ка была оказана С. В. Федоровым. Всем им автор выражает самую искреннюю признательность, как и коллективу журнала "Философская культура", на страницах которого в 2005 году впервые увидели свет фрагменты из готовящегося издания Дневника.
При подготовке к публикации текст был приведен в соответствие с нормами современного русского языка, явные описки исправлены без оговорок. Расшифрованные или вставленные от составителя слоги, недостающие по смыслу слова заключены в квадратные скобки. Сокращения, предпринятые публикатором, отмечены в тексте квадратными скобками с отточием [...]. Сохранены сделанные Тихомировым подчеркивания отдельных слов и фраз.
В данной публикации не дублируются биографические комментарии, которые уже приводились нами в NoNo 1 и 2 "Философской культуры". {В журнальном варианте произведены незначительные сокращения представленного нам текста публикации. - Прим. редакции. }
Все замечания, поправки и дополнения прошу присылать по электронной почте:
Repnikov@mail.ru
[...]
24 августа.
Был в музее. Прочел Филона De vita contemplativa 34. Достал процесс тамплиеров, но, увы, сплошь латынь, два громадных тома! Попробую читать со словарем.
25 августа.
Довольно тоскливо. Обыкновенно я спасаюсь от мыслей об окружающем в работу. Но теперь работа зашла в тупик. Новый отдел не укладывается в систему. Я думал самостоятельно изучить процесс Тамплиеров, но это немыслимо. Латынь читать трудно даже со словарем. В лучшем случае успею кое-как просмотреть важнейшие показания, которые однако не могу понять в тонкостях, а только в общих чертах. Об изучении и думать нечего. Это самая общая проверка того, что пишут Дешамп35, Шустер36, Финдель37, и не более того. Нужно сказать, что Мишле 38 скверно издал процесс. Необходимо было бы порядочное предисловие о том предварительном следствии, которое произвел король Филипп IV {Это неверно, я его нашел во II-ом томе. - Прим. авт.} 39. Необходимо было бы разбить процесс по заседаниям. Наконец, необходимо было послесловие.
26 августа.
[...] А чтение Мишле у меня идет получше. Язык латинский как-то воскресает в голове при чтении. Но конечно, изучить процесс в тонкостях я не буду в состоянии. Не хватит даже времени. С этим нужно бы провозиться, пожалуй, целый месяц, если задаться целью взвесить качество свидетелей - за и против обвинения. Какая нелепость (не говоря о бесчеловечности) были все эти пытки. Через этот сатанинский способ узнавать истину теперь решительно невозможно судить, была ли хоть искра правды в показаниях обвиняемых. Это все равно, как в процессах о колдовствах и ритуальных убийствах.
[...]
12 сент[ября].
[...] Вообще у меня все идет не то что скверно, а неудовлетворительно, неприятно. Между прочим и в Посаде флигель не только не сдал, но даже перестали ходить наниматели. Это очень скверно: 480 рублей потерять в год при нынешних условиях - неприятно. Вообще все нехорошо...
Сегодня я просмотрел сборник "Памяти К. Н. Леонтьева 40" 1912 г., который своевременно не мог прочитать из-за журнальной работы. Теперь я взялся за эту книгу из-за того, что скоро тут - не знаю кто, м[ожет] б[ыть], Новоселов, м[ожет] б[ыть], Фудель 41 - собираются устраивать что-то такое в день его кончины (12 ноября 1891 г.)42... У меня мелькнула мысль что-нибудь сказать или написать о нем, и эта мысль быстро погасла. Зачем? Мое ли это дело? Мне нужно самому готовиться к концу. Мне нужно найти милость Божию, а не проповедовать что-либо другим, которые меня об этом не спрашивают и которым я вряд ли могу сказать что-либо полезное для них. Это последнее - самое главное, конечно.
Правда, я копаюсь в своей "Борьбе за Царствие Божие", но это отчасти для собственного поучения, да и то, конечно, не будет завершено, и я об этом не сожалею. Мне нужно теперь не то, не других учить, а себя спасти, дойти до милости Божией. Человек чувствует, что ему положено. И я чувствую, что публицистика уже не для меня, и я не для нее. Мне нужно бы кое-что сделать еще для детей своих, для Коли и остальных. Нужно также и себе не теоретически, а сердцем прийти к Богу, что зависит от Его милости.
Вот Четьи Минеи это время я читаю со вниманием, а на прочее чтение даже и охоты нет. Ах, если бы мне только дойти до Божией милости.
О Кате, о Маме43 - я думаю очень много. Но Катя, как и Мама, - гораздо ближе к Богу, чем я. Я им в этом не нужен. А вот для детей еще кое-что кажется нужным сделать, если бы мне самому для этого дойти до милости Божией.
[...]
1) Дополнительный с 30 апр[еля] 1916 г. по 17 мая 1916 г.
2) Общий - с 14 сентября 1916 по [Зачеркнуто - 8 мая 1917 года] Июль 1917 года.*
Дополнительный дневник Л. А. Тихомирова с 30 апр. 1916 года по 17 мая 1916 года.** 44
* Надпись на обложке тетради.
** Надпись на первой странице тетради дневника.
30 апреля.
Я уже десять дней как уехал из Москвы и нахожусь в Сергиевом Посаде. Теперь, приезжая в Посад, должен всегда ожидать, что придется идти с вокзала пешком. Извозчики дерут просто бессовестно, и - отчасти приходится беречь деньги, отчасти - просто возмутительно подчиняться этому грабежу. И действительно, на этот раз снова пришлось идти пешком. В предвидении этого, я стараюсь брать возможно меньше вещей в сумку, чтобы хватило силы дотащить. Поэтому не взял и тетради своего "Дневника" - не той, в которой пишу сейчас, а обычной, очередной, так сказать.
Здесь, роясь в бумагах, нашел эту тетрадь. Это была когда-то книга моих упражнений в китайском языке. Рой воспоминаний охватил меня. Далекое, невозвратное время!.. Я нашел две тетради: одна - упражнения по японскому языку45, другая - вот эта самая - по китайскому. Уничтожить первую - не поднялась рука. Но теперь нет бумаги. Такой тетради, как эта, не найдешь ни в одном магазине. Теперь бумага - протекающая, переплеты - дряннейшие... и страшные цены. Это - война. У нас ничего не оказывается, в том числе и бумаги. И вот я соблазнился: выдрал из тетради все упражнения, кое-как заклеил эту огромную рану в книге, перевернул книгу задней стороной к переду - и готова. Имею тетрадь, какой не найдешь, может быть, у иного министра. Сколько ей лет? Не упомню. Я занимался китайским языком еще до боксерского восстания. А эту тетрадь пустил для занятий примерно скоро по взятии Пекина, когда архимандрит Иннокентий46 был только что рукоположен во епископы и отправился в Китай с радужными мечтами возродить или, точнее, создать Православную Китайскую Церковь. Я тогда мечтал, коли Бог поможет, съездить к нему, чтобы посмотреть лично на этот новый росток Православия и помогать потом Иннокентию отсюда с той смелостью, которую дает личное знакомство с описываемыми местами и деятельностью.
Увы! С тех пор прошло, стало быть, около 14 лет. Китай, Китай! Где тут думать о Китае!47 Спрашиваешь себя: в какой степени уцелеет Православие в России? Пожалуй, и у самого Иннокентия опустились руки. А я - даже уже и не годен никуда, и мне не до Китая. Вырвал свои "упражнения", бросил в печку и превратил книгу в "Дневник"...
Многое так уже вырвал я из своего сердца. Пускай пропадает заодно с прочим и Китай.
А ведь сколько было светлых и бодрых надежд, зародившихся в царствование Императора Александра III, когда, казалось, воскресала русская духовная сила и ежегодно быстро возрастала русская мощь. Я тогда еще более старался для Японии и японский язык почти изучил. Еще немного - и я стал бы уже читать по-японски. Я мечтал сделать, сколько сил хватит, для епископа Николая48, с которым находился в постоянных сношениях, и для епископа Иннокентия. Цвет русского епископства. Двое таких, подобных которым не оставалось в России. Я мечтал, что Россия дружески сойдется и с Японией, и с Китаем, и что мы на Дальнем Востоке сыграем великую и славную роль... Все смело и уничтожило проклятое время безумной политики, в которой глупость, алчность и бессовестное попирание чужих прав привели к позору и разгрому России и к уничтожению всех надежд на Тихом Океане. После же того - пошли удары за ударами. Теперь мы изгнаны и из славянского мира, изгнаны и с Ближнего Востока. Война не кончена, но ее исход не возбуждает сомнений. Что тут думать о Тихом Океане, когда и на Западе, и на Юге мы проиграли все свое значение, погубили все дела веков.
А внутри! Что будет? Разве это будет возрождение? Ничего нельзя ожидать, кроме разложения и постепенного (если только "постепенного") упадка...
Много всколыхнула в душе моей эта книга "упражнений" в китайском языке и поставила передо мной такую страшную картину прогрессивного паралича родины, что непереносимо даже смотреть на нее. Прочь все эти воспоминания, пусть они пропадут, как без следа пропали надежды, как уже пропали все люди, бывшие способными их иметь. И вправду: сколько теперь в России осталось людей, которые могли бы если не разделить, то хоть понять мое настроение? Почти никого. А какие десятки и сотни тысяч людей думают даже, что Россия двинулась "вперед"! Идти вперед, потерявши свою национальную душу, - недурная идея.
3 мая.
Неугомонный Тиханович-Савицкий не дает мне покоя. Несмотря на мой категорический отказ заниматься их "монархическими" программами, снова пишет письмо и прилагает свой проект изменения нашей конституции с просьбой сделать свои замечания.
Отвечаю ему новым категорическим отказом и даже не возвращаю проекта, выражая мнение, что у него, конечно, много копий, а мне трудно посылать на почту заказные отправления.49
Он хороший, честный человек, но неужто он не понимает, что занимается безусловно пустопорожными делами? И это теперь, когда долголетняя глупая политика привела Россию к одному из страшных кризисов ее Истории. Это - если не начало конца России, то, конечно, начало огромных внутренних переворотов, орудием которых уже не может быть монархический принцип за неимением в стране доверия к его носителям. И в такое время - заниматься выработкой "монархических программ". Как будто вопрос в программах!
Эта "война" становится чистой загадкой. В сущности, войны мы не ведем. Нагоняем миллионы солдат за миллионами - и ни с места. Немцы беспрестанно делают нападения, но пустячные, как будто ровно настолько, чтобы дать нам предлог не идти вперед, а обороняться. Какой смысл всего этого? У нас страна истощается все больше. Нравственно утомляется.
Лучше ли в войсках? Не имею сведений! [...] А между тем, действительно, наш способ ведения войны делает ее чем-то абсолютно бессмысленным. Даже хуже: он рождает мысль, что мы не можем победить немцев. Но это мысль - страшно деморализующая, способная отнять все силы, заставить опуститься все руки.
Может быть, армию настолько деморализовали, что она уже и не может двинуться вперед? Что же, однако, тогда ждет нас?
Похоже, что Румыния открыто станет на сторону Германии. Это будет логичный результат нашего способа действий. При нем можно дождаться и выступления Швеции.
А Тиханович-Савицкий сочиняет "монархические программы"!
[...]
9 мая.
Вчера ходил пешком в Академическую церковь в надежде встретить кого-либо из профессоров. Сегодня пешком же ходил к Андрееву50 и Попову51 и ни одного не застал дома. Весь вопрос в том, чтобы на 2-3 дня добыть "Логос" Трубецкого52, без просмотра которого не могу продолжить работу. И вот - сижу на мели. Как трудно здесь работать! Хорошо еще, что эта моя работа ни на что никому не нужна.
10 мая.
Приехала Надя. Погода - гнуснее не может быть, и все мерзко вокруг и у нас. В Москве - только и разговора о предстоящих бунтах и грабежах.
У нас издыхает Надин любимец - кот Руська. Она плачет.
11 мая.
Руська издох. Закопал его. И у самого крайне неприятное чувство. Но особенно тяжело смотреть на Надю. Она этого кота любила, как друга, как дитя. Десять лет назад взяла его котенком, возила его в Петербург и никогда доселе не расставалась. Кот был замечательно умный, кроткий, ни разу в жизни ничего не своровал и любил Надю - прямо трогательно. Это для нее ужасная потеря. Жалко смотреть на нее.
И то сказать, в сфере личных привязанностей, ей - исключая семью - только и был дан на свете один друг - этот кот. Бедная, бедная моя Надя. И это в такое время, когда вокруг повсюду ни одной радости, ни одного светлого впечатления, ничего кроме тяготы и мрака и без всякой надежды в будущем. Не в чем даже забыться. Горе, одно горе кругом у всех.
Оставляя в стороне Руську, - время какое-то апокалипсическое, что-то сходное с тяжким мраком "последних времен". И самое подавляющее - то, что никакой надежды на будущее. Как будто попали под какое-то проклятье.
13 мая.
Был у меня Ив[ан] Вас[ильевич] Попов. Спасибо, дал мне несколько книг о Филоне. Но - судя по его разговору - я начинаю думать, что ошибся в своем мнении о незначительности влияния Филона. А впрочем - надо рассмотреть.
14 мая.
Сегодня день Коронации Их Величеств, и какой день - двадцатилетняя годовщина.
Живо помню вечер 14 мая 1896 года. Мы тогда всей семьей были в Румянцевском музее, и с вышки смотрели чудную панораму московской иллюминации. Все было весело и шумно. Никто не ожидал через два, кажется, дня - а, впрочем, может быть, 18 мая - страшной Ходынской катастрофы, сразу превратившей народное веселье в рыдание и ожидание грядущих бед, предвещаемых этим ужасным событием. Официальные торжества шли своим порядком, но всенародная душа покрылась трауром. Тогда все говорили, что это страшное предзнаменование. Образованные вспоминали коронацию Людовика XVI.
Благодаря Бога, до такой аналогии дело не дошло. Но сколько бедствий внутренней смуты, резни и кровопролития пришлось пережить через 10 лет после этого! Не говорю уже о неслыханном доселе Японском разгроме. Прошло еще 10 лет, и ныне мы в настроении, сильно напоминающем после-Ходынское. Ужасное время, и чем оно кончится? [...]
С 14 сентября 1916 г. по 16 октября 1917 г.53
[...]
17 сент[ября].
[...] Налоги растут страшно, хотя все же не так, как дороговизна. Вследствие этой дороговизны и налогов, мы сделались приблизительно вдвое беднее, чем были, и никаким сокращением расходов невозможно парализовать этого процесса обеднения. Увеличивать доход - нет способов. Места я нигде не могу иметь. Литературная работа для меня тоже не существует. Мне негде писать.
Положение исключительное: в "левые" органы мне нет доступа, в "правые" тоже. Да притом я и не гожусь ни для тех, ни для других, п[отому] ч[то] у них одинаковая партийность, в которую я не могу запрягаться. В отношении мысли я полный одиночка.
Впрочем, я и не жалею о своем полном выбытии из журналистики. Я имею свои убеждения, но в данных условиях они, мне кажется, неприложимы к действительности. Современных людей я не могу учить даже в отношении того, в чем считаю себя не ошибающимся, не могу учить, потому что современные люди не захотят принять моих уроков и не смогли бы их осуществлять.
Я, следовательно, мог бы только вести проповедь чего-то будущего. Но за такие проповеди люди не платят денег, и я мог бы печатать только на свой счет и в убыток себе, а на это у меня нет средств. Можно бы было подготовить кружок, который когда-нибудь способен бы был повести такую проповедь. Но я стар и физически слаб для той деятельности, какая понадобилась бы при этом. Вообще я кончаю жизнь, и кончаю одиночкой. Это давно ясно, давно я с этим примирился. О невозможности действия я уже и не жалею. Мои желания совсем другие. Я желал бы - для себя лично - стать действительно верующим христианином, а затем - для семьи - увидеть детей, устроенными в жизни, и жену, спокойно провожающую свою старость. Ничего больше я не хочу, но, увы, и в этом круге желаний не получаю Божьего соизволения, по крайней мере в той степени, которой желаю.
[...]
21 сентября.
Вчера отправил Ширинскому письмо с вопросом: не знает ли чего о проектируемом "Русском Обществе правоведения и государственных знаний"? Мне написал о нем профессор Казанский54 (из Одессы), предлагая поступить членом - учредителем и явиться в декабре в Петроград на учредительный съезд. Если бы, как пишет Казанский, это было действительно ученое общество, то, конечно, я бы не прочь поступить, хотя, живя в Москве, очень трудно что-нибудь делать для Общества, 9/10 членов которого будут, без сомнения, в Петрограде. Но я боюсь, что это Общество ничуть не ученое, а политиканское, с теми же "союзниками" правых направлений. Что же мне делать с этим народом, с которым я, слава Богу, вполне разошелся?
Вчера Нилус 55 рассказал мне "чудо", как он выразился. И вправду чудо, хотя я сомневаюсь, чтобы оно было в действительности. Узнал он от какого-то человека (имени которого не открыл), который слышал это будто бы от Антония Храповицкого 56, лично участвовавшего в деле. В то время, когда возник вопрос о восстановлении патриаршества и созвании Церковного Собора, архиереи, как известно, собрались у Государя, и он, выразив свое сочувствие этому, спросил владык, намечали ли они между собою кандидата на Патриарший престол? Владыки (среди которых чуть не каждый мечтал быть Патриархом) - молчали. После тщетных попыток добиться у них какого-нибудь мнения, Государь будто бы сказал: "Тогда, владыки, выслушайте мое мнение, и скажите, согласны ли вы на мое предложение". И затем он будто бы сообщил им такой неожиданный план: он, Государь, отказывается от престола в пользу сына, разводится с женой, поступает в монахи - и его выбирают в Патриархи. Одобрят ли владыки такой план?
Ошарашенные владыки хранили глубокое молчание. Государь переспросил, но у них языки не могли пошевельнуться... Тогда Государь, помолчав, повернулся и ушел, оставив владык в их оцепенении.
Антоний, будто бы, потом рвал на себе волосы от досады, что они пропустили такой случай получить для Церкви такого Патриарха, который бы имел даже большее значение, чем Филарет Романов 57. Но момент был упущен.
Никогда ничего подобного я доселе не слыхал, и, признаюсь, не верю. Мысль Государя, - если это имело место, - это была бы единственная комбинация, при которой Патриаршество восстало бы из могилы в небывалом величии. Однако, нельзя не сказать, что Михаил Романов 58, при всей юности своей, все-таки уже имел царский возраст, тогда как Наследник Цесаревич Алексей - тогда был еще совсем ребенком, и стало быть Россия должна была иметь Регента. Это значительно изменяло бы положение Патриарха. 59
Впрочем, повторяю, я совершенно не верю этому рассказу. Если бы что-либо подобное произошло, то я бы, конечно, слыхал от кого-либо.
[...]
17 окт[ября].
День основания нашей "конституции". Прежде много шума бывало в эту годовщину. Громадное большинство теперь, вероятно, и не думает об этих пустяках, когда стоит на карте существование России.
Деревенские жители рассказывают, что у них, по деревням, очень "большое баловство", т. е. другими словами - грабежи. Очень плохой признак. Бабы говорят, что жить стало страшно. У меня большая тревога в этом отношении и за наш безлюдный дом. Господи, даже понять не могу, что за бедствие с нашим флигелем: никто не снял. У меня сердце не на месте...
[...]
22 окт[ября].
Сегодня я докончил три первые главы VII отдела о тайных обществах в религиозной борьбе. Еще осталось несколько глав - не менее 2-3, - но путь мой уже уяснился. А вместе с тем мне уясняется и остальной состав сочинения, рисуется последовательное развитие частей его. Думается, что если Бог пошлет еще год работы, то оно будет кончено.
Кончено... А зачем! Что бы я сделал с ним? Напечатать этих 800-900 страниц - нет средств. Это въехало бы, по нынешним ценам, около 10 тысяч рублей.
И если бы оно было напечатано, то кто бы его читал? И для чего его читали бы?
Я - какой-то могильщик. Написал "Монархическую государственность", в которой, право, как никто до меня на свете, изложил ее философию. И это явилось в дни смерти монархического принципа. Какая-то эпитафия или надгробное слово на могиле некогда великого покойника. Теперь, пожалуй, напишу такую надгробную речь над человеческой борьбой за Царствие Божие в такой момент, когда уже люди прекращают борьбу за него, и когда оно явится только с пришествием Христа. Зачем тогда нужны мои сочинения? Разве для того, чтобы представить их Судии мира в доказательство, что каков я ни есть недостойный Царствия Божия, но в своей работе ума и чувства все же думал - и в политике, и в религии - не о чем ином, как о Царствии Единого Истинного Бога. Но зачем Ему эти "оправдательные документы"? Он и без них знает, о чем я думал, знает лучше, чем мой ум и сердце, и что если скажет: "Это все словесные формулы, а вспомни-ка, о чем действительно заботился твой ум и твое сердечное чувство. О Моем ли Царствии или о своей собственной славе и доказательствах честности своей жизни?"
Что отвечу я? Что могу сказать, кроме: "Господи, не оправдается перед Тобой никакая плоть. Брось в огонь все мои сочинения и сотвори со мной по милости Твоей, а не по моему достоинству, которого не имел и не имею, и не в силах иметь, если Ты Сам не облечешь меня в одежду брачную".
Толкнул ли я хоть единого человека к Богу?
Не знаю, и - вероятно - нет. Но что же мне делать? Ведь я хотел делать именно это, а если не мог, то виноват ли я? Нищ есмь и окаянен,60 и что же мне делать с собою?
[...]
24 октября.
Объявление в газетах: скоропостижно скончался 23 окт[ября] Федор Дмитриевич Самарин 61. Послал выражение соболезнования Александру Дмитриевичу.
Умирают все мои современники, все люди национальной России. Федор Самарин был по уму краса Самариных. Теперь, значит, Самаринский кружок исчез совершенно. Уж он и то на ладан дышал и держался только Федором Дмитриевичем. Александр Самарин62 бывал только из любви к брату, а сам по себе он больше тянется к общественным делам. Кожевников, сам по себе, поддерживает охотно только Новоселовский кружок. Корнилов - весь в делах Красного Креста, да и помимо того - инициативной силой никакого кружка не захочет быть. Впрочем, все это неважно. Нынешнее время не принимает ни таких людей, как Федор Дмитриевич, ни таких кружков, как Самаринский. Этот кружок имел целью быть вольным центром свободного общественного мнения умственной аристократии Русского направления. Все это уже - нечто отжившее, прошлое, последний отблеск Самаринско-Аксаковской Москвы, которой уже нет. Теперь есть Москва кадетская, Москва социалистическая, Москва промышленная, но Русской Москвы уже давно нет. Хомяков Дмитр[ий] Алексеевич живет только как антикварный, драгоценный сосуд, разбитый, но склеенный - и тоже не надолго.
[...]
26 окт[ября].
[...] Но теперь какое-то несчастное время, когда очень редко делают что-нибудь умное и удачное.
Между солдатами (ранеными) - как слышишь от всех - ужасное раздражение против начальства и властей. Они возвращаются с фронта только с разговорами об "измене". Не приходилось слышать о войсках, не бывших на фронте: лучше ли их настроение.
В народе и вообще - раздражение страшное. О Москве слышал от нескольких, будто полиция вооружена пулеметами на случай волнений, которые, вероятно, очень возможны. Вообще положение самое тревожное.
Беда в том, что у нас все распоряжения крайне глупы. Особенно ужасны меры по "продовольственному" делу. Я уверен, что мы никогда бы не дошли до такого тяжкого положения, если бы правительство не принимало никаких мер, а предоставило все естественному течению. И представляю еще - как являются эти мероприятия? Выдумает какую-нибудь мыслишку мелкий чинушка, и - сейчас для отлички бежит к начальнику; начальник - для той же отлички - к высшему начальнику. И - смотришь - сляпали "регуляцию". Никто ничего не понимает, да и не очень то [1 слово нрзбp.] чем-либо, кроме того, чтобы была "принята мера". Тут, в сущности, виновата высшая власть, которая не стоит на высоте положения и не умеет руководить низшими.
Как слышно, Дума хочет, по созыве, требовать ответственности министров. Полнейшая чепуха! Тут бы нужна была крупная личность, диктатор, да, разумеется, с характером и здравым смыслом. Большого ума не требуется, а именно здравый практический смысл. Но Дума не знает такого человека, и я не знаю, и где его искать во время такой страшной внешней опасности? Дума уже показала свою глупость на законе о "мясопустных днях", и сама помешана на "мероприятиях". Положение, в сущности, безвыходное. Может быть, самое лучшее, за неимением ничего другого, было бы снова отдать Командование Николаю Николаевичу... Не блестящий исход, а всё-таки... Но это безусловно невозможно. А пока военные дела стоят так скверно, - внутри ничего путного нельзя сделать.
Удивительно, что такая война не могла выдвинуть ни одного крупного человека среди генералов. Неужто же в России действительно нет ни одного человека?
10 ноября.
Павел 63 спрашивает сегодня: правда ли, что Государь приедет в Москву? Отвечаю: "Не знаю, а думаю, что вряд ли, п[отому] ч[то] как будто нет причин приезжать". Он говорит: - "Рассказывают, что Государь приедет советоваться с народом - воевать ли или заключить мир? А если народ хочет воевать, то Государь скажет - что тогда он должен всех забрать в солдаты". Я ему сказал кратко, что все это пустое. Как же Государь будет советоваться? Как говорить со 100000 человек? Да притом Москва не Россия, в России есть еще 100 миллионов народу. А Госуд[арственная] дума - уже сказала, что нужно воевать, значит с кем же еще советоваться?
Кто это распускает такие слухи, и с какой целью?
Насколько замечаю, в народе пропадает всякая вера в победу, но в то же время ему стыдно сознаться, что хочется мира. Да сверх того - все чувствуют, что мир без победы - это значит кабала русских у немцев. Печально вообще состояние духа народа, и конечно - он несчастный народ. Самое же главное его несчастье - это то, что он не знает причины своего несчастья. Всех охватывает что-то таинственное, непонятное, кошмарное, подавляющее дух. Все говорят об измене, а где она - не разберешь.
[...]
22 ноября.
[...] Я теперь читаю Deschamps'a - Les societes secretes64, о влиянии франкмасонов на политику XIX века. Правду сказать, страшно делается. Очень похоже, что и мы в их руках. Как изумительно, что никто в России не читает этих книг, не подозревает о их существовании. Старые [книги?] Бутми65 и других антисемитов слишком грубы, и их развитой человек, особенно несколько либеральный, может только отшвырнуть. Но вот бы Deschamps'a стоило перевести на русский язык.
Жаль, что я не знаю книги Деласю66. Остальные - вроде Дасте67 - слабы. Копен Албанселли68 слишком гипотетичен. Вот еще аббат Барбье69 очень серьезен, очень фактичен. [...]
4 декабря.
[...] Сегодня получил от Мих[аила] Петровича Степанова те соображения о Святых местах, о которых говорил князь. Мудреная штука...
Заклеиваю (из No 279 ["]Русского слова["]) резолюцию 12 съезда Соединенного дворянства. Правая группа съезда составила особую резолюцию, из которой однако в газете приведены лишь клочки {Вклеена вырезка из газеты. Все подчеркивания в тексте газетной заметки сделаны Тихомировым.}.
Резолюция съезда.
"12-й съезд объединенных дворянских обществ, искони преданных своим Самодержцам, с великой скорбью усматривает, что в переживаемый Россией грозный исторический час, когда для крепости и единства государства является особенно важным монархическое начало, эта вековая основа государства претерпевает колебания в своих собственных устоях. В государственное управление внедряются чуждые законной власти безответственные темные силы. Силы эти подчиняют влияниям верхи власти и посягают даже на управление церковное. Достойнейшие святители церкви смущены происходящим на глазах у всех соблазном. Церковь, хранительница Христовой правды, не слышит свободного голоса своих епископов и видит их угнетенными. Необходимо обеспечить церкви установленное канонами внутреннее управление.
Не менее потрясено и гражданское управление страны. Подверженное тем же пагубным влияниям, оно, кроме того, не обладает необходимой сплоченностью, единством мысли и воли, и не пользуется доверием народа.
Такое положение, пагубное во всякое время, особенно гибельно в годину мировой разрухи, - оно породило разруху во всех отраслях народной жизни.
Необходимо решительно устранить влияние темных сил на дела государственные.
Необходимо создать правительство сильное, русское по мысли и чувству, пользующееся народным доверием и способное к совместной с законодательными учреждениями работе, однако ответственное только перед Монархом. Оно должно быть вооружено, в лице председателя совета министров, полнотой власти и сплочено единством общей программы.
Только такое правительство может довести войну до полной победы, без которой народная мысль не допускает мира".
По моему мнению эта резолюция дворянского съезда производит гораздо более сильное впечатление, чем соответственные заявления Гос[ударственной] думы и Госуд[арственного] Совета. Страшно подумать, из-за какой ничтожной и гнусной личности поднимаются все эти черные тучи над Монархией. Ведь собственно, что это за "темные силы"? В основе всего только Григорий Распутин. Тут, которые около него налипают - мелочь и не важны. И вот только из-за этого ничтожного и гнусного человека потрясаются самые основы Монархии. Беспримерно в Истории. Готовы жертвовать Штюрмерами, Курловыми70, кем угодно - но Григорий, от которого и идет гибель, остается незыблем. Нечто роковое и мистическое.
16 декабря.
Я окончательно решил, что не могу завтра ехать в Посад. Значит, можно только в понедельник, если Богу будет угодно.
Газеты принесли известие о прекращении дела Манасевича-Мануйлова71, по какому-то "распоряжению", о котором Министр Юстиции был уведомлен поздно ночью накануне заседания Суда по этому делу. Ясно, что это Высочайшее распоряжение. Газета ("Русское Слово") сообщает, что министр (Алек[сандр] Алек[сандрович] Макаров72) хочет уходить в отставку... Хватит ли характера? У Хвостова хватило.
Министр известил Суд о прекращении дела. [...]
А впрочем, в конце концов, я допускаю, что, может быть, дело Манасевича не прекращено уже, а что имеются лишь намерения прекратить, ввиду чего суд и принял решение - оттянуть, пока выяснится - примут ли решение прекратить дело или рассудят, что не стоит этого делать. [...]
Ну, а если "распоряжение" не принято? Что сказать о газетах, которые распространяют неверный слух, относящийся явно к Государю? Как это юридически квалифицируется?
Но - у нас нынче истинная анархия, океан мути болотной. И это во время войны и "военного положения".
Полное безлюдье. Эти земцы и городские головы не имеют ни искры государственного чутья и склада ума. Они ничего не понимают кроме оппозиции, агитации, революции. Организующей мысли нет ни на один грош. И все это ведет нас к гибели, не к либеральному устройству, а к гибели.
[...]
Дневник Л. Тихомирова с 1 января 1917 года.* 73
* Надпись на обложке тетради.
[...]
6 янв[аря]. Крещение
Сегодня получил офиц[иальное] приглашение на совещание Палестин-ск[ого] Общества. Отвечаю согласием, но уже написал Ширинскому и Писаревым - нельзя ли приискать в Петрограде комнату, ибо теперь где же ее найти?
Получил письмо от Коли74 от 1 января.
7 января
Тихон75 извещает о получении отпуска с 9 янв[аря]. Вероятно, 10 приедет. А Катя что-то расхворалась, и вряд ли может перепутать. Между тем, у них - Маня ушла (будто бы по болезни матери), а здесь пришли Маме (бабушке) деньги, которых нельзя было без нее получить. Мы назначили почте срок - 15 янв[аря]. Ну как же тут быть? Ее перевозить? Как? Вера76 экзамен держит. Надя? - Значит Катю одну бросить... Какой неприятный переплет усложнений. Вот она - наша жизнь человеческая... А Катя стала что-то очень часто хворать, и очень ослабла... Тяжелые мысли. Она что-то и духовно как бы созревает, стала тиха, кротка, хладнокровна к бедствиям и неудачам. О, Господи, сохрани ее все-таки для нас, для детей. Она еще нужна им.
Да, вот тянут на совещания в Петроград, говорят иногда о политике... Я вожусь со своим "сочинением"... А какие тут совещания да сочинения! Жизнь-то вот уже при конце стоит. Эх-ма, а не хочется этого конца. Ой, потерпи еще, Господи, грехам...
Тихон очень любит Катю, трогательно любит, как и она его. Ты это знаешь, Господи... Дай им радость безбедного свидания. Немного радости у Тихона, и он так мечтал об отпуске, так боялся его не получить. И Катя так ждала его...
Как-то сразу заволоклось каким-то туманом. Развей, Господи, дай луч светлого счастья.
[...]
10 января
Жду приезда Тихона. Между тем Маша говорит, что в Москве "бастуют", т. е. будто бы разбили магазин Чичкина, выливши все молоко, и будто бы то же безобразие по другим магазинам. Теперь 9 час[ов] утра. Спросил по телефону. Маруся Фудель говорит, что "в малом количестве" "какие-то малыши" ходят с флягами, а о магазинах не слыхала.
Ночь
Тихон не приехал. Что то Бог даст завтра?
Относительно каких-либо беспорядков ничего больше не было слышно. Я сомневаюсь и относительно Чичкина, п[отому] ч[то] проходил днем мимо, и никаких следов какого-либо "разбития" не было: торговали как обычно. Но около булочных хвосты очень длинные. С хлебом творится что-то неладное. Мука должна, по статистике (?), быть, а между тем ее, кажется, нет, и говорят, что хлеба не будет.
Когда министры меняются чуть не каждый месяц - какой может быть порядок?
Рассказывают (вероятно - враки, но рисует настроение), будто Государыня просит, чтобы Государь предоставил ей все внутреннее управление, а сам был при армии... Это выдумано, вероятно, для возбуждения народа, п[отому] ч[то] к Государыне относятся ужасно нехорошо, и такое про нее рассказывают, что страх берет. Обвиняют ее даже в сношениях с Вильгельмом77.
По поводу Распутина говорят, что она надела траур и семью также нарядила в траур, исключая Ольги Николаевны78, которая-де - решительно отказалась. О Государе болтают, что он в Ставке отнесся к смерти Распутина очень безразлично, но прибыв в Царское Село, подпал настроению Супруги. Вообще говорят, будто бы он безусловно под ее влиянием.
Катя пишет, что ей, слава Богу, не очень худо: это ее "прострел", но не очень сильный. Нашли они себе и прислугу - Аксюшу, сестру Павла. Временно... да теперь все временное.
[...]
12 января
Тихон с Фомой уехали в Посад. Очень отрадно было повидаться, но беда в том, что он должен в Москве лечить зубы - все время, две недели; Катя же по болезни не может приехать в Москву. Да она, очевидно, боится и беспорядков, которые могут захватить ее неспособною к движению. Этот ее "прострел" такая скверная болезнь, что она иногда не может повернуться с боку на бок на кровати. Заклеиваю ее письмо... {Письма в тексте дневника не обнаружено.}
Какое мерзкое время переживает Россия! Оставляя всякие преувеличения, - едва ли кто поручится, чтобы какая бы то ни было смута, была невозможна в любой день. Народ вообще находится в последней степени нервности и отчаяния в чем-либо хорошем. О победе пишут в газетах, но в нее, право, никто не верит. К Правительству нет ни искры доверия, не говоря уже об уважении. Наконец не верят и друг в друга, каждый считая всех других мошенниками. Конечно, масса людей загребают деньги, но вряд ли многие доверяют прочности своих приобретений. Крайне гнусное время.
На фронте все скверно. Даже на речке Аа немцы оттеснили наших на 2-3 версты. Как бы и эта наша эфемерная победа не была ликвидирована. Вялости и бессистемности наших действий не могу понять. Какая "темная сила" держит нас в бездействии и дает немцам время усиливаться и нападать?
Брусилов79 говорил какому-то корреспонденту: "Я не пророк, но могу сказать, что в 1917 г. мы победим немцев"... Откуда такая зрящая болтовня у генерала, без сомнения, умного? Для чего они врут? Ведь все равно никто не верит, да и как можно верить, когда доказано фактами, что наша армия неспособна побеждать немцев. И разве можно победить жалкими разрозненными ударами, каждый раз давая немцам возможность концентрировать свои силы? Командование никуда не годится. Какая же может быть победа?
Позднейшая приписка {В дневнике между страницами с записью от 12 января помещен лист с текстом на двух страницах, написанном уже после отречения Николая II.}
Это бессилие армии все время объясняли "темной силой", т. е. прямо изменой. Так, говорили, что план наступления в Румынии, подобно другим таким случаям, был выдан немцам. Слухи народные обвиняли в таких действиях Императрицу. Это настолько невероятно, что я не верил в непосредственное ее участие в таких делах. Впоследствии, уже после переворота, ["]Время["] сообщало слух, что каким-то офицерам стало документально известно, что в среде лиц, окружающих Императрицу, велись переговоры с Берлином об отступлении наших войск от Риги. Эти офицеры сообщили документы Родзянке80, который, не сообщая Госуд[арственной] думе, сообщил Императору. В ответ на это воспоследовал Указ о роспуске Думы. С этого и началась история восстания.
["]Время["] оговаривается впрочем, что это лишь слухи. Однако - казалось бы, можно было теперь узнать наверное от депутатов.
Конечно, - при таких условиях, - если это правда - командование не может быть обвиняемо. Императрицу обвиняют и в худшем, но, конечно, немыслимо было разобраться. Если она была бессознательно в руках немцев, то и этого Император не должен был допускать, ибо результат одинаков81.