="justify"> "Южное обозрение" печатает, что вы на днях даете ему ваш, рассказ. - "Южное обозрение" - политическая, литературная, торгово-промышленная и финансовая газета, выходившая в Одессе. Среди неопубликованных писем к Чехову имеется письмо заведующего редакцией "Южного обозрения" А. Ланде (А. С. Изгоева) от 13 декабря 1901 г., в котором он просит Чехова, хотя бы изредка, сотрудничать в "Южном обозрении". О соглашении, существующем между рядом газет, о которых пишет М. Горький, А. Ланде также упоминает. В "Южном обозрении" 9 января 1902 г. было напечатано, что "А. П. Чехов изъявил свое согласие принимать участие в "Южном обозрении" и обещал в непродолжительном времени прислать свой рассказ". Однако рассказов Чехова в этой газете не появлялось.
Записка на четвертушке почтовой бумаги большого формата. Сверху написано карандашом рукою Чехова: "1902, II". Датировала по этой пометке и содержанию.
Василий Яковлевич Богучарский - литературный псевдоним В. Я. Яковлева (1861-1915), политического деятеля и историка революционного движения в России.
Письмо на четырех страницах почтовой бумаги большого формата. На первой странице написано карандашом рукою Чехова: "1904, V". Датировано по этой пометке и содержанию.
...о жителях слышал, что они меня боятся. - В своих воспоминаниях о Л. Андрееве Горький, останавливаясь на этом периоде своей жизни в Арзамасе, писал: "...полицейского поставили прямо под окно мне, и он с бесцеремонностью заглядывал в комнаты, когда находил нужным. Все это очень напугало горожан, и долгое время никто из них не решался зайти ко мне". И дальше: "Мудрое арзамасское начальство, строжайше запретив земским и другим служащим людям посещать меня, учредило, на страх им, полицейский пост прямо под окнами моей квартиры".
...тетя Ольга - Ольга Леонардовна Книппер.
Икскуль - баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебранд. Занимаясь некоторое время литературой, познакомилась с либеральными и радикальными литературными кругами. Обладая большими связями в бюрократических сферах, В. Икскуль оказывала иногда услуги литераторам, навлекшим на себя неудовольствие властей. Горький познакомился с В. Икскуль в 1900 г. на пароходе по пути из Васильсурска в Козьмодемьянск.
Письмо на двух страницах почтовой бумаги обычного формата.
Вчера был у меня бывший певчий - писатель С. Г. Скиталец.
Накануне моего отъезда из Ялты был у меня Короленко. Мы совещались и, вероятно, на сих днях будем писать в Петербург, подаем в отставку. - 21 февраля 1902 г. состоялось избрание Горького в число почетных академиков по разряду изящной словесности, о чем было напечатано в "Правительственном вестнике" 1 марта 1902 г. Вырезку из газеты вместе со справкой о политической неблагонадежности Горького министр внутренних дел представил Николаю II. Царь наложил на представленном ему донесении резолюцию: "Более чем оригинально". Министр народного просвещения Ванновский после этой резолюции царя предписал Академии наук объявить выборы в почетные академики М. Горького недействительными. Со стороны академии не последовало никакого протеста, не было созвано даже совещания академиков, но в "Правительственном вестнике" 10 марта 1902 г. было опубликовано извещение с заголовком "От императорской Академии наук", в котором было указано, что в момент избрания А. М. Пешкова - М. Горького, - академии не было известно о факте его привлечения к дознанию по 1035 ст. и что, узнав об этом, академия выборы признает недействительными. История эта взволновала передовую часть общества. Чехов и Короленко в виде протеста против действий академии, после совместного обсуждения этого вопроса, написали заявления в Академию наук о сложении с себя звания почетных академиков.
Заявление Чехова на имя А. Н. Веселовского см. на стр. 196 этой книги. Подробно об этом инциденте см. в статье Г. Князева "Максим Горький и царское правительство", "Вестник Академии наук СССР", 1932, No 2.
Письмо на четырех страницах почтовой бумаги большого формата. На первой странице письма написано карандашом рукою Чехова: "1902, VI". Датировано по этой пометке и содержанию.
Баранов Николай Александрович - артист Художественного театра. Играл в пьесе "Мещане" роль Тетерева и в пьесе "На дне" - Кривого Зоба.
Скоро пришлю вам пьесу. - Горький заканчивал работу над пьесой "На дне".
Кольберг Вера Николаевна - товарищ Горького по революционной работе. Была арестована по делу о приобретении мимеографа, который в 1901 г. был послан Горьким и Скитальцем на ее имя. Жила у Пешковых в Арзамасе под видом воспитательницы детей.
Письмо на одной странице почтовой бумаги обычного формата.
Письмо на двух страницах почтовой бумаги обычного формата.
...я был на сих днях в Перми, потом поплыл выше в Усолье. - Чехов ездил вместе с Саввой Морозовым пароходом по Волге и Каме в Усолье, где было имение С. Морозова. О пребывании Чехова в Усолье подробно говорит Н. Серебров (А. Тихонов) в своих воспоминаниях "О Чехове". См. сб. "Чехов в воспоминаниях современников", М. 1947.
Алексеев - К. С. Станиславский.
Письмо на одной странице почтовой бумаги обычного формата.
...шлю вырезку из "Пермских губернских ведомостей". - 26 июня 1902 г. в No 136 газеты "Пермские губернские ведомости" появилась заметка "Горький в Перми": "Носится слух, что третьего дня наш популярный писатель Максим Горький на пароходе "Борец" отправился из Перми на Курьинские дачи. Он - в белой рубахе, высоких сапогах и пенсне. Кто-то из публики стоявшего рядом с "Борцом" парохода "Лебедь" узнал писателя. "Борец" в тот момент уже отчалил. Весть о том, что на его палубе сам Горький, моментально облетела всю публику "Лебедя", которая повскакала со своих мест и жадно впилась в удаляющегося "Борца". Случись это открытие пятью минутами раньше - добрая половина пассажиров "Лебедя" перешла бы на "Борца". Как велика популярность писателя, видно из того, что и "серая" часть публики - мужички знакомы с его именем и говорят про него: "Горький. Он много хорошего написал. Народ хорошо знает... Это башка".
Письмо на двух страницах почтовой бумаги обычного формата.
Я живу... (на реке Клязьме, дача Алексеева). - По возвращении из Перми Чехов с женой поселились на даче К. С. Алексеева (Станиславского) в Любимовке, под Москвой.
Письмо на четырех страницах почтовой бумаги большого формата. На первой странице написано карандашом рукою Чехова: "1902, VII". Датировано по этой пометке и содержанию.
...прошу Вл. Ив. и Кон. Сер. похлопотать. - Горький просил Чехова передать руководителям Художественного театра Вл. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому его просьбу - похлопотать перед московским генерал-губернатором о разрешении приехать в Москву на репетиции пьесы "На дне". На репетициях своей пьесы Горький бывал осенью 1902 г., уже по окончании арзамасской ссылки.
...хорошо бы, если бы она взялась играть Василису. - Вначале предполагалось, что О. Л. Книппер будет играть в пьесе "На дне" роль Василисы, но в спектаклях она выполняла роль Насти. Об исполнении О. Л. Книппер писал Горький Л. Средину 12 января 1903 г.: "Эх, как Ольга Леонардовна в моей пьесе играет: гениально-с. Да".
Татаринова - Фанни Карловна Татаринова, ялтинская жительница, знакомая Чехова и Горького. В качестве любительницы занималась художественным переплетом книг.
Письмо на четырех страницах почтовой бумаги обычного формата.
...пьесу Вашу я прочел. - Горький закончил свою пьесу, которой позднее дал заглавие "На дне" - 15 июня 1902 г. - и тогда же послал ее Чехову.
Увижу "Мещан", буду на репетициях новой пьесы. - Пьеса "Мещане" шла в то время на сцене Художественного театра, и должны были начаться репетиции пьесы "На дне".
"Мысль" Л. Андреева - рассказ. Напечатан в томе I рассказов Л. Н. Андреева, изд. т-ва "Знание", 1902.
С названием не спешите, успеете придумать. - Горький колебался, придумывая заглавие для новой пьесы. Л. Н. Андреев, один из первых познакомившийся с пьесой, писал Н. К. Михайловскому: "Был я в Арзамасе у Горького и слушал его новую драму "В ночлежном доме", или "На дне" (он еще не остановился на том или другом заглавии)". Затем Горький дал пьесе заглавие "На дне жизни", но вскоре изменил его, дав прежде задуманное название "На дне".
Письмо на двух страницах почтовой бумаги большого формата. На первой странице написано карандашом рукою Чехова: "902. IX". Датировано по этой пометке и по содержанию.
...быть на репетиции вашей пьесы и своей. - В это время в Художественном театре шли репетиции пьесы Чехова "Три сестры" и должны были начаться репетиции пьесы Горького "На дне".
Жду Немировича, кой хотел приехать числа 10-го. - Вл. И. Немирович-Данченко приезжал к Горькому в Арзамас в августе 1902 г. для ознакомления с его пьесой "На дне".
Телеграмма из Москвы в Ялту 19 декабря 1902 г.
...празднуя полный успех пьесы "На дне". - 18 декабря 1902 г. состоялась первая постановка пьесы "На дне" в Художественном театре. В письме К. П. Пятницкому от 21 декабря 1902 г. Горький писал об этом спектакле: "Успех пьесы - исключительный, я ничего подобного не ожидал. И знаете, кроме этого удивительного театра, нигде эта пьеса не будет иметь успеха. Вл. Ив. Немирович так хорошо истолковал пьесу, так разработал ее, что не пропадает ни одно слово. Игра - поразительна. Москвин, Лужский, Качалов, Станиславский, Книппер, Грибунин - совершили что-то удивительное. Я только на первом спектакле увидел и понял удивляющий прыжок, который сделали все эти люди, привыкшие изображать типы Чехова и Ибсена. Какое-то отрешение от самих себя".
В своей книге "Моя жизнь в искусстве" К. С. Станиславский называл успех этого спектакля "потрясающим". Артист В. В. Лужский, игравший в пьесе "На дне" роль Бубнова, писал в своих воспоминаниях: "Вечер Художественного театра 18 декабря 1902 г. старого стиля один из самых примечательных его вечеров, редкий, исключительный не только в истории МХТ, но и русского театра, русской драматургии".
Письмо на одной странице почтовой бумаги обычного формата
...посылаю Вам копию с письма, которое прислал мне один мой приятель. - Доктор П. И. Куркин прислал А. Чехову письмо от 19 декабря 1902 г., в котором по просьбе Чехова написал о первой постановке в Художественном театре пьесы "На дне". Это письмо Чехов считал лучшей рецензией о пьесе. П. И. Куркин писал 19 декабря 1902 г. (неопубл. ЛБ): "Хочется написать вам о вчерашнем спектакле в Художественном театре, но принимаюсь за это без уверенности в том, что мне удастся ясно изложить то, что хотелось бы. Причина этого, я думаю, - в чрезвычайной сложности вынесенных впечатлений и в их необычности. При таком характере пьесы, - с нею не удалось познакомиться раньше, и это еще более затрудняет теперь разобраться во впечатлениях. Во всяком случае могу сказать, что пьеса захватила самым живым интересом весь театр почти с самого первого момента, когда из окутавшего нас мрака мы вгляделись в сцену и дали себе отчет в том, что там происходит. И этот живой интерес не только не ослабевал ни на одно мгновение, но рос все более и более с развитием действия. Нервное напряжение чувствительно объединяло всю толпу зрителей - как одно целое. Это сказалось уже в первом антракте, когда в первый раз закрылся занавес. Настроение восторга охватило толпу; во втором антракте это настроение усилилось, но стало более привычным; эффект 3-го действия (свалка с убийством) был таков, что почти вся публика до !/2 антракта оставалась неподвижною на своих местах. Эта наивысшая степень нервного напряжения публики держится вплоть до того момента, когда в последнем действии золоторотец-шулер (Станиславский) начинает разъяснять миросозерцание старика-странника (Москвин), уже ушедшего. Таким, образом, по силе и энергии впечатления на публику 1-го представления эту пьесу на данной сцене, я думаю, без преувеличения можно назвать прямо потрясающей. Затем, если остановиться на качественной стороне получаемых впечатлений, на первом месте, мне кажется, нужно поставить изображение этих людей. Все это живет, дышит жизненною правдою и покоряет зрителя талантом как художника, создавшего это произведение, так и художника, поставившего его на сцене. Однако эта сторона более проста, чем элементы духовной жизни тех же людей, которые даются в той же пьесе, и заключает в себе, может быть, ее главное содержание и суть. Вот здесь разобраться для меня всего труднее; вероятно, это зависит от незнакомства с пьесою и недостаточного ее усвоения за один раз. Все-таки некоторые ноты настолько звучат громко и отчетливо, что их нельзя не расслышать с первого же раза при не особенно остром слухе. Таково заявление "прав человека", которое слышится в горячих репликах шулера, преисполненных протеста и вызова к обществу; оно же проникает миросозерцание доброго гения пьесы - странника и выражается им в формуле: "Человека надо уважать"; таков протест против мещанской "сытости" и в особенности против господствующего социального строя и проникающей его несправедливости. Судьба "вора" - отец которого был "вором"; рассказ о "стране праведной", проклятье, произносимое Клещом "правде", и многие другие места пьесы, продиктованные протестующим чувством автора в защиту угнетенной и обиженной части человеческой массы, - эта сторона пьесы затрагивает социальное миросозерцание публики. В этом смысле она исполняет известную воспитательную роль. Лично я думаю, что если только предусмотрительное начальство еще более не обрежет некоторые места пьесы, - то при теперешнем настроении нашего общества, когда производится по всему строю общественных элементов "переоценка ценностей", - новая пьеса сослужит великую службу именно в поддержании, работе и развитии этого протестующего и анализирующего общественного духа. Такая заслуга писателя велика пред современным обществом. Нужно пожелать ему сил для дальнейшей работы.
В общем, кажется, в этой пьесе нет ни одной сцены, которая не блистала бы талантом автора. Впрочем, я отожествляю в этом случае автора с исполнителями. Постановка и игра сливаются с творчеством автора в такое химически-чистое соединение, что нельзя сказать, где кончается одно и начинается другое. Я не читал еще ни одного отзыва об этом спектакле в газетах и с интересом жду случая проверить свое впечатление. Не сомневаюсь во всяком случае, что многие разделят мое впечатление от этой пьесы на сцене Художеств, театра - как от высокого художественного произведения, которое будет иметь большое значение в гражданском воспитании нашего общества".
Бумаг, которые нужны К. П. Пятницкому, у меня нет. Есть только копия условия. - Речь идет о копии договора на издание А. Марксом "Собрания сочинений" Чехова.
Письмо на одной странице почтовой бумаги обычного формата. Сверху написано карандашом рукою Чехова: "1903, X". Датировано по этой пометке и сопоставлению с ответным письмом Чехова от 6 октября 1903 г.
Андреев, Бунин, Вересаев, Чириков, Гусев написали. - Л. Н. Андреев поместил в первой книге сборника свою повесть "Жизнь Василия Фивейского", И. А. Бунин - рассказ "Чернозем" и семь стихотворений, С. И. Гусев-Оренбургский - рассказ "В приходе". Рассказ Е. Н. Чирикова "На поруках" вошел во второй сборник "Знание".
...я скоро напишу. - Для первого сборника "Знание" Горький написал рассказ - поэму "Человек".
Что - кончили "Вишневый сад"? - Чехов закончил работу над своей пьесой "Вишневый сад" в середине октября 1903 г.
Письмо на двух страницах почтовой бумаги обычного формата. Публикуется впервые.
Юлий Цезарь - трагедия В. Шекспира. Была поставлена в Художественном театре впервые 2 октября 1903 г.
"Еврея" - пьесу Е. Н. Чирикова "Евреи",
Телеграмма. - Речь идет о пьесе Чехова "Вишневый сад", которую Горький, и Пятницкий просили дать для сборника "Знание". Об этом см. стр. 205 этой книги. На обороте телеграфного бланка написан Чеховым текст, по-видимому, предполагаемого ответа: "Нижний Новг. Ал. Мак. Пешкову. Посылаю письмо. Чехов".
Письмо на двух страницах почтовой бумаги обычного формата. Публикуется впервые.
Письмо на двух страницах почтовой бумаги обычного формата. На первой странице написано карандашом рукою Чехова: "1903, X". Датировано по этой пометке и содержанию.
В ноябре - около половины - буду в Москве, значит увижу вас. - В ноябре собирался в Москву и Чехов для участия в репетициях своей пьесы "Вишневый сад" в Художественном театре. Как видно из печатаемого ниже письма, в этот приезд Горького и Чехова в Москву они не встречались.
Телеграмма
...телеграфируйте, чтобы мне дали пьесу. - Рукопись пьесы "Вишневый сад" находилась в Художественном театре. Горький должен был ее получить для напечатания во втором сборнике "Знание".
Письмо на трех страницах почтовой бумаги обычного формата. На первой странице написано чернилами рукою Чехова: "1903, ХII". Датировано по этой пометке и содержанию.
...письмо, полученное мною для вас. - О каком письме идет речь - неизвестно.
Пойду на шаляпинский бенефис, на выставку союза художников. - Бенефис Шаляпина состоялся в Московском Большом театре 16 января 1904 г. Выставка Союза русских художников была в Московском Строгановском училище с 22 декабря 1903 г. по 11 января 1904 г.
...к Вам обратится Московское о-во помощи учащимся женщинам. - В архиве Чехова нет письма Московского общества помощи учащимся женщинам. В издательстве "Знание" сборник в пользу этого общества также не выходил.
Телеграмма Горького и Пятницкого была послана в связи с появившимся в газетах и в No 23 журнала "Нива" объявлении о выходе пьесы Чехова "Вишневый сад" в издании А. Ф. Маркса. Но еще 31 мая 1904 г. Чехов, посылая Марксу корректуру, писал ему: "Прошу не выпускать моей пьесы в свет, пока я не кончу ее; мне хочется прибавить еще характеристику действующих лиц. И у меня договор с книжной торговлей "Знание" не выпускать пьесы до определенного срока". Маркс ответил телеграммой от 2 июня: "Крайне огорчен невозможностью исполнить вашу просьбу и удивлен, что не предупредили меня своевременно. Теперь пьеса почти закончена печатанием и поправок сделать уже нельзя. Затем о выходе пьесы помещено объявление в номере 23-м "Нивы", которого уже отпечатано около ста тысяч экземпляров, часть которых сегодня разослана. Будут поступать заказы, отказывать в высылке объявлений книги для меня более чем неудобно, поэтому при всем желании не могу теперь ничего сделать".
Тогда же 2 июня Чехов написал об этом ответе Маркса Пятницкому. В ответ на телеграмму Горького и Пятницкого Чехов, уезжавший в этот день в Баденвейлер, телеграфировал Пятницкому: "Маркс отказал, посоветуйтесь присяжным поверенным. Чехов".
И уже в Баденвейлере Чехов получил ответ от Пятницкого: "Мы с Алексеем Максимовичем просили Вас не выпускать пьесу, проданную в сборник, в другой фирме раньше конца года. Эта просьба вызывалась необходимостью. Мы не думаем о прибыли с данной книги. Но расходы должны быть покрыты: нужно вернуть стоимость бумаги и типографских работ, гонорар авторов, и те отчисления в пользу разных учреждений, какие указаны в начале книги. Расходы эти, как Вы знаете, велики... Составляя второй сборник, мы рассчитывали, что его будут покупать, главным образом, из-за "Вишневого сада"... Что же теперь вышло. Не успел второй сборник поступить в магазин, как Маркс выпускает "Вишневый сад" отдельной книгой - по 40 коп. Об этом напечатаны сотни тысяч объявлений в "Ниве" и крупных газетах. Значит, он печатал пьесу одновременно с нами - еще когда мы боролись с цензурой. Пьеса появилась в двух фирмах одновременно. Будут ли теперь покупать второй сборник из-за "Вишневого сада" - конечно, не будут".
Длинное письмо Пятницкого, посвященное целиком этому вопросу, произвело тяжелое впечатление на Чехова, он ответил ему 19 июня 1904 г., что большую долю вины он должен взять на себя. Предлагал вернуть полученный от "Знания" гонорар за пьесу и возместить все убытки, которые "Знание" может понести от плохой продажи сборника. Другим выходом Чехов считал возбуждение "Знанием" судебного иска за продажу Чеховым пьесы двум издательским фирмам, что дает ему возможность, со своей стороны, требовать от Маркса пополнения убытков, которые потерпело "Знание" и за которые он отвечает. Чехов писал: "Итак, или мирным порядком я уплачиваю Вам 4500 и убытки, или же дело решается судебным порядком. Я стою, конечно, за второе. Все, что бы я теперь ни написал Марксу, бесполезно. Я прекращаю с ним всякие сношения, так как считаю себя обманутым довольно мелко и глупо, да и все, что бы я ни писал ему теперь, не имело бы для него ровно никакого значения.
Простите, что я в Вашу тихую издательскую жизнь внес такое беспокойство. Что делать, у меня всегда случается что-нибудь с пьесой, и каждая моя пьеса почему-то рождается в свет со скандалом, и от своих пьес я не испытываю никогда обычного авторского, а что-то довольно странное..."
Авилова Л. А. - 238
Адамюк Е. В. - 56, 227
Академия наук -195,196, 197, 257
Аксаков С. Т. - 159
- "Записки ружейного охотника" - 169
Аксеново - 90, 91, 94, 248
Александр III -179
Алексеев - см. Станиславский К. С.
Алексин А. Н. - 65, 94, 102, 110, 112, 141, 203, 206, 234, 268
Алтай - 126
Алупка - 101, 104
Алушта - 41, 42, 47
Альтшуллер И. Н. - 47, 223
Америка -190
Амур - 126
Англия - 42, 245
Андреев Л. Н. - 93, 111, 112, 114, 200, 207, 208, 213, 256, 259, 262
- "Жизнь Василия Фивейского" - 262
- "Мысль" - 111, 259
- "Сашка Жегулев" -160
Андреева М. Ф. - 80, 206, 243
Анненский - 89
Анненский Н. Ф. - 89, 247
Анунцио Г. - 83
Арзамас - 99, 103, 104, 105, 107, 111, 188, 252, 256, 257, 259
Аристархов - 266
Артем А. Р. - 100, 111
Архангельск -97
Арцыбашев М. П. - 162
- "У последней черты" - 162
Аутка - 141, 254
Афанасьев -159
Африка - 25, 109
Ашешов Н. П. - 156, 249
Баденвейлер - 264
Байрон Д. - 42, 159
Балабан И. А. - 102, 255
Бальзак О. - 167, 174, 175
- "Шагреневая кожа" -174
Бальмонт К. Д. - 168, 190
Баранов Н. А. - 106, 198, 257
Баранцевич К. С. - 227
"Биржевые ведомости ", газ.- 72
Боборыкин П. Д.-185
Богданович А. Е.- 233
Богучарский В. Я. - 103, 256
Большой театр - 264
Борисполь - 110
Боткин С. П.- 164
Брюсов В. Я. - 83, 243, 246
"Будильник", журн. - 228
Бунин И. А. - 76, 78, 93, 114, 246, 262
- "Чернозем" - 262
Буренин В. П. - 202, 267
Бурже П. - 164
Ванновский П. С. - 257
Васильсурск - 49, 50, 66, 222, 256
Васнецов В. М. - 80, 81, 187, 242
В. Г. - см. Короленко В. Г.
Венера Медицейская - 148
Вересаев В. В. - 30, 31, 34, 93, 114, 213, 262
- "Без дороги" - 32, 216
- "Конец Андрея Ивановича" - 31, 215
Веселовский А. Н.- 257
"Вестник Европы", журн. - 185
Вишневский А. Л.- 64, 86, 111, 198, 233
Владимир, город - 89
Водовозова М. И. - 34, 47, 216, 234
Волга - 49,106, 258
Волкова - 51, 225
Вологда - 39
Волынский А. Л. - 38, 53, 219, 267
- "Антон Чехов" - 219
Вольф М. О. - 59, 231
Всеволодо-Вильва, ст. - 108
Высоцкая Ю. П. - 69, 236
Вяземский В. В. - 83, 244
Вяземский Л. Д. - 88, 89, 247
Вятка - 39, 97
Г. Д. - 266
Газетный пер. (Москва) -108
Ганейзер - 151
- "Волшебный фонарь" - 102, 255
Гарин-Михайловский Н. Г.- 156, 170, 213, 249
Гаспра - 189, 194, 252
Гауптман Г.- 42, 44
- "Бедный Гейнрих" - 202
- "Михаил Крамер" - 189
- "Одинокие" - 70
Гедберг Тор - 42, 44, 221, 222
- "Гергард Грим" - 42, 221, 222
Гейне Г. - 123, 159, 267
Гейнц - 230
Германия - 42
Герцен А. И. - 178
Гете В. - 42, 166, 268
- "Фауст" -175
Гиляровский В. А.-50, 51, 52, 224, 226
- "Забытая тетрадь" - 226
Гоголь Н. В. - 172, 173, 174, 175, 206
- "Записки сумасшедшего" - 175
Голоушев С. С. - 169
Гольденвейзер А. Б. - 102, 255
Гонецкая - 105, 108, 109, 112
Гончаров И. А. - 176
- "Обломов" - 167, 176
Горленко - 148
Городецкий Д. - 244
Горький М.
- "В. Г. Короленко" - 214
- "В ночлежном доме" - см. "На дне"
- "В степи" - 26, 30, 37, 54, 60, 62, 183, 185, 212
- "Варенька Олесова" - 228
- "Васька Буслаев" - 141, 268
- "Вечеру Шамова" - 164, 165
- "Возвращение норманнов из Англии" - 222
- "Время Короленко" - 214
- "Двадцать шесть и одна" - 69, 229, 236
- "Дед Архип и Ленька" - 212
- "Дело с застежками" - 212
- "Дружки" - 228
- "Емельян Пиляй" - 212
- "Еще о чорте" - 228
- "Зазубрина" - 212
- "Из воспоминаний о В. Г. Короленко" - 214
- "Каин и Артем" - 228
- "Кирилка" - 31, 215, 228
- "Коновалов" - 212
- "Макар Чудра" - 212
- "Мальва" - 27, 37, 62, 212
- "Мещане" - 97, 98, 99, 100,101, 111,186, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 197, 201, 202, 203, 204, 241, 252, 253, 254, 257, 259
- "Мой спутник" - 60, 62, 66, 186, 202, 228
- "Мужик" - 71, 86, 232, 226
- "На дне" - 108, 110, 111, 112, 113, 115, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 206, 207, 208, 257, 259, 260
- "На дне жизни" - см. "На дне"
- "На плотах" - 27, 30, 62, 183, 212
- "О кишиневском погроме" - 204
- "О чиже" - 212
- "О чорте" - 228
- "Однажды осенью" - 228
- "Озорник" - 212
- "Открытое письмо А. С. Суворину" - 219
- "Очерки и рассказы", т. I, Спб., 1898 - 23, 24, 211, 212, 231
- "Очерки и рассказы" т. II, Спб., 1898 - 23, 24, 211, 212, 231
- "Очерки и рассказы" т. III, Спб., 1899 - 227, 231
- "Ошибка" - 212
- "Песнь о слепых" - 226
- "Песнь старого дуба" - 214
- "Песня о буревестнике" - 214
- "Песня о соколе" - 212, 229
- "По поводу нового рассказа А. П. Чехова "В овраге" - 66, 69, 235, 236, 265
- "Проходимец" - 228
- "[Пьеса] - 74, 76, 77
- "Сирота" - 60, 232
- "Скуки ради" - 212
- "Старуха Изергиль" - 52, 62, 212, 229
- "Супруги Орловы" - 30, 212, 215
- "Тоска" - 212
- "Трое" - 87, 95, 96, 98, 99, 187, 191, 202, 240, 245, 251, 254
- "Фома Гордеев" - 45, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 58, 63, 66, 69, 173, 185, 186, 202, 222, 225, 236
- "Челкаш" - 62, 202, 212
- "Человек" - 207, 262
- "Читатель" - 228, 229
- "Чудовище" - 158
- "Ярмарка в Голтве" - 24, 37, 212
"Горький в Перми" - 258
Гославский Е. П. - 203
"Гражданин", газ. - 200, 201
Гречанинов А. Т. - 78, 241
Грибунин В. Ф. - 78, 241, 260
Григорьев М. Г. - 64, 234
Гросс Клавдия - 49, 224, 229
- "Рассказ" - 229
Грузенберг А. - 153, 201
Гуревич Л. Я. - 70
- "Седок" - 237
Гурзуф - 73
Гусев-Оренбургский С. И. - 114, 262
- "В приходе" - 262
Даль В. И. - 178
Данилин - см. Данилов И. А.
Данилов - 106, 107
Данилов И. А.
- "В тихой пристани" - 79, 80, 83, 84, 86, 242
Данилов Кирша -159
Данченко - см. Немирович-Данченко Вл. И.
Дарвин Ч. - 141
Дарский M. E. - 194
Дерид Петро - 75
Диккенс Ч. - 175
Доброклонский - 175
Додэ А. - 217
Долгополов Н. И. - 90, 248
Дороватовский С. П. - 56, 228, 231
Достоевский Ф. М. - 42, 166, 175
- "Легенда о великом инквизиторе" - 42
Драгомиров М. И. - 88, 247
Дрейфус А. - 218, 219
Дунаев А. Н. - 84, 85, 244
Дунай - 67
"Ежемесячные сочинения", журн. - 72, 238
Елпатьевский С. Я. - 165
Епифанов С. А. - 57, 59, 228, 230
Жбанков Д. Н. - 229
Жеденов - 83, 244
Женева - 214
"Жизнь", журн. - 28, 29, 33, 31, 32, 34, 44, 49, 50, 51, 52, 54, 56, 58, 60, 67, 68, 69, 70, 99, 146, 184, 213, 214, 215, 218, 219, 225, 228, 229, 232, 236, 237, 244, 250, 254
"Жизнь для всех", журн. - 214
Жуковский Д. Е. - 36, 66, 70, 218
- "Певец декаданса" - 235, 237
"Журнал для всех" - 55, 145, 211, 226
Зальца А. И. - 241
Зальца К. И. - 95, 251
Зверев - 201
Зина - см. Смирнова З. К.
Змиев -136
"Знание", изд. т-во - 92, 93, 94, 95, 96, 99, 114, 118, 149, 150, 156, 153, 200, 204, 214, 249, 254, 259, 264, 265
"Знание", сб. - 115, 116, 205, 236, 237, 262, 263
Золя Э. - 155
Ибсен Г. - 42, 44, 152, 260
- "Столпы общества" - 206, 217
- "Эдда Габлер" - 70
Икскуль В. И. - 104, 256
&