ая медная чаша с натянутою наверху ее кожею. Конные прикрепляли их к седлу, а пешие держали левою рукою и били вощагою, плетенной из толстого ремня, наподобие палки с прикрепленным на конце ее ременным шаром. У каждого воеводы был привешен к его седлу тулумбаз или жулумбас, поменьше бубен, в который он сам бил во время надобности.
Бубны часто принимаются в наших старинных известиях заодно с накрами *.
* Кар. "И. Г. Р.", т. X, пр. 101. В словаре росс. акад. накры названы старинными бубнами. - Накры, название франконских славян, употребляется доселе между французами. - La Combe "Diction. du vicux langage Francois", изд. 1762 г., см.: nacaire.
Сурны - длинная узкая и прямая труба с загнутым нижним отверстием.
К ратному строю принадлежит еще набат. Это большой величины медный барабан, который укреплялся на деревянном щите <с> помощью цепей: его утверждали на четырех рядом поставленных лошадях. Для ударения в него употребляли восемь человек *. Каждый воевода имел свой набат, в который, по его распоряжению, производили тревогу в войске, отсюда произошло выражение "бить в набат" **.
* Флечер "The embassage her Maj. to the Theodor of Emper. of Russia", с. 547, помещ. в собран. Гакл. ed Lond. 1809 г.; Marger. "Estat de l'empire de Russie", ed. Par., 1607 г.
** Некоторые думают, что набат перешел к нам от татар, см. "Истор. опис. одежд и вооружений", ч. 1, с. 107.
Селившиеся у нас немцы вводили постепенно разнообразные инструменты. Духовенство осуждало русских, прилеплявшихся к музыке, и оно запрещало им веселиться ею. Патриарх, говорит Олеарий, запретил все музыкальные инструменты, употреблявшиеся русскими во время пиршеств и увеселений. Четыре или пять лет тому назад он велел обыскать все дома частных людей и найденные инструменты, сложив на пяти больших возах, приказал свезть за реку Москву и сжечь. Одним только немцам дозволялось иметь музыку и веселиться *. Это однако ж не воспрепятствовало многим боярам держать музыку и веселиться ею. Боярин Матвеев был страстный ее любитель, и он не только имел своих музыкантов, но выписал еще иностранную труппу актеров, которые представляли комические пьесы и балеты, сопровождавшиеся музыкой. Такое нововведение столь было неприятно всем поклонникам старины, что во время изгнания Матвеева ему ставили в вину между многими несправедливыми на него обвинениями, что он любил музыку и занимался чернокнижием. Тогда это считали преступлением государственным. - Боярин Языков, первый министр и любимец царя Феодора, не препятствовал распространению музыки и не обращал внимания на тех, которые считали ее дьявольским увеселением. Царевна София, вопреки невежественному мнению, поддерживала любителей музыки, так что в начале XVIII столетия Петру В. менее уже стоило трудов ввести музыку, хотя и тогда простой народ и некоторые из бояр смотрели на нее с негодованием и избегали слушать ее, боясь нечистой силы, будто бы кружившейся во время игры. Веселившихся считали погибшими на том свете; раскаявшихся не допускали к причастию без покаяния.
* Олеар. "Voyage en Moscovie", с. 350 и 360.
Входившее в обыкновение пение равно было осуждаемо: думали, что разнообразное изменение голоса и по нотам нельзя выполнить человеку без содействия злых духов. Такое мнение, поддерживаемое гонителями доброго и полезного, невольно укрепляло невежество в ложном мнении; за всем тем многие уже любили музыку и пение, и если не смели открыто заниматься ими, то и не упускали случая участвовать во время игр и пения *. Петр В. успел рассеять мрак невежества, успокоить совесть староверов и убедить, что музыка, доставляя веселие невинное, смягчает грубость нравов, возвышает чувство и ведет непосредственно ко всему изящному.
* Korb "Diar. itiner. in Moscov.", с. 205, ed. Vien., in f. - "Ludendi periti externi absunt, quos fovent, dum canunt, concentu enim satis delectatis" <Чужие, в играх сведущие, тоже участвуют, не будучи забыты, так что игры и пение полны согласия и любви>.
Гюи-Аретини приписывают соединение музыкальных тонов в одно целое, называемое гаммою. Каждому из звуков он дал приличное название, извлеченное им из гимна св. Иоанна:
Ut - queant laxis,
Re - sonare fibris;
Mi - ra gestorum
Fa - muli tuorum!
Sol - ve polluti
La - bit reatum.
О времени введения прибавочного si неизвестно. - Гюи-Аретин род. в Ареццо, во Флоренции, в 995 г.; помер после 1030 г. Он был бенедиктинский монах. Папа Иоанн XX призвал его к своему двору и поручил ему образовать певческую с музыкою. Примечательны его сочинения о музыке и пении: 1. "Antiphonarium". 2. "Micrologus, sev de discipline artis musicae". 3. "Musiose regulae rhytmicae in antiphonarii, sev prologum prolate". 4. "Regul ж de ignoto cantu identidem in antinphonarii sui prologum prolatae". 5. "Epistola Guidanis Michaeli monacho, de ignoto cantu derecta". 6. "Tracta tus Guidonis correctorius multorum errorum, qui fiunt in cantu gregoriano in multis locis". 7. "Quomodo de arithmetica procedit musica" <1. "Песенник". 2. "Микролог (небольшое слово), или об изучении искусства музыки". 3. "Музыкал<ьно>-ритмич<еское> руководство к песеннику". 4. "Правила пения незнакомых песен". 5. "Письмо Гвидо Михаэля монаху о правильном пении незнакомых песен". 6. "Трактат Гвидо об исправлении многих ошибок, которые допускаются в григорианском пении в разных краях". 7. "Как из арифметики происходит музыка">. - См.: "Diction, des origin.", Par., 1777 года. Korb "Diar. itiner. in Moscov.", ed. Vien. in. f., с 32. "Circa decimam diei autem Smolenscium pulcherimo ordino ingressi clangentibus tubicum nostrorum tubis ipsa fortaliti moenia intravimus, qu e ante resonare non cessarunt, quam dominus ablegatus ad assignatam sibi habitationem sibi reciperet" <"Около десяти дня стройными рядами вступив в Смоленск, вошли мы в крепость при перекликающихся звуках труб, их и наших, как бы предваряющих, что господин посланник направляется к определенному ему месту жительства">.
- Так описывает Корб музыку, сопровождавшую посланника.
ПОЯВЛЕНИЕ ДРУГИХ ИНСТРУМЕНТОВ
В продолжении XVII столетия вошли уже многие музыкальные инструменты. Барабан, литавры, гобой, тарелки, варган, кларнет и скрипки забавляли уже веселившихся.
Первоначальная наружность барабана была та же самая, какая и ныне. Деревянное лукошко, вызолоченное или выкрашенное, два вокруг его обручи и две натянутые кожи составляли все его устройство. В полках носили барабан на широкой тесьме или на кожаном ремне, повешенном через правое плечо; хранили в суконных чехлах, называвшихся нагалищем и чемоданом.
Барабан не был известен грекам; римляне его употребляли для созывания солдат на войну. Иные думают, что введение барабана принадлежит сарацинам. Эдуард III, король английский, при въезде его в Кале в первый раз услыхал барабанный звук в 1347 году *.
* "Diction. des origines", ed. Par., 1772 г. - Барабан древнее название франконских славян: baraban, bassin de cuivre, sur lequel on frappe pour annoncer quelque chose <барабан, медный таз, в который ударяют, чтобы возвестить о чем-нибудь>. - La Combe "Diction, du vieux langage Francois", изд. 1762 г.
Литавры то же самое, что бубны, делались побольше их и притом медные; бывали и серебряные. К ним привешивали для украшения завесы: суконные и камчатные из ярких цветов, с серебряными и золотыми шнурками, кистями и бахромой. В литавры били небольшими палочками с закругленным на конце шариком.
Варган, занесенный к нам из Польши, которая получила его из Германии, есть небольшое металлическое орудие с тонким посредине язычком. Приложив его на зубы и вдыхая в себя воздух, бьют слегка пальцем по язычку, который, по мере изменяемого воздуха, издает довольно приятные звуки. Им забавляются дети и девушки. В Малороссии он употребительнее, нежели в России, и должно думать, что в Малороссию он зашел прежде, потому что она находилась очень долгое время под влиянием Польши, которая изменила сам язык ее.
Орган, от него испорченное слово варган, введен католическим духовенством при богослужении не ранее IV столетия; употребляется ныне почти во всех христианских церквах, кроме греко-российской *. Из духовного органа образовались танцевальные и застольные органы, а эти послужили к устройству клавиров или фортепьяно.
* В песнопении царя Давила встречается название орган: "хвалите Его в струнах и органе" (Каф. 20, ст. 4). - Давид жил за 1050 л. до Р. X., а орган введен в IV столетии по Р. X. Орган Давида был духовой инструмент совсем другого образования, нежели нынешний, но какой именно? - об нем нет никаких сведений.
Военная и духовая музыка образовались у нас не прежде половины XVIII века. Императрица Елизавета до восшествия своего на престол часто проводила время в кругу любителей музыки; поощряла высоким своим вниманием искусных артистов и вводила музыкальные вечера. - В конце XVIII столетия музыка проникла во все сословия граждан; тогда распространились фортепьяно, арфы, гитары и скрипки. Хотя арфа давно употреблялась на пирах, однако она была забыта весьма долгое время и теперь появляется изредка. - Изо всех инструментов скрипка господствовала пред всеми: не было ни одного веселья, не проходило ни одной пирушки, где бы она не раздавалась. - За всем тем наши прадеды предпочитали духовую музыку многострунной. - На балах и свадьбах гремели уже повсюдные оркестры во второй половине XVIII века. "Гром победы раздавайся" веселил сердца русских, потому что в нем выражалась слава Екатерины Великой, которую народ любил как свою нежную мать, и теперь не может забыть ее. Наша матушка, говорил простолюдин, тешила нас и сама тешилась. То-то была радость! То-то было веселье на Руси! - Императрица Екатерина устроила однажды на голос "Гром победы" изумительную музыку. Там, где следовало выделывать звуки грома струнами и голосом, она заменила их пушечными выстрелами, которые с необыкновенным согласием сопровождали чудный оркестр музыкантов и певчих. Небо и земля, казалось, внимали восторженному грому Великой Монархини.
Фортепьяно и арфа заняли впоследствии почетные места в кругу благородных; стали учиться не только игре, но и пению под звук этих инструментов, и страсть к ним до того распространилась, что женский пол стал было предпочитать музыку умственному образованию. Ныне арфа не в употреблении, но фортепьяно господствует повсюду, так что со знанием фортепьянной музыки тесно слилось образование девушек, для коих говорить по-французски, играть на фортепьяно и танцевать составляют необходимое условие воспитания. - Гитара долгое время употреблялась женским и мужским полом как приятный и легкий инструмент для музыки и пения; теперь она изгнана из высшего круга; ею занимаются одни любители, барские и вольнонаемные слуги: гитара доставляет им приятное услаждение. Многие из слуг играют на ней самоучкой и разыгрывают с такой правильностью, как по нотам; игру свою всегда сопровождают пением из любимых русских песен.
Император Павел I начал устраивать духовую музыку при полках и по употреблению ее в полках она называется военною. Хотя при Екатерине II существовала кавалергардская музыка, или трубачи, однако она не простиралась далее гвардии. Император Александр повелел завести духовую музыку при всех полках, и ныне она неразлучна с потребностью вкуса: по городам она заменяет оркестры артистов, веселит застольное радушие и оживляет вечерние собрания. С повсюдным распространением музыки не более сорока лет тому назад чрезвычайно изменились нравы и образ жизни: во все сословия проникли вкус и сознание изящного. Императорская гвардия славится военной музыкою, которая часто раздается при царских пиршествах, и она участвует в оркестрах отличных артистов. Приезжающие к нам самые прославленные виртуозы не обходятся без музыки гвардейской.
ПРИРОДНОЕ СВОЙСТВО РУССКИХ К ВЕСЕЛЬЮ
Русские от природы имеют наклонность к музыке и пению. По городам и деревням не бывает ни одного веселья без музыки: скрипач, бас и бубны непременно находятся повсюду; они играют по одному слуху. Образовалось даже сословие музыкантов под именем скрипачей, которые всегда известны в своем околотке и приглашаются на вечеринки.
В Малороссии и юго-западной России страсть к музыке сделалась наследственною, так что она от отца переходит к сыну. Бандуристы малороссийские, отличные песнопевцы и музыканты, издревле славившиеся, нежили долгое время слух и чувство. Бандуристы, преимущественно из слепцов и стариков, гомеровские певцы, ходили из деревни в деревню, из села в село и своей музыкой и пением отечественных песен приводили в восторг самых знатоков. Они ходили с повешенной на шее бандурой, род арфы, настроенной 12 и даже 28 металлическими струнами; трогали слух богатым согласием звуков и восхищали душу и сердце. Во время восстания Малороссии против угнетения Польши они находились в военном стане казаков и воспламеняли их к битвам.
Вот образцы заунывных песен, сопровождавшихся печальным звуком бандуры.
Ой била, бида,
Чайцы небози,
Що вывела диток
При битой дорози.
Киги! киги! злетивши в гору,
Прийшлось втопыцця у Чорным морю!
Жито поспило,
Прислало дило;
Идут женьцы жаты,
Диток забираты.
Киги! киги! злетивши в гору,
Прийшлось втопыцця у Чорным морю!
Ой дити, дити!
Де вас подиты?
Чи мени втопыцця,
Чи з горя убыцця?
Киги! киги! злетивши в гору,
Прийшлось втопыцця у Чорным морю!
И кулик чайку,
Взяв за чубайку!
Чайка кигиче:
Згинь ты, куличе!
Киги! киги! злетивши в гору,
Прийшлось втопыцця у Чорным морю!
А бугай бугу,
Гне чайку в дугу:
Не кричи чайко,
Бо буде тяжко!
Киги! киги! злетивши в гору,
Прийшлось втопыцця у Чорным морю!
Як не кричаты,
Як не литаты!
Дитки маленьки,
А я их маты!
Киги! киги! злетивши в гору,
Прийшлось втопыцця у Чорным морю!
Маты взпорхнула,
Крыльцем взмахнула!
Женьцы ворожиты.
Гайда! втыкаты. -
Киги! киги! злетивши в гору,
Прийшлось втопыцця у Чорным морю!
Эта песнь поется весьма жалобным голосом, и думают, что она сочинена гетманом Богданом Хмельницким. Чайка или рыболовка изображает здесь плач утесненной Малороссии; ее дети - это казаки; битая дорога - Малороссия, которую окружали со всех сторон татары и поляки; чрез нее они проходили для взаимных опустошений и ее грабили во время своих переходов. Женьцы - ее враги; кулик - польское правительство; бугай - болотная птица (баран), которая, сидя между тростником и речной травою, издает тяжкий голос буту, - означает здесь угнетение, согнувшее Малороссию в дугу.
Ой спав пугач на могили,
Да и крикнув вин: пугу!
Чи не даст Бог козачинькам
Хоть теперь потугу!
Що день, що нич, усе ждемо,
Поживы не маем!
Давно була! - Не раз
Хмельниченька згадаем!
Ой колись мы воевали,
Да бильши не будем!
Того щастья и той доли,
Повик не забудем!
Давже шабли заржавилы,
Мушкеты без куркив;
Аще сердце козацьке,
Не боиця ляхив! *
* Окончательный стих "Не боиця ляхив" иные поют туркив. Первое окончание должно быть справедливее, потому что Богдан Хмельницкий защитил Малороссию от поляков.
Пугач - сыч, представляет здесь казака, уснувшего на могиле своей страны; вдруг он встрепенулся и закричал гробовым голосом по своей родине: "Пугу! Не даст ли Бог хоть теперь отрады казакам!" - После смерти Хмельницкого Малороссия была тревожима внутренними смутами честолюбивых своих гетманов, и от них она погибла. - Вся эта песнь выражает печаль, и она поется весьма грустно.
Воспоминание о славе казацкой:
Полягла козацька молодецка голова,
Як од витру на степу трава!
Слава не помре, не поляже,
Лыцарство козацьке всякому розскаже.
Об уманском полковнике Максиме Жилизняке:
Лита орел, лита сизый
По пид небесами;
Гуля Максым, гуля батько,
Степами, лисамы. -
Лита орел сизокрилый,
А за ним орлята.
Гуля Максым, гуля батько,
А за ним хлопьята.
Запорожцы ти хлопьята,
Сыны его диты.
Помиркуе, загадае:
Чи быты, чи питы?
Чи таньцоваты? -
Тай ушкварит,
Аж земля трясецця.
Заспивае, заспивае,
Аж лыхо смиеця.
Горилку, мед не чаркою,
Поставцем черкае;
А вороги загодащившись,
Ката не минае.
О такий то наш отаман,
Орел сизокрылый,
И воюе и гарцюе
З усией силы.
Нема в его ни осели,
Ни саду, ни ставу;
Степ и море ... скрызь битый шлях,
Скрызь золото, слава.
Шануйтеся ж вражи ляхи,
Скажени собаки.
Иде Зилизняк чорным шляхом,
За ным гайдамакы *.
* Шевченко "Гайдамаки", СПб., 1841 г., с. 52, 53. Жилизняк жил около половины XVIII века. - Мне не удавалось слышать, что ее пели; но здесь она приведена по особой своей красоте и силе выражений.
В других местах бандуристы называются слепыми кобзарями *. Они укрепляли дух народный среди неволи и томления; оживляли его напоминаниями о доблестных своих мужах и воспевали счастливую свободу. Заунывные звуки бандуры нередко исторгали слезы у казаков, клявшихся умереть за свою родину. - С успокоением Малороссии бандуристы сохранили в своих напевах деяния предводителей казаков, коих имена дошли до нас в немногих песнях: в них превосходно изображаются удальство вождей и казаков, даже самый век, и поясняются исторические события малороссийского края.
* Кобза по малороссийски значит бандура, а кобзарь - бандурист.
Другой употребительный инструмент, не менее любимый между малороссиянами, это цимбалы. Они род фортепьяно, с металлическими струнами, без клавишей. На них играют <с> помощью удара по струнам стальною небольшой палочкою или надеванием на пальцы металлических наперстков. Цимбалы или кимвалы сопровождаются духовым инструментом и пением. Звук их громкий и весьма приятный, но он более издает кручину тоскующей души.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ ЧЕХОВ
Племена славянские очень любят музыку, из них преимущественно славятся наши единоплеменники чехи, кои среди себя произвели многих превосходных артистов. - Знаменитые Моцарты, Бетховены и другие сами отдавали им преимущество. Моцарт не хотел никогда расстаться с Прагой, называя ее столицей музыки. Венский театр состоял и ныне состоит из лучших богемских музыкантов и певцов.
СЛОВАРЬ РЕДКИХ И СТАРИННЫХ СЛОВ
Аксамитный - бархатный.
Бату - Батый.
Брашно - яство, пища, кушанье, еда.
Вершник - верховой, всадник.
Вивлиофика - библиотека.
Ворваное сало - рыбий жир.
Вощага - род ручного оружия кистенька, которым, натерев его воском, били в бубны.
Глазет - парча с шелковой основой и гладкой серебристой или золотистой лицевой стороной.
Гривна - медальон, который носили на цепи.
Гродентур - род плотной шелковой ткани.
Декохт - деготь.
Елена - олень.
Епанча - широкий плащ без рукавов.
Зобанец - похлебка.
Калита - подвесной карман.
Колья - род борща, похлебка на огуречном рассоле с огурцами, со свеклой и мясом, а в пост - с рыбой и икрой, а также похлебка из икры с солеными огурцами.
Камедь - древесный клей.
Камка - шелковая китайская ткань с разводами.
Камлот - суровая шерстяная ткань.
Картузная бумага - толстая, простая, оберточная.
Кварта - мера жидкости, штоф, кружка, восьмая либо десятая часть ведра.
Мазуля - размазня.
Маймисты - в то время в Санкт-Петербурге так называли финнов протестантского вероисповедания.
Мамелюки - рабы.
Марципан сахарный - пряник.
Мусия - мозаика.
Нагитки - ноготки.
Обара - опара, тесто.
Обарный - обварной.
Объярь - старинная волнистая шелковая ткань.
Папорок - малое крылышко, второй сустав крыла птицы.
Папошник (папушник) - печенье.
Панацей - лекарство у алхимиков, якобы помогающее от всех болезней.
Перепечь - род кулича, каравая, а также всё хлебное, собираемое попами с причтом по домам после Пасхи при обходе с образами.
Плис - бумажный бархат.
Повсюдный - повсеместный.
Подоплек - подплечье, подкладка у крестьянской рубахи от плеча к спине и груди.
Приварный - приваренный.
Протазанщик - воин, вооруженный протазаном - рогатиной, широким копьем пешего войска, алебардой, бердышем.
Рябь окрошиван - рябчик мелко порубленный.
Скуфья - комнатная шапочка, ермолка, тюбетейка.
Сорочинское (сарацинское) пшено - рис.
Спальник - придворный сан.
Стразы - хрустальные алмазы.
Строфокамиловые яйца - страусиные.
Сухотка - болезненная худоба, истощение.
Сученое золото - скрученное, свитое вдвое.
Тафта - гладкая тонкая шелковая ткань.
Тенета - волоконце, тонкая нить, жилка.
Топаная капуста - особым образом квашенная.
Тузлук - рассол для соления рыбы и икры.
Тупея - взбитый клок волос на голове; редкий гребень для прически.
Тюфяк - здесь: огнестрельное орудие.
Фряжский - чужеземный, иностранный.
Харатейный - старинный рукописный.
Хартии - древние рукописи.
Четь - четверть.
Ширинка - здесь: полотнище, отрезок цельной ткани во всю ее ширину, полотенце, подвязной передник без лифа.