Главная » Книги

Челищев Петр Иванович - Путешествие по северу России в 1791 г., Страница 12

Челищев Петр Иванович - Путешествие по северу России в 1791 г.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

оного.

  
   4-го числа декабря, в четверток, отслушавши в Белозерском теплом соборе храмам и в путешествующим в вечеру молебен, на четырех почтовых лошадях, с учителем Василием Григорьевыми Локтевым, до Новоезерского Кириллова монастыря в начале седьмого часа по полудни прямо от церкви поехали в ночь.
   В четырех от города Белозерска верстах на самой большой Тихвинской дороге бывшее Белоезерского Кириллова монастыря, а ныне экономических крестьян село Маекса (так называется по текущей в Бело озеро реке Маексе); в нем каменная церковь, настоящий храм - Успению Пресвятыя Богородицы, придел - бессребреникам Космы и Домиану. Крестьяне довольствие имеют от ловли в Белом озере рыбы.
   Отъехавши от села Маекса четыре, а от города Белозерска восемь верст, для перемены за присталостию почтовых лошадей обывательскими, остановились в стоящем на большой дороге экономическом же, бывшем Белоезерского Кириллова монастыря, называемом по текущей из Ласкова в Бело-озеро реке селе Куность; в нем две деревянных церкви, одна - Покрову Пресвятыя Богородицы, другая - архангелу Михаилу с приделом Николаю Чудотворцу. Крестьян, довольствующихся в озерах Белом и Ласковом рыбною ловлею, сто дворов. В нем, поколь собрали и перепрягли лошадей, за чем пробыли часа полтора, в доме крестьянина Лариона Евсеева напились чаю; а поехали из него на шести крестьянских лошадях в девять часов по полудни.
   Отъехавши от села Куность двенадцать, а от города Белозерска двадцать верст, для перемены обывательских опять почтовыми лошадьми и ужины, в половине 11-го часа по полудни остановились в экономическом же, бывшем Белозерского Кириллова монастыря, селе Солмасе. В нем питающихся малым своим хлебопашеством, скотоводством, вязанием рыболовных сетей и извозом крестьянских 48 дворов. Некоторые из них с своими запасами пристают зимою в долю к рыболовам. Из оного села, поужинавши, при морозной с холодным ветром погоде, поехали в 12 часов по полудни. В 4-х верстах от села Солмасе на большой дороге погост Мондома; в нем каменная церковь Стретению Господню и великомученицы Параскевы.
   От яму и села Солмасе проехавши 12, да озером Новым по льду 3, итого 15, и от города Белозерска 35 верст, к Новоезерскому Кириллову монастырю приехали в половине 2-го часа по полуночи, но как монастырь был заперт, то покуда достучались, пробыли за монастырем на озере с час; въехавши ж в монастырь в половине 3-го часа, квартерою стали в кельях тамошнего игумена Луки. Препочивающий во оном, что на Красном Новоезерском острове, монастыре преподобный Кирилл, прозванием Белый, родился в 1466 году в городе Галиче от простых родителей; и, будучи 15-ти лет, ушед из дому родителей своих в имеющийся на Обноре реке преподобного Корнилия монастырь, постригся в монахи. Родитель же, искавши его, пришел в тот Корнильев монастырь и, нечаянно увидев его уже монахом, тогда ж, не выходя из монастыря, постригся в монашество и вскоре умер. Тако ж и мать его, будучи в девичьем монастыре монахинею, скоро ж умерла. Кирилл же в Корнилиевом монастыре, выживши всего шестнадцать лет, пошел странствовать и в двадцать лет обшел лежащие при море Окияне места, подмосковные, новгородские и псковские страны. Во псковской же стране был ему глас, чтоб идтить на сей остров; и, идучи на оный, остановился в Тихвинском монастыре, где в сонном видении в церкви явясь ему Божия Матерь, велела идтить на оный же остров, на который он, в 1517 году пришед, сперва поставил две деревянных церкви, одну - Воскресению Христову, другую - Одигитрии Пресвятыя Богородицы, потом, для жительства собравшихся к ему монахов, построил деревянные ж кельи и ограду и был игумном. Во оном монастыре жил он двадцать, а всего от рождения своего семьдесят один год. При умертвии ж своем в 1537 году февраля 4-го дня, по сделании собравшейся к нему для прощения братии поучения, вдруг замолчав, несколько часов совсем был мертв, потом как будто бы пробудившись от сна, прорек сими словами: "Братия моя и отцы, сие убо время уже мятеж в людех, будет убо беда велия на земли нашей и гнев велий на людех, и падут от острее меча, и пленени будут от язык, и труси, и глади, и моры будут велицы, якоже яви ми Господь Бог в час сей". И тогда приступи к преподобному ученик его Дионисий, и вопрошал: "Повеждь нам, отче святый, потом что будет?" Он же ему рек: "Aбие видех на Престоле Царя седяща, и пред Ним стояща два отрока храбра зело и умиленна, имущи на главах своих венцы царские, и даде им Господь в руце их оружие на противныя враги, и побеждени будут противнии, и поклонятся ему вси языцы, и будет царство наше умирено Богом и устроено". Про изречении ж сего, скончался. По смерти ж своей, явясь во сне Грозному царю Иоанну Васильевичу, прорек: "Царю, за утро возстав, не ходи в палату (именем назвав ее), до третьего часа дне". Царь же его вопросил: "Для чего нейдти". Он же отвещал: "Да не умреши напрасною смертию". Потом, сказав царю на вопрос о своем имени и монастыре и подтвердив еще то свое проречение, невидим стал. Царь же во ожидании, что над тою палатою по неизвестному, кроме его, никому видению, последует, до назначенного часа в нее не пошел. В третий же час дне та палата пала, и многих во ожидании царя в ней бывших князей, бояр и прочих сановитых людей убило и подавило до смерти. Царь же Иван Васильевич за то избавление себя от смерти во владение Новоезерского Кириллова монастыря во все от озера стороны по три версты пожаловал землю, с жительствующими на ней крестьянами, которых тогда было восемьсот душ. Из прочих же преподобного Кириллы Новоезерского чудес, еще достойно примечания сие: Во время бывшего в Москве при царе Алексее Михайловиче в людех смятения, ближний боярин Борис Морозов, для избежания от смерти, ушел в Белозерский Кириллов монастырь и оттоль для моления приехал во оный Новоезерский Кириллов монастырь, и при гробе сего преподобного дал обещание, что если он царем Алексеем Михайловичем опять будет возвращен в Москву с прежним его достоинством, то за сие в Новоезерском монастыре построит своим коштом каменную церковь, каковых в нем тогда еще не было, - что все вскоре после того обещания и сбылося в точности. Мощи сего преподобного Кириллы Новоезерского в земле препочивали сто двенадцать лет, а обретены в 1649 году ноября 7-го числа.
   Ныне ж во оном монастыре каменных четыре церкви: I) холодный собор во имя Воскресения Христова; особо к нему приделанные приделы, один - Николаю Чудотворцу, другой - преподобному Кириллы Новоезерскому, в котором и мощи его вскрываемые препочивают; 2) теплый собор; в нем два рядом престола, один - Одигитрии Пресвятыя Богородицы, другой - Алексею человеку Божию; 3) праведным Захарию и Елисавете; 4) над Святыми воротами - первоверховным апостолом Петру и Павлу. И прочее внутри монастыря и маленького гостиного двора строение каменное, а ограда, утвержденная за малостию острова (который в окружности не более 200 сажен) на сваях, и за ней для торгу в ярмоночные дни приезжающих купцов лавки, деревянные.
   В нем каждый год большая бывает ярмонка; начинается с 15-го марта и продолжается неделю; к оной съезжаются с товарами купцы из Белозерска, Вологды, Кириллова, Череповца, Устюжны, Тихвина, Олонца, Петрозаводска и Вытегры, и со многих уездов с своими рукоделиями и продуктами собираются крестьяне. В продолжение сей ярмонки монастырь имеет главный годовой денежный доход.
   Теперь оный монастырь по штату состоит в третьем классе. В нем игумен Лука; по бытности его в Белозерском духовном правлении первым членом, почти всегда живет в городе, а в монастыре бывает только не в присутственные дни, и когда гораздо нужных нет дел. Иеромонах - 1, чтущихся к пострижению священников белых - 3, иеродиакон Корнилий - I, чтущихся к пострижению белых диаконов - 2, послушников - 3, штатных служителей - 9. Они довольствуются обыкновенным штатным жалованьем и сборными от богомольцев за разные службы и в ярмонку за лавки деньгами. Во оном Новоезерском Кирилловом монастыре пробыли с четвертого по седьмое число декабря.
   А 7-го числа в воскресенье, после литургии, за монастырскою трапезою отобедавши, при ненастной с холодным ветром погоде, на четырех же приведенных из Кобылина яму почтовых лошадях поехали в два часа по полудни. Облегающее кругом сей Красный остров и Новоезерский Кириллов монастырь Новое озеро примежевано к монастырю, и жительствующие около его крестьяне ловят в нем рыбу с дозволения монастырского, с отдачею пятой рыбины. Рыба жь в нем ловится: лещи, щуки, окуни, харьюсы, платицы, налимы и мелкая рыба.
   В полуторых верстах Новым озером, на текущей из него в Андо-озеро речке Кобылинке экономическое, бывшее оного монастыря село Кобылино, в коем и теперь живут с экономическими крестьянами монастырские штатные служители. В нем от монастыря построена тесом обшитая деревянная церковь во имя Тихвинской Богоматери. Во оною на память преподобного Корнилия четвертого числа февраля из Новоезерского Кириллова монастыря бывает крестный ход, и собираются окольные и белоезерские жители.
   Отъехавши от Кобылина яму версты две и обогнавши состоявший в сорока подводах, ехавший из Кирилловского уезда в Санкт-Петербург с ложками, чашками и ковшами деревянными обоз, ехали двенадцать верст Андо-озером. Проехавши от Новоезерского Кириллова монастыря семнадцать верст, для перемены лошадей остановились в стоящей на берегу того озера господ Николая Ивановича Ивановского, Фризина и Колечина деревни Каликиной в пятом часу по полудни. Крестьяне сей деревни, также как и в селе Кобылине, для пропитания своих семейств и оплаты податей при хлебопашестве имеют рыболовный промысл. Из оной Каликиной деревни и яму на четырех же лошадях поехали в исходе шестого часа, сперва полем, потом версты две Андо-озером и верст двенадцать болотными и полевыми ровными местами.
   Отъехавши от Каликина яму семнадцать верст, для ужины и перемены лошадей в восемь часов по полудни остановились в селе господина Петра Силича Кутузова Акишеве. Во оном селе деревянная церковь Покрову Пресвятыя Богородицы и Николаю Чудотворцу. Жительствующие во оном селе и в ближних к ему, расстоянием верстах в пяти, деревнях крестьяне довольствуются и все свои нужды исправляют от хлебопашества, ибо всегда они с посеянного четверика вымолачивают ржи и овса от тринадцати до шестнадцати четвериков, ячменю четверть, пшеницы от десяти до двенадцати четвериков. Они никогда для себя хлеба не покупают, а еще окольным жителям много в своих домах и продают. К тому ж для продажи белозерским купцам гонят много дегтю. По Белозерскому уезду сие самое хлебородное место. От оного села вперед к Тихвину лучина началась у крестьян сосновая, а до него везде была березовая. Из сего села и яму, в избе крестьянина Мины Силина поужинавши, при снежной с ветром погоде, поехали в десять часов по полудни в ночь.
   От села и яму Акишева лесистым и несколько чистым болотом отъехавши пятнадцать верст, в деревне и яму господина Михаила Павловича Павлова Ракуновой перепрягли лошадей и при той же погоде поехали безостановочно. Крестьяне сей Ракуновой деревни, беря в своей лесной даче в болотах железную руду (которой там много), не имеючи завода, а каждый с своим только семейством, в нарочито для того сделанных в лесах печах, выплавливают железо и продают приезжающим к ним в домы белозерским и города Устюжны купцам по рублю по двадцати копеек пуд на месте. Каждый же житель с своею семьею может железа каждый год продать на сто рублей.
   В шести от Ракунова яму верстах, за занесением снегом дороги, почтовые лошади пристали, почему в деревне господина Осипа Осиповича Комарова Чукшиной переменили их обывательскими. Крестьяне сей деревни при неурожайном хлебопашестве довольствуются выплавливанием и продажею железа и извозом; скота всякого, в рассуждении болотных трав, держат понемногу.
   От деревни Чукишиной болотным и не много гористым полевым местом отъехавши пятнадцать верст, в деревни и яму господина Василия Степановича Познякова, Лысковой переменили обывательских лошадей почтовыми. Жительствующие в оной деревни крестьяне железной руды в своих дачах не имеют, а с небольшою платою берут в посторонних дачах и из выплавленного из нее железа многие куют нужные для крестьянства запасы и продают их в домах, по ярмонкам и городам крестьянам и купцам. Возле оной деревни Кулижской волости погост; в нем две деревянных церкви, одна - Преображению Господню с приделом Благовещению Пресвятая Богородицы, другая - Казанской Божией Матери с приделом мученикам Кириллу и Улите.
   От Кулижского в девяти верстах возле большой дороге погост Чурбанской волости; в нем две деревянных церкви, одна Покрову Пресвятая Богородицы, другая Николаю Чудотворцу.
   8-го числа, в понедельник, от Лыскова яму гористыми местами проехавши двенадцать верст, для перемены лошадей и чтоб самим обогреться, в десятом часу по полуночи остановились в деревне Борисовой господина Василия Осиповича Епанчина; и напившись в избы крестьянина Ерофее Иванова чаю, на одной лошади, в крестьянских санях-ошивнях, ездили в имеющийся в полуторых верстах от деревни погост Троицкий. В нем одна каменная церковь Живоначальной Троицы, с приделом апостолу евангелисту Иоанну Богослову. По приезде ж из него, в избы того ж крестьянина отобедавши, на четырех же почтовых из сего Борисова яму лошадях, при небольшом морозе, поехали в час по полудни. Во оной деревне крестьянин Иван Васильев, прозванием Барда, от роду имеет сто десять лет, а еще в силе, совершенном разуме и хорошо видит глазами. Жительствующие в сей Борисовой деревне крестьяне довольствие имеют от хлебопашества, ибо у них от посеянного четверика вырастает ржи от восьми до десяти четвериков, жита двенадцать четвериков, овса и пшеницы семь четвериков, гороху пять четвериков. Они для прокормления своих семейств никакого хлеба, кроме малого числа гречи, не покупают, а еще по нескольку своего окольным жителям продают и, ездючи в город Устюжну, закупают разный хлеб и распродают по деревням, в городе Тихвине и его уезде; поелику за привозом из Рыбинска водою на барках в Устюжны всякий хлеб дешевле, в Тихвине ж, по неимении из нижних городов водяной коммуникации, дороже. Кроме же сего и извоза, ничем не промышляют.
   От Борисова яму отъехавши двадцать пять, а от города Белозерска 142 версты, для перемены лошадей в четыре часа по полудни остановились в деревне Пляса господина Федора Абрамовича Колюбакина, где Белозерский уезд кончился, а началась округа города Устюжны Железнопольского. Оный город таковое название имеет, кажется, оттого, что в уезде его множество железной руды, и что жители оного главный доход имеют от железа. Оной деревни крестьяне довольствуются от делания железа и стали и от кования из него нужных для крестьянства вещей; хлебопашество ж имеют малое и неурожайное.
   От деревни Пляса, по большей части ровным местом, отъехавши двадцать-две версты, для ужины и перемены лошадей в девятом часу по полудни остановились в селе и яму Коробищи господ Федора Абрамовича Колюбакина и Дмитрия Васильевича Корсакова. Во оном селе две деревянных церкви, одна - Животворящей Троицы, другая - Успению Пречистыя Богородицы с приделом Николаю Чудотворцу. Жительствующие в нем крестьяне промышляют деланием по многу железа и стали. Здесь мы, в доме тоя волости сотского Федора Филиппова поужинавши, поколь собрали четырех почтовых лошадей, пробыли до второго часа по полуночи, а из него при морозной погоде поехали в исходе уже оного. В двадцати верстах от Коробищинского яму, в деревне и почтовой станции господина Петра Ивановича Козляинова Серебренской переменили лошадей и поехали из него при жестоком морозе безостановочно. В семнадцати от Серебренской станции верстах, возле большой дороги село и погост Волский-Ивановский; в нем две деревянных церкви, одна - Живоначальной Троицы, другая - Иоанну Предтечи с приделом великомученику Георгию.
   9-го числа, во вторник, отъехавши от Серебренской станции двадцать верст, в восемь часов по полуночи, для перемены лошадей и чтоб обогреться, остановились в деревне и яму господина Гаврила Ивановича Ушакова Верховье. Обогревшись же и напившись в избе крестьянина Якова Филиппова чаю, во ожидании, поколь из помянутого села приведут лошадей, в крестьянских ошивнях ездили на одной лошади в тот Вольский-Ивановский погост и, по приезде из него отобедавши, при пасмурном небе и не очень холодном ветре, в два часа по полудни поехали. Жительствующие во оной деревне крестьяне для пропитания своих семейств хлеба, кроме гречи, не покупают и своего не продают, поелику с посеянного четверика вымолачивают ржи от семи до восьми четвериков, овса до десяти четвериков, пшеницы от пяти до шести четвериков, жита от четырех до девяти четвериков. В других же по близости деревнях некоторые водят пчел; в своих лесах бьют из ружей зверей: оленей, медведей, волков, рысей, лисиц, белок, куниц, зайцев и в малых реках выдр; оных зверей всегда в тех больших лесах бывает много.
   От оной деревни Верховья проехавши двадцать верст, сначала частогористым бором, потом ровным болотом, а к концу полем, для перемены лошадей в пятом часу по полудни остановились в деревне и яму господина Александр Яковлевича Сукина с прочими Соминской пристани. Оная деревня Соминскою называется по судоходной возле ее текущей в Волгу реки Сомины, а пристанью потому, что городов Устюжны и Тихвина купцы от оной деревни по реке Сомины с тамошним железом, сталью, нужными для крестьянства железными и стальными вещьми, дегтем, с смолою, с звериными кожами, поташем, белозерскою и прочею ручною и озерною рыбою и белозерскими белыми снетками отправляют барки и другие речные большие и малые суда в Санкт-Петербург, Москву, Рыбинск, Вытегру, Петрозаводск, Тверь и в прочие низовые города; оттоль же привозят всякие немецкие и московские товары, перловые, просяные и другие хорошие крупы и съестные припасы, виноградные вина, всякие ягоды и орехи, соленую и свежую осетрину, белугу, семгу, сазанину, севрюгу, хлеб рожь, овес, пшеницу, и горох мукою и зернами, гречишные и ячные крупы, деревянное, льняное, конопляное и коровье масло и, по невозможности сим товаром до Устюжны и Тихвина водяною коммуникациею дойдтить, складываются во оной деревне, а из нее в Тихвин и Устюжну перевозят и оттоль, для нагрузки опять барок, привозят тамошние жители зимою; почему здесь всегда бывает разного звания людей много, и для того имеется трахтир и харчевни; к тому ж еще лежит и московская в Санкт-Петербург большая дорога. Крестьяне, в сей деревне жительствующие, за малостию земли и по неурожаю, хлебопашество имеют малое, так что к своей запашке каждый год ржи прикупают месяца на четыре, а иногда и на полгода.
   Деньги ж зарабатывают деланием железа и стали, стрелянием зверей, а больше извозом; некоторые имеют постоялые дворы и хранят купецкие товары, делают барки. Имеются мастеровые: портные, сапожники, кузнецы, столяры и плотники. Из оного Соминского яму, при морозной с холодным ветром погоде, поехали в шесть часов по полудни.
   Отъехавши от Соминской пристани осемнадцать верст, для ужины и перемены лошадей в восемь часов по полудни остановились в деревне Залуды господина Александр Яковлевича Сукина с прочими. Крестьяне сей деревни железа и стали не делают, а довольствуются от дегтю, скотоводства, стреляния зверей и птиц и от извозу, ходят на купеческих барках лоцманами и работниками, в другие ж города в годовые заработки никуда не отлучаются. Из оной деревни, обогревшись и поужинавши в доме крестьянина Абрама Осипова, при той же погоде, поехали в одиннадцать часов по полудни. В двенадцати от деревни Залуды верстах Устюжны Железнопольской уезд, которым проехали 112 верст, кончился, а начался Тихвинсюй.
   Отъехавши от деревни Залуды двадцать пять верст, для перемены лошадей остановились в деревне Михневой господина Петра Алексеевича Головина и перепрягли лошадей, не выходя из кибитки. Крестьяне сей деревни делают всякую деревянную посуду, продают строевой лес, тес, доски и брусья, гонят деготь, из покупного железа и стали куют простые крестьянские вещи, сами ж, по неимению в своих и ближних дачах железной руды, железа и стали не делают; в Тихвине и Устюжны плотничают.
   От Михеевой деревни в десяти верстах на большой дороге погост Воскресенский; в нем две деревянных церкви, одна - Воскресению Христову с приделом великомученику Георгию, другая - Рождеству Христову.
   От Михеева яму проехавши частогористым местом двадцать-шесть верст, не выходя из кибитки, переменили лошадей в экономической, прежде бывшей Большого Тихвинского монастыря деревне Конец. Оной деревни крестьяне хотя и неурожайное, но по множеству земли большое имеют хлебопашество, всякого скота и для извозу лошадей, в рассуждении крестьянства, держат помногу и также продают лес.
   10-го числа, в среду, отъехавши от Конецкого яму большою дорогою десять, да в сторону от дороги большим лесом тесною проселочною дорогою четыре версты, для посмотрения в девятом часу по полуночи остановились в Антониевской Дымской пустынке и пристали в доме живущего в ней белого священника Авраама Ксенифонтова. Дымскою она называется по небольшому того ж названия озера, при котором она стоит. Начально в том пустом лесном и удаленном от жила месте построена преподобным Антонием, которого и мощи здесь в Казанской каменной церкви под спудом препочивают. Монахов в ней живало по семидесяти человек, и крестьян во владении было сто душ. При открытии ж штата монастырям, оная изпразднена, и для отправления подлежащего в церквах богослужения определен белый священник, с обыкновенным числом причетников. В ней две церкви: каменная, в низу - Казанской Божией Матери и преподобному Антонию Великому; вверху ж, старанием оного теперешнего священника отделывается Живоначальной Троицы. Деревянная, построенная оным же священником, - рождеству Иоанна Предтечи. Кругом церквей ограда деревянная старая и несколько таких же обвалившихся пустых келий. Священник и причетники живут за оградою в деревянных избах; довольствуются хлебопашеством, лесною угодою, скотоводством и даваемыми от приезжающих богомольцев за службы деньгами, а определенных в приход крестьян не имеют. Во оной пустынке по всягодно годовая ярмонка бывает в праздник рождества Иоанна Предтечи и продолжается четыре дни. На оную с товарами приезжают купцы тихвинские, белозерские, из Устюжны, Кириллова, Череповца и Вологды, и много собирается с своими рукоделиями и домашними продуктами окольных и дальних крестьян и для богомоления разного звания людей. Были ль же в древние времена в сей пустынке какие достойные любопытства и примечания происшествия, о том, по неотыскании летописца, неизвестно. Состоящее при ней Дымское озеро в окружности версты три; посреди его маленький островок, на котором, сказывают, спасался преподобный Антоний. Во оной пустынке отслушавши водное освящение храмам и преподобному молебен, в священниковом доме отобедавши, за отдыхновением пробыли до пяти часов по полудни. В пять же часов на тех же, что из Конецкого яму, лошадях, поехали при морозной погоде.
   Отъехавши от Антониевской Дымской пустынке болотным, лесистым местом, тесною проселочного дорогою верст пять да большою шесть, итого одиннадцать верст, в осьмом часу по полудни остановились в Беседном Малом Тихвинском, Никольском монастыре. Он построен от Большого Тихвинского монастыря, по причине явления Божией Матери, сидящей на колоде, с предстоящим пред Ней Николаем Чудотворцем, некоему простолюдину Георгию, прозванием Юрышу (которому приказала Она тогда сказать, чтоб на построенной в большом Тихвинском монастыре, для поставления явленного Ее образа церкви, крест поставили деревянный, а не железный), на самом том месте явления, почему и называется Беседным. Сей монастырь в окружности сажен до трехсот, кругом его ограда деревянная, а внутри две каменных церкви; настоящий холодный собор во имя Николая Чудотворца, теплый - рождеству Иоанна Предтечи; при ней строительские кельи; в них в проезд мой жил присланный из Большого Тихвинского монастыря строитель иеромонах Иев, со одним монахом и двум к пострижению чтущимся бельцам; внизу ж братская трапеза, кухня, хлебопекарня и для поклажи из Большого Тихвинского монастыря получаемых съестных припасов подвал. Он с самого начала и поныне во всем генерально зависит от Тихвинского монастыря. Богомольцы в него заезжают весьма редко. Главный же для поправления и починки монастыря денежный доход состоит в построенной из-стари для того сбору, возле большой дороги деревянной часовни (в которой за стеклом стоит иконописный крест, сказывают, сделанный из той колоды, на которой Богоматерь); в ней каждый год собирается от двух до четырехсот рублей; а для сбережения оных собирающихся от проежающих денег, в приделанной к той часовне деревянной же келье всегда живет монах или послушник. В мой же проезд в ней был чтущийся в Большом Тихвинском монастыре к пострижению в монашество санкт-петербургский купец Илья Никифоров Соболев.
   Из оного монастыря, побывши в церквах и часовне, отслуживши храмам молебен и с строителем отужинавши, поехали в двенадцать часов по полуночи. Отъехавши от оного монастыря четыре, Тихвинским уездом шестьдесят-восемь, а всего от города Белозерска триста-двадцать-две, а от Тотьмы 710 верст, в начале первого часа по полуночи, по приезде в город Тихвин, возле Тихвинского монастыря, поколь отворили для нас ворота, пробыли в кибитках час; потом, с позволения тамошнего архимандрита Игнатия, въехавши в монастырь, стали квартерою в отведенных нам в монастырской швальне кельях.
  

31-я часть. Описание Большого Тихвинского монастыря и уездного города

Тихвина.

  
   Сей монастырь и город таковое название имеют по речке Тихвинке, над которою построены. На оном месте, где ныне монастырь, для явленного, в царствование Великого князя Димитрия Иоанновича в 1383 году, по речке ж названного Тихвинския Богоматери образа, сперва тамошними жителями построена была деревянная, а в 1515 году, по повелению Великого князя Василия Иоанновича, стоящая посреди монастыря, казенным коштом каменная Успенская церковь, в которой и по ныне, с приходу в нее, на правой стороне стоит чудотворный Тихвинской Богоматери образ. При нем от 1383 по 1560 год, 177 лет, для отправления подлежащего богослужения, как бы в обыкновенной приходской церкви, белые священники, во оном же 1560 году, по повелению Великого князя Иоанна Васильевича, для монашеского общежительства построен сей каменный мужеский монастырь казенным коштом.
   В нем каменных церквей 7: 1) посреди монастыря настоящий холодный собор; в нем четыре престола: 1) Успению Пресвятыя Богородицы, приделы при нем за особыми стенами; 2) с южной стороны Илии Пророку; 3) с северной стороны апостолу евангелисту Иоанну Богослову; 4) на своде Николаю Чудотворцу; при оном соборе ризница и книгохранительница; 2) с южной стороны на каменной стене теплый собор Рождеству Пресвятыя Богородицы; при нем общебратственная трапеза, келарская с разными служебными кельями, в низу хлебопекарня, квасоварня и погреба; в линию ж от олтаря, об одной главе и двух спицах колокольня; 3) с западной стороны на большими воротами Вознесению Господню, с приделом великомученику Феодору Стратилату; 4) на восточных воротах - больничная, Двунадесятми Апостолом; о) рядом с ней - Покрову Пресвятыя Богородицы; 6) на въездных в монастырь воротах теперешним архимандритом построен - Тихвинской Пресвятыя Богородицы; 7) за монастырем на другой стороне речки Тихвинки, на том месте, где сперва явился чудотворный Богоматерин образ - Всем Святым. Итого, в семи церквах одиннадцать престолов.
   Каменная кругом монастыря ограда, в которой монашеские, гостинные и мастерские, многие из них о двух этажах, келии - с западной стороны длиною на сорока-трех, шириною па пяти с половиною, с южной длиною на шестидесяти семи; шириной на четырех, с восточной длиною на сорока двух, шириною на пяти, с северной длиною на шестидесяти девяти, шириною на четырех, а всего на двухстах двадцати одной сажени. Оная с кельями, Вознесенского, больничного и Покровского церквами ограда, построены и железом покрыты казенными, а прочее - сборными от богомольцев монастырскими деньгами.
   Кругом каменной ограды, отступя от нее сажен двадцать пять, разом же с монастырским казенным строением, для защищения от иноземцев, с местами, где ставить пушки и седми каменными башнями, о двух воротах и приворотних кельях, в окружности на четырехстах двадцати шести саженях обнесена, называемая Городом, деревянная стена, которую теперешний архимандрит от подаяния доброхотных дателей строит каменную, и уже с западной стороны, с приезду к монастырю, совсем сделана, только не отбелена, а и с северной стороны половина состроена. По оной стене кругом монастыря в год бывает шестнадцать крестных ходов.
   По преданию о том Тихвинской Богоматери чудотворном образе, по догадке пишется, что оный ни кем не принесен, а сам собою предивно вышед из Цареградской церкви, являлся по разным местам, наконец, остановился на том месте, где настоящий посреди монастыря Успенский собор. Для поклонения оному чудотворному Тихвинской Богоматери образу всегда бывают с дальних и ближних мест разного звания люди, а особливо ежегодно в знатном количестве собираются во всю первую неделю Великого поста.
   В ризнице все в великом порядке; в ней настоятельских с жемчужными оплечьями риз - 4, диаконский стихарь, с оплечьем половинчатого жемчуга - 1; парчовых риз царского подаяния, которые у них по вышитым золотом оплечьям почитаются самыми хорошими - 11; таких же покровов - 3, архимандрических шапок - 5; несколько серебреных и позолоченных сосудов. Итак, в ризнице и в ней же имеющейся книгохранительнице никаких любопытства и примечания достойных вещей нет, кроме чистоты и порядка.
   Оный Тихвинский монастырь имел в своем владении пожалованных от разных Российских государей шесть тысяч душ крестьян. Ныне ж, по установлении штатов и архимандрии, состоит во 2-м классе на обыкновенном казенном жалованьи. В проезд мой в нем был архимандрит из дворян, находившийся при дворе у сервиза, Илья Иванович Ушаков, при пострижении ж в монашество, названный Игнатий; осеняет свечам, но не так, как ставропигиальный, а как состоящий под епархиальным архиереем. Пред ним же бывший архимандрит Евфимий жил по старости своих лет на покое. Теперешний архимандрит Игнатий, по приезде в Тихвинский монастырь архимандритом, привез с собою из московского купечества шестнадцати человек бельцами, кои его старанием в скорое время пострижены в монашество и произведены другие в иеромонахи и один в иеродиакона. Иероманахи: 1) казначей - Моисей; 2) ризничий, уставщик и благочинный - Гедеон; 3) Аарон; 4) Епифаний; 5) монастырский духовник - Амвросий; 6) иеродиакон - Герасим; он - резчик и подарил мне своей мелкой резьбы маленький Тихвинской Богоматери образок. Монахи: 7) соборный свещеносец и директор швальни - Даниил; 8) при образе чудотворном Тихвинской Богоматери - Зосим; 9) при том же образе - Пахомий; 10) хлебодар, кухарь, квасовар и трапезник - Варлаам; 11) конюшенный надзиратель - Серапион; 12) соборный понамарь - Вениамин; 13) при часовне, которая в городе при большой дороге, у денежнаго сбору - Никодим; 14) природный Бендерец, жительствовавший в мой проезд в Малом Тихвинском монастыре - Арсений. За младостию своих лет, живут еще бельцами или послушниками: 15) архимандрический келейник - Симеон Дмитреев; 16) Иван Антонов. При сем архимандрите во оный Тихвинский монастырь пришли с нижеписанных мест: из Софрониевской пустыни: игумен Герасим; иеромонах Антоний; иеродиакон, который правит экономскую и полуказначейскую должность, Тихон; чтущийся к пострижению кононарх Василий. Из Фролищевой пустыни: иеромонах Геннадий, иеродиакон Тихон. Из приходских уездных погостов: белые вдовые священники: Николай, Григорий; диакон Иоанникий. Послушники, чтущиеся к пострижению в монашество: из жительствующих в Санкт-Петербурге при дворе дворян - капитан Петр Филиппов Боголюбов. Из разных мест: при трапезе - Степан Дмитриев; при кухне - Михайла Данилов; просвиряк - Ефим Иванов; казначейский келейник - Яков Алексеев; при швальне - Емельян Никифоров; при прочих работах четыре человека. Штатных служителей - 16 человек. Из бывших в Тихвинском монастыре до вступления в него сего архимандрита Игнатия монахов остался один только старый казначей Корнилий, прочие ж все разошлись по другим монастырям, - поелику оный архимандрит, с помянутою, состоявшею в шестнадцати человеках, приехавшею с ним в сей монастырь в единомышленном намерении братиею, бывших в нем до него: казначее, ризничего и прочих сменил своими; потом, собравши всех иеромонахов, иеродиаконов и послушников, им объявил о общем и равном всех, без получения по штату положенного казенного денежного жалованья, жительства, то есть, на оныя деньги исправлять как для архимандрита, так и для всех одинаковую общую трапезу, одежду и обувь, а затем, оставшие жалованные деньги вместе с сборными от богомольцев, употреблять на украшение монастыря; в руки ж никому, даже и самому ему, архимандриту, как жалованья, так из собирающихся за разные службы от богомольцев доходов ни самомалейшей части не брать; и как, кроме казначее, никто из бывших до него монахов на сие не согласился, то он их и уволил, кто куда похотел. Итак, оным архимандритом теперь введено благоустройство, порядок и не только в церквах и во всех генерально кельях, но и в монастыре, чистота и общежительство удивительное, какового нигде я в других монастырях не видал: архимандрит вместе с прочими всегда обедает и ужинает за трапезой, а особой для себя, по обычаю других монастырей, кухни не имеет, и пища, как для него, иеромонахов, иеродиаконов, монахов, так послушников и работников, одинаковая, хорошая, каковой также в других монастырях нигде я на общих трапезах не видал. И одежда для всех одинаковая, хорошая ж.
   С западной от монастыря стороны, чрез текущий в речку Тихвинку крутой ручей, монастырским иждивением сажен на сто сделан до каменной, для денежного сбору при большой дороге часовни, деревянный мост.
   Оный монастырь с трех сторон окружается городом Тихвином, в котором купеческих, мещанских и прочего звания людей до полуторых тысяч дворов; каменных по плану - 14 домов, вновь строящихся лавок - 95, деревянных - 159. Казенного строения по плану два только магазеина деревянных - винный да соляной. Заводов же и фабрик, кроме солодовенного и кожевенного, никаких нет.
   Во оном городе собор каменный; в нем настоящий храм Преображению Господню, приделы - Благовещению Пресвятыя Богородицы и преподобному Варлааму Хутынскому. Приходская каменная Знамению Пресвятыя Богородицы и мученикам Фролу и Лавру. На кладбище деревянная многострадальному Иову.
   За речкою Тихвинкою девичий Введенский третьего класса монастырь; в нем две соборных каменных церкви: 1) для летней службы - холодная о трех престолах: настоящий Введению во храм Пресвятыя Богородицы, приделы Николаю Чудотворцу и преподобному Кириллы Белозерскому; 2) для зимней службы - теплая Рождеству Пресвятыя Богородицы, с приделом Иоанну архиепископу Новгородскому. Внутри монастыря кельи и кругом ограда деревянная. Игуменья в нем Максимилла.
   Жительствующих в городе Тихвине: купцов мужеска - 1,080, женска - 1,125; мещан мужеска - 570, женска - 676; итого, купечества и мещанства: мужеска - 1,650, женска - 1,801, а обоего пола - 3,451 душа. Они все раскольники и в церковь не ходят. Внутренний их, как в своем, так в других городах и по ярмонкам в уездах торг получаемыми из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Вологды разных доброт сукнами, парчами, шелковыми, бумажными и другими материями, медною, оловянною, хрустальною, каменною и деревянною посудою, чаем, кофием, сахаром, виноградными винами, восковыми и получаемыми из Вологды сальными свечами и обыкновенными городу съестными припасами. Имеющие ж для торгового обороту изрядный денежный капитал главный торг имеют закупаемым у крестьян дегтем, деревянною большою и малою посудою, железом, сталью, больше ж нужными для крестьян железными и стальными вещьми; и все оное зимним путем отвозят в Соминскую пристань, из оной же весною, по вскрытии вод, по реке Сомины на собственных своих у тамошних крестьян покупаемых барках, для перепродажи доставляют в Санкт-Петербург, Москву, Ярославль, Тверь, Вологду, Рыбинск, Романов, Углич и Петрозаводск. И с тех же мест на оных своих барках в Соминскую ж пристань привозят: из Москвы - разные московские, из Санкт-Петербурга и Вологды - немецкие товары, из прочих же городов - рожь, пшеницу, гречу, горох, просяную, перловую, гречневую, ячную и овсяную крупу и распродают оный хлеб крестьяном за деньги, деготь, железо, сталь, железные вещи и деревянную посуду и целыми барками с знатным барышем продают в Рыбинске, Петрозаводске, Вытегре и на ярмонке, бываемой на Бадажской пристани. Малое число купцов в помянутые города доставляют белозерскую рыбу и снетки. Мещане, не имеющие для того торга кредита, торгуют недорогими товарами в своем только городе и по ярмонкам, нанимаются у достаточных в лавки сидельцами и для закупки товаров приказчиками; другие на выгонной земле для продовольствия своих семейств имеют небольшое хлебопашество и отходят в Санкт-Петербург и Москву в разные заработки.
   В Тихвинской семинарии, имеющейся в монастыре, в проезд мой церковнических детей обучалось до тридцати-пяти; в малом народном училище купеческих и мещанских детей до пятидесяти. Понятие ж и охота их к науке, а также поведение и знание учителей, за краткостию времени мне не известно. Не мудрено, что только учеников в народном училище, потому что жители все раскольщики.
   В Тихвинском уезде в жительстве имеется крестьян: мужеска - 23,892, женска - 24,079, а обоего пола - 47,971 душа.
   Весь почти уезд ослеплен расколом. Они хотя и все имеют хлебопашество, но как в нынешние неурожайные годы с одного посеянного четверика у них родится ржи от четырех до шести четвериков, ячменю семь четвериков, овса пять четвериков, пшеницы ж, гороху и гречи, по малости земли, а больше по неурожаю, не пашут; но и по таковому ржи и ячменю урожаю могли бы они во весь год продовольствоваться своим хлебом, но за малостию удобной к хлебопашеству земли, каждый житель к своей запашке ржи прикупает слишним на полгода, на что зарабатывают деньги дегтем, разною деревянною посудою, кузнечным, столярным, плотническим, сапожным и портняжным мастерствами, деланием барок и прочих судов, продажею из своих угодий строевого леса, тесу, досок и дров; жительствующие ж по близости Устюжны Железнопольского уезда - деланием железа и по небольшому количеству стали, кованием нужных для крестьян вещей; которые ж при большой дороге, те, за получаемую от других того ж уезда крестьян хорошую плату, содержат почтовые станции; все вообще зимним временем извозничают, и многие от домов своих отлучаются в годовые заработки в Санкт-Петербург, Москву и город Архангельск.
   В городе Тихвине в мой проезд были господа присутствующее: в управе благочиния: гopoдничий - секунд-майор Семен Яковлевич Семенихин; уездный судья - секунд-майор Никита Никитич Лизунов; исправник - Василий Дмитриевич Гулубицкий, мой однополчанин в первом или лейб-гренадерском полку.
   В Тихвинском монастыре пробыли с десятого по 12-е число декабря.
  

32-я часть. От Тихвинского монастыря и города до Санкт-Петербурга.

12 XII

   12-го числа декабря в пятницу, в Тихвинском монастыре отслушавши литургию и вместе с архимандритом за братскою трапезою отобедавши, по выезде из монастыря с час пробыли у тихвинского господина городничего Семена Яковлевича Семенихина; по выезде ж от него, в городском соборе отслушали вечерню и храмам с акафистом и в путешествующий молебен; потом прямо от церкви в седьмом часу по полудни на четырех почтовых лошадях поехали при морозной с ветром погоде. Отъехавши от города Тихвина ровною большою дорогою двенадцать верст, для ужины остановились в экономической, бывшей большого Тихвинского монастыря деревни, называющейся по текущей в реку Тихвинку речке Мущимушке; и в ней, в доме крестьянина Карпа Самсонова обогрелись и поужинали, за чем пробыли часа полтора, а из нее при той же морозной с ветром погоде, на тех же, что из города Тихвина лошадях, поехали в половине десятого часа по полудни. Проехавши от деревни Мущимушки осемнадцать, а от города Тихвина тридцать верст, в погосте и почтовой станции господина Петра Ивановича Путятина Ильинской переменили лошадей и поехали безостановочно. Во оном погосте две церкви: каменная - Воздвижению Честного и Животворящаго Креста Господня, деревянная - Илии Пророку. Жительствующие во оном погосте и в деревне Мущимушки крестьяне, по множеству удобной к хлебопашеству земли, хотя и неурожайное, но большое имеют хлебопашество. На продажу держат разный скот, который продают тихвинским, и к ним для закупки его приезжающим санкт-петербургским купцам; достаточные ж крестьяне и сами в Петербурге каждый год большими стадами отгоняют. Главный же их денежный, доход от содержания сей Ильинской почтовой дистанции и от извозу с купеческим товаром в разные города, и все вообще гонят на продажу деготь.
   Проехавши большою дорогою, по большей части ровными, боровыми местами от Ильинского яму двадцать-две, а всего от города Тихвина пятьдесят-две версты, остановились в погосте и яму господ Федора Ивановича Апрелева и Антона Васильевича Лупандина, Сясьском-Воскресенском. Сей погост Сясьским называется по текущей при нем в Ладожское озеро реки Сясе, Воскресенским же - по настоящему в их церкви храму. В нем две деревянных церкви: 1) для летней службы холодная - Воскресению Христову, с приделом Николаю Чудотворцу; 2) для зимней службы теплая - Введению во храм Пресвятыя Богородицы. Обогревшись же в доме того погоста диакона Ивана Львова и оставивши в его доме экипаж, повозки и трех человек людей, на двух почтовых лошадях, запряженных в двое крестьянские сани-ошивни, из оного погоста в той же ночи поехали для посмотрения в Троицкий Зеленецкий мужеский монастырь.
   От Сясьского-Воскресенского погоста отъехавши большою дорогою четыре, да болотами и мхами тесною проселочною восемь, итого двенадцать верст, приехавши к Троицкому Зеленецкому монастырю, которого ворота были еще заперты, остановились в имеющейся за монастырем для рабочих людей деревянной келье.
   13-го числа в субботу, но утру ходили в монастырь, и как обедни в нем не было, то отслушавши обедницу, храмам молебен и побывши в церквах, по зву тамошнего казначее иеромонаха Сергия в его кельях обедали. Во оном монастыре одна каменная двуэтажная церковь; в верхнем этаже один храм во имя Живоначальной Троицы, в нижнем - апостолу евангелисту Иоанну Богослову; в ней под спудом препочивают мощи преподобного Мартирия, уроженца новгородского. Внутри монастыря кельи и кругом ограда ветхие каменные. В нем в мой проезд был настоятелем помянутый казначей Сергий; кроме его, иеромонах один, чтущихся к пострижению белых священников - 2, иеродиаконов - 2, штатных служителей - 4 человека. Они довольствуются казеннным штатным жалованьем, которое разбирают по рукам; хлеб же не покупают, а на отмежеванной на продовольствие монастыря земле пашут свой и не мало пахатной и сенокосной земли отдают крестьянам из половины и из оброку, тако ж из своей лесной угоды продают строевой лес. Богомольцев в нем бывает очень мало, да и то только иногда заезжают проезжающее из Санкт-Петербурга чрез Старую-Ладогу в Тихвин и оттуда обратно, ибо зимняя оная дорога лежит мимо сего монастыря. Хотя ж в нем и числится по штату архимандрит Иоасаф, но он живет в Санкт-Петербурге в Александро-Невском монастыре наместником; в сей же монастырь приезжает в год по разу, да и то на самое малое время, а иной год и не бывает. В котором же году, кем именно и чьим иждивением и старанием сей монастырь построен, и не было ли в нем в древние времена чего достойного любопытства и примечания, о том за краткостию времени и по неимению сведений, узнать не могли; крестьян же во владении его было триста-восемьдесят душ.
   Из оного монастыря в казначее отобедавши, на тех же, что из Сяськаго-Воскресенского погоста и яму лошадях, поехали в четвертом часу по полудни, и по приезде опять в Сяський-Воскресенский погост, в доме показанного диакона ночевали.
   14-го число, в воскресенье, слушали во оном Воскресенском погосте всенощную и после литургии во обеих церквах храмам молебен; потом с священником и диаконом тамошними отобедавши, от оного Воскресенского яму до города Новой-Ладоги и чтоб заехать в Троицкую Саратскую пустынку, наняли с четырьмя лошадьми двух крестьян деревни Острова-Воскресенского господ Федора Ивановича Апрелева - Нефотия Иванова и Антона Васильевича Лупандина - Спиридона Фирсова, ценою за девять рублей, и пробыли здесь в весь день. В семь же часов вечера, взявши из оного погоста для отслужения в Троицкой Саратской пустынке литургии священника и диакона, со всеми к тому потребностьми, при морозной погоде поехали проселочною и лесистою, с частыми небольшими горками, дорогою.
   В двенадцати от Сясьского-Воскресенского погоста верстах погост Кусицкий; в нем две деревянных церкви, одна - Преображению Господню, другая - Николаю Чудотворцу. При нем Тихвинский уезд кончился, а начался Новоладожский. Отъехавши от Воскресенского погоста двадцать верст, в двенадцать часов по полуночи для ужины остановились в деревни господина Ивана Дмитриевича Гулбицкого, Кусицкий-Остров. Жители сей деревни упражняются в хлебопашестве, ибо на унавоженной земле от посеянного четверика ржи у них родится от шести до восьми четвериков, овса от семи до десяти четвериков, жита до пяти четвериков; пшеницы ж, льняного и коноплянного семя по неурожаю пашут весьма мало; однако ж во весь год довольствуются своим, а не покупным хлебом; малая ж из них часть к своей запашке прикупают месяца на два, да и то уже по какому-нибудь неудачному в пахоте случаю, за неудобрением порядочно земли, за ураннением или за опозданием посева; но в какую б то ни было урожайную пору никто из них хлеба не продает, а довольствуются только сами между собою оборотно. Денежный же их доход состоит от изрядного скотоводства, от продажи тихвинским и ладожским купцам дегтю, золы, строевого соснового и елового леса, в торговые дни тесу, досок и дров; зимою ездят в извоз, летом же ни куда от домов своих не отлучаются, а упражняются в хлебопашестве и, по довольному скотоводству, в сенокосе..
   Из оной деревни, в доме крестьянина Лариона Ипатова отужинавши, поехали в исходе второго часа по полуночи. От деревни Кусицкий-Остров отъехавши двенадцать верст, в пять часов по полуночи остановились в деревне господина Никиты Никитича Лизунова Босынги.
   15-го числа в понедельник, в доме оной деревни крестьянина Романа Филиппова, за тесною и лесистою к Троицкой Саратской пустынке дорогою, оставив с экипажем при двух своих человеках кибитки, сами с помянутыми Сясьского-Воскресенского погоста священником и диаконом, в трех запряженных по одной лошади крестьянских санях-ошивнях, поехали в ту пустынку (до которой от деревни Босынги почитают восемь верст) за час до рассвету, а в нее приехали в девять часов по

Другие авторы
  • Чурилин Тихон Васильевич
  • Андреевский Сергей Аркадьевич
  • Герценштейн Татьяна Николаевна
  • Коста-Де-Борегар Шарль-Альбер
  • Тит Ливий
  • Боткин В. П., Фет А. А.
  • Погосский Александр Фомич
  • Розанов Александр Иванович
  • Куницын Александр Петрович
  • Лялечкин Иван Осипович
  • Другие произведения
  • Федоров Николай Федорович - Последний философ
  • Певцов Михаил Васильевич - Путешествия по Китаю и Монголии
  • Добролюбов Николай Александрович - Что иногда открывается в либеральных фразах!
  • Андреев Леонид Николаевич - ЛОЖЬ
  • Вересаев Викентий Викентьевич - В двух планах
  • Самаров Грегор - На троне великого деда
  • Шмелев Иван Сергеевич - Переписка И. С. Шмелева и О. А. Бредиус-Субботиной. Неизвестные редакции произведений
  • Щепкина-Куперник Татьяна Львовна - Германия
  • Достоевский Федор Михайлович - А. Скафтымов. Новое о Достоевском
  • Кукольник Нестор Васильевич - Кукольник Н. В.: биобиблиографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 519 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа