Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 71, Письма 1898, Полное собрание сочинений, Страница 8

Толстой Лев Николаевич - Том 71, Письма 1898, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ременный, другой общий философский, религиозный, научный, даже художествен-ный, в роде фельетонов, т. е., что в этом отделе будут помещать-ся то научные, то философск[ие], то религиозн[ые], то худож[ественные] статьи. Какие будут.
   Первый же отдел должен заключать в себе:
   1) Передовые статьи: обсуждение важнейшего с христ[ианской] точки зрения события в данное время: духоборы, Китай, (2) война Исп[ано]-Амер[иканская]. (3)
   2) Политическое] обозр[ение] - все считающиеся важными современные политические события с христианской] точки зре-ния.
   3) Государственные, церковные и экономические, явные и скрываемые преступления во всех государствах, в особенно-сти в России.
   4) Милитаризм......... (1)
   5) Обманы веры... (1)
   6) Жизнь рабочего и привилегированного класса.
   7) Критика художественная с христианской] точ[ки] зрения.
   8) Библиография - указания хороших и вредных книг. Таков должен быть первый отдел, во второй же отдел войдут все те пункты: беллетристика, если она стоит того, т. е. перворазборная, а иначе - нехорошо, свобода совести и все другие, пропущенные мною отделы, если будут по ним статьи. Самые важные и наиболее желательные:
   1) Религиозная наука -..... (1)
   2) Государство и церковь и их истинное значение, 3) нрав-ственная гигиена, 4) физ[ический] труд.
   Обращение к читателям посылаю с теми замечаниями и по-марками, к[оторые] я сделал. Мож[ет] быть, я плох и слаб, но я поработал над тем и другим и я в своих замечаниях и помарках выразил мое мнение, как оно сложилось во мне.
   О фактах, о кот[орых] вы спрашиваете меня, лучше всего обратиться к Дун[аеву]. Заглавие Совесть лучше, чем Жизнь, но хотелось бы еще лучше. Опасность главная, по-моему, не в том, что будет серо - это не так опасно, а в том, чтобы не было сентиментально, т. е. не было бы выражения неиспыты-
   Ответ на письмо М. Л. Оболенской от 14 мая, в котором она писала о своей жизни и о своем желании повидать Толстого (см. "Vater und Tochter", стр. 103-105).
  
   (1) Суд над сектантами состоялся не в Орле, а в г. Трубчевске 19 мая 1898 г. См. об этом в письме Толстого к С. А. Толстой от 20 мая 1898 г., т. 84, стр. 320.
   (2) См. об этом прим. 1 к письму N 155.
   (3) С. Н. Толстая, жена И. Л. Толстого.
   (4) Елизавета Андреевна Берс (1843-1919), свояченица Толстого, старшая сестра С. А. Толстой.
   (5) Михаил Львович Толстой (1879-1944), сын Толстого.
  
  

137. Я. П. Полонскому.

  
   1898 г. Мая 20. Гриневка.
  
   Спасибо вам, дорогой Яков Петрович, за ваше доброе письмо. Я не был недоволен и тем письмом, но вы, как чуткий к доброте человек, захотели растопить последние остатки льда и вполне успели в этом. От души благодарю вас за это. Вы, верно, знаете, какое преобладающее перед всем другим [значение] приобретает в старости доброта. Я и всегда особенно ценил легенду об Иоанне Богосл[ове], под старость говорившем только: бра-тья, любите друг друга; а теперь особенно умиляюсь перед нею. Это одно на потребу. -
   Живу я теперь у второго сына и занимаюсь распределением помощи нуждающимся крестьянам и Чернского и Мценского уезда, на границе кот[орого] я живу в 7 верстах от Спасского, через к[оторое] часто проезжаю, т[ак] к[ак] самая большая нуж-да в деревнях, окружающих Спасское. Очень приятно было узнать, что крестьяне в имении нашего друга были так хорошо наделены землею, в особенности в сравнении с окружающими, что нужды там нет. Проехал я через сад, посмотрел на кособокий милый дом, в кот[ором] виделся с вами последний раз, (1) и очень живо вспомнил Тургенева и пожалел, что его нет. Я уже лет на пять пережил его.
   Вы говорите про старость. Я тоже чувствую и очень ее приближение, и мне кажется, что то ослабление жизнедеятельности, к[оторое] мы чувствуем здесь, не есть уменьшение жизни, а только начинающийся уже переход в ту жизнь, кот[орой] мы еще не сознаем. Когда же мы умрем, мы вдруг сознаем ее. Прощайте, дай бог спокойствия и любви и к другим и от других.
  

Ваш Л. Толстой.

  
   20 мая 1898.
  
   Передайте привет вашей жене (2) и детям, к[оторых] не могу представить себе большими.
  
  
   Впервые опубликовано в "Сборнике Государственного Толстовского музея", М. 1937, стр. 231.
   Ответ на письма Полонского от 14 апреля и 5 мая. См. "Летописи", 12, стр. 220-222.
  
   (1) Спасское, имение И. С. Тургенева (1818-1883), Мценского уезда Орловской губ., где Толстой и Полонский виделись 9-10 сентября 1881 г. О положении крестьян с. Спасского Толстой писал в статье "Голод или не голод?" См. т. 29.
   (2) Вторая жена Полонского, Жозефина Антоновна, рожд. Рюльман, скульптор-любительница.
  
  

138. С. Л. Толстой от 20 мая 1898 г.

* 139. П. А. Буланже.

  
   1838 г. Мая 21-22? Гриневка.
  
   Всё лучше карточка, чем ничего, дорогой Павел А[лександрович]. - Спасибо вам за присылку вырезки. Ваше недоумение я понимаю. Я думаю, что я не прав, как бы оправдывая, но несправедливо и обвинять в сознательности поступков (1). Всё-дело в сложности устройства. Я теперь пишу про это. (2) Может быть, будет яснее. Если напишете мне подробно о своей жизни, то буду очень рад, но прошу вас не писать, п[отому] ч[то] вам слишком много дела. А попросите от меня М[арью] В[икторовну], мне написать именно об этом, о подробностях вашей - всей еемьи - жизни. Я буду ей очень благодарен. Я, как вы знаете, живу у Ильи. Забавно видеть те препятствия, к[оторые] делают нам в нашем деле. (3) Я лично делаю мало. Мне много помогает Илья и его жена. Делаю же мало п[отому], ч[то] последнее емя нездоров: болит спинной верхний позвонок, и большая непривычная слабость и вялость. От этого давно не мог писать даже писем. Нынче лучше. Впрочем, спокоен и радостен. Целую вас и всех друзей.
  
   На обороте: Англия. Angleterre. P. Boulanger. Sparron wick House. Mundon ur. Maldon. Essex.
  
  
   Датируется на основании почтовых штемпелей.
   Ответ на письмо Буланже от 15 мая, в котором Буланже сообщал о посылке Толстому вырезки ив газеты "Daily Chronicle", с письмом Тол-стого в "Иностранные газеты" от 19 марта 1898 г. (см. N 81) о положении духоборов, и писал о "недоумении", которое вызвало это письмо.
  
   (1) Буланже писал: "Вы пишете, что высшие власти, должно быть, не знают про то, что делается с духоборами. Как можно представить, чтобы они не знали? Ведь вся их задача состоит в том, чтобы потушить этот пожар, и как же не знать, когда вот уже 2 года (больше), как пишут в русских и иностранных газетах об этих ужасах".
   (2) Толстой писал в то время статью "Голод или не голод?" (датировано:. 26 мая 1898 г., см. т. 29), а также "Воззвание" - статью по рабочему вопросу (см. т. 34).
   (3) Толстой имеет в виду дело помощи голодающим, которым он зани-мался, живя в имении И. Л. Толстого. См. об этом: И. Л. Толстой, "Мои воспоминания", изд. "Мир", М. 1933, стр. 198-200.
  
  

140. Е. П. Карпову.

  
   1898 г. Мая 22. Гриневка.
  
   Милостивый государь
  
   Евтихий Павлович,
  
   Очень благодарен лицам, пожертвовавшим 2 тысячи рублей, за их доверие ко мне и постараюсь употребить наилучшим обра-зом эти деньги по назначению.
   Так как времени осталось до нового урожая немного, а в устройстве столовых я встречаю неожиданные препятствия в администрации, то очень может быть, что я не успею распределите эту помощь в Тульской губернии в нынешнем году. К сожалению, виды на новый урожай в нашей губ. так плохи, что помощь эта будет еще более нужна в будущем году, что я и седлаю, если жертвователи ничего не будут иметь против этого если буду жив. В случае же моей смерти это сделают мои помошники.
   Деньги вышлите до 29 мая в г. Чернь, а после 29 в Тулу.
   С совершенным уважением остаюсь готовый к услугам
  

Лев Толстой.

  
   22 мая 1898.
  
  
   Впервые опубликовано в сборнике "Летописи", 2, стр. 217.
   Евтихий Павлович Карпов (1S57-1926) - драматург и режиссер русской драматической труппы императорских театров в Петербурге. В письме от 13 мая сообщал, что среди артистов труппы собрано две тысячи рублей на помощь голодающим, которые они хотят направить в распоряжение Толстого. Спрашивал, куда выслать.
   На письме Толстого помета неизвестной рукой: "Выслано 2025 р. 3 июня 98".
  
  

141. С. А. Толстой от 22 мая 1898 г,

142. В. Г. Черткову от 23 мая 1898 г.

143. С. А. Толстой от 24 мая 1898 г.

* 144. М. О. Меньшикову.

  
   898 г. Мая 25. Гриневка.
  
   Дорогой М[ихаил] О[сипович]. Я написал статью о том, каким я, распределяя порученные мне пожертвования, нашел положение народа. Вероятно, встретятся цензурн[ые] затруднения. Если вы в Петербурге, возьмите на себя труд поместить ее - выпустить, что найдете нужным. Вообще позвольте вам вполне поручитъ это дело. Известите поскорее, могу ли рассчитывать на вас. (1)
  

Л. Толстой.

  
  
   На обороте: Петербург. Редакция Недели. Михаилу Осиповичy Меньшикову.
  
   Датируется на основании почтовых штемпелей.
   Меньшиков ответил согласием - телеграммой от 26 мая 1898 г. Стаья "Голод или не голод?" была напечатана с цензурными пропусками в газете "Русь" 1898, NN 4-6, и полностью в "Листках Свободного слова" 1898, 2, стр. 1-13. См. т. 29. См. еще письма NN 149, 161 и 164.
  
  
   145-147. С. А. Толстой от 27 и 30 (две телеграммы) мая 1898 г.
  
   148. В. Г. Черткову от 6-7 июня 1898 г.
  
  

* 149. М. О. Меньшикову.

  
   1898 г. Июня 7. Я. П.
  
   Дорогой Михаил Осипович!
  
   Вы, вероятно, обвиняете меня в неблагодарности: на ваше прекрасное и важное большое письмо, на малое и телеграммы я ничего не отвечал. Произошло это оттого, что я заболел диссентерией, поехавши в самую дальнюю часть уезда, и пролежал там около 10 дней. (1) Вчера я вернулся, прочел ваши письма, поправил статью и прибавление к ней (2) и посылаю всё это вам с просьбой напечатать. Самое лучшее, разумеется, было бы в Петербургских Ведомостях, потому только, что госуд[арь], говорят, читает их. Впрочем, и в месте печатания и в вы-пусках и в изменениях, какие найдете нужными сделать, посту-пайте, как найдете лучшим. Я знаю, что всё, что вы сделаете, будет хорошо. Статья слабая, но я не мог сделать лучше, а напи-сать и напечатать для дела надо поскорее. Я и теперь еще очень слаб и чувствую себя нездоровым. Но дома и стены помогают. Простите, что утруждаю вас, дорогой М[ихаил] О[сипович]. Братски целую вас.
  

Л. Толстой.

  
   6 июня.
  
   При этом прилагаю два листка денежного отчета прихода и расхода по 22 мая. Их надо поместить после слов: получат другое назначение. Перед словами: таково мое личное дело. (3)
  
  
   На конверте: Петербург. Редакция Недели. Михаилу Осипо-вичу Меньшикову.
   Год в дате определяется по почтовому штемпелю.
  
   (1) Толстой с 30 мая по 5 июня болел, находясь в имении П. И. Левицкого Алексеевское, Черненого уезда Тульской губ.
   (2) Прибавление к статье "Голод или не голод?", помеченное датой "4 июня 1898 г.". См. т. 29.
   (3) В печатном тексте, опубликованном в N 2 "Листков Свободного слова", этот денежный отчет отсутствует.
  
  

* 150. П. В. Гуляеву.

  
   1898 г. Июня 9. Я. П.
  
   Дорогой Иван Васильевич.
  
   Я почти был уверен, что ваша попытка поселиться в деревне не удастся. Хорошо то, что всё это скоро разрешилось. Боюсь только, чтобы эта попытка не ухудшила ваших отношений с род-ными. Если это так, то это очень жаль, и вам надо употребить все старания и усилия для того, что[бы] поправить то, что испорчено, и, если можно, улучшить отношения. Часто бывает, что ищешь для исполнения воли бога, как ее понимаешь, изве-стного положения, освобождающего от тех помех, к[оторые] препятствуют исполнению, но не успеешь оглянуться, как так полюбишь, пожелаешь этого нового положения, что ищешь его уже не для исполнения воли бога, а для исполнения своего желания. И вот тут-то надо сделать новое усилие над собой, отречься от своего желания, если только исполнение его мешает исполнению воли бога (любви), и примириться с прежним поло-жением, к[оторое] вследствие этого (если только всё искренно) теряет большую долю своей тяжести, становясь свободно и сознательно избранным. Я заперт в тюрьме и тягощусь своим бездействием, считаю его грехом и хочу бежать. Но чтобы бежать, я должен погубить человека. И вот я возвращаюсь в тюрьму, и положение мое в ней получает другое значение. Мысль милого М[ихаила] Осиповича совершенно справедлива, если бы она высказана была в форме пожелания - видеть вас женатым на согласной по духу девушке и на земле, кот[орую] вы приобрели своим трудом. Я тоже был бы рад видеть вас в этом положении, но не советую вам ставить себе это, или даже ккакое-либо определенное положение, целью. Очень может быть, что из двух сил вашего духовного или вашего животного стремления выйдет это самое, но выйдет нечаянно, а не как до-стижение цели.
   Мне думается, что большая доля наших страданий происходит оттого, что мы забываем свое преходящее положение, что вся жизнь наша не есть нечто стоячее, а постоянное движение от рождения до смерти, и что поэтому нам не только не надо цепляться за какое-нибудь положение, а напротив, сколько возможно отцепляться, уменьшать трение для того, чтобы в нашем шествии через жизнь быть в силах наилучшим образом исполнять обязанности, возложенные на нас пославшим. А обязанность главная в том, чтобы разжигать в себе свет истины и любви, для того, чтобы приближаться к богу, не заботясь о действии этого света на других, но зная, что свет только потому и свет, что светит. Прощайте, дружески целую вас.
  

Любящий вас Л. Толстой.

  
  
   Дата рукой Т. Л. Толстой на копии в копировальной книге N 1, лл. 132-133.
   Иван Васильевич Гуляев-крестьянин Орловской губ., деревни Грибоедовки; художник-самоучка, в 1898 г. работавший в фотографии сначала в Ельце, затем в Воронеже. В первый раз был у Толстого 22 марта 1898 г. с рекомендательным письмом М. О. Меньшикова от 18 марта 1898 г. В 1899 и 1901 гг. Гуляев еще несколько раз виделся с Толстым.
   Ответ на письмо Гуляева от 2 июня, в котором Гуляев писал о своем желании вернуться в деревню и крестьянствовать и о неудачах, постиг-ших его в связи с этим; сообщал о получении им письма от М. О. Мень-шикова, который советовал ему "заработать несколько сот рублей, купить земли" и потом жениться.
  
  

151. П. Г. Маслянковскому.

  
   1898 г. Июня 9. Я. П.
  
   Я вполне понимаю ваше состояние и чувство и радуюсь и боюсь за вас.
   Я знаю, что испытываемое вами чувство просится наружу, но в этом наружном проявлении его, или, скорее, потребности его проявления лежит ошибка и опасность подмены высокого божеского чувства - низким человеческим. Хочется, чтобы люди чувствовали, понимали и действовали так же, как мы, а этого желать не должно, п[отому] ч[то] это не наше дело, а дело божие.
   Всю силу своего стремления надо обратить внутрь себя: стараться быть совершенным, как отец н[аш] не[бесный], и тогда только сила эта несомненно проявится во вне. Разжигать костер своей души, чтобы он горел весь, а кто и как будет и будет ли кто греться окало него, это уж не наше дело. В этом состоит мой совет вам. Я, кажется, знаю вас по Ге, (1) с которым вы сблизились.
   Братски приветствую вас. Передайте мой привет Файнерману. (2)
  

Любящий вас Л. Толстой.

  
   9 июня.
  
   Еще позволяю себе советовать вам: стараться выражать свой мысли как можно яснее, без мистицизма. Слова же ваши: "Снимаю проклятие с ев[реев] и Хр[истос] воскрес" не ясны.
  
  
   Впервые опубликовано в газете "Южная мысль" 1911, N 56. Год в дате определяется по письму Маслянковского.
   Перец Григорьевич Маслянковский (р. 1864) - сын мелкого торговца-еврея из Елисаветграда; работал в аптеке.
   Ответ на письмо Маслянковского от 3 июня, в котором Маслянковский сообщал, что в праздник "троицы" он зашел в православный собор и был поражен, что священник читал на непонятном для слушателей славян-ском языке. "Я очутился на амвоне, - писал он, - и громовой голос раздался из слабой груди: "Христос воскресе. Снимаю проклятие с еврей-ского народа. Любите друг друга". За это он был отведен в полицию.
  
   (1) Николай Николаевич Ге (1857-1941), старший сын художника Ге. См. о нем в т. 63, стр. 208.
   (2) Исаак Борисович Файнерман (1862-1925), знакомый Толстого, в то время сочувствовавший его взглядам. См. о нем в т. 63, стр. 412-413.
  
  

* 152. И. М. Трегубову.

  
   1898 г. Июня 9. Я. П.
  
   9 июня.
  
   Дорогой И[ван] Михайлович]. Письмо ваше ог 30 мая меня очень порадовало. Я всей душой согласен со всем тем, что вы там пишете. Для человека, искренно верующего в то, что жизнь наша только в исполнении воли бога и что это исполнение духовно и ничем не мож[ет] б[ыть] воспренятствовано, нельзя желать изменять свое внешнее положение. Такое желание означает или то, что мы хотим исполнить свою, а не божью волю, или то, что мы не верим в всемогущество бога, т. е. в то, что проявлению его в нас не может мешать ничто матерьяльное. Вашу замену физической работы - умственной я тоже вполне одобряю. В каждой общине от вас потребовали бы той работы, в к[оторой] вы можете больше сделать полезного другим. Пожа-луйста, не оставляйте меня без писем. Пишите о себе. Вы знаете, как вы близки и дороги мне. Я ездил к сыну Илье и там устраи-вал столовые для нуждающихся крестьян на деньги, к[оторые] надавали мне, и там заболел. Теперь мне лучше и я в Я[сной] Поляне. Целую вас.
  

Л. Толстой.

  
  
   На обороте: Курляндск. губ. город Гробин. Ивану Михайло-вичу Трегубову.
   Год в дате письма определяется по почтовому штемпелю. Ответ на письмо Трегубова от 30 мая, в котором Трегубов сообщал о своем решении не ехать в Англию. "Я думаю, - писал он, - что мне не следует избегать посланного мне стеснения и искать таких или иных выходов из него"; далее сообщал о своем намерении бросить портняжное ремесло, которым он занимался, и просить администрацию о разрешении ему "давать уроки детям".
  
  

153. Н. Е. Федосееву.

  
   1898 г. Июня 9. Я. П.
  
   Дорогой Николай Евграфович,
  
   Чувствую к вам большую благодарность и близость вслед-ствие вашего доброго участия к нашим друзьям. Благодарю вас за сведения, кот[орые] вы мне сообщаете в вашем последнем письме от 28 мая. (1) Пожалуйста, продолжайте писать мне все, что будете знать о них. Передайте, пожалуйста, если бу-дет можно, им мою любовь и то, что очень и очень многие: и в России и за границей знают и любят их и желают им быть полезными. У нас есть небольшая сумма, около 3000 р., к[оторая] хранится в банке, предназначенная на помощь духо-борам. Надеюсь, что соберется больше. Деньги эти мы думаем употребить на помощь при переселении. Если же нужнее для поселения якутских, то можно часть ее употребить и туда. Пускай они сами решат. Мне писал письмо из Иркут[ской] тюрьмы Худяков. (2) Я не отвечал ему, во 1-х, потому, что не знал, застанет ли его письмо в Ирк[утске], а во 2-х, п[отому], ч[то] боюсь всегда моими письмами к духоб[орам] испортить их положение, т[ак] к[ак] правительство старательно пре-пятствует всякому моему сношению с ними.
   Если вы увидите его, скажите ему, что я с радостью прочел его письмо и что не я один, но много людей помнят их, следят за ними и стараются помочь им. Передайте им, что на днях, проехал здесь Ивин (3) с семьею. Он едет в Англию и по ошибке вместо того, чтобы ехать югом из Батума, заехал в Москву и в Ясную Поляну и не застал меня (я был в глухом месте Черн[ского] уезда для помощи нуждающимся от неурожая и там заболел). Он застал мою дочь, кот[орая] направила его в Петербург, откуда, надеюсь, он с помощью друзей доедет благополучно в Англию. Скажите еще, что от Петра Васильевича (4) мы, к сожалению, давно не получали писем. Скажите еще, что из Карской области Андросов (5) мне пишет, что там начальство отбирает лошадей и коров и продает с аукциона, но что они не падают духом и живут хорошо. Скажите им, что я думаю, что теперь хуже уже не будет, а напротив, пойдет всё к лучшему. Я надеюсь, что правительство скоро переменит свой образ дей-ствия; думаю, что если выселится большая часть, то выпустят и сосланных в Якутск, если не сейчас, то со временем. Дай бог только якутским изгнанникам душевной силы, терпения, сми-рения и любви. Претерпевый до конца спасен будет.
   Не пишу прямо Ольховику и другим братьям, п[отому] ч[то] не хочется писать через заседателя. Кто вы? За что сосланы? Какое теперь ваше положение? И каково ваше душевное состоя-ние? Если вам не неприятно ответить на эти вопросы, то буду благодарен вам.
  

Любящий вас Л. Толстой.

  
   9 июня 1898.
  
  
   Печатается по копировальной книге N 1, лл. 136-137. Впервые опубликовано в "Литературном наследстве", N 37-38, М. 1939, стр. 288-289.
  
   (1) Письмо Федосеева от 28 мая неизвестно. Быть может, Толстой упо-минает о письме Федосеева от 1 мая, полученном Толстым 28 мая (почто-вый штемпель: "Москва 26 мая 1898"). См. "Литературное наследство", N 37-38, 1939, стр. 286-287.
   (2) Николай Федорович Худяков. См. письмо N 170.
   (3) Иван Ивин, духобор, уехал в Канаду для осмотра земли вместе с П. Махортовым осенью 1898 г.
   (4) П. В. Веригин. См. письмо N 165.
   (5) Михаил Андросов, духобор. См. о нем в т. 70.
  
  

154. С. И. Танееву.

  
   1898 г. Июня 9. Я. П.
  
   Только вчера получил ваше письмо и деньги, уважаемый Сергей Иванович. Я был в отъезде и болен. Мне очень приятно было видеть в вашей посылке сочувствие народу и его нужде. Я сделал уже распоряжение об употреблении этих денег соот-ветственно их назначению. Несмотря на то, что администрация всячески препятствует нам, мы делаем, что можем.
   Я написал об этом статью, (1) не знаю, напечатают ли газеты. Не зная, где вы, адресую в Консерваторию. Дружески жму вам руку и от души желаю всего хорошего.
  

Лев Толстой.

  
  - июня 1898 г.
  
   Впервые опубликовано в сборнике "Летописи", 2, стр. 218.
   Сергей Иванович Танеев (1856-1915) - пианист, композитор и му-зыкальный критик; профессор, в 1885-1889 гг. директор Московской консерватории. Был хорошо знаком с семьей Толстых, нередко бывал в их доме в Хамовническом переулке в Москве, а в 1895 и 1896 гг. летом жил в Ясной Поляне. См. о нем в тт. 53 и 54.
   Ответ на письмо Танеева от 18 мая, в котором Танеев извещал Толстого о посылке 300 рублей на устройство столовых для голодающих.
  
   (1) "Голод или не голод?".
  
  

155. С. Н. и И. Л. Толстым.

  
   1898 г. Июня 7-10? Я. П.
  
   Милые друзья Соня и Илья.
  
   Пожалуйста, продолжайте дело, как начато, и даже расши-ряйте, если есть настоящая необходимость. (1) Я могу прислать еще 300 рублей. Тысячу же пятьсот я оставлю, так как написал об этом жертвователям, (2) 2000 же еще не получал. (3) Я послал свою статью и отчет о 3000 с чем-то рублей. (4) Расхода там выве-дено около 2500. Пожалуйста, Илюша, пришлите мне расчет остальных денег поаккуратнее, так, чтобы можно было послать в газеты.
   Очень мне оставило хорошее впечатление мое пребывание у вас. Я ближе вас узнал, понял и полюбил.
   Здоровье мое лучше, но не могу сказать, чтобы было хорошо. Всё еще очень слаб.
  

Л. Т.

  
   Внучат милых и Анночку, (5) очень целую. Кто из них у ба-бушки? (6)
  
  
   Печатается по первой публикации в газете "Русские ведомости" 1911, N 256. Дата определяется по содержанию. Возможно, что письмо было написано 7 июня, в день отсылки статьи "Голод или не голод?" М. О. Меньшикову (см. письмо N 149), и не позднее 10 июня, так как 11 июня И. Л. Толстой приезжал в Ясную Поляну (см. запись С. А. Тол-стой в ее "Ежедневнике" 11 июня).
   Илья Львович Толстой (1866-1933) - второй сын Толстого. См. о нем в т. 63, стр. 170.
   Софья Николаевна Толстая, рожд. Философова (1867-1934) - пер-вая жена И. Л. Толстого (с 1888 г.), автор воспоминаний, опубликованных в сборнике: "Vybrane Spisy Lvа Nik. Tolsteho a о Tolstem. L. N. Tolstoy: v zrcadle sonopasniku. Usprodal V. Cervinka", Praza 1930 ("Избранные произведения Л. Н. Толстого и о Толстом. Л. Н. Толстой в отображении современников". Собрано В. Червинкой, Прага 1930).
  
   (1) Речь идет о помощи голодающим в Червском уезде Тульской губ. и в Мценском уезде Орловской губ. Толстой занимался устройством столовых и раздачею продовольствия голодающим, живя в имении И. Л. Толстого Гриневка, Чернского уезда. См. об этом И. Л. Толстой, "Мои воспоминания", изд. "Мир", М. 1933, стр. 198-200.
   (2) Толстой писал 20 мая Е. И. Мансуровой, по поводу предложенных ею 1000 рублях для помощи голодающим, прося разрешения обратить их для помощи духоборам (письмо это неизвестно, см. прим. к письму N 168 и список писем, текст которых неизвестен). Возможно, что вто-рым жертвователем, к которому Толстой обратился с такой же просьбой, была В. Ф. Мевиус (см. письмо N 91).
   (3) Имеются в виду деньги от драматической труппы императорских театров, пересланные через Е. П. Карпова.
   (4) См. письмо N 49.
   (5) Михаил Ильич (1893-1919), Андрей Ильич (1895-1920), Илья Ильич (р. 1898) и Авна Ильинична Толстые.
   (6) Софья Алексеевна Философова, рожд. Писарева (1847-1901), мать С. Н. Толстой.
  
  

156. Ф. Б. Гецу.

  
   1898 г. Июня 14. Я. П.
  
   Милостивый государь
  
   Дорогой г. Гец.
  
   Я прочел ваше письмо, и, по правде сказать, очень сожалею о том труде, кот[орый] вы положили на составление его. Вы, - как и большинство образованных, искренних и верующих евреев, стараетесь доказать, что всё, что мы видим в христиан-стве, всё это есть уже в еврействе; но этого не может быть, п[отому] ч[то] история не ходит назад, и в действительности этого нет, п[отому] ч[то] всякий беспристрастный судья, японец, китаец, - кот[орый] прочтет библию и прочтет евангелие, не может не увидать, что центр тяжести того и другого учения иной. В первой центр тяжести, главная основа в том, что люди должны исполнить волю, или, скорее, завет, учиненный с богом, во втором главная основа признание божественности человеческой природы, сыновности богу и потому исполнение воли любимого отца. Вы скажете и говорите, что всё это есть и в еврействе. Но зародыш истины есть в самом первом проявлении ее. Прогресс, как и всякий, так и религиозный, состоит во всё большем и большем очищении истины от лжи и в более простом и ясном выражении ее. - Тезис ваш уже и потому не может быть доказан, что если бы было справедливо, что всё, что дало христианство, уже содержится в еврействе, то вся восемнадцативековая жизнь христианства была бы смешным недоразумением. Люди трудились и вырабатывали истину, кот[орая] давным-давно была уже открыта в еврей-стве.
   Я так мало приписываю значения словам, именам, что мне совершенно всё равно, как называть то жизнепонимание, кот[орое] я разделяю с многими и основы котор[ого] я нашел в евангелии. Пускай это будет новое еврейство, очищенный истолкованный талмуд, а церковное христианство будет назы-ваться язычеством, каким я и считаю его, но для того, чтобы называть это жизнепонимание, кот[орое] мне дорого и которым я живу, новым еврейством или талмудом, мне нужно, чтобы я нашел это жизнепонимание ясно и стройно выраженным в ев-рейской книге, так же или более ясно и стройно, чем в еванге-лиях. Ио так как этого нет, а есть надерганные из разных мест огромной письменности цитаты, имеющие одинаковый смысл с некоторыми местами евангелий, то я и не могу называть это последнее жизнепонимание иначе, как тем именем, с к[оторым] оно исторически связано, и не могу не называть все учения, предшествующие и не выражающие этого жизнепонимания, в том числе и церковное христианство, общим названием язы-ческих. Пишу лично вам, но никак не для печати. Если я оши-баюсь, простите мне.
  

Уважающий вас Л. Толстой.

  
   14 июня.
  
  
   На конверте: Вильна. Лукшики, д. Юхневича. Ф. Гец.
  
   Впервые опубликовано в переводе в немецкой брошюре: F. Goetz, "Leo Tolstoi und das Judentum", Рига (б. д.), стр. 69. Год в дате письма определяется на основании почтовых штемпелей.
   Файвель Меер Бенцелович Гец (р. 1853) - еврейский публицист и педагог. См. о нем в т. 65.
   Ответ на письмо Геца от 9 июня, в котором Гец сообщал о посылке Толстому своей брошюры, напечатанной анонимно: "Открытое письмо к графу Л. Н. Толстому" (Вильно 1898).
  
  
  

* 157. Н. В. Давыдову.

  
   1898 г. Июня 15. Я. П.
  
   Дорогой Николай Васильевич,
  
   Слышал, что вы были в Туле, и очень сожалел, что не заехали к нам. Вы хоть и уехали из Тулы, а я всё преследую вас прось-бами. Будьте добры, решите, может ли бывший у помещика прикащик, попавший ногой в непокрытое веретено молотиль-ной машины (он заявлял несколько раз об опасности такого положения веретена, тем более, что уже были от этого несча-стия) и лишившийся от этого ноги в 95 году, искать с помещика вознаграждения? Прикащик этот - крестьянин с большим семейством и теперь впал в нищету.
   Если можно искать (помещик богат (1) и сначала обещал по-мочь, потом бросил), то напишите мне или прямо ему: г. Одоен, Скоморошинская вол[ость], деревня Сизеново, Ивану Ники-тину; напишите: можно, и он приедет к вам или, если не нужно приезжать, составит и подаст прошение по вашему указанию; или напишите: нельзя.
   Пожалуйста, милый Николай Васильевич, не откажите. Очень вам благодарен. Дружески жму руку.
  

Лев Толстой.

  
   15 июня.
  
  
   Год в дате письма определяется датой ответного письма Давыдова. Николай Васильевич Давыдов (1848-1920) - юрист, в то время пред-седатель Московского окружного суда. См. о нем в т. 63, стр. 141-142.
  
   (1) О ком здесь идет речь, неизвестно.
   Давидов ответил письмом от 22 июня, в котором писал, что И. Никитин имеет "много шансов выиграть дело", и советовал ему приехать в Москву для переговоров.
  
  

* 158. И. М. Трегубову.

  
   1898 г. Июня 15. Я. П.
  
   На днях писал вам, милый друг И[ван] Михайлович], но вот получил письмо, очевидно по случаю, с вопросами, и пишу еще:
   Ни в Киеве, ни в Берлине, ни в Париже никого не знаю вполне близких по вере людей. В Киеве есть Еремич, (1) Поль. (2) Это молодые живописцы, но я их адресов не знаю. Я думаю, дойдет, если адресовать в школу живописи. Был там Злинченко,(3) но вчера узнал, что его сослали в Архангельскую губернию. Насчет вашей поездки в Англию я писал вам в том письме, могу прибавить только то, что всякая перемена места для своего удобства, связанная с тратой денег, т. е. чужих трудов, есть грех. Если мы точно верим, что жизнь наша в служении богу, то не можем искать изменения положения, п[отому] ч[то] слу-жить богу можно всегда и везде тем, чтобы становиться более и более духовным и потому совершенным.
   Переменять место можно без греха, по моему мнению, только тогда, когда эта перемена требуется другими людьми.
   Я был болен, теперь поправился, живу, как и прежде, дурно в Ясн[ой] Пол[яне], стараясь поправить дурноту своей жизни работой писания, но знаю, что не писать надо, а жить. А жизнь вся в грехе роскоши.
   Прощайте, милый друг, целую вас. Не унывайте. Вам хорошо.
  

Л. Т.

  
  
   Дата на письме рукой Трегубова.
   Ответ на письмо Трегубова от 28 мая, в котором Трегубов просил ука-зать адреса близких знакомых, проживающих в Киеве, Берлине и Париже, и сообщал о полученных письмах из Англии с приглашением ехать туда.
  
   (1) Степан Петрович Яремич (р. 1869), художник и историк искусства. См. о нем в т. 68.
   (2) Владимир Иванович Поль (р. 1875), художник, пианист, композитор и музыкальный критик, знакомый Н. Н. Ге.
   (3) Кирилл Павлович Злинченко (р. 1870), знакомый Толстого с 1895 г., с 1903 г. член РСДРП (большевик), автор ряда статей и воспоминаний о Толстом. См. о нем в т. 69.
  
  

* 159. П. И. Бирюкову.

  
   1898 г. Июня 17. Я. П.
  
   17/29 июня 1898 г.
  
   Дорогой Навел Иванович. Получил вашу программу и оглавление 1-го N. И то, и другое очень хорошо, но мне пришло в голову, не лучше ли вместо "Совесть"дать заглавие: "Свободное Слово" (1) или "Русское Свободное Слово". То претенциозно, а это проще и выражает сущность дела. Верно, теперь уже поздно, и вы, пожалуй, не согласитесь, но мне хотелось сказать свое мнение.
   Я опять заболел, лежу в постели, обычным желудочным, но очень сильным припадком, потому что недавно еще у меня был кровавый понос и я не успел оправиться. Напишу подробнее, когда буду в состоянии.
   Я написал статью о голоде, послал ее Меньшикову, прося поместить в Петербургских Ведомостях или в другом месте; по нынешнему письму Меньшикова (2) вижу, что едва ли она будет напечатана в России, и потому пошлю ее вам, а вы с Черт-ковым вместе решайте, что с ней делать. Перевести ли по-англий-ски и напечатать в большой газете? Для вашей же русской га-зеты она слишком "tame". (3)
   Скучаю, что очень давно не имею известий от Чертковых.
   Привет всем друзьям.
   Благодарите Моода за прекрасно изданную и переведенную им книгу, мы ее получили. (4)
  

Лев Толстой.

  
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа