Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 52, Дневники и записные книжки 1891 - 1894, Полное Собрание Сочинений, Страница 8

Толстой Лев Николаевич - Том 52, Дневники и записные книжки 1891 - 1894, Полное Собрание Сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

что определил теперь верно: соблазны-это сознательное удовлетворение потребностей, и увеличение их и обеспечение личности. Первые соблазны, это -соблазны похоти, забавы-искусства, науки и славы людской, вторые - это собственность, государственность, религия.
   Вчера приехала утром Маша с Верой Северц[евой]. Маша хороша, спокойна. Лева возбуждает жалость, он и государь. Рубил дрова с Пошей. Вечером дочитывал: дружба Гёте с Шиллером. Много думалось при чтении и об эстетике и о своей драме. Хочется писать. Может б[ыть] и велит Бог.
   3-го дня тоже писал, уехал Страхов, я рубил деревья с мужиком. 10-го приехал Поша с Страховым. Оба были мне очень приятны. - Завтра С[оня} уезжает. Думал за это время: 1) Теперь люди носятся с теорией искусства - ставя идеалом его одни красоту, другие полезность, третьи игру. Вся путаница происходит от того, что люди хотят продолжать считать идеалом то, что уже пережито и перестало быть им. - Таковы полезность и красота. Искусство есть умение изображать то, что должно быть, то, к чему должны стремиться все люди, то, что дает людям наибольшее благо. Изобразить это можно только образами. Таких идеалов человечество пережило два и теперь живет для третьего. Прежде всего - полезность: и всё полезное было произведением искусства, так оно и считалось; дотом прекрасное и теперь доброе, хорошее, нравственное. Путаница происходит от того, что хотят пережитое поставить опять идеалом, как бы взрослых заставить играть и куклы или лошадки. Надо бы сказать это ясно и кратко.
   2) Когда человек осуждает другого за недостаток любви, то это почти всегда значит только то, что челов[ек] этот от недостатка любви стал нелюбезен людям и огорчается этим.
   Я пишу Катехизис и постоянно поверяю па себе положения, к[оторые] там излагаю. (Ни для какого изучения нет такого подручного предмета для экспериментов) и никакое положение так очевидно не оправдалось опытом, как то, что смысл жизни в увлечении любви. Покуда я помнил это и жил этим, мне не переставая было радостно.
   Теперь 10-й час вечера 13. Иду наверх. Хотяи хотел бы писать. С[оня} едет.
  
  .
   14 Окт. 1894. Я. П. Е. б. ж.
  
   [21 октября.] Больше недели не писал. Нынче 21 Октября. Я. П. 94. С[оня] уехала, Таня приехала. Ее состояние лучше. За это время всё та же работа, и также еще медленнее подвигается. Нынче решил вновь писать народным, понятным всем языком. Здоровье не совсем хорошо. Нет энергии. Но душевное состояние прекрасное. Дня три тому назад перечитывал свои дневники 84 года, и противно было на себя за свою недоброту и жестокость отзывов о Соне и Сереже. Пусть они знают, что я отрекаюсь от всего того недоброго, что я писал о них. Соню я всё больше и больше ценю и люблю. Сережу понимаю и не имею к нему никакого иного чувства, кроме любви. Сейчас здесь Хохлов, пришел зачем-то из Москвы. Очень тяжело было с ним. Признак дурного состояния духа за это время, что нечего записывать. За это время получил много писем и отвечал вчера и нынче. Написал одно большое в ответ англичанину. Думал:
   1) Вспоминал свое молодое время и свои отношения к женщинам. Если бы захотел человек отнять от себя всякую возможность свобод[ной] умственной деятельности и свободных отношений к людям, то надо делать то, что я делал: есть мясо, пить кофе, чай, вино, не работать, но делать гимнастику и читать возбуждающие страсть книги. Я был всю свою молодость, как перекормленный, шальной жеребенок, странно вспомнить.
  
  
  
  
  
  
   2) Дьявол подловил было мрпя ужасно. В своей работе над Катехизисом он подсказал мне, что можно обойтись без понятия Бога, Бога в основе всего, Бога, по воле к[оторого] мы живем в этом мире, по воле к[оторого] наша божественная сущность заключена в личность для каких-то Его целей, и оставить одного того Бога, к[оторый] проявляется в нашей жизни, и вдруг на меня стало находить уныние, страх. Я ужаснулся, стал думать, проверять и нашел чуть было не потерянного Бога и как будто вновь обрел и полюбил Его. Что бы ни случилось и ни подумалось грустное, тяжелое, стоит вспомнить, что есть Бог, и становится радостно. В роде того, как на Кавказе было физическое впечатление: а горы! так здесь духовное - а Бог!
   22 Окт. 94. Я. П. Е. б. ж.
  
   22 октября.Пишу, как обещал. Вчера еще пришел Хохлов и 2-ой день мучает меня. Описать его душевное состояние можно, но очень трудно. Он ухватил и держится за сторону отрицательную учения истины, за то, что обличает мир, и обличает мир с высоты учения Христа, а стоит сам не на Христе, а на подмостках около него. И подмостки эти подломились, и он упал ниже, чем стоял, упал в полный мрак, из к[оторого] ничего не видит, кроме себя. Положение его ужасно. Он никого и ничего не любит, ни о ком и ни о чем не думает, кроме как о себе, и от этого страшно несчастен. Вчера и нынче утром писал письма и всё очистил. Написал Чертк[ову] о своем душевном состоянии, о радости нахождения потерянного Бога и об особ[енной] силе сознания Его. Боялся, что это описание моего чувства в письме и в дневнике ослабит его, но до сих пор нет. Всё продолжается это радостное сознание опоры. Нынче говорил с Хохловым и несколько раз опоминался, оглядывался на Бога, то же было и в разговоре с Таней. Отец, не оставляй меня. Если бы всегда чувствовать эту Его близость, эти объятия Его, окружающие со всех сторон.
   Нынче узнал о смерти государя. Боюсь за друзей с присягой. Сейчас проводил Хохлова на Козловку.
   23 Окт. 94. Я. П. Е. б. ж.
  
   [26 октября.] Нынче 26. 3 дня не писал. За это время событие было то, что я написал П(опову], прося его прекратить переписку с Т[аней]. Она покорилась. Она очень хороша. Нынче лежит, у нее кашель, и насморк. Вчера ездил в Ясенки, утром писал письма к Розен и англич[анину], а нынче тоже. 3-го дня тоже работа, проводил Илюшу с Цуриковым. И испытал большую радость - не только не осуждал Илюшу, но жалел и любил его. Такой он слабый и добрый.
   Читаю Morticoles ["Помощники смерти"] и думается, что и моего тут капля меду есть. Очень полезная и знаменательная книга. Нынче умер Павел сапожник. Всё спрашивал жену: не заходили за мной? И всё прислушивался к окнам. А ночью вскрикнул: Идут. Сейчас. И умер. Только старикам, как мне, заметна эта краткость, временность жизни. Это так ясно, когда один за другим вокруг тебя исчезают люди. Только удивляешься, что сам все еще держишься. И стоит ли того (хоть только с этой точки зрения), появившись на такой короткий промежуток времени, в этот короткий промежуток наврать, напутать и наделать глупости. Точно как актер, у к[оторого] только одна короткая сцена, к[оторый] долго готовился к этой сцене, одет, гримирован, и вдруг выйдет и соврет, осрамится сам и испортит всю пьесу.
   Думал за это время две казавшиеся мне важными вещи:
   1) То, что всякий человек, как бы он ни был порочен, преступен, неучен, неумен, какие бы он ни делал гадости и глупости, непременно считает себя совершенно правым. И сердиться на него за это нельзя и не надо: ему нельзя не считать себя правым. Если бы он не считал себя правым, он не мог бы жить так, как он живет.
   (Человек одаренный (праведный) и обремененный (грешный) разумом не может жить противно рассуждению. (Зачеркнуто: Разум есть тормаз, останавливающий ход жизни, как только жизнь идет не туда, куда должно.) И потому, если он хочет жить противно разуму, он и придумывает такие рассуждения, к[оторые] не только оправдывают его, но доказывают ему, что именно так, а не иначе, он и должен поступать. Чтобы не считать себя правым - ему надо перестать жить, как он жил.)
   Человек может только двояко судить о себе: считать себя совсем правым или совсем виноватым. Считает себя совсем правым тот, кто не хочет изменять своей жизни и разум свой употребляет на оправдание того, что было, и считает себя совсем виноватым тот, кто хочет совершенствоваться и разум свой употребляет на познание того, что должно быть.
   2) Я думал то, что сознание, чувствование Бога, живущего во мне и действующего через меня, не может быть ощущаемо всегда. Есть деятельности, к[оторы]м надо отдаться вполне, безраздель[но], не думая ни о чем, кроме как об этом деле. Думать же при, этом о Боге невозможно, развлекает и не нужно. Нужно жить просто, без усилия, отдаваясь своему влечению, но как только является внутреннее сомнение, борьба, уныние, страх, недоброжелательство, так тотчас (Зачеркнуто: ухватывайся) сознавай в себе свое духовное существо, сознавай свою связь с Богом, переносись из области плотской в область духа, и не для того, чтобы уйти (Зач: от борьбы,) от дела жизни, а, напротив, для того, чтобы зарядиться силами для совершения его, для того, чтобы победить, одолеть препятствия. Как птица должна двигаться вперед на ногах, сложив крылья, но как скоро препятствие - так раскрыть крылья и взлететь. Я делаю это и мне хорошо. Как только сердито, жутко, уныло, больно - раскрыть крылья, вспомнить, кто ты, и с этим сознанием вернуться к своему месту и делу, и всё легко, и все тяжелое исчезает. Теперь вечер, 26.
   Завтра.
  
   27 Окт. 94. Я. П. Е. б. ж. Пишу 27-го. Теперь вечер, 8-й час...Утром опять взялся за Катехизис и стал писать так, чтобы было понятно. Не могу сказать, чтобы подвинулся. Но всё вижу возможность. Потом писал и рубил. Письма грустные из Москвы. Лева тоскует и хочет ехать за границу. Я вижу, что нашим, С[оне], Т[ане], всем хочется того же. Пускай, как хотят. Леву жалко и страшно за него. - Сейчас думал: Удивительно, как мог я не видеть прежде той несомненной истины, что за этим миром и нашей жизнью в нем есть Кто-то, Что-то, знающее, для чего существует этот мир, и мы в нем, как в кипятке пузыри, вскакиваем, лопаемся и исчезаем. Несомненно, что делается что-то в этом мире, и делается всеми живыми существами, и делается мною, моей жизнью. Иначе для чего бы было это солнце, эти весны, зимы и, главное, для чего эта 3-х летняя, беснующаяся от избытка жизни девочка, и эта выжившая из ума старуха, и сумашедший. Эти отдельные существа -очевидно не имеющ[ие] для меня смысла, а вместе с тем так энергично живущие, так хранящие свою жизнь, в к[оторых] так крепко завинчена жизнь, - эти существа более всего меня убеждают, что они нужны для какого-то дела разумного, доброго, но недоступного мне.
   Завтра 28 Ок. 94. Я. П. Е. б. ж.
  
   [30 октября.) Пропустил один день. Сегодня 30 Ок. 94. Я. П. Все эти дни чувствую себя очень слабым умственно. Вчера еще проработал немного и вечером поправил письма, но нынче и не открывал тетради. И грустно, уныло всё время, хотя ничто не тревожит, напротив, всё очень хорошо. Девочки спокойны и милы. Письма хорошие. Вчера было письмо от Левы, к[оторое] тронуло меня.
   Думал: 1) О присяге, о кот[орой] мы говорили вчера с Петром Цыганком. Ведено присягать 12-летним. Неужели они думают связать этим детей? Разве не очевидно это самое требование показывает их вину и сознание ее. Хотят удержать и спасти тонущее самодержавие и посылают на выручку ему православие, но самодержавие утопит православие и само потонет еще скорее. 2) Очень показалось мне важным, когда я думал о назначении разума. Разум не Бог, и глупо молиться Разуму - богине разума, но разум есть священное, Богом данное орудие для познания Бога. И потому надо соблюдать это орудие во всей чистоте и не отдавать его на поругание. Разум не может всего понять, не только в явлениях мира, но даже и в назначении человека; но он может всегда видеть неразумное и указать на него. Между тем, чтобы всё понять, и до того, чтобы всё принимать, как бы неразумно оно ни было - большая разница.. Думал это по случаю тех ужасающих нелепостей, к[оторые] пишутся и печатаются, говорятся и проделываются по случаю перемены царствования.
   Кончил Morticoles. Интересно; но небрежность писания, необдуманность всего плана и вместе с тем выработанная техника поразительны.
   31 Окт. Я. П. 1894. Е. б. ж.
  
   [2 ноября.) Пропустил несколько Дней. Нынче 2 Ноября Я. П. 94. Время летит с ускоряющейся быстротой, особенно заметной при той праздности, в к[оторой] я живу. Проходит осень, лучшее время года. А я ничего еще не сделал. - По утрам эти дни мало, неуспешно работал. Всё верчусь в самом начале. Сегодня ходил навстречу Маше, она была в Туле, и так хорошо думалось, а именно то, что духовное, божеское начало в нас стремится к совершенству, к Отцу, к тому, чтобы быть тем, чем оно было или должно быть. И это стремление есть увеличение любви. Увеличение же любви не достигается иначе, как работой жизни; а работа жизни преобразует жизнь.- Нет, не так думал. Я очень ослаб мыслью, энергией. Эти два дня был Стах[ович], я шел ему навстречу, т. е. старался не огорчить его; а он еще больше старался идти навстречу мне. Думал тоже о том, что надо бросить катехизичную форму. Утратилось во мне чувство близости Бога, окруженности им и радости этого сознания. - Теперь 10 часов вечера. Завтра едем в Пирогово.
   3 Ноября. Пирогово. 94. Е. б. ж.
  
   Нынче 4 ноября Я. П. 94. В Пирогово не поехали. Девочки нашли в Козловке письмо отС[они], в к[отором] она отчаивается. Вчера же вечером получил письмо, из к[оторого] видно, что всё прошло. Я оба дня не брался за писанье. Не хочется писать и думать. Хочется работать руками, ездить. Нынче приехал Сережа. Мне с ним хорошо. Опять он чувствует, что я иду ему навстречу, и он приближается. Письмо от Гурев[ич], а справедливо возмущенное всем бешенством подлости и дурачества, и от Соловьева очень ласковое. - Теперь 10-й час.
   Ничего уже не придется делать. Таня жалуется, что жизнь прошла - ее 30 л[ет] - без пользы и что напортила себе. - Это хорошо, что она так думает. Машу посылают за границу. - Завтра.
  
   5 Ноября 94. Я. П. Е. б. ж.
  
   [10 ноября.] 5 дней не писал. Сегодня 10 Ноября 94. Москва. Особенного во внешней жизни за это время ничего не случилось. Переехали в Москву, был у нас Булыгин, те же безумие и подлость по случаю смерти старого и восшествия нового царя. - В Москве тяжело от множества людей. Внутренне то, что работа как будто подвигается и уясняется это хорошее, а нехорошее то, что нет уже той свежести сознания присутствия Бога и нет той любовносты, к[оторая] была прежде. Это чувствую в отношениях с С[оней] и Л[евой]. -Думал за это время всё о своем писаньи и, что думал, то вписал или впишу туда. Было записано на листе и потерял. Помню только то, что шествие через Москву с гробом было очевидным лицедейством, кот[орое] должны были производить цари. Такое лицедейство они производят всю жизнь: в этом проходит вся их жизнь. А люди еще завидуют им. Было трогательное письмо от какого-то молодого человека из Петербурга], спрашивает: зачем жить? Я вчера написал ему.
   11 Ноября 1894. Москва. Е. б. ж.
  
   [16 ноября.] Нынче, должно быть, 16. 94. Москва. Сейчас 12-й час дня. Писал Катехизис и стал думать с начала и испытал давно не испытанный восторг. Хочется сказать: Господи, благодарю тебя за то, что ты открываешь мне свои тайны. Пусть это заблуждение, я все-таки благодарю Тебя. А именно. Я думал, что личность есть орудие совершенствования души. Только через личность и работу ею может душа совершенствоваться и приближаться к Богу. И только через мир может душа общаться с другими душами и, соединяясь с ними, подвигать их и самой подвигаться к совершенству. Царство Божие есть только форма, в кот[орой] выразится высшее теперь нам доступное совершенство и общение души. Господи, помоги мне. Вели делать дело Твое. Укажи его.
  
   Нынче 20 Нояб. 1894. Москва. Как будто услышал мою молитву, и я чувствую - особенно нынче - во время прогулки чувствовал радость жизни. Нынче писал довольно успешно. Остальное время поправлял биографию Др[ожжина]. Вчера ночью было тяжелое столкновение. Слава Богу, я всё время помнил о Боге, и всё стало во благо. Вчера вечером набралась толпа гостей. Прежде всех приехал Богоявл[енский] и Сопоцко. Я начал читать Богоявл[енскому] Катехизис и прочел начало. Мне было интересно слушать. Все-таки лучше, чем я ожидал. Днем был у Страх[ова], ходил с Евг[ением] Ив(ановичем]. Всё хорошо, писалось порядочно. Только одни день был слаб. За это время написал предисловие к сказочке Карма и послал. Думал много аа это время. Многого не записал и забыл, а вот что помню.
  
  
  
  
  
  
   1) Надо жить, проходя между двумя одинаково опасными утесами Харибды и Сциллы: желания умереть и желания продолжать жить. Хотеть умереть - не будешь работать, не хотеть умереть - значит, что работать для себя, а не для Бога. Только тогда хорошо жить, когда не желаешь умереть, п[отому] ч[то] есть радостная работа, и когда, делая дело Божие, готов умереть, п[отому] ч[то] знаешь, что дело Божие не кончится, а что тебя только от одной работы переведут на другую.
   2) Иду по Кремлю мимо стен Кремлевских и бойниц и думаю: было время, когда это было нужно; нужны были и пыточные приспособления, и орудия казни, и цензуры, а пришло время, и уже некот[орые] из этих предметов и для некоторых людей уже представляют только памятники древности. Также придет время, когда так будут показывать пушки, сабли, крепости, мундиры, ордена.
   3) Считать собою проявление Бога в себе, то, что мы называем душою.
   4) Бессмертная душа но может удовлетвориться смертным, конечным делом; ей нужно дело бесконечное и бессмертное, как она сама.
   5) Ложное понимание жизни в том, чтобы считать собою свою умирающую личность, а не свою вечно растущую душу.
   6) Говорить, что разум может привести нас в заблуждение, что не надо верить ему, что это гордость - всё равно, что говорить, что работающий с лампой в шахте работник может заблудиться, если будет руководиться светом своей лампы, что не надо верить ее свету, что это гордость. Да чему же верить, когда это один свет? Я знаю, что мой разум ограничен и слаб, в сравнении с разумом Бога, и что я всего сознать не могу, но все-таки разум есть разум и единственный руководитель мой и руководитель, данный от Бога и подобный, Ему. Если лампа шахтера не солнце, то все-таки свет и свет, подобный солнцу и от него происшедший. Теперь 12 ч. ночи, 20. Ложусь спать.
   Завтра 21 Н. 94. Москва. Е. б. ж.
  
   25 декабря. Москва. Нынче 25 Декабря вечер. Больше месяца не писал. Было за это время из событий то, что приходили студенты, я им написал письма в Петербург. Еще с Левой грустное столкновение. На днях радостный для меня приезд Чертковых. Писал учение блага. Я недавно, дней 10, оставил и сначала писал Сон мол[одого] царя, а потом Хозяин и работник. И кажется и кончу. Катехизис всё так же люблю и думаю о нем беспрестанно. С детьми хорошо. Отослал письмо Розен и английскую статью о том, как б[ыть] б[ез] правительства. Был период радостный: сознания (Зачеркнуто: необходимости) радости служения. Мало записал, должно быть мало и думал за это время. А именно: Да, забыл, стал ходить к столяру работать.
   1) Вера в чудеса-признак сознания неважности, непрочности, нереальности, случайности законов материального мира, сознания зависимости их от духовного начала, в котором вся сила, и кот[орое] вечно, неизменно и одно действительно. Можно верить и желать того, чтобы живым улететь на небо, или воскреснуть после смерти, но никому в голову не придет желать и верить в то, что 2 х 2 сделается 5, или горькое ощущение сделается сладким, или ненависть станет добром.
   2) Я прежде видел явления жизни, не думая о том, откуда эти явления и почему я вижу их. Потом я понял, что всё, что я вижу, происходит от света, кот[орый] есть - разумение. И я так обрадовался, что свел всё к одному, что совершенно удовлетворился признанием одного разумения началом всего. Но потом я увидал, что разумение есть свет, доходящий до меня через какое-то матовое стекло. Свет я вижу, но то, что дает этот свет, я не знаю. Но знаю, что оно есть. Это то, что есть источник света, освещающего меня, кот[орый] я не знаю, но существование к[отор]ого, знаю, есть Бог.
   3) Бога узнаешь не столько разумом, даже не сердцем, но по чувствуемой полной зависимости от Него, в роде того чувства, к[оторое] испытывает грудной ребенок на руках матери. Он не знает, кто его держит, кто греет, кто кормит, но знает, что есть этот кто-то, и мало того, что знает-любит его. В первый раз почувствовал возможность любить Бога.
   4) Испытал радостное чувство перенесения смысла жизни в желание служения Богу через служение людям, желание блага всем, с кем встретишься. И такая жизнь возможна и радостна. Вот это точно жить по божьи.
   5) Для того, чтобы спастись, т. е. не быть несчастным, не страдать, надо забыть себя. Единственное забвение себя есть забвение любви, но большинство людей, подчиняясь соблазнам, не любят и не хотят забыться любовью и изощряются забываться табаком, вином, опиумом, искусствами.
  
  
   Теперь 12 часов. Иду спать. Завтра думаю кончить Хоз[яина] и раб[отника].
   26 Декабря 1894. Е. б. ж. Москва.
  
   [31 декабря.] Нынче 31 Декабря. Прошло 5 дней. Всё это время писал рассказ Хоз[яин] и раб[отник]. Не знаю, хорошо ли. Довольно ничтожно. Был здесь Ч[ертков]. Вышло очень неприятное столкновение из-за портрета. Как всегда, С[оня] поступила решительно, но необдуманно и нехорошо. Прекрасная книга Lachman'а, Weder Dogma, noch Glaubensbekenntnis, sondern Religion (Не догмат и не исповедание иеры, а религия,], надо написать ему. Приятная беседа с Еропкиным, - добрая.
   1) Видел Веру Величкину, ее брата, приятеля и его сестру. Всех их продержали 1 ¥ месяца в доме предварительного заключения и все 4-о без исключения с радостью вспоминали о своем пребывании там. Я нарочно спрашивал подробно, не было ли жутко там хоть первое время. Оказывается, что В[ера] Величкина поправилась, окрепла нервами, отдохнула. Обращение мягкое, уединение и беззаботное спокойствие.
   2) Лева говорил, что они долго беседовали с Ваней Р[аевским] о том, что молодые люди нашего времени чахнут и нервно болеют от того, что нет поприща деятельности, и много другого, очень хитроумного говорили они между собой. А сводится всё к религии горшка, как говорил дедушка, к тому, чтобы не заставлять других служить себе в самых первых простых вещах. Ведь вся христианская мораль в практическом ее приложении сводится к тому, чтобы считать всех братьями, со всеми быть равным - это сознание было главным переворотом в моей жизни, - а для того, чтобы исполнить это, надо прежде всего перестать заставлять других работать на себя, а при нашем устройстве мира - пользоваться как можно меньше работой, произведениями других, тем, что приобретается за деньги, как можно меньше тратить денег, жить как можно проще. А они - самые добрые из них, желающие быть согласными со мною, обходят это требование, называя его односторонностью, преувеличением, и, нарушая первое, главное правило нравственности, хотят жить нравственно. Понятно, что у них ничего не выходит при
   этом. И они тоскуют и гибнут.
   3) Зашел в Посредник, там говорили о том, что можно ли Желябова, Кибальчича признать высоко нравственными, самоотверженными людьми. Я сказал, что нет. Почему? Потому что поступок, обдуманно совершенный ими, был безнравственен. Почему? Потому ч[то] для того, чтобы поступок б[ыл] нравственен, нужно, чтобы он удовлетворил двум условиям: чтобы он был направлен к благу людей и к личному совершенствованию. Поступок, чтобы быть нравственным, должен быть определен двумя положительными координатами. И быть всегда на диагонали этих координат.
   Выходит такой чертеж:
  
  
   Так что если поступок определяется стремлением к общ[ему] благу и личным совершенствованием, то он будет всегда в поле а, на диагонали †
   0x01 graphic
  
   Если же обратное, то будет в поле d. И будет совсем дурной. Если же в поле b, то хотя и будет стремиться к общему благу, будет лишен личного совершенствования. Таковы все поступки организаций, правительственные, революционные, 1 Марта, инквизиция.
   Если же поступок будет в поле с, то хотя он и будет стремиться к совершенствованию, он будет лишен стремления к общ[ему] благу. Таковы все аскетические поступки - стояние на столбу и.т.п.
  

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

И

ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 1, 1891 г.

   Раеву книгу Евангелия
   Лизунов Василий свидет...
   Лисицыну.
  
   91. 6 Я[нваря].
   Братство. Жертва жиз[нью] плотской
   Погибельная слава.
   Единство людей в увеличении любви.
  
   10 Я[нваря] Индюш[ек] кормить.
   Нельзя учить народ, пока власть в руках правительства.
   Правительству нельзя выпустить из-под себя.
  
   10 Января 91.
   Не понимают учения Хр[иста] и те и другие от церкви.
   13. Не понимают, что Х[ристос] на их языке реформатор, только срок его реформ 2000-летний. -
   О деле Букалова Губернск[ому] предводителю. -
   19. Ваничка целует руку Кузьки.
  
   Renan, р. 240, о том, что настоящее значение только из перв[ых] рук.
   Renan, 253: государство, как содержало церковь, должно содержать науку.
   Цель молитвы блага знанье.
   26. разделить, а потом смеш[ать].
   28. Я дурно поступил с Пук[аловым] и начинаю обвинять его.
   Дунаеву.
   Hegelen [?] желает поступ[ить] в русск[ое] подданство.
   Курносенкова книжка потеряна.
   Зеленецкий Дим[итрий] Алексеевич] уволен из Ростовск[ой] на Дону гимназии. 89. Декабрь. Подав[ал] 90г. в Августе Делянову, за подозрение о писании анонимн[ых] писем.
   Огромное количество дел совершается под имен[ом] произведений науки и искусства; огромн[ое] колич[ество] людей занято этими предметами.
   В числе этих предметов есть несомненно такие.
   Страхову - благодар[ить].
   Курносенк[ова] - в сентябре отобран[о].
   Внешн[ие] формы -
   Дано Ц(арство] Б[ожие] и средства достижен[ия] его не внешн[ие].
  
   Потребность жертвы-страдания-хоро[ший] признак.
   Несоответствие рабочего к требованиям рынка, измени[ть] рынок не поможет.
  
   К непр[отивлению]: непонимание.
   Покуда больно, не полезны уроки тщеслави[я].
   На Пасшенск[ого] Муратов дворник Михаила Назаров.
   9 Ма[рта].
   Щепка - пароход. Всё условно, всё ничто. Одно сознание воли Бога и исполнение ее.
   Ослабление начинается сверху: сначала любовь, пот[ом] смирен[ие], пот[ом] чистота. Так что исправляться не снизу.
   Как потеряна любовь к Богу, так начинает засариваться душа.
   Недохватит или перехватит. Судят о том, что не нужно или нельзя судить. Один узкий путь истины.
   Hidrotaphia by sir Thomas Browne. [Гидротафия, соч. Томаса Броуна.] Заглавие книги вписано другой рукой.)
   Матвей Никандрович Буколов. Крапивну.
  
  
   Тень исчезает и уменьшится, когда изменится отноше[ние] к солнцу. Снимет тень и потом скаж[ет]: исчезло, имен[но], когда вступи[т] в полный свет.
   Малый взят 7 лет - может четверо на земле, мож[ет] ли быть продана?
   1) Попову. 2) Evans'у.
   Алексей Остряков желает лечить, разрешение знахар[ить].
   3) Гринштейну, 4) Файнерм[ану].
   Чертк[ову] послать об охоте, Вегетар[ианстве], Felix Pia.
   Государственность есть атавизм, свойство прежнего быта, теперь ставшее ненужным.
   Буткевичу.
   Впечатления, если остаются - асимилируются, то им есть предел, а то насквозь -как понос.
   Непонимание происходит: 1) от того, что далеко вперед, и от того, что считается понят[ным] церковь.
   Гершеля - расчет.
   Нужно (Зач: сострадание) - любовь, а не сохранение жизни. Можно жизнь погубить из любви.
   Во сне видел: Спущены кисти рук.
   Жизнепонимание в 6 гл[авах]. Почему жизнепонимание.
   8) Фонари по пути..
   Есть путь прямой и путь медленный - сознательный и бессознательный.
   Попову и недовольство не другими, но соб[ой].
   Иго мое - запрягает.
   Файнерм[ану] рассужде[ния] - принц[ипы] и вера, как две ноги.
   Тяжела жизнь от того, что обстановка для того, что не радует, а того, что радует - нет.
   О деле Васильева. -
   Ссора с Ваничк[ой].
   Всякое искреннее слово, оборот, подхватывается и опошляется. "Пора и т. п."
   Жизнь есть увлечение делами мирскими, всё равно как собирание грибов по дороге, когда послан хозяин[ом]. Притча о слугах в доме.
   Непротивление] злу есть только часть.
   Гольц[еву], Гроту, Страх[ову], Цертел[еву].
   Баба из Левинск[ого], мальчика забрухал.
   Городенской мужик, закопан в снегу.
   По 1-му я сам по себе, по 2-му отец, гражданин, по 3-му раб божий.
  
  
  
   .
  
  
  
  
  
  
   По 1-му обязательны мои желания, по 2-му закон людск[ой], по 3-му закон Божий.
   1-е. Бери вес, что може[шь].
   2-е. Ты сын семьи, государства - служи им.
   3-е. Ты сын Бога, служи одному ему.
   Задавило Ноября 20. - Рима Родионова сторожиха.
   Учение это религиозное. Оно не определяет внешних отношений, но внешние отношения - новые - сами собой вытекают из него.
   Сон === жизнь в другом мире, другая, память о к[оторой] исчезает, но последствия остаются.
   Ничего не делать, а только направлять силу по течению - как поток. Если бы частицы стремились по своему, они ничего бы не сделали.
   Лучшие наборщики те, к[оторые] не знают языка, на к[отором] набирают.
   2-е жизнепонимание- слава.
   В Сергиевское в больн[ицу].
   Хочется сказать: не хотят принять, но это было бы неверно: прямо не понимают. А не понимают, п[отому] ч[то] считается давно несомненно понятным, п[отому] ч[то] смотрят на него с высоты велич[ия], не дают себе труда вникнуть в него, как челов[ек], к[оторый] бы смотрел на фунд[амент], думая, что видит храм.
   Так что после выхода м[оей] книги убедили меня, что никогда не прекращалась и все усиливалось исти[нное] понимание учения Хр[иста] между меньшинством и всё более и более затемнялось в массах.
   Бедность, страдания людей показывают не то, как думают, ч[то] нуж[но] делать для людей, но то, что - нужно - для себя.
   Урядник, лошадь - взыскивают деньги, 40; жена ушла 11 год. Может ли жениться.
   Можно ли взыск[ать] за увечье в 1881 году. Фонарь. В каком месяце. Отставной Михаил Иванов[ич] Родионов, Богородицк[ого] уезда Кузнец[овской] волости.
   16 четвертей овса. 10 мер.
  
   Какой же вывод из этого. 1) что люди (меньшинство) поймут, что не должно усвоить жизнепонимание, а большинство страданиями будет приведено к тому же.
   Рано ли, не знаю, но скоро это будет.
   Не могу заснуть, п[отому] ч[то] о себе думаю.
   Смерть == забыть себя.
   Смягчение нравов не делается само собой, но вследствие нового жизнепонимания.
   Труд для других не тот, к[оторым] воспользуются другие, а тот, котор[ый] делается для других, и они знают, ч[то] он для них делается.
  
   Бабур[инский] мужик - в солдаты берут брата, а старший больной.
   Об усыновл[ении].
   Saint (святой)
   Бык забрухал мальчика. Мих[аил] Иван[ович] Кондрашев.
   М. И. Костина - Павел забрухан.
   Причины непонимания - церковь и наука, т. е. уверенность, что мы знаем.
  
   Но движется вперед 2-мя путями: вольным и не вольным.
   Усложнение жизни требует изменения. Надо изменить в какую-нибудь сторону. И несмотря на то, что церковь или наука застилали глаза, смутно чувствуется один идеал, и бессознательно люди стремятся в его сторону и, в сознании оставаясь столь же далекими от него, в действительности шаг за шагом приближаются к нему. Это совершилось с христианским учением.
  
   Истина не имеет пределов, но ложь ограничена. Ложь церкви и науки обличается жизнью, к[оторая] переросла их.-Ни[ти], привязывающие люд[ей] к церкви и науке, становятся всё натянутее и натянутее и должны лопнуть.
   Люди думают, что знают двояким обра[зом], сверхъестественным и опытным (эволюц[ия]). Скажу о 1-м.
  
  

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 2, 1891 г.]

   Книжку Ге и письмо.
   Богородицкого уезда, волости Черневской, деревни Красной Слободы Алексей Семенов Шарапов, требует 9 р. 25 к. Просить уплатить.
  
  
   0x01 graphic
   АВ2 = ВС2 АС2
   АВ2 == (АС С)2
   0x01 graphic
   АС2С2АС;
   ВС2
   Аn - ВС С
   Кудряшев желает получить [1 неразобр,] надел. -
  
   8 И[юня]. [1 неразобр.] пасеки, пчелы в макушк[ах] леса густо.
   Два средства: умерять свои потребности и увеличивать доходы. Первое нравственно само по себе, второе само по себе безнравственно.
   В горелки бегали, за кустом целовались.
   В[опрос]. Что ж, это малость, не стоит того [1 неразобр.].
   О[твет]. Большую можно сделать мерзость; но доброе дело можно сделать только малое.
  
   Натурально! В среде развращенной вс[якое] доброе дело ненатурально.
   О[тец] С[ергий] узнал, что значит полагаться на Б[ога], только после того, как совсем погиб в глазах людей. Явилось равнодушие полное к людям и их действиям. Его берут, судят, спасают, ему все равно.
   К Коневск[ому]: противуположность плотской поэзии и духовной.
  
   Дети дают хлеб сладкий, сахар, деньги, думая доброе. Также многие женщины и глупые мужчины - не разбирая того, откуда эти хлеб, сахар, деньги.
   Петр Киселев обвиняется в разбитии лавки. Просят об обвинении - 5-й месяц сидит.
   Сон смеш[ного] челов[ека] Дост[оевского].
   13 вышли. Булыган пашет. - Раздражение жены. Плохо спал. Рано встал - скучно. Не мог писать. Вышел во 2-м часу.
  
   30 верст до[шел] поздно. Очень хорошо внешн[яя] жизнь. Но, боюсь, не прочна. Томашевич. Разговор о день[гах].
   15. Встал рано. Прекрасно шли. Рощин не доволен. Ни одн[ой) мысли и устал.
   ширина 1 арш[ин] 3/8, в[ершка].
   вышина 1 арш[ин], 14 1/4, в[ершков]. (Две строки написаны неизвестной рукой, вероятно кого-нибудь из Буткевичей)
  
   Заказать 12 рам, со стеклами и с прибором.
   О[тец] С[ергий] ждет солнца.
   Женщин надо презирать, чтобы быть (Смотри Дневник 1891 г., 17 июня, 2)
   Разводить дикарей.
   [1 фраза - полторы строки - неразобр.] В них просыпается любовь Божия.
   Только под старость живешь по своему [?]
   1) Баба присуждена к тюрьме [1 неразобр.].
   2) сам мир [?] - Сибирь.
   3) солдатство [1-2 неразобр.].
   4) Разводить дикарей.
   5) Спасать больных и губить здоровых.
   Выписать из кни[ги].
   Как дети [?]
   Просит [?] Алексеева.
   Сначала область [?]непонимания - причина его, потом: оно все-таки необходимо.
  
   Я скучаю, огорчен тем, что не пишу. Новое подтверждение того, ч[то] всё, что огорчает - всё, всё на пользу.
   Неспособность писать исправляет от заблуждения], ч[то] жизнь есть писание - жизнь есть служение Богу - людям, исполнение Его воли.
   Воздержание - Потребности Лихтенборга.
   Голова завернута платк[ом], язык дергается.
   Гольтяк.
   Самовар.
   Марш[?]
  
   Бабуринский крестьян[ин] - сын 22 лет. Единственный, больной глазами и шеей? Нельзя ли уволить Кузьму до лота.
   И на других. -
   Я стареюсь.
   Прежние учения говорили: живи противно твоей природе, (подразумевая одну животную природу), подчиняй ее внешнему закону. Христианство говорит: живи сообразно твоей природе (подразумевая божеск[ую] природу), не подчиняя ее ничему, ни своей, ни чужой жипотной природе, и ты достигнешь того самого, к чему ты стремился и чего ты достигал, подчиняя твою при[роду].
   Глаза близко, милая, жалк[ая].
   Женщина скорее бросится в воду за ребенком, а мущина скорее [1 неразобр.].
  
   Ю[?] Крапивиной работу, переводы с французск[ого]. В [1-2 неразобр.], Яницкой дом.
  
   В Петербурге]
   Анаст[асия] Карло

Другие авторы
  • Жадовская Юлия Валериановна
  • Колычев Е. А.
  • Светлов Валериан Яковлевич
  • Михаловский Дмитрий Лаврентьевич
  • По Эдгар Аллан
  • Случевский Константин Константинович
  • Шелгунов Николай Васильевич
  • Богданов Модест Николаевич
  • Галина Глафира Адольфовна
  • Франко Иван Яковлевич
  • Другие произведения
  • Скиталец - Стихотворения
  • Блок Александр Александрович - Тайный смысл трагедии "Отелло"
  • Львов Павел Юрьевич - Даша, деревенская девушка
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Кальян. Стихотворения Александра Полежаева... Арфа. Стихотворения Александра Полежаева
  • Дживелегов Алексей Карпович - Р. И. Хлодовский. Об А. К. Дживелегове
  • Леонтьев Константин Николаевич - Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной Пустыни
  • Крашевский Иосиф Игнатий - Будник
  • Засулич Вера Ивановна - В. И. Засулич: биографическая справка
  • Данилевский Николай Яковлевич - Несколько слов по поводу конституционных вожделений нашей "либеральной прессы"
  • Лондон Джек - Великий вопрос
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 421 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа