Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике.
Вступительные статьи Н. А. Радзимовской, С. Н. Гольдштейн.
Составление и комментарии Н. А. и З. А. Радзимовских, С. Н. Гольдштейн.
От издательства
Н. А. Радзимовская. Эпистолярное наследие В. И. Сурикова
1868
1. Письмо "дяденьке". Без даты **
2. П. Ф. и А. И. Суриковым. 15 декабря
1869
3. П. Ф. и А. И. Суриковым. 25 января
4. П. Ф. и А. И. Суриковым. 23 февраля
5. П. Ф. и А. И. Суриковым и С. В. Виноградову. 10 июня
6. П. Ф. и А. И. Суриковым. 7 августа
7. П. Ф. и А. И. Суриковым. 16 сентября
8. П. Ф. и А. И. Суриковым. 5 ноября
9. П. Ф. и А. И. Суриковым. 15 декабря
1870
10. П. Ф. и А. И. Суриковым. 3 февраля
11. П. Ф. и А. И. Суриковым. 17 марта
12. П. Ф. и А. И. Суриковым. 29 мая
13. П. Ф. и А. И. Суриковым. 17 июня
14. П. Ф. и А. И. Суриковым. 6 июля
15. П. Ф. и А. И. Суриковым. 5 сентября
16. П. Ф. и А. И. Суриковым. 12 октября
17. П. Ф. и А. И. Суриковым. 3 ноября
18. П. Ф. и А. И. Суриковым. 11 декабря
1871
19. П. Ф. и А. И. Суриковым. 13 марта
1872
20. П. Ф. и А. И. Суриковым. 7 июня
21. П. Ф. и А. И. Суриковым. 10 октября
22. П. Ф. и А. И. Суриковым. 24 декабря
1873
23. П. Ф. и А. И. Суриковым. 27 января
24. П. Ф. и А. И. Суриковым. 6 марта
25. П. Ф. и А. И. Суриковым. 4 июня
26. П. Ф. и А. И. Суриковым. Октябрь
27. П. Ф, и А. И, Суриковым. 30 ноября
1874
28. П. Ф. и А. И. Суриковым. 29 января
29. П. Ф. и А. И. Суриковым. 5 марта
30. П. Ф. и А. И. Суриковым. 4 июня
31. П. Ф. и А. И. Суриковым. 25 октября
32. П. Ф. и А. И. Суриковым.20декабря
1875
33. П. Ф. и А. И. Суриковым. 3 апреля
34. П. Ф. и А. И. Суриковым. 29 июля
1876
35. П. Ф. и А. И. Суриковым. Март
36. П. Ф. и А. И. Суриковым. 25 июня
1877
37. П. Ф. и А. И. Суриковым. 22 апреля
38. П. Ф. и А. И. Суриковым. 31 июля
39. П. Ф. и А. И. Суриковым. 10 октября
40. П. Ф. и А. И. Суриковым. 1 декабря
1878
41. С. В. Дмитриеву. Без даты *
42. П. Ф. и А. И. Суриковым. Декабрь
1879
43. П. Ф. и А. И. Суриковым. 3 мая
1880
44. П. Ф. и А. И. Суриковым. 25 февраля
45. П. Ф. и А. И. Суриковым. 24 апреля
46. А. И. Сурикову. 12 августа
47. П. Ф. и А. И. Суриковым. 22 октября
48. П. Ф. и А. И. Суриковым. Конец года
1881
49. П. Ф. и А. И. Суриковым. 17 января
50. Н. А. Александрову. Май
51. П. Ф. и А. И. Суриковым. Лето
1882
52. П. Ф. и А. И. Суриковым. 28 июня
1883
53. П. Ф. и А. И. Суриковым. Без даты
54. П. М. Третьякову. 4 мая
55. П. М. Третьякову. 16 мая
56. Н. С. Матвееву. 14/26 октября
57. П. М. Третьякову. 29 октября/10 ноября
58. П. Ф. и А. И. Суриковым. 4/16 ноября
59. М. П. Боткину. 12/24 ноября ***
60. Н. С. Матвееву. 18/30 ноября
61. П. П. Чистякову. Конец декабря
1884
62. Н. С. Матвееву. 1 февраля
63. Н. С. Матвееву. 10 февраля
64. П. П. Чистякову. 17/29 мая
65. П. Ф. и А. И. Суриковым. Июнь
66. П. М. Третьякову. 30 декабря
1885
67. П. Ф. и А. И. Суриковым. Без даты
1886
68. П. Ф. и А. И. Суриковым. 3 апреля
69. В. Н. Третьяковой. 3 апреля
70. П. Ф. и А. И. Суриковым. Без даты *
71. II. Ф. и А. И. Суриковым. 21 декабря
1887
72. П. М. Третьякову. Без даты
73. П. М. Третьякову. 21 мая
74. В. В. Матэ. 26 мая
75. П. Ф. и А. И. Суриковым. 23 сентября *
76. П. Ф. и А. И. Суриковым. 28 октября
77. П. Ф. и А. И. Суриковым. 9 декабря
1888
78. П. Ф. и А. И. Суриковым. 12 января
79. А. И. Сурикову. 20 апреля
80. А. В. Прахову. Без даты *
81. П. Ф. Суриковой. 6 июня
1889
82. П. Ф. и А. И. Суриковым. 12 января
83. П. Ф. и А. И. Суриковым. 7 февраля
84. П. Ф. и А. И. Суриковым. Весна
85. В. Д. Поленову. Июнь **
86. И. Е. Забелину. 13 июня ***
1890
87. П. Ф. и А. И. Суриковым. Осень
88. П. Ф. и А. И. Суриковым. 10 сентября
1891
89. П. M. Третьякову. Без даты
90. П. Ф. и А. И. Суриковым. Начало года *
91. П. Ф. и А. И. Суриковым. Февраль
92. П. П. Чистякову. 19 марта
93. П. Ф. и А. И. Суриковым. 21 мая
94. П. Ф. и А. И. Суриковым. 9 августа
95. П. Ф. и А. И. Суриковым. Без даты
96. П. Ф. и А. И. Суриковым. 11 декабря
1892
97. А. Н. Бенуа. 7 января
98. П. М. Третьякову. 15 января
99. П. Ф. и А. И. Суриковым. 24 января
100. П. Ф. и А. И. Суриковым. Без даты
101. П. Ф. и А. И. Суриковым. 1 июня
102. П. Ф. и А. И. Суриковым. 3 июля
103. П. Ф. и А. И. Суриковым. 8 декабря
1893
104. П. Ф. и А. И. Суриковым. Февраль
105. П. Ф. и А. И. Суриковым. Апрель
106. П. Ф. и А. И. Суриковым. 23 мая
107. П. Ф. и А. И. Суриковым. 4 июня
108. П. Ф. и А. И. Суриковым. 5 августа
109. П. Ф. и А. И. Суриковым. 11 сентября*
110. П. Ф. и А. И. Суриковым. 18 ноября
1894
111. П. Ф. и А. И. Суриковым. Начало года
112. П. Ф. и А. И. Суриковым. 5 апреля
113. П. Ф. и А. И. Суриковым. 28 июля
114. П. Ф. и А. И. Суриковым. 15 августа
115. П. Ф. и А. И. Суриковым. 20 сентября
116. П. Ф. и А. И. Суриковым. 31 октября
117. М. К. Ремезовой. Без даты *
118. П. Ф. и А. И. Суриковым. 22 декабря
1895
119. П. Ф. и А. И. Суриковым. 24 февраля
120. А. И. Сурикову. Конец февраля
121. А. И. Сурикову. 3 апреля *
122. А. И. Сурикову. 23 августа *
123. А. И. Сурикову. 24 октября *
124. А. И. Сурикову. 7 ноября
125. А. И. Сурикову. 13 декабря *
126. А. И. Сурикову. 24 декабря *
1896
127. П. М. Третьякову. Без даты
128. А. И. Сурикову. 8 февраля *
129. А. И. Сурикову. Начало лета *
130. А. И. Сурикову. Лето *
131. А. И. Сурикову. 31 октября
132. С. Д. Милорадовичу. Без даты
133. А. И. Сурикову. 10 декабря
1897
134. А. И. Сурикову. Апрель
135. А. И. Сурикову. Без даты
136. А. И. Сурикову. Без даты
137. А. И. Сурикову. Без даты
138. А. И. Сурикову. Август
139. А. И. Сурикову. 6 октября *
140. А. И. Сурикову. 5 ноября
141. А. И. Сурикову. 22 декабря
1898
142. А. И. Сурикову. 19 января *
143. А. И. Сурикову. Апрель
144. А. И. Сурикову. 2 декабря
145. А. И. Сурикову, Декабрь
1899
146. А. И. Сурикову. 14 января
147. А. И. Сурикову. 7 февраля
148. А. Г. Попову. 11 февраля
149. О. В. и Е. В. Суриковым. Март
150. О. В. и Е. В. Суриковым. 4 марта
151. А. И. Сурикову. 9 марта
152. И. И. Толстому. 20 марта
153. А. И. Сурикову. 11 апреля
154. А. И. Сурикову. 3 июня
155. А. И. Сурикову. 17 июня
156. А. И. Сурикову. 23 августа
157. А. И. Сурикову. 29 ноября
1900
158. А. И. Сурикову. 24 марта
159. А. И. Сурикову. Без даты *
160. А. И. Сурикову. 9 мая
161. А. И. Сурикову. 10 июня
162. А. И. Сурикову. 18 июля
163. А. И. Сурикову. Без даты
1901
164. А. Е. Львову. 24 января
165. А. И. Сурикову. 12 июня
166. О. В. и Е. В. Суриковым. Июль
167. А. И. Сурикову. 19 августа *
168. А. И. Сурикову. 21 сентября *
169. А. И. Сурикову. Без даты
1902
170. А. И. Сурикову. Январь *
171. А. И. Сурикову. Без даты *
172. В. В. Стасову. 4 ноября
1903
173. П. П. Кончаловскому. Январь
174. О. В. Кончаловской. Без даты
175. А. И. Сурикову. Без даты *
176. А. И. Сурикову; Июль
177. О. В. и П. П. Кончаловским. 23 июля
178. О. В. Кончаловской. 21 августа
179. О. В. и П. П. Кончаловским. 23 декабря
180. О. В. и П. П. Кончаловским. Без даты
181. П. В. Голяховскому. Декабрь
1904
182. О. В. Кончаловской. 27 февраля
183. О. В. и П. П. Кончаловским. 20 марта
184. С. И. Зимину. 4 апреля
185. О. В. и П. П. Кончаловским. 29 июня
186. О. В. и П. П. Кончаловским. 31 июля
1906
187. С. И. Зимину. 25 мая *
188. О. В. и П. П. Кончаловским. Без даты *
189. О. В. и П. П. Кончаловским. 2 июня
190. А. И. Сурикову. 10 сентября *
1907
191. А. И. Сурикову. 13 февраля*
192. А. И. Сурикову. 4 апреля
193. О. В. и П. П. Кончаловским. Без даты
194. А. И. Сурикову. 18 июля
195. И. Е. Цветкову. 20 ноября
1908
196. А. И. Сурикову. 5 января
197. А. И. Сурикову. 30 августа *
198. Н. Ф. Матвеевой. Декабрь **
1909
199. А. И. Сурикову. 8 мая
200. Н. Ф. Матвеевой. 14 мая **
201. О. В. и П. П. Кончаловским. 18 сентября
202. О. В. и П. П. Кончаловским. 23 сентября *
203. Н. Ф. Матвеевой. 29 октября **
204. К. С. Станиславскому. 20 ноября
205. И. Е. Цветкову. 18 декабря
206. Н. Ф. Матвеевой. 21 декабря **
207. В. А. Никольскому. 21 декабря
208. В. А. Никольскому. 28 декабря
1910
209. В. А. Никольскому. 7 января
210. И. Е. Цветкову. 8 января*
211. В. А. Никольскому. 11 января
212. П. П. Кончаловскому. 3 марта
213. О. В. и П. П. Кончаловским. 9 июня
214. О. В. и П. П. Кончаловским. 4 августа
215. Д. И. Толстому. 3 декабря
216. Д. И. Толстому. 12 декабря
217. И. Е. Цветкову. 13 декабря *
1911
218. H. Ф. Матвеевой. 25 мая **
1912
219. Н. Ф. Матвеевой. 28 марта
220. О. В. и П. П. Кончаловским. Май
221. А. И. Сурикову. 28 июня
222. О. В. и П. П. Кончаловским. 28 июня
223. А. И. Сурикову. Конец года
1913
224. Редактору газеты "Русское слово". 17 марта
225. В. А. Беклемишеву, 31 марта*
226. Н. Ф. Матвеевой. 9 июня **
227. ЕЕ. Ф. Матвеевой. 18 июня **
228. Открытое письмо попечителю Третьяковской галереи. 17 сентября
229. Я. Д. Минченкову. 16 декабря *
1914
230. В. П. Бычкову. 23 марта *
231. Н. Ф. Матвеевой. 18 июня
232. А. И. Сурикову. 15 ноября
233. А. И. Сурикову. 11 декабря
234. И. Е. Цветкову. 16 декабря *
1915
235. А. И. Сурикову. 29 января
236. А. И. Сурикову. 16 марта
237. А. И. Сурикову. 29 июня
238. А. И. Сурикову. 18 августа
239. А. И. Сурикову. 21 августа
240. А. И. Сурикову. 3 декабря
1916
241. Открытое письмо в редакцию газеты "Русское слово". 31 января
242. И. Е. Цветкову. 12 февраля
Комментарии к письмам
Летопись жизни В. И. Сурикова
Указатель имен
Указатель произведений В. И. Сурикова
Предлагаемая вниманию читателя книга содержит впервые собранные воедино письма В. И. Сурикова, сохранившиеся письма к нему и воспоминания о художнике близко знавших его людей. Эпистолярное наследие Сурикова было издано тридцать лет назад, в 1948 году, к столетию со дня его рождения, воспоминания же о нем, в большей своей части разбросанные по различным, главным образом периодическим, изданиям, давно ставшим библиографической редкостью, до сих пор оставались не собранными.
Настоящее издание подготовлено (так же как в свое время первая публикация писем) в основном научными сотрудниками Государственной Третьяковской галереи. Примечательно, что именно работники этого крупнейшего музея отечественного искусства, где вот уже почти столетие, с того момента, когда П. М. Третьяков, одним из первых оценивший талант Сурикова, приобрел в 1881 году "Утро стрелецкой казни", бережно сохраняется его гениальная живопись, - именно они стремятся сделать доступными для всех любителей искусства - зрителей и читателей документы, запечатлевшие живую память об этом большом русском художнике и замечательном русском человеке.
Много труда посвятили подготовке настоящего издания Н. А. и З. А. Радзимовские - раздел "Письма" и С. Н. Гольдштейн - раздел "Воспоминания о художнике". Каждый из составителей представляет читателям подготовленный им материал обстоятельной вступительной статьей. Ими же составлен необходимый комментарий и подобраны иллюстрации.
Как убедится читатель, обе группы материала - "Письма" и "Воспоминания", образуя два вполне самостоятельных раздела книги, являются вместе с тем нерасчленимыми частями единого целого.
Заново собранное эпистолярное наследие художника опровергло предположение, высказанное в издании 1948 года, что количество писем Сурикова вряд ли когда-нибудь существенно пополнится из неизвестных еще запасов: в данный сборник вошло более пятидесяти ранее не публиковавшихся писем. Это обстоятельство лишний раз наводит на мысль о том, какие сокровища, связанные не только с именем Сурикова, но и других русских художников, возможно, до сих пор таят различные хранилища и архивы, как много еще предстоит находок и открытий.
Рисунки писателей, литературные опыты актеров и музыкантов, письма и статьи живописцев и скульпторов - все, чего коснулась рука настоящего художника, несет на себе отблеск его гения. Ибо ему, творящему величайшее чудо - искусство, дано видеть больше, чувствовать тоньше и глубже других. Вот почему так дороги нам каждый графический экспромт Пушкина, каждая строчка письма Сурикова. Самые обычные, повседневные, будничные события или явления, подмеченные глазом художника и зафиксированные пусть даже не свойственным его прямому призванию "орудием" (в данном случае пером, а не кистью), помогают нам приблизиться к пониманию духовного мира Сурикова, почувствовать обаяние и неповторимость его личности. Несмотря на то, что во многих своих письмах, особенно адресованных матери и брату, художник прямо не касается вопросов искусства, внимательный и чуткий читатель сможет немало узнать из них о Сурикове - художнике и человеке. Как верно заметил известный историк искусства Н. Г. Машковцев, слова Сурикова "так же просты, сильны и правдивы, как краски его живописи. Они столь же точно соответствуют его мыслям, как колорит его живописи - содержанию картин".
Если письма Сурикова - свидетельство того, как он мыслил, ощущал, видел мир и себя в нем, то воспоминания о художнике близких, зачастую высокоодаренных людей дают представление о том, каким его видели, знали, помнили и любили другие - те, кому посчастливилось быть рядом. Освещая разные грани личности Сурикова, мемуаристы, в отличие от него самого, сосредоточивают свое и наше внимание на его искусстве, на методах творчества и обстоятельствах создания произведений и тем самым как бы дописывают тот образ художника, который встает со страниц его собственных писем. Эта взаимодополняемость материала и побудила издательство объединить письма Сурикова и воспоминания о нем в одном томе.
Эпистолярное наследие В. И. Сурикова
Сохранившиеся письма В. И. Сурикова и немногие письма к нему 1868-1916 годов - существенная часть документального материала для изучения его жизни и творчества. Наряду с воспоминаниями современников, публикуемыми во второй части данного сборника, они являются ценнейшим источником для понимания своеобразного облика Сурикова - художника и человека.
Письма Сурикова отличаются от писем И. Е. Репина и И. Н. Крамского, которым присущ публицистический характер. В них нет и постановки проблем творчества применительно к собственному искусству, как в письмах М. А. Врубеля. Особенности эпистолярного наследия Сурикова - простота и непосредственность. Ценность его заключается в том, что оно проливает свет на некоторые страницы творческой биографии мастера.
Основная часть писем Сурикова адресована родным в Красноярск - матери и брату, многие обращены к членам его семьи. Написанные ясным, доступным языком, письма Сурикова читаются легко. В своеобразных оборотах речи сказывается самобытность сибиряка и обнаруживаются такие особенности стиля, по которым безошибочно можно назвать автора писем, даже если они не подписаны.
Из всей корреспонденции особо выделяются письма 1883-1884 годов художникам П. П. Чистякову, Н. С. Матвееву и П. М. Третьякову. В них раскрывается, хотя и косвенно, художественное кредо Сурикова, его понимание природы живописи, его вкусы. Несколько писем официального характера касаются вопроса происхождения художника, вопроса, которому он придавал большое значение для своей биографии, а потому и для своего творчества. Несколько писем определяют общественные интересы Сурикова. Небольшое количество носит чисто деловой характер.
Можно предположить, что необнаруженных писем Сурикова осталось немного.
Письма к родным писались Суриковым в течение пяти десятилетий. Они были сохранены его братом, дочерьми, внуками, а затем постепенно переданы в архивы красноярских музеев и в Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Мы должны быть особенно признательны его брату, Александру Ивановичу, любовно годами собиравшему эти письма.
Наиболее раннее письмо, которым мы располагаем, - это письмо "дяденьке". Оно не датировано, но, судя по содержанию, можно предположить, что написано оно весной 1868 года. Его писал двадцатилетний юноша, "канцелярский служитель енисейского губернского управления", веривший в свое призвание художника со школьной скамьи. В этом раннем письме обнаруживается целеустремленность будущего художника, твердость его характера, сила воли. Письмо это является своеобразной "увертюрой" к его дальнейшим письмам. Мы узнаем, что среди родных Сурикова были люди, с которыми в пору юности он делился мечтой учиться живописи. Оно интересно также и как свидетельство того, что красноярские "власти" не оставили незамеченным талант своего молодого земляка и приняли живое участие в его судьбе. То обстоятельство, что Суриков имел поддержку своим стремлениям с юных лет, помогло счастливо сложиться его художественной индивидуальности и позволило идти прямым путем к достижению желанной цели.
Овеянные очарованием молодости, радостью, счастьем, надеждой дышат первые письма Васи Сурикова, написанные с дороги из Красноярска в Петербург. Покинув родной город 11 декабря 1868 года, простившись с матерью и братом, он был охвачен впечатлениями далекого пути. За время путешествия, длившегося более двух месяцев, сначала на почтовых лошадях, затем от Нижнего Новгорода по железной дороге, ярко и своеобразно описанной им, он очень много узнал. В письмах сказывается, как жадно впитывал юноша все виденное им в пути. Преодолев огромные сибирские просторы, встретившись с жизнью больших городов, проезжая Томск, Екатеринбург, Тюмень, Казань, Нижний Новгород, он был увлечен их "замечательностями" и "веселой жизнью". Москва особенно поразила Сурикова.
Путевые впечатления, как и вся его дальнейшая жизнь в Петербурге и в Москве, не затмили исключительной, бесконечной любви Сурикова к оставленным им родным местам. Новая жизнь не только не ослабила, наоборот, усилила любовь к матери и брату. Нет ни одного письма, где бы не была выражена эта любовь. Чувство Сурикова к матери исключительно. К Саше, своему брату, он относился, как к любимому сыну. Оставив его двенадцатилетним мальчиком, он не переставал заботиться о нем всю жизнь. Суриков мечтает дать брату высшее образование. В дальнейшем он всегда интересуется положением брата на службе, заботится о его здоровье, досылает подарки, в том числе "неизменные сапоги". Для Сурикова брат Александр был самым близким человеком. "Ты ведь у меня один, кроме детей, на котором мои привязанности" - пишет он в одном из писем 1897 года (письма No 135). Запоминается образ брата, возникший в памяти Василия Ивановича и запечатленный им в письме 1891 года: "Мы все вспоминаем, как ты скрылся от нас под горою... когда провожал нас. Мы долго видели твой белый сюртук..." (No 95)
Суриков любит свой дом на Благовещенской улице, где он родился и рос, где нужно "проконопатить стены", "обшить дом новым тесом" ... Живя в далекой Москве, он вспоминает красноярского Савраску. Мысль о доме и близких, забота о них, тоска по Сибири, радость при получении писем и посылок с любимыми сибирскими лакомствами - красной нитью проходят через всю его переписку с родными. Встречи с сибиряками имели для него особое значение. Связь с ними он сохраняет в течение всей жизни. В частности, как явствует из писем, человеком, которого не забывал Суриков, был П. И. Кузнецов, поддержавший красноярского губернатора П. Н. Замятнина в хлопотах по устройству юноши в Академию художеств, организовавший его поездку в Петербург и помогавший ему материально вплоть до окончания Академии. Но благодарность - далеко не единственное чувство, которое определяет отношение Сурикова к Кузнецову. Он ценит в нем неизменно проявляемый интерес к его творческим успехам. Он постоянно чувствует к себе чисто человеческое внимание и заботу. Суриков был дружен со всей семьей П. И. Кузнецова, особенно с его сыновьями.
Сибирская природа для Сурикова - неиссякаемый источник наслаждений. Всю жизнь он был влюблен в красоту могучей природы родного края. "Сегодня по Енисею плавали на пароходе. Чудная, большая, светлая и многоводная река. Быстрая и величественная. Кругом горы, покрытые лесом..." - пишет он в 1914 году из Красноярска (No 231).
Ярко запечатлена в письмах первая встреча Сурикова с Петербургом, история поступления в Академию художеств, годы учения. Сдержанные, порой лаконичные строки с нарастающей силой дышат верой молодого художника в свои возможности. Он пишет обо всех работах, выполненных им в период учения. Наряду со строками, касающимися бытовых условий жизни его самого и его товарищей, прогулок и развлечений в часы отдыха, мы находим сведения об успехах, оказанных им как "в науках", так и в рисовании и живописи, о получении премий и медалей, о переходе с одного курса на другой, наконец, об окончании Академии художеств и получении диплома. Среди строк, написанных в последние годы пребывания Сурикова в Академии, взволнованно звучат те, что писались в период ожидания присуждения медалей, сначала малой золотой, а в 1875 году - последней, большой золотой, от которой должна была зависеть его поездка за границу.
В письмах середины 1870-х годов факт неполучения большой золотой медали не нашел отражения. Неизвестно, как реагировал молодой художник на эту несправедливость. Но жизнерадостность не оставляет его. В письме из Петербурга от 25 июня 1876 года (No 36) он описывает свое времяпрепровождение: "Днем работаю, а вечером меня уж никто дома не застанет". Однако в этом письме слова: "Я живу очень весело" - мы читаем последний раз.
Об отношении Сурикова к сложной перипетии с несостоявшейся заграничной поездкой мы узнаем много позже. Через двадцать лет, в 1895 году, в письме к брату от 23 августа он вспоминает, что историю с большой золотой медалью он "одолел" не без труда. Но в 1909 году, в письме к В. А. Никольскому, факт отказа от двухгодичной заграничной поездки он оценивает положительно с точки зрения того, какое значение имел для его творчества в эти годы переезд в Москву.
Поселившись в Москве, выполняя заказ по росписи храма Христа Спасителя, Суриков скоро понял, а главное ощутил, что именно здесь история русского народа оставила глубокий след. Письма этого времени - свидетельство того, насколько глубоко он захвачен памятниками старины и национальным искусством. Кремль, Троице-Сергиева лавра, посещение картинных галерей производят на Сурикова сильное впечатление. По-видимому, встреча с картиной А. Иванова "Явление Христа народу" стала для него событием.
С переездом в Москву начался новый этап в жизни Сурикова. К этому времени ему исполняется тридцать лет. Он становится более сосредоточенным, сдержанным, письма его утрачивают прежний беззаботный, жизнерадостный характер. В его личной жизни происходит перемена - женитьба на Е. А. Шаре. Этот факт не отражен в письмах, которыми мы располагаем. Впервые мы узнаем о жене Лизе и дочке Оле из письма, написанного только через два года после женитьбы.
О работе над картинами 1870-1880 годов, на которые Сурикова вдохновила Москва, известно из писем немного. Так, первое большое историческое полотно "Утро стрелецкой казни", которое художник предполагал закончить в течение зимы 1878 года, а посвятил ему три года труда, упоминается лишь несколько раз, а после продажи картины в галерею Третьякова, мы не находим о ней сведений вовсе. О картине "Меншиков в Березове" в письмах сказано еще меньше. Однако скупые, сдержанные строки, касающиеся работ Сурикова, достаточны для того, чтобы понять, чем наполнен внутренний мир художника, чем он живет в те или другие годы. Мы улавливаем в них увлеченность Сурикова работой над своими историческими картинами. В письмах к родным он не касается своего отношения к искусству и специфических профессиональных вопросов - эта область не была темой переписки. Однако они содержат фактические данные, сообщенные самим художником о начале и завершении работы над тем или иным произведением, о дальнейшей судьбе его картин. Глубоко волнуют строки, из которых мы узнаем, что страстное желание Сурикова видеть мать и брата, побывать на родине уступает сознанию невозможности нарушить творческое состояние и прервать работу над начатой картиной.
На протяжении всего творческого пути для Сурикова остается характерным то, что, заканчивая одно из своих полотен и даже в процессе работы над ним, он уже думает о новом произведении.
Несколько сохранившихся писем, написанных во время первой восьмимесячной поездки за границу в 1883-1884 годах, адресованных в Москву и Петербург людям искусства, поражают насыщенностью впечатлений, непосредственностью восприятия художником произведений мирового искусства, непредвзятостью, свободой, независимостью и самостоятельностью суждений.
Эти письма представляют собой особую, отличную от всех, главу в переписке Сурикова. Впечатления, полученные Суриковым в городах и музеях Германии, Франции, Италии, Австрии, откристаллизовались в ясных и точных словах и представляют собой увлекательные художественно-литературные этюды. Они вводят читателя в тот художественный мир, в котором жил Суриков в преддверии создания новых произведений.
Письма, написанные из-за границы, содержат материал, позволяющий уяснить взгляды художника в области разных видов искусства - рисунка, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, музыки и, прежде всего, методы работы его самого.
Знакомый с произведениями мирового искусства по Эрмитажу, он многое сумел извлечь из новой встречи с великими мастерами Италии, Испании, Фландрии, Голландии XV-XVII веков, в живопись которых он внимательно всматривался. Говоря о живописи этих мастеров, о картинах, произведших на него наибольшее впечатление, он особо выделяет портрет Веласкеса "Папа Иннокентий X".
Понимание старыми мастерами натуры, природы живописи вообще, и особенно колорита и перспективы, было воспринято Суриковым в связи с задачами, которые он сам ставил и решал в своих работах. Ему нравятся масштабные, шероховатые, крупнозернистые холсты старых мастеров, широкая манера письма Тинторетто. Он не любит Рубенса за его "склизское письмо" (No 61).
Современная французская живопись, представленная на "Национальной выставке изящных искусств" 1883 года в Париже, явилась для Сурикова богатым источником для раздумий. Выделяя немногие произведения, в которых он увидел "истинное достоинство", Суриков заинтересовался пониманием натуры некоторыми художниками XIX века, где все - "живое". Называя ряд картин "с затрагивающим смыслом" (Вайсон "Бараны. Прованс", Бастьен-Лепаж "Женщина, собирающая картофель", де-Ниттис "Пейзажи" и некоторые другие), Суриков касается профессиональных вопросов. Особое внимание он обращает на те выразительные средства живописи, при помощи которых художник свободно и легко творчески претворяет действительность, превращая явления жизни в произведение искусства, где вновь созданная им художественная правда не утрачивает правды жизненной. И здесь, как у картин старых мастеров, итальянских и испанских, Суриков особо останавливается на колорите, восхищаясь, когда он "непосредственно, горячо передан с природы" (No 61).
Суриков замечает, что картины библейского и мифологического содержания, которых много на выставке, устарели, что в них нет жизни, и мудро утверждает, что люди, их взгляды на жизнь, а следовательно, и на искусство со временем меняются.
О сделанных во время этого путешествия за границу великолепных акварелях, посвященных Италии и Франции, в письмах Сурикова сведений нет. И лишь много позже, в письме В. А. Никольскому в 1910 году, художник вспоминает только о картине "Из Римского карнавала", написанной им за границей в 1884 году. По возвращении в Москву, полный творческих сил, насыщенный впечатлениями поездки, Суриков приступает к созданию "Боярыни Морозовой", картины, ознаменовавшей вершину его искусства. Непосредственно о работе над ней художник пишет скупо. Но за немногими словами чувствуется огромный творческий накал. Впервые Суриков сообщает о своем основном методе работы над картиной - работе над этюдами - летом 1885 года: "...Живем в деревне на даче под Москвой. Я там работаю этюды для моей картины" (No 67). В процессе колоссального творческого шестилетнего труда художником было выполнено около тридцати эскизов и около семидесяти этюдов для этой картины.
Он откладывает поездку в Сибирь из года в год, чувствуя и сознавая, что не имеет права прервать творческое состояние: "Нельзя - большие задачи для картины беру", - читаем мы в письме от 3 апреля 1886 года матери и брату (No 68).
В письмах 80-х годов нет прямо высказанного отношения Сурикова к своей картине. Можно лишь по немногим намекам догадываться об этом косвенно. Чувствуется удовлетворение покупкой картины П. М. Третьяковым для его галереи. Художник высказывает желание, чтобы В. В. Матэ сделал гравюру с картины "виртуозно". Он посылает в 1900 году в Красноярск олеографию с картины. Только много позднее, в 1913 году, в связи с новой экспозицией картин в Третьяковской галерее, он пишет в открытом письме попечителю галереи И. Э. Грабарю многоговорящие слова: "Расширили дверь комнаты, где помещена картина ("Боярыня Морозова". - Н. Р.), и мне администрация галереи показала ее с такого расстояния и в таком свете, о которых я мечтал целы