1874 г. получил вторую золотую медаль за программу "Милосердный самаритянин". В 1877 г. окончил Академию со званием классного художника 1-й степени. В 1890 г. получил звание академика.
2 Политехническая выставка в Москве, организованная Обществом любителей естествознания при Московском университете, была открыта с 30 мая по 1 сентября 1872 г. Экспонаты находились в 40 выставочных павильонах, частью в Кремле, частью на набережных Москвы и в здании Манежа. Долгое время не было известно, о каких рисунках упоминает Суриков в своем письме. В. С. Кеменовым найдено литографское воспроизведение всего цикла рисунков из жизни Петра I, заказанных известным исследователем севера России, лесопромышленником, красноярским купцом М. К. Сидоровым студентам Академии - Сурикову и П. А. Ивачеву для Политехнической выставки. Весь цикл этих рисунков был издан под названием: "Картины из деяний Петра Великого на Севере, 12 картинок, снятых с рисунков, представленных М. Сидоровым на Политехническую выставку в Москве 1872. г." (СПб., литография А. Аргамакова). В. С. Кеменов обнаружил и опубликовал два оригинальных рисунка этого цикла, подписанных Суриковым: "Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов" и "Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Петр I, как лоцман, провел от о. Котлин до дома генерал-губернатора". См.: В. С. Кеменов. Неизвестные работы В. И. Сурикова о Петре I. - "Искусство", 1949, No 6; Его же: Вновь найденные работы Сурикова о Петре и Меншикове. - "Искусство", 1951, No 4.
1 Письмо написано кистью.
2 Суриков получил второй раз малую серебряную медаль за рисунок 28 октября 1872 г. Медаль была вручена ему на акте 4 ноября 1872 г.
1 Суриков получил премию за эскиз 1872 г. "Нерукотворный образ" ("Посол Авгаря, князя Эдесского, к Иисусу Христу"). По этому эскизу им была написана картина того же названия.
1 На экзамене 3 марта 1873 г. Суриков получил большую серебряную медаль за живопись, как сообщает он родным. В этом же году получил денежные премии в 25, 50 и 70 рублей за композиции: "Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде", "Изгнание из храма торжников", "Евангельская притча о богаче и нищем" ("Богач и Лазарь").
1 Станция Белоярская (Белоярский), бывш. Пермской губ., находится между Свердловском и Камышловом.
2 Четвертая - последняя большая серебряная медаль за рисунок была присуждена Сурикову 26 мая 1873 г.
3 Письмо написано по пути в Сибирь. Об этой поездке см. очерк М. Волошина, с. 182. В воспоминаниях брата художника имеются сведения о пребывании Сурикова в Красноярске в 1873 г. (см. с. 221).
Во время этой поездки в Минусинских степях Суриковым был сделан ряд акварелей: "Минусинская степь", "Минусинские татары", "Матур - панорама реки", "Татарка", "Каменная баба", "Таштып".
1 На подлиннике надпись: "Получено 15 ноября, четверг, 1873 года".
2 О каком эскизе упоминает Суриков, не установлено.
1 На подлиннике надпись: "Получено 28 декабря, пятница, 1873 года".
2 Кун Михаил Александрович - бывший хорунжий Енисейского казачьего полка. По выходе в отставку служил в Минусинске. Принимал активное участие в устройстве Минусинского музея.
3 Шуточная кличка брата.
1 9 марта 1874 г. студентам Академии была задана программа на малую золотую медаль - картина на библейский сюжет "Милосердный самаритянин". Суриков получил за нее медаль 4 ноября 1874 г. Картина экспонировалась на академической выставке того же года; была подарена Суриковым П. И. Кузнецову.
2 Кузнецова Евдокия Петровна - старшая дочь П. И. Кузнецова. Ее сестры: Елизавета Петровна (в замужестве Пассек), Александра Петровна и Юлия Петровна (в замужестве Матвеева).
1 На подлиннике надпись: "Получено 3 апреля 1874 года".
1 Вевелович Ольга Ивановна - красноярская знакомая Суриковых, Евгения Ивановна - ее сестра.
1 В журнале "Всемирная иллюстрация" (1874, No 307, с. 338-339) был помещен "Обзор выставленного теперь в императорской Академии художеств", почти целиком посвященный рассмотрению работ Сурикова ("Милосердный самаритянин" и "Пир Валтасара"). Суриков именовался "героем нынешнего академического года в смысле научной и практической подготовки для могучего самостоятельного творчества". Автор писал о глубоком и свежем таланте Сурикова. "Простота концепции, - отмечал он, - характерность и сила типов, прекрасная кисть и ум, просвечивающий в общем и деталях, дают право видеть в нем надежду не обманчивую на талант, способный принесть честь родному искусству. Талант этот особенно ярко дает себя чувствовать в эскизе "Пир Валтасара". Не много таких страниц видели академические выставки и не между ученическими попытками создавать свое".
2 Большой рисунок Сурикова с эскиза "Пир Валтасара", гравированный на дереве К. Крыжановским, был помещен в журнале "Всемирная иллюстрация" (1875, No 339, с. 8-9). Пояснение к репродукции заканчивалось словами: "...от молодого таланта, умеющего заключать так много смысла и идей в рамку срочного эскиза, вправе ожидать мы многого в будущем".
3 Фотокопия аттестата об окончании курса наук хранится в отделе рукописей ГТГ, ф. 36, ед. хр. 106. Приводим его текст:
"Аттестат. Дан сей ученику имп. Академии художеств по живописи, Василию Сурикову, в удостоверение оказанных им успехов на выпускном испытании из наук: Истории церковной - отличные, Истории всеобщей - очень хорошие, Истории русской - очень хорошие, Истории изящных искусств и археологии - очень хорошие, Математики - хорошие, Физики - отличные, Химии - хорошие, Русской словесности и эстетики - очень хорошие, Перспективы и Теории теней - хорошие, Архитектуры - отличные, Анатомии - хорошие.
Товарищ президента Кн. Владимир
Конференц-секретарь П. Исеев
4 ноября 1874 года
No 2094"
1 Тема конкурсной картины на большую золотую медаль: "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста".
2 Речь идет о картине "Милосердный самаритянин".
1 Неизвестно о продаже какой "картинки" пишет Суриков.
2 Очевидно, для утверждения эскиза программы на большую золотую медаль.
1 На подлиннике надпись: "Получено 8 апреля 1876 года".
2 Как и другие конкуренты 1875 года - Н. П. Загорский, И. И. Творожников и Н. К. Бодаревский, Суриков не был удостоен большой золотой медали и не получил, таким образом, права поездки за границу за счет Академии.
4 ноября 1875 г. Суриков получил лишь диплом на звание классного художника первой степени (фотокопия диплома хранится в отделе рукописей ГТГ, ф. 36, ед. хр. 107).
Возмущенный этим обстоятельством П. П. Чистяков писал 1 декабря 1875 г. В. Д. Поленову: "У нас допотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика, Сурикова" (Е. В. Сахарова. В. Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания. М., 1950, с. 107).
Однако программа, представленная Суриковым, встретила положительную оценку в печати. Необоснованность своих суждений по отношению к его работе осознал затем и академический Совет, члены которого возбудили ходатайство о предоставлении Сурикову, в виде исключения, права на двухгодичную поездку за границу. После двукратного обращения к министру имп. двора А. В. Адлербергу, лишь 27 апреля 1876 г. это ходатайство было удовлетворено с предупреждением, "чтобы этот случай не мог служить в будущем примером для подобных же ходатайств" (ЦГИА, ф. 789 Академии художеств. Личное дело В. И. Сурикова, No 150).
Суриков отказался от предложенной ему двухгодичной поездки за границу. Еще до получения ответа от министра имп. двора он принял заказ на росписи храма Христа Спасителя и, выполнив в Петербурге эскизы этой росписи, в июне 1877 г. переехал в Москву. Одной из причин его отказа был оскорбительный тон письма Адлерберга.
1 В 1876 г. в иллюстрированных журналах было воспроизведено несколько работ Сурикова: картина "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста" ("Пчела", приложение к No 42 и "Всемирная иллюстрация" No 402, с. 196-197); рисунок "Борьба добрых и злых духов", композиция на тему "Потерянного рая" Мильтона ("Всемирная иллюстрация", No 766, с. 220-221).
Рисунок "Борьба добрых и злых духов" решением Совета Академии от 21 февраля 1875 г. был удостоен премии в 100 рублей.
1 Речь идет о заказе на роспись строившегося храма Христа Спасителя в Москве. К этой работе были привлечены в разное время многие известные художники, в том числе И. Н. Крамской, Г. И. Семирадский и другие. Сурикову было поручено написать на хорах четыре больших фрески (402x363) на темы Первого, Второго, Третьего и Четвертого вселенских соборов.
Для предварительной работы над эскизами Сурикову, по его просьбе, была предоставлена мастерская в Академии художеств. Работа протекала под контролем специальной комиссии, что препятствовало осуществлению первоначальных замыслов художника, ограничивало его творческие возможности, вынуждало идти на уступки официальным требованиям.
Одна из этих фресок - Четвертый вселенский собор - сохранена после разборки храма, находится в Музее истории религии и атеизма Академии наук СССР в Ленинграде (б. Казанский собор). Четыре первоначальных эскиза - 1, 2, 3, 4-й Вселенские соборы- хранятся в ГРМ, вариант эскиза к 1-му вселенскому собору - в ГТГ.
2 Суриков пишет о начавшейся русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
1 Работы по росписи храма Христа Спасителя Суриков закончил лишь летом 1878 г. (см. письмо 42).
2 Картина А. А. Иванова "Явление Христа народу" была перевезена из Петербурга в Москву и с 1862 г. находилась в Румянцевском музее. В 1932 г. картина и многочисленные этюды к ней были переданы в Третьяковскую галерею.
3 В подлиннике рисунки Царь-колокола и Царь-пушки.
4 Авраамий Палицын (? - 1625), ошибочно названный Суриковым Потылицыным - келарь (монах, ведающий хозяйством монастыря) Троице-Сергиевой лавры, организовавший защиту монастыря от поляков в 1612 г.
1 Болгарский город Плевна, занятый армией турецкого генерала Османа-паши, во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., после длительной блокады русской армией, был взят 28 ноября 1877 г.
2 Черняев Михаил Григорьевич (1828-1898) - генерал, участник Севастопольской обороны, главнокомандующий сербской армией во время сербско-турецкой войны 1876 г. В мае 1884 г. Суриков встретился с ним в Неаполе и написал его акварельный портрет.
1 Дмитриев Семен Васильевич (1831-1893) - академик архитектуры. В 1878 г. получил звание профессора "по художественно-архитектурным работам" за работы, осуществленные при строительстве храма Христа Спасителя в Москве. Дмитриев был помощником главного архитектора - строителя храма Христа Спасителя - К. А. Тона.
2 О каком прошении идет речь - неизвестно. Возможно, о принятии законченных Суриковым работ по росписи храма Христа Спасителя.
1 Окончив работу в храме Христа Спасителя летом 1878 г., Суриков навсегда остался жить в Москве.
2 Суриков пишет о работе над картиной "Утро стрелецкой казни". Мысль о создании этой картины возникла у художника еще по пути из Сибири в Петербург при первом посещении Москвы (см. об этом очерк M. Волошина, с. 182). Картина была закончена в 1881 г. О том, как в процессе работы усложнялся ее замысел и в соответствии с этим изменялось композиционное решение, см. статью С. Н. Гольдштейн "Из истории создания картины "Утро стрелецкой казни" ("Художник", 1973, No 2, с. 15-19).
3 Суриков Иван Васильевич - отец художника. По окончании Красноярского уездного училища, 4 октября 1829 г. был определен писцом в канцелярию общего губернского управления; впоследствии занимал ряд других должностей по гражданскому ведомству, был смотрителем красноярских богоугодных заведений, служил в земском суде и в казенной палате. 11 августа 1854 г. получил место в акцизном управлении Сухобузимской дистанции Красноярского округа (село Сухой Бузим в 62 верстах от Красноярска), куда переехала и вся семья. После смерти отца, в 1859 г., семья Суриковых, оставшаяся без средств, возвратилась в Красноярск.
1 Картина "Утро стрелецкой казни".
2 Суриков делал для своей картины этнографические зарисовки (см.: А. Н. Турунов. Народный быт в зарисовках В. И. Сурикова. - "Советская этнография", 1937, No 4, с. 120-133).
1 Лиза - Елизавета Августовна Сурикова, урожденная Шаре (1858-1888), жена художника.
Оля - старшая дочь Сурикова, Ольга Васильевна, в замужестве Кончаловская (1878-1958).
1 От поездки в Самару летом 1880 г. из акварелей известны: "Самара" ("Пейзаж") и "Дачи под Самарой".
1 По возвращении с Поволжья, Суриков поселился на Зубовском бульваре, в доме Вагнера. Об этой тесной квартире Сурикова, где писалась картина "Утро стрелецкой казни", сохранились воспоминания критика Н. А. Александрова ("Сторонний зритель"; 1840-1907), редактора и издателя "Художественного журнала". "В маленькой комнате с низкими окнами картина стояла чуть не диагонально поперек комнаты, - вспоминал Александров, - и когда он писал одну часть картины, то не видел другой, а чтобы видеть картину в целом, он должен был смотреть на нее искоса из другой темной комнаты" ("Художественный журнал", 1881, т. 1, No 4, с. 227).
2 См. коммент. 2 к письму 43.
3 Раевская Мария Михайловна - сестра Кузнецовой Екатерины Михайловны, жены А. П. Кузнецова. Акварельный портрет ее, о котором ниже пишет Суриков, неизвестен.
1 Леночка - младшая дочь Сурикова, Елена Васильевна (1880-1963). См. о ней подробно коммент. 1 к воспоминаниям Н. Кончаловской.
1 В той же статье "Художественного журнала" (см. коммент. 1 к письму 47) Н. А. Александров на с. 223 писал, что сюжет картины "Утро стрелецкой казни" связан с происхождением художника от ссыльных стрельцов. Опровержение, которое просит дать Суриков, было опубликовано в "Художественном журнале", 1881, т. 1, No 5, с. 282.
1 Картина "Утро стрелецкой казни", оконченная в начале 1881 г., была экспонирована на IX Передвижной выставке. Она произвела большое впечатление на современников. А. П. Боткина в книге "Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве" (М., 1960, с. 209) писала: "Появление его [Сурикова] в художественном мире с картиной "Казнь стрельцов" было ошеломляющим". Подробный обзор критических отзывов о картине см.: В. Кеменов. Историческая живопись Сурикова..., с. 151-158.
Непосредственно над картиной Суриков работал в течение трех лет (1879-начало 1881). В процессе работы им было создало множество этюдов. Эскиз картины сохранился один (в виде двух набросков на одном листе с авторской надписью: "Первый набросок "Стрельцов" в 1878 году"). Об истории создания картины см.: В. Кеменов. Историческая живопись Сурикова..., с. 159-202.
Став в 1881 г. членом Товарищества Передвижных выставок, Суриков оставался участником этого объединения до конца 1907 г.
2 К 1881 г. относится эскиз неосуществленной картины "Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича". В этом же году Суриков написал эскиз для картины "Меншиков в Березове" и сделал первый эскиз к картине "Боярыня Морозова". Неизвестно, какое из этих трех произведений Суриков имеет в виду в данном случае.
3 Фотокопия карточки хранится в Отделе рукописей ГТГ, ф. 36.
1 Вероятно, речь идет о картине "Меншиков в Березове".
1 Датируется по почтовому штемпелю.
2 Поездку в Сибирь Суриков смог осуществить только в 1887 г.
1 П. М. Третьяков одним из первых оценил творчество Сурикова, его картины "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова" он приобрел для своей галереи.
2 За картину "Меншиков в Березове" Третьяков заплатил Сурикову 5000 рублей. Над картиной Суриков работал 1881-1883 гг. Она была выставлена на XI Передвижной выставке, открывшейся 2 марта 1883 г. К "Меншикову в Березове" было сделано много эскизов и этюдов.
О том, как была принята картина современниками, см.: коммент. 27 к воспоминаниям С. Глаголя, а также: В. Кеменов. Историческая живопись Сурикова, с. 241- 245; об истории ее создания - с. 246-258.
1 Матвеев Николай Сергеевич (1855-1939) - исторический живописец и жанрист, иллюстратор. Участник передвижных художественных выставок и периодических выставок Московского общества любителей художеств. Член-учредитель Общества художников исторической живописи.
2 Первую заграничную поездку Суриков осуществил после окончания картины "Меншиков в Березове". Он выехал вместе с семьей из Москвы 24 сентября 1883 г. и возвратился из путешествия в мае 1884 г. За 8 месяцев пребывания за границей Суриковы посетили Германию (Берлин, Дрезден, Кельн), Францию (Париж), Италию (Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь, Венецию), Австрию (Вену). Маршрут путешествия сохранился в дорожном альбоме художника.
3 В Дрезденской галерее находились следующие произведения Веронезе: "Брак в Кане Галилейской" (вариант картины, хранящейся в Лувре), "Леда с лебедем", "Христос, несущий крест", "Поклонение волхвов", "Милосердный самаритянин" и др.
4 Суриков имеет в виду картину Рембрандта "Жена Пентефрия обвиняет Иосифа" (1655), находившуюся в Кайзер-Фридрих-Музеуме в Берлине.
5 Выставка состояла из произведений, созданных после Всемирной парижской выставки 1878 года. Она была открыта с 15 сентября по 15 ноября 1883 г. во дворце Елисейских полей и называлась Национальная выставка изящных искусств. Суриков называет ее "трехгодичной", так как на ней были выставлены работы 1878-1881 гг. (живопись, скульптура, графика, предметы декоративного искусства) .
6 Рошеросс Жорж-Антуан (1859-1938) - французский живописец. Картина "Андромаха" на сюжет поэмы Гомера "Илиада", бывшая на этой выставке, находится в музее города Руана.
7 Фриан Эмиль (1863-1932) - французский живописец и рисовальщик. Ученик Кабанеля. На выставке были его картины: "Мастерская художника" и "Отдых".
8 Добиньи был представлен на выставке пейзажами: "Окрестности фермы Сен-Симон", "Старая дорога", "Затопленный луг".
9 Брозик (Брожик) Вепцелъ (1851-1901) - чешский исторический живописец. Ученик Пилоти. На выставке была его картина "Суд над Яном Гусом в 1415".
10 Скульптура (около 570 работ) была выставлена в саду Елисейского дворца.
11 Ниттис Джузеппе, де (1846-1884) - итальянский художник, жил и работал во Франции; примыкал к импрессионистам. На выставке были его произведения: "Чай", "Беседка из деревьев", "Старый сад" и "Площадь Карусель".
12 На выставке были следующие картины Бастьен-Лепажа: "Отдых в поле", "В октябре" (Суриков называет эту картину "Женщина картофель собирает" или "Октябрьский сезон"), "Зреющая нива" и три портрета.
13 Беккер Жорж (1845-1909) - французский живописец. Ученик Жерома. Суриков ошибочно называет его Карлом Беккером. На выставке были его работы: "Христианская мученица" и портрет генерала Галифе.
14 Суриков имеет в виду картины Поля Вайсона (1842-1911), французского живописца, ученика Глеера и Лоранса. На выставке были его произведения: "Бараны" ("Прованс"), "Стадо, пасущееся в горах", "Возвращение стада вечером" и "Ярмарка".
15 Восемь футов, два дюйма (нем.).
16 Богатов Николай Алексеевич - живописец и график.
1 Жилъбер Виктор-Габриэль (1847-?) - французский живописец-жанрист. На выставке были его картины: "Уголок рыбного базара утром" и "Продавщица супа утром на рынке".
2 Воллон Антуан (1833-1900) - французский живописец-жанрист. На Национальной выставке изящных искусств 1883 г. не участвовал. Суриков вспоминает натюрморт Воллона, находившийся в Москве в собрании С. М. Третьякова, коллекционировавшего работы западных мастеров. Сейчас картина находится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
3 Даньян-Бувере Паскаль-Адольф-Жан (1852-1929) - французский живописец, ученик Жерома. У С. М. Третьякова была его картина "Благословение новобрачных". Сейчас находится в Музее изобразительных искусств им. А. С Пушкина.
4 Реньо Анри-Виктор (1843-1871) - французский исторический живописец и жанрист. В Лувре находились его картины: "Конный портрет генерала Прима", "Казнь без суда при мавританских королях Гренады", "Портрет графини де-Барк".
5 Неизвестно, о каком скульпторе - Бегасе Рейнгольде (1831-1911) или его брате Бегасе Карле (1845-1916) - пишет Суриков.
6 См. коммент. 4 к письму 56.
7 Речь идет о получении Суриковым денег за проданную им П. М. Третьякову картину "Меншиков в Березове".
8 Третьякова (урожденная Мамонтова) Вера Николаевна (1844-1899) - жена П. М. Третьякова.
1 Боткин Михаил Петрович (1839-1914) - исторический живописец. Член Совета Академии художеств. Принимал активное участие в деятельности Общества поощрения художников. Коллекционер.
2 Неизвестно о какой акварели идет речь.
1 В Италию Суриков с семьей выехал в январе 1884 г.
1 Суриков учился у П. П. Чистякова с 1873 по 1875 г.
2 Вероятно, Суриков пишет о картине де Ниттиса "Площадь Карусель".
3 Монтенар Фредерик (1849-1926) - французский живописец. На выставке были его картины: "Военное судно "Корез", покидающее рейд Тулона", "Кладбище на берегах Прованса" и "Торговая гавань в Тулоне".
4 Гибертом Суриков называет художника Жильбера - см. письмо 57 и коммент. 1 к нему.
5 Кабанель Александр (1823-1889) - французский художник, портретист, исторический живописец, работал также в области декоративной живописи. Творчество Кабанеля характерно для салонно-академического искусства периода Второй империи. На выставке были его картины: "Федра", "Ревекка и Элиазар", "Свадьба Товия" и семь портретов.
6 Давид Жак-Луи (1748-1825) - французский живописец, представитель революционного классицизма.
7 Гро Антуан (1771-1835) - французский исторический живописец, портретист. Ученик Давида.
8 Жером Жан-Леон (1824-1904) - французский исторический живописец и скульптор. Суриков напоминает Чистякову о его картине "Сцена из жизни гладиаторов".
9 Мейссонъе Эрнест (1815-1891) - французский исторический живописец, жанрист, портретист и скульптор. Мейссонье принимал большое участие в организации Национальной выставки 1883 года и экспонировал на ней ряд своих работ: "Проводник", "Армии Рейна и Мозеля 1797 г.", "Пение", "Тюильри, май 1871 г.", "Приезд гостей", "Сан-Марк" ("Madonna del Baccio") и два портрета.
10 Хельст Бартоломеус ван дер (1613-1670) и Нетчер Каспар (1639-1684) - голландские портретисты; Нетчер работал также в области жанровой живописи.
11 B Лувре находились картины Рубенса: "Кермесса", "Бегство Лота из Содома", "Мадонна с ангелами", "Христос на кресте", ряд портретов и пейзажей, а также серия аллегорических картин "История Марии Медичи", выполненных художником в 1621-1623 гг. по заказу вдовы Генриха IV Марии Медичи. Эти огромные полотна предназначались для украшения галереи Люксембургского дворца в Париже.
12 Суриков называет "Антигоной" картину Рубенса "Триумф правды" из серии "История Марии Медичи".
13 Барбьери Джиованни-Франческо, прозванный Гверчино (1591-1666) - итальянский живописец, офортист и рисовальпщк. В Лувре находились его картины: "Воскрешение Лазаря", "Мадонна в облаках и поклоняющиеся ей святые", "Лот с дочерьми".
14 В Лувре находились картины Мурильо: "Святое семейство", "Христос в Гефсиманском саду", "Непорочное зачатие девы Марии", "Рождество богородицы", "Богоматерь во славе", "Маленький нищий" и портреты.
15 В Лувре находились картины Тициана: "Дева Мария с младенцем и предстоящими святыми", "Святое семейство", "Христос в терновом венце", "Дева Мария с кроликом", "Положение во гроб", "Портрет Франциска I", "Аллегория в честь Альфонса д'Авалоса", "Туалет молодой женщины", "Св. Иероним", "Юпитер и Антиопа", "Мужской портрет" и некоторые другие.
16 Суриков ошибся. Картину Тициана "Христос и динарий" (1514-1515) он видел в Дрезденской галерее.
17 В Лувре находились картины Веласкеса: "Инфанта Мария-Маргарита", "Филипп IV", "Инфанта Мария Терезия", "Женский портрет" и др.
18 Суриков имеет в виду портрет дочери Тициана Лавинии, на котором она изображена в белом платье и, по венецианскому обычаю, с веером в руке - атрибутом новобрачной.
19 То есть Ван Дейка.
20 Суриков пишет о картине Рембрандта "Жена Пентефрия обвиняет Иосифа".
21 Макарт Ганс (1840-1884) - австрийский исторический живописец. Представитель салонно-академического искусства. Картина "Катарина Корнаро" находилась в Берлинской национальной галерее.
22 На этом письмо обрывается. На полях письма надпись рукою Сурикова: "Письмо это я затерял в переездах. Так заодно посылаю и его". По-видимому, это письмо было послано одновременно с письмом из Вены 17/29 мая 1884 г. (см. письмо 64).
1 Суриков пишет о своей картине "Старик на огороде" 1883 г., которая экспонировалась на XII Передвижной выставке в 1884 г. под названием "Этюд старика".
2 Mo А. - владелец рамочной мастерской в Москве.
3 В картинной галерее Брера Суриков мог видеть полотна Рафаэля, Веронезе, Тинторетто, Беллини, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других великих мастеров.
4 В картинной галерее Уффици хранится крупнейшее в мире собрание картин, рисунков и гравюр выдающихся итальянских мастеров XIII-XVIII вв. В галерее представлены также прекрасные образцы французской, немецкой, нидерландской, голландской и фламандской живописи, памятники античной скульптуры. Галерея знаменита также собранием автопортретов художников.
5 В картинной галерее Палаццо Питти находятся, главным образом, картины итальянских художников. Особенно ценно собрание картин Рафаэля.
6 Собор Санта Мария дель Фиоре.
7 Неясно, о какой картине идет речь. Возможно, Суриков имеет в виду картину "Старик на огороде".
1 То есть собор св. Петра в Риме.
2 Мове - так Суриков называет владельца рамочной мастерской A. Mo.
1 Черновик этого письма, хранящийся в Отделе рукописей ГТГ, был опубликован В. А. Никольским в журнале "Искусство" (1925, No 2, с. 273-279). Между черновиком и публикуемым в настоящем сборнике письмом имеется ряд мелких разночтений.
2 Мозаики в соборе св. Марка в Венеции выполнены мастерами XI века. Мозаичный пол относится к XII веку.
3 Потолки и стены Палаццо дожей расписаны Веронезе и Тинторетто.
4 Суриков имеет в виду живопись потолков в Палаццо дожей, в котором особенно знаменит плафон зала Большого совета "Триумф Венеции" - монументальная композиция, исполненная Веронезе на потолке масляными красками. В Палаццо дожей им написаны большие декоративные панно, прославляющие Венецию и ее военные победы ("Завоевание Смирны", "Оборона Скутари", "Прославление битвы при Лепанто" и др.), а также панно на мифологические и аллегорические сюжеты ("Похищение Европы", "Венеция между Справедливостью и Миром", "Старый воин и молодая девушка" и др.).
5 Нефф Тимофей Андреевич (1805-1876) - профессор исторической и портретной живописи, представитель салонно-академического искусства.
6 В залах Палаццо дожей Тинторетто принадлежит роспись многих плафонов и панно. Среди них грандиозные композиции "Битва при Заре", "Рай" и др.
7 Суриков имеет в виду два групповых портрета Тинторетто, на которых изображены члены венецианских братств.
8 Суриков называет "Академией художеств" Венецианскую академию (иначе: Венеция, Академия; галерея Академии, Венеция), обладающую большой картинной галереей, преимущественно венецианских художников.
9 То есть в картине "Брак в Кане Галилейской".
10 В вилле Боргезе находится обширная коллекция античных скульптур и картинная галерея.
11 "Лежащая Венера" ("Венера Урбинская").
12 Картина Тициана "Венера перед зеркалом", ныне в Национальной картинной галерее в Вашингтоне.
13 Картина Рафаэля "Мадонна дель гран Дюка" (1505), находящаяся в Палаццо Питти.
14 Суриков ошибочно называет "ложами" парадные залы Ватиканского дворца (станцы), расписанные Рафаэлем (1508-1514). Лоджии - галереи, выходящие во двор Сан-Домазо в Ватиканском дворце, сооружались архитектором Д. Браманте и Рафаэлем. Фрески, украшающие галерею, выполнены Рафаэлем и его учениками.
15 Микеланджело выполнена роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512). Содержанием росписи является история человеческого рода по библейской легенде. В нижней части сводов изображены пророки и сивиллы. На алтарной стене - грандиозная композиция "Страшный суд" (1534-1541).
16 "Тайная вечеря" была написана Леонардо да Винчи на стене трапезной монастыря Санто Мария делла Грациа в Милане (1494-1497).
17 Скульптура Микеланджело "Моисей" (1513-1516) находится в церкви Пиетро ин Винколи в Риме.
18 По-видимому, Суриков пишет об эллинистической скульптуре "Умирающий галл" (III в. до н. э.), известной по мраморной римской копии в капитолийском музее в Риме.
19 Речь идет о картине Риберы "Пьяный силен" (1626).
20 Этрусские вазы (чернофигурные и краснофигурные) относятся к VII-VI вв. до н. э.
21 Будучи в Неаполе, Суриков видел помпейские фрески при осмотре развалин Помпеи. Здесь им был выполнен ряд акварелей, в том числе две акварели "Помпея. Фонтан", акварели "Помпея. Фреска" и "Помпея. Улица"
22 В связи с открывшейся в Турине в конце апреля 1884 г. Общеитальянской промышленно-художественной и Международной электрической выставкой на развалинах Помпеи была устроена грандиозная инсценировка древнеримских празднеств, которая длилась три дня. В первый день, 10 мая, в древнем цирке состоялись игры - ристалища колесниц и инсценировка обряда римской свадьбы. Торжества открылись пышным шествием: императора Веспасиана несли на носилках восемь юношей в окружении толпы жрецов, преторианцев, телохранителей, сенаторов, всадников, скороходов и т. д. Празднества продолжались 11 и 13 мая.
1 Речь идет о картине "Боярыня Морозова".
2 "Временные правила о некоторых изменениях по судопроизводству и судоустройству Сибири" были рассмотрены и утверждены в Государственном Совете. "Правила" должны были быть введены с сентября 1885 г. Они были суррогатом судебной реформы 1864 г., которая ранее совсем не коснулась Сибири.
3 Согласно исторической справке (Отдел рукописей ГТГ, ф. 36, ед. хр. 259), составленной по материалам архивов сотрудником архивного управления Красноярского края, библиографом Степаном Николаевичем Мамеевым (1859 или 1860-1939), предки Сурикова служили в казачьих дружинах, в Красноярской казачьей команде, в Енисейском городовом казачьем полку, в Енисейском конном полку.
В разделе IV своей рукописи С. Н. Мамеев приводит краткий список предков художника из рода Суриковых начиная с 1695 г.:
1. Прапращур - Илья, десятник.
2. Пращур - Петр Ильич, казак.
3. Прапрапрадед - Василий Петрович, отставной казак (1698-1776).
4. Прапрадед - Петр Васильевич, пятидесятник (1728-после 1775).
5. Прадед - Иван Петрович, отставной пятидесятник (1762-1846)
6. Дед - Василий Иванович, сотник и атаман казачьей команды (1786-1836).
7. Отец - Иван Васильевич, коллежский секретарь (1806-1859).
Двоюродный брат деда художника - Александр Степанович Суриков (1794-1854) прослужил в должности сотника, полкового атамана и войскового старшины Енисейского казачьего конного полка более 30 лет. Второй его двоюродный брат - Петр Степанович также служил сотником. (О родословной Сурикова см. также коммент. 3 к письму 103, очерк М. Волошина, с. 170 и коммент. 8 к нему).
Дом Суриковых по Благовещенской улице, 76 (ныне улица Ленина, 98), в котором родился художник, - деревянный, двухэтажный, под железной крышей, был построен его отцом в 1830-х годах. Семья Суриковых обычно занимала нижний этаж его. В настоящее время этот дом превращен в мемориальный Дом-музей В. И. Сурикова.
1 Турчанинов Петр - вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1855 г. получил звание неклассного художника. Сведений о его копии с картины "Меншиков в Березове" не имеется.
1 Весну и лето 1885 г. Суриков провел под Москвой в Мытищах, работая над этюдами для картины "Боярыня Морозова".
2 Ивачев Павел Адрианович (1844-?) - художник, родом сибиряк. Учился в Академии художеств одновременно с Суриковым, окончил курс в 1873 г. со званием классного художника II степени. До 1881 г. был преподавателем в педагогических классах при Академии художеств. В 1882-1887 гг. сопровождал выставки Товарищества передвижников в провинции.
1 Чехов Николай Павлович (1858-1889) - брат А. П. Чехова. Живописец, декоратор, иллюстратор, сотрудник ряда московских юмористических журналов 1880-х гг. Близкий друг И. И. Левитана. Учился одновременно с ним в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1875-1881 гг. Сведений о его копии с картины "Меншиков в Березове" не имеется.
&