iv align="justify"> 40. Такой перевод названия горного хребта мне кажется мало обоснованным. Лицо по-монгольски "ну'р", но "Цаган-нуру" (а не "нир") переводится как "Белый хребет", что, видимо, соответствует действительности, ибо Пржевальский пишет, что Цаган-нир состоит из трех снеговых групп.
41. Кэри совместно с Дальглейшем совершил путешествие по Тибету в 1885-1887 гг. Они вышли из Индии (начальный пункт - г. Лэг в Ладаке), пересекли Тибет и Куэнь-лунь и вышли в г. Керию в Восточном Туркестане. Дальнейшее путешествие они совершили по Хотан-дарье, Тариму, вышли к Лоб-нору и Алтын-тагу. Маршрут Кэри лежал в Тибете и Цайдаме, откуда, повернув на север, они прошли к г. Хами и дальше к Яркенду. Из этого города обычной дорогой путешественники попали обратно в Лэг. Пржевальский неоднократно ссылается на показания Кэри, который не один раз пересекал его маршрут или шел по нему.
42. Орография этого сложного района Куэнь-луня еще до сих пор как следует не изучена. На современных картах названия, данные Пржевальским, получили всеобщее признание. В хребте Пржевальского вершина Улуг-мус-таг поднимается до высоты 7 723 м, что является высочайшей вершиной всей системы Куэнь-луня.
43. Здесь Пржевальский делает следующую большую сноску об орографии средней части Куэнь-луня:
"Только тогдашние расспросные сведения не сходятся с нынешними нашими исследованиями. Именно лобнорцы говорили мне, что "если итти к югу по старой дороге, которою прежде (до дунганского восстания) калмыки ходили в Тибет, то тотчас же за Алтын-тагом расстилается высокая равнина, шириной верст пятьдесят. За ней стоит опять поперечный хребет (верст 20 шириной), не имеющий особого названия, а за этим хребтом вновь является равнина, шириной верст до сорока. Эта равнина обильна ключевыми болотами и по южную ее сторону высится огромный вечноснеговой хребет Чамен-таг ("От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор"). По этим данным, название Чамен-таг принадлежит хребтам Цайдамскому, Колумба и Московскому в совокупности. Так свидетельствует и Кэри. Между тем улан-гаджирские проводники, пришедшие с нами в Гас, прямо указывали на описываемый хребет, как на Чамен-таг, да и по нынешним расспросам на Лоб-норе дознано, что Чамен-тагом называется снеговой хребет, мимо которого нужно проходить с Лоб-нора в Гас, т. е. ближайший к Алтын-тагу. Вся эта бестолковщина еще раз подтверждает, как мало следует полагаться на расспроеные сведения. До окончательного выяснения, которой из этой части Куэн-луня принадлежит название Чамен-таг, я оставляю имена, данные мною описываемым хребтам на месте их открытия. В случае же, если Чамен-тагом туземцы называют горы, о которых говорили мне при первом посещении Лоб-нора и ныне указывал Кэри, тогда мои названия - Московский, Цайдамский и Колумба могут быть приняты как частные, ибо эти хребты отделены друг от друга и разнятся своим характером. Нынешний же мой Чамен-таг, т. е. тот хребет, который ограждает с севера Долину ветров, может быть тогда назван Безыменным, следовательно получит сполна то имя, которое дано мною лишь западному продолжению тех же гор (см. стр. 170 настоящей книги). Во всяком случае это не есть Алтын-таг, как показано у Кэри".
По этому поводу можно заметить, что на современных картах на меридиане 89° с севера на юг замечена следующая последовательность горных хребтов: хребет Алтынтаг, долина р. Ильбе-чимен, хребет Юсуп-алтын-таг (показанный еще на карте М. В. Певцова в трудах Тибетской экспедиции, 1895) с высотой 6 161 м. Этот хребет Пржевальский назвал Чамен-тагом. Далее протянулась широкая межгорная долина Тогры-сай нли Юсуп-алык, у Пржевальского это долина Зайсан-сайту. Далее протянулись хребты Пиазлык (т. е. луковые, с тюркского), которые названы нашим путешественником хребтом Цайдамским, а на западе хребтом Московским (местное название Ачик-кол). Южнее тянутся горы Наргун-алык. Горы Пиазлык и Наргун-алык и составляют хребет Чамен-таг, т. е. Колумба. Южнее Наргун-алыка в обширной межгорной депрессии лежит большое широтно-вытянутое оз. Аяг-кум, у Пржевальского - Незамерзающее. Его абсолютная высота 3 867 м. Добавим к этому, что хороших карт этого района нет и в настоящее время и "белые пятна" Среднего Куэнь-луня еще ждут исследователей. Так, на некоторых картах (например, у Певцова) хребет Чамен-таг показан как лежащий на север от озера и урочища Гас, на карте Азии (в масштабе 25 км в см) южнее этих пунктов.
Множественность названий и их различная приуроченность объясняются тем, что Пржевальский пользовался данными цайдамских монголов, Певцов и другие - показаниями тюркского населения Кашгарии.
44. С северного склона хребта Чамен-таг (Пржевальского) или Юсуп-алыка берут начало речки Чархалык, Тула-кудук (редко имеющая воду) и Ильбе-чимек (Джахан); все они глубокими ущельями прорывают Алтын-таг.
45. От хребта Московского (Ачик-кол) хребет Тогуз-дабан отделен верховьями р. Черчен и горами Музлук-таг.
46. С западной части Московского хребта собирают воды речки верховьев Черчена.
47. Размеры озера Незамерзающего 16x60 км. С южной стороны в озеро текут несколько рек, из которых крупнейшая Петелик-дарья под названием Кум-куль-дарьи впадает в восточную оконечность озера. Полное описание озера дано В. И. Роборовским, через пять лет вновь посетившим его.
48. Пржевальскому так и не пришлось посетить хребет своего имени. Он действительно оказался высочайшим хребтом Куэнь-луня, несущим снег и ледники. Хребет этот протянулся с запада на восток более чем на 500 км. На западе он соединяется с Русским хребтом, а на востоке с хребтом Бокалык (Марко Поло). Высочайшие вершины хребта Улуг-мус-таг (Великая ледяная гора) - 7 723 м, редкие перевалы череа него лежат на высоте 500 м. Местное название хребта Арка-таг (т. е. задние горы),
В 1899-1890 гг. в Куэнь-луне работала Тибетская экспедиция под руководством М. В. Певцова. Это была пятая центральноазиатская экспедиция Пржевальского, который, как известно, умер на пороге Центральной Азии в 1888 г.
Участник экспедиции В. И. Роборовский сделал специальную экскурсию к хребту Пржевальского для выяснения его положения. По его данным, хребет Пржевальского покрыт снегом и не имеет общего названия. Самая высокая вершина называется Тюмен-лик-таг, виденная Пржевальским с берегов озера Незамерзающего и названная Шапкой Мономаха. На северных склонах хребта добывают золото. Хребет богат зверем, поэтому сюда собирается много охотников и бьют яков, куланов, горных баранов. антилоп оронго, в капканы ловят барсов, волков, лисиц, рысей, сурков (Труды Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. под начальством М. В. Певцова, ч. 3, СПб., 1896. стр. 50-52).
49. Этим путем как раз и воспользовался В. И. Роборовский, когда сделал свою третью экскурсию в горах Куэнь-луня к оз. Незамерзающему.
50. Обеднение Центральной Азии водой нужно рассматривать как результат деятельности человека. Человек разбирает воду в верховьях рек, обрекая низовье на безводие. Такой процесс начался уже давно и продолжается и сейчас в связи с ростом пашен и развернутым земледелием. Кроме того, войны и разрушение городов и оросительных систем приводят к исчезновению населения, перекочевки его с одних мест в другие, где сохранилась вода.
51. В настоящее время аргали далай-ламы не выделяется в особый вид, как это предложил Пржевальский, а объединяется видом Ovis ammon, имеющим большой ареал.
52. Это очень любопытное замечание. Действительно словом "курган" на тюркских языках обозначаются укрепления, в монгольском этот термин заменяется словом "хырма". Но последняя форма встречается как будто только у Пржевальского. Правильно "хэрым" или "хэрэм", что действительно по-монгольски значит крепостная стена, городская стена (но не стена дома или юрты-хана). Таким образом термин этот имеет значение для обозначения оборонительных сооружений.
53. Привожу указание на упомянутую литературу: Иоакинф, или Никита Яковлевич Бичурин, известный русский синолог, опубликовал "Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана" в 1829 г. в Петербурге. Кроме того, сведения из "Си-юй вый-дзян-лу" приведены в "Землеведении" К. Риттера - География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россией. Восточный или Китайский Туркестан. В переводе с примечаниями крупнейшего русского востоковеда В. В. Григорьева. СПб., 1869. Второй выпуск этого тома целиком написан В. В. Григорьевым и состоит из содержательных дополнений; он вышел из печати в Петербурге в 1873 г. Григорьев использует также материал китайских географических источников.
Второе сочинение Си-юй-шуй-дао-цзи в извлечениях перевел на русский язык В. М. Успенский по предложению того же Григорьева и напечатал в Записках Русского Географического общества, т. 6, отд. 1, стр. 93-150. СПб., 1880.
54. О Заман-беке и его судьбе сказано в примечании 18 к новому изданию книги Пржевальского "От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор" (М., 1947, стр. 138-139).
55. Н. М. Пржевальский во всех своих книгах, посвященных описанию путешествий в Центральную Азию, упоминает имя Якуб-бека и сообщает интересные подробности о дунганском восстании, о государстве Джеты-шаар и судьбе Восточного Туркестана. Якуб-бек - яркая фигура, и биография его крайне интересна. Между тем период "Джеты-шаара" плохо изучен и освещен в нашей исторической литературе. Поэтому редактор данного издания обратился к доценту Московского института Востоковедения К. А. Усманову с просьбой написать несколько слов о Якуб-беке я Джеты-шааре. Это целесообразно сделать в примечаниях именно к этой книге, где Пржевальский, оглядываясь на несколько прошедших мятежных лет в истории Восточного Туркестана, неоднократно приводит свои высказывания по поводу исторических судеб Восточного Туркестана, представляющего собой этнографическое образование совсем особое в составе Китая К. А. Усманов любезно согласился написать такое примечание, которое мы и приводим здесь.
"Якуб-бек родом из Средней Азии (г. Пскент, южнее Ташкента). По отцу таджик. С раннего детства остался сиротой и воспитывался у дяди. Сильно нуждался, был ремесленником, слугой беков и джигитом в кокандском войске. Впоследствии стал юз-баши (сотником) и одно время служил в Ак-мечети (ныне Кзыл-орда). В конце 1864 г., когда Якуб-беку было уже около 45 лет, правитель Кокандского ханства Алим-кул отправил его в Кашгар при следующих обстоятельствах.
Летом 1864 г. мусульманское население Синьцзяна восстало против господства маньчжуро-китайских завоевателей и добилось победы. Но Синьцзян распался на отдельные самостоятельные мусульманские владения: Дунганское ханство с центром в Урумчи, Кучинское ханство, Хотанское падишахство, Кашгарское владение во главе с киргизами. В Или впоследствии образовалось Таранчинское султанство. Между этими феодальными владениями начиналась борьба за власть над Кашгарией: на эту власть особенно претендовали кучинские ходжи. Стране, только еще освободившейся от столетнего господства Китайской династии Цинов, грозила междоусобица.
В эти беспокойные дни правители Кашгарского оазиса обратились в Кокандское ханство с просьбой прислать в качестве правителя Бузурук-ходжу, предки которого являлись правителями Восточного Туркестана вплоть до завоевания страны маньчжуро-китайскими войсками в 1759 г. Отец Бузурука Джехангир-ходжа еще в 1826 г. вторгнулся в Кашгарию, при поддержке уйгуров (местного мусульманского населения) он свергнул китайское господство и образовал Кашгарское государство, владение которого распространялось от Хотана до Аксу. Только через девять месяцев Цибэм удалось восстановить свою власть над Кашгарией. Джехангир попал в руки китайцев, был отправлен в Пекин и казнен. Уйгурский народ воспевал храбрость и подвиги Джехангира, оплакивал его трагическую смерть и ждал его сына Бузурука чтобы поднять восстание против китайских угнетателей. Но Бузурук-ходжа был слабохарактерным и не способным к государственной деятельности. Ему была бы не под силу роль объединителя Кашгарии, и скорее он сам мог превратиться в игрушку в руках отдельных феодальных группировок. Это прекрасно понимал Алим-кул. Поэтому он предложил Якуб-беку сопровождать Бузурука в качестве его первого помощника и военачальника. Выбор пал на Якуб-бека не случайно, последний выделялся своей исключительной предприимчивостью, организаторским талантом, умом и твердостью характера.
Бузурук-ходжа был радостно встречен кашгарцами. Тысячи людей вышли на улицы и за городские стены приветствовать ходжу.
В это время политическая обстановка в Кашгаре оказалась весьма сложной. Уйгурские и киргизские беки, пришедшие к власти после победы восстания, всерьез не думали об объединении страны; они увязли во взаимных интригах, и Бузурук, провозглашенный правителем Кашгара, превратился в орудие враждующих феодальных группировок. Беспечность и ограниченность отдельных беков-феодалов соответственно повлияли и на Бузурука,- он позабыл свои задачи и предался бесконечным дворцовым кутежам и празднествам.
Однако в стране было немало передовых представителей, понимающих необходимость создания единой государственной системы для нормального хозяйственного и культурного развития. Якуб-бек был овеян идеями этого движения. Он развертывает лихорадочную деятельность по созданию кашгарского войска и, как свидетельствует местный автор, "он не имел времени даже ни для еды, ни для сна". Благодаря этим своевременным мероприятиям, кашгарцам удается, под руководством Якуб-бека, разгромить вблизи Кашгара крупную силу кучинских ходжей, пытавшихся захватить город.
Борьба за объединение Восточного Туркестана продолжалась около двух лет (1865-1867 гг.). Бузурук-ходжа, запутавшись в интригах отдельных группировок, открыто выступил против объединительной деятельности Якуб-бека. В результате Бузурук был отстранен от управления и во главе нового государства стал сам Якуб-бек. Это государство называлось Джеты-шааром ("Семиградьем") включавшим семь больших городов Кашгарии (Хотан, Яркенд, Янги-гисар, Кашгар, Аксу, Куча и Карашар). Якуб-бек в дальнейшем расширил территорию своего владения за счет дунганского ханства и включил в состав Джеты-шаара также Куня-турфан, Урумчи и Манас.
Это крупное мусульманское феодальное государство, возникшее в Центральной Азии, привлекло внимание сильных держав, прежде всего Англии и России, владения которых граничили с Джеты-шааром. Англичане пытались использовать Якуб-бека в борьбе против русского проникновения в Среднюю Азию. Однако Якуб-бек понял подлинную суть английского "благорасположения" к Джеты-шаару и оценил дружбу с Россией. В 1872 г. было заключено торговое соглашение между Джеты-шааром и Россией, в 1874 г.- с Англией.
Якуб-бек заботился о благоустройстве своей страны. При его управлении рыли новые оросительные каналы, расширившие посевную площадь дехкан, улучшали пути сообщения, строили мосты, поощрялась промышленная деятельность и торговля; караван-сараи, построенные при Якуб-беке из жженого кирпича, выделялись от остальных глиняных построек Кашгарии; при нем были построены, впервые в истории Кашгарии. общественные бани в городах, он ликвидировал старые сложные налоги и ввел единый налог.
В создании и укреплении Джеты-шаара большую роль играли узбеки, принимавшие участие в управлении, в армии и в строительстве. Еще с древнейших времен жители бассейнов Тарима и Сыр-дарьи имели между собой тесные экономические связи, отсюда возникало и культурно-политическое единство. Узбеки в течение XIX в. не раз принимали участие в освободительной борьбе уйгуров против маньчжуро-китайского господства в Кашгарии. В силу этого появление Якуб-бека во главе Джеты-шаара вполне естественно.
В 1876 г. маньчжуро-китайские войска, двигавшиеся из Внутреннего Китая, заняли большие дунганские владения в Синьцзяне (Гучен, Урумчи, Манас и затем Турфан). Якуб-бек готовился дать генеральное сражение маньчжурским войскам, когда последние перейдут границу Джеты-шаара. Однако он этого не дождался, в мае 1877 г. Якуб-бек внезапно умер. Китайские войска восстановили свою власть в Кашгарии в декабре 1877 г. Страна опять подпала под тяжесть чужеземного гнета. Однако уйгуры не забывали совместную с узбеками и киргизами борьбу против маньчжуро-китайского господства в Восточном Туркестане и никогда не теряли надежды на окончательное освобождение страны от китайской опеки. Об этом несколько раз свидетельствует и Пржевальский в данной книге".
46. Вот что по данному поводу находим у А. Н. Куропаткина: "16 мая 1877 г. в 5 часов пополудни, Бадаулет (т. е. Якуб-бек.- Эд. М.) был сильно раздражен своим мирзой (секретарем) Хамалом, которого за неточное исполнение каких-то поручений он бил прикладом до смерти.
Убив Хамала, Якуб-бек набросился и начал бить своего казначея Сабир-ахуна. В вто время с ним сделался удар, лишивший его памяти и языка. Оставаясь в таком положении, Бадаулет 17 мая в 2 часа утра скончался. Слухи об отравлении Якуб-бека сыном его Хан-кулыбеком, и о том, что он сам, ввиду неудач против китайцев, принял яд, не имеют основания" (Кашгария, историко-географический очерк страны, ее военные силы, промышленность и торговля. СПб., 1879, стр. 211). Тут же Куропаткин приводит интересное письмо Заман-бека с яркой характеристикой Якуб-бека: "Покойный Якуб-бек был человек умный, деятельный, с удивительной памятью, но вместе с тем хитрый, лукавый; правды почти не говорил; в полном смысле был эгоистом и ни для кого не был другом. Полководцем же в последнее время он выказал себя плохим, а в отношении многоженства перещеголял персидского Фатали-шаха. В частной жизни жил он очень просто, без всяких претензий, довольствовался очень малым, по временам бывал добр и приветлив со всеми. Обряды религии своей исполнял усердно" В сутки отдыхал только около четырех часов, а остальное время был занят. Никому не доверял: во все дела, начиная от конюшни и кухни, до самых важных государственных дел, вникал сам...." (там же, стр. 211 и сл.).
67. О происхождении названия "Лоб-нор" сказано в примечании No 39. См. "От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор", М., 1947, стр. 145-146. Марко Поло упоминает о г. Лоп, о пустыне с этим названием, но озеро было неизвестно венецианцу, который ни единым словом не обмолвился об этом большом водоеме.
68. Картина Тарима и Лоб-нора, нарисованная Пржевальским, сейчас сильно изменилась. Гидрография лобнорского бассейна оказалась непостоянной, изменчивой, а Лоб-нор является примером блуждающего озера. Интересную историю полемики о положении Лоб-нора и нижнего течения Тарима и любопытнейшую картину их гидрографии мы постарались осветить в статье "Лобнорское путешествие Пржевальского и загадка Лоб-нора", помещенной в книге Пржевальского "От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор" (М., 1947, стр. 3-23), почему и ограничиваемся здесь данной справкой. Напомним только, что статья Ф. Рихтгофена вышла в Берлине в 1878 г., а возражения Пржевальского изложены им в заметке под названием "Несколько слов по поводу замечания барона Рихтгофена на статью "От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор".
59. На путешествия Форсайта Пржевальский ссылается и в предыдущих своих сочинениях. Форсайт возглавлял английскую миссию к Якуб-беку и прошел из Индии в Кашгарию дважды в 1870 и 1873 гг. В 1875 г. на английском языке вышло описание этих путешествий.
60. Это разделение птиц на группы устарело и не применяется в орнитологической классификации.
61. Геджра или гиджра - мусульманское летоисчисление, принятое во многих странах ислама. Имеет начало от времени бегства Мухамеда из Мекки в Медину в 622 г. Поэтому к указанному Пржевальским 754 г. нужно прибавить 622 г., что будет соответствовать 1376 г. нашего календаря. Слово "геджра" арабское, отсюда наше слово "эра".
62. Большой материал по истории Восточного Туркестана содержится в труде, В. В. Григорьева "Восточный или Китайский Туркестан", в "Землеведении" Риттера вып. 2, дополнения, отдел первый, географический (СПб., 1873), здесь можно найти и исчерпывающий обзор старых источников. Замечательные работы по древностям Восточного Туркестана выполнены русским генеральным консулом Н. Ф. Петровским. Исторические сведения о Западном Китае можно найти в обширном труде нашего известного путешественника Г. Е. Грумм-Гржимайло ("Описание путешествия в Западный Китай", 3 тома. СПб., 1896-1907).
63. Некоторые из этих слов, приводимых Пржевальским как монгольские, являются также и тюркскими. Таковы "аха" (ака) - старший брат, уважаемый человек; тэльпэк - шапка и др.
64. Офеня - коробейник, мелкий торговец, разносивший свой товар по деревням, предлагая тесьму, пуговицы, резинки, лубки, ситец, ленты. Коробейники говорили между собой на особом жаргоне, известном под названием офенского языка.
65. Ислам разделяется на две главные секты: сунитскую и шиитскую. Суниты и шииты друг друга обвиняют в измене принципам ислама и враждуют другие другом. Вражда эта нередко приводила к большим войнам мусульман между собой.
66. Этнографический очерк таримцев и каракурчинцев представляет выдающийся интерес, как свидетельство очевидца. Небольшие дополнения к этому очерку сделал М. В. Певцов в Трудах Тибетской экспедиции, ч. 1, гл. 8. СПб., 1895. Пржевальский очень хорошо показал обнищание жителей низовьев Тарима и Лоб-нора в результате произвола и грабежей китайских чиновников и торговцев.
67. Приведенные данные о русских староверах несколько отличаются от приведенных Пржевальским в его отчете о втором центральноазиатском путешествии. Мф уже указали литературу, где рассказывается об этом интересном путешествии русских в глубь Центральной Азии. См. примечание 33 на стр. 143 нового издания "От Кульджи за Тянь-шань и на Лоб-нор" (М., 1947). Добавим только, что П. И. Мельников (Андрей Печерский) использовал мотивы раскольничьих путешествий к Лоб-нору в своем романе "В лесах": "Но дошли мы-таки до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры" (Полное собрание сочинений, т. 3. Изд. М. О. Вольф, СПб.- М., 1897, стр. 188).
68. Метеорологические наблюдения Пржевальского обработал А. И. Воейков, который обобщает материалы о климате Лоб-нора в следующих строках: "К сожалению, оба раза он был здесь почти в то же время, так что за последнюю часть зимы и первую половину весны мы имеем два ряда наблюдений, о лете же и осени ничего не знаем из наблюдений Пржевальского. Облачность в конце зимы и начале весны не особенно мала, а к апрелю значительно увеличивается, вообще если взять еще низовья Тарима к западу от озера, то Пржевальский наблюдал наименьшую в декабре, наибольшую в апреле (средние 2,9 и 6,6). По Тариму в начале ноября облачность еще меньше (1,6). В ноябре, декабре и январе господствует притом тихая погода, бурь наблюдаемо не было, а в марте и апреле ветры сильны, бури довольно часты и несут тучи пыля. Поздней осенью и зимой ветер наблюдается так редко, что трудно решить, какое направление преобладает. В сущности решительно преобладает затишье. Уже в феврале является изменение и ясно заметно, что северо-восточные ветры самые частые. Их преобладание и сила возрастают к апрелю. Еще больше средняя сила ветра и чаще бури по р. Конче-дарья, притоку Тарима у подножья Тянь-шаня, в средине мая...
Везде близ Лоб-нора и оттуда к северу до предгорий Тянь-шаня и к западу до оазиса Черчена поздней осенью, зимой и весной осадков нет или они редки и до крайности незначительны" (Научные результаты путешествий Н. М. Пржевальского по Центральной Азии, отд. метеор. СПб., 1895, стр. 263 и сл.).
69. Пржевальский ссылается на труд нашего знаменитого географа и зоолога Н. А. Северцова, исследователя Средней Азии, этот труд имеет следующее полное название: "Etudes sur le passage des oiseaux dan l'Asie Centrale particulierment parle Ferghanah et le Pamir" и напечатан в Bulletin de Societe des naturalistes de Moscou т. 55, вып. 1. M., 1880, стр. 234-287 с картой.
70. Тюркское "кышлак", или "кишлак", дословно - зимовка, т. е. зимнее поселение, в корне слова "кыш", т. е. зима.
71. На современных картах сохранилось название поселка Ваш-шари. Речка под таким названием действительно начинается в горах Алтын-тага.
72. Такое представление на геологическую историю Средней и Центральной Азии уже оставлено наукой, как несостоятельное и не подтвердившееся фактами, добытыми геологами при последующем изучении этих областей.
73. Приводим русские названия поименованных птиц в порядке их наименования: 5-го числа трясогузка, 6-го ласточка-касатка, 9-го ремез, 11-го речная крачка, 13-го сверчок и черныш, 15-го малый зуек, 20-го толстоклювый зуек, 22-го белохвостый песочник, 23-го кукушка, 27-го монгольский конек, 28-го пеночка.
74. Генри Юль - английский востоковед, исследователь и комментатор книги и путешествий Марко Поло.
75. Пржевальский правильно подметил антропологическую пестроту в населении Восточного Туркестана. Здесь в течение долгого времени смешивались приходившие сюда различные этнические элементы. Большинство востоковедов считает, что древними аборигенами Кашгарии были согдийцы, народ, говорящий на языке иранский группы. Ныне все население этой страны восприняло древний этнический термин - уйгуры.
76. путешественник К. И. Богданович пишет: "Часть Куэнь-луня, в которой сосредоточились мои исследования этого периода, чрезвычайно удачно выделена Пржевальским под общим названием Русского хребта... у туземцев эта часть гор... слывет под общим названием Ак-кар-чекьп-таг, т. е. белоснежного хребта. Это название метко определяет характер хребта; в самом узком месте, по меридиану Нии, хребет представляет только ряд острых гребней, повышающихся от 13 до 24 тыс. футов, между которыми рвутся бешеные потоки... Прямолинейность простирания хребтов, их обособленность и преобладание продольных долин, соединяющихся дикими поперечными ущельями, отличает хребет Русский от части гор, например, к западу от Полу (Карийский хребет) и в бассейне Тизнаба" (Труды Тибетской экспедиции 1889-1890 гг., ч. 2. СПб., стр. 26 и сл.).
"Главные вершины хребта поднимаются до высот свыше 6 тыс. м. Орография этой части Алтын-тага оказалась гораздо более сложной, чем представлял Пржевальский, который не углублялся во внутренние части гор. Горы здесь суровы, каменисты, сухи, богаты россыпями и бедны населением. Стойбища (агыл) пастухов, уединенные пашни их, да кое-где по долинам каменные стены жилищ приисковых рабочих напоминают еще о людях в Русском хребте и в Токуз-дабане; В долине Черчен-дарьи находятся последние стойбища пастухов, а дальше к востоку только одни обо (куча камней) указывают дороги, по которым проходят на промыслы в далекие горы Куэнь-луня и в Тибет охотники и золотоискатели. Неприветлив Куэнь-лунь, невесела и жизнь пастухов и золотоискателей в его дебрях" (там же, стр. 27).
77. Все эти реки берут истоки в Алтын-таге, который оказался гораздо шире в основании и сложнее в орографии, чем представлялось в прошлом столетии.
78. Т. е. фауны птиц и млекопитающих.
79. Хребет Пржевальского действительно подходит к Русскому хребту и топографически связан с ним. Обширные высоколежащие территории на юг от Русского хребта до настоящего времени еще не изучены и не описаны.
80. Здесь Пржевальский приводит список дорожных станций по обеим дорогам, с указанием расстояний между станциями в верстах. Редактор счел возможным изъять этот список.
81. Кара-муран (название монгольское Хара-мурэн - черная река) берет истоки на северных склонах хребта Пржевальского и прорезает ущельем северную цепь Алтын-тага.
82. Словом "копа" в Средней Азии обозначают заросшее растительностью озеро или большое болото. Отсюда название г. Копал.
83. О руднике Копа более подробные сведения приводит М. В. Певцов, который пишет, что ежедневно здесь добывают от 40 до 80 золотников (170-340 г) золота. В селении 50 домиков, в которых живет до 300 рабочих. Воды мало, поэтому породу разрыхляют и провеивают во время ветров, подбрасывая на больших деревянных чашах таким образом, что гравий, дресва и крупный песок с частицами золота падают на разостланные ткани или войлок. Затем руками выбирают крупинки золота из общей массы. Золото скупали здесь китайцы и богатые купцы из местного населения. Приезжали также сюда и русские купцы из г. Кэрии. Золото часто выменивали на привозимые товары, что давало купцам большой доход. Так как местность вокруг Копа сухая и каменистая, то все для жизни нужно было сюда привозить из оазисов Кэрии, Нии и Черчена (Певцов, цит. соч. стр. 247). В другом месте автор пишет, что беднейшие жители Нии летом уходят в горы на золоторазработки, но из-за бессовестной эксплоатации и кабалы со стороны нанимателей их заработки ничтожны (там же, стр. 194).
84. Певцов сообщает, что Мольджа в результате дождя так разлилась, что представляла реку до 300 м ширины и сильно подняла свой уровень, в узких местах почти на 2 м. От шума быстрой реки и передвигающихся камней трудно было слышать человеческую речь. Вечером вода так сильно прибывала, что экспедиция за 30 минут перенесла свой лагерь и багаж дальше от реки. "Во время этого перемещения пальба валунов и рев реки слились в один оглушительный вой, вынуждавший сильно выкрикивать приказания, чтобы они могли быть услышаны при таком страшном шуме. В полночь мы улеглись, как всегда, на войлоках, разостланных в палатках на земле, но долго не могли заснуть от сильного гула и дрожания земли, которая в то же время, как нам слышалось, будто тяжело стонала" (там же стр. 245). Истоки Мольджи лежат в ближайших горах Алтын-тага, они прорезают лишь передовой его уступ.
85. Реки Бостан-туграк и Толан-ходжа в их верховьях посетил в 1889 г. геолог Тибетской экспедиции К. И. Богданович. Он выяснил, что истоки их лежат на значительном расстоянии от передового уступа Русского хребта.
86. Эта легенда о красавице Люнджилик-ханум и святом имаме Джафар Садыке подробно изложена Певцовым (цит. соч. стр. 138-139).
87. В первом издании по ошибке сказано: юго-западное направление. Так как Пржевальский шел верхней дорогой, под горами, то естественно, что от ключа Сугек он пошел на северо-запад, к г. Ния.
88. По Певцову число жителей селения Ния достигает 1 850 человек. Подробное описание этого оазиса он привел на стр. 192-196 первого тома трудов Тибетской экспедиции.
89. Приводим русские названия птиц. 1 мая прилетели пестрый каменный дрозд, серая славка, ласточка, 9 мая пеночка-кузнечик, 10 мая овсянка, 14 мая козодой, 18-го иволга.
90. К этим растениям следует прибавить джугару, вид сорго, весьма распространенную и в Средней Азии, люцерну, лен, коноплю, кунжут, мак.
91. Такую же характеристику оазисов и их населения сделали и другие русские путешественники, посетившие Восточный Туркестан. См. этнографический очерк Кашгарии М. В. Певцова в Трудах Тибетской экспедиции, т. 1, гл. 5, 1895 г.
92. Все это с достаточной убедительностью характеризует положение китайских резидентов в Кашгарии, жители которой имели все основания ненавидеть китайских управителей. По этому поводу Певцов пишет:
"Вообще нынешний китайский режим крайне неприятен кашгагскому народу. Туземцы горько сетуют на китайцев за их тяжелые поборы, высокомерие, презрительное к ним отношение и постыдные вымогательства мелких китайских чиновников позволяющих себе во время командировок не только кормиться за счет населения, жестоко обращаться с ним, присваивать его ценные вещи, но и отбирать от него жен и дочерей себе в наложницы. Китайские чиновники, по уверению туземцев, берут взятки с торговцев предпочтительно деньгами, а за неимением их, и товарами, которые отсылают к бекам для продажи по высоким ценам, и эти последние по необходимости исполняют такие щекотливые поручения, пополняя выручку поборами. Мало того, местные китайские власти, пользуясь щедрыми приношениями богатых туземных купцов и золотопромышленников, относятся равнодушно к безжалостной эксплоатации этими богачами населения и даже к своеволию над ним. Богачи (баи), разумеется, вполне довольны своим привилегированным положением и хвалят китайский режим, но народ ропшет на него и с сожалением вспоминает Якуб-бека. По призванию самих туземцев, он был жесток и чрезмерно ревнив в охранении мусульманских традиций, но вместе с тем справедлив и снисходителен к бедным. При нем баи платили большие налоги, на счет которых преимущественно содержались войска, покупалось оружие и выплачивалось жалование иностранным офицерам (турецким и сипаям из магометан). Бедных же он строго воспрещал обременять налогами, а потому большинство населения при нем жило гораздо привольнее, чем теперь" (там же, стр. 191).
93. Алий-имам (мусульманский святой) - зять Мухамеда, основоположника ислама. Последователи Алия создали мусульманскую секту шиитов, которая называлась партией Алия (шиа Али); партия эта возникла в середине VII в. как политическая группа, защищающая принцип наследственности халифол; но власть эта может быть наследована только потомками Алея, так как только в них течет кровь Мухамеда.
Об Исламе см.: В. В. Бартольд. Ислам. П. 1918; Н. А. Смирнов. Современный ислам, "Безбожник", М., 1930, Евг. Беляев. Происхождение ислама (хрестоматия). М.-Л., 1931.
94. Весь Восточный Туркестан и Джунгария составляют провинцию Синьцзян, которая образована в 1884 г. В то время Кашгария была разделена на две административные области: Аксуйскую и Кашгарскую, куда и входил Кэрийский округ. Ныне весь Синьцзян обычно делят на две большие области, лежащие на север и на юг от Тянь-шаня: Тянь-шань бэйлу (Джунгария) и Тянь-шань наньлу (Кашгария или Уйгуристан). В последнюю сейчас входят шесть округов и два княжества - Турфанское и Хамийское. Столица Синьцзяна - г. Урумчи, расположенный у северного подножья Тянь-шаня.
95. Русло Кэрии действительно заметно далеко от города в песках Такла-макан, но не доходит 150 км до Тарима, куда раньше она несомненно доносила свою воду. Кэрия замирает, образуя небольшие озерки, в урочище Тонгус-басты. В нижнем течении Кэрия занесена песком, но долина все же заметна в рельефе; к ней приурочено значительное количество колодцев с пресной водой, питающихся грунтовыми водами, все же текущими под поверхностью земли на север к Тариму. К долине р. Кэрии и сейчас приурочен караванный путь, соединяющий оазисы Кэрия и Куча и пересекающий по меридиану Такла-макан. Высыхание Кэрии в низовьях, ее исчезновение объясняется главным образом разбором воды для нужд земледелия, расширяющегося посевного клина в оазисах Кашгарии за исторический период, а также изменением гидрологического режима реки, благодаря большому количеству рыхлого материала, выносимого рекой. В результате этого фильтрация вод с течением времени принимала все большие размеры.
96. К. Риттер. Землеведение Азии. Восточный Туркестан. СПб., 1869. И. В. Мушкетов. Туркестан, 1886. В новом издании 1915 г. вышла из печати только часть первая первого тома, не содержащая указанного Пржевальским материала, здесь приведена история исследования этого края. Второй том "Туркестана", СПб, 1906, весь посвящен описанию геологических исследований по маршрутам автора.
97. Нефрит - знаменитый камень древности, пользовавшийся большой славой на востоке. Китайцы называют его "юй", иранцы "иашм" (ср. русское - яшма), монголы "хаш". В Восточном Туркестане находятся богатейшие месторождения нефрита, отсюда его вывозили на мировые рынки.
О нефрите акад. А. Е. Ферсман пишет так: "Его поразительная однородность, его прочность при очень большой твердости, доступность выразить резьбой самый тонкий рисунок - все это влекло к себе восточные народы, подчинившие этому камню и свой резец и свои творческие замыслы...
Главным центром нефрита во всем мире была Центральная Азия - та область Хотана, поэтического города Восточного Туркестана, богатство которого составляют нефрит и мускус..." (А. Е. Ферсман. Самоцветы России, т. I, П. 1921). По нашему мнению, название "Кашгар" образовано из двух терминов: "кар", или камень; "каш" - нефрит, т. е. может быть переведено как "нефритовый камень".
98. Сухой дождь - характерное явление пустынь. Дождевые капли часто испаряются в воздухе, не достигая приземных горизонтов. Слишком сух воздух, и поэтому влага испаряется очень быстро. В пыльной атмосфере, когда легчайшая лёссовая пыль поднимается очень высоко, дождевые капли успевают промочить частицы пыли и образуются комочки. Во время падения комочки грязи высыхают и до земли достигают твердые сцементированные крупинки.
99. Сиенит - магматическая массивно-кристаллическая порода; змеевик - минерал темных окрасок, матовый, малопрозрачный; лидит, или пробирный камень, черный, плотный и твердый кремнистый сланец; антигорит (в первом издании Пржевальского было указано - антиколит) - серпентин, минерал пластинчатый, чешуйчатый, волокнистый, но не кристаллический.
100. Исследованию куэньлунских ледников посвящена специальная работа Г. Соболевского "К современному и древнему оледненению в Западном Куэнь-луне", где автор считает, что концы ледников в Куэнь-луне расположены очень высоко, в среднем на уровне 4 370 м, а высота снеговой линии на северном склоне 4 900 м, а на южном склоне 5 160-5 200 м (Известия Русского Географического общества, т. 54, вып. I. П., 1919, стр. 27-56). К. И. Богданович указывает высоту снеговой линии для Русского хребта 5 000-5 900 , а в Западном Куэнь-луне 4 900 м на северном склоне и 5 160 м на южном, Певцов же для среднего Куэнь-луня приводит соответственно цифры 5 400 и 5 700 м, что говорит об исключительной сухости этих гор.
101. Население, живущее в Куэнь-луне, называют в Кашгарии также тактиками, т.е. горцами. Вообще тюркское население Восточного Туркестана, объединившееся под названием уйгуров, часто именуется по географической местности, где оно обитает: яркендлык, кашгарлык, хотанлык и т. д., мальчи в переводе - скотоводы.
102. Это название духов заимствовано, конечно, из древнеиранской мифологии, где пери - добрые феи, защищающие людей от зла, болезней, насилия, от воздействия злых сил. Отсюда: пери - красавица, добрая, красивая девушка.
103. Этнографический очерк кашгарцев составлен М. В. Певцовым. Оригинальные и ценные материалы по этнографии Восточного Туркестана опубликованные в Записках Русского Географического общества по отделению этнографии (СПб., 1904), собрал Чокан Валиханов. У Певцова читаем:
"Кашгарский народ отличается кротким характером, честностью, гостеприимством и услужливостью. Эти симпатичные его черты в значительной мере преобладают над присущими ему, хотя в слабой степени, отрицательными нравственными качествами: лицемерием, корыстолюбием и раболепием. Но указывая на них, нельзя не оговорить, что развитию этих качеств, по всей вероятности, немало способствовал долговременный гнет, от которого многострадальный кашгарский народ не освободился еще вполне и до настоящего времени, а равно и беспримерная превратность его исторической судьбы. Во всяком случае, беспристрастный исследователь должен, по всей справедливости, признать нравственный уровень туземцев Кашгарии стоящим на весьма значительной высоте. Действительно, процент преступности, служащий верным критерием для суждения о народной нравственности, в Кашгарии очень мал. Тяжкие уголовные преступления: грабежи, убийства, поджоги и т. п., столь редки в этой стране, что совершение такого преступления считается прискорбным событием, о котором народная молва отзывается как о чем-то необычайном, приводящем в некоторый ужас кроткое туземное население. И не только такие возмутительные злодеяния, но даже самые обыкновенные у нас в Европе преступления, как, например, воровство, в Кашгарии случаются, говоря относительно, несравненно реже, чем в любом из европейских государств, исключая разве скандинавские. Дома в этой стране не имеют ни запоров, ни замков; хлеб почти всю зиму хранится в ямах на полях, и никто не опасается воров; на базарах нередко можно видеть открытые лавки, покинутые отлучившимися на время хозяевами, и товар в них остается в целости.
Приведенные факты несомненно свидетельствуют о нравственной чистоте обитателей Кашгарии, стоящих в моральном отношении, пожалуй, значительно выше многих цивилизованных народов нашей части света...
Кашгарцы очень чадолюбивы, часто ласкают своих детей, нежат их и вообще слишком балуют. Жестокое обращение родителей с детьми представляет редкое исключение; напротив, поблажки весьма обыкновенны". (М. В. Певцов. Труды Тибетской экспедиции 1889-1890 гг., ч. 1. СПб., 1895, стр. 161, 162, 164).
104. Николай Федорович Петровский - русский генеральный консул в Кашгаре, собравший уникальную археологическую коллекцию предметов древностей, которые поступили в Петербургский Эрмитаж.
105. Под сартами подразумевалось местное оседлое население Средней Азия или Западного Туркестана (в данном случае жителей Ферганы, г. Андижана).
106. Хотан - один из древнейших торговых городов Азии и богатейший оазис Кашгарии. Некогда он главенствовал в Восточном Туркестане, а слава о его богатствах и пышности простиралась далеко за пределы Центральной Азии. По-разному писали название этого города древние историки: Khotan, Khotian, Khoten, у арабов - Хотен.
107. М. В. Певцов определяет население Хотанского оазиса вместе с населением Зава-кургана и Кара-каша в 160 тыс. человек. Хотанский оазис больше Яркендского по площади, но населен реже. В конце прошлого столетия на одну усадьбу в Хотанском оазисе приходилось 3,5 десятины земли, а в Яркендском - 1,7 десятины.
По современным данным, Хотанский оазис занимает площадь 1,6 тыс. кв. км. с населением примерно 200-250 тыс. человек. Ныне в городе имеются предприятия, обрабатывающие местное сырье и выпускающие хлопчатобумажные ткани и шелка. Хотан издавна славится как центр торговли нефритом.
108. Здесь Пржевальский в длинной сноске сообщает цены на сельскохозяйственные продукты, бывшие в то время в Хотане. Эту сноску мы сократили, ибо интереса она большого сейчас не представляет, а любопытна только для специалистов по истории и торговле Кашгарии.
109. В верховьях Юрун-каша и Кара-каша расположен важный ледниковый узел Куэнь-луня. Здесь насчитывается до 60 ледников.
110. Джангаль, или джэнгель (энгель) - лес. С этим термином связан и термин "джунгли". Данное слово широко распространенно в тюркско-иранских странах. Здесь Пржевальский употребляет местное название пойменных зарослей по долинам рек Кашгарии.
111. Хольно - от слова "холить". В данном случае - растет пышно, чисто.
112. Сведения о мертвых городищах в пустыне Такла-макан подтвердились. Здесь действительно найдены древние города, полузанесенные песком, покинутые жителями и не имеющие источников воды. Население покинуло города вследствие военных событий, а также в результате исчезновения воды в реках и искусственных каналах, питавших древние города. Мы уже отмечали, что расширение оазисов в предгорной зоне, использование человеком всей воды для орошения полей и садов привело к иссяканию воды в низовьях и отмиранию нижних течений. Изучение древних городищ Такла-макана представляет выдающийся археологический интерес.
113. "Кяфирами" у последователей ислама принято называть немусульман, "неверных", исповедующих иные религии. В это слово вкладывается презрение, оно имеет оскорбительный смысл.
114. Как по Тариму, так и по Конче-дарье плавают местные баркасы - каюки. Однако пароходство здесь и до сих пор еще не организовано, хотя возможности для него очевидны.
115. Хан-тенгри - "царь небес" - высотой в 6 992 м, до самых последних лет считался высочайшей вершиной Тянь-шаня. Но ныне советские альпинисты открыли еще более высокую вершину в хребте Кок-шаал, которая названа "пиком Победы". Высота его 7 439 м над уровнем океана.
116. Аксу - один из важнейших городов Синьцзяна - лежит под южным склоном Тянь-шаня. Богатый земледельческий оазис и торговый центр; стоит на большой дороге Тянь-шань - Нань-лу, проходящей вдол