитъ съ себѣ 10 футовъ 6 1/2 дюймовъ Англинскихъ.
  

Другие авторы
  • Голиков Владимир Георгиевич
  • Ростопчина Евдокия Петровна
  • Матюшкин Федор Федорович
  • Алкок Дебора
  • Андреев Александр Николаевич
  • Кирпичников Александр Иванович
  • Блейк Уильям
  • Готфрид Страсбургский
  • Д-Эрвильи Эрнст
  • Закуренко А. Ю.
  • Другие произведения
  • Шекспир Вильям - Е. Парамонов-Эфрус. Комментарии к поэтическому переводу "Короля Лира"
  • Никандров Николай Никандрович - Письма Е. Л. Янтареву
  • Лесков Николай Семенович - Очарованный странник
  • Есенин Сергей Александрович - Ленин (окончательная редакция)
  • Соловьев Михаил Сергеевич - Платон. Критон
  • Сологуб Федор - Стихотворения
  • Тихомиров Павел Васильевич - Библиография. Новые книги по истории философии
  • Фурман Петр Романович - П. Ф. Фурман: биографическая справка
  • Дживелегов Алексей Карпович - Фортунатов, Степан Федорович
  • Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна - Мошка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 143 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа