Главная » Книги

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, Страница 14

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

асть. И если у кого нет корму или топлива, то он тоже бил розгами и посылал красть. А жена его тоже народ мучила, так что ни за что била крестьян по щекам не рукой, а клепкой. Всегда она с клепкой и ходила. А потом она разошлась и с своим мужем и начала вести жизнь распутную, так что имела она десять мужей. А также у ее мужа Федора Иваницкого было тем более жен и так была развратна жизнь, что в мире хужей не надо, и это всему народу известно, по смерть, что делали. И после их осталась у них дочь наследницей София Федоровна. И после смерти отца вышла замуж за господина Гурьянова. И она тоже с своим мужем разошлась, - эта Софья с Гурьяновым, - так что не прожили и трех лет вместе, - лет 15 тому назад. И этот кусок земли принадлежал по наследству Софье Федоровне Гурьяновой, в Павловках, на котором стоял шинок, но это уже было прибрато. И когда у общества просили места под церковное училище, то общество указало на этот кусок земли.
   И священники тогда начали рисковать, чтоб купить и она согласилась продать, но только требовала с них большие деньги. Или, так как вы будете строить церковь-приходское училище, то она, т. е. Софья Федоровна Гурьянова сказала: устройте на имя моего отца, и матери, то я вам подарю его. И как у попов завистливы глаза, то они и согласились это устроить. И когда сделали уговор о том, что

- 204 -

   на имя отца и матери устроить престол, тогда дозволили строить. И выстроили там дом под названием церковь-приходское училище и устроили в одном уголку иконостас, а также и престол. И смалевали икону два лица и назвали их Святой Федор и Глафира и так называли престол святого Федора и Глафиры, которых не было 25 лет как померли. И тот уголок сохранялся за ширмой; так как детишек там обучают, то часто там детишкам родители говорили, что там барыня така, что икала, то вы прислушайтесь не икает ли теперь? А когда производили там правило часы, то так как людям было все это в глазах какие они были, то когда правили в этой церкви-школе, то идут туда не из-за того, чтоб помолиться, а чтоб подивиться, потому что они были некрасивы, то и говорят: а ходимте посмотрим на Иваницкого чи они и теперечка свели их вместе не жывыми, но они один на другого все-таки не смотрят, а будто сердятся один на другого. И также многие из православных попов ругали и также смеялись и давно того ждали, чтоб сделать посмешиство над ихним обманом и говорили, что ночью есть такое существо что обманывает, а они хотят людей днем обманывать. И под этакий случай, когда мы шли улицей и нас стали разгонять и бить начальство, то многие из православных присоединились к нам и давай быть на стороне сектантов и набросились на школу и побили что было. Но становой и священник, видя это начали тогда бить и нас и тех православных что били школу, то они, видя, что их бьют, они начали бить сектантов и начальство стало напаивать водкой и с угрозой приказывать, чтоб били. И они нас побили и школу, а также и в свидетели стали, те самые, которые в толпе были и все топтали, а говорят: такие то были, - я бачыв. И это уже по наущению попов, чтоб мы не вернулись в Павловки. А на наши слова и оправдание не брало внимание начальство, потому что начальство оно правды тоже не любит. Хоть и не говори про правду, потому что правда очи колет, и неправда правду в Сибирь гоныть.
   А начальство не обращает на нас внимания, что мы многие неспособны даже к физическому труду, так что трудно не только робыты, а даже трудно на свете прожыты. И комиссия не обращает внимания на нас и посылае на Сахалин нас. И морского плаванья не выдержим, потому что у нас побыты головы и не можем переносить морской волны.
   Так что все начальство и священники знают, что мы не зато идем в каторгу, что побили, а за что-то другое, за то, что мы правду знаем и им в их неправде укоряем и в людях распространяем. А когда мы в Харькове сидели то к нам приходил священник и помыслил нам речь: не хотите ли, чтоб я за вас по-

- 205 -

   ходатайствовал о милости Божей? А потом когда пришел второй раз то прямо высказал: вот вы, например, страдаете, вы распишитесь-ка всегда быть православными, то мы вас пустим сейчас домой на волю. Ну ему сказали, что по 12 лет дали нам каторги, то и еще дайте по 12 лет, но подписки вам не дадим, лучше на Сибирь пойдем.
   А также когда мы в Сумской тюрьме сидели, так к нам приходил Сумского окружного суда прокурор. И стал ругать и говорить, что вам бы только б робыть, робыть, а вы не захотилы робыть и это государь виноват, что он с вами няньчился, и донянчился с вами и теперечка цякуйся с ними. Вас бы уже давно след повешать, чтоб вы народа не развращали в свою дурацкую веру.
   Дорогие друзья братья и сестры наши, передаем мы вам все то, что было нам, все, что видели за 15 лет от самого начала нашей жизни и видели своими глазами и стязали своими руками.
   И что мы видели в темноте, то проповедуем во свете. А также, что слышали на ухо то проповедуем на кровлях и выпускаем с малого просвета на широкий свет. И хоть на сколько-нибудь объясняем вам наше страдание т. е. насколько могли. И вручаем мы ясным соколам и быстрым орлам, чтоб они узнали за что и как зороокие совы, и обдутые сычи и лесные обезьяны мучат детей убогих. Соколы и ясные орлы пустите это все на свет и узнают то, что делается. Шлем из темноты на свет по земному шару, на широкий и новый свет, по тихим и мирным ветрам, и на новое небо, и на светло горящий свет, а нам подайте ответ.
  
   И несем мы крест-страданье,
   От народа побои и поруганье,
   И идем мы за Христово ученье
   На вечное мученье.
   Но мы молимся за это Богу
   Что нам показал в правду дорогу.
   И мы будем протирать нову
   Путь и дорогу, чтоб выйти на свободу,
   И от тяжелой ноши не давило.
   Камо и на век не будет истребимо оно.
  
   Прошу я вас, господа читатели, извините, что плохо написав, потому что я малограмотный.
  

Петр Семенович Харахонов

и еще Тимофей Андреевич Никитенко.

   1902 года, ноября 12.

-----

  

Послание ко всем скопцам 137).

---

  
   Послание от самого превышнего Бога и Отца вашего искупителя, вселенского учителя и великого страдателя, и неусыпного молитвенника и попечителя о душах ваших и от государыни моей матушки и вашей великой помощницы, и верховной полковницы, чистой и непорочной девицы, и от возлюбленного моего сына, друга и наперстника и от всей живоначальной и нераздельной троицы; писанное в Цареграде, и посылается в тот собор, в котором по большей части было обновление и адамовым грехам разрушение, и чтоб сие послание всем соборным объявить и ни кого бы не заделить, и в том бы нам Бога и Отца искупителя не прогневить.
   Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
   Христос Воскресе! Во истину воскресе Христос во славу Божию, а истинным душам на спасение, а кающимся на воскресение и вечную радость; но те только души воскреснут и получат вечную радость, которые в сем кратком и скоротекущем веке, и при последнем нынешнем времени обещаются Богу и своему отцу искупителю, и вселенскому учителю, и великому страдателю и неусыпному молитвеннику, и попечителю о душах наших, в несумненной вере, в чистоте и послушании от начала своей жизни и до конца послужат, и таковые души под покровительством недремлющего ока нашего искупителя; ни в сем свете ни в будущем веке, не будут тужить, и будут они за таковою укрепою с надеждою жить, в веселии в радости, как в небесной сладости. Возлюбленным моим
   -----
   135) Рукопись эта извлечена нами из Рукописного отделения Библиотеки Императорской Академии Наук где она значится по описи: "28-6-2".
   Это послание, имеющее значение как материал к истории секты скопцов, по всей вероятности, было написано вождем скопчества конца XVIII столетия крестьянином сельца Брасова, Севского уезда, Орловской губ. Андреем Ивановым, обыкновенно именуемым Кондратием Селивановым.

Прим. ред.

- 207 -

   детушкам, сыночкам и дочкам, и всем общекупно, не исключая ни единого, считая от первого и до последнего, а имена ваши все записаны у меня во внутренней моей книге, и кто только живет без облыги. Посылаю я вам, отец ваш искупитель, от себя мир и милость, и крепкий свой щит и сильную оборону; и заочное мое вам родительское благословение, низкий поклон и покров от Отца моего небесного да будет над вами от ныне и до веку.
   Возлюбленные вы мои детушки, сыночки и дочки, все вообще, прошу и молю вас поживите все единодушно, и единомысленно в чистоте и благочестии, в кротости и смирении, в любви и в совете, день провождайте в благочестии и в страхе божии; а нощь во слезах и в сокрушении сердечном; и беседуйте тайно в сердцах своих с Господом, и сими только благими заповедями Богу и отцу своему искупителю послужите; и лишния плоти угодия и замыслы отложите, без которых легко можно обойтиться, и вы сами, возлюбленные мои детушки, известны, "что едино только нам есть на потребу, а протчая суета сего мира вся здесь останется", и "ничего с собою во гроб не берут, а только пойдут с нами, которые есть добрые или злые дела", Так и дайте душе своей, возлюбленные, над плотию волю; дабы могла она избрать для себя благую долю - "и которая от нее не отымется во веки" - и опомнитися вы, израильские люди, на какой конец и ради чего Создателем своим созданы - и от Отца своего искупителя утробушкую порождены, и подумайте сами, какого мы только сану, не земля ли мы и пепел, и не самого ли мы худшего состояния люди? - И тут мы жалеем со своею сердцевредною суетою расстаться, но воззрите же на израильского царя славы и на своего истинного Отца искупителя, - и которой недовольно царствия сего мира, - не пощадил нас ради и своей дражающей и пречистой плоти, и отдал себя в неверные руки на разные муки; - и не восхотел телесной славы, которая есть маловременная и ложно-блистающая своею прелестию и соблазном, - а восхотел себя обогатить духовного флота кораблями и нетленными здравыми и негда не гниющими товарами, - да и бесконечною и неизглаголанною небесною радостию. А сего театрального и в мале блистающего века троны и короны, первую славу, скипетр и державу во уметы себе положил и ни во что вся сия вменил. А восхотел самопроизвольно поднять на своих пречистых раменах несносные труды, и великие страды; терпение и хуление, крест и мучение, а верным моим детушкам быть могут вся сия в научение. И чтобы возрили на мое вольное и вторительное к вам пришествие, - и не мните, возлюбленные мои детушки, из вас никто, чтобы я мог сам собою что творить, но истинно свидетельствую вам, мои детушки, что Отец мой небесный послал меня своею властию к вам на землю, сына своего едино-

- 208 -

   родного, который рожден от тысячи колен царских, - "и бысть наречен по его достоинству царем израильским" - и коему дана от превышнего Бога полная власть и держава, дабы укротить змеиное жало, и поразить всякую нечистоту, и всякий прародителя нашего Адама грех, от коего мы взяты, а взят человек от самого мерзительного, гнусного и непроходимого пути, то есть грязи. Но сын Божий и наш дражайший искупитель возрел на свое создание, и увидел наш государь на пути стоящего вселютейшего змия, расширившего свой зев, яко пространные врата, и пожирает всю вселенную и израильских людей, тоже хватает не по одному или по два, или по десятку; но целыми кораблями глотает; и зря на сие - наш государь прослезился, и распаля свою пречистую утробушку, возложил все человеческие грехи сего мира, на свои пречистые рам(ен)ы, и за то ему, сыну Божьему и нашему искупителю, накладали несносные муки и раны. И воставала на его, государя, вся неверная и жидовская сила, на нашего дражающего искупителя и Божьего сына. - Однако Отец небесный не оставил сына своего возлюбленного, и страстотерпца великого без помощи, но вселился сам Господь в его пречистую и многострадальную плоть, и обещал он сыну своему возлюбленному покорить всех царей и королей всех земель, и священного чину синод, архиереев. И придут к нашему дрожающему искупителю, и преклонят знамена и воздадут честь, и поклонятся все полки и тогда отойдут от многих детушек прочь все серые волки, то есть худые и темномысленные толки и всякая нечистота, леность и ненависть, кощунство и смехи, кои делают нашему искупителю многие помехи. И обещается Отец мой скоро сотворить на земле великую радость, и прославить сына своего Иисуса Христа, и снять его со многострадательного креста; и дать власть сыну своему возлюбленному не только над своими избранными, но и над хулителями и гонителями, по моей молитвенницы и государыни матушки а...л...ны 139) верховной полковницы, чистой и непорочной девицы, которая от юности своей сохранила цело знамение жениху своему и царю небесному и наблюдала цвет свой в непорочности, так что никакая мысль не могла коснуться к ее сердцу, и никакая мутная вода не могла подбежать к чистому ее источнику. Потом в ее чистое и преблагословенное ложе пало небесное семя, в ее чистейший сосуд, от которого родился Духом Святым и благодатию Сын Божий единородный и наш дражающий искупитель и вселенский учитель, неусыпный молитвенник и попечитель о душах наших. И
   -----
   139) Акулины Ивановны, крестьянки Кромской округи, иввестной начальницы и руководительницы в Орловском корабле "Людей Божиих" (хлыстов). Акулнна Ивановна пользовалась среди "Людей Божиих" благоговейным уважением и высоким почитанием. Прим. ред.

- 209 -

   возгласил он своим громким голосом во всю подвселенную, что явилося на земле спасение, а грешным прощение и отперто царство отца моего небесного, и такожде благодатию, явился в мир посланник верный и отцу своему искупителю неизменный: и еще в мире живши обещался за Бога и отца своего искупителя и за матушку а... л...ну 140) и за весь дом Израильской головушку сложить, а плоть свою на мелкие части раздробить. И славный был пророк, на первой встречи света истинного, всю свою жизнь искупительскую прямо прорек, а имя его, возлюбленной он мой сын друг и наперстник, а...и..141) и куды много он в свою бытность пролил слез из очей, а для того, чтобы освободить род человеческий от тяжкого бремя, то есть от греха, за который не получат от темной власти князья никакого награждения, а ожидать должны только одного мучения.
   Возлюбленные вы мои детушки и други сердечные, пишу я вам, отец ваш искупитель, и за устную свою хартию, и не будет ли оная кому из вас в противность, но уже не терпит моя прискорбная утробушка и не молчит язык мой во устах моих и пишу вам неоднократно: поживите чистотою, а работайте господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом. Приимите наказание отца своего искупителя за благо, имейте между собою искупительскую любовь; а где любовь, там и Бог, и где совет, там и свет. И что я, ваш отец, запрещаю того вы не творите, а отца своего искупителя в том не прогневите и сами от себя царствия небесного не затворите, и на кого ж вам будет в те поры пенять, ежели не будете своего искупителя приказание исполнять? А кажись прекрасное ныне время, снимает с нас отец всех грехов бремя; на что иная плоть дремлет, а нам бы кажись не надо много спать, а надобно бы, други, стоять прямо, покель с нами божие знамя и как можно иттить надо его стезями, и в нонешния времена непрестанно литься горячими слезами: во-первых от радости, что явилось нам, многогрешным и недостойным, на земле такое неоцененное сокровище, - во-вторых, что зря на сие красное солнышко, а живем в забытье. И в честь прошу я вас, любезные мои детушки, отец ваш искупитель, храните чистоту, бойтесь женской лепости и не заглядывайтесь братия на сестры, а сестры на братиев, и не входите в праздные разговоры, да и берегитесь братья с сестрами и про Бога говорить много; и тут не столько бывает душе помога, сколько нутренности смятение и
   -----
   140) Акулину Ивановну. (См. 139 примечание).
   141) Александр Иванович Шилов, крестьянин Тульской губ., был одним из главных помощников Андрея Ивановича, в деле распространения скопческого учения. Александр Иванович Шилов называется у скопцов "Предтечей".

- 210 -

   тревога. И тут как раз у иного сердце заболит, да извин 142) со пшеницею сгорит. А кажись вы слыхали, что за всякое праздное слово, да и не за одни только слова, но и за самые тончайшие и не годные помыслы должны будут пред Богом ответ отдавать, а кольми паче на беседе должно со страхом и трепетом службу продолжать, и точно как во гробе лежать, а не за лепостию бы нам умом своим бежать, а чистотою надо думы свои украшать. А еще что я вам, возлюбленные, изглаголю сколь сильно лепость к раззорению внутреннего храма: иной монах или монахиня пойдут из келей своих на беседу - и равно маков цвет цветут, а с беседы придут в свои кельи в (как) мать родила. И тут непременно таковой душе надобно тужить, сетовать и плакать, точно как матери по потерянном своем отрочати по тех пор, пока истинный свет милость свою им явит и благодатию своею души их посетит и храмы их обновит. О лепость, лепость! Душе пагубная лепость, которой не терпит превышнего Бога и отца нашего искупителя утроба. И не умолкает язык во устах его, но непрестанно глаголет, ненавидит бо душа моя лепости; ибо лепость, яко вселютейший змей, всю вселенную пожирает и от Бога прочь отвращает, да и до Бога не допускает; ибо чрез лепость пророки пророчества, учители учительства лишились, но и великие угодники за лепостию не доходили до Царствия небесного, променяли вечное сокровище на тленное и душепагубное житие. И все таковые. имевшие лепосную заразу в себе, лишены будут вечного блаженства, хотя таковые люди по сырой земле и шатаются, но в них дух чистейший и благодать истинная присутствовать не может, а вселится в сердца их дух лживый, и будут лица их не светлы а темны, и они не рекут истины, но представляют одни только месты. - А в кротких и по чистоте живущих людях, присутствует благодать божия и истинная, и тою же благодатию, яко многоценным миром, всдкая душа помазуется в живот вечный. - А девственницы целомудренные предстанут престолу Господню, и воспоют песнь нову, ее же никто иный не может пети, точию сии, иже не оскверниша лепостию храмы своя, а чистые сердцем, те всегда зрят на Бога и на сына божиева лицем к лицу. Возлюбленные вы мои детушки, желаю я и вам также послужить ради Бога, за то вам будет в небе помога, и расчистится вам к уготованному месту дорога. - И это, возлюбленные, надо здесь заслужить так и в небе не будете тужить.
   Возлюбленные вы мои детушки, обратите внимание ваше во глаголы уст моих, и возрите вы, мои детушки, как царь славы и отец ваш искупитель, вас ради поруган был и обесчестен, и
   -----
   142) Овин.

Прим. ред.

- 211 -

   похулен, оплеван и терзаем был. Я трудился и болезновал, скорбел и тужил, связан был, да вас от уз греховных разрешу, судим был и осужден, да вас от вечного суда избавлю, и сколько пролито моей крови и раздроблены были все мои члены. - И в Туле меня на кресте распинали, и головушку горячим сургучем обливали, и в Сосновке на меня багряную рубашечку надевали, и в преиспестренные ризы облачили и оттуда меня в дальные страны отсылали, с прочими несчастными невольниками. И я сто тюрем обошел, а вас, моих детушек, нашел; теперь вы меня поищите да и нашедши не потеряйте, и я все сие данное мне Отцем моим небесным великодушно и с любовию претерпел, а только того ради, чтобы объявить закон Христов и утвердить чистоту и разорванные у израильтян злобою ненавистного сердца, дабы связать союзом духовные любви. Ибо кто любви не имеет, то и в Царствие не внидет, хоша и плоть свою он мучит, а отрады не получит, хоша и слезы продивает, его батюшка не знает. - А кто в любви хочет жити, тайну жертву сотворити, а плоть в темницу затворити, а душу из плену лепости свободити тому непременно надо глагол сына божьего возлюбити. Возлюбленные вы мои детушки, страшитесь на земле называться отцами и матерями, учителями и пророками, един отец - Бог, а мать - сына божьего, что будет едино стадо и един пастырь. - Да и той же вам всем слуга и гнется творец пред тварию как дуга; кажись верно и видно; а лицемерным и не покорливым учителям и пророкам, желающим, таковым кажется очень обидно, что во-вторые пришел на землю сын Божий. - И зашел он, други, во израильскую семью, и ликует он, наш государь, в том Израиле, кои его, премногомилосердного, не изранили. - Во всю во вселенную явился учитель, и видения пророков искупитель, коему дано от превышнего Бога и Отца полная власть вязать и решить силую Отца своего небесного, и сидит он, наш высокопарный орел, на гнезде, а зрит во всю вселенную, и видит везде. Видит учителей - душевных мучителей, и видит наемников или живых пророков, и тако глаголет: я на земле не верю никому и не уважаю ни учителям, и ни пророкам, ни красноречивым, а только тому поверю, кто лепостию не занимается и отеческие заповеди исполняет, и у меня, искупителя, все раны, и все учители всяк свою плоть к чистоте обучи, - а душу свою к царствию небесному прилучи; и всяк у меня пророк пророчь, лишь живи не морочь и лепостию мои дела не порочь; пророчь всяк и поверяй сам себя и знай, что в сей день посеял, то и пожнешь, за чистоту венец, а за лепость казнь. - И куды, други, у Бога искупителя мудро, всяк лишь только имей чистое и крепкое ведро, а только кто бы где не был, везде ему родится добро!

- 212 -

   Возлюбленные мои други, еще я вам не преминую изглаголать вещь сицевую, что великое дело, взять на себя учительский сан, и учителю надо быть многоочиту, всюду надо иметь очи, а прежде всего надо разглядеть круг себя самого и надо заживо умереть, и ноги зарыть в землю по пояс, а голову к небесам привязать. . . 143) не надо гневаться, а гневайся всяк только на свою плоть да на лепость, и кушать хлеб с водою да третию соль; а отпереться от отца, от матери, и судить всех праведно, как сродника, так и странного, как богатого, так и скудного, а как судит суд у отца вашего один, - чтобы лепостью не занимались. - И еще же учителю надо иметь прозрачные очи и посматривать, чтобы змия в корабль ни пустить, или бы какая тать чрез стену не перелезла да овцы бы ни вытащила, - и как можно надо вкупе постараться, чтобы плоти не подддаваться и чтобы она не могла назад озираться.
   А мой вам искупительской лад: коли взялись змея бить, так уже и бейте, и ничего не робейте. - А как бы нам, возлюбленные, противу плоти врага ухитриться, чтобы могло змеиное жало и гнездо со змея там и раззориться. - А видно, други, иначе нельзя как надо денно и ночно о грехах своих слезами литься, тогда до нас Бог и отец наш искупитель умилится; а то, други милые, иные и по тридцати лет и более Богу служили, и благодатию они себя добре основали, да пред последним концем к себе в пазуху змиев посажали, да с тем и от Бога отстали. - Ах, куды други, страшно - надо жить всегда опасно, и когда судит отец суд - надо дело брать в рассуд, и разбирать божий суд. И вы на это, детушки, мои не прогневаитесь, что у меня, искупителя, испечен вам такой купной гостинчек, чтобы лепостию не занимались, и у себя бы весь грех разбить всякой постарались, и во всем учителю прежде надо себя привести к Богу, а потом и протчих приводить на путь истинный. Подтщитесь, возлюбленные вы мои детушки, и други мои сердечные, всякой себя приводить к Богу так, как привели себя во первых вседражающая моя молитвенница и великая помощница, и верховная полковница чистая и непорочная девица а... л ... 144), которая от юности своих лет и до конца сохранила цело знамение, и привела себя к жениху бессмертному и царю небесному, которая в России всему благочестию вышила узор чистый. - И была начальница нашему спасению, по которой мы могли узнать путь чистый и непорочный, - да и она же была великая, мильонщица, а прикащики у ей были разосланы по всей вселенной, и нетленными они у ей товарами торговали, да и жили они ни об чем не горевали, а только чисто и на-
   -----
   143) Слово не разобрано.
   144) Акулина Ивановна. (См. 139 примечание).

Прим. ред.

- 213 -

   чисто они из себя грех выгоняли и вот этот-то привод настоящий и верный.
   И во-первых прикащик был ее главный и посланник мой верный и неизменный казначей, и куды много он в свою бытность пролил слез из очей, - и достойно себя во всем довел к престолу всевышнего владыки, а имя ему, возлюбленный он мой сын, друг и наперстник а... и... 145) и коих светильников нетленные мощи приопочивают чрез многие лета и поныне не вредимы.
   Возлюбленные вы мои детушки, еще я вам, отец ваш искупитель, не докончил своих предсказаний, да им и конца не будет, а только прошу вас выслушать со вниманием: отец ваш искупитель стал вам благовестить, и соизволил всем своим детушкам повестить и стал во Успенской колокол звонить и всех своих детушек к царствию небесному манить, да уже и звонит, и кажется хоша бы какому застарелому глухарю, надо бы услышать, - а видно сила в том состоит, что израильские детушки все врозь дышат, оттого-то они и царского звону не слышат, и этому делу быть и не пробыть и нельзя миновать, чтобы нашему дражающему искупителю и вселенскому учителю, и великому страдателю, и неусыпному молитвеннику и попечителю о душах наших, - чтобы таковому достойному не могла бы вся подвселенная честь и похвала принестись. - И ей, други, станут все земли к его пречистым стопам припадать и все полки станут знамена ему преклонять и хоша, возлюбленные, злоба где и скрежещет своими зубами, и терзает свою утробу, что явился сын божий на ихнею злобу, - да хоша ад и стонет да он ничего не стоит, а тот, други, и ад, который учитель или пророк или какой рядовой брат, - явлению нашего дражающего искупителя не рад; и хоша, други, иной где стал и пировать, и этому делу не миновать, чтобы он стал долго воровать, но скоро станет горевать и станет горько плакать и рыдать, и станет себя врозь разбивать, и скажет: полно греху потокать, пора Богу работать! И покель, этому пиру быть, время уже греха убить, - только бы сподобиться искупительский источник полюбить.
   Други вы мои сердечные и возлюбленные детушки, и я не сам собою вам свидетельствую, а свидетельствует отец мой небесный обо мне - и пишу я вам, отец ваш искупитель, не для славы моея, а слава бо моя - жиды мучили меня, а честь моя - на кресте я пребывал, да и поныне, грехов ради ваших, не схожу со креста; - а дом у меня - каменные палаты тюрьмы, я в них жил, и Отца своего небесного слушал, и в коей он чаше прислал малину - я кушал.
   -----
   145) Александр Иванович Шилов (См. 141 примечание).

Прим. ред.

- 214 -

   Еще, возлюбленные вы мои детушки, я пришел к вам посмотреть, на старых ваших учителей, у которых бдагодать была только по пояс, а я вам принес благодать полную. Коего благодатию станут руки и ноги владать, только всяк изволь свое сердце искупителю в жертву отдать. - Да и глаза будут ясны, только вы будьте с Богом и отцем своим искупителем во всем согласны. - И вся земля утвердится лишь извольте, мои прелюбезные, на белых коней садиться, да со мной с Господом водиться; и дай же вам Господи со мною душою и телом соединиться, и будет вам сладимой мой виноград везде злодиться в головушки и во устах, и всегда будете глаголать про истинного Христа. - И в ваших глазах, и на вашем теле лишь постойте до конца в моем божием чистом деле, за то будете веселиться вкупе со мною во седьмом небе.
   Возлюбленные вы мои детушки, я не сам к вам пришел, а меня Отец мой небесный прислал судить живых и мертвых, и чтобы избранные во грехах не умирали; а обо мне за сорок лет пророки прорекали, что вот прийдет царь и Бог и узнаем ли в чем он прийдет и станет волею своею творить, а потом приимет крест и мучение, и пошлется в дальные страны, и приимет великие нужды. - Претерпевши все страсти, возвратится пока в свою Россию, и принесет с собою чистоту, и тогда отдадутся ему все товары, спасительный образ, цепь и пила. - Праведных будет просвещать, а гордых учителей и пророков, коя лепостию занялись, сокращать. - И тогда не возменится учителям учительство, а пророкам пророчество, - и в те поры соборные соборным скажут: не стало нам чести - сколько мы времени ждали этой радости, а он пришел только отвращать от нас слабости, по явности всего Бог нам дал да нет нам воли, - а погуляли бы мы еще по воле.
   Возлюбленные мои детушки, ни с кем я так не беседовал как с а...и... 146) и говаривал он мне, государь-батюшка, в Москве: все пенья разчистятся, и везде под тебя ковры растелются, и пищу про тебя во всяком дому поставят; теперь-то ты маленек, а выростишь всех сократишь; теперь то ты малявки ловишь, а то будем осетров ловить, пройдешь и в явной дворец. А львы-то все поснут - и там ты хлебушка покушаешь, и по всей вселенной волки возвоют, а волки - все пророки, да и не одни только пророки - но и те, которые лепостию занялись. - Благодать у них чистая да плоти коварны, и тогда ты, государь мой, со всеми справишься да и учителя тогда не будут безвременно овец стричь, а будут в одну пору то есть в Петровки.
   Возлюбленные вы мои детушки и други вы мои сердечные, я
   -----
   146) Александр Иванович ²²²илов (См. 141 примечание).

Прим. ред.

- 215 -

  
   тех учителей и пророков почитаю, кои во благочестии и чистоте от сего мира, скоро текущего и прискорбного века, представились на вечное жилище и этого нельзя сказать, но я и живых учителей и пророков почитаю, а в начале московских, но только тех, кои Богом и духом святым живы, а плотию своею они не лживы, а ежели послужат Богу и отцу своему искупителю, до конца, за то не лишаются небесного царствия и своего искупителя отца. И кланяюсь всем моим любезным детушкам, с первого и до последнего, отец ваш искупитель а имена ваши все у меня записаны во внутренней, и животной моей книге, и только те, которые живут без облыги.
   Еще же, возлюбленные вы мои детушки, любя я вас, отец ваш, изливаю вам сладивый сей квас, и сожалея души ваши, к вам глаголю, что шесть дней повелел Бог работати человекам телесного ради требования, а седьмый день, именуемый воскресный, Господу Богу своему на служение. И прошу вас как можно, чтобы всякому за блого приуготовить себя, точно как во гроб лечь; и сходиться бы на беседу со страхом и благоговением, и не пивши чаю, и помнить надо вышнего, - да и не кушать хлебушка лишнего! И еще бы того лучше ежели бы человек всегда носил с собою беседу и не отлучался бы от нее. - Веть мы люди израители, так и должны быть душам своим хранители, - и ежели будем отеческие приказания хранить так будет Господь на нас ризы кроить. - А в небе будет царствие отворить, только нам надо свои плоти потомить, а про батюшку издавня все пророки вестили, да мы во внутренность свою невместили, и они тако рекли, что приидет кормщик и будет кораблями управлять, и утверждать мачты крепко и накрепко. - И станет всех по своим местам сажать и душам нашим не стянет досажать, а плотям нашим ни в чем не будет воли давать, за что и не будет души наши вечно горевать, а будут в раю и в небе ликовать.
   Возлюбленные мои детушки, пишу я вам, искупитель, послание сие вкратце, а житья моего и похождения никоим языком неможно изрещи, ни пером описать, а только я вам одну чистоту являю, а кто мою чистоту понесет, тот очищен и оправдан будет пред Богом и отцем моим небесным и я, искупитель буду помощник душам вашим в сей жизни и в будущей, и буду сам проводником душам вашим, и будет поставлена лестница, по которой пойдут отшедшие души в жизнь вечную. И встречать станут души ваши - в начале моя матушка а... л... 147), а потом возлюбленный мой сын а.. и.. 148) и доставят чистые души ко уготованным ими местам, Аминь.
   -----
   147) Акулина Ивановна. (См. 139 примечание).
   148) Александр Иванович Шилов (см. 141 примечание).

Прим. ред.

- 216 -

   Возлюбленные вы мои детушки, прошу вас всех вообще помолиться за своего отца искупителя, чтобы Отец небесный продлил ему многие леты и чтобы он, наш премногомилосердный государь, мог бы еще во Израиле с нами, последними сиротами, поликовать, во всяком благоденственном, и мирном житии, в здравии же и при нашем спасении, и во всяком благополучном пребывании, и покель он наш, вседражающий отец-искупитель, с нами многогрешными и последними сиротами поликует и поздравствует, так и верно надейтесь, мои избранные, что ни с единой вашей главы влас не спадет, а хотя где, по грехам вашим, и затлится; а вы лишь, детушки, извольте вкупе сердцами соединиться, и всем миром за едино со слезами помолиться, так и все сие пламя, невидимо утолится и после сам нечистой устыдится. И еще же, возлюбленные, помолитеся за явного государя А. Па.. ча 149), как сами за себя так и за его, и за всю царскую фамилию, и за все его христолюбивое воинство, потому что в его полках нонеча есть отчасти и христовы воины, и чтобы отец небесный продлил бы ему множайшие леты управлять славным и великороссийским престолом, во всяком благоденственном и мирном житии, в здравии же и спасении, и во всяком благоденственном и мирном житии, в здравии же и спасении и во всяком благопоспешении; и чтобы Отец небесный и наш дражающий искупитель умилосердились бы над ним и явили бы ему свою милость и милосердие, и послали бы ему свой крепкий щит и сильную оборону. - И чтобы отец небесный покорил бы под ноги его всех врагов, видимых и невидимых, а единственно за то, что он заступил за спасительную церковь, а церковь есть чистота.
   Да и сам Христос, сын божий, и наш дрожающий искупитель пришедый во вторый мир грешный спасти, желающие души привести в небесное свое царствие, а как молиться за государя - и за искупителя молятся: чистотою и девством, кротостию и смирением и за то вас самих Отец мой небесный не оставит в сей жизни и в будущей, и я, искупитель, об вас непрестанно прошу и молю небесного моего Отца, дабы похранил жизнь вашу во всяком благополучии до конца.
   Еще же вот, любезные мои детушки, приказ мой вам и благословение: буде кто из моих детушек по усердию пожелает сие послание списать для себя, так вы извольте давать, как себе желаете иметь, так и протчим поусердствовать, и давайте списывать.
   И по окончании сего к вам послания остаюсь истинный ваш отец искупитель, и о душах ваших попечитель и покровитель, жив и здоров со всеми своими детушками и кланяюсь. - Аминь.

-----

   -----
   149) Александра Павловича.

Прим. ред.

  

Книга о посылке новоспаского монастыря

архимандрита в Костромской и Кинешем-

ской уезды во 195-м 150) году к раскол-

ником о увещании их ко истинной вере 151).

---

  
   Лета 7195-го 150) августа в 27 день великия государи цари и великия князи ²оанн Алексиевич, Петр Алексиевич и великая государыня благоверная царевна и великая княжна Софиа Алексиевна всея великия и малые и белые России самодержцы: и великий господин святейший кур ²оаким московский и всея России и всех северных стран патриарх указали Новоспаского монастыря архимандриту Игнатию да протопопу ²оанну ехать в Костромской и в Кииешемской уезды и где укажет столника князь Лукин крестианин Долгоруково Кинешемского уезду деревни Блиннихи Тимошка Максимов, которой послан с столником и полковником Дмитрием Жуковым, противников брата своего Васку и товарищев своих, про которых он сказал, что ево послали, и тех расколников разговаривати и увещати от книг Божественного писания, чтобы они от злоб своих и прелести престали и обратилися, и привести их в истинное познание и в покаяние к святей Божии церкви, и были бы они у отцев своих духовных в всяком послушании и впредь бы ко святей церкви противления и расколу не творили; а буде они от своей прелести к Богу покаяние и ко святей церкви повиновение прииесут, и их по обращении увещав и утвердя божественными законы и святыя православные церкви священными предании, любезно со всяким потщанием и кротостно отдати священником тех церквей, у которых они быди в приходех, и приказать над ними смотрить по часту и утверждати, чтобы они впредь на прежнюю прелесть не возвратилися.
   -----
   150) По гражданскому счислению 1687 год.
   151) Рукопись эта принадлежит к числу книг Царевичей Петра и Иоанна, находящихся в Рукописном отделении Библиотеки Императорской Академии Наук. По описи значится за N "16. 16. 7". Заглавие взято с обложки рукописи. Прим. ред.

- 218 -

   И нынешнего 196-го году 152) септеврия в 4 день по указу великих государей и великого господина святейшего патриарха, архимандрит Игнатий и протопоп ²оанн поехали с Москвы на Кинешму.
   И септемвриа в 12 день приехали на Кинешму и кинешемския соборные церкви протопоп ²оанн Матвеев и с прочими священники и с некоторыми от граждан встретили.
   И архимандрит и протопоп, в соборную церковь вшедше, и к собравшымся в церкве народом возвещали милосердое жалование великих государей царей и благословение великого господина святейшего патриарха, что послали нас, богомольцов своих, мене архимандрита Игнатиа и протопопа ²оанна, к вам на Кинешму вас в благочестии православные веры твердостно и непревратно стоящих укрепляти, а колеблющихся в малодушествии о православной вере утешати, да бы не волновалися помышлении своими и не слушали бы учения злых отступников поучающих отбегати от святые церкве, а буде которые их прелестным отступническим учением от церкви святой отбегли, и они бы обратилися ко святой церкви, а сами себе самовольною пагубою не погубляли и не сожигали, яко же глаголет божественное писание, яко несть кроме осуждения иже сам себе убиваяй или сожигаяй.
   И потом говорили о знаменовании троеперстном честного креста и о молитвах ²исусовых.
   Септеврия в 13 день после святой литургии к собиравшымся народом глаголахом толкование о святой церкви и о божественней литургии и читахом о кресте четвероконечном.
   Септеврия в 14 день архимандрит Игнатий и протопоа ²оанн и кинешемской протопоп ²оанн и трое священников и трое диаконов служили в соборней церкви Спасова Преображения святую литургию и поучение было на расколников от псалма 33, ему же начало: Приидите, чада, послушайте мене и прочая. И стих: Лице же Господне на творящая злая, еже потребити от земли память их толковано на расколников, и поведахом о блядословной их ереси, како они отступницы от святые церкви отступивше и яко пси нечисти суть, понеже не имеют святые церкве ни архиереа, ни священника. И егда рождают жены их дети, не очищаются священниковыми молитвами; и аще и молитву дают или и крещают, а не поставленни суще иереами, не суть очищены молитвами ниже крещением. Паче же и прокляти и яко поганцы суть, понеже и не каются, отступницы суще, и хулят на животворящий святый четвероконечный крест, им же все христианство знаменуются; а четвероконечный святый крест есть истинный, яко же о нем писано есть
   -----
   152) 1687 год.

Прим. ред.

- 219 -

   в книге Жезле правления в возобличении в 23-м. А во окончании того поучения положих из тоя же книги возобличение 30 о молитве: Господи ²исусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
   Того же дни Воздвижения честного креста к вечерни народом собравшымся и слушавшым вечернего пения глагола архимандрит Игнатий черниговскому протопопу ²оанну ²оаннову, да речет по указу великих государей и святейшего патриарха слово утешения к людям, и той послушав протопоп и взем книгу святого еуангелиа воскресного в толковании оставшую часть дне того и прочет с рассуждением и в том поучении много от писаний приведе о добродетелном житии и дабы отступником Капитоном не последовали, возвещая им некогда и свое противление и како милосердием Божиим от того свободися и како и от чад своих духовных уведав многую их капитонскую лесть, и сего ради моляше в поучении, дабы ни како же от церкви отбегали, но непрестанно бы в ней пребывали. И в том поучении привел о погибели галилеан, писанной во еуангелии от Луки святого зачал 70, их же кровь смешена с жертвами, и аще не покаются, то и капитонове такожде погибнут, и да бы того не пострадати господствует им приити ко святой церкви и покаянием себе милостивого Бога сотворити. И посем скончав поучение.
   И после того поучения востав архимандрит и став посреде церкве возгласи еще: слушасте, возлюбленнии христиане, словеса божественных писаний, яже изрече священный протопоп, яко велми ползующая ко спасению, потщитеся убо не точию слышати, но и творити я, яко глаголет божественный глас: Блажени слышащии слово Божие и творяще е; и апостол: несдлышателие бо закона, но творцы оправдятся пред Богом.
   И посем архимандрит начат глаголати им о начале крещения Российския земли и како восприят крещение святый князь Владимир в Корсуне и како святые иконы и святый крест корсунский четвероконечный принесе из Корсуня и той святый крест и до ныне в соборней церкви на Москве. И повесть учиних, чесо ради у нас римляне прокляти, яко еретического ради их учения и прилога в символе и в приношении опресноков вместо квасного хлеба. И посем и паки на расколников въкратце о четвероконечном кресте, и о молитве ²исусове, и о сложении перстов, и о сожигательстве их, от апостольского еуангелиа: (Маф: 52): Еже соберите первее плевелы и свяжите я в снопы, яко сожещи я, яко то слово о них исполнися, понеже на овинах суть снопы и они тамо сожигаются; и паки во еуангелии (Маф: 61): Аще слепец слепца водит не оба ли в яму впадета, а под овином суть ямы, и тое паки о них же капитонах исполнилося.

- 220 -

   Септемврия в 17 день праздновали святой великомученицы Софии и молили Господа Бога о многолетном здравии великих государей и великия государыни благоверные царевны и великия княжны Софии Алексиевны. И архимандрит Игнатий и протопопы со священники в соборней церкви служили божественную литургию и после литургии поучение от бесед на послания апостолская святого ²оанна Златоустого, и к тому паки приложих о вхождении во святую церковь, яко подобает непрестанно приходити и не удалятися от нея по речению псалмопевца: яко се удаляющии себе от тебе погибнут.
   И посем глаголах о освящении церкве на хулников, еже хулят хождение на право к полудню и хотящих ходити на лево к северу и яко подобает изшед из церкве и обратитися стати прямо лицем к востоку и ити на право к полудни, а не на лево к северу; протолкуя от прочих чинов церковных от рукоположения, кажения и преношения святых даров в великом входе и о светлем дни исхождения и в том поучении, нарицая тех, иже не ходят на освящении за святыми иконы неверными или суть и некрещены и посем нравоучение от словес златоустовых и скончах.
   И по многие дни архимандрит и протопоп во святых церквах порознь от божественных писаний, увещевателная поучения к благочестивым христианом и о обращении расколников ко святой церкви читали и поучали и дабы престали расколникы от пагубного своего и прелщенного неистовства и сами себе не сожигали и напрасно себе не погубляли.
   И септемвриа в 29 день перед архимандрита Игнатия и протопопа ²оанна столник и полковвик Дмитрей Романов сын Жуков присылал расколников Андрюшку ²оаннова с детми с Федкою и Ивашкою да Тимошку и Васку Максимовых и товарищев их Якушку и Афонку для увещания и беседы к ним от божественного писания. И как их п

Другие авторы
  • Аладьин Егор Васильевич
  • Чернышевский Николай Гаврилович
  • Вельтман Александр Фомич
  • Шкулев Филипп Степанович
  • Левин Давид Маркович
  • Тургенев Андрей Иванович
  • Черниговец Федор Владимирович
  • Михаловский Дмитрий Лаврентьевич
  • Байрон Джордж Гордон
  • Якубович Лукьян Андреевич
  • Другие произведения
  • Серафимович Александр Серафимович - М. В. Михайлова. Стилевое своеобразие реализма в творчестве А. С. Серафимовича в 1910-е годы
  • Ильф Илья, Петров Евгений - В фашистской Германии
  • Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих - Дон-Карлос инфант Испанский
  • Житков Борис Степанович - Механик Салерно
  • Украинка Леся - Михаэль Крамер. Последняя драма Гергарта Гауптмана
  • Мало Гектор - Гектор Мало: биографическая справка
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Игорь Северянин и футуризм
  • Маяковский Владимир Владимирович - Чемпионат всемирной классовой борьбы
  • Ауслендер Сергей Абрамович - Некоторые достойные внимания случаи из жизни Луки Бедо
  • Лемке Михаил Константинович - Очерки по истории русской цензуры и журналистики Xix столетия
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа