Главная » Книги

Тихомиров Лев Александрович - Из дневника Л. А. Тихомирова, Страница 4

Тихомиров Лев Александрович - Из дневника Л. А. Тихомирова


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

епомерная честь для "салона", то крайнее унижение для государственных учреждений. Вообще - невозможно даже для современной России.
   Думаю, что если Папков хоть близок к обер-прокурорству, то не приедет совсем. А посему и мне откладывать поездку в Сергиев Посад нет резона.72 [...]
  
   26 января.
   Моя работа совершенно "заколодила". Сердце пусто, празден ум. Впрочем, сердце не пусто, а наполнено каким-то давящим чувством. Россия меня убивает. Ну каждый день - какая-нибудь чепуха в государственной и общественной жизни. Разнузданная алчность аппетитов становится все наглее и своим видом развращает всех. Уже, кажется, лучше бы газеты молчали, а то все привыкают к мысли мошенничать и грабить. Из разоблачений не получается ничего, кроме доказательства безнаказанности спекуляций.
   Расправа судебная - медленная, вялая - не имеет никакого оздоровляющего действия. Распоряжения администрации постоянно неудачны, нередко просто глупы. Да и какими им быть, когда правящий персонал тасуется чуть не ежемесячно. Не понимаю, как можно это не сознавать.
   И этакое внутреннее разрыхление, распадание, деморализация - во время страшной, опаснейшей войны. Я очень опасаюсь, что немцы весной опять нас будут также бить, как в прошлом году. И что выход? Его нет. Нужно правительство. И нет никакой надежды, что оно будет когда-нибудь составлено. Разве после войны... Но тогда уже поздно.
   9 февраля собирается Дума. Но что она может сделать? Ее необходимо собрать, потому что власть совершенно дискредитирована. Но Дума не может изменить состава власти, да и не сделала бы, и непременно войдет в принципиальную политику. Господь нас отдал на расхищение всем злым силам, и только силам добра нет доступа к власти.
   Вот Штюрмер..., может быть, он и недурен, но долго ли и он усидит? О нем близко знающий А. А. Тихомирова73 говорит, что он очень православный человек и вполне понимает значение твердых социальных устоев. И, однако, он - знаком с Распутиным и угощал его у себя завтраками, значит - отношения интимные. Без этого Распутина никакое дело не обходится. Питирим - его ставленник и протеже - пустился в высшую государственную политику. Того гляди - Варнаву74 привлекут в Синод... Чего тут ждать? Гнетущие впечатления и настроение такое, как сказано в Писании: "Будут издыхать в ожидании грядущих бедствий"75. Какая тут работа пойдет на ум?
   А тут еще и личное положение не без неприятностей, все кругом делается не так, как бы хотелось. Расходы такие, что жить невозможно, и трудно их сократить, не уехав совсем в Посад, и нельзя уехать, когда Николай76 все учится, да и Вера77 стала учиться. Не хватает ума, как со всем этим сладить, и нет никаких благоприятных обстоятельств. Обыкновенно у всех людей бывает, да и у меня всегда бывало, что вместе с неблагоприятными условиями попадают и какие-нибудь благоприятные. Теперь уже давно - ни одной счастливой случайности. Это приводит к унынию. Все окрашивается цветом мрачности и безнадежности. Очень неприятно и тяжело. В себе совсем разочаровался, кажусь себе какой-то бездарностью и, должно быть, грешником, и это еще больше ослабляет силы. Я, пожалуй, и не печалюсь этим, что я бездарность. Мне этих дарований теперь уже не нужно. Но мне бы хотелось милости Божией, хотелось бы чувствовать, что Господь не гневается слишком, и вот этого чувства нет. А через это пропадает чувство безопасности жизни. Очень, очень неприятное состояние души.78 [...]
  
   1 февраля.
   Рассказы, как об армии, так и о деятельности Земского союза, - сплошь одна грусть. Внутренняя не солидарность частей иногда превосходит все допустимое. Образчик. В кавалерийском корпусе возникает холера такой силы, что за пять дней умерло три тысячи человек, в том числе и генерал. Киселев79, приехавший для осмотра своего личного отряда, застал начальство корпуса растерявшимся, п[отому] ч[то] у него не было средств бороться с эпидемией. Выделив кое-какой персонал из своего отряда, Киселев обратился в соседний пехотный корпус, у которого был избыток врачей. Но главный врач сказал: "Кавалеристам? Ничего не дам!". Военное начальство проявило такую же антипатию к "кавалерии", и Киселев ничего не добился.
   Рассказывал он также о дряннейшем поведении последних призывов. Сдавались бессовестно. Дисциплины никакой. Последние призывы прапорщиков запаса тоже крайне плохи. О сдачах рассказывал ему один полковой командир, что у него прямо из окопов поднялись две роты и в полном составе ушли к неприятелю. "Почему же их не расстреляли вдогонку", - спрашиваю я. "В другом случае роту и расстреляли сзади из пулеметов"... Нижние чины распропагандированы революцией, но, конечно, мудреных программ не понимают, а думают о бунте и грабеже. Между прочим, Царский престиж страшно подорван широчайше распространенными рассказами и легендами о Распутине.
   Киселев считает страшной ошибкой удаление Вел. Кн. Николая Николаевича80. Это был единственный вождь, которого любили и которому верили даже после всех неудач. В армии была значительная часть, которая ожидала, что Великий Князь откажется уйти, проявив более заботливости о России, нежели о Царской фамилии. И все таковые не одобряют Великого Князя за то, что он подчинился Воле Государя. Вот каковы настроения! В армии ходят рассказы, что под Великого Князя подкапывались Распутин и Сухомлинов 81: Распутин за то, что Великий Князь его выдворил из армии, а Сухомлинов [зачеркнуто "за то, что" - А. Р.] потому, чтобы не быть уничтоженным за свои гнусности. Рассказывают, что, уезжая куда-то, Сухомлинов (тогда еще министр) просил Государя позволить проститься с Наследником Цесаревичем и разыграл такую сцену: став на колени перед Цесаревичем, в сердцах (?) воскликнул: "И этого невинного отрока он (Великий Князь) хочет погубить!" Дело, конечно, не в том, сколько правды во всех этих толках, а в том, что они существуют широко, и постоянно связывают Личность Государя с самыми ненавидимыми людьми.
   Относительно будущих военных столкновений передавал очень пессимистические мысли разных генералов и полковников. Дело в том, что у нас ничего не подготовляется, особенно плохо оборудован тыл армий. Дорог не устраивают, укрепления - кое-как, тогда как у немцев везде уже понаделано множество подвозных путей. Мы, вероятно, опять останемся без снарядов, не потому чтобы их не было, а потому, что их нельзя подвозить. Он убежден, что если мы и не будем погнаны по прошлого-днему, то ни в каком случае не отберем взятых неприятелем своих крепостей.
   Вот каковы его впечатления. О генералах он очень невысокого мнения. Лучше всех считает Эверта82, но он непопулярен за свою требовательность и поддержание дисциплины.
   Может быть, конечно, здесь на много % действует пессимизм человека очень идеалистичного, а потому всегда разочарованного всякой действительностью. Однако много % приходится предположить верным.
   Отношение к будущему в армии, говорит он, легкомысленное. Настроение бодрое, но по легкомыслию; к борьбе не готовятся серьезно так, как готовятся немцы.
   О Земском Союзе рассказывает также нехорошие вещи. Хищения невероятные, от больших до малых людей. Вся эта масса интеллигентов нахватывает денег, где только попадутся. Один, ехавший для раздачи подарков, выговорил себе 25 рублей суточных, так что даже князь Львов83 не выдержал и протестовал. Двухколёски в Москве заказывались по 400 и 500 рублей, тогда как Киселев, освоившись с делом, нашел возможности получать их по 210 рублей.
   Все деятели кутят и шикарят, останавливаются в лучших гостиницах, расхаживают и расшвыривают деньги возмутительным образом. Именно борьба против этого и поссорила, наконец, Киселева с Земским Союзом.
   Сам кн. Львов, по его убеждению, личность чистая и даже светлая, но не имеет энергии бороться со злом и, из-за необходимости популярности, все терпит и допускает. Во всем ходе дела у него величайший беспорядок. А. И. Гучков - без всякого сравнения выше и даже вообще очень крупен, но, требуя порядка, лишается популярности.
   Я конечно, лишь в беглых и приблизительных чертах записываю долгое повествование Киселева.
   Теперь он уже разошел[ся] с Земским Союзом и доканчивает только ликвидационные [дела?] Северо-западного отдела. Отчетные документы, говорит, нередко совершенно скандальные, но "придется принять", чтобы не позорить Земский Союз.
   Вот каковы рассказы (?) человека, работавшего на фронте и в тылу целый год, а я знаю Киселева за человека весьма честного и правдивого, хотя, конечно, всегда подходящего к жизни с идеальными требованиями, которых никакая жизнь никогда не вмещает. Поэтому его осуждения всегда несколько преувеличены.
   Впрочем, о безобразном расхищении денег в Земском Союзе я слыхал со всех сторон. Да и в отношении прочего - отзывы по большей части в таком же роде. Я не ожидал только такого широкого распространения распутинской легенды. Это человек - истинно рок для Государя. Конечно, революционеры пользуются возможностью расшатать Царскую власть и, без сомнения, сочиняют, может быть, на 99 %, но ведь результат не легче от того, что слухи на сколько бы то ни было % ложны, раз им верят.
   Конечный вывод Киселева - что только появление огромной власти может нас спасти. Но где эта власть? Уж, конечно, не Штюрмер. Не видать ее ни в земстве, ни в Думе.84 [...]
  
   27 февраля. [...]
   Сегодня опять звонил Бурцев85. Пристал, как банный лист! Какое-то шпионское нахальство. На сей раз разговор по телефону был краток:
   Я: "Кто у телефона?"
   Он: "Бурцев".
   Я: "Я не могу с Вами видеться".
   Он: "Жаль. Я уезжаю".
   Я: "Желаю Вам всяких благ..."
   Он: "Я хотел сказать, чтобы Вы писали свои воспоминания"...
   Я ничего не ответил и повесил трубку.
   Удивительно недогадливое существо.
  

***

  
   Мне даже надоело размышлять и беседовать с самим собой об одном и том же безысходном вопросе - о войне и о судьбах России. Но что делать? Как избавиться от этого кошмара, давящего тебя днем и ночью? Нет сил примириться с гибелью родины, а между тем перед всеми умами стоят самые грозные предвидения.
   Во-первых - исход войны.
   Теперь, кажется, уже нет ни единого человека, верующего в возможность победы. Наше положение на войне решительно всем кажется безнадежным. Совершенно ясно бессилие армии. Отсутствие военных дарований видно ясно. Невозможно не видеть бесталанности генералов, скверного качества офицеров и, наконец, даже солдат. Хотя солдаты при хороших офицерах могли бы быть хороши, но при таких начальниках - плохи. Масса сдающихся в плен поражает всех. Итак, даже полная военная катастрофа не удивила бы, а успех возможен только при какой-нибудь не от нас зависящей и непредвиденной случайности.
   Еще хуже дело внутри. Неуменье устроиться грозит голодом и истощением сил не Германии, а нам. Наглая спекуляция, общее мошенничество, какие-то непонятные скупки всего - от хлеба до железа, - проводимые евреями, наполняют тревогой. Черви и бактерии разъедают все тело России.
   Но что будет, когда кончится война, со средним благополучием, без разгрома России?
   Тогда, по общему ожиданию, произойдет внутренний разгром в форме некоторой пугачевщины. Настроение солдат в этом отношении тревожное. Они после войны будут "бить господ", как они выражаются, забирать землю и имущество. Крайне распространено мнение (вероятно, распространенное немецкими пособниками и нашими революционерами), будто бы Россия объявила войну, а не Германия, и что война нужна собственно "господам", которые теперь и наживаются... Вот, после войны, с ними-то и будет расправа. А усмирять пугачевщину нечем, солдаты - это сами же "мужики", своих стрелять не станут. Это - разговоры солдат в больницах.
   Весь наш верхний класс, дворянский и промышленный, - ловкий на всякое хищничество - лишен идеи, самосознания, идеалов. Энергии нигде нет. Бороться энергично не может ни с кем. При опасности каждый будет спасаться сам, не заботясь о гибели других, а потому все составляют легкую добычу каждого свирепого и энергичного врага.
   Авторитета не существует. Духовный провален и опозорен, и все больше падает в глазах народа.
   Авторитет Царский, конечно, все-таки еще крепче, но подорван и он. Особенно помрачен он Гришкой.
   Говорят, Государя непосредственно предостерегали, что Распутин губит Династию. Он отвечает: "Ах, это такие глупости; его значение страшно преувеличивают". Совершенно непонятная точка зрения. Ведь от того и гибель, что преувеличивают. Ведь дело не в том, каково влияние Гришки у Государя, а в том, каким его весь народ считает. Авторитет Царя и Династии подрывается именно этим.
   Кстати сказать. Этот Гришка, столь себя рекламирующий как необычайная влиятельная сила, говорят, сам находится на службе у достойной компании - кн. Андроникова 86, еврея Мануса87 и еврея Рубинштейна88. Эта компания дает директивы Гришке, дает ему задания, и он ей докладывает о своих действиях. Само собою разумеется, что эта деятельность имеет цели прежде всего грабительские, спекулятивные; но - за сим - вполне возможным считают, что через них может действовать и Вильгельм. Мануса и Рубинштейна называют первейшими мошенниками, а Андроникова - грязнейшей личностью. Утверждают еще, будто бы секретарем этой компании является Волынский89, писатель (настоящая фамилия - Флексер), еврей, конечно, проповедовавший философию Канта...90 [...]..
  
   8 марта.
   Сегодня, наконец, слава Богу, заключил квартальный контракт на следующий год, т. е. от 1 июня сего года по 1 июня 1917 года. Заключили мы "на прежних условиях". Но в действительности я должен уплатить вместо 1860 р. - 2000 р. [...]
   ... Слава Богу, что обеспечен квартирой на 18 месяцев.
   Сегодня стараюсь начать говеть. Но в приходе не было службы, а всенощная, говорят, будет.
   Читаю, в ожидании, епископа Феофана91. Страшно подумать, какие от нас требования для жизни с Богом. Немыслимо для такого человека, как я, их исполнить. Не хватает ни одной способности для этого - ни разума, ни сердца, ни воли. [...]
  
   1 апреля.
   Сегодня подвел счета за март. Несмотря на всевозможную экономию, лишение себя всего не безусловно необходимого, - все-таки 818 рублей. Прямо хоть караул кричи. Да какой там "Караул"! Не пройдет никакой караул, п[отому] ч[то] теперь мы в руках рыцарей "военной прибыли", считая в том числе массу деятелей, кричащих "все для войны" и наживающих на "служении родине" громадные жалования, суточные и..., м[ожет] б[ыть], что-либо прямо воровское.
   Да, пора бы войне кончиться. Боюсь, что Россия в конец измошенничается за это время "священной войны", как выражаются еврейчики печати.
  
   Вечер.
   Сегодня (т. е. 1 апреля) был у Мих[аила] Петр[овича] Степанова92. Дело очень интересное: Павел Борисович Мансуров подал Великой Княгине записку об устроении отношений между Константинопольским патриархом и Русской Церковью по присоединении Константинополя к России. Великой Княгине записка очень понравилась, но из осторожности она ее дала на рассмотрение генералу Степанову. Тот переслал ее кн. Ширинскому93. Ширинский, оставшись не удовлетворенным запиской (и совершенно основательно), дал вопрос на рассмотрение проф. Дмитриевскому, который и написал свою записку, раз в 8-10 более обширную. Но князь Ширинский и ею остался недоволен (тоже основательно) и прислал обе записки генералу Степанову с критическими замечаниями, посоветовав ему спросить моего мнения. Вот мы и беседовали. Я имел две идеи об этих отношениях Патриарха и России, из которых одну сам считаю неосуществимой практически, другая же, по мне, осуществима и тоже правильна. Она-то и понравилась Степанову.
   Пробеседовали с ним и решили совместно развить эту схему. Я теперь составляю записку, потом вместе ее еще раз обсудим и затем я составлю окончательную редакцию.
   Великая Княгиня представит ту записку, которая ей понравится, Государю. Мы хотим достигнуть того, чтобы была представлена наша, которая, во всяком случае, без сравнения лучше этих двух, а быть может, и превосходна. По крайней мере идея мне кажется вполне правильной теоретически и вполне практичной, а вместе с тем чрезвычайно ясной и простой. Она, безусловно, оригинальна.
   Теперь поздно, нужно спать, и не хочется записывать сути дела.
   Между прочим, Степанов передает, что наши власти вполне уверены в победе над Германией. Дай Бог. А на Софийский храм Государь даже уже заказал Крест94. Конечно, сделать Крест легче, чем забрать Константинополь, но все это показывает степень уверенности Государя, который знает положение наше и немецкое, во всяком случае, получше нас, простой публики. Ну, дай Бог!95 [...]
  
   3 апреля.
   Эти дни вожусь с запиской "Константинопольская церковь в Русском государстве". Перечитав записку Дмитриевского, вижу, что особой оригинальности в идее моей и генерала Степанова нет. Дмитриевский говорит то же самое, т. е., что Константинопольская Патриархия должна остаться отдельной и независимой от Русской церкви. Но у него это выражено ужасным языком, не явственно, не понятно сразу... Ну, это отсутствие оригинальности в основной идее, конечно, не важно. Даже приятно, что значит - эта идея у нас не одинока и, следовательно, имеет больше шансов быть принятой. Но составить Записку все-таки трудно. Напрашивается масса частностей, и в то же время очевидно, что нужно избегать их, чтобы не утопить в них основных черт устройства. Сверх этой редакционной трудности мне приходится пересмотреть кучу книг, и не для того, чтобы из них что-нибудь взять, а для избежания фактических ошибок. Уже не знаю, когда я выйду на торную дорогу в составлении Записки.96
   [...]
  
   7 апреля.
   Посещаю богослужения довольно аккуратно, но, к сожалению, чувствую себя простуженным. Готовлю чтение Новоселову на четверг Пасхи.
   А записку о Константинополе предложено читать, вероятно, во вторник у меня, в присутствии меня, генерала Степанова и князя Шихматова97. Моя редакция записки понравилась Степанову, но князь, вероятно, будет более строг98. [...]
   9 апр[еля]. Великая Суббота.
   Вот с какими предупреждениями встречаем Пасху: {Вклеена вырезка из газеты.}
  

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Московского Градоначальника

  
   В последнее время в городе все больше распространяются слухи о каких-то готовящихся избиениях или погромах то поляков, то евреев, то просто людей состоятельных и разносе магазинов.
   Полная необоснованность подобных слухов наводит на мысль, что распространяются они людьми злонамеренными, с целью сеять тревогу, раздражать возбужденное настроение масс и обострить восприимчивость к действительным противозаконным выступлениям. Свидетельствуя, что меры к сохранению порядка и к мгновенному прекращению всяких попыток к его нарушению мною приняты, напоминаю, что распространение ложных слухов, возбуждающих тревогу в населении, обязательным постановлением командующего войсками Московского военного округа карается заключением в тюрьме на срок до 3 месяцев или денежным штрафом до 3000 рублей и что впредь взыскания эти будут мною наложены в высшей мере.

Московский Градоначальник,

Свиты Его Величества генерал-майор В. ШЕБЕКО.

1 Апреля 8 дня 1916 года.

Москва.

  
   Доведет ли Бог пережить без смуты и кровопролития? Настроение, в массе народа премерзкое. Недели две назад кухарка слышала в лавке (нашей же), что будут бить "правых", так как именно от них идет дороговизна! Этой несчастной темной массе можно внушить самую нелепую чепуху. И что такое "правые"? Что эти злополучные идиоты представляют себе под этим словом, как будут разбирать этих "правых"? Да, тяжка стала жизнь в России. Какая-то сатанинская тьма заполонила и умы, и совести.
   И - с другой стороны - церкви набиты битком. Говеющих всюду массы. Мечутся несчастные русские люди, ищут помощи. Когда же сжалится, наконец, Господь, когда даст нам человека, который бы внушил доверие в измученные души?99 [...]
    
   11 апреля.
   У меня был Владим[ир] Никол[аевич] Львов100.
   Сейчас в 3 часа Надя с Верой уехали в Посад. Там Наде придется решать дело о бешеной Буйке. [...] .. Но у меня, как нарочно, завтра свидание со Степановым и Ширинским. Злость берет! Не могу дочери помочь, из-за чего? Из-за никому не нужных переговоров о деле, столь же никому не нужном, п[отому] ч[то] Константинополя нам не видать, как своих ушей. Так и рвусь поехать в Посад.
   О, Господи, помоги ради Христа Спасителя.
  

***

   Львов говорил о своих спорах в Думской Комиссии о Церкви (по поводу приходского законопроекта). Впервые узнал, что против него очень яростно выступал Шечков. Не могу понять причин этого. По существу Львов совершенно прав. Он требует церковной автономии, доказывая, что ныне церковь управляется даже не через св[ятейший] Синод, а через обер-прокурора, т. е. даже противно 65 ст[атье] Осн[овных] Законов. Но, вероятно, есть какие-нибудь частности в постановках вопросов, которые вызывают протест Шечкова. О других "правых" не говорю. Они, в сущности, думают не о церкви, а о порядке, т. е. незыблемости всякого существующего ведомства.
   Во всем прочем Львов рисует положение так же, как и Олсуфьев101, и смотрит так же пессимистически. Впрочем, мне тоже не нужно слушать "осведомленных людей", п[отому] ч[то] и без них я вижу положение вполне таким, как рисуют они. К несчастью, впечатления и глазомер не обманули меня. Война кончится если не позорно, то бесславно, и с потерями территорий, м[ожет] б[ыть], с получением ни на что не нужной Армении и кусочка вредной антирусской Галиции, проливов не получим. Сербию отдадим Австрии. Германия получит новые территории России и Австрии. Польшу восстановим самостоятельной державой не мы. В общей сложности обнаружим наше бессилие даже себя отстоять, а значит - начнется внутренняя российская резня. Это положение - не худшее, а лучшее. Но может выйти и хуже.
  

***

   На верху - прежнее положение. Всесильный Распутин. Безусловное подчинение Царя его Супруге. Влиятельнейшие лица - триумвират: Распутин, Штюрмер и Питирим. Штюрмер, говорят, ловкий человек, и, вероятно, сумеет балансировать с Думой. Думе продлятся полномочия. Это единственно умная черта положения, тогда как все же это Дума с некоторым опытом и спевшаяся, а на предстоящую, вероятно, революционную пугачевщину все же лучше иметь такую Думу, чем новую не опытную и не сложившуюся внутренне102. [...]
  
   12 апреля.
   Сегодня у меня собрались - ген. Степанов, Ширинский и Дмитриевский - обсуждать вопрос Константинопольской Патриархии. Кажется, мало изменяется моя записка. Толковали 2 1/2 часа. Но дело в том, что это простое времяпровождение, ибо никакого Константинополя у нас не будет. Это - полное убеждение и князя.
  

***

   Из Посада телефон, что Буйка издохла, и фельдшер Степан в сумерки выволок ее труп в ветеринарный пункт, где его завтра будут исследовать. После этого решался вопрос Томки. Бедное животное. Надя пишет, что она, видимо, скучает по Буйке103.
  

***

   [...] У меня было предчувствие: если мы будем биты в Японскую войну, то значит - начнется конец России! Это предчувствие, по-видимому, должно оправдаться.
   Мог ли кто-нибудь, самый отчаянный пессимист, вообразить этот ужас при Императоре Александре Третьем104? Это кошмар, но это действительность. А почему? Потому что Александр III объединил элементы жизни России и этим повысил жизненность нации. Но после него на верху стали объединять элементы разложения, и в 20 лет жизненные элементы заглохли и иссякли. Что они действительно иссякли - это ясно каждому. Почему произошла эта перемена? Потому что тогда старались в стране дать силу и влияние умнейшим, сильнейшим, а после Александра силу и влияние стали получать элементы толпы - конечно, "интеллигентной", но от этого еще более зловредной в смысле разложения страны.
   И вдобавок - что самое ужасное - во всем этом ясно видна Рука Промысла, допускавшая все ничтожное, устранявшая все умное и сильное. Что поделаешь, если над нами тяготеет такое осуждение, уж именно Высочайшее?105
   [...]
  
   14 апреля. Четверг.
   Вечером читал у Новоселова сообщение о "Самобытности христианского учения". Я отрицал генетическую связь христианского учения о Слове с Логосом греков и логосом Филона 106. Филона критиковал как ум неглубокий и влияния вовсе не оказавший. Мне очень горячо возражали Рачинский107 и Кожевников108, защищая заслуги греческой философии и пытаясь (хотя это слабовато) отстоять Филона, и не решаясь в тоже время сказать или думать, что откровение св. Иоанна109 навеяно (хоть косвенно) ими. В сущности, они только не решались сказать, что вдохновение Греко-еврейское дошло самостоятельно до того же самого, что сказал св. Иоанн Богослов. Если бы они это сказали, то явился бы вопрос: для чего же нужно открывать Бога, если люди и без него способны были дойти до того же, что оно открыло?
   Прослушав их долгие речи, я нахожу, что только недостаток религиозной смелости удерживает их от мысли, что в сущности Откровение Христианское ничем не отличается от интуиций нехристианских. Моя точка зрения, по мне, вполне правильна. Их - слаба и противоречива. Но думаю, что большинство аудитории - на их стороне и их лучше понимает и одобряет.
  
   16 апреля.
   [...] Конечно, война чувствуется: множество (несколько сот) лазаретов, множество раненых на улицах, всюду мелькают военные, ходят патрули. Но в настроении обывателей - прямо ничего. И не только война идет, а вообще ни у кого нет уже мысли или надежды "разгромить" неприятеля. Сверх того - отчаянная дороговизна, а то время от времени отсутствие необходимых продуктов. Воровство и грабежи. Слухи о погромах, и даже вероятность погромов. Словом, кажется все скверно, и ничего хорошего ни теперь, ни в будущем. Но публика весела, беззаботна, ни о чем не думает. Легкомыслие удивительное. Невольно вспоминаешь гамму изречений, рисующих эту национальную беззаботность, все эти "авось", "небось", "как-нибудь", "кривая вывезет", "где наша ни пропадала" и - к переходу в более возвышенное настроение - "Бог не выдаст, свинья не съест", "Бог милостив", или фаталистически беззаботное "ничего не поделаешь". Ведь это целый лексикон, таких выражений можно подобрать еще сколько угодно. Так и теперь. Набежит гроза, немцы, грабеж, голод - испугаются, заорут. Но если сейчас, сию минуту никто не режет - гуляют, хохочут, и ни о чем не думают.110 [...]
  
   18 апреля.
   [...] Читал с горя разные материалы, относящиеся к Логосу, и вообще - к вопросу: что античная философия вкупе с Филоном могла приготовить для Христианского Откровения. По-моему, как ни смотрю, ничего они не приготовили, кроме разочарования людей в своих силах. Но дело и тогда, и теперь в том, что к Царствию Божию много званных, да мало избранных. Суть Христианского Откровения - жизнь со Христом. А кто хочет этой жизни? И тогда - не многие, а уж теперь и того меньше... Я это не о других говорю, но и о себе. Разве же это настоящее желание, хоть у меня? Ведь в наилучших случаях я желал бы, чтобы Христос породил во мне такое желание, и много ли случаев, чтобы я пожертвовал для Христа другими своими желаниями? Горе одно! 111
  
   N. B.
   Мой дневник с 19 апреля, по 18 мая, т. е. за время пребывания в Посаде, находится в другой тетради (No 23).112
  
   18 мая.
   Приехал в Москву из Посада, где пробыл ровно месяц. К сожалению, простудился.113
  
   19 мая.
   В Русск[ом] Слове (1916 г. 18 мая, No 114) читаю следующую мерзость {Вклеена вырезка из газеты. }:
  
   Под Икскюлем.
   ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14, V. На днях около полудня на передовых германских линиях под Икскюлем появились толпы рабочих, пытавшихся производить саперные работы.
   По ним тотчас же был открыт огонь, заставивший рабочих поспешно уйти в окопы.
   Непосредственно за тем из окопов раздалось хоровое пение на чистом русском языке, причем исполнялись исключительно солдатские и просто-народные песни.
   Как выяснилось позже, немцы согнали для работ под нашим огнем большую партию наших же пленных, специально доставленную из Германии.
   Итак, эта сволочь не только воздвигает окопы против своих, но еще поет песни. Немцы приказали строить укрепления против русских, а эти мерзкие рабы - строят; приказали петь - поют. И со стороны русского командного состава нет даже объявления о смертной казни всем изменникам во время войны или по заключении мира!
   Прямо охватывает чувство позора за то, что принадлежишь к такой нации. И что тут воображать о победе? Ведь немцы честно стоят за Отечество, они ему нигде не изменяют. Как же могут их победить такие люди, которые сдаются сотнями тысяч и миллионами, и потом, за пищу, худшую, чем у свиней, не только обрабатывают немецкие поля, но помогают немцам истреблять русских на фронте.
   По правде сказать, я обвиняю больше всего не самую эту сволочь, а русскую власть и русскую интеллигенцию, которые не способны чувствовать негодование против негодяев и проявлять его соответствующими действиями. Если бы у немцев был такой же дряблый высший класс, как у нас, масса их народа и армии точно так же оподлилась бы, как у нас.114
    
   19 мая. Вознесение.
   По случаю простуды не пошел в церковь. Сегодня ночью был мороз, вода замерзла. Днем хотя и солнце, но тот же ледяной ветер. Было холодно. Завтра должно быть у Мансурова сообщение В. Н. Львова. Желал бы, чтобы здоровье позволило пойти; не хочется совершенно отрываться от знакомств, хотя самый предмет чтения (о незаконности церковного управления) меня мало интересует. Ну - незаконно: что из того? Лучше не станет. Да и вообще теперь никакие общественные вопросы меня, право, не задевают, потому что эти "вопросы" все равно никакого толкового решения не обещают.
   Сегодня читал ряд книг, способных разъяснить пресловутое "влияние" Филона: апологетов, мужей Аристобула115 (?), Гермеса Трисмегиста116 и т. п. Этот "вопрос" меня интересует гораздо больше. Для моей работы о Царствии Божием он весьма важен, а эта работа - хотя я ее и не могу уже довести до конца - нужна мне просто лично, для меня, для моей веры, для состояния моей души к концу жизни, уже конечно близкому117.
   [...]
  
   26 мая.
   Продолжаются благоприятные известия от Брусилова118. Уже 40000 пленных. Но что будет, когда мы истратим снаряды? Не к тому ли времени будет приурочено немецкое наступление?
   Французы говорят, что у нас снарядов газовых мало, недостаточно для наступления, так что приходится оставить надежду на русское наступление, и, возможно, надежду на французский фронт. И вот после этого начинается наступление Брусилова. Что же думать об этой операции? Неужели только для выручки этих негодных итальянцев?119 [...]
  
   29 мая. День Пятидесятницы.
   Вчера в середине дня внезапно прекратилась вода в водопроводе. Оказывается, что лопнула какая-то городская труба. Обещали, что в 11 часов ночи исправят и пустят воду. Сегодня просыпаемся - ни капли воды. Полное бедствие. Я звонил в полицейский участок, спрашиваю дежурного: "Куда обращаться?". Отвечает честь честью: "в городовую управу". Я звоню в управу. Не сразу подошел, какой-то мужской голос. Я говорю: "Мы второй день без воды, куда мне обратиться?". Голос сердито восклицает: "Вот еще о чем вздумали спрашивать!", и трубка брошена.
   Я невольно рассмеялся. До какого откровенного свинства дошла управа. Я сижу без воды - и "вздумал спрашивать" о своей участи. Прямо не придумаешь такой сатиры.
   Пошел искать других телефонов.
   Ну, слава Богу, отдел "водоснабжения" удостоил ответом, что труба была испорчена, но "скоро" подадут воду. Дадут или не дадут, но, по крайней мере, не отрицают моего права интересоваться своей участью. И то - слава Богу. Но все же, что делать, если не дадут воды? [...]
  

***

   Что сказать о наступлении армии Брусилова? Успех очень большой, и продвинулись довольно далеко. По частным сведениям - наши даже в Ковеле. Но по сопоставлению дней - кажется, что движение уже замедляется, и сопротивление австрийцев уже снова увеличивается. Не станем ли снова, хоть и на новых позициях? Очень похоже. Ясно до очевидности, что идти дальше Ковеля нельзя, если не начнет наступление хотя бы левый фланг армии Эверта. Без этого Брусилов оторвется от Эверта и обнажит свой правый фланг. Итак, если Эверт не перейдет в наступление, - это ясная примета, что Брусилов остановится скоро. А это будет значить, что имелось в виду не наступление, не "изгнание врага", как было сказано у Государя, а только весьма внушительная демонстрация для оттяжки австрийских войск из Италии и немецких от Вердена.
   Но если окажется, что наступление не имелось в виду, то это ясно укажет, что у нас для серьезного "изгнания врага" нет достаточного количества снарядов. Таково, впрочем, и было мнение французов по осмотре России. Я думаю, что у нас вообще пропала вера в наступление.
   Замечательно, что победа Брусилова совершенно не производит в публике никакого особенного впечатления. Прежде каждый успех вызывал восторги, энтузиазм, возбуждал подарки на победу. Теперь, хотя в газетах описываются беспримерность атак и успехов Брусилова, но публика просто не решается радоваться. У нас радовались бы признакам окончательной победы, но частным успехам, не влекущим за собой победы над Германией и Австрией, явно не радуются, т. е. не очень радуются, не считают таких частных побед заслуживающими серьезной Русской радости.
   Сверх того - победы над австрийцами не возбуждают и сознания нашей мощи. Если бы мы разбили немецкие армии, хотя бы с половинным успехом, - это, конечно, возбудило бы восторг, т. е. сознание нашей воскресшей мощи. Но бить австрийцев, бить турок - это ничего не значит. У нас страх и сознание бессилия существует только в отношении немцев. В головы народа проникло тяжкое мнение, что мы не способны разбить немцев. Это подавляющее чувство может быть уничтожено только победами над немцами. А нас угощают поражениями турок да австрийцев. Это недостаточно для поднятия духа страны.120
  
   30 мая.
   По известиям видно, что успех Брусилова вовсе неглубок. Эффекта много, но места расположения австрийцев захвачены только клочками, неполно, так что наше положение далеко непрочно. [...] Если бы к австрийцам подоспели подкрепления, то, возможно, что нашим пришлось бы отступить. К сожалению, это мне напоминает наше наступление на Пруссию, столь же шумное и эффектное, и столь же поверхностное. Становится все вероятнее, что наступление Брусилова есть простая демонстрация для оттяжки австро-немецких войск из Италии и от Вердена. Остается пожелать, чтобы эта выручка союзников обошлась нам не так страшно, как наступление Рененкампфа121 и Самсонова122. [...]...
  

***

   Есть (недавно вышла) книга "Из переписки г-жи Шмидт"123. Это крайнее умопомрачение девицы - истерички, вообразившей себя Святым Духом, а В. Соловьева124. - снова вочеловечившимся Христом. Эта Шмидт принесла человечеству новое откровение. Ничего замечательного, ничего талантливого... Я книжку едва перелистал, п[отому] ч[то] не станешь читать всякую ерунду, не имеющую за себя даже какой-нибудь оригинальности и в каком-либо отношении талантливости.
   Кто издал эту книгу? Я подозревал по некоторым данным Булгакова. Теперь Розанов125 в "Колокол" пишет фельетон о книге и выражает мнение, что анонимные издатели суть Эрн126, Новоселов, С. Н. Булгаков и пр.
   Новоселов мне сказал сегодня по телефону, что он посылает в "Колокол" заявление, что изданию рукописи г-жи Шмидт не сочувствовал и не сочувствует. Это он хорошо сделал, п[отому] ч[то] должна же быть, наконец, граница религиозным безобразиям, религиозному сумасшествию, доходящему до надругательства над Богом.127 [...]
  
   7 июня.
   [...] Сегодняшние известия с фронта неблагоприятны. Хотя Черновцы и заняты, но на путях ко Львову (от Луцка) неприятель оказывает такое сопротивление, что в одном месте даже прорвал наш фронт и взял два орудия... Это нехороший признак. Значит, нашему наступлению успели уже противопоставить очень серьезные препятствия. Между тем, хотя Радзивилов и занят, но в сущности наступление Брусилова получило бы законченный смысл только при взятии Владимира Волынского и Ковеля. Удар удался, видно, только наполовину, и притом менее важную (Черновцы - Радзивилов). Владимир Волынский и Ковель остаются пока недоступны, и здесь, очевидно, требуется новое громадное напряжение сил, уже во всяком случае поистраченных в предыдущие две недели.
   Всего пленных взято 176000 рядовых и 2900 офицеров. Это, конечно, очень много, но вопрос в том, какие силы неприятель успел сосредоточить теперь.
   Когда Надя поехала в Зосимову, на вокзал поезд привез огромную партию пленных австрийцев. Они заполнили весь буфетный зал, набросились на буфетные прилавки, покупали газеты (русские). Вся эта толпа была необычайно весела и оживлена. Видно, очень рады, что попали в плен. Таких воинов, вероятно, нимало не желающих защищать Австрию, не мудрено забирать в плен десятками тысяч. Но теперь пришли немецкие подкрепления, и с этими господами потруднее справляться. А между тем наши войска все же утомлены и конечно тоже понесли немалый урон за свыше [чем] двухнедельные отчаянные бои по всему фронту Брусилова.128 [...]
  
   0x08 graphic
10 июня.
   "Без перемен", как иногда выражаются военные бюллетени. У нас - холодные с градом дожди, солнце светит на гривенник в день. На фронте - с австрийцами кое-какие успехи, но с немцами - ни шагу. Дерутся отчаянно, того гляди, что погонят Каледина назад. Каледин 129, Щербачев130, Лечицкий131 - командующие армиями Брусилова, даже Каледин командует той армией, которой командовал Брусилов до назначения Главнокомандующим. Теперь Каледин выдвинулся как знаменитость, но его репутация составлена на битве с австрийцами. Теперь же против него вышли немцы и даже, говорят, сам Макензен132, явившийся исправлять положение. С тех пор генерал Каледин не мог сделать ни шагу вперед.133
   [...]
    
   16 июня.
   [...] Сегодня опять пришлось делать запасы. Вчера была Скворцова и рассказывала что [по] каким-то достоверным сведениям скоро почти никаких продуктов не будет. Нужно сказать, что будущее, по всем толкам публики, представляется в очень мрачном виде. Мы задыхаемся экономически.
   Между прочим, кое-где крестьяне перестали возить навоз на поля, п[отому] ч[то] своих лошадей нет, а за наем берут 10 рублей в день. Ну, конечно, немыслимо. Вообще алчность, сдирание шкуры с ближнего охватило всех, и крестьяне так же пожирают друг друга, как и прочие сословия.
   Необходимо было бы восстановить сколько-нибудь экономику страны. Но о мире и думать нечего. На фронте наступление наше совершенно прекратилось. Не пускает неприятель. Буковина занята, а движение из нее в Галицию - не допускается неприятелем. Говорят, что Макензен, остановив наше движение на Владимир Волынский и Ковель, уже уехал в Трансильванию - поправлять тамошние дела. Да уже, по-видимому, и поправил в значительной мере.
   Я почти безусловно убежден, что наше наступление оказывается невозможным из-за недостаточного количества орудий и снарядов. Для наступления, очевидно, нужен непрерывный "ураганный" огонь на фронте в тысячу верст и в течение долгого времени. На это, конечно, нет ни орудий, ни снарядов. Но если так, то наступления серьезного, решающего войну, никогда не может быть,

Другие авторы
  • Вольтер
  • Шубарт Кристиан Фридрих Даниель
  • Арапов Пимен Николаевич
  • Столица Любовь Никитична
  • Крешев Иван Петрович
  • Веттер Иван Иванович
  • Ушинский Константин Дмитриевич
  • Касаткин Иван Михайлович
  • Сумароков Панкратий Платонович
  • Опиц Мартин
  • Другие произведения
  • Фишер Куно - Куно Фишер: биографическая справка
  • Позняков Николай Иванович - Избранные поэтические переводы
  • Кузмин Михаил Алексеевич - О прекрасной ясности
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Письма Ю. И. Айхенвалъду
  • Куприн Александр Иванович - Иисус Неизвестный
  • Блок Александр Александрович - Судьба Аполлона Григорьева
  • Карамзин Николай Михайлович - О Похитителях
  • Подкольский Вячеслав Викторович - Краткая библиография
  • Некрасов Николай Алексеевич - Обозрение новых пиес, представленных на Александринском театре. Статья вторая
  • Василевский Илья Маркович - Стихотворения
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 459 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа