Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)
Серия "Литературные памятники"
М., "Наука", 1992
[РОССИЯ]
[РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ]
[СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ]
[Силезия]
[Моравия]
[Австрия]
[Штирия и Каринтия]
[ИТАЛИЯ]
[Венецианская республика]
[Венеция]
[Поездка в Падую]
[Венеция]
[АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ]
[Истрия и Далмация]
[Венеция]
[Путешествие в герцогство Миланское]
[Венеция]
[АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ]
[Дубровницкая республика]
[Королевство Обеих Сицилий]
[Бари]
[Неаполь]
[Путешествие в Мальтийскую республику]
[Валлетта]
[Плавание из Мальты в Неаполь]
[Неаполь]
[Путь из Неаполя в Рим]
[Рим]
[Путешествие из Папской области в Великое герцогство Тосканское]
[Флоренция]
[Папская область]
[Болонья и Феррара]
[Дорога от Феррары до Венеции]
[Венеция]
[ПУТЬ ИЗ ВЕНЕЦИИ В МОСКВУ]
Примечания
Библиография
Список сокращений
Хронология и маршрут путешествия П. А. Толстого.
Словарь иностранных, устаревших и малоупотребительных русских слов
л. 2 а7205 года1 генваря 11-го дняб по указу великаго государя велено комнатным столникам2:в князь Юрью княж Юрьеву сыну Трубецкому; князьям Петру, Федору княж Алексеевым, Дмитрею княж Михайлову детям Голицыным; князь Борису княж Иванову сыну Куракину; Василию, Володимиру Петровым детям Шереметевым; Михаилу Афонасеву сыну Матюшкину; князь Ивану княж Данилову сыну Гагинуг; князь Якову княж Иванову сыну Лобанову-Ростовскому; Михаилу Федорову сыну Ртищеву; Авраму Федорову сыну Лопухину; князьям Юрью, Михаилу, Андрею княж Яковлевым детям Хилковым; Ивану, Матвею, Юрью Алексеевымд детям Ржевским; князь Григорью княж Федорову, князь Володимиру княж Михайлову детям Долгоруковым; Александру, Сергию Ивановым детям, Алексею Матвееву сыну Милославским; князь Ивану княж Никитину сыну Урусову; Петру Андрееву сыну Толстому; Никите Иванову, Федору Емельянову детям Бутурлиным; Василью Семенову сыну Толочанову; Василью Михайлову сыну Глебову; Юрью Федорову сыну Лодыженскому; Михаилу Ильину сыну Чирикову; Андрею, Ивану, Михаилу Петровым детям Измайловыме - ехать в европские христианские государства для науки воинских дел; а которым наукам велено им учится, о том даны каждому из них статьи.
По тому великаго государя жуказу из вышеименованныхз столников Петру Толстомуи даны статьи, а в них писано:
"Статьи, последующие учению:
1. Знать чертежи, или карты, кампасы и протчие признаки морские,
2. Владеть судном как в бою, так и в простом шествии, и знать все сънасти, или инструменты, к тому принадлежащие: парусы, веревки, а на каторгах и на иных судах - весла и протчая.
л. 2 об. 3. Сколко возможно искать того, чтоб быть на море во время боя; а кому и не случится, ато с прилежанием искать того, как в то время поступать; однако ж обоим, видевшим и не видевшим бой, от началников морских взять на то свидетелствованные листы за руками их и за печатми, что они в том деле достойны службы своея.
4. Ежели кто похочет впред получить милость болшую по возвращении своем, то к сим вышеписанным повелениям и учению научилися бы знать, как делать те суды, на которых они искушение свое примут.
5. Когда возвращатся будут к Москве, должен всякой по два человека искусных мастеров морскаго дела привесть с собою до Москвы на своих проторях; а те протори, как приедут, будут им заплачены. Да сверх того отсюда из салдат даны будут для того ж учения по одному человеку3; а кто из салдат взять не похочет, и тем или знакомца, или человека своего тому ж выучит. А салдатам прокорм будет ис казны; а буде, кроме салдат, ктоб кого выучит, и за всякаго человека за прокорм дано будет по сту рублев. И о том, солдат кто взять похочет или из своих кого учить, объявлять камисарав генералу немедленно.
6. С Москвы ехать сим зимним временем, чтоб к последним числам февраля никто здесьг не остался.
7. Пасы и проезжие даны будут ис Посолскаго приказу4, и о том роспись ди указе в Посолской приказ пошлетца вскоре".
И того ж 205 году генваря в 30ж ис Посолскаго приказу прислана проезжая грамота на двор к Петру Андрееву Толстовоз, а в ней пишет: "Божиею милостию мы, Пресветлейший и Державнейший Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всеа Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царьи Астраханский и царьл Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, // л. 3 Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Каляинскийа и всеа северныя страны повелитель и государь Иверские земли карталинских и грузинских царей и Кабардинские земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных, и западных, и северных отчич и дедич и наследник, государь и обладатель. Наше Царское Величество пресветлейшим и державнейшим великим государям, цесарскому величеству Римскому5 и королевским величествам, любителнейшим братиям и друзьям нашим, здравия и благопоспешных поведеней, непрестаннаго и всегдашняго приращения, такожде всем вобчев, коемуждо особно, светлейшим електором и иным принцыпам, и наяснейшейг Речи Посполитой6, ид обоих народов коруны Цолской и великаго княжества Литовскаго, и иным речам посполитым, еих правителемж, духовным и мирским, арцибископом, бископом, князем, генералом, воеводам, маркграфом, графом, коштеляном, а в войсках гетманом, полковником и иным началным людям, бароном, старостам, войтомз, шляхте, подвластным началником, президентом, комендантом, капитаном, наместником, вицедомином, губернатором, ротмистром, хорунжими, предводителем и властителемк, бурмистром, а на море адмиралом и вице-адмиралом и прочим началным и волным добытчикомл морским, а пристанищ, мостов и переправ всякимм стражам и иным, которые настоящею грамотою употреблены будут, какова ни есть состояния, нуряду, чинао, достоинства или преимущества суть, благоволение и всякое благо объявляем. По нашему, Царского Величества, указу послан во европскиеп христианские государства, и княжества, и в волные городы дворянин наш, урожденный Петр Андреев, для науки воинских дел. И как в которое государство, или княжество, или в волные городы приедет, и пресветлейшим державнейшим ир великим государям, цесарскому величеству Римскому и королевским величествам, любителнейшим братиям и друзьям нашим, такожде и всем вобче и коемуждос особно, светлейшим электором и иным принципам и наяснейшей // л. 3 об. Речи Посполитой Польской и Литовской и иным речам посполитым и их правителем, адуховным и мирским, князьям, генералом, бадмиралам и всем вышеименованным, какова ни есть состояния, степени, уряду, чина, достоинства или преимущества, велеть его для нашего Царского Величества со всеми при нем будущими людми, рухледью и с вещми, которые с собою иметь будетв, сухим путем и морем пропускать везде без задержания и жить ему, где случай покажет, безопасно, поволнеег. И дабы томуд вышереченному дворянину нашемуе Петру, как туды едучему, так и назад в государство наше возвращающемуся, в пути его нигде никакого препятствияж и озлобления и никакой досады не было. А наипаче, где нужда какая приключитца, учинено б было в требовании его всякое вспоможение, и поволность, и благоприветствование. А у нас, в государствах наших, взаимно вашим прилучившимся нашим, Царского Величества, благоволением и милостию по тому ж возданоз будет. иДля безопасного проезду и жития дана ему сия наша Царского Величества свидетельствованная грамота.
Писанак государствования нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7205 месяца генваря 30-го дня, государствования нашего 15-го году".
У подлинной великаго государя грамоты печать на красном воску. В той вышеписанной великаго государя грамоте написан Петр Толстой дворянином и без прозвания для того, чтоб в ыноземческих краех подлинно не ведали, какого чина и каких пород для той вышеписанные науки в их государства посланы.
Вышеименованным комнатнымл столникам даны великаго государя две грамоты во Итталию к принцепу Венецкомум о приемности их, а в них пишет: "Божиею милостию мы, Пресветлейший и Державнейший Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, // л. 4 всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец Московский, Киевский, Владимерский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверский, Угорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных государь и великий князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Резанский, Ростовскийа, Ярославский, Белоезерский, Удорскийб, Обдорский, Колдинскийв и всеа северныя страны повелитель и государь Иверския земли карталинских и грузинских царей и Кабардинскияг земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных, и западных, и северных отчич и дедич и наследник, и государь, и обладатель. Пресветлейшему и велеможному князю и господинуд Селивеструе Валерию, Божиею милостию ардухуж владетелства Венецкаго и всему сенату Венецкому наше Царскаго Величества благоприветствованноез поздравление. По нашему, Великаго Государя, нашего Царскаго Величества, указу отпущены к вам в Венецию нашего Царскаго Величества дворяне, которые охотно и тщателно намериныи во Европе присмотретися новым воинским искуствам и поведениям. И того ради мы, Великий Государь, благоволително желаем, как те дворяне наши во владение Вашей Светлости прибудут, дабы Ваша Светлость в городех, где они себе случаи употребят, побыть им поволили и всякое к ним доброхотство, бережение и в требовании их спомогателство, поволность благоприветливо явили; а когда они, исполня намерение свое, похотят возвратится в государства наши,к тогда б Ваша Светлость без задержания ихл отпустили. А у нас, Великаго Государя, в наших государствах Вашей Светлости людям взаменм напротив того ж воздано будет и протчая."
нВышеписанные великаго государя к венецкому пренцепу грамоты отданы комнатным столникам: одна князюо Петру пкняж Алексееву сынур Голицыну, а другая Володимерус Петрову сынут Шереметеву. // л. 4 об. И по тому вышеименованному великаго государя указу я, Петр Андреев сын Толстой, с Москвы во Итталию поехал ав 205 годуб февраля в 26 день и стоял в Дорогомилове слободе.
Февраля в 28 день. Из Дорогомиловы слободы поехав, начевалв в деревне Адинцове, от Москвы 15 верст.
Марта в 1 день. Приехал к обеду в село Вязему, от деревни Адинцова 15 верст. Того ж числаг начевать приехал вд Девичья монастыря в село Кубинскоее, от Вяземы 20 верст.
Марта во 2 день. Приехал обедать в вотчину околничего Федора Тихановича Зыкова8 в деревнюж Капово, от Кубинскагоз 15 верст. Того ж числа приехал начевать в Можаески, от деревни Капова 25 верст. В Можайску стоял в Ямской слободе. Можайск - город каменной9 на горе, в котором церковь на воротех чудотворца Николая. В той церкви образк Николая святагол резной работы древний10, от котораго всегда верно приходящимм изливаются чудеса неоскудно. От Можайска в полуверсте под Лужецким монастырем течет Москва-река11.
Марта в 3 день. Поехав из Можайска, приехал обедать в вотчину Колотцкого монастыря12 в деревню Острожецн, от Можайска 30 верст. Того ж числа приехал начевать в вотчину Сергия оАврамова сынап Лопухина13 в село Царево Займище, от деревни Острожкар 40 верст.
Марта в 4 день. В вышеписанном селе Цареве Займище обедал. Того же дня приехал начевать в вотчину Ивановскаго монастыря14, что в Вязьме, в село Федоровское, от села Царева Займища 28 верст.
Марта в 5 день. Приехал в Вязьму к обеду, от села Федоровскаго 12 верст. Стоял в Вязьме за рядами, на дворе посадцкаго человека. В Вязьме два города деревянныес15, у болшаго города пять башен каменных. В городе две церкви каменные16; за городом монастырь Иоанна Крестителя17: ограда того монастыря деревянная, а церкви в том монастыре каменные. Под городом Вязьмою течет река Вязьма. Того ж дня приехал начевать в селот Семлевоу, от Вязьмы 20 верст. В том селе Семлеве живут рейтарыф. // л. 5
Марта в 6 день. Обедал в селе Семлевеа. Того ж дни приехал начевать в Балдин монастырь18, от Семлева 40 верст. В том Балдине монастыре церковь соборная каменная, другая церковь с трапезою, каменная ж, древняго строения. В том монастыре бслушал того ж дняв вечернюг. Соборная в том монастыре церковь во имя Пресвятыяд Троицы, а в приделе преподобнаго Герасима мощи лежат под спудом.
Марта в 7 день. Приехал к обеду в городе Дорогобуж, от Балдина монастыря 10 верст. Город Дорогобуж весь деревянной, стоит на горе над рекоюж Днепром; другой город нижней; оба городы рубленые19. В Дорогобуже стоял в Болшой слободе на мещанском дворе, блиско рядов. В Дорогобуже того дня слушел обедни в соборной церкве. Соборная церковь в нижнем городе деревянная, построена крестовидная во имя Рождества Христова. Того ж дня приехал начевать в вотчину Бизукова монастыря20 в село Усвятье, от Дорогобужа 8 верст.
Марта в 8 день. Приехал обедать в ямскую слободу Смоленскаго уезду, которая слобода называется Пнево, от Усвятья 42 версты. До той вышеупомяненнойз ямской слободы Пневы не доезжая за три версты, переехал реку Днепр по лду в лесу; в том месте река Днепр гораздо неширока. Ис той ямской слободы Пнева послал наперед человека в Смоленск для заимки двора. Того ж числа приехал начевать в вотчину смоленскаго шляхтича жены, вдовы Станкеевичевойи, в деревню Цырикову, от ямской вышепомяненной слободы Пневой 10 верст.
Марта в 9 день. Приехал в город Смоленск в четвертом часу дня; а не доезжая до Смоленска за три версты, спустился з берегу на реку Днепр и ехал до Смоленска по реке Днепру по лду. В город Смоленск въехал в Днепровские ворота; от деревни Цыриковойк до Смоленска 30 верст. В Смоленску стоял на мещанском дворе блиско рядов.
Город Смоленск стоит на горах над рекою Днепром весь каменной, устроен предивною крепостью21. В лгороде Смоленскем отворены двои ворота: одни называютца Днепровские, которые к реке Днепру, а другие называютца Мокоховскиен; а иные проезжие башни // л. 5 об. завалены. В Смоленску соборная церковь зачата астроить новая22, зело велика и высока, имеет на себе в высоту трои окна, из которых одни круглые. От той церкви олтари отвалились, и стоит недостроена. В Смоленску монастырь Аврамиевской23, в нем церковь деревянная, вв нем архимандрит; чин имеет тот монастырь по вся суботы читать акафист Пресвятой Богородице пред обеднею. В Смоленску ж монастырь девической Святаго Вознесения Господня; в нем церковь новая построена каменная, ещег не освещена суть; в том монастыре игуменья24. Митрополита Смоленскаго дом ограду имеет каменную, хоромы деревянные низкие; того митрополья дома на воротех построена церковь деревянная во имя дСвятаго Богоявленияе. Имеет на себе Смоленск 32 башни глухих, кроме проезжих ворот; по тем по всем башням пушек великих изрядных медных много. На Днепровских воротах стоит образ Пресвятыя Богородицы25, Смоленскаяж чудотворная икона, где непрестанно множество приходит народу и зс вероюи приходящим бывают от той святой иконы многие чудеса.
Марта в 11 день. Которые люди мои ехали со мною с Москвы до Смоленска, тех людей отпустил из Смоленска к Москве, и с лошадми. В Смоленску ж монастырь мужеской Святые Троицы26, строение в нем все деревянное, в том монастыре игумен. От Днепровских ворот зделан через реку Днепр мост деревянной, великой и зело высокой, котораго никогда лдом и вешнеюк водою не портит за обороною смоленских жителей. За рекою Днепром от Смоленска великие слободы, между которыми церковь каменная во имя лсвятыя апостоловм Петра и Павла27, а прежде та церковь была костел римской. За рекою ж Днепром от Смоленска построеные многие торговые лавки, в которых всяких таваров многон. В тех же оЗаднепровских воротахп построен гостинной двор деревянной, на котором бывают торговые иноземцы с разными товарами. В Смоленску построены анбары великие на блони, то есть на площади, в которых анбарах много великих пушек медных, и всяких военных припасов, и мелкаго ружья. В Смоленску я жил марта до 18 числа дня того, что путь зимний начал портится и почали быть по дорогер воды.
Марта в 18 день. Поехал из Смоленска в надлежащийс свой путь и приехал того дни начевать в деревню Яковичит, от Смоленска две мили28. // л. 6
Марта в 19 день. Приехал обедать во дворцовое село Жарновкиа, от Яковичб 4 мили. В том селе Жарновке того числа и начевал для того, что дорога была зело трудна.
Марта в 20 день. Из Жарновокв приехал обедать во дворцовое ж село Красное, от Жарновокг 3 мили. Того числа в том селе Красном и начевал.
Марта в 21 день. Из села Краснаго приехал обедать в дворцовое ж село Зверовичид, от Краснаго 2 мили. Того числа в том селе Зверовичах и начевал для того, что путь зимней испортился и на санях ехать стало невозможно; тут перебрался с саней на телеги.
Марта в 22 день. После обеда поехав из Зверовиче, приехал начевать в деревню дворцовых волостей, которая называетца Василевичи, от Зверович 3 версты, а, до полской границы не доехав, та деревня Василевичи две версты; и в той деревне Василевичеж в 23 день обедал. Того ж числа после обеда из деревни Василевич приехал к полскому рубежу к реке Ивате, которая граничит Московское государство с Полским и Литовским. На той речке от Смоленской стороны построена дворцовая деревня Бурцова, аз на другой сторонеи речки Иваты против деревни Бурцовак построена деревня Валкова полскаго короля. От Смоленска до деревни Бурцовал 14 миль.
Того ж числа, переехавм границу, приехал начевать в село Романово, от границы 2 мили. То село Романово княжны Слуцкой, а в опеке, или в обороне, воеводы троицкагон пана Оняховскагоо. В том селе жителип разных вер: есть благочестивые греческаго закона, есть католики, есть немало и жидов. Греческие святые веры в том селе одна церковь во ими Святыя Троицы.
Марта в 24 день. Из села Романова приехал обедать в маетность гетмана литовскаго Сапеги29 в деревню Котелеву, от Романова две мили. Того ж числа после обеда из деревни Котелевар приехал начевать в маетность великагос гетмана литовскаго Сапеги в село Торки. То село Горки гетман литовской Сапега взял в приданые тсвоему сынуу Григорью у пана Полубенскагоф 30 за дочерью. В том селе Горках есть благочестивая греческаго закону церковь одна, а униятцких две церкви31, римской костел один, жидовская божница одна. То село Горки великое, в нем есть всяких жителей болши тысячи дворов разных вер: // л. 6 об. греческаго закону, и римляне, и унияты, и жиды. От деревни Котелева до села Горок одна миля. В том селе Горках марта в 25а день, то есть на праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы, слушал я обедни во благочестивой греческаго закону церкве, котораяб во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго еяв Успения. В том селе Горках стоял на мещанском дворе, которые мещаня суть благочестивой греческой веры. Того ж дня, после обеда поехавг из села Горок, приехал начевать в маетность того ж вышеупомянутагод литовскаго великаго гетмана Сапеги в село Городецкое, от Горок 2 мили, и стоял на дворе у шляхтича, у пана Тетерскагое; в том селе церковьж униятцкая.
Марта в 26 день. Из села Городецкаго приехал обедать того жз гетмана Сапеги в деревню Губино, от села Городецкаго одна миля. Того ж числа из села Губина приехал начевать в королевскую маетность в деревню Губари; та дерсвня Губари Магилевскаго уезду; от Губина до Губарии 2 мили.
Марта в 27 день. Из деревни Губарик поехал после обеда и приехал начевать в королевскую маетность Могилевскаго ж уезду в деревню Ждановичи. Под тою деревнею Ждановичамил переезжал чрез реку Басм с великою трудностию для розлития великих вод, от деревни Губарейн одна миля.
Марта в 28 день, то есть в Неделю цветоноснуюо, обедал в вышепомянутойп деревне Ждановиче и после обеда ис той деревни поехавр начевать в королевскую маетность в деревню Воиново, от деревни Ждановичс 3 мили.
Марта в 29 день. Из деревни Воинова приехал начевать в село Лупаново, от деревни Воиноват 3 мили; в том месте путь належалу мне ехать подле реки Днепра по левую сторону. То помяненное село Лупаново против города Могилева на берегу реки Днепра.
Марта в 30 день. Переехав через реку Днепр на пароме, приехал в город короля полскаго в Магилев. На том перевозе немалая была конфузия, то есть замешание, от могилевских начальников, для того что могилевцы имели некоторое опасение и перевозить было москвич чрез реку Днепр в Могилев не велели. Для того замешания ходил я на ратушу с проезжею великаго государя грамотою32, где, тойф проезжей грамоты смотря, бурмистры отослали меня с тою проезжею грамотою в верхней город. В том верхнем городе, смотря тое грамоты, отослали меня с тою проезжею грамотою // л. 7 на двор одного началнаго человека, которой в то время был от гетмана литовскаго от Сапеги прислан в Могилев, которой называетсяа пан Бурба. Тот помяненный Бурба, смотря тое проезжие грамоты, велел меня со всеми при мне бывшими людми и вещьми перевесть чрез реку Днепр и велел мне стоять на предместье, а не в городе, а в город велел меня пускать временем, для какой нужды случится. И стоял я на предместье на дворе у мещанина, которой мещанин благочестивые греческие веры.
Город Магилев велик, и около города посады великие, много в посадах садов. Тот город Магилев многим болши Смоленска. Кругом посадов город Земляной33, от реки Днепра зачат и паки к реке Днепру приведен. Верхний город земляной же, зело высок; в город двои проезжие ворота каменные да двои деревянные; башен кругом нетв. В Магилеве живут купецкие люди. Тот город каменной, называется королевская экономия, то есть королевской дворцовой, а поляки попросту говорят тот город королевской кухнейг. Жители, магилевские мещане, все благочестивой греческой веры. В Магилеве монастырь благочестивой, называется Братцкой34, живут в нем иноки. Около того монастыря ограда каменная, и церковь в нем соборная, каменная ж, немалая, изряднаго строения. В том же городе ддругой монастырь благочестивой, называетсяе Спаской35; в нем церковь деревянная. На посаде три церкви каменные да восемьж деревянных - всех 11 церквей благочестивых; да за городом, две версты от Магилева, монастырь мужеской, в нем церковь каменная изряднаго строения; да за городом же монастырь Николаевской, а в нем живут инокини благочестивой же греческой веры, в том монастыре церковь каменная изряднаго строения. зНа посаде мещанских богатых домов зело много строенияи каменнаго, кмногие домы изряднаго, и деревяннаго хорошаго строения много ж. В том городе Магилеве много живет евреев, и зело богати, и домы имеют изрядные. Мещанских домов в Магилеве-городе и на посаде з 20000 домов, а жидовских з 10000 домов. В том городе улицы вымощены диким камнем. Рядов в Магилеве много, в которых зело многол для продавания всяких таваров изрядных; в рядах лавки каменные. В том городе римской веры людей немного, и костелов римских в Магилеве только два36, и тем гораздо небогати: один каменной, зело древен, другой деревянной, в котором служат езувиты; а каменной костел // л. 7 об. называют фарою, и служат в нем плебаны; да на предместий церковь римская ж древянная, у той церкви живут законники римляне. Олтари в римских костелах зделаны по обыкновению римскому бес переградыа и без дверей, также и престолыб по их западному обыкновению; а для приходящих поделаны в римских церквах места, где, приходя, ив стоят, и садитца.
Того ж числа был я в кормилитанском костеле37. Тут зделаны в олтарь двои двери, подобны как бывают в восточной церкви - южные и северные, и написаны на них образы Мелхиседека и Аарона38. Между тех двух дверей зделан престол, а царских дверей нет. В том же костеле еще других пять престолов. В том костеле украшение святым иконам и убрание престолам хорошее; подобиемг костелы какд восточные церкви: и главы на них и крестые есть четвероконечьные, и колоколни у костелов есть, и колокола невеликие; бывают и благовестятж и звонят, какз у греческих церквей в Малой России, очепами.
В том городе хлеб купят высокою ценою, харчу всякаго много, и рыбы живой немало, однако ж все недешево. Правитель того города называется виц-эконом, а в мою бытность в Могилеве ево не было: был в то время в Вилне39 у гетмана Сапеги.
Марта в 31 день, то есть в среду Страстные недели, был я в вышепомянутом Братцком монастыре у преждеосвященные обедни. В том монастыре церковь соборная великая, в ней 8 столпов, около штии столпов зделаны хоры. Строение в той церкве изрядной резной работы золоченое. Та церковь квся подписанал стенным письмом изрядным, иконостас резной, золоченой, великой, изрядной работы. На Страстной неделе в той церкве иконостасм весь и святыя иконы завешены были крашениною вишневою, и пон той крашенине писаны Страсти Христовы живописным добрым писмом. Служба в той церкве отправляетсяо греческаго обыкновения зело чинно, святые иконы у столпов изрядных писем и зело богатым // л. 8 украшением убраны. Та церковь построена во имя асвятаго Богоявленияб. У той церкви по обеимв сторонам по пределу: один во имя Сошествия Святаго Духа, другой во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
Того ж дни был я за городом в церкве Воскресения Господня. Та церковь деревянная; иконостас в ней гзолоченой, резнойд и завешан был на Страстной неделе так же, как и в помяненном Братцком монастыре для воспоминовенияе Святых Господних Страстей.
Того ж дня был я в римской каменной церкве, где службу отправляют плебаны, то есть белые попы. Тот костел велик, называют ево во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В том костеле строение по обыкновению римскому: суть в немж три престола, убору хорошагоз и нет. На правой стороне в том костеле зделан Гроб Господень, на котором лежала плащеница. Тот гроб зделани подобно кровати и убран разными материями, и по краям завесы. По нем зделано множество зеркал, неболших и средних, а у самой стены поставленок великое зеркало, и издалека зрению человеческому являетсял изрядно преспективом. Около того гробу множествон лампад с маслом, которые все были запалены в потребное время. В том же костеле на хорах стоят арганы неболшие.
В Могилеве ж овновьп строят езувиты каменной кляштор, то есть монастырь немалой40, рпостроено уже много того кляштора каменным строением.
Апреля в 1 день, то есть в четверток Страстныя недели, был я в церкве Воскресения Христова. В то время в той церкве не было действа омовенияс ног41 по обыкновению греческаго закону, и в соборной церкве у них того действа не бывает. На литоргиях, на ектениях в мою бытность в Магилеве упоминали о царех православных, и о великих князех, и о панех, и о всем воинстве для того, что в то время короля полскаго еще было не избранот; также на ектениях упоминают о вселенских патриархах православных и о киевском митрополите, православном же42. // л. 8 об. Священники имеют во облачени ризы короткие, а подризники полотняные, долгие, белые, подолники шитые.
Апреля воа 2 день, то есть в Великий пяток, был я у вечерни в Братцком монастыре; вечерня была в то время в теплой церкви. Та теплая церковь каменная, без сводов, с накатным потолком; иконостас в той церкве и всякое строение изрядное; построена та церковь бво имяв святаго евангилиста Иоанна Богослова. И как на вечерни пропели стиховну, в то время из алтаря священники вынесли на главах площеницу и понесли в болшую соборную церковьг Святаго Богоявленияд; а священников было во облачении 5 человек, а диаконов было во облачениие 3 человека. Как несли святую площеницу, в то время жзвон былз в том монастыре великой; та площеница писанная по белому отласу; и положили тоеи плащеницу в болшой соборной церкве пред царскими дверми. Под тоюк плащеницею в соборной церкве вместо гроба был стол, обит полотном, а сени над площеницею, и иных надписейл и лампад, и никакого убору и украшения не было. И как принесли в болшую церковь, и в то время пели стихеру "Приидите, ублажим" партесное43, и целовали плащеницу все. Потом казнадей сказывал казанием на катедре о распятии и погребении Господни, а в Великую суботу кругом церкви там площеницы не носят.
Тот город Магилев по королевским привилегиям44 волный городи; оа экономп мещан магилевских ни в чем не ведает, а судит их во всяких делах войт. От приезду с московскую сторону на левой стороне Магилева течет река Дубровна и впала в реку Днепр подле самой магилевскойр стены.
Апреля в 3 день, то есть в Великую суботу, был я у обедни в Братцком монастыре и в соборной церкве того монастыря. Темные завесы от иконостасу отобраны были, и убрана была та церковь уборами изрядными.
Апреля в 4 день. В ночь Святыя Пасхи в пятом часу начался быть в Магилеве у благочестивых греческих церквей // л. 9 благовест к заутренеа, и я в то время был у заутрениб в Братцком монастыре. Около того Братцкагов монастыря, и по воротам гратцким, и по стенам во время утренняго пения было немало стрелбы ис пушек; также и у иных приходцкихг церквей благочестивых во время великоденской утрени была пушечная стрелба немалая. Могилевские жители к утрени на Святую Пасху яицд не приносяте.
Того ж числа в день Святыя Пасхи слушалж литургии в Братцком же монастыре в соборной церкве. Святую литургиюз служил наместник и с ним шесть человек священников да три человека диаконов - все были в золотоми облачении, зелок богатом. В то времял во всем иконостасем пред всеми святыми иконами нсвеч предивныхо, золоченых, великих запалено было множество, и в самых верхних поясах пзапалено свеч премного ж. Ар как начали читать Апостол45, в то время из многих пушек стреляли трикратыс. Святое Евангелие читали священники и дияконы, которые были в службе,- всех читало Святое Евангелие десеть человек: в олтаре из тех читалот два человека священников пред царскими дверми, в церкви один священник, у четырех столпов четыре человека, от западных дверей до амбона три человека диаконов. И на чтении Святаго Евангелия на всяком возгласе звонили шестью по шестиу крат иф из пушек стреляли поединожды; а как дочли Святое Евангелие, в тот час стрелба была ис пушек великая. Как начали петь Херувимскую песнь46, в то время выстрелили из пушекх единожды и от северных дверей знатных мещан 24 человека вышлоц с великими свечами восковыми, зелеными, и стали против олтаря, чи стоялиш, доколе выход со святыми дарами кончился. В то время выстрелили ис пушек трожды; щвдруг на словах ХристовыхЫ паки была стрелба ис пушек; также стрелялиэ во время пения причастикаю; а на явлении Святаго Тела Христова и Святыя Крови была великая пушечная стрелба у той Братцкой церкви ия по всему городу; и потом выстрелили шестью ис пушек, и по отпуске святыя литургии выстрелили ис пушек же трижды. И как понесли артус, и паки мещанеа' 24 человека с великимиб' помяненными свечами шли кругом артуса; и в то время // л. 9 об. великой был звон, по том звоне из одной великой пушки стрелялиа. В день Святыя Пасхи могилевские жители благочестивой греческой веры имеют обыкновение из домов своих никуда не выходити, все в своих домех пребывают тот весь день. В то время в церквах пред царскими дверми ставят столыб во знамение Гроба Господня, где лежала плащеница.
Того ж числа у вечерни был я в Братцком же монастыре; священников было во облачении 6 человек, диаконов 3 человека, и по вечерни казнодей на катедре сказывал казанев зело изрядно.
Апреля в 5 день, то есть в понеделник Святыя недели, был я у обедни в Николаевском девичьем монастыре. Там церковь каменная, иконостас великой золоченой; там во время чтения Святаго Евангелия, и на Херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрелба была у той церкви ис трех пушек, и пред царскими дверми ставилисьг мещане с великими изрядными свещами 14 человек. И того ж дни была в Магилеве процессия, ходили со святыми кресты от всех благочестивых церквей к церкве Воскресения Христова. В той процессии священники шли во облачении и в шапках своих, которые всегда носит. И перед церковью Воскресения Христова прочли гСвятое Евангелие, и дсказал казнадей казаниее перед церковью на катедре в стихаре жбеломз миткалинном и в потрахиле.
Апреля в 6 день, во вторник Святые недели, был я у обедни в церкве Воскресения Христова, что блиско города. В той церкве иконостас и уборы изрядные; у праваго крылаи в той церкве стоит образ чудотворной Пресвятыя Богородицы.
Того ж числа был я в домук магилевскаго мещанина, которой называется Захарей Алтуфьевич. Дом имеет тотл мещанин немалой, строение на дворе каменноем, строениен и уборы у него в полатах хорошие и судов серебреных немало. От тогоо мещанина // л. 10 звал меня к себе в дом другой мещанин могилевской, которой называется Каскович. Тот мещанин дом имеет за городом, за рекою Дубровноюа; в доме ево строение деревянное, хоромное, изрядное. И все мещане могилевские ко мне были приятны зело, блюди добрыев и зело богатые.
Того ж числаг поехал яд из Магилева в надлежащейе свой путь и, реку Дубровнуж переехав под городом Магилевым по мосту, начевал наз лесу, от Магилева отъехавк лпол 2м мили. Всей бытности моей было в Магилеве 8 дней.
Апреля в 7 день. С того стана приехал обедать в маетность корулнагон гетмана, полнаго пана Потоцкаго47 в деревню Булыжичи, от стана, где начевал, пол 2 мили. Того ж числа приехал начевать, проехав ов местечкоп Половчинр, от Булыжичас 2 мили. То местечко Половчинт литовскаго полнаго гетмана пана Слушки. В том местечке есть церковь благочестивая греческая и дом гетманскойу невеликой.
Апреля в 8 день. От местечка Половчинаф хпол 3ц мили приехалч обедать, проехав местечко Тетерино шна лесу. То местечко Тетеринощ литовскаго канцлера, сына князя Оганскаго48. В том местечке 3 церкви унияцкияы. Того ж числа приехал начевать в маетность подкомория литовскаго Милскагоэ в деревню Крутую, от стану пол 2 мили, и начевал, проехав тую деревню, ная лесу.
Апреля в 9 день. Приехал обедать в маетность маршалкаа литовскаго в деревню Еллянеб, от деревни Крутой пол 2 мили. Того ж числав проехал мимо маетностиг подскарбия литовскаго Сапеги49 местечка Бобр. То местечко великое, и домов жидовских в нем богатых много, и место людное; и самого подскарбия в том местечке ддвор невеликойе, строение деревянное, ниское. От Елляни до того местечка пол 2 мили. И приехал того числа начевать в маетность князя Салгушкаж 50 в местечко Крупень, от местечка // л. 10 об. Бобра 2 мили, а от Елляни апол 4б мили; а не доехав того помяненнагов местечка, переезжал реку Бобр по мосту.
Апреля в 10 день. Приехал обедать в Борисовской повет, в маетность воеводы полотцкаго пана Служки, в местечко Начег, от Крупени 2 мили. В том местечке Наче наехал на меня иноземец цесарской породы, сказал, что он едет в службу великаго государя к Москве. Того ж числа приехал в маетность того ж помяненнаго воеводы полоцкаго в местечко Ложницы, от Начи 3 мили, и, проехав то местечко пол 2 мили, начевал над лесу, от Начи епол 5ж мили.
Апреля в 11 день. Приехал обедать в город Борисов, от стану, где начевал, пол 2 мили; всего от Магилева до Борисова 24 мили полских, а московских 120 верст, аз от Москвы до Борисова 730 верст.
Город Борисов имеет в себе замак земляной; в том замке строения никакого нет, толко один двор воеводы полотцкаго пана Служки, потому что тот город Борисов - ево маетность. Посад около того замку невеликой, жители ив городе Борисовек и на посаде все благочестивой греческой веры. Река течет под Борисовым, зовомая Береза. В том городе жидовских домов много. Тут же пред посадом монастырь благочестивой греческой веры. Церковь в том монастыре соборная во имя Воскресения Христова. В том монастыре живут монахи, всего 7 человекл, им имеют у себя игумена. В том монастыре в неделю Фомину слушал я нсвятыя литургиио. В Борисове стоял я на мещанском дворе. В том городе Борисове униятов нет. В Борисове ж есть костел римской веры адин деревянной, служат в нем плебаны, то есть белые попы; в том костеле я был при службе римской. Тот костел зделан во имя Пресвятыя Богородицы; у того костела на левой стороне зделана малая каморка, которую пполяки называют захрестьемр. В том захрестьес ксендзт их при мне облачался, к службе готовяся: вначале надел на себя стихарь полотняной убелой, во всем подобен греческим стихарям, потомф положил на себя епитрахильх, которая не сшитаяц и мерою потрахилейч греческих уже и не сш таким подобием, и положил ее на себя крестовидно, и подпоясался // л. 11 поясом, неплоским, толстым снурома, и на левую руку положил один поруч, узок да долог, не подобен нимало греческим поручам; на правую руку поручаб не клал и ризы надел, что поляки называют арнат, подобием не таким, как греческие ризы: накшталтв как бывают архиерейские сакосы, толко не сшиты бока и не застеганы и рукава зело коротки, а на всех одеждах нашиты кресты. И, облачась, вышел из захрестияг, имея в руках сосуды, и тогда бывшие там в то время люди римской веры все упали на колени перед темд плебаноме. Хлопчик в белом стихаре несж книгу, которая называется их языком Мщалз, а по-славянскии Служебник; и положил тое книгу и сосуды священныеи поставил на престол, на котором ему отправлять мшу, то есть служить обедню; и разогнул часть полотна, подобно как литон, и в том месте камень, что римляне имеют за антиминск; и, учиня то, покадилл, стоя на коленях; и, открыв на престоле кивот, вынял другой потир и, покрыв золотноюм пеленою, поднял высоко и обратился с тем потиром лицом к народу. Тогда все бывшие там римляне упали на колени; в то время на хорах играли на арганах. И поставил тот потир над кивотом, из котораго ево вынулн (в том потире имеют они освященной сакрамент), и начал отправлять службу. Во время тойо службы на хорах пели латинским языком. В той службе вливал вп потир вино и воду из разныхр сосудов; потом вынул из серебряной коробки оплатокс и положил на дискос, а дискос - малая торелка вызолоченна, а ничего на ней не изображено; и читал молитвы, и во время слов Христовых подносил или подымалт высоко без дискосу оплаток, держа руками выше головы своей, чтоб можно всем бывшим при мше людям ево видеть; потом подносил или подымал также высоко потир. В том подношени люди, бывшие там римляне, на словаху Христовы все падали на колена. И всеф мшу служил тот плебан со страхом и, обращался к народу, осенял рукою, подавая мир всем, латинским языком, и говорил молитву "Отче наш" и