Главная » Книги

Челищев Петр Иванович - Путешествие по северу России в 1791 г., Страница 8

Челищев Петр Иванович - Путешествие по северу России в 1791 г.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Вознесению Господню и пророку Илии, другая - великомученику Георгию.
   Проехавши ж от Пермогорской станции и погоста 20, а всего от начала Шенкурского уезда 313 верст, в половине 2-го часа по полудни против города Красноборска стали на якорь; и, выехавши в ялике на берег, пристали квартерою в доме Красноборского мещанина Ивана Агафонова.
  

18-я часть. Описание Велико-Устюжской области Вологодского наместничества уездного города Красноборска.

   Город Красноборск стоит по течению реки Двины на левом, и от города Архангельска на правом, высоком, ровном и от наводнений двинских безопасном берегу, на месте боровом и по причине бывшего при текущей в Двину речке Красноборке болота мокром; на оном самом месте до 1780 года был Кресноборской волости погост и казенного ведомства деревня; а в 1780 году, по бывшим издавна не малым ярмонкам, открыт городом, и жившие по близости того погоста крестьяне превращены из крестьянства в купечество и мещанство.
   В городе Красноборске деревянная старая церковь одна, во имя Нерукотворенного Христова Образа, а каменную, на казенные деньги восемь тысяч рублей, строят возле старой деревянной церкви. Строения деревянного городских жителей: купеческих домов - 7; мещанских -70; подьяческих - 10; солдатских - 15; итого - 102 дома. Лавок деревянных -105. Оное строение самое простое, почти все старое деревянное, а по плану, изданному вновь, еще ни одного дому не построено, да и материалу к выстройке их не приметно. А и казенного нового строения, кроме винного и соляного магазеинов, нет же.
   В городе жителей: купцов мужеска - 21, женска - 29; мещан мужеска - 164, женска - 197, приказных мужеска - 25, женска - 20; штатных солдат мужеска - 35, женска - 18; церковников мужеска - 10, женска - 8; итого всех вообще мужеска - 255, женска - 272, а обоего мужеска и женска пола - 527 душ.
   Во оном городе каждый год бывает шесть ярмонок: 1) называется Андреевская, начинается с праздника Андрея Первозванного и продолжается неделю; 2) Крещенская, начинается с праздника Богоявления Господня и продолжается девять дней; 3) Алексеевская, начинается со дня празднованы Алексею Человеку Божию, то есть, марта с 17-го дня, и продолжается чрез десять дней; 4) Петро-Павловская, начинается в Петровом посту с девятой пятницы и продолжается неделю, а иное до самого Петрова дни; 5) Ильинская, начинается с Ильина дни и продолжается четыре дни; 6) Зачатиевская, начинается со дня Зачатия Иоанна Предтечи и продолжается неделю. На все оныя ярмонки приезжают купцы почти со всех же тех городов, что и на Евдокеевскую или Благовещенскую ярмонку, бывающую повсегодно в Шенкурском уезде, и привозят для распродажи всякие немецкие, московские и прочие pyccкие товары; сельские ж жители приезжают с разными своими домашними растениями и рукоделиями, с звериными кожами, домашнего тканья кушаками и полотнами. Купцы ж, распродавши свои товары, закупают у крестьян, собирающихся на ярмонки Велико-Устюжского, Шенкурского, Тотемского, Красноборского и Усть-Сысольского уездов звериные кожи, говяжье сало, вяленую и соленую озерную и речную большую рыбу, красноборского и велико-устюжского тканья - от тридцати копеек до двух рублей гарусные и шерстяные разных цветов кушаки, тесьмы, пестрятинные для крестьянских русских рубашек - от двадцати пяти до пятидесяти копеек аршин полотна, а для крестьянских портов полосатое полотно - от двенадцати до пятнадцати копеек аршин, которые во оных двух Красноборском и Велико-Устюжском уездах, как в городах, так и во всех деревнях, ткут в большом количестве. Рыбу ж, добываемую в окияне, красноборские купцы покупают и выменивают на тот пестрятинный и полосатый холст (называемый ими кежами) и на разный своего уезда хлеб у Архангелогородских купцах, в которых и других городов купцы раскупают не мало. Во оныя ярмонки красноборские купцы, мещане и прочего звания люди и окольние жители не малый получают прибыток от съестных припасов, мастеровые от заготовленных к продаже вещей. Впрочем, купечество и мещанство города Красноборска главный свой промысл или торг имеют разным хлебом, льном и пенькой, что они у крестьян своего уезда закупают, как на недельной бываемой по воскресным дням ярмонке, так и нарочно ездючи по деревням, и все сии деревенские растения по вскрытии реки Двины отвозят па каюках в город Архангельск и продают для отпуску за море на иностранные и российские купеческие корабли. От обыкновенного ж имеющегося в лавках товара мало имеют прибыли, затем что каждый крестьянин снабжает себя всем во время ярмонок, когда товар бывает у приезжих купцах дешевле, а продают почти только одним проезжим. Многие из бедных мещан отлучаются от домов своих в Санкт-Петербург и Архангельск в разные работы, другие ездят на речных судах работниками и лоцманами. Женский же пол упражняется в ткании вышеписанных полотен (или, по общему их название, кежов), кушаков, тесемок и в крашении нитяной и шерстяной пряжи.
   В мой проезд были господа присутствующее: городничий - коллежский асессор Иван Михайлович Доронин; в нижней расправе судья - Василий Романович Наткин; в нижнем земском суде исправник - Дмитрий Андреевич Воейков; соляной пристав -штатной команды поручик Афанасий Герасимович Юкин; винный пристав - бухгалтер Андрей Тимофеев Веселов; винный откупщик - нижегородский купец Иван Федорович Суворов.
   В Красноборском уезде имеется в жительства крестьян: дворцовых мужеска - 4,480, женска - 4,515; экономических мужеска - 899, женска - 940; князя Шаховского мужеска - 40, женска - 47; черносошных и велико-устюгских купцов половиков мужеска - 15,798, женска - 15,888; итого всех вообще мужеска - 21,277, женска -21,390, а обоего мужеска и женска пола - 42,607 душ. Оные все жительствующие в Красноборском уезде крестьяне имеют довольное хлебопашество и сеют вырастающий в их округе хлеб: рожь0,0 ячмень, овес, пшеницу, горох, конопли, репе и лен. Лучше ж и прибыльные у них земля родит рожь и ячмень; ржи со одного посеянного четверика вымолачивают от десяти до двенадцати четвериков; ячменю то ж с одного в посеве бывшего четверика вымолачивают от шести до осьми четвериков; овса с одного посеянного четверика вымолачивают от трех до четырех четвериков; пшеницы от двух до трех четвериков; гороху в редкие годы с одного в посеве бывшего четверика вымолачивают три и четыре четверика, но и то весьма мелкий и черный, а в другие годы и семян не вымолачивают; репа в полях же сеемая родится довольно изобильно, только не крупна; огородных овощей, кроме изрядной капусты и мелкого луку, никаких по неурожаю не садят. Льну со одного посеянного четверика, также, как и в Шенкурске, выделываемого на-чисто, бывает от двух с половиною до четырех пуд, с которого женщины на ткание означенных пестрятинных и полосатых полотен иди кежов прядут и красят пряжу, на что каждая работница издерживает в год льну до одного пуда: остающихся же затем лен продают по условиям и контрактам, заключенным с Архангельскими купцами на ярмонках. Так же и пеньку с говяжьим салом и хлебом отвозят на каюках по тем же контрактам в Архангельск. Некоторые мастеровые и проворные из крестьян отлучаются в заработки в Санкт-Петербург, Архангельск и Петрозаводск. Для продажи ж в Архангельске некоторые, а не все, гонят смолу, только по немногую, бьют из ружей зверей; медведей, волков, лисиц, куниц, белок, изредка ж оленей, рысей и выдр; птицы рябчиков, глухих и полевых тетеревей всегда стреляют и очень много, а уток и прочих ядобных птиц хотя и стреляют, но на продажу только в своем городе и на продовольствие своих семейств. Женский же пол упражняется в обыкновенной домашней работе, в ткании вышеписанных кежов, тако ж в пряже и крашении шерстяной и гарусной пряжи и в ткании из нее кушаков и на подвязки тесемок. От оных промыслов и рукоделий живут посредственно, скота держат не помногу. Строение, избы без труб, черные, и чистоты как в избах, так и в дворах не наблюдают.
   Возле города Красноборска в деревне живет крестьянин, который делает железные с ключиками замочки, коих двадцать-четыре, тридцать-два и сорок на золотник весят; но работа его, когда я был в городе Красноборске, мне была неизвестна, a уже узнал и несколько тех замочков получил будучи в Великом Устюге от коменданта Алексея Ивановича Монастырева.
   Города Красноборска купечество и мещанство держатся расколу и в церковь не ходят, а потому и рачения к церкви не имеют.
   Здесь мы в помянутой квартере с 17-го на 18-го число, то есть, с среды на четверток переночевали, и во оной ночи был изрядный мороз, только без снегу.
  

19-я и опоследняя Северною рекою Двиною часть, от уездного города Красноборска до областного города Великого Устюга.

18 IX

  
   18-го числа сентября в четверток. Отслушавши в городской церкви литургию и молебен, побыв у господина тамошнего городничего Доронина и в своей квартере отобедавши, перебрались из квартеры в катер, до которого нас провожал господин городничий Иван Михайлович Доронин, где с ним расставшись, с четырьмя тамошними работниками и пятым Родионом Филипповым лоцманом, при ясном небе и холодном, немного нам попутном ветре, в четыре часа по полудни поехали бичевою и парусом.
   В двух верстах от города Красноборска, в той же правой стороне, на которой город, погост Красноборский Наволок; в нем деревянная церковь блаженному Прокофию Устюгскому чудотворцу и преподобному Харлампию. В пяти от Красноборского Наволока верстах, в левой стороне погост Юрьев Наволок; в нем деревянная церковь Николаю Чудотворцу. Против сего погоста ботик или ялик наш ветром от катера оторвало и понесло вниз, назад к городу Красноборску, почему мы поворотя катер, гнались за ним верст пять, до самого погоста Красноборского Наволока; догнавши ж ботик и причаливши его опять к катеру, поехали своим трактом, только что за яликом промешкали часа два. В осьми от погоста Юрьева Наволока верстах, в левой стороне, Белая Слуда погост; в нем две деревянных церкви, одна - Илии Пророку, другая - Николаю Чудотворцу. Против сего погоста, за сильным холодным ветром, за подошедшими от мелей чрез реку переборами и за темнотою ночи став на якоре, в катере ночевали. В ночи ж ишел снег.
   19-го числа в пятницу на рассвете, при большом холодном противном ветре и морозе, при пасмурном небе, снявшись с якоря, потянулись бичевою. Но как был сильный противный ветр и немалые от берегов отмели, то по незнанию лоцманову настоящего в Двине фарватера, ехали 5 верст от ночлега до 12-го часу по полуночи. Отъехавши ж от города Красноборска 20 верст, против стоящего в правой стороне при устье впадающей в Двину речки Тележенки погоста Телегина, для обеда, перемены работников и лоцмана и чтоб обогреться, стали на якорь; и, выехавши в ялике к берегу, пришли в дом того погоста дьячка Сидора Спиридонова. Во оном погосте две церкви, каменная Живоначальной Троицы и Покрову Пресвятыя Богородицы, деревянная - Николаю Чудотворцу. Возле их каменная пустая палата. Здесь прежде был того ж названия мужеский монастырь, во владении коего имелось 400 душ крестьян; по изпразднении ж его, сделан приходский погост с одним священником и обыкновенным числом причетников; бывшие ж в монастырском владении крестьяне приписаны в приход. Жительствующие здесь церковнические и во всем приходе крестьянские жены и девки ткут разных цен и доброт гарусные и шерстяные кушаки и для тканья их прядут пряжу и красят ее сами. Обогревшись же в дьячковом доме, побывши в церквах и пофриштикавши с шестьми работниками и седьмым лоцманом, при ясном небе и благополучном ветре в час по полудни поехали всеми парусами.
   Отъехавши от погоста Телегина двадцать верст, для перемены работников и лоцмана, в три четверти третьего по полудни ж часа, пристали к погосту и почтовой станции Макарецкой волости, стоящему в правой стороне. Во оном погосте одна каменная двуэтажная церковь, в низу теплая, настоящий храм - Рождеству Пресвятыя Богородицы, придельный - святителю Христову Афанасию патриарху Александрийскому; а в верхнем этаже внутри отделывается во имя Николая Чудотворца. Во оном погосте в священниковом доме, поколь собирали четырех работников и пятого лоцмана, обогревшись и побывши в церкви, при ясном же небе и попутном ветре, в половине шестого часа по полудни поехали всеми ж парусами.
   В трех от Макарецкого погоста верстах, в левой стороне погост Вешкурья; в нем деревянная церковь Рождеству Пречистой Богородицы. В семи верстах от погоста Вешкурья в правой стороне погоста Туровецкий; в нем деревянная церковь Успению Пресвятыя Богородицы.
   Отъехавши от Макарецкой станции и погоста двадцать верст, для перемены работников и лоцмана в десять часов по полудни пристали к стоящей в правой стороне почтовой станции и деревни Ускорью, где поколь собрали семи работников и восьмого лоцмана, напились чаю и поужинали; потом в половине двенадцатого часа пополудни, при противном ветре и холодной дождевой погоде, в ночь поехали греблею и бичевою. Против сей станции и деревни Ускорья, в левой стороне погост Падозеро; в нем две деревянных церкви: одна - Николаю Чудотворцу, другая - Илии Пророку. В осьми от станции Ускорья и погоста Падозера верстах, в левой стороне погост Котлас; в нем двуэтажная каменная церковь; в верху престол Николаю Чудотворцу, в низу священномученику архидиакону Стефану.
   20-го числа в субботу. В день торжества рождению его высочества Павла Петровича. Проехавши от погоста Котлас две версты, в седьмом по полуночи часу для отслушания литургии и молебна пристали к стоящему в правой стороне над небольшим Двинским проливом, Вонокуркою-рекою называемым, Вонокурской волости погосту; в нем две церкви: одна каменная, другая деревянная; каменная во имя Живоначальной Троицы, деревянная - Успению Пречистой Богородицы. А как мы приехали во время служения в каменной Троицкой церкви всенощной, то никуда не заходя в избу обогреваться (ибо, как на оное число в ночи, так и во все утро был мороз и холодный большой ветр), а прямо пошли в ту каменную церковь, в которой дослушавши всенощную и не выходя из церкви литургию, благодарный и Святой Троицы с акафистом молебны. Потом в избе того погоста диакона Герасима Поликарпова порядочно обогрелись и отобедали, и пришедши на катер с теми ж, что из станции Ускорья, работниками и лоцманом при пасмурном небе и противном холодном с снегом ветре в половине первого часа по полудни поехали бичевою.
   Проехавши от Вонокурского погоста пятнадцать, а от станции Ускорья двадцать пять верст, для перемены работников и лоцмана в четыре часа по полудни пристали к стоящей в стороне Алексинской (так называющейся по волости) почтовой станции; и во ожидании, покуда собрались работники, мы были в катере, а в деревню за крутостью берега не выходили. А как собрались из Алексинской станции шесть человек работников и седьмой лоцман, то при самой же той погоде поехали бичевою, а в других местах греблею, в четверть шестого часа по полудни ж. Возле оной Алексинской станции погост Городок; в нем две церкви: одна каменная, другая деревянная; каменная во имя Архангела Михаила, деревянная Иоанну Предтечи.
   Против сего погоста на западной стороны Двины архангелогородский купец Лобанов в Алексинской же волости имеет соляной нарочитый завод. Соленая вода к нему бьет большим ключом, а излишество оной протекает в озерко и составляет соленое озеро. Соловарница сия именуется Пускинский завод; в одной варнице на одной сковроде вываривает он в год от двух до четырех тысяч пуд. По объявлению жителей, варилася в прежние времена соль в четырех варницах, ныне же на одной; это происходит, думаю, оттого, что он боится потерять приписанных к сему заводу черносошных крестьян до трехсот душ, ежели совсем завод опустеет
   В пяти верстах от Алексинской станции в правой стороне погост Вотложенский; в нем каменная церковь во имя Живоначальной Троицы. При оном погосте Красноборский уезд, по обе стороны реки Двины простирающийся на 281 версту, кончился, а начался Велико-Устюгский.
   От Вотложенского погоста в пяти верстах в правой стороне Прилуцкий Никольский мужеский монастырь; в нем одна каменная церковь, вверху для служения летом холодная - во имя Николая Чудотворца, в нижнем этаже для служения зимою теплая - великомученику Георгию. Какое ж во оных церквах и в монастыре украшение, и какое внутри его строение, а также сколько в нем монахов, и от чего они имеют пропитание, и есть ли монастырю какой доход или штатное жалованье, за отдалением его от берега я в нем не был, и описать того не могу.
   Проехавши от Алексинской станции двадцать верст на 21-е число в ночи, а оного 21-го числа в воскресенье в пять часов по полуночи, для перемены работников, отслушания всенощной и литургии, и чтоб самим обогреться, ибо во оной ночи выпал снег, а к утру был мороз, против стоящего в правой стороне Ярокурского погоста и того ж названия почтовой станции, затем, за сделавшимися от мороза отбережнями и мелями, не можно было пристать к берегу стали на якорь; и выехавши в ялике на берег, в доме того погоста священника Иева Захарова поужинавши, во ожидании всенощной обогрелись. Во оном погосте каменная двуэтажная церковь; в верхнем этаже храм Пpeoбpaжeнию Господню, в нижнем этаже теплая - Илии Пророку. А как в сем погосте, за неисправностии священника, литургии не было, то мы, по отслушании всенощной и молебна, с девятьми бичевщиками и десятым лоцманом, при ясном небе и небольшом, противном и холодном ветре, в четверть десятого по полуночи часа поехали бичевою. От сего Ярокурского погоста вперед к Великому Устюгу левый реки Двины берег крутой, а в правой стороне сенокосные острова. В десяти от Ярокурского погоста верстах в левой стороне погост Савватиева пустынька; в нем деревянная церковь во имя преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев. Оная церковь построена от Соловецкого монастыря для имеющихся по близости сего погоста крестьян, которые были того Соловецкого монастыря; для управления ж ими и подлежащего в церкви богослужения в сделанных при церкви деревянных кельях живали присланные из Соловецкого монастыря иеромонахи и монахи; по отобрании ж от монастырей крестьян сделана сия церковь приходскою, и определены к ней белые священники.
   Отъехавши от Ярокурской станции двадцать верст, для перемены работников или бичевщиков и лоцмана, в шесть часов по полудни пристали к стоящей в левой стороне экономической, бывшей Соловецкого монастыря деревне, Слуда называемой. Против, сей деревни за островом в левой стороне погост Селудинской; в нем две церкви, одна каменная, другая деревянная; в каменной один престол Успению Пречистой Богородицы, в деревянной два престола: один - Афанасию патриарху Александрийскому, другой - мученикам Фролу и Лавру. При оном же погосте Слудинской волости почтовая станция, в которую за работниками послал я своего человека, а сами во ожидании их, в доме крестьянина Ивана Кузмина обогревшись, напились чаю и поужинали. Потом с приехавшими из станции восьми работниками и девятым Яковом Перфильевым лоцманом, в одиннадцать часов по полудни, при противном же ветре, поехали бичевою в ночь. Во оных лежащих до города Великого Устюга деревнях много есть из крестьян изрядных слесарей и кузнецов. От оной деревни Слуда все крестьяне носят в рабочие дни сплетеные из берещеных лык лапти, а в праздники русские сапоги и черошни (так у них называются крестьянские башмаки или упаки), а до оной деревни от самой приморской деревни Сорокиной как мужчины, так и женщины, от малого до большого возраста всегда носят кожаную обувь.
   [Весь сей край от самого Красноборска и чаятельно до Архангельска изобилен дичью, а особливо рябчиками, которые отменной величины, жиру и вкусу, для чего и приезжают московские и санкт-петербургские купцы, закупают и дают на перед деньги оть 4 до 6 коп. на месте. Сия дороговизна происходит: 1) от общественного во всем вздорожании, 2) что у них нет большого искусства, ни привод, ни шатров, ни тайников, а единственно бьют только из своих винтовок; следовательно, считая, что он птицу убивает 3 зарядом, то заряды ему станут 3 денежки. Сколько погниет оных до приезду купца, сколько сам съест, сколько подерет платья и обуви, и сколько сею привычкою пропустить в домашних работах! Можно сказать, что за непристойный сей для крестьян промысел мы в Петербурге и Москве еще не довольно дорого платим. Признаюсь чистосердечно, что люблю, когда крестьянин знает соху, косу и топор, а егерь по лесу толкается. А ежели бы позволить род какой-нибудь охоты крестьянину, то бы медведя, волка, лисицу и зайца: тем бы они занялись зимою, а сберегли бы табуны, стада, птиц и зелени].
   22-го числа в понедельник, в день торжества коронования Ее Императорского Величества, в девятом часу по полуночи для отслушания литургии и молебна пристали к стоящему в правой стороне в десяти верстах от Слуденской станции погосту Бобровенникову; во оном погосте одна каменная церковь во имя Владимирской Божией Матери, придел - трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. По отслушании в сей церкви литургии, царского и своего заставного храмам молебнов, в доме оного погоста священника Андрее Иванова отобедавши, с теми ж, что из Слудинской станции работниками и лоцманом, при солнечном сиянии и благополучном ветре, в час по полудни поехали бичевою. Против сего погоста в левой стороне погост Тейлецкий на двинском острову того ж названия; в нем деревянная церковь Николаю Чудотворцу. В версте от Тейлецкого погоста, в левой же стороне, на острову ж Малом Тейлецком, погост того ж названия; в нем деревянная церковь Рождеству Пресвятыя Богородицы. В пяти от Малого Тейлецкого погоста верстах, в правой стороне, погост Село, в нем каменная церковь Рождеству Божией Матери, деревянная благоверным царем Константину и матери его Елены. В трех верстах от погоста Села, в правой же стороне построенное бывшим Устюгским архиереем Варлаамом архиерейское село; в нем каменная церковь Тихвинской Богоматери, и для приезду в летнее время из Великого Устюга на житье епархиальных Велико-Устюгских архиереев каменные палаты. По переведении ж архиерейской катедры из Устюга в Вологду, оная церковь для продовольствия живущего при ней священника и его причетников сделана приходскою, а в палаты в летнее время иногда въезжает отказавшийся от епархиальных дел, а жительствующий в Велико-Устюгском Архангельском монастыре на покое преосвященный Иоанн. От оного архиерейского села в правой стороне длинный, но не широкий сенокосный пологий остров, пpoдoлжaющийcя верст на десять или на пятнадцать до самого города Великого Устюга. Около сего острова мы по настоящему фарватеру ехали, имея в виду в правой стороне весь город. Подъезжаючи ж под город ишел снег, и попутный ветр переменялся в противный, то мы по способности мест ехали бичевою и греблею.
   Проехавши ж от погоста Бобровенникова двадцать пять, от станции Слуды тридцать пять, и всего Северною рекою Двиною от города Архангельска семьсот девяносто три, да до Архангельска от истока ее в Белое море пятьдесят пять, итого 848 верст, в половине шестого часа по полудни въехавши в реку Сухону, пристали к Троицкому Гледильному (так называемому по горе, на котором он стоит, на самом устье, где с правой стороны идет река Юг, а с левой Сухона, и соединясь или, просто сказать, сдвинувшись они, вместе выпустили из себя знатную сию реку Двину), третьего класса монастырю и для за холодною погодою ночлега квартерою остановились в кельях тамошнего игумна Геннадия, с его позволения.
   В сем монастыре три каменных церкви: 1) настоящий холодный собор двуэтажный; в верхнем этаже престол Живоначальной Троицы, в нижнем - Николаю Чудотворцу; 2) теплый собор, соединенный каменными переходами с холодным собором, во имя Тихвинской Пресвятая Богородицы, а в низу под ним хлебопекарня и келарская; 3) возле монастырских от Сухоны реки ворот - Успению Пречистой Богородицы. Во оном монастыре игумен Геннадий. Это самая лучшая духовная особа, которую я наехал во все мое путешествие. Ласка его и приветствие малейшее суть свойство, которые, кроме видимой его трезвости, привлекают к нему дружество знакомых, а рачение его об обители ясно доказывает, что монастыри опадают в России не от того, что деревни от них отобраны, а оттого только, что настоятели их худы, ибо старанием оного игумна все, а особливо соборные церкви, украшены образами, иконостасом и прочим церковным прибором и утварью весьма порядочно, а особливо чистотою украшены отменно. Кельи внутри монастыря, как игуменские, так и прочих монахов, старые, деревянные (заметить должно, во множестве монастырей, в которых в проезд мой я был, что везде, кроме Соловецкого, церкви опадают, а кельи настоятельские везде новые или порядочные выстроены; из этого заключить должно, что настоятели оных больше пекутся о своей пользе, нежели о монастырской). Старая ж каменная небольшая для монастырской поклажи - одна келья. Ограда кругом монастыря с одной стороны с приходу от Сухоны каменная, с другой каменная до половины, а прочая старая ж деревянная. В сем монастыре в проезд мой было три иеромонаха, два чтущихся к пострижению белых диакона, четыре монаха, штатных служителей восемь человек. Довольствуются обыкновенным третьего класса монастырю штатным жалованьем, а монастырский для украшения церквей доход состоит от подаяния. Мы, по приезде во оный монастырь, того ж 22-го числа в понедельник вечеру в Троицком соборе слушали всенощную.
   23-го числа во вторник, напившись в игумна чаю, отслушавши в Троицком соборе молебен и посмотревши теплого собора, в девятом часу по полуночи, при ясном небе и тихой, неветряной погоде, вверх рекою Сухоною поехали в своем катере к городу Великому Устюгу с теми ж, что из Слудинской станции, работниками греблею и бичевою. Оный монастырь Троицким назван, кажется, по соединению в одно третьей реки Двины течения двух рек Юга и Сухоны. Кем же, чьим иждивением и в котором году построен, о том по летописцам не известно; однако ж, он на сем месте стоит более семисот лет и был еще во времена великих князей Святополка, Ярополка, Владимира и прочих.
   Близ сего монастыря каменная церковь во имя Иоанна Христа ради юродивого, Устюгского чудотворца, построена гражданами на самом том месте, где он родился.
   Проехавши рекою Сухоною до городского строения мелкими местами от истока ее вместе с рекою Югом в Двину четыре версты, в половине 1-го часа по полудни пристали к городу Великому Устюгу близ собора и вышедши из катера на берег, пошли к тамошнему коменданту Алексею Ивановичу Монастыреву и у него обедали. Потом экипаж перенесли в отведенную нам квартеру, в дом бывшего при Варварской церкви дьячка, а ныне записавшаяся в купечество Родиона Васильева.
  

20-я часть. Описание областного города Великого Устюга.

  
   Сей областной город Великий-Устюг прежде был построен на той же горе Гледен (где ныне помянутый Троицкий Гледелной мужеский монастырь), и назывался тогда не Великим Устюгом, а но той же горе Гледен. Но как от низких в реке Юге берегов, во время вскрытия и розливу оных трех рек много оттоплять стало городского строения, да и гору ту, на которой было самое первое строение, начало подмывать, к тому ж еще от междоусобных между князьями браней, делали частые на оный город набеги и грабили жителей, для избежания от чего и переселились все жители на теперешнее место, Черный Прилук называемое, состоящее от прежнего их населения в трех верстах по течению реки Сухоны на правом берегу. Но в котором году, кем и для чего начально построен, и какого названия людьми населен, тако ж и в котором году на теперешнее место переселен - ничего о том за долгопрошедшим временем из летописца не видно, а только известно, что он построен - тому минуло слишнем девятьсот лет.
   Ныне сей город стоит па месте плоском, почти всегда мокром и по крутости берега от наводнений Сухонских безопасном. В нем казенного строения каменного: три соборных церкви, обнесенных одною каменною ж оградою: 1) настоящей катедральный холодный собор Успенский; украшен живописными образами, иконостасом и прочим, порядочно; 2) Прокопиевский; в нем и мощи Прокопия Блаженного, уроженца города Великого Устюга, препочивают в запечатанной Петром Великим, отделанной серебром, деревянной раке; 3) Иоанновский; в нем также, как и Прокопиевы, препочивают мощи Иоанна Блаженного, Устюгского ж уроженца. А во оных трех соборных церквах шесть престолов. К оным же соборным церквам присоединенный бывший архиерейский довольно пространный дом также обнесен каменною ж оградою. Во оном доме теперь помещены все ниже показанные присутственные места, а кладовые, анбары и погреба заняты разною казенною и частных людей поклажею. Построенных в разные годы казенным же коштом и мирским подаянием каменных, внутри городского строения, два каменных монастыря: 1) Архангельский второклассный мужеский монастырь; в нем с приделами церквей четыре. Корпусов или палат три. Кругом монастыря ограда, внутри с монашескими кельями, изрядной вышины, каменная. Во оном монастыре живет по своему желанию на вспокое епископ Иоанн, который был епархиальным иереем всей Устюжской и Вологодской епархиях, но от управления епархиальными делами отказался, почему сей монастырь и не зависит от теперешнего епархиального жительствующего в Вологде архиерее, епископа ж Иринея, а состоит в ведомстве синода. При архиерее три иеромонаха, два белых священника, два белых диакона, монах один, штатных служителей шестнадцать человек. На содержание их и монастыря ежегодно выдается из казны архиерею тысяча двести рублей, да обыкновенное второклассное на весь монастырь жалованье. 2) Предтеченский третьего класса Девичий монастырь; в нем одна двуэтажная церковь. Кругом монастыря каменная ж, внутри с кельями, изрядной вышины ограда, с четырьмя по углам башнями. В нем монахинь с игуменьею - 13, штатных служительниц - 8. Содержать себя обыкновенным казенным штатным жалованьем; на украшение ж монастыря, по рачению игуменьи Анатолии, довольно подают как велико-устюгские, так и других многих городов жители. Приходских построения велико-устюгских жителей каменных церквей двадцать три; в них тридцать семь престолов. Деревянная одна, об одном престоле, кладбищенская. При оных городских церквах церковнослужителей: мужеска - 226, женска - 250, и того мужеска и женска пола - 476 душ.
   Казенного строения: каменного: для несчастно или незаконно-рожденных воспитательный дом; в нем было в мой проезд воспитанников мужеска - 13, женска - 8, итого мужеска и женска пола - 21. При них кормилиц - 6. Другой дом по плану отделывается внутри для некоторых присутственных мест. Деревянного: две богадельни, одна мужеская, другая женская; в них в мой проезд было беспомощных: мужчин - 49, женщин - 91, а обоего пола - 140 человек. Третий дом деревянный для коменданта. По плану выстроены на каменном фундаменте хлебный запасный, винный и соляной магазеины.
   Строения частных людей, в городе живущих: каменного: по новому плану построенных купецких - 18, не по плану - 8, итого - 26 домов; деревянного: всех вообще жителей по новому плану на каменном фундаменте выстроенных домов - 128; старого строения не по плану - 1,487 домов; лавок с товарами деревянных старых - 108 1) [1) Близь Архангельского монастыря в особом, помнится мне, в готовом каменном доме, заведено будто народное училище; я не могу о нем сказать ни слова, но считаю, что должно быть весьма не порядочно, ибо в нем знали, что я к ним буду с городовым штаб-лекарем, а я не нашел не только учеников и учителей, но даже и сторожей, кроме запертых дверей и опущенных окошек. Неопрятный же приход и побитые окна открыли мне ясно беспорядок полезного сего установления и небрежение начальников].
   Жителей в городе: при разных должностях штаб- и обер-офицеров, мужеска - 79, женска - 67; лекарей, подлекарей и учеников, мужеска - 8, женска - 6; секретарей, мужеска - 19, женска - 12; приказных, мужеска - 158, женска - 162; солдат: служащих мужеска - 85, женска - 58, отставных мужеска - 47, женска - 15; солдатских детей, учащихся в гарнизонной школе - 28; присяжных, почталионов, счетчиков, переплетчиков и сторожей: мужеска - 39, женска - 52; дворовых людей: мужеска - 87, женска - 76; штатных монастырских служителей: мужеска - 42, женска - 49, крестьян при пашне живущих: мужеска - 75, женска-93.
   С разных селений и городов своими домами и в кварерах для торгу разного ремесла и работ живущих: мужеска - 918, женска - 1,408. Итого в Великом Устюге всегда по должности, торгу, промыслу, рукоделию и в разных работах (кроме тамошних купцов, мещан, ремесленников и церковников), живущих: мужеска - 1,585, женска - 1,998, а обоего пола - 3,583 души. Трех гильдии купечества: мужеска - 574, женска - 596, а обоего пола - 1,170 душ. Из оных Устюгская городская дума, по записанию и платежу с объявленного капитала, в казну податей считает восемь купцов первой гильдии, а таковых, которые имеют собственный свой наличный капитал, только имеется три:
   1) Иван Яковлевич Курочкин. Имеет два железных завода, один в Усть-Сысольской округе, близ реки Сысолы; другой Вятского наместничества в Кайгородской округе. Деды его приобретали великий капитал ревенем, отправляемым чрез Архангельск в Англию, и за оный выручали знатную сумму.
   2) Лев Григорьевич Захаров. Он получил свое благосостояние отпуском чрез Архангельский порт на собственных своих кораблях в иностранные государства хлеба, льну, пеньки, говяжьего сала, юфты и лесу.
   3) Василий Иванович Шилов. Разбогател по открытии отдаленных Алеутских островов тамошним звероловством.
   Bcе прежде бывшие знатные купеческие фамилии, именуемые по тогдашнему гостиной сотни, отчасти вымерли, а другие пришли в упадок. В числе таковых были: Грудцыны, Шелковниковы, Протодьяконовы и прочие. По причине расстройки китайского торгу не малая часть всех вообще гильдий купечества довольно чувствовали свое неудовольствие.
   Мещан: мужеска - 1,812, женска - 2,040; да записавшихся в мещанство из крестьян, которые состоят к платежу государственных податей в двойном окладе, то есть, записные раскольники: мужеска - 4, женска - 12; итого мещан: мужеска - 1,836, женска - 2,052, а вообще купечества и мещанства: мужеска - 2,410, женска - 2,648, а обоего мужеска и женска пола - 5,058.
   Все оное купечество и мещанство главный торг имеют доставлением рекою Двиною в город Архангельск для отпуску на иностранных кораблях за море российских продуктов, как-то: разного хлеба, льну, пеньки, говяжьего сала, переделанные в юфту и сафьян кожи, звериные деланные кожи и лес. По распродаже ж в Архангельск оных товаров привозят оттоль разные вина, сахар, чай, кофей и другие немецкие товары, московские ж водяною же комуникациею получают из Вологды. Не имеющие ж для сего торга капитала, покупают, как московские, так и немецкие товары, в городе по окончании ярмонок, но и то недорогие; другие у достаточных нанимаются в лавки сидельцами и для продажи товаров в Архангельске и закупки у крестьян приказчиками. Иные ходят на судах лоцманами и работниками, при том же нанимаются в разные черные работы и отлучаются, проворные, в Санкт-Петербург и Москву.
   Сверх вышеписанного числа купцов и мещан имеется цеховых мастеров: иконописцев - 35. Из давних времен прославились велико-устюжские иконописцы; некоторые из них достигли до высокой степени сего искусства. Многих сибирских городов церкви украшены работою Устюжан, а особливо собор города Енисейска. Из сих иконописцев иные перешли в звание настоящих живописцев. Нынешний Устюжского собора протоиерей Василий Аленев, упражняющийся иногда в сем искусстве по своей охоте, по собственным дарованиям достиг до степени алдермона. Серебряников - 63. Многие из них делают женские меленькие нашейные золотые и серебряные, весом в золотник, ползолотника и в три осьмых доли золотника, в полтора аршина длины цепочки. Серебряная их черневая и сканная работа везде известна, но слаба в рисунке, в вкусе и в аккуратности. Портных - 46. Из них в сем мастерстве хорошо знающих не более семи человек. Сапожников - 49. Из них в сем мастерстве искусных пять. Черошников - 75; кузнецов и слесарей - 88. Из слесарей до шести человек весьма изрядно обрабатывают ящики, сундуки и коробочки с механическими замками их изобретения, но безо всякого вкусу. Красильщиков и печатальщиков набойк - 32. Медников и оловянников - 29. Итого, всех в города Великом Устюге в мой проезд было цеховых мастеров, которые довольствуются своими ремеслами - 417 человек. Резчиков же и столяров из городских жителей нет ни одного, а исправляют сие ремесло деревенские крестьяне, жительствующие не в дальнем от города расстоянии, которые обучились в Санкт-Петербурге.
   При городе имеется купеческих и мещанских деревянного строения заводов: солодовенных - 2; в них растят солод для распродажи городским и деревенским жителям; кожевенных - 16; выделываемая во оных юфта, сафьян, козлы и отборно хорошие белые и черные кожи отправляются Двиною на каюках в город Архангельск, для отпуску от тамошнего порта, на кораблях за море; салотопных - 4; в них перетапливают говяжье сало так же для отпуску от Архангельского порта в чужие края; свечных - 1; свечи из оного завода распродаются в своем только городе, да в Красноборске; мыловаренных - 16; мыло, остающееся за городским и уездным расходом, отправляется для продажи не малое количество пуд в Вологду, Тотьму и в Красноборск; кирпичных - 9; выделываемый кирпич на строение расходится в Устюге и Красноборске. Итого, всех вообще заводов - 48.
   В Великом Устюге во время моей в нем бытности в нижеписанных присутственных местах были господа присутствующее:
   В управе благочиния: полковник и комендант Алексей Иванович Монастырев. [У него взял я заимообразно без векселя и без расписки денег тридцать рублей, которые по возвращении в Санкт-Петербург и отправил к нему по почте, февраля 26-го дня 1792 года].
   В советном суде: судья Василий Иванович Бобарыкин; от дворян заседатель флота капитан-лейтенант Иван Карпович фон-Ганзер.
   В губернском магистрате: в 1-м департаменте: председатель флота капитан-лейтенант Дмитрий Николаевич Анненков; во 2-м департаменте: председатель коллежский асессор Гаврила Иванович фон-Бейер; во обоих департаментах: прокурор - Михаило Петрович Тыртов; стряпчий - корнет Сергей Меркурьевич Щедрин.
   В верхней расправе: в 1-м департаменте: председатель секунд-майор Дмитрий Ильич Раков; во 2-м департаменте: председатель Козьма Гаврилович Бахирев; стряпчие: артиллерии штык-юнкер Степан Александрович Переляев; поручик Иван Ильич Раков.
   В областном казначействе: казначей - губернский секретарь Кирилл Савин сын Зуев.
   В уездном суде: судья - Иван Васильевич Чистой; дворянский заседатель - Григорий Микулин.
   В нижней расправе: судья - Иван Попов.
   В нижнем земском суде: исправник - Иван Семенович Попов; дворянский заседатель Семен Галбышев.
   В уездном казначействе: казначей - Осип Яковлев Хаднеев; штаб-лекарь Яков Яковлевич Фриз; серебряных дел пробирный мастер Алексей Иванов Торлов.
   В Устюге ж без должности живет за старостию на годовой пенсии, бывший пред теперешним, комендант полковник и кавалер Иван Иванович Белолибский.
   Всех же вообще в Великом Устюге живущих: мужеска - 4,700, женска - 5,001, а обоего мужеска и женска пола 9,701 душа.
   В городе Великом-Устюге бывает одна только в году ярмонка, называемая Прокошевская; начинается в начале июля месяца и продолжается три дни. На оную ярмонку купцы с товарами ни с которых городов не приезжают, а хотя с ближних городов и съезжаются купцы, но без товаров, а для покупки крестьянских рукоделий и продуктов. Крестьян же, как из Устюжского, так из Красноборского уездов, для распродажи своих рукоделий, с пестрятинными полосатыми и белыми полотнами, с гарусными и шерстяными кушаками, с звериными разными кожами, говяжьим салом, с железными, для крестьян нужными вещьми, с каршениною, набойчитою простою материею и платками, с деревянною посудою, с берещеными фигурками, напечатанными и простыми лубками или бураками и с остальным, за годовым продовольствием, хлебом, собирается каждый год в знатном количестве, и на оной ярмонке имеют крестьяне с купцами устюгскими и красноборскими о постройке к будущей весне каюков и малых судов и лодок договор, с получением половинного числа договорной цены.
   Велико-устюгские купцы богатые, по особо только одним им данной и Петром Великим подтвержденной инструкции, как во оном Устюгском, так и в Красноборском уездах, своих имеют крестьян, называемых черносошных половиков. Оные название имеют половики потому, что предки сих крестьян, не имея для хлебопашества ни казенной, ни своей земли [ибо в Велико-Устюгском и Красноборском уездах искони б земля по большей части купецкая], с позволения купцов селились на их земли и, взявши у них же всякому растущему там хлебу семена, давали тем купцам, кто на чей земле поселился укрепления, с обязательством, чтоб каждый крестьянин обрабатывал земли к хлебопашеству на купца столько же, сколько им заселено и взято под пашню, или из нажатого и намолоченного крестьянами собственной их запашки хлеба всякого выделять по половины ежегодно; но ныне многие таковые имеющие крестьян купцы имеют свои для хлебопашества и скотоводства села, в коих всякие работы исправляют сии их, яко настоящие крепостные, крестьяне.
   В Устюгской округе имеется в жительстве нижеписанных крестьян: Александр Александровича г. Нарышкина: мужеска - 100, женска - 1,013 душ. Александр Александрович господин Нарышкин в рассуждении знатного в городе Архангельске смолою торга, заводит здесь смолокурение; но по не охоте ли и непривычке к сему оных крестьян или по неспособности в Устюгском уезде растущего леса, только лишь тщетно крестьяне трудятся. Да и никто из живущих в Устюгском уезде крестьян, как они сказывают, по неспособности соснового леса, смолокурением не промышляют, чему и радоваться надобно, потому что ничто так лесу не переводит, как смолокурение. Дворцовых: мужеска - 3,856, женска - 3,971; экономических: мужеска - 5,979, женска - 5,997; черносошных и владельческих, то есть, купецких половиков: мужеска - 11,765, женска - 12,691; итого, всех вообще мужеска - 21,700, женска-23,672, а обоего мужеска и женска пола 45,372 душу.
   Оные крестьяне главное пропитание и денежный доход имеют от хлебопашества, в чем они ежегодно упражняются. Рожь у них родится лучше всякого хлеба, ибо со одного посеянного четверика ржи вымолачивают от восьми до десяти четвериков; жита со одного бывшего в посеве четверика вымолачивают от шести до восьми четвериков; овса с одного, от трех до пяти четвериков; пшеница и горох родится сам-третей и сам-четверт, почему пшеницы и гороху пашут только для домашнего своего употребления; ржи ж и жита продают не мало; овса хотя несколько и продают, но пашут его по неурожаю мало. Льну каждый крестьянин сеет довольно, только небольшой лен и совсем его очистивши как должно прясть, продают устюгским и некоторые архангельским купцам и их закупщикам или бральщикам, от четырех до пяти, а иногда и до шести рублей пуд на месте, и по малому количеству пуд, тем же купцам продают пеньки, от полуторых до двух рублей пуд. Сверх же того хлебопашества, в летнее, осеннее, зимнее и весеннее время в ближние свои леса ходят за рябчиками, тетеревями и белками и также продают их на месте купцам, кои дают им наперед деньги: за рябчика от четырех до шести копеек, за тетеревей глухих от пятнадцати до тридцати копеек, полевиков от десяти до пятнадцати копеек, за десяток белок по пятидесяти копеек. Белок каждый крестьянин продает в год от пятнадцати до двадцати рублей. Тако ж изредка бьют водящихся в их лесах зверей: оленей, медведей, волков, рысей, красных лисиц и в реках выдр.
   В реке Сухоне ловится обыкновенная ручная и озерная рыба и изредка заходящая из Двины семга; но крестьяне, жительствующие по берегам Двины и Сухоны, от рыбной ловли малый имеют прибыток, ибо оную продают одним только проезжающим и плывущим на судах, а в прочем довольствуются сами.
   Кроме ж вышеписанных промыслов, устюгские крестьяне не имеют никаких и в дальние города в заработки не отлучаются, кроме того, что на плывущих из города Архангельска до Вологды и оттоль обратно судах нанимаются в лоцмана и работники. В Велико Устюгском уезде имеются из крестьян мастеровые: слесари, кузнецы, плотники, столяры, портные, сапожники, черошники, судовщики, синельники, набойщики и бочари. Женщины ж ткут недорогие полотна, гарусные и суконные кушаки и тесьмы; плетут из своих ниток грубые кружева, отделывают на чисто для продажи лен и пеньку и исправляют обыкновенные женские работы.
   Во оном областном городе Великом Устюге пробыли 23-е и 24-е число сентября, то есть, вторник и среду.
  

21-я часть. Рекою Сухоною от областного города Великого Устюга до уездного города Тотьмы.

  

25 IX

  
   25-го числа сентября в четверток. С данными от господина коменданта Алексея Ивановича Монастырева, под надзиранием сержанта Петра Иванова для бичевой восьми рекрутами и лоцманом устюгским мещанином Семеном Егоровым, переносивши из квартеры экипаж в катер, и в часть по полуночи, при противном ветре и к дождю склонной погоде, вверх рекою Сухоною в ночь пустились греблею и, по способности берегов, бичевою. В двух от города Великого Устюга верстах, в правой стороне погост Богословский; в нем каменная церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В пяти от Богословского погоста верстах, в левой стороне погост Воздвиженский; в нем каменная церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В версте от Воздвиженского погоста в правой стороне погост Дымский; в нем каменная церковь во имя святителя Христова Филиппа митрополита Московского.
   26-го числа в пятницу, отъехавши от города Великого Устюга на оное число в ночи и утром тринадцать верст, в одиннадцать по полуночи часов для обеда и отдыху гребцам, пристали к стоящей в правой стороне дворцовой деревни Помочиной и пробыли в ней два часа с половиной. Отобедавши ж, при ясном небе в половине второго часа по полудни, поехали бичевою ж.
   Отъехавши от деревни Помочиной с версту, переезжали порог Естреблинской, продолжающийся на полверсты; но на средине оного порога, за малости

Другие авторы
  • Алданов Марк Александрович
  • Данилевский Николай Яковлевич
  • Креницын Александр Николаевич
  • Бобров Семен Сергеевич
  • Николев Николай Петрович
  • Фигнер Вера Николаевна
  • Забелин Иван Егорович
  • Бунин Иван Алексеевич
  • Анненская Александра Никитична
  • Ковалевский Евграф Петрович
  • Другие произведения
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Святая кровь
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Философема о театре
  • Новиков Андрей Никитич - В. Шенталинский. 'За погибель Сталина'
  • Милюков Павел Николаевич - Величие и падение Покровского
  • Кондурушкин Степан Семенович - Горе Халиля
  • Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич - Выписка из донесения капитана 2 ранга Беллинсгаузена к морскому министру от 8 апреля 1820 г. из Порта Жаксона
  • Аверкиев Дмитрий Васильевич - Русский театр в Петербурге. Павел Васильевич Васильев
  • Щеголев Павел Елисеевич - Пушкин и H. M. Рылеева
  • Витте Сергей Юльевич - Письмо С. Д. Шереметеву
  • Кичуйский Вал. - Поэт
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 203 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа