Главная » Книги

Розанов Александр Иванович - Записки сельскаго священника, Страница 12

Розанов Александр Иванович - Записки сельскаго священника


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

tify">   Особымъ будетъ счаст³емъ члену причта, если въ селѣ его найдутся у мужика двѣ избы и одну изъ нихъ уступятъ ему, не говоря уже о томъ, что въ годъ возьмутъ съ него за квартиру столько, что и сама изба не стоитъ того, и все-таки опять на какой-нибудь одинъ годъ. Какъ бы онъ ни бился, какую бы нужду ни терпѣлъ онъ, получай онъ хоть 50 р. въ годъ, будь и онъ самъ, и дѣти босы и голодны,- но построить свой домъ онъ все-таки долженъ. Иначе ему съ семьей придется умирать на улицѣ. Деребня не то, что городъ,- весь вѣкъ на чужой квартирѣ прожить нельзя.
   Собрался, наконецъ, съ силами, положимъ, священникъ; можно бы и строиться, но гдѣ? Усадебныя мѣста - или церковныя, или прихожанъ, въ собственность пр³обрѣсть нельзя ни тѣхъ, ни другихъ; нужно строить на чужой землѣ. Если нѣтъ церковной усадьбы, то нужно просить прихожанъ, чтобъ они дозволили строить на своей. Тутъ нужно просить и, разумѣется, поить мужиковъ, а до этого нѣсколько разъ ублаготворить коноводовъ-стариковъ, иначе никогда не состоится никакая сдѣлка. Запоенные и задобренные коноводы сами скажутъ, когда будетъ у нихъ общая м³рская попойка; они скажутъ, что на сходъ, прежде чѣмъ мужики не подопьютъ, идти нельзя, иначе потребуется много водки; что на сходъ нужно будетъ идти прямо съ водкой, что тогда полупьяные мужики бываютъ# согласны на все. Выпивши ведра два-три, крестьяне позволятъ строиться на ихъ усадьбѣ; но позволен³е это обыкновенно дается безо всякихъ, какихъ бы то ни было, актовъ. Если домъ предмѣстника былъ на церковной землѣ, то иногда бываетъ возможно купить и его; еслижъ на крестьянской, то его, почти всегда, отбиваютъ за безцѣнокъ сами крестьяне.
   Такъ или иначе священникъ домъ себѣ поставитъ; хорош³й или плохой,- это будетъ зависѣть отъ его средствъ. Построитъ домъ, пристроитъ и все необходимое къ нему: амбарчикъ, конюшенку и еще кое-что, и живетъ. Живетъ, но нужда заѣдаетъ его. Открылось порядочное мѣсто, ушелъ бы, но домъ куда? Онъ долженъ пропасть за безцѣнокъ. Надѣяться, что купитъ его намѣстникъ,- опасно: можно нарваться на такого кулака, что ему же накланяешься, чтобъ хоть за полцѣны-то взялъ. Кромѣ того, въ большинствѣ, духовенство имѣетъ возможность строиться тогда только, когда дѣти еще малы; но потомъ уже не до построекъ. Подумаетъ - подумаетъ горемыка, да и останется доживать свой вѣкъ, на горе и себѣ, и дѣтямъ.
   Но есть отцы ³ереи, которымъ перейти въ другой приходъ ровно не значитъ ничего. Перейти въ другой приходъ, построить домъ, продать, опять купить, смѣняться приходами и домами и взять, при этомъ придачи или самому приплатить,- для нихъ не значитъ ничего. Такой иной господинъ ходитъ - ходитъ и насилу-то ужъ усядется подъ старость.
   Въ достаточныхъ приходахъ люди, имѣющ³е возможность, строятъ себѣ порядочные дома и живутъ весь свой вѣкъ; но какъ только за болѣзнью или старостью выходятъ за штатъ, то дожить покойно въ своемъ домѣ имъ не дадутъ никогда: ихъ вынудятъ продать за безцѣнокъ свой домъ и, или уйти къ какому-нибудь своему родственнику, или построить келью на концѣ селен³я. Со вдовами поступаютъ еще хуже; тутъ бываютъ возмутительныя вещи: тѣхъ прямо, почти, выгоняютъ изъ дому.
   Въ селѣ Глядковкѣ, бывшемъ моего округа, когда я былъ уже тамъ благочиннымъ, священникъ В. пр³ѣхалъ туда на должность предъ Пасхой и, съ женой и ребенкомъ, помѣстился у одного изъ крестьянъ села, въ одну избу съ семействомъ крестьянина. Изба топилась по черному (печь безъ дымовой трубы). Едва съ мѣсяцъ пробился тамъ несчастный! Какъ только сошелъ снѣгъ и стало просыхать,- онъ вырылъ въ кручѣ надъ оврагомъ землянку и жилъ тамъ все лѣто, пока строился его флигель. Священникъ М. села Ю. жилъ съ семьей цѣлый годъ въ кабакѣ. Во всемъ селѣ не оказалось ни одной избы, куда бы М. могъ пр³ютиться; на его счастье (!) кабакъ состоялъ изъ двухъ избъ, раздѣленныхъ сѣнями; цѣловальникъ сжалился надъ безпр³ютными и отдалъ имъ одну избу.
   Еслибъ наши консистор³и испытали на себѣ хоть часть того, что терпитъ сельское духовенство, то не клали бы тѣхъ непреодолимыхъ препятств³й, как³я кладутъ онѣ при покупкѣ домовъ сельскимъ духовенствомъ. Забавное дѣло! Какъ будто одна консистор³я заботится объ интересахъ церкви, какъ будто тамъ только и христ³ане, а проч³е священники всѣ и грабители, и святотатцы!... Всѣ мы учились на одни мѣдные гроши,- у всѣхъ насъ были одни и тѣ же наставники, тѣ же инспектора смотрѣли и за нашей нравственностью,- все одинаково. Но какъ только кто-нибудь попалъ, случайно, въ члены консистор³и,- бѣда! Откуда явится и умъ, и благонрав³е, и попечен³е о чужихъ храмахъ Бож³ихъ и - всѣ доблести праведника!..
   Настоитъ крайняя необходимость и было бы, поэтому, желательно, чтобы сельское духовенство имѣло церковныя квартиры. Квартиры отъ прихожанъ,- одно горе. Я и причтъ мой, въ началѣ поступлен³я моего въ настоящ³й мой приходъ, имѣли казенныя квартиры. По измѣнившимся обстоятельствамъ въ приходѣ, прихожане купили дома, гдѣ жили мы себѣ хорошо, и оставили намъ подъ квартиры. Дома стали ветшать и потребовали значительной суммы на поправку. Просимъ прихожанъ,- тѣ отказываются неурожаемъ хлѣба. Просимъ консистор³ю, та - губернское правлен³е, палату государственныхъ имуществъ и т. д. Годъ пройдетъ, а дѣло не подвинется ни на шагъ. Крыши развалились, дождь пробивается въ комнаты, оконныя рамы, двери, полы и пр. все обветшало, жить не стало никакой возможности. Просить уже надоѣло. Прихожане стали просить меня, чтобы я чинилъ свою квартиру на свои средства, что они, со временемъ уплатятъ мнѣ всѣ расходы! Я свою квартиру, въ необходимомъ, исправилъ, а причтъ такъ и остался. Года чрезъ два прихожане принесли мнѣ приговоръ, что домъ, въ которомъ живу я, они дарятъ мнѣ. Я сломалъ его и построилъ новый свой. Года черезъ три они подарили и дьякону, и тотъ, также, построилъ свой новый. Причетническ³е же дома такъ и остались неисправленными. Лѣтъ чрезъ десять потомъ прихожане отдали оба дома въ церковь.
  

XXIX.

  
   При новомъ, такъ называемомъ, преобразован³и духовенства, вложено начало или источникъ вѣчной непримиримой и нескончаемой вражды между священниками двухштатныхъ приходовъ, вражды, оканчивающейся, часто, пагубно для нихъ самихъ и вредно вл³яющей на прихожанъ.
   Изъ двухъ священниковъ одинъ сдѣланъ настоятелемъ, другой - его помощникомъ. При такомъ распредѣлен³и имѣлась въ виду исключительно продолжительность службы въ санѣ священника, не обращая вниман³я, кто таковъ онъ самъ въ себѣ. Вслѣдств³е чего вышло множество случаевъ такого рода: въ приходѣ два священника, старикъ лѣтъ 75, и молодой. Старикъ учился, когда-то, только въ училищѣ, не умѣетъ сказать съ толкомъ пяти словъ и со смысломъ написать одной строки; молодой-же окончилъ курсъ въ семинар³и въ первомъ разрядѣ, умный и дѣльный господинъ. Молодой,- молодъ, однакожъ, настолько, что при распредѣлен³и штатовъ, онъ былъ священникомъ лѣтъ уже 12. Старикъ сдѣланъ настоятелемъ, молодой - его помощникомъ. Молодой говоритъ поучен³я народу, ведетъ бесѣды съ сектаторами, ведетъ всю церковную письменность, переписку съ лицами посторонними, ведетъ счетоводство, покупки, ремонтировку церкви и пр. Настоятель же не въ состоян³и сдѣлать, и не дѣлаетъ ничего ровно. Онъ только, при каждомъ удобномъ случаѣ, выпиваетъ, а этихъ случаевъ у насъ, была бы охота только, можно отыскать каждый день, что старикъ и дѣлаетъ.
   Приходы въ двухштатныхъ церквахъ раздѣляются между священниками, насколько возможно, поровну, по числу душъ и дворовъ и по ихъ состоятельности. По всѣмъ требоисправлен³ямъ и тотъ, и другой знаютъ только свои части прихода; требоисправлен³й, поэтому бываетъ поровну. Въ храмовые праздники, въ Рождество, Крещен³е и Пасху, каждый священникъ со своимъ псаломщикомъ ходитъ, по своему приходу. Молодой священникъ ходитъ, зимой, по поясъ въ сугробахъ, на Пасху по колѣна въ грязи, не оставитъ безъ посѣщен³я ни одного дома,- измотаетъ всѣ свои силы; а старикъ бражничитъ и не пройдетъ своего прихода и половины, не получитъ и доходу половины, противу молодаго. Всѣ доходы, потомъ, обоихъ священниковъ кладутся въ общую кружку и, при раздѣлѣ ихъ, настоятель-старикъ получаетъ три части, а его помощникъ двѣ. Если дѣло въ копѣйкахъ. то, конечно не стоитъ обращать вниман³я; а если въ сотняхъ рублей? За как³я блага, спрашивается, настоятель получитъ больше своего помощника и за как³я провинности помощникъ батрачитъ за него? Настоятель получитъ 600 р., помощникъ его 400 р., псаломщики по 200 р., тогда какъ настоятель съ своимъ псаломщикомъ не пр³обрѣтутъ и 100 р. На так³е случаи я могу даже указать. Могу указать, гдѣ помощникъ исправляетъ почти всѣ требы и по приходу настоятеля. Такой раздѣлъ несправедливъ и обиденъ для помощника, даже и въ томъ случаѣ, когда они оба исполняютъ дѣла свои, какъ слѣдуетъ,- и тогда, все-таки, настоятель живетъ трудомъ помощника. За что настоятель получаетъ двумястами руб. больше, когда труды ихъ были одинаковы? Горько бываетъ помощнику, особенно послѣ праздничной ходьбы по дворамъ, гдѣ каждая копѣйка достается намъ слишкомъ дорого; но невыносимо бываетъ тяжело, когда помощникъ трудится до изнеможен³я, употребляетъ всѣ усил³я, чтобы добыть лишн³й рубль, а настоятель, въ это время, пьянствуетъ, не обойдетъ и половины своего прихода и, въ добавокъ, половину утаитъ и того, что добыто имъ. Бываютъ и так³е случаи. Тутъ уже неизбѣжны вражда, ссора, укоризны, жалобы благочинному, доносы арх³ерею,- переписка, слѣдств³е и пр. и пр. Настоятели, въ свою очередь, жалуются, что помощники ихъ не всѣ доходы вносятъ въ общую кружку и что дѣлятъ ихъ съ своими псаломщиками отдѣльно. Кто правъ и кто виноватъ изъ нихъ.- это знаютъ одни они да Богъ; но каждому благочинному приходится разбирать ссоры между священниками при всякомъ пр³ѣздѣ въ двухштатное село. Разбираешь, а прихожане смѣются, и въ особенности вожаки раскольниковъ, что попы подрались изъ-за блиновъ.
   Враждующ³е священники, со враждою въ душѣ, совершаютъ богослужен³е; они же, враждующ³е между собою, должны говорить слово любви и мира своей паствѣ. И сами они не могутъ и не имѣютъ права говорить другимъ о мирѣ, враждуя сами, и слово ихъ не можетъ вл³ять на враждующихъ. Мнѣ не разъ приводилось слышать укоризны прихожанъ своимъ священникамъ на вражду ихъ между собою.
   И такое извращенное отношен³е къ дѣлу служен³я существуетъ между нами, благодаря правительственному распоряжен³ю о штатахъ!
   Нельзя не удивляться, что во всемъ, что сдѣлано въ послѣднее время въ организац³и духовенства: штатное число учениковъ въ учебныхъ заведен³яхъ, оставлен³е церквей при одномъ дьячкѣ, настоятельство и помощничество, сокращен³е приходовъ и пр., вездѣ имѣлась въ виду исключительно матер³альная сторона и не замѣтно ни одного распоряжен³я, которое способствовало бы религ³озно-нравственному развит³ю народа или самаго духовенства. Все сдѣлано какъ? тамъ убавить, тутъ прибавить: поповъ убавить, приходовъ прибавить; дьячковъ повыгнать, набрать богослововъ, изъ семинар³й повыгнать,- и пр. и пр. въ этомъ родѣ...
   За долговременную безпорочную службу, за особые труды и заслуги по церкви и приходу, дать старшинство и увеличить содержан³е,- было бы дѣломъ справедливымъ; но это только въ такомъ случаѣ, когда увеличен³е содержан³я поступало бы со стороны, въ видѣ казеннаго жалованья. Тутъ есть смыслъ. Но чтобы одному жить трудомъ другаго,- этого мы не понимаемъ. Поэтому я нахожу справедливымъ, чтобы каждый священникъ съ своимъ псаломщикомъ пользовались тѣмъ, что пр³обрѣтутъ они.
  

XXX.

  
   Для надзора за порядкомъ по церкви,- ея прочностью, чистотой, благолѣп³емъ, доходами и расходами, письмоводствомъ,- поведен³емъ членовъ причтовъ, сношен³й духовенства съ епарх³альною власт³ю и пр. существуютъ благочинные. Для этого каждый уѣздъ и городъ раздѣляются на части или округа, церквей по 10-15, каждый такой округъ имѣетъ благочиннаго, который есть ближайш³й, непосредственный начальникъ духовенства.
   Благочинные, хотя подъ разными назван³ями, существуютъ съ давняго времени, но приносили ли они и могутъ ли приносить матер³альную или нравственную пользу церкви, духовенству, храмамъ и администрац³и?
   Во священники поставляется, вообще, лицо, извѣстное и испытанное епископомъ въ чистотѣ вѣры его и нравственности:
   Въ нашихъ дипломахъ, или ставленныхъ грамотахъ, пишется:... "благоговѣйнаго сего мужа N. N. всякимъ первѣе опаснымъ истязан³емъ прилежно испытавше, и достовѣрными свидѣтельствы, наипаче духовнаго его отца N. N. о немъ увѣрившеся... посвятили во ³ерея"... Стало быть, священникъ есть такое лицо, въ которомъ епископъ совершенно увѣренъ, потому что большихъ испытан³й дѣлать уже и невозможно; стало быть, ему можно довѣрить, что угодно и отпустить, куда угодно. Такъ съ мисс³онерами и поступаютъ. Но на приходскаго священника епископъ не полагается. Онъ не довѣряетъ ни своему собственному испытан³ю, ни "достовѣрнымъ свидѣтельствамъ, ни духовному отцу" и ни ему самому: отпустивши въ приходъ, приставляетъ къ нему дозорщика. Этотъ дозорщикъ, какъ, Дамокловъ мечъ, виситъ надъ его головою всю его жизнь: онъ слѣдитъ за нимъ всюду и вмѣшивается во всѣ мелочи его жизни,- безусловно во всѣ,- не только служебныя, но и домашн³я, и даже семейныя. Онъ имѣетъ право надзора во всякое время дня и ночи. Не довольствуясь полугодичными донесен³ями и своими замѣчан³ями въ формулярныхъ спискахъ, дозорщикъ обязанъ доносить епископу обо всемъ, что найдетъ, по своему мнѣн³ю, стоющимъ того, чтобъ довести до свѣдѣн³я епископа; это есть агентъ покойнаго, царство ему небесное, III-го отдѣлен³я! Такого строгаго, такого постояннаго, въ такихъ мелочахъ жизни надзора нѣтъ нигдѣ и ни за кѣмъ. Подобный надзоръ существуетъ только у ³езуитовъ и въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Америки надъ каторжниками. Баллы въ поведен³и у каторжниковъ имѣютъ, по крайней мѣрѣ, смыслъ: хорош³е баллы по поведен³ю сокращаютъ время каторги; а у насъ и этого нѣтъ; ³езуиты же, при общемъ другъ за другомъ дозорѣ, извѣстно, какою репутац³ею пользуются въ м³рѣ. Коль скоро человѣкъ "истязанъ",- испытанъ, какъ говорится, всесторонне и самимъ епископомъ, и людьми авторитетными; коль скоро ему ввѣрена паства; дознанои удостовѣрено "достовѣрными свидѣтельствы",что онъ достоинъ быть руководителемъ вѣры и нравственности цѣлаго прихода, цѣлыхъ тысячъ христ³анъ; коль скоро ему порученъ храмъ; коль скоро его нашли способнымъ быть лицомъ самостоятельнымъ,- то зачѣмъ еще за нимъ дозорщикъ?! Послѣ такого "истязан³я" всяк³й дозорщикъ не долженъ имѣть никакого значен³я. Это означаетъ только круговое, и къ себѣ и къ другимъ, недовѣр³е. Послѣ всѣхъ "истязан³й" все-таки боятся, что священникъ можетъ сдѣлаться безнравственнымъ. При этомъ: какъ бы ни былъ человѣкъ благороденъ, съ какими бы самопожертвован³ями ни исполнялъ свои обязанности, какихъ бы наградъ онъ ни удостоился,- довѣр³я отъ своего начальства онъ не заслужитъ никогда: дозорщикъ будетъ слѣдить за нимъ весь его вѣкъ,- будетъ слѣдить, пока состоитъ онъ на службѣ, будетъ слѣдить даже и тогда, когда онъ, за дряхлостью или болѣзнью, выйдетъ за штатъ и будетъ скитаться, безпр³ютный, гдѣ день, гдѣ ночь; лежи онъ десять лѣтъ разбитый параличомъ,- дозорщикъ все-таки будетъ слѣдить за нимъ и доносить о его поведен³и, словомъ: дозорщикъ - это наша тѣнь, до гробовой доски. Такое недовѣр³е, такое неуважен³е къ личности не можетъ не быть оскорбительнымъ. Я самъ состою въ должности этого дозорщика,- я самъ благочинный и, какъ честный человѣкъ, говорю, что не то, чтобъ видѣть о себѣ аттестац³и въ поведен³и другаго лица, моего собрата,- а аттестовать другихъ въ ихъ формулярахъ,- дѣло крайне непр³ятное. При прошломъ оберъ-прокурорѣ св. синода было распоряжен³е отъ него даже такого рода, чтобы мы въ формулярахъ духовенства обозначали: "въ какой мѣрѣ аттестуемое лицо употребляетъ хмѣльные напитки". Какъ понимать это: что мы должны считать умѣреннымъ и что неумѣреннымъ; гдѣ эта мѣра? Одинъ, непьющ³й и слабосильный, при экстренномъ случаѣ, выпьетъ рюмку одну,- и пьянъ; другой выдуетъ штофъ,- и ни почемъ. Надобно полагать, что благочинный, увидѣвши охмѣлѣвшаго, долженъ аттестовать его употребляющимъ хмѣльные напитки "неумѣренно". Въ формулярахъ гражданскихъ чиновниковъ нѣтъ графы объ ихъ поведен³и, нѣтъ и о винопит³и; эти графы есть только у насъ. Какъ будто одни мы на Руси пьяницы, какъ будто для насъ однихъ существуютъ винокуренные заводы! Распоряжен³е бывшаго оберъ-прокурора, какъ распоряжен³е оскорбительное для духовенства, я не исполнялъ и не исполняю до сихъ поръ: объ употреблен³и хмѣльныхъ напитковъ я не упоминаю ни слова совсѣмъ. Означать умѣренность и неумѣренность... Но какъ смотрѣть на аттестац³ю благочиннаго тогда, если онъ самъ не знаетъ мѣры?!.. И изъ нашего брата, благочинныхъ, есть народъ всяк³й.
   Наблюден³е за нравственност³ю наставника и блюстителя нравственности цѣлыхъ тысячъ людей уменьшаетъ значен³е его пастырскаго достоинства въ глазахъ его паствы. Какъ, напр., я довѣрю человѣку на слово, хоть сто рублей, когда хорошо знаю, что за нимъ наблюдаютъ каждую минуту, чтобъ онъ не проворовался; которому самому нѣтъ довѣр³я отъ высшей его власти? Если за священникомъ начальство смотритъ каждый его шагъ, то, естественно, что полнаго довѣр³я и уважен³я къ нему и быть не можетъ.
   Правда, что священники не ангелы, и не рѣдко, волею и неволею, они уклоняются отъ пути, по которому они должны идти; но вѣдь и дозорщики-то не архангелы, они тѣ же люди. И дѣйствительно: иной изъ насъ такой взяточникъ, такой кутила, такой непорядочный, что любой пономарь его честнѣе. Намъ хорошо извѣстно какъ иные о.о. благочинные кутятъ вмѣстѣ съ своими подчиненными.
   Но если тяжело переносить честному труженику-священнику недовѣр³е къ себѣ начальства и надзоръ благочиннаго, человѣка благороднаго, то каково это, когда дозорщикъ его человѣкъ непорядочный?! Каково принять его въ свой домъ; поить его, когда не пьешь самъ; ухаживать за нимъ, а иногда и укладывать; давать ему жалованье и прибавлять небольшую толику, въ видѣ особеннаго къ нему расположен³я; являться къ нему въ домъ, по первому его требован³ю; исполнять всѣ его распоряжен³я; знать, что онъ будетъ аттестовать тебя предъ начальствомъ въ твоемъ поведен³и и даже семейной жизни; что онъ можетъ наклеветать на тебя, что и сколько ему угодно во всякое время и сгубить тебя?!.. Такимъ образомъ, надзоръ за поведен³емъ дѣлаетъ насъ безличными, уменьшаетъ наше достоинство въ нашихъ собственныхъ глазахъ и въ глазахъ прихожанъ, а, подъ часъ, и начальства.
   Впрочемъ, нельзя сказать, чтобы благочинные были безусловно для духовенства въ тягость. Въ нихъ есть и хорош³я стороны; они приносятъ много, иногда даже очень много, и пользы духовенству: они помогаютъ при составлен³и отчетности консистор³и; помогаютъ отписываться, когда консистор³я закидываетъ вопросами; разбираютъ споры между духовенствомъ, рѣшаютъ ихъ недоумѣн³я, удерживаютъ склонныхъ къ ссорамъ отъ кляузъ, и, вообще, и правыхъ и виноватыхъ стараются не допускать до консисторскихъ суда и... разорен³я. Еслибы не было благочинныхъ, то епарх³альная власть не знала бы о поведен³и членовъ причтовъ? Но изъ благочинническихъ аттестац³й она и теперь правды знаетъ не много. Въ прежнее время, когда благочинные назначались епарх³альною власт³ю, они были тяжелымъ бременемъ для духовенства: были заносчивы, горды, взяточниками, придирались къ каждому слову и дѣлу, мстили за каждое мнимое къ себѣ неуважен³е, словомъ: они были отпечатками старыхъ консистор³й своихъ, и мног³е, поэтому, изъ духовенства испытали на себѣ тяжелую руку епарх³альной власти. Въ настоящее же время, когда благочинные стали избираться самимъ духовенствомъ, когда и сама администрац³я стала либеральнѣе,- они потворствуютъ духовенству; заискиваютъ у него, чтобъ быть избираемыми и не доводятъ до свѣдѣн³я епарх³альной власти и о такихъ порокахъ, которые нетерпимы. Такимъ образомъ, при двухъ крайностяхъ, епарх³альная власть не имѣла точныхъ свѣдѣн³й о духовенствѣ прежде, не имѣетъ ихъ и теперь.
   Оставить духовенство совсѣмъ безъ надзора нельзя, благочинныхъ духовенство боится, а это удерживаетъ его отъ пьянства и другихъ безобраз³й?
   Насъ боятся; мног³е удерживаются отъ открытаго пьянства, именно только потому, чтобы не узналъ благочинный. Это совершенная правда. Но такъ говорили и помѣщики при крѣпостномъ ихъ правѣ! Говорили и помѣщики, когда-то, что мужику необходимы и няньки и палки, но когда не стало этихъ неразлучныхъ пѣстуновъ, няньки и палки, то если онъ не сдѣлался лучше, то не сдѣлался хуже. Страхъ есть всегда плохой исправитель пороковъ. Многолѣтн³е, вѣковые опыты доказали уже, что нашъ бдительный надзоръ, наши аттестац³и въ формулярахъ не принесли нравственности ни малѣйшей пользы: пьяница также пьетъ, какъ ты его ни аттестуй. Призовешь иного слабаго волею, попросишь его бросить пьянство, побранишь, пригрозишь; онъ расплачется, будетъ просить прощен³я, перекрестится и дастъ клятву, что онъ пить не будетъ во весь вѣкъ. Но потомъ узнаешь, что онъ воздерживался всего или какой-нибудь мѣсяцъ, а то такъ отъ меня же прямо заѣхалъ по дорогѣ въ первый кабакъ и напился допьяна. А между тѣмъ, безъ надзора благочиннаго, безъ формулярныхъ отмѣтокъ въ поведен³и, человѣкъ, почувствовавши свободу, почувствовавши, что онъ взрослый, совершенный человѣкъ, что надъ нимъ нѣтъ дозорщика, нѣтъ няньки и можетъ сказать себѣ: homo sum,- по сознан³ю собственнаго своего человѣческаго достоинства, можетъ быть, сталъ бы вести себя строже. Порочная же жизнь всплыветъ сама собою, и безъ благочинныхъ. Сколькихъ расходовъ, какой возни избавилось бы духовенство отъ закрыт³я этой должности и какъ возвысилось бы оно въ своемъ собственномъ мнѣн³и, какъ нравственно возвысилась бы и администрац³я духовнаго вѣдомства, уничтоживши и у себя III отдѣлен³е! Благочинные дѣлаютъ различныя дознан³я, производятъ слѣдств³я? Но это можетъ дѣлать, и съ большимъ удобствомъ, ближайш³й къ мѣсту слѣдств³я священникъ. Такъ, большею част³ю, теперь и дѣлается.
   Благочинные повѣряютъ церковные документы и своимъ подписомъ утверждаютъ вѣрность ихъ? Но, по представлен³и ихъ въ консистор³ю, они снова повѣряются тамъ; значитъ, что повѣркѣ благочинныхъ консистор³я на даетъ никакого значен³я, а слѣдовательно нѣтъ надобности и провѣрять ихъ имъ.
   Черезъ благочинныхъ дѣлаются тѣ или друг³я распоряжен³я? Но циркулярныя распоряжен³я и теперь печатаются въ мѣстныхъ епарх³альныхъ вѣдомостяхъ, а частныя могли бы дѣлаться непосредственно причту, что тѣмъ болѣе это теперь возможно, при существован³и всюду земской почты. Прямое и непосредственное сношен³е съ духовенствомъ сокращало бы и переписку, сокращало бы и время въ перепискахъ. Теперь дѣло это ведется такъ: причтъ, напр., желалъ бы, чтобы церковныя квартиры его отапливались на церковныя средства; для этого проситъ благочиннаго ходатайствовать передъ консистор³ею разрѣшен³я на извѣстную сумму. Благочинный доноситъ консистор³и, консистор³я предписываетъ благочинному: предписать причту спросить прихожанъ: не согласятся ли давать отоплен³е изъ своихъ дачъ.
   "Благочинный сообщаетъ о распоряжен³и консистор³и причту. Причтъ доноситъ благочинному, что прихожане въ отоплен³и квартиръ его отказываютъ; благочинный доноситъ объ этомъ консистор³и. Консистор³я предписываетъ благочинному: предписать причту усугубить убѣжден³я прихожанамъ въ отоплен³и церковныхъ домовъ. Причтъ усугубляетъ убѣжден³я и потомъ доноситъ благочинному, что убѣжден³я не подѣйствовали; благочинный доноситъ консистор³и. Консистор³я пишетъ въ полицейское управлен³е, то - становому приставу, приставъ, при случаѣ, собираетъ человѣкъ десятокъ крестьянъ и спрашиваетъ ихъ, потомъ беретъ отъ нихъ отзывъ и отсылаетъ въ полицейское управлен³е, то отсылаетъ въ консистор³ю. Консистор³я требуетъ отъ благочиннаго свѣдѣн³й: сколько церковь имѣла доходу и расходу въ течен³и пяти лѣтъ и не имѣетъ ли церковь особенныхъ нуждъ? Благочинный требуетъ отъ церкви приходо-расходныя книги, дѣлаетъ справку и доноситъ консистор³и. Тогда-то ужъ только консистор³я разрѣшаетъ или отказываетъ! Еслибы духовенство не отапливалось во время переписки своими средствами и стало бы дожидаться разрѣшен³й консистор³й, то не только померзло бы оно само, но и поморозило бы всѣхъ клоповъ, если они есть въ его квартирахъ. Что тутъ благочинный? Не болѣе какъ передаточная станц³я, а между тѣмъ въ этихъ станц³яхъ время идетъ. Не ближе ли къ дѣлу вести переписку съ самимъ причтомъ непосредственно? Стало быть: благочинные и здѣсь не нужны.
   Благочинные, по истечен³и года, составляютъ денежные, метрическ³е и исповѣдные отчеты по своимъ округамъ, составляя ихъ по церковнымъ документамъ? Но эти документы они, вмѣстѣ съ своими вѣдомостями, представляютъ консистор³ямъ. По благочинническимъ вѣдомостямъ и подлинникамъ консистор³и составляютъ общ³я вѣдомости. Не ближе ли было бы къ дѣлу, еслибы консистор³и составляли свои вѣдомости по подлинникамъ? Духовенство избавилось бы этимъ способомъ отъ лишнихъ расходовъ и поѣздокъ къ благочинному, пересылая все по почтѣ изъ уѣзднаго города. Въ. случаяхъ какихъ-либо недоумѣн³й, гдѣ теперь благочинные, дѣйствительно, помогаютъ, они могли бы совѣтоваться съ сосѣдями-священниками, изъ которыхъ мног³е знаютъ дѣло не хуже любаго благочиннаго.
   Если благочинные нужны для разбора мелочныхъ дѣлъ и умиротворен³я членовъ причтовъ, то, кажется, можно бы имѣть одно лицо на уѣздъ, съ правами мировыхъ судей, но не больше. Благочинные, обязательно два раза въ годъ, ревизуютъ церкви и доносятъ консистор³и о томъ, что найдено ими? Никто и никогда не ревизовалъ. Объѣздъ ихъ не болѣе, какъ сборъ денегъ, слѣдующихъ ко взносу по разнымъ частямъ и, главное, своего жалованья и другихъ подачекъ, подносимыхъ ему, въ видѣ особаго къ нему расположен³я. Но деньги могли бы отсылаться по почтѣ, гдѣ же нѣтъ ея, то нарочито посланный въ городъ становился бы много дешевле того, что стоитъ пр³ѣздъ благочиннаго, или пр³ѣздъ къ нему.
  

XXXI.

  
   Приходск³я церкви наши имѣютъ доходы отъ продажи восковыхъ свѣчей, отъ кошельковаго сбора, отъ частныхъ пожертвован³й и, въ весьма немногихъ мѣстахъ, отъ оброчныхъ статей. На всѣ эти средства церковь содержится во всѣхъ своихъ частяхъ: ремонтируется самое здан³е, покупается ризница, книги и пр. и пр. Расходу требуется, иногда, столько, что средствъ ея недостаетъ на покрыт³е самыхъ необходимыхъ нуждъ ея. Но, кромѣ расходовъ, такъ сказать, внутреннихъ, она имѣетъ весьма значительные расходы на сторону: 25%, по распоряжен³ю св. Синода; на содержан³е духовныхъ училищъ и устройство (въ Саратовской губерн³и) общежит³й при нихъ 17 1/2%; на общественную больницу (земскую) 2%; на содержан³е мисс³онеровъ: а) между язычниками импер³и, б) на Кавказѣ и в) мѣстныхъ и пр. и пр. Для церкви, особенно бѣдной, крайне тяжелы всѣ эти налоги. Священники и церковные старосты употребляютъ всѣ усил³я и къ увеличен³ю доходовъ церкви, и къ сокращен³ю расходовъ ея.
   Отъ церкви со всѣхъ сторонъ требуютъ отдѣлен³я ея доходовъ,- отдѣлен³я ея средствъ къ собственному ея существован³ю, и отдѣлен³я весьма значительнаго; но никто, вѣроятно, не подумалъ: не провалилась-ли у самой церкви крыша, не разваливается-ли она сама? На состоян³е самой церкви не обращается вниман³я,- и церковь вноситъ. Всѣ, вѣроятно, полагаютъ, что церкви имѣютъ доходы неистощимые и настолько значительные, что могутъ отдѣлять отъ себя на всѣ чуж³я нужды. Но никто и никогда не потрудился спросить насъ - сельскихъ священниковъ и благочинныхъ: каковы доходы сельскихъ церквей? Никто изъ городскихъ и понят³я не имѣетъ о холодѣ; но мы, дающ³е другимъ отоплен³е, мы въ нашихъ церквахъ буквально мерзнемъ отъ неимѣн³я средствъ къ отоплен³ю, не говоря уже о другихъ нуждахъ, которыхъ никто не пойметъ, еслибъ мы и сказали. Мнѣ, какъ благочинному, не разъ привозили отъ нѣкоторыхъ церквей, при годичныхъ отчетахъ, рубля по два - по три ржавленными грошами.- Зачѣмъ вы привезли это, спрашиваешь священника и церковнаго старосту?
   - "Все, что было у насъ, отвѣчаютъ мнѣ, мы привезли вамъ; смотрите: по вѣдомостямъ, - у насъ осталось 20 коп. и 10 фунтовъ свѣчь на разторговлю". Не рѣдкость совсѣмъ, если въ церкви имѣется только двѣ священническ³я ризы.
   "Преобразованы" училища; но при этомъ, мало того, что даны программы, назначено число предметовъ и преподавателей,- преподавателямъ назначено и количество жалованья; но денегъ не отпущено. Высшая власть средствами церквей и нашими карманами распорядилась по своему усмотрѣн³ю. Мало этого: являются уполномоченные на съѣздѣ; у нѣкоторыхъ изъ нихъ дѣти обучаются въ этихъ же училищахъ, наставники знаютъ это и подаютъ заявлен³е о прибавкѣ имъ жалованья или единовременныхъ денежныхъ наградъ. Всѣмъ изъ уполномоченныхъ памятенъ случай, какъ былъ исключенъ сынъ священника Агринскаго за непр³ятное столкновен³е отца съ однимъ изъ наставниковъ семинар³и, явившимся на епарх³альный съѣздъ за прибавкою жалованья! Боясь повторен³я подобнаго случая, уполномоченные, скрѣпя сердце, прибавляютъ жалованье или даютъ единовременную награду.
   Потребовалась въ училищѣ новая постройка, экстренная ремонтировка и т. под., уполномоченные нужную сумму раздѣляютъ на благочинническ³е округа; округа раздѣляютъ по доходности церквей. Или просто: 10% съ доходовъ такого-то года. Въ какой церкви, по приходнымъ' книгамъ, значится больше дохода, на ту церковь налагается, конечно, больше и взноса, предполагая, что эта церковь состоятельнѣе. Такой порядокъ дѣлъ вынуждаетъ духовенство не всѣ поступающ³е въ церковь доходы вносить въ приходныя книги. Эти суммы слывутъ подъ назван³емъ "безгласной суммы". Но не вездѣ, однакожъ, не всѣ суммы вносятся и не вездѣ имѣются безгласныя суммы. О существован³и ихъ можно только предполагать, но доказать невозможно.
   Куда-жъ дѣваются эти деньги? Представляется надобность купить что-нибудь: подсвѣчникъ и т. под., покупается и пишется: "пожертвованъ неизвѣстнымъ подсвѣчникъ". Собирается безгласной суммы достаточное количество; священникъ имѣетъ въ виду устроить новый иконостасъ, онъ и пишетъ на приходъ каждый мѣсяцъ: "собрано по приходу или пожертвовано неизвѣстнымъ на устройство новаго иконостаса 25-50 руб. и вноситъ ихъ въ банкъ. Такая сумма будетъ спец³альною, отъ нея нельзя уже взять ни на училище и никуда на сторону. Собирается достаточная сумма, священникъ проситъ разрѣшен³я устроить новый иконостасъ, указываетъ на свои спец³альныя средства, и консистор³я разрѣшаетъ безъ всякихъ проволочекъ.
   Всѣ церковные документы пишутся на печатныхъ бланкахъ, бланки высылаются изъ консистор³й, по 3 к. за листъ; а незадолго до этого они были по 3 1/2 к., между тѣмъ, какъ бланки для гражданскихъ присутственныхъ мѣстъ въ частныхъ типограф³яхъ печатаются по полукопѣйкѣ и съ большимъ количествомъ графъ и буквъ. Изъ консистор³й же церкви получаютъ и книги для записки прихода, расхода и брачныхъ обысковъ. За книгу листиковъ въ 20 консистор³и берутъ коп. 90, 1 р. и болѣе; тогда какъ, при собственномъ заготовлен³и, она стоила бы не болѣе 25-30 к. Нынѣ уже не высылаются, но высылались очень недавно бланки никому и никогда ненужные, особенно, по такъ называемому прокурорскому отчету. Изъ нихъ есть такого рода: сколько при церкви больницъ, сколько монастырей и т. под. Такого рода свѣдѣн³я требуются отъ благочиннаго бланкахъ на десяти. и ему нужно десять бланковъ. - по всѣмъ родамъ свѣдѣн³й по одному бланку въ годъ. Но консистор³и высылали, бывало, по 50-70 на каждую церковь, и за каждый бланкъ по 3 к. Пришлетъ консистор³я тюкъ, рублей на 50, хоть волкомъ вой съ нимъ: священники не берутъ, а консистор³я требуетъ деньги "полност³ю". Насилу упросишь священниковъ, насилу навяжешь,- и вышлешь деньги "полност³ю". Консистор³и, конечно, есть разсчетъ, если въ губерн³и имѣется до 700 церквей; но церквамъ, которыя считаютъ капиталы свои ржавленными грошами, не хотѣлось бы дѣлать попусту и двухърублеваго расхода. Доносишь консистор³и, что бланки не нужны, что ихъ никто не беретъ,- консистор³я не отвѣчаетъ; но, мѣсяца черезъ три, предписываетъ представить деньги "полност³ю". Случалось и такъ: высылаются как³я-нибудь книги съ предписан³емъ: "раздать по вашему усмотрѣн³ю". Опять книгъ никто не беретъ, никому онѣ и не нужны, но продать нужно; ну, и начинаешь расхваливать, какъ торговка. При этомъ бывало и такъ: получаешь книги, въ указѣ значится 10 экземпляровъ, а получаешь только 8. Сколько угодно пиши и требуй; вамъ не отвѣтятъ, а деньги потребуютъ за 10. Нынѣ этого уже ничего нѣтъ, хотя было все это очень очень недавно.
  

---

  
   При ремонтировкахъ церквей, церковныхъ домовъ, устройствѣ новыхъ иконостасовъ и т. под. причтъ представляетъ благочинному смѣту; благочинный утверждаетъ; причтъ подаетъ ее при прошен³и преосвященному и проситъ разрѣшен³я, какъ на самую работу, такъ на нужную для нея сумму, сбереженную церков³ю. Консистор³я предписываетъ благочинному наблюдать за прочностью работъ, за точнымъ выполнен³емъ смѣты и, по окончан³и работъ, представить подробный отчетъ; но того, ,какихъ именно, въ дѣйствительности, церковь требуетъ исправлен³й, столько-ли нужно матер³алу и стоитъ-ли означенная работа тѣхъ денегъ, которыя положены въ смѣтѣ, и даже, нужно-ли производить означенную работу, не нужно-ли сократить ее или расширить,- объ этомъ консистор³и не имѣютъ и понят³я. При такихъ порядкахъ можно испросить разрѣшен³я суммы, и "Бога не боясь и человѣкъ не срамляясь", построить себѣ домикъ, какъ дѣлается это, въ частую, въ гражданскомъ вѣдомствѣ. Представить отчетъ,- и консистор³я будетъ довольна. Ей нужно только, чтобъ было спрошено разрѣшен³е и израсходованная сумма не превышала смѣты. Если же смѣтной суммы окажется недостаточно, то консистор³я разрѣшитъ и дополнительную.
   Ни нуждъ церкви, ни работъ она не видитъ. Но еслибъ даже и видѣла, то отъ этого церкви ни лучше, ни хуже не было бы, потому что всѣ мы: мѣстный священникъ, благочинный, членъ консистор³и и преосвященный - вышли изъ однихъ техническихъ и инженерныхъ институтовъ,- всѣ мы не знаемъ ровно ничего по этой части. При смѣтахъ нашихъ бываетъ всегда такъ: что подрядчикъ скажетъ, и за сколько съ нимъ священникъ дорядится, то въ смѣту и положитъ: скажетъ подрядчикъ, что для починки крыши нужно 100 п. желѣза, окраски - 10 п. масла и 4 п. мѣдянки и пр. и за работу 150 р., такъ священникъ внесетъ и въ смѣту, такъ утвердитъ и благочинный, такъ разрѣшитъ и преосвященный, въ этой суммѣ потребуетъ отчета и консистор³я. Напиши священникъ, что на ту же самую работу нужно и матер³алу и рабочимъ вдвое больше,- преосвященный утвердитъ и это; напиши, что нужно вчетверо меньше,- утвердитъ и это. Словомъ: пиши, что угодно,- утверждено будетъ все одинаково. Но за то послѣ консистор³я строго прослѣдитъ отчетъ, провѣритъ со смѣтой, и въ случаѣ превышен³я расхода противу смѣты, задастъ священнику такого жару, что не открестишься, не отмолишься никакими способами,- и штрафъ отдашь на бѣдное духовенство, и пожалуй прибавишь, подъ часъ, при этомъ небольшую толику и не на бѣдное.
   Консистор³и поручаютъ надзоръ за работами и потомъ свидѣтельство работъ благочиннымъ. Но благочинные въ работахъ ничего не смыслятъ сами; услѣдить, дѣйствительно ли вышло матер³алу столько, что внесено въ смѣту,- для этого нужно быть при работахъ и день, и ночь неотлучно; это, разумѣется, невозможно. Вызывать инженеровъ,- не по средствамъ церкви. Мастеровые иногда ошибаются сами, а иногда для того, чтобы втянуть въ поправку, показываютъ, при осмотрѣ ветхостей, нарочито матер³алу меньше того, что требуется на самомъ дѣлѣ. Отъ этого не рѣдко случается то, что матер³ала недостаетъ въ срединѣ самыхъ работъ. Требовать разрѣшен³я дополнительной смѣты во время самыхъ работъ,- дѣло немыслимое, по той причинѣ, что его можно дождаться только къ слѣдующему лѣту, покупать матер³алъ выше смѣты,- значитъ завѣдомо напрашиваться на штрафъ; оставить работу до слѣдующаго лѣта, положимъ, хоть бы полуоштукатуренною церковь, съ подмостками и лѣсами,- дѣло хуже штрафа. Въ такихъ обстоятельствахъ и выручаетъ безгласная сумма. Священникъ покупаетъ матер³алъ, производитъ работу, отчетъ же отдаетъ въ той только суммѣ, какая означена въ смѣтѣ. Дѣло оканчивается тѣмъ, что и консистор³я покойна, и работа произведена, и священникъ цѣлъ. Значитъ: всѣ эти смѣты, разрѣшен³я и свидѣтельствован³я не имѣютъ равно никакого смысла, и служатъ только къ обременен³ю духовенства и унижен³ю его. Отдавать работы на матер³алахъ самихъ подрядчиковъ духовенство не находитъ выгоднымъ, имѣя всегда предъ глазами дурныя казенныя постройки, производимыя подъ наблюден³емъ архитекторовъ.
   Наше мнѣн³е по этому дѣлу таково: священнику ввѣренъ приходъ, ввѣренъ и храмъ его. И по нраву, и въ дѣйствительности онъ есть попечитель храма въ полномъ смыслѣ этого слова; у него есть помощникъ,- церковный староста (въ селахъ церковные старосты, лично, не имѣютъ никакого значен³я: онъ не только не пр³обрѣтетъ самъ ничего, но, въ большинствѣ случаевъ, за нимъ самимъ нуженъ надзоръ и надзоръ). Общими силами, по грошамъ, собираютъ они деньги; общими силами охраняютъ церковь отъ излишнихъ расходовъ; сама церковь принадлежитъ приходу. Никто, кромѣ прихожанъ, не построитъ церкви и не исправитъ ея ветхостей. Слѣдовательно, и нужно дать полную свободу дѣйств³й въ ея ремонтировкахъ прихожанамъ же и во главѣ ихъ мѣстному священнику и довѣренному отъ прихожанъ,- церковному старостѣ. Посторонн³я лица, кто-бъ онѣ ни были, и сколько-бъ ни вмѣшивались въ дѣла церкви, никогда не могутъ принести ей ни малѣйшей пользы. Всѣ посторонн³е радѣтели могутъ быть вполнѣ увѣренными, что болѣе приходскаго священника имъ не порадѣть. У всѣхъ на глазахъ: гдѣ священникъ дѣятеленъ и любитъ благолѣп³е храма,- на церковь всегда пр³ятно взглянуть, хотя приходъ и не отличается достаточност³ю; гдѣ же священникъ относится къ ней небрежно - церковь всегда заброшена, хотя приходъ и достаточный; не помогутъ тутъ и консисторск³я радѣн³я. Многолѣтн³е опыты доказали, что ни благочинный и ни консистор³я не приносили, не приносятъ и не будутъ приносить, и не могутъ приносить ни малѣйшей пользы, сколько-бъ они ни выказывали своей заботы. Благочинный еще можетъ, иногда, собрать прихожанъ и повл³ять на нихъ въ исправлен³и ветхостей церкви; можетъ повл³ять и при подрядѣ на работы и сбавить цѣны, но консистор³и сдѣлать въ пользу церкви не могутъ ровно ничего. Священникамъ и церковнымъ старостамъ консистор³я не довѣряетъ; но, при этомъ, она не обращаетъ вниман³я на то, что ими же собраны и деньги, въ которыхъ она не довѣряетъ имъ. Деньги могли быть собраны, могли быть и не собраны и коль скоро собраны, то по одному уже этому названныя лица имѣютъ право на полное довѣр³е въ расходѣ. Такое недовѣр³е не можетъ не быть обиднымъ. Да, не въ обиду будь сказано, не консистор³ямъ, разсылающимъ по нашимъ церквамъ ненужные бланки и книги, заботиться о нашихъ церквахъ!...
   Итакъ, повторяю, я нахожу справедливымъ дать полную свободу прихожанамъ, съ приходскимъ священникомъ во главѣ, ремонтировать свои церкви, какъ имъ угодно; консистор³ямъ же, въ извѣстное время, сообщать къ свѣдѣн³ю. При устройствѣ новыхъ иконостасовъ, проектъ иконостаса долженъ быть предварительно представленъ епископу на разсмотрѣн³е, и именно въ тѣхъ видахъ, чтобы сохранить узаконенную временемъ ихъ форму.
  

XXXII.

  
   Священникъ есть учитель вѣры и нравственности народа,- лицо, испытанное епископомъ, лицо, которое онъ ставитъ въ ³ерея, "прилежно истязавше". Въ каждомъ священникѣ епископъ можетъ быть увѣреннымъ, и дѣйствительно на каждаго русскаго православнаго священника можно вполнѣ надѣяться, что онъ не будетъ проповѣдывать народу ни ереси, ни безнравственности и ничего, возмущающаго спокойств³е государства. Можно вполнѣ надѣяться, что поучен³я его будутъ всегда согласны съ словомъ Бож³имъ. Но, однакожъ, какъ къ поведен³ю его, такъ и къ слову его приставляется дозорщикъ, называемый цензоромъ. Если священникъ испытанъ и не подалъ повода*подозрѣвать его въ нечистотѣ его вѣры, то зачѣмъ же дозорщикъ? Да онъ и смотритъ не за чистотою проповѣдуемыхъ имъ христ³анскихъ истинъ; онъ смотритъ исключительно за тѣмъ,
   чтобы слово его было написано красно, со всѣми правилами риторики. Цензоръ есть, ни болѣе ни менѣе, какъ школьный учитель, со всѣми пр³емами школьнаго учителя, а священникъ, и въ глазахъ своего начальства и цензора, есть школьникъ. Цензоръ не дозволитъ ничего пастырю церкви, какъ мальчишкѣ, сказать: 1) рѣзко обличающаго пороки общества и 2) если слово его не отдѣлано по всѣмъ правиламъ искусства. Иной цензоръ пачкаетъ тетрадки священниковъ, какъ у послѣдняго мальчишки, забывая и о своемъ, и о пастырскомъ достоинствѣ священника. И почему? Потому только, что ему дано право выражать чуж³я мысли на свой ладъ, что ему кажется, что извѣстная мысль была бы выражена лучше такъ, какъ представляется это ему, безъ всякаго, конечно, на то доказательнаго основан³я. При этомъ и выходятъ иногда презабавныя вещи, на которыя слѣдовало бы обижаться, еслибъ онѣ не были смѣшны. Однажды я подалъ свою проповѣдь цензору, городскому священнику, нынѣ прото³ерею города Б. Л. Онъ измазалъ всю тетрадку такъ, что и взглянуть страшно. На другой годъ мнѣ, случайно, назначили проповѣдь на тотъ же самый день. Я переписалъ такъ, какъ была перемазана въ прошломъ году, и подалъ тому же Л. Но онъ исчеркалъ мою тетрадку еще хуже, чѣмъ въ прошломъ году,- не оставилъ въ ней живаго слова! То, что написалъ онъ самъ, въ прошломъ году, теперь зачеркнулъ и противъ своихъ же словъ наставилъ, по полямъ, замѣтокъ: "нескладно", "неясно", "повторен³е" и т. под. Вообще, можно бы только смѣяться надъ ребячествомъ нашихъ цензоровъ, всѣхъ безъ исключен³я, но дѣло въ томъ, что они подаютъ о своихъ замѣчан³яхъ преосвященнымъ, и этимъ можно навлечь непр³ятное о себѣ его мнѣн³е. Это и заставляетъ нѣкоторыхъ священниковъ сидѣть цѣлые мѣсяцы надъ какимъ-нибудь однимъ листомъ, много двумя. Не подумайте, однакоже, что цензора наши как³е нибудь Массильоны? Ничуть не бывало, это народъ, учивш³йся на тѣ же мѣдные гроши, какъ и мы грѣшные. Въ одно время въ нашемъ городѣ былъ цензоромъ нѣкто А.; онъ теперь кандидатомъ, по крайней мѣрѣ въ его собственномъ воображен³и, на арх³ерея; онъ свои очередныя проповѣди или списывалъ съ печатныхъ цѣликомъ, или сшивалъ изъ разнаго тряпья. Но за то пачкать у другихъ куда былъ гораздъ! Цензора, за немногими исключен³ями, въ самомъ дѣлѣ считаютъ себя какимъ-то особымъ народомъ и ужасно грубо обращаются не только съ молодыми священниками, но даже съ самыми почтенными старцами, которымъ школьничество совсѣмъ уже не по душевному ихъ состоян³ю. А такъ какъ безъ штрафовъ мы жить не можемъ, и штрафъ у насъ въ каждомъ дѣлѣ на первомъ планѣ, то и здѣсь обойтись безъ него было бы обидно: "за нерадиво составленное очередное слово" полагается штрафъ 3-4 р. Точно также налагается штрафъ за неподачу проповѣди совсѣмъ. Нѣкоторые священники и предпочитаютъ отдать 3 р. прямо безъ хлопотъ,- тѣмъ болѣе, что не мног³е изъ цензоровъ отказываются отъ рублевки или фунта чаю при пр³емѣ проповѣди, чтобы не мазать.
   Если цензора наши существуютъ для перефразировки, пачканья и глумлен³я, то существован³е ихъ слишкомъ мелочно и унизительно не только для пастыря, но и для нихъ самихъ. Если необходимо требуется, чтобы учен³е о вѣрѣ и нравственности излагаемо было красно, въ чемъ однакожъ ни истины вѣры и ни истины нравственности не нуждаются, то жел

Другие авторы
  • Шатров Николай Михайлович
  • Незнамов Петр Васильевич
  • Вагнер Николай Петрович
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич
  • Мятлев Иван Петрович
  • Плеханов Георгий Валентинович
  • Вилинский Дмитрий Александрович
  • Лихачев Владимир Сергеевич
  • Писемский Алексей Феофилактович
  • Ковалевский Егор Петрович
  • Другие произведения
  • Горький Максим - О женщине
  • Антонович Максим Алексеевич - Мистико-аскетический роман
  • Уайльд Оскар - Заветы молодому поколению
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Тридцать сребреников
  • Лесков Николай Семенович - К. П. Богаевская. Н. С. Лесков о Достоевском
  • Добычин Леонид Иванович - Письма к К. Чуковскому. 1924 - 1931
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Слова и люди
  • Бульвер-Литтон Эдуард Джордж - Кенелм Чилингли, его приключения и взгляды на жизнь
  • Белинский Виссарион Григорьевич - В тихом озере черти водятся. Старая русская пословица в лицах и в одном действии. Федора Кони
  • Кокорев Иван Тимофеевич - Письма
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 775 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа