Главная » Книги

Случевский Константин Константинович - По Северу России, Страница 8

Случевский Константин Константинович - По Северу России


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

мануфактура бумажных и льняных изделий, принадлежащая товариществу, главными пайщиками которого состоят гг. Хлудов, Прохоров и Прохорова. Она открыта в 1860 году, имеет до 1800 рабочих и двухмиллионный годовой оборот. Лен, кудель и льняные очески приобретаются из ближайших губерний, а хлопок идет сюда из Америки и Египта. Фабрика вырабатывает пряжи бумажной и льняной по 75 000 пудов каждой. Посещение этой фабрики в наш маршрут не входило, и она, будто декорация, оживленная людьми, быстро пронеслась перед нами.

 []

   Почти что наискось фабрики, на левом берегу Волги, как прямая противоположность движению и шуму мануфактуры, замкнувшись в белокаменную ограду свою, из-за которой виднеется темная зелень кедров, выступает Толгский монастырь, получивший имя свое от протекающей тут речки Толгоболки. Зеленые, синие и жестяные купола, белизна ограды в бойницах, розовая окраска одного из монастырских храмов, местами изразцовые украшения стен - производит впечатление очень пестрое, отчасти сглаживающееся темною, задумчивою зеленью кедров, высящихся из-за стен. Основан монастырь в 1314 году, при Ярославском князе Давиде Федоровиче Святом, на месте явления иконы Божией Матери святителю Трифону. Явление это было очень картинно. Святитель возвращался из обозрения своей паствы и велел своим спутникам, слугам и сторожам раскинуть к ночи на пустынном тогда месте шатер. Когда все спали, и священники, и клирики, ему сопутствовавшие, пробудившись в полночь, святитель замечает, что шатер его озарен светом, шедшим снаружи. Он вышел из шатра и видит всю необъятную страну за Волгой, поросшую в те дни дремучим бором, озаренною светом, а через Волгу перекинулся будто бы световой мост. Святитель, никого не разбудив и взяв жезл свой, спустился к реке и пошел по этому мосту, чувствуя его под ногами, и видит он там, где сияние было сильнейшим, икону Богоматери. Помолившись иконе, он по тому же мосту вернулся на свой берег, нашел всех спящими, как прежде, и сам уснул. Наутро пришло время собираться в путь; но святитель, шествуя ночью в видении, забыл на том берегу свой жезл. Посланные за ним, по его указанию, слуги переплыли реку в лодке и действительно нашли посох, а подле между деревьями и икону. К полудню того же дня была уже отстроена на берегу церковь и икона внесена в нее. Это начало монастыря.
   В 1553 году царь Иоанн Васильевич, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря и будучи одержим болезнью в ногах, посетил Толгский монастырь и получил исцеление; в 1609 году монастырь разграблен литовцами и русскими изменниками и 46 иноков и послушников перебито. В 1681 году патриарх Никон, возвращаясь из заточения, настигнутый предсмертным изнеможением, пристал у монастыря и причащался; тут произошла трогательная встреча его, умирающего, и сосланного сюда же архимандрита Ярославского Спасского монастыря Сергия, когда-то судившего патриарха и более других досаждавшего ему. "Брате Сергие! - сказал ему умирающий Никон. - Восстани, сотворши прощение", - и старцы помирились. В 1683 году посетил монастырь царь Феодор Алексеевич; в 1763 - императрица Екатерина II; в 1863 покойный цесаревич Николай Александрович.
   Соборный храм Введения, о пяти зеленых главах на розовых шейках и при нем отдельная колокольня, построен в самом конце XVII века; кроме него в монастыре есть еще три церкви. Главная святыня - икона Божией матери, просиявшая над Волгой; она писана древним греческим письмом на доске и убрана жемчужною и алмазною ризой. Икона эта совершает ежегодно четыре крестные хода. Иконостас изобилует золочеными витыми столбами с виноградными гроздьями; все стены покрыты фресками, голубой фон которых бросается в глаза; в куполе громадный Деисус. В орнаментику наружных стен входят, как сказано было, местами цветные изразцы. Здания монастырские очень велики. Ограда 550 сажен длины, имеет 9 аршин вышины и 3 толщины и снабжена девятью башнями. Она опоясывает монастырь как бы широкою белою тесьмой, из-за которой резко выделяется темная зелень старинных сибирских кедров, расстилающих горизонтально свои длинные, оттененные мягкими иглами ветви. Когда построена стена, когда посажены кедры - неизвестно. Монастырь имеет игуменов и архимандритов с 1392 года - 68; сколько было их до того времени, тоже неизвестно. С 1834 по 1844 год заведовал им жительствовавший на покое преосвященный Авраам, управлявший до того ярославскою кафедрою с 1824 года и отличавшийся особенным рвением в ломке и перестройке древних церквей. Много сокрушено было за его время бесценных памятников одной из старейших епархий русских; для новых построек создавал Авраам свои планы, и здания эти известны под именем "авраамовских построек". С каким-то особенным рвением преследовал он колокольни; так поступлено с колокольнями ярославского кафедрального собора и толгскою монастырскою; рисунок последней, 1806 года, сохранился: она была красива и типична, нынешняя авраамовская - бесхарактерна. Толгский монастырь пестрит архитектурной длительностью Авраама; случайно уцелел и красив в своей простоте придел Святого Федора, Давида и Константина.
   Великий Князь, сойдя на берег, подошел к воротам, в которых ожидал его с монашеством по сторонам архимандрит Павел. Прослушав в храме многолетие и поклонившись иконам, Его Высочество обошел знаменитую кедровую рощу, на одном из кедров которой явилась икона, о чем свидетельствуют надпись и лампада, и возвратился на пароход, сопутствуемый и тут народом, входившим даже в воду, чтобы быть поближе к Великому Князю.

 []

   От Толгского монастыря до Ярославля очень близко. Когда подъезжаешь к "волжскому красавцу", Ярославлю, с этой стороны и начинаешь отличать одну за другой его многие церкви, включительно до самой отдаленной, до собора, с его золотыми маковками, пароход движется вдоль старой сосновой рощи правого берега; это не лишенная исторического значения для русского театра Полушкина роща - единственное место прогулок ярославцев. Полушкин, от которого идет имя рощи, имеет прямое отношение к русскому театру, возникшему, как известно, в Ярославле. Мать Федора Григорьевича Волкова, родоначальника нашего театра, овдовев, вышла замуж за Полушкина, и он, как отчим, оказал на Волкова очень благодетельное влияние. Когда, по возвращении из Петербурга в Ярославль, Волков, в день именин отчима, поставил на сцену драму "Эсфирь", старик был в восторге: ему особенно понравились поднимавшиеся и опускавшиеся облака. Видевший представление это ярославский воевода Мусин-Пушкин уговорил дворян и купцов построить в Ярославле театр, с которого и пошло театральное дело в России. До его построения Волков давал свои представления в одном из сараев Полушкина двора. Скоро вслед за тем Екатерина II вызвала Волкова в Петербург.
   Облака, которые понравились старику Полушкину, давно исчезли, а те, которые ходили над Ярославлем к вечеру 3 июня в день приезда Великого Князя, были расцвечены всеми чудесными красками летнего вечера, тихо переходившего в светлую теплую ночь.
  

Ярославль

Красота и радующие встречи. Историческое. Успенский собор. Архиерейский дом и его воспоминания. Первые дни воцарения Дома Романовых.

  
   Если что было великолепно, так это приезд Его Высочества к Ярославлю, к 8 часам вечера. От пароходной пристани довольно пологий подъем идет под мост, перекинутый здесь над спуском и соединяющий обе части бульвара, тянущегося параллельно Волге и устроенного в 20-х годах. По всем краям спусков, вдоль всех длинных линий их откосов, начиная от самой поверхности Волги, сплотились необозримые толпы людские. Это была тоже своего рода Волга, широкая, бесконечная, будто налившие берега настоящей Волги для приветствия государева брата, Великого Князя. Несчетные церкви ярославские, от первой по пути Петра и Павла, Благовещенье, Никола Найденный, Косьма и Дамиан, и вплоть до собора гудели во все колокола. При оглушительных кликах толпы Великий Князь, сошед на берег, сел в коляску и направился в собор, где был встречен архиепископом Ионафаном и всем городским духовенством. Отслушав многолетие, приложившись к святым иконам и обойдя собор, Его Высочество направился к губернаторскому дому, в котором должен был иметь ночлег. Из всех домов начальников губерний едва ли не лучший именно этот дом, из окон которого и с балкона открывается бесконечный вид на все Заволжье и на самую Волгу, и вверх, и вниз по ее течению. Приняв почетный караул, состоявший из роты со знаменем, от Нежинского пехотного Ее Высочества великой княгини Марии Павловны полка, Великий Князь вслед за тем, уже в зале губернаторского дома, ознакомился с представителями местных властей и горожан.
   История Ярославля начинается в повествовании Карамзина довольно оригинально. "Думаю, - пишет наш знаменитый историк, - что город построен великим князем Ярославом; двое из жителей его, кудесники и обманщики, ходили по Волге и объявляли, что бабы причиной всего зла и скрывают в самих себе хлеб, мед и рыбу; к обманщикам приводили женщин, и они, надрезывая им плечи и высыпая из своего рукава жито, кричали: "Видите, что лежало у них за кожей!" В конце концов, кудесников повесили. Карамзин не говорит о том, когда это происходило, но летопись указывает на 1073 год, то есть время великого голода, посетившего Ростовскую и Ярославскую области.
   Разоряли окрестности города новгородцы, разоряли татары, хозяйничали и пожары, и язвы, и тем не менее одною из волжских красот был и будет Ярославль. Очень вероятно, что он существовал уже тогда, когда далеко кругом этих мест еще жили весь и меря; но центром края был не он, а Ростов, за которым утвердилось даже название Великого и в который уже Рюрик посадил "своего мужа". Много пользы было Ярославлю от открытия торговли с Англией через Белое море при Иоанне IV; он, как и Вологда, был складочным местом и имел иностранные конторы, закрывшиеся с основанием Петербурга. Лихолетие со всеми его ужасами тоже не прошло даром для края; здесь в 1506 году жила под надзором жена Лжедимитрия, красавица Марина: она пробыла здесь до 1608 года, когда Ярославль сдался полякам и примкнул было к самозванцу, но не замедлил отрезвиться, в 1612 году сюда к князю Пожарскому стягивались рати, шедшие на освобождение Москвы, и отсюда шли с нею переговоры. Выборные, назначенные призвать на царство Михаила Феодоровича, собрались тоже в Ярославль, и здесь же с 21 марта по 16 апреля 1613 года молодой царь Михаил Феодорович провел первые дни своего воцарения, так что в истории благополучно Царствующего Дома на первых страницах, так сказать в первых строках, красуется Ярославль.

 []

   Много есть на свете неоконченных сочинений, недописанных книг, но те несколько точек, которыми завершается история Карамзина, возбуждают всегда глубочайшее сожаление. История его точно оборвана. Яркие страницы ужасов 1611 года, выступающий у нашего историка так наглядно, как хорошо завершились бы они описанием стоянки князя Пожарского и его рати, этой надежды России, в Ярославле; как сердечно звучали бы его вдохновенные строки, преисполненные любви к России, повествуя о первых днях воцарения Михаила Феодоровича, проведенных им в Ярославле, о наступлении времени умиротворения. Эти дни мира и тишины не могут не рисоваться в памяти каждого посещающего город, и красота Ярославля, глядящегося с высоты нагорного берега во всю матушку-Волгу, становится и понятнее, и внушительнее. Думал ли о чем подобном Бирон, когда в 1742 году был он сослан сюда и жил с семьею до 1761 года! Чем была, чем могла быть для бывшего правителя России ярославская святыня!
   И действительно, если на Москве храмов много, то в Ярославле их, сравнительно, еще больше, и они поражают глаз, как блестящее осенение города. Общий вид на Ярославль бесподобен.
   Два князя, святой Василий и Константин, почивают в соборе, и три иконы их перенесены сюда из домов их.

 []

   Успенский кафедральный собор основан в 1215 году, но сгорел в 1501 году: его заменил второй храм, нынешний. Третий счетом, построен в 1646 году, но и он не раз страдал от пожаров, и в 1744 году обгорели даже мощи благоверных князей, и останки их были собраны в два ковчега и положены в новую раку, которую заменили ныне существующею в 1862 году. Иконостас пятиярусный, богат иконами; в восточной алтарной части четыре абсиды; окна в два света, небольшие наружные стены расчленены простыми пилястрами и главный корпус собора - почти правильный куб; над крышею высятся на довольно высоких барабанах пять золоченых куполов, снабженных массивными восьмиконечными крестами. Одно из богатств собора - это обилие стенописи, произведенной в 1674 году, о чем свидетельствует надпись, начертанная крупною вязью и опоясывающая три стены собора. Живопись покрывает сплошь все стены, своды, алтарные части и даже дверные и оконные откосы. Это целый мир изображений, едва ли не из самых обильных, имеющихся на русской земле. На южной и северной стенах олицетворение семи вселенских соборов, на западной - Страшный суд, на столбах - мученики, в алтаре - учреждение таинств причащения и отцы православной церкви; храм оживлен, одухотворен ими. К несчастью, стенопись эта дошла до нас не такою, как она была писана при митрополите Ионе Сысоевиче, потому что в 1825 году отчасти подновлена при архиепископе Аврааме, о странной деятельности которого мы упоминали, говоря о Толгском монастыре. Общая планировка собора, его размеры, темень времени, положенная в купола с их оконцами, - все это очень близко напоминает московский Успенский. Отсюда, от собора, двинулась рать Пожарского на освобождение Москвы. Собор стоит в центре "рубленого" города, древнего города: по выражению Нестеровой летописи, у нас не строили, а "рубили города". В Ярославле сохранился очень оригинальный, невидимый след этого рубленого города, о котором нет более и помину: это крестные ходы с иконой Владимирской Божией Матери, которые совершаются будто бы как раз по тому пути, где стояли некогда давно позабытые древние стены тогда еще небольшого Ярославля. В те дни, во дни Ярославовы, люди обходили фактически город; теперь обходит они несуществующий, но невидимо присущий призрак его. Может быть, остатки оврага, называемого "Медведицей", напоминают о том времени, когда Ярослав, убив на охоте медведицу секирой, велел срубить на этом полюбившемся ему месте город. Медведь и секира в гербе ярославском напоминают об этом полумифическом событии. Нельзя не заметить, если судить по колоссальному деревянному гробу или, правильнее, колоде, в которой обретены мощи князя Феодора Черного, хранящейся в Спасо-Преображенском монастыре, что люди минувших дней были не в пример крупнее наших и смело могли ходить на медведицу один на один.

 []

   Главная святыня Ярославля вслед за собором, бесспорно, архиерейский дом, бывший Спасо-Преображенский монастырь. Это тоже своего рода Кремль, обнесенный могучими стенами; в них, как в каменном кольце, заключены пять каменных церквей; до упразднения монастыря, до обращения его в архиерейский дом, в 1788 году их было семь. До этого года владыки ярославские жили в Ростове, а монастырь был сам по себе, был богат, люден и имел, главное, долгое прошедшее, которое, конечно, при нем и осталось. Основан он в 1216 году великим князем Константином Всеволодовичем; в 1463 году, при Иоанне III, открыты нетленные мощи князей Федора, Давида и Константина, неизвестно почему остававшиеся в склепе под церковью более столетия непогребенными: когда решено было предать их земле, началось отпевание, от княжеских тел пошли чудеса, ясно стало нетление и благоухание их и они признаны святыми, и покоятся в храме, носящем их имя, соприкасающемся Спасо-Преображенскому. Этот же храм служит родовою усыпальницей князей Ярославских и других знаменитых родов, но даже след этих могил исчез, присутствуют одни безымянные воспоминания. Замечательно у нас это исчезновение могил: как неизвестны начала множества городов, церквей и монастырей, так свеяны и воспоминания могильные; странным может показаться, например, что неизвестно, где лежит последний удельный ярославский князь Александр, скончавшийся уже совсем в историческое время, в 1471 году, и похороненный в Спасском монастыре. В этих неясностях всяких начал и исчезновение следов есть какое-то необъяснимое, но чувствуемое присутствие вечности: точно сам Господь создавал их, сам и убирал. Как особенность Спасо-Преображенского храма следует упомянуть о том, что алтарный иконостас его и амвон выше солеи на одну ступень, а солея двумя ступенями выше пола церковного.
   Из более выдающихся событий за время существования монастыря надо упомянуть о неудачной осаде его в 1609 году поляками, о том, что в 1612 году митрополит Кирилл, призванный из Москвы для умиротворения несогласий в дружинах Минина и Пожарского, стоявших в Ярославле, и достигши своей цели, жил в Спасском монастыре; о том, что 1 марта 1613 года прибыл сюда и встречен крестным ходом, хлебом-солью и богатыми дарами юный царь Михаил Феодорович, что он прожил 26 суток в архиерейских кельях со своею матерью и временным советом и встретил Святую Пасху и что отсюда же послана им в Москву в земскую думу первая от царя грамота о согласии его на принятие царского венца. Почти все государи, государыни и великие князья наши посещали Спасский монастырь. Ныне царствующий Государь и Его Высочество великий князь Владимир Александрович были здесь в августе 1866 года. В этих палатах, полных самых дорогих воспоминаний для Царствующего Дома Романовых, откушал Его Высочество чашку чая, посетив высокопреосвященного владыку.
   Следует упомянуть, что в 1747 году открыта была в монастыре славяно-латинская семинария и что в библиотеке последнего из настоятелей монастыря 1 июля найдена знаменитая рукопись "Слова о полку Игореве". Заметим, кстати, что в 1786-1787 годах в городе Ярославле издавался журнал под характерным названием "Уединенный Пошехонец", это был чуть ли не первенец в числе провинциальных.
   4 июня с 8 часов утра начались официальные посещения Его Высочества. Первый выезд был направлен к войскам. Сводная бригада из Моршанского и Нежинского полков стояла в линии развернутых колонн почти параллельно Ярославско-Вологодской дороге, отделявшей ее от лагеря. Обойдя ряды, Великий Князь пропустил бригаду церемониальном маршем поротно и побатарейно, после чего вызвал в каждом полку от одного из батальонов по роте для уставного учения, от других для гимнастики и фехтования и, наконец, приказал составить от одного из батальонов сводную роту исключительно из одних новобранцев. При том была проведена одиночная подготовка нижних чинов, не исключая прикладки и знаний строевого устава. Посетив затем лагерь, Его Высочество повсюду испробовал пищу, заходил в офицерские и солдатские палатки и в офицерские общие столовые. Лагерь был расцвечен флагами и зеленью с надписями подвигов обоих полков в бытность их в составе рущукского отряда, как известно, состоявшего под высшим командованием ныне благополучно царствующего Государя Императора {Имеется в виду Александр III.}. Среди войск Великий Князь провел 3 часа времени и, расставаясь с ними, высказал начальству и офицерам свои впечатления осмотра, заключив их, как и в Рыбинске, выражением благодарности за труды, которую он высказывает с тем большим удовольствием, что может это сделать от имени Державного Вождя, так как осмотр произведен им по Высочайшему Повелению. Простившись с войсками и, следуя вдоль столпившегося народа, Его Высочество отправился в тюремный замок, после чего посетил: местный лазарет, казармы и произвел смотр роты 83-го резервного батальона. По пути к вокзалу Ростовской железной дороги. Великий Князь произвел инспекцию в управлении ярославского уездного воинского начальника, проверив порядок хранения призывных и отчетных листов, книг, порядок формирования и отправки команд новобранцев, обращая особенное внимание на правильность составления маршрутов и медицинское освидетельствование при мобилизации призывных. Недалеко от вокзала Его Высочество остановился для посещения Ярославской военной прогимназии; войдя в церковь и выслушав многолетие, Великий Князь направился к училищному двору, где собраны были все чины училища, имеющего 500 человек воспитанников. Пройдя шеренги, Его Высочество обошел все здание и лазарет.
   Около трех часов пополудни мы были уже в вагоне, направляясь к Ростову, и простились с Ярославлем, с волжским красавцем. В описании Ярославля, составленном А. Титовым, приведены стихи на Ярославль местного поэта XVIII века, сравнивающего египетский Нил с великорусскою Волгою. Если бы, говорит поэт, древний Египет взглянул на наш Ярославль, то
  
                   ...он бы обелиски,
   Которы к облачным пределам сделал близки,
   Давно бы возносить хвалами перестал,
   Когда б еще тот план хоть темно начертал,
   Который в новый вид наш град преображает
   И славу тем его повсюду расширяет...
  

Ростов Великий

Реставрации. Историческое. Центр деятельности Святых Стефана Пермского и Дмитрия Ростовского. Их характеристики. Как и кто реставрировал кремль? Белая палата. Пещерная церковь. Музей. Яковлевский монастырь. Ростовские колокола.

  
   К Ростову прибыли мы около половины пятого пополудни. Приняв на станции почетный караул от 28-го резервного батальона, хлеб-соль от города и местные власти, Великий Князь направился в собор.
   Ростов расположен на берегу одноименного с ним озера, называемого, впрочем, также Неро. Берега озера плоски; тем рельефнее выдаются многочисленные церкви города, составляющего древнейший центр края, более старый по своему значению, чем Ярославль.
   Посещение Ростова составляет экскурсию в сторону от нашего прямого пути, и оно предпринято Великим Князем исключительно во внимание к древностям ростовским и к той замечательной реставрации древнего кремля, которая завершилась очень недавно, в октябре предпрошлого года. Шевырев посетил Ростов в 1847 году, видел все это в печальных развалинах и глубоко грустил. Если б он посмотрел теперь! Реставрация действительно стоит самого полного одобрения: кремль опять существует, воскрес. За год до освящения реставрированной святыни кремля, говорят очевидцы, глазам представлялись развалины без крыш, без столбов, с потеками от дождей, птичьими гнездами и даже целыми рябинами, приносившими плоды и выраставшими на крышах; одну из этих рябин сохранили в назидание потомства, чтобы показать, до чего мы небрежны и как много может сделать частная предприимчивость, энергия и пожертвования. В храме Григория Богослова помещались курень и бойня. А между тем в Белой палате угощал трапезой Великого Петра Святитель Димитрий Ростовский.
   Значение Ростова в истории нашего северо-востока очень велико, как центра Суздальской земли, в которой развилось и окрепло великорусское племя, которая предшествовала Москве в понимании объединения и собирания разрозненных сил наших в одно великое целое. Кроме этого, тут был духовный центр, из которого пошла проповедь христианства в языческую Пермскую землю, во главе которой стоял знаменитый Святой Стефан Пермский. Почти одновременно с ним жил и трудился в Ростове другой видный деятель церковный, известный жизнеописатель Святых нашей церкви, Епифаний Премудрый. И тот и другой воспитывались и учились в той братской духовной академии, которая существовала здесь 500 лет назад под именем "Затвора", храм которой воскрешен теперь завершившеюся недавно реставрацией.
   Стефан Пермский - одна из крупнейших подвижнических личностей нашей церкви, как Кирилл Белозерский, Нил Сорский и многие другие. Сын псаломщика, пришел он в Ростов пешком из Великого Устюга, прослышав о том, что в тамошнем "Затворе" "книгы многы быша ту"; это то же самое, что "книжицы" Преподобного Кирилла: прочная основа дальнейшего пути для готового подвизаться человека. "Затвор" не был мертвою схоластическою школой; в нем имели место ученые и богословские препирательства и диспуты между учениками. Десять лет пробыл Стефан в "Затворе" и решился просветить соседнюю Пермскую землю. Он составил зырянскую азбуку, перевел на зырянский язык нужные книги и, посвященный в иеромонаха, с охранными грамотами великого князя пошел на подвиг. Охранные грамоты защищали его, однако, немного; на него не раз нападали, думали убить, свергли с моста. Бесстрашно ходил он по кумирницам, и ночью и днем, говорит исследователь К. В. Барсов, и по лесу, и по полю, и без народа, и пред народом, "обухом в лоб бияше идолов и сокрушаше им носы"; он снимал с главных кумиров священные пелены и "их без труда износил отрок его Матвейка". Пермь была уже присоединена в то время к Москве, но это не пособляло Преподобному. До нас дошли любопытные сведения о борьбе его с главным волхвом Памом, говорившим своим людям, что непригодно им слушать Стефана, потому что "Москва угнетает нас податями; разве от Москвы может вам быть какое-нибудь добро? Не оттуда ли тиуны и приставники, дани и насильства"? Но Преподобного все-таки слушали. Пам думал взять обманом и предложил ему пройти сквозь огонь и воду. Зажжена была хижина, огонь уже пылал и трещал; Стефан двинулся к огню и сказал волхву: "Идем!" Волхв не пошел; однако не решился он нырнуть и в прорубь, чтобы вынырнуть из другой, на что был готов Стефан; народ хотел предать обманного волхва смерти, и только по настоянию Стефана ограничился изгнанием его в Сибирь.

 []

   Читая Жития Святых, составленные другим учеником "Затвора", Епифанием Премудрым, "мы, - говорит г. Барсов, - присутствуем при двух основных процессах нашей истории: мы встречаемся лицом к лицу с древнерусским человеком, который, неустанно двигаясь с крестом, топором, с сохой, в зипуне и монастырской рясе, делал одно немалое дело - расчищал место для истории от берегов Днепра до Северного океана и в то же время, несмотря на такую растяжимость, умел собрать силы на создание государства, сдержавшего вторжение с Востока и пропаганду с Запада".
   Третьим замечательным лицом в длинном ряду иерархов ростовских является Святитель Димитрий, вдохновенный составитель духовных песен и Четий Миней. В самый день кончины своей, стоя у печки и "греясь сердцем", слушал он, как исполнял их его любимый, прекрасно обученный хор. Наслушавшись песен вволю, отпустил он певчих также слуг своих, остался один, склонился на молитву и умер. "Св. Димитрий, - говорит г. Барсов, - был муж высокого образования. Он знал языки: славянский, латинский, греческий, еврейский и польский. Были и другие в его время славные ученые, но их слава менее прочна в исторической науке. Феофан Прокопович был больше политический деятель и панегирист тогдашних преобразований; Стефан Яворский был больше проповедник и православный полемизатор; честь первого археолога и историка в Великой России бесспорно принадлежит Св. Димитрию Ростовскому".
   Неудивительно, что Ростов, центр той деятельности, которую мы помянули, изобиловал и памятниками исторического зодчества, воздвигшего величественные кремлевские здания. По замечанию Д. И. Иловайского, ростовский собор служил образцом при постройке суздальских храмов вообще, а следовательно, и для характерного суздальского стиля. Восстановление в прежнем вид церкви Св. Григория Богослова, княжих теремов, Белой палаты, начавшееся в 1883 и завершившееся в октябре 1884 года, факт в высшей степени замечательный. Дай Бог, чтобы нашлись ему подражатели. Очень много сделал для этого нынешний начальник губернии Левшин, примеры подражания которому были бы очень желательны. Главным руководителем почти всех работ был И. А. Шляков. Великий Князь решился отклониться в сторону от своего пути, чтобы почтить вниманием своим, как президент академии художеств, действительно замечательное дело.
   "Почти все существенное в кремле, - говорит исследователь, - было построено или возобновлено митрополитом Ионой III Сысоевичем в конце XVII века. Реставрация произведена прекрасно; небольшие остатки стенных бойниц дали рисунок для восстановления стены с бойницами; едва видные детали одной дымовой трубы послужили образцами для возведения остальных труб. То, что погибло совершенно, восстановлено по соответствующим современным образцам: так оконные рамы исполнены по образцу слюдяных рам ярославских церквей XVI и XVII веков; узор восстановленного на коньке крыши гребня взят из рукописи XVI века; отпиленные у сводов серьги приделаны вновь и т. д. Можно, пожалуй, упрекать - как это и сделано - в том, что древние серьги были короче и типичнее, что тут пробита новая дверь, а там заложено старое окно, что тут пестро, а там неполно; но, во-первых, все это надо доказать, а во-вторых, делая эти замечания, по иностранной пословице, люди "из-за деревьев леса не замечают". Факт воссоздания кремля налицо, и это дело усилий местных людей, воплощение глубоко почтенного чувства уважения к своему былому.
   Следует упомянуть, говоря о ростовской кафедре, что тут было когда-то у ростовских святителей сильное желание облечься величавыми образами светской власти, о чем в своем повествовании, вспоминая патриарха Никона, говорит Шевырев. Это довольно явственно сказавшееся в свое время стремление, как нечто нам совсем неподходящее, отошло, конечно, в вечность, несогласное с остальным складом русской жизни. Духовенство этим самым точно отделяло себя от народа, и характернейшим образчиком этого, если можно так выразиться, католического пошиба является реставрированная храмо-крестовая церковь - Спас-на-Сенях, где, солея поднята выше роста человеческого и шестью золочеными колоннами с высоким архитравом точно отделила прихожан от причта. Странно, что это негармоничное движение имело место именно в Ростове, в чисто православном центре, отличающемся и по сегодня самыми гармоничными колоколами. Ростовский собор, древнейшее здание города, 1230 года, в котором почивают ростовские митрополиты, имеет на своей колокольне замечательный хор колоколов и свои особенные музыкальные звоны. Звоны эти обозначаются именами учредителей колоколов: Ионинский, Георгиевский, Иокимовский. Всех колоколов тринадцать, от 2000, 1000, 500 пудов веса до 20 и менее. Совершенно правы те, кто говорят, что подобного звона нет нигде решительно; но, помимо достоинства колоколов, необходимо и уменье пользоваться ими, и оно тут есть, и звон этот удивительно приятен.

 []

   Говоря о ростовских реставрациях, нельзя не сказать о последней: о пещерной церкви, найденной в 1884 году в Успенском соборе при перестилке чугунного пола. В пещерную церковь эту, совершенно уже открытую {Восстановление ее торжественно отпраздновано в Ростове 29 сентября 1885 года, т. е. через три месяца после посещения работ Великим Князем (Примеч. автора).}, спускаются из собора; она очень невелика; справа и слева фрески XV века, значительно пострадавшие, с изображением сцен погребения и явления мощей Преподобных Леонтия и Игнатия. Первый из них покоится тут же, направо от схода, тогда как Святой Игнатий и Исайя почивают в раках своих, в самом соборе, с обеих сторон алтаря. Фрески самого собора сохранились очень хорошо; очень красиво изображение Тайной Вечери в больших фигурах в самом алтаре; Спаситель и Апостолы окружают алтарь внушительным полукружием, ясно видным и из церкви, благодаря своим блестящим оглавиям. Нам сообщали, будто поиски мощей Святого Василька оказались тщетными. Замечательно, как быстро исчезают воспоминания: при раскопках этой церкви стали также искать входа в находившуюся под собором усыпальницу: нашлось несколько человек, когда-то ходивших в нее, и, тем не менее, входа не нашли: все это будто свеялось.
   Его Высочество, в сопровождении глубокочтимого здесь ярославского архипастыря, обходил весь кремль: он посетил церковь Иоанна Богослова, с ее массивными, крупными иконами пред алтарем и горним местом и обильно снабженную фресками; был он в Крестовой церкви, о которой мы упоминали; посетил терема, проходя по узким галерейкам, по которым можно обойти весь кремль. Белая палата задержала Его Высочество особенно долго. Это довольно обширное четырехугольное помещение под парусным на четыре ската сводом, с могучим столбом посредине; она обращена в музей ростовских древностей. Здесь слушали мы исполнение двух очень характерных вещей: был спет кант Спасителю, сочиненный Святым Димитрием Ростовским и начинающийся словами: "Похвалу принесу сладкому Иисусу", и тут же священник, отец Аристарх, дал нам возможность насладиться его превосходными камертонами. Камертоны эти построены в лад ростовских колоколов, и на них воспроизводятся с удивительною точностью все их характерные звоны. Эта гармоничнейшая музыка долгое время разносилась кругом нас по Белой палате; толпа посетителей стояла неподвижною, безмолвною, и можно бы было слушать музыку эту в бесконечность, так она удивительно хороша. Не надо забывать обстановку, в которой мы ее слушали: в палате этой угощал когда-то Димитрий Ростовский Петра Великого, мы только что обошли терема, тайники и галерейки одной из древнейших свидетельниц старорусской жизни, ростовского кремля, и поклонились всей почтенной ростовской святыне. Время, проведенное нами в ростовском кремле, будет, конечно, одним из характернейших и лучших во всем путешествии.
   В Яковлевский монастырь, находящийся близехонько от города, приехали мы в экипаже. Его Высочество был встречен у входа в монастырь архимандритом Илларионом с братией. В церкви отслушал он многолетие и приложился к святыне. Направо от входа в церковь почивает Святой Димитрий, налево, близ алтаря - Св. Иаков. Храм обильно снабжен фресками, расположенными одни над другими по параллельным поясам. В монастыре 45 иноков. Великий Князь зашел испить чашку чая в помещение настоятеля; принесены были древняя шапка и посох Святого Димитрия; шапка эта находилась на нем во время обретения мощей. Пред входом к настоятелю, у дверей стоял экипаж, служивший когда-то Святителю, сохранившийся очень хорошо; это нечто вроде громадной брички, с весьма узким верхом, на изогнутых дрогах и огромных, чуть не в рост человека колесах; выкрашена она масляною серою краской.
   Возвращались мы в Ростов на небольшом пароходе и любовались с него одним из лучших наших видов, несмотря на безусловную плоскость берегов озера. Тихо плескавшееся в зеленеющих берегах озеро Неро, обрамленное множеством деревень, в которых живут знаменитые ростовские огородники, деревень, из которых в каждой белая церковь, богатый комплекс ростовских храмов, числом 22, и почти непосредственно подходящая к городу массивная стена с 6-ю башнями Яковлевский обители с ее куполами составляли декорацию удивительную. От берега неслись клики бежавшего народа, а поверх всего стоял густой, гармоничный, музыкальный звон ростовских колоколов, возвещавших о близости Великого Князя. Этот звон нужно слышать именно с озера и, если возможно, в вечерний час, как слышали его мы, для того, чтобы насладиться им вполне. Органы католических церквей, как бы хороши они ни были, звучащие под сводами, не могут сравниться с мелодичностью ростовских колоколов, говорящих под открытым небом и посылающих звуки свои далеко, далеко...
   По возвращении в Ярославль мы изготовились немедленно к отъезду в Вологду. Ночь была свежая, но ясная; толпы народа, озаренные иллюминацией, были неисчислимы. Пред самым отходом поезда Великий Князь простился с провожавшими его лицами и принял начальника Вологодской губернии Кормилицына, в губернии которого нам предстояло выехать.
  

Вологда

Историческое. Чудские могилы. Пребывание Иоанна Грозного и его постройки. Собор. Пять приездов Петра I. Непея и Саватеев. Домик Петра I. Спасообыденная церковь. Воспоминания о Батюшкове и архиепископе Иренее. Прилуцкий монастырь. Две поговорки.

  
   Того нельзя не признать, что Вологда, один из древнейших и почтеннейших городов наших, лежит на совершенно ровной, частью болотистой местности, что чувствуется на некоторых из городских улиц и в недостатке хорошей воды для питья.
   В Вологду прибыл Великий Князь 5 июня около 9 часов утра и направился прямо в местный собор сквозь густые толпы стоявшего шпалерами народа, при несмолкаемых кликах приветствия. На паперти был он встречен архиереем Израилем и всем городским духовенством. Отслушав многолетие, обойдя собор и поклонившись святыне, Его Высочество направился во Всеградскую церковь, оттуда в дом губернатора, где принял почетный караул со знаменем от роты 82-го резервного батальона, а затем местных властей и многих других представителей от горожан.
   Вологжане считают свой город по числу храмов пятым в России, а их 42. Собор построен при Иоанне Грозном под личным его наблюдением в 1568-1570 годах; говорят, будто постройка производилась с такою тщательностью, что строение покрывалось на ночь лубками. Однажды Царь вошел в собор; что-то оторвалось от свода и упало ему на голову; Царь разгневался, велел было сломать постройку, едва смилостивился: место в своде, с которого что-то упало, показывают и до сих пор. Собор о пяти куполах, иконостас пятиярусный; по зеленому фону окраски золоченая орнаментика: фрески, покрывающие стены, конца XVII века, но сильно возобновлены лет 30 назад и кажутся светловатыми, бледными. В храме покоятся мощи неканонизированных угодников Антония и Пимена. Красиво смотрят из алтаря высокие, в полтора роста, фигуры святых. В соборе почивают вологодские архиереи. Совершенно нейдет к собору новая колокольня в стиле не то ренессанс, не то готики. Недалеко от собора течет река Вологда, вероятно, давшая имя городу.
   Вологодская губерния - одна из частей древней фантастической Биармии того Заволочья, от которого богател Великий Новгород, торгуя с Азией; это бывшие пепелища чуди, потомками которой являются зыряне, населяющие два уезда губернии: Яренский и Усть-Сысольский; когда-то было их гораздо больше, но они русеют. Должно быть, борьба чуди с напиравшими на них славянами началась Бог весть когда; первое упоминание об этой борьбе имеется в летописи 1078 года, где сообщено, что в Заволочье убит князь новгородский Глеб Святославич. Где? В каком месте? Борьба эта шла не на жизнь, а на смерть; смерть выпала на долю чуди, жизнь - на долю славян; в качестве последней защиты чудь выкапывала ямы, укрывалась в них настилками на подпорках, и если, отбиваясь, сидя в этих ямах, видели они неминуемость поражения, то разрушали подпорки и гибли; так объясняют некоторые специалисты происхождение "чудских могил", этих ям "погибельниц", имеющихся в достаточном числе в Вологодской губернии.
   Вологда однолеток с Москвой, если верить легендарному сказанию, в котором говорится, что когда в 1147 году в эти места прибыл из златоверхого Киева преподобный Герасим, то он нашел уже здесь селение и малое торжище на площади и вскоре имел спор с купцом Пятышевым за участок земли: дом против церкви Троицы, в которой почивают мощи Преподобного Герасима, до 1843 года принадлежал Пятышевым. Это ли не прочность землевладения?
   Упоминается Вологда как волость в грамоте Ярослава III в 1265 году. Много потерпела она от новгородцев, потому что, будто предвидя будущее, постоянно тянула к Москве, под властью которой окончательно закрепилась и успокоилась при Василии Дмитриевиче. Ослепленный Шемякою, Василий жил здесь и с помощью вологжан возвратил себе московский престол. При Иоанне III Вологда служила для многих местом заточения.

 []

   Особенно нравилась Иоанну Грозному Вологда, чрез которую шел торный путь наших царей на богомолье в Кириллову обитель на Белоозере. Он хотел даже сделать ее столицей, начал обносить каменною стеной и был тут три раза, в 1545, 1565 и 1568 годах, прожив в последнее посещение очень долгое время; местные источники говорят о двух и более годах. Он построил, как сказано, Софийский собор и недалеко от него, вдоль течения Вологды, заложил огромное подземное здание для казнохранилища, следов которого искали, но не нашли; им же прокопаны канавки для осушения города. С 1553 года завязался, как известно, торг с англичанами через Белое море, и город Вологда сделался тогда очень важным складочным местом. Первый посол русский в Англию, сопровождавший отъезжавшего Ченслера, был вологжанин Иосиф Непея. В междуцарствие Вологда пострадала от польских шаек; молодому царю Михаилу Феодоровичу пришлось обнести город деревянной стеной. В 1655 году половина жителей погибла от моровой язвы, и в эту-то тяжкую годину построена была в один день "Спасообыденная Всеградская церковь". Храм начали строить в ночи, срубили за два часа до света, святить начали в 5-м часу дня, так что совершили в храме в тот же день все божественные службы; значит, обыденное построение заключалось не только в рубке и кладке, но и в богослужении. От этого храма нет и следа; он имел 3 аршина длины и 8 ширины; нынешняя, каменная церковь построена в самом конце XVII века; свод над церковью шапкой, о четырех скатах, встречающийся здесь часто; по стенам, на штукатурке, живопись масляными красками; алтарь - полукругом. В 1780 году Екатерина II открыла в Вологде наместничество; в 1796 году Вологда сделана губернским городом; в 1824 году посетил ее император Александр I, в 1858 - Александр II, в 1870 - великий князь Алексей Александрович. Вологда относится к числу тех городов, торговое значение которых убито возникшим Петербургом, и создатель Петербурга, Петр I, был в ней пять раз. "К несчастью, все дошедшие до вас сведенья, - говорит г. Арсеньев, - толкуют больше о том, что делали "для" царя Петра во время его приездов, а не о том, что делал он сам".
   В первый раз прибыл царь вероятно в первое путешествие к Архангельску, в 1693 году, и взял здесь себе Макарова, будущего кабинет-секретаря. Вторично был он в 1694 году, когда в нем созревала окончательно мысль открыть России через Архангельск морской путь; он приехал в Вологду в июне, со свитой в 105 человек, и прожил в ней три с половиной дня; до Вологды ехал он из Москвы в карете на рессорах, обитой внутри разноцветным трипом; в свите его было сорок стрельцов и два карлика, Ермолай с Тимфеем; обедал царь у архиепископа, а готовили дворцовые повара. От Вологды до Архангельска, где оставался царь более двух месяцев, ехали на семи карбасах.
   На третье путешествие Петра I к северу заготовлены были для царя в Вологде уже 22 карбаса и в свите его находилось 300 человек. Четвертое посещение состоялось в 1702 году, и на этот раз по адресу шведов взяты были Петром, кроме свиты, 4000 преображенцев и державному отцу сопутствовал двенадцатилетний царевич Алексей; царь возвратился не через Вологду, а проделал свой знаменитый богатырский Нюхацкий поход от Белого моря через дебри Архангельской и Олонецкой губерний к Повенцу навстречу шведам. В пятый и последний раз посетил Петр Вологду в 1724 году, возвращаясь с императрицей Екатериной Алексеевной с олонецких марциальных вод. Замечательно, что как первым послом нашим в Англию был вологжанин Непея, так и с Китаем, при Петре, вел торговые сношения опять-таки вологжанин Иван Саватеев. В 1872 году открыты были документы, касающиеся этого любопытного факта, - это грамоты царя Саватееву. До того были известны только шесть случаев сношений наших с Китаем; при Петре I эти документы прибавляют к ним еще одно. Насколько выгодна была эта торговля, видно из того, что купчина Саватеев в одну из своих поездок в Китай доставил государству прибыли на 223 550 рублей, что составляло ни более, ни менее, как 1/14 часть всех государственных доходов того времени.
   Памяти Иоанна Грозного и Петра Великого как-то близко сочетались и живут в Вологде. Близ церкви Феодора Стратилата находится дом, в котором пребывал в течение двух дней Петр I, а церковь построена Иоанном IV при получении им известия о рождении ему сына Федора. К приезду Его Высочества домик Петра I был приведен в надлежащей вид, и акт о его возобновлении и освящении подписан Великим Князем. Домик стоит на берегу реки Вологды; он очень невелик и состоит всего из двух отделений: одного - большого, другого - малого. В нем помещен небольшой исторический музей; он хранит некоторые местные древности; тут же имеется столик, ножки которого подпилены собственноручно Александром I, так как столик, должно быть, качался, и хранится медное яблоко с балкона, на которое император опирался; замечательна бронзовая ваза, несомненно древнегреческая, найденная в Усть-Куломской волости, Усть-Сысольского уезда. В садике перед домом стоит Петровская пушка и повешено старое церковное било.
   Двадцать четыре года тому назад, то есть в 1862 году, печально окончил в Вологде свое существование наш поэт Батюшков. Он жил тут долгое время сумасшедшим, сначала буйным, затем кротким, меланхоличным. Милость государя Николая I не забывала его: он имел пенсию. Будучи безумным, Батюшков чрезвычайно любил детей, сохранил память и читал наизусть Корнеля, Тасса, Державина; он любил вспоминать время своей военной службы, походы, бой при Гейльсберге, в котором был ранен. Малиновая бархатная ермолка не сходила с его белых волос; главное занятие его состояло в рисовании; он воспроизводил все один и тот же пейзаж: белая лошадь, разноцветные деревья, замок, крест, вдали море с кораблями, темное небо и бледная луна. Батюшков родился в Вологде; литературное имя его было уже составлено, когда, во внимание к нездоровью, он назначен был состоять при нашем посольстве в Неаполе; но это не помогло; в 1823 году уже в Симферополе замечено было начало умопомешательства; Батюшков перевезен в Вологду, где и прожил после того около сорока лет.
   В Вологду же привезен был в 1831 году известный своими странностями Ириней Нестерович, архиепископ Иркутский. В наших исторических журналах помещено было несколько статей и заметок о нем, о его резких пререканиях с генерал-губернатором Восточной Сибири Лавинским, о так называемом "бунте", им произведенном, окончившемся поселением его в Вологду, в Спасо-Прилуцкий монастырь. Его считали одно время помешанным, другие полагают, что он был последним представителем духовной о

Другие авторы
  • Голдсмит Оливер
  • Гидони Александр Иосифович
  • Бенитцкий Александр Петрович
  • Соболь Андрей Михайлович
  • Погодин Михаил Петрович
  • Габриак Черубина Де
  • Сельский С.
  • Суриков Иван Захарович
  • Екатерина Вторая
  • Козачинский Александр Владимирович
  • Другие произведения
  • Воейков Александр Федорович - К А. Н. В. в день ее ангела
  • Коллинз Уилки - Тайна
  • Старостин Василий Григорьевич - Старостин В. Г.: Биографическая справка
  • Лесков Николай Семенович - Отборное зерно
  • Гнедич Николай Иванович - Илиада Гомера, переведенная Гнедичем
  • Добролюбов Александр Михайлович - Избранные стихотворения
  • Старицкий Михаил Петрович - Где колбаса и чара, там кончается свара
  • Дорошевич Влас Михайлович - В чистый понедельник
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович - Европейские письма
  • Катков Михаил Никифорович - Несколько слов вместо современной летописи
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа