Главная » Книги

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, Страница 5

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

/div>
   16. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего: а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
   17. Безумные и слепые! чтР больше: золото, или храм, освящающий золото?
   18. Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

- 60 -

   были рады, что он нам толково читал евангелие. Прожил Омельянчук у нас до 6 недель.
   Свежий священник Роман Васильев узнал убеждения Омельчука. Его власти арестовали, посадили в обафту 37) (?). Священник с ним беседовал, но мы не знали в чем его так строго преследовали и посадили.
   Он, Омельянчук, сказал священнику на ответ:
   -----
   19. Безумные и слепые! чтР больше: дар, или жертвеиник, освящающий дар?
   20. И так, клянущийся жертвенником, клянется им и всем, что на нем;
   21. И клянущийся храмом, клянется им и Живущим в нем;
   22. И клянущийся небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем.
   23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
   24. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
   25. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
   26. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
   27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой иечистоты.
   28. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
   29. Горе вам, книжникн и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников,
   30. И говорите: "если бы мы были во дни отцев наших; то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков".
   31. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков.
   32. Дополняйте же меру отцов ваших.
   33. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геену?
  
   34. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете; а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город;
   35. Да прийдет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
   36. Истинно говорю вам: все сие прийдет на род сей.
   37. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели!
   38. Се, оставляется вам дом ваш пуст.
   39. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен грядый во имя Господне!"
   37) Очевидно искаженное слово гауптвахта. Прим. Ред.

- 61 -

   -Я ссажу тебе рожки.
   Священник сказал:
   - Ты дурак, твоя голова гнилой арбуз.
   Он сказал:
   - Хотя и гнила голова, но семушко (семячко) не гнилое.
   Его отправили и посадили в Уманьскую тюрьму, где по окончании восьмимесячного сидения выслали за то, что он породил у нас секту, под названием штунда.
   С того времени начали мы получше всматриваться и разбирать евангельское учение - настоящего стила 38) (?) не поняли.
   Первый из нас Спиридон Рогачев перестал ходить в церковь и держать в доме иконы.
   Но мы начали прилежно следовать учению Христа. В скорости мы поняли чему учит нас учение Христа; даже узнали и поняли, что он порицал тех, которые ищут счастья своего в посте и молитве и обрядах церковных. А церковные обряды показались нам не только вредными, но и ложными. Перестал и я посещать церковь и обожествлять вещество. А что касается главного, мы в то время не знали.
   Господин Киселевич обнаружил в нас штундизм. Он старался разжигать против нас страсти наших односельчан, которые по его влиянию причиняли нам много горя. Отобрали от нас землю, которую мы выплачивали несколько десятков лет, несмотря на семейства, которым пришлось страдать голодом и холодом. Словом запретили нам власти все: держать скот, брать воду; не ходить на работу и на базар, ходить по другой улице; на меня и на других поставлен властями надзор. Если кто из нас пошел к другому - власти забирали, за это садили на два дня в обафте; есди соберемся на разделы 39) евангельского учения - забирали нас и отправляли в волостное правление; переписывали - отпускали. Вызывали, присуживали волостным судом по 20 ударов. Обвиняли за неповиновение власти; кто из нас покупал тайно землю, осеменял, если односельчане узнали - нарочно согнали рабочую скотину на производившийся посев, - в конец травили. А кто успел собрать в копны - ночью забирали. Жаловаться не было кому. Если в селе случится какая неудача - все через нас. В 1895 году град побил хлеб, на другой год не было дождя - все через нас. Не раз священник Киселевич являлся, например, на мирской сход, требовал выселки кого из нас. Священник не раз предавал нас Окружному уманьскому суду, который по ложным показаниям свидетелей прису-
   -----
   38) Вероятно "стиля" - смысла.
   39) На объяснения, на толковое чтение евангелия. Прим. ред.

- 62 -

   живал в тюрьму Спиридона Рогачева, который просидел 16 месяцев, а других высылали на поселение на Кавказ. А другие приключения со стороны властей, которые нам делали разные нечеловечные тиранства, я вам в переднем письме пояснял, - как опустошали нам дома и подвергали нас разным бедствиям, за то, что мы отказались от их деревянной или каменной церкви и человеческих выдумок.
   В 1892 году с гор. Киева приехал чиновник Скворцов. В 8 часов вечера явился в мой дом, завел со мною беседу о церкви, о таинстве и проч. На другой день велел старосте собрать нас всех в сельскую школу. Много с нас спрашивал, но мы в то время были слабы отвечать. Только одно вторили: "не мучайте нас ради Бога". Он сказал нам: "обратитесь к церкви - получите все то, чего вас лишили". Мы только ответили, что не можем оставить Господа, а выполнить закон ваш, которым вы нас мучаете.
   Скворцов сказал нам:
   - Ходите в церковь, исполняйте, что прежде исполняли - вас не будут мучить.
   Мы ответили:
   - Правда, когда мы ходили в церковь и приносили в нее деньги, хлеб, сало, колбасы, печеных кур, яйца, рыбу, сахар, мед, яблоки и прочее, - тогда были угодны вашему . . .40) Богу.
   - Что вы порицаете священника Божьего, - сказал миссионер. - Вы знаете то, что кому церковь не мать, тому Бог не отец.
   - Церковь для вас мать, а для нас мачеха, с нас обдирает, а вас насыщает. Вы нас тогда не видели, когда мы погибали в безумии и злобе; священнику слышны были наши отчаянные пьяные крики, драки; почему священник не усовещал нас, хотя когда что и скажет в церкви на проповеди, по только по форме. А когда мы перестали пьянствовать, биться, друг с другом судиться, тогда священник прочитал, нас за непокорных и разжег против нас страсти наших односельчан, которые сами не ведают, что делают, как будто это в интересах Спасителя мира, и обобрали нас до рубашки, еще Мы виноваты.
   Скворцов сказал:
   - Вы нарушаете религию и государственную тишину.
Мы ответили:
   - Мы не нарушаем государственной тишины; мы всеми мерами стараемся, чтобы ни в ком не возбуждать зла, даже не делать вреда всему живущему на земле и от всей души желаем служить Богу и людям, делами любви и смирения.
   Чиновник сказал:
   -----
   40) Пропускаем эпитет в виду цензурных соображений.

Прим. ред.

- 63 -

   - Это так; только одно главное ваше заблуждение и отделение себя от церкви.
   Толпа, окружающая нас хлынула, он вызвал нас всех на двор и начал читать указ и приказал, если не обратитесь в православие - всех выселим.
   Некоторые из нас дали подписки, получили землю по четыре десятины: Прокофий Рогаченко, Иван Рогаченко и другие.
   После приходилось нам жить, некоторым, невыносимо. В 1893 году собрался я и поехал на Кавказ, где приходилось встречать много горя. По возвращении домой, в скорости удалось мне, посредством переписки, познакомиться с известным вам Иваном Михайловичем Трегубовым, который послужил мне в укреплении в познании смысла христианского духа. Работой своей я очень дорожил как и теперь дорожу. Власти еще строже стали за мною преследовать. Перехватывали письма.
   В 1896 году явился в дом ко мне незнакомый священник. Я велел ему сесть на стул. Он заявил мне, что его прислал ко мне уездный начальник узнать ваши религиозные убеждения. Обратился ко мне и сказал:
   - Скажите, пожалуйста, как вы именуетесь по вере вашей?
Я ответил ему так:
   - Веры я Иисусовой, сердечной.
   - Скажи пожалуйста как ты признаешь священство?
   - Я признаю священство как оно есть.
   - Как же оно есть?
   - Священство есть ничто иное, как только государственные чиновники.
   - А святых признаешь?
   - Признаю, но им не молюсь и не призываю на помощь, потому что они угодили Богу собственно для себя. А мы должны угождать Богу добрыми делами для себя.
   - А мощи святых признаешь?
   - Нет.
   - Почему нет?
   - Потому что я не имею с них пользы.
   - Посты признаешь?
   - Признаю; пост духовный и телесный.
   - Как понимаешь пост телесный?
   - Так. Если ты сам недоедаешь, а голодным оставляешь, - иного различия не знаю.
   - А духовный как?
   - Постом считаем мы то, что отделяет человека от уз

- 64 -

   неправды, отнять от уст роптание, от уз биение, воздержать себя от злых дел, - то есть пост.
   - А почему вы не ходите в православную церковь и не молитесь деревянным иконам?
   - Потому что Господь запрещает молиться и кланяться делам рук человеческим, чтобы и самим от такого безумия не одеревенеть, ниже окаменеть, ибо какому Богу служишь, на такого и походить будешь. Наш Бог есть дух вездесущий, духом подобает нам молиться и кланяться Отцу и Сыну и святому духу, потому мы не входим в суиму 41) суетную - возненавидели; обходим сети дьявольские. Лучше ясно видеть одним оком, нежели от дел поповских совсем ослепнуть.
   - А крещение как ты признаешь?
   - Крещение Иоаново признаю в покаяние, а страдание за правду есть крещение духом святым.
   - Власть как ты признаешь? Нужно ли повиноваться властям или как ты скажешь?
   - Нужно повиноваться властям если власть требует, с нас то, что не против Бога.
   Тогда священник сказал:
   - Послушай Чижов меня, оставь все это. Обратись как ты прежде жил в православие; мы с тебя сделаем хорошего человека.
   Я сказал:
   - Не могу оставить Господа и выполнять ваш человеческий закон.
   С тем он и уехал.
   Только что священник поехал, является полиция, требует меня в расправу. Прихожу. Есть священник наш Алексей Татаров, урядник Зверинский.
   Заявил урядник:
   - Что ты сеешь свою ересь; вот склонил на свою сторону человека. Какой был хороший человек, на что теперь он похож. Заприте его в обафту.
   Священник пристал уговаривать Клементия Грушу, который перестал ходить в церковь и не почитал их праздников и работал. Он, Груша, говорил священнику, что доброе дело можно всегда делать и в неделю и в праздник. А зла нельзя не только делать, но и не думать. Грушу стали устрашать разными похвалками, что отберут у него землю. Груша что-то на меня сказал. Сделали протокол. Отправили меня посредством полицейского в волостное пра-
   -----
   41) У духоборцев: "сойма" - церковь. Прим. ред.

- 65 -

   вление. В 10 ч. ночи старшина Макар Базильский позвал меня в правление. Стали с писарем со мною говорить о законах. Старшина сказал:
   - Ты признаешь тот крест святым, на котором страдал Христос, а через несколько времени Константин царь его отыскал, приложил мертвеца к Христовому кресту - мертвец ожил?
   Я сказал:
   - Если это справедливо, укажите мне, где тот мертвец, который воскрес, потому что в Евангелии сказано: воскресшие из мертвых умереть уже не могут. Где ж он родился?
   Они ничего на это не сказали. Да и куда тут им разобраться. Отослали меня опять в обафту. Рано отправили меня, посредством полицейского, к становому, где продержали под арестом 8 дней. Не прошло месяца, являются в мой дом становой Хащевский с полицией, старостой и другими понятыми. Произвели обыск; соцкий Савва Бондаренко, по повелению станового, сломал около сундука замок, где ничего не оказалось. В столе забрали много писем и других много сочинений. Меня арестовали, отправили в гор. Умань, где с гор. Киева меня ожидал жандармский капитан, который спрашивал меня, почему я знаю разных замечательных лиц, как Трегубов и прочих. Я сказал ему:
   - Свет Христов дает возможность нам познавать друг друга.
   Он пугал меня разными своими навождениями, тюрьмою и прочим. Меня отпустили домой. Через несколько дней вызывают меня опять в город Умань посредством сотского.
   Явился я к становому, который прочитал мне, что министр внутренних дел признал меня на два года под надзор при селе Клизенцах 42) (?). Велел по объявлению подписаться; я отказался подписаться. Я заявил, что не могу поднять на себя топор. Меня арестовали, отправили посредством полицейских к исправнику, пред которым я подтвердил свой отказ. Исправник сказал:
   - Если бы назад 50 лет сейчас бы мы тебя повесили и перестреляли; ты знаешь кто ты такой? Роспишись.
   Я сказал ему:
   - Что хорошего сделали бы, если бы меня повесили или растреляли. Это ничуть не завидное дело; змея и ядовитое растение и бешеная собака причиняют смерть.
   Он посмотрел на меня с отвращением; еще сказал своему секретарю: пиши, что этот противник и мы его выселим, - и велел уходить мне.
   -----
   42) Название села написано очень неразборчиво. Прим. ред.

- 66 -

   Через несколько времени опять урядник требует меня. Объявляет мне протокол, сделанный каким-то Вакулой. Подан был в Киевскую духовную консисторию, которая чрез начальство делает расследование. В протоколе писалось так, будто я в местечке Манковке на базаре, при публике, громогласно поносил хулу на священство, на таинство и начальство. По совести сказать вам, братия, что на базаре в то время я не бывал и говорить этого не говорил. После выяснилось, что действительно под палаткой купца Вакулы разговоры происходили; разговаривали про меня Прок. Чередайко, Петр Прудня, Прок. Лисогора и другие. Вакула в лицо меня не знает, а наслышан про меня. Что он выслушал от говоривших, а в протоколе обвинял меня.
   На другом дознании меня обвинял становой. Я ничего не говорил ему. Я знал, кто говорил; оправдания я не искал и не думал находить. Принял все на себя. Это дело разбиралось в Киевском миссионерском съезде, но не знаю до сих пор так осталось это дело.
   В 1899 году священник села Харьковки занимал в селе нашем на время приход. После венчанья позвали его на свадьбу. На свадьбе священник, когда подпил, начал перед мужиками хвастаться, что он имеет в банке много денег. Еще сказал: послушайте меня, хозяева, я желаю у вас быть священником, только одно мешает дело, но этой помехе я порадю. Будьте согласны, я даю до помочи вам 50 руб., постарайтесь выселить из села Клизенец Чижова; он вредный; хуже всех.
   Мне бывшие там на свадьбе рассказали обо всем. Я собрался и написал ему письмо в следующих словах: "до меня доходят сведения о твоей неподдельной хитрости; вижу со указов - гордость торжествует над тобою, которая затемняет твой разум, данный от Бога. Подумай, - сколько ты выносишь против меня, публичной клеветы пред всеми и разжигаешь страсти односельчан о высылке меня, как-будто это в интересах Спасителя. Он сказал: Не судите и не судимы будите. Я не берусь увещевать тебя; было бы это голосом вопиющего в пустыне. Ты думаешь, что ты богат, поэтому силен; знай, что Бог не в силе, а в правде. Советую тебе одуматься хотя на одно мгновение, пока еще не поздно, а там, что ты делал не гордись опытом, потому что Бог гордым противится и не возвышай себя - унижен будешь; не старайся заглядывать в чужие души, а загляни-ка в свою жизнь - ведь жизнь не игрушка, - дана нам один раз. Нужно помыслить, что такое жизнь. Я ничуть не краснею о том, что ты разжигаешь страсти односелчан о высылке меня; вспомни то, что явился сын Божий на землю, чтобы сказать, людям будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный.

- 67 -

   Ты ведешь допросы о штундистах - прошу, познавай дерево по плоду. Если бы я был православным таким, как ты я бы отомстил бы тебе за сделанное против меня беззаконие. Но так как ты говоришь, что я штундист, то я не только не могу отомстить тебе, но даже не желаю тебе никакого зла, но даже насильно заставляю себя полюбить такого человека, как ты. Прошу, не меняй мира Христова на дьявольское изображение; помни одно то, что посеешь, то и пожнешь. При сем прошу прощения и желаю озариться светом разума.

С. Чижов.

  
   В 1897 году нас, 4 человек, именно меня, Захария Смелянца, Тимофея Бодовского, Марию Белошкурову - власти вызвали в другое селение посредством ареста. Явились мы на сельский сход, где нас посадили отдельно, чтобы толпа не слушала нашего убеждения. Эта охрана людей от нас не удаляла очень Дзензелевский сельский сход. Интересовался каждый видеть нас, и что услыхать религиозного от нас. Когда люди окружали нас и распрашивали, мы на вопросы отвечали. Староста Макар Базильский, Маньковской волости, разгонял толпу от нас. Сказал им: "не слушайте этих вредных, глупых людей". Толпа ему ответила: "не знаем, кто из нас глупей - мы или они. Они правду говорят".
   Приехал мировой посредник и два священника. Толпу поставили вокруг. Мировой начал спрашивать сход, убеждал их, чтобы они выслали (из) среды своего общества Данилу Цибульского, Ивана Цибульского, Николая Цибульского. Сход приговорил на ссылку.
   Нас позвали в расправу. Мировой посредник начал говорить с нами и порицать нас за то, будто мы склонили на свою сторону Дзензелевских и Подобнянских. Священники не вступали в разговор. Посредник спросил меня о церкви, о властях:
   - Христос постановил апостолов и дал им власть; (от) апостолов передавалась она и тепершним?
   Я сказал ему:
   - Вовсе Христос не показывал над учениками никакой власти. А сказал Христос: цари властвуют над народами и управляют ими. А между вами да не будет так. Кто хочет быть бРльшим, да будет всем слугой.
   Мировой указует на попов:
   - Вот они и слуги...
Я сказал ему:
   - Извините, они служат только за деньги, за почести, за выгоды. Если не дать - они не будут служить.

- 68 -

   Мировой сказал:
   - Как вы признаете власть, нужна ли по вашему она?
Мы сказали:
   - В теперешнее время нужна, потому что власть сильно развратила народы; нужно подавлять злые дела. А если бы царствовал Христос, то все зло пало бы не по принуждению светской власти, а по свободной воле человека из любви к царю-Христу.
   - А государя признаешь?
   - Признаем, но только людей убивать не из-за кого не будем. Оберегать людей от врага не оружием нужно, а словами правдивости. Правду нужно в глаза людям говорить и тогда они будут стыдиться дурные дела делать. Великий грех поднять руку на брата-человека.
   Нас отпустили домой. Мы не успели выйти за селение, нас нагнали незнакомые Дзензеляне с колами, начали нас бить. Меня повалили на землю, начали бить сапогами куда попало. Благодаря случаю, который помешал убийцам продолжение - время было зимою 8 часов вечера.
   А о Даниле Цыбульском ничего еще не упоминаю о его страдальческой жизни. Как его жестоко подвергали, истязали нечеловечно. За отказ (от) военной службы посадили в Уманьскую тюрьму на 4 года. Осталось досиживать полтора года.
   Прошу и вас, братия, поддержите письмами его дух.
   Какие были препятствия с полковым священником! Не описую и других приключений.
   Здесь очень интересуются ответными книжками Л. Н. Тол(стого) - "Ответ на постановление синода".
   Такую и другую - "Не убей" - пришлите по адресу гор. Блашки, Калишской губ. и т. д.
   Ваше письмо распространю куда знаю.

---

ОТ РЕДАКЦИИ.

  
   В ответах Софрона Чижова миссионеру Скворцову и "незнакомому священнику" явно сказывается влияние духоборческого учения, изложенного в псалмах. С ними С. Чижов мог познакомиться или на Кавказе или через И. М. Трегубова, который в то время уже раслолагал многими записями об учении и литературе духоборцев.

---

Письма Л. Н. Толстого о скопчестве 43).

---

Письмо первое.

   Вы спрашиваете меня о скопцах: о том, справедливо ли суждение о скопцах, что они дурные люди, и справедливо ли скопцы понимают евангелие 19 главу Матфея, на основании этой главы стиха 12 44), оскопляя себя и других?
   На первый вопрос мой ответ состоит в том, что дурных людей нет и все люди одного Отца дети и все братья и все равны - не лучше и не хуже одни других. Судя же по тому, что я слышал о скопцах, то живут они нравственной, трудовою жизнью.
   На второй же вопрос о том, верно ли они понимают евангелие, на основании его оскопляя себя и других - с полной уверенностью отвечаю, что понимают они евангелие неверно, и оскопляя себя и в особенности других, совершают поступки прямо противные истинному христианству. Христос проповедует целомудрие, но целомудрие достойно, как и всякая добродетель, когда оно достигается усилием воли, поддержанным верою, а не тогда, когда оно достигается невозможностью греха. Все равно как если бы человек для того, чтобы не объедаться произвел бы себе болезнь желудка, или чтобы не драться связал бы себе руки, или чтобы не ругаться вырезал себе язык.
   Бог сотворил человека, каким он есть, вдунул божественную душу в плотское тело, для того, чтобы эта душа покоряла себе похоти тела - (в этом вся жизнь человеческая), - а не в том, чтобы уродовать тело, поправляя дело Божие. Если люди влекутся к поло-
   -----
   43) Печатаемые здесь "письма Л. Н. Толстого о скопчестве" доставлены нам Мих. Степ. Александровым, списавшим их в 1903 г. в г. Олекминске (Якутской области) у числящегося православным, скопца с. Спасского Гавриила Прокофьевича Меньшенина. Интересные подробности о жизни скопца Г. П. Меньшенина опубликованы в статье М. Ольминского "Из истории сектанства в Якутской области", напечатанной в журнале "Правда" август и сентябрь-октябрь, Москва, 1905 г.
   Подлинник копии этих писем Л. Н. Толстого хранится в сектантском отделе Рукописного отделения библиотеки Имп. Академии Наук. По описи значится: "Сект. 50."
   44) В стихе 12, 19 гл. евангелия от Матфея сказано: "ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделади сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит". Прим. ред.
  

- 70 -

  
   вому общению, то это происходит для того, чтобы то совершенство, которого не достигло одно поколение, было бы возможно достигнуть в следующем. Удивительна в этом отношении премудрость Божия: человеку предписано совершенствоваться: "Будьте совершенны, как Отец ваш небесный". Верный признак совершенства есть целомудрие не на деле только, но и в душе, т. е. полное освобождение от половой похоти. Если бы люди достигли совершенства и стали бы целомудренны, род человеческий бы прекратился и зачем было бы ему и жить на земле, потому что люди стали бы как ангелы, которые не женятся и замуж не идут, как сказано в евангелии. Но пока люди не достигли совершенства, они производят потомство и потомство это совершенствуется и достигает того, чего велел достигать Бог, и все ближе и ближе приближаются к совершенству.
   Если же бы люди поступали так, как скопцы, то род человеческий прекратился бы и никогда не достиг бы совершенства, не исполнил бы воли Бога.
   Эта одна причина, по которой я считаю, что скопцы поступают неправильно; другая - та, что евангельское учение дает людям благо и Христос говорил: "иго мое благо и бремя мое легко" и запрещает всякое насилие над людьми, и потому нанесение ран и страданий, даже хотя бы и не другим - (что уже есть явный грех), - а себе есть нарушение христианского закона.
   Третья причина в том, что скопцы явно неправильно толкуют 12 стих 19 главы Матфея. Вся речь с начала 19-ой главы идет о браке, и Христос не только не запрещает брака, но запрещает развод, т. е. перемену жен. Христос и в браке требует наибольшего целомудрия, того чтобы люди держались одной жены. Когда же ученики - (стих 10) 45) - сказали ему, что этак очень трудно воздерживаться, т. е. обходиться одной женой, он говорил им, что хотя и не все могут так воздерживаться, как воздерживаются те, которые родились скопцами, или те, которые, как евнухи, оскоплены людьми, но что есть такие, которые сами сделали себя скопцами для царствия небесного, т. е. духом победивши в себе плоть, и что вот такими то надо стараться быть. То, что под словами: такие, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного, надо разуметь духовную победу над плотью, а не телесное оскопление, видно из того, что где говорится про телесное оскопление, говорится: оскоплены от людей, а где говорится о победе духа над плотью говорится: сделали сами себя скопцами.
   -----
   45) В стихе 10, 19-й главы евангелия от Матфея сказано: "Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться". Прим. ред.

- 71 -

   Так я думаю и так понимаю стих 12, но должен прибавить, что если бы даже вам казалось неубедительно толкование буквы, надо помнить, что только дух живит. Насильственное или даже добровольное оскопление противно всему духу христианского учения.
   Написал вам от души, как брату, все, что думал и очень рад буду узнать о том, как вы примите мое мнение.
   В Якутскую область посланы теперь духоборы. Если вы знаете что про них, пожалуйста напишите мне подробнее, а также о том, как вы живете в Якутской области.

Любящий вас брат Лев Толстой.

   31 декабря 1897 г.

---

Письмо второе.

   Любезный брат о Христе (имя, отчество)! 46) Вместо ответов на все ваши вопросы 47) о том, как нужно понимать разные места писания, называемого священным, но мною не признаваемого таковым, отвечу на один главный вопрос, который вы делаете в письме вашем, а именно: кого нужно считать истинными христианами?
   Вы совершенно верно говорите, что никто из людей не может достигнуть совершенства. Но Христос сказал: "будьте совершенны, как Отец ваш небесный" - и все люди стремятся к этому совершенству и более или менее приближаются к нему. Но для того, чтобы приблизиться к совершенству, надо итти по истинному пути, если же итти по пути ложному, то чем дальше идешь, тем больше удаляешься от него. Вот по этому-то ложному пути идет вся так называемая православная церковь, скрывшая от людей истинное значение христианского учения и заменившая его своими догматами о Троице, богородице, святых, таинствах и иконах и т. п. Вы спросите: почем узнать истинный путь и чем отличить его от ложного? Христос указал нам признаки истинного пути в нагорной проповеди (Матфей, глава V до VII и в главе XXV), где он указал на тех, которые спасутся и которые не спасутся. Истинный путь Христов есть любовь, милосердие, смирение, терпение, нищета, между прочим и целомудрие. По плодам их узнаете их. И по плодам видно тех, которые приближаются и которые удаляются от совер-
   -----
   46) В копии второго письма не названо ни имя ни отчество корреспондента-скопца Л. Н. Толстого. По справкам, наведенным у М. С. Александрова, доставившего нам эту рукопись, выяснилось, что в подлиннике стояло имя "Гаврила Прокофьевич". Стало быть и это второе письмо писано Л. Н Толстым в ответ тому же скопцу Г. П. Меньшенину.
   47) Очень было бы желательно получить подлинник или точно проверенную копию, - с писем скопца Г. П. Меньшенина к Л. Н. Толстому.

Прим. ред.

- 72 -

   шенства христианской жизни. Приближаются те, которые нищи, гонимы, смиренны, и удаляются те, которые богаты, гонят и мучают других и гордятся и величаются.
   И потому не трудно узнать и отличить истинный путь от ложного, узнать тех, которые приближаются к совершенству от тех, которые удаляются от него, и отличить дух истинного христианства от ложного. Дух истинного христианства кроме того выражен и в евангелии в двух местах в самой ясной, краткой и понятной форме. 1) В евангелии Матфея VII гл. 12 ст. 48) сказано, что с людьми надо поступать так, как бы мы сами хотели, чтобы они поступали с нами и что в этом весь закон и 2) в евангелии Матфея гл. XXII, ст. 36, 37, 38, 39 и 40 49), где на вопрос о том, что какая главная заповедь, Христос сказал опять, что весь закон в любви к Богу и ближнему. Ни в этом, ни в другом случае Он ничего не сказал о скопчестве, и ни из того, ни из другого изречения нельзя вывести скопчества. Мало того, когда богатый юноша спросил, что ему делать, чтобы спастись, Христос оказал ему (Матфей, Х²Х гл. 21 ст.): 50) если хочешь быть совершенным, поди, продай имение твое, раздай нищим и иди за мной; но опять ничего не сказал такого, из чего бы можно было вывести скопчество. Кроме того, скопчество есть страдание, которое люди накладывают на других и на себя, а Христос учит облегчать страдания людей, а не налагать новые. По всему этому я и думаю, что скопчество противно духу учения Христа. Повторяю, что целомудрие есть добродетель только тогда, когда человек поборает плоть духом, а когда ему не с чем бороться, это не добродетель. И опять Христос сказал, что если ты пожелал женщину в мыслях, то ты уже совершил грех. Так что оскопление не спасает от греха. И грех можно победить только в духе. А для этой победы не нужно изуродование тела; не только не нужно, но при оскоплении тела никогда не можешь знать, победил ли ты или не победил еще плоть. Приведу
   -----
   48) В стихе 12, VII гл. евангелия от Матфея сказано: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте, и вы с ними; ибо в этом закон и пророки".
   49) В этих стихах XXII гл. от Матфея сказано:
"36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
   37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумом твоим:
   38. сия есть первая и наибольшая заповедь,
   39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя,
   40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
   50) В 21 ст. XIX гл. евангелия от Матфея сказано:
   "21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною". Прим. ред.

- 73 -

   вам пример того, что было со мною, когда я отвыкал от привычки курения табаку. Я перестал покупать папиросы и не имел их при себе, но это не помогало, я брал их у курильщиков и курил. Чтобы отвыкнуть, я уходил или уезжал туда, где нельзя было достать табаку, но это не помогало, я тосковал о табаке, и как только мог достать, так курил. Отучился я только тогда, когда носил с собой папиросы, так что всегда (мог) курить, когда хотел. Невозможность совершения греха только разжигает похоть к греху, и потому скопчество кроме того, что противно духу христианства, не достигает цели.
   Я не хочу этим сказать того, что скопцы не могут быть целомудренны в душе, я напротив думаю, что люди, решающиеся на такой страшный поступок, должны иметь сильное стремление к целомудрию и потому вероятно и достигают его. Но достигают они этого состояния не благодаря лишению себя детородных членов, но несмотря на это лишение, так как такое лишение не содействует, но скорее препятствует достижению истинного целомудрия. Что же касается до мест из писания, которые вы приводите, то из посылаемых мною вам книг 51) вы усмотрите, как я отношусь к тому, что считается священным писанием и почему я считаю, что так должны относиться все истинные христиане.
   Посылаю вам те из моих сочинений, которые мог послать, и еще очень хорошую древнюю книгу: Учение XII апостолов. За книги платить ничего не нужно, но хорошо бы было, если бы вы, прочтя их, передали бы людям, которые желают прочесть, или духоборцам, или возвратите мне обратно.
   Очень бы вы обрадовали меня, если бы написали мне подробно о жизни духоборцев и о вашей жизни, и если бы согласились быть посредником между духоборцами и их друзьями в России, которые желали бы помочь им, но так, чтобы посылаемое доходило до них.
   Пожалуйста примите то, что я пишу вам с той же братской любовью, которую я питаю к вам и во имя которой позволяю себе высказать мое мнение о вашей вере, полагая, что мои суждения может быть и пригодятся вам и будут содействовать тому братскому единению, которое составляет цель нашей жизни 52).

Любящий вас Лев Толстой.

   -----
   51) Преимущественно из статейки " Как читать евангелие".

Прим. Л. Н. Толстого.

   52) На подлиннике копии письма Л. Н. Толстого, рукою М. С. Александрова сделана пометка:
   "NB. Это письмо без даты, но с пометкой адресата: "21 марта пол. 98 г.".

Прим. ред.

  

Мое путешествие 53).

Рассказ члена Христианской Общины Всемирного Братства

Михаила Андросова.

---

Путешествие первое.

   Минуло уже шесть лет, как мы жили на Кавказе в Карской области, Шурагельского участка, селения Гореловки.
   В 1895 году правительство стало нас преследовать, с целью отвернуть от учения Христова.
   Поставив в наши еела правительственных старшин, предупредило нас через них, что без спроса никто ни может отлучаться от селений. За отлучку обещали арест и тюрьму, что много и случалоеь в то время на самом деле.
   Наше село состояло из сорока дымов. Старшина был осетинской нации, Григорий З. Губиев. - Он был хорошо обучен русскому языку и к тому же сам весьма остроумный. Он нас в скорое время узнал всех и ежедневно утром и вечером приходил на село и узнавал, не отлучился ли кто куда. Билеты же вовсе ни в каком случае не стали выдавать нам. Но у меня был, ранее заготовленный, годовой паспорт. От губернатора было разрешено мне проживать по всей России. Во всех городах мог я проживать без препятствия. Вот я и стал думать поехать навестить давно сосланных добрых людей за веру христианскую, именно Петра Васильевича Веригина и Ивана Евсеевича Конкина, но об этом нельзя было никому сказать, так как я знал, что если этот слух только дойдет до старшины, то сейчае же меня засадят в тюрьму. Я много думал
   -----
   53) Начало этих записок было напечатано в приложении к первому выпуску издания: "Материалы к истории и изучению русского сектантства", - "Письма духоборчесного руководителя Петра Васильевича Веригина", под редакцией, со вступительной статьей, примечаниями Владимира Бонча-Бруевича и с предисловием В. и А. Чертковых. Издание "Свободного Слова", N 47, A. Tchertkoff, Christchurch, Hants, England, 1901. LX 240 стр. Цена 1 руб (См. стр. 177-201).
   Вся рукопись Мих. Андросова принадлежит собранию сектантских рукописей В. Д. Бонч-Бруевича. В настоящее время она хранится в Рукописном отделении библиотеки Импер. Академии Наук и значится по описи: "Сект. 65".

- 75 -

   как все это устроить и порешил уехать так, чтобы никто об этом не знал. Но это мне вскоре показалось нехорошим и я поехал в село Терпение к родителям Петра Васильевича посоветоваться и сказать им о своем намерении. Они очень были рады, что я собираюсь в путь и не стали нисколько переменять мое мнение, а только попросили меня:
   - Когда будешь ехать, заезжай, простись с нами.
   Я от них вернулся домой и стал собираться в путь. На другой день утром отправился в Карс в тюрьму, где был заключен брат Петра, Василий Веригин и Василий Гаврилович Верещагин. (Они раньше ездили в Сибирь к Петру Васильевичу Веригину). Я хотел узнать от них, как лучше проехать, но в Карсе нас ареетовали и в тюрьму на свидание вовсе никого не пустили. Я пошел вечером к тюрьме, но меня поймал солдат и погнал в полицию. Идя с ним, я начал его просить:
   - Что пользы тебе будет, что ты меня сдашь в полицию? Пусти меня.
   Он сначала гордился, ругался, а потом согласился, пустил меня. Я пошел к знакомому молоканину и переночевал у него. Утром рано встал и пошел опять к тюрьме. Тюрьма стоит на горе. С одной стороны яр, а с другой гора. Я вышел на горку. Около тюрьмы прокоп сажня в два. По этому прокопу ходит солдат с ружьем. Я сел на верху и помаленьку спросил:
   - Василий!
   Сейчас в окошко отозвался татарин:
   - Кима истыр сан? 54).
   Я говорю:
   - Василий.
   Это была как раз их камера. Татарин сейчас же сказал Василию Веригину. Он подошел к окну, увидел меня и говорит.
   - Кто такой?
   Спросил он так потому, что еще темно было и узнать лица, нельзя было. Я отозвался. Поздоровались и спросил об их тюремной жизни. Он сказал:
   - Жить можно, только туземцы донимают курением табаку, от дыма болит голова.
   Тут нам было хорошо говорить, солдат ходит то взад, то вперед, но нашему разговору не вредил и, не воспрещал разговаривать.

Другие авторы
  • Мурзина Александра Петровна
  • Долгорукая Наталия Борисовна
  • Абрамович Николай Яковлевич
  • Плавильщиков Петр Алексеевич
  • Озаровский Юрий Эрастович
  • Булгаков Федор Ильич
  • Гарвей Надежда М.
  • Грей Томас
  • Тихомиров Лев Александрович
  • Ясинский Иероним Иеронимович
  • Другие произведения
  • Немирович-Данченко Василий Иванович - Пир в ауле
  • Ясинский Иероним Иеронимович - (О произведениях Чехова)
  • Брешко-Брешковский Николай Николаевич - Принц и танцовщица
  • Андерсен Ганс Христиан - В детской
  • Остолопов Николай Федорович - Лирическая песнь при известии о новых победах
  • Яковенко Валентин Иванович - Томас Карлейль. Его жизнь и литературная деятельность
  • Аксаков Иван Сергеевич - Все существует у нас - будто бы
  • Писарев Дмитрий Иванович - Бедная русская мысль
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Сын актрисы. Роман
  • Львов Николай Александрович - Письма князю А. Б. Куракину
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа