Главная » Книги

Бичурин Иакинф - Китай в гражданском и нравственном состоянии, Страница 4

Бичурин Иакинф - Китай в гражданском и нравственном состоянии


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

расходы?
   Государственные расходы заключаются в следующих 12 статьях:
   I. Издержки на жертвоприношения, законом определенные.
   II. Жалованье гражданским чиновникам и содержание канцелярских служителей.
   III. Столовые деньги гражданским чиновникам.
   IV. Жалованье войскам Зеленого Знамени {См. в Статистическом описании Китайской империи, ч. I, с. 209.}, производимое серебром и рисом.
   V. Столовые деньги офицерам Зеленого Знамени.
   VI. Содержание войсковых канцелярий Зеленого Знамени.
   VII. Жалованье маньчжурским гарнизонам, производимое серебром и рисом.
   VIII. Вспоможение знаменным солдатам в губерниях на совершение браков и похорон.
   IX. Содержание почты.
   X. Содержание богаделен и воспитательных домов.
   XI. Содержание училищ.
   XII. Двенадцатую статью составляют разные неопределенные расходы, простирающиеся ежегодно до 400 000 лан серебра {Это сумма наиболее употребляется на покупку в каждой губернии местных произведений для двора.}. Все расходы по вышеизложенным двенадцати статьям - по отчетам 1812 года - простирались до 27 070 185, а расходы на жалованье князьям, чиновникам и на содержание войск в столице - до 6 миллионов лан серебра {См. в Статистическом описании Китайской империи, ч. I, с. 141 и сл.}.
   11. К доходам с уделов сколько добавляется из государственных доходов в содержание двора?
   Пекинское Дворцовое Правление ежегодно с удельных земель от надбавочной цены на соль и надбавки на пошлины получает до миллиона лан серебра. Сверх сего, удельные крестьяне доставляют множество вещей, нужных по хозяйству, особенно по кухне. Ежегодно поступает в дворцовое казначейство до 12 тыс. соболей, 140 гинов корня женьшень {См. Статистическое описание Китайской империи, ч. II, с. 370.}, 1000 зерен восточного жемчуга, добываемого в Маньчжурии в разных речках, впадающих в Сунгари-улу. Почему пекинский двор по столу ничего не заимствует из государственных доходов; даже женитьба царевичей и выдача царевен со всеми расходами, соприкосновенными к сим случаям, производятся на счет дворцового казначейства; но поддерживание обширных дворцов, содержание многочисленного придворного штата и награды вещами {Наиболее шелковыми тканями.} внутренним и заграничным сановникам производятся на счет государственного казначейства.
   12. По окончании года куда употребляется излишек дохода за расходами, если такой случится? Обращается ли он к расходу на следующий год или отлагается в сохранную казну?
   По окончании года излишек дохода за расходами причисляется к остаточным суммам, которые хранятся в казначействах на непредвидимые случаи, почему в отчетах, представляемых в Палату Финансов от начальников губерний, делаются четыре столбца, в которых показывают суммы: остаточную, вновь поступившую, израсходованную и в наличности остающуюся. Часть остаточных сумм из некоторых губернских казначейств посылается в те губернии, в которых собственные сборы недостаточны для покрытия местных расходов; например, ежегодно посылается серебра:
   1) в Маньчжурию на жалованье лан, чиновникам до - 1 500 000
   2) в Хэ-нань на починку плотин по Желтой реке и Хлебному каналу - 600 000
   3) в Или на ежегодное содержание войск - 670 000
   4) в Тибет на трехгодичное содержание гарнизонов - 300 000
   5) в Юнь-нань на покупку меди для двух монетных дворов в Пекине - 1 000 000
   6) в Гуй-чжеу на покупку цинка и частью свинца для тех же монетных дворов - 290 000
   13. Если же по окончании года окажется недочет, откуда и кем он пополняется?
   Под недочетом я разумею недостаток годовых доходов на положительные годовые расходы, зависящий от непредвидимых обстоятельств. Таковой недочет пополняется заимообразною ссудою из других губерний, производимою с разрешения государева.
   14. Кому и кем поручается поверка ежегодных государственных приходов и расходов, и делается ли сему гласность?
   Поверка ежегодных приходов и расходов государственных по губерниям производится прокурорами и в казенных палатах; а потом ведомости государственных приходов и расходов от начальников губерний поступают в Палату Финансов. В Палате находится четырнадцать отделений, которым сверх прочих дел по частям поручена поверка государственных сборов и расходов. После сего отчеты по употреблению сумм и вещей казенных препровождаются в палатские конторы для окончательной ревизии. Контора Палаты Финансов поверяет ежемесячные ведомости денег и вещей, получаемых столичными присутственными местами из Палаты Финансов, отчеты из разных губерний о степенях урожая и донесения об употреблении сумм, ведомости податных государственных сборов, полную ведомость приплавляемого в столицу хлеба, ведомость водою доставленного хлеба, ведомость хлеба, собранного в магазины и отпущенного из магазинов, ведомость о расходе сумм соляного сбора и годовые ведомости таможен Палаты Финансов. Контора Военной Палаты поверяет отчеты по содержанию войск, по содержанию лошадей, по построению балаганов, по содержанию почты. Контора Уголовной Палаты поверяет ведомости денежного и хлебного сбора - штрафного. Контора Строительной Палаты поверяет отчеты по строительной части и отчеты таможен Строительной Палаты. Но поверка государственных расходов не обнародуется, то есть не делается гласною.
   15. Существуют ли какие-либо коренные законы, за нарушение коих самое правительство могло бы подвергнуться ответственности? В какой степени и перед кем?
   Каждое правительственное и судебное место - в отношении к своим обязанностям по должности - действует по правилам, указанным ему законами, и как за нарушение, так и за неисполнение сих правил члены, даже иногда целой палаты, подвергаются ответственности и предаются суду. Это есть общий коренной закон, подвергающий чиновников ответственности по шести ветвям государственного управления. Коренных законов, за нарушение коих самое правительство могло бы подвергнуться ответственности, нет; но как блюстительная, исполнительная и судная верховная власть вверена главе империи, а Государственный Кабинет есть орудие власти его, то, в случае крайней опасности для государства, происшедшей от неосторожных распоряжений министров, государственные чины имеют власть призвать их к суду, что, впрочем, случается весьма редко.
   16. В чем состоят гражданские права жителей Китайской империи?
   Гражданские права жителей Китайской империи состоят в следующем:
   1. Личная собственность каждого ограждена законами совершенно.
   2. На покупку и владение недвижимого имения все имеют полное, ничем не ограничиваемое право.
   3. Земли под родовыми кладбищами и земли, отделенные для содержания смотрителей при кладбищах, священны и ни в каком случае не подлежат конфискации.
   4. Путь к государственным должностям открыт для всех, кроме четырех родов людей, имеющих предосудительное происхождение и сомнительное поведение, как то: невольников, сторожей при судебных местах, актеров и музыкантов.
   5. Лома чиновников и учащихся, получивших на испытании ученую какую-либо степень, освобождены от земской службы и повинностей.
   6. Чиновники освобождены от телесного наказания, которое по мере вины заменяется вычетом жалованья и снятием чинов.
   7. Все, кроме лиц, обязанных казенными должностями, внутри государства пользуются правом без письменных видов от начальства переходить из одной страны в другую для временного пребывания по торговым или другим каким-либо делам.
   8. Торговля, независимая от полицейских установлений и не ограничиваемая гильдиями, дозволена всем, кроме гражданских и военных чиновников, находящихся в действительной службе, учащихся и получивших ученые степени.
   9. Разночинцы в выборе занятий и способов к пропитанию пользуются полною независимостью от местных начальств.
   10. Разночинцы, не имеющие ни земли, ни значительной торговли, никаких податей государству не платят.
   17. Одинаковой ли ответственности перед законами подвергаются вельможи, вообще чиновники и простые граждане, или народ, и не существует ли какой разницы в этом случае между учеными и невеждами, мужчинами и женщинами, туземцами и иностранцами?
   Перед законами все равны, то есть и вельможи; даже князья ближних линий императорского дома за нарушение законов предаются суду наравне с последним подданным. Но есть разница:
   а)в подсудности;
   б) в изменении видов наказания;
   в) в изменении законов в действии своем по отношению к лицам и обстоятельствам;
   г) в изъятии некоторых лиц от суда по общим законам;
   д) в изъятии некоторых лиц от наказания по общим законам. Изъяснение на все сии статьи находится в ч. II, ¿ 51-54;
   е) в подсудности иностранца по месту преступления.
   18. Может ли кто-либо быть лишен жизни, свободы или собственности без суда?
   Никто и ни в каком случае не может быть лишен жизни, свободы и собственности без суда. Одних мятежников, взятых в плен с оружием в руках, предают казни без суда; но и в сем случае главнокомандующий действует по особенному царскому наказу, уполномочивающему его в праве на жизнь мятежников. Свобода и собственность каждого мирного жителя ограждена законами совершенно.
   19. Допускается ли конфискация в пользу казны или императора?
   Конфискация и движимого и недвижимого имения допускается в двух случаях: 1) когда чиновник, употребивший казенную сумму на собственные нужды, не в состоянии пополнить недочета; 2) при открытии дома азартных игр. Но в первом случае избавляются от конфискации родовое кладбище виновного, смотрители и земля, определенная для содержания кладбища Сверх того, если отцовское наследство виновного еще не разделено, то по приведении в известность оно делится на части, и в казну берется только часть, принадлежащая виновному, а прочее все отдается его братьям. Во втором случае и дом азартных игр, и найденное в нем имущество берется в казну. К конфискации должно причислить еще следующее: когда чиновник или частное лицо, по своему чрезвычайному богатству, становятся опасны для вящего спокойствия или когда богач, в надежде на свое богатство, производит оскорбительные наглости или разорительные для других злоупотребления, в сих случаях имущество их без важных законных причин описывается в казну, и эта конфискация делается в пользу дворцового казначейства. Еще законами положено отбирать в казну взятки, добровольно лихводателем принесенные, и вещи запрещенные; но в последнем случае не бывает конфискация имения.
   20. Существуют ли пытки? Какого рода и в каком случае?
   Существуют два вида пыток, законом положенных: у мужчин -
   стискивание лодыжек, у женщин - стискивание четырех пальцев ручных, от указательного до мизинца. Сии пытки производятся особливыми машинками, под названием тисков. Ножные тиски употребляются для стискивания лодыжек у обоих ног, и притом не более двух раз. Ручные тиски употребляются, как выше сказано, для стискивания пальцев у женщин. Но сии пытки употребляются в таком только случае, когда в важном каком-либо деле все улики говорят против преступника или преступницы, а они упорствуют в признании. Чиновники от 1-го до 6-го класса подвергаются пыткам с разрешения государева. Иногда судьи, по своему произволу, употребляют разные маловажные пытки.
   21. В уголовных преступлениях до какого возраста, по молодости лет, не подвергаются суду?
   Дети не подвергаются суду до семилетнего, а пыткам - до пятнадцатилетнего возраста; с семилетнего возраста и выше хотя, подвергаются суду, но дозволяется им откупаться от ссылки и прочих наказаний; только по воровству взыскивается с них украденное для возвращения хозяину.
   22. Сколько числом преступлений, влекущих за собою смертную казнь? Какие из них важнейшие с соответствующими им наказаниями?
   Преступлений, влекущих за собою смертную казнь, считается 644; важнейшими же преступлениями полагаются изложенные во II части, в статьях 17,19, 53,101 и 102.
   23. Из чего состоит администрация? Сколько, например, министерств, какие именно? Состав их? Что находится под их ведомством? Вообще, круг их действий?
   Высшую администрацию составляют следующие, в Пекине находящиеся правительственные места {Китайские названия мест см. в Статистическом описании Китайской империи, ч. I, с. 186 и cл.}:
   1) Княжеское Правление;
   2) Государственный Кабинет;
   3) Военный Комитет;
   4) Палата Чинов;
   5) Палата финансов;
   6) Палата Обрядов;
   7) Палата Военная;
   8) Палата Уголовная;
   9) Палата Строительная;
   10) Приказ Внешних Сношений;
   11) Приказ Прокурорский;
   12) Докладной Комитет;
   13) Юстиционный Суд;
   14) Дворцовое Правление.
   Княжеское Правление заведует делами князей, по происхождению принадлежащих к ныне царствующему в Китае дому Цин. Члены сего Правления из маньчжурских князей, исключая правителя канцелярии, который всегда бывает из китайцев.
   Государственный Кабинет составляет канцелярию государя. В Кабинете присутствуют четыре министра и два помощника их. Обязанность Кабинета состоит: а) в предварительном рассматривании докладов от разных начальств и в представлении оных государю с приложением записок с собственным, на законах основанным мнением; б) в обнародовании государственных распоряжений и в наблюдении за точным исполнением законов; в) в сочинении приказов, указов и манифестов, государем издаваемых. К Государственному Кабинету принадлежат десять сио-ши, шесть - из маньчжуров и четыре - из китайцев. Первые заведуют подачею докладов по некоторым частям и прикладыванием царской печати, а последние надписывают на докладах собственноручные государевы решения. Это - статс-секретари китайского императора.
   Военный Комитет побочно занимается важными внутренними и внешними государственными делами, которые государь отдельно поручает ему. Сей Комитет собственно составляет военно-походную канцелярию государеву, принимает и отправляет бумаги по сношению с иностранными государствами, заведует хранением дел, до времени тайне подлежащих, и отправляет в губернии указы по тайным делам, не терпящим медленности. Ему же государь поручает составлять описания достопамятных войн и разные другие книги. Состоит из неопределенного числа членов под председательством старшего из министров {Это в прямом смысле тайный совет государев. Члены Комитета ежедневно в два часа пополуночи собираются во дворце для дежурства и расходятся, когда докладывающий евнух объявит им, что государь кончил обыкновенные занятия государственными делами. Государь при рассматривании докладов и донесений, иногда однажды, иногда несколько раз, призывает их к себе для объяснения по делам. Перед их приходом расстилают циновку, и они удостаиваются сидя говорить с государем.}.
   Палата Чинов заведует делами относительно: а) распоряжений при испытании на ученые степени; б) определения гражданских чиновников к должностям; в) их повышения в чины, их перемещения к должностям, и г) взыскания за упущения по должности.
   Палата Финансов заведует: а) сбором государственных податей и налогов; б) производством горных и соляных дел; в) монетными дворами. К ее ведомству принадлежат управление всеми гражданскими делами, поверка государственных приходов и расходов и списки народонаселения.
   Палата Обрядов заведует: а) церемониями при дворе и других общественных местах; б) делами, относящимися до народного просвещения, и в) делами известных трех религий, утвержденных государственными постановлениями. К ее же ведомству принадлежит наблюдение: а) за народными обыкновениями касательно браков и погребения; б) за формою зданий, экипажей, одеяния и взаимного публичного обращения между старшими и младшими; в) за формою письменных сношений между присутственными местами; и г) за порядком в производстве испытаний на ученые степени.
   Военная Палата заведует общими, то есть внешними делами сухопутных и морских войск, как то: а) распоряжениями при испытании в военной гимнастике; б) определением офицеров; в) повышением их в чины и перемещением, и г) взысканием за упущения по службе. К ее же ведомству принадлежат: а) управление почтою и б) распоряжение постами внутренней стражи по сухопутным и водяным сообщениям.
   Уголовная Палата заведует делами по нарушению уголовных законов. По сей части суду ее подлежат чиновники, и гражданские и военные, разночинцы всех сословий, не исключая и войск, и частью князья императорского дома. См. ч. II, в Прибавлениях, ¿ 3-9.
   Строительная Палата заведует постройкою и поддерживанием дворцов, всех казенных зданий, флота, больших дорог, мостов, береговых плотин, шлюзов и городских стен. Она же снабжает дворец и присутственные места в столице, также и войско разными художественными вещами.
   Примечание. Шесть палат, описанные выше, суть министерства, из коих каждое отдельно заведует какою-либо ветвью государственного управления. Состав сих министерств есть коллегиальный. Каждая палата состоит из присутствия, канцелярии и нескольких отделений. В каждой палате присутствуют по два президента 2-го и по четыре советника 3-го класса {В Китае семь классов, и каждый разделяется на старший и младший, еще есть два класса самых низших чинов, также разделенные на старший и младший: почему в сем сочинении, для избежания повторений, принята русская классификация чинов.}. В канцелярии занимаются течением дел по присутствию, а в отделениях - самим исправлением дел. Над каждыми двумя палатами поставляется один из министров главноначальствующим - цзун-ли, который, кроме надзора, на дела не имеет большого влияния, да и палаты сами собою ничего не могут делать, а только определения законов приводят в исполнение. Например, Палата Чинов не может определить кого-либо к должности по своему усмотрению, а определяет на упразднившееся место того, кому по очередному списку получить его следует, и определение свое предварительно представляет государю на утверждение.
   Приказ Внешних Сношений заведывает иностранными делами по западным и северным границам империи и управляет Тибетом, Восточным Тюркистаном и Монголией. Приказ состоит из присутствия с канцелярией и шести отделений. В присутствии заседают два советника 3-го класса под председательством старшего из министров, который и в Военном Комитете занимает должность председателя.
   Прокурорский Приказ занимается: а) надзором за порядком в делах по всем частям государственного управления; б) надзором за поведением чиновников по должности, и в) надзором за нравственностью в народе. В Прокурорском Приказе присутствуют так же, как в палатах, два президента 2-го и четыре советника 3-го класса. Лела разделены на 15 отделений по прежнему числу губерний. К отделениям еще принадлежат шесть контор, называемых палатскими, потому что каждая из них надзирает за течением дел одной какой-либо из шести палат; но сии конторы по производству дел действуют независимо от Приказа. Прокурорский Приказ есть Министерство юстиции, так как Приказ Внешних Сношений есть Министерство иностранных дел, только под названиями, отличными от палат.
   Складной Комитет заведывает приемом докладов, присылаемых из губерний. В Комитете присутствуют два председателя 5-го и два советника, один 7-го, другой 8-го класса. При рассматривании докладов они замечают: а) нет ли в них чего-либо противного форме и не упущен ли срок отправления; а по рассмотрении препровождают доклады в Государственный Кабинет. Сей же Комитет принимает жалобы на несправедливые решения высших присутственных мест и доводит их до сведения государя.
   Юстиционный Суд занимается пересматриванием исследованных и решенных, но еще государем не утвержденных смертных приговоров по уголовным делам. В Комитете присутствуют два председателя 5-го и два советника, один 7-го, а другой 8-го класса. Уголовная Палата, Прокурорский Приказ и Юстиционный Суд составляют Тройной Юстиционный Суд - Сань-фа-сы. Дела по преступлениям, заслуживающим смертную казнь, рассматриваются в общем собрании начальников отделений, а потом в общем собрании членов Тройного Юстиционного Суда. Всякое уголовное дело с смертным приговором тогда считается совершенно решенным, когда мнения по оному всех членов трех присутственных мест будут согласны.
   Дворцовое Правление заведывает делами пекинского двора. В сем Правлении присутствуют семь членов из первых маньчжурских и монгольских сановников. Это есть Министерство пекинского двора.
   Внутреннее управление в Китае есть единообразное. В каждой губернии находится:
   а) казенная палата, заведующая сбором государственных податей и гражданскими делами;
   б) уголовный суд, заведующий делами по нарушению уголовных законов.
   В каждом областном городе находится областное, в окружном - окружное, в уездном - уездное правление.
   Управление губерний вверено генерал-губернаторам 3-го и губернаторам 4-го класса. Председатель Казенной Палаты 4-го и председатель Уголовного Суда 5-го класса считаются помощниками начальника губернии, который без совещания с ними не может решить важных дел.
   В каждой области поставлен областной, 8-го, в округе - окружной, 9-го, в уезде - уездный правитель 11-го класса. При каждом из них по два помощника.
   Генерал-губернатор и губернатор о важных делах непосредственно представляют государю или относятся в палаты; а в управлении губернией действуют через областные и окружные правления. Уездные правления приводят в исполнение предписания областных и окружных правлений по всем шести ветвям государственного правления.
   24. Кому поручены внешние сношения: министру или особенно какому правительственному месту?
   Внешними сношениями с иностранными государствами на севере и западе заведует Приказ Внешних Сношений; заграничные сношения на востоке и юге вверены Палате Обрядов. Но, вообще, бумаги из-за границы идут прямо в Военный Комитет, который, сделав нужные распоряжения, исполнение по оным передает Приказу Внешних Сношений и Палате Обрядов.
   25. Кем назначаются или сменяются министры? От кого они зависят исключительно? Какою пользуются властью? В каких случаях, перед кем и какой подвергаются ответственности?
   В уложении Палаты Чинов с точностью определено производить повышение высших чиновников по представлению, и притом от одной должности к известной другой, например, президентов Палаты и старшего председательствующего в Прокурорском Приказе повышать в министры, советников Палаты - в президенты и генерал-губернаторы. Но сверх положения государю предоставлена власть высших чиновников, от министра до председателей казенной палаты и уголовного суда, назначать - по собственному его усмотрению - без представления. Когда же государь предписывает войти к нему с представлением, то Палата Чинов на каждое упразднившееся место представляет того, которому, на основании общих законов, по старшинству места следует занять оное, не исключая министров. Такая же власть предоставлена государю и на смену или отрешение высших чиновников, когда они сами подадут законную причину к тому или какие-либо обстоятельства требуют того. Министры по достоинству выше всех чинов в империи, потому что они одни числятся в первом классе; но вся власть их сосредоточена в их должности. Они, как лорды в Англии или пэры во Франции, считаются помощниками государя, что самый титул их - цзай-сян - управляющий помощник означает. Главная обязанность министров есть предварительно обсудить на законном основании каждое дело, требующее государева утверждения или разрешения; и можно безошибочно сказать, что большая часть государевых решений по представлениям есть отголосок министерских мнений и заключений. За нарушение законов, упущения по должности и ошибки в делах министры подвергаются ответственности перед законами, равно как и все другие чиновники.
   26. Кем назначаются или сменяются начальники областей, округов и уездов? Порядок их зависимости, степень власти и ответственности (то же и о начальниках военных)?
   Гражданские чиновники от 7-го, а военные от 5-го класса и ниже вообще получают должности через перемещение или повышение по представлению своего начальства, основанному на общих положениях, то есть на каждое упразднившееся место определяется тот, которому следует занять оное по порядку службы и очереди. Представления о чиновниках идут к государю через Палату Чинов, которая с своей стороны только поверяет через Прокурорский Приказ отзывы местного начальства о их поведении и способностях к службе. Таким же порядком чиновники сменяются или отрешаются по представлению местного начальства с законными доказательствами их телесной или нравственной неспособности к службе. Уездные правители подчинены областным правителям; областные правители и прокуроры подчинены начальнику губернии; правители округов, причисленных к областям, зависят от областных правителей, и независящие от областей подчинены начальнику же губернии. Все гражданские чиновники от 7-го класса и ниже имеют низшую исполнительную власть, ограниченную в действиях законами, перед которыми подвергаются ответственности как за превышение власти, так и за упущение по должности, кольми паче за нарушение законов.
   Таким же образом и по военной службе. Высшие офицеры Восьми Знамен от 1-го до 4-го класса непосредственно определяются государем или утверждаются им по назначению Военной Палаты. На упразднившиеся места полковников и ниже каждый начальник Знамени избирает двух кандидатов, старшего и младшего, и представляет их государю. Высшие 2-го и 3-го классов {В первом классе считаются только шесть начальников телохранителей и китайские князья под названием цзы.} офицеры в войсках Зеленого Знамени также определяются государем непосредственно или по назначению Палаты. Прочие офицеры определяются по очередным спискам, а произвольный переход от одного места к другому, так как и произвольное удаление от службы не существуют. Младшие офицеры постепенно подчинены старшим, и в отправлении службы каждый подлежит ответственности по мере содеянной им вины. Военные чины вообще управляют делами, относящимися до военного состояния и воинской службы, а гражданскими делами не заведуют. Одной канцелярии пехотного корпуса в Пекине, составляющей главную полицию, предоставлена власть решать гражданские дела, исключая уголовные, которые она обязана препровождать в Уголовную Палату.
   27. Что такое суть государственные чины? Власть их, круг действий, зависимость и ответственность?
   В Китае государственные чины не составляют особенного правительственного места. На китайском языке они называются цзю-цин, что значит девять председателей; а под сими словами разумеются члены девяти правительственных мест в столице, как то: шести палат, Прокурорского Приказа, Юстиционного Суда и Докладного Комитета - всего 52 члена. Когда встретится трудное политическое обстоятельство, государь поручает оное государственным чинам на рассмотрение. Обсудив порученное им с должным вниманием, чины соглашаются в мнениях, а голоса не соглашающихся с общим мнением представляются государю в особых записках. Министры не принимают участия в общем совете чинов, потому что самая обязанность их заключается в предварительном рассматривании и обсуждении таких представлений. Государю предоставлена полная власть утвердить мнение той или другой стороны государственных чинов, а они ни за ошибочное суждение, ни за разногласие в мнениях не подвергаются ответственности. По делам не столь важным государь иногда назначает составить комитет из известных лиц или предписывает Военному Комитету с членами какой-либо палаты изложить свои мнения и представить ему на рассмотрение.
   28. Есть ли какие-либо духовные власти? Если есть, то какие их отношения к гражданской власти? В чем состоят права их и обязанности? Не имеют ли сии лица каких-либо особенных привилегий? Имеют ли какое-либо влияние на народ или на самое правительство? Положено ли им содержание от казны, или не получают ли его от частных лиц, принадлежащих к одной с ними секте? В случае преступлений зависят ли они от гражданских судов или судятся своим собственным судом, и не избавлены ли они от смертной казни или по крайней мере от телесного наказания?
   В Китае государственная религия, называемая религиею ученых, не имеет особливого сословия духовных, а каждый старший в семействе мужчина имеет право исправлять должность жреца. Кроме религии ученых, существующей в Китае с давних времен, еще государственными законами допущены два ордена монахов, из которых каждый следует своему вероучению и богослужение отправляет по своим обрядам. Это суть хэ-гиан и дао-гии, а мы привыкли называть их хошан и даос. Первые следуют буддийскому учению с древними обрядами; вторые составляли себе вероучение из превращенных о природе вещей суждений мыслителя Лао-цзы. Оба ордена ведут безбрачную жизнь и живут в монастырях обществами, отделенными от всех других сословий. В делах духовных управляются властями из своего сословия; почему в каждой области, в каждом округе и уезде один из них поставляется начальствующим по своему ордену. Палата Обрядов утверждает его в сей должности по выбору местного гражданского начальства и по представлению начальника губернии. Таковой духовный начальник хошанов в губернском городе получает от правительства печать- залог властительства и чин 11 -го класса - знак преимущества перед своими собратами. Даосы имеют главу своего ордена, и сей глава, в отличие от низших начальников, утверждается государем в чине 5-го класса. Но духовные начальники обоих орденов не имеют никаких отношений к гражданским властям, никаких особенных прав и привилегий, никакого влияния на правительство, презирающее их. Несмотря на это, влияние обоих орденов на нравственную сторону народа значительно, особенно влияние даосов на жителей Южного Китая, которые искренно верят мнимому сообщению сих отшельников с миром духов. Некоторые монастыри, построенные иждивением правительства, получают штатное содержание от казны, но весьма скудное. Отшельники содержатся своими трудами, небольшими сборами от окрестных жителей, а более доходами с земель, приобретаемых вкладами от доброхотных дателей. Члены обоих орденов по внутренним делам судятся и наказываются своими властями, по гражданским предаются суду гражданских начальств, а по уголовным преступлениям предаются смертной казни.
   29. Допускается ли гласность в действиях или распоряжениях правительства? Средства и степень гласности?
   Гласность в действиях правительства допускается, исключая дел, относящихся к тайным его распоряжениям. Но эта гласность производится средствами, отличными от употребляемых в Европе, и притом совершенно в ином виде. В Государственном Кабинете ежедневно выставляют копии с донесений и докладов, за день до того утвержденных или просмотренных государем. Эти донесения и доклады суть факты государственного управления, из которых впоследствии составляется история Китайской империи: по сей причине всем присутственным местам и казенным заведениям в Пекине поставлено в обязанность ежедневно списывать копии с помянутых бумаг, сошедших от государя, и хранить в архивах. Такая же обязанность возложена на все судебные места и в губерниях. Но чтоб и народ имел некоторое понятие о течении государственных дел, то правительство дозволило в Пекине печатать вышеупомянутые выписки без малейших упущений, прибавлений или перемены слов. Это составляет пекинскую газету, единственную в целой империи. Сим ограничивается гласность в действиях и распоряжениях правительства Ежегодные донесения начальников губерний о числе родившихся и умерших, также донесения о количестве собранных податей и налогов не обнародуются.
   30. Сведения о книгопечатании? До какой степени простирается строгость цензуры? Какая цензура: предварительная или последовательная? Бывают ли случаи печатания запрещенных книг или статей? Кто и каким образом в этом случае отвечает?
   Все книги, относящиеся до наук, законодательства и государственного хозяйства, сочиняются учеными комиссиями, а печатаются иждивением правительства. Перепечатывание книг, правительством изданных, дозволено всем, под условием, чтобы ничего против подлинника не прибавлять, не выпускать, не переменять. По сей причине для книг перепечатываемых, так как и для частных, вновь печатаемых, положена последовательная цензура. Запрещенными в Китае считаются безнравственные сочинения и христианские книги. Издание книг, противных благонравию, хотя запрещено законами, со всем тем в повестях, издаваемых для простого народа, нередко встречаются выражения через меру площадные и сцены слишком неблагопристойные; но местные начальства смотрят на это сквозь пальцы. Цензура вновь печатаемых книг возложена на местные начальства, а за выпуск книги против цензурного закона отвечает издатель.
   31. Есть ли кредитные установления какие-либо? Устройство их? Кредитных установлений, правительством основанных, нет ни одного. В некоторых местах правительство ссужает купцов деньгами со взиманием двенадцати процентов в год. Казна сими процентами покрывает побочные, но неминуемые общественные издержки. Например, в губернии Чже-цзян ежегодно выдается купцам 1 000 000 лан серебра, и получаемые проценты с сей суммы, 120 000 лан серебра, употребляются на починку береговых приморских плотин, ограждающих рисовые посевы от морских приливов.
   32. Есть ли почты? Устройство их?
   Почта учреждена как внутри, так и вне Китая и потому разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя почта расположена по большим дорогам от Пекина до губернских городов; а для сообщения между городами в губерниях существует земская пешая почта. Внешняя почта расположена от пяти крепостей Великой стены через Монголию в разных направлениях {См. Статистическое описание Китайской империи, ч. II, с. 299 и cл.}.
   В Китае почта учреждена как для доставления бумаг и тяжестей казенных из одних мест в другие, так и для перевоза чиновников и солдат, отправляющихся куда-либо по службе, почему на ямах, расположенных внутри Китая, для перевоза бумаг и чиновников содержат лошадей с седлами, для перевоза семейств и тяжестей - волов с телегами; для пешей почты содержат скороходов. В Южном Китае в некоторых местах большая дорога лежит водою, почему для водяной почты содержат лодки. На ямах за Великою стеною содержат только верховых лошадей и верблюдов. Письма и посылки от частных людей не принимаются.
   Отправляемому с бумагами дается подорожный лист, которым определяется время езды по дням и часам. С обыкновенными казенными бумагами положено ехать по 300, с нужными - по 400, 500 и 600 ли в сутки, смотря по важности содержания [в] бумагах и сообразно с местоположением и качеством самих дорог во время ненастья или разлива рек. На дорогах, по которым местоположение не дозволяет проехать известного числа ли в положенный законами срок, существует другое расчисление; например, в Чжи-ли при переправе через пограничные горы вместо 600 положено ехать по 300 ли.
   Всем должностным, отправляющимся по почте, положено ехать не более ста ли, или двух переездов в сутки; чем и самый срок прибытия чиновников к должности определяется; например, на проезд от Пекина до Бао-дин-фу положено четверо, в Шань-дун до Цзи-нань-фу - девять суток.
  

Отделение II

Государственное хозяйство

  
   33. Известно, что внешняя китайская торговля ничтожна против внутренней, и потому любопытно было бы определить взаимное отношение той и другой; и если можно, дать понятие в цифрах, до чего могут простираться обе.
   Трудно определить взаимные отношения внутренней и внешней торговли в Китае, а дать об них понятие в цифрах почти невозможно. Даже если бы правительством были обнародованы сведения о внутренней торговле и о количестве ввозных и отпускных товаров, то и тогда невозможно было бы с точностью определить ценность товаров в торговом обороте. Сведения о привозе товаров через таможни хотя все сосредоточиваются в Палате Финансов и частью в Палате Строительной, но эти сведения недостаточны для определения количества товаров. Пошлинный доход в китайских таможнях ограничен постановлениями. Каждая таможня должна ежегодно представить определенную сумму; а если сбор пошлин недостаточен, то директор таможни должен пополнить собственными деньгами: следовательно, от директора зависит выказать провоз товаров в большем или меньшем количестве. Вот почему пошлинный доход в таможнях ежегодно показывается почти в одинаковых цифрах. Судя по многочисленности народонаселения, ныне в одном Китае простирающегося почти до 400 млн., внутренняя торговля должна быть чрезвычайно обширна. Что касается до внешней торговли, на севере она ограничивается требованием чая для России; Маньчжурия и Монголия исключительно получают из Китая чай, бумажные и шелковые изделия. Сии же самые предметы в значительном количестве идут в Среднюю Азию, Тибет и Хухэнор. Отпуск чая на индийские острова, в Индию, Европу и Америку очень значителен, что доказывает ежегодный вывоз чая одними англичанами.
   Сколько каждая таможня ежегодно представляет пошлин, см. Статистическое описание Китайской империи, ч. I, с. 137 и cл.
   34. Предметы внутренней торговли состоят в произведениях земли и в произведениях фабричной промышленности. Какие суть произведения земли, которые наиболее составляют предмет торговли?
   Исключая риса, пшеницы и проса, составляющих главное пропитание народа, важнейший предмет внутренней торговли из произведений земли заключается в хлопчатой бумаге и чае, употребление которых внутри и вне Китая неимоверно велико. Табак, каменный уголь и лес также суть важные предметы внутренней торговли. Между произведениями фабричной промышленности первое место занимают шелк, шелковые и бумажные изделия; фарфор, фаянс, тушь, писчие кисти, писчая бумага и вино рисовое занимают второе место. Между произведениями земли и фабричной промышленности многие предметы, которые можно отнести к третьему разряду, составляют не менее значительные статьи внутренней торговли. Замечательные из них суть металлы, минералы, лак, плоды, врачебные и красильные вещества из царства прозябаемого и частью ископаемого, художественные изделия из металлов и дорогих деревьев, как то: посуда и мебель. Предметы мелочной торговли весьма многочисленны и многоразличны.
   35. Земли принадлежат ли частным людям, сословиям или государству?
   От основания империи до половины III столетия перед Р. X. земли все без изъятия принадлежали государству. Дом Цинь по введении монархического правления продал государственные земли народу, и с того времени правительство в продолжение двадцати столетий никакими средствами не могло возвратить их {См. в III части статью Поземельная подать.}. Ныне большая часть земель принадлежит собственникам, государству же принадлежат только: а) земли, после долговременных смятений при минувшей династии оставшиеся выморочными; б) земли, иждивением казны обработанные; в) земли, приобретенные через конфискацию, и г) удельные, лежащие наиболее в губернии Чжи-ли.
   36. Ежели большая часть земель принадлежит частным людям, то есть ли владельцы больших земель, или все земли разделены на мелкие участки?
   Хотя покупка земель свободна и в количестве не ограничена, но больших землевладетелей очень мало, да и те владеют дробными, то есть мелкими участками в разных местах, потому что наибольшая часть нынешних значительных владельцев приобрела земли покупкой у частных людей.
   37. Каким образом приобретаются земли и переходят из рук в руки? Земли в городах и в деревнях приобретаются покупкою и переходят из рук в руки только по крепостям и закладным письмам - на одном положении с покупкою домов и лавок в городах. Крепости на владение совершаются в казенных палатах со взносом по три процента с капитала. Заявлять закладные письма в казенной палате нет положения, и потому без крепости, по одним закладным письмам владеть землями не можно.
   38. Каким образом обрабатывают землю, то есть на каких условиях она переходит на руки земледельца: по найму ли, или по уговору десятины, пятины, или подобного?
   Земли, исключая принадлежащих целым селениям, переходят на руки землепашца по большой части по найму, но на условии с разбором и без разбора урожая. Разбор этот в том состоит, что взявший землю без разбора урожая ежегодно платит землевладетелю одинаковую цену, а при разборе урожая плата ежегодно изменяется по степеням урожая. Десятин и пятин не знают. Сказанное мною условие соблюдается в Северном Китае, а на каких условиях отдаются земли в Южном Китае, неизвестно мне.
   39. Свободны ли землепашцы переходить из места в место или остаются укрепленными при земле?
   Земли под селениями наиболее принадлежат местным жителям, которые законами привязаны не к земле, а к родине. Китаец, где бы ни жил, в списках числится на родине, и действительное переселение из одного места в другое возможно не иначе, как с дозволения правительства, и притом под известными условиями. Из вновь приписывающихся к какому-либо селению правительство дозволяет вносить в списки таких только, которые более 20 лет живут в одном месте, имеют оседлость и родовое кладбище. Чиновнику, получившему отставку, нигде не дозволяется жить, кроме родины. Но если сын умершего на службе чиновника, имея в другой губернии недвижимую собственность, пожелает поселиться там, то дозволяется внести его в ведомости. Служащему чиновнику, желающему приписаться к какому-либо месту, дозволяется это в таком только случае, когда по предварительной справке окажется, что отец или дед его поселились на том месте назад тому более 20 лет и имеют хозяйственные заведения, и справка местным начальником представляется в Палату Финансов на разрешение. Что касается до разночинцев, даже никому не дозволяется ездить в Маньчжурию, кроме торговых людей, да и тем запрещено приписываться там, исключая давно поселившихся и занимающихся хлебопашеством. Переселение китайцев в Монголию также ограничено законом, и кроме прежних землепашцев, ныне никому не дозволяется ни переселяться, ни вновь распахивать земель в Монголии. Китайское правительство для пресечения разных пороков и преступлений, проистекающих от бродяжничества, искони постоянно имело в виду привязать каждого к своей родине; но ныне переселение китайцев в Монголию прекращено более по политическим причинам.
   40. Обложена ли земля или землепашество какою-либо податью? Легка ли подать эта или стеснительна?
   Вообще все земли, включая и принадлежащие казне, обложены податью с различием ценности их по качествам почвы и выгодам местности. Подать с земель, лежащих близ судоходных рек и каналов, значительнее против подати с земель, которые, при превосходстве в доброте, не имеют помянутых выгод. Правительство с 40 млн. десятин не одной пахотной, но и вообще приносящей доход {С песков, поросших камышом и тальником, собирается значительный доход, без употребления на них расходов и трудов.} земли ежегодно собирает до 26 млн. лан серебром и до 4 млн. мешков хлеба, а мешок хлеба законом ценится в один лан серебра; следовательно, в хлебе еще должно считать до 4 млн. лан серебром. Итак, средним числом правительство получает с десятины около 150 копеек серебром. Народ по селениям также об

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 459 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа