приговора говорю:
приговор прав - и я преклоняюсь; он должен был быть произнесен хотя бы над одним
только банком. Именно дело было такого характера, что осудить "общественною
совестью" этот "попавшийся" несчастный московский ссудный банк - значило тут же
осудить и все наши банки, и всю биржу, и всех биржевиков, хотя бы те еще не
попались, да ведь не всё ли равно? Кто без греха, без того же самого греха,
ну-тка, по совести? Кто-то уж напечатал, что наказали их слабо. Оговорюсь, я не
на Ляндау указываю: этот виноват действительно в чем-то необыкновенном, а я и
разбирать-то этого не хочу, но Данила Шумахер, приговоренный "за мошенничество",
ей-богу, наказан ужасно. Взглянем в сердца свои: многие ли из нас не сделали бы
того же самого? Вслух не надо признаваться, а так про себя бы только это
подумать. Но да здравствует юстиция, мы их все-таки упекли! "Вот, дескать, вам
за наше биржевое и развращенное время, вот вам за то, что мы все эгоисты, за то,
что мы таких подлых материальных понятий о счастье в жизни и о ее наслаждениях,
за наше сухое и предательское чувство самосохранения!" Нет, осудить хоть один
банк полезно за наши собственные грехи...
Но, боже, куда я забрался? Неужели и я пишу "о деле
Струсберга"? Довольно, и поспешу сократить. Я ведь говорил про "лучшего
человека" и хотел лишь вывесть, что идеал настоящего лучшего человека, даже
"натурального", сильно уже грозил у нас помутиться. Старое разбилось и
износилось, новое еще летало в фантазиях, а в действительности и в очах наших
появилось нечто отвратительное с неслыханным еще на Руси развитием. Обаяние,
которое придано было этой новой силе, золотому мешку, начинало зарождать даже
страх в иных сердцах, слишком мнительных, хотя бы за народ, например. О, мы,
верхнее общество, положим, хоть и могли бы соблазниться новым идолом, но всё же
не пропали бы бесследно: недаром двести лет сиял над нами светоч образования. Мы
во всеоружии просвещения, мы можем отразить чудовище. В минуту самого грязного
биржевого разврата упекли же мы вот хоть бы ссудный московский банк! Но народ,
стомиллионный народ наш, эта "косная, развратная, бесчувственная масса" и в
которую уже прорвался жид, - что он противупоставит идущему на него чудовищу
материализма, в виде золотого мешка? Свою нужду, свои лохмотья, свои подати и
неурожаи, свои пороки, сивуху, порку? Мы боялись, что он сразу падет перед
вырастающим в силе золотым мешком и что не пройдет поколения, как закрепостится
ему весь хуже прежнего. И не только силой подчинится ему, но и нравственно, всей
своей волей. Мы именно боялись, что он-то и скажет прежде всех: "Вот где
главное, вот она где сила, вот где спокой, вот где счастье! Сему поклонюсь и за
сим пойду". Вот чего можно было очень и очень опасаться, по крайней мере, на
долгое время. Многие задумывались, - и вдруг...
***
Но что вдруг случилось нынешним летом, о том речь я оставлю до
будущего "Дневника". Мне хочется поговорить об этом уже без "юмора", а от всего
сердца и попроще. Что случилось нынешним летом, то - до того умилительно и
радостно, что даже невероятно. Невероятно, потому что мы уже махали рукой на
этот народ и признавали его грубо-некомпетентным сказать свое слово о том: каков
должен быть русский "лучший человек". Мы думали, что весь организм этого народа
уже заражен материальным и духовным развратом; мы думали, что народ уже забыл
свои духовные начала, не уберег их в сердце своем; в нужде, в разврате потерял
или исказил свои идеалы. И вдруг, вся эта "единообразная и косная масса" (то
есть на взгляд иных наших умников, конечно), разлегшаяся в стомиллионном составе
своем на многих тысячах верст, неслышно и бездыханно, в вечном зачатии и в
вечном признанном бессилии что-нибудь сказать или сделать, в виде чего-то вечно
стихийного и послушного, - вдруг вся эта Россия просыпается, встает и смиренно,
но твердо выговаривает всенародно прекрасное свое слово... Мало того, русские
люди берут свои посохи и идут сотенными толпами, провожаемые тысячами людей, в
какой-то новый крестовый поход (именно так и называют уже это движение; это
англичане первые сравнили это русское движение наше с крестовым походом) - в
Сербию, за каких-то братьев, потому что прослышали, что те там замучены и
угнетены. Отец, старик солдат, чем бы жить на спокое, вдруг ополчается и идет
пешком, спрашивая дорогу, за тысячи верст, подраться с турком за братию, и с
собою ведет девятилетнюю дочку (это факт): "дочку найдутся из христиан, что
поберегут, пока я хожу", отвечает он на вопросы, "а уж я пойду, послужу делу
божию". И идет... И этакие примеры - тысячами! Ну, скажи кто заранее, еще зимой
например, что это у нас случится, и мы не поверили бы, - не поверили бы этому
"крестовому походу", въявь начавшемуся (но далеко еще не завершившемуся). Даже и
теперь, хоть и въявь видишь, но невольно спрашиваешь себя в иную минуту: "Да как
же оно могло случиться, как же могло совершиться такое неожиданное никем дело?"
Заявлено вслух землей русской всё, что чтит она и чему верует, указано ею то,
что она считает "лучшим" и каких людей почитает "лучшими". Вот о том: какие это
люди и какие обозначились идеалы - я и отлагаю до следующего "Дневника". В
сущности, эти идеалы, эти "лучшие люди" ясны и видны с первого взгляда: "лучший
человек" по представлению народному - это тот, который не преклонился перед
материальным соблазном, тот, который ищет неустанно работы на дело божие, любит
правду и, когда надо, встает служить ей, бросая дом и семью и жертвуя жизнию.
Мне именно хотелось бы вывесть, почему мы, образованные, можем смело и твердо
теперь надеяться, что не только не утерян у нас на Руси образ "лучшего
человека", но, напротив, воссиял светлее, чем когда-нибудь, и податель его,
хранитель и носитель его, есть именно теперь простой народ русский, которого мы,
в просвещенном высокомерии нашем, а вместе и в простодушном неведении нашем,
считали столь "некомпетентным". Мне бы хотелось особенно вывесть, каким образом
запросы и требования нашей "образованности" могли бы и теперь даже, в вопросе о
"лучшем человеке", сойтись вполне с указанием народным, несмотря даже на столь
явно наивные и простодушные формы, в которых народ "лучшего человека" указывает.
Важна не форма, а содержание ее (хотя и форма прекрасная). Содержание же
неоспоримо. Вот почему мы можем в радости предаться новой надежде: слишком
очистился горизонт наш, слишком ярко всходит новое солнце наше... И если б
только возможно было, чтоб мы все согласились и сошлись с народом в понимании:
кого отселе считать человеком "лучшим", то с нынешнего лета, может быть, зачался
бы новый период истории русской.
Ф. М. Достоевский
ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ
Ежемесячное издание
1876
НОЯБРЬ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
КРОТКАЯ Фантастический
рассказ
ОТ АВТОРА
Я прошу извинения у моих читателей, что на сей раз вместо
"Дневника" в обычной его форме даю лишь повесть. Но я действительно занят был
этой повестью большую часть месяца. Во всяком случае прошу снисхождения
читателей.
Теперь о самом рассказе. Я озаглавил его "фантастическим",
тогда как считаю его сам в высшей степени реальным. Но фантастическое тут есть
действительно, и именно в самой форме рассказа, что и нахожу нужным пояснить
предварительно.
Дело в том, что это не рассказ и не записки. Представьте себе
мужа, у которого лежит на столе жена, самоубийца, несколько часов перед тем
выбросившаяся из окошка. Он в смятении и еще не успел собрать своих мыслей. Он
ходит по своим комнатам и старается осмыслить случившееся, "собрать свои мысли в
точку". Притом это закоренелый ипохондрик, из тех, что говорят сами с собою. Вот
он и говорит сам с собой, рассказывает дело, уясняет себе его. Несмотря на
кажущуюся последовательность речи, он несколько раз противуречит себе, и в
логике и в чувствах. Он и оправдывает себя, и обвиняет ее, и пускается в
посторонние разъяснения: тут и грубость мысли и сердца, тут и глубокое чувство.
Мало-помалу он действительно уясняет себе дело и собирает "мысли в точку". Ряд
вызванных им воспоминаний неотразимо приводит его наконец к правде; правда
неотразимо возвышает его ум и сердце. К концу даже тон рассказа изменяется
сравнительно с беспорядочным началом его. Истина открывается несчастному
довольно ясно и определительно, по крайней мере для него самого.
Вот тема. Конечно, процесс рассказа продолжается несколько
часов, с урывками и перемежками и в форме сбивчивой: то он говорит сам себе, то
обращается как бы к невидимому слушателю, к какому-то судье. Да так всегда и
бывает в действительности. Если б мог подслушать его и всё записать за ним
стенограф, то вышло бы несколько шершавее, необделаннее, чем представлено у
меня, но, сколько мне кажется, психологический порядок, может быть, и остался бы
тот же самый. Вот это предположение о записавшем всё стенографе (после которого
я обделал бы записанное) и есть то, что я называю в этом рассказе
фантастическим. Но отчасти подобное уже не раз допускалось в искусстве: Виктор
Гюго, например, в своем шедевре "Последний день приговоренного к смертной казни"
употребил почти такой же прием и хоть и не вывел стенографа, но допустил еще
большую неправдоподобность, предположив, что приговоренный к казни может(и имеет
время) вести записки не только в последний день свой, но даже в последний час и
буквально в последнюю минуту. Но не допусти он этой фантазии, не существовало бы
и самого произведения - самого реальнейшего и самого правдивейшего произведения
из всех им написанных.
I. КТО БЫЛ Я И КТО БЫЛА
ОНА
...Вот пока она здесь - еще всё хорошо: подхожу и смотрю
поминутно; а унесут завтра и - как же я останусь один? Она теперь в зале на
столе, составили два ломберных, а гроб будет завтра, белый, белый гроденапль, а
впрочем, не про то... Я всё хожу и хочу себе уяснить это. Вот уже шесть часов,
как я хочу уяснить и всё не соберу в точку мыслей. Дело в том, что я всё хожу,
хожу, хожу... Это вот как было. Я просто расскажу по порядку. (Порядок!)
Господа, я далеко не литератор, и вы это видите, да и пусть, а расскажу, как сам
понимаю. В том-то и весь ужас мой, что я всё понимаю!
Это если хотите знать, то есть если с самого начала брать, то
она просто-запросто приходила ко мне тогда закладывать вещи, чтоб оплатить
публикацию в "Голосе" о том, что вот, дескать, таки так, гувернантка, согласна и
в отъезд, и уроки давать на дому, и проч., и проч. Это было в самом начале, и я,
конечно, не различал ее от других: приходит как все, ну и прочее. А потом стал
различать. Была она такая тоненькая, белокуренькая, средне-высокого роста; со
мной всегда мешковата, как будто конфузилась (я думаю, и со всеми чужими была
такая же, а я, разумеется, ей был всё равно что тот, что другой, то есть если
брать как не закладчика, а как человека). Только что получала деньги, тотчас же
повертывалась и уходила. И всё молча. Другие так спорят, просят, торгуются, чтоб
больше дали; эта нет, что дадут... Мне кажется, я всё путаюсь... Да; меня прежде
всего поразили ее вещи: серебряные позолоченные сережечки, дрянненький
медальончик - вещи в двугривенный. Она и сама знала, что цена им гривенник, но я
по лицу видел, что они для нее драгоценность, - и действительно, это всё, что
оставалось у ней от папаши и мамаши, после узнал. Раз только я позволил себе
усмехнуться на ее вещи. То есть, видите ли, я этого себе никогда не позволяю, у
меня с публикой тон джентльменский: мало слов, вежливо и строго. "Строго, строго
и строго". Но она вдруг позволила себе принести остатки (то есть буквально)
старой заячьей куцавейки, - и я не удержался и вдруг сказал ей что-то, вроде как
бы остроты. Батюшки, как вспыхнула! Глаза у ней голубые, большие, задумчивые, но
- как загорелись! Но ни слова не выронила, взяла свои "остатки" и - вышла.
Тут-то я и заметил ее в первый раз особенно и подумал что-то о ней в этом роде,
то есть именно что-то в особенном роде. Да; помню и еще впечатление, то есть,
если хотите, самое главное впечатление, синтез всего: именно что ужасно молода,
так молода, что точно четырнадцать лет. А меж тем ей тогда уж было без трех
месяцев шестнадцать. А впрочем, я не то хотел сказать, вовсе не в том был
синтез. Назавтра опять пришла. Я узнал потом, что она у Добронравова и у Мозера
с этой куцавейкой была, но те, кроме золота, ничего не принимают и говорить не
стали. Я же у ней принял однажды камей (так, дрянненький) - и, осмыслив, потом
удивился: я, кроме золота и серебра, тоже ничего не принимаю, а ей допустил
камей. Это вторая мысль об ней тогда была, это я помню.
В этот раз, то есть от Мозера, она принесла сигарный янтарный
мундштук - вещица так себе, любительская, но у нас опять-таки ничего не стоящая,
потому что мы - только золото. Так как она приходила уже после вчерашнего бунта,
то я встретил ее строго. Строгость у меня - это сухость. Однако же, выдавая ей
два рубля, я не удержался и сказал как бы с некоторым раздражением: "Я ведь это
только для вас, а такую вещь у вас Мозер не примет". Слово "для вас" я особенно
подчеркнул, и именно в некотором смысле. Зол был. Она опять вспыхнула, выслушав
это "для вас", но смолчала, не бросила денег, приняла, - то-то бедность! А как
вспыхнула! Я понял, что уколол. А когда она уже вышла, вдруг спросил себя: так
неужели же это торжество над ней стоит двух рублей? Хе-хе-хе! Помню, что задал
именно этот вопрос два раза: "Стоит ли? стоит ли?" И, смеясь, разрешил его про
себя в утвердительном смысле. Очень уж я тогда развеселился. Но это было не
дурное чувство: я с умыслом, с намерением; я ее испытать хотел, потому что у
меня вдруг забродили некоторые на ее счет мысли. Это была третья особенная моя
мысль об ней.
...Ну вот с тех пор всё и началось. Разумеется, я тотчас же
постарался разузнать все обстоятельства стороной и ждал ее прихода с особенным
нетерпением. Я ведь предчувствовал, что она скоро придет. Когда пришла, я
вступил в любезный разговор с необычайною вежливостью. Я ведь недурно воспитан и
имею манеры. Гм. Тут-то я догадался, что она добра и кротка. Добрые и кроткие
недолго сопротивляются и хоть вовсе не очень открываются, но от разговора
увернуться никак не умеют: отвечают скупо, но отвечают, и чем дальше, тем
больше, только сами не уставайте, если вам надо. Разумеется, она тогда мне сама
ничего не объяснила. Это потом уже про "Голос" и про всё я узнал. Она тогда из
последних сил публиковалась, сначала, разумеется, заносчиво: "Дескать,
гувернантка, согласна в отъезд, и условия присылать в пакетах", а потом:
"Согласна на всё, и учить, и в компаньонки, и за хозяйством смотреть, и за
больной ходить, и шить умею", и т. д., и т. д., всё известное! Разумеется, всё
это прибавлялось к публикации в разные приемы, а под конец, когда к отчаянию
подошло, так даже и "без жалованья, из хлеба". Нет, не нашла места! Я решился ее
тогда в последний раз испытать: вдруг беру сегодняшний "Голос" и показываю ей
объявление: "Молодая особа, круглая сирота, ищет места гувернантки к малолетним
детям, преимущественно у пожилого вдовца. Может облегчить в хозяйстве".
- Вот, видите, эта сегодня утром публиковалась, а к вечеру
наверно место нашла. Вот как надо публиковаться!
Опять вспыхнула, опять глаза загорелись, повернулась и тотчас
ушла. Мне очень понравилось. Впрочем, я был тогда уже во всем уверен и не
боялся: мундштуки-то никто принимать не станет. А у ней и мундштуки уже вышли.
Так и есть, на третий день приходит, такая бледненькая, взволнованная, - я
понял, что у ней что-то вышло дома, и действительно вышло. Сейчас объясню, что
вышло, но теперь хочу лишь припомнить, как я вдруг ей тогда шику задал и вырос в
ее глазах. Такое у меня вдруг явилось намерение. Дело в том, что она принесла
этот образ (решилась принести)... Ах, слушайте! слушайте! Вот теперь уже
началось, а то я всё путался... Дело в том, что я теперь всё это хочу
припомнить, каждую эту мелочь, каждую черточку. Я всё хочу в точку мысли собрать
и - не могу, а вот эти черточки, черточки...
Образ богородицы. Богородица с младенцем, домашний, семейный,
старинный, риза серебряная золоченая - стоит - ну, рублей шесть стоит. Вижу,
дорог ей образ, закладывает весь образ, ризы не снимая. Говорю ей: лучше бы ризу
снять, а образ унесите; а то образ все-таки как-то того.
- А разве вам запрещено?
- Нет, не то что запрещено, а так, может быть, вам самим...
- Ну, снимите.
- Знаете что, я не буду снимать, а поставлю вон туда в киот, -
сказал я, подумав, - с другими образами, под лампадкой (у меня всегда, как
открыл кассу, лампадка горела), и просто-запросто возьмите десять рублей.
- Мне не надо десяти, дайте мне пять, я непременно выкуплю.
- А десять не хотите? Образ стоит, - прибавил я, заметив, что
опять глазки сверкнули. Она смолчала. Я вынес ей пять рублей.
- Не презирайте никого, я сам был в этих тисках, да еще
похуже-с, и если теперь вы видите меня за таким занятием... то ведь это после
всего, что я вынес...
- Вы мстите обществу? Да? - перебила она меня вдруг с довольно
едкой насмешкой, в которой было, впрочем, много невинного (то есть общего,
потому что меня она решительно тогда от других не отличала, так что почти
безобидно сказала). "Aгa! - подумал я, - вот ты какая, характер объявляется,
нового направления".
- Видите, - заметил я тотчас же полушутливо-полутаинственно. -
"Я - я есмь часть той части целого, которая хочет делать зло, а творит добро..."
Она быстро и с большим любопытством, в котором, впрочем, было
много детского, посмотрела на меня:
- Постойте... Что это за мысль? Откуда это? Я где-то слышала...
- Не ломайте головы, в этих выражениях Мефистофель
рекомендуется Фаусту. "Фауста" читали?
- Не... невнимательно.
- То есть не читали вовсе. Надо прочесть. А впрочем, я вижу
опять на ваших губах насмешливую складку. Пожалуйста, не предположите во мне так
мало вкуса, что я, чтобы закрасить мою роль закладчика, захотел
отрекомендоваться вам Мефистофелем. Закладчик закладчиком и останется. Знаем-с.
- Вы какой-то странный... Я вовсе не хотела вам сказать
что-нибудь такое...
Ей хотелось сказать: я не ожидала, что вы человек образованный,
но она не сказала, зато я знал, что она это подумала; ужасно я угодил ей.
- Видите, - заметил я, - на всяком поприще можно делать
хорошее. Я конечно не про себя, я, кроме дурного, положим, ничего не делаю,
но...
- Конечно можно делать и на всяком месте хорошее, - сказала
она, быстрым и проникнутым взглядом смотря на меня. -Именно на всяком месте, -
вдруг прибавила она. О, я помню, я все эти мгновения помню! И еще хочу
прибавить, что когда эта молодежь, эта милая молодежь, захочет сказать
что-нибудь такое умное и проникнутое, то вдруг слишком искренно и наивно покажет
лицом, что "вот, дескать, я говорю тебе теперь умное и проникнутое",-и не то
чтоб из тщеславия, как наш брат, а таки видишь, что она сама ужасно ценит всё
это, и верует, и уважает, и думает, что и вы всё это точно так же, как она,
уважаете. О искренность! Вот тем-то и побеждают. А в ней как было прелестно!
Помню, ничего не забыл! Когда она вышла, я разом порешил. В тот
же день я пошел на последние поиски и узнал об ней всю остальную, уже текущую
подноготную; прежнюю подноготную я знал уже всю от Лукерьи, которая тогда
служила у них и которую я уже несколько дней тому подкупил. Эта подноготная была
так ужасна, что я и не понимаю, как еще можно было смеяться, как она давеча, и
любопытствовать о словах Мефистофеля, сама будучи под таким ужасом. Но -
молодежь! Именно это подумал тогда об ней с гордостью и с радостью, потому что
тут ведь и великодушие: дескать, хоть и на краю гибели, а великие слова Гете
сияют. Молодость всегда хоть капельку и хоть в кривую сторону да великодушна. То
есть я ведь про нее, про нее одну. И главное, я тогда смотрел уж на нее как на
мою и не сомневался в моем могуществе. Знаете, пресладострастная это мысль,
когда уж не сомневаешься-то.
Но что со мной? Если я так буду, то когда я соберу все в точку?
Скорей, скорей - дело совсем не в том, о боже!
II. БРАЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
"Подноготную", которую я узнал об ней, объясню в одном слове:
отец и мать померли, давно уже, три года перед тем, а осталась она у
беспорядочных теток. То есть их мало назвать беспорядочными. Одна тетка вдова,
многосемейная, шесть человек детей, мал мала меньше, другая в девках, старая,
скверная. Обе скверные. Отец ее был чиновник, но из писарей, и всего лишь личный
дворянин - одним словом: всё мне на руку. Я являлся как бы из высшего мира: всё
же отставной штабс-капитан блестящего полка, родовой дворянин, независим и
проч., а что касса ссуд, то тетки на это только с уважением могли смотреть. У
теток три года была в рабстве, но все-таки где-то экзамен выдержала, - успела
выдержать, урвалась выдержать, из-под поденной безжалостной работы, - а это
значило же что-нибудь в стремлении к высшему и благородному с ее стороны! Я ведь
для чего хотел жениться? А впрочем, обо мне наплевать, это потом... И в этом ли
дело! Детей теткиных учила, белье шила, а под конец не только белье, а, с ее
грудью, и полы мыла. Попросту они даже ее били, попрекали куском. Кончили тем,
что намеревались продать. Тьфу! опускаю грязь подробностей. Потом она мне всё
подробно передала. Всё это наблюдал целый год соседний толстый лавочник, но не
простой лавочник, а с двумя бакалейными. Он уж двух жен усахарил и искал третью,
вот и наглядел ее: "Тихая, дескать, росла в бедности, а я для сирот женюсь".
Действительно, у него были сироты. Присватался, стал сговариваться с тетками, к
тому же - пятьдесят лет ему; она в ужасе. Вот тут-то и зачастила ко мне для
публикаций в "Голосе". Наконец, стала просить теток, чтоб только самую капельку
времени дали подумать. Дали ей эту капельку, но только одну, другой не дали,
заели: "Сами не знаем, что жрать и без лишнего рта". Я уж это всё знал, а в тот
день после утрешнего и порешил. Тогда вечером приехал купец, привез из лавки
фунт конфет в полтинник; она с ним сидит, а я вызвал из кухни Лукерью и велел
сходить к ней шепнуть, что я у ворот и желаю ей что-то сказать в самом
неотложном виде. Я собою остался доволен. И вообще я весь тот день был ужасно
доволен.
Тут же у ворот ей, изумленной уже тем, что я ее вызвал, при
Лукерье, я объяснил, что сочту за счастье и за честь... Во-вторых, чтоб не
удивлялась моей манере и что у ворот: "Человек, дескать, прямой и изучил
обстоятельства дела". И я не врал, что прямой. Ну, наплевать. Говорил же я не
только прилично, то есть выказав человека с воспитанием, но и оригинально, а это
главное. Что ж, разве в этом грешно признаваться? Я хочу себя судить и сужу. Я
должен говорить pro и contra, и говорю. Я и после вспоминал про то с
наслаждением, хоть это и глупо: я прямо объявил тогда, без всякого смущения,
что, во-первых, не особенно талантлив, не особенно умен, может быть, даже не
особенно добр, довольно дешевый эгоист (я помню это выражение, я его, дорогой
идя, тогда сочинил и остался доволен) и что - очень, очень может быть - заключаю
в себе много неприятного и в других отношениях. Всё это сказано было с
особенного рода гордостью, - известно, как это говорится. Конечно, я имел
настолько вкуса, что, объявив благородно мои недостатки, не пустился объявлять о
достоинствах: "Но, дескать, взамен того имею то-то, то-то и это-то". Я видел,
что она пока еще ужасно боится, но я не смягчил ничего, мало того, видя, что
боится, нарочно усилил: прямо сказал, что сыта будет, ну а нарядов, театров,
балов - этого ничего не будет, разве впоследствии, когда цели достигну. Этот
строгий тон решительно увлекал меня. Я прибавил, и тоже как можно вскользь, что
если я и взял такое занятие, то есть держу эту кассу, то имею одну лишь цель,
есть, дескать, такое одно обстоятельство... Но ведь я имел право так говорить: я
действительно имел такую цель и такое обстоятельство. Постойте, господа, я всю
жизнь ненавидел эту кассу ссуд первый, но ведь, в сущности, хоть и смешно
говорить самому себе таинственными фразами, а я ведь "мстил же обществу",
действительно, действительно, действительно! Так что острота ее утром насчет
того, что я "мщу", была несправедлива. То есть, видите ли, скажи я ей прямо
словами: "Да, я мщу обществу", и она бы расхохоталась, как давеча утром, и вышло
бы в самом деле смешно. Ну а косвенным намеком, пустив таинственную фразу,
оказалось, что можно подкупить воображение. К тому же я тогда уже ничего не
боялся: я ведь знал, что толстый лавочник во всяком случае ей гаже меня и что я,
стоя у ворот, являюсь освободителем. Понимал же ведь я это. О, подлости человек
особенно хорошо понимает! Но подлости ли? Как ведь тут судить человека? Разве не
любил я ее даже тогда уже?
Постойте: разумеется, я ей о благодеянии тогда ни полслова;
напротив, о, напротив: "Это я, дескать, остаюсь облагодетельствован, а не вы".
Так что я это даже словами выразил, не удержался, и вышло, может быть, глупо,
потому что заметил беглую складку в лице. Но в целом решительно выиграл.
Постойте, если всю эту грязь припоминать, то припомню и последнее свинство: я
стоял, а в голове шевелилось: ты высок, строен, воспитан и - и наконец, говоря
без фанфаронства, ты недурен собой. Вот что играло в моем уме. Разумеется, она
тут же у ворот сказала мне "да". Но... но я должен прибавить: она тут же у ворот
долго думала, прежде чем сказала "да". Так задумалась, так задумалась, что я уже
спросил было: "Ну что ж?" - и даже не удержался, с этаким шиком спросил: "Ну что
же-с?" - с словоерсом.
- Подождите, я думаю.
И такое у ней было серьезное личико, такое - что уж тогда бы я
мог прочесть! А я-то обижался: "Неужели, думаю, она между мной и купцом
выбирает?" О, тогда я еще не понимал! Я ничего, ничего еще тогда не понимал! До
сегодня не понимал! Помню, Лукерья выбежала за мною вслед, когда я уже уходил,
остановила на дороге и сказала впопыхах: "Бог вам заплатит, сударь, что нашу
барышню милую берете, только вы ей это не говорите, она гордая".
Ну, гордая! Я, дескать, сам люблю горденьких. Гордые особенно
хороши, когда... ну, когда уж не сомневаешься в своем над ними могуществе, а? О,
низкий, неловкий человек! О, как я был доволен! Знаете, ведь у ней, когда она
тогда у ворот стояла задумавшись, чтоб сказать мне "да", а я удивлялся, знаете
ли, что у ней могла быть даже такая мысль: "Если уж несчастье и там и тут, так
не лучше ли прямо самое худшее выбрать, то есть толстого лавочника, пусть
поскорей убьет пьяный до смерти!" А? Как вы думаете, могла быть такая мысль?
Да и теперь не понимаю, и теперь ничего не понимаю! Я сейчас
только что сказал, что она могла иметь эту мысль: что из двух несчастий выбрать
худшее, то есть купца? А кто был для нее тогда хуже - я аль купец? Купец или
закладчик, цитующий Гете? Это еще вопрос! Какой вопрос? И этого не понимаешь:
ответ на столе лежит, а ты говоришь "вопрос"! Да и наплевать на меня! Не во мне
совсем дело... А кстати, что для меня теперь - во мне или не во мне дело? Вот
этого так уж совсем решить не могу. Лучше бы спать лечь. Голова болит...
III. БЛАГОРОДНЕЙШИЙ ИЗ
ЛЮДЕЙ, НО САМ ЖЕ И НЕ ВЕРЮ
Не заснул. Да и где ж, стучит какой-то пульс в голове. Хочется
всё это усвоить, всю эту грязь. О, грязь! О, из какой грязи я тогда ее вытащил!
Ведь должна же она была это понимать, оценить мой поступок! Нравились мне тоже
разные мысли, например, что мне сорок один, а ей только что шестнадцать. Это
меня пленяло, это ощущение неравенства, очень сладостно это, очень сладостно.
Я, например, хотел сделать свадьбу а l'anglaise, то есть
решительно вдвоем, при двух разве свидетелях, из коих одна Лукерья, и потом
тотчас в вагон, например хоть в Москву (там у меня кстати же случилось дело), в
гостиницу, недели на две. Она воспротивилась, она не позволила, и я принужден
был ездить к теткам с почтением, как к родственницам, от которых беру ее. Я
уступил, и теткам оказано было надлежащее. Я даже подарил этим тварям по сту
рублей и еще обещал, ей, разумеется, про то не сказавши, чтобы не огорчить ее
низостью обстановки. Тетки тотчас же стали шелковые. Был спор и о приданом: у
ней ничего не было, почти буквально, но она ничего и не хотела. Мне, однако же,
удалось доказать ей, что совсем ничего - нельзя, и приданое сделал я, потому что
кто же бы ей что сделал? Ну, да наплевать обо мне. Разные мои идеи, однако же, я
ей все-таки успел тогда передать, чтобы знала по крайней мере. Поспешил даже,
может быть. Главное, она с самого начала, как ни крепилась, а бросилась ко мне с
любовью, встречала, когда я приезжал по вечерам, с восторгом, рассказывала своим
лепетом (очаровательным лепетом невинности!) всё свое детство, младенчество, про
родительский дом, про отца и мать. Но я всё это упоение тут же обдал сразу
холодной водой. Вот в том-то и была моя идея. На восторги я отвечал молчанием,
благосклонным, конечно... но всё же она быстро увидала, что мы разница и что я -
загадка. А я, главное, и бил на загадку! Ведь для того, чтобы загадать загадку,
я, может быть, и всю эту глупость сделал! Во-первых, строгость, - так под
строгостью и в дом ее ввел. Одним словом, тогда, ходя и будучи доволен, я создал
целую систему. О, без всякой натуги сама собой вылилась. Да и нельзя было иначе,
я должен был создать эту систему по неотразимому обстоятельству, - что ж я ,в
самом деле, клевещу-то на себя! Система была истинная. Нет, послушайте, если уж
судить человека, то судить, зная дело... Слушайте.
Как бы это начать, потому что это очень трудно. Когда начнешь
оправдываться - вот и трудно. Видите ли: молодежь презирает, например, деньги, -
я тотчас же налег на деньги; я напер на деньги. И так налег, что она всё больше
и больше начала умолкать. Раскрывала большие глаза, слушала, смотрела и
умолкала. Видите ли: молодежь великодушна, то есть хорошая молодежь, великодушна
и порывиста, но мало терпимости, чуть что не так - и презрение. А я хотел
широкости, я хотел привить широкость прямо к сердцу, привить к сердечному
взгляду, не так ли? Возьму пошлый пример: как бы я, например, объяснил мою кассу
ссуд такому характеру? Разумеется, я не прямо заговорил, иначе вышло бы, что я
прошу прощения за кассу ссуд, а я, так сказать, действовал гордостью, говорил
почти молча. А я мастер молча говорить, я всю жизнь мою проговорил молча и
прожил сам с собою целые трагедии молча. О, ведь и я же был несчастлив! Я был
выброшен всеми, выброшен и забыт, и никто-то, никто-то этого не знает! И вдруг
эта шестнадцатилетняя нахватала обо мне потом подробностей от подлых людей и
думала, что всё знает, а сокровенное между тем оставалось лишь в груди этого
человека! Я всё молчал, и особенно, особенно с ней молчал, до самого вчерашнего
дня, - почему молчал? А как гордый человек. Я хотел, чтоб она узнала сама, без
меня, но уже не по рассказам подлецов, а чтобы сама догадалась об этом человеке
и постигла его! Принимая ее в дом свой, я хотел полного уважения. Я хотел, чтоб
она стояла предо мной в мольбе за мои страдания - и я стоил того. О, я всегда
был горд, я всегда хотел или всего, или ничего! Вот именно потому, что я не
половинщик в счастье, а всего захотел, - именно потому я и вынужден был так
поступить тогда: "Дескать, сама догадайся и оцени!" Потому что, согласитесь,
ведь если б я сам начал ей объяснять и подсказывать, вилять и уважения просить,
- так ведь я всё равно что просил бы милостыни... А впрочем... а впрочем, что ж
я об этом говорю!
Глупо, глупо, глупо и глупо! Я прямо и безжалостно (и я напираю
на то, что безжалостно) объяснил ей тогда, в двух словах, что великодушие
молодежи прелестно, но - гроша не стоит. Почему не стоит? Потому что дешево ей
достается, получилось не живши, всё это, так сказать, "первые впечатления
бытия", а вот посмотрим-ка вас на труде! Дешевое великодушие всегда легко, и
даже отдать жизнь - и это дешево, потому что тут только кровь кипит и сил
избыток, красоты страстно хочется! Нет, возьмите-ка подвиг великодушия, трудный,
тихий, неслышный, без блеску, с клеветой, где много жертвы и ни капли славы, -
где вы, сияющий человек, пред всеми выставлены подлецом, тогда как вы честнее
всех людей на земле, - ну-тка, попробуйте-ка этот подвиг, нет-с, откажетесь! А я
- я только всю жизнь и делал, что носил этот подвиг. Сначала спорила, ух как, а
потом начала примолкать, совсем даже, только глаза ужасно открывала, слушая,
большие, большие такие глаза, внимательные. И... и кроме того, я вдруг увидал
улыбку, недоверчивую, молчаливую, нехорошую. Вот с этой-то улыбкой я и ввел ее в
мой дом. Правда и то, что ей уж некуда было идти...
IV. ВСЁ ПЛАНЫ И ПЛАНЫ
Кто у нас тогда первый начал?
Никто. Само началось с первого шага. Я сказал, что я ввел ее в
дом под строгостью, однако с первого же шага смягчил. Еще невесте, ей было
объяснено, что она займется приемом закладов и выдачей денег, и она ведь тогда
ничего не сказала (это заметьте). Мало того, - принялась за дело даже с
усердием. Ну, конечно, квартира, мебель - всё осталось по-прежнему. Квартира -
две комнаты: одна - большая зала, где отгорожена и касса, а другая, тоже
большая, - наша комната, общая, тут и спальня. Мебель у меня скудная; даже у
теток была лучше. Киот мой с лампадкой - это в зале, где касса; у меня же в
комнате мой шкаф, и в нем несколько книг, и укладка, ключи у меня; ну, там
постель, столы, стулья. Еще невесте сказал, что на наше содержание, то есть на
пищу, мне, ей и Лукерье, которую я переманил, определяется в день рубль и не
больше: "Мне, дескать, нужно тридцать тысяч в три года, а иначе денег не
наживешь". Она не препятствовала, но я сам возвысил содержание на тридцать
копеек. Тоже и театр. Я сказал невесте, что не будет театра, и, однако ж,
положил раз в месяц театру быть, и прилично, в креслах. Ходили вместе, были три
раза, смотрели "Погоню за счастьем" и "Птицы певчие", кажется. (О, наплевать,
наплевать!) Молча ходили и молча возвращались. Почему, почему мы с самого начала
принялись молчать? Сначала ведь ссор не было, а тоже молчание. Она всё как-то,
помню, тогда исподтишка на меня глядела; я, как заметил это, и усилил молчание.
Правда, это я на молчание напер, а не она. С ее стороны раз или два были порывы,
бросалась обнимать меня; но так как порывы были болезненные, истерические, а мне
надо было твердого счастья, с уважением от нее, то я принял холодно. Да и прав
был: каждый раз после порывов на другой день была ссора.
То есть ссор не было, опять-таки, но было молчание и - всё
больше и больше дерзкий вид с ее стороны. "Бунт и независимость" - вот что было,
только она не умела. Да, это кроткое лицо становилось всё дерзче и дерзче.
Верите ли, я ей становился поган, я ведь изучил это. А в том, что она выходила
порывами из себя, в этом не было сомнения. Ну как, например, выйдя из такой
грязи и нищеты, после мытья-то полов, начать вдруг фыркать на нашу бедность!
Видите-с: была не бедность, а была экономия, а в чем надо - так и роскошь, в
белье например, в чистоте. Я всегда и прежде мечтал, что чистота в муже
прельщает жену. Впрочем, она не на бедность, а на мое будто бы скаредство в
экономии: "Цели, дескать, имеет, твердый характер показывает". От театра вдруг
сама отказалась. И всё пуще и пуще насмешливая складка... а я усиливаю молчание,
а я усиливаю молчание.
Не оправдываться же? Тут главное - эта касса ссуд. Позвольте-с:
я знал, что женщина, да еще шестнадцати лет, не может не подчиниться мужчине
вполне. В женщинах нет оригинальности, это - это аксиома, даже и теперь, даже и
теперь для меня аксиома! Что ж такое, что там в зале лежит: истина есть истина,
и тут сам Милль ничего не поделает! А женщина любящая, о, женщина любящая - даже
пороки, даже злодейства любимого существа обоготворит. Он сам не подыщет своим
злодействам таких оправданий, какие она ему найдет. Это великодушно, но не
оригинально. Женщин погубила одна лишь неоригинальность. И что ж, повторяю, что
вы мне указываете там на столе? Да разве это оригинально, что там на столе? О-о!
Слушайте: в любви ее я был тогда уверен. Ведь бросалась же она
ко мне и тогда на шею. Любила, значит, вернее - желала любить. Да, вот так это и
было: желала любить, искала любить. А главное ведь в том, что тут и злодейств
никаких таких не было, которым бы ей пришлось подыскивать оправдания. Вы
говорите "закладчик", и все говорят. А что ж что закладчик? Значит, есть же
причины, коли великодушнейший из людей стал закладчиком. Видите, господа, есть
идеи... то есть, видите, если иную идею произнести, выговорить словами, то
выйдет ужасно глупо. Выйдет стыдно самому. А почему? Нипочему. Потому, что мы
все дрянь и правды не выносим, или уж я не знаю. Я сказал сейчас
"великодушнейший из людей". Это смешно, а между тем ведь это так и было. Ведь
это правда, то есть самая, самая правденская правда! Да, я имел право захотеть
себя тогда обеспечить и открыть эту кассу: "Вы отвергли меня, вы, люди то есть,
вы прогнали меня с презрительным молчанием. На мой страстный порыв к вам вы
ответили мне обидой на всю мою жизнь. Теперь я, стало быть, вправе был
оградиться от вас стеной, собрать эти тридцать тысяч рублей и окончить жизнь
где-нибудь в Крыму, на Южном берегу, в горах и виноградниках, в своем имении,
купленном на эти тридцать тысяч, а главное, вдали от всех вас, но без злобы на
вас, с идеалом в душе, с любимой у сердца женщиной, с семьей, если бог пошлет, и
- помогая окрестным поселянам". Разумеется, хорошо, что я это сам теперь про
себя говорю, а то что могло быть глупее, если б я тогда ей это вслух расписал?
Вот почему и гордое молчание, вот почему и сидели молча. Потому, что ж бы она
поняла? Шестнадцать-то лет, первая-то молодость, - да что могла она понять из
моих оправданий, из моих страданий? Тут прямолинейность, незнание жизни, юные
дешевые убеждения, слепота куриная "прекрасных сердец", а главное тут - касса
ссуд и - баста (а разве я был злодей в кассе ссуд, разве не видела она, как я
поступал и брал ли я лишнее?)! О, как ужасна правда на земле! Эта прелесть, эта
кроткая, это небо - она была тиран, нестерпимый тиран души моей и мучитель! Ведь
я наклевещу на себя, если этого не скажу! Вы думаете, я ее не любил? Кто может
сказать, что я ее не любил? Видите ли: тут ирония, тут вышла злая ирония судьбы
и природы! Мы прокляты, жизнь людей проклята вообще! (Моя, в частности!) Я ведь
понимаю же теперь, что я в чем-то тут ошибся! Тут что-то вышло не так. Всё было
ясно, план мой был ясен как небо: "Суров, горд и в нравственных утешениях ни в
чьих не нуждается, страдает молча". Так оно и было, не лгал, не лгал! "Увидит
потом сама, что тут было великодушие, но только она не сумела заметить, - и как
догадается об этом когда-нибудь, то оценит вдесятеро и падет в прах, сложа в
мольбе руки". Вот план. Но тут я что-то забыл или упустил из виду. Не сумел я
что-то тут сделать. Но довольно, довольно. И у кого теперь прощения просить?
Кончено так кончено. Смелей, человек, и будь горд! Не ты виноват!..
Что ж, я скажу правду, я не побоюсь стать пред правдой лицом к
лицу: она виновата, она виновата!..
V. КРОТКАЯ БУНТУЕТ
Ссоры начались с того, что она вдруг вздумала выдавать деньги
по-своему, ценить вещи выше стоимости и даже раза два удостоила со мной вступить
на эту тему в спор. Я не согласился. Но тут подвернулась эта капитанша.
Пришла старуха капитанша с медальоном - покойного мужа подарок,
ну, известно, сувенир. Я выдал тридцать рублей. Принялась жалобно ныть, просить,
чтоб сохранили вещь, - разумеется, сохраним. Ну, одним словом, вдруг через пять
дней приходит обменять на браслет, который не стоил и восьми рублей; я,
разумеется, отказал. Должно быть, она тогда же угадала что-нибудь по глазам
жены, но только она пришла без меня, и та обменяла ей медальон.
Узнав в тот же день, я заговорил кротко, но твердо и резонно.
Она сидела на постели, смотрела в землю, щелкая правым носком по коврику (ее
жест); дурная улыбка стояла на ее губах. Тогда я, вовсе не возвышая голоса,
объявил спокойно, что деньги мои, что я имею право смотреть на жизнь моими
глазами, и - что когда я приглашал ее к себе в дом, то ведь ничего не скрыл от
нее.
Она вдруг вскочила, вдруг вся затряслась и - что бы вы думали -
вдруг затопала на меня ногами; это был зверь, это был припадок, это был зверь в
припадке. Я оцепенел от изумления: такой выходки я никогда не ожидал. Но не
потерялся, я даже не сделал движения и опять прежним спокойным голосом прямо
объявил, что с сих пор лишаю ее участия в моих занятиях. Она захохотала мне в
лицо и вышла из квартиры.
Дело в том, что выходить из квартиры она не имела права. Без
меня никуда, таков был уговор еще в невестах. К вечеру она воротилась; я ни
слова.
Назавтра тоже с утра ушла, напослезавтра опять. Я запер кассу и
направился к теткам. С ними я с самой свадьбы прервал - ни их к себе, ни сами к
ним. Теперь оказалось, что она у них не была. Выслушали меня с любопытством и
мне же насмеялись в глаза: "Так вам, говорят, и надо". Но я и ждал их смеха. Тут
же младшую тетку, девицу, за сто рублей подкупил и двадцать пять дал вперед.
Через два дня она приходит ко мне: "Тут, говорит, офицер, Ефимович, поручик,
бывший ваш прежний товарищ в полку, замешан". Я был очень изумлен. Этот Ефимович
более всего зла мне нанес в полку, а с месяц назад, раз и другой, будучи
бесстыден, зашел в кассу под видом закладов и, помню, с женой тогда начал
смеяться. Я тогда же подошел и сказал ему, чтоб он не осмеливался ко мне
приходить, вспомня наши отношения; но и мысли об чем-нибудь таком у меня в
голове не было, а так просто подумал, что нахал. Теперь же вдруг тетка сообщает,
что с ним у ней уже назначено свидание и что всем делом орудует одна прежняя
знакомая теток, Юлия Самсоновна, вдова, да еще полковница, - "к ней-то, дескать,
ваша супруга и ходит теперь".
Эту картину я сокращу. Всего мне стоило это дело рублей до
трехсот, но в двое суток устроено было так, что я буду стоять в соседней
комнате, за притворенными дверями, и слышать первый rendez-vous наедине моей
жены с Ефимовичем. В ожидании же, накануне, произошла у меня с ней одна краткая,
но слишком знаменательная для меня сцена.
Воротилась она перед вечером, села на постель, смотрит на меня
насмешливо и ножкой бьет о коврик. Мне вдруг, смотря на нее, влетела тогда в
голову идея, что весь этот последний месяц, или, лучше, две последние перед сим
недели, она была совсем не в своем характере, можно даже сказать - в обратном
характере: являлось существо буйное, нападающее, не могу сказать бесстыдное, но
беспорядочное и само ищущее смятения. Напрашивающееся на смятение. Кротость,
однако же, мешала. Когда этакая забуйствует, то хотя бы и перескочила меру, а
всё видно, что она сама себя только ломит, сама себя подгоняет и что с
целомудрием и стыдом своим ей самой первой справиться невозможно. Оттого-то
этакие и выскакивают порой слишком уж не в мерку, так что не веришь собственному
наблюдающему уму. Привычная же к разврату душа, напротив, всегда смягчит,
сделает гаже, но в виде порядка и приличия, который над вами же имеет претензию
превосходствовать.
- А правда, что вас из полка выгнали за то, что вы на дуэль
выйти струсили? - вдруг спросила она, с дубу сорвав, и глаза ее засверкали.
- Правда; меня, по приговору офицеров, попросили из полка
удалиться, хотя, впрочем, я сам уже перед тем подал в отставку.
- Выгнали как труса?
- Да, они присудили как труса. Но я отказался от дуэли не как
трус, а потому, что не захотел подчиниться их тираническому приговору и вызывать
на дуэль, когда не находил сам обиды. Знайте, - не удержался я тут, - что
восстать действием против такой тирании и принять все последствия - значило
выказать гораздо более мужества, чем в какой хотите дуэли.
Я не сдержался, я этой фразой как бы пустился в оправдание
себя; а ей только этого и надо было, этого нового моего унижения.
Она злобно рассмеялась.
- А правда, что вы три года потом по улицам в Петербурге как
бродяга ходили, и по гривеннику просили, и под биллиардами ночевали?
- Я и на Сенной в доме Вяземского ночевывал. Да, правда; в моей
жизни было потом, после полка, много позора и падения, но не нравственного
падения, потому что я сам же первый ненавидел мои поступки даже тогда. Это было
лишь падение воли моей и ума и было вызвано лишь отчаянием моего положения. Но
это прошло...
- О, теперь вы лицо - финансист!
То есть это намек на кассу ссуд. Но я уже успел сдержать себя.
Я видел, что она жаждет унизительных для меня объяснений и - не дал их. Кстати
же позвонил закладчик, и я вышел к нему в залу. После, уже через час, когда она
вдруг оделась, чтоб выйти, остановилась предо мной и сказала:
- Вы, однако ж, мне об этом ничего не сказали до свадьбы?
Я не ответил, и она ушла.
Итак, назавтра я стоял в этой комнате за дверями и слушал, как
решалась судьба моя, а в кармане моем был револьвер. Она была приодета, сидела
за столом, а Ефимович перед нею ломался. И что ж: вышло то (я к чести моей
говорю это), вышло точь-в-точь то, что я предчувствовал и предполагал, хоть и не
сознавая, что я предчувствую и предполагаю это. Не знаю, понятно ли выражаюсь.
Вот что вышло. Я слушал целый час и целый час присутствовал при
поединке женщины благороднейшей и возвышенной с светской развратной, тупой
тварью, с пресмыкающеюся душой. И откуда, думал я, пораженный, откуда эта
наивная, эта кроткая, эта малословесная знает всё это? Остроумнейший автор
великосветской комедии не мог бы создать этой сцены насмешек, наивнейшего хохота
и святого презрения добродетели к пороку. И сколько было блеска в ее словах и
маленьких словечках; какая острота в быстрых ответах, какая правда в ее
осуждении! И в то же время столько девического почти простодушия. Она смеялась
ему в глаза над его объяснениями в любви, над его жестами, над его
предложениями. Приехав с грубым приступом к делу и не предполагая сопротивления,
он вдруг так и осел. Сначала я бы мог подумать, что тут у ней просто кокетство -
"кокетство хоть и развратного, но остроумного существа, чтоб дороже себя
выставить". Но нет, правда засияла как солнце, и сомневаться было нельзя. Из
ненависти только ко мне, напускной и порывистой, она, неопытная, могла решиться
затеять это свидание, но как дошло до дела - то у ней тотчас открылись глаза.
Просто металось существо, чтобы оскорбить меня чем бы то ни было, но, решившись
на такую грязь, не вынесло беспорядка. И ее ли, безгрешную и чистую, имеющую
идеал, мог прельстить Ефимович или кто хотите из этих великосветских тварей?
Напротив, он возбудил лишь смех. Вся правда поднялась из ее души, и негодование
вызвало из сердца сарказм. Повторяю, этот шут под конец совсем осовел и сидел
нахмурившись, едва отвечая, так что я даже стал бояться, чтоб не рискнул
оскорбить ее из низкого мщения. И опять повторяю: к чести моей, эту сцену я
выслушал почти без изумления. Я как будто встретил одно знакомое. Я как будто
шел затем, чтоб это встретить. Я шел, ничему не веря, никакому обвинению, хотя и
взял револьвер в карман, - вот правда! И мог разве я вообразить ее другою? Из-за
чего ж я любил, из-за чего ж я ценил ее, из-за чего ж женился на ней? О,
конечно, я слишком убедился в том, сколь она меня тогда ненавидела, но убедился
и в том, сколь она непорочна. Я прекратил сцену вдруг, отворив двери. Ефимович
вскочил, я взял ее за руку и пригласил со мной выйти. Ефимович нашелся и вдруг
звонко и раскатисто расхохотался:
- О, против священных супружеских прав я не возражаю, уводите,
уводите! И знаете, - крикнул он мне вслед, - хоть с вами и нельзя драться