Главная » Книги

Тихомиров Лев Александрович - Из дневника Л. А. Тихомирова, Страница 2

Тихомиров Лев Александрович - Из дневника Л. А. Тихомирова


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ться, но при каждой встрече с немцами, нас неукоснительно разбивают. Боюсь, что в армии пропадет всякая вера в возможность побеждать немцев. Прямо - позор. И что ни говори о недостатке снарядов, а факт остается фактом. Я думаю, что наш генеральский состав очень плох.49
  
   1 июля.
   Сегодня всю ночь и отчасти днем был сильный дождь. Огород заметно поправляется, м.б. что-нибудь и выйдет из него.
   Я занимаюсь довольно много. [...] Но одолевает внутренняя вялость. Очень трудно работать не по требованию общества. Холодное непонимание, безразличие - страшно сковывает всякую энергию. Легко работать самую очевидную пустяковину, если люди вокруг желают ее, требуют, возражают, интересуются. Это затягивает, и чувствуешь себя в каком то реальном созидании. Но когда работаешь один, работаешь то, потребности чего никто не чувствует и не сознает - это ужасно. И это положение - моя судьба!50
  
   4 июля.
   [...] В Москве никого не видал, ничего не слыхал, и только по газетам видел подтверждение печального факта нашего медленного неуклонного отступления перед неприятелем на всех пунктах. Чем однако это кончится?
   Германия дерется с дикой свирепостью своих лесных предков, отрешившись от всего нравственного и человеческого. Но они дерутся также с изумительным самоотвержением всей нации, и с неистощимыми средствами научной и технической культуры. Это фанатичное одушевление, эта борьба на смерть - есть результат нашей глупости. Вильгельм сделал страшную ошибку, начав войну с неправильным подсчетом условий. Нам бы нужно было быть умными и справедливыми, т. е. объявить, что мы, будучи атакованы, принуждены защищаться, но ведем войну против правительств Германии и Австрии, и апеллируем к народам обоих стран, с которыми желали и желаем жить в мире. Возможно, что народы, при первых же неудачах, принудили бы свои правительства к миру. Вместо этого - мы объявили, что желаем стереть Германию и Австрию с лица земли. И вот результат! Теперь нет ничего невозможного, что мы будем биты и... до какой степени? Кто осмелится сказать?
   Если воодушевление России, народа, и выручит, и сколь-нибудь уравняет страшную разницу в наших культурно технических средствах со средствами Германии, то все же война сведется на ничью. О большем - мы не имеем оснований мечтать. И это было бы еще не очень плохо. Тогда, вероятно, немцы прогнали бы Вильгельма, но и наше правительство было бы весьма скомпрометировано. В общей сложности, мы бы проиграли все-таки меньше, а выиграли бы то расширение самосознания, что перестали бы возлагать глупые надежды на Англию, Францию, да и на славянство. В начале этой войны - мы показали себя наивными ребятами в знаменитых Воззваниях Главнокомандующего и в очевидном преувеличении сил своих "союзников". Прояснение сознания чего-нибудь все-таки стоит.
   То, что я думаю - тяжко пессимистично. Но вот первая моя мысль при "воззваниях" была именно такова. Я говорил о страшной силе Германии, об опасности доводить ее до крайности. И вот - к несчастью - факты показали уже, что я был прав. Я вообще редко ошибаюсь в общих оценках положения, и ужасно боюсь теперь, что не ошибусь в своем пессимизме. [...] 51
  
   7 июля.
   [...] А 11 числа здесь будет Новикова52, и тоже хочет меня видеть. Того же, кого я хочу видеть, нет. Конечно, я и Ольгу Алексеевну охотно повидал бы. Но нужно сказать, что говорить нам не о чем. Оба мы выброшены из жизни, но я - покорился судьбе, а она упорно хватается за жалчайшие подобия "деятельности" и этим мне надоедает. Меня это раздражает. Теперь происходят величайшие события России, может быть наиболее роковые за всю мою жизнь. Я же - выброшен за борт, ничего не могу делать, никому не нужен, и вдобавок болен. Этот глаз, при котором нельзя ни работать энергично, ни волноваться - окончательно меня пришибает. Разумеется - мне тяжело "болтать" о деятельности. Я бы хотел все забыть. А она будет болтать о своих статьях, о том, почему я не пишу и т. п.
   Военные дела идут отвратительно. Я теперь боюсь и спрашивать себя, где пределы успехов немцев? Будут ли они в Москве? Не поручишься. Каковы бы ни были причины, но мы не в состоянии им противиться. Они бьют, бьют и бьют систематически, при каждой возможности, и наши "успехи" вот уже более месяца состоят только в благополучном отступлении.53
  
   21 июля
   Открылась Гос[ударственная] Дума. В общем - настроение весьма патриотичное, и выражается твердая решимость вести войну до победы. Вместе с тем - положение власти очень печально. Обвинений против нее масса, и, к сожалению, справедливых. Власть берется под надзор и опеку, и конечно - для спасения России это необходимо. Горе только в том, что фактически это относится и к Царю. Против его личности никто, кажется, искренне ничего не имеет. Но как правитель, как Царь, - его авторитет исчез. В 1612 тяжкая война привела к воскресению Монархии; здесь, по видимому, война приведет к падению Самодержавия.
   Ни в Думе, ни в России, о Царе, как личности, даже не говорят. Слова Государь, Император, произносят как символ. Но власть ищут и стараются видеть не в нем, а в разных других лицах, в Великом Князе, в министрах, в Думе.
   Ну а чем кончится война? Все говорят твердо, все утверждают, что будут драться до победы.
   Но будет ли когда-нибудь победа? Не знаю. Мы отступаем систематически, и с потерею областей уменьшаются наши силы и средства. Германия, без сомнения, также ослабевает, но в завоевываемых областях все же значительно пополняет свои средства материальные, и - заставляя покоренных работать на себя, - заглаживает в значительной степени убыль людей. Ход войны очень плох, ослабляет нас больше, чем немцев. Если этот ход войны мы не в состоянии будем изменить довольно скоро, то страшно сказать, да нельзя не опасаться, что самый лучший исход, о котором можно будет мечтать - это розыгрыш в ничью. Но и этого нам не позволят сделать наши союзники, которые делают крайне мало и все тяготы войны обрушивают на нас, но конечно не позволят нам выскочить из их эксплуатации.
   Я молюсь Богу спасти нас от наших могущественных врагов, и правду сказать - моя единственная надежда на Бога. Сама по себе Россия не представляет сколько-нибудь достаточных умственных сил. Все средне, ординарны, ни единого исключения ни в правительстве, ни в "парламентском" мире, ни в общественных кругах, ни, увы, даже в армии. При этом масса полуизменников и, вероятно, даже действительных изменников; немцами Россия пронизана насквозь, и ни во власти, ни в обществе, ни тем паче в Думе - нет сознания немецкой опасности и решимости с нею энергично бороться.54
  
   22 июля.
   Моя "Борьба за Царствие Божие" идет медленно и вяло. Не мудрено! Идет борьба за существование России, да не в отвлечении, не в гаданиях разума, а конкретно, в несомнительной зримой реальности. Моя участь - в это время, требующее всех русских сил - сидеть в стороне, в положении самого скромного обывателя. Это - Воля Божия. Меня никто никуда не призывает, и сам я не вижу никакого места, на котором мог бы начать работу. Требуют все разных пожертвований, которые и делаю кое-как. Ведь много все равно я не могу дать. И вот - ничего не делаю и только смотрю на эту страшную картину. Это очень тяжело. Легче было бы участвовать на каком-либо посту... Но видно Воля Божия.
   Должен по совести сознаться, что в качестве публициста я вряд ли был бы полезен. Может быть больше мог бы сделать на службе, да и то не знаю, п.ч. то, что я думаю, почти всегда расходится с мотивами власти. Россия идет куда-то в неведомое будущее, по воле стихийных, внутренних сил, а не по какому либо плану разума. Я же не могу идти стихийно, на гожусь и не хочу. Я могу идти только сознательно. Значит - не гожусь и не нужен при данных условиях.55
  
   5 августа.
   Немцы штурмуют Ковно. Один форт взяли. Да, они не теряют времени по месяцам, а держатся настоящего военного правила - затрата сразу огромной силы для получения немедленного результата. Все это отвратительно мерзко. Я почти не верю в возможность победы нашей. Слишком слабо вели войну, потеряли год зря, а немцы все время готовятся и развивают силу.
   Война - всегда есть страшная проверка национальной работы за долгий период. Вспышки энергий - не помогут, если за плечами этих вспышек лежат десятилетия гнилого бездействия или разнокалиберной толчеи. А у нас именно это и было, и настолько было, что остается по сию минуту. В Германии полвека идет работа хотя и различных партий, но в одном направлении. Партии разрабатывали разные стороны одной идеи: всесильного государства. Бисмарк и социал-демократы различаются только терминами, а не сущностью идеи. И даже капиталисты и социал-демократы не отличаются по существу идеалов: это две стороны одной и той же организации общества. Вся Германия работала над созданием могучего государства, опекающего личность всеми средствами могучей технической культуры. Вся Германия работала под влиянием культа силы. И считая это - высшей идеей, немцы тем самым считали себя господствующим на земле народом, народом, которого господство ведет ко благу прочие низшие народы. Это делается насильно, но этот культ силы, там нынче представляется не злом, а естественным фактором, необходимым и законным.
   Этот культ силы - идея чисто Сатанинская, но это идея, и идея всенародная, создающая силу.
   А у нас? У нас множество противоположных точек зрения, сосуществующих, взаимно подрывающих; каждая идея создает то, что другие подрывают, и в общей сложности получается бессилие анархии, и отсутствие национального единения. Партии не дополняют одна другую, а исключают. В общем получается бессилие.
   Только страшно сильное правительство могло направлять к подобию единства эту разношерстную нацию. П. Н. Дурново56 прав, что теперь нужно уметь приказать, но он упускает из виду, что уже нет никого, кто мог бы приказать. Это было и сплыло. А за отсутствием этого - являются в критический момент только ссоры, пререкания, взаимообличения. Немцы же - вооружают армию за армией, собирают тысячи орудий, забирают одну провинцию за другой, идут упорно и систематично.
   Это такое неравенство сил, что исход столкновения кажется неизбежным. Боюсь, что нас может спасти только чудо, т. е. или какое то внутреннее, от нас независящее крушение Германии, или появление у нас человека, способного "приказать". Но в такой анархии, как у нас, такому человеку негде и явиться.57
  
   9 августа. Воскресение.
   [...] Меня гнетет тоска. И причины далеко не личные, хотя тяжко в такое время не иметь никаких способов помочь всенародной борьбе, тяжко думать и о том, куда деваться если наши отступления отдадут немцам Москву... Я везде обложен этими проклятыми документами Моск[овских] Вед[омостей], которые обязан хранить еще 8 ¥ лет, и которые весят не менее пудов 30... Что я сделаю с этими кандалами? Но все это - личные условия? Помимо их - страшную тоску нагоняет невообразимое народное разочарование во власти, при котором борьба с неприятелем усложняется до крайности, а в конце концов может стать невозможной. Правительство не слышит народного голоса, властям никто не сказал того, что в народе толкуют промеж себя. Вот например болтают бабы, крестьянки, привезшие на продажу разные продукты. Она громко говорит, что везде во власти изменники. На возражение, что не нужно верить этому вздору, - она говорит: "какой там вздор, царица чуть не каждый день посылает в Германию поезда с припасами; немцы и кормятся на наш счет, и побеждают нас". Напрасны возражения, что это нелепость, и что физически невозможно посылать поезда... Баба отвечает: "Ну уж там они найдут, как посылать"... Как ultimo ratio58 ей говорят, неужто она, дура, не понимает, что Государь ничего подобного не допустит? Она отвечает: "Что говорить о Царе, его уже давно нет в России". - "Да куда же он девался?" - "Известно, в Германию уехал". - "Да, глупая баба, разве Царь может отдать свое царство немцам?". - Она с апломбом отвечает: "Да ведь он уехал на время - только переждать войну"...
   Кто распространяет такие чудовищные бессмыслицы? Это вопрос не важный. Могут распространять не только наши революционеры, но даже сами немцы. Но дело не в этом, что распространяют, а в том, что верят. Вот ужас. Конечно - баба дура, и, вероятно, даже перевирает то, что в менее бессмысленных формах толкуют мужики. Мужик и более молчалив, он осторожен, а баба - что на уме, то и на языке. И вот наибольший ужас, что в народе верят басням такого характера. Нужно сказать, что даже и эта смиряется перед Николаем Николаевичем. Ей говорят: "Ну а Великий Князь разве может допустить помощь неприятелю!" Она тотчас меняет тон, и говорит, что "Великий Князь за всем смотрит, на него надежда, да разве за всем усмотришь? Он и то уж измаялся, постарел, весь седой стал"...
   Великого Князя народ облюбовал, на него смотрит с надеждой. Значит в этих печальных легендах не все сочиняется революционерами. Они бы не стали щадить и Великого Князя. Горе в том, что в народе мысль работает в таком направлении, что клеветы революционеров могут вызывать доверие.
   Большое счастье, что в народе расходится масса газет. Их известия все-таки значительно расширяют реальный горизонт народа, и должны, думаю, очень парализовывать по крайней мере слишком нелепые легенды. Однако они все-таки живут. Сверх того - немецкие симпатии, и немецкое влияние - факт реальный, который виден и из газет, а еще лучше виден народу по ежедневному опыту.
   В результате - недоверие к власти - укрепилось в народе как-то необоримо. Говорить против этого - почти бесполезно и возбуждает только подозрения против говорящего.
   Если у нас не будет в скором времени успехов военных, - то Россия придет к немыслимой деморализации. Хвостов59 в Думе очень хорошо очертил различие "петроградской" психологии и народной, но и сам поддался петроградской психологии в своих странных обличениях "самосуда". Никто в народе, я думаю, "самосуда" не защищает, а все наполнены лишь потребностью "обуздать" и "застращать" немцев внутри страны. Чтобы не было "самосуда" - нужно действие власти в смысле обуздания внутренних немцев. Тогда вся масса будет против самосуда. Но когда народ имеет перед собой дилемму - "самосуд" или "предоставление немцам свободы разрушать Россию", то народная психология решает в пользу "самосуда". "Петроградская" психология, кажется, неспособна этого понять, как видно и по характеру расследования сенатора Крашенинникова60. Петроград рассуждает по нормам обычного, благополучного времени. А народ - по нормам salus populi suprema lex61, чувствуя, что Россия находится не в момент "благополучия", а в момент крайней "национальной опасности".62
  
   10 августа
   [...] Ночь. Сейчас слухи о будто бы взятии Дарданелл. Телеграфировал в Москву, но ничего не мог узнать. Наверное вранье, как уже было десяток раз.63
  
   11 августа.
   Разумеется никаких Дарданелл не взяли. Это выдумала какая то поганая газета (вечерняя), которая всполошила Москву, вызвала демонстрации, столкновения с полицией, аресты и т. п. Вот тебе и военная цензура! Как могут выходить такие скандалы?
   Я крайне плохо сплю. Вот эти вести и раздражают и угнетают. Нестерпимо сидеть в бездействии. Написал кой-кому из знакомых. Хочу искать какого-нибудь места, где можно бы было работать. Не важно - какая работа, лишь бы не стоять в стороне. Разумеется - не публицистика. Это - ни на что не нужно. Да при нынешнем отношении к печати и нельзя работать. В любой канцелярии больше смысла. Боюсь только, что никуда не возьмут. Все связи пропали. А мне уже не о том думать, чтобы польза была от работы, но хоть бы душу свою чем-нибудь заткнуть, чтобы некогда было думать ни о чем из этих угрюмых обстоятельств.
   Невольно ропщу на покойника Петра Аркадьевича64, что принудил меня запрячься в эти проклятые "Московские Ведомости", и через это оставить службу. Теперь бы вертел какое-нибудь колесо общего механизма, и уж конечно не хуже других, а главное - не стоял бы вне рядов общей службы России.65
  
   13 августа.
   [...] Катя возвратилась из Москвы. Там мало видела людей, но достаточно, чтобы чувствовать общее мерзкое настроение. Надо полагать, что "работает" масса немецких шпионов. На вокзале какой-то артиллерист при Кате ругался, что "шныряют повсюду и смотрят какие-то в солдатской форме, а черт их знает, солдаты они или нет"... На улицах часто какие-то личности ругают не только правительство, а неприлично поносят самого Государя. Всюду толки об измене, выходит, будто чуть не все начальство - изменники. Огромную опасность составляет масса наших немцев всяких подданств. Огромную глупость, мне кажется, составляет набивание Москвы беженцами. Они неизбежно деморализуют население, а сверх того, как не подумать, что под видом беженцев, в числе их, немцы непременно двинут тысячи своих шпионов, которым мы теперь будем давать денежные пособия и отыскивать места.
   Тошно жить! И нет никакой надежды на улучшение положения. Я боюсь, что англичане уже выродились, как заявляют немцы. Ничего не умеют сделать. Немцы целят создать грозную силу из Турции. Казалось бы, из России можно бы сделать просто вдесятеро более грозное. Но англичане - ослы. Они не обращают на Россию внимания, не знают по-русски, не имеют здесь связей, и настолько глупы, что не умеют даже дать нам оружие, которое им самим ни на что не нужно, п.ч. они все равно не будут воевать.
   Вооружают (будто бы) 2 миллиона войска у себя. Для чего? Не умнее было бы вооружить 2 миллиона русских? А уж эти их Дарданеллы прямо один срам. Даже на таком пункте не могут выдвинуть достаточных сил. Такой же срам и Америка: не умеют парализовать немецкого влияния. Совсем пропал куда-то их былой ум.66
  
   15 августа.
   [...] Известия о Германии: - вся страна превращена в фабрику снарядов, в лагерь обучения населения военному делу. Вся нация - как один человек.
   А Россия рассыпается. Не понимаю, что может нас спасти!
   [...] Сегодня мы видели пять поездов с войсками, идущими в Москву. О них заранее давали знать отчаянные крики "ура" с вокзала, вдоль всей линии, где только попадался народ. Из окон вагонов солдаты беспрерывно махали платками, а с посада - жители махали платками им. Все это хорошо, но, Господи, где нам взять хоть чуть-чуть сносное правительство? Теперь бы нужен был диктатор, который бы заставил работать, и - особенно обуздал бы немцев внутри и показал бы стране, что власть не за немцев, не изменники. Вся масса народа стала бы за него горой. Но нет человека! Уж хоть бы Кривошеина67 назначили! Все же не знаю никого крупнее его. Напихали ничтожностей хуже прежних.[...] 68
  
   19 августа
   Замечательно скверно проходит время. От утра до утра ждешь газетных известий, хотя заранее знаешь, в чем они будут состоять: будут занятие Вильно, сдача Гродно, переход немцев на правый берег Двины. Проходить в Бесарабию, вероятно, еще пока не будут... Конечно и Вильно и Гродно еще не были сданы, но это вопрос дня или нескольких дней... Ощущение du dernier jour de condamné69, не имеющего часов, но знающего неизбежный исход. Задаешь себе лишь вопросы - дойдут ли до Москвы? И что тогда делать? Заниматься чем-либо мало-мальски серьезно - немыслимо. Проволакиваешь время как-нибудь. В успех - уже совсем нет веры. О мире не только не думаешь, но и не хочешь его: это все равно гибель, и еще более постыдная. Да он и невозможен нравственно. Правительство не только связано договором, но сверх то понимает, что если бы это было даже нужно для России, то для него и для династии - это все равно гибель... И вот сидишь - и ждешь гибели России и своей... Бессильно ругаешься, да уже и ругаться недолго.[...] 70
  
   20 августа.
   [...] по городу (Москва) говорят, что на днях будет опубликовано, что Государь Император принимает личное командование армией!
   Боже, что с нами делается! Одно и тоже сверху и снизу. Finis Russiae71...
   Впрочем, возможно предположить, что это номинальное командование. М.б. Государь думает ободрить войска, что к сожалению весьма сомнительно. Может быть, он просто не хочет оставаться в Петербурге, где, действительно, Дума делает его положение крайне неприятным, почти унизительным. Вообще нельзя не чувствовать глубокого сожаления к этому Монарху, которому выпадают на долю все тяжкие испытания и несчастья, какие только могут выпадать человеку, и которым не видно и конца. Но если его жалко, то ведь и Россия при нем систематически разрушается, а в настоящей войне дошла до вопроса о своем существовании.
   И в такую минуту - телеграмма Тихановича-Савицкого72, упорно зовущая меня на их дурацкий съезд "правых". Несчастные! Насколько нужно быть политическими тупицами для таких затей в такие минуты!73
  
   26 августа.
   [...] Рассказывают, что дня два назад протоиерей Восторгов74 говорил, что слышал от Вас[илия] Мих[айловича] Скворцова 75, что Григорий Распутин 76, уезжая из Петербурга в Тюмень, сказал ему, Скворцову: "Еще я не доеду до Тюмени, как Вел[икий] Князь Николай Николаевич будет отправлен на Кавказ, а армией командовать будет Сам Государь". Выходит, что Распутин знал это, по крайней мере, за неделю до опубликования.

----

   Этот зловещий Распутин - прямо гибель Царского Дома. Какое непостижимое колдовство оковало разумное на высотах власти?
   Впрочем - это грех очень широких слоев и самого населения.

----

   Ночь. Впечатления улеглись, и более чем когда-либо мне кажется, что мы - погибли. Не знаю, конечно, возможных закулисных сил, нас подрывающих, но и ясные кажутся условия - вполне отчаянные. Наша гибель - не в одних ошибках правительства, а еще больше во внутренней разложенности русского так называемого образованного общества. Теперь в передовых (т. е. "кадетских") слоях идет безумная политическая спекуляция в целях упразднить Самодержавие и добиться либеральной конституции (с ответственным министерством). Под влиянием страшно компрометированной власти теперь бесчисленные общественные управления поддались агитации конституционалистов-демократов и осыпают Государя требованиями о назначении министров по желанию якобы "общества" или "страны", а в действительности нескольких тысяч человек передовых партий. "Страна" и понятия не имеет о людях, которых те хотят провести во власть, но поддерживает их агитацию своими постановлениями разных самоуправлений и корпораций. Этим окончательно подрывается власть, а стало быть и оборона страны.
   Теперь нам нужен диктатор, а мы вместо этого создаем анархию.
   "Страна" охвачена каким то безумным психозом.
   Без сомнения, Германия всячески его раздувает и поддерживает.
   Нравственное падение русских чрезвычайно. Изменников у нас, несомненно, много, и вряд ли только немецкой или еврейской национальности, а также и русской. Мясоедов - русский. Мне за верное сообщали, что комендант Ковно, генерал Григорьев77 (русский) судим военным судом и расстрелян за преднамеренную сдачу крепости. Частные слухи гласят, что крепость не оборонялась, и что "Ковна продана".
   Конечно, у нас вспыхивает патриотизм, но толку из этого за недостатком объединяющего центра не получается.[...]
   Правительство не умеет взять в свои руки власть и распоряжаться, даже не смеет, и только изворачивается в проволочках времени. Теперь, насколько я вижу, есть только два человека, которых можно бы было поставить во главе правительства: В. К. Николай Николаевич и А. И. Гучков78. Оба они имеют доверие страны, и около них могли бы сомкнуться как армия, так и народ. Но А. И. Гучкова держат упорно на задворках. Он стоит во главе лишь военно-промышленных организаций. Что они ничего не делают - он знает очень хорошо (сам сказал Сахарнову), но, не имея власти - молчит, вероятно, видя, что если он рассорится с промышленными комитетами, то потеряет уж и малейшее влияние на правительство и отойдет в политическое небытие. Почему его так упорно не призывают к участию во власти? Это обстоятельство роковое. Что касается Николая Николаевича - то вот он отослан на Кавказ ... еще бы не доставало - в Туркестан!
   Как Государь будет командовать и армиями и управлять государством - это непостижимо. Говорят, что командование будет фактически у ген. Рузского. Но, во-первых, Рузский вовсе не так популярен, как Великий Князь, во-вторых, присутствие Государя будет связывать ему руки. Присутствие Монарха хорошо только тогда, когда он и действительно командует, как Наполеон, Петр I, Фридрих Великий и т. д.
   Что же может получиться из создавшегося положения? Внутри - можно ждать беспорядков, м.б. бунтов, извне - разгрома армии.
   Если бы Государь был даже первоклассным полководцем, то все-таки нужно было бы это доказать войску и стране какими-нибудь блестящими победами. Тогда конечно около него сомкнулись бы... Но ведь это невозможное предположение. Пока у нас нет снарядов, никакой Наполеон не может одержать блестящих побед.
   Напротив, теперь скорее можно ждать дальнейших побед немцев, и ответственность за это будет падать уже лично на Государя.
   Положение прямо ужасное, из которого нельзя предвидеть никакого спасения. Может быть надежда на Бога, но если бы Господь имел Волю нас спасти, то, конечно, не допустил бы создания стольких условий государственной катастрофы...79
  
   2 сентября
   [...] В середине дня меня неожиданно посетил А. А. Нейдгардт80. Погода была чудная, теплый и светлый осенний день. Нейдгардт непременно захотел сидеть на террасе, и конечно - разговор моментально сошел на политику, и опять меня разволновал самым анти-медицинским образом. А что толку? Он - уже совсем плохо видит, еле ходит. Читать уже не может, и ему все утро читает газеты наемный чтец... Я - тоже с подбитым глазом, полунеспособный к труду, и уже не мог бы даже умереть за Отечество с какой-либо для него прибылью. И вот - сидим, волнуемся, призываем никому неведомого и вероятно не существующего "человека", спасающего Россию. Глупо!
   Если Господь не за нас, то всякий может быть против нас.
   Наши нынешние "люди" - это Милюков с одной стороны и Гришка Распутин с другой, а середина заполнена нулями и битыми горшками вроде нас, слепые, глухие, сухорукие и колченогие!
   С театра войны известия неутешительные. Несмотря на успехи левого фланга - в общем мы медленно отступаем. Перемена Верховного командования, кажется, ничего не переменила, и стратегия Янушкевича, по-видимому, продолжает считаться единственно возможной. Из-за чего же, однако, бранили Янушкевича?
   Моя работа, можно сказать, стала на мель. Сердце пусто, празден ум, нет ни сил, ни желания работать, и кажется мне, что уже нет для меня пробуждения. Не для чего работать, не для кого работать... Одна тоска не умолкает, не устает точить душу.
   И кажется, что это настроение весьма распространено. Вот и у Филиппа Степанова81, всегда очень жизненного - то же самое. Он даже похудел. Сам он отстранился от всякой политики, и - горячо одобрил меня за мое устранение от политики и от партий. Кого поддерживать и что поддерживать? Что нынче лучше? Нет ничего лучшего, а есть только разные виды плохого. Это почти подлинные его выражения. Но он счастливее меня тем, что имеет служебное дело, которое хотя никому не нужно, но занимает время, некоторой якобы деловой суетой [...].82
  
   10 сентября.
   Наши союзы с поддержкой целой массы городов и заводов - стремятся произвести фактический государственный переворот, задавить Царя, созвать Думу и составить правительство, не им назначенное. Уж не знаю, что сделает он! Теперь к нему отправили депутацию, в которую не пустили даже А. И. Гучкова (как поддержавшего Думу на основах 3 июня, и как не пустившего левых в ком. госуд. обороны). Круг ненависти и лиц чисто революционный. Выбрали в депутацию Челнокова83, Рябушинского84 и Астрова85. Рябушинский имел здравый смысл - стараясь увильнуть от этой чести, но его задавили.
   Примет ли их Государь? И что он сделает? Мудреная вещь.
   Я бы на его месте - объявил им, что с такими подданными жить не могу, отказываюсь от престола и назначаю Регентом Николая Николаевича, и оповестил бы это Манифестом. По моему это единственный достойный исход, раз уже невозможно для него (и для него это невозможно) отправить их в тюрьму.
   У нас предстоит пренеприятная вещь. Козлова, изгнанная отовсюду, - не находит пристанища. Приходится сдать ей комнату, если ей понравится. Но иметь чужого человека тут же, на своей шее, среди семьи - это ужасная вещь. А между тем, как быть? Боюсь только, что при моем характере скоро наделаю ей каких-нибудь грубостей и расстройств.
   Правда, что теперь не время ссориться с кем бы то ни было. Мы находимся в катастрофе, как рыбаки, втянутые в водоворот Мальштромом. Между прочим, еще недавно немцы были на 600 верст от Москвы, а теперь уже в 560, и не видно силы, способной их остановить. Можно ли не думать ни о чем, кроме гибели. Но характер есть характер, и его трудно изменить.
   Что касается России, то она имеет вид погибшей страны, и, несмотря на все вины свыше - прямая и непосредственная вина лежит в этом на "кадетах". Они наносят нам теперь окончательный удар - перед неприятельским нашествием раздавливают власть... Правда, эта власть ужасна, но она власть, и на ее место не поставить другой так быстро. А без власти - как противиться немецкому завоеванию?86
  
   22 сентября. Ночь.
   [...] Ах, скучная вещь наша жизнь, с ее вечной борьбой. Вот теперь передралась вся Европа. Миллионы людей гибнут. Это, говорят, великие исторические события... А все одна чепуха... И что такое "великие исторические события". Все исходы этой всемирной бойни, какие только могут быть, - одинаково не дадут ничего великого, в смысле высокого, идеального, осуществленного блага. Ничего высокого не заключает жизнь Германии, Австрии, России, Англии, Франции. Победа Германии была бы победой облеченного в силу культуры варварства. Победа наша - не дала бы ровно ничего, ни плюса, ни минуса. Пожалуй - защита от варварства, но во имя чего? Ничего вместо германского культурного варварства мы не можем дать...87
  
   6 октября
   [...] У нас - борьба за существование. Нет в продаже ржаной муки. Бегали, покупали пшеничную. Купили 4 пуда.
   Уже не дают керосин. Бегаем, чтобы как-нибудь запастись.
   Совсем нет сахара.
   Кажется, хуже, чем в Германии. Там есть порядок и власть, пресекающие бестолочь и беспощадную спекуляцию. У нас же - создают голод при обилии в стране продуктов.
   Торговцы - бессовестно наживаются на общем бедствии, и создают искусственный недостаток продуктов, что бы брать дороже. У нас, например, сегодня достали ржаной муки, но за тот сорт, который стоил 9 руб. торговец взял 11 р. И что же делать? Не брать? И вот, из-за этого мошенничества, приходится делать запасы и переплачивать. А возможно, что завтра наш дом займут солдаты, и вот эти запасы, во первых и спрятать будет некуда, во вторых же - раскрадут солдаты. Соединение бессовестности личной и анархии правительственной. В результате положение, которое может стать тяжелей, чем в Германии.
   Правду сказать, я теперь уже не имею никакого сомнения в победе Германии. Вопросы могут быть лишь частные: возьмут ли немцы Москву? Возьмут ли они Петербург? Но они, конечно, победят, и наши союзники сами на мир согласятся. Немцы умны, патриотичны, имеют превосходное государство. А у нас - все скверно, и подданные и правительство, нет ни ума, ни знаний, ни порядка, ни даже совести. Из всех же [нрзб.] зол - самое ужасное - это власть, которая, вероятно, погубила бы нас даже и в том случае, если бы мы были порядочным народом.[...] 88
  
   7 октября
   Был у полицмейстера спросить о порядках расквартирования войск. Он объяснил, что пока о частных квартирах нет речи. Сейчас будут постоялые дворы, затем перейдут к трактирам и харчевням, и лишь после этого к частным квартирам.[...]
   Когда я говорил с полицмейстером, то упомянул, что слышал в Москве, что в Московской губернии расквартировывается 250000 человек. Он ни слова не озвучил, но как то многозначительно улыбнулся. Вероятно - не 250 т., а миллион... "Все для войны".
   Еще сказал он, что беженцев в Посад больше не направляют. Это хоть хорошо, а то прямо тяжко становится жить.
   Всех обуяла спекуляция и дух живодерства. Лавочник вместо 6 фунтов керосину дает 5 (не довесил) и - еще в виде благодеяния. Сахару нет. Мужик, выгружавший (?) уголь - сегодня взял 1 р. 20 к. за мешок, вместо 90 к., и объявил, что потом будет брать по 1 р. 50 к. "Уголь нынче дороже"... Почему дороже? Какое отношение к войне? Никакого, но все дерут, вот торговцы говорят, что все дороже. Почему же и мужику не драть дороже?
   Всех обуял дух обирания ближнего. Каждый старается набить карман. "Все для войны!" Собственно говоря - прескверный народ наш.
   Завтра собираюсь переезжать в Москву совсем. Укладываю необходимейшие книги. К сожалению, все немыслимо забрать. И без того много багажу.
   Кончилось лето. В саду - облетели все листья. Огород - гол, земля безобразно чернеет, кое-где вихрами торчат засохшие кусты помидоров. Трава - как-то побурела в тон земле, да и какая трава? В вершок вышины. Настоящего снега нет, но иней сереет в тени весь день. Прудик замерз. Холодно, мертво. Какие-то похороны природы, уже лежащей в гробу и только еще не покрытой саваном...
   Да лета почти и не было. А на душе все время было нудно, и чем дальше, тем больше. Вместе с природой близилась к концу, казалось, вся Россия, а с ней и сам, и все близкие, для которых только и живешь. Ужасное время послала Воля Божия, время, которое напоминает Апокалипсические страницы. Неужели - так и не будет нам милости свыше? Ни луча света впереди, и если бы даже не попали мы прямо в руки зверовидного неприятеля, то ничего светлого все-таки нельзя ожидать от будущих внутренних междуусобий! Мне кажется все более вероятным, что Россия уже стала игрушкой масонства, ведущего штурм против последнего оплота христианства.
   Конечно, христианство в нашем государстве уже стало лишь стертой и выцветшей вывеской прошлого, но пока висит эта заржавелая вывеска, - все еще теплится какая-то надежда на возрождение. Думается - масонство взялось содрать ее и у нас, как содрало во Франции и в Италии. Эта мысль крайне мучительна. Неужели конец всему светлому и дорогому, - темная могила всей жизни?
   Выходишь в опустелый, безжизненный сад и переносишься как будто в эту смерть всего светлого.[...] 89
    

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   1 Цит. по: Вахрушев И. С. Очерки истории русской революционно-демократической печати 1873-1886 гг. Саратов, 1980. С.191.
   2 Морозов Н. А. Повести моей жизни. Т.2. М., 1961. С.684.
   3 РГАЛИ. Ф.1185. Оп. 1. Д. 675. Л.98.
   4 Фигнер В. Н. П.с.с. в 7-ми тт. М., 1932. Т. 5.
   5 ГАРФ. Ф. 634. Оп.1. Д. 22. Л.34.
   6 Тихомиров Л. А. О Григории Распутине, иеромонахе Илиодоре и прочих. // Московские ведомости 1910. 30 апреля.
   7 Митрополит Вениамин (Федченков) На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 142.
   8 Белый А. Начало века. М., 1990. С.164-165.
   9 Кожевников Владимир Александрович (1852 - 1917) - историк культуры, философ, публицист. Получил домашнее воспитание, овладел главными европейскими и основными древними языками. Учился в Московском университете, в качестве вольнослушателя, к выпускным экзаменам допущен не был и аттестации об окончании университета не имел. Много путешествовал, совершил паломничество в Святую Землю, жил в Западной Европе. В 1874 дебютировал книгой "Нравственное и умственное развитие римского общества во II веке". В 1875 познакомился с Н. Ф. Федоровым и стал одним из наиболее близких к нему людей, впоследствии посвятив ему монографию "Н. Ф. Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам" (М., 1908, ч. I), а также способствовав опубликованию Федоровской "Философии общего дела". Был одним из активных членов "Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви". Автор ряда трудов: "О добросовестности в вере и неверии" (1909), "Буддизм в сравнении с христианством" (1916) и др. В 1912 был избран в почетные члены Московской Духовной академии. (В ХРОНОСе также см. ст. Кожевников Владимир Александрович).
   10 Мансуров Павел Борисович (1860-1932) - дипломат, духовный писатель; директор Московского главного архива иностранных дел, один из учредителей "Кружка ищущих христианского просвещения" М. А. Новоселова; член Поместного Собора 1917-1918 гг.; секретарь общины Троице-Сергиевой лавры, член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В 1920-е годы неоднократно подвергался арестам. Мансуров Сергей Павлович (1890-1929) - сын П. Б. Мансурова, церковный историк, член "Кружка ищущих христианского просвещения" М. А. Новоселова, священник (1926), автор незавершенных "Очерков по истории Церкви", опубликованных посмертно.
   11 Фудель С. Воспоминания // Новый мир. 1991. No 4. С. 183.
   12 Флоренский Павел Александрович (1882-1937) - религиозный философ, математик, искусствовед, православный священник (с 1911). В 1900 поступил на физико-математический факультет Московского университета, который окончил в 1904, одновременно слушал лекции на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1904 поступил в Московскую духовную академию (окончил в 1908); там же преподавал; был профессором (1912-17). В 1912-17 возглавлял журнал "Богословский вестник"; в 1914 издал свой главный труд "Столп и утверждение Истины", написанный на основе его магистерской диссертации "О Духовной истине", защищенной ранее в том же году в Московской духовной академии. В 1918 опубликовал другой фундаментальный труд "У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики)". С середины 1920-х работал большей частью в области электротехники. Арестован 22 (9) мая 1928 (позднее в том же году освобожден), вторично арестован в 1933. В Сергиевом Посаде проживал по адресу Штатная Сергиевская улица. Дом Озерова. Помимо общих интересов, существовала еще одна причина для сближения о. Павла и Л. А. Тихомирова. Флоренский вспоминал, что когда он был на первом курсе Академии, весною 1905 года, вместе с ним в комнате жил "Александр Львович Тихомиров, впоследствии архимандрит Тихон, сын редактора "Московских Ведомостей" // Флоренский П., священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 300 (Тихомиров Александр Львович (1882-1955) - иеромонах Тихон (1907), сын Л. А. Тихомирова, архимандрит, ректор новгородской духовной семинарии (1913), викарий Новгородской епархии, епископ Череповецкий (1920), Кирилловский (1924); провел три года в лагерях, работая на лесозаготовках (1927-1930); вернулся инвалидом; жил в Загорске, затем в Ярославле. Подробнее см.: Фудель С. И. Собр. соч. в 3-х томах. М., 2001. Т.1. С. 61). (В ХРОНОСе см. ст. Флоренский Павел Александрович)
   13 Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. М., 1998. Т.1-3; См.: Чесноков С. В. Святитель Митрофан Воронежский и тайна материнского благословения Льва Тихомирова // Трибуна русской мысли. 2002. No 2.
   14 См. Тихомиров Л. А. Письма к М. В. Лодыженскому // Вопросы философии. 1992. No 5.
   15 Русское слово. 1917. 10 марта.
   16 Терапиано Ю. К. Встречи: 1926-1971. М., 2002. С. 20.
   17 Там же.
   18 ГАРФ. Ф.634. Оп. 1. Д. 27. Л. 133-133 об.
   19 Там же. Л.132.
   20 Там же. Л. 143.
   21 Волков С. А. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000. С.282.
   22 ГАРФ. Ф.634. Оп. 1. Д. 2. Л.1.
   23 Там же. Д. 3. Л.3 - 4 об.
   24 Тихомиров Л. А. Тени прошлого. М., 2000. С.18.
   25 См.: Ефименко А. Р. Л. А. Тихомиров: обзор документов личного фонда. // Вестник архивиста. No 6 (ноябрь-декабрь) 1999. С. 61 - 67.
   26 Воспоминания Льва Тихомирова М.-Л., 1927; 25 лет назад (Из дневников Л. Тихомирова) // Красный архив. 1930. тт. 1-5; Из дневника Л. А. Тихомирова // Красный архив, 1933, т.6; 1935, тт. 5-6; 1936, тт.1-2.
   27 Имеется в виду работа Тихомирова, получившая в итоге название "Религиозно-философские основы истории". Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997. Издано М. Б. Смолиным без ссылки на ГАРФ; см. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 48-58. Впоследствии работа неоднократно переиздавалась. Последнее переиздание: Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории / Сост., предисл. и прим. Смолина М. Б. М., 2004. (Библиотека истории и культуры).
   28 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 3 об-4.
   29 Новоселов Михаил Александрович (1864-1938) - духовный писатель, издатель и публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В юные годы - последователь религиозных взглядов Л. Н. Толстого, под влиянием которого начал преподавать в сельской школе. В 1888 создал одну из первых толстовских земледельческих общин. Затем православный духовный писатель и издатель. Печатался в "Миссионерском обозрении" и "Церковных ведомостях". Участвовал в религиозно-философских собраниях 1902-03 гг. в Петербурге. Издатель "Религиозно-философской библиотеки" (1902-17) и "Листков Религиозно-философской библиотеки".
   Противник Г. Е. Распутина. В 1910 напечатал в "Московских ведомостях" несколько статей о Распутине (No 49 - "Духовный гастролер Григорий Распутин", No 72 - "Еще нечто о Григории Распутине"). Был автором брошюры "Григорий Распутин и мистическое распутство" (М., 1912), которая, несмотря на конфискованный тираж, была размножена и широко ходила по рукам. Основатель (в 1907) и руководитель "Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви", в котором принимали участие о. Иосиф Фудель, о. Павел Флоренский, С. Н. Булгаков, В. А. Кожевников, Ф. Д. Самарин и др. В Москве проживал близ Храма Христа Спасителя. Был арестован 12 августа 1922 и до 19 марта 1923 находился под арестом. С 1923 и до ареста в 1929 жил на нелегальном положении, продолжал свою литературную деятельность. По некоторым данным в 1920 тайно принял монашеский постриг с именем Марк, а в 1923 в Даниловом монастыре тайно был хиротонисан во епископа Сергиевского и стал деятельным членом "катакомбной" церкви. Один из духовных руководителей движения "непоминающих", прекративших молитвенное общение с заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (

Другие авторы
  • Словацкий Юлиуш
  • Сильчевский Дмитрий Петрович
  • Мар Анна Яковлевна
  • Левин Давид Маркович
  • Гроссман Леонид Петрович
  • Гуд Томас
  • Индийская_литература
  • Чешихин Всеволод Евграфович
  • Михайловский Николай Константинович
  • Тучкова-Огарева Наталья Алексеевна
  • Другие произведения
  • Фет Афанасий Афанасьевич - Ранние годы моей жизни (отрывки)
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Душенька, древняя повесть И. Богдановича
  • Маяковский Владимир Владимирович - Разговор с товарищем Лениным
  • Катенин Павел Александрович - Катенин П. А.: биобиблиографическая справка
  • Врангель Фердинанд Петрович - О средствах достижения полюса
  • Иловайский Дмитрий Иванович - Куликовская победа Димитрия Ивановича Донского
  • Чулков Георгий Иванович - Тютчев и Аксаков в борьбе с цензурою
  • Пешехонов Алексей Васильевич - Пешехонов А. В.: Биографическая справка
  • Розанов Василий Васильевич - Где скрыто зло старых экзаменов?
  • Мильтон Джон - Джон Мильтон. Биографический очерк
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 627 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа