Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 51, Дневники и записные книжки 1890, Полное собрание сочинений, Страница 6

Толстой Лев Николаевич - Том 51, Дневники и записные книжки 1890, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9

, что "Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо я кр[оток] и смирен сердцем" значит то, что дело божье, то, к[оторому] мы призваны служить, понять мы не можем всё, как не может понять лошадь, зачем и куда и даже что она везет; но если она смиренна и кротка - она участница труда, даже главная работница, и ей хорошо. То же и нам. Смутно мы знаем, что мы делаем дело любви, знаем, что мы везем любовью, и пот[ому] знаем, когда везем и когда не везем. - И везти есть счастие и радость. И лошадь радуется, когда ее за­прягают и пускают. - Не мог долго понять стих послания Иоанна, IV гл[авы], 16 и 19, где говорится, что мы познаем, что Бог возлюбил нас, и о любви, к[оторую] он имеет к нам. А теперь начинаю понимать и сердцем чувствовать то благо, к[оторое] дает нам Бог, давая эту радостную, блаженную, неумирающую и вечно растущую жизнь.
   Теперь 8 часов. Иду наверх.
   9 Н. Я. П. 90. Если б. ж.
   [12 ноября.] Опять прошло 3 дня, нынче 12-е. - Нынче встал, как всегда, рано, здоровее прежних дней, ходил по глу­бокому снегу, радостно молился. Дома писал: сначала попра­влял и пересматривал: очень медленно подвигаюсь, если подвигаюсь, но в голове ясно. Заснул до обеда. Статьи Вопро­сов Психол[огии]. Скверно льстит тщеславию. У нас Соф[ья] Ал[ексеевна] и Нат[аша], и чужая Кудрявцева, к[оторая] нынче простилась. -
   Вчера 11. То же, что нынче. Так же гулял, молился и писал. Решил о церкви писать отдельно - в примечании. Утром заходил к Элпидифоровне. Она живет напряженно. Получил письма от Лескова, неприятно льстивое, и от Ге.-Вечером Раевский.-
   10-го. То же. Ходил навстречу Философов[ым]. Мало пишу. Чувствовал себя нехорошо.
   9-го. То же. Таня принесла письма и от Гайдеб[урова] с ру­гательными статьями, к[оторые] подействовали на меня. Как я далек еще от того, чтобы радоваться, как сказано в Еванг[елии], когда бранят вас. Понимаю это вполне разумом, но, видно, еще прилеплен я к миру больше, чем к Богу. Помоги мне, Отец, отлепиться от мира и положиться на одного Тебя. Статья в Arena о "new basis for church life". (1) Интересна как обра­зец непонимания Христа.
   Думал за это время:
   1) Только благодаря понятию церкви, представлению о том, что известное понимание истины есть ее окончательное выра­жение, могло случиться то, что ряд грубых недоразумений (сын Божий = Бог, пища жизни = поеданию тела и т. п.) возведен в догматы замерзшие, в кот[орые] велят влезать людям нашего даже века. Что зла от этого и какое извращение ума и фарисейство - ужасно подумать.
   2) Рост жизни (увеличение любви) производит дела любви. Только дела любви производят рост жизни.
   3) О Vogue и его фразах о войне. Он, бедный, думает, что он глубокомысленен, и не догадывается о том, что даже тот закон эволюции и подбора, кот[орый] он приводит, исполнится только тогда, когда он, Vogue, и каждый из нас будет жить свойственно своей природе. Если бы всё существующее не исполняло свой­ственное ему по закону природы, то как же бы совершался этот закон природы. А человеку свойственно искать блага соот­ветственно указаниям своего разума.
   4) Нынче думал на молитве: И не простит вам Отец ваш небесн[ый], если каждый из вас не простит от сердца своего брату своему все прегрешения его. Это имеет тот смысл, что как же я хочу, чтобы мне простились, не имели для меня послед­ствий, не мучали меня все прегрешения мои, если я и то не могу простить. Если в моем сердце, к[оторое] могло бы выпустить
  
   (1) ["новом основании для церковной жизни".]
  
   из себя следы, оставленные на нем делами других, и то застре­вают эти дела, как же им, моим грехам, не застревать во всем окружающем мире. Это один смысл, но другой смысл тот, что если бы я мог простить всем всё, то это самое мое состояние прощения, примирения со всем миром, стерло бы и все следы моих грехов в мпре. Вспоминаю свои грехи: то, что не прощено мне в них: мое теперешнее богатее положение, мои отношения к жене, детям. Стоит мне простить всё всем - простить сужде­ния неправильные обо мне, вызванные моим положением, про­стить жене, детям, стереть всё, отнестись к ним сначала с любовью, и мое отношение к ним меняется.
   Познаете истину, и истина сделает вас свободными. Истина ate есть любовь. --
   Иду (1) гулять и потом наверх. Теперь 8 часов.Сильная метель.
   13 Н. Я. П. 90 если б. ж.
   [16 ноября.] Три дня пропустил. Нынче 16. Рано встал, хо­дил. Сильный мороз. Так же молюсь. Ппсал нынче сначала. Начал с своих впечатлений вследствие издания В ч[ем] м[оя] в[ера]. До спх пор идет складно. М[аша] и В[ера] поехали в Тулу. Я ходил по шоссе от 2 до 1/4 4-го. Хоте[л] отдохнуть, и помешал купец из Тулы. Я дурно, нелюбовно обошелся, иронически и с подозрением, что он выпивши. Теперь 8 часов. Хочется продолжать писать - извлечение из Муссера. - Александр Петрович ушел. Что-то думал и забыл вчера.
   Вчера 15 Н. Совершенно всё то же самое. Только писанье шло хуже. Я писал дальше об угнетении. Думал:
   К статье о противлении.(2) Низшие рабочие классы всегда ненавидят и только ждут возможности выместить всё наки­певшее, но верх теперь прав[ящих] классов. Они лежат на рабочих и не могут выпустить: если выпустят, им конец. N Всё остальное игра и комедия; сущность дела - это борьба на жизнь и смерть. Они, как разбойники, караулят добычу и защищают добычу от других. -
   Вчера б[ыл] не в духе. Мне неприятен б[ыл] и И[ван] А[лександрович] и его поездка с девочками в Козловку. 14 Н. То же.
  
   (1) Абзац редактора.
   (2) Слова: о противл[ении] подчеркнуты дважды. Весь этот абзац отчеркнут на полях.
  
   Вечером написал письма: Орлову, Гайдеб[урову], Жемчуж[никову], Пастухову, Никифорову и еще кому-то. 13-го. То же. Марья Федоровна б[ыла] тяжела.
   17 Н. Я. П. 90. Е. б. ж.
   [18 ноября.] Это б[ыло] вчера. Писал сначала о непрот[ивлении] злу. Кажется, что теперь форма найдена. Хотя и не очень хорошая, но такая, в к[оторую] можно уложить много хорошего. Постараюсь не изменять и не отступать. Писал порядочно; заболела голова. Спал очень дурно. И б[ыло] ужасно тяжело. - Ходил на Козловку. Письмо от Емельяна. Вечером читал Го­мера девочкам. Молитва так же радостна, несмотря на то, что стала привычной. Да, получил письмо от Корзинкиной об убийстве животных и написал ей, Поше и Покровскому.
   В молитве уяснилось то, что лучшую молитву, к[оторую] я теперь мог найти для того, чтобы молиться всегда, "чтобы не впасть в напасть", молитву короткую и действующую на душу, это то, что я посланный Тобой работник (раб), именно работ­ник Твой, хочу работать Тебе Твое дело, любить, и чтобы Ты, когда придешь за мной, застал бы меня на работе. Еще думал в молитве: жизнь дана мне только под условием делания дел любви. И жизнь дана мне, как талант, для роста; расти же жизнь не может иначе, как делами любви. И моя жизнь истинная есть только та, к[оторая] взращена мною. Так что не со­храняя эту жизнь, а только тратя ее, я приобретаю жизнь истин­ную, вечную. - Еще в молитве думал о прощении грехов, как Хр[истос] говорит: прощаются тебе грехи твои. Ведь это не что иное, как сознание греха, зла его, сознание такое сильное, что повторение греха становится невозможным. Стоит сознать так грех, чтобы последствия его перестали связывать; напротив, когда созна[л] грех и освободил[ся] от него - познаете истину, и истина освободит вас - то последствия греха не то что ра­достны, но нужны, без них бы хуже, и они не тяжелы. Напри­мер, я обидел человека, он страдает. Это-то мне и нужно теперь, чтобы искупить перед обиженным мою обиду. Или я соблазнил женщину - мне нужна именно она, чтобы я мог искупить свое зло перед нею. Сознание греха освобождает от него. Познаете истину, и истина освободит вас. Прощаются грехи преодолен­ные. -
   Думал о разврате газет: читаю в Неделе отчет о моей повести в Fortnigh[tly] Review, (1) где говорится, что юноша пошел с нею, и тем кончается, и что вся повесть написана на тему брачной жизни. Ведь это я знаю, что вранье, но ведь 0,99 известий, сообщений такое же вранье, к[оторое] никто но поправляет - некогда: завтра новые новости, а надо поспеть к сроку - месячному, недельному или суточному. Мыслить к сроку. Ведь это удивительно, как силен дьявол, т. е. ретроградная сила. Мысль только тогда мысль и плодотворна, когда она ничем не связана: в этом ее сила в сравнении с другими плотскими де­лами. Так нет же. Взяли ее и заковали в условия времени, чтоб обессилить, обезличить ее. И именно эта-то форма обессиленная стремится поглотить всё. Философы, мудрецы свои думы вы­сказывают к 1-му числу месяца, и пророки тоже. -
   Вчера (2) читал много книгу о ересях Готфрида Арнольда. Много можно узнать из нее.
   Да, замечательная мысль квакеров: если в христианстве не движешь[ся] вперед, то идешь назад. Эта мысль прекрасно подтверждает то, что всё учение Хр[иста] есть учение идеала.
   К статье о непр[отивлении] думал: Критики моей книги напа­дали на метафизику и умалчивали о нравственном учении. То же самое и во всех суждениях об ересях; подробно рассказывают, как монтане и др[угие] так-то и так-то неправильно судили о божестве (вероятно так же верно описывая учение монтанов и др[угих], как миссионеры описывали учение буддистов), а потом в двух словах о том, что они жили нравственно, не упо­требляя насил[ия].
   18 Н. Я. П. 90. Встал в 8, гулял, молился. Писал не дурно, продолжая вчерашн[ее]. Потом ездил в Ясенки. Вечером заснул. Маша больна. Утром разговорился с Borel. Он пессимист, I'humanite est mauvais (3) и т. д., и от того можно жить кое-как, особенно же считая себя нравственным от того, что боишься заразиться сифилисом. Я дурно говорил с ним - не добро. Теперь 11 часов. Иду наверх.
  
   (1) Написано: Revue
   (2) Абзац редактора.
   (3) [человеческая природа дурна]
  
   19 Н. Я. П. 90. Е. б. ж. - К 18-му. Думаю с большою жи­востью о ст[атье] о непр[отивлении]. Всё яснеет. Хочется тоже свободное художественно[е]. Но не позволяю себе, пока не кончу этого.
   Сегодня 21 Н. Я. П. 90. Сейчас 12-й час ночи, С[оня] уехала в Москву. Я читал Одиссею с девочк[ами]. - Перед этим писал письма: 1) Гецу, 2) Солодовник[овой], 3)Емел[ьяну], 4)Грибовск[ому], 5) Чертк[ову], 6) Диллону. -
   Перед обедом заснул, ходил по шоссе, писал довольно много в о религиозн[ых] критиках. Вчера 20. Вечером читал, валенки подшивал и очень устал. Утро гулял в контору, писал о свет[ских] критиках довольно много. 19 Н. воскресенье, писал много, и голова заболела. - Во всё это время думал:
   1) В дополнение тому, что я думал о прощении грехов. Грех есть не что иное, как отклонение своей воли от воли Бога, отцепление своей воли от воли Отца. Прекращение страдани[я], вызываемого грехом, совершается при возвращении к воле Б[ога], к объединению себя с волей Б[ога]. Объединение это духовно, но как скоро оно совершилось, то, что б[ыло] страдание, оставаясь тем, что оно б[ыло], перестает быть страданием. -
   Исполнение воли Бога дело жизни; но в чем воля божья? ? Такой ли, иной ли поступок надо совершить, чтоб исполнить волю Бога, в такие ли, иные ли условия себя поставить: отдать именье? бросить семью? обличать людей? Идти в Ниневию или Иерусалим и т. п.? И нет ответа. - Ни то, ни другое, ни 3-е не нужно, и никакое положение и действие не содей­ствует исполнению воли Б[ога]. Не только не содействует, но препятствует, п[отому] ч[то] всякое действие по своей воле, всякая перемена положения есть непокорность воле божьей. Исполнение же воли божией, как и Царство Его, внутреннее: Исполнение не в действиях, а в покорности, в кротком и сми­ренном отношении к запросам жизни, в к[оторой] находишься. Ты скажешь: или запросы бывают противные совести, или несколько противуречивых, или вовсе нет запросов. Только относись к запросам, если они противны твоей совести, с кро­тостью и смирением, то есть отказывайся от исполнения их без хвастовства и озлобления, а с кротостью и смирением, или относись к тем запросам, к[оторые] кажутся противоречивыми, с кротостью и смирением, отвергнувшись от своей воли, а только перед Богом, - и противоречие разрешится. Того же, чтоб запросов не было, не может быть. Хоть одни потребности тела и те запросы, и можно есть, и спать, и укрывать[ся] с кротостью и смирением.
   Да, воля Бога не в том, что делать (что делать, показывает жизнь), а как делать. Как и есть то, что творит истинную духов­ную жизнь.
   Всё так же радостно молюсь. Молитва всегдашняя теперь: Не людям, а Тебе и перед Тобою работаю, и не этой жизнью хочу жить, а всею - тою истинною, бессмертною.
   22 Н. Я. П. 90. Если б. жив.
   Да, к статье: светские критики - нравственные кастраты, у к[оторых] вынут нравствен[ный] нерв, сознание творимости жизни своей силой.
   И еще то, что церковь это завеса, скрывшая дверь спасенья, открытую Христом. Люди, не видя ее, мечутся, как от­чаянные.
   23 Н. Я. П. 90. Вчера и нынче, как заведенные часы, жил и писал и молился. Писал много. Перешел к церкви и подвигаюсь хорошо. Но вечером усталость мыс[ли] полная. - Раевск[ий] тут. Были сейчас у Аг[афьи] Мих[айловны]. Получил вчера кучу писем, и мне б[ыло] неприятно. Поддался настроению и физич[ескому] и писем не добрых. -
   Молитва постоянная: хочу жить не себе, не людям, но Тебе. Нынче хотел задремать и лежа думал: не себе, не людям, т. е. не тому, что ясно, ощутительно, наверно есть. И всем этим жертвовать тому, чего не видишь - Богу. А что как его нет. И мне стало не то что страшно, а памятно, как бывало страшно. Любовь разрешает и сомнение о Боге - тем, что при любви не может быть того вопроса, к[оторый] вызывает сомненье. Сомнен[ие] вызывается страхом за себя, за свою личность; а при любви ее нет.
   Теперь 10 часов, иду наверх.
   24. Я. П. 90. Е. б. ж. -
   Нынче 28. Встал поздно. Ге приехал вчера. Я утром свиделся с ним. Всё хорошо рассказывает - немного осудителен. И тяжело. Читал Левину статью. Нехорошо. Теперь 3 часа.
   Молитесь (1) всегда, чтобы не впасть в искушение: Не хочу, или, лучше, хочу не жить для (своей похоти) своего тела теперь, не хочу жить для славы людской здесь, хочу житъ для любви божеской всегда и везде. Так хочу молиться.
   Нынче молясь думал: Борьба с искушением против чистоты, [с] похотью состоит в том, чтобы отрезать то, что соблазняет - ру­ку, глаз... Так говорится в Евангелии; и я так думал, но это не правда, не совсем правда. Это вроде утверждения о том, что надо искать и устраивать для себя наиболее благоприятную для нравственности среду - то, что говорят либералы, социалисты, главное, революционеры. В этом есть внутреннее противоречие: каким образом я, не будучи еще нравственным, узнаю, какие условия содействуют нравственности. - Это не так. Нынче я понял, как это. - Борьба с искушением против чистоты состоит действительно в постановке себя в условия, в к[оторых] меньше соблазна, но эта постановка происходит не от того, что я отыски­ваю такие условия, а от того, что требования мои чистоты становятся всё больше и больше: прежде я видел нечистоту только, положим, в прелюбодеянии, потом я вижу ее в ухаживаньи, в объядении, в праздности, в чтении романов, слушаньи музыки и т. д., и избегая ухаживанья, объядения и др[угого], я становлюсь в более выгодные условия для борьбы с со­блазном. Так что не придумы[вать] или избирать надо условия выгодн[ые], но двигаться в достижении идеа[ла], и всякий шаг есть постановление себя в более выгодное условие для борьбы. -
   Теперь (2) 4 часа.
   Вчера 27 в Крапивне. Встал очень рано, пошел ходить, к пол[иции] и потом - в острог. Опять убеждал подсудимых быть единогласными; напились кофе, и пошел в суд. Жара и стыдная комедия. Но я записывал то, что нужно б[ыло] для натуры. Потом поехали ночью. Мятель, и б[ыло] жутко. Доехали хорошо.
   26. Крапивна. 90. Рано встал, приехала Соня. Я ничего не успел писать. В 1-м часу поехали. Мятель, но приятно до­ехали. Я, ища помещен[пя], ходил к Юдину. - И Юдину,
  
   (1,2) Абзацы редактора.
  
   говоря о своих беседах с умным попом, и в особенности хозяин[ом?] холостым, 30 лет, московским, молящимся полчаса-он, сказал мне, что читает: Слава тебе Бо[же], Цар[ю] Неб[есный], Богор[одица], Симв[ол] веры, Возбран[ной], Достойн[о] и еще что-то - ясно показывают, как вместо Христовой веры подста­влена языческая, в к[оторой] молитва есть талисман.
   25. Не помню, кажется немного писал.
   24. Ездил в Тулу. Именины Давыд[овой]. Утром писал. - Нынче 2 Декабря ночь. Ездил в Крапивну. Был Алехин и Елец. Жизнь всё та же, медленно пишу.
   3 Дек. 90. Я. П. Если б. ж.
   [3 декабря.] Пишу вечером, 10-й час. Нездоровится, тоска и слабость. Утром писал слабо, но не бесполезно. Ездил в Ясенки. Написал кое-какие письма. Тоска, уныние. Смерть становится ближе и ближе, и не только не страшно, но я ста­раюсь не отдаваться надежде на скорое пришествие ее, а жить вечною жизнью теперь так же, как буду жить после смерти. То не будет другое, а то же. Написал письма Чертк[ову], Страх[ову], Рагоз[ину], Лескову, Алехину.
   4 Дек. 90. Я. П. Е. б. ж.
   Нынче 15 Декабр[я]. 11 дней не писал. Жил приблизительно так же: так же гулял и молился, так же медленно подвигался в писании своей статьи. - Были 1) Русанов с Буланже. Очень радостное оставили впечатление. Потом Буткевич Анатолий и Андрей. Известие о том, что жандарм собирался ко мне по слу­чаю отсылки Буткевичем гектографированных статей. Потом Анат[олий] Бут[кевич] с женою. Очень хорошие, радостные. Перед ними еще старый человек, Самарский каретник Панов, отрицатель православия, вольнодумный самобытный христиа­нин. Слишк[ом] занят отрицанием. Потом Диллон. Нынче только уехал. Мне было тяжело отчасти п[отому], ч[то] я чувствовал, что я для него матерьял для писания. Но умный и как будто свозникнувшим религиозным интересом. Сейчаспроводил Булыгина. Надо помогать ему духовно, и я старался, как умел. Нынче утром вышел, и меня встретил Илья Болхинс просьбой простить: их приговорили на 6 неде[ль] в острог. Очень стало тяжело, и целый день сжимает сердце. Молился и еще буду молиться и молюсь, чтобы Бог помог мне не нарушить любви. Надо уйти.-
   Забыл записать славного милого гостя - Ношу. Он очень хо­рош, ясен, открыт, правдив, чист, и такова же Маша, и мне радостно. За это время думал: Записано следующее:
   1) Прежде общий идеал, потом сознание возможности осу­ществления идеала, потом осуществление идеала. Так записано, но я не помню ход мысли и всё значение этого.
   2) Благодаря цензуре вся наша литературная деятельность праздное занятие. Единое, что нужно, что оправдывает это занятие (литературой), вырезается, откидывается [цензурой]. (1) Вроде того, как если бы позволяли столяру строгать только так, чтоб н[е] б[ыло] стружек. И напрасно думают писатели, что они обманут правительственную цензуру. Обмануть ее нельзя, как нельзя обмануть человека, к[оторому] бы потихоньку, без ведома его, хотели бы поставить горчичник. Как только начнет действовать, он сорвет его. -
   3) Поша показывал мне письмо к нему Обол[енского], в к[отором] он осуждает меня в бессердечии. Мне б[ыло] больно, праздно, бесцель[но] больно, как мне показалось сначала, т[ак] к[ак] я не мог ничего извлечь себе - душе на пользу из его суждения; одно я видел, что он имеет зло на меня. И мне это б[ыло] больно, как Д[енисенко?] и т. п. Но польза и в таком осуждении есть, и большая. Как ни старайся угодить людям, ты никогда не угодишь всем, и если ясно видишь это, то поне­воле перестанешь заботиться об угождении им и начнешь угождать одному Богу.
   4) (2) С разных сторон и в жизни, и в своем писаньи все чаще и чаще прихожу к мысли о том, что люди мыслят большею частью в той мере, в к[акой] они не святы, не с тем, чтобы найти истину, а только с тем, чтобы им оправдать и возвеличить себя. Только святой может мыслить совсем правильно, и только мысль святого плодотворна. Люди же грешные полны желаний, отвращений, ожиданий, пристрастий, и мысль служит им. Картина, сюжет кот[орой] обличает нас, кажется нам технически плохою, и наоборот. - Так что для того, чтобы понять предмет, нужно не вникать в него, думать, разбирать его, а нужно очищать свое
  
   (1) В рукописи описка: литературой.
   (2) Написано: 5) и перед следующей записью: 6)
  
   сердце от желаний, пристрастий, надежд мирских - от греха, увеличивать любовь, как для того, чтобы видеть через замерзщее стекло, надо не напрягать зрение, не приближаться к стеклу, а очищать и оттаивать его.
   5) Нынче, молясь об искушениях славы людской, о том, что презирание нас людьми должно быть радостно для нас, думал об юродстве, прикладывал его к себе и почувствовал опасность юродства для такого слабого человека, как я.
   Если совершенно отрешишься от людского мнения о себе, будешь даже искать осуждения, то лишишь себя сдерживающей силы людского мнения, кот[орое] для слабого человека еще нужно. Я думаю, что это есть ахилесова пята юродства. Начнет делать для того, чтобы люди осуждали его, а потом отдастся соблазну.
   Писал нынче - немного, но как будто подвигаясь. Начал вчера Кон[евскую] сначала. Очень весело ее писать. Теперь 10. Иду наверх. Помоги, Отец, перед тобою, живя для твоей любви, развязать зло.
   16 Декабря. Я. П. 90. Если б. жив.
   [16 декабря.] И точно, если буду жив. Вчера лег и не мог спать. Сердце сжималось, и, главное, мерзкая жалость к себе и злоба к ней. Удивительное состояние! При этом нервный подъем, ясность мысли. Я бы мог написать этими усилиями прекрасную вещь. Встал с постели в 2, пошел в залу ходить. Вышла она, и говорили до 5-го часа. То же, что бывало. Немного мягче с моей стороны. Кое-что высказал ей. Я думаю, что надо заявить правительству, что я не признаю собственности и прав, и предоставить им делать, как они хотят. Встал в 10. Гулял. Молился. Молитва становится чем-то механическим: стараюсь прочесть всё. А между тем жаль оставить ее. Нынче что-то сильно думал во время молитвы, теперь забыл. Дома писал порядочно - подвинулся.
   Всё не могу перейти в простой ласковый, любовный тон, не только с нею, но и со всеми. Доказательство, что вина во мне. Последние слова мои вчера были: не суди меня; а я себя сужу за то, что мало любовен - ищи того же в себе. - Вероятно, что-нибудь запало ей из моих слов, что - не знаю, но запало. Ездил верхом через Овсян[никово] на Козловку. Письмо вчера анонимное: говорит - "за спасение одн[ого] юноши - медаль, сколько же тебе?" Рассказывает, как он пал. Нынче письма от Никифорова, Черткова. Читаю пустяки, Дюма. - Нервы как будто спустились. Теперь 10-й час, иду наверх.
   17 Дек. 90. Я. П. Если б. жив.
   [20 декабря.] Жив. Нынче 20. Все три дня очень плохо работалось. - 17. Кажется, приехали Попов и Хохлов. Напряженно от разлада образа жизни с образом мысли, но твердые люди, особенно Хохл[ов]. Писал письма двум мужичкам Журав[ову] и Семенову, Долнеру, Ярыжк[ину] и Ге. Получил письма от шекеров - два. Вчера приезжал Жиркевич. Добрый юноша. - Нынче, 20, очень б[ыло] тяжело нравственно - тоска, всё дурно, и нет любви. Молитва становится формой. Маша уехала. Дурно жил, очень дурно. Нынче взял копию крестьян. Нынче опять от шекеров Holister'a об апокалипсисе. Были мысли - забыл. Помню одно: увеличивать любовь в людях и в себе одно нельзя без другого; и признак настоящей жизни - когда совер­шается и то и другое, т. е. тогда только увеличивается любовь в людях, когда при этом она растет в тебе. Если нет в тебе роста любви, то недействительна твоя работа. И тогда только увели­чится любовь в тебе, когда она увеличивает любовь в людях. Если деятельность твоя для твоей души не увеличивает любовь в людях, то она тщетна для твоей души. -
   У Ренана прочел очень умно: сверхъестественное не б[ыло] сверхъестественно и теперь не сверхъестественно, surnaturel (1) для людей, не имеющих научного (как он говорит) взгляда на мир: для них чудо не сверхъестественно, а натурально. Всё для них совершается чудесами.
   21 Дек. 90. Я. П. Если буду жив. -
   [21 декабря.] Встал очень рано. Разбудила телеграм[ма]. Соня родила сына. Писал - всё о церкви, и всё медленно дви­жется вперед. Приехали Ил[ья] и Фнлос[офова] и Таня. Всё после обеда ничего не делал. Вялость мысли.
   22 Д. 90. Я. П. Е. б. ж.
   [25 декабря.] Нынче 25. Вечер, 8 часов. Сейчас делали елку. Я сидел внизу и читал Ренана. Замечательно умно. Перед
  
   (1) [сверхъестественно]
  
   обедом гулял, спал и у Левы просил прощения за то, что огор­чил его. Начался во время чая при Дунаеве разговор об образе жизни, времени repas; (1) он упрекал мать; а я сказал, что он с ней вместе. Он сказал, что они все говорят (и необыкновенно это), что нет никакой разницы между Машей, Чертк[овым] и им, а я сказал, что он не понимает даже, в чем дело, сказал, что он не знает ни смирения, ни любви, принимает гигеническ[ие] заботы за нравствен[ные]. Он встал с слезами в глазах и ушел. Мне было очень больно и жалко его, и стыдно. И я полюбил его. Поговорил, но жалко, что б[ыло]. - Так что ничего не писал. Ночь плохо спал.
   Вчера вечером приехал Дунаев. Утром я писал немного. С Сережей неловко и чуждо. - Третьего дня приехала М[аша] Кузм[инская] с Эрдели. Жаль их. - Нехорошо. Все эти дни получал письма ругательные. Яснопо[лянский] тартюф. И больно и потом хорошо. Письма от шекеров хорошие.
   Думал нынче: в числе тех фасов, сторон, с кот[орых] пред­ставляется идеал Христов, есть и тот, что жизнь только в на­стоящем. Полное достижение его есть прекращение жизни, соединение с Богом - только в каждую минуту соответствие своему положению; удаление от него есть безумная потеря жизни.
   Теперь 8, пойду наверх. Все эти дни грустно, и молитва становится механической. Одно утешает, укрепляет: жить так, чтоб увеличивать любовь в других и в себе- перед Богом.
   Завтра 26 Дек. Я. П. Е. б. ж.
   [26 декабря.] Встал рано. Просил Васю убрать комнату. И когда после кофе пришел и не убрано, позорно оскорбился, рассердился. Гордость! Гадость. Писал всё то же о церкви. Как будто подвинулся. Но мало.
   С утра записал: церковь, научая людей знать истину и не де­лать, атрофировала в людях нравственный нерв.
   Читал о пари Паскаля S. Prudhomme. - Теперь 12, ложусь спать. Хочется писать художественное. Лева скучен и серье­зен, или мне кажется.
   27 Дек. Я. П. 90. Е. б. ж.
  
   (1) [принятия пищи]
  
   [27 декабря.] Писал немного, плохо. Вечером пляски. Д[унаев] уехал. Мне хорошо с ним. Неперестающий упадок духа.
   28 Д. Я. П. 90. Нынче дурно спал, болело под ложечкой. Был Раев[ский]. Читал вечером Церковь и Государство. Всё там сказано. Писал немного. Теперь 11, иду наверх и потом спать.
   29 Д. Я. П. 90. Е. б. ж.
   [31 декабря.] Нынче 31. Вечер. 11 ч[асов]. Утром встал рано. Писал много. Пересматривал назади, 3 главы почти готовы, и всё дело принимает вид. Ходил далеко гулять. Вечером прочли прекрасную статью Лескова. Письмо от Ч[ерткова] и статьи об искусстве. Написал письма ему и Лескову.
   Вчера 30. То же. Были Буткевич и Пастухов. Я им читал. Я очень нравственно и умственно опустился. Вчера ужасная тоска.
   29. То же. Были Зиновьевы и Джульан[и]. Мне очень тяжело с Зиновьев[ым].
   Ну-с. 1891. Я[нварь] 1, если буду жив. Всё ждал, что что-то случится в период, когда мне 63, содержащиеся 30 раз в 1890. - Ничего не случилось. Точно я не знаю, что всё, что может слу­читься извне, ничто в сравнении с тем, что может сделаться внутри.
  

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

И

ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАПИСИ

1890

  

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 1, 1890 г.]

[ЗАПИСИ С ЯНВАРЯ ПО МАРТ 1890 г.]

  
  
   [1? января 1890 г.]
   Шпюлер обижается
  
   От Бурдье
   Бетси un amour de vase etrusque. (l)
   В[асилью] Л[еонидычу] собак приве[ли].
   3 Я[нваря.] Пророк или поэт тот, к[оторый] предсказы­вает то, что будут чувствовать люди. Я сам себе пред­сказываю. (2)
   Докт[ор]. До 3-х часов на балах. Ну как их поддержать.
   Бары[ня]. Не велит продавать и между прочим. Не порядок в передней.
   От Бурдье.
   Шп[юлер]. Он [и] доктор сцепляются. Гипноз.
   У Петр[ищева]. Верите или не верите?
   Не верю, не в[ерю] обет[ам] к[оварным].
   Я закричу порос[енком].
   После порос[енка].
   1-й муж[ик]. Это к чему же?
   Что же это он.
   А[ртельщик?]. Веселит[ся?]
   М[ужик]. В роде, как для забав[ы].
   3-й [мужик]. Для разгулки времени, знач[ит].
  
   (1) [пристрастие к этрусским вазам.]
   (2) Ср. Дневник, 3 января.
  
   Сахат[ов] с Докт[ором]. Оживленная беседа. Сахат[ов]. От вас не уйде[шь].
   За платье 100 р[ублей].
   В 4-й акт.
   Б[арыня]. Погодит[е]
   2-й м[ужик]. Нет, пот[ому] уж дело конче[но]. Только деньги получ[и].
   Непременно мяту. Ведь я учился про это. Это в книгах написан[о]. Так, покупайте, не скупитесь. Это сколько? Пудов? т[риста?]
  
   Ну, вот и прекрасно.
  
   Рассказ[ывают] неправду, рассказ[ывают] то, что нельзя проверить, много т[ак] наз[ываемых] медиумов обманщики. Не только много обмана, но много и самообмана. Много ложных перетолкований. Дают явлениям значе[ние], к[оторого] они не имеют. Но мы все-таки не можем не видеть и не исследовать фактов.
  
   Мать не просто хвастлива. (1) Больно нам делают только те, кого мы любим. (2)
   Emerson на угрозу, что скоро придет конец мир[а] - Well I trin[k] that I can get along without it. (3)
  
   Вера нужна, потому что нам показано ясно, что делать, но не показано, что из этого выйдет. (4)
  
   [4? января]. Старый повар. Рассказ[ывает] мужикам, как о он работал сотей... Ку[харка] прогоняет его.
  
   Л[еонид] Федорович]. Вы удивляетесь. Старушка.
   - Да вот Вентери, кажется, европ[ейская] знаменитость, а Крукс. Юм.
   Вас[илий] Леон[идыч] хрюкает, когда мать выходит. II в сеан­се всё зовет Петр[ищева] ехать. Л[еонид] Федорович] сер­дится. -
   Петр[ищев] уговарив[ает] пискн[уть]. Тот пищит, и убегают.
  
   (1-4) Ср. Дневник, 3 января.
  
   В[асилий] Л[еонидыч]= Вово.
   Коко рассказывает про шараду.
   Повар приходит от собак к Ф[едору] И[ванычу].
  
   А ты, говорит, издыхай. А не то давай 1000. -
   <Я думаю) Что ж, он слово зна[ет].
   А я думаю, от Бог[а] (никуда) не спасет. Сотенную? 1000.
   Что-то не так сказал, али не припас. Как цыкнет на него.
   Вот уеду. Издыхайте вы все. Так, как бат[ю]шка, не буду. А сын злой, а тут ручки целует.
  
   Половой акт есть освобождение себя от обязанности. (1)
  
   Факты. Мы привыкли обращаться с фактами.
  
   День думает, что он (2)
   От Бурдье, в 4 дейст[вии], сидит в кухне.
  
   Сцена Тани с Семеном.
  
   Кон[евская] пов[есть]. Поэтический жених вдовец.
  
   I Д[ействие]. Таня! Смотри за Фифкой.
   3-ье Д[ействие]. Доктора просят о Фиф[ке].
  
   В Курск[е] диф[терит]. Диссоциа[ция] и ассоциация]. Эквивален[тность]
   15 Я. Раскаяние пролом (свода) яйца. (3)
  
  
  
  
   Ну, опять лекц[ия], а мне некогда.
   17 Я. Тогда чудно, покойно и твердо. Вера вроде то[й], к[оторую] имеет клеточка, делая свое дело.
  
   Вера не в силу миросозерцания, а вера в силу доверия. Шпюлер замеч[ает], когда пр[офессор] завирает[ся].
  
   [19 января.] Отчего воспоминание лучше действительности? Действительность это леса, когда их примут - хорошо. (4)
  
   (1) Ср. Дневник, 15 января, 1.
   (2) Ср. там же, 2.
   (3) Ср. Дневник, 15 января.
   (4) Ср. Дневник, 19 января.
  
   Истинная жизнь есть та, к[огда] есть связь прошедшего с будущим. (1)
  
   Телепатия. -
  
   [20? января.] Без тайны не б[ыло] бы возможности движения вперед к неизвестному, т. е. жизни. Любовь к тайн[е] есть вера. (2)
   Говори[л] с Евдоким[овым]. Всякий человек это непрестанно гибнущее физически существо. Физич[еская] гибель обнажает сущность духовн[ую]. (3)
  
   Нельзя ли сократить?
   Нельзя.
  
   А понижение температуры и пульса. А волнение Гросмана, вы делали?
   Т[аня]. Отпустите меня.
   Б[арыня.] Нет, ты ответишь.
   Бетси. Я с ней вместе.
  
   А свет? А свинка, к[оторую] ясно видела М[арья] Вас[ильевна]? Да и я видел.
   Полноте. Ан[на] Пав[ловна] есть вещи, к[оторые] надо исследовать, чтобы гово[рить], и вещи слишком серьезные (bis).
  
   Гр[игорий] говор[ит], что Семен сказал, что сила нашла. Нет, вы замечаете волнен[ие] Шпюл[ера] - он вибрир[ует]. Произошло нечто подобное интерференции.
  
   Дезинфекция 350.
  
   Кругосветов. Исхитрилась.
   [27? января.] Постоянное умирание вылупление жизни. (4) Истинный взгляд: это постоянная смерть, чтобы она шла на
  
   (1) Ср. Дневник, 19 января. -
   (2-4) Ср. Дневник, 21 января.
   (5) Ср. Дневник, 27 января.
  
   К Искусству. Не то, чего нельзя не знать, и не то, чего можно не знать, а то, что должно знать. (1)
  
   Сила уходит.
  
   Штурма акуратна. -
  
   гипногенная зона.
  
   Кинетич[еская] и потенциальная.
  
   К послес[ловию]. Не от того, что я сошел сума, и не от того, что не поним[ают], а от того, что обличает. -
  
   Мы живем в разладе мысли и слова и дела, и ни в чем боль[ше], как в полов[ых] сношен[иях]. Во всем остальном можно, п[отому] ч[то] виноваты не мы, поправить не можем мы, а тут только мы.
  
   4 фев Пир[огово].
   1) Идет прогресс.
   2) Прогресс обозначается половыми сношениями.
   3) Сколько мы зна[ем], 3 фазиса: а) смешение полов, b) брак для мужчины, многоженство, с) единобрачие.
  
   а) идеал зверя, b) идеал мирского челове[ка] языческий, с) идеал христианств[а].
   4) Мы стоим на перепутьи. Идеал христианства требует уничтожения языческого; но языческий держится тайно - хуже, чем когда он б[ыл] идеалом признанным (педерастия и т. п. тайны). Предстоит же сознан[ие] христианского] идеала и движение же вперед к осуществлению его.
   5) Христианский же идеал есть не брак, а брак, как уступка, входит в хр[истианский] идеал. Вместо этого поставлен идеалом брак с языческ[ой] основой наслаждения.
   Для тех, к[оторые] не верят тому, ч[то] руководят[ся] ид[еалом] христианским, выставляются хоть похожие [?] прин­ципы, только назвав их по-ихнему и скрыв от них их христ[ианское] происхождение, если без этого они не могут понять.
  
   (1) Ср. Дневник, 27 января.
  
   Тело есть леса, при к[оторых] строится жизнь.
   Тело это пища души. Без пищи нет жизни, и без тела нет жиз[ни], но пища не живет сама по себе, и тело не живет само по себе. А когда есть тело, то пища дает ему жизнь.
   И точно так же тело не живет само по себе, а когда есть душа, то тело дает ему жизнь. (1)
  
   5 Ф. Ужасное положение. Вносишь свечку и еще темнее. (2)
  
   Я сам могу танцевать с дамоч[кой]. - Ну, ты, танцовщик.
   10 Фв. 90. К Коневск[ой]. - Он не хотел обладать ею. Он сделал это п[отому], ч[то] считалось, что так надо. -
   Она прелестна в его воображении. Он улыбается и хочет плакать. (3) -
  
   Для поддержания своего общественного положения.
  
   Мы

Другие авторы
  • Лухманова Надежда Александровна
  • Гершензон Михаил Осипович
  • Панаев Иван Иванович
  • Герцык Евгения Казимировна
  • Пушкин Александр Сергеевич
  • Дьяконов Михаил Алексеевич
  • Грааль-Арельский
  • Вяземский Петр Андреевич
  • Аксаков Сергей Тимофеевич
  • Ибрагимов Лев Николаевич
  • Другие произведения
  • Соллогуб Владимир Александрович - Из воспоминаний (О Лермонтове)
  • Развлечение-Издательство - Покушение на президента
  • Маяковский Владимир Владимирович - Стихотворения (март-декабрь 1923)
  • Розанов Василий Васильевич - Перепуганные политики
  • Анненский Иннокентий Федорович - Умирающий Тургенев (Клара Милич)
  • Маяковский Владимир Владимирович - Статьи 1913-1915 годов
  • Батюшков Константин Николаевич - Разные замечания
  • Бунин Иван Алексеевич - Избранные поэтические переводы
  • Брюсов Валерий Яковлевич - Рецензии (на произведения И. Анненского)
  • Потапенко Игнатий Николаевич - И. Н. Потапенко: биобиблиографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 383 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа