sp;
В училищах занимают воспитанников наиболее словесностию, которая смешанно содержит в себе сущность всех наук, более известных в Китае и необходимых для должностных чиновников, потому что в каждом чиновнике требуется способность ко всем должностям, установленным в государстве.
Нравственность, обряды религиозные и музыка предпочитаются всем наукам. Все, что не нужно на службе отечеству, считается бесполезным; и по сему предубеждению китайцы вовсе не обращают внимания на то, что доныне сделано в Европе по части физических и математических наук в применении их к промышленности.
Китайцы не имеют учебных книг, коих содержание было бы приведено в порядок по связи предметов одного с другим; а классическими приняты: Четырехкнижие - Сы-шу и Пять канонических книг - Ву-цзин, которые по их древности и важности содержания признаны основными и перед всеми другими книгами имеют такую же важность, как у христиан правильные библейские книги. Сии пять книг суть: Книга перемен - И-цзин, Древняя история - Шу-цзин, Весна и осень - Чуньцю и Записки об обрядах - Ли-цзи.
Четырехкнижие состоит из четырех разных небольших сочинений, известных под названиями: Лунь-юй, Мын-цзы, Великая наука - Да-сио и Обыкновенная средина - Чжун-юн. Лунь-юй значит: разговоры, беседы; содержит в себе мнения мудреца Кхун-цзы, записанные и собранные пятью его учениками. Мын-цзы есть нравственное сочинение одного древнего мудреца, известное под его же именем. Великая наука и Обыкновенная средина суть два нравственные сочинения {Четыре сочинения, составляющие Четырехкнижие, написаны в продолжение V и IV столетий перед Р. X. Лунь-юй и Мын-цзы составляли прежде особые книжки; Обыкновенная средина составляла 31-е, а Великая наука - 42-е отделение Записок об обрядах. Чжу-си соединил их в Четырехкнижие.}. Первое из них написано ученым Цзэн-цзы, учеником мудреца Кхун-цзы, а второе написано внуком последнего. Четырехкнижие содержит в себе самые чистые понятия о нравственности и государственном управлении; а потому сия книга составляет основание первоначального учения.
Книга перемен содержит в себе понятия о Боге и естестве, изложенные не словами, а параллельным начертанием трех цельных и трех прерванных черт, представленных в 64 разных видах. Государь Фуси, живший, по уверению древних преданий, почти за 3000 лет до Р. X., первый постиг тайну изображать помянутыми чертами мысли и сим открытием проложил путь к изобретению китайских письмен. Вслед за сим государь Янь-ди сделал некоторые изменения в его системе. Наконец, государь Вынь-ван, с небольшим за 1120 лет до Р. X., написал третью систему, в которой каждому из 64 расположений черт применил нравственное правило и в толковании объяснил последствия, происходящие от исполнения или нарушения оного. Первые две системы сожжены в 213 году до Р. X., и даже не осталось никаких сведений об их расположении. Ныне существующая Книга перемен есть сочинение государя Вынь-ван.
Древняя история содержит в себе события Китайского государства с 2365 до 255 года до Р. X., то есть с 1-го года царствования государя Яо до падения династии Чжеу. Сия история составлена из дворцовых записок, в свое время писанных придворными историографами, и была, по уверению древних китайских писателей, довольно пространна; но Кхун-цзы, желая представить ее основанием законодательства, исключил все несообразное с здравым разумом и через то сократил во сто глав, уничтожив 9/10 частей. В 213 году до Р. X. Древняя история как представительница древнего союзно-удельного правления осуждена была на сожжение и совершенно погибла бы, если бы в то же время не нашелся девяностолетний ученый по имени Фу-шен, который на память мог прочесть и написать 29 глав. Вслед за сим, при разламывании дома, в котором жил Кхун-цзы, нашли в стене полный экземпляр сокращенной древней истории, который от сырости столь повредился, что из 100 глав едва 59 можно было привесть в порядок. Этот самый экземпляр ныне составляет Древнюю историю Китая, во многом дополненную примечаниями из других источников.
Древние стихотворения писаны частию при династии Шан почти за 1700 лет до Р. X., а более при династии Чжеу, в исходе второго и в начале последнего тысячелетия до Р. X. Сии стихотворения состоят из четырех частей. Первая часть названа: Нравы царств - Го-фын. Удельные князья собирали в своих владениях народные песни и представляли главе империи, который судил по оным о правах и правлении в их уделах. Вторая часть содержит в себе Малые кантаты - Сяо-я, которые певались при случае, когда удельные князья и чины их являлись к двору главы империи или удельные владетели угощали послов его. Третья часть содержит в себе Большие кантаты - Да-я, которые певались, когда глава империи угощал удельных князей и посланников их или делал пиры для своих вельмож. В четвертой части собраны Гимны - Сун, которые певались при жертвоприношениях, совершаемых главою империи в храме предкам своим или в жертвеннике Небу и Земле.
Весна и осень есть название исторических записок удельного княжества Лу, составлявшего южную половину нынешней губернии Шань-дун. Сии записки начинаются 722 и оканчиваются 481 годом до Р. X. Кхун-цзы написал Весну и осень таким слогом, выражения которого впоследствии приняты в истории положительными речениями в похвалу или порицание вельмож. Слог записок очень краток, и похвала или порицание кому-либо заключается не более как в одном или двух словах.
Записки об обрядах составлены из собрания 185 древних мелких сочинений о музыке, обрядах и проч. Дай-дэ, живший около времен Р. X., сократил оные сочинения в 85 глав, а Дай-шен, племянник его, еще сократил в 49 глав, в числе коих занимают место Великая наука и Обыкновенная средина, помещенные в Четырехкнижии. Последнее сокращение включено в число Пяти классических книг под названием: Записки об обрядах.
Чжу-си, один из знаменитых ученых XII века, написал изъяснение на все классические книги и сим образом дал китайской словесности и философии единство в понятиях, с того времени доныне без малейшего изменения употребляемое в училищах. В настоящее время Четырехкнижие и Пять классических книг суть единственные книги, из которых малолетние дети вначале учат на память одни тексты, а с 13-го года преподают им то же с толкованием, причем они начинают учиться сочинять.
III. ПОРЯДОК УЧЕНИЯ В УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩАХ
Касательно самого образования юношей предписывается учащим.
1. Обучать их религиозным обрядам.
В три главные праздника, то есть в день рождения государева, в Новый год и в зимний поворот, при поклонении перед табелью с титулом государя, в среднем весеннем и в среднем осеннем месяцах в первый день под названием дин при возлиянии перед Древним учителем {Так называют Кхун-цзы.} употребляют четырех церемониальных глашатаев, избираемых из студентов, опытных в церемониях, а лучших студентов повещают присутствовать при совершении обрядов. Живущие в отдаленности обязаны по очереди являться в город для упражнения в совершении обрядов. По прибытии нового начальника губернии, также когда учащие перед испытанием являются в храм ученых, по-китайски - Вынь-миао {Так назван храм, посвященный мыслителю Кхун-цзы с прочими.}, учащиеся все обязаны присутствовать при сих случаях. В первом и десятом месяцах при совершении деревенского пиршества в общем зале училища избирают из студентов двух глашатаев, двух предводителей церемониальных и одного чтеца положений. Учитель представляет лицо начальствующего и предварительно обучает учащихся обрядам.
2. Изъяснять им содержание классических книг.
Все книги, издаваемые по государеву повелению, рассылаются в училищные библиотеки, дабы учащиеся пользовались оными. Книгопродавцам дозволяется перепечатывать их. Книги, рассылаемые по губерниям, суть: многоразличные изъяснения или примечания на классические книги и разные истории китайского народа. Начальникам губерний поставлено в обязанность покупать эти книги и рассылать в училищные библиотеки в областных, окрркных и уездных городах, чтобы учащие хранили их для употребления студентам; сверх сего, наблюдать, чтобы никто не смел печатать классических и других книг, сокращенных частными людьми. Вообще, печатание несообразных изъяснений на классические книги, вольномысленных сочинений, соблазнительных повестей, подрывающих нравственность в народе, одним словом, всяких книг, противных духу древних святых, строжайше запрещается. Учители, при наличии месячных и трехмесячных упражнений, обязаны лично давать студентам одно предложение из Четырехкнижия и одни стихи или политическое предложение, а на другой день изъяснять уголовное право и политическую экономию. Через месяц или два в третий должны испытывать их в изъяснении сомнительных мест в Пяти классических книгах и знании истории, разделять их на разряды по успехам и задачи лучших студентов через каждые три месяца представлять попечителю на рассмотрение. Если студент, исключая болезни и трауры по родителям, под другими какими-либо предлогами три раза не явится в училище, учитель должен сделать ему замечание; а если во весь год не будет упражняться, то должен представить об исключении.
3. Давать им форму для сочинения задач.
Рассуждение, сочиняемое на испытании, должно содержать в себе не более 700, а ответ на политическое предложение - не более 300 букв. Предложение начинается в третьей клетке от верха. Если предложение длинное, то после второй строки еще понижается одною клеткою. В ответе на политическую задачу запрещается употреблять некоторые буквы. Слова Небо и предок {Ныне царствующей династии.} должно выносить выше обыкновенных слов в третью клетку; слово император выносить во вторую клетку; слова двор, дворец и тронная - в первую клетку {По-русски: выносить в красную строку.}. Не дозволяется в выносимых буквах делать прописок и подчисток. Таким же образом поступать и в переписке царских поучений. Предложение и выносные буквы и в черном сочинении должно писать полууставным, то есть прямым почерком.
4. Внушать им правила, приличные приготовляющимся к государственной службе.
В каждом училище по левую сторону главного здания поставлен при государе Чжан-ди каменный памятник с высеченною для наставления студентов надписью следующего содержания: "Верховная власть основала училища; принимаемых в оные студентов освободила от земских повинностей; определила им достаточное содержание. Сверх сего, открыла для образования юношества высшие учебные заведения {Разумеются губернские училища.}, определила надзирателей учения и учителей. Чиновники присутственных мест, обращаясь между собою по обрядам, должны своим примером приготовлять для государственной службы людей с дарованиями. Студенты, во-первых, должны стараться оказывать себя достойными милостей государя, а во-вторых, утвердить себя в правилах доброй нравственности. На сей конец ниже начертаны следующие наставления:
1. Студент, имея благоразумных родителей, должен повиноваться их наставлениям; имея родителей грубых и худого поведения, должен в благоразумных представлениях умолять их о перемене поступков, дабы сим образом предохранить их от несчастий и погибели.
2. Студент должен учиться быть верным подданным, праводушным судьею; приводить себе из истории примеры верности и праводушия; особенно должен обращать внимание на деяния, полезные для государства, благодетельные для народа.
3. Студент должен вести себя благонравно во всех отношениях; под сим только условием может получить действительную пользу от своего учения. Определившись к должности, он будет благонравным чиновником. Но если заразится превратными правилами, то не может приобрести успехов в учении, а поступив в службу, не преминет навлечь несчастие на себя.
4. Студенту предосудительно искать в высших и входить в связи с сильными в предположении скорее возвыситься. Кто имеет доброе сердце и совершенные добродетели, Верховное Небо знает сие и без сомнения сугубо его благословит счастием.
5. Студент должен быть осторожен и иметь терпение; не обдумавши, не должен входить в судебные места. Если случатся какие-нибудь касающиеся до него дела, то должен поручить исправление оных родственникам; равно запрещается ему входить в тяжбы посторонних, а сим не дозволяется приводить студентов в свидетели.
6. Учащиеся должны иметь почтение и уважение к учителям и преподаваемое ими принимать с искренним сердцем. Если не понимают чего-нибудь, то спокойно спросить, не заводя пустых прений. Учители также обязаны со всею тщательностью обучать, не предаваясь лености и нерадению.
7. Воспрещается студенту сочинять для военных и простолюдинов прошения государю. Но если кто напишет хотя одно прошение, то как нарушитель закона исключается из сословия ученых и предается суду.
8. Не дозволяется студентам составлять тайные общества и обязываться взаимною клятвою между собою. Сверх сего, запрещается самовольно печатать свои сочинения. Приставу предоставляется судить нарушителей сего положения".
Кроме вышеизложенных правил находятся: 1 ) Наставления учащимся, сочиненные государем Жень-ди; 2) шестнадцать глав Царских поучений; 3) Пространные поучения государя Сянь-ди, состоящие из 10 000 букв; 4) Рассуждение о скопах, сочиненное сим же государем, 5) Наставления учащимся, изданные государем Шунь-ди. Все сии сочинения напечатаны и разосланы во все училищные библиотеки. Ежемесячно в 1-е и 15-е числа, также при вступлении новых начальников губернии в должность и по прибытии попечителя училищ в храм Древнего учителя учащие должны собрать студентов в главную залу и, обратясь к дворцу, совершить три коленопреклонения с девятью земными поклонами. После сего учащий читает вышеупомянутые наставления, приказав студентам слушать со вниманием. Неявившиеся без достаточной причины подвергаются наказанию, а живущие в отдаленности обязаны по очереди являться в город для слушания наставления. Сварливых студентов в наказание заставляют слушать, стоя на коленях. В приезд попечителя училищ для испытания учители и пристав обязаны тайно донести ему о поведении студентов; а попечитель, обстоятельно разведав о студентах худого поведения, после испытания должен донести Палате. Непеременяющие дурного поведения исключаются из сословия ученых.
Студенты не должны принимать на себя ни должности письмоводителей, ни военной службы, ни торговлею заниматься. О бедных учители обязаны доносить попечителю училищ, который, при испытании лично, может оказать им пособие. Не дозволяется местным начальникам избирать студентов в деревенские старшины против их воли. Студенты освобождаются от всех общественных служб и повинностей; напротив, и сами они обязаны воздерживаться от всех неприличных их званию поступков.
В Китае гражданский чиновник вместе с должностию принимает на себя обязанность жреца; посему все студенты обучаются музыке и мимике. На сей конец при каждом уездном училище есть штат музыкантов и пантомимов. Как скоро откроется вакантное место, то правители округов и уездов по испытанию назначают на оное лучших студентов и представляют попечителю училищ на утверждение, по его усмотрению. В губернии Чжи-ли при каждом областном и уездном храме ученых {Здесь разумеется Палата Обрядов, которая в европейском значении есть министерство просвещения.} положено 36 музыкантов и 36 пантомимов и еще четыре человека для замены больных и отлучившихся.
Сверх сего, в каждой губернии находятся храмы, посвященные древним славным мудрецам. Студенты из их потомков, в той же губернии живущих, определяются при сих храмах под названием жрецов-студентов, коих обязанность состоит в приношении жертв покойным предкам их. Они избираются начальниками губерний обще с попечителями училищ, и списки о них представляются в Палату {При каждом училище находится храм ученых, в котором Кхун-цзы занимает первое место.} на утверждение. Студенты-жрецы в каждой губернии находятся в известном числе.
IV. ПОРЯДОК ИСПЫТАНИЯ В УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩАХ
В каждой губернии находится попечитель - сио-чжен, заведывающий управлением училищ и распоряжениями при испытаниях. В тех городах, в которых попечители имеют пребывание, находятся особливые домы для произведения испытаний; а в прочих городах правительство строит для сего временные балаганы. Попечители училищ по порядку объезжают места испытания. Им дозволяется для просмотра задач приглашать с собою сотрудников из ученых той же губернии (не менее пяти или шести человек в малой губернии).
И ученики и студенты к испытанию препровождаются из уездов в главный город своей области или округа. Во время испытания областному и окружному правителю препоручается должность пристава, на коего возлагается соблюдение внутреннего порядка при сем случае. Пристав и учитель, имея донести попечителю о чем-либо, должны лично говорить с ним в зале присутствия, а являться к нему частно запрещается. Попечитель не может принимать частных писем, кроме дел по должности; ни по какому другому поводу не может видеться с чиновниками, письмоводителями и учениками. Находящиеся при нем чиновники и служители до единого должны быть заперты и запечатаны в экзаменальном дворе, в котором в сие время ни одному лицу, не принадлежащему к училищам, быть не дозволяется.
Испытание студентов разделяется на годичное и предварительное. На годичном испытании обязаны быть все студенты, исключая воспитанников Астрономического Института, студентов, отправленных в армию, и студентов, за примерное благонравие получивших 12-й класс. Что касается до тех студентов, которые находятся в штате около 30 лет или имеют около 70 лет от роду, дозволяется наградить их платьем и, уволив от годичного испытания, более не допускать на испытание в кандидаты.
Годичное испытание студентов производится ежегодно, а предварительное - через два года в третий, то есть перед отправлением их к испытанию на степень кандидата, которое производится в главном городе губернии.
На годичном испытании даются два предложения для рассуждения: одно из Четырехкнижия, другое из прочих классических книг и, сверх сего, пятисловные стихи от четырех до десяти строк. На предварительном испытании дается предложение для рассуждения, политическая задача и пятисловные стихи. Перед открытием каждого испытания предварительно производится особливое испытание в изъяснении классических книг и поэзии.
При рассматривании задач, сочиненных на годичном испытании, слог и суждение постоянно правильные поставляются в первом разряде; слог и суждение довольно правильные - во втором разряде; слог и суждение несколько правильные - в третьем разряде; слог и суждение с недостатками - в четвертом разряде; слог сбивчивый и суждение погрешительное - в пятом разряде; слог неправильный и суждение без смысла - в шестом разряде. Сим образом ученики и студенты по сочинению задач разделяются на шесть разрядов. Из студентов первого разряда сверхштатные, прибавочные и деревенские повышаются на вакансии казеннокоштных {Под деревенскими разумеются студенты, в наказание за худые задачи обращенные в народные и деревенские училища, и деревенские студенты губернии Чжи-ли.}. Если нет казеннокоштных вакансий, то прибавочные и деревенские прежде помещаются в штат сверхштатных. Если нет вакансий, то деревенские прежде помещаются в штат прибавочных, и все получают право ожидать казеннокоштных вакансий. Пониженные прежде из казеннокоштных в сверхштатные опять принимаются в штат казеннокоштных. Из студентов второго разряда сверхштатные повышаются в штат казеннокоштных; прибавочные и деревенские помещаются на вакансии сверхштатных. Если нет вакансий, то деревенские прежде помещаются в штат прибавочных; пониженные в штат прибавочных опять помещаются в штат сверхштатных. Из студентов третьего разряда те, которые исключены были из казеннокоштных, опять получают право ожидать казеннокоштных вакансий; пониженные из сверхштатных в штат прибавочных снова помещаются в штат сверхштатных; из прибавочных обращенные в деревенское училище опять помещаются в штат прибавочных; казеннокоштных же, пониженных в штат сверхштатных, помещать в число казеннокоштных не дозволяется. Из студентов четвертого разряда казеннокоштные на время лишаются содержания, а не места, и дается им шестимесячный срок, чтобы при новом испытании показали себя достойными прежнего места; давать же сей срок прежде пониженным из казеннокоштных не дозволяется, а предоставляется им заслужить прежнее место на следующем годичном испытании; сверхштатным, прибавочным и деревенским делается замечание. Из студентов пятого разряда казеннокоштные понижаются в сверхштатные; из сверхштатных понижаются в прибавочные; из прибавочных - в деревенские; деревенские отсылаются в деревенские училища, а прежде обращенные в деревенские училища исключаются из сословия ученых. Из студентов шестого разряда, если нет еще шести лет от поступления в училище, также пользующиеся казенным содержанием более десяти лет отсылаются в деревенское училище; пользующиеся более шести лет казенным содержанием, также находящиеся более десяти лет в штате прибавочных отсылаются на родину для определения в письмоводители; прочие все исключаются из сословия ученых.
По вскрытии стола, во-первых, распечатывают задачи шестого разряда и, с поименною перекличкою выдав оные, прежде выпускают сих воспитанников. Потом поименно перекликают пониженных и выдают им задачи. Студентам первого и второго разряда назначают в награду шелковые материи, цветы из теневого шелка, тушь и писчие кисти; из студентов третьего разряда первым десяти назначается писчая бумага, писчие кисти и бумажные цветы. Студенты остальных трех разрядов наказываются по положению. По окончании всего студенты первого разряда образуют первое, студенты второго разряда - второе отделение; а студенты третьего разряда, по их многолюдности, образуют несколько отделений. Все сии при получении задач получают и награды. Потом благонравнейшие становятся впереди; за ними студенты первого разряда, а потом студенты второго разряда. Все сии, предшествуемые музыкою, выходят из экзаменального двора большими воротами; студенты третьего разряда выходят восточною боковою дверью, а студенты четвертого и пятого разрядов - западною боковою дверью; обращенным же и не бывшим на испытании по снятии шариков с них дается один месяц срока для поправления прошедшего на втором испытании. И на годичном и на предварительном испытании купно производится испытание и ученикам, из которых лучшими пополняется штатное число студентов в уездных училищах. Им дают два предложения из Четырехкнижия для сочинения рассуждения и пятисловные стихи; сверх сего, назначается написать одну главу из царских наставлений. Кто из учеников может на память прочитать все Пять классических книг или Обряды династии Чжеу с изъяснением, также пишет гладким слогом, тех дозволяется помещать на вакансии студентов.
Учащие перед годичным испытанием составляют разграфованную ведомость, в которую приказывают каждому студенту самому вписать свой возраст, наружные приметы, три колена на родине (то есть что еще дед его поселился на месте его рождения), год и месяц поступления в училище, исключение из казеннокоштных, понижение, пребывание в трауре по родителям, перемену имени, бытие в отпуску по болезни. Сию ведомость заблаговременно представляют попечителю училищ. Еще составляют вторую ведомость полного числа студентов с показанием, сколько казеннокоштных, сверхштатных, прибавочных и деревенских; сколько из них явилось на испытание, сколько в трауре по родителям и в отпуску по болезни, сколько какого разряда по прежнему испытанию, сколько отличного и средственного поведения. Сию ведомость представляют попечителю в день его прибытия. Пристав экзаминального двора, то есть областной или окружной правитель, подает третью ведомость, в которой по статьям изложено:
1) кто приставом;
2) служба подчиненных ему чиновников;
3) служба учащих;
4) храмы и могилы мудрецов и славных мужей сей страны, поклоняемых в настоящее время древних святых и мудрецов;
5) донесение об отцепочтительных, справедливых и сохранивших девство и целомудрие;
6) сколько и кто именно находится из ученых, не желающих выказать своих способностей и добродетелей, и кто представлял о них;
7) показание учебных заведений, деревенских училищ, слободских общин;
8) количество земель и число домов, принадлежащих училищам, и количество собираемых с них доходов;
9) карта с описанием сей страны;
10) книги, сочиненные известными учеными сей страны;
11) каменные памятники с иссеченными на них надписями и древние достопамятности в сей стране;
12) список студентов, назначенных к испытанию.
Перед испытанием учеников требуется от каждого взаимное свидетельство пяти товарищей, явившихся с ним на испытание, и поручительство казеннокоштного студента; почему местные начальники составляют особливые списки, в которые ученики сами вписывают свой возраст, наружные приметы, три колена на родине, прозвание и имена поручителей и свидетелей. После сего учеников вместе со списками отправляют в уездные училища, где они проходят предварительное испытание и потом препровождаются в областной или окружной город для испытания на степень студента. Предварительные испытания производятся с соблюдением всех правил, предписанных для испытания, производимого попечителем училищ.
Студенты допускаются на испытание с строгим соблюдением правил предосторожности. Представляясь к испытанию, иногда они присваивают себе чужую родину и род, утаивают траур по родителям, принимают ложное прозвание и имя; иногда бывают преступники, бывшие под телесным наказанием или имеющие предосудительное происхождение, как то: рождение от слуг, полицейских сыщиков, судебных сторожей, полицейских трупосвидетельствователей, оружейных мастеров, актеров, невольников и музыкантов. Все сии по законам не должны быть допускаемы на испытание. Но если откроется это, то поручитель и пять свидетелей из учеников подвергаются ответственности, а казеннокоштный студент исключается из сословия ученых и предается суду. Студент, без законной причины не явившийся на годовое испытание или три раза отпрашивавшийся от испытания, исключается из сословия ученых. Студент, носящий траур по родителям, целый год не может являться на испытание. Кто скажется больным, о том пристав должен вытребовать свидетельство от учителя и лекаря и за полмесяца до открытия испытания представить попечителю училищ. Таковым дается трехмесячный срок для дополнительного испытания. Студент, отпрашивающийся в домовой отпуск, обязан показать местопребывание. Принимающий прежнее прозвание должен представить свидетельство от родственников обеих сторон. Переменяющий родину должен взять свидетельство от местного чиновника и подать попечителю для препровождения в Палату. О перемене имени должен предъявить попечителю {В детском возрасте вообще дозволяется произвольная перемена имени; но переменить имя, принятое при поступлении в штат студентов, не иначе можно, как по донесении правительству.}, а сей доносит Палате о переименовании его в списках. Поступивший в уездное училище под ложным прозванием и именем исключается из сословия ученых. Если откроется, что ученик и студент, идущие на испытание, скрытно имеют при себе исписанную бумагу или золото и серебро или ложно показали родину и имя, таковые предаются суду. Если после раздачи экзаменальных (белых) тетрадей будут без причины переходить с места на место или, сев на место, будут смотреть в разные стороны, таковых выводят вон; передачу же сочинений во время испытания подвергают исследованию. Студент, пересевший на другое место, переменивший беловую тетрадь или потерявший бумагу, исключается из сословий ученых, ученик же наказывается. Для предупреждения разных других злоупотреблений, случающихся при испытании студентов и учеников, запирают их в отделениях еще до объявления предложения.
V. ПОРЯДОК ИСПЫТАНИЯ НА ВЫСШИЕ УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ
Общественное воспитание оканчивается в уездных училищах. Студенты в следующий год по получении сей степени препровождаются в главный город губернии для испытания на степень кандидата - цзюй-жень, что значит представляемый. На сие испытание, производимое через два года в третий, допускаются студенты не только учащиеся, но и слркащие, даже ученые, не бывшие на студенческом испытании. Сверх сего, по случаю милостивого манифеста бывает особливое испытание под названием энь-кхо, что значит испытание по милостивому манифесту. Число допускаемых к испытанию на степень кандидата также ограничено положением. В больших губерниях: в Цзян-су, Ань-хой, Чже-цзян, Цзян-си, Фу-цзянь, Ху-нань и Ху-бэй - по 80 человек на одну вакансию. В средних губерниях: Чжи-ли, Шань-дун, Сань-си, Хэ-нань, Шань-си, Сы-чуань и Гуан-дун - по 60; в малолюдных губерниях: Гуан-си, Юнь-нань и Гуй-чжеу - по 50 человек. На каждую вакансию прибавочного кандидата в больших губерниях допускают на испытание по 40, в средних - по 30, в малолюдных - по 20 человек, то есть половинное число против настоящего испытания. Число получающих на губернском испытании степень кандидата также ограничено положением, как-то:
в губернии Чжи-ли - 1741 - 8 8502
в губернии Шань-дун - 69 - 4 140
в губернии Хэ-нань - 71 - 4 260
в губернии Сань-си - 70 - 3 600
в губернии Цзян-су - 69 - 5 520
в губернии Ань-хой - 45 - 3 600
в губернии Чже-цзян - 94 - 7 520
в губернии Цзян-си - 94 - 7 520
в губернии Фу-цзянь - 85 - 6 800
в губернии Ху-бэй - 47 - 3 760
в губернии Ху-нань - 46 - 3 680
в губернии Шань-си - 61 - 3 660
в губернии Сы-чуань - 60 - 3 600
в губернии Гуан-дун - 71 - 4 260
в губернии Гуан-си - 45 - 1 800
в губернии Юнь-нань - 54 - 2 160
в губернии Гуй-чжеу - 40 - 1 600
Всего - 1 158 - 76 330
1 Число вакансий. В сем же числе 41 вакансия для военного состояния Восьми Знамен.
2 Число допускаемых на испытание.
В сем числе дети гражданских чиновников от 1 -го до 6-го, а военных чиновников от 1-го до 4-го класса считаются благородными студентами. Число кандидатов, избираемых из благородных студентов, простирается в больших губерниях до 31, в средних - до 23, в малых - до 16 человек.
Сверх штатного числа кандидатов в то же время еще избирают сверхштатных кандидатов, коих объявляют в одно время с штатными. На пять штатных кандидатов избирается один сверхштатный, что составляет:
в губернии Чжи-ли - 29
в губернии Шань-дун, в губернии Хэ-нань - 13
в губернии Сань-си, в губернии Шань-си, в губернии Сы-чуань - 12
в губернии Цзян-су - 13
в губернии Ань-хой - 9
в губернии Чже-цзян, в губернии Цзян-си - 18
в губернии Фу-цзянь - 17
в губернии Ху-бэй, в губернии Ху-нань, в губернии Гуан-си - 9
в губернии Гуан-дун - 14
в губернии Юнь-нань - 10
в губернии Гуй-чжеу - 8
Всего - 216
Такое же число кандидатов, штатных и сверхштатных, избирается на испытании по милостивому манифесту.
В следующий год после губернского испытания все кандидаты препровождаются в столицу, где по испытанию должны получить степень гун-ши, что значит: ученый, представляемый двору; а вслед за столичным испытанием еще проходят дворцовое испытание в тронной Бао-хо-дянь, по которому получают степень магистра под общим названием цзинь-ши, что значит: поступающий в службу. Сим образом, каждое из трех испытаний на ученые степени производится через два года в третий: на степень студента - в областном или окружном, на степень кандидата - в губернском городе, на степень магистра - в столице.
Попечители училищ заведывают испытанием воспитанников одних народных и уездных училищ. Экзаменаторы для произведения губернских испытаний присылаются из столицы. Перед отправлением в губернии экзаменаторов и помощников их, для испытания студентов, Обрядовая Палата сообщает в разные присутственные места о доставлении ей сведений о чиновниках от 3-го до 6-го класса, вышедших из магистров 2-го разряда, и потом сообщает Палате, чтоб избрать из них экзаменаторов для представления государю. В каждую губернию назначается один экзаменатор и один помощник с устранением от родины '. В каждой губернии придают им от 8 до 18 сотрудников в испытании, смотря по населенности губернии. Сии сотрудники избираются начальниками губернии из окружных и уездных чиновников, вышедших из магистров и кандидатов.
Особливые экзаменаторы назначаются для произведения столичного испытания. Сих экзаменаторов избирает государь из министров, президентов Палат и других высших чиновников, вышедших из магистров, а сотрудниками их назначаются чиновники, посланные в минувшем году экзаменаторами на губернские испытания. Для просмотра задач столичного испытания равным образом назначаются первые государственные чиновники, вышедшие из магистров.
Никто не может быть экзаменатором в той губернии, в которой он родился.
Сим образом, при произведении испытания делаются следующие распоряжения:
1. Сверх экзаменаторов приставляют нужных чиновников и служителей.
На губернском испытании в Пекине все распоряжения зависят от местного начальства, а на столичном - от Обрядовой Палаты с утверждения государева. На обоих испытаниях избираются по два главных смотрителя из высших чиновников, по одному приставу, по восьми внешних надзирателей и по два внутренних {Внешние надзиратели находятся при воротах, а внутренние - внутри экзаменального двора.}. На губернском испытании один управитель, а на столичном - два. В камере принятия задач бывает восемь чиновников; в камере запечатывания, в камере переписывания и в камере поверки - по четыре. Все сии чиновники должны быть вышедшие из магистров, кандидатов или отличных студентов. На губернском испытании четыре письмоводителя из Государственного Кабинета, по два члена отделения из палат Чинов, Обрядовой, Военной и Строительной; по шести членов отделения из палат Финансовой и Уголовной; по одному чиновнику из всех прочих присутственных мест в столице. При недостатке чиновников для исправления разных поручений Педагогический Институт отряжает учителей. На столичном испытании бывает 30 чиновников от палат и других присутственных мест. Все сии чиновники в день испытания входят в экзаменальный двор вместе с экзаменаторами. Для досмотра при больших воротах отряжаются четверо, за воротами у палисада восьмеро юй-ши из палатских контор. Начальниками досмотра, особенно при обыске кандидатов при входе в экзаменальный двор, избираются приближенные князья и первые государственные сановники. Для содержания караулов внутри и вне двора присылаются военные отряды под начальством высших офицеров, а вкруг двора расставляются полицейские караулы; Врачебный Приказ отряжает лекарей. Для прочих поручений собирают студентов из ближайших училищ и отдают в распоряжение пристава. Для копии с задач собирают для губернского испытания 1000, а для столичного - 700 писцов. Сии писцы набираются из окружных и уездных писарей. Для исправления мелких поручений по ученой части отряжают от 6 до 8 писарей из каждого присутственного места в столице. Людей для прислуги нанимают. При чиновниках: при экзаменаторе три служителя; при его помощнике - два; при князьях, отряженных для обыска, по три офицера и по четыре служителя; при первых государственных лицах по два чиновника и по три служителя. У ворот при чиновниках 1-го и 2-го класса по четыре служителя. Далее постепенно одним менее. В губерниях смотрителями бывают начальники губерний, а прочее мало разнствует от губернского испытания в столице.
Чиновников на дворцовое испытание назначает сам государь без представления Обрядовой Палаты. Назначаются четыре надзирателя из юй-гии, четыре чиновника из Государственного Кабинета для принятия задач, шесть низших чиновников для запечатывания задач. Главные смотрители бывают из князей и первых государственных лиц. Четыре члена отделений из Обрядовой Палаты вводят кандидатов на дворцовое испытание. Битэши ставят стол с предложением для задач. Восемь членов отделений раздают бумагу с предложением.
2. Объявляется порядок испытания.
Бумага для губернских испытаний выдается из казенных палат, а для столичного - из Обрядовой Палаты. Тетрадь стоит два чина и 90/100 серебра; в длину имеет фут, в ширину четыре дюйма. Для первых двух входов одна тетрадь в семь белых листов для чернового сочинения. В начале и конце оной поставлено по красной букве для заметки, то есть для устранения подлога. Другая тетрадь из 14 листов, с красною клетчатою графиоровкою, для переписки набело. На каждом листе 12 строк, по шести на странице. В каждой строке 25 клеточек для 25 букв. На конце тетради печать чиновника, выдавшего бумагу. На первой странице беловой тетради означают губернию, прозвание с именем, возраст и родину. На губернском испытании подписывают: в таком-то году, в такой-то губернии был на губернском испытании. На тетрадях для губернских испытаний прикладывается печать казенной палаты, а для столичного испытания - печать Обрядовой Палаты. Печать прикладывается на лицевой стороне на каждой склейке листов. Когда принесут бумагу в экзаменальный двор, то смотрители еще кладут на оную свои печати. Для одеяния, в каком быть на испытании, также есть положение. Шапочка валяная однорядная, кафтан, курма и платье исподнее бесподкладные, чулки валяные однорядные, башмаки с тонкими подошвами; вместо тюфяка войлок с тонким подкладом, чернильная плитка тоненькая, трубочка с кистью просверленная, подсвечник из оловянного листа с пустым стволом. Хлебцы и прочее съестное, изрезанное в кусочки; дровяной уголь длиною в два дюйма. Корзинка с вещами должна быть из бамбуковых или таловых прутьев, решетчатая {Все сии предосторожности берутся для того, чтобы кандидаты не могли пронести с собою готовых сочинений.}. Отделения с комнатами означены фирмою букв из Цянь-цзы-вынь, что значит 1000 букв, исключая букв: Небо, государь-император, Мын-цзы, числительных знаков и буквы хуан - августейший. Под каждою буквою сто нумеров. Бумага для сочинения и переписки задач разносится по нумерам. В ответах на политические задачи и в стихах дозволяется прибавлять и поправлять; но в конце тетради должно означить, сколько букв прибавлено или поправлено. Черновые и беловые тетради подаются вместе. Прозвание с именем на беловых заклеивается бумажкою в особой камере. Фирма на обеих тетрадях ставится одинаковая. С черновых снимают копии, в которые не вносят только прибавленных и поправленных букв. Сии копии поступают на рассмотрение экзаменаторов и их помощников. Рассматривание задач производится в назначенной камере, а уносить в свои комнаты не дозволяется. Сей порядок есть общий для испытания по всем губерниям.
Перед дворцовым испытанием письмоводителям, назначенным для переписки задач, не дозволяется проводить ночь в Государственном Кабинете, в Палатской конторе чинов и в доме Исторического общества {Сии места суть ближайшие к тронной, в которой производится испытание.}, дабы через сие отнять средства к разведыванию и поручениям. Отряд гвардии содержит караул за всеми воротами, дабы ни одно известие не могло выйти из внутренности. Вельможи, назначенные для просмотра задач, надзиратели и другие чиновники должны ночевать в двух флигелях тронной Вынь-хуа-дянь с запертыми воротами. Государь по представлению Обрядовой Палаты назначает членов Государственного Кабинета и других присутственных мест для проверки суждений, написанных экзаменаторами на задачах.
3. Все нужное доставляется от правительства.
Правительство выдает кандидатам известные суммы на путевые издержки до столицы, а кандидаты из отдаленных губерний следуют по почте. Как на столичном, так и на губернском испытании книги, нужные для справок, предварительно доставляются правительством, а с собою приносить не дозволяется. Вода для употребления ставится за дверями с фирмою. Стол всем чиновникам и служителям, находящимся при испытании, доставляется на счет казны. Испытываемым выдают по чашке кашицы, а прочее должны принести с собою. Кандидатам на столичном испытании выдаются казенные постели, а на дворцовом испытании евнухи подают им чай.
4. Получившим на испытании ученые степени даются награды и производится угощение.
На губернском испытании, в день вступления в экзаменальный двор правительство учреждает стол для угощения экзаменаторов, их помощников, главных смотрителей, пристава, надзирателей и чиновников, исправляющих поручения. На другой день после вывески объявления о получивших высшую степень на испытании правительство вторично угощает экзаменаторов и прочих, также и студентов, получивших степень кандидата. Угощение производится в присутственном каком-либо месте. После сего экзаменатору и прочим чиновникам выдаются золотые и серебряные цветы, кубки, блюда и шелковые ткани. Каждому кандидату выдается по шарику с шляпою и одеянием. На столичном испытании и в день вступления, и в день выхода из экзаменального двора экзаменаторов и прочих чиновников угощают столом в Обрядовой Палате. В экзаменальный двор входят с церемониею. Экзаменатору выдают шелковых тканей на два платья, а из прочих чиновников каждому на одно и, сверх сего, серебряные цветы. В день объявления о получивших степень, первых трех магистров из первого разряда угощают в пекинском областном правлении, а на другой - в Обрядовой Палате. При последнем столе бывают все новые магистры. Чиновники и магистры имеют на голове серебряные ветки с цветами, а у первого магистра из первого разряда - позолоченные. Магистрам на сооружение почетных ворот выдается по 30, а первым трем из первого разряда - по 50 лан серебра, а сверх того, каждому верх и подбой на одно платье. Государь назначает день раздачи сих наград за воротами Ву-мынь. Первый магистр получает шарик 12-го класса и одеяние с привесками.
5. Производится строгое рассматривание задач.
Для пересмотра задач и на губернском, и на столичном испытании назначается по 40 человек, вышедших из магистров и кандидатов. Для вторичного пересмотра тех же задач назначается по восьми из первых государственных сановников. Задачи студентов, получивших степень кандидата, из всех губерний отправляются в Обрядовую Палату для пересмотра, который продолжается около года. Пересмотр задач столичного испытания производится по объявлении на другой день. Палата отряжает четырех членов отделения для принятия и выдачи задач и в то же время представляет государю о назначении четырех юй-ши для надзора. Из чиновников, назначенных для пересмотра задач, каждый собственноручно должен отмечать хорошие места и надписывать на задаче свое суждение. После сего комиссия, составленная из восьми высших сановников, вторично пересматривает те же задачи, и если найдет какие-либо ошибки или злоупотребление в пересмотре, то и экзаменаторы и чиновники пересмотревшие подвергаются суду и, по важности вины, или понижаются чинами, или наказываются вычетом годового и полугодового жалованья. Сочинители задач за свои ошибки в сочинении наказываются недопущением на следующее испытание, что составляет потерю шести лет.
И губернское и столичное испытание состоит из трех входов {Каждый вход продолжается три дня. После каждого входа дается один де