ременный, другой общий философский, религиозный, научный, даже художествен-ный, в роде фельетонов, т. е., что в этом отделе будут помещать-ся то научные, то философск[ие], то религиозн[ые], то худож[ественные] статьи. Какие будут.
Первый же отдел должен заключать в себе:
1) Передовые статьи: обсуждение важнейшего с христ[ианской] точки зрения события в данное время: духоборы, Китай, (2) война Исп[ано]-Амер[иканская]. (3)
2) Политическое] обозр[ение] - все считающиеся важными современные политические события с христианской] точки зре-ния.
3) Государственные, церковные и экономические, явные и скрываемые преступления во всех государствах, в особенно-сти в России.
4) Милитаризм......... (1)
5) Обманы веры... (1)
6) Жизнь рабочего и привилегированного класса.
7) Критика художественная с христианской] точ[ки] зрения.
8) Библиография - указания хороших и вредных книг. Таков должен быть первый отдел, во второй же отдел войдут все те пункты: беллетристика, если она стоит того, т. е. перворазборная, а иначе - нехорошо, свобода совести и все другие, пропущенные мною отделы, если будут по ним статьи. Самые важные и наиболее желательные:
1) Религиозная наука -..... (1)
2) Государство и церковь и их истинное значение, 3) нрав-ственная гигиена, 4) физ[ический] труд.
Обращение к читателям посылаю с теми замечаниями и по-марками, к[оторые] я сделал. Мож[ет] быть, я плох и слаб, но я поработал над тем и другим и я в своих замечаниях и помарках выразил мое мнение, как оно сложилось во мне.
О фактах, о кот[орых] вы спрашиваете меня, лучше всего обратиться к Дун[аеву]. Заглавие Совесть лучше, чем Жизнь, но хотелось бы еще лучше. Опасность главная, по-моему, не в том, что будет серо - это не так опасно, а в том, чтобы не было сентиментально, т. е. не было бы выражения неиспыты-
Ответ на письмо М. Л. Оболенской от 14 мая, в котором она писала о своей жизни и о своем желании повидать Толстого (см. "Vater und Tochter", стр. 103-105).
(1) Суд над сектантами состоялся не в Орле, а в г. Трубчевске 19 мая 1898 г. См. об этом в письме Толстого к С. А. Толстой от 20 мая 1898 г., т. 84, стр. 320.
(2) См. об этом прим. 1 к письму N 155.
(3) С. Н. Толстая, жена И. Л. Толстого.
(4) Елизавета Андреевна Берс (1843-1919), свояченица Толстого, старшая сестра С. А. Толстой.
(5) Михаил Львович Толстой (1879-1944), сын Толстого.
1898 г. Мая 20. Гриневка.
Спасибо вам, дорогой Яков Петрович, за ваше доброе письмо. Я не был недоволен и тем письмом, но вы, как чуткий к доброте человек, захотели растопить последние остатки льда и вполне успели в этом. От души благодарю вас за это. Вы, верно, знаете, какое преобладающее перед всем другим [значение] приобретает в старости доброта. Я и всегда особенно ценил легенду об Иоанне Богосл[ове], под старость говорившем только: бра-тья, любите друг друга; а теперь особенно умиляюсь перед нею. Это одно на потребу. -
Живу я теперь у второго сына и занимаюсь распределением помощи нуждающимся крестьянам и Чернского и Мценского уезда, на границе кот[орого] я живу в 7 верстах от Спасского, через к[оторое] часто проезжаю, т[ак] к[ак] самая большая нуж-да в деревнях, окружающих Спасское. Очень приятно было узнать, что крестьяне в имении нашего друга были так хорошо наделены землею, в особенности в сравнении с окружающими, что нужды там нет. Проехал я через сад, посмотрел на кособокий милый дом, в кот[ором] виделся с вами последний раз, (1) и очень живо вспомнил Тургенева и пожалел, что его нет. Я уже лет на пять пережил его.
Вы говорите про старость. Я тоже чувствую и очень ее приближение, и мне кажется, что то ослабление жизнедеятельности, к[оторое] мы чувствуем здесь, не есть уменьшение жизни, а только начинающийся уже переход в ту жизнь, кот[орой] мы еще не сознаем. Когда же мы умрем, мы вдруг сознаем ее. Прощайте, дай бог спокойствия и любви и к другим и от других.
20 мая 1898.
Передайте привет вашей жене (2) и детям, к[оторых] не могу представить себе большими.
Впервые опубликовано в "Сборнике Государственного Толстовского музея", М. 1937, стр. 231.
Ответ на письма Полонского от 14 апреля и 5 мая. См. "Летописи", 12, стр. 220-222.
(1) Спасское, имение И. С. Тургенева (1818-1883), Мценского уезда Орловской губ., где Толстой и Полонский виделись 9-10 сентября 1881 г. О положении крестьян с. Спасского Толстой писал в статье "Голод или не голод?" См. т. 29.
(2) Вторая жена Полонского, Жозефина Антоновна, рожд. Рюльман, скульптор-любительница.
138. С. Л. Толстой от 20 мая 1898 г.
1838 г. Мая 21-22? Гриневка.
Всё лучше карточка, чем ничего, дорогой Павел А[лександрович]. - Спасибо вам за присылку вырезки. Ваше недоумение я понимаю. Я думаю, что я не прав, как бы оправдывая, но несправедливо и обвинять в сознательности поступков (1). Всё-дело в сложности устройства. Я теперь пишу про это. (2) Может быть, будет яснее. Если напишете мне подробно о своей жизни, то буду очень рад, но прошу вас не писать, п[отому] ч[то] вам слишком много дела. А попросите от меня М[арью] В[икторовну], мне написать именно об этом, о подробностях вашей - всей еемьи - жизни. Я буду ей очень благодарен. Я, как вы знаете, живу у Ильи. Забавно видеть те препятствия, к[оторые] делают нам в нашем деле. (3) Я лично делаю мало. Мне много помогает Илья и его жена. Делаю же мало п[отому], ч[то] последнее емя нездоров: болит спинной верхний позвонок, и большая непривычная слабость и вялость. От этого давно не мог писать даже писем. Нынче лучше. Впрочем, спокоен и радостен. Целую вас и всех друзей.
На обороте: Англия. Angleterre. P. Boulanger. Sparron wick House. Mundon ur. Maldon. Essex.
Датируется на основании почтовых штемпелей.
Ответ на письмо Буланже от 15 мая, в котором Буланже сообщал о посылке Толстому вырезки ив газеты "Daily Chronicle", с письмом Тол-стого в "Иностранные газеты" от 19 марта 1898 г. (см. N 81) о положении духоборов, и писал о "недоумении", которое вызвало это письмо.
(1) Буланже писал: "Вы пишете, что высшие власти, должно быть, не знают про то, что делается с духоборами. Как можно представить, чтобы они не знали? Ведь вся их задача состоит в том, чтобы потушить этот пожар, и как же не знать, когда вот уже 2 года (больше), как пишут в русских и иностранных газетах об этих ужасах".
(2) Толстой писал в то время статью "Голод или не голод?" (датировано:. 26 мая 1898 г., см. т. 29), а также "Воззвание" - статью по рабочему вопросу (см. т. 34).
(3) Толстой имеет в виду дело помощи голодающим, которым он зани-мался, живя в имении И. Л. Толстого. См. об этом: И. Л. Толстой, "Мои воспоминания", изд. "Мир", М. 1933, стр. 198-200.
1898 г. Мая 22. Гриневка.
Милостивый государь
Евтихий Павлович,
Очень благодарен лицам, пожертвовавшим 2 тысячи рублей, за их доверие ко мне и постараюсь употребить наилучшим обра-зом эти деньги по назначению.
Так как времени осталось до нового урожая немного, а в устройстве столовых я встречаю неожиданные препятствия в администрации, то очень может быть, что я не успею распределите эту помощь в Тульской губернии в нынешнем году. К сожалению, виды на новый урожай в нашей губ. так плохи, что помощь эта будет еще более нужна в будущем году, что я и седлаю, если жертвователи ничего не будут иметь против этого если буду жив. В случае же моей смерти это сделают мои помошники.
Деньги вышлите до 29 мая в г. Чернь, а после 29 в Тулу.
С совершенным уважением остаюсь готовый к услугам
22 мая 1898.
Впервые опубликовано в сборнике "Летописи", 2, стр. 217.
Евтихий Павлович Карпов (1S57-1926) - драматург и режиссер русской драматической труппы императорских театров в Петербурге. В письме от 13 мая сообщал, что среди артистов труппы собрано две тысячи рублей на помощь голодающим, которые они хотят направить в распоряжение Толстого. Спрашивал, куда выслать.
На письме Толстого помета неизвестной рукой: "Выслано 2025 р. 3 июня 98".
141. С. А. Толстой от 22 мая 1898 г,
142. В. Г. Черткову от 23 мая 1898 г.
143. С. А. Толстой от 24 мая 1898 г.
898 г. Мая 25. Гриневка.
Дорогой М[ихаил] О[сипович]. Я написал статью о том, каким я, распределяя порученные мне пожертвования, нашел положение народа. Вероятно, встретятся цензурн[ые] затруднения. Если вы в Петербурге, возьмите на себя труд поместить ее - выпустить, что найдете нужным. Вообще позвольте вам вполне поручитъ это дело. Известите поскорее, могу ли рассчитывать на вас. (1)
На обороте: Петербург. Редакция Недели. Михаилу Осиповичy Меньшикову.
Датируется на основании почтовых штемпелей.
Меньшиков ответил согласием - телеграммой от 26 мая 1898 г. Стаья "Голод или не голод?" была напечатана с цензурными пропусками в газете "Русь" 1898, NN 4-6, и полностью в "Листках Свободного слова" 1898, 2, стр. 1-13. См. т. 29. См. еще письма NN 149, 161 и 164.
145-147. С. А. Толстой от 27 и 30 (две телеграммы) мая 1898 г.
148. В. Г. Черткову от 6-7 июня 1898 г.
1898 г. Июня 7. Я. П.
Дорогой Михаил Осипович!
Вы, вероятно, обвиняете меня в неблагодарности: на ваше прекрасное и важное большое письмо, на малое и телеграммы я ничего не отвечал. Произошло это оттого, что я заболел диссентерией, поехавши в самую дальнюю часть уезда, и пролежал там около 10 дней. (1) Вчера я вернулся, прочел ваши письма, поправил статью и прибавление к ней (2) и посылаю всё это вам с просьбой напечатать. Самое лучшее, разумеется, было бы в Петербургских Ведомостях, потому только, что госуд[арь], говорят, читает их. Впрочем, и в месте печатания и в вы-пусках и в изменениях, какие найдете нужными сделать, посту-пайте, как найдете лучшим. Я знаю, что всё, что вы сделаете, будет хорошо. Статья слабая, но я не мог сделать лучше, а напи-сать и напечатать для дела надо поскорее. Я и теперь еще очень слаб и чувствую себя нездоровым. Но дома и стены помогают. Простите, что утруждаю вас, дорогой М[ихаил] О[сипович]. Братски целую вас.
6 июня.
При этом прилагаю два листка денежного отчета прихода и расхода по 22 мая. Их надо поместить после слов: получат другое назначение. Перед словами: таково мое личное дело. (3)
На конверте: Петербург. Редакция Недели. Михаилу Осипо-вичу Меньшикову.
Год в дате определяется по почтовому штемпелю.
(1) Толстой с 30 мая по 5 июня болел, находясь в имении П. И. Левицкого Алексеевское, Черненого уезда Тульской губ.
(2) Прибавление к статье "Голод или не голод?", помеченное датой "4 июня 1898 г.". См. т. 29.
(3) В печатном тексте, опубликованном в N 2 "Листков Свободного слова", этот денежный отчет отсутствует.
1898 г. Июня 9. Я. П.
Дорогой Иван Васильевич.
Я почти был уверен, что ваша попытка поселиться в деревне не удастся. Хорошо то, что всё это скоро разрешилось. Боюсь только, чтобы эта попытка не ухудшила ваших отношений с род-ными. Если это так, то это очень жаль, и вам надо употребить все старания и усилия для того, что[бы] поправить то, что испорчено, и, если можно, улучшить отношения. Часто бывает, что ищешь для исполнения воли бога, как ее понимаешь, изве-стного положения, освобождающего от тех помех, к[оторые] препятствуют исполнению, но не успеешь оглянуться, как так полюбишь, пожелаешь этого нового положения, что ищешь его уже не для исполнения воли бога, а для исполнения своего желания. И вот тут-то надо сделать новое усилие над собой, отречься от своего желания, если только исполнение его мешает исполнению воли бога (любви), и примириться с прежним поло-жением, к[оторое] вследствие этого (если только всё искренно) теряет большую долю своей тяжести, становясь свободно и сознательно избранным. Я заперт в тюрьме и тягощусь своим бездействием, считаю его грехом и хочу бежать. Но чтобы бежать, я должен погубить человека. И вот я возвращаюсь в тюрьму, и положение мое в ней получает другое значение. Мысль милого М[ихаила] Осиповича совершенно справедлива, если бы она высказана была в форме пожелания - видеть вас женатым на согласной по духу девушке и на земле, кот[орую] вы приобрели своим трудом. Я тоже был бы рад видеть вас в этом положении, но не советую вам ставить себе это, или даже ккакое-либо определенное положение, целью. Очень может быть, что из двух сил вашего духовного или вашего животного стремления выйдет это самое, но выйдет нечаянно, а не как до-стижение цели.
Мне думается, что большая доля наших страданий происходит оттого, что мы забываем свое преходящее положение, что вся жизнь наша не есть нечто стоячее, а постоянное движение от рождения до смерти, и что поэтому нам не только не надо цепляться за какое-нибудь положение, а напротив, сколько возможно отцепляться, уменьшать трение для того, чтобы в нашем шествии через жизнь быть в силах наилучшим образом исполнять обязанности, возложенные на нас пославшим. А обязанность главная в том, чтобы разжигать в себе свет истины и любви, для того, чтобы приближаться к богу, не заботясь о действии этого света на других, но зная, что свет только потому и свет, что светит. Прощайте, дружески целую вас.
Дата рукой Т. Л. Толстой на копии в копировальной книге N 1, лл. 132-133.
Иван Васильевич Гуляев-крестьянин Орловской губ., деревни Грибоедовки; художник-самоучка, в 1898 г. работавший в фотографии сначала в Ельце, затем в Воронеже. В первый раз был у Толстого 22 марта 1898 г. с рекомендательным письмом М. О. Меньшикова от 18 марта 1898 г. В 1899 и 1901 гг. Гуляев еще несколько раз виделся с Толстым.
Ответ на письмо Гуляева от 2 июня, в котором Гуляев писал о своем желании вернуться в деревню и крестьянствовать и о неудачах, постиг-ших его в связи с этим; сообщал о получении им письма от М. О. Мень-шикова, который советовал ему "заработать несколько сот рублей, купить земли" и потом жениться.
151. П. Г. Маслянковскому.
1898 г. Июня 9. Я. П.
Я вполне понимаю ваше состояние и чувство и радуюсь и боюсь за вас.
Я знаю, что испытываемое вами чувство просится наружу, но в этом наружном проявлении его, или, скорее, потребности его проявления лежит ошибка и опасность подмены высокого божеского чувства - низким человеческим. Хочется, чтобы люди чувствовали, понимали и действовали так же, как мы, а этого желать не должно, п[отому] ч[то] это не наше дело, а дело божие.
Всю силу своего стремления надо обратить внутрь себя: стараться быть совершенным, как отец н[аш] не[бесный], и тогда только сила эта несомненно проявится во вне. Разжигать костер своей души, чтобы он горел весь, а кто и как будет и будет ли кто греться окало него, это уж не наше дело. В этом состоит мой совет вам. Я, кажется, знаю вас по Ге, (1) с которым вы сблизились.
Братски приветствую вас. Передайте мой привет Файнерману. (2)
9 июня.
Еще позволяю себе советовать вам: стараться выражать свой мысли как можно яснее, без мистицизма. Слова же ваши: "Снимаю проклятие с ев[реев] и Хр[истос] воскрес" не ясны.
Впервые опубликовано в газете "Южная мысль" 1911, N 56. Год в дате определяется по письму Маслянковского.
Перец Григорьевич Маслянковский (р. 1864) - сын мелкого торговца-еврея из Елисаветграда; работал в аптеке.
Ответ на письмо Маслянковского от 3 июня, в котором Маслянковский сообщал, что в праздник "троицы" он зашел в православный собор и был поражен, что священник читал на непонятном для слушателей славян-ском языке. "Я очутился на амвоне, - писал он, - и громовой голос раздался из слабой груди: "Христос воскресе. Снимаю проклятие с еврей-ского народа. Любите друг друга". За это он был отведен в полицию.
(1) Николай Николаевич Ге (1857-1941), старший сын художника Ге. См. о нем в т. 63, стр. 208.
(2) Исаак Борисович Файнерман (1862-1925), знакомый Толстого, в то время сочувствовавший его взглядам. См. о нем в т. 63, стр. 412-413.
1898 г. Июня 9. Я. П.
9 июня.
Дорогой И[ван] Михайлович]. Письмо ваше ог 30 мая меня очень порадовало. Я всей душой согласен со всем тем, что вы там пишете. Для человека, искренно верующего в то, что жизнь наша только в исполнении воли бога и что это исполнение духовно и ничем не мож[ет] б[ыть] воспренятствовано, нельзя желать изменять свое внешнее положение. Такое желание означает или то, что мы хотим исполнить свою, а не божью волю, или то, что мы не верим в всемогущество бога, т. е. в то, что проявлению его в нас не может мешать ничто матерьяльное. Вашу замену физической работы - умственной я тоже вполне одобряю. В каждой общине от вас потребовали бы той работы, в к[оторой] вы можете больше сделать полезного другим. Пожа-луйста, не оставляйте меня без писем. Пишите о себе. Вы знаете, как вы близки и дороги мне. Я ездил к сыну Илье и там устраи-вал столовые для нуждающихся крестьян на деньги, к[оторые] надавали мне, и там заболел. Теперь мне лучше и я в Я[сной] Поляне. Целую вас.
На обороте: Курляндск. губ. город Гробин. Ивану Михайло-вичу Трегубову.
Год в дате письма определяется по почтовому штемпелю. Ответ на письмо Трегубова от 30 мая, в котором Трегубов сообщал о своем решении не ехать в Англию. "Я думаю, - писал он, - что мне не следует избегать посланного мне стеснения и искать таких или иных выходов из него"; далее сообщал о своем намерении бросить портняжное ремесло, которым он занимался, и просить администрацию о разрешении ему "давать уроки детям".
1898 г. Июня 9. Я. П.
Дорогой Николай Евграфович,
Чувствую к вам большую благодарность и близость вслед-ствие вашего доброго участия к нашим друзьям. Благодарю вас за сведения, кот[орые] вы мне сообщаете в вашем последнем письме от 28 мая. (1) Пожалуйста, продолжайте писать мне все, что будете знать о них. Передайте, пожалуйста, если бу-дет можно, им мою любовь и то, что очень и очень многие: и в России и за границей знают и любят их и желают им быть полезными. У нас есть небольшая сумма, около 3000 р., к[оторая] хранится в банке, предназначенная на помощь духо-борам. Надеюсь, что соберется больше. Деньги эти мы думаем употребить на помощь при переселении. Если же нужнее для поселения якутских, то можно часть ее употребить и туда. Пускай они сами решат. Мне писал письмо из Иркут[ской] тюрьмы Худяков. (2) Я не отвечал ему, во 1-х, потому, что не знал, застанет ли его письмо в Ирк[утске], а во 2-х, п[отому], ч[то] боюсь всегда моими письмами к духоб[орам] испортить их положение, т[ак] к[ак] правительство старательно пре-пятствует всякому моему сношению с ними.
Если вы увидите его, скажите ему, что я с радостью прочел его письмо и что не я один, но много людей помнят их, следят за ними и стараются помочь им. Передайте им, что на днях, проехал здесь Ивин (3) с семьею. Он едет в Англию и по ошибке вместо того, чтобы ехать югом из Батума, заехал в Москву и в Ясную Поляну и не застал меня (я был в глухом месте Черн[ского] уезда для помощи нуждающимся от неурожая и там заболел). Он застал мою дочь, кот[орая] направила его в Петербург, откуда, надеюсь, он с помощью друзей доедет благополучно в Англию. Скажите еще, что от Петра Васильевича (4) мы, к сожалению, давно не получали писем. Скажите еще, что из Карской области Андросов (5) мне пишет, что там начальство отбирает лошадей и коров и продает с аукциона, но что они не падают духом и живут хорошо. Скажите им, что я думаю, что теперь хуже уже не будет, а напротив, пойдет всё к лучшему. Я надеюсь, что правительство скоро переменит свой образ дей-ствия; думаю, что если выселится большая часть, то выпустят и сосланных в Якутск, если не сейчас, то со временем. Дай бог только якутским изгнанникам душевной силы, терпения, сми-рения и любви. Претерпевый до конца спасен будет.
Не пишу прямо Ольховику и другим братьям, п[отому] ч[то] не хочется писать через заседателя. Кто вы? За что сосланы? Какое теперь ваше положение? И каково ваше душевное состоя-ние? Если вам не неприятно ответить на эти вопросы, то буду благодарен вам.
9 июня 1898.
Печатается по копировальной книге N 1, лл. 136-137. Впервые опубликовано в "Литературном наследстве", N 37-38, М. 1939, стр. 288-289.
(1) Письмо Федосеева от 28 мая неизвестно. Быть может, Толстой упо-минает о письме Федосеева от 1 мая, полученном Толстым 28 мая (почто-вый штемпель: "Москва 26 мая 1898"). См. "Литературное наследство", N 37-38, 1939, стр. 286-287.
(2) Николай Федорович Худяков. См. письмо N 170.
(3) Иван Ивин, духобор, уехал в Канаду для осмотра земли вместе с П. Махортовым осенью 1898 г.
(4) П. В. Веригин. См. письмо N 165.
(5) Михаил Андросов, духобор. См. о нем в т. 70.
1898 г. Июня 9. Я. П.
Только вчера получил ваше письмо и деньги, уважаемый Сергей Иванович. Я был в отъезде и болен. Мне очень приятно было видеть в вашей посылке сочувствие народу и его нужде. Я сделал уже распоряжение об употреблении этих денег соот-ветственно их назначению. Несмотря на то, что администрация всячески препятствует нам, мы делаем, что можем.
Я написал об этом статью, (1) не знаю, напечатают ли газеты. Не зная, где вы, адресую в Консерваторию. Дружески жму вам руку и от души желаю всего хорошего.
-
июня 1898 г.
Впервые опубликовано в сборнике "Летописи", 2, стр. 218.
Сергей Иванович Танеев (1856-1915) - пианист, композитор и му-зыкальный критик; профессор, в 1885-1889 гг. директор Московской консерватории. Был хорошо знаком с семьей Толстых, нередко бывал в их доме в Хамовническом переулке в Москве, а в 1895 и 1896 гг. летом жил в Ясной Поляне. См. о нем в тт. 53 и 54.
Ответ на письмо Танеева от 18 мая, в котором Танеев извещал Толстого о посылке 300 рублей на устройство столовых для голодающих.
(1) "Голод или не голод?".
155. С. Н. и И. Л. Толстым.
1898 г. Июня 7-10? Я. П.
Милые друзья Соня и Илья.
Пожалуйста, продолжайте дело, как начато, и даже расши-ряйте, если есть настоящая необходимость. (1) Я могу прислать еще 300 рублей. Тысячу же пятьсот я оставлю, так как написал об этом жертвователям, (2) 2000 же еще не получал. (3) Я послал свою статью и отчет о 3000 с чем-то рублей. (4) Расхода там выве-дено около 2500. Пожалуйста, Илюша, пришлите мне расчет остальных денег поаккуратнее, так, чтобы можно было послать в газеты.
Очень мне оставило хорошее впечатление мое пребывание у вас. Я ближе вас узнал, понял и полюбил.
Здоровье мое лучше, но не могу сказать, чтобы было хорошо. Всё еще очень слаб.
Внучат милых и Анночку, (5) очень целую. Кто из них у ба-бушки? (6)
Печатается по первой публикации в газете "Русские ведомости" 1911, N 256. Дата определяется по содержанию. Возможно, что письмо было написано 7 июня, в день отсылки статьи "Голод или не голод?" М. О. Меньшикову (см. письмо N 149), и не позднее 10 июня, так как 11 июня И. Л. Толстой приезжал в Ясную Поляну (см. запись С. А. Тол-стой в ее "Ежедневнике" 11 июня).
Илья Львович Толстой (1866-1933) - второй сын Толстого. См. о нем в т. 63, стр. 170.
Софья Николаевна Толстая, рожд. Философова (1867-1934) - пер-вая жена И. Л. Толстого (с 1888 г.), автор воспоминаний, опубликованных в сборнике: "Vybrane Spisy Lvа Nik. Tolsteho a о Tolstem. L. N. Tolstoy: v zrcadle sonopasniku. Usprodal V. Cervinka", Praza 1930 ("Избранные произведения Л. Н. Толстого и о Толстом. Л. Н. Толстой в отображении современников". Собрано В. Червинкой, Прага 1930).
(1) Речь идет о помощи голодающим в Червском уезде Тульской губ. и в Мценском уезде Орловской губ. Толстой занимался устройством столовых и раздачею продовольствия голодающим, живя в имении И. Л. Толстого Гриневка, Чернского уезда. См. об этом И. Л. Толстой, "Мои воспоминания", изд. "Мир", М. 1933, стр. 198-200.
(2) Толстой писал 20 мая Е. И. Мансуровой, по поводу предложенных ею 1000 рублях для помощи голодающим, прося разрешения обратить их для помощи духоборам (письмо это неизвестно, см. прим. к письму N 168 и список писем, текст которых неизвестен). Возможно, что вто-рым жертвователем, к которому Толстой обратился с такой же просьбой, была В. Ф. Мевиус (см. письмо N 91).
(3) Имеются в виду деньги от драматической труппы императорских театров, пересланные через Е. П. Карпова.
(4) См. письмо N 49.
(5) Михаил Ильич (1893-1919), Андрей Ильич (1895-1920), Илья Ильич (р. 1898) и Авна Ильинична Толстые.
(6) Софья Алексеевна Философова, рожд. Писарева (1847-1901), мать С. Н. Толстой.
1898 г. Июня 14. Я. П.
Милостивый государь
Дорогой г. Гец.
Я прочел ваше письмо, и, по правде сказать, очень сожалею о том труде, кот[орый] вы положили на составление его. Вы, - как и большинство образованных, искренних и верующих евреев, стараетесь доказать, что всё, что мы видим в христиан-стве, всё это есть уже в еврействе; но этого не может быть, п[отому] ч[то] история не ходит назад, и в действительности этого нет, п[отому] ч[то] всякий беспристрастный судья, японец, китаец, - кот[орый] прочтет библию и прочтет евангелие, не может не увидать, что центр тяжести того и другого учения иной. В первой центр тяжести, главная основа в том, что люди должны исполнить волю, или, скорее, завет, учиненный с богом, во втором главная основа признание божественности человеческой природы, сыновности богу и потому исполнение воли любимого отца. Вы скажете и говорите, что всё это есть и в еврействе. Но зародыш истины есть в самом первом проявлении ее. Прогресс, как и всякий, так и религиозный, состоит во всё большем и большем очищении истины от лжи и в более простом и ясном выражении ее. - Тезис ваш уже и потому не может быть доказан, что если бы было справедливо, что всё, что дало христианство, уже содержится в еврействе, то вся восемнадцативековая жизнь христианства была бы смешным недоразумением. Люди трудились и вырабатывали истину, кот[орая] давным-давно была уже открыта в еврей-стве.
Я так мало приписываю значения словам, именам, что мне совершенно всё равно, как называть то жизнепонимание, кот[орое] я разделяю с многими и основы котор[ого] я нашел в евангелии. Пускай это будет новое еврейство, очищенный истолкованный талмуд, а церковное христианство будет назы-ваться язычеством, каким я и считаю его, но для того, чтобы называть это жизнепонимание, кот[орое] мне дорого и которым я живу, новым еврейством или талмудом, мне нужно, чтобы я нашел это жизнепонимание ясно и стройно выраженным в ев-рейской книге, так же или более ясно и стройно, чем в еванге-лиях. Ио так как этого нет, а есть надерганные из разных мест огромной письменности цитаты, имеющие одинаковый смысл с некоторыми местами евангелий, то я и не могу называть это последнее жизнепонимание иначе, как тем именем, с к[оторым] оно исторически связано, и не могу не называть все учения, предшествующие и не выражающие этого жизнепонимания, в том числе и церковное христианство, общим названием язы-ческих. Пишу лично вам, но никак не для печати. Если я оши-баюсь, простите мне.
Уважающий вас Л. Толстой.
14 июня.
На конверте: Вильна. Лукшики, д. Юхневича. Ф. Гец.
Впервые опубликовано в переводе в немецкой брошюре: F. Goetz, "Leo Tolstoi und das Judentum", Рига (б. д.), стр. 69. Год в дате письма определяется на основании почтовых штемпелей.
Файвель Меер Бенцелович Гец (р. 1853) - еврейский публицист и педагог. См. о нем в т. 65.
Ответ на письмо Геца от 9 июня, в котором Гец сообщал о посылке Толстому своей брошюры, напечатанной анонимно: "Открытое письмо к графу Л. Н. Толстому" (Вильно 1898).
1898 г. Июня 15. Я. П.
Дорогой Николай Васильевич,
Слышал, что вы были в Туле, и очень сожалел, что не заехали к нам. Вы хоть и уехали из Тулы, а я всё преследую вас прось-бами. Будьте добры, решите, может ли бывший у помещика прикащик, попавший ногой в непокрытое веретено молотиль-ной машины (он заявлял несколько раз об опасности такого положения веретена, тем более, что уже были от этого несча-стия) и лишившийся от этого ноги в 95 году, искать с помещика вознаграждения? Прикащик этот - крестьянин с большим семейством и теперь впал в нищету.
Если можно искать (помещик богат (1) и сначала обещал по-мочь, потом бросил), то напишите мне или прямо ему: г. Одоен, Скоморошинская вол[ость], деревня Сизеново, Ивану Ники-тину; напишите: можно, и он приедет к вам или, если не нужно приезжать, составит и подаст прошение по вашему указанию; или напишите: нельзя.
Пожалуйста, милый Николай Васильевич, не откажите. Очень вам благодарен. Дружески жму руку.
15 июня.
Год в дате письма определяется датой ответного письма Давыдова. Николай Васильевич Давыдов (1848-1920) - юрист, в то время пред-седатель Московского окружного суда. См. о нем в т. 63, стр. 141-142.
(1) О ком здесь идет речь, неизвестно.
Давидов ответил письмом от 22 июня, в котором писал, что И. Никитин имеет "много шансов выиграть дело", и советовал ему приехать в Москву для переговоров.
1898 г. Июня 15. Я. П.
На днях писал вам, милый друг И[ван] Михайлович], но вот получил письмо, очевидно по случаю, с вопросами, и пишу еще:
Ни в Киеве, ни в Берлине, ни в Париже никого не знаю вполне близких по вере людей. В Киеве есть Еремич, (1) Поль. (2) Это молодые живописцы, но я их адресов не знаю. Я думаю, дойдет, если адресовать в школу живописи. Был там Злинченко,(3) но вчера узнал, что его сослали в Архангельскую губернию. Насчет вашей поездки в Англию я писал вам в том письме, могу прибавить только то, что всякая перемена места для своего удобства, связанная с тратой денег, т. е. чужих трудов, есть грех. Если мы точно верим, что жизнь наша в служении богу, то не можем искать изменения положения, п[отому] ч[то] слу-жить богу можно всегда и везде тем, чтобы становиться более и более духовным и потому совершенным.
Переменять место можно без греха, по моему мнению, только тогда, когда эта перемена требуется другими людьми.
Я был болен, теперь поправился, живу, как и прежде, дурно в Ясн[ой] Пол[яне], стараясь поправить дурноту своей жизни работой писания, но знаю, что не писать надо, а жить. А жизнь вся в грехе роскоши.
Прощайте, милый друг, целую вас. Не унывайте. Вам хорошо.
Дата на письме рукой Трегубова.
Ответ на письмо Трегубова от 28 мая, в котором Трегубов просил ука-зать адреса близких знакомых, проживающих в Киеве, Берлине и Париже, и сообщал о полученных письмах из Англии с приглашением ехать туда.
(1) Степан Петрович Яремич (р. 1869), художник и историк искусства. См. о нем в т. 68.
(2) Владимир Иванович Поль (р. 1875), художник, пианист, композитор и музыкальный критик, знакомый Н. Н. Ге.
(3) Кирилл Павлович Злинченко (р. 1870), знакомый Толстого с 1895 г., с 1903 г. член РСДРП (большевик), автор ряда статей и воспоминаний о Толстом. См. о нем в т. 69.
1898 г. Июня 17. Я. П.
17/29 июня 1898 г.
Дорогой Навел Иванович. Получил вашу программу и оглавление 1-го N. И то, и другое очень хорошо, но мне пришло в голову, не лучше ли вместо "Совесть"дать заглавие: "Свободное Слово" (1) или "Русское Свободное Слово". То претенциозно, а это проще и выражает сущность дела. Верно, теперь уже поздно, и вы, пожалуй, не согласитесь, но мне хотелось сказать свое мнение.
Я опять заболел, лежу в постели, обычным желудочным, но очень сильным припадком, потому что недавно еще у меня был кровавый понос и я не успел оправиться. Напишу подробнее, когда буду в состоянии.
Я написал статью о голоде, послал ее Меньшикову, прося поместить в Петербургских Ведомостях или в другом месте; по нынешнему письму Меньшикова (2) вижу, что едва ли она будет напечатана в России, и потому пошлю ее вам, а вы с Черт-ковым вместе решайте, что с ней делать. Перевести ли по-англий-ски и напечатать в большой газете? Для вашей же русской га-зеты она слишком "tame". (3)
Скучаю, что очень давно не имею известий от Чертковых.
Привет всем друзьям.
Благодарите Моода за прекрасно изданную и переведенную им книгу, мы ее получили. (4)