хожу, а в школу вот уж две недели не показывалась,
в окна в магазины смотрю, в Пассаже хожу, булку съем - до самого вечера, как
домой идти". Я как узнала про это от нее, тогда же подумала: "Вот бы мне так
же", и стало мне скучно в школе. Только я и намерения не имела до самого
вчерашнего дня, а вчера как солгала тебе, и решилась..."
Анекдот этот - правда. Теперь, уж разумеется, матерью приняты
меры. Когда мне рассказали его, я подумал, что очень нелишнее напечатать его в
"Дневнике". Мне позволили, конечно с полным incognito. Мне, разумеется, возразят
сейчас же: "Единичный случай, и просто потому, что девочка очень глупа". Но я
знаю наверно, что девочка очень не глупа. Знаю тоже, что в этих юных душах, уже
вышедших из первого детства, но еще далеко не дозревших до какой-нибудь хоть
самой первоначальной возмужалости, могут порою зарождаться удивительные
фантастические представления, мечты и решения. Этот возраст (двенадцати- или
тринадцатилетний) необычайно интересен, в девочке еще больше, чем в мальчике.
Кстати о мальчиках: помните вы года четыре назад напечатанное в газетах известие
о том, как из одной гимназии бежали три чрезвычайно юные гимназиста в Америку и
что их поймали уже довольно далеко от их города, а вместе захватили и бывший с
ними пистолет. Вообще и прежде, поколение или два назад, в головах этого очень
юного народа тоже могли бродить мечты и фантазии, совершенно так же как у
теперешних, но теперешний юный народ как-то решительнее и гораздо короче на
сомнения и размышления. Прежние, надумав проект (ну хоть бежать в Венецию,
начитавшись о Венеции в повестях Гофмана и Жорж Занда, - я знал одного такого),
всё же проектов своих не исполняли и много что поверяли их под клятвою
какому-нибудь товарищу, а теперешние надумают да и выполнят. Впрочем, прежних
связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к
известным верованиям и принципам. Нынче же, бесспорно, связи эти и ощущения
стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и внутреннего, в себе самом
заключающегося. Оттого, может быть, одностороннее и голова работает, и, уж
разумеется, всё это от чего-нибудь.
А главное, это вовсе не единичные случаи, происходящие от
глупости. Повторяю, этот чрезвычайно интересный возраст вполне нуждается в
особенном внимании столь занятых у нас педагогией педагогов и столь занятых
теперь "делами" и не делами родителей. И как легко может всё это случиться, то
есть всё самое ужасное, да еще с кем: с нашими родными детьми! Подумать только о
том месте в этом рассказе матери, когда девочка "вдруг устала, идет и плачет и
мечтает, что встретится добрый человек, сжалится, что бедной девочке негде
ночевать, и пригласит ее с собою". Подумать, что ведь это желание ее,
свидетельствующее о ее столь младенческой невинности и незрелости, так легко
могло тут же сбыться и что у нас везде, и на улице и в богатейших домах, так и
кишит вот именно этими "добрыми человечками"! Ну а потом, наутро? Или прорубь,
или стыд признаться, а за стыдом признаться и грядущая способность, всё затаив
про себя, с воспоминанием ужиться, а потом об нем задуматься, уже с другой точки
зрения, и всё думать и думать, но уже с чрезвычайным разнообразием
представлений, и всё это мало-помалу и само собой; ну а под конец, пожалуй, и
желание повторить случай, а затем и всё остальное. И это с двенадцати-то лет! И
всё шито-крыто. Ведь шито-крыто в полном смысле слова! А эта другая девочка,
которая вместо школы в магазины заглядывает и в Пассаж заходит, и нашу девочку
научила? Я прежде слыхивал в этом роде про мальчиков, которым учиться скучно, а
бродяжить весело. (NB. Бродяжничество есть привычка, болезненная и отчасти наша
национальная, одно из различий наших с Европой, - привычка, обращающаяся потом в
болезненную страсть и весьма нередко зарождающаяся с самого детства. Об этой
национальной страсти нашей я потом непременно поговорю.) Но вот, стало быть,
возможны и бродячие девочки. И, положим, тут полная пока невинность; но будь
невинна как самое первобытное существо в раю, а всё не избегнет "познания добра
и зла", ну хоть с краюшку, хоть в воображении только, мечтательно. Улица ведь
такая бойкая школа. А главное, повторяю еще и еще: тут этот интереснейший
возраст, возраст, вполне еще сохранивший самую младенческую, трогательную
невинность и незрелость с одной стороны, а с другой - уже приобревший скорую до
жадности способность восприятия и быстрого ознакомления с такими идеями и
представлениями, о которых, по убеждению чрезвычайно многих родителей и
педагогов, этот возраст даже и представить себе будто бы ничего еще не может.
Это-то вот раздвоение, эти-то две столь несходные половины юного существа в
своем соединении представляют чрезвычайно много опасного и критического в жизни
этих юных существ.
II. РАЗЪЯСНЕНИЕ ОБ
УЧАСТИИ МОЕМ В ИЗДАНИИ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛА "СВЕТ"
В "Дневнике писателя" (и опять в том же октябрьском ) было
мною помещено объявление об издании в 1877 году нового журнала "Свет"
профессором Н. П. Вагнером. И вот только что появилось это объявление, как стали
меня расспрашивать о будущем журнале и о будущем моем в нем участии. Я отвечал
всем, кому мог ответить, что в журнале "Свет" я, по приглашению Н. П. Вагнера,
обещал поместить лишь рассказ и что в этом и будет состоять всё мое в нем
участие. Но теперь вижу необходимость оговорить это даже печатно, ибо с
вопросами не перестают; я получаю каждый день письма от моих читателей и ясно
вижу из этих писем, что читатели мои почему-то вдруг убедились, что участие мое
в журнале "Свет" будет несравненно обширнее, чем упомянуто о нем в объявлении
профессора Вагнера, то есть что я почти перехожу в "Свет", начинаю новую
деятельность, расширяю прежнюю, и что если я и не соучастник в издании или
редактировании будущего журнала, то уже непременно участник в его идее, в
замысле, в плане и проч. и проч.
На это и заявляю теперь, что в будущем 1877 году буду издавать
лишь "Дневник писателя" и что "Дневнику" и будет принадлежать, по примеру
прошлого года, вся моя авторская деятельность. Что же до нового издания "Свет",
то ни в замысле, ни в плане, ни в соредактировании его не участвую. Даже самая
идея будущего журнала мне еще совсем неизвестна, и я жду появления его первого
, чтоб в первый раз с нею познакомиться. Полагаю, что особую близость мою к
журналу "Свет" вывели из того лишь, что в "Дневнике писателя" напечатано было о
нем самое первое объявление, а потом как-то так почему-то случилось, что это
объявление довольно долгое время не повторялось ни в одной газете. Во всяком
случае обещать дать рассказ в другое издание еще не значит бросить свое и
перейти в то издание, а искреннейшее мое желание успеха предприятию уважаемого
Н. П. Вагнера основано всего лишь только на личной моей надежде и даже на
убеждении встретить в его журнале нечто новое, оригинальное и полезное, - но
далее и подробнее я ничего о журнале "Свет" не знаю. Издание это мне чужое и
пока столько же мне известное, сколько и всякому, прочитавшему о нем газетное
объявление.
III. НА КАКОЙ ТЕПЕРЬ
ТОЧКЕ ДЕЛО
Год кончился, а этим двенадцатым выпуском заканчивается первый
год издания "Дневника писателя". От читателей моих я встретил весьма лестное мне
сочувствие, а между тем и сотой доли не сказал того, что намеревался высказать,
а из высказанного, вижу теперь, многое не сумел выразить ясно с первого разу и
даже бывал понят превратно, в чем, конечно, виню наиболее себя. Но хоть и мало
успел сказать, а всё же надеюсь, что читатели мои уже и из высказанного в этом
году поймут характер и направление "Дневника" в будущем году. Главная цель
"Дневника" пока состояла в том, чтобы по возможности разъяснять идею о нашей
национальной духовной самостоятельности и указывать ее, по возможности, в
текущих представляющихся фактах. В этом смысле, например, "Дневник" довольно
много говорил о нашем внезапном национальном и народном движении нынешнего года
в так называемом "славянском деле". Выскажем вперед: "Дневник" не претендует
представлять ежемесячно политические статьи; но он всегда будет стараться
отыскать и указать, по возможности, нашу национальную и народную точку зрения и
в текущих политических событиях. Например, из наших статей о "славянском
движении" нынешнего года читатели, может быть, уже уяснили себе, что "Дневник"
желал лишь выяснить сущность и значение этого движения собственно и, главное,
относительно нас, русских; указать, что дело для нас состоит не в одном славизме
и не в политической лишь постановке вопроса в современном смысле его. Славизм,
то есть единение всех славян с народом русским и между собою, и политическая
сторона вопроса, то есть вопросы о границах, окраинах, морях и проливах, о
Константинополе и проч. и проч., - всё это вопросы хотя, без сомнения, самой
первостепенной важности для России и будущих судеб ее, но не ими лишь
исчерпывается сущность Восточного вопроса для нас, то есть в смысле разрешения
его в народном духе нашем. В этом смысле эти первостепенной важности вопросы
отступают уже на второй план. Ибо главная сущность всего дела, по народному
пониманию, заключается несомненно и всецело лишь в судьбах восточного
христианства, то есть православия. Народ наш не знает ни сербов, ни болгар; он
помогает, и грошами своими и добровольцами, не славянам и не для славизма, а
прослышал лишь о том, что страдают православные христиане, братья наши, за веру
Христову от турок, от "безбожных агарян"; вот почему, и единственно поэтому,
обнаружилось всё движение народное этого года. В судьбах настоящих и в судьбах
будущих православного христианства - в том заключена вся идея народа русского, в
том его служение Христу и жажда подвига за Христа. Жажда эта истинная, великая и
непереставаемая в народе нашем с древнейших времен, непрестанная, может быть,
никогда, - и это чрезвычайно важный факт в характеристике народа нашего и
государства нашего. Московские старообрядцы снарядили и пожертвовали от себя
целый (и превосходный) санитарный отряд и послали его в Сербию; и, однако, они
отлично знали, что сербы не старообрядцы, а такие же как и мы, с которыми они в
деле веры не сообщаются. Тут высказалась именно идея о дальнейших, окончательных
судьбах православного христианства, хотя бы и в отдаленных временах и сроках, и
надежда будущего единения всех восточных христиан воедино; и, помогая христианам
против турок, притеснителей христианства, они, стало быть, сочли сербов такими
же настоящими христианами, как и сами, несмотря на временные различия, и даже
хотя бы только в будущем. В этом смысле пожертвование это имеет даже
историческое значение, наводит на отрадные мысли и подтверждает отчасти наше
указание о том, что в судьбах христианства и заключается вся цель народа
русского, хотя бы даже и разъединенного временно иными фиктивными различиями в
вероисповедании. В народе бесспорно сложилось и укрепилось даже такое понятие,
что вся Россия для того только и живет, чтобы служить Христу и оберегать от
неверных всё вселенское православие. Если не прямо выскажет вам эту мысль всякий
из народа, то я утверждаю, что выскажут ее вполне сознательно уже весьма многие
из народа, а эти очень многие имеют бесспорно влияние и на весь остальной народ.
Так что прямо можно сказать, что эта мысль уже во всем народе нашем почти
сознательная, а не то что таится лишь в чувстве народном. Итак, в этом лишь
едином смысле Восточный вопрос и доступен народу русскому. Вот главный факт.
Но если так, то взгляд на Восточный вопрос должен принять
несравненно более определенный вид и для всех нас. Россия сильна народом своим и
духом его, а не то что лишь образованием, например, своим, богатствами,
просвещением и проч., как в некоторых государствах Европы, ставших, за
дряхлостью и потерею живой национальной идеи, совсем искусственными и как бы
даже ненатуральными. Думаю, что так еще долго будет. Но если народ понимает
славянский и вообще Восточный вопрос лишь в значении судеб православия, то
отсюда ясно, что дело это уже не случайное, не временное и не внешнее лишь
политическое, а касается самой сущности русского народа, стало быть, вечное и
всегдашнее до самого конечного своего разрешения. Россия уже не может отказаться
от движения своего на Восток в этом смысле и не может изменить его цели, ибо она
отказалась бы тогда от самой себя. И если временно, параллельно с
обстоятельствами, вопрос этот и мог, и несомненно должен был принимать иногда
направление иное, если даже и хотели и должны были мы уступать иногда
обстоятельствам, сдерживать наши стремления, то всё же в целом вопрос этот, как
сущность самой жизни народа русского, непременно должен достигнуть когда-нибудь
необходимо главной цели своей, то есть соединения всех православных племен во
Христе и в братстве, и уже без различия славян с другими остальными
православными народностями. Это единение может быть даже вовсе не политическим.
Собственно же славянский, в тесном смысле этого слова, и политический, в тесном
значении (то есть моря, проливы, Константинополь и проч.), вопросы разрешатся
при этом, конечно, сами собою в том смысле, в котором они будут наименее
противуречить решению главной и основной задачи. Таким образом, повторяем, с
этой народной точки весь этот вопрос принимает вид незыблемый и всегдашний.
В этом отношении Европа, не совсем понимая наши национальные
идеалы, то есть меряя их на свой аршин и приписывая нам лишь жажду захвата,
насилия, покорения земель, в то же время очень хорошо понимает насущный смысл
дела.
Не в том для нее вовсе дело, что мы теперь не захватим земель и
обещаемся ничего не завоевывать: для нее гораздо важнее то, что мы, всё еще
по-прежнему и по-всегдашнему, неуклонны в своем намерении помогать славянам и
никогда от этой помощи не намерены отказаться. Если же и теперь это совершится и
мы славянам поможем, то мы, в глазах Европы, приложим-де новый камень к той
крепости, которую постепенно воздвигаем на Востоке, как убеждена вся Европа, -
против нее. Ибо, помогая славянам, мы тем самым продолжаем укоренять и укреплять
веру в славянах в Россию и в ее могущество и всё более и более приучаем их
смотреть на Россию как на их солнце, как на центр всего славянства и даже всего
Востока. А это укрепление идеи стоит, в глазах Европы, завоеваний, несмотря даже
на все уступки, которые готова сделать Россия, честно и верно, для успокоения
Европы. Европа слишком хорошо понимает, что в этом насаждении идеи и заключается
пока вся главная сущность дела, а не в одних только вещественных приобретениях
на Балканском полуострове. Понимает тоже Европа, что и русская политика
великолепно сознает про всю эту сущность своей задачи. А если так, то как же не
бояться ей, Европе?
Вот почему Европа всеми средствами желала бы взять себе в опеку
славян, так сказать, похитить их у нас и, буде возможно, восстановить их навеки
против России и русских. Вот почему она бы и желала, чтоб Парижский трактат
продолжался сколь возможно долее; вот откуда происходят тоже и все эти проекты о
бельгийцах, о европейской жандармерии и проч., и проч. О, всё, только бы не
русские, только бы как-нибудь отдалить Россию от взоров и помышлений славян,
изгладить ее даже из их памяти! И вот на какой теперь точке дело.
IV. СЛОВЕЧКО ОБ
"ОБОДНЯВШЕМ ПЕТРЕ"
В последнее время многие говорили о том, что в интеллигентных
слоях наших, после летних восторгов, явилось охлаждение, неверие, цинизм и даже
озлобление. Кроме некоторых весьма серьезных нелюбителей славянского движения
нашего, всех остальных, мне кажется, можно бы подвести под две общие рубрики.
Первая рубрика - это, так сказать, жидовствующие. Тут стучат про вред войны в
отношении экономическом, пугают крахами банков, падением курсов, застоем
торговли, даже нашим военным бессилием не только перед Европой, но и перед
турками, забывая, что турецкий башибузук, мучитель безоружных и беззащитных,
отрезыватель мертвых голов, по русской пословице - "молодец против овец, а
против молодца и сам овца", что наверно и окажется. Чего же собственно хотят
жидовствующие? Ответ ясен: во-первых, и главное, им помешали сидеть на мягком;
но, не вдаваясь в эту нравственную сторону дела, замечаем, во-вторых:
чрезвычайную ничтожность исторического и национального понимания в предстоящей
задаче. Дело прямо понимается ими как бы за мимолетный какой-то капризик,
который можно прекратить когда угодно: "Порезвились, дескать, и довольно, а
теперь бы и опять за дела" - биржевые, разумеется.
Вторая рубрика - это европействующие, застарелое наше
европейничание. С этой стороны раздаются до сих пор вопросы самые "радикальные":
"К чему славяне и зачем нам любить славян? Зачем нам за них воевать? Не повредим
ли, гоняясь за бесполезным, собственному развитию, школам? Гоняясь за
национальностью, не повредим ли общечеловечности? Не вызовем ли, наконец, у нас
религиозный фанатизм?" И проч. и проч. Словом, вопросы хоть и радикальные, но
страшно как давно износившиеся. Тут главное - давнишний, старинный, старческий и
исторический уже испуг наш перед дерзкой мыслью о возможности русской
самостоятельности. Прежде когда-то всё это были либералы и прогрессисты и
таковыми почитались; но историческое их время прошло, и теперь трудно
представить себе что-нибудь их ретрограднее. Между тем в блаженном застое своем
на идеях сороковых и тридцатых годов они всё еще себя считают передовыми. Прежде
они считались демократами, теперь же нельзя себе представить более брезгливых
аристократов в отношении к народу. Скажут, что они обличали в нашем народе лишь
темные стороны; но дело в том, что, обличая темное, они осмеяли и всё светлое, и
даже так можно сказать, что в светлом-то они и усмотрели темное. Не разглядели
они тут, что светло, что темно! И действительно, если разобрать все воззрения
нашей европействующей интеллигенции, то ничего более враждебного здоровому,
правильному и самостоятельному развитию русского народа нельзя и придумать.
И всё это в самой полной сердечной невинности. О, ведь и они
любят народ, но... по-своему. И что в том, что всё это у нас когда-нибудь
соединится и разъяснится? Тем временем могут наступить великие факты и застать
наши интеллигентные силы врасплох. Тогда не будет ли поздно? Пословица говорит:
"Лови Петра с утра, а ободняет, так провоняет". Пословица резкая и выражена не
изящно, но - правдиво. Не случилось бы и с русским европействующим человеком
того же, что с ободнявшим Петром? Не ободнял ли слишком и он? В том-то и дело,
что, кажется, уже начало что-то в этом роде случаться...
А между тем для меня почти аксиома, что все наши русские
разъединения и обособления основались, с самого их начала, на одних лишь
недоумениях, и даже самых грубейших, и что в них нет ничего существенного. Горше
всего то, что это еще долго не уяснится для всех и каждого. И это тоже одна из
самых любопытнейших наших тем.