Главная » Книги

Ломоносов Михаил Васильевич - Краткое руководство к красноречию, Страница 2

Ломоносов Михаил Васильевич - Краткое руководство к красноречию


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

fy">  

§ 32

   О речениях, которые показанным образом собирать должно, не рассуждаем здесь, как еврейские учители, которые в книге, Зоар называемой,32 словам без всякого основания приписывают некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах, и не принимаем их в таком разумении, как Руцелин, некто агличанин, который помянутому древнему раввинскому заблуждению учил нечто подобное в двенадцатом веку, утверждая, якобы в познании имен содержалось познание самых вещей, от чего произошла между учеными новая секта, которой последователи назывались именники (Nominales), и воспоследовали {Соч. 1759 произошли.} оттуду в Париже у студентов великие распри и кровопролития с теми, которые держались противного мнения и назывались вещественники (Reaies).33 Мы учим здесь собирать слова, которые не без разбору принимаются, но от идей, подлинные вещи или действия изображающих, происходят и как к предложенной теме, так и к самим себе некоторую взаимную принадлежность имеют, что окажется чрез приличное оных сопряжение в следующей главе.
  

Глава третия

О СОПРЯЖЕНИИ ПРОСТЫХ ИДЕЙ {*}

   {* Рит. рук. 1747 было добавлено и распространении слова

}

  

§ 3334

   Сложенные идеи состоят из двух или многих простых идей, между собою сопряженных и совершенный разум составляющих (§ 4).35 Итак, когда кто хочет соединить две простые идеи в сложенную, то недовольно, чтобы их связать каким ни есть союзом, как надежда и ободрение, ибо в сем соединении нет совершенного разума, но должно между ими положить какое-нибудь взаимное соответствование, например: надежда есть ободрение. А ежели сложенная идея состоит из многих простых, тогда нередко сопрягаются иные из них союзами и предлогами, наприклад: богатство и честь суть побуждения к трудам.
  

§ 34

   Таким образом, сложенные идеи по-логически называются рассуждениями, {Рит. рук. 1747 зачеркнуто по-риторически - предложениями.} а когда словесно или письменно сообщаются,, тогда их предложениями называют.36 Оне имеют {Соч. 1759 слово оне отсутствует.} две части {Рит. рук. 1747 зачеркнуто субъект и предикат.} - подлежащее и сказуемое {Рит. рук. 1747 сказуемое вместо зачеркнутого приписуемое.}. Оное значит вещь, о которой рассуждаем {Рит. рук. 1747 к которой и прилагается рассуждение вместо о которой рассуждаем.}, а сие показывает самое то, что рассуждаем о подлежащем. {Рит. рук. 1747 о субъекте.} Так, в рассуждениях (§ 33) надежда есть ободрение и богатство и честь суть побуждения к трудам, надежда и богатство и честь суть подлежащие, {Рит. рук. 1747 суть подлежащие вместо зачеркнутого <предикаты> субъекты.} а ободрение и побуждение к трудам суть сказуемые. {Рит. рук. 1747 приписуемое вместо зачеркнутого предикаты.} Глагол существительный есть или суть называется связка, которою подлежащее и сказуемое {Рит рук. 1747 приписуемое вместо зачеркнутого субъект и предикат.} сопрягаются. Она часто в разных случаях потаена бывает, как: богатство и честь побуждают {Рит. рук. 1747 побуждают вместо зачеркнутого ободряют.} к трудам. И посему называются такие предложения {Рит. рук. 1747 рассуждения.} косвенными, которые, однако, можно привести в чистые логические, {Рит. рук. 1747 чистые вместо зачеркнутого прямые.} изобразив сказуемое {Рит. рук. 1747 приписуемое.} чрез иную часть слова, например, в сем предложении огонь горит, глагол переменив в причастие и приложив связку, будешь иметь огонь есть горящий, где подлежащее, сказуемое и связка изображены явственно, хотя в российском языке сия речь несвойственна.
  

§ 35

   Предложения разделяются на утвердительные и отрицательные. В утвердительных сказуемое приписывается к подлежащему, {Рит. рук. 1747 зачеркнуто в отрицательных сказуемое от подлежащего отъемлется.} например: человек есть животное словесное, ибо жизнь и словесность в сем предложении как сказуемое приписывается к подлежащему человек. В отрицательных сказуемое от подлежащего отъемлется, например: человек не вечен.
  

§ 36

   Утвердительные и отрицательные предложения бывают общие и особенные: общие суть те, в которых сказуемое приписывается или отъемлется подлежащему как роду, например: всяк человек есть смертен; особенные, в которых сказуемое приписывается или отъемлется подлежащему как виду, например: Семпроний есть великодушен. {Рит. рук. 1747 великодушен вместо зачеркнутого смертен.}
  

§ 37

   Простые идеи, к терминам темы приисканные, должно сопрягать одну с другою, как подлежащее и сказуемое, и так составлять предложения утвердительные или отрицательные, общие или особенные. В пример сему предлагается сопряжение простых идей, приисканных к теме, которая во второй главе предложена: {Рит. рук. 1747 зачеркнуто надежда ободряет всякого человека к неусыпному труду; гульба других в ясный день.} всяк, ободренный надеждою, день и ночь неусыпно трудится; не взирает он на веселие гулящих; желание богатства придает ему Геркулесову силу; волнение и непостоянство моря в отчаяние его не приводит. Из сих предложений первое есть утвердительное общее, второе - общее отрицательное, третие - утвердительное особенное, четвертое - особенное отрицательное. Идеи, которые в них соединены, суть: ободрение, надежда, день, ночь, {Рит. рук. 1747 зачеркнуто неусыпность.} веселие, гульба, желание, богатство, Геркулес, сила, волнение, непостоянство, отчаяние.
  

§ 38

   Термины самой темы в некоторых приличных местах необходимо должны быть вмещены с приисканными идеями, как в сих примерах неусыпность и труд. Также не должно отвергать и тех идей, которые при сопряжении приисканных сами собою на ум приходят, ежели оне приличны, как в тех же примерах о приведении и придаянии. {Рит. рук. 1747 зачеркнуто § 40. Подлежащее и сказуемое сопрягать должно. Идеи, которые составляют подлежащее и сказуемое, соединены бывают:
   1) чрез взаимное их действие и страдание, напр[имер]: весенние ясные дни отзывают от трудов. Пчелы, собирающие мед <по цветам>, трудиться советуют своим примером. 2) Чрез разные падежи и их правящие предлоги, как в прежних примерах чрез предлог: по цветам <и творительным падежом> и (§ 38) родительным падежом: гулящих. <3) Чрез пременение частей слова в другие>. 3) Чрез соединение способом союзов: <трудящегося неусыпно> поощренного надеждою на сияющее во дни солнце, и нощи луна и звезды праздна не видят. И Юлий Цесарь был герой и ритор. 3) Чрез союзы разделения: <трудолюбивый>. Старые люди не себе, но детям древа насаждают. 4) Союзами избирания: злобный человек явно или тайно вредить желает. 5) Чрез выключительные союзы: ласкатели кроме вреда ничего не приносят. 6) Чрез возносительные; 7) чрез деепричастия; 8) чрез преложение частей слова. 9) Сии 10 способов могут быть употреблены обще или особенно, с утверждением или отрицанием.
   § 41. Чрез такое сопряжение <и соединение> простых идей произведенное предложение <до одной темы надлежащее, когда> называется по-риторически периодом, который когда к другому полагаются, каждое особливо, не имея друг к другу никакой принадлежности, например: доброе начало есть половина дела. Добрый конец все дело венчает.
   1) Что есть период,
   2) период простой.
   3) много субъектов,
   4) много предикатов,
   5) двучленные,
   6) тричленные,
   8) четыречленные,
   9) о долгих периодах,
   10) о коротких периодах,
   11) о пороках периодов и о приличных (и о безлепице).
   Глава 4. О распространении. О периодах пишут в украшении, однако" изображенное далее неразборчиво: испорчен лист. Условие и прочие союзы при периодах: <один член, 2 члена, 3 члена, 4 члена>.}
  

§ 39

   Простые идеи подлежащего {Рит. рук. 1747 предлежащего.} и сказуемого соединяются в разуме общем или особенном, утвердительном или отрицательном: 1) чрез взаимное действие и страдание, например: весенние ясные дни отзывают неусыпного человека от трудов, 2) чрез разные падежи, которыми существительные имена по грамматическим правилам сложены бывают: {Рит. рук. 1747 зачеркнуто <летание> трудолюбие пчел есть примером неусыпного человека; 3) чрез пристойные предлоги, как в первом примере: от трудов.} любящий похвалу не боится лютости неприятельских мечей, 3) чрез пристойные предлоги: холод от падающия в ночь росы и пот от дневного зноя трудолюбивые равно сносят, 4) чрез пременение частей слова, как в примере второго правила имя любовь переменено на причастие любящий и в примере третьего правила существительное день переменено на прилагательное дневный, чтоб сложить их с речениями похвала и зной, 5) чрез союзы соединения и разделения: поощренного надеждою ни сияющее во дни солнце, ни в нощи луна и звезды праздна не видят, 6) чрез союзы противительные: старые люди не себе, но детям своим дерева насаждают, 7) чрез союзы недоуметельные: злобный человек явно или тайно вредить желает, 8) чрез союзы выключительные: ласкатели кроме вреда ничего не приносят. {Рит. рук. 1747 зачеркнуто 9) чрез наречия возносительные.}
  

§ 4037

   Сопряжением простых идей составленные предложения называются по-риторически периодами.38 Которые ежели когда полагаются в слове без такой взаимной принадлежности, которая разум одного связывает с разумом другого, то называются они одночленными, например:
  
   Доброе начало есть половина всего дела.
   Добрый конец все дело венчает. {*}
   {* Рит. рук. 1747 против этого примера на полях рукой Ломоносова помечено для наборщика NB. Курсив ведомостной.}
  

§ 41

   Одночленные периоды могут в себе иметь: 1) одно подлежащее и одно сказуемое; 2) много подлежащих и одно сказуемое; 3) одно подлежащее и много сказуемых; 4) много подлежащих и сказуемых. Пример первого суть два периода (§ 40). Пример второго:
   Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются. {Рит. рук. 1747 слово управляются отсутствует. Против этого примера на полях рукой Ломоносова помечено для наборщика NB. Курсив ведомостной.}
   Пример третиего из Цицероновой речи за Лигария:
   Мы учились в одном доме, в поле были товарищи, потом свойством соединились и всегда верную дружбу между собою имели.39
   Пример четвертого:
   Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят {Рит. рук. 1747 слово наносят отсутствует.} несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни.
  

§ 4240

   Когда два или многие {Рит. рук. 1747 слова или многие отсутствуют.} логические предложения будут между собою иметь взаимную принадлежность, которая разум одного связывает с разумом других, в таком случае период называется двучленный, ежели два, - тричленный, ежели три, - четыречленный, ежели четыре предложения помянутым образом связаны. Примеры двучленного периода:
   Чрез добрые дела заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить; для того должно удаляться пороков и добродетели держаться как {Рит. рук. 1747 было добавлено неложного.} вожда к благополучию.
   Хотя четвертую часть света Америку пространным океаном от нас натура отделила, однако рачению и отважности человеческой чрез все бывающие в нем опасности путь открылся.
  
   Кто хочет большим быть,
   Тот должен всем служить. {*}
   {* Рит. корр. внизу страницы рукой Ломоносова написано Печатать.}
  
   Примеры тричленных:
   Ежели бы небо благоволило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать.
   Хотя когда небо ясно и море безмятежно, однако искусный кормщик бодрствует, равно так, когда оно сильною бурею возмущенно.
   Кто справедливой похвалы желая ищет премудрости, тот прежде всего в сердце своем положить должен, чтобы он всею мыслию своею всевышнего творца почитал и боялся.
   Примеры четыречленных:
   Кто благодеяния не помнит, тот не токмо оного не достоин, но равно так оставлен быть должен, как неплодная земля презренна бывает.
   Ежели бы ты с довольным вниманием и отрясши от мысленного зрения мглу страстей рассмотрел, коль пременно есть и ненадежно льстивое счастие, то бы ты вяще оного отвращался, бегал и гнушался, нежели ты доныне прилагал рачение к снисканию оного.
  

§ 43

   Сих четырех родов периоды называются круглыми {Рит. рук. 1747 круглыми вместо зачеркнутого <ровными> гладкими.} и умеренными, для того что их члены, также подлежащие и сказуемые величиною не много разнятся. Но ежели в периодах части, то есть члены, или в членах подлежащие и сказуемые будут очень неравны, то называются они зыблющимися, каковы суть следующие:
   Смотреть на роскошь преизобилующия натуры, когда она в приятные дни наступающего лета поля, леса и сады нежною зеленью покрывает и бесчисленными родами цветов украшает, когда текущие в источниках и реках ясные воды с тихим журчанием к морям достигают и когда обремененную семенами землю то любезное солнечное сияние согревает, то прохлаждает дождя и росы благо растворенная влажность, слушать тонкий шум трепещущихся листов и внимать сладкое пение птиц {Рит. рук. 1747 слова и внимать сладкое пение птиц отсутствуют.} есть чудное и чувства, и дух восхищающее увеселение.41
   В сем одночленном периоде многим подлежащим, которые распространены прилагательными именами и идеями, {Рит. рук. 1747 предложениями.} чрез возносительные части слова {Рит. рук. 1747 местоимения; Рит. корр. исправлено на части слова.} к оным присовокупленными, приписано одно сказуемое, а в следующем двучленном первый член много больше второго:
  
   Как лютый мраз весна прогнавши
   Замерзлым жизнь дает водам,
   Туманы, бури, снег поправши,
   Являет ясны дни странам,
   Вселенну паки воскрешает,
   Натуру нам возобновляет,
   Поля цветами красит вновь, -
   Так ныне милость и любовь
   И светлый дщери взор Петровой
   Нас жизнью оживляет новой.42
  

§ 44

   Таким образом, периоды возрастают иногда очень велики, а иногда {Соч. 1759 и некогда.} имеют они больше четырех членов. Напротив того, в некоторых {Соч. 1759 в иных.} случаях или и всегда по разному сродству и сложению авторов речь состоит из весьма коротких и по большей части одночленных периодов, в которые могут переменены быть долгие чрез отъятие союзов. Такие периоды называются отрывными, каковыми писано следующее против Парразия, некоего афинейского живописца, который по разорении Олинфа, учиненном от Филиппа, царя македонского, купил себе плененного в том городе старого человека, привел его в Афины и распялив мучил бесчеловечно, чтоб с него изобразить своим художеством Прометея, от Зевеса связанного и растерзанного на горе Кавказской, которую картину написав, поставил он после в храме Минервы:
   Несчастливый старик {Соч. 1759 старичок.} видел опроверженное и разграбленное свое отечество, отнят был от жены, стоял на пепеле сожженного Олинфа. Уже тогда довольно был он прискорбен, чтобы, смотря на него, {Рит. рук. 1747 по нему; Рит. корр. исправлено на смотря на чего.} изобразить Прометея. Кто бы, желая представить живописью сокрушение корабля, нарочно для того потопил человека? Бил, однако мало показалось! жег, и того недовольно! терзал, но сие довольно, говорил он, гневному Филиппу, а не гневному Зевесу. Уже от Минервина храма бегают, как от полков македонских. Уже умучен, чего и Филипп не сделал! Умерщвлен, но не Прометей от Зевеса! Кто уже ныне будет жаловаться на Филиппа? Да погубят тебя боги, беззаконник, ты и Филиппа милостивым сделал.43
   Также из коротких периодов состоят и следующие стихи:
  
   Уже врата отверзло лето;
   Натура ставит общий пир;
   Земля и сердце в нас нагрето;
   Колеблет ветви тих зефир;
   Объемлет мягкий луг крылами;
   Крутится чистый ток полями;
   Брега питает тучный ил;
   Листы и цвет покрылись медом;
   Ведет своим довольство следом
   Поспешно красный вождь светил.44
  

§ 45

   В составлении периодов некоторые учат полагаться много на союзы, которыми члены их соединены бывают, рассуждая, что по ним предлагаемые разумы яснее изображены и украшены быть могут. Но сие от искусных почитается за самую тщету, ибо что может то пособить, ежели и расположить союзы, например: хотя, однако, не токмо, но и, ежели идеи в них невместны или еще и не приисканы? А когда их довольно изобретено, то уже союзы сами собою найдутся. К тому же по предписанным союзам идеи {Рит. рук. 1747 рассуждения.} располагать весьма опасно, ибо часто от того происходят принужденные и ложные рассуждения.
  

§ 46

   Также и при сопряжении простых идей не должно себя излишно принуждать, чтобы они токмо по предложенным (§ 27) (ради одного почти примеру) правилам сопряжены были, но, последуя здравому рассуждению (которое одно только в сем случае действительно), надлежит стараться, чтобы из соединения оных происходили натуральные и с разумом согласные мысли, {Рит. рук. 1747 предложения.} а не принужденные или ложные и вздорные. {Рит. рук. 1747 зачеркнуто как некоторый немецкий автор45, похваляя знатную госпожу, писал, и для того по справедливости <от своего осужден одноземца как следует> следующим образом об нем рассуждает: "Ежели пристальнее посмотреть на высокую особу несравненныя сея Авроры, то она ни мала, ни велика, но имеет рост чрезвычайный". Сему быть невозможно, для того что среднего росту людей всех больше. "Очи ея велики и полны бодрости, и приятные лучи восходящия утренния зари сияют из них совершенно и прочая". Я не могу понять, чтобы красные <и светлые> глаза (какова заря) хороши казались, однако ежели автор правду говорит, то оной госпожи очи таковы были. "Уста не уступают сладкоречием <богине премудрости> губам Минервиным, как преславнейшим и дражайшим королькам, и самые аккуратные живописцы могут с них модель снимать". Минервиным губам еще никто сладкоречия не приписывал, а королькам и подавну, и притом очень сомнительно, чтобы та госпожа позволила живописцам с <своих губ> себя модель снимать. "Волосы дают бодрым очам полную присягу, для того что они с ними в приятный черный цвет оделись". Не знаю, для чего волосы глазам, а не глаза волосам присягу дают. Может быть" что глаза от природы черны были, а волосы подчернены, что автор несколько намекает словом "оделись".} Сего убежать тот весьма не может, кто не имеет довольного природного рассуждения, логикою подкрепленного, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам. И для того предлагаемые в сей книге правила на ней основаны и употребляемых в ней здесь нужных речений {Соч. 1759 терминов} сила истолкована.
  

§ 47

   Учение о периодах предлагается здесь, поколику они суть сложенные идеи. О украшении и расположении оных следует во второй и третией части сея книги. {Соч. 1759 сего разделения.}
  

Глава четвертая

О ПОПОЛНЕНИИ ПЕРИОДОВ И О РАСПРОСТРАНЕНИИ СЛОВА46

  

§ 4847

   Распространение риторическое есть присовокупление {Соч. 1759 Распространения риторические суть присовокупления вместо Распространение ... присовокупление.} идей к кратким предложениям, которые их изъяснить и в уме живяе представить могут. И посему риторические распространения не должны быть пустые собрания речений, мало или ничего к вещи принадлежащих, которые больше разум отягощают и отнимают краткого слова ясность.
  

§ 49

   Предложения логические в рассуждении совершенного разума суть то же, что у риторов периоды (§ 34 и 40). Итак, когда к предложениям присовокупляются идеи для явственнейшего оных воображения в уме, то и периоды приполняются. И посему распространения риторические включают в себе и пополнение {Рит. рук. 1747 приполнение.} периодов.
  

§ 50

   Распространений суть два рода - умножительный и увеличительный. Оба в том сходны, что слово распространяют, но тем разнятся, что первое больше расширяет и служит к пополнению периодов, {Рит. рук. 1747 слова и служит к пополнению периодов отсутствуют.} второе придает ему притом больше важности. Однако увеличительное распространение разнится от возвышения слова, ибо сие возносит, а оное наполняет; сие придает силы, а оное изобилия; сие устремляет, а оное разливает; возвышение больше от украшения, а увеличительное распространение от изобретения зависит.
  

§ 51

   Умножительное распространение пополняет слово, а не надувает или растягивает. В сем погрешают многие из новых сочинителей, когда, отложив {Соч. 1759 забыв.} меру, принуждают себя, чтобы распространить слово. Никакого погрешения больше нет в красноречии, как непристойное и детское, пустым шумом, а не делом наполненное многословие, например:
   Ни единой беды нет, о которой бы рассуждал премудрый, чтобы оной убегать для пользы отечества. Кто рассуждает здраво, тот не будет думать, чтобы от какого-нибудь злоключения умаляться надлежало для благосостояния общества, но всегда в таком мнении останется, что за отечество в самую крайнюю напасть тщательно вступить должно.48
   Таковые распространения искусному слуху весьма скучны и несносны и разве тем только показаться могут, которые любят, чтобы им об одном десятью сказывали. Подлинного умножительного распространения правила и примеры в следующих предлагаются.
  

§ 52

   Увеличительное распространение происходит от подробного предложения избранных идей, к самой вещи надлежащих и важностию своею слово обогащающих. Таковыми распространениями изобилуют великие древние ораторы, из которых несколько примеров здесь сообщаются: 1) из святаго Григория Назианзина.
   Ладья {Рит. рук. 1747 Ладья вместо зачеркнутого Кораблец.} с единым священником в море опускается не за беззаконие, но за веру, не для избавления, но для погибели его. Но он имел ум, благочестием утвержденный и радостию ободренный. С ним в сообществе огнь путешествует, и новостию мучения безмерно радуется гонитель. О коль тяжкое и горестное позорище! Ладья несется по морю, зрителей множество на брег стекается, то веселящихся, то плачущих. Как могу я сие изобразить кратко и зрению представить? Огнь возжигается, ладия с пловцом своим сгорает. Огнь с водою соединяется, и противные вещи согласуются на мучение благочестивого мужа. Две стихии едино тело разделяют, и новым и неслыханным образом пламень по водам странствует.49
   2) Златоуст святый о том, что всяк сам себе вредит: Ныне, {Рит. рук. 1747 зачеркнуто <внешнее украшение> отняв притворное.} отняв ларву, {Рит. корр. ларву вместо зачеркнутого закрытие.} гнусное лице блудницыно откроем. Такова есть жизнь, поверженная в роскошь, в честь и богатство, бесчестна, скверна, беззакониями и скаредством исполнена, досадна, тяжка и многими огорчениями угнетаема. И сие самое есть, что услажденным любовию жития сего всякое прощение отъемлет, ибо толикими злоключениями исполненного желают и тщательно ищут, исполненного смертными бедами, стремнинами, пропастьми и волнениями, убийствами, страхом, завистию, беспрестанным попечением и скукою. Ищут, что никакого воздаяния, никакого плода за толикие труды не приносит, но только казнь и вечное мучение.50 3) Там же:
   Почему конь добрым называется: по золотым ли браздам и подпругам, по тканым ли из шелку и золота покровам, {Рит. рук. 1747 покровам вместо зачеркнутого попонам.} по гузде ли, дорогими камнями украшенной, и по гриве, переплетенной золотом? или по скорости его бежания, по крепости бедр, по копытам, доброго коня достойным, по замашистой выступке, и чтобы он имел крепость, довольную к войнам и долговременному путешествию, и всадника своего в сражении и в бегу сохранить мог? Не ясно ли видим, что в сих, а не в оных состоит конская доброта (и прочая)? Что ж есть и человеческая добродетель? Не злато и серебро, чтобы бояться убожества, не здравие тела, чтобы страшиться болезни, не почтение от народа, чтобы опасаться бесславия, ниже жизнь сама собою без приложения намеренного конца, чтобы смерть тебе была ужасна, ни вольность, чтобы тебе убегать от порабощения, но прилежное рачение о истинном учении и честное житие?51
   4) Димосфен в первом слове на Аристогона:
   Ни к каким гражданским добродетелям не прикоснулся, чем бы мог разум свой украсить. Ни о честных художествах, ниже о земледельстве старается, ни вежества, ни общей пользы не причастен, но только по площади ходит, как змей или скорпион, испустив жало, туда и сюда поглядывает, чтобы кому нанести вред или поношение, либо заразить кого каким-нибудь бедствием или хотя кого устрашить и тем себе корысть получить.52
   5) Цицерон в 7 слове на Верреса:
   Заключаются осужденные в темницу, казнь им узаконяется, но страждут и бедные их {Рит. рук. 1747 их вместо зачеркнутого мореплавателей.} родители.
   Возбраняется доступ до детей своих, возбраняется, чтобы дать им пищу и одежду. Сии отцы, которых видите, лежали при дверях, и бедные матери ночевали при входе темничном, от последнего объятия детей своих отлученны, которые ничего больше не просили, но токмо чтобы последнее дыхание сынов их принять позволено было. Приставлен был преторов спекулатор, страх и смерть товарищей, и убийца граждан Секстий, который от всех стенаний и горьких оскорблений известные приобретал корысти. Чтобы тебе, говорил он, войти, дай столько, чтобы ты первый пронес пищу, дай столько, чего никто не отказывал. Много ли за то, чтобы я однем ударом умертвил твоего сына? Что дашь, чтобы я недолго стал его мучить и умерщвлять многими ударами, и чтобы он, не чувствуя великой болезни, умер? {Рит. рук. 1747 не чувствуя великой болезни, умер? вместо зачеркнутого без горькой болезни дух испустил?} И за сие давалась мзда убийце {Рит. рук. 1747 зачеркнуто деньги.}! О коль велика болезнь и нестерпима! О коль великое и лютое злоключение! Не жизнь, но ускорение смерти детей своих покупать родители принуждены были.53
  

§ 53

   Умножительные распространения состоят по большей части в приличных приложениях, которые бывают: 1) имена прилагательные и причастия, как: сильная рука, шумящий ветр; 2) причастия, сочиненные с падежами своих глаголов, например: поля, услаждающие надеждою жатвы земледельцев; 3) существительные имена, с родительным падежом сочиненные, например: натура - дщерь гремящего над нами и мати всех племен земных;54 4) наречия, как: быстро смотреть, великодушно прощать; 5) существительные с прилагательными, сочиненными со своими падежами, например: в сей день, блаженная Россия, любезна небесам страна.55
  

§ 54

   Таковые приложения изобретены быть могут из мест риторических: 1) от свойств материальных - пространное море, долгий путь, твердо стоять, быстрый бег, кудрявая роща; 2) от чувств - румяная и благовонная роза, смрадный труп, горькая желчь, палящая зноем Абиссиния; 3) от страстей - любовно и весело беседовать, надежно удостоверить, Зефир, кустов и рощей любитель, для гордости ненавистный Тарквиний;56 4) от свойств и дарований жизненных - прекрасный Авессалом, кроткий Давид; 5) от действия и страдания - молния, воздух рассекающая и устрашающая смертных; 6) от места - воздушный орел, Борей - полночный житель; 7) от времени - страх и безмолвие полночное, соловей - весенний воспеватель; 8) от происхождения - роза - дщерь весны; злато, от недр Аравии происшедшее; {Рит. рук. 1747 весна - родительница цветов; злато от недр своих изливающая Аравия вместо роза... происшедшее.} 9) от причины - война, чаемою победою ободренная; 10) от предыдущего и последующего - заря - предводительница солнца; 11) от признаков - упоенные тучным илом берега открываются (знак бывшего наводнения); 12) {Рит. рук. 1747 зачеркнуто от обстоятельств.} от уравнения - серебра чистейший источник; 13) от подобия - камню подобное твердостию постоянство; 14) от противных - слезы - печальная в несчастии отрада.
  

§ 55

   Периоды пополняются еще чрез повторения, однознаменательные речения, наращения и другие фигуры, в речениях состоящие, однако оне больше надлежат до украшения, и для того должно о том смотреть во второй части. Увеличительные распространения изобретаются только в однех местах риторических следующим образом.
  

§ 5657

   От рода и вида распространяется слово, 1) когда, хотя говорить о виде, прежде предложишь о роде, под которым он содержится. Так, молодший Плиний в начале своего слова похвального Траяну, римскому императору, говорит:
   Кое божие дарование краснейшее и превосходнейшее быть может, как непорочный и святый и богам подобный государь? Ежели бы еще сомнительно было, по случаю ли и ненарочно или от бога земные обладатели даются, однако о нашем государе явно бы показалось, что он от бога поставлен.58
   2) Когда вместо рода будешь исчислять знатнейшие виды, например:
   Вылетают роем пчелы в поле, нападают на лилеи, с фиалок сладость собирают, белый воск с нарцисса похищают и колючим тернием роза румянцу своего защитить не может, сосут приятную влажность из пионов и сладкую росу пьют с малины.59
   Подобным образом Овидий в десятой книге о превращениях вместо рода исчисляет разные виды дерев, которые приходили Орфеевой музыки слушать.60
  

§ 5761

   От целого и от частей слово распространить можно, когда, во-первых, предложишь целое с общими его свойствами, до всех частей купно надлежащими, а потом главные и знатные его части особливо; так, ежели кто хочет распространенно представить какой {Соч. 1759 слово какой отсутствует.} великий и прекрасный город, тот может изобразить сперва его обширность, красоту, положение, множество народа, а после того знатнейшие части, как стены, церкви, великолепные домы, улицы, площади и разные публичные строения. В пример служить может распространение от целого и частей из Аристидова описания города Смирны: {Рит. рук. 1747 Змирны.}
   Во-первых, стоя при море, всегдашнею красотою процветает, и аки бы не был он создан помалу, но вдруг из земли выступил. Обширность получил не по нужде или по случаю, но везде пространен, и себе подобен, и величиною красоту свою умножает. Не можно сказать, чтобы многими разметанными городами казалось, на един многим равен. Что же увидишь, когда на замок взойдешь? Увидишь обливающееся море и аки пристающие предместия, и так город, с ними смешанный, тремя приятнейшими позорищами взор увеселяет. {Рит. рук. 1747 зачеркнуто от мысли.} Невозможно нигде остановить ока, но каждая часть, как разными камнями испещренное монисто, {Соч. 1759 ожерелие.} к себе привлекает. Когда с замку спустишься, придешь на восточную сторону и сперва прекрасный храм покровительницы богини увидишь. Но что последует, того и престарелый человек легко припомнить {Рит. Рук. 1747 легко припомнить вместо зачеркнутого сказать.} не может, ибо все до самого берегу сряду гимназиями, площадьми, театрами, пристаньми и другими великолепными украшениями, чрез натуру и художество устроенными, наполнено, и ничего нет, чтоб не удивительно или не полезно было, Толикое множество купелей, что всяк по желанию своему в любой умываться может. Площади для бегания конского в средине и по краям города одна другой великолепнее. Фонтанов столько, как домов или еще больше. Против площадей улицы одна другую накрест пересекают, чтобы яснее быть им от солнца освещенным. Сие представляет много городов, одному целому подобных.62
   Овидий описывает солнцев дом во второй книге о превращениях из того же места:
  
   Поставлен на столпах высоких солнцев дом,
   Блистает златом вкруг и в яхонтах горит;
   Слоновыйа чистый зуб верхи его покрыл;
   У врат на вереях сияет серебро.
   Но выше мастерство материи самой:
   Там море изваял кругом земли Вулканб
   И землю, и над ней пространны небеса.63
   а Рит. рук. 1747 зачеркнуто зуб, как снег.
   б Рит. рук. 1747 Вулкан вместо зачеркнутого Нептун.
  

§ 5864

   Материальные свойства служат к увеличительному распространению слова, 1) когда одна простая идея, много оных в себе заключающая, на них разделяется, {Рит. рук. 1747 по ним располагается; Рит. корр. исправлено на них разделяется.} 2) когда в одном материальном свойстве находящиеся разные виды или отмены предлагаются подробну. В обоих случаях не без пользы приложены быть могут действия или страдания, свойствам пристойные. Пример первого правила: {Рит. рук. 1747 зачеркнуто разные материальные свойства лесов: пространство, вышина, кудрявость <округлость>, расположение, цветы, прохладность, благовоние.}
   Середи оных прекрасных лугов роща стоит, во все стороны равно распространенная, но обширность не препятствует видеть приятный ея непорядок. Усумнеться должно, сама ли натура в чудном смешении разных древ и в определении некоторого несовершенно округлого ее положения трудилась или упражнялось человеческое рачение. Низкие, но густыми ветвьми едва {Рит. корр. внизу страницы написано рукой Ломоносова Печатать. Ломоносов.} не до корени израстающими, обогащенные дерева {Соч. 1759 стебла.} стоят в близости с высокими и только однеми кудрявыми вершинами выше прочих вознесенными. Тонкие, но тучные леторосли обвиваются вкруг дебелых древ, и им питательную влагу сообщают, и себе от них взаимно подпор имеют. Но что, когда в средину сего земного рая вступишь! Густая и нежная зелень, смешанная с румяностию, белизною, лазорью и желтостию, злату подобною, разных цветов друг перед другом зрение к себе привлекают. С прохладностию тихого дыхания кротких зефиров соединенное благовоние, от трав врачебную силу на воздух изливающих, ослабевшие мысли, удрученные трудами члены и почти умерщвленные чувства восставить, ободрить и оживить может. Плоды, то созревающие, то ветви отягощающие, зрелым соком налившись, то с них падающие, то при корени древ лежащие, сладостию своею трапезы небожителей достойные, между оными цветами рассеянные, весну, лето и осень воедино совокупляют. Но что приятное и слух услаждающее пение птиц, которое с легким шумом колеблющихся листов и журчанием ясных источников раздается? Не дух ли и сердце восхищает и все суетным рачением смертных изобретенные роскоши в забвение приводит?
   Примеры второго правила, в которых разные виды и отмены свойств материальных слово распространяют. Первый пример о пении соловья:
   Коль великого удивления сие достойно! В толь маленьком-горлышке нежной птички толикое напряжение и сила голоса! Ибо когда, вызван теплотою вешнего дня, взлетает на ветвь высокого дерева, {Рит. корр.; Рит. 1748; Соч. 7759 древа.} внезапно то голос без отдыху напрягает, то различно перебегает, {Рит. рук. 1747; Рит. корр.; Рит. 1748; Соч. 1759 перебираете} то ударяет с отрывом, то крутит кверху и книзу, то вдруг приятную песнь произносит, и между сильным возвышением урчит нежно, свистит, щелкает, поводит, хрипит, дробит, стонет утомленно, стремительно, густо, тонко, резко, тупо, гладко, кудряво, жалко, порывно.65
   Второй - о павлине:
   Расширив хвост свой, разностию цветов гордится, когда они беспрестанно переменяются и приобретлют тем новую приятность. Сие особливо бывает в прекрасных и радуге подобных кружках, которые он на конце каждого пера показывает, ибо где прежде сверкали рубины, уже тут по малом наклонении золото блистает, с одной стороны лазорью, с другой багряностью, на солнце жемчугом, в тени изумрудами взор увеселяют?66
   По сему видно, что сии два правила служат в описаниях бездушных вещей, также и одушевленных, поколику оне состоят из материи.
  

§ 5967

   Но жизненные свойства хотя надлежат токмо до одних {Рит. рук. 1747 слово одних отсутствует. Рит. корр.; Рит. 1748; Соч. 1759 ошибочно набрано онех.} одушевленных вещей, однако в увеличении слова чрез распространение весьма плодовиты, для того что их много больше, нежели материальных. Правила суть два и сходствуют с предложенными (§ 58), то есть: 1) к одному животному приписаны быть могут многие жизненные свойства; 2) вместо одного жизненного свойства предложены быть могут его степени или какие-нибудь отмены, либо действия с обстоятельствами. Степени бывают особливо явственны в страстях, например, в гневе: неудовольствие, негодование, огорчение, ярость.
   В пример первого правила предлагается псалом 14, преложенный на российские стихи.68
  
         1
  
   Господи, кто обитает
   В светлом доме выше звезд?
   Кто с тобою населяет
   Верх священный горних мест?
  
         2
  
   Тот, кто ходит непорочно,
   Правду завсегда хранит
   И нелестным сердцем, точно
   Как устами, говорит;
  
       &nbsp; 3
  
   Кто языком льстить не знает,
   Ближним не наносит бед,
   Хитрых сетей не сплетает,
   Чтобы в них увяз сосед;
  
   4
  
   Презирает всех лукавых.
   Хвалит вышнего рабов
   И пред ним душею правых
   Держится присяжных слов;
  
        &nbsp;  5
  
   В лихву дать сребро стыдится,

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа