Главная » Книги

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)



  

Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)

  
   Серия "Литературные памятники"
   М., "Наука", 1992
  

СОДЕРЖАНИЕ

  
   [РОССИЯ]
   [РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ]
   [СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ]
   [Силезия]
   [Моравия]
   [Австрия]
   [Штирия и Каринтия]
   [ИТАЛИЯ]
   [Венецианская республика]
   [Венеция]
   [Поездка в Падую]
   [Венеция]
   [АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ]
   [Истрия и Далмация]
   [Венеция]
   [Путешествие в герцогство Миланское]
   [Венеция]
   [АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ]
   [Дубровницкая республика]
   [Королевство Обеих Сицилий]
   [Бари]
   [Неаполь]
   [Путешествие в Мальтийскую республику]
   [Валлетта]
   [Плавание из Мальты в Неаполь]
   [Неаполь]
   [Путь из Неаполя в Рим]
   [Рим]
   [Путешествие из Папской области в Великое герцогство Тосканское]
   [Флоренция]
   [Папская область]
   [Болонья и Феррара]
   [Дорога от Феррары до Венеции]
   [Венеция]
   [ПУТЬ ИЗ ВЕНЕЦИИ В МОСКВУ]
   Примечания
   Библиография
   Список сокращений
   Хронология и маршрут путешествия П. А. Толстого.
   Словарь иностранных, устаревших и малоупотребительных русских слов
  

[РОССИЯ]

  
   л. 2 а7205 года1 генваря 11-го дняб по указу великаго государя велено комнатным столникам2:в князь Юрью княж Юрьеву сыну Трубецкому; князьям Петру, Федору княж Алексеевым, Дмитрею княж Михайлову детям Голицыным; князь Борису княж Иванову сыну Куракину; Василию, Володимиру Петровым детям Шереметевым; Михаилу Афонасеву сыну Матюшкину; князь Ивану княж Данилову сыну Гагинуг; князь Якову княж Иванову сыну Лобанову-Ростовскому; Михаилу Федорову сыну Ртищеву; Авраму Федорову сыну Лопухину; князьям Юрью, Михаилу, Андрею княж Яковлевым детям Хилковым; Ивану, Матвею, Юрью Алексеевымд детям Ржевским; князь Григорью княж Федорову, князь Володимиру княж Михайлову детям Долгоруковым; Александру, Сергию Ивановым детям, Алексею Матвееву сыну Милославским; князь Ивану княж Никитину сыну Урусову; Петру Андрееву сыну Толстому; Никите Иванову, Федору Емельянову детям Бутурлиным; Василью Семенову сыну Толочанову; Василью Михайлову сыну Глебову; Юрью Федорову сыну Лодыженскому; Михаилу Ильину сыну Чирикову; Андрею, Ивану, Михаилу Петровым детям Измайловыме - ехать в европские христианские государства для науки воинских дел; а которым наукам велено им учится, о том даны каждому из них статьи.
   По тому великаго государя жуказу из вышеименованныхз столников Петру Толстомуи даны статьи, а в них писано:
   "Статьи, последующие учению:
   1. Знать чертежи, или карты, кампасы и протчие признаки морские,
   2. Владеть судном как в бою, так и в простом шествии, и знать все сънасти, или инструменты, к тому принадлежащие: парусы, веревки, а на каторгах и на иных судах - весла и протчая.
   л. 2 об. 3. Сколко возможно искать того, чтоб быть на море во время боя; а кому и не случится, ато с прилежанием искать того, как в то время поступать; однако ж обоим, видевшим и не видевшим бой, от началников морских взять на то свидетелствованные листы за руками их и за печатми, что они в том деле достойны службы своея.
   4. Ежели кто похочет впред получить милость болшую по возвращении своем, то к сим вышеписанным повелениям и учению научилися бы знать, как делать те суды, на которых они искушение свое примут.
   5. Когда возвращатся будут к Москве, должен всякой по два человека искусных мастеров морскаго дела привесть с собою до Москвы на своих проторях; а те протори, как приедут, будут им заплачены. Да сверх того отсюда из салдат даны будут для того ж учения по одному человеку3; а кто из салдат взять не похочет, и тем или знакомца, или человека своего тому ж выучит. А салдатам прокорм будет ис казны; а буде, кроме салдат, ктоб кого выучит, и за всякаго человека за прокорм дано будет по сту рублев. И о том, солдат кто взять похочет или из своих кого учить, объявлять камисарав генералу немедленно.
   6. С Москвы ехать сим зимним временем, чтоб к последним числам февраля никто здесьг не остался.
   7. Пасы и проезжие даны будут ис Посолскаго приказу4, и о том роспись ди указе в Посолской приказ пошлетца вскоре".
   И того ж 205 году генваря в 30ж ис Посолскаго приказу прислана проезжая грамота на двор к Петру Андрееву Толстовоз, а в ней пишет: "Божиею милостию мы, Пресветлейший и Державнейший Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всеа Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царьи Астраханский и царьл Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, // л. 3 Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Каляинскийа и всеа северныя страны повелитель и государь Иверские земли карталинских и грузинских царей и Кабардинские земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных, и западных, и северных отчич и дедич и наследник, государь и обладатель. Наше Царское Величество пресветлейшим и державнейшим великим государям, цесарскому величеству Римскому5 и королевским величествам, любителнейшим братиям и друзьям нашим, здравия и благопоспешных поведеней, непрестаннаго и всегдашняго приращения, такожде всем вобчев, коемуждо особно, светлейшим електором и иным принцыпам, и наяснейшейг Речи Посполитой6, ид обоих народов коруны Цолской и великаго княжества Литовскаго, и иным речам посполитым, еих правителемж, духовным и мирским, арцибископом, бископом, князем, генералом, воеводам, маркграфом, графом, коштеляном, а в войсках гетманом, полковником и иным началным людям, бароном, старостам, войтомз, шляхте, подвластным началником, президентом, комендантом, капитаном, наместником, вицедомином, губернатором, ротмистром, хорунжими, предводителем и властителемк, бурмистром, а на море адмиралом и вице-адмиралом и прочим началным и волным добытчикомл морским, а пристанищ, мостов и переправ всякимм стражам и иным, которые настоящею грамотою употреблены будут, какова ни есть состояния, нуряду, чинао, достоинства или преимущества суть, благоволение и всякое благо объявляем. По нашему, Царского Величества, указу послан во европскиеп христианские государства, и княжества, и в волные городы дворянин наш, урожденный Петр Андреев, для науки воинских дел. И как в которое государство, или княжество, или в волные городы приедет, и пресветлейшим державнейшим ир великим государям, цесарскому величеству Римскому и королевским величествам, любителнейшим братиям и друзьям нашим, такожде и всем вобче и коемуждос особно, светлейшим электором и иным принципам и наяснейшей // л. 3 об. Речи Посполитой Польской и Литовской и иным речам посполитым и их правителем, адуховным и мирским, князьям, генералом, бадмиралам и всем вышеименованным, какова ни есть состояния, степени, уряду, чина, достоинства или преимущества, велеть его для нашего Царского Величества со всеми при нем будущими людми, рухледью и с вещми, которые с собою иметь будетв, сухим путем и морем пропускать везде без задержания и жить ему, где случай покажет, безопасно, поволнеег. И дабы томуд вышереченному дворянину нашемуе Петру, как туды едучему, так и назад в государство наше возвращающемуся, в пути его нигде никакого препятствияж и озлобления и никакой досады не было. А наипаче, где нужда какая приключитца, учинено б было в требовании его всякое вспоможение, и поволность, и благоприветствование. А у нас, в государствах наших, взаимно вашим прилучившимся нашим, Царского Величества, благоволением и милостию по тому ж возданоз будет. иДля безопасного проезду и жития дана ему сия наша Царского Величества свидетельствованная грамота.
   Писанак государствования нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7205 месяца генваря 30-го дня, государствования нашего 15-го году".
   У подлинной великаго государя грамоты печать на красном воску. В той вышеписанной великаго государя грамоте написан Петр Толстой дворянином и без прозвания для того, чтоб в ыноземческих краех подлинно не ведали, какого чина и каких пород для той вышеписанные науки в их государства посланы.
   Вышеименованным комнатнымл столникам даны великаго государя две грамоты во Итталию к принцепу Венецкомум о приемности их, а в них пишет: "Божиею милостию мы, Пресветлейший и Державнейший Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, // л. 4 всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец Московский, Киевский, Владимерский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверский, Угорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных государь и великий князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Резанский, Ростовскийа, Ярославский, Белоезерский, Удорскийб, Обдорский, Колдинскийв и всеа северныя страны повелитель и государь Иверския земли карталинских и грузинских царей и Кабардинскияг земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных, и западных, и северных отчич и дедич и наследник, и государь, и обладатель. Пресветлейшему и велеможному князю и господинуд Селивеструе Валерию, Божиею милостию ардухуж владетелства Венецкаго и всему сенату Венецкому наше Царскаго Величества благоприветствованноез поздравление. По нашему, Великаго Государя, нашего Царскаго Величества, указу отпущены к вам в Венецию нашего Царскаго Величества дворяне, которые охотно и тщателно намериныи во Европе присмотретися новым воинским искуствам и поведениям. И того ради мы, Великий Государь, благоволително желаем, как те дворяне наши во владение Вашей Светлости прибудут, дабы Ваша Светлость в городех, где они себе случаи употребят, побыть им поволили и всякое к ним доброхотство, бережение и в требовании их спомогателство, поволность благоприветливо явили; а когда они, исполня намерение свое, похотят возвратится в государства наши,к тогда б Ваша Светлость без задержания ихл отпустили. А у нас, Великаго Государя, в наших государствах Вашей Светлости людям взаменм напротив того ж воздано будет и протчая."
   нВышеписанные великаго государя к венецкому пренцепу грамоты отданы комнатным столникам: одна князюо Петру пкняж Алексееву сынур Голицыну, а другая Володимерус Петрову сынут Шереметеву. // л. 4 об. И по тому вышеименованному великаго государя указу я, Петр Андреев сын Толстой, с Москвы во Итталию поехал ав 205 годуб февраля в 26 день и стоял в Дорогомилове слободе.
   Февраля в 28 день. Из Дорогомиловы слободы поехав, начевалв в деревне Адинцове, от Москвы 15 верст.
   Марта в 1 день. Приехал к обеду в село Вязему, от деревни Адинцова 15 верст. Того ж числаг начевать приехал вд Девичья монастыря в село Кубинскоее, от Вяземы 20 верст.
   Марта во 2 день. Приехал обедать в вотчину околничего Федора Тихановича Зыкова8 в деревнюж Капово, от Кубинскагоз 15 верст. Того ж числа приехал начевать в Можаески, от деревни Капова 25 верст. В Можайску стоял в Ямской слободе. Можайск - город каменной9 на горе, в котором церковь на воротех чудотворца Николая. В той церкви образк Николая святагол резной работы древний10, от котораго всегда верно приходящимм изливаются чудеса неоскудно. От Можайска в полуверсте под Лужецким монастырем течет Москва-река11.
   Марта в 3 день. Поехав из Можайска, приехал обедать в вотчину Колотцкого монастыря12 в деревню Острожецн, от Можайска 30 верст. Того ж числа приехал начевать в вотчину Сергия оАврамова сынап Лопухина13 в село Царево Займище, от деревни Острожкар 40 верст.
   Марта в 4 день. В вышеписанном селе Цареве Займище обедал. Того же дня приехал начевать в вотчину Ивановскаго монастыря14, что в Вязьме, в село Федоровское, от села Царева Займища 28 верст.
   Марта в 5 день. Приехал в Вязьму к обеду, от села Федоровскаго 12 верст. Стоял в Вязьме за рядами, на дворе посадцкаго человека. В Вязьме два города деревянныес15, у болшаго города пять башен каменных. В городе две церкви каменные16; за городом монастырь Иоанна Крестителя17: ограда того монастыря деревянная, а церкви в том монастыре каменные. Под городом Вязьмою течет река Вязьма. Того ж дня приехал начевать в селот Семлевоу, от Вязьмы 20 верст. В том селе Семлеве живут рейтарыф. // л. 5
   Марта в 6 день. Обедал в селе Семлевеа. Того ж дни приехал начевать в Балдин монастырь18, от Семлева 40 верст. В том Балдине монастыре церковь соборная каменная, другая церковь с трапезою, каменная ж, древняго строения. В том монастыре бслушал того ж дняв вечернюг. Соборная в том монастыре церковь во имя Пресвятыяд Троицы, а в приделе преподобнаго Герасима мощи лежат под спудом.
   Марта в 7 день. Приехал к обеду в городе Дорогобуж, от Балдина монастыря 10 верст. Город Дорогобуж весь деревянной, стоит на горе над рекоюж Днепром; другой город нижней; оба городы рубленые19. В Дорогобуже стоял в Болшой слободе на мещанском дворе, блиско рядов. В Дорогобуже того дня слушел обедни в соборной церкве. Соборная церковь в нижнем городе деревянная, построена крестовидная во имя Рождества Христова. Того ж дня приехал начевать в вотчину Бизукова монастыря20 в село Усвятье, от Дорогобужа 8 верст.
   Марта в 8 день. Приехал обедать в ямскую слободу Смоленскаго уезду, которая слобода называется Пнево, от Усвятья 42 версты. До той вышеупомяненнойз ямской слободы Пневы не доезжая за три версты, переехал реку Днепр по лду в лесу; в том месте река Днепр гораздо неширока. Ис той ямской слободы Пнева послал наперед человека в Смоленск для заимки двора. Того ж числа приехал начевать в вотчину смоленскаго шляхтича жены, вдовы Станкеевичевойи, в деревню Цырикову, от ямской вышепомяненной слободы Пневой 10 верст.
   Марта в 9 день. Приехал в город Смоленск в четвертом часу дня; а не доезжая до Смоленска за три версты, спустился з берегу на реку Днепр и ехал до Смоленска по реке Днепру по лду. В город Смоленск въехал в Днепровские ворота; от деревни Цыриковойк до Смоленска 30 верст. В Смоленску стоял на мещанском дворе блиско рядов.
   Город Смоленск стоит на горах над рекою Днепром весь каменной, устроен предивною крепостью21. В лгороде Смоленскем отворены двои ворота: одни называютца Днепровские, которые к реке Днепру, а другие называютца Мокоховскиен; а иные проезжие башни // л. 5 об. завалены. В Смоленску соборная церковь зачата астроить новая22, зело велика и высока, имеет на себе в высоту трои окна, из которых одни круглые. От той церкви олтари отвалились, и стоит недостроена. В Смоленску монастырь Аврамиевской23, в нем церковь деревянная, вв нем архимандрит; чин имеет тот монастырь по вся суботы читать акафист Пресвятой Богородице пред обеднею. В Смоленску ж монастырь девической Святаго Вознесения Господня; в нем церковь новая построена каменная, ещег не освещена суть; в том монастыре игуменья24. Митрополита Смоленскаго дом ограду имеет каменную, хоромы деревянные низкие; того митрополья дома на воротех построена церковь деревянная во имя дСвятаго Богоявленияе. Имеет на себе Смоленск 32 башни глухих, кроме проезжих ворот; по тем по всем башням пушек великих изрядных медных много. На Днепровских воротах стоит образ Пресвятыя Богородицы25, Смоленскаяж чудотворная икона, где непрестанно множество приходит народу и зс вероюи приходящим бывают от той святой иконы многие чудеса.
   Марта в 11 день. Которые люди мои ехали со мною с Москвы до Смоленска, тех людей отпустил из Смоленска к Москве, и с лошадми. В Смоленску ж монастырь мужеской Святые Троицы26, строение в нем все деревянное, в том монастыре игумен. От Днепровских ворот зделан через реку Днепр мост деревянной, великой и зело высокой, котораго никогда лдом и вешнеюк водою не портит за обороною смоленских жителей. За рекою Днепром от Смоленска великие слободы, между которыми церковь каменная во имя лсвятыя апостоловм Петра и Павла27, а прежде та церковь была костел римской. За рекою ж Днепром от Смоленска построеные многие торговые лавки, в которых всяких таваров многон. В тех же оЗаднепровских воротахп построен гостинной двор деревянной, на котором бывают торговые иноземцы с разными товарами. В Смоленску построены анбары великие на блони, то есть на площади, в которых анбарах много великих пушек медных, и всяких военных припасов, и мелкаго ружья. В Смоленску я жил марта до 18 числа дня того, что путь зимний начал портится и почали быть по дорогер воды.
   Марта в 18 день. Поехал из Смоленска в надлежащийс свой путь и приехал того дни начевать в деревню Яковичит, от Смоленска две мили28. // л. 6
   Марта в 19 день. Приехал обедать во дворцовое село Жарновкиа, от Яковичб 4 мили. В том селе Жарновке того числа и начевал для того, что дорога была зело трудна.
   Марта в 20 день. Из Жарновокв приехал обедать во дворцовое ж село Красное, от Жарновокг 3 мили. Того числа в том селе Красном и начевал.
   Марта в 21 день. Из села Краснаго приехал обедать в дворцовое ж село Зверовичид, от Краснаго 2 мили. Того числа в том селе Зверовичах и начевал для того, что путь зимней испортился и на санях ехать стало невозможно; тут перебрался с саней на телеги.
   Марта в 22 день. После обеда поехав из Зверовиче, приехал начевать в деревню дворцовых волостей, которая называетца Василевичи, от Зверович 3 версты, а, до полской границы не доехав, та деревня Василевичи две версты; и в той деревне Василевичеж в 23 день обедал. Того ж числа после обеда из деревни Василевич приехал к полскому рубежу к реке Ивате, которая граничит Московское государство с Полским и Литовским. На той речке от Смоленской стороны построена дворцовая деревня Бурцова, аз на другой сторонеи речки Иваты против деревни Бурцовак построена деревня Валкова полскаго короля. От Смоленска до деревни Бурцовал 14 миль.
  

[РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ]

  
   Того ж числа, переехавм границу, приехал начевать в село Романово, от границы 2 мили. То село Романово княжны Слуцкой, а в опеке, или в обороне, воеводы троицкагон пана Оняховскагоо. В том селе жителип разных вер: есть благочестивые греческаго закона, есть католики, есть немало и жидов. Греческие святые веры в том селе одна церковь во ими Святыя Троицы.
   Марта в 24 день. Из села Романова приехал обедать в маетность гетмана литовскаго Сапеги29 в деревню Котелеву, от Романова две мили. Того ж числа после обеда из деревни Котелевар приехал начевать в маетность великагос гетмана литовскаго Сапеги в село Торки. То село Горки гетман литовской Сапега взял в приданые тсвоему сынуу Григорью у пана Полубенскагоф 30 за дочерью. В том селе Горках есть благочестивая греческаго закону церковь одна, а униятцких две церкви31, римской костел один, жидовская божница одна. То село Горки великое, в нем есть всяких жителей болши тысячи дворов разных вер: // л. 6 об. греческаго закону, и римляне, и унияты, и жиды. От деревни Котелева до села Горок одна миля. В том селе Горках марта в 25а день, то есть на праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы, слушал я обедни во благочестивой греческаго закону церкве, котораяб во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго еяв Успения. В том селе Горках стоял на мещанском дворе, которые мещаня суть благочестивой греческой веры. Того ж дня, после обеда поехавг из села Горок, приехал начевать в маетность того ж вышеупомянутагод литовскаго великаго гетмана Сапеги в село Городецкое, от Горок 2 мили, и стоял на дворе у шляхтича, у пана Тетерскагое; в том селе церковьж униятцкая.
   Марта в 26 день. Из села Городецкаго приехал обедать того жз гетмана Сапеги в деревню Губино, от села Городецкаго одна миля. Того ж числа из села Губина приехал начевать в королевскую маетность в деревню Губари; та дерсвня Губари Магилевскаго уезду; от Губина до Губарии 2 мили.
   Марта в 27 день. Из деревни Губарик поехал после обеда и приехал начевать в королевскую маетность Могилевскаго ж уезду в деревню Ждановичи. Под тою деревнею Ждановичамил переезжал чрез реку Басм с великою трудностию для розлития великих вод, от деревни Губарейн одна миля.
   Марта в 28 день, то есть в Неделю цветоноснуюо, обедал в вышепомянутойп деревне Ждановиче и после обеда ис той деревни поехавр начевать в королевскую маетность в деревню Воиново, от деревни Ждановичс 3 мили.
   Марта в 29 день. Из деревни Воинова приехал начевать в село Лупаново, от деревни Воиноват 3 мили; в том месте путь належалу мне ехать подле реки Днепра по левую сторону. То помяненное село Лупаново против города Могилева на берегу реки Днепра.
   Марта в 30 день. Переехав через реку Днепр на пароме, приехал в город короля полскаго в Магилев. На том перевозе немалая была конфузия, то есть замешание, от могилевских начальников, для того что могилевцы имели некоторое опасение и перевозить было москвич чрез реку Днепр в Могилев не велели. Для того замешания ходил я на ратушу с проезжею великаго государя грамотою32, где, тойф проезжей грамоты смотря, бурмистры отослали меня с тою проезжею грамотою в верхней город. В том верхнем городе, смотря тое грамоты, отослали меня с тою проезжею грамотою // л. 7 на двор одного началнаго человека, которой в то время был от гетмана литовскаго от Сапеги прислан в Могилев, которой называетсяа пан Бурба. Тот помяненный Бурба, смотря тое проезжие грамоты, велел меня со всеми при мне бывшими людми и вещьми перевесть чрез реку Днепр и велел мне стоять на предместье, а не в городе, а в город велел меня пускать временем, для какой нужды случится. И стоял я на предместье на дворе у мещанина, которой мещанин благочестивые греческие веры.
   Город Магилев велик, и около города посады великие, много в посадах садов. Тот город Магилев многим болши Смоленска. Кругом посадов город Земляной33, от реки Днепра зачат и паки к реке Днепру приведен. Верхний город земляной же, зело высок; в город двои проезжие ворота каменные да двои деревянные; башен кругом нетв. В Магилеве живут купецкие люди. Тот город каменной, называется королевская экономия, то есть королевской дворцовой, а поляки попросту говорят тот город королевской кухнейг. Жители, магилевские мещане, все благочестивой греческой веры. В Магилеве монастырь благочестивой, называется Братцкой34, живут в нем иноки. Около того монастыря ограда каменная, и церковь в нем соборная, каменная ж, немалая, изряднаго строения. В том же городе ддругой монастырь благочестивой, называетсяе Спаской35; в нем церковь деревянная. На посаде три церкви каменные да восемьж деревянных - всех 11 церквей благочестивых; да за городом, две версты от Магилева, монастырь мужеской, в нем церковь каменная изряднаго строения; да за городом же монастырь Николаевской, а в нем живут инокини благочестивой же греческой веры, в том монастыре церковь каменная изряднаго строения. зНа посаде мещанских богатых домов зело много строенияи каменнаго, кмногие домы изряднаго, и деревяннаго хорошаго строения много ж. В том городе Магилеве много живет евреев, и зело богати, и домы имеют изрядные. Мещанских домов в Магилеве-городе и на посаде з 20000 домов, а жидовских з 10000 домов. В том городе улицы вымощены диким камнем. Рядов в Магилеве много, в которых зело многол для продавания всяких таваров изрядных; в рядах лавки каменные. В том городе римской веры людей немного, и костелов римских в Магилеве только два36, и тем гораздо небогати: один каменной, зело древен, другой деревянной, в котором служат езувиты; а каменной костел // л. 7 об. называют фарою, и служат в нем плебаны; да на предместий церковь римская ж древянная, у той церкви живут законники римляне. Олтари в римских костелах зделаны по обыкновению римскому бес переградыа и без дверей, также и престолыб по их западному обыкновению; а для приходящих поделаны в римских церквах места, где, приходя, ив стоят, и садитца.
   Того ж числа был я в кормилитанском костеле37. Тут зделаны в олтарь двои двери, подобны как бывают в восточной церкви - южные и северные, и написаны на них образы Мелхиседека и Аарона38. Между тех двух дверей зделан престол, а царских дверей нет. В том же костеле еще других пять престолов. В том костеле украшение святым иконам и убрание престолам хорошее; подобиемг костелы какд восточные церкви: и главы на них и крестые есть четвероконечьные, и колоколни у костелов есть, и колокола невеликие; бывают и благовестятж и звонят, какз у греческих церквей в Малой России, очепами.
   В том городе хлеб купят высокою ценою, харчу всякаго много, и рыбы живой немало, однако ж все недешево. Правитель того города называется виц-эконом, а в мою бытность в Могилеве ево не было: был в то время в Вилне39 у гетмана Сапеги.
   Марта в 31 день, то есть в среду Страстные недели, был я в вышепомянутом Братцком монастыре у преждеосвященные обедни. В том монастыре церковь соборная великая, в ней 8 столпов, около штии столпов зделаны хоры. Строение в той церкве изрядной резной работы золоченое. Та церковь квся подписанал стенным письмом изрядным, иконостас резной, золоченой, великой, изрядной работы. На Страстной неделе в той церкве иконостасм весь и святыя иконы завешены были крашениною вишневою, и пон той крашенине писаны Страсти Христовы живописным добрым писмом. Служба в той церкве отправляетсяо греческаго обыкновения зело чинно, святые иконы у столпов изрядных писем и зело богатым // л. 8 украшением убраны. Та церковь построена во имя асвятаго Богоявленияб. У той церкви по обеимв сторонам по пределу: один во имя Сошествия Святаго Духа, другой во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
   Того ж дни был я за городом в церкве Воскресения Господня. Та церковь деревянная; иконостас в ней гзолоченой, резнойд и завешан был на Страстной неделе так же, как и в помяненном Братцком монастыре для воспоминовенияе Святых Господних Страстей.
   Того ж дня был я в римской каменной церкве, где службу отправляют плебаны, то есть белые попы. Тот костел велик, называют ево во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В том костеле строение по обыкновению римскому: суть в немж три престола, убору хорошагоз и нет. На правой стороне в том костеле зделан Гроб Господень, на котором лежала плащеница. Тот гроб зделани подобно кровати и убран разными материями, и по краям завесы. По нем зделано множество зеркал, неболших и средних, а у самой стены поставленок великое зеркало, и издалека зрению человеческому являетсял изрядно преспективом. Около того гробу множествон лампад с маслом, которые все были запалены в потребное время. В том же костеле на хорах стоят арганы неболшие.
   В Могилеве ж овновьп строят езувиты каменной кляштор, то есть монастырь немалой40, рпостроено уже много того кляштора каменным строением.
   Апреля в 1 день, то есть в четверток Страстныя недели, был я в церкве Воскресения Христова. В то время в той церкве не было действа омовенияс ног41 по обыкновению греческаго закону, и в соборной церкве у них того действа не бывает. На литоргиях, на ектениях в мою бытность в Магилеве упоминали о царех православных, и о великих князех, и о панех, и о всем воинстве для того, что в то время короля полскаго еще было не избранот; также на ектениях упоминают о вселенских патриархах православных и о киевском митрополите, православном же42. // л. 8 об. Священники имеют во облачени ризы короткие, а подризники полотняные, долгие, белые, подолники шитые.
   Апреля воа 2 день, то есть в Великий пяток, был я у вечерни в Братцком монастыре; вечерня была в то время в теплой церкви. Та теплая церковь каменная, без сводов, с накатным потолком; иконостас в той церкве и всякое строение изрядное; построена та церковь бво имяв святаго евангилиста Иоанна Богослова. И как на вечерни пропели стиховну, в то время из алтаря священники вынесли на главах площеницу и понесли в болшую соборную церковьг Святаго Богоявленияд; а священников было во облачении 5 человек, а диаконов было во облачениие 3 человека. Как несли святую площеницу, в то время жзвон былз в том монастыре великой; та площеница писанная по белому отласу; и положили тоеи плащеницу в болшой соборной церкве пред царскими дверми. Под тоюк плащеницею в соборной церкве вместо гроба был стол, обит полотном, а сени над площеницею, и иных надписейл и лампад, и никакого убору и украшения не было. И как принесли в болшую церковь, и в то время пели стихеру "Приидите, ублажим" партесное43, и целовали плащеницу все. Потом казнадей сказывал казанием на катедре о распятии и погребении Господни, а в Великую суботу кругом церкви там площеницы не носят.
   Тот город Магилев по королевским привилегиям44 волный городи; оа экономп мещан магилевских ни в чем не ведает, а судит их во всяких делах войт. От приезду с московскую сторону на левой стороне Магилева течет река Дубровна и впала в реку Днепр подле самой магилевскойр стены.
   Апреля в 3 день, то есть в Великую суботу, был я у обедни в Братцком монастыре и в соборной церкве того монастыря. Темные завесы от иконостасу отобраны были, и убрана была та церковь уборами изрядными.
   Апреля в 4 день. В ночь Святыя Пасхи в пятом часу начался быть в Магилеве у благочестивых греческих церквей // л. 9 благовест к заутренеа, и я в то время был у заутрениб в Братцком монастыре. Около того Братцкагов монастыря, и по воротам гратцким, и по стенам во время утренняго пения было немало стрелбы ис пушек; также и у иных приходцкихг церквей благочестивых во время великоденской утрени была пушечная стрелба немалая. Могилевские жители к утрени на Святую Пасху яицд не приносяте.
   Того ж числа в день Святыя Пасхи слушалж литургии в Братцком же монастыре в соборной церкве. Святую литургиюз служил наместник и с ним шесть человек священников да три человека диаконов - все были в золотоми облачении, зелок богатом. В то времял во всем иконостасем пред всеми святыми иконами нсвеч предивныхо, золоченых, великих запалено было множество, и в самых верхних поясах пзапалено свеч премного ж. Ар как начали читать Апостол45, в то время из многих пушек стреляли трикратыс. Святое Евангелие читали священники и дияконы, которые были в службе,- всех читало Святое Евангелие десеть человек: в олтаре из тех читалот два человека священников пред царскими дверми, в церкви один священник, у четырех столпов четыре человека, от западных дверей до амбона три человека диаконов. И на чтении Святаго Евангелия на всяком возгласе звонили шестью по шестиу крат иф из пушек стреляли поединожды; а как дочли Святое Евангелие, в тот час стрелба была ис пушек великая. Как начали петь Херувимскую песнь46, в то время выстрелили из пушекх единожды и от северных дверей знатных мещан 24 человека вышлоц с великими свечами восковыми, зелеными, и стали против олтаря, чи стоялиш, доколе выход со святыми дарами кончился. В то время выстрелили ис пушек трожды; щвдруг на словах ХристовыхЫ паки была стрелба ис пушек; также стрелялиэ во время пения причастикаю; а на явлении Святаго Тела Христова и Святыя Крови была великая пушечная стрелба у той Братцкой церкви ия по всему городу; и потом выстрелили шестью ис пушек, и по отпуске святыя литургии выстрелили ис пушек же трижды. И как понесли артус, и паки мещанеа' 24 человека с великимиб' помяненными свечами шли кругом артуса; и в то время // л. 9 об. великой был звон, по том звоне из одной великой пушки стрелялиа. В день Святыя Пасхи могилевские жители благочестивой греческой веры имеют обыкновение из домов своих никуда не выходити, все в своих домех пребывают тот весь день. В то время в церквах пред царскими дверми ставят столыб во знамение Гроба Господня, где лежала плащеница.
   Того ж числа у вечерни был я в Братцком же монастыре; священников было во облачении 6 человек, диаконов 3 человека, и по вечерни казнодей на катедре сказывал казанев зело изрядно.
   Апреля в 5 день, то есть в понеделник Святыя недели, был я у обедни в Николаевском девичьем монастыре. Там церковь каменная, иконостас великой золоченой; там во время чтения Святаго Евангелия, и на Херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрелба была у той церкви ис трех пушек, и пред царскими дверми ставилисьг мещане с великими изрядными свещами 14 человек. И того ж дни была в Магилеве процессия, ходили со святыми кресты от всех благочестивых церквей к церкве Воскресения Христова. В той процессии священники шли во облачении и в шапках своих, которые всегда носит. И перед церковью Воскресения Христова прочли гСвятое Евангелие, и дсказал казнадей казаниее перед церковью на катедре в стихаре жбеломз миткалинном и в потрахиле.
   Апреля в 6 день, во вторник Святые недели, был я у обедни в церкве Воскресения Христова, что блиско города. В той церкве иконостас и уборы изрядные; у праваго крылаи в той церкве стоит образ чудотворной Пресвятыя Богородицы.
   Того ж числа был я в домук магилевскаго мещанина, которой называется Захарей Алтуфьевич. Дом имеет тотл мещанин немалой, строение на дворе каменноем, строениен и уборы у него в полатах хорошие и судов серебреных немало. От тогоо мещанина // л. 10 звал меня к себе в дом другой мещанин могилевской, которой называется Каскович. Тот мещанин дом имеет за городом, за рекою Дубровноюа; в доме ево строение деревянное, хоромное, изрядное. И все мещане могилевские ко мне были приятны зело, блюди добрыев и зело богатые.
   Того ж числаг поехал яд из Магилева в надлежащейе свой путь и, реку Дубровнуж переехав под городом Магилевым по мосту, начевал наз лесу, от Магилева отъехавк лпол 2м мили. Всей бытности моей было в Магилеве 8 дней.
   Апреля в 7 день. С того стана приехал обедать в маетность корулнагон гетмана, полнаго пана Потоцкаго47 в деревню Булыжичи, от стана, где начевал, пол 2 мили. Того ж числа приехал начевать, проехав ов местечкоп Половчинр, от Булыжичас 2 мили. То местечко Половчинт литовскаго полнаго гетмана пана Слушки. В том местечке есть церковь благочестивая греческая и дом гетманскойу невеликой.
   Апреля в 8 день. От местечка Половчинаф хпол 3ц мили приехалч обедать, проехав местечко Тетерино шна лесу. То местечко Тетеринощ литовскаго канцлера, сына князя Оганскаго48. В том местечке 3 церкви унияцкияы. Того ж числа приехал начевать в маетность подкомория литовскаго Милскагоэ в деревню Крутую, от стану пол 2 мили, и начевал, проехав тую деревню, ная лесу.
   Апреля в 9 день. Приехал обедать в маетность маршалкаа литовскаго в деревню Еллянеб, от деревни Крутой пол 2 мили. Того ж числав проехал мимо маетностиг подскарбия литовскаго Сапеги49 местечка Бобр. То местечко великое, и домов жидовских в нем богатых много, и место людное; и самого подскарбия в том местечке ддвор невеликойе, строение деревянное, ниское. От Елляни до того местечка пол 2 мили. И приехал того числа начевать в маетность князя Салгушкаж 50 в местечко Крупень, от местечка // л. 10 об. Бобра 2 мили, а от Елляни апол 4б мили; а не доехав того помяненнагов местечка, переезжал реку Бобр по мосту.
   Апреля в 10 день. Приехал обедать в Борисовской повет, в маетность воеводы полотцкаго пана Служки, в местечко Начег, от Крупени 2 мили. В том местечке Наче наехал на меня иноземец цесарской породы, сказал, что он едет в службу великаго государя к Москве. Того ж числа приехал в маетность того ж помяненнаго воеводы полоцкаго в местечко Ложницы, от Начи 3 мили, и, проехав то местечко пол 2 мили, начевал над лесу, от Начи епол 5ж мили.
   Апреля в 11 день. Приехал обедать в город Борисов, от стану, где начевал, пол 2 мили; всего от Магилева до Борисова 24 мили полских, а московских 120 верст, аз от Москвы до Борисова 730 верст.
   Город Борисов имеет в себе замак земляной; в том замке строения никакого нет, толко один двор воеводы полотцкаго пана Служки, потому что тот город Борисов - ево маетность. Посад около того замку невеликой, жители ив городе Борисовек и на посаде все благочестивой греческой веры. Река течет под Борисовым, зовомая Береза. В том городе жидовских домов много. Тут же пред посадом монастырь благочестивой греческой веры. Церковь в том монастыре соборная во имя Воскресения Христова. В том монастыре живут монахи, всего 7 человекл, им имеют у себя игумена. В том монастыре в неделю Фомину слушал я нсвятыя литургиио. В Борисове стоял я на мещанском дворе. В том городе Борисове униятов нет. В Борисове ж есть костел римской веры адин деревянной, служат в нем плебаны, то есть белые попы; в том костеле я был при службе римской. Тот костел зделан во имя Пресвятыя Богородицы; у того костела на левой стороне зделана малая каморка, которую пполяки называют захрестьемр. В том захрестьес ксендзт их при мне облачался, к службе готовяся: вначале надел на себя стихарь полотняной убелой, во всем подобен греческим стихарям, потомф положил на себя епитрахильх, которая не сшитаяц и мерою потрахилейч греческих уже и не сш таким подобием, и положил ее на себя крестовидно, и подпоясался // л. 11 поясом, неплоским, толстым снурома, и на левую руку положил один поруч, узок да долог, не подобен нимало греческим поручам; на правую руку поручаб не клал и ризы надел, что поляки называют арнат, подобием не таким, как греческие ризы: накшталтв как бывают архиерейские сакосы, толко не сшиты бока и не застеганы и рукава зело коротки, а на всех одеждах нашиты кресты. И, облачась, вышел из захрестияг, имея в руках сосуды, и тогда бывшие там в то время люди римской веры все упали на колени перед темд плебаноме. Хлопчик в белом стихаре несж книгу, которая называется их языком Мщалз, а по-славянскии Служебник; и положил тое книгу и сосуды священныеи поставил на престол, на котором ему отправлять мшу, то есть служить обедню; и разогнул часть полотна, подобно как литон, и в том месте камень, что римляне имеют за антиминск; и, учиня то, покадилл, стоя на коленях; и, открыв на престоле кивот, вынял другой потир и, покрыв золотноюм пеленою, поднял высоко и обратился с тем потиром лицом к народу. Тогда все бывшие там римляне упали на колени; в то время на хорах играли на арганах. И поставил тот потир над кивотом, из котораго ево вынулн (в том потире имеют они освященной сакрамент), и начал отправлять службу. Во время тойо службы на хорах пели латинским языком. В той службе вливал вп потир вино и воду из разныхр сосудов; потом вынул из серебряной коробки оплатокс и положил на дискос, а дискос - малая торелка вызолоченна, а ничего на ней не изображено; и читал молитвы, и во время слов Христовых подносил или подымалт высоко без дискосу оплаток, держа руками выше головы своей, чтоб можно всем бывшим при мше людям ево видеть; потом подносил или подымал также высоко потир. В том подношени люди, бывшие там римляне, на словаху Христовы все падали на колена. И всеф мшу служил тот плебан со страхом и, обращался к народу, осенял рукою, подавая мир всем, латинским языком, и говорил молитву "Отче наш" и

Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
Просмотров: 1289 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа