Главная » Книги

Львов Николай Александрович - Итальянский дневник, Страница 6

Львов Николай Александрович - Итальянский дневник


1 2 3 4 5 6

ьи (San Petronio) назван по имени жившего здесь в V в. епископа, впоследствии канонизированного и ставшего покровителем города; постройка церкви длилась с перерывами с 1390 по 1659.
   л. 54 об. в церкве св. Петра - Кафедральный собор Болоньи (San Pietro) завершен в 1392; перестроен в конце XVI - нач. XVII в.
   л. 54 об. В церкви [...] маленькой - по-видимому, о церкви Сан Бенедетто (San Benedetto), построенной в 1606.
   л. 54 об. на гулянье - о городском саде Монтаньола, разбитом в 1683.
   л. 54 об. из церкви della Madonna di S. Luca - о находящейся на холме Монте делла Гвардиа церкви Мадонны Св. Луки (Santuario della Madonna di San Luca). Существующее по сей день здание возведено на месте более старого в 1723-57 по проекту Карло Франческо Дотти.
   л. 54 об. в доме сенатора Санпиера [sic!] - Палаццо Сампьери (нынешний адрес - Strada Maggiore, 244), построенном во второй половине XVI в. по проекту Бартоломео Триакини, см.: Cuppini G. I palazzi senatori a Bologna. Architettura corne immagine del potere. Bologna, 1974. P. 316. Дальнейшая судьба большинства картин, упомянутых H. A. Львовым при описании этой коллекции (см. о ней также во вступ. статье), выяснению не поддается. Если мне нечего прибавить к сказанному русским путешественником, названия картин в комментарий не выносятся.
   л. 55. Авраам, отсылающий Агару, - об "Аврааме, изгоняющем Агарь и Исмаила" (1657) Гверчино. Ныне в галерее Брера.
   л. 55. Копия прекрасной картины Тицияновой - о копии с "Динария кесаря" (1511-17) Тициана в Дрезденской картинной галерее.
   л. 55. Самаритянка Ганибала Караша - о "Христе и самарянке" (1593-94) Аннибале Карраччи. Ныне в галерее Брера.
   л. 55. Блудница Агустина Караш[а] - о "Христе и грешнице" (1595-96) Агостино Карраччи. Ныне в галерее Брера.
   л. 55. дяди его - Агостино и Аннибале Карраччи были родными братьями.
   л. 55. Похищение Прозерпины Албана - о "Пляске амуров" (1623-25) Франческо Альбани [илл. 30]. Ныне в галерее Брера.
   л. 55 об. Брюгелю del veluto - т. е. Яну Брейгелю Старшему, прозванному "Бархатным".
   л. 56. Ангел-благовеститель Гвидов (гравированный Стренжем) - о гравюре Роберта Стренжа с "Благовещенья" Гвидо Рени. См.: Les graveurs du dix-huitiХme siХcle I Par R. Portalis et H. BИraldi. Paris, 1882. T. 3. S. 571.
   л. 56 об. отрицание Святаго Петра - о "Святых Петре и Павле" (1610-11) Гвидо Рени [илл. 29]. Ныне в галерее Брера.
   л. 57 об. В богатом доме сенатора Капрара - о Палаццо Капрара (теперь - здание Префектуры; современный адрес: viale IV Novembre), возведенном во второй половине XVI в. по проекту Франческо Морандини; см. подробнее: Cuppini G. I palazzi senatori a Bologna. P. 109-110. Дальнейшая судьба большинства картин, упомянутых H. A. Львовым при описании этой коллекции (см. о ней также во вступ. статье), выяснению не поддается.
   л. 61. Прекрасной портрет Мишел Анжела Бонароты - возможно, речь идет о копии с портрета Микеланджело, атрибутируемого ныне Якопино дель Конте и долгое время считавшегося автопортретом.
   л. 61 об. Андрея дель Сарто богоматерь - судя по описанию, имеется в виду копия "Мадонны Фриза" Андреа дель Сарто [илл. 31]. Ср.: Shearman J. AndrИa del Sarto. Oxford, 1965. Vol. II. P. 247. No 58.
  

1781 года 17 июля. Венеция.

   л. 62. 1-й дом прокуратора Пезаро - о дворце на правой стороне Канала Гранде, о Палаццо Пезаро, строительство которого было начато в 1682 для Леонардо Пезаро, прокуратора собора Сан Марко; завершено ок. 1710.
   л. 62. 2-й принадлеж[ит] Грацию - о дворце на левом берегу Канала Гранде, о Палаццо Грасси; построен Джорджо Массари для семейства Грасси (1718).
   л. 62. 3-й Rezzonico - о дворце на правой стороне Канала Гранде, о Палаццо Реццонико. Строительство начато ок. 1660 Бальдасаром Лонгена, завершено Джорджо Массари в 1745.
   л. 62. Scalzi - о церкви Св. Марии из Назарета или так называемой Церкви разутых ("scalzi" значит "босые"), построенной для кармелитских монахов Бальдасаром Лонгена в 1670-80.
   л. 62. S. Simeone Piccolo - т. е. Церковь Св. Симеона и Иуды. Основана в IX в.; перестроена Джованни Скальфаротто в 1718-38.
   л. 62. San Giorgio Maggiore - т. е. храм Сан Джорджо Маджоре. Основан в X в.; постройка нового здания начата в 1565 Андреа Палладио и завершена в 1610 по его планам Симоне Сорелла.
  

В Вену в другой раз приехал 1781 июля 29-е, воскресенье.

   л. 65. Галлерии di bel vedere в доме, доселе принцу Евгению принадлежавшем, - большая часть картин Габсбургов находится ныне в Художественно-историческом музее (основан в 1891); в 1781 все собрание экспонировалось в замке Бельведер, построенном для принца Евгения Савойского в 1714-22 по проекту Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта. Ныне здесь расположен Музей барочного искусства, где выставлены картины австрийских художников, некоторые из которых упомянуты Н. А. Львовым. Более подробная информация содержится в каталогах: Ваит Е. Katalog des Жsterreichischen Barockmuseums im Unteren Belvedere in Wien. Wien; MЭnchen, 1980. Bd. 1-2; Die GemДldegalerie des Kunsthistorischen Museums in Wien. Verzeichnis der GemДlde. Mit 2341 Abbildungen. Wien, 1991.
   л. 65. Господ[ин] Мехельн [sic!], директор сей галлереи - т. е. Кристиан фон Мехель (1737-1815), гравер, издатель, друг Винкельмана. В 1779-83 жил в Вене по приглашению императора Иосифа II, занимаясь описанием его коллекций. См.: Verzeichniß der GemДlde der Kaiserlich KЖniglichen Bilder Galerie in Wien verfaßt von Christian von Mechel der Kaiserl. KЖnigl. und anderer Akademien Mitglied nach der von ihm auf AllerhЖchsten Befehl im Jahre 1781 gemachten neuen Einrichtung. Wien, 1783 (изд. на франц. яз. - Базель, 1784).
   л. 65. Максимилиан I (1459-1519) - император Священной римской империи немецкого народа с 1493, из династии Габсбургов.
   л. 65 об. школа Алберта Дурера - о картинах Альбрехта Альтдорфера, Кристофа Амбергера, Ханса Бургкмейера, Голбейнов, Кранахов и др., экспонировавшихся в первом зале собрания немецких мастеров. См.: Verzeichniß der GemДlde der Kaiserlich KЖniglichen Bilder Galerie in Wien. S. 265-286. Называя Дюрера Альбертом, а не Альбрехтом, Н. А. Львов следует французской традиции написания имени этого художника.
   л. 65 об. составил другую школу - о картинах Ганса фон Ахена, Иоганна Маттиаса Кагера, Иоганна Кёнига, Ганса Роттенхаммера, Иоганна Кристиана Рупрехта, Иоахима фон Зандрарта и др., экспонировавшихся во втором зале собрания немецких мастеров. См.: Verzeichniß der GemДlde der Kaiserlich KЖniglichen Bilder Galerie in Wien. S. 265-286.
   л. 66. Сему периоду наследовал третий - о полотнах Норберта Грунда, Йозефа Фейстенбергера, Франца Кристофа Яннека, Иоганна Франца Непомука Лаутерера, Франца Антона Палко, Пауля Трогера и др., экспонировавшихся в третьем зале собрания немецких мастеров. См.: Verzeichniß der GemДlde der Kaiserlich KЖniglichen Bilder Galerie in Wien. S. 287-302.
   л. 66 об. Двулишневый - т. е. с отливом, соединяющий в себе два цвета.
   л. 66 об. его кар[тина] Сузанны - о "Сусанне и двух старцах" (1709) Мартино Альтомонте [илл. 32]. Ныне в Музее Барочного искусства в замке Бельведер.
   л. 67. очень любопытная картина Томаса фон Мутина - о триптихе Томазо да Модена, написанном темперой и изображающем Св. Палматия, Богоматерь с младенцем и Св. Венцеля (ок. 1356). Ныне находится в замке Карлштейн близ Праги.
   л. 67. Мать, держащая своего сына, - о "Семейном портрете" (1710-е) Яна Купецкого.
   л. 67. портрет сего живописца - об "Автопортрете за мольбертом" (1709) Яна Купецкого.
   л. 67 об. Два портрета Улриха Маера - согласно описанию К. фон Мехеля экспонировалась лишь одна картина Иоганна Ульриха фон Мейра "Св. Филипп" (1653). Ср.: Verzeichniß der GemДlde der Kaiserlich KЖniglichen Bilder Galerie in Wien. S. 297. No66.
   л. 67 об. Два nopт[рета] старика и старухи - о "Старике" (1726) и "Старухе" (до 1714) Балтазара Деннера [илл. 34, 33].
   л. 68. Две Венеры - о двух "Покоящихся Венерах" (ок. 1608) Дирка де Кваде ван Равестейна. Одна из них была вывезена во Францию в 1800-х и находится ныне в Дижоне в Музее изящных искусств. Ранее приписывались Йозефу Хейнцу Старшему.
   л. 68 об. Старой нидерландской школы 2 картины - о "Грехопадении" и об "Изгнании из рая" (сер. XVI в.) Михиэля Кокси [илл. 35, 36].
   л. 68 об. его картина Карнавал - о "Сражении между масленицей и постом" (1559) Питера Брейгеля Старшего, прозванного "Мужицким".
   л. 68 об. Разныя игры - о "Детских играх" (1560) Питера Брейгеля Старшего.
   л. 68 об. Прекрасной Жирарду. Les mИdecins aux urines - о "Враче" (1653) Герарда Доу [илл. 37].
   л. 69. Мирис подле него - о "Посещении врача" (1657) Франса Мириса Старшего [илл. 38].
   л. 69. Три ландшафта Мегановы - о "Лесном ландшафте" и "Лесном ландшафте со сценой нападения" Ренье Мегана. Третья картина "Лесной ландшафт со сценой охоты на оленя" утрачена во время Второй мировой войны. Ср.: Verzeichniß der GemДlde der Kaiserlich KЖniglichen Bilder Galerie in Wien. S. 206. No 8.
   л. 69. Гаспер Пусень - т. е. Гаспар Дюге, прозванный Гаспаром Пуссеном.
   л. 69. Пейзаж; с фигурами - о "Крестьянском празднике в римской кампанье" (ок. 1650-55) Иоганнеса Лингельбаха.
   л. 69 об. Христос, представленный народу - о "Се человек" (1543) Тициана [илл. 39].
   л. 69 об. Даннаия - о "Данае" (ок. 1554) Тициана [илл. 2].
   л. 70. Ариядна и Бахус - о "Нимфе и пастухе" (ок. 1570-75) Тициана.
   л. 70. Калиста отчаянная - о "Диане и Каллисто" (ок. 1568) Тициана и мастерской.
   л. 70. Положение во гроб - о "Положении во гроб" (ок. 1560) Тициана и мастерской.
   л. 70 об. Портрет какой-то женщины, написанной в виде Лукреции - о "Лукреции и ее супруге" (ок. 1515) Тициана.
   л. 70 об. Клеопатра - о "Самоубийстве Клеопатры" (1659) Гвидо Каньяччи.
   л. 70 об. Блудны[й] сын его же - о "Возвращении блудного сына" (1773) Помпео Батони.
   л. 71. Снятие со креста, или лутче Положение во гроб - об "Оплакивании Христа" (ок. 1519-20) Андреа дель Сарто.
   л. 71. Голова Богоматери под голубым покрывалом - картина утрачена, ср. ее описание: Verzeichniß der GemДlde der Kaiserlich KЖniglichen Bilder Galerie in Wien. S. 48. No 28.
   л. 71. Крещение Исуса Христа - о "Крещении Христа" (1622-23) Гвидо Рени.
   л. 71 об. Магдалена его же - о "Кающейся Марии Магдалене" (1635-40) Франческо Фурини.
   л. 71 об. Ганимед, несомый неестественно орлом, - о "Похищении Ганимеда" (ок. 1530) Корреджо [илл. 40].
   л. 71 об. Ио и Юпитер в облаке - о "Юпитере и Ио" (ок. 1530) Корреджо [илл. 41].
   л. 72. Филимон и Бавкида - о "Юпитере и Меркурии у Филемона и Бавкиды" (ок. 1620-25) мастерской Рубенса.
   л. 72. Тюрма или подземное темное со сводами строение - об "Освобождении Петра" (1604) Хендрика ван Стенвейка Младшего.
   л. 72 об. Самсон - о "Пленении Самсона" (ок. 1628-30) Антониса ван Дейка.
   л. 72 об. Богоматерь, держашая Христа, - о "Марии с младенцем и святыми Розалией, Петром и Павлом" (1629) Антониса ван Дейка [илл. 42].
   л. 72 об. Положение во гроб - "Об оплакивании Христа" (1618-20) Антониса ван Дейка.
   л. 73. Богоматерь - о "Святом семействе" (1626-28) Антониса ван Дейка.
   л. 73. в Гвидиевом рожестве, в галлерии Лихтенштейна находящемся, - о "Поклонении пастухов" (ок. 1640) Гвидо Рени, находившемся в 1706-1939 в галерее князя Лихтенштейнского в Вене, затем в Вадузе. В 1957 приобретено Национальной галереей (Лондон).
   л. 73 об. Свят[ой Игнатий Лойола], изгоняющий бесов из прокаженных, - о "Чуде св. Игнатия Лойолы" (ок. 1617) Рубенса.
   л. 73 об. Св[ятой] Франциск, проповедуюший в Лидии, - о "Чуде св. Франца Ксаверия" (1617-18) Рубенса [илл. 45].
   л. 74. Три Грация предародныя - о "Кимоне и Эфигении" (ок. 1617) Рубенса [илл. 43].
   л. 74 об. Сад любви - о "Саде любви", копии неизвестного художника с одноименного полотна Рубенса, находящегося в Прадо.
   л. 74 об. Встреча - о "Встрече перед битвой у Нёрдлингена" (1634-35) Рубенса.
   л. 74 об. Силли - лицо неустановленное.
   л. 74 об. Остров Цитера - о "Празднестве Венеры" (1635-38) Рубенса [илл. 44].
   л. 75. Не помню, какой-то папа, какому-то императору делает, не знаю, запрещение, не знаю, разрешение - о "Св. Амвросии и императоре Феодосии" (ок. 1615-16) Рубенса.
   л. 75. Естли кто хочет полюбоватся на жену Рубенсову - о "Шубке" (ок. 1636-38; изображение второй жены художника Елены Фурман) Рубенса [илл. 46].
   л. 76. Аврам, приносящей агнца на жерт[в]у, - об "Авраме, приносящем благодарственную жертву" (1653) Давида Тенирса Младшего.
   л. 76. Грабеж и другая, подобна[я] сему картина - о "Нападении на деревню" (1648) и о "Крестьянской свадьбе" (1648) Давида Тенирса Младшего.
   л. 76. Портрет - неясно, что имеется в виду.
   л. 76 об. представляет нимф - о "Превращении Апулуса в оливковое дерево" (ок. 1765) Андриеса Корнелиса Ленса.
   л. 76 об. сестер Фаэтоновых - т.е. Гелиад, дочерей Гелиоса и океаниды Климены. Согласно Овидию, оплакав смерть Фаэтона, они обратились в тополя, а их слезы - в янтарь.
   л. 77. Был я в церкви Святаго Карла - о церкви Св. Карла, построенной в 1716-29 по проекту Иоганна Бернарда Фишера фон Эрлаха.
   л. 77. гд. Диц дерижировал с успехом собранным оркестром - по видимому, речь идет об Иоганне Себастьяне Дице (1711-1793).
   л. 77 учителя своего Нардиния - т. е. Пьетро Нардини (1722-1793), итальянского скрипача и композитора. Н. А. Львов, по-видимому, слышал игру Нардини во Флоренции, о чем можно заключить из записи над одним из рисунков: "Ah! Mes amis, il n'y [a] des violons que [de] Nardini. C'e[st] 15 juillets 1781. Florence, quel jour! Pour mon dИpart!" (л. 99).
   л. 77 об. Уж любовью оживился - песня впервые опубликована В. А. Верещагиным (Старые годы. 1909. No 5. С. 157).
   л. 78. В Вене у живописца Унтербергера - о художнике и скульпторе Игнаце Унтербергере, с 1776 жившем в Вене.
   л. 78. брата того живописца - о художнике и архитекторе Кристофе Унтербергере, ученике А. Р. Менгса, жившем в Риме с 1758. Для Екатерины II им были исполнены копии картин Рафаэля в натуральную величину, доставленные в Петербург при посредничестве И. Ф. Рейфенштейна.
   л. 78. причастие Св. Геронима - о "Причастии Св. Джероламо" (1614) Доминикино, ранее находившемся в Церкви Мадонны ангелов в Риме; ныне - в Пинакотеке Ватикана.
   л. 79. Сегодня был я [у] гд. Метастазия - дом в Вене на углу Михаэлерплатц и Кольмаркт, в котором жил Метастазио, сохранился.
   л. 79. чтобы Ив[ан] Ив[анович] не хвастал - ср. следующий анекдот о пребывании И. И. Хемницера в Париже в 1777 году, записанный Н. А. Львовым: "Живучи в Париже целую неделю, ходил он каждое утро стеречь, когда Жанжак [т. е. Ж. Ж. Руссо - К. Л.-Д.] выдет из дому своего, и, увидев его один раз, мне уже покою не было, что я, живучи с ним в одной комнате, не видел Жанжака, до тех пор, покуда наконец, увидя его вместе, уверил я его, что это не Жанжак, а учитель графа Строгонова, и по возвращении уж только в Спа признался, что это была шутка" (Заметки Львова для биографии Хемницера // Сочинения и письма Хемницера по подлинным его рукописям, с биографическою статьею и примечаниями Я. Грота. СПб., 1873. С. 41-42).
   л. 80. Mon voyage Ю Moscou - об обстоятельствах, предшествовавших последней записи "Итальянского дневника", см. во вступ. статье.
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 552 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа