ическом музее! Пусть прокатится Степа по Европе.
Мой поклон графине и Ивану Ивановичу.
[Москва]. 12 декабря 1910
Многоуважаемый и дорогой граф Дмитрий Иванович!
Вчера я послал свою картину "Степан Разин", раму и подрамок. За перевоз я заплатил до Петербурга. Картину я совершенно закончил и в тоне и в форме. Думаю, что нужно на выставке в Риме дать небольшое объяснение этого исторического сюжета. А то ведь иностранцы совершенно не знакомы с нашей историей.
Напишите мне, что, находите ли Вы нужным это объяснение? Картина хорошо укупорена, так как, я думаю, в Академии надобности не будет ее развертывать. Картина знакома ей.
Жму Вашу руку и мой поклон графине.
Картина отправлена с пассажирским поездом и будет в Петербурге утром 12 декабря, а рама вечером того же дня.
[Москва]. 13 декабря 1910
Многоуважаемый Иван Евменьевич!
Позвольте моей хорошей знакомой, сибирячке Евдокии Петровне Кузнецовой, осмотреть Вашу галерею.
Если бы люди знали, как относительно их поступают их лучшие друзья, то мир оглох бы от пощечин!
1
Милая Natalie!
Я очень был удивлен, что Вы уехали, не сказав ни здравствуй, ни прощай своему лучшему другу. Нехорошо, нехорошо! Ну, как Вы устроились в Париже? Напишите, где Вы бываете и не встречали ли Кардона Грека!1 Я думаю, что его жена прибрала его к рукам, полным маленькими кардончиками!
Пасха здесь холодная, сырая, и ни капли солнца! Должно быть, как у Вас хорошо. Ходите в Люксембургский музей? Какие там дивные вещи из нового искусства! Моне, Дегас, Писсаро и многие другие.
Лена Вам кланяется. Напишите подробно. Оно конешно... Вы скоро исполните мое желание поделиться со мной вашими впечатлениями и приехать до лета в Москву?
Целую Вас в античную шею.
220. О. В. и П. П. КОНЧАЛОВСКИМ
Здравствуйте, дорогие Олечка, Петя, Наташечка и Миша!
Были вчера у доктора Килиона. Он сказал, что носовая и глазная болезнь идет лучше, и определил лечение приблизительно недели на две, и про болезнь он сказал: es ist einfach (т. е. простой, несложный). Ну, вот и ладно.
Как-то вы доехали, благополучно ли? Поклонитесь от меня Тициановой "Флоре" и "Туалет Венеры" - лежащая. В сундуке горничные достают одежду.
Веронезу низкий поклон и всей нашей обожаемой братии - колористам-дорафаэлистам, если таковые найдутся. Покуда лечусь все, в галерею буду ходить. Единственная отрада.
Посылаю тебе карточку памятника Скобелеву1. Отличный памятник. Очень мне нравится. Я здоров, Лена тоже. Пиши. Москва, Триумфально-Садовая, д. Смирнова, No 15, кв. 44, Кончаловским.
222. О. В. и П. П. КОНЧАЛОВСКИМ
Здравствуйте, дорогие Олечка, Петя, Наташечка и Миша!
Очень рад, что Миша поправился и бомбошечка поправляется. Как бы только не сразу на свет пускать, чтобы глаза предохранить1.
Вы уже читали, что Сапунов утонул на море2. Жаль мне очень его. Талантливый был человек. Трагические были подробности: одна из барышень пошла по лодке и опрокинула ее, а Сапунов не умел плавать - пошел ко дну. Говорят, что ему предсказала какая-то гадалка, что он утонет.
Здравствуй, дорогой наш Саша!
Получили мы от тебя урюшика и китайскую пастилу и съели целым миром. Был и твой посланный - славный мужик. Мы все просим тебя, дорогой Саша, вырвись ты из Красноярска и приезжай в Москву. Ведь ты с 1887 года не брал отпуска! Неужели тебе не дадут его? На рождестве и в театрах и везде побываешь. Жильцы ведь хорошие у тебя. Вот бы хорошо было! Картину кончил1. Думаю, на рождестве на выставку в музее поставить 2. Я теперь сижу у Пети и Оли.
Приезжай. Такая будет радость для всех.
224. [РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ "РУССКОЕ СЛОВО"]1
Многоуважаемый г. редактор!
Позвольте мне чрез посредство Вашей газеты выразить искреннее сочувствие проекту постройки нового помещения на Девичьем поле для Третьяковской картинной галереи 2. Мы, художники, должны быть рады, что наши произведения будут удалены из невозможных окружающих галерею условий. И чем скорее эта идея осуществится, то тем лучше.
Я знаю, что в находящейся в Замоскворечье известной частной галерее П. И. Харитоненко двор весь засыпается углем от окружающих ее фабрик. Так что владельцу приходится все картины спасать под стекло, что и это, он говорит, не спасает. А Третьяковская галерея находится не в лучшем положении.
Многоуважаемый Владимир Александрович!
Картина "Посещение царевной женского монастыря" принадлежит одному банкиру в Петербурге
2. Если он согласится дать ее на выставку в Мюнхен, то я ничего против этого не имею. Нужно справиться от
Бычкова 3, заведующего Союза рус[ских] худ[ожников] на выставке.
Мы уже в Крыму. Когда же Вы, Наталья Флоровна, переселитесь из земли Халдейской в землю Ханаанскую? Напишите. Мы июнь пробудем здесь.
Адрес: Алупка, дача генерала Липицкого.
Дорогая Наталия Флоровна!
Я получил Ваше письмо и спросил, где Вы можете предаваться музыке. Хозяйка нашей дачи сказала, что в клубе здесь можно играть по часам за плату в 50 коп. час. Узнаю еще что-нибудь в этом роде. Приезжайте-ка скорее.
Лена Вам кланяется, и я тоже.
ПОПЕЧИТЕЛЮ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ 1
[Москва]. 17 сентября 1913
Так много говорят о преобразованиях в Третьяковской галерее, что, я думаю, и мне нелишне будет сказать несколько слов. Многие нападают на эти преобразования, но совершенно напрасно. Что картинам нужно? Свет! И вот этого, благодаря усилиям и трудам администрации галереи, вполне удалось достигнуть. Какая дивная огромная зала получилась с вещами Репина! Их только теперь можно и видеть в настоящем виде. Этюды Иванова к "Явлению Христа народу" стали особенно яркими и колоритными от света. Перовский "Никита Пустосвят" выиграл от перемещения в другую комнату. Вещи В. Маковского, картины Крамского тоже освещены в громадной зале. Но по эффекту лучше всех брюлловская зала. Она напоминает парижский Лувр. Ничто теперь не мешает смотреть. Перегородки убраны, многие картины старых русских мастеров, запрятанные под потолок и в углы, совершенно мне были неизвестны, и теперь для меня новость и доставляют наслаждение, поставленные на свет.
Не сомневаюсь, что и остальные вещи также будут удачно размещены, колоссальный труд еще не закончен. Покойному П. М. Третьякову просто некогда было заниматься систематическим размещением картин. Ему важно было одно: чтобы нужные для галереи картины не ушли мимо. И при жизни он не считал дела законченным. При этом он всегда шел навстречу желаниям художников. Мне случилось как-то говорить с ним о том, что картину мою "Боярыня Морозова" ниоткуда не видно хорошо. Тогда он сказал: "Нужно об этом подумать". И вот подумали. Расширили дверь комнаты, где помещена картина, и мне администрация галереи показала ее с такого расстояния и в таком свете, о которых я мечтал целых двадцать пять лет. И если по каким-либо непредвиденным обстоятельствам дверь опять заделают кирпичами, то об этом можно будет только пожалеть. Вообще до предполагаемой постройки новой Третьяковской картинной галереи все эти временные улучшения вполне целесообразны и необходимы.
[Москва]. 16 декабря 1913
Многоуважаемый Яков Данилович!
Вчера днем звонила по телефону г-жа Смирнова, как передал мне слуга. Я не знаю, может быть, это жена того Смирнова, о котором Вы мне говорили 2. Но у меня был доктор, выслушивал меня, и я не мог подойти на ее зов к телефону.
Может быть, Вы знаете ее адрес, то передайте ей это. Ответьте мне с этим посыльным, пожалуйста. А то, может быть, это и не та Смирнова.
Мой Вашей супруге поклон.
P. S. У Вас в субботу не мог быть. Не выхожу из дома.
Многоуважаемый Вячеслав Павлович!
Я в провинцию своих вещей не даю
1. Пошлите их мне. Там еще осталось, кажется, 150 руб., может пошлете мне их до поездки в Казань.
Красноярск. 18 июня 19141
Получил Ваше письмо, дорогая Наталия Флоровна. Вы исполнили Ваше обещание и написали мне. Здесь довольно холодно. Сегодня по Енисею плавали на пароходе. Чудная, большая, светлая и многоводная река. Быстрая и величественная. Кругом горы, покрытые лесом. Вот если бы Вы видели! Такого простора нет за границей [...]
Хорошо сделали, что не поехали за границу с М...вым. Поживите лучше в деревне, отдохните от житейских треволнений.
Я тоже ничего не делаю. А только созерцаю природу и людей. Какие славные типы. Еще не выродившиеся. В Красноярск была принесена часть мощей св. Иннокентия, иркутского чудотворца, и были паломники почти со всей Сибири. Лица, как на итальянских картинах дорафаэлистов.
Думаю съездить еще на озеро Шира в Минусинском округе. Там живут татары, и у них табуны лошадей. Да мало ли что здесь интересного!
Вот бы Вам все это увидеть когда-нибудь!
Пишите еще мне. Может быть, и c-moll Шопена одолеете к осени. Тогда увидимся. Поклон Вам и Вашей сестре.
Мы все здоровы, дорогой Саша! Петя тоже здоров. У границы стоит. Получает Оля письма от него
1. Пишу
2. Целую тебя.
Дорогой Саша!
Поздравляю тебя с праздником и, наверное, еще напишу к рождеству. Петя здоров. Пишет с войны. Мы все тоже здоровы. Оля скоро тебе напишет.
Будь здоров. Целую тебя.
[Москва]. 16 декабря 1914
Многоуважаемый Иван Евменьевич!
Позвольте посмотреть Вашу галерею Якову Алексеевичу Тепину1, очень интересующемуся русской живописью.
Здравствуй, дорогой Саша!
Мы все здоровы. От Пети получаем письма. Он здоров. Пиши. Я работаю. На выставке моя картина1. Она небольшая. В Союзе.
Христос воскресе!
Поздравляю тебя со светлым праздником и желаю тебе доброго здоровья.
Мы все здоровы. О Пете получаем сведения. Все благополучно. Я очень давно не получал от тебя письма. Здоров ли ты был?
Я работаю теперь мало, так как картину "Благовещение" я послал на выставку, которая теперь в Петрограде.
Здесь все кипит войной, так как сведения на другой же день получаются.
Должно быть, массу пленных ты видишь в Красноярске. А [мне] еще в Москве ни одного не удалось увидеть. Случая не было. Погода здесь - то растает, то опять снег. Сегодня ночью опять повалил снег, и ездят на санях. Пиши почаще. Я тоже буду. Поклонись В. М. Белоусовой1 и поздравь.
Здравствуй, дорогой наш Саша!
Получил вчера твою открытку. Мы все здоровы. Оля с детьми на даче. Адрес: Московско-Киево-Воронежская ж. д., станция Наро-Фоминское, имение Якунчикова1. Петя приехал с войны и лечится в лазарете там же. У него растянуты сухожилия. 7 июля уезжает обратно. Я еще в Москве и не знаю, куда еще съезжу.
Где-нибудь неподалеку от Москвы. В Москве погода меняется с дождями. По-видимому, хороший урожай будет. Дай ты нам, господи, в тяжелую годину войны. Пишу подробнее письмом. Будь здоров.
Алупка. 18 августа [1915]
Здравствуй, дорогой Саша!
Я теперь ненадолго приехал в Крым. Летом никуда не ездил. Здоров. К 1 сентября приеду в Москву. Оля на даче еще, а Лена в Москве лечит зубы. Напиши в Москву, в "Княжий двор" на Волхонке. Я там остановлюсь. Лена живет с Олей пока в д[оме] Пиит. Целую.
Поздравляю тебя, дорогой Саша, с днем ангела.
Будь здоров.
Я сегодня уезжаю из Крыма. Пиши в "Княжий двор", Волхонка.
Встретил Ицина, здесь у него больная дочка. Поговорили о Красноярске. Из Москвы напишу. Какие у вас пожары лесные были! Небывалые. Беда, да и только. Целую тебя.
Дорогой брат!
Вот уже два месяца лежу в постели. Доктора ходят и нашли расширение аорты. Послали в санаторий, и там меня более простудили, заставляя лежать в конце октября по 2 часа на воздухе. Я бросил и деньги 250 рублей и на автомобиле опять приехал к Оле в квартиру. Вот уже было кровохарканье, прошло, да опять вернулось. Все от сердца (биенышко мамочкино).
Теперь немного получше. Доктора не велели на воздух выходить, да и высоко с пятого этажа! Думают, что к концу декабря можно будет выходить. Тогда Лена найдет помещение внизу, чтобы не подниматься1. Мне это сильно вредило для сердца. Хозяин дома Пиит умер. Сегодня хоронили. Его, должно быть, тоже ухайдакали высокие лестницы.
Лена живет теперь в отдельной комнате на Новинском бульваре. Навещает каждый день.
Утомилась она страшно от ухода по ночам за мной. Теперь Оля помогает по ночам. Пиши мне, как-то ты?
Вот она старость - не радость!
Целую тебя, брат. Посылаю всем поклон.
Петю Оля все поджидает, да, видно, очередь отпуска не дошла до него.
В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ "РУССКОЕ СЛОВО" 1
Волна всевозможных споров и толков, поднявшаяся вокруг Третьяковской галереи, не может оставить меня безучастным и не высказавшим своего мнения. Я вполне согласен с настоящей развеской картин, которая дает возможность зрителю видеть все картины в надлежащем свете и расстоянии, что достигнуто с большой затратой энергии, труда и высокого вкуса. Раздавшийся лозунг "быть по-старому" 2, не нов и слышался всегда во многих отраслях нашей общественной жизни.
Вкусивший света не захочет тьмы.
[Москва]. 12 февраля 1916
Многоуважаемый Иван Евменьевич!
С удовольствием я бы пришел к Вам, но я никуда не выхожу из дома вот уже 4 месяца. Я был болен (расширение сердца). Потом еще что-то в легких, и пролежал в санатории, и теперь живу в гостинице. Доктор не велит еще на улицу выходить. Может быть, Вы не найдете ли возможным повидаться со мною? Здесь великолепный лифт.
{Письма, не вошедшие в издание 1948 г., отмечены звездочками: одной - публикуемые впервые, двумя - ранее публиковавшиеся в разных изданиях, тремя - частично публиковавшиеся.}
ГТГ - Государственная Третьяковская галерея.
ГРМ - Государственный Русский музей.
ЦГИА - Центральный государственный исторический архив СССР.
ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства СССР.
X. - холст.
М. - масло.
К. - картон.
Б. - бумага.
Акв. - акварель.
Кар. - карандаш.
Граф. кар. - графитный карандаш.
Ит. кар. - итальянский карандаш.
1 Датируется по содержанию. Адресат письма не установлен. По-видимому, это был кто-то из родных В. И. Сурикова, знавших о его стремлении учиться в Академии художеств.
2 Смелянский Николай Васильевич - знакомый Суриковых, фельдшер Енисейского казачьего конного полка.
3 Замятнин Павел Николаевич - генерал-майор, с 1862 по 1869 г. гражданский и военный губернатор Енисейской губернии. (В некоторых материалах упоминается как П. Н. Замятин).
Обстоятельства знакомства Сурикова с семьей Замятниных изложены в статье М. В. Красноженовой "Василий Иванович Суриков по воспоминаниям красноярцев и по письмам его к родным" (А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. В. И. Суриков. Иркутск-Москва, 1937, с. 73-75).
Замятнин принял деятельное участие в судьбе Сурикова. 10 декабря 1867 г. направил в Академию художеств письмо с просьбой зачислить Сурикова в число учеников Академии. К письму были приложены рисунки по следующей описи:
"Опись посылаемым рисункам.
Рисунки Василия Сурикова
1 Ангел молитвы (с картины Неффа).
2 Благовещение (с картины Боровиковского).
3 Голова Спасителя.
4 Тройка.
5 Ямщик.
6 Хоровод.
7 Голова мальчика.
8 Старик.
9 Девушка, стерегущая ребенка.
10 Пляшущие русские.
11 Мальчик с луком.
12 Курганы в Минусинском округе".
(Цит. по кн.: В. Кеменов. Историческая живопись Сурикова. 1870-1880-е годы. М., 1963, с. 16).
Получив приведенный в публикуемом письме ответ вице-президента Академии художеств кн. Гагарина, Замятнин помог организовать поездку Сурикова в Петербург и изыскать необходимые для этого средства (см.: Там же, с. 77-78).
4 Сведений о Г. Шалине не имеется.
5 Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893) - вице-президент Академии художеств (1859-1869).
6 На этом текст письма обрывается.
1 Сурикова Прасковья Федоровна (1818-1895) - мать художника, происходила из старинного казачьего рода Торгошиных, упоминаемого в документах XVII в. Уроженка и постоянная жительница Красноярска. Неграмотная женщина, одаренная, по отзывам знавших ее, природным вкусом к художественным работам, искусная вышивальщица.
Суриков Александр Иванович (1856-1930) - брат В. И. Сурикова, единственный человек, с которым на протяжении всей жизни вел переписку художник. А. И. Суриков не имел законченного образования. Первоначально он поступил в гимназию, но вскоре перешел в уездное училище, курс которого не окончил. Впоследствии, сдав экзамен на первый классный чин при красноярской гимназии, служил в Красноярском губернском суде, занимая различные незначительные должности (столоначальника, протоколиста, секретаря суда, архивариуса). В 1911 г. вышел в отставку. Всю жизнь почти безвыездно провел в Красноярске. (Воспоминания А. И. Сурикова о брате см. на с. 221-224).
2 Суриков выехал из Красноярска 11 декабря 1868 г. с двумя попутчиками: архитектором А. Ф. Хейном, ехавшим в Европейскую Россию для лечения, и своим сверстником Дмитрием Лавровым, который направлялся в Троице-Сергиеву лавру для обучения иконописи.
3 Кошмы - местное название войлока. Суриков писал "кочмы".
4 Кошева - крытые сани.
5 Кожуховский Петя, Давид (Давидов Дмитрий Никанорович) и Абалаков Андрей Капитонович - товарищи и сослуживцы Сурикова по Енисейскому общему губернскому управлению. Давыдов - дальний родственник Суриковых. Полковник Корх Иван Иванович - командир Енисейского казачьего конного полка, зять губернатора П. Н. Замятнина (см. письмо 1 и коммент. 3 к нему), квартировал в доме Суриковых. Варвара Павловна - его жена, старшая дочь Замятнина. Орешников Геннадий Порфирьевич - знакомый Суриковых, сын красноярского купца.
6 Бабушкины - знакомая семья Суриковых. Одна из дочерей Бабушкиных - Анна Дмитриевна нравилась Сурикову. В письмах он называет ее Анютой, Аннушкой.
7 Сережа (Серж) - Виноградов Сергей Васильевич (? - 1879) - муж сестры художника, Екатерины Ивановны (1846-1868). Суриков гостил у Виноградовых в селе Тесь Минусинского округа в конце лета 1866 г. Поездка эта произвела на него большое впечатление, и он много лет спустя неоднократно вспоминал о ней. После смерти сестры Суриков снова побывал в селе Тесь летом 1868 г., взяв 4 июня после болезни отпуск на три недели. В юности Суриков был очень дружен с Виноградовым. Во время обеих поездок В. И. Суриков много рисовал, о чем свидетельствует фраза в письме Виноградова от 30 ноября 1868 г.: "Высылаю тебе, Вася, твои картины (15), о целости которых ты беспокоишься" Письмо Виноградова хранится в Красноярском краевом краеведческом музее.
8 1894 г. Суриков сделал по фотографии портрет Виноградова с сестрой Екатериной Ивановной.
1 Фотокопия карточки хранится в отделе рукописей ГТГ (ф. 36).
2 Крестной матерью Сурикова была его двоюродная тетка с материнской стороны Ольга Матвеевна Дурандина, урожд. Торгошина (1816-1881). В 1856-1859 гг. Суриков, будучи учеником уездного училища, жил у нее в доме по Больше-Качинской улице. Дом этот изображен Суриковым на рисунке "Улица в Красноярске".
3 Танечка - Торгошина Татьяна Степановна - (1849-1884) - двоюродная сестра художника. Ее отец - брат Прасковьи Федоровны Суриковой, Торгошин Степан Федорович (1810-?), послужил натурой для чернобородого стрельца в картине "Утро стрелецкой казни" (в ГТГ хранится этюд, написанный с С. Ф. Торгошина), а мать - Евдокия Васильевна позировала для головы "Боярыни Морозовой".
1 Катушки - сибирское название снежных гор.
2 Замятнина Екатерина Павловна - дочь красноярского губернатора.
3 Кузнецов Петр Иванович (1818-1878) - городской голова Красноярска (1853-1865), золотопромышленник. Часто бывал в Петербурге, ездил за границу. Интересовался искусством. Благодаря его помощи Суриков получил возможность учиться в Академии художеств. П. И. Кузнецов дал средства для поездки Сурикова в Петербург и поддерживал его материально в течение пребывания в Академии художеств (с 1869 по 1875 г.), выплачивая ему стипендию.
Бывая в Петербурге, Кузнецов неизменно проявлял внимание к Сурикову, интересовался его успехами, приглашал в свою ложу на оперные спектакли. В семье Кузнецовых Суриков проводил праздники. Когда в 1873 г. обнаружилось, что климат Петербурга плохо отразился на здоровье молодого художника, Кузнецов взял его летом того же года в свое имение. Это имение ("резиденция") П. И. Кузнецова находилось в верховьях рек Немир и Узун-Джул, впадающих в приток Енисея Абакан, у отрогов Саянского хребта (около 150 км к юго-западу от г. Минусинска). Здесь Суриков восстановил свои силы (см. коммент. 3 к письму 25 и очерк М. Волошина, с. 182).
Со всей семьей П. И. Кузнецова Суриков был хорошо знаком, поддерживал отношения в Петербурге и Красноярске, а с сыновьями Кузнецова - Александром Петровичем и Иннокентием Петровичем его связывала дружба.
4 Токарева Александра Федосовна (см. коммент. 1 к письму 6).
5 Приписка в конце первой страницы письма.
6 Приписка сбоку страницы.
1 Вступительный экзамен в Академию художеств в апреле 1869 г. Суриков первоначально не выдержал, так как не имел навыков в рисовании с гипсов. Поступив в школу Общества поощрения художеств, он практикуется в течение трех месяцев в рисовании гипсов, осенью успешно сдает вступительный экзамен и 28 августа 1869 г. зачисляется вольнослушателем.
2 О каких картинах идет речь не установлено.
3 Суриков очень хотел, чтобы брат его учился в гимназии, по окончании которой мог бы поступить в университет. Красноярская гимназия была открыта в год отъезда Сурикова из Красноярска в Петербург (1868).
4 Савицкий Семен Яковлевич и Иванов Иван Евгеньевич - бывшие сослуживцы Сурикова по губернскому управлению.
1 Токарев Феодосии Петрович ("отец Федос", как называет его Суриков в других письмах) - священник, настоятель Минусинского собора. Жил прежде в Красноярске. В юности Суриков был дружен с его дочерью Сашенькой - Александрой Федосовной.
2 Неизвестно, о каком имении дяди и о каком Попове идет речь.
3 Чебаков Михаил Иосафович - смотритель училищ Красноярского и Канского округов. Одно время преподавал в Красноярском уездном училище, где учился Суриков.
4 Кузнецов Александр Петрович (1848-1913) - в то время студент-технолог, старший сын П. И. Кузнецова.
5 Калина Леонид и Мартин (Маркиан) Васильевичи - чиновники губернского управления, бывшие сослуживцы Сурикова.
1 Суриков пишет о "Выставке художественных произведений в имп. Академии художеств в 1869 году", на которой были экспонированы работы В. Г. Перова, Г. Г. Мясоедова, И. Н. Крамского, А. Д. Литовченко, И. И. Шишкина, К. Е. и В. Е. Маковских, Г. И. Семирадского, А. И. Куинджи, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, Ф. А. Бронникова, А. И. Корзухина и др.
1 Вел. кн. Мария Николаевна (1819-1876) - президент Академии художеств с 1852 по 1876 г.
2 Вел. кн. Владимир Александрович (1847-1909) - в 1869-1876 гг. товарищ президента, а с 1876 по 1909 г. президент Академии художеств.
3 Исеев Петр Федорович (1831 - ?) - конференц-секретарь Академии художеств с 1868 по 1889 г. См. о нем коммент. 89 к очерку М. Волошина.
4 Стаховский Владислав Карлович. - По окончании Тифлисской гимназии поступил осенью 1869 г. учеником Академии художеств по архитектурному классу, в 1888 г. получил звание неклассного художника. В конце 1880-х гг. преподавал рисование в тифлисских учебных заведениях.
5 Шмелев Семен Егорович - красноярский "городовой врач". Поль - его младший сын, служивший в красноярском окружном суде, товарищ Сурикова.
6 После смерти отца художника, Ивана Васильевича Сурикова (1809-1859), семья очень бедствовала. Пенсия, назначенная матери, была весьма незначительна - 28 руб. 50 коп. в год. Жили главным образом квартирной платой от сдачи внаем верхнего этажа дома и случайным заработком матери и сестры рукоделием. Когда в 1864 г. Суриков поступил канцелярским служителем (писцом) в губернское управление, его скромное жалованье было большим подспорьем для семьи. О поступлении Сурикова на службу в "Енисейских губернских ведомостях" (1864, 20 июня, No 25) имеются следующие данные: "Сын канцелярского служителя Василий Суриков, согласно прошению его, принят на службу в штат Енисейского общего губернского управления, с причислением к 3 разряду канцелярских служителей".
7 Лиза - Доможилова Елизавета Ивановна (1837-1884) - старшая сестра Сурикова от первого брака отца. Жена священника Доможилова Капитона Филипповича.
1 Торгошин Гаврила Федорович (1814-1889) - брат матери Сурикова, бывший казак Енисейского конного полка. По упразднении в 1871 г. полка причислен к крестьянам села Торгашино, жил в семье брата Степана.
1 В системе обучения в Академии художеств прохождение курса "по искусству" и "по наукам" не всегда совпадало. Суриков перешел на второй курс по рисунку в феврале 1870 г. По научным дисциплинам сдал часть экзаменов в мае, а часть в августе того же года, и тогда же был зачислен действительным студентом Академии художеств (ЦГИА, ф. 789, д. No 150 за 1869 г., лл. 4-9, а также отдел рукописей ГТГ, ф. 36, ед. хр. 114-119).
2 Лоссовских Александр Александрович - архитектор, знакомый Сурикова по Красноярску.
3 Курылев Александр Иванович - чиновник Енисейского общего губернского управления. В мае 1870 г. переведен в Ачинск заседателем окружного суда. Преподавал рисование и черчение в Ачинском уездном училище.
4 Черепанова (по мужу Давыдова) Александра Петровна - дочь бывшего сослуживца Сурикова по губернскому управлению.
1 Родственных Павел Алексеевич - отставной гвардейский поручик, золотопромышленник.
2 Шепетковский Николай Александрович - красноярский банковский служащий, общественный деятель.
3 Махов Павел Николаевич - топограф, командированный для работ в 1864 г. из Иркутска в Минусинский уезд. Суриков познакомился с ним во время своих поездок в село Тесь.
1 Суриков пишет о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года, открывшейся в Петербурге 15 мая и закрытой 1 августа того же года. Подробное описание выставки см. в статье В. В. Стасова "Художественные заметки о выставке 1870 года. (В Соляном городке)" - В. В. Стасов. Избр. соч., т. I. М. -Л., 1937, с. 127-161.
1 Александра Федоровна - жена П. И. Кузнецова.
2 Карякин Михаил Александрович - учился в Академии художеств по классу живописи с осени 1869 г. В 1871 г., не оказав успеха по наукам, был исключен из числа учеников, но остался вольнослушателем. В 1875 г., не окончив курса, вышел из Академии. В ГТГ находится его пейзаж "Перед грозой" (1882).
3 О занятиях Сурикова в головном классе Академии художеств и его первых композициях см. очерк М. Волошина, с. 181.
1 В 1870 г. Суриков работал над картиной "Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади". Этой картиной он дебютировал на Академической выставке, открывшейся 29 сентября 1870 г. (О работе над этой картиной см. очерк М. Волошина, с. 181).
1 Картина "Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади" была приобретена П. И. Кузнецовым за 100 руб. Тогда же, в 1870 г., художник исполнил вариант этой картины. Подробно о создании обоих вариантов картины см.: В. Кеменов. Историческая живопись Сурикова..., с. 26-29.
2 Замятнин Дмитрий Павлович - младший сын красноярского губернатора, служил чиновником особых поручений в Красноярске.
3 Шуточное прозвище брата.
4 Поездка осуществилась лишь летом 1873 г. (см. письмо 25 и коммент. 3 к нему).
1 Первую медаль ("вторую серебряную" или "малую серебряную") Суриков получил 23 декабря 1871 г. за рисунок (этюд с натуры).
1 Тютрюмовы - вероятно, квартиранты Суриковых.
2 Гриша и его брат - лица не установленные.
3 Кузнецов Иннокентий Петрович (литературный псевдоним Кузнецов-Красноярский; 1851-1916) - один из сыновей П. И. Кузнецова. Историк и археолог, издатель и автор ряда печатных работ по истории Сибири, владелец обширной библиотеки. Был дружен с Суриковым. Лето 1892 г. Суриков провел в его "резиденции" (см. коммент. 3 к письму 4), где писал этюды для картины "Покорение Сибири Ермаком" (см. письмо 102).
1 На подлиннике пометка: "Получено 8 января 1871 года".
2 Возможно, Суриков пишет о деньгах, полученных за рисунок пером на камне "Исаакиевская площадь ночью", исполненный им со своей картины для альбома "Художественный автограф. Выставка в Академии художеств в 1870 г." (Изд. СПб. Артели художников, 1870).
3 Потылин (Потылицын) Миша - красноярский знакомый Суриковых.
1 Шаховский Николай Павлович. - Поступил в Академию художеств вольнослушателем одновременно с Суриковым в 1869 г. В