Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 50, Дневники и записные книжки 1888-1889, Полное собрание сочинений, Страница 11

Толстой Лев Николаевич - Том 50, Дневники и записные книжки 1888-1889, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

нет. Это не пой­дет при невнимании. Будут упреки. - Неряшество, нечис­тота.
   Резюме: Надо или отказаться от управления, найдя прикащика, уничтожить лошадей, собак, вещи и самому (5) работать в Гриневке или Александровке (Шенбель, Алмазов), или быть умным взыскательным хозяином, нанять прислугу и жить, как следует господам. Без иронии говорю, лучше, чем теперь. Те­перь я вижу, что ты несчастлив, а С[оня] счастлива только ребенком и отдаляется от тебя больше и больше. -
  
  
   Несчастлив ты от неправильной жизни, от мелочей, к[оторые] надо уничтожить: куренье, вино, копанье с мастерством (пока), позднее вставанье. Еще - постели врозь.
   [20 М. 89. Я. П.] Произведение] иск[усства] есть то, что откр[ывает] новое, ясно (6) и искренно. (7) Но, чтобы произведение иск[усства] было истин[ным] и заслуживало уважен[ия], надо, чтобы оно б[ыло] добр[ое]. Тогда оно будет прекрасно и прав­диво. Для того же, чтоб оно б[ыло] доброе, оно долж[но] быть согласно с учением об истинном благе. Как в 3-м веке произведе­ние искусства должно б[ыло] быть согласно с учени[ем] того
  
   (1) Зачеркнуто: принижение
   (2) Зач.: музыкальн.
   (3) Зач.: необходимо ясно и точно определить, в чем состоит то благо, к[оторое] дает искусство и
   (4) Зач.: о законности
   (5) Зач.: с 4-мя работниками
   (6) Зач.: т. е. красиво
   (7) Зач.: т. е. правдиво
  
   христианства, так теперь с учение[м] теперешнего христианства.(1)
   21 М. 1) Пища жизни истинной слишком изобильна, от этого иногда не знаешь что делать, - ка[к] пища телесная. Что бы сказал, как бы б[ыл] в тюрьме или на одно[м] хлебе. -
   2) Женщины унижены сладострастием. Тем же отплачивают, от того их власть. Как евреи.
   2) Во время беременности я мучил ее нервы и поползновения ревности, потом при некормлении попытка убить. -
  
   3) Как народ везде смотрит на науку и искусство: Только религиозные.
   22 М. Знания и искусства полезные никак не называются, но сверх них есть еще невидимо полезные. Они высшие и под них то подводят дребедень. -
   Порядок об иск[усстве]:
   1) Значение придаваемое], 2) Злоупотребления, 3) Пута­ница, 4) Науки и непризнание их.
   29 Мая. Вспомнил о жестокости с зайцем, как я не видал ее. Убийца какой-то явился вдруг. Вдруг увидал. (2)
   Разговор с дамами: очень печальная вредная ересь греко-русская, называющая себ[я] православною. (3)
   Жизнь дана мне, как ребенок дан няньке, чтобы возрастить его. И как глупая ня[нька] может щеголять ребенком, поль­зоваться им, может бояться и стыдиться показать его нечистым или усталым, так и глупый человек с жизнью. - Жизнь дана только для того, чтоб возрастить ее. Часто хочется того или другого положения в жизни, часто не нравится то или другое положение: спроси себя, что нужно для роста жизни, и тогда решишь, что то, чего хочется, того-то и не нуж[но] и наоборот. (4)
   30 М. 89. И[лья] опять строит дом. Думал: языческ[ие] люди заняты все приготовлением к жизни, а жизни нет, заняты едой, сном, ученьем, отдыхом, продолжением рода, воспитанием. Нет одного - жизни, роста своей жизни.
  
   (1) Ср. Дневник, 20 мая.
   (2) Ср. Дневник, 29 мая.
   (3) Ср. там же.
  
   И пусть не говорят: ростить свою жизнь эгоизм. Ростить свою жизнь - служить Б[огу]. Люби Б[ога] т[воего] в[сем] с[ердцем] и в[сей]..... и бл[ижнего], к[ак] сам[ого] себя.
   Когда видишь пользу ближн[их] и не видишь пользу от сво­его роста, и приходится выбирать, выбирай все-таки свою жизнь - Бога. Как бесцельн[ые] безвестные страдан[ия], зло, так бесцельное безвестное благо влекут в жизнь вне ви­димой.
   В этом разрешение задачи эгоизма, страстного эгоизма и смерти. "О жизни" - слабо, неясно. Рост жизни неизбежно и совпадает с установлением Царства Б[ожия] на земле, с лю­бовью к людям. Так что людям дано руководиться по мере сил их тем или другим: оба ведут к одной цели.
   Как совершенно всё равно нарисовать фигуры та[к], чтобы фон сделать черным, или фигуру - контуры одни.
   Сказать, что жизни нет у человека, к[оторый] не ростит свою жизнь, не метафора: точно нет жизни, как нет жизни в дереве, к[оторое] сохнет и не пускает ростков, в животном, к[оторое] разлагается, но не асси[ми]лирует пишу. Вся плотская жизнь есть разрушительный процесс истинной жизни. (1)
  
  
  
   Сказано люби Б[ога] твоего. Мой тот, к[оторый] во мне.
   31 М. 1-й акт любви это понимание желания и добра дру­гого, п[отому] ч[то] 2-й акт есть делание ему добра.
   В толпе невозможно любить. Что[бы] выучиться любить, нужно уединение и 2, 3 собеседника. Город - нравствен[ное] уродство. (2)
   2 И. Саша ищет палку, спрашивает: в гостиной? чтоб пока­зать, что она умная. Это заметно: в больших тоже, хотя менее заметно.
   Когда Моис[ей] сказал: люби Б[ога] тв[оего] в[сем] с[ердцем] до и т. д...., то Б[ог] его еще б[ыл] близко от него, пуповина свя­зывавшая еще б[ыла] в нем, и он мог так любить. Только удалив, изуродовав Б[ога], стало невозможно любить Его. (3) С матерьялистами и со всеми заблуждающимися не надо тратить время на
  
   (1) Ср. Дневник, 30 мая.
   (2) Ср. Дневник, 31 мая.
   (3) Ср. Дневник, 2 июня.
  
   спор. Надо идти вперед, оставляя их назади. Так же как с людьми, спорящими о дороге. (1)
   5 Июня 89. Обращение к брату. Кто бы ты ни был, ближний мой, брат или сестра моя. (2) Записано ли о человеке - реке. То глубок, то мелок, то чист, то грязен. (3)
   Я несчастлив, п[отому]ч[то] не чист. Как установ[ить] чистоту. (4)
   6 И. (Сладострастие блудить и развратничать с той, к[оторая] имеет власть над тобою - одно. Арапка царица. -)
   1) И[оанны] Злат[оусты], Албрехты великие, Августины, Филареты, те, к[оторые] соединяют дьявольское с Хр[истом], они-то враги Его. Они жалки и любви достойны, как заблудшие братья, но ненавистны, как учителя.(5)
   2) Ищи истину и найдешь единение. (6)
   8 И. К К[рейцеровой] С[онате]. Страшное впечатление 1-й ссоры, страшное впеч[атление] 2-й ссоры, что это не исключен[ие]. С 3-й ссоры желание ссорить[ся]. Получш[е], но пошло всё хуже. Ревность главное. Не удовлетворение?]. Похоть друж[ба?]. 10 лет жизни с деть[ми]. Кого оболью ядом ревности навеки чужд и враг. И ревность 3-х сортов. Он унижает, она унижает и настоящая зависть. Караулить. Ревность к брату или другу. От того, что решено, что можно. Настоящая пытка и белый медведь под конец. Пытка чтоб кончилась - вызвало убийство. Тщеславие ее, но до предела: любуйтесь и завидуйте только.
   Страх мой от того, что я видал, как она может лгать, как слова для нее ничего не значат, слова только украшенье.
   11 И. Женщина наряжаясь сама на себя разгорается по­хотью. От этого наряды так властны над ними - наряжая других - тоже. (7)
   Не надо думать, чтоб добро могло пересилить зло. Ты по­жертвовал собой, а он говорит: он и не смел иначе. Он знает
  
   (1) Ср. Дневник, 2 июня.
   (2) Ср. Дневник, 5 июня.
   (3) Ср. Дневник, 6 июня.
   (4) Ср. там же.
   (5) Ср. там же.
   (6) Ср. Дневник, 7 июня.
   (7) Ср. Дневник, 11 июня, 2.
  
   меня. Ты отдал. Он только гордится тем, что он так нужен, или так умеет выпросить.- (1)
   Мы все живем в подавленном состоянии - видим что нужно и того не делаем. (2)
   13 И. Люди чувств[уют] неправоту пути, по к[оторому] жи­вут. Что им делать? Одни умилостивляют жертвами (теория бла­годати в таинств[ах]), другие считают, что жерт[ва] принесена Хр[истом], как облегчен[ие]. Одна неправд[а] этого та, что невы­годно, для того, чтобы выбраться из грязи, верить, что я вне ее. (Другое дело верить в помощь Б[ога]. Ты к нему на пядень, он к тебе на сажень. Но приблизиться я могу делом, а не ве­рой. Да и веры без дел и нет.) Другая неправда в том, что начи­наются толки (как у Павла) о новом Адаме, нового одно[го] никогда нет, а есть всегда старый и новый и всегда борьба, как писал Ч[ертков]. Хитрая борьба вроде игры. И для борьбы нужно прежде всего знать, что есть 2 борющиеся, а потом все внимание, чтоб помогать в борьбе нового А[дама]. А не усыпле­ние в мыслях, что я весь новый. (3)
   Страхова рассказ о Валкириях. Ужасно! (4)
   15 И. Кост[юшка] лежит. Собаку. Как поступить? Отношение дурное между детьми и родителями от разврата родит[елей]. Дети чувствуют это. Страшные два примера тщет[ы?] науки и искусства. Спор о Дарвин[е] и Вагнер[е].
   Куафер купил именье. (5)
   17 И. Под старость нужно делать совсем настоящее или ни­чего, чтобы не испортить прошедшего. (6)
   17. Богатые плодятся больше. Так что теперешний порядок не может удержаться.
   18 И. Отче наш. Только к Отцу и к одному От[цу]. Свято для меня только то, что ты - любовь. И вот я буду святить ее, буду жить ею, чтобы пришло Царст[во] Тво[е] и воля Твоя совершилась
  
   (1) Ср. Дневник, 11 июня, 3.
   (2) Ср. там же, 1.
   (3) Ср. Дневник, 13 июня, 3.
   (4) Ср. Дневник, 13 июня.
   (5) Ср. Дневник, 15 июня.
   (6) Ср. Дневник, 17 июня.
  
   на земле, как на небе. (На небе она совершается только благодаря тому, что всякое тело повинуется другому (любви). Только не лиши меня возможности служить твоему делу Царства Б[ожия] тем, что освободи меня от прежних оши­бок, мешающих служению. Я же освобождаю всех от обид мне и ошибок их (великое слово освободить других, это не врага, а всякого злодея) и не введи меня в искушенье (тоже, чтобы не мешать твоему делу, я слаб). Дай мне служить Тебе, но не дья-во[лу] себе злому.
   2) Движенье вперед идет скачками так: сделают люди улучш[ение] в своем быту и это улучшение увеличит праздность, ро­скошь некоторых. Надо назад идти - отказываться (аскеты) и отда[вать?] (1)
   20 И. Крейцерова С[оната]. Думал устроить себе дома бардель, да огонь везде огонь, везде жжет.
   21 I. I seldom have experienced so pure joy as I had in rea­ding mr Ballou treatise and tracts. Also very seldom did I feel such love and veneration as I feel to mr. B[allou] and his works. No, dear sir, I can not adher your opinion that mr. B[allou] will not go down to posterity among the immorta[ls]; he will be one of the first true apostles of the new time and therefore will be one of the chief benefactors of humanity.
   If in his long and sometimes not succesful career mr. B[allou] has experienced moments of depression in thinking that his efforts have been vain, he has only partaken of the fate of his and our master. But I hope that those moments were passage[r]s like thos[e] of the m[aster]. Tell please to mr. B[allou] that his effor[ts] have not been vain that they gave great strength to many people as I can jud[g]e from myself. In those tracts I found answe[re]d all the objections that are made to me and all the true bases of the doctrine. I will endeavour to translate and propagate as much as I can mr. Ballou's books and tracts and I not only hope but am convinced that the time is coming. The sole comments that I wish to mak[e] on mr. Bfallou's] explanation of the doctrin[e] is that I can not make concession thet he mak[es] that drunkards, insan[e] people could be maintained by force or imprison[e]d.
  
   (1) Можно прочесть: опя[ть].
  
   The mast[er] made no concession and we can make non[e]. We must try as mr Ballou puts it to make impossible such, persons, but it they are we must use all possible m[e]ans, sacrifice oursel[ves] but not employ violence. And I prefere to be killed by a mad­man than to ber[e]ave him of his liberty. The application of every doctrine is always a compromis[e] but the doctrin[e] in theory can not make compromises. Alt[h]oug[h] we know that we never could draw a mathematical right line we will never make another definition of a right line as the shortest distance bet­ween two poin[t]s. I will take car[e] to send to you my book on life and would be very glad to know that Your and mr. B[allou] approve of it.
   Ax как я хочу, чтоб он загор[елся] л[юбовью].
   1 think that this time is coming and the world is on fire. Our business is only keep ourselves burning that is the business of the remnants of my happy life.
   Do you know the book of а чех Chelchistky of XVI century. It is a sermon of true Christianity: It has not been printed till the last y[e]ar. And now [1 неразобр.] is like your mou[ve]ment ignored by nominal christian[s].
  
  
  
  
  
  
  *o
   Many thanks for your letter and books, pleas tell mr. Ballou that I deeply respect and love him and that his work did a great good to my soul and I pray and hope that I will do the same to others.
   Your bro[ther] in Ch[r]ist L. T. (1)
  
   (1) [Я редко испытывал такую чистую радость, как при чтении статей и трактатов Баллу. А также редко чувствовал я такую любовь и уважение как к г. Б[аллу], так и к его трудам. Нет, милостивый государь, я не могу разделить вашего мнения, что г. Б[аллу] не останется бессмертным для потомства. Он станет одним из первых истинных апостолов нового времени и потому одним из величайших благодетелей человечества.
   Если в течение своего долгого и иногда неуспешного жизненного пути г. Б[аллу] испытывал периоды уныния, думая, что усилия его были напрасны, то в этом отношении он лишь разделил участь своего и нашего учителя. Но я надеюсь, что эти периоды были так же преходящи, как и испытанные учителем. Пожалуйста, передайте г. Б[аллу], что усилия его не остались напрасны, что они многим придают большую силу, как я могу судить по себе. В этих писаниях я нашел разрешенными все те возраже­ния, которые ставятся мне, а также все испытанные основы учения. Я постараюсь перевести и распространить, насколько могу, книги и трактаты г. Б[аллу], и я не только надеюсь, но убежден, что это время уже настало. Единственное возражение, которое я хотел сделать против изложения г-м Б[аллу] учения о непротивлении, это то, что я не могу делать уступки, допускаемой им - в том, что против пьяниц, сумасшедших ложно упо­треблять силу или запирать их. Учитель не делает уступки, и мы не должны. Мы должны, как это говорит г. Б[аллу], сделать невозможным существо­вание подобных лиц, но если они существуют, то мы должны употребить все возможные способы, пожертвовать собой, но не употреблять насилия. И я предпочитаю, чтобы меня убил сумасшедший, нежели лишить его свободы. Применение всякого учения есть всегда компромисс, но учение в теории не должно допускать компромиссов. И хотя мы знаем, что мы никогда не можем провести математически прямую линию, все же мы не мо­жем дать никакого другого определения прямой линии, как то, что она есть кратчайвшее расстояние между двумя точками. Я постараюсь послать вам мою книгу о жизни и рад был бы знать, что вы и г. Б[аллу] одоб­ряете ее.
   Думаю, что время это пришло и что мир загорелся. Дело наше только в том, чтоб гореть самим и быть в единении с другими горящими, в этом дело остатка моей счастливой жизни.
   Знаете ли вы книгу чеха Хельчицкого, XVI века? Это проповедь истинного христианства. Она не была напечатана вплоть до прошлого года. А теперь, будучи напечатанной, она, подобно вашему движению, игнорируется так называемыми христианами.
   Очень благодарю вас за ваше письмо и книги. Пожалуйста, ска­жите г. Баллу, что я глубоко уважаю и люблю его и что труд его принес большое благо моей душе, и я молюсь и надеюсь сделать то же самое для других.
   Ваш брат во Христе Л. Т.]
  
  
  
   [22-23 июня.]
   1) Хилкову
   Компромисс
   2) Map. Ал.
   и доказы-
   3) Желтову
  
  вать нич[его]
   4) Ге
  
  
   не надо.
   5) Сибир[якову].
   (6)n) Achelles Tahler[?]
   25 И. Сердится человек только п[отому], ч[то] не знает. Должно быть, как буддис[ты] говор[ят], и всякий грех от незнания, но гнев уж наверное. Сердишься за то, что он делает не то, да он иначе не может. (1)
  
   (1) Ср. Дневник, 25 июня.
  
   Ребенок сердится на пол, к[оторый] его убил. Всегда, когда разберешь, то сердиться не на кого. Причина всё дальше и дальше: стало быть, не сердиться, а обратиться на себя. (1)
   Миша купил карам[ели]. Я не воспрепятствовал, вмеши­ваться нельзя. И подумал: дети порченые с детства. Это во 1) возмездие родителям. Им всё равно - быть сильным или слабы[м] 2) и главное - ранняя прививка соблазнов. Отчего я, Ч[ертков], Х[илков] силь[нее] других? От того, что нам при­вито. (2)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Познается всё только опытом. Испытать дурное, чтобы из­бегать его. Но можно испытать и не избегать. И потому нужно разумение. Испытать и знать. Знать и испытать. (3)
   История человека, стремившегося к добру, к Богу, всё пу­тавшегося, все менявшего жиз[нь] и умирающего с сознанием неудавшейся жизни. Он-то святой. (4)
   В. Ты болен?
   О. Да.
   В. Лечись, принимай лек[арство].
   О. А что ж я никогда не буду боле[ть]?
  
  
  
  
  
   В. Нет, будешь.
   О. И помру?
   В. И помрешь.
   О. Так к чему ж лечиться?
   В. Тебя сейчас облег[чит].
   О. Наверно?
   В. Не наверно, а вероятно.
   [О.] А вред может быть?
   [В.] Не[т], хотя мож[ет].
   О. Наверно же: 1) Я стану думать о себе, чего я не люблю. 2) Терять время и 3) рисковать получить вред, и всё из-за того, чтобы отложить бол[езнь] и смерт[ь], к[оторые] неизб[ежны]. (5)
   2 Ил. Как вредно детям, зная от меня, что роскошь - дур­ное, сознательно делать это дурное.
  
   (1-5) Ср. Дневник, 25 июня.
  
   3 И. Эгоизм матери. Вроде того, что хорошо труд, но только для чего, - хорошо самопожертвование, но только для чего. И так как дети были эгоизм, это б[ыла] одна мука. (1) Развить состояние суки в охоте.
   3 Ил. Курзик косит и говорит: Не найдут они меня там (на том свете). Пора там меня искать. Кому я нужен. Это общая вера р[усского] народа. (2)
   7 Июля. К К[рейцеровой] С[онате]: настроение дьявол дура и добра и проницательна.
   8 Июля. Все дары духовные, как то: рассудок, таланты, гра­ция- распределены между людьми неравномерно и могут быть и не быть. Одно всем равно и присутствует одинаково у всех - и у глупых и у детей еще больше, чем у умных и старых: это деликатность, внимание, ласка, именно то, что одно нужно для единения людей. (3)
   Для Кр[ейцеровой] Сон[аты]. У музыканта догмат: соблазнить чужую жену - без этого он не исполнит своей обязанности. "И потом куда же ему, не в бордель же идти". (4) Так рассказы­вали. Мучения в присутствии человека, к[оторого] ревновал.
   11 И. Ревность первая безосновательная - легкая. Рев­ность, доходящая до подозрения, что она с ним в нужнике. Это я растил своего дьявола.
   15 И. Скверно вел себя с Р[омановым]. Искал славы людск[ой]. (5) Неповиновение родителям. (6) Фак[т].
   16 Ил. Служить установлению Царства Б[ожия] на земле, одно средство: жить по-Божьи, по Христу.
   Помни, что ничто не может нарушить твоей жизни - она в соблюдении порученного тебе. И соблюдение это в твоей власти. Эпиктет. (7)
  
   (1) Ср. Дневник, 2 июля.
   (2) Ср. Дневник, 3 июля.
   (3) Ср. Дневник, 7 июля.
   (4) Ср. там же.
   (5) Ср. Дневник, 14 июля.
   (6) Ср. Дневник, 16 июля.
   (7) Ср. Дневник, 17 и 25 июля.
  
   Ты страдаешь. (1) Это от того, что ты заснул и забыл, в чем жизнь твоя. Она только в установлении Царства Божия на земле, установление же толь[ко] чер[ез] (рост) сущности. И то, что ты называешь страдан[ием], есть только поощрение росту, как гроза растению. Соблюди только чистоту в твоей животн[ой], смирен[ие] в мирской и любовь в Божеской жизни при тех усло­виях, к[оторые] вызвали в тебе страдание, и ты увидишь, как то, что ты называешь страданием, превратится в радость сознания, увеличения жизни.
   Радуясь лишеньям
   ........... униженьям
   ........... враждебности. (2)
   Красота и добро.
   25 И. Установление Царства Б[ожия] на земле как цель жизни - мало. Значение нашей жизни не ограничивается этой землей - ничтожеством. Установление Царства Б[ожия] на земле между прочим совершается, когда чел[овек] исполня[ет] свое назначение и в[олю] Б[ога]. На всякие нападения, обиды, мучения от людей смотри как на посланное от Бога, через го­ловы тебя мучающих людей. (3)
  
  
  
  
  
  
  
  
   27 Ил. Для М[аши] б[ыло] счасть[ем], что ее мать не любила. (4) Помню, как Т[ане] она подарила сережки.
   Жить можно только сообразно миросозерцанию, в чем ви­деть благо. Заставить же жить противно миросозерцанию можно только по вере: fides, вере в то, что будет.-Вера для имеющих миросозерцание есть, но она не движет, она только поддерживает. Н[а]п[ример], что выйдет из служения Б[огу], христианин не знает, но верит, что ни одно усилие не про­падет. (5)
   Прохожу мимо молотилки: крики, стеганье лошадей, пыль, напряжение. Земледелие - начало богатства, роскоши, разврата, страданий. История самарских поселений-хоро­шо бы. (6)
  
   (1) Зачеркнуто: и боишься.
   (2) Ср. Дневник, 17 и 25 июля.
   (3) Ср. Дневник, 25 июля.
   (4-5) Ср. Дневник, 27 июля.
  
   28. Середины нет: страданье от детей, или чувственность.
   Состояние духа - вызывающее. "Вот еще!" и т. д. Она даже не хороша, а только чтобы не плат[ить] в б[ордель].
   30 И. Прежде всего молился. Да святится и[мя] Т[вое], любовь, потом о пришествии Царства Т[воего]. Только про­питанный любовью, любовно действующий чел[овек] может содействовать] установлению] Царства Б[ожия].(1) -
   Что бы б[ыло] с Ур[усовым], если бы люди перестали кормить паразитов? (2)
  
   Где чуть-чуть, там начинается добрая жизнь. (3)
   К К[рейцеровой] С[онате]: Моя жена. Как он смеет. А почему она моя?
   1 Ав. К К[рейцеровой] С[онате]. Дети плачут и кричат после того, как убил. "И всё сделал этот мерзавец". Так гибнет ж[ена] из-за мерзавца, из его экономии. Я бы дал ему 10 р. за доро­гую.
   2 Авг. Мне хочется купать[ся], пить кофе, читать, а тут юноша и мне досадно - расстроил plaisir. (4) Помни, что дело твое ра­стить, а растить можно только лишениями. (5)
   6 А. Повинуйтеся влас[тям]. Не пов[инуйтесь]. (6)
   Лучше перед Б[огом] жить, чем перед людьми: он умнее, всё поймет, добрее, прост[ит]. Только что надуть нельзя: зато исправит[ься] можно. Думал это по случаю возможн[ой] берем[енности жены]. (7)
   Тетя Т[аня] говорит: Крикливый, злой и добьет[ся] своего. Да, но зато не научится обходиться. Не пойдет вперед, не вы­работает тех органов, к[оторые] нужны для служен[ия] Б[огу] и для блага: думал по тому случа[ю], что отвечу Кал[ужинскому] прежде других.
   10 Авг. Антисептический метод, главное, хорош для вой­ны и для родильных домов, т. е. для того, чего не должно быть. (8)
  
   (1,2.3) Ср. Дневник, 30 июля.
   (4) [удовольствие.]
   (5) Ср. Дневник, 2 августа.
   (6,7) Ср. Дневник, 6 августа.
   (8) Ср. Дневник, 11 августа.
  
   14 Авг. 89. 1) Как в организме боль указывает на наруше­ние закона - предупреждает, так и враждебность к людям про­изводит страдание предупреждающее. Делая дело, к[оторое] считаешь добрым, тотчас же остановись, как только заметишь враждебность в себе к другим или в других к себе. (1) 2) Человек верит в жизнь матерьяльную и потому верит в благосостояние, даваемое ему своим положением. Свое положение и выгоды его поэтому для него аксиома. И он принимает только те выводы, к[оторые] совпадают с его положением; как только они про­тиворечат ему, он отрицает. Ужасное от этого страдание. Надо жалеть их. (2)
   (К 1-му). Если начал делать дело и тебе больно и другим, зна­чит ты не умеешь делать - больно физически или духовно вра­ждебно - остановись делать и учись до тех пор, пока не вы­учишься делать без боли. (3)
   19 Aв. С тех пор, как я имел 2-х, я сделался блудник, как морфинист. (4)
   22 Ав. Эпиграф к Кр[ейцеровой] Сон[ате]. 5 гл. М[атфея] с 28-30. (5) Писать скор[ей]. К Кр[ейцеровой] Сон[ате]. Поехал и вернулся.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   25. Любите ненавидящ[их]. (6)
   26. Бог может делать только через меня. (7)
   28 Авг. Очистить в себе Бога.
   К Кр[ейцеровой] С[онате]. Я рад, что убил, я хоть полю­бил бы ее. А если бы она сама умерла, я бы только радо­вался.
   Только теперь я понял, как неизбежно б[ыло] ее паден[ие] от средств мерзавцев. Со мной или с др[угим], всё равно.
   29. Инстинкт полов[ой] это стремление если не исполнить весь закон, то обеспечить возможность его исполнения. Посмотри на отдельн[ое] лицо. В той мере, в к[оторой] он приближается
  
   (1,2,3) Ср. Дневник, 14 августа.
   (4) Ср. Дневник, 19 августа.
   (5) Ср. Дневник, 23 августа.
   (6) Ср. Дневник, 25 августа.
   (7) Ср. Дневник, 26 августа.
  
   к исполнению, он удаляет[ся] от пол[ового] инст[инкта] и на­оборот. (1)
   Заблуждение о том, что можно исполнять волю Б[ога] (служить людям) только будучи сильным и здоров[ым]. Часто напротив. Научи меня, Госпо[ди], так поступать, как ты, жалеть, делать и ждать. (2)
   10 С. Что бы было, если бы Б[ог] дал и заботился только о душе людей. И вместо души люди бы дали ему тунели[?] и пр.
  
   О госте не в брачн[ой] одежде.
   Притча об управителе тоже о душе - поручен[ье]. (3)
   Человек, не привыкший к нашим обычаям жизни, сделает вопросы. Страхову.
   12 С. Пьянство забыть[е]. Дядя Сережа. (4) Чертк[ов].
   14. Что такое воля Богу? В чем она? В радостн[ой] жизни. Но люди мучают[ся]. Как помочь им? Так, чтоб им б[ыло] радостно люб[ить]. Как не радостн[о], не любовно, то нарушена воля Б[ога]. (5)
   Как хозяин лошадь воротит назад по грязи. Зате[м], чтобы ей б[ыло] легче, чтоб она мог[ла] ожеребиться и дело б[ыло] бы сделано. (6)
   15. Будьте, как дети, играйте. Le travail (7) не добродетель. (8) Камень не может быть не полезен, но человек мож[ет] быть не полез[ен]. (9)
   20 Сент. Себя пожалел и заболел от злобы. (10)
   21 С. Славянофилы и любовь к народн[ым] учрежд[ениям] это дело Петра, наше развитие вы[сших] класс[ов] до Европы, тогда как народ еще на низшей ступени не испор­чен. (11)
  
   (1,2) Ср. Дневник, 29 августа.
   (3) Ср. Дневник, 10 сентября.
   (4) Ср. Дневник, 12 сентября.
   (5,6) Ср. Дневник, 14 сентября.
   (7) [Труд]
   (8) Ср. Дневник, 15 сентября.
   (9) Ср. Дневник, 16 сентября.
   (10) Ср. Дневник, 19 сентября.
   (11) Ср. Дневник, 21 сентября.
  
   24 С. Злой характ[ер] - благодеяние - для того, кто с ним имеет дело. (1)
   25 С. Ядовитость злости дана укоряющая за самое больное. Дана именно за тем, чтобы вычищать сердце тех, на к[оторых] злятся. Я это узнал с женой. Она много сделала мне пользы своими укоризнами. (2)
   Большая доля неуспеха моей проповеди от того, что я от себя говорю, себе приписываю, а не Богу и не от Б[ога] говорю.
   Б[ог] же говорит через откровение в Хр[исте] и в сердце, в совести. Надо попытать. (3)
  
  
  
  
  
  
  
  
   Примириться с ближним? Простить обиды? Трудно, нельзя даже сказать себе: прощу и простить. Одно Б[ог] мне указал средство: вспомнить свои вины, свой грех против того же чело­века, если можно, если нет, то равные вины. - И того многие не могут; говорят: я не знаю за собой грехов. Это значит, что грех[и] скипелись камнем и ты не трогал еще их. А попробуй расковыряй, ищи, раскидай. И тогда сейчас под рукой найдешь, каких грехов тебе нужно, и не один, а 10-один хуже другого. (4) Главная разница между нравственным и безнравственным человеком та, что 1-й помнит свои грехи и забывает свое добро, а 2-й наоборот. (5)
   27 С. Барыня говорит на купца: вот кто мешает. А седой говорит: им вы только держитесь.
   Все перереж[утся]. А не перережутся-застрелятся, а не застрелятся-проституты, а не проституты-страдаль[цы].
   Крейцерова] С[оната]. Если есть что похожее, то только по инерции этого самого, но и это распадается.
   Я 20 раз желал ей смерти, мечта[л] о своей свободе.
   28 С. Добавить в пись[ме] Черт[кову], ч[то] еще хуже, когда впереди не видно высшего совершенства. Как головой в стену уткнулся. (6)
   Грех, мало каяться. А на сколько сбился с дороги налево, столько иди направо. Сколько людям зла сделал, столько сделай
  
   (1,2,3) Ср. Дневник, 25 сентября.
   (4) Ср. Дневник, 24 сентября.
   (5) Ср. Дневник, 26 сентября.
   (6) Ср. Дневник, 28 сентября.
  
   добра, сколько внес в мир лжи, столько внеси правды, сколько обид[ел] Б[ога], столько у[г]од[и], сколько испорт[bл] душу, столько исправь.(1)
   29. Ужасны люди, живущие животной жизнью и имеющие дар рассуждения и слова, говорящ[ие] "не рассуждать..." -
   Люди рассуждают всё, а надо делать.
   От того, что есть неверные рассуждения, отрицать рассужде­ния. (2)
   Мысль это ничто, это семя: семя ничто, но оно движет и [1 неразобр.] (3)
   30 С. Мика письмо просится сказать: какая гадина! Как быть? Писать разрушая эту условную (4) архаическо[е] герой­ство. (5)
   Два устройства людей возможны теоретически. Собственно три - 1. Устроить справедливость, 2-е laisser faire l[aisser] passer (6) и 3-е христианское. Тих[он] Зад[онский], 85, 106. 44, 46.
   Консервативный недостаток мысли.
   Свойство необразованных: бойкость речи и консерватизм (7).
  
   3 Окт. вопросы.
   Сколько вер.
   Вписать Salvation army. О Harrys[on'e]
   Вписать Theosophys[t]. Positivist.
   1. Универс[алисты], 2. Унитар[ьянцы], 3. Квакеры. Hicks. 4. Спиритуалисты, W[orld] Advance T[hought], 5) Сведенб[оргиане], 6. Шекеры, 7. Заориты, 8) Salvation Ar[my], 9) Theosophist. 10) Позитивисты. 11) Broadchurch Hebert New[ton]. Bartle-Erick. Таким содержанием идешь по торговому, коммерческому делу. (8)
  
   (1) Ср. Дневник, 28 сентября.
   (2) Дальше три строки оставлены незаполненными. Ср. Дневник, 29 сентября.
   (3) Ср. Дневник, 29 сентября.
   (4) Пропущено, по-видимому, слово.
   (5) Ср. Дневник, 2 октября.
   (6) [позволить, не препятствовать]. Ср. Дневник, 1 октября.
   (7) Ср. Дневник, 2 октября.
   (8) Ср. Дневник, 3 октября.
  
   12 Ок. С[оня] удивлена, что пролетка боль[шая] мужику, а не удивляет[ся] Сер[еже]. Эмблема всей нашей жизни.
   Если бы сказано б[ыло]: будьте совершенны как Павел, как Хр[истос] даже -мы бы остановились, а то ка[к] Отец - нет кон[ца], что ни сделал в себе. Как ни подвинулся, всё так же далеко. И есть куда идти. (1)
   Думал едучи в Тулу. Всё сводится к тому, как поступать, когда дилемма: немножко против совести, но очень полезно будет для меня и людей?
   Подумайте, какие противоречия и как спорят о том, что полезно.
   Стало б[ыть] есть большой шанс ошибиться. А в том, что я поступлю, как велит совесть, есть ли возможность ошибки? Нет. - Но все-таки не могу я бросить полезное для отвлеченн[ого]. Да отвлеченное ли? Если жить по совести, что будет? всем хорошо. "Но теперь хуже". Но видишь ли ты всё, что будет? -
   Письма 1) Спенглер
   2) Шекерам
   3) Золотаре[ву]
  
  
   4) Дунаеву.
   Должно быть, я вырвал ужаснувшись, но потом решил, что так надо.
   Живет там еще Миша и здесь понемногу выпрастывается из покров[ов].
   23 О. Думать свободно - т. е. ничего не считая несомненным.
  
   (Решать: 2х 3у = 10
  
  х 5у = 12) 2 2х 6 = 10
   (2х -10у = 10) 2х - 10у = 24
   - 7у = 0 - 7у = 12у = 14
  
  
  
  
   2х 10у = 24 у = 2)
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа