псаломщиками, поступаютъ въ крестовыя церкви въ послушники. Чрезъ два - три года имъ даютъ дьяческ³я мѣста, какъ людямъ, находившимся подъ непосредственнымъ надзоромъ преосвященныхъ и испытаннымъ въ поведен³и и знан³и предметовъ должности ихъ. Поступивши на мѣсто, они тотчасъ женятся на дочеряхъ стариковъ-дьячковъ достаточныхъ приходовъ и подаютъ общее прошен³е о перемѣщен³и ихъ одного на мѣсто другаго. Получивши перемѣстительные указы, старикъ тотчасъ подаетъ прошен³е объ увольнен³и за штатъ и, такимъ образомъ, старикъ принимаетъ къ себѣ зятя и живутъ вмѣстѣ. Подъ предлогомъ перемѣны мѣстъ передаютъ свои мѣста и старики-священники своимъ родственникамъ.
За дочерьми умершихъ священниковъ мѣста теперь не зачисляются. Но преосвященные, по просьбѣ вдовъ, сдаютъ так³я предложен³я: "предложить учителямъ духовныхъ училищъ и воспитанникамъ семинар³й, находящимся на мѣстахъ псаломщиковъ: не пожелаетъ ли изъ нихъ кто-нибудь поступить на священническое мѣсто въ село N." О невѣстѣ тутъ не говорится ни слова; но народная молва давно уже разнесла по свѣту, въ чемъ тутъ дѣло. Словесно назначается и срокъ, до котораго преосвященный будетъ ждать. Выищется женихъ въ опредѣленный срокъ,- хорошо; не выищется,- мѣсто отдается по усмотрѣн³ю преосвященнаго. Что есть и въ этомъ безнравственнаго и противурелиг³ознаго? По нашему мнѣн³ю, преосвященныхъ, за ихъ отеческую заботливость о сиротахъ, нужно только искренно благодарить.
Окончивши мои "Записки", я прошу извинен³я у тѣхъ, кого я, противъ желан³я, можетъ быть, обидѣлъ. Обличать и обижать кого-бы-то ни было я совсѣмъ не имѣлъ намѣрен³я. Цѣль "Записокъ Сельскаго Священника", сказать правду, и только правду, и не моя вина, поэтому, если пришлось мнѣ сказать о чьихъ-либо слабостяхъ или порокахъ. Очень можетъ быть. что я нажилъ даже и враговъ. Но скажу: духовенство, хотя разбросано по всему огромному пространству нашего отечества, но оно составляетъ свой особенный м³ръ, съ своей особенной организац³ей, съ своими законами, съ своими правилами и обычаями и съ своими хорошими и дурными качествами и, не смотря на то, что живетъ среди общества и безпрестанно соприкасается со всѣми его членами,- общество не знаетъ его. Въ послѣднее время сдѣлано много измѣнен³й въ организац³и духовенства; свѣтская литература предлагаетъ множество проектовъ къ устройству быта его, многое пишется о духовенствѣ; но все, что ни дѣлается и что ни пишется, дѣлается людьми, слишкомъ далеко стоящими отъ насъ, слишкомъ мало знающими насъ и, поэтому, очень многое изъ того, что сдѣлано уже, и что предлагается дѣлать, крайне непрактично. Поэтому я желалъ познакомить общество съ духовенствомъ,- показать каково духовенство само въ себѣ, каково отношен³е его къ обществу, и каково отношен³е къ нему самого общества. Истина же можетъ быть раскрыта только тогда, когда человѣкъ говоритъ безпристрастно, не стѣсняясь ничѣмъ и никакими, могущими случиться съ нимъ, непр³ятностями,- я и говорилъ, не стѣсняясь. Не мудрено, поэтому, если мнѣ пришлось отозваться о комъ-нибудь и не особенно лестно, Но это не есть укоръ, и не обличен³е, это есть не болѣе, какъ примѣръ къ сказанному. Такъ "Записки" мои и поняли люди высокообразованные и высокопоставленные, каковъ, напр., свѣтлѣйш³й князь Итал³йск³й, графъ Александръ Аркад³евичъ Суворовъ-Рымникск³й. Въ одномъ мѣстѣ "Записокъ" я говорилъ о прихожанахъ извѣстнаго мнѣ прихода и о бѣдственномъ состоян³и священника того прихода,- свѣтлѣйш³й князь Суворовъ-Рымникск³й такъ и понялъ меня и выразилъ сочувств³е священнику присылкою ему ста руб. серебр. Если-жъ въ "Запискахъ" моихъ увидитъ кто себя, то да будутъ "Записки" мои урокомъ: пусть приметъ тотъ къ свѣдѣн³ю,- что не все можетъ проходить безнаказанно.
"Записки" мои не есть ученое изслѣдован³е,- это есть не болѣе, какъ очеркъ, взятый съ жизни. Поэтому я не заботился ни о строгомъ изложен³и мыслей и фактовъ въ систематическомъ порядкѣ, ни объ обработкѣ рѣчи.
Желательно было бы, чтобы люди, занимающ³еся вопросомъ о духовенствѣ и пишущ³е свои предположен³я объ измѣнен³и быта его, глубже изучили этотъ бытъ. Желательно, вмѣстѣ, чтобъ и само духовенство содѣйствовало обществу къ изучен³ю нашего быта, дабы общество могло увидѣть, что духовенство не настолько "тупо, глупо и безнравственно", какъ пишутъ о немъ и, при этомъ, постаралось бы не подавать повода къ нарекан³ямъ.
Хотѣлъ-было положить перо, но достоуважаемый редакторъ "Русской Старины", М. И. Семевск³й, просилъ, чтобы я сдѣлалъ рядъ выводовъ или сводъ моихъ пожелан³й и указан³й на то, осуществлен³я чего, по моему крайнему разумѣн³ю, желательно видѣть въ возможно близкомъ будущемъ. Исполняя это требован³е, я представляю перечень этихъ пожелан³й, къ которымъ (я въ томъ твердо убѣжденъ) присоединилась бы вся многотысячная семья представителей бѣлаго сельскаго духовенства въ Росс³и, если бы только ее спросили - какъ желаетъ она исправить вѣками скопившееся зло въ организац³и его управлен³я, во всѣхъ услов³яхъ его печальнаго положен³я:
I. Спец³альныя духовныя учебныя заведен³я необходимы. Ученики могутъ жить и на квартирахъ, и въ казенныхъ домахъ. Квартиры должны быть вблизи учебныхъ заведен³й, комнаты должны быть чистыя, свѣтлыя, просторныя и сух³я. Право принимать къ себѣ на квартиры должны имѣть люди только хорошо извѣстные училищному начальству за людей вполнѣ благонадежныхъ. Ни одинъ отецъ и ни одинъ ученикъ не должны брать квартиры безъ одобрен³я ея училищнымъ начальствомъ. Ученики, не имѣющ³е возможности имѣть хорошей квартиры, должны жить въ казенномъ домѣ, съ платою за содержан³е. Желательно было бы, чтобъ и въ казенномъ домѣ не было той казарменности, грязи и неряшества, как³я приводится видѣть тамъ во многихъ изъ нихъ и до сего времени,
II. Такъ какъ училища содержатся на средства церквей,- и мужск³я и женск³я,- и духовенство даетъ отъ себя на содержан³е ихъ слишкомъ не много, а между тѣмъ сироты и дѣти бѣднѣйшихъ родителей пользуются или половиннымъ, или даже полнымъ казеннымъ содержан³емъ, то было бы, кажется, справедливымъ, чтобы пользован³е казеннымъ содержан³емъ было предоставлено подобнымъ же ученикамъ и другихъ сослов³й. Такая мѣра побудила бы, вѣроятно, поступать въ духовныя училища дѣтей другихъ сослов³й.
III. Особенное вниман³е училищнаго начальства должно быть обращено на воспитан³е: чтобы не было той формальности. оффиц³альности, сухости и не только жестокости, ниже суровости въ обращен³и съ учениками, и тѣмъ болѣе несправедливыхъ взыскан³й со стороны училищнаго начальства, что впилось въ плоть и кровь большей части воспитателей учебныхъ заведен³й. Напротивъ, желательно было бы, чтобы воспитан³ю придавался характеръ болѣе семейный,- чтобы справедливость, откровенность, сердечная теплота были руководящими правилами воспитателей; чтобы воспитатели старались сдѣлать питомцевъ своихъ сперва христ³анами, добрыми, честными и трудолюбивыми людьми, потомъ уже учеными; старались внушить убѣжден³е, что жизнь наша есть, прежде всего, служен³е обществу, потомъ уже - жизнь для себя; старались укрѣпить вѣру въ Бога и любовь къ людямъ.
IV. Классные штаты должны быть уничтожены.
V. Ученики, обучавш³еся въ духовныхъ училищахъ, должны быть принимаемы въ семинар³и безъ экзаменовъ.
VI. Отъ начальника заведен³я хозяйственная часть должна быть взята совершенно. Его обязанност³ю должно быть исключительно воспитан³е и образован³е. Самъ онъ обязанъ посѣщать классы каждодневно. Онъ долженъ изучить и наставниковъ, и каждаго ученика. За преподаван³емъ, успѣхами учениковъ и постановкою балловъ онъ обязанъ слѣдить въ течен³и всего года. При такомъ порядкѣ шли бы лучше и преподаван³е, и успѣхи учениковъ, вѣрнѣе дѣлалась бы оцѣнка успѣхамъ учениковъ, а поэтому и формальные, нынѣ существующ³е, экзамены, напрасно губящ³е множество юношества, были бы лишними. Ученики могли бы быть переводимы изъ класса въ классъ по годичнымъ балламъ наставника и личному знан³ю ученика начальникомъ заведен³я. Вся работа должна дѣлаться въ классѣ, на домъ же должно даваться или только повторен³е говореннаго наставникомъ, или только самая небольшая часть работы. Работа, даваемая на домъ, должна быть регулируема между преподавателями.
VII. Должны быть введены въ духовныя училища гимнастика, рисован³е, музыка и, обязательно, какое-нибудь мастерство.
VIII. Ученики семинар³и должны пр³учаться къ объяснен³ю св. Писан³я и произношен³ю поучен³й безъ предварительной подготовки.
IX. Къ слушан³ю богословской науки должны быть допускаемы лица всѣхъ сослов³й и возрастовъ, дабы такимъ путемъ въ обществѣ пополнялась недостаточность духовнаго просвѣщен³я.
X. Посылка учениковъ, кончившихъ курсъ семинар³и, въ псаломщики должна быть безусловно отмѣнена.
XI. Если заштатное духовенство не будетъ обезпечено въ своемъ существован³и, то людямъ больнымъ и безроднымъ должно дозволить уступать мѣста свои намѣстникамъ, со взят³емъ въ замужество ихъ дочерей или близкихъ родственницъ.
XII. Сдѣлать пересмотръ приходовъ и закрыть только тѣ изъ нихъ, гдѣ пожелаютъ того православные прихожане.
XIII. На должности псаломщиковъ допускать всѣхъ способныхъ и достойныхъ этой должности.
XIV. Посылаемымъ на мѣста священнослужителямъ должны выдаваться прогонныя деньги и третное жалованье.
XV. Квартира и отоплен³е въ приходѣ должны быть отъ церкви, какъ для штатнаго, такъ и для заштатнаго духовенства, а равно вдовъ и сиротъ. Штатное духовенство должно имѣть обезпеченное содержан³е, котораго одна часть должна идти отъ казны, другая отъ прихода. Заштатное духовенство должно получать пенс³и, равныя жалованью. Лица, состоявш³я подъ судомъ, но прослуживш³я узаконенное число лѣтъ, не должны быть лишаемы пенс³и. Жалованье должно быть получаемо изъ казны и волостныхъ правлен³й помѣсячно, по предъявлен³и указовъ на должность.
XVI. Доходы между настоятелемъ и его помощниками должны дѣлиться поровну.
XVII. Въ приходахъ многолюдныхъ и богатыхъ жалованье должно быть меньше противу приходовъ малолюдныхъ, бѣдныхъ и зараженныхъ расколомъ;- чѣмъ бѣднѣе приходъ, тѣмъ жалованья отъ казны должно быть больше, чтобы такимъ образомъ, по возможности, уровнять приходы по ихъ доходности.
XVIII. Плата за требоисправлен³я обязательная: крещен³е, мсповѣдь, причащен³е, бракъ, елеосвящен³е и погребен³е, а равно и за молебств³я по случаю общественныхъ бѣдств³й; голода, эпидем³и и т. под. должна быть воспрещена.
XIX. Сборъ по приходу натурою: зерномъ, крупой, мукой и т. под. долженъ быть воспрещенъ безусловно. Рождественская и крещенская ходьба съ крестомъ по приходу должна прекратиться, что при исполнен³и предъидущихъ пунктовъ исполнится само собою.
XX. Аренда мельницъ, земли, отдача денегъ подъ залоги и т. под. барышничество должны быть воспрещены.
XXI. Земледѣл³е можетъ быть допущено только въ самыхъ малыхъ размѣрахъ, 3-5 десятинъ.
XXII. Епископъ есть пастырь, священникъ - его помощникъ, приходъ - паства. Помощникъ епископа, какъ и самъ епископъ, долженъ быть независимъ отъ паствы. Епископъ, насколько возможно, долженъ чаще бывать въ учебныхъ заведен³яхъ и въ приходахъ, и, какъ возможно ближе, быть знакомымъ и съ учениками, и съ приходами. Священническ³я мѣста должны даваться по соображен³ю нуждъ приходовъ и качествъ кандидатовъ на мѣста. Лицо, разъ найденное соотвѣтствующимъ нуждамъ прихода, перемѣщаемо изъ одного прихода въ другой быть не должно, ни по волѣ того же епископа и ни по желан³ю прихожанъ. Добровольная мѣна приходами, по обоюдному соглас³ю, должна быть по возможности прекращена. Просить же перемѣщен³я на мѣста свободныя духовенство должно имѣть право только въ крайнихъ случаяхъ.
XXIII. Священникъ,- пастырь и руководитель духовной жизни прихожанъ,- обезпеченный матер³ально, независимый отъ прихожанъ и имѣющ³й, поэтому, возможность говорить правду, не боясь мщен³й, какъ наставникъ учебнаго заведен³я, независимый отъ учениковъ, долженъ всю жизнь свою, всѣ силы свои и способности всецѣло посвятить приходу: кромѣ поучен³й въ храмѣ во время богослужен³я, онъ обязанъ вести бесѣды, по праздничнымъ днямъ, и въ послѣобѣденное время,- или въ томъ же храмѣ, или школѣ и, по-очереди, по всѣмъ деревнямъ его прихода, если онѣ есть у него. Долженъ дѣлать кратк³я поучен³я воспр³емникамъ при крещен³и, при бракѣ, погребен³и и проч. Онъ долженъ быть непремѣнно и законоучителемъ приходскихъ школъ.
XXIV. По указан³ю священника должны вести чтен³я народу и псаломщики. Они же должны быть и учителями простаго церковнаго пѣн³я въ школахъ. Имъ же можно поручать и первоначальное обучен³е чтен³ю и письму.
XXV. Цензура проповѣдей должна быть уничтожена.
XXVI. Поучен³я народу должны быть изустныя, живымъ и удобопонятнымъ языкомъ и о религ³озно-нравственныхъ предметахъ самыхъ близкихъ къ жизни. Священникъ и псаломщики должны поставить себя, насколько возможно, ближе къ народу.
XXVII. Каждая церковь должна выписывать нѣсколько пер³одическихъ, духовныхъ и историческихъ, журналовъ. При каждой церкви должна быть библ³отека изъ книгъ по св. писан³ю, религ³озно-нравственнаго содержан³я, по гиг³енѣ, сельскому хозяйству и истор³и Росс³и. Гдѣ дозволяютъ мѣстныя услов³я, должны быть устроены читальни. Книги должны быть даваемы для чтен³я, на домъ, на время и продаваемы по своей цѣнѣ, а бѣднѣйшимъ даримы. Долженъ быть устроенъ складъ хорошихъ, но дешевыхъ иконъ.
XXVIII. Священникъ, псаломщикъ, церковный староста и два лица отъ прихожанъ должны составлять хозяйственный комитетъ. Чрезъ своихъ уполномоченныхъ прихожане должны имѣть полныя свѣдѣн³я о состоян³и церковнаго хозяйства. На комитетѣ должна лежать забота о благолѣп³и храма и поддержкѣ церковныхъ домовъ. Въ случаѣ несоглас³я между собою членовъ, епископъ даетъ окончательное рѣшен³е. Покупка свѣчь, ладону, бланковъ и т. под. должна производиться церковнымъ старостою, по указан³ю настоятеля, безъ соглашен³й съ членами комитета; расходы же свыше 50 р.- кромѣ свѣчь - должны производиться по соглашен³ю членовъ. Церковная сумма и свѣчи повѣряются комитетомъ ежемѣсячно.
XXIX. Церковные старосты не должны служить долѣе трехъ лѣтъ ни въ какомъ случаѣ.
XXX. Разсылка епарх³альнымъ начальствомъ по церквамъ бланковъ, книгъ, брошюръ и т. под., безъ соглас³я на то настоятелей церквей, должна быть прекращена.
XXXI. Священники, селен³й 10-15, должны собираться, раза три - четыре въ годъ, для обсужден³я о возвышен³и умственнаго, нравственнаго и матер³альнаго состоян³я духовенства и^о развит³и умственнаго, нравственнаго и матер³альнаго состоян³я прихожанъ. Постановлен³я свои должны вносить въ журналы.
XXXII. Разъ въ годъ долженъ быть собираемъ съѣздъ и епарх³альный. Предметы обсужден³й епарх³альныхъ съѣздовъ должны быть тѣ же самые, что и окружныхъ; но здѣсь разсужден³я должны вестись подъ руководствомъ епископа. Здѣсь же должны быть прочитаны полные отчеты о состоян³и приходовъ, духовенства и дѣятельности окружныхъ съѣздовъ. Замѣчательныя мѣста отчетовъ должны быть печатаемы въ Епарх. Вѣдомостяхъ для свѣдѣн³я и руководства всего духовенства. Второстепенными же предметами, какъ-то: разсматриван³емъ смѣтъ, опредѣлен³емъ и увольнен³емъ лицъ. служащихъ при училищахъ и т. под., епископы обременяемы быть не должны. Занят³я епископа на съѣздахъ духовенства должны касаться исключительно прямой обязанности епископа - религ³озно-нравственнаго состоян³я духовенства и паствы.
XXXIII. Должности благочинныхъ должны быть упразднены.
XXXIV. Графа въ формулярахъ духовныхъ лицъ для отмѣтокъ въ поведен³и должна быть уничтожена.
XXXV. Должно имѣться лицо, священникъ, съ правами мироваго судьи,- одинъ судья на уѣздъ,- для разбора дѣлъ, до духовенства касающихся.
XXXVI. Члены консистор³и должны избираться духовенствомъ на три года ъ утверждаться св. Синодомъ. Судопроизводство должно быть устроено по образцу окружныхъ судовъ. Консистор³я должна быть не болѣе, какъ и всякое присутственное мѣсто, и на духовенство не должна имѣть никакого вл³ян³я, а потому и штрафы ея должны быть прекращены.
XXXVII. Епископъ долженъ быть освобожденъ отъ чтен³я и утвержден³я какихъ бы то ни было журналовъ, опредѣлен³й консистор³и и т. под. дѣлъ. Утвержден³ю .его должны подлежать только дѣла, касающ³яся вѣры и нравственности паствы, и запрещен³я и удален³я отъ должности лицъ духовнаго зван³я, чтобъ тѣмъ дать ему возможность заняться его существенными обязанностями.
XXXVIII. По всѣмъ дѣламъ, не касающимся вѣры в.нравственности народа, гражданск³я вѣдомства должны сноситься съ консистор³ями. При большей самостоятельности духовенства, мировыхъ судей и консистор³й, дѣла упростились бы и уменьшилась бы самая переписка, и самъ епископъ не былъ бы заваливаемъ всякимъ бумажнымъ хламомъ.
XXXIX. Лица духовнаго зван³я, неодобрительнаго поведен³я. должны быть удаляемы отъ должностей. Посылка священниковъ въ пономари и всѣхъ, вообще, въ монастыри "на исправлен³е" и въ наказан³е должна быть прекращена, и, наконецъ,
XL. Должности домашнихъ арх³ерейскихъ секретарей должны быть закрыты.
прото³ерей и благочинный въ одной изъ приволжскихъ губерн³й, близъ большаго губернскаго города.
Отъ редакц³и журнала "Русская Старина".- 6-го января 1881 г. мы получили отъ одного изъ читателей "Русской Старины" князя Итал³йскаго графа А. А. Суворова-Рымникскаго слѣдующее письмо:
"Милостивый государь, Михаилъ Ивановичъ. Узнавъ изъ прекрасныхъ "Записокъ Сельскаго Священника", помѣщаемыхъ на страницахъ издаваемаго вами журнала "Русская Старина" (январь 1881 г.) о бѣдствующемъ вдовомъ священникѣ одного прихода, незнающемъ "гдѣ преклонить голову" и готовящемъ пищу себѣ самому и четыремъ своимъ дѣтямъ, я,- находясь до сихъ поръ подъ вл³ян³емъ вынесеннаго изъ чтен³я тягостнаго впечатлѣн³я,- рѣшаюсь обратиться къ вамъ съ покорнѣйшею просьбою не отказать въ передачѣ, чрезъ автора Записокъ,- адресъ котораго, вѣроятно, вамъ извѣстенъ,- прилагаемые сто руб. сер. для вручен³я несчастному пастырю.
Примите в. и увѣрен³е въ истинномъ моемъ почтен³и и преданности.
6-го января 1881 г.
С.-Петербургъ
Примѣчан³е. На другой день, 7-го января, мы отослали щедрый даръ достоуважаемаго князя Александра Аркад³евича - автору "Записокъ Сельскаго Священника" - прото³ерею и благочинному въ приходѣ близъ губернскаго города въ одной изъ приволжскихъ губерн³й,- для передачи, по принадлежности, бѣдному пастырю, о коемъ Сельск³й Священникъ упоминаетъ въ своихъ Запискахъ, или, если бѣднякъ тотъ умеръ, оставшимся послѣ него сиротамъ.
Затѣмъ просимъ извинен³я у князя Александра Аркад³евича въ томъ, что позволили себѣ, вопреки его скромности, опубликовать о настоящемъ его дарѣ, вновь свидѣтельствующемъ объ отзывчивости его сердца на все доброе.
8-го января 1881 г.
Письмо "Сельскаго Священника" къ ред. "Русской Старины" .
5-го февраля 1881 года. Мар³инская колон³я.
Глубокоуважаемый Михаилъ Ивановичъ! 17-го минувшаго января я имѣлъ удовольств³е получить сто рублей серебромъ, щедрый даръ достоуважаемаго государственнаго мужа, генералъ-адьютанта, генерала-отъ-инфантер³и, князя Итал³йскаго, графа Александра Аркад³евича Суворова-Рымникскаго, пересланные в. п. для передачи чрезъ меня тому несчастному священнику, о которомъ писалъ я ("Русская Старина", янв. 1881 г., стр. 72-76). Деньги эти, по принадлежности, мною переданы, о чемъ священникъ, ихъ получивш³й, и поспѣшилъ написать князю А. А. Суворову - выразивъ въ письмѣ къ князю свою безпредѣльную признательность.
Какъ о положен³и этого священника, такъ и вообще все, что писалъ я, я писалъ правду,- и только одну правду, не стѣрняясь злобою и мщен³емъ людей, о которыхъ пришлось писать мнѣ.
За "Записки" мои, мнѣ пришлось перенести непр³ятности; но я утѣшаюсь тѣмъ, что высказанная мною правда обратила на себя вниман³е людей досточтимыхъ и высокопоставленныхъ, каковъ напримѣръ, свѣтлѣйш³й князь Александръ Аркад³евичъ Суворовъ-Рымникск³й. Отрадно видѣть вниман³е всѣми уважаемаго и любимаго государственнаго мужа, такъ близко стоящаго къ верховному Вождю нашего Отечества! Вниман³е это укрѣпляетъ надежду нашу, что любовь свѣтлѣйшаго князя къ Церкви и Отечеству отразится и въ другихъ русскихъ сердцахъ, что православное русское духовенство будетъ выведено изъ того позорнаго состоян³я, въ какомъ находится оно теперь.
Благодарю и васъ глубокоуважаемый Михаилъ Ивановичъ, за ваши усил³я помочь позоримымъ служителямъ церкви и за труды на пользу Отечества! Вы вызвали меня писать о духовенствѣ, вамъ, слѣдовательно, обязанъ я и тѣмъ вниман³емъ, какое вызвали мои "Записки".
Примите же искреннюю благодарность глубокоуважающаго васъ
Г. редактору "Русской Старины"
Мих. Ив. Семевскому.