оследний (62-й) лист чистый. Естественно, что дневниковые записи этой тетради помещены нами хронологически, т. е. после записи 26 августа 1901 г. второй тетради.
При составлении примечаний к третьей части дневников С. А. Толстой мы придерживаемся следующего принципа: события и собственные имена, встречавшиеся и комментированные в первой и второй частях "Дневников", нами в этой, третьей, части не комментируются.
23 ноября
- Осенью этого года С. А. Толстая жила в Москве с двумя младшими сыновьями, Андреем и Михаилом, и дочерью Александрой (Сашей). Позднее приехала дочь Татьяна. Сергей Львович в продолжение зимы также подолгу живал в Москве.
- Дом Анны Михайловны Хилковой на Арбате (ныне дом No 14) был необитаем много лет, двери в него были заперты наглухо. Однако в окнах иногда был виден свет; говорили, что там являются привидения. Впоследствии оказалось, что там какие-то люди устроили себе притон.
- Лев Львович Толстой (р. 1869 г.) в то время вместе со своей семьей жил во флигеле яснополянского дома, занимаясь хозяйством в имении. По поводу своего спора с Толстым Лев Львович писал С. А. Толстой в письме от 21 ноября 1897 г.: "Милая мама, мне все хотелось написать вам эти дни и не то, чтобы пожаловаться, но просто высказать еще кому-нибудь близкому все, что настоялось во мне после бывшего спора с папой третьего дня. Слава богу, все кончилось миром, и мы не поссорились, как тогда. Но удивительно, как он до сих пор нетерпим, недобр и несправедлив. И непременно, во что бы то ни стало нужно ему, чтобы люди смотрела на вещи именно так, как смотрит и хочет этого он. Я говорил спокойно, а он до того горячился, что просто страшно было на него смотреть". В дневнике Толстого под 20 ноября 1897 г. о споре с Л. Л. Толстым записано: "Вчера был раздраженный разговор с Левой. Я много сказал ему неприятного. Он больше молчал, под конец и мне стало совестно и жалко его, и я полюбил его. В нем много хорошего. Я забываю, как он молод".
- По поводу чтения биографии Бетховена С. А. Толстая в "Моей жизни", описывая 1897 год, пишет: "Слушая много музыки, я впервые тогда прочла биографию Бетховена, сильно заинтересовавшую меня. Многое мне открылось и навело на разные мысли. Видно, все гении не удовлетворяются обыденной жизнью и много страдают. Бетховен был несчастлив, и даже творчество его гения не утешало его. После этого чтения я еще с большим интересом слушала его музыку". С. А. Толстая читала биографию Бетховена Поля.
24 ноября
- Лицей имени цесаревича Николая в Москве (Катковский лицей). В нем учился, перейдя из Поливановской гимназия, Михаил Львович Толстой. Директором лицея был Л. А. Георгиевский, предлагавший Михаилу Львовичу поступить в интернат лицея. В 1898 г. Михаил Львович, бросив лицей, поступил на военную службу вольноопределяющимся.
- Статье Л. Л. Толстого - один ни его очерков о Швеции, вошедший потом в его книгу "Современная Швеция". М., 1900.
- Екатерина Адольфовна Дунаева (1851-1923), жена А. Н. Дунаева.
- Екатерина Михайловна Давыдова, жена Н. В. Давыдова.
- Екатерина Петровна Ермолова, фрейлина, знакомая Толстых. Л. Н. Толстой был знаком с Ермоловой с молодых лет. Д. П. Маковицкий в своих "Яснополянских записках" записал о Ермоловой разговор Толстых, происходивший в Ясной Полотне 24 ноября 1909 года: "Утром вернулась из Москвы Софья Андреевна... рассказала про свою встречу с Е. П. Ермоловой, больше чем восьмидесятилетней старушкой-фрейлиной, которая давала ей наставления, как сохранить здоровье Л. Н.: не допускать к нему посетителей, не допускать, чтобы он волновался. Ему нужно молиться и довольно дела. Л. Н. вспомнил, что он с ней танцевал, что она не возбуждала влюбленности, хотя более красивой женщины ему не приходилось видеть. - С. А. описала ее облик, сказала, как она и теперь красива и что она тип целомудренной красавицы. Л. Н. согласился..."
- Владимир Константинович Истомин, управляющий канцелярией вел. кн. Сергея Александровича, московского генерал-губернатора.
- Сергей Иванович Танеев (1856-1915), известный музыкант композитор и теоретик. Историю знакомства с Танеевым, свое увлечение его музыкой, а через нее и самим Танеевым С. А. Толстая описала в своих записках "Моя жизнь" (часть III - с 1876 г. по осень 1881 г., рукопись 1906 года). В виду того, что в дальнейших записях "Дневника С. А. Толстой" ее увлечению Танеевым уделяется много места, и в виду того, что запись из "Моей жизни" в полной мере определяет характер этого увлечения, мы позволяем себе привести пространную выдержку из названных записок Софьи Андреевны. "В моей жизни, - пишет С. А. Толстая, - было три эпохи, имевшие на меня большое влияние. Первая была чтение "Детства и отрочества" Льва Николаевича, открывшая мне красоту слова... Вторая эпоха моей духовной жизни - это было время познания мной красот философского мышления мудрецов, которые так много дали мне духовного развития и даже просто своею мудростью помогли мне жить. На этот путь поставил меня и потом вел и дальше князь Л. Д. Урусов... О третьей эпохе в моей жизни, имевшей на меня большое влияние..., напишу подробнее, когда дойду до 1895 г. Теперь же скажу коротко: это было после смерти маленького сына Ванички. Я была в том крайнем отчаянии, в котором бываешь только раз в жизни; обыкновенно подобное горе убивает людей, а если они остаются живы, то уже не в состоянии так ужасно страдать сердцем вторично. Но я осталась жива и обязана этим случаю и странному средству - музыке. Сначала я после смерти своего любимого мальчика все молилась, ходила по монастырям и церквям и вся жила в боге. В церкви я простудилась и сильно заболела и чуть не умерла. Весной я немного опомнилась, стала поправляться и ездила к сестре в Киев, опять в том же молитвенном настроении. Вернувшись в Москву, сижу я раз в мае после болезни на балконе; в саду уже зеленело, было тепло. Приходит Сергей Иванович Танеев, человек мне мало знакомый и довольно чуждый. Чтоб что-нибудь разговаривать, я спросила его, где он проводит лето. "Не знаю еще", сказал он, "ищу где-нибудь дачу в помещичьей усадьбе". И вдруг мне пришло в голову, что наш флигель в Ясной Поляне пустой, и я ему его предложила, оговорившись тем, что буду еще советоваться с моей семьей. Сама я хваталась за все морально, что было бы совсем другое, не напоминающее мне жизни с Ваничкой, и присутствие человека, совершенно непричастного моему торю, да еще так хорошо играющего на фортепиано, мне показалось желательным... Танеев переехал к нам в Ясную и поселился во флигеле с своей милой старой нянюшкой Пелагеей Васильевной... Танеев много общался с молодежью, часто слышался его странный веселый смех, когда гуляли все вместе или играли в теннис. Учился он с Таней и Машей по-итальянски, играл в шахматы с Львом Николаевичем, и у них был уговор: кто проиграет, тот должен исполнить предписание противника, т. е. проигравший партию Танеев должен сыграть то, что закажет Лев Николаевич, а проигравший Лев Николаевич должен прочесть что-нибудь свое, что попросит Сергей Иванович. Помню какое странное внутреннее пробуждение чувствовала я, когда слушала прекрасную глубокую игру Танеева. Горе, сердечная, тоска куда-то уходили и спокойная радость наполняла мое сердце. Игра прекращалась - и опять, и опять сердце заливалось горем, отчаянием, нежеланием жить. И вот проигранная партия, и Сергей Иванович играет сонату Бетховена, S-durный полонез Шопена, увертюру Фрейшюца, песни без слов Мендельсона, вариации Бетховена и Моцарта и много, много других прекрасных вещей, и я прислушиваюсь, что-то внутри меня радуется все чаще и чаще, и боль сердца легче, и я жду с болезненным нетерпением исцеляющей меня музыки. А то Танеев приглашал нас к себе во флигель слушать его оперу "Орестею", которую он играл и без голоса как-то страшно и некрасиво напевал. И я и к этой музыке, в которой много красот, прислушивалась охотно, сидя в покойном кресле и давая засыпать своему горю. Иногда Танеев и не знает, что я слушаю, как он проигрывает по несколько раз какую-нибудь пьесу, а я сижу на крыльце флигеля и слушаю его игру сквозь растворенные окна, и мне хорошо. Так было два лета, отчасти и зимой. Отравившись музыкой и выучившись ее слушать, я уже не могла без нее жить: абонировалась в концерты, слушала ее, где только могла, и сама начала брать уроки. Но сильнее, лучше всех на меня действовала музыка Танеева, который первый научил меня своим прекрасным исполнением слушать и любить музыку. Я всеми силами старалась где-нибудь и как-нибудь услыхать его игру, встретить его для той же цели, т. е. чтобы попросить его поиграть. Иногда я этого долго не добивалась, грустила, томилась жаждой послушать опять его игру, или просто даже увидеть его. Присутствие его имело на меня благотворное влияние, когда я начинала опять тосковать по Ваничке, плакать и терять энергию жизни. Иногда мне только стоило встретить Сергея Ивановича, послушать его бесстрастный, спокойный голос - и я успокаивалась. Я уже привыкла, что присутствие его и особенно его игра меня успокаивала. Это был гипноз, невольное, н_е_и_з_в_е_с_т_н_о_е_ _с_о_в_е_р_ш_е_н_н_о_ ему, воздействие на мою больную душу. Состояние было ненормальное. Совпало оно и с моим критическим периодом. Личность Танеева во всем моем настроении была почти не при чем. Он внешне был мало интересен, всегда ровный, крайне скрытный, и так до конца непонятный совершенно для меня человек. Часто воображаешь себе за личной скрытностью что-то особенное, глубокое, значительное, и таким мне иногда казался Танеев. Казалось мне, что он подавлял в себе в обыденной жизни всякие порывы и страсти, которые в его музыке так красиво, неудержимо и захватывающе действовали на слушателей и обличали внутренний мир исполнителя... За исцеление моей скорбной души своей музыкой, хотя это было помимо его воле и он даже этого не знал, я осталась ему навсегда благодарна и никогда его не разлюбила. Он _о_т_к_р_ы_л_ мне впервые двери к пониманию музыки". Продолжая свои записи, С. А. Толстая, описывая 1895 г. (рукопись написана после 1908 г.), в первой части записи "Сергей Иванович Танеев" в основном повторяет приведенную выдержку о пребывании Танеева летами 1895 и 1896 гг. в Ясной Поляне. В конце записи она пишет о влияния на нее музыки Танеева, игру которого она слушала, сидя на крыльцо флигеля яснополянского дома: "В эти минуты я не думала о своем горе, а уносилась куда-то в другую область, отдыхала душой и болезненно ждала вновь и вновь повторения этого блаженного состояния. По правде сказать, и только тогда хорошенько поняла, что такое музыка. В концерты я почти не ездила, музыкантов хороших, особенно пианистов, я не знала. Игра Танеева была особенная. Он был и философ в музыке, он же иногда проявлял в своем исполнении такую страстность, что жутко делалось, тем более, что в жизни он был скорее флегматичен, по-видимому, совершенно бесстрастен, любил шуточки, был насмешлив, любил поесть и был по внешности своей прозаичен до крайности. Надо было хорошо его узнать близко, чтобы понять его внутреннее содержание и самую суть его характера и душевной жизни. Одно, что было наверное - это то, что он любил больше всего на свете - музыку и свою старую няню Пелагею Васильевну". Об отношении С. А. Толстой к Танееву см. также предисловие к настоящей книге и в книге В. А. Жданова "Любовь в жизни Льва Толстого", изд. М. и С. Сабашниковых, книге вторая. М., 1928.
- Татьяна Львовна по дороге из Ялты заезжала в Ясную Поляну.
- Начиная с 1882 года по 1902 год Толстые по зимам жили в Москве. К конце этого периода Толстой все более и более тяготился городской жизнью, которая нарушала привычный ход его жизни и работы, и стремился жить в Ясной Поляне. Софья Андреевна, наоборот, для воспитания детей по зимам жила в Москве. Это обстоятельство время от времени являлось причиной несогласий между Софьей Андреевной и Толстым. Большой интерес по этому вопросу представляет переписка С. А. со Львом Николаевичем, относящаяся к ноябрю комментируемого года. В письме от 19 ноября 1897 г. Софья Андреевна писала Толстому: "Милый Левочка... ты пишешь о приезде. Этот вопрос: сержусь ли я, что ты не едешь, мне разрешить всегда трудно. Ты совершенно прав, говоря, что тебе важно уединение для твоей работы, что тебе недолго может быть осталось жить и ты дорожишь и временем и досугом своим; весь мир, все человечество, которому ты служишь своим писательством, найдут, что ты совершенно прав. Но мне, как отдельной личности, как жене твоей, надо делать большие усилия, чтоб признать, что то, что немного лучше, чем хуже, меньше или больше написано статей - важнее моей личной жизни, моей любви к тебе, моего желанья жить с тобой и находить в этом счастье, а не вне этого. Это я тебе пишу, так рассужденье, в не как вызов. Теперь и приспособилась и не скучать, и жить хорошо и без тебя. Мне даже часто кажется, что когда мы врознь телом, мы больше вместе душою, а как сойдемся материально, так как будто больше разойдемся душевно. Твой аргумент, что может быть недолго осталось жить - и я могла бы в свою пользу сказать, что тем более надо доживать последнее время вместе. Но последнее время, особенно после чтения биографии Бетховена, я прозрела уже окончательно, что люди, служащие человечеству и получающие за это высший дар - славу, уже не могут отказаться от этого соблазна и откидывают все, что стоит на дороге к этой славе и мешает этому служению. У Бетховена, к счастью, не было семьи - и потому он был прав. Все это я передумываю и переживаю. Ты хотел меня почувствовать, и я боюсь, что тебе неприятно то, что я пишу. Но как-нибудь надо относиться ко всем обстоятельствам жизни, и не остановишь ни работы мысли, ни борьбы разных чувств. Живу я внимательно к себе и к другим. До настоящей минуты с тех пор, как мы расстались, не было у меня ми злобы, ни досады на кого бы то ни было и я нисколько не сердилась и не сержусь, что ты не едешь. Живи, сколько тебе покажется нужным и приятным; здесь тебе будет все досадно, и это тяжелей разлуки... Странно, сегодня я гадала на картах себе, и мне вышла два раза смерть. Увидим! А пока я жива, целую тебя и часто думаю о тебе и чувствую, как мимо меня проходят все твои дни и мысли, и интересы, и уходят в статьи, повести, в Англию, в Чертковские письма и т. д. Прежде твои писанья сливались со мной и я везде себя чувствовала". На это письмо Толстой отвечал письмом от 26 ноября 1897_г. приведенным в предисловии почти полностью. После приезда в Москву Татьяны Львовны С. А. Толстая 25 ноября 1897 г. писала Толстому вторично: "Я думала, Левочка, что ты приедешь с Таней, но ты, по-видимому, этого до такой степени не желаешь, что оттягиваешь свой приезд, насколько можешь. Таня говорила даже, что ты говорил, будто жизнь твоя в Москве - самоубийство. Так как ты ставишь вопрос, что ты приезжаешь для меня, то это не самоубийство, а я тебя убиваю. И вот и спешу тебе написать, что ради бога не приезжай. Твой мучительный приезд лишит нас обоих спокойствия и свободы. Ты будешь считать себя постепенно _у_б_и_в_а_е_м_ы_м, я буду считать себя _у_б_и_й_ц_е_й. Хороша жизнь во имя любви! Если уедут Лева и Дора, то и могу опять поехать в Ясную к тебе на несколько дней, только не сейчас, потому что после последней истории с мальчиками я очень нервна и могу тебя расстроить. История была тяжелая, привела меня в еще худшее состояние истерического удушья, чем то, которое у меня было в Ясной, тогда ты меня там огорчил. Коротко сказать, что они, пропадали всю ночь до 8 ¥ часов утра, что я просидела в страшном беспокойстве и негодовании всю ночь, не ложась даже, а потом после сцены с ними пролежала больная весь день. Это так подкосило мои силы и нервы, что не скоро успокоюсь. Чем я больше теперь буду в одиночестве, тем мне легче; чем больше людей и шуму, чем мне хуже. А уж слышать еще тяжелее незаслуженные упреки - тогда уже я куда-нибудь убегу. Мне и так жизнь очень тяжела, трудна и сложна. Все члены моей семьи страшные эгоисты, все требуют всего от меня, а у меня сил нет и последние надорвутся скоро. Так вот не будем друг друга _у_б_и_в_а_т_ь_ упреками и требованиями и будем дружелюбно переписываться, и посещать я тебя буду, когда успокоюсь нервами... теперь я тебя ждать больше не буду. Всякое напряжение душевное мне стало невыносимо. Буду проводить вечера в концертах, сколько возможно. Это одиночество в толпе с слушанием музыке я стала очень любить".
О приезде в Москву в дневнике Толстого в связи с разговором с Татьяной Львовной и в связи с последним письмом Софьи Андреевны имеется две записи. 25 ноября 1897 года: "Таня уехала... Я дурно сделал, что говорил с ней про свое положение". 28 ноября 1897 г.: "От Сони огорченное письмо. Я дурно сделал, что сказал, а Таня дурно сделала, что передала".
26 ноября
- Евгения Петровна Берс, племянница С. А. Толстой, дочь ее брата Петра Андреевича Берс.
- Театр Корша в Москве, в Богословском переулке, назывался по имени его основателя и владельца Федора Адамовича Корш (р. 1852 г.).
- "Адриена Лекуврер" - драма Скриба и Легуве.
- Леопольд Антонович Суллержицкий (1872-1916), знакомый семьи Толстых. Учился в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 1898-99 гг. сопровождал в Америку духоборов. Впоследствии артист, а затем режиссер Московского Художественного театра. См. его книгу "В Америку с духоборами". М., 1905, изд. "Посредник" и воспоминании о нем Т. Л. Сухотиной, напитанные в 1917 г. "Друзья и гости Ясной Поляны". М., 1923 г.
27 ноября.
- Анна Лукинична Вельш, англичанка, держала в Москве небольшую музыкальную школу. По летам жила в Ясной Поляне в качестве гувернантки, занимаясь музыкой с Александрой Львовной, а затем с С. А. Толстой. А. Л. Толстая в своих воспоминаниях пишет о ней: "... мисс Вельш - маленькая кроткая женщина средних лет с добрыми карими главами. Сначала я пробовала ее изводить так же, как других гувернанток, но из этого ничего не вышло: и привязалась к ней". А. Л. Толстая. "Из воспоминаний". "Совр. Зап." XLI, стр. 26.
- А. Л. Толстая пишет о музыкальных способностях Михаила Львовича: "Миша был самым музыкальным в нашей семье. Какой бы мотив ни услышал, сядет, бывало, за фортепьяно, возьмет гитару, балалайку и сейчас же подберет. Одно время он учился на скрипке и делал большие успехи, мама радовалась, гордилась им, но он скоро бросил. Помню, впервые пел у нас в Москве Шаляпин. Отцу не понравилось то, что он исполнял: "Песня о блохе", "Два гренадера". Шаляпин предложил спеть песню "Ноченька", но аккомпанировавший ему молодой пианист Гольденвейзер без нот сыграть песню не мог. Миша застенчиво подошел к фортепьяно, подобрал мотив и через несколько минут Шаляпин уже пел под его довольно примитивный, но совершенно верный аккомпанемент". А. Л. Толстая. "Из воспоминаний". "Современные Записки", XLV, стр. 11. Париж. 1931 г.
29 ноября.
- Письмо Толстого приведено в предисловии.
30 ноября.
- Варвара Сафонова и ее дочери, Надя и Саша, - семья музыканта, директора московской консерватория Василия Ильича Сафонова.
- Душан Петрович Маковицкий (1866-1921), врач, чехословак, последователь учения Толстого. В 1904-1910 гг. был домашним врачом Толстого, выполняя в свободное время обязанности его секретаря. Во время пребывания в Ясной Поляне вел подробный дневник, записывая главным образом высказывания Толстого. Незначительная часть этого дневника опубликована: Д. П. Маковицкий. "Яснополянские записки", изд. "Задруга", вып. 1. М., 1922, вып. II. М., 1923. Маковицкий впервые посетил Толстого осенью 1894 г. В 1897 г. Маковицкий приезжал к Толстому вторично, вероятно, в связи c деятельностью словенского издательства "Посредник", во главе которого он стоял. 28 ноября 1897 года Толстой записал в дневнике: "Нынче утром приехал Маковицкий, милый, кроткий, чистый. Много радостного рассказал про друзей".
- Статья Карпентера "Современная наука" с предисловием Л. Н. Толстого была напечатана в третьем номере "Северного Вестника" за 1898 год. По поводу его помещения в дневнике Толстого под 2 декабря 1897 года записано: "Нынче было письмо от Тани о том, что Соня огорчена отсылкой предисловия в "Северный Вестник". Я ужасно боюсь этого. За эти дни было нелепое письмо от Грота. До сих пор ничего не решено".
10 декабря
- Леопольд Семенович Ауэр (1845-1930), знаменитый скрипач и дирижер, Издательством М. и С. Сабашниковых изданы записки Ауэра поя названием "Среди музыкантов". М., 1927.
- Евгений Дальбер (р. 1864 г.), скрипач и композитор.
- Приводим две записи из дневника Толстого, относящиеся к дневниковой записи Софья Андреевны 10 декабря: "От Сони самые тяжелые письма. 5-го приехал, ее нет. Она в страшном возбуждении уехала к Троице. Все наделала моя статья в "Северном Вестнике". Я нечаянно ошибся... Вечером приехала Соня успокоенная. Поговорили и стало хорошо". 7 декабря: "Вчера еще и еще говорили, и я слышал от Coни то, чего никогда не слыхал: сознание своей вины. Это была большая радость. Благодарю тебя, отец, что бы ни было дальше. Уже это было, и это большое добро".
- Кн. Александр Иванович Сумбатов, по сцене Южин (1857-1927), актер, писатель. Комедия его "Джентльмен", в которой осмеивались новые формации московского купечества, впервые шла в Малом театре в Москве 29 октября 1897 года.
- Andre Beaunier, редактор парижской газеты "Temps", основанной в 1861 г. "Gournal de Debats" - одна из крупнейших французских газет, основанная в Париже в 1789 г.
16 декабря.
- Алексей Александрович Стахович, служивший в то время адъютантом в. к. Сергея Александровича.
- Ф. И. Маслов приносил виды Кавказа Л. Н. для его повести "Хаджи Мурат". Повесть писалась с 1896 г. по 1904 г. с перерывами. Первое упоминание о ней в дневнике Толстого 16 июля 1896 года. Впервые напечатана в "Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого", изд. А. Л. Толстой. Т. III. М., 1912.
18 декабря
- брошюрка "Жизнь" - Лев Бух "Жизнь". Спб., 1898 г.
- "Разбор новых французских пьес"... вероятно в связи с работой над статьей "Что такое искусство?". См. гл. X и первое приложение к этой статье.
20 декабря.
- Переводчиком статьи Толстого "Что такое искусство?" на английский язык был англичанин Эйльмер Моод (р. 1858 г.), знакомый Толстого с 1887 г. Находился в переписке с Толстым. В 1897-1899 гг., деятельно помогал Толстому в деле переселения духоборов в Канаду. Автор биографии Толстого на английском языке и переводчик на английский язык многих сочинений Толстого. В настоящее время (1932 г.) работает над переводом на английский язык собрания сочинений Толстого.
25 декабря
- Павел Сергеевич Усов, доктор, лечивший Толстого. С. А. называет его "молодым", потому что Толстые были знакомы еще с его отцом, профессором зоологии Сергеем Александровичем Усовым (1827-1886).
- По поводу получения анонимного письма Толстой записал в дневнике под 21 декабря 1897 г.: "Вчера получил анонимное письмо с угрозой убийства, если к 1898 году не исправлюсь; дается срок только до 1898 года... И жутко, и хорошо!"
26 декабря
- Танеев уезжал работать в Черниговский скит близ Троице-Сергиевой лавры.
27 декабря.
- Цезарь Франк (1822-1890), композитор.
- Лео Делиб(1836-1891); французский композитор. Музыка на драму "Le roi s'amuse" написана им в 1882 г.
- Александр Константинович Глазунов (р. 1865 г.), композитор. Симфоническая поэма "Стенька Разин" написана им в 1885 г.
- О вегетарианском питании Толстого Александра Львовна Толстая пишет в своих воспоминаниях: "Мама всегда заботилась, чтобы пища для отца была легкая и вопрос питания возвела чуть ли не в культ. Ежедневно вечером приходил к ней повар Семен Николаевич, и они долго обсуждали меню. К обеду полагалось четыре блюда: суп мясной для всех, для Л. Н. и для сестер - вегетарианский. Если на третье зелень, на второе что-нибудь более питательное - рисовые котлеты или макароны с сыром. Сладкое также в зависимости от состояния желудка Льва Николаевича и маленьких: кисель с миндальным молоком, компот, трубочки со сливками или блинчики с вареньем. Если Л. Н. чувствовал себя почему-либо слабым, мама и Семен Николаевич, как заговорщики, решали тайком подлить в грибной суп немного бульона. Когда мама была занята, Семен Николаевич клал ей на письменный стол меню, написанное в сшитой им самим длинной тетрадке. Здесь, кроме ежедневных записей обедов и завтраков, встречались целые рассуждения: "У Ванички болит животик, сделай ему куриные котлеты и бульон". - "Свари жиденькой смоленской кашки на грибном бульоне к завтраку Льву Николаевичу, он что-то жаловался на боли в желудке". - "К обеду гости. Купи в Охотном ряду рябчиков, да поищи хорошей цветной или брюссельской капусты". (А. Л. Толстая. "Из воспоминаний". "Современные Записки". T. XLV, стр. 8-9. Париж, 1931.).
- Кн. Софья Николаевна Голицына, рожд. Делянова, жена бывш. московского губернатора, затем городского головы - кн. Владимира Михайловича Голицына.
- Софья Дмитриевна Самарина.
29 декабря
- Осин Соломонович Габрилович (р. 1878 г.), пианист.
- Аркадий Дмитриевич Столыпин (1812-1899), приятель молодости Толстого, сослуживец его по Севастопольской камлании, отец премьер-министра П. A. Столыпина.
- "Норма" - опера Беллини
1 января
- Вера Александровна Шидловская (ум. 85 лет в 1900-х гг.), тетка С. А Толстой по матери. Кузины ее - О. В. Северцова, Наталья Вячеславовна Шостак, Марья Вячеславовна Свербеева (ум. в 1912 г.), Вера Вячеславовна Мещеринова и Надежда Вячеславовна Литвинова, дочери В. А. Шидловского.
- В дневнике под 1 января 1898 г. Толстой записал: "Очень грустно, уныло, нездорово встречаю Новый год. Не могу работать, все болит живот".
3 января
- Александр Васильевич Верещагин (1850-1969), брат художника Верещагина, писатель.
- "Садко" - опера Н. А. Римского-Корсакова, писавшаяся им в 1895-1896 гг. и оконченная в 1897 году.
- Василий Васильевич Матэ (р. 1856 г.), гравер по дереву и офортист, профессор Академии художеств, с 1899 г. академик.
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), композитор, и жена его Надежда Николаевна приезжали из Петербурга в Москву на одно из первых представлений оперы "Садко". После спектакля Стасов и Римские-Корсаковы приглашены были обедать к Толстым.
- О спорах об искусстве у Толстого в дневнике под 4 январи 1898 г. записано: "Вчера Стасов и Репин и кофе. Глупые разговоры об искусстве. Когда я буду помнить то, что много баить не подобаить".
- Владимир Федорович Лугинин (1834-1912), термохимии, с 1890 г. - почетный доктор химии Московского университета. В молодости участник осады Силистрии и Севастопольской кампания.
5 января
- Александр Алексеевич Щербатов, московский предводитель дворянства, московский городской голова.
6 января
- Владимир Иванович Поль, пианист и композитор.
8 января
- "Репин все просил Льва Николаевича задать ему тему для картины". 21 января 1898 г. Толстой писал Черткову: "Одно из приятных впечатлений последнего времени было свидание с Репиным. Мы, кажется, оставили друг другу хорошее впечатление... Посылаю вам письмо Стасова, чтобы дать понять его (Репина) настроение. Он очень и серьезно просит меня дать ему сюжет и он исполнит его. И я вижу, что это серьезно, и все не нашел еще достойного сюжета и чувствую большую ответственность". Об этом же 4 февраля 1898 г. писала в своем дневнике Т. Л. Сухотина: "Репин все просит папа дать ему сюжет. Он приезжал с этим в Москву, потом писал мне об этом и еще несколько раз напоминал мне об этом, пока я были в Петербурге. Вчера папа говорил, что ему пришел в голову один сюжет, который, впрочем, его не вполне удовлетворяет. Это момент, когда ведут декабристов на виселицы. Молодой Бестужев-Рюмин увлекся Муравьевым-Апостолом, скорее личностью его, чем идеями, и все время шел с ним заодно, и только перед казнью ослабел, заплакал, и Муравьев обнял его, и они пошли так вдвоем к виселице". ("Толстой. Памятники творчества и жизни". III, М., 1923., стр. 66-67).
13 января
- Об именинах Татьяны Львовны 13 января 1898 г. Толстой записал в дневнике: "Вчера праздновали Танины именины. Тяжело".
16 января
- Артельщик - Матвей Никитич Румянцев, несколько лет заведовавший складом книг соч. Л. Н. Толстого, издаваемых С. А. Толстой. Артель состояла из лиц, нанимаемых на ответственные должности (кассир, управляющий, конторщик и пр.), рекомендовала своих членов, отвечала за их корректность и уплачивала нанимателям деньги в случае растраты.
17 января
- О жизни в Москве Толстой 19 января 1898 г. записал в дневнике: "Тяжело, праздно. Не могу работать. Несколько раз на деле вспомнил, что неприятное есть только Ermahnung (побуждение) к тому, чтобы подвигаться вперед к совершенству".
- Альфред Дрейфус (1859-1927), еврей, служивший офицером французской армии. Обвинялся в государственной измене, в шпионаже в пользу Германии, был судим военным судом и в декабре 1894 года приговорен к пожизненному заключению. В 1897 году брат Дрейфуса возбудил дело против офицера Эстергази, бывшего, как выяснилось впоследствии, виновником того преступления, в котором обвиняли Дрейфуса. Суд Эстергази оправдал. Через два дня после этого, 13 января 1898 г., Э. Золя (1840-1902), знаменитый французский писатель, поместил в газете Клемансо письмо "J'accuse..." президенту республики, в котором обвинял военного министра, обвинителя Дрейфуса, военный суд и др. в пристрастном и заведомо несправедливом отношении к Дрейфусу. Письмо Золя дало толчок к конфликту, расколовшему страну на два лагеря, сторонников и противников Дрейфуса. Дело Дрейфуса получило широкую известность во всем мире. Окончательно оправдан Дрейфус был только в 1906 году.
Толстой о деле Дрейфуса высказывался несколько раз; так, например, в письме к брату С. Н. Толстому 25 февраля 1898 г. он писал: "События в мире с Дрейфусом..., всей литературой и музыкой и живописью только показывают, как мы все больше и больше расходимся е царствующим миром. Для меня это не неприятно и не тяжело, потому что это как старая трава, которая сохнет и гадка, засела щеткой, а из-под нее идут молодые ростки.
20 января
- О корсете А. Л. Толстая пишет в своих воспоминаниях: "Помню, какое было для меня мученье, когда мама заставляла меня носить корсет, чтобы была хорошая фигура, a не такой обрубок как у тебя", - говорила она. Когда только можно было, я стаскивала корсет и прятала подальше в шкап, но гувернантка снова вытаскивала его и заставляла надевать. Планшетки и кости ломались и впивались в тело, причиняя страшные мучения". ("Современные Записки", Париж, 1931, т. XIV, стр. 40).
22 января
- Дама, писавшая Толстому, - З. Соколова. Письмо Толстого к редактору "Русских Ведомостей" от 4 февраля 1898 г. напечатано было в No 39 "Русских Ведомостей" от 8 февраля 1898 г. В начале 1898 г. в четырнадцати губерниях России крестьяне испытывали острую нужду вследствие неурожая. Помощь голодающим запоздала и плохо была организована. Толстой откликнулся на народное бедствие одним из первых. "...Всякий человек нашего круга, - писал он в вышеупомянутом письме, - если он постарается... пожертвовать хоть малейшей долей своих удовольствий..., несомненно поможет самому себе в самом важном на свете деле - в разумном понимании смысла жизни и в исполнении в ней своего человеческого назначения".
- Цецилия Владимировна Вивер (1860-1922), жена Д. А. Хилкова. С. А. Толстая называет ее "сожительницей" Хилкова, потому что они не венчались, не признавая церковных обрядов, и не крестили своих детей.
26 января
- Евгений Николаевич Малютин, приват-доцент Московского университета.
- Молокане-крестьяне - сектанты Бузулукского уезда Самарской губернии, у которых в 1897 г. за сектантство были отобраны дети и помещены для воспитания в православной вере в монастыри. У крестьянина дер. Антоновки, Самошкина, был отобран единственный сын, у крестьянина Болотина отобраны две девочки, у крестьянина села Бобровки Всеволода Шепелева были взяты трое детей. Толстой, к которому обратились молокане за помощью, принял в их деле большое участие: дважды писал царю (10 мая и 19 сентября 1897 г.), которому оба письма лично были вручены знакомым Толстых, гр. Адамом Васильевичем Олсуфьевым; просил Кони хлопотать о деле в Сенате, просил барона Федора Егоровича Мейендорфа, начальника канцелярии императорской главной квартиры, дать ход прошению молокан; обращался с письмами в печать: в "Русские Ведомости" и к кн. Ухтомскому в "С.-Петербургские Ведомости". По просьбе Толстого, по поводу отнятия у молокан детей хлопотала бывшая по своим делам в январе 1898 г. в Петербурге Т. Л. Сухотина, обратившаяся по этому делу непосредственно к обер-прокурору св. Синода Победоносцеву. В результате этих хлопот дети молоканам были возвращены. (См. письма Толстого к царю в книге "Лев Толстой и русские цари". М., 1918, и интересный дневник Т. Л. Сухотиной (Толстой) с записью ее посещения по делу молокан Победоносцева. "Толстой. Памятники творчества и жизни". III, М., 1923).
- Граф Сергей Юльевич Витте (1849-1915), в 1898 г. - министр финансов, позднее премьер-министр. Статьи Елизаветы Андреевны Берс о дифференциальном железнодорожном тарифе печатались в "Новом Времени".
27 января
- Константин Николаевич Боборыкин (1829-1904), севастопольский товарищ Толстого. В 1866-1876 гг. был оренбургским военным губернатором и наказным атаманом оренбургского казачьего войска. В 1876-1888 гг. орловским губернатором. Впоследствии генерал-лейтенант. См. его отрывки воспоминаний о Толстом, относящиеся к севастопольскому времени. Н. Н. Кашкин. "Родословные разведки", II, стр. 557-558.
28 января
- Поль Маргерит (р. 1860 г.), французский романист, с 1896 г. постоянно писал вместе со своим братом Виктором (р. 1867 г.). Роман "Le desastre" из времен франко-прусской войны 1870-1871 гг. написан ими в 1898 г.
29 января
- "Вернулась Таня из Петербурга". Т. Л. Сухотина пишет в своем дневнике под 4 февраля 1898 г. о своей поездке: "Другое мое дело в Петербурге было пропагандирование моего альбома французских картин и искание в Публичной библиотеке образцов современного немецкого искусства. Для этого я несколько часов в день сидела в Публичной библиотеке с милейшим Стасовым, который мне искал то, что мне могло понадобиться... Немецкая новая живопись поразила меня своей грубостью... Все-таки я кое-что отобрала. Альбомы мои пошли очень быстро. Только второй месяц, как они изданы, и почти все уже разошлись. Буренин написал о них очень лестную рецензию, которая очень их подвинула. (См. "Толстой. Памятники творчества и жизни". III, М., 1923, стр. 64-74). Издание альбома немецкой живописи, про который пишет Т. Л. Сухотина, не осуществилось. Альбом французских картин - это "Картинная галерея "Посредника". Издание Т. Л. Толстой. I. "Последний луч" картина Ж. Бретона и другие картины французских художников. Москва, 1898.
1 февраля
- О рисунке Крамского Толстой пишет в XVI главе статьи "Что такое искусство?": "Есть много картин, изображающих личные чувства различных людей, но картин, передающих подвиги самоотвержения, любви христианской очень мало и то преимущественно среди малоизвестных живописцев и не в оконченных картинах, а чаще всего в рисунках. Таков рисунок Крамского, стоящий многих его картин, изображающий гостиную с балконом, мимо которого торжественно проходят возвращающиеся войска. На балконе стоит кормилица с ребенком и мальчик. Они любуются шествием войск. А мать, закрывши лицо платком, рыдая, припала к спинке дивана".
- Виктор Гюго (1802-1855), французский романист. Рассказ Гюго "Les pauvres" под заглавием "Бедные люди" в прозаическом изложении В. Микулич помещен Толстым, как недельное чтение в "Круге чтения" между 7 и 8 января.
2 февраля
- Марья Аркадьевна Офросимова, урожд. Столыпина, сестра премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина.
- Мария Леонидовна Урусова, рано умершая талантливая музыкантша, дочь приятеля Толстого, кн. Леонида Дмитриевича Урусова, переводчика Марка Аврелия, бывшего тульским вице-губернатором.
12 февраля
- Толстой записал в своем дневнике под 19 февраля 1898 года; "За это время все исправлял и дополнял и портил последние главы об искусстве". В XII главе "Что такое искусство?" он пишет: "Лучшею иллюстрацией вредного влияния критики может служить отношение ее к Бетховену. Среди по заказу, второпях писанных, бесчисленных произведений его есть, несмотря на искусственность формы, и художественные произведения, но он становится глух, не может слышать в начинает писать уже совсем выдуманные, недоделанные и потому часто бессмысленные, непонятные в музыкальном смысле произведения... Критика же, раз признав его великим композитором, с особой радостью ухватывается именно за эти уродливые произведения, отыскивая в них необыкновенные красоты. Для оправдания же своих восхвалений, извращая самое понятие музыкального искусства, она приписывает музыкальному искусству свойство изображать то, чего оно не может изображать, и являются подражатели... тех уродливых попыток художественных произведений, которые пишет глухой Бетховен".
Вторично Толстой упоминает о Бетховене в XIV главе статьи. Здесь он сравнивает пенье деревенских баб с 101 сонатой Бетховена, и отдает предпочтение первому.
14 февраля
- Ивам Петрович Брашнин (1826-8 апреля 1898). 30 марта 1898 г. Толстой писал А. К. Чертковой: "Вы знаете, есть старик, богатый купец Брашнин, близкий нам по духу. Я уже лет 15 знаю его. У него рак печени, как определяют врачи. Я был у него раз зимою. Он был очень плох, худ, желт, но на ногах еще. С неделю тому назад Александр Никифорович (Дунаев) зашел ко мне утром с известием, что Брашнин умирает и прислал мальчика звать проститься с ним. Мы пошли и застали его умирающим. Первое мое слово было - спокоен ли он. Совершенно. Он в полной памяти и ясности ума поблагодарил меня, простился со мной, и я с ним, как прощаются с вперед уезжающим путешественником. С грустью поговорили о том, что его жена и дети - все язычники, но без упрека им. Я сказал, что увидимся еще. Он спокойно ответил: "Нет уже". Простился, поблагодарил за наше общение. Все так просто, спокойно, серьезно... Я думаю, что это так происходит главное от того, что нет в их сознании лжи, которая теперь при близости смерти ясно бы обнаружилась и сделала бы смерть мучительной. Нет ни причастия, ни Иверской, ни дорогих врачей, ни завещаний, ни соборований. Правда, и в том, и в другом случае нет особенно мучительных страданий, затемняющих сознание".
15 февраля
- Вера Федоровна Сологуб, дочь Федора Львовича Сологуба, музыканта, актера и художника, о котором говорит в своих воспоминаниях Н. В. Давыдов.
17 феврали
- Книга, про которую говорил П. А. Сергеенко, была им вскоре издана под заглавием "Кал живет и работает Лев Толстой". Первое издание - М., 1898, второе - М., 1908.
19 февраля
- П. А. Сергеенко и Т. Л. Сухотина писали вместе драму из светской жизни, называвшуюся "Сандра". Драма напечатана не была.
- Дом, в котором родился и рос Толстой, продан им о 1854 году помещику Горохову в село Долгое, в 19 верстах от Ясной Поляны. 4 декабря 1897 года Толстой ездил в село Долгое, чтобы взглянуть на тот дом, с которым у него было так много связано воспоминаний. В дневнике под 6 декабря 1897 г. он записывает: "4-го ездил в Долгое. Очень умиленное впечатление от развалившегося дома. Рой воспоминаний". В 1911 году усадьба в Долгом, несколько раз переходившая из рук в руки, вместе с домом куплена местными крестьянами. В 1913 году дом, по постановлению сельского схода, был разобран на дрова и на кирпич и разделен по дворам. Сергеенко ездил в Долгое в феврале 1898 г. "Гнетущее чувство овладело нами, - пишет он, - когда мы, балансируя по перекладинам, вошли в полуразрушенный дом с торчащими балками, развалившимися стенами и грудами мусора... В угловой комнате, где родился великий писатель, лежали в беспорядке какие-то обломки и был навален разный хлам". (П. Сергеенко "Как живет и работает гр. Л. Н. Толстой". М., 1908, стр. 109-110). Три фотографии дома, где родился Толстой, снятые тогда же фотографом-любителем, профессором Московского университета Петром Васильевичем Преображенским, помещены на стр. 109-110 вышеупомянутой книги. Собственноручно начерченный Толстым план дома находится в Государственном Толстовском музее в Москве.
22 февраля
- Стихотворение "Восход солнца" написано Тютчевым в 1865 году.
23 феврали
- Маша, жена повара. Марья Васильевна Румянцева, дочь Василия Васильевича Суворова, медника, бывшего дворового Толстых. Замужем за Сергеем Николаевичем Румянцевым, бывшим много лет поваром у Толстых. Не раз служила в доме Толстых горничной.
- Николай Сергеевич Жилнев, ученик Танеева, музыкант-теоретик. После революции работал в Музгизе. В настоящее время (1932 г.) состоит членом Ассоциации композиторов.
24 февраля
- Вера Сергеевна Толстая (1865-1923), племянница Толстого. О ее болезни Толстой 25 февраля 1898 г. писал С. Н. Толстому: "...получил твое письмо, которому оч