1 Издательство И. Н. Кушнерева, одним из пайщиков которого был Петр Петрович Кончаловский старший, выпустило 3-томное собрание сочинений А. С. Пушкина к столетию со дня его рождения ("Сочинения А. С. Пушкина. Москва. Т-во типографии А. И. Мамонтова, Леонтьевский пер., дом Мамонтова. 1899").
К этому изданию Суриков сделал четыре рисунка. Во втором томе на с. 182 помещен рисунок к поэме "Полтава" - "И он промчался меж полками". В третьем томе на с. 31 помещен рисунок "Прощание Бориса Годунова с сыном" и два рисунка к повести "Метель": первый на с. 20 (заставка), второй на с. 28 - иллюстрация к словам: "Она вскрикнула: "Ай, не он, не он!".
2 Третьяков умер 4/16 декабря 1898 г.
3 Суриков называет "Архипкой-художником" А. Г. Попова, скульптора-самоучку. Суриков консультировал Попова по поводу его работ. Воспоминания Попова о В. И. Сурикове см. на с. 239-241.
1 Проскуряков Павел Степанович - преподаватель истории и географии в Красноярской учительской семинарии.
2 Картина "Переход Суворова через Альпы" была впервые выставлена на XXVII Передвижной выставке в Петербурге, открывшейся 7 марта 1899 г. Над картиной Суриков работал в течение четырех лет (1895-1899), выполнив для нее, как и для других своих произведений, много эскизов и этюдов в разной технике.
1 Речь идет об одной из двух первых скульптурных работ А. Г. Попова - "Христианская мученица". Фотография ее хранится в Отделе рукописей ГТГ (ф. 36, ед. хр. 217). Не установлено, была ли скульптура выполнена в мраморе.
1 Имеется в виду вице-президент Академии художеств И. И. Толстой.
2 В подлиннике - рисунок.
1 Речь идет о картине Репина "Дуэль", которая экспонировалась на XXVII Передвижной выставке в Москве.
2 Шаре Михаил Августович, шурин В. И. Сурикова.
3 Имеется в виду Владимир Егорович Маковский.
4 Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) - профессор, руководитель батальной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
5 Свиньин Василий Федорович (1865-1939) - архитектор Академии художеств, занимал должность придворного архитектора. Ему была поручена перестройка здания Михайловского дворца для размещения в нем Музея Александра III (ныне - Государственный Русский музей).
6 Вел. кн. Георгий Михайлович (1863- 1919) - управляющий Музеем Александра III с 1897 г.
1 Картина была приобретена для Музея Александра III. С 1904 по 1922 г. экспонировалась в Музее А. В. Суворова в Петербурге (Петрограде). В 1922 г. была возвращена в Русский музей.
2 Суриков пишет о решетке на могиле своего деда Александра Степановича Сурикова, атамана Енисейского казачьего конного полка.
Два его акварельных портрета, сделанных Суриковым в 1890-х гг. по фотографии, сохранились в семье художника.
1 В газете "Русские ведомости" (1899,14 марта, No 72) была помещена большая статья за подписью "Буква" (Ип. Ф. Василевский) - "Петербургские наброски". Статья содержала восторженный отзыв о картине Сурикова "Переход Суворова через Альпы". "В этом году у передвижников есть своя заглавная картина, - писал рецензент, - есть свой первенствующий художник".
2 В периодике за 1899 г., кроме указанной выше, были помещены еще рецензии на XXVII Передвижную выставку: "Новое время" (8 марта, No 8271 - рец. Н. К.), "Петербургская газета" (8 марта, No 65), "Новости дня" (13 марта, No 5672 - рец. Квидам [Кугель А. Р.]), "С. Петербургские ведомости" (19 марта, No 75 - рец. Н. Селиванова [Старовер]).
3 В Москве XXVII Передвижная выставка открылась 19 апреля 1899 г.
4 Лето 1899 г. Суриков с дочерьми провел на Кавказе.
1 См. коммент. к письму 96.
1 На рисунке изображены две мужские фигуры: толстяк и человек нормального сложения. Подпись: "До" и "После".
1 В Боржоми в 1899 г. Суриков сделал ряд акварельных рисунков.
2 О каких рисунках идет речь, не установлено.
1 Суриков имеет в виду Всемирную Парижскую выставку 1900 г., на которой экспонировалась картина "Взятие снежного городка", находившаяся в то время в собрании В. В. фон-Мекка.
1 Соколов Анатолий Васильевич - почтово-телеграфный чиновник, сосед Суриковых по Красноярску.
2 А. И. Суриков в это время строил флигель.
1 В подлиннике рисунок: собор св. Петра и колокольня Ивана Великого.
1 Во время поездки в Италию в 1900 г. Суриков побывал в Неаполе, Венеции, Риме, Флоренции. К этой поездке относится много акварелей и этюд маслом, в том числе: "Неаполь" (ГТГ), "Собор св. Марка в Венеции", "Неаполь" (собрание семьи художника), "Венеция. Палаццо дожей", "Колизей" и др.
1 Речь идет о выводе русских войск, находившихся на территории Маньчжурии с 1900 г. в связи с восстанием ихэтуаней (боксеров).
2 Матвеев Иннокентий Алексеевич - зять П. И. Кузнецова. По образованию ветеринарный врач. Одно время был городским головой Красноярска.
1 Львов Алексей Евгеньевич (1850-?) - директор Московского училища живописи, ваяния и зодчества с 1896 по 1917 г.
2 18 января 1901 г. Совет преподавателей Училища живописи, ваяния и зодчества избрал Сурикова на должность преподавателя.
3 Сурикова неоднократно приглашали преподавать в Академии художеств. Особенно настаивал на этом И. Е. Репин в связи с реформой Академии 1893-1894 гг. Однако Суриков категорически отказывался от подобных предложений (см. об этом также письмо 196, коммент. 39 к воспоминаниям Я. Тепина и коммент. 3 к воспоминаниям В. Бялыницкого-Бирули).
1 По-видимому, Суриков имеет в виду начало работы над картиной "Степан Разин".
1 Летом 1901 г. Суриков совершил поездку по Волге, собирая этюды для картины "Степан Разин".
1 Имение "Райки" по Ярославской ж. д. (ст. Щелково) принадлежало знакомому Сурикова - сибиряку Некрасову.
1 В Исторический музей, где Суриков работал над картиной "Степан Разин".
1 H. H. Оглоблин работал в архивах над документами Сибирского приказа. В "Журнале Министерства народного просвещения" (1901, No 5, с. 25-69) была напечатана его статья "Красноярский бунт 1695-1698 годов" (Очерк из истории народных движений в Сибири). В 1902 году эта статья вышла отдельной брошюрой. "Идея переиздания этой работы принадлежит Вл. М. Крутовскому. Он заинтересовался красочными эпизодами из прошлого Сибири, нашел деньги на переиздание статьи (у мецената А. П. Кузнецова), познакомился с составителем и получил его согласие на переиздание статьи. Нами получены дополнительно некоторые сведения от Вл. М. Крутовского об обстоятельствах сообщения им этой статьи Сурикову. Тогда же, когда он вел переговоры в Москве с Оглоблиным о переиздании статьи, он обратил на нее внимание и Сурикова, зная, что тот всегда интересовался стариной Красноярска. Брошюру же он подарил Сурикову уже позднее при новой встрече в Красноярске, летом 1902 года" (см.: А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. Цит. соч., с. 30).
2 По данным С. Н. Мамеева, старый дом казаков Суриковых, где собирались "бунтовщики", сгорел при пожаре 26 июня 1773 г. Дом находился по Качинской улице, "во второй куртине", по левую сторону, под No 77, Старый суриковский дом, который художник, по его рассказу, помнил в развалинах (см. очерк М. Волошина и коммент. 27 к нему), находился тоже по Качинской улице, но в "третьей куртине" и по правую сторону под No 173. Дом этот был куплен прадедом художника у крестьянина Тихона Пьяненкова (Отдел рукописей ГТГ, ф. 36).
3 Суриков Петр Ильич - пращур художника.
1 Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) - живописец, впоследствии народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Академии художеств СССР.
1 Кончаловская Наталья Петровна - внучка художника. Подробно о ней см. с. 345, ее воспоминания - с. 271-276.
2 Далее следует письмо Е. В. Суриковой.
1 В настоящее время город Елатьма входит в состав Рязанской области.
2 Вероятно, для картины "Степан Разин".
1 Этюды для картины "Степан Разин".
2 Для той же картины.
1 Суриков пишет о путешествии П. П. Кончаловского с семьей по Северу России.
2 Неясно, о каком памятнике Петру I пишет Суриков. В Архангельске памятник Петру I, один из отливов скульптуры М. Антокольского, был установлен лишь в 1914 г.
1 Неясно, какие этюды для картины "Степан Разин" Суриков называет капитальными.
2 Шуточное прозвище Е. В. Суриковой.
1 В декабре 1903 г. Б. М. Кустодиев, получивший золотую медаль за картину "Базар в деревне", уехал как пенсионер Академии художеств за границу.
2 В здании Исторического музея Московским обществом любителей художеств устраивались "Периодические выставки". В конце декабря 1903 г. шли приготовления к 22-й "Периодической выставке", открывшейся в 1904 г.
1 Пий X (1835-1914) - в миру Джузеппо Сарто - был избран римским папой в 1903 г. Упоминание об его избрании позволило датировать письмо.
1 Голяховский Петр Власьевич - журналист, редактор журналов "Детское чтение", "Звезда", "Всходы" и "Журнал для всех".
2 В No 11 за 1903 г. "Журнала для всех" на с. 1371-1374 была помещена статья критика Ив. Лазаревского "Василий Иванович Суриков", в которой он ошибочно указал, что "Суриков по своему происхождению потомок ссыльных стрельцов".
В следующем номере этого же журнала на с. 1539-1540 редакцией было опубликовано письмо Сурикова с опровержением допущенной Лазаревским ошибки.
3 См. письмо 50 и коммент. 1 к нему.
1 Во время русско-японской войны, начавшейся в январе 1904 г., активное участие в боях в Маньчжурии принимали Сибирские казачьи полки.
1 Возможно, Суриков проявлял интерес к старинным коврам в связи с его поисками живописного решения изображения ковра в картине "Степан Разин".
1 Зимин Сергей Иванович (1875-1942) - театральный деятель, основатель частного оперного театра в Москве (Опера С. И. Зимина). Коллекционер.
2 Не установлено, где находятся этюды, проданные Суриковым С. И. Зимину.
1 "Степан Разин".
1 Письмо написано на бланке: "Опера С. И. Зимина, Москва, Никитская, "Интернациональный Театр", 25 мая 190..г."
1 Кончаловский Михаил Петрович (р. 1906) - художник, внук В. И. Сурикова.
2 Маторин Афанасий Иванович - один из художников, оформлявших спектакли в Оперном театре Зимина.
3 Неизвестно, о продаже какой картины Сурикова идет речь.
1 Не выяснено, какую картину "какого-то Яковлева" имеет в виду Суриков.
1 Картина "Степан Разин" была выставлена на XXXV Передвижной выставке, открывшейся в Москве 30 декабря 1906 г. и в Петербурге 2 марта 1907 г.
1 Е. В. Сурикова училась на Высших женских курсах в Москве.
1 После закрытия XXXV Передвижной выставки работа над картиной "Степан Разин" продолжалась. Художник делал дополнительные этюды, изменяя, главным образом, тип Разина (см. письмо 208 и коммент. 3 к нему). Всего для этой картины Суриковым было сделано до десяти эскизов и свыше тридцати этюдов, выполненных в разной технике.
В 1911 г. картина экспонировалась на Международной выставке в Риме.
1 Беляев - врач.
2 Степанов - врач.
1 Суриков в 1907-1914 гг. вновь поднимал вопрос о переезде на постоянное жительство в Сибирь. См. об этом воспоминания брата художника, с. 224.
1 Цветков Иван Евменьевич (1845-1917) - банковский деятель, собиратель картин и рисунков русских художников. Основатель галереи, получившей наименование "Цветковской", принесенной им в 1909 г. в дар Москве. В 1920-х гг. значительная часть этого собрания вошла в состав Третьяковской галереи.
2 Речь идет о портрете Суворова, написанном по просьбе И. Е. Цветкова.
В подлиннике письма рукой Цветкова сделаны карандашом следующие пометки. Вверху: "От В. И. Сурикова"; фраза "Василий Иванович! Напишите Суворова", заключена в кавычки; после слова "напишите" вставлено над строкой "портрет" и между строк вписана фраза в скобках: "Я постоянно повторял Сурикову".
1 Свой выход из Товарищества передвижных художественных выставок Сурикову письме к брату объяснял упрощенно. В действительности, очевидно, причины его выхода коренились глубже: его не удовлетворял общий уровень творчества передвижников на рубеже 1890-1900 гг.
2 Мамонтова (в замужестве Самарина) Вера Саввишна (1876-1907), вдохновившая в свое время В. А. Серова на создание одного из его выдающихся произведений - "Девочка с персиками" (1887, ГТГ).
1 Матвеева (Тиан) Наталия Флоровна (1892-?) - пианистка и исполнительница ритмических танцев. В 1909 г. Суриков написал ее портрет.
2 Суриковым был послан билет на открытие VI выставки Союза русских художников, открытой в Москве с 26 декабря 1908 г. по 8 февраля 1909 г. В каталоге этой выставки указаны следующие работы Сурикова: "Этюд", "Портрет" и "Акварели".
1 Об этой поездке в Сибирь см.: А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. Цит. соч., с. 44-59 (глава "Поездка В. И. Сурикова в Минусинский край в 1909 году").
2 Гоголевские торжества в связи с открытием памятника писателю, исполненного скульптором Н. А. Андреевым, состоялись 26-28 апреля 1909 г. В эти дни в Москве проходили заседания, концерты и спектакли, посвященные памяти писателя. 26 апреля в здании Румянцевского музея была открыта "Гоголевская выставка", на которой экспонировались портреты Гоголя, его рукописи и личные вещи. Торжества завершились 28 апреля банкетом в ресторане "Метрополь", на котором присутствовали видные деятели науки и искусства. (Подробное описание торжеств см.: "Московские ведомости", 1909, 26, 28 и 29 апреля, No 94, 95, 96).
1 Н. Ф. Матвеева жила в это время возле одного из подмосковных монастырей.
2 См. коммент. 1 к письму 198.
1 Суриков пишет о плафоне, исполненном П. П. Кончаловским в доме иваново-вознесенского купца Маракушева.
2 Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902) - польский и русский исторический живописец. Учился и работал преимущественно в России. Представитель академического направления.
1 О каких двух этюдах "На Енисей" упоминает Суриков, не установлено.
1 Гостиница "Княжий двор" (меблированные комнаты) помещалась в большом трехэтажном доме на ул. Волхонке, No 14. В гостинице подолгу жили многие деятели искусства. Суриковы снимали две комнаты на третьем этаже. В настоящее время это здание занимает объединение "Автоэкспорт" (современный адрес - ул. Маркса-Энгельса д. 1).
На стене, слева от входа, установлена мемориальная доска красного гранита с портретным изображением Сурикова и надписью: "Здесь жил и работал великий русский художник Василий Иванович Суриков. 1848-1916".
1 "Анатэма" - пьеса Леонида Андреева, написанная в 1909 г. и в том же году поставленная на сцене Московского Художественного театра.
2 Одним из произношений слова "бог" было "Адонай", которое и запомнил Суриков при изучении истории ассирийского искусства в Академии художеств. Но в древнееврейском языке было и другое произношение этого слова - "Аленой". По-видимому, Андреев и Художественный театр придерживались второго произношения.
1 Портрет И. Е. Цветкова, написанный Суриковым, выставлялся на VII выставке Союза русских художников в Москве в 1909-1910 гг.
2 Г рабье - владелец рамочной мастерской в Москве.
1 Не установлено, кого из знакомых Н. Ф. Матвеевой Суриков называл Петраркой.
1 Никольский Виктор Александрович (1875-1934) - искусствовед, сотрудник газеты "Русское слово", издаваемой И. Д. Сытиным (1851-1934), автор ряда работ по искусству, в том числе посвященных творчеству Сурикова (В. И. Суриков. Жизнь и творчество. М., 1918; В. И. Суриков ("Образы человечества"). Пг., 1923; Творческие процессы В. И. Сурикова. М., 1934).
В журнале "Вестник Европы" (1916, май, книга 5, с. 382-389) был помещен некролог В. Никольского: "Василий Иванович Суриков" (6 марта 1916). В своей статье автор впервые приводит письма Сурикова к нему, являющиеся ответом на его вопросы в связи с задуманной монографией, посвященной художнику, и анализирует его творчество.
2 Суриков в письме к Никольскому и в записях, сделанных М. Волошиным (см. с. 179), сообщает, что он учился в гимназии. Однако в статье М. Ефремовой "Посещение В. И. Суриковым 1-го высшего начального училища в июне 1914 г." ("Сибирская школа", 1916, No 5, с. 36-39) указано, что гимназия в Красноярске открылась в 1868 г., то есть в год отъезда Сурикова в Петербург. Суриков учился в приходском, а затем в уездном училище, которое окончил в 1861 г. По словам Я. А. Тенина, это училище называли гимназией (см. с. 196).
3 Неточность. Суриков был принят в Академию художеств вольнослушателем 28 августа 1869 г.
4 Неточность. Суриков приехал в Москву в 1877 г.
5 Фишер Карл Андреевич - известный фотограф. Фотография Сурикова его работы воспроизведена в книге В. Никольского "В. И. Суриков". С. Петербург, 1910.
6 Речь идет о портрете работы Репина 1885 г. (ГТГ).
1 Датируется по почтовому штемпелю.
2 См. коммент. 2 к письму 35.
3 Суриков имеет в виду встречу со своим давнишним знакомым Иваном Тимофеевичем Савенковым (см. о нем коммент. 1 к письму 111). Савенков послужил Сурикову натурой при завершении работы над образом Разина. Графический этюд, написанный с Савенкова, хранится в Муромском краеведческом музее под названием "Портрет казака". Этюд, исполненный масляными красками, имеется в частном собрании в Москве.
4 Очевидно, В. А. Никольский прислал Сурикову свои работы, написанные им в 1908 и 1909 гг.: "Народные движения в России. Семнадцатый век. Морозовщина". С. Петербург, 1908; "Народные движения в России. Семнадцатый век. Стенька Разин и Разиновщина" (Всеобщая библиотека). СПб., 1909.
1 Описка. Суриков имеет в виду Красноярский бунт 1695 г.
2 Описка. Статья H. H. Оглоблина, о которой упоминает Суриков, была опубликована в "Журнале Министерства народного просвещения" (см. коммент. 1 к письму 169).
1 Инициалы Добринского указаны Суриковым неправильно. Анатолий Михайлович Добринский работал на постройке Сибирской железной дороги. С семьей Добринских Суриков был хорошо знаком (см. воспоминания Г. Ченцовой, с. 277).
2 Торопыгин Н. И. - лицо не установленное.
1 Документ представляет собою вопросы, предложенные Сурикову Никольским и ответы на них художника.
2 Не установлено, о каком рисунке пишет Суриков.
3 Неточность. Картина "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом" была выставлена на XXI Передвижной выставке в 1893 г.
4 Шамшин Петр Михайлович (1811-1895) - исторический живописец. С 1843 г. преподавал рисование в классах Академии художеств. В 1853 г. получил звание профессора, в 1883 г. был назначен ректором живописи и скульптуры.
5 Виллевальде Богдан Павлович (1818-1903) - профессор, руководивший классом батальной живописи в Академии художеств.
6 Бруни Федор Антонович (1799-1875) - профессор исторической живописи. Ректор Академии художеств с 1855 по 1871 г.
7 Иордан Федор Иванович (1800-1883) - профессор, руководивший гравировальным классом в Академии художеств, с 1871 г. - ректор живописи и скульптуры.
8 Вениг Карл Богданович (1830-1908) - профессор исторической живописи.
9 Гребнев Николай Васильевич (1831-?) - окончил Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1855 г. за этюд "Девочка с кувшином", представленный в Академию художеств, ему было присуждено звание неклассного художника. Будучи преподавателем рисования в Красноярском уездном училище (с 1859 по 1863 г.) сыграл очень значительную роль в формировании Сурикова как художника. Почувствовав исключительную одаренность своего ученика, Гребнев занимался с ним индивидуально, помимо школьных уроков. Он продолжал с ним занятия и после окончания Суриковым уездного училища. Гребнев поддержал стремление Сурикова поступить в Академию художеств. (Подробнее о Н. В. Гребневе см.: В. Кеменов. Историческая живопись Сурикова..., с. 14-15 и с. 452 прим. 41).
1 Письма 212, 217, 219, 224, 225, 230 написаны на бланках: "Княжий Двор". Меблированные комнаты. Москва, Волхонка, Телефон No 8-70.
2 Весной 1910 г. Суриков совершил поездку во Францию и Испанию. Об этой поездке см.: воспоминания Н. Кончаловской с. 271-276 и коммент. 35 к воспоминаниям Я. Тенина, а также письмо П. П. Кончаловского жене из Барселоны от 22 апреля 1910 г. (Отдел рукописей ГТГ, ф. 36, ед. хр. 402). Из поездки по Испании Суриков привез много акварелей, в том числе: "Арль. Бой быков", "Севилья. Бой быков", "Севилья. Альказар", "Толедо. Собор", "Гренада. Альгамбра" и др.
3 Суриков имеет в виду портрет Полины Ивановны Щербатовой (1880-1966), жены Сергея Александровича Щербатова (?-1962), художника, коллекционера, члена Совета Третьяковской галереи с 1911 г.
4 Суриков уточняет, что речь идет не о жене H. С. Щербатова (см. коммент. 2 к письму 115).
5 Имеется в виду маршрут поездки, составленный О. В. Кончаловской.
1 Харитоненко Павел Иванович (1852-1914) - коллекционер, владелец галереи, помещавшейся в Москве на Софийской набережной. Часть его коллекции, находившаяся в имении Натальевка, близ Харькова, вошла в состав собрания Харьковского музея изобразительных искусств (в том числе портрет Н. Ф. Матвеевой), а другая, находившаяся в Москве, - в ГТГ.
1 Ставрополь - ныне город Тольятти.
2 Машков Илья Иванович, художник.
1 Толстой Дмитрий Иванович (1860- ок. 1942) - с 1901 г. товарищ управляющего Музеем Александра III, с 1909 г. директор Эрмитажа. В 1911 г. был генеральным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Риме, на которой экспонировалась картина Сурикова "Степан Разин".
1 Автограф Сурикова представляет собой запись на листке, вынутом из альбома, принадлежавшего Н. Ф. Матвеевой.
1 Так иронически называет Суриков английского режиссера, художника и теоретика театра Гордона Крэга. Н. Ф. Матвеева была знакома с Крэгом и находилась с ним в переписке. Среди других писем к Н. Ф. Матвеевой (Ф. Т. Маринетти, Ю. К. Балтрушайтиса, Г. Б. Якулова) имеются также письма Крэга (Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, ф. 178 в составе Музейного фонда No 7735-7739).
1 В мае 1912 г. Суриков ездил в Берлин для лечения. Здесь им была написана акварель "Берлин. Набережная".
1 Памятник генералу М. Д. Скобелеву, исполненный по проекту скульптора Самонова, был открыт в Москве на Тверской (ныне Советской) площади 24 июня 1912 г.
1 Внуки Сурикова болели в это время корью.
2 Речь идет о художнике Сапунове Николае Николаевиче (1880-1912), утонувшем в Финском заливе.
1 Суриков закончил картину "Посещение царевной женского монастыря". Эскизы и этюды к ней были написаны в 1911-1912 гг.
2 Картина была экспонирована на десятой выставке Союза русских художников 1912-1913 гг.
1 Письмо Сурикова было напечатано в газете "Русское слово" (1913, 19 марта, No 65), последний абзац письма в газете не был помещен.
В подлиннике письма карандашом зачеркнуто "Многоуважаемый г. редактор" и сделана надпись "Письмо в редакцию" (Отдел рукописей ГТГ, ф. 3, ед. хр. 305).
2 Вопрос о постройке нового помещения для Третьяковской галереи, поставленный ее руководством, вызвал большие споры. Петербургские художники опубликовали свой протест в газете "Новое время" (1913, 16 марта, No 13294). В. М. Васнецов в газете "Русское слово" (1913, 23 марта, No 69) поддержал их мнение о том, что Третьяковскую галерею, то есть то, что было собрано П. М. Третьяковым, надлежит оставить на старом месте, новое же здание должно быть предназначено для последующих приобретений.
1 Беклемишев Владимир Александрович (1861-1920) - скульптор. Был председателем подготовительного комитета русского отдела выставки в Мюнхене в 1913 г.
2 Картина "Посещение царевной женского монастыря" была приобретена В. Г. Винтерфельдом. Не установлено, экспонировалась ли она на выставке в Мюнхене.
3 Бычков Вячеслав Павлович (1877-1954) - художник, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Н. А. Касаткина, В. А. Серова, К. А. Коровина. Член Союза русских художников, постоянный участник выставок этого художественного объединения, его бессменный ответственный секретарь с 1910 по 1923 г. Последние десять лет жизни занимался педагогической деятельностью.
1 Осенью 1913 г. по инициативе попечителя Третьяковской галереи И. Э. Грабаря была проведена реэкспозиция галереи. Собранные здесь произведения были расположены в историко-хронологическом порядке. Осуществление этого плана встретило широкий общественный отклик, вызвало большие споры. Некоторые художники и искусствоведы резко возражали против новой развески картин, считая это нарушением воли завещателя (см.: "Утро России", 1913, 7 сентября, No 212; "Московские ведомости", 1913, 7 декабря, No 282 - статья И. Лебедева). Гласные городской думы особенно остро ставили вопрос о недопустимости каких-либо изменений в галерее П. М. Третьякова. Однако большинством, 48 против 46, голосов дума разрешила Грабарю продолжать "опыт" по перевеске картин в галерее.
Суриков, как и Репин, приветствовал реорганизацию галереи. Комментируемое письмо Сурикова было опубликовано в "Русских ведомостях" 19 сентября 1913 г. (No 216). Письмо Репина - там же 3 января 1914 г. (No 2).
В дальнейшем дискуссия возобновилась в начале 1916 г. За месяц до своей кончины Суриков вновь написал по этому поводу письмо в редакцию "Русского слова" (см. письмо 241 и коммент. 2 к нему).
1 О Я. Д. Минченкове см. с. 341-342; его воспоминания - с. 255-262.
2 Можно предположить, что Суриковым интересовалась жена банкира Н. А. Смирнова, петербургского коллекционера (см.: Я. Д. Mинченков. Воспоминания о передвижниках. Л., 1964, с. 294).
1 Неясно, на какую просьбу Бычкова Суриков отвечает отказом.
1 Поездка Сурикова летом 1914 г. в Сибирь была его последней поездкой на родину.
1 С начала первой мировой войны П. П. Кончаловский был призван в армию и находился на фронте.
2 Суриков работал над картиной "Благовещение".
1 О Якове Алексеевиче Тепине см. с. 329- 330; его воспоминания - с. 190-206.
1 Картина "Благовещение", над которой Суриков работал в 1913-1914 гг., была выставлена на XII выставке Союза русских художников в 1914-1915 гг.
1 Белоусова Варвара Матвеевна - одна из давних знакомых семьи Суриковых, жена казачьего офицера Иннокентия Митрофановича Белоусова.
1 Суриков пишет об имении фабриканта Якунчикова Владимира Васильевича (1855-1916), одного из устроителей отдела русского искусства на Всемирной Парижской выставке в 1900 г., субсидировавшего поездки художников в Италию для снятия копий произведений живописи эпохи Возрождения для Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Его жена, Якунчикова Мария Федоровна (1864-1951), организовала кустарно-промысловые мастерские, руководила Абрамцевской кустарно-резчицкой и вышивальной артелью. В 1920-х гг. основала "Артель вышивальщиц" в Тарусе.
1 Из квартиры О. В. Кончаловской Сурикова перевезли в гостиницу "Дрезден" (ныне д. No 6 на ул. Горького), где он и скончался.