Главная » Книги

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона, Страница 4

Случевский Константин Константинович - Балтийская сторона


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

орыя собираются сбросить въ море Пакерортск³й маякъ, разбиваютъ здѣсь ледъ и даютъ возможность привезти въ Петербургъ по Балт³йской дорогѣ, самые ранн³е апельсины: самая желѣзная дорога слыветъ подъ назван³емъ апельсинной. Но если въ торговомъ отношен³и она заслужила такую фруктовую славу, то въ другомъ, въ государственномъ смыслѣ, оказала эстляндской губерн³и великую услугу: болѣе чѣмъ что либо другое способствовала она обрусѣн³ю лежащихъ по ней мѣстъ, и въ особенности Ревеля, что можетъ подтвердить всяк³й безпристрастный тамошн³й старожилъ; далеко не всякому старожилу сказанное нравится.
   Та же свирѣпость волны, которая обусловила за дорогой и портомъ клички - апельсинные, была причиной того, что цѣлый рядъ царственныхъ попытокъ Петра I, Елисаветы и Екатерины II на устройство здѣсь гавани остался напраснымъ трудомъ: камни сносились, сваи вымывались, дамбы исчезали подъ водой; послѣдн³я изъ работъ, миниховск³я, сгинули въ 1767 году окончательно и образуютъ теперь подводный рифъ, простирающ³йся на полверсты отъ берега. Петръ I задумывалъ даже устроить здѣсь крѣпость, остатки которой въ тѣхъ широкихъ, могучихъ размѣрахъ которые придавалъ всему Велик³й Императоръ, еще видны и нынѣ, и по валамъ ея обильно поростаетъ особый видъ низкорослой, бѣлой гвоздики, у насъ кажется вовсе неизвѣстной и отличающейся удивительно пр³ятнымъ запахомъ. Въ 1715 году былъ здѣсь Петръ I, въ 1764 году Екатерина II. До 1762 года Балт³йск³й Портъ назывался мѣстечкомъ Рогервикъ, съ 1786 сдѣланъ городомъ уѣзднымъ, съ 1844 переименованъ въ заштатный. Движен³е торговли въ немъ въ послѣднее трехлѣт³е таково что привозилось ежегодно на 1,043,000 р., вывозилось на 470,000 р.: пошлинъ, золотомъ, около 111,000 р.
   Замѣчательностей городъ конечно никакихъ не имѣетъ, осли не считать непомѣрно широкихъ улицъ, составляющихъ какъ бы продолжен³е пустырей его окружающихъ. Въ немъ всего только 933 человѣка жителей, что не мѣшаетъ имъ надѣяться и ходатайствовать объ устройствѣ тутъ не только коммерческой гавани, но и военной. Это желан³е, хотя и крупное по своимъ размѣрамъ, напоминаетъ тѣ платоническ³я надежды, съ какими у насъ чуть ли не большинство городовъ, надѣется на проведен³е къ нимъ желѣзной дороги, замѣтимъ также, что лютеранская церковь города построена, какъ и нѣкоторыя изъ другихъ лютеранскихъ церквей прибалт³йскихъ губерн³й, на русск³я деньги, повелѣн³емъ Николая I въ 1842 году. Она имѣетъ еще ту особенность, для края очень характерную, что также бѣдна и невзрачна какъ и церковь православная. Относясь скептически къ возможности и необходимости устройства здѣсь порта, слѣдуетъ сказать, однако, что, рейдъ его будучи далеко не вполнѣ спокойнымъ, тѣмъ не менѣе имѣетъ ширины 3 версты, длины 10 и глубины 16 саженъ, при хорошемъ глинистомъ грунтѣ.
   До завтрака Ихъ Высочества обошли ряды вольной пожарной команды, замѣчено какъ много въ краѣ этихъ командъ, обученныхъ носить каски, ходить въ ногу, дѣлать построен³я, слушать приказан³я. Такой городокъ какъ Балт³йск³й Портъ, въ которомъ и горѣть-то нечему, а еслибы что и загорѣлось, то, при широтѣ улицъ, не представляло опасности, и тотъ имѣетъ, свою пожарную команду со знаменемъ: стоитъ дать имъ ружья и немного подучить, и значительная воинская сила готова. Понятно что сила эта, назначаемая на тушен³е пожаровъ, очень полезна и въ этомъ смыслѣ нельзя не похвалить предусмотрительности мѣстнаго населен³я.
   Направляясь къ завтраку, Ихъ Высочества посѣтили казармы поста пограничной стражи, люди которой, одни верхомъ, друг³е пѣшкомъ, были выстроены передъ ними и привѣтствованы Его Высочествомъ. Самый завтракъ, очень небольшой, холодный, на скорую руку, предложенъ отъ города на высшей точкѣ, въ древнемъ баст³онѣ петровскихъ укрѣплен³й, причемъ прислуживали Ихъ Высочествамъ городск³я дѣвицы, всѣ въ бѣломъ. Вслѣдъ за этимъ состояллось немедленное отправлен³е въ дальнѣйш³й путь - въ Гапсаль, отстоящ³й отсюда моремъ на 60 миль.
   Переходъ этотъ представлялъ особый интересъ въ виду важности ознакомлен³я съ сѣверными проливами Монзунда, идущими между островами, настолько же изломанными въ своихъ очертан³яхъ, какъ и характерными пo особенностямъ своихъ обитателей. "Олафъ" шелъ проливомъ Вормскимъ, и, по мѣрѣ приближен³я къ протоку омывающему западный берегъ Вормса и восточный Даго, все болѣе уменьшалъ ходъ. Его Высочество слѣдилъ за очертан³ями береговъ, свѣряя ихъ съ картой, и знакомился съ островомъ Харри находящимся какъ разъ досреди пролива и очевидно могущимъ имѣть не малое вл³ян³е при оборонѣ.
   Къ вечеру, отнюдь не менѣе чѣмъ въ 10 миляхъ отъ Гапсаля, "Олафъ" бросилъ якорь, за невозможностью идти дальше по мелковод³ю и Ихъ Высочества пересѣли, для немедленнаго переѣзда къ городу, на небольшой паровой баркасъ таможенной крейсерской флотил³и "Копчикъ"; мног³я изъ судовъ этой дѣятельной флотил³и несутъ птичьи имена: "Нырокъ", "Гагара", "Лебедь", во вниман³е къ той быстротѣ съ которою должны они перелетать, несмотря на погоду, съ одного мѣста на другое. Гапсаль, въ полумракѣ ночи глянулъ на совершенно плоскомъ берегу не особенно красиво и даже трудно было человѣку незнакомому съ мѣстностью, отличить стѣны и башни развалинъ древняго рыцарскаго замка, котораго касаются мног³я легенды, замуровывающ³я въ стѣны его женщинъ, клады и т. п. Чѣмъ-то очень схожимъ съ легендой былъ разсказъ сообщенный намъ о томъ, будто нѣмецк³й пароходикъ "Progress", мимо котораго мы проходили, содержащ³й почтовое сообщен³е съ островомъ Даго, въ прошломъ году нашелъ затруднительнымъ перевезти туда нашу военно-походную церковь, несомнѣнно православную, и она перевезена по назначен³ю на судахъ таможенной крейсерской флотил³и.
   Встрѣченные съ берега шумными кликами и махан³емъ шапокъ Ихъ Высочества сошли на пристань и, принявъ властей, направилисъ въ экипажахъ, немедленно, по очень длинному деревянному помосту, къ самому городу и поперекъ его къ мѣсту ночлега, въ усадьбу генералъ-адъютанта графа Бревернъ-де-ла-Гарди, усадьбу, садъ которой расположенъ вдоль стѣны развалинъ древняго рыцарскаго замка, въ самомъ Гапсалѣ.
   Въ Гапсалѣ всего 2,800 жителей, но, на лѣтн³й сезонъ, благодаря значительному притоку гостей на морск³я купанья, населен³е это возрастаетъ. Въ 1279 году основанъ городокъ эзельскимъ епископомъ Германомъ: позже епископы острова Эзеля переселились сюда совсѣмъ и такъ какъ представители духовной власти въ тѣ дни жили пышно, и имѣли нѣчто въ родѣ своего двора, то и маленък³й Гапсаль изображалъ духовную столицу въ мин³атюрѣ. Мног³е изъ балт³йскихъ городковъ, современныхъ Гапсалю, одновременно съ гибелью ордена, слабѣли, чахли, обращались въ деревеньки или даже исчезали совсѣмъ, несмотря на то, что имѣли всяк³я права, ратуши и гильд³и. Въ 1343 году, 23-го апрѣля, въ знаменитую Юрьеву ночь возстан³я эстовъ, толпы ихъ обложили одновременно съ Ревелемъ и Гапсаль. Магистръ ордена Дрейлевенъ, только что воевавш³й счастливо съ русскими и находивш³йся въ Изенбургѣ, не замедлилъ явиться со своими всадниками на помощь; послѣ совершен³я всевозможныхъ казней и исключительно жестокихъ пытокъ (exquisitis tormentis), въ который уже разъ обезлюдилъ нѣмецк³й рыцарь на долгое время ближнюю эстонскую землю.
   Очень характерно по своей, если можно такъ выразиться, юридической окраскѣ, одно изъ нападен³й, выдержанныхъ Гапсалемъ "по довѣренности". Это случилось въ 1383 году. Когда неистовства, разбои и проч³я качества необузданныхъ рыцарей, вассаловъ озельскаго епископа, вызвали наконецъ съѣздъ въ Вольмарѣ, на которомъ рѣшено установить миръ и покой, главные вожаки рыцарской самодѣятельности, Шаренбекъ и Дитрихъ Икскюль, согласились на это предложен³е и благодарили за него: не успѣли разъѣхаться члены вольмарскаго съѣзда, какъ этотъ самый Икскюль, за себя и "по довѣренности" Шаренбека, съ толпами всякихъ разночинцевъ, напалъ на Гапсаль. Ночью по лѣстницамъ влѣзли они въ замокъ, прошли оттуда въ церковь, многихъ убили, другихъ изувѣчили, обокрали церковь и библ³отеку и что могли пожгли. Хроники не говорятъ о томъ, что слѣдовало за этимъ преступлен³емъ, но орденск³я власти обѣщали крутыя мѣры противъ разбойниковъ опустошавшихъ край. Сдѣлать это оказалось, однако, труднѣе чѣмъ сказать, труднѣе потому, что грабительство рыцарей было настолько прирождено имъ, что почти одновременно съ этимъ, епископъ курляндск³й Оттонъ самъ являлся чѣмъ-то въ родѣ атамана разбойничьей шайки орденскихъ рыцарей, и ему помогали комтуры, то есть рыцарск³е военноначальники Гольдингена и Виндавы, и фохтъ замка Кандау, устроивъ сообща систематическ³й повсемѣстный разбой.
   Если характерно было нападен³е "по довѣренности", то не менѣе любопытны тѣ способы какими была окрещена вся близлежащая страна. Когда епископъ Альбертъ, въ началѣ XIII вѣка, испуганный тѣмъ, что как³е-то неизвѣстные тогда варвары-русск³е взяли одинъ изъ рыцарскихъ замковъ Оденпе, призвалъ на помощъ себѣ короля датскаго, и онъ дѣйствительно явился и помогъ, тогда началосъ оригинальное крещен³е страны сразу съ двухъ сторонъ; по обезлюдѣвшимъ, погорѣлымъ деревнямъ ходили одновременно нѣмецк³е и датск³е крестители, для того чтобы захватить себѣ возможно скоро какъ можно больш³е области, причемъ датчане разсылали святую воду даже съ недуховными людьми. Генрихъ Латышъ, древнѣйш³й и достовѣрнѣйш³й бытописатель тѣхъ дней (хроника его кончается 1227 годомъ), разсказываетъ смѣшную истор³ю о томъ, какъ, придя въ одну деревню, собралъ онъ людей и хотѣлъ было окропить ихъ святою водой: "да вѣдь насъ обливали вчера датчане", отвѣтили ему наивные эсты, и Генрихъ не могъ не улыбнуться и ушелъ. Въ другой деревнѣ, войдя въ нее съ одного конца, встрѣтилъ онъ датскаго крестителя, вошедшаго съ другаго; встрѣтившись поглядѣли они другъ на друга и разошлись. Трагикомизмъ этихъ положен³й вызываетъ на память истор³йку о томъ, что изъ Дан³и былъ присланъ сюда, приблизительно въ эти же годы, фальшивый гоголевск³й ревизоръ, исполнявш³й якобы роль папскаго легата, что придаетъ красивую окраску людямъ и дѣян³ямъ тѣхъ далекихъ дней именно въ посѣщаемой нами странѣ. Когда въ 1237 году послѣдовало гибельное для края соединен³е ордена меченосцевъ съ орденомь тевтонскимъ, то папская булла, объявившая объ этомъ, начиналась слѣдующ³ми словами: "послѣ того какъ пр³ятный запахъ нашего сына Великаго Магистра, распространснный по странамъ земнымъ" и т. д. Пр³ятный запахъ этотъ дѣйствительно уже обнималъ въ тѣ дни нашу прибалт³йскую окраину, и выражен³емъ этого запаха была другая папская булла 1258 года, дававшая прощен³е всякимъ преступникамъ, одѣвавшимъ рыцарское платье и шедшимъ въ Балтику для проповѣди слова Бож³я!! Многозначительны слова прибалт³йскаго историка Рутенберга, гласящ³я такъ: "сила, только одна сила рѣшила здѣсь за нѣмцевъ, и они должны бы были хорошо помнить, какимъ путемъ овладѣли ихъ прадѣды страной и какой святой долгъ несутъ они предъ мѣстными народностями".
   Гапсаль, подобно другимъ здѣшнимъ городамъ, жилъ орденскою и епископскою жизн³ю и имѣетъ тоже свою развалину - древн³й замокъ. Онъ долго держался цѣлъ и невредимъ, переживъ епископовъ и рыцарей, и только буря 1726 года, сорвавъ крышу съ николаевской замковой церкви, положила начало его разрушен³ю. Говорятъ, что подземные ходы подъ нимъ, содержащ³е по народному повѣрью кладъ, къ отыскан³ю котораго дѣлались попытки еще въ 1843 г., тянутся на пять верстъ, а такъ какъ никак³я бури подъ землей не проходятъ, то и стоятъ они цѣлы и невредимы. Лучшая, наиболѣе сохранившаяся часть замка - капелла, очень хорошихъ готическихъ очертан³й; но, къ несчаст³ю, какъ говорятъ, въ ней хотятъ устроить лютеранскую церковь, что, конечно, прибыльно для развалинъ не будетъ, и объ этомъ жалѣютъ даже сами лютеране. Съ замковою капеллою соединена легенда о томъ, какъ одинъ отцеуб³йца, произнеся въ церкви ложную присягу въ своей невинности, упалъ мертвымъ, едва переступивъ за двери церкви. Есть хорошенькая легенда объ одной изъ древнихъ осадъ Гапсаля; защитникамъ его на седьмой годъ не хватило припасовъ, а между тѣмъ осаждавш³е послали шп³она справиться именно объ этомъ любопытномъ вопросѣ. Гапсальцы, провѣдавъ о шп³онѣ, сварили съ остатками хмѣля пиво и напоили имъ послѣдняго сохранившагося быка. Пьяный быкъ, обводимый по городу, мычалъ въ разныхъ мѣстахъ, свидѣтельствуя о томъ, будто бы, быковъ много, мяса достаточно, да еще и пиво варятъ. Осада, говоритъ легенда, была снята.
   Въ 1576 году взяли Гапсаль русск³е, владѣли имъ до 1581 года и сдали городъ на капитуляц³ю шведамъ; въ 1628 году городъ проданъ былъ шведскою короной де-ла-Гарди за 66,830 шведскихъ талеровъ, но по смерти его возвращенъ казнѣ. Не продажею и куплею, обычными здѣсь способами, а политый русскою кровью взятъ онъ въ 1710 году генераломъ Бауэромъ и Ништадскимъ миромъ присоединенъ къ Росс³и навсегда.
   Согласно нѣкоторымъ источникамъ, подлѣ Гапсаля имѣла мѣсто оченъ характерная собственноручная расправа Петра Великаго. 22-го ²юня 1715 года прибылъ онъ на галерахъ въ Гапсаль и, осмотрѣвъ городъ, черезъ Линденъ и Падисъ, направился въ Ревель. По пути объявилъ онъ дворянину Рамму что будетъ обѣдать у него; дворянинъ отвѣтилъ, что не желаетъ этого царскаго посѣщен³я, но государь тѣмъ не менѣе прибылъ къ нему, собственноручно наказалъ его своею тростью и очень вкусно пообѣдалъ, за ѣдой и питьемъ царь очаровалъ приглашеннаго имъ къ столу побитаго хозяина, очаровалъ настолько, что, при прощан³и, Раммъ просилъ подарить ему бившую его царскую трость. Говорятъ, что вещественный документъ этотъ и по сегодня хранится у его потомковъ. Сохранился также и разсказъ о посѣщен³и царемъ въ эту же поѣздку мѣстечка Линденъ, принадлежавшаго вдовѣ барона Унгернъ-Штернберга, служившаго когда-то въ шведскихъ войскахъ. Молодая вдова, осчастливленная посѣщен³емъ, то и дѣло прятала портреты Карла XII и его монограммы, находивш³еся въ дому на разныхъ мѣстахъ и продметахъ. Петръ I самъ отыскалъ одинъ изъ портретовъ за печкой, взялъ его въ руки, любовался и проговорилъ: "здорово, братецъ Карлъ! теперь швырнули за печку тебя, но достаточно будетъ, можетъ быть, одного сражен³я, чтобъ отправить и меня за тобою туда же!" Вдова была глубоко опечалена этимъ случаемъ; царь думалъ было сосватать ее за Ягужинскаго, но сердце ея принадлежало уже барону Розену, и она вышла за него. По отъѣздѣ отсюда, царя Петра чуть-чуть не разнесли лошади, которыя, къ слову сказать, и по сегодня здѣсь очень хороши, и, запряженныя въ дышло или оглобли, играютъ и любятъ подниматься на дыбки.
   Служебныя посѣщен³я Его Высочества состояли изъ обхода казармъ, управлен³я уѣзднаго воинскаго начальника и Велик³й Князь особенно интересовался данными по отношен³ю къ острову Даго, сообщен³е съ которымъ нерѣдко прерывается въ пер³одъ призыва новобранцевъ. Помимо сказаннаго, Его Высочествомъ посѣщены тюрьма, больница и постъ пограничной стражи.
   Въ одиннадцатомъ часу Августѣйш³е Путешественники направились въ мѣстную церковь къ началу обѣдни. Хотя съѣздъ лицъ желавшихъ пользоваться гапсальскими грязями еще не достигъ своей высшей цифры, тѣмъ не менѣе русск³й храмъ, былъ полонъ молящихся. Церковь не велика, но вполнѣ благообразна: при незначительной вышинѣ подъ цилиндрическимъ сводомъ, она продолговата по плану, имѣетъ не дурной, въ римскомъ стилѣ, золоченый иконостасъ и красивую люстру. По окончан³и обѣдни и по провозглашен³и многолѣт³я, Ихъ Высочества приложились ко кресту, по древнеправославному обычаю, поцѣловали у священника руку и приняли отъ него по просфорѣ.
   Во второмъ часу пополудни въ здан³и приходской школы собраны воспитанники и воспитанницы двухъ заведен³й, имѣя во главѣ двухъ законоучителей и всѣхъ преподавателей. Ознакомясь съ обстановкой училища, Ихъ Высочества прослушали стройное пѣн³е хора и выразили училищамъ пожелан³е дальнѣйшаго преуспѣян³я для упрочен³я и развит³я въ краѣ русскаго дѣла. Совмѣстно съ Великою Княгинею зашелъ Велик³й Князь въ помѣщен³е временно отведенное для прибывшихъ въ Гапсаль больныхъ воспитанницъ институтовъ: милостиво отнесясь къ больнымъ Ихъ Высочества интересовались успѣхами лѣчен³я. Изѣстно что этимъ благодѣян³емъ пользуются воспитанницы благодаря постоянной заботливости о нихъ Государыни Императрицы. Въ завершен³е всѣхъ осмотровъ Ихъ Высочества направились къ берегу моря, гдѣ устроены были регаты. Четырнадцать шлюбокъ подъ бѣлыми парусами быстро и плавно скользили по синевѣ ярко освѣщеннаго моря, и побѣдители получили имъ назначенные призы изъ рукъ Августѣйшихъ Гостей.
   Изъ всѣхъ морскихъ купан³й балт³йскаго побережья Гапсаль теплѣе другихъ, что не мѣшаетъ ему, расположенному на мѣстности совершенно ровной, каменистой, частью болотной, поростающей мелкимъ кустарникомъ и сосною, быть совершенно открытою сѣверо-западнымъ вѣтрамъ; климатическ³я услов³я его не дурны - но прогулокъ мало, садовъ нѣтъ, а имѣются променады. Повидимому задуманы нѣкоторыя приспособлен³я, чтобы воспользоваться руиною замка и сдѣлать изъ нея центральное гульбище; можно только пожелать исполнен³я этого.
   Проводы Августѣйшихъ Путешественниковъ изъ Гапсаля, были не менѣе шумны и торжественны, чѣмъ встрѣча: въ шестомъ часу вечера "Олафъ" снялся съ якоря и направился къ Пернову.
  

Перновъ.

Общ³й видъ города, шеств³е обществъ. Истор³я вражды Стараго и Новаго Пернова. Нынѣшнее значен³е магистратовъ и гильд³й. Граница между эстами и латышами: возможность раздѣлен³я эпарх³и.

  
   Въ десятомъ часу утра, 15-го ³юня, "Олафъ" бросилъ якорь въ 4 1/2 миляхъ отъ Пернова, т. е. не такъ далеко какъ отъ Гапсаля, и Ихъ Высочества пересѣли на паровую шхуну "Стражъ", входящую въ составъ таможенной крейсерской флотил³и. На мостикѣ шхуны появился человѣкъ, во фракѣ и цилиндрѣ, съ бѣлымъ знакомъ на немъ - Р. L., что означаетъ Pilot, Lothse, лоцманъ. Это былъ одинъ изъ представителей лоцманскихъ обществъ, имѣющихся, къ счаст³ю, на всемъ балт³йскомъ побережьѣ, весьма своенравномъ не только въ смыслѣ атмосферическихъ явлен³й, но и по характеру дна моря: много новыхъ вешекъ ставится и понынѣ на тѣхъ мѣстахъ, гдѣ неожиданно застряло то или другое судно. День былъ очень хорошъ, море спокойно; мы быстро подвигались къ городку лежащему на плоскомъ, песчаномъ берегу, и скоро въѣхали въ довольно узк³й проходъ, тянущ³йся между двухъ низкихъ каменныхъ моловъ. Поверхъ множества крутыхъ, старообразныхъ, черепичныхъ крышъ городка, продвигались въ воздухѣ шпили двухъ церквей; много мельницъ виднѣлось по сторонамъ, много зелени; въ одномъ мѣстѣ обозначались лѣса новой постройки лютеранской церкви, спаленной, кажется въ 1883 году, октябрьскою молн³ей. Вправо виднѣлась спасательная станц³я, по сторонамъ пароходы, ялики, черпальная машина, всѣ разукрашенные флагами: слышалась иногда, покрывавшая клики народа, пальба изъ какихъ-то хлопушекъ, напоминавшая отчасти выстрѣлы изъ небольшой пушки. На возвышен³и поднималась лоцманская станц³я, находящаяся въ связи со всѣми остальными, имѣвшая, какъ намъ сообщили, свѣдѣн³е, что въ настоящую минуту у береговъ Норвег³и хозяйничаютъ штормы; это открывало намъ непр³ятную перспективу. Еще нѣсколько минутъ, и Ихъ Высочества сходили на беретъ подъ очень красивымъ и громаднымъ павильономъ въ три арки, крытымъ вплотную, будто бронею, еловыми вѣтками; подъ ними было прохладно, и смолистый запахъ силенъ. На пристани послѣдовало представлен³е: начальника Лифляндской губерн³и генералъ-ма³ора Зиновьева, властей, дворянъ и дамъ, и городской голова произнесъ привѣтств³е, конечно, на русскомъ языкѣ. Какъ и вездѣ, первою посѣщена мѣстная православная церковь. Она невелика, крыта небольшимъ куполомъ, подъ которымъ, непонятно для чего, положена стекляная рама; иконостасъ углубленною аркой покоится на небольшихъ витыхъ колонкахъ; высоко надъ нимъ поднимается рельефное распят³е, составляющее, вѣроятно, часть висящаго за нимъ образа, изображающаго, такъ надо думать, хотя разобрать трудно, скалистыя окрестности ²ерусалима, съ солнцемъ и луной на верху; въ приходѣ числится около 2,500 душъ. Отслушавъ молитвослов³е и приложившись ко кресту, Ихъ Высочества прослѣдовали въ помѣщен³е, имъ назначенное. У входа стоялъ почетный караулъ, который Его Высочество и пропустилъ мимо себя церемон³альнымъ маршемъ. Слѣдовало шеств³е передъ балкономъ дома многихъ обществъ: пожарныхъ, гребнаго клуба, цѣховъ, гильд³й, евреевъ и проч., звучала музыка, "ура", рѣяли знамена съ пестрыми надписями, съ изображен³ями сапоговъ, кренделей и т. п.; тутъ же шли и воспитанники учебныхъ заведен³й. При яркомъ солнечномъ освѣщен³и, шеств³е вышло очень эффектно и выражало радость мѣстныхъ жителей, счастливыхъ тѣмъ, что въ этотъ забытый, лежащ³й въ сторонѣ отъ желѣзныхъ дорогъ, уголокъ, пожаловали Высочайш³е Гости. Когда замолкли клики и музыка, Ихъ Высочества, войдя въ залу, приняли представителей администрац³и, дворянства, сослов³й и дамъ. Немедленно по окончан³и пр³ема Велик³й Князъ направился къ резервной ротѣ, выстроенной на ея казарменномъ плацу. Произведя строевое учен³е и обойдя казармы. Его Высочество посѣтилъ управлен³е мѣстнаго уѣзднаго воинскаго начальника, но повѣрку дѣлопроизводства не призналъ возможною, потому что начальникъ, замѣстивш³й своего недавно умершаго предшественника, еще не прибылъ сюда, къ мѣсту назначен³я.
   Городокъ Перновъ очень опрятенъ, вымощенъ и былъ обильно украшенъ гирляндами и флагами; въ немъ около 12,000 жителей; главный предметъ экспорта ленъ; немного лѣтъ тому назадъ оборотъ достигалъ 10 милл³оновъ рублей, теперь онъ не переходитъ 4 1/2.
   Подобно тому какъ есть въ прибалт³йскомъ краѣ своя "лифляндская Швейцар³я", такъ въ Перновѣ своя "лифляндская Помпея". Это старый, несуществующ³й нынѣ, Перновъ, лежащ³й своими основан³ями въ пескахъ побережья, городъ, котораго приблизительное мѣстонахожден³е и очертан³е извѣстны, но слѣда имъ нѣтъ. На поверхности земли, надъ поверхностью моря виденъ только новый Перновъ, тотъ который не далъ жить старому, лежащему подъ песками. Старый Перновъ былъ также однимъ изъ членовъ Ганзы и велъ въ древности значительную торговлю съ Росс³ей черезъ Дерптъ. Лучшимъ его временемъ было то, которое предшествовало ливонской войнѣ.
   Вражда этихъ двухъ городковъ составляетъ одну изъ типичныхъ страничекъ здѣшней средневѣковой жизни, когда сослов³я, касты, гильд³и и цехи, во взаимной враждѣ, служили такимъ отличнымъ доказательствомъ несуществовавшей еще въ тѣ дни пресловутой дарвиновской теор³и борьбы за жизнь. Новый Первовъ восторжествовалъ, старый покоится въ пескахъ.
   Въ 1234 году епископъ эзельск³й избралъ мѣсто стараго Пернова для постройки церкви; по мѣрѣ постройки селились подлѣ нея и люди, и, вѣроятно такъ, по словамъ Русвурма, возникъ Старый Перновъ. Въ 1251 году церковь его сдѣлана соборною, и до насъ дошелъ любопытный документъ о порядкахъ, которымъ должны были подчиняться причтъ и клиръ. Изъ числа 300 гакеновъ земли назначенной собору, 42 шли пробету, 32 декану, 30 схоластику, 10 звонарямъ, 6 на свѣчи, книги и масло. Всѣ домгерры, числомъ 12, должны были спать въ общей спальнѣ и ложиться одновременно, безъ шума и упрямства, безъ "insolentia et strepita", а кто не ночевалъ дома, тотъ привлекался къ отвѣту, причемъ прочитывалъ 50 молитвъ и двигалъ по 50 шариковъ четокъ.
   Въ 1263 году пришедш³е сюда литовцы сожгли старый городъ и церковь; въ 1533 году епископъ Букегевденъ, въ войнѣ со своимъ антиепископомъ Вильгельмомъ, снова сжетъ отстроивш³йся заново городъ и выкинулъ изъ церковнаго склепа останки перваго епископа эзельскаго, Германа; въ 1576 году церковь сожжена русскими.
   До насъ дошли любопытные документы, такъ-называемые "Burspraken", то есть "Burgerspraohen civiloquia", бюргерск³я права, ежегодно измѣнявш³яся; ихъ четыре раза въ годъ публично прочитывали, чтобы бюргеры могли вполнѣ хорошо знать ихъ. Так³е документы сохранились въ Ревелѣ, Ригѣ и Новомъ Перновѣ. Въ нихъ характерны нѣсколько параграфовъ, направленныхъ противъ эстовъ и вообще противъ всѣхъ ненѣмцевъ. Не только при покупкѣ хлѣба нѣмцамъ предоставлялось первенство, но всѣмъ ненѣмцамъ не полагалось даже какихъ-либо оруд³й для взвѣшиван³я и мѣры. Не менѣе ревниво относились староперновцы, соединивш³еся съ 1456 года въ гильд³ю, къ торговлѣ иностранцевъ: ни одинъ иностранецъ не смѣлъ жить здѣсь, не сдѣлавшисъ бюргеромъ; но главныя усил³я ихъ были направлены противъ возникавшаго рядомъ Новаго Пернова.
   Запрещено было, напримѣръ, кому бы то ни было покупать въ Новомъ Перновѣ продукты и товары съ тѣмъ, чтобы перепродавать ихъ въ Старомъ. Непримиримыми врагами стояли одинъ противъ другаго оба города. Въ 1568 году, король польск³й, вѣроятно вслѣдств³е особаго ходатаймтва новоперновцевъ, велѣлъ снести Старый Перновъ и далъ имъ привилег³ю слѣдить за тѣмъ, чтобы на мѣстѣ сносимаго города никто наново не строился. Не могло быть сомнѣн³я въ зоркости, съ какою слѣдили за этимъ торжествовавш³е новоперновцы; тѣмъ не менѣе старое, насиженное мѣсто никакъ не хотѣло умирать, потому что уже въ 1599 году Новый Перновъ просилъ польскихъ коммисаровъ ни болѣе, ни менѣе какъ о томъ, чтобы срыть старый городъ. И на этотъ разъ исполнен³е ходатайства фактически не удалось, такъ что при перемѣнѣ властителя, при Густавѣ Адольфѣ шведскомъ, ходатайство возобновлено и послѣдовало сходное съ прежними королевское подтвержден³е о томъ, чтобы не смѣли строиться на старомъ мѣстѣ, чтобы разрушенной церкви не возобновлять, дабы не было предосужден³я новому Пернову. Остатки церкви снесены окончательно въ 1660 году и вражда, длившаяся не одно столѣт³е, погасла за насильственною смертью одной изъ сторонъ. Старый городъ и даже имя его исчезли почти безслѣдно; онъ находился противъ нынѣшняго Пернова, подлѣ рѣчки Заукъ, или Перова. Остались отъ него, будто въ насмѣшку, всего только двѣ печати: старая 1427 года, съ изображев³емъ полуепископа и полуорла, и новая, 1445 года, съ рукой, держащею крестъ подлѣ ключа. Единственный подлинный документъ, дошедш³й до насъ отъ Стараго Пернова,- такъ чисто стерто съ лица земли его быт³е,- это отношен³е его магистрата къ магистрату ревельскому отъ 21-го января 1427 года, съ просьбою объ оказан³и защиты нѣкоему Гансу Омунду.
   Самое назван³е Перновъ перешло къ нынѣшнему городу отъ Стараго Первова, потому что первоначальное назван³е Новаго Пернова было Эмбеке. Не одни эсты, слѣдовательно, склонили свои головы: тутъ не давали пощады никому. Издавна существовали въ прибалт³йскомъ краѣ гильд³и и цехи; уставы ихъ, или шраги, имѣются, напримѣръ, въ Ригѣ, съ XIV вѣка. Хотя многое прекратилось, и городовое положен³е 26-го марта 1877 года достаточно основательно тронуло вопросъ, но въ общихъ чертахъ въ прибалт³йскихъ губерн³яхъ все-таки существуетъ три городск³я сослов³я: магистратъ, какъ высшее городекое управлев³е, и двѣ гильд³и. Въ болѣе мелкихъ городахъ граждане дѣлятся на купцовъ и мѣщанъ, а въ самыхъ маленькихъ дѣлен³я не существуетъ вовсе. Магистраты и гильд³и составляютъ и по нынѣ то, что называется "гражданствомъ", какъ нѣчто противополагаемое "городскому обществу". Чтобы стать бюргеромъ, нужно соглас³е гильд³й и магистрата, и поступающимъ приносится присяга "на послушан³е благородному магистрату", или въ малыхъ городахъ - фохтейскому суду. Совершенно явственная несогласованность между думой и магистратомъ бросается въ глаза. Магистратъ въ настоящее время: не органъ городскаго управлен³я, не представитель городскаго общества, а Богъ знаетъ что; онъ представляетъ изъ себя, отчасти, судебное и полицейское мѣсто, съ участ³емъ въ церковномъ управлен³и, въ надзорѣ за гильд³ями, въ завѣдыван³и за благотворительными учрежден³ями и капиталами, но все это обязанности, которыя повсюду въ Росс³и распредѣлены между особыми, четко обозначенными органами.
   Завтракъ принятый Ихъ Высочествами въ "Mussegesellschaft" удался вполнѣ. До него состоялосъ тутъ представлен³е выборныхъ отъ эстонскаго землевладѣльческаго общества, предсѣдателемъ котораго состоитъ нашъ мѣстный прото³ерей. Одному изъ старшинъ, получившему отъ священника наилучшую аттестац³ю, даны были Его Высочествомъ часы, а на память о посѣщен³и Общества Ихъ Высочества благоволили посадить, подъ звуки музыки и пѣн³я, два рослые молодые дубка, какъ видимое изображен³е прочности тѣхъ отношен³й, которыя должны связыкать балтику съ остальною Росс³ей.
   По окончан³и завтрака посѣщенъ дѣтск³й пр³ютъ, основанный дамскимъ обществомъ, и гимнастическ³й залъ, гдѣ очонь красиво и очень отчетливо продѣланы были дѣвочками Töchterschule, числомъ болѣе полусотни, въ бѣлыхъ платьицахъ, въ косахъ и безъ косъ, въ локончикахъ и безъ оныхъ, очень плавныя и грац³озныя гимнастическ³я упражнен³я; онѣ исполняли все по командѣ, такъ что значен³е дисциплины проявилось даже тутъ; очень удачно вышло завершен³е движен³й съ пестрыми палочками въ рукахъ, изъ которыхъ, совершенно неожиданно, сложились передъ глазами Ихъ Высочествъ вензеля: W и М. Мног³я изъ движен³й исполнены одновременно съ размѣреннымъ пѣн³емъ, всѣ остальныя въ тактъ фортеп³ано.
   Слѣдовали: осмотръ пожарной команды (180 человѣкъ собственно пожарныхъ и 60 человѣкъ состоящихъ при нихъ полицейскихъ), казармъ, таможеннаго отряда, городской больницы и тюрьмы. Въ началѣ 5 часа состоялось отбыт³е изъ Пернова въ Аренсбургъ, лежащ³й на островѣ Эзелѣ. Ихъ Высочества отбыли на "Стражѣ", на которомъ прибыли вчера; вѣтеръ замѣтно крѣпчалъ, такъ что можно было опасаться, что свѣдѣн³я лоцманской станц³и о норвежскихъ штормахъ могутъ, пожалуй, найти неожиданное подтвержден³е, хотя небо было ясно и бѣлыя, перистыя облака поддерживали надежду на хорошее. Впрочемъ здѣсь, въ этихъ мѣстахъ, вѣтеръ такъ перемѣнчивъ, что уже на нашей памяти, за нѣсколько дней, обѣжалъ онъ всю звѣзду вѣтровъ, со всѣми ея подраздѣлен³ями. Покидая Перновъ нельзя было не вспомнить о томъ, что немного южнѣе отсюда, выходитъ къ морю та пограничная черта между эстами и латышами, которая дѣлитъ всѣ три прибалт³йск³я губерн³и на двѣ, приблизительно равныя, части. Послѣ посѣщен³я острова Эзеля, населеннаго исключительно эстонцами, съ тѣмъ чтобы въ концѣ путешеств³я опять возвратиться къ нимъ, Ихъ Высочества направлялись теперь посѣтить латышскую половину края. Существуетъ, говорятъ, предположен³е, въ случаѣ развит³я движен³я къ православ³ю, вмѣсто одной рижской православной епарх³и образовать двѣ - сѣверную или эстонскую, и южную или латышскую. Именно объ этомъ, если не ошибаемся, ходатайствовали мѣстные крестьяне еще въ минувшее царствован³е, и нельзя сказать, чтобы и съ точки зрѣн³я государственной, подобное измѣнен³е не имѣло своихъ очень хорошихъ, вѣрныхъ сторонъ.
  

Аренсбургъ.

Остронъ Эзель, убранство города. Риттергаузъ. Грязелѣчебныя заведен³я. Нѣчто объ островахъ. Истор³я, легенды, геолог³я. Замокъ. Крестьянск³я горы. Замѣчательныя женск³я одѣян³я. Пѣсни эстовъ. Легенды о лѣнивомъ Яковѣ и Виѳлеемской звѣздѣ. Подвижность земельной мѣры. Газетныя мнѣн³я.

  
   Довольно яснымъ утромъ, 17-го ³юня, съ "Олафа" сдѣлавшаго отъ Пернова сюда 80 миль и бросившаго якорь въ 5 миляхъ отъ Аренсбурга, видны были на плоскомъ, низкомъ берегу чуть-чуть поднимавш³яся розовою полоской надъ синимъ моремъ очертан³я города. Громадный островъ Эзель, на которомъ имѣется около 52,000 жителей, насколько могъ видѣть глазь, насколько уясняла подзорная труба, лежалъ плоскимъ, лѣсистымъ пространствомъ, надъ которымъ не обозначалось ни одного холмика; ближе другихъ виднѣлась пристань Лоде, къ которой пристаютъ пассажирск³е пароходы; надъ самымъ городомъ не замѣчалось ни одного высокаго церковнаго шпиля, не замѣтенъ былъ и историческ³й замокъ; городокъ словно притаился и не смѣлъ выглянуть изъ волны морской. Все это, и замокъ, и шпили церковные, выясняются только при приближен³и къ городу.
   "Первый нумеръ катера къ спуску!" раздалась команда на "Олафѣ" въ десятомъ часу, а невдали отъ него уже покачивались на якоряхъ паровые баркасы таможенной крейсерской флотил³и. Одному изъ нихъ, "Лебедю", предстояло доставить Ихъ Высочества къ берегу, и къ нему-то направился съ Августѣйшими Путешественниками спущенный съ "Олафа" катеръ. Эти тройныя пересадки надъ пучиною морскою, при значительномъ разнообраз³и и степени удобства траповъ, въ сильную волну, въ особенности дамамъ, болѣе чѣмъ затруднительны; въ Аренсбургѣ, благодаря ясной, тихой погодѣ, все это совершено благополучно, и Ихъ Высочества сошли на берегъ подъ звуки военной музыки, хороваго пѣн³я, при кликахъ толпы и рѣян³и множества флаговъ. На пристани ожидали прибыт³я представители мѣстныхъ властей и сослов³й. Принявъ привѣтств³я, сказанныя на русскомъ языкѣ, Ихъ Высочества прослѣдовали въ православную церковь, небольшую, но очень миловидную, покоющуюся на 6 столбахъ, подъ небольшимъ куполочкомъ, въ которой прослушали молитвослов³е и приложились ко кресту; въ церкви пѣли кадеты, находящ³еся здѣсь на излѣчен³и, числомъ 50 человѣкъ, и Ихъ Высочесгва, по окончан³и богослужен³я, подошли къ нимъ и сказали нѣсколько милостивыхъ словъ благодарности.
   Аренсбургъ такъ не великъ, что переѣзды по городу, всѣ рѣшительно, очень коротки. По пути къ дому, назначенному для остановки Ихъ Высочествъ, можно было видѣть, насколько постарались люди и здѣсь принять Высокихъ Гостей всѣми возможными убранствами стѣнъ, оконъ, арокъ; одна изъ особенностей этого убранства, надо сказать очень удачная, состояла въ расположен³и вдоль улицъ цѣлыхъ рядовъ пальмъ, составленныхъ не хитро, но очень красиво: воспользовались длинными стеблями осоки и, связавъ ихъ ввидѣ толстыхъ стволовъ, оставили вершинкамъ полную свободу распахнуться и развѣситься высоко, что образовало пальмы.
   Передъ домомъ Велик³й Князь принялъ почетный караулъ отъ мѣстной команды и пропустилъ его церемон³альнымъ маршемъ; въ самомъ домѣ послѣдовало представлен³е властей, духовенства, дворянства, сослов³й и дамъ, послѣ чего Ихъ Высочества направились въ риттергаузъ, на завтракъ, предложенный отъ дворянства. Залъ этого риттергауза очень не великъ, не богатъ, но украшенъ гербами мѣстнаго, эзельскаго дворянства, матрикулованныхъ родовъ его, числомъ, если но ошибаемся, 56. Въ одной изъ комнатъ имѣется портретъ ландмаршала Буксгевдена, за завтракомъ слѣдовали служебныя посѣщен³я; Его Высочество обошелъ, на казарменномъ плацу, ряды мѣстной команды произвелъ ей учен³е и посѣтилъ ея казармы; эти послѣдн³я найдены въ неудовлетворительномъ видѣ, что и сознано мѣстнымъ начальствомъ, принимающимъ мѣры къ создан³ю лучшихъ вновь. Послѣ того Велик³й Князь обошелъ городскую больницу, тюрьму и осмотрѣлъ команду поста пограничной стражи. Совмѣстно съ Великою Княгиней, Его Высочество посѣтилъ древн³й епископск³й замокъ и грязелѣчебныя заведен³я. Перечень нѣкоторыхъ геологическихъ и историческихъ данныхъ объ островѣ Эзелѣ и Аренсбургѣ будутъ здѣсь у мѣста.
   Что острова Даго, Эзель и Монъ поднялись со дна моря доказательство, тому въ мелкихъ зоофитахъ и кораллахъ, встрѣчающихся на ихъ поверхности; что поднят³е это продолжается и теперь - доказательство въ томъ, что землевладѣн³е по берегу моря, какъ на островахъ, такъ и на материкѣ, на памяти старожиловъ много увеличилось, потому что море отступило. Даго и до сегодня островъ, но останется ли онъ таковымъ неизвѣстно: "Дагъ" значитъ утро, "о" значитъ островъ, то есть утренн³й островъ, если смотрѣть на него отъ Гапсаля; но тамъ же существовалъ и другой островъ "Нуко" - назван³е, означающее ночной островъ, "нукъ" ночь; въ настоящее время это уже полуостровъ, часть материка, и назван³е его не соотвѣтствуетъ дѣйствительности. Слѣдомъ древнихъ геологическихъ переворотовъ является на Эзелѣ погасш³й кратеръ на Гуте Саль, въ 18 верстахъ отъ Аренебурга, въ имѣн³и, принадлежавшемъ когда-то профессору живописи Моллеру, извѣстному автору картины, повторенной въ огромномъ числѣ коп³й, "Поцѣлуй". Къ числу ископаемыхъ Эзеля, интересующихъ геологовъ, нужно отнести нѣкоторыхъ рыбъ. Отсюда, съ Эзеля, вывозятъ много песчаника, олужащаго для колоннъ, памятниковъ, вазъ и проч., красующихся въ Ригѣ, а по западной и южной окраинамъ острова находятъ еще и теперь янтарь, за которымъ ѣздили сюда въ глубокой древности финик³янѣ. Этимъ открывается длиннѣйшая вереница всякихъ историческихъ соображен³й. На островѣ Эзелѣ имѣли мѣстопребыван³е тѣ, не то миѳическ³е не то историческ³е, морск³е разбойники, которые, по завѣрен³ямъ хроникъ, въ 1211 году, пройдя на 300 судахъ до Трейдера по рѣкѣ Аа, лишились всѣхъ судовъ, а уже въ 1215 году, съ 200-ми новыхъ судовъ, запираютъ въ одной изъ сѣверныхъ гаваней рижскаго епископа на его пути въ Герман³ю. Въ течен³е 24 лѣтъ сдѣлали они 17 воинственныхъ нападен³й и выдержали 3. Въ 1227 году покоряютъ островъ нѣмцы, орденъ ставитъ въ Пеуде замокъ, образуетъ эзельское епископство съ резиденц³ей въ Гапсалѣ. 1343 годъ знаменитаго возстан³я эстовъ, обложившихъ Ревель и Гапсаль, не прошелъ даромъ и здѣсь: эзельцы, т. е. эсты, взяли замокъ Пеуде и, обѣщавъ рыцарямъ свободный выходъ, тѣмъ не менѣе всѣхъ ихъ перебили. Гапсаль и Ревель освобождены орденскими войсками, имѣвшими цѣл³ю усмирить и Эзель, но тонкость льда тою зимой помѣшала ихъ переходу. На слѣдующую зиму ледъ былъ къ несчаст³ю толстъ и наступила кровавая расправа. Рыцари взяли замокъ Каррисъ, въ которомъ укрѣпились эсты, полонили ихъ князька Вессе, изрубили 9,000 чоловѣкъ и заставили побѣждонныхъ выетроить, имъ же на страхъ, замки аренсбургск³й и зюнебургск³й; имя послѣдняго означаетъ "замокъ искуплен³я". Эзельск³е епископы имѣли столицами своими Аренсбургъ и Гапсаль поперемѣнно, и всѣхъ епископовъ было 20. Со времени послѣдней расправы, островъ опустѣлъ надолго. Съ 1543 года епископства курляндское и эзельское соединены воедино, а въ 1559 году оба они проданы орденомъ за 30,000 талеровъ датскому королю Фридриху II; это опять обращикъ купли и продажи, являющейся здѣсь, о чемъ уже мы упоминали и раньше, довольно обыкновенною историческою сдѣлкою. Съ 1645-1710 годы островомъ владѣютъ шведы; затѣмъ пришли сюда "казаки", то есть мы, и островъ, и крѣпость съ 66 пушками и 4 мортирами уступлены русскимъ. Въ 1804 году посѣщенъ Аренбургъ императоромъ Александромъ I; въ 1836 году крѣпость упразднена.
   Крѣпость эта построена королевою Христиной въ 1645 году, замокъ относится къ числу лучшихъ изъ сохранившихся въ балт³йскомъ краѣ и напоминаетъ одинъ изъ послѣднихъ актовъ самозащиты эзельцевъ. Ихъ Высочества обошли главныя его помѣщен³я; очень хорошо сохранилась капелла со стрѣльчатыми сводами на пяти столбахъ; ребра сводовъ обозначены крупными пажилинами; передняя часть капеллы вдвое выше задней, въ которой имѣется старый каминъ. Подлѣ капеллы хорошо сохранилась часть крестнаго хода. Kreuzgang, башня массивная, четырехъугольная, какъ въ Выборгѣ и Гапсалѣ, и вовсе не походитъ на тѣхъ стройныхъ сестрицъ своихъ, которыя торчатъ еще повсюду на берегахъ Рейна. Аренсбургск³й замокъ, какъ и большинство замковъ, имѣетъ за собой цѣлую массу легендъ. Сообщаютъ, что въ стѣнахъ его найденъ замурованный рыцарь, понесш³й эту кару за склонность къ возникавшему лютеранству; вѣрно то, что въ 1785 году отыскана въ одной изъ стѣнъ сидѣвшая на креслѣ, одѣтая фигура рыцаря, вѣроятно посаженная такимъ образомъ уже послѣ смерти. Другими историческими памятниками острова Эзеля являются такъ-называемыя "крестьянск³я горы" (Bauerberge), имѣющ³я нѣкоторое сходство, по своему происхожден³ю, съ вологодскими чудскими могилами. По кругу или овалу, до 33 ф. вышины, окопанные рвами, замѣтны и сегодня полуразрушенные валы; въ серединѣ обозначаются мѣста старыхъ колодцевъ. Такихъ "крестьянскихъ горъ" на Эзелѣ шесть, самая большая у Кергеля, 525 ф. длины и 350 ф. ширины. Въ эти земляные огороды, какъ слѣдуетъ думать, укрывали эзельцы на время войны своихъ женъ, дѣтей и имущества и тутъ же погибали.
   Въ настоящее время на Эзелѣ 11 лютеранскихъ приходовъ, съ 35,000 народа, и 11 православныхъ съ 16,240, зимнее сообщен³е съ материкомъ идетъ по льду, до острова Мона три версты, а отъ Мона до материка 10 верстъ. Вѣроятно, благодаря отрѣзанности отъ материка, на Эзелѣ особенно хорошо сохранились характерные мѣстные костюмы, отличающ³еся чуть ли не въ каждомъ приходѣ. Представители разныхъ церковныхъ приходовъ были выстроены длинною вереницею передъ риттергаузомъ, и Ихъ Высочествамъ представлены дѣйствительно замѣчатольные образцы женскихъ одѣян³й и, въ особенности, головныхъ уборовъ. Между ними не могли не бросаться въ глаза два: одного изъ приходовъ острова Мона, настоящая католическая епископская шапка, обшитая стеклярусомъ разныхъ цвѣтовъ, и прихода Шворбе - съ угловатымъ краснымъ днищемъ и двумя черными, крѣпкими рогами, носимыми съ боковъ, или такъ, что одинъ приходится на лбу, а другой на затылкѣ, большей оригинальности женскихъ шапокъ, чѣмъ здѣсь, поискать во всей Европѣ. Множество эстонскихъ легендъ имѣютъ мѣстомъ дѣйств³я именно Эзолъ; множество пѣсенъ народныхъ тоже; однимъ изъ главныхъ языческихъ боговъ является Толлъ. Предразсудки и всяк³я причитан³я держатся здѣсь не менѣе стойко, чѣмъ одѣян³е; сообщаютъ о двухъ выдающихся способностяхъ эстовъ: одна - это умѣнье подражать, актерствовать, другая это ловкость, отличающая нашихъ поволжскихъ кустарей дѣлать всяк³я замысловатыя работы какимъ-либо первобытнымъ инструментомъ. Эзельск³е православные эстонцы отличаются твердостью въ своей вѣрѣ.
   Легенды и пѣсни эстовъ не лишены значительной своеобразности; въ нихъ, что очень характерно, много юмора, и какъ прямой слѣдъ геологическаго характера страны, обильно снабженной валунами, камни играютъ въ нихъ значительную роль; христ³анство и язычество смѣшаны иногда очень своеобразно. Такъ, напримѣръ, говоритъ одна изъ легендъ, когда Богъ-Отецъ пожелалъ создать на Эзелѣ, въ Каррисѣ, церковь то и Богъ-Сынъ, не спросивъ позволен³я, построилъ другую въ Кармелѣ: Богъ-Отецъ разгнѣвался и, поднявъ небесный молотъ, готовился раздробить послѣдвнюю, но божественный сынъ сохранилъ церковь отъ погибели тѣмъ, что воздвигъ наружные контрфорсы; Святой Духъ, по той же легендѣ, построилъ себѣ церковь въ Пигѣ. Другая легенда сообщаетъ о томъ, что здан³е церкви въ Рэтелѣ построено во времена язычества гигантскою дѣвицей, но обращено въ церковь впослѣдств³и. Есть очень нравственныя легенды, напримѣръ о Бюсби, на островѣ Вормсѣ; тутъ кутили и весело жили и поживали пятнадцать паръ безъ благословен³я на бракъ; на одинъ изъ пировъ явился таинственный волынщикъ, и подъ его веселую музыку пошли всѣ пирующ³е плясомъ въ море и потонули.
   Значительный циклъ легендъ имѣетъ чисто историческую подкладку и касается той или другой личности. Такъ сохранился въ нихъ слѣдъ объ одномъ изъ шведскихъ полководцевъ, Яковѣ де-ла-Гарди - "лѣнивомъ Яковѣ", лѣнивомъ настолько, что онъ, даже при приближен³и непр³ятеля, сидя въ банѣ, лѣниво одѣвался; однажды, когда не хватило ему войскъ для сражен³я, вступилъ онъ въ сдѣлку съ дьяволомъ, и когда тотъ, въ назначенный срокъ, пришелъ за его душой, Яковъ, лежавш³й въ кровати, попросилъ соглас³я сатаны на то, чтобы дать ему время вполнѣ одѣться; соглас³е было дано, но за то де-ла-Гарди никогда вполнѣ одѣтъ не былъ и ему вѣчно не доставало чего-нибудь въ одѣян³и для того, чтобы не отдаться въ руки дьяволу. Характеренъ во многихъ отношен³яхъ разсказъ о рыцарскомъ родѣ Штернберговъ: когда короли шли на поклонен³е въ Виѳлеемъ, Богородица милостиво приняла ихъ и сказала одному изъ нихъ, колѣнопреклонному: "Levezvous, mon cousin"; отъ этого-то, юнѣйшаго изъ королей происходитъ родъ графовъ Штернберговъ, имѣющихъ въ своемъ гербѣ виѳлеемскую звѣзду надъ горой. Въ другой легендѣ о мужикѣ съ вышибленными зубами сказано, что зубовъ этихъ онъ лишился когда посѣтилъ на Блоксбергѣ шабашъ колдуновъ и вѣдьмъ и видѣлъ между ними много нѣмцевъ, для которыхъ въ особыхъ котлахъ варилось что-то особое; онъ взглянулъ въ котелъ и зубы его были вышиблены.
   Городокъ Арен

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа