Главная » Книги

Тихомиров Лев Александрович - Из дневника Л. А. Тихомирова, Страница 9

Тихомиров Лев Александрович - Из дневника Л. А. Тихомирова


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ные 6 месяцев анархии отучили от малейшей надежды на какой-нибудь луч света в нашем удушающем мраке.
   [...]
  
   Августа 14
   Приехал в Москву, чтобы взять денег и расплатиться за квартиру. И вот на второй день свалился: воспаление толстой кишки. Один. Доктор дал наставления по телефону, но сам больной не может зайти. Лечился всякими средствами, и слабительными, и клизмами и висмутом [?], и голодом. Лежал в постели. Сегодня как будто полегче.
   Здесь теперь великие собрания - всероссийское Совещание, завтра Поместный Собор... Но ни чего об этом не знаю, никого не вижу. В первый день со скуки зашел в Собрание Братства Святителей, но там только скука. Ничего интересного. Сомневаюсь, чтобы из Собора вышел большой толк. А впрочем - никто как Бог... Относительно Совещания уже и совсем не могу ничего думать. Вопрос как будто и простой - нужно единение. Да беда в том, что люди разъединены, и в сущности никто не хочет поступаться своим. Старая и вечная история. Люди объединяются около какой-нибудь силы, а силы преобладающей фактически нет. Так и толчемся на месте.
   Много я за это время передумал и о себе и о пережитом мной сорокалетии жизни России, - и совершенно не могу сказать ничего другого, кроме того, что приходится сказать о настоящем моменте; нет (или очень мало) единения и безмерно много разъединения. Судить или осуждать - не мог бы никого, потому что тут все были отчасти правы, отчасти виноваты, и общее бедствие состояло из недостатка объединяющей силы. Но никого не обвиняя, я бы теперь мог при помощи своих дневников и воспоминаний написать безусловно беспристрастную картину этого сорокалетия.
   Жалко, что раздергивающие нервы события не дают возможности взяться за эту работу. Я бы ее мог сделать в год времени, если бы никто и ничто не мешали. Но теперь наоборот, все мешает. Это, конечно, и не важно, п[отому] ч[то] - передо мной стоит другая задача - привести хоть в маленький порядок свою душу. Жизни мне уж, пожалуй, и года не осталось. Так что и с душой своей приходится отдаваться только на милость Божию. Да это и самое благонадежное, п[отому] ч[то] что такое все наши усилия? Жить приходится среди столкновения таких безмерно громадных и почти всегда непонятных сил, что наши усилия сходны с действием дуновения нашего рта во время урагана...
   Зазвонили ко всенощной. Завтра Успенье. Завтра же открывается Собор. Для придания ему торжественности и религиозного настроения населения - будут молебны, крестные ходы и особые ектеньи. Я этого ничего не могу ни увидеть, ни услышать, ибо не могу выходить из-за болезни.
   Очень мечтал бы уехать в Посад до 20 августа, п[отому] ч[то] около 20 авг[уста] угрожает железнодорожная забастовка. Тогда уж не выскочишь.
   Так-то у нас: и молебны, и крестные ходы и забастовки, и самые разнообразные угрозы. Только и можно сказать: "не отступи от меня, вонми в помощь мою, Господи спасения моего"205.
  
   15 августа
   Успенье. Было "торжественное" по случаю Поместного Собора молебствие на Красной Площади. Я не выходил. Спрашивал по телефону знакомых. Говорят "очень хорошо". "Сколько народу было на площади?" - "Очень много". - А например: тысяч десять было?" - "Нет, вряд ли десять тысяч"... Ну это для города, в котором теперь почти 2 миллиона народа, из которых 1¥ миллиона номинально православных, - очень ничтожная цифра.
   В Государственном Совещании (конечно отчет за субботу) тоже немного утешительного. Два - непримиримых направления. Оно, конечно, - у большинства видно желание не ссориться, но готовности хотя бы временно объединиться на едином правительстве - нет.
   И в довершение в газетах - объявление стачечного Комитета Московского железнодорожного узла предупреждает публику, что с 12 часов ночи на 20 августа начинается забастовка, прекращается сначала движение пассажирских поездов, а через несколько дней и товарных. Будут пропускать только воинские и санитарные.
   Это значит - прекратить доступ продовольствия и топлива.
   Я, вероятно, завтра уеду в Посад, а то пожалуй застрянешь совсем в городе. Положим и в Посаде не лучше. Он тоже останется без продовольствия, но там все же гужевой подвоз несколько больше, чем в Москве.
   Надо полагать, конечно, что Правительство - уступит и даст рабочим жалованье, ими требуемое. Но это характеристика "единения" и "самоотвержения" в России, а также "всемогущества" и "неограниченности" власти, о которых на все лады говорит Керенский.
   Ведь эта власть формально воспретила железнодорожные забастовки. Уже не говорю о требованиях Корнилова "железной дисциплины" на железных дорогах... Корнилов, конечно, не относится к Временному Правительству. Но Врем[енное] Правительство эвакуирует - и в значительной мере в Москву, Петроград из-за недостатка продовольствия. А железные дороги, номинально правительственные, прекратят Москве подвоз припасов.
   Похоже, что мы безысходно погибли. Такого полного отсутствия народного единения - никогда не было, а власть бессильна. Не знаю, зачем собрано Государственное Совещание, если у государства нет силы, если его распоряжений не признают организованные силы рабочих и солдат.
  
   16 октября
   Девять часов вечера. Сейчас проводили Колю обратно в Петроград. Он этим летом (старшинство, помнится, 3 июля) произведен в прапорщики, и вот получил отпуск. Приехал 4 октября. Провел это время то в Москве, то в Посаде, где все время живут Катя и Надя. Завтра должен явиться на службу. Он пока служит младшим офицером второй роты электротехнического батальона.
   Очень утешило нас всех это свидание, пролетевшее, как какое-то мгновение. Коля, благодаря Богу, производит очень хорошее впечатление. Он бодр, даже весел, смотрит на жизнь без нервности, с некоторым философским спокойствием. С нами всеми, и в Посаде, и здесь, был истинно братом и сыном, и внуком, ну конечно и здесь все были в радости. По-видимому, ему было тяжело уезжать, хотя он вообще проявил много сдержки и самообладания. Между прочим мелкая, но характеристическая черта - действительно бросил курить. Это все же черта характера... Тяжело расставаться с ним. Бог ведает, что будет и увидишься ли?
   Я тут с ним делал разные дела по части финансового упорядочения, а также по его личному маленькому хозяйству, и он показал, что за год разлуки - приобрел много практичности и деловитости. Вообще он утешил меня, да и всех. Благослови Господь его путь и дальнейшее преуспеяние. Благодарю за него Господа, и славлю Его попечение. Думаю, что он будет добрым братом и сыном. С этой мыслью мне и умирать легче, если судит это Бог. Спаси его Господь!
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   1 См.: Л. А. Тихомиров (1852-1923). Из дневника за 1915 г. Публ., пред. и прим. Репникова А. В. // Философская культура. Журнал русской интеллигенции. Январь-июнь 2005. СПб., 2005. No 1. С. 105-148; Л. А. Тихомиров. Из дневника за 1916 г. Публ., пред. и прим. Репникова А. В. // Философская культура. 2005. No 2. Июль-декабрь. С. 174-227.
   2 Историк С. В. Чесноков в своей диссертации уделяет значительное место рассмотрению вопроса "...почему 8 марта 1917 г. Тихомиров признал Временное правительство? Именно эта проблема, на взгляд диссертанта, волновала и В. Н. Костылева, диссертация которого была посвящена проблеме краха Тихомирова-монархиста, и Б. Парамонова, писавшего о "ненужности покаяния" в сравнительной перспективе покаяния Тихомирова с покаянием А. И. Солженицына и других диссидентов-"почвенников" 1990-х гг., и Ю. В. Давыдова, в своем последнем романе "Бестселлер" проводившего самые широкие параллели между нравственной проблематикой Л. А. Тихомирова и советской действительностью" / Чесноков С. В. Роль идейно-политического наследия Л. А. Тихомирова в русской общественной мысли и культуре конца XIX - ХХ веков // Автореф. дис. ... к. и. н. Нижний Новгород. 2005. С.11.
   3 См.: Ильин Н. П. Воспоминание о будущем // Философская культура. 2005. No 2. Июль-декабрь. С. 143-144.
   4 В этом плане Лев Александрович был "вечно сомневающимся" русским интеллигентом. Отсюда и постоянные сомнения в дневниковых записях по поводу своих трудов: "Нет, пожалуй, не от Бога мне эта работа!" и т. п. Характерно, как современный публикатор работ Л. А. Тихомирова М. Б. Смолин озаглавил предисловие к одной из его книг: "От Бога все его труды". См.: Тихомиров Л. А. Тени прошлого. Воспоминания / Сост., вступ. ст. и прим. М. Б. Смолина. М., 2000. С. 5.
   5 25 лет назад (Из дневников Л. Тихомирова). Красный архив. Т.2. М.,-Л., 1930. С.63; 71.
   6 Цит по: Сукач В. Г., Репников А. В. Розанов В. В. // Общественная мысль России XVIII - начала ХХ века. Энциклопедия / Отв. ред. Журавлев В. В., Отв. сек. Репников А. В. М., 2005. С. 460.
   7 Переписка и другие документы правых (1911-1913) // Вопросы истории. 1999. No 10. С. 102.
   8 Пуришкевич В. М. Без забрала. Открытое письмо большевикам Совета Петроградских Рабочих Депутатов. б/м 1917. С.3-4.
   9 Деникин А. И. Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г. - апрель 1918 г. М., 1991. С.26.
   10 Меньшиков М. О. Жалеть ли прошлого? // Новое время. 1917. 7 (20) марта.
   11 Меньшиков М. О. Письма к ближним // Новое время. 1917. 19 марта (1 апреля).
   12 Российский Архив (История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.). Вып. IV. М. О. Меньшиков. Материалы к биографии. М., 1993. С. 152-153.
   13 Розанов В. В. Собрание сочинений. Мимолетное. М., 1994. С. 416.
   14 Монархист и Советы. Письма Б. В. Никольского к Б. А. Садовскому // Звенья. Исторический альманах. М.-СПб., 1992. Вып.2. С. 359-360.
   15 Следственное дело доктора Дубровина / Вступ. ст., публ. и прим. Макарова В. Г. // Архив еврейской истории / Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства М., 2004. Т. 1. С. 302.
   16 "Вероятнее всего Л. А. Тихомиров вел свои дневник и далее, - делает предположение М. Б. Смолин - возможно вплоть до своей смерти. Сложно представить, что человек, привыкший в течении более чем тридцати лет к записыванию своих мыслей в дневник, вдруг бы от этого отказался. Скорее всего, дневник после октября 1917 года, как и части воспоминаний "Тени прошлого" не были по каким-то причинам отданы на хранение в архив семьей Л. А. Тихомирова" / Смолин М. Б. Государственно-правовые идеи Л. А. Тихомирова // Автореф. дис. ... к. и. н. СПб., 2004. С.9.
   17 Монархист и Советы... С.372-373.
   18 Вада Харуки. Россия как проблема всемирной истории. Избранные труды. М., 1999. С. 145.
   19 Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории / Публ., вступ. ст. М. Б. Смолина. М., 1997. С. 580.
   20 ГАРФ Ф.634. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л.1.
   21 Фудель С. И. Собрание сочинений: В 3 т. М., 2001. Т.1. С. 62. Материалы повести были впервые введены в научный оборот в статье: Репников А. В. Лев Тихомиров - от революции к апокалипсису // Россия и современный мир. 1998. Вып. 3. С. 189-198. Повесть впервые опубликована С. М. Сергеевым: В последние дни (Эсхатологическая фантазия) // Христианство и политика. / Сост., пред., коммент., прил. С. М. Сергеева М., 1999. С. 393-538.
   22 См.: Вада Харуки. Указ. соч. С. 149.
   23 Волков С. А. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000. С.282.
   24 Сравните: "С одной стороны мы постоянно находим страстные отрицательные характеристики Тихомирова, но, с другой стороны, исторически несомненно, что в свое время он играл очень выдающуюся роль и стоял в центре революционных событий" // Попов П. С. Предисловие // Тихомиров Л. Плеханов и его друзья. Из личных воспоминаний. Л., 1925. С. 6-7.
   25 Подробности см.: Л. А. Тихомиров (1852-1923). Из дневника за 1915 г. Публ., пред. и прим. Репникова А. В. // Философская культура. СПб., 2005. No 1. Январь-июнь. С. 110-111.
   26 Все это происходило на фоне усилившегося наступления новой власти на Православную церковь и подготовки высылки большой группы интеллигенции из Советской России.
   27 "Их общее количество составило 61-а, в дополнение к тем 27-и, которые были переданы ранее" // Вада Харуки. Указ. соч. С. 157.
   28 Бурин С. Н. Эффект Тихомирова // Тихомиров Л. А. Воспоминания. М., 2003. С. 14. О существовании архива Тихомирова, оставшегося у родственников (в котором в т. ч. находились и материалы работы "Основы государственной власти", пишет современный исследователь С. В. Чесноков, утверждая, что "короб с бумагами Тихомирова" достался его старшему сыну Александру (отцу Тихону).
   29 "Чтение и работа с дневниками Л. А. Тихомирова, чей почерк не отличается разборчивостью, представляется задачей не простой" // Ефименко А. Р. Л. А. Тихомиров: обзор документов личного фонда. Вестник архивиста. 1999. No 6. С. 63.
   30 Милютин Д. А. Воспоминания. 1816-1843. М., 1997; Его же. Воспоминания. 1860-1862. М., 1999; Его же Воспоминания. 1843-1856. М., 2000; Его же. Воспоминания. 1863-1864. М., 2003; Его же. Воспоминания. 1856-1860. М., 2004; Его же. Воспоминания. 1865-1867. М., 2005.
   31 Дневник Алексея Сергеевича Суворина / Текстологич. расшифровка Н. А. Роскиной. Подготовка текста Д. Рейфилда и О. Е. Макаровой. М.; London, 1999.
   32 См.: Репников А. В. "От правых, кажется, я стою в стороне больше, чем от левых...": дневник Л. А. Тихомирова // Сборник материалов научных конферен-ций: "Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее", "Национальный вопрос в Европе в новое и новейшее время", "Правый консерватизм в России и русском зарубежье в новое и новейшее время". Воронеж, 2005; Его же. "Мы находимся в положении лодки, попавшей в водоворот..." (по страницам дневника Л. А. Тихомирова) // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. Ставрополь, 2005. Вып. 7; Его же. "...Силам добра нет доступа к власти" (Из дневников Льва Тихомирова // Наш современник. 2006. No 4; Лев Тихомиров. Из дневников 1915-1917 гг. Публ. и комм. Репникова А. В. // Там же; Лев Тихомиров. Из дневников 1915-1917 гг. Публ. и комм. Репникова А. В. // Наш современник. 2006. No 5.
   33 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 26. Л. 142-143, 148об.-149об.
   34 "О жизни созерцательной" (лат.).
   35 Дешамп П. - французский ученый, рассматривавший влияние масонства на политику Франции, исследователь тайных обществ. Deschamps P. Les Sociétés Secrètes et la société ou philosophie de l'histoire contemporaine. Avignon-Paris, 1882.
   36 См.: Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена. Перевод с немецкого О. А. Волькенштейн. Под. ред. проф. варшавского университета А. Л. Погодина. СПб., 1905. Т. 1. Т 2.
   37 См.: Финдель И. Г. История франк-масонства от возникновения его до настоящего времени. Перевод с немецкого. 1872.
   38 Мишле Жюль - французский историк. Тихомиров использовал издание: Collection de documents inédits sur l'Histoire de France, publiés par orde du Roi et par les soins du Ministre de l'instruction publique. Première série. Histoire politique. Procès de Templiers, publié par Michelet (Собрание неизданных документов по истории Франции, опубликованных с разрешения короля и усилиями министра образования. Часть первая. Политическая история. Процесс тамплиеров), Paris. Т. I в 1841 г. Т. II в 1851 г.
   39 Филипп IV Красивый (1268-1314) - французский король с 1285 г.
   40 Тихомиров ошибается. Сборник "Памяти Константина Николаевича Леонтьева" вышел в Санкт-Петербурге в 1911, а не в 1912 году.
   41 Фудель Иосиф Иванович (1864/5-1918) - протоиерей, рукоположен (1889) по благословению преподобного Амвросия Оптинского. С 1892 служил в Москве. Настоятель храма свт. Николая в Плотниках. Публицист, издатель собрания сочинений К. Н. Леонтьева.
   42 "13 ноября 1916 г. состоялось закрытое заседание Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева, посвященное памяти К. Н. Леонтьева, по случаю 25-летия его кончины ( 12 ноября 1891 г.). Вступительное слово произнес Председатель Общества Г. А. Рачинский. Далее последовали речи прот. Иосифа Фуделя "К. Леонтьев и Вл. Соловьев, в их взаимных отношениях", С. Н. Дурылина "Писатель-послушник" и С. Н. Булгакова "Победитель - побежденный (Судьба Леонтьева)"; "Накануне дня памяти, 11 ноября, ... в покоях владыки-митрополита при Чудовом монастыре состоялось общее собрание Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Председатель совета братства П. Б. Мансуров во вступительном слове своем говорил о значении деятельности К. Н. Леонтьева на Ближнем Востоке. Член Братства С. Н. Дурылин сделал сообщение: "Церковь, монастырь и старчество в личности и жизни К. Леонтьева". Протоиерей И. И. Фудель дополнил это сообщение своими личными воспоминаниями о нем. Преосвященный Димитрий, епископ Можайский, сказал о значении "Афонских писем" К. Леонтьева. Затем отслужена была заупокойная лития о нем со всенародным пением" ("Московские Ведомости". 1916. 15 ноября); "Вчера в церкви Св. Николая Чудотворца, что в Плотниках, на Арбате, местным духовенством было совершено заупокойное богослужение по известном писателе К. Н. Леонтьеве ...". Преосвященным Серафимом, еп. Холмским в сослужении местного причта (а прот. Иосиф Фудель был настоятелем храма) отслужена заупокойная литургия и панихида "в присутствии почитателей памяти покойного" ("Московские Ведомости". 1916. 13 ноября) // Цит. по.: Архив священника Павла Александровича Флоренского. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. Вып 2. С.158-159.
   43 Тихомирова Христина Николаевна - урожденная Каратаева (1829 - ?) - мать Л. А. Тихомирова. См.: Тихомиров Л. А. Тени прошлого. М., 2000. С.33-42.
   44 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 27. Л. 2-5об., 6-7об., 14об.-16об.
   45 В начале века Тихомиров не только изучал Японию и пытался выучить японский язык, но и переписывался с одним православным японцем Какусабуро Сенумой.
   46 Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич) (1797-1879) - выпускник Иркутской Духовной семинарии (1821); миссионер в Америке (с 1824), протоиерей (с 1839), архимандрит (с 1840) и епископ Камчатский (с 1840), архиепископ (с 1850); митрополит Московский и Коломенский (с 1868), священно-архимандрит Троице-Сергиевой лавры, настоятель кафедрального Чудова монастыря; член Святейшего Синода; в 1870 основал в Москве Православное миссионерское общество; был знаком с о. Николаем Японским.
   47 Подробнее о взглядах Тихомирова и русских монархистов на события в Китае см.: Сунь Чжинцин. Китайская политика России в русской публицистике конца XIX - начала XX вв. М., 2005.
   48 Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) (1836-1912) - архиепископ. Окончил семинарию, в 1860 принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. В 1860 г. по собственному выбору отправился в Японию, получив должность настоятеля консульской церкви. Приехав в Японию, в течение полувека занимался миссионерской деятельностью. Основал семинарию, школы богословия, иконописную мастерскую. Овладев в совершенстве японским языком, перевел Священное Писание для своих прихожан-японцев. Ведя миссионерскую деятельность, "обошел всю Японию". Был назначен начальником Российской Духовной Миссии в Японии. В 1906 был возведен в сан архиепископа. Канонизирован русской Православной церковью (1970 г.). Поддерживал переписку с Л. А. Тихомировым. Оставил обширные дневники, которые вел с 1870 по 1912 гг., недавно впервые опубликованные в полном объеме. См. Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 1 - 5. СПб., 2004.
   49 Сравните: 5 мая 1916 г. Н. Н. Тиханович-Савицкий писал Н. Н. Родзевичу: "Если бы при теперешнем трепете наверху нам удалось добиться лишь предложенных мною небольших изменений, то и тогда мы могли бы умереть спокойно, зная, что высвободили Россию из конституционной петли и поставили ее на путь самобытного развития. "Но не поздно ли"? как спрашиваем меня Н. Д. Облеухов (вполне наш), близко стоящий к Пуришкевичу. Пасхалов потерял веру в восстановление самодержавия окончательно, сказать правду, и я в глубине души колеблюсь, а вы знаете, какой я упорный. Л. А. Тихомиров - совсем отошел обескураженный" // Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. Т.2. 1911-1917 гг. М., 1998. С.552.
   50 Андреев Федор Константинович (1887-1929) - священник, преподаватель, богослов. Окончил 3-е реальное училище в Санкт-Петербурге, затем Институт гражданских инженеров. Познакомился в Петербурге с И. П. Щербовым, который направил его в Москву к М. А. Новоселову. Здесь произошло знакомство и с П. А. Флоренским. По окончании учебы в МДА (1903-1913) защитил в июне 1913 кандидатскую диссертацию "Ю. Ф. Самарин, как богослов и философ". С августа 1913 был и. д. доцента МДА по кафедре систематической философии и логики. В этот период духовно окормлялся у старца Алексия Зосимовой пустыни. Около 1920 после закрытия в 1919 МДА, вернулся в Петербург, где вместе с И. П. Щербовым открыл в башнях Александро-Невской Лавры Пастырские курсы. В 1921 открыл на Троице-Сергиевом подворье на Фонтанке Богословский институт. В декабре 1922 рукоположен в священнический сан. Служил в Казанском и Сергиевском Соборах, в Соборе Воскресения Христова (Спас на Крови). Был одним из лидеров движения "иосифлян". Арестовывался. Умер от воспаления легких, осложненного болезнью сердца.
   51 Попов Иван Васильевич (1867 - после 1938) - богослов, профессор патристики Московской Духовной академии (1917). Член Собора 1917-1918 гг. В 1919-25 помощник патриарха Тихона. В 1925-28 находился в Соловецком концлагере. В 1928-31 гг. в ссылке. Вскоре вновь арестован. В 1931-38 в тюрьмах и ссылках.
   52 Трубецкой Сергей Николаевич (1862-1905) - русский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Последователь Вл. Соловьева. В 1905 стал первым выборным ректором Московского университета. При написании своего исследования Тихомиров пользовался работой Трубецкого "Учение о Логосе в его истории" (М., 1900).
   53 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 27.Л. 22-23об., 25-26об.,39об.-44об., 51об-52об.
   54 Казанский Петр Евгеньевич (1866-1947) - юрист, специалист по международному праву. Окончил Московский университет. Был назначен приват-доцентом в Казанский университет по кафедре международного права, где защитил магистерскую диссертацию (1895). Работал в крупнейших библиотеках Европы, написав исследование "Всеобщие административные союзы государств" (1897). Вернувшись из заграничной поездки, с 1898 стал ординарным профессором, а с 1908 - деканом юридического факультета Императорского Новороссийского университета. Придерживался правых взглядов. Был одним из участников славянского движения (присутствовал в качестве делегата на славянском съезде в Софии в 1910 г.). После Февральской революции продолжал преподавательскую деятельность. В своих работах неоднократно ссылался на труды Л. А. Тихомирова (См.: Казанский П. Е. Власть Всероссийского Императора. М., 1999).
   55 Нилус Сергей Александрович (1862 - 1929), религиозный писатель и общественный деятель. Из дворян. По окончании юридического факультета Московского университета (1886) служил кандидатом на судебную должность при прокуроре Эриванского окружного суда, затем в Симбирске. С 1888 жил главным образом в родовом поместье Золотарево Мценского уезда Воронежской губернии, но был вынужден продать имение. В 1907-12 жил в Оптиной пустыни, общался с ее старцами, выполнял монастырские работы, распространял свои идеи среди ее братии и паломников. Составил жизне-описание игумена Феодосия - "Сила Божия и немощь человеческая" (ч. 1-2, Сергиев Посад, 1908), написал книгу об оптинских монахах - "Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа" (Сергиев Посад, 1911). Впечатления от жизни в пустыни описал в книге "На берегу Божьей реки" (Сергиев Посад, 1911). В эти же годы активно занимался публицистикой, с 1909 сотрудничал в газете "Троицкое слово". В 1912-17 жил в г. Валдай Новгородской губернии. Первую мировую войну 1914-18 оценил как бойню, организованную тайными силами с целью ослабить Россию и взять ее под свой контроль. В кн. "Близ есть при дверех. О том, чему не желают верить и что так близко" (Сергиев Посад, 1917; 2 изд. - СПБ, 1997) предрекал близкую катастрофу; отрицательно отнесся к событиям февраля 1917, выступал против созыва Поместного собора Русской православной церкви в отсутствии императора. После октября 1917 остался в России, в 1924 и 1925 подвергался арестам и тюремному заключению. Полемизировал с Л. А. Тихомировым. См.: Тайна печати антихриста/ [с предисл.] Л. [А.] Тихомирова. Мировая борьба добра и зла: По поводу письма С. А. Нилуса // Московские ведомости. 1910. No 228; Тихомиров Л. А. Борьба с масонством // Московские ведомости. 1911. No 243 (оба материала включены в сборник: Неизвестный Нилус. М., 1995. Т. 1. С. 191-201; 405-410. Там же приводится копия отдельного оттиска очерка "Искатель града невидимого" с дарственной надписью С. А. Нилуса Л. А. Тихомирову (С. 201). В 2003-05 гг. вышло полное собрание сочинений Нилуса (Т.1. Великое в малом. Записки православного. М., 2003; Т.2. Сила Божия и немощь человеческая. Записки игумена Феодосия и другие повести. М., 2003; Т. 3. Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа. М., 2000; Т. 4. На берегу Божьей реки. Записки православного. М., 2002; Т. 5. Близ есть, при дверех. О том, чему не желают верить и что так близко. М., 2002. Т. 6. Произведения разных лет. Материалы к жизнеописанию Сергея Нилуса. М., 2005). (В ХРОНОСе см. ст. Нилус Сергей Александрович и кн. Стрижев А.Н. Сергей Нилус: Тайные маршруты. М., Алгоритм. 2007).
   56 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863 - 1936). Церковный и государственный деятель. Из дворян. Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, Председатель Архиерейского Собора и Синода. Учился в гимназии, затем в Санкт-Петербургской духовной Академии. В 1885 рукоположен во иеромонаха. По окончании Академии был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата, в то же время исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1886 г. В 1886 назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии. В 1888 получил степень магистра богословия. В том же году утвержден в звании доцента Академии. В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии. В 1890 получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию, которую возглавлял в течение пяти лет. В 1895 назначен ректором Казанской Духовной Академии. 7 сентября 1897 хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с сохранением должности ректора. В 1900 г. стал епископом Уфимским, а в 1902 г. - Волынским и Житомирским. В 1906 возведен в сан архиепископа. В 1906-1907 гг. был членом Государственного Совета, С 1907 г. был членом Государственной Думы, где входил во фракцию правых. В 1908 г. управлял Волынской епархией. С 1909 заседал в Святейшем Синоде. В 1913-м Казанская духовная академия, которую он некогда возглавлял, присваивает ему степень доктора богословия. В 1912 был назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре. 14 мая 1914 назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. 1 мая 1917 уволен на покой, согласно прошению, с назначением ему местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии. 16 августа 1917 г. вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. В июне 1917 г. на Всероссийском Поместном Соборе был первым по числу голосов из трех кандидатов на Патриарший престол, избранных Собором. Принимал активное участие в работе Поместного Собора Российской Церкви (1917-1918 гг.). 28 ноября 1917 г. был возведен в сан митрополита Харьковского. С августа 1919 связал свою судьбу с Белым движением. Эмигрировал. В 1934 г. был запрещен в священнослужении Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), однако законным запрещение не признал. Умер в 1936 г. вне канонического общения с Московским Патриархатом. (В ХРОНОСе см. ст. Антоний - Храповицкий Александр Павлович)
   57 Филарет (Федор Никитич Романов) (ок. 1554/55 - 1633), патриарх (1608-10 и с 1619), отец царя Михаила Федоровича, боярин (с 1587). С 1619 фактический соправитель страны.
   58 Романов Михаил Федорович (1596-1645) - царь с 1613, основатель династии Романовых.
   59 Подробную информацию об этом событии см.: Неизвестный Нилус. М., 1995. Т. 2. С.496-499. Там же приводится текст этой записи из дневника от 21 сентября 1916 г.
   60 См.: Молитва ко Пресвятой Богородице: "Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая, и хульная помышления от окаяннаго моего сердца, и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен; и избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свобода мя; яко благословенна еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь".
   61 Самарин Федор Дмитриевич (1858-1916) - общественный и религиозный деятель. В 1880 - предводитель дворянства Богородского уезда, Московской губернии. Член Государственного Совета (1906-1907), дважды (при Витте и Столыпине) привлекался в состав правительства и отказался от предлагаемых ему должностей. Друг М. А. Новоселова и один из основателей Новоселовского кружка. Вместе с братьями П. Д. и С. Д. Самариными продолжал после отца издание сочинений Ю. Ф. Самарина. Скончался в Москве, похоронен на Донском кладбище. (См.: Шаховская-Шик Н. Д. Мои встречи с С. П. Мансуровым // Надежда. Франкфурт-на-Майне. 1979. Вып 3; Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных // Мансурова М. Ф., Детские годы. Мансурова М. Ф., Чернышева-Самарина Е. М., Комаровская А. В., Мансуровы; Чернышева-Самарина Е. А. Александр Дмитриевич Самарин. М., 2001).
   62 Самарин Александр Дмитриевич (1868/69-1932) - общественный и церковный деятель, брат Ф. Д. Самарина, дядя М. Ф. Мансуровой. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1891). Выступал в качестве церковного публициста. В 1891-1908 - земский начальник в Бронницах (Московская губерния). С 1908 - уездный предводитель дворянства. В 1912-17 - член Государственного Совета. Был близок к Новоселовскому кружку. С 5 июля по 26 сентября 1915 - исполнял обязанности обер-прокурора Святейшего Синода. Выступал против усиления влияния Г. Е. Распутина, за что и был смещен с должности. Сопредседатель Всероссийского Красного креста (1915-1917). С конца 1916 - председатель Постоянного совета объединенного дворянства. В июне 1917 - кандидат в митрополиты Московские (на выборах Московского митрополита оказался вторым по количеству поданных за него голосов после архиепископа Литовского Тихона (Белавина), будущего патриарха). Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-18 гг., единственный из мирян кандидат в патриархи. После Октябрьской революции - председатель правления Совета объединенных приходов г. Москвы. Неоднократно арестовывался. Был в числе обвиняемых на процессе Московского Совета объединенных приходов 11-16 января 1920. В 1920 был приговорен Московским ревтрибуналом к смертной казни, замененной тюремным заключением "до окончания победы рабоче-крестьянской власти над мировым империализмом". Вскоре амнистирован. С 1922 жил в Абрамцево, экскурсовод в музее-усадьбе, руководил пением в храме. В 1925 вновь арестован и сослан в Якутию. В 1929 был регентом церковного хора в Костроме, где и скончался.
   63 Старостин Павел - знакомый Тихомировых.
   64 Указанная книга вышла в Авиньоне и Париже в1882 г.
   65 Бутми де Кацман Георгий Васильевич (1856 - после 1917) - дворянин, отставной подпоручик, писатель-экономист, литератор. Землевладелец Подольской и Бессарабской губерний. Директор-распорядитель общества каменноугольных копей. Во 2-й половине 90-х годов XIX - начале ХХ в. опубликовал ряд работ, посвященных значимости золотой валюты и финансо-вым вопросам (Золотая валюта / Сборник статей. СПб., 1904 и др.). В 1906 сотрудничал в газете "Союза русского народа" "Русское знамя" по вопросам "валютному и еврейскому". Автор ряда брошюр. В 1912-13 действительный член Главной Палаты народного Союза им. Михаила Архангела. В 1906 в Санкт-Петербурге, Казани и Кишиневе вместе с П. А. Крушеваном выпустил "русское издание" "Протоколов сионских мудрецов". 1 июня 1917 давал показания ЧСК Временного правительства об участии в правых организациях и правом движении. В брошюре "Каббала, ереси и тайные общества", изданной под редакцией Бутми (СПб., 1914) в качестве источников указываются работы Финделя, Копен-Альбанселли, Деласю, Дешампа, которые использовал при написании своей книги и Тихомиров.
   66 Delassus Henri "La conjuration antichrétienne. Lille.
   67 Дасте Луи - автор книги "Тайные общества и евреи".
   68 Копен-Албанселли - французский антимасонский писатель конца XIX - начала XX в. Глава Антимасонской лиги Франции. Copin-Albancelli. La conjuration juive contre le monde Chrétien. Paris, 1909. Его работы часто использовались в антимасонских сочинениях русских авторов начала ХХ в. (А. Селянинов, Г. В. Бутми и др.).
   69 Барбье Эммануил, аббат, автор книги "Les infiltrations maconniques dans l'Eglise", вышедшей в 1910 году.
   70 Курлов Павел Григорьевич (1860 - 1923) - родился в дворянской семье. Учился во 2-м военном Константиновском училище, окончил Николаевское кавалерийское училище (1879). Служил в лейб-гвардии Конно-гренадерском полку, в Таурогенской, Бакинской, Петербургской бригадах пограничной стражи. В 1888 окончил Александровскую военно-юридическую академию. Прикомандирован к прокурорскому надзору Московского военного округа. С 1890 в ведомстве Министерства юстиции (товарищ прокурора Костромского, Тверского, Владимирского, Московского окружных судов). В 1891 уволен с военной службы. С 1899 прокурор Вологодского окружного суда, с 1900 товарищ прокурора Московской судебной палаты. С 1903 служил в ведомстве Министерства внутренних дел (в 1903-1905 Курский вице-губернатор, в 1905-1906 и. д. Минского губернатора, с 1906 член Совета министра внутренних дел, временно управлял Киевской губернией). С июня по август 1907 и. д. директора Департамента полиции МВД. С октября 1907 начальник Главного тюремного управления Министерства юстиции. С января 1909 товарищ министра внутренних дел, с марта 1909 командир Отдельного корпуса жандармов. После 1911 в отставке. В годы Первой мировой войны состоял при главном начальнике снабжения Северо-Западного фронта, затем помощник главного начальника Двинского военного округа по гражданской части, генерал-губернатор прибалтийских губерний, состоял в резерве чинов Петроградского военного округа. После Октябрьской революции в эмиграции. Оставил воспоминания: "Гибель императорской России" (М., 1991). (В ХРОНОСе см. ст. Курлов Павел Григорьевич)
   71 Манасевич-Мануйлов Иван Федорович (1869/1871 - 1918) - из еврейской мещанской семьи. В малолетнем возрасте с семьей, высланной из-за уголовного преступления отца, оказался в Сибири. Был усыновлен купцом Мануйловым. Окончил реальное училище в Петербурге. С 1888 агент столичного охранного отделения; в 1889-1890 служил в Главном дворцовом управлении. С 1890 - сверхштатный чиновник Х класса Императорского Человеколюбивого общества. С 1897 состоял на службе в Министерстве внутренних дел, одновременно выполнял поручения столичного охранного отделения. Занимался журналистикой. С 1900 исполнял обязанности агента по римско-католическим делам в Риме. С 1902 служил в Париже; получил должность чиновника особых поручений при министре внутренних дел. Коллежский асессор (1903). В 1904-1905 занимался контрразведывательной деятельностью против Японии. Во время премьерства С. Ю. Витте состоял в его распоряжении. 1 сентября 1906 уволен от службы. Входил в ближайшее окружение Г. Е. Распутина. После назначения Б. В. Штюрмера премьером с 24 января 1916 причислен к Министерству внутренних дел и откомандирован в его распоряжение. В августе 1916 арестован по обвинению в шантаже, в связи с чем задним числом уволен от службы. В феврале 1917 приговорен к полугора годам заключения. После Октябрьской революции был арестован и, при попытке бежать в Финляндию, расстрелян. (В ХРОНОСе см. ст. Манасевич-Мануйлов Иван Федорович)
   72 Макаров Александр Александрович (1857-1919) - государственный деятель. После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета служил в Министерстве внутренних дел. С 1906 - товарищ министра внутренних дел, в 1911-12 - министр внутренних дел и шеф жандармов. В 1916-17 - министр юстиции, член Государственного Совета. 1 марта 1917 арестован в числе других царских сановников. Расстрелян по постановлению ВЧК.
   73 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 27. Л. 83-89об., 92-95об., 98-100об.,102об-103, 105об.-106а об.,108, 110-111, 116-117об., 122, 126-127, 134-135, 139-143об.
   74 Тихомиров Николай Львович - младший сын Л. А. Тихомирова. Был репрессирован в 1920-е гг. (по одной версии - расстрелян, по другой - погиб от болезни).
   75 Тихомиров Александр Львович (1882-1955) - иеромонах Тихон (1907), сын Л. А. Тихомирова. Подробную биографию см. в No 1 журнала "ФК" за 2005 г. С. 140.
   76 Тихомирова Вера Львовна (1880-?) - дочь Л. А. Тихомирова.
   77 Вильгельм (Wilhelm) II Гогенцоллерн (1859-1941) - последний германский император (1888-1918) и прусский король, двоюродный брат императрицы Александры Федоровны. Свергнут ноябрьской революцией в Германии в 1918.
   78 Ольга Николаевна Романова (1895-1918) - Великая княжна, старшая дочь Николая II. Расстреляна со всей семьей в Екатеринбурге.
   79 Брусилов Алексей Алексеевич (1853-1926) - генерал от кавалерии (1912), генерал-адъютант (1915). Подробнее см. в журнале "ФК". 2005 г. No 2. С. 223.
   80 Родзянко Михаил Владимирович (1859-1924) - политический деятель. Подробную биографию см. в журнале "ФК". 2005 г. No 2. С. 209-210
   81 Характерно не только то, что Тихомиров старательно собирал и фиксировал в дневнике самые фантастические слухи о Николае II, императрице, Распутине, немецких шпионах и пр., но и то, что он скорее был склонен доверять этим слухам, чем в них сомневаться. Об этом свидетельствует целый ряд записей 1915-17 гг.
   82 Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856-1929) - церковный ученый и церковно-общественный деятель, литургист, богослов, историк Православной Церкви. Основатель российской школы исторической литургики. Работал в Палестине, на Афоне, изучал богослужебные рукописи, занимался в Константинополе и Афинах и путешествовал по Италии. В 1898 еще раз побывал в главнейших книгохранилищах Востока, неоднократно посещал Афон. Был удостоин степени доктора церковной истории (1896). В 1906 уехал в Петербург работать в Предсоборном Присутствии. Секретарь Императорского православного палестинского общества. По поручению Священного Синода участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. После октября 1917 участвовал в работе Русско-византийской комиссии при Академии наук и преподавал литургику на Богословских курсах в Петрограде. Был избран почетным членом всех четырех духовных академий. В 1903 его избрали членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности, а в 1923 - действительным членом Академии наук и членом Славянской комиссии Академии наук.
   83 Ширинский-Шихматов Алексей Александрович, князь (1862-1930) - государственный, общественно-политический и церковный деятель, публицист. Подробнее см. в No 2 журнала "ФК" за 2005 г. С. 220.
   84 Талонов - доктор.
   85 Киченер (Kitchener) Горацио Герберт (1850-1916) - английский фельдмаршал (1909), статс-секретарь по военным делам. Летом 1916 по приглашению Николая II отправился в Россию для обсуждения военных вопросов. Отплыл из Великобритании 05.06.1916 на броненосном крейсере, который наткнулся на мину, установленную германской подводной лодкой и затонул. Киченер и большинство сопровождавших его лиц погибли.
   86 Сухомлинов Владимир Александрович (1848-1926) - военный деятель. Подробную биографию см. в журнале "ФК". 2005 г. No 2. С. 217.
   87 Питирим (Окнов Павел Васильевич) (1858-1920) - митрополит Петроградский и Ладожский. Подробнее см. в журнале "ФК". 2005 г. No 2. С. 214-215.
   88 Варнава (Накропин Василий), (1859-1924) - архиепископ. Подробную биографию см. в журнале "ФК". 2005 г. No 2. С. 216-217.
   89 См.: Мельгунов С. П. На путях к дворцовому перевороту. Заговоры перед революцией 1917 г. Вступ. ст., сост., коммент. А. В. Репникова. М., 2003; Якобий И. П. Император Николай II и революция. С. В. Фомин. "Боролись за власть генералы... И лишь Император молился". М.; СПб., 2005.
   90 Людовик XVI (1754-1793) - французский король (1774-1792) из династии Бурбонов. После свержения монархии (10.08.1792) был гильотинирован по приговору Революционного трибунала.
   91 Гучков Александр Иванович (1862-1936) - политический деятель. Подробнее см. в журнале "ФК". 2005 г. No 1. С. 146-147.
   92 Коновалов Александр Иванович (1875-1948) - крупный промышленник. Из купеческой семьи, сын хлопчатобумажного фабриканта. Учился на физико-математическом отделении факультета естественных наук Московского университета. С 1897 включился в предпринимательскую деятельность. С 1912 - один из лидеров партии прогрессистов. Депутат IV Государственной думы. В 1915-1916 заместитель председателя (и фактический руководитель) Центрального военно-промышленного комитета. В марте - июне 1917 - министр торговли и промышленности, в октябре - заместитель председателя Временного правительства. Эмигрировал.
   93 Меллер-Закомельский Владимир Владимирович (1863-?) - барон, надворный советник; член Государственного совета. Член "Союза 17 октября". Начальник главного управления Алтайским округом Министерства императорского двора и уделов. После прихода к власти большевиков возглавил Совет государственного объединения России. Председатель русской делегации на Ясском совещании.
   94 Гурко Владимир Иосифович (1862-1927) - из семьи военных. В 1885 г. окончил Московский университет. Начал службу в должности комиссара по крестьянским делам Гроецкого и Радиминского уездов Варшавской губернии. Затем служил в Государственной канцелярии, в 1902 г. занял пост начальника земского отдела, ведавшего общественным управлением и поземельным устройством всех разрядов крестьян. Один из авторов программы "Прогрессивного блока". Весной 1917 участвовал в создании "Союза земельных собственников". В марте 1918 участник антибольшевистского "Правого центра". В поисках союзников для борьбы с большевиками в июне отправился к Юденичу, а затем в Добровольческую армию. Эмигрировал.
   95 Стахович Михаил Александрович (1861-1923) - родился в дворянской семье. Окончил Императорское училище правоведения. В 1896-1907 - орловский губернский предводитель дворянства, землевладелец, действитель-ный статский советник. Юрист, видный земский деятель. С 1907 - член Государственного совета. Депутат I и II Государственной думы от Орловской губернии, один из организаторов и член ЦК "Союза 17 октября", затем один из основателей Партии мирного обновления. Играл видную роль в земском движении. После Февральской революции - финский генерал-губернатор, затем представитель Временного правительства за границей.
   96 Милюков Павел Николаевич (1859-1943). - политический деятель. Окончил историко-филологический факульт

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 566 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа