Государь имеет 67, а подданные 37 дел, которых исполнение приспособляется к счастливым дням; почему таковые дела начинаются или производятся в те дни, которые в месяцеслове означены благоприятствующими для исполнения их.
В Комиссии наблюдений на обсерватории находится 11 астрономов и 43 воспитанника, которые занимаются наблюдением небесных явлений, как то:
1) измерением дней по солнечной тени, что производят в полдень весеннего и осеннего равноденствия;
2) измерением ночей по средней звезде;
3) измерением взаимного расстояния планет между собою;
4) наблюдением явлений в солнце, луне и планетах;
5) замечанием разных воздушных явлений, прохождения комет и блудящих звезд. Сии наблюдения денно и нощно производятся на обсерватории с помощью математических орудий.
В Комиссии наблюдения водяных часов находится 13 астрономов и 18 воспитанников. Они занимаются:
1) определением истинного времени дня и ночи на разных местах;
2) наблюдением времени по водяным часам;
3) назначением счастливых дней для тех жертвоприношений, для совершения которых нет определенных дней;
4) назначением счастливых дней для тех выездов государя, для которых нет определенного времени;
5) выбором мест, имеющих счастливое расположение.
Примечание. Последняя статья составляет науку, приведенную в систему. Местоположение, хорошее во всех физических отношениях, почитается счастливым, то есть имеющим счастливое влияние на здоровье и обстоятельства жизни живущих на оном. По сему мнению китайцы часто домашние несчастия приписывают обитаемому месту, если оно имеет неблагоприятное положение.
IX. ПРИКАЗ УЧЕНЫХ
Приказ Ученых разделяется на присутствие и канцелярию.
В присутствии заседают главноуправляющий, назначаемый самим государем из министров, президентов и советников палат, и два сио-ши.
Канцелярия разделяется на ученый комитет и камеры: журнальную и корректурную.
Ученый комитет состоит из 25 членов, в числе коих 10 маньчжуров и 15 китайцев. При них находится неопределенное число старших и младших сочинителей и корректоров {Должность корректора просматривать сочинения в рукописях, нет ли прописок или ошибок в буквах.}.
После каждого дворцового испытания первый магистр первого разряда поступает в старшие сочинители. Второй и третий магистр, также магистры 2-го разряда поступают в младшие сочинители. Магистры 3-го разряда поступают в корректоры.
Из членов комитета составляются частные комиссии, которым поручается сочинение книг, правительством издаваемых. От начала нынешней династии в Китае до настоящего времени, 1664-1847, трудами их издано 132, большею частью многотомных сочинений, как то: история и статистика Китая, разные словари и энциклопедии {Пространную историю Китая составляют 270, статистику 18, энциклопедию 20, словарь б огромных томов.}, разные исторические описания, естественная история с чертежами, изъяснения на все священные, то есть классические книги, и проч. {В Европе еще не напали на эту мысль; и по сей причине всеобщая история и землеописание в верности описания еще далеки от совершенства.}. Но первое место между всеми сочинениями занимает полное собрание всех доныне изданных книг, составляющее дворцовую библиотеку, собранное трудами Приказа Ученых.
Сверх сего, члены комитета обязаны сочинять:
1) молитвы для случайных жертвоприношений;
2) грамоты на получение царской печати;
3) грамоты на возведение в княжеские достоинства;
4) молитвы, посылаемые государем покойной особе, удостаиваемой им жертвоприношения.
Членам ученого комитета обще с членами Наследничьего Правления производится большое испытание. Время сего испытания не определено: оно бывает через несколько лет. Государь сам дает предложение для двух пьес стихов, доклада и рассуждения, а для пересмотра задач назначает высших чиновников. Испытуемые делятся на четыре разряда. Поставленные в первый разряд преимущественно повышаются; поставленные во второй разряд или повышаются чином, или при повышении других и об них упоминают в докладе. Поставленные в третий разряд оставляются при прежней должности, иногда штрафуются вычетом жалованья, понижаются чинами с переводом. Поставленные в четвертый разряд штрафуются вычетом жалованья, понижаются чинами с переводом, иногда исключаются из службы. Все это производится по утверждению государеву.
В журнальной камере исправляют письменные дела, заведывают канцелярскими служителями и сторожами и имеют в своем ведении библиотеку.
В корректурной камере занимаются проверкой бумаг как на маньчжурском, так и на китайском языках, также переводом китайских бумаг на маньчжурский язык.
К Приказу Ученых принадлежат еще: Академия словесности, Комиссия придворных журналистов и Общество историческое.
В Академии словесности два учителя, маньчжур и китаец, занимаются высшим образованием магистров, поступивших в Приказ Ученых. Сии учители назначаются государем из сио-ши, управляющих Приказом Ученых, из сио-ши Государственного Кабинета, из министров-президентов и советников палат. Образующимся академикам ежемесячно дважды задают по две пьесы стихов. Сверх сего, управляющий Приказом сио-ши и несколько членов ученого комитета высшего образования назначаются младшими учителями, которые также ежемесячно дважды задают упражнения академикам. Некоторым из них назначается обучаться маньчжурскому языку.
Комиссия придворных журналистов состоит из 22 членов, отряжаемых из членов ученого комитета и членов Наследничьего Правления. Они занимаются составлением дворцового дневника.
Ведение дворцового дневника заключается в замечании дел и бумаг, то есть фактов и актов при разных событиях при дворе. На сей конец придворные журналисты обязаны присутствовать:
1) при торжественных собраниях при дворе.
Когда в три главные торжества, то есть в день государева рождения, в Новый год и в зимний поворот, бывает большой выход в тронной Тхай-хо-дянь, то четыре журналиста - в церемониальном одеянии - прежде являются перед тройною Чжун-хо-дянь и становятся по западную сторону царской мостовой. По совершении поклонения государю в Чжун-хо-дянь они переходят в тронную Тхай-хо-дянь и становятся на западной стороне у третьей колонны от дверей. Как скоро государь, по принятии поздравления, возвратится в свои комнаты, то и журналисты расходятся. То же исполняют они и при обыкновенных, то есть малых выходах при дворе, для которых государь входит в тронную;
2) когда государь совершает ученый пир или посещает Би-юнь;
3) когда государь производит большой смотр войскам;
4) когда государь совершает обряд землепашества;
5) когда государь сам совершает жертвоприношение где-либо;
6) когда государь является на царские кладбища своих предков.
Журналисты пишут дневник по возвращении из церемонии. Они ведут его в следующем порядке: во-первых, вписывают именные указы, потом доклады палат, далее доклады из губерний, донесения государю из Восьми Знамен, потом донесения столичных и губернских высших чиновников. Что касается до порядка по делам, то прежде записывают казенные дела, потом частные; наконец, записывают представление чиновников государю от палат, приказов и разных присутственных мест, после сих представление офицеров из Восьми Знамен. Именные указы каждого дня вносятся прежде по важным, а потом по маловажным делам; по делам же, касающимся до жертвенников, храма царским предкам и кладбищ их, в самом начале пишутся. Из палатских докладов прежде вписывают доклады Государственного Кабинета, потом доклады Княжеского Правления, Приказа Ученых, шести палат и Приказа Внешних Сношений. Если же случатся доклады Обрядовой Палаты о поздравлении государя или доклады комитета Тхай-чан-сы о жертвоприношении, то вписывают сии выше докладов Государственного Кабинета. Из губернских докладов прежде вносят доклады от генерал-губернаторов, потом от губернаторов, и притом по старшинству губерний одной перед другою. Касательно чиновников, представляемых государю Палатою Чинов, прежде вносят ежемесячно выбираемых, потом из Приказа Ученых; далее присутствующих в столичных судебных местах, членов шести контор и 15 отделений Прокурорского Приказа, чиновников, служащих в палатах, и низших чиновников, служащих в столице. Губернских чиновников вносят по старшинству классов. В дневнике записывают происшествия с означением года, месяца, дня, прозваний и имен дежурных журналистов и потом полагают в ящик; а в конце года препровождают дневник сей в Государственный Кабинет и сдают в архив.
Сей дневник сочиняется ежемесячно в двух книжках, что в продолжение года составит 24 книжки {Это составляет современную хронику Китая.}. Прежде сочиняют вчерне, и старшие журналисты, просматривая книжку по статьям, прибавляют или убавляют что-либо и потом представляют управляющим Приказом сио-ши на рассмотрение и утверждение. Потом, подписав год, месяц и дни, прозвания и имена журналистов, скрепляют печатью Приказа Ученых, полагают в железный ящик и запирают замком с печатью, а в конце года препровождают сей дневник в Государственный Кабинет, где сио-ши обще с журналистами еще пересматривают его и сдают в архив.
Примечание. Дворцовый дневник собственно есть собрание материалов для государственной истории Китая. Ежедневная пекинская газета есть сокращение сего дневника, составляемое из дневных выписок палатских контор.
Историческое общество состоит из главноуправляющих, назначаемых государем в неопределенном числе, четырех смотрителей, десяти историографов, 34 сочинителей и 18 корректоров. Оно занимается сочинением современной истории Китайского государства; штатных членов не имеет, а для исправления должности смотрителей отряжают членов отделений из Государственного Кабинета и членов ученого комитета; для исправления должности историографов отряжаются чиновники из Государственного Кабинета, палат, Прокурорского Приказа в члены ученого комитета. Состав истории заключает в себе:
1. Записки о государях.
Записки о государях извлекаются из жизнеописания каждого государя, составляемого преемником его.
2. Жизнеописания (некрологи) чиновников.
Сия статья делится на некрологию вельмож, верных престолу чиновников, ученых, искусных делопроизводителей, почтительных и дружелюбных, целомудренных жен и девиц, инородческих чиновников и иностранцев.
3. Записки о разных предметах.
Это записки об астрономии, месяцеслове и обрядах; о войске, уголовном праве и музыке, о науках и художествах, о землеописании; о реках и каналах, то есть путях водяного сообщения, об экипажах и костюмах, о царской свите, о промышленности, о чинах и выборах чиновников.
4. Изложения.
Под изложением разумеются: 1) поздравительные адресы государю от чиновников; 2) описание заслуг, оказанных князьями царствующего дома, и 3) некрологи монгольских и туркистанских князей.
Примечание. К обзору просвещения в Китае можно было бы присовокупить Врачебный Приказ; но в этом месте нет воспитанников, и медицине вообще частно обучаются у лекарей. Полный курс врачебной науки издан правительством в восьми больших томах.
X. ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Между тем как европейские государства одно другому соревнуют как в учреждении, так и в улучшении разных училищ по военной части, в Китае вовсе не помышляют об основании общественных заведений для образования офицеров. Восемь Знамен, то есть корпусов иностранных войск, доставивших престол Китая ныне царствующей династии, составились из постепенного соединения разноплеменных мелких владетелей, которые, пожертвовав своим состоянием общему благу, имели право на вознаграждения, обеспечивающие потомство их в содержании себя; по сей причине многие офицерские места в знаменах оставлены наследственными. Напротив, в войсках Зеленого Знамени, состоящих из коренных китайцев, офицерские места предоставлены одним кандидатам и магистрам военной гимнастики.
В каждом из Восьми Знамен учреждены училища для образования юношества, по происхождению принадлежащего к Знаменам. Китайцы, напротив, получают образование в военной гимнастике у частных учителей, и притом по собственному произволению; а кандидатами государственной службы делаются с того времени, когда объявят правительству о своем желании служить в войсках Зеленого Знамени. После сего им надлежит испытание в военной гимнастике, которое, подобно испытанию в свободных науках, производится на степень студента в областном или окружном, на степень кандидата - в губернском городе, на степень магистра - в столице.
Таким образом, достигший известной степени образования в военной гимнастике должен явиться в областной или окружной город, в ведомстве коего родился. Здесь производят им испытание на степень военного студента - ву-сю-цай. Число учеников, допускаемых к испытанию на сию степень, в каждой губернии определено законом, как то:
в Чжи-ли - 2 411
в Сань-си - 1 624
в Цзян-су - 915
в Цзян-си - 1 318
в Чже-цзян - 1 064
в Ху-нань - 1 088
в Гань-су - 865
в Гуан-дун - 1 154
в Юнь-нань - 1171
в Шань-дуне - 1 812
в Хэ-нань - 1 648
в Ань-хой - 841
в Фу-цзянь - 1 030
в Ху-бэй - 1 153
в Шань-си - 1 057
в Сы-чуань - 1 361
в Гуан-си - 931
в Гуй-чжеу - 876
Всего: - 22 319
В этом числе только 80 студентов из китайцев Восьми Знамен, прочие все из коренных китайцев; маньчжуры и монголы Восьми Знамен не допускаются на испытание, потому что они по самому происхождению принадлежат к военному званию и военно-гимнастические упражнения составляют существенную их обязанность.
Каждый, получивший степень военного студента, обязан отправиться в главный своей губернии город держать испытание на степень военного кандидата - ву-цзюй-жень; а для удостоверения о своем происхождении должен представить свидетельство от местного начальства. По сим свидетельствам казенная палата составляет список прибывших на испытание и представляет начальнику губернии, занимающему при сем испытании место главного экзаменатора, который, впрочем, должен производить испытание в присутствии одного из высших военных начальников смежной губернии.
Получивших степень военного кандидата в следующий год отправляют в столицу проходить испытание на степень магистра военной гимнастики - ву-цзинь-ши. Испытание на сию степень производится лицами, назначаемыми самим государем. Должность пристава обыкновенно поручается советнику Военной Палаты из китайцев; в случае же отлучки его по должности назначается из других палат советник из китайцев же. При испытании должны присутствовать все прочие члены Военной Палаты; а чиновники для исправления поручений при сем назначаются из разных присутственных мест. Если отряженный чиновник имеет в числе прибывшего на испытание близкого родственника, то сам должен донести о том; в противном случае он отрешается от должности, а родственник исключается из списка кандидатов.
По получении указа об испытании пристав и члены Военной Палаты не могут возвратиться в свои дома; равно не могут ночевать вблизи от места испытания. Уроженец губернии Чжи-ли не может быть назначен экзаменатором на губернском испытании в Пекине. Экзаменаторы на столичном испытании не могут смотреть задачи кандидатов из одной с ними губернии. Неявившиеся на испытание без достаточных причин требуются через начальство для ответа. Кандидатов, имеющих более 60 лет от роду, запрещается представлять к столичному испытанию.
Губернское военное испытание производится через два года в третий - в десятой луне. В числа 7-е и 8-е испытываются в конном стрелянии из лука, в числа 9, 10 и 11-е - в пешем стрелянии из лука, в ловкости и силе. В 12-е число отмечают, кто в одном и кто в обоих предметах искусен. В 14-е число выбранные проходят внутреннее испытание в письме и немедленно выпускаются из экзаменального двора.
Столичное испытание производится в следующий год после губернского и открывается в 9-й луне. В числа 5, 6 и 7-е испытывают в конном стрелянии из лука, в числа 8, 9 и 10-е - в пешем стрелянии из лука, в ловкости и силе; в 11-е число отмечают, кто в одном и кто в обоих искусен. В 14-е число кандидаты являются на испытание в переписке с диктования. По обнародовании списка получивших степень военного кандидата еще приводят их в экзаменальный двор, где каждый из них собственноручно должен написать свой послужной список, и сии списки вместе с экзаменальными задачами препровождаются в Военную Палату.
Число долженствующих получить степень военного кандидата в каждой губернии определено законом, как то:
в Чжи-ли - 151
в Цзян-нань - 63
в Фу-цзянь - 50
в Гань-су - 50
в Шань-дун - 46
в Гуан-дун - 44
в Маньчжурии - 3
в Чже-цзян - 50
в Шань-си - 50
в Хэ-нань - 47
в Цзян-си - 44
в Юнь-нань - 42
в Сань-си - 40
в Гуан-си - 30
в Ху-нань - 24
в Сы-чуань - 40
в Ху-бэй - 25
в Гуй-чжеу - 23
Всего - 822
Что касается до имеющих получить степень военного магистра, то по окончании столичного испытания представляют государю список кандидатов по разделению на губернии. На сем списке государь сам отмечает удостаиваемых степени магистра.
Списки губернского испытания Военная Палата представляет государю в 5-й луне следующего года; а военное испытание во дворце полагается в 15-е число 10-го месяца. Палата, назначив дни как испытания в письме и гимнастике, так и объявление военных магистров, представляет государю на разрешение: угодно ли ему самолично производить испытание, или вместо себя назначить кого из князей и вельмож-чиновников. За день до испытания назначаются чиновники для исполнения разных поручений при оном. В первый день испытания ведут кандидатов, получивших степень магистра, во дворец и расставляют по обеим сторонам против красного крыльца. С ними вместе становятся чиновники, назначенные для исполнения поручений. Чиновник Государственного Кабинета выносит из тронной Тхай-хо-дянь задачу для переписки с диктования и под навесом перед тройною передает члену Военной Палаты, который с коленопреклонением полагает ее на приготовленный стол, а потом делает троекратное коленопреклонение перед ним. Церемониймейстер становится подле стола, и чиновники делают по его возгласам троекратное коленопреклонение с девятью поклонами в землю; а вслед за ними тот же обряд совершают и военные кандидаты. После сего чиновники Военной Палаты раздают кандидатам бумагу для переписки задачи, а кандидаты по принятии бумаги делают троекратное поклонение. По окончании переписки отбирают у них переписанную задачу и, запечатанную, относят в комиссию, назначенную для пересмотра.
Через день после дворцового испытания в письме члены Военной Палаты вносят желтый {То есть написанный на листе, окрашенном в желтый цвет.} список кандидатов в Цзы-гуан-гэ {Цзы-гуан-гэ есть здание, построенное при настоящей династии на западном берегу озера в дворцовом саду Си-юань. Государь Жень-ди в сентябре собирал сюда высших офицеров для конного стреляния из лука, и сей случай впоследствии принят законом в этом же месте производить испытание военных магистров. См. в Описании Пекина No 34.} и ожидают прибытия государева. В первый день государь производит испытание в конном и пешем стрелянии из лука, в действовании бердышом и поднимании камня, причем на желтом списке сам государь отмечает отличившихся кандидатов. В третий день Палата представляет государю кандидатов, получивших степень магистра, и ожидает его разделения кандидатов на разряды. Если же не сам государь производит испытание, то представляют ему список на утверждение.
В 20-й день девятого месяца совершается церемония объявления военных магистров. Императорский кортеж расставляется перед тронной Тхай-хо-дянь. Князья и чины становятся в своих рядах. Военные магистры - в общем их костюме, в шляпах с султаном из трех веток с девятью листочками - становятся на красном помосте в конце рядов. В тронной на восточной и западной стороне поставляют по одному столу с объявлением и еще один стол посреди красного крыльца. После сего члены Военной Палаты просят государя в тронную. Государь выходит из дворца в церемониальном одеянии. На крепостных воротах, называемых Ву-мынь, бьют в колокол и литавру. Члены Военной Палаты открывают государю шествие в тронную. Бьют три раза плетью, и начинается музыка. Чиновники, назначенные быть при испытании, совершают обряд поклонения. Министр выносит из тронной объявление о магистрах и под кровельным свесом передает члену Военной Палаты, который, с коленопреклонением приняв объявление, полагает на стол. После сего ставят военных магистров в ряд. После провозглашения о сошествии указа магистры становятся на колена. Чтец, став на восточной стороне красного крыльца, читает: "По испытанию военных кандидатов империи, произведенному в таком-то году и месяце, первому отделению дается титул магистров первого разряда, второму отделению - титул магистров второго разряда, третьему отделению - титул магистров третьего разряда". Далее читает: "Такой-то поставлен первым, такой-то поставлен вторым, такой-то третьим в первом разряде". Каждый из провозглашенных выступает из рядов и становится на колена. Чтец читает далее: "Во втором разряде первый магистр и прочих столько-то, в третьем разряде первый магистр и прочих столько-то". Магистров последних двух разрядов не выводят из рядов. Чиновники, по совершении троекратного коленопреклонения с девятью поклонами в землю, отходят на прежние свои места. Член Военной Палаты, взяв объявление, сходит вниз и полагает его на блюдо. Член отделения из Военной Палаты, приняв блюдо с объявлением, выходит из ворот Тхай-хо-мынь; за воротами Ву-мынь ставит блюдо в драконовый портшез и делает перед объявлением три поклона в землю. Служители дворцовой экипажной выносят портшез за ворота Чан-ань-мынь на запад и вывешивают объявление на стене императорского города. Военные магистры следуют за объявлением. Между тем члены Военной Палаты докладывают государю, что совершение обряда кончилось. После сего государь возвращается во дворец, а чиновники расходятся.
Вслед за объявлением государь награждает первого магистра из первого разряда латами с шлемом, луком со стрелами, тесаком, колчаном и сайдаком, поясом и чулками, а прочим магистрам жалует по пяти лан серебра. В следующий по объявлении магистров день учреждается в Военной Палате пир аая новых магистров и чиновников, бывших при испытании. На другой день первый магистр из первого разряда со всеми прочими магистрами изготовляет благодарственную речь государю и с членом отделения из Военной Палаты относит ее в Государственный Кабинет. Сим образом военное испытание производится на основании одних правил с учеными испытаниями; но разнится от последних в некоторых действиях в отношении к предметам испытания.
Испытание в военной гимнастике заключается:
а) В конном стрелянии из луки. Для конного стреляния из лука ставят три соломенных снопа, в 175 футах один от другого. В двукратный бег мимо сих снопов на лошади пускают шесть стрел и еще одну стрелу - в глиняный болванчик. Попасть в сноп тремя стрелами считается достаточным.
б) В пешем стрелянии из лука. Для пешего стреляния из лука ставят холщовую мишень вышиною в 5 1/2, шириною в 2 1/2 фута. Перестрел полагается в 175 футов. Испытываемые становятся по 10 человек в ряд; каждый из них, один за другим, должен пустить шесть стрел, из коих двумя попасть в цель считается достаточным. Для конного стреляния берут лук в три силы, то есть самый слабый, а для пешего - в пять сил. В пешем стрелянии требуется попасть в самый центр мишени; кто обвысит или обнизит, считается промахом.
в) В ловкости и силе. Ловкость и сила показываются в натягивании тугого лука, в действовании огромным бердышом и поднимании камня {*}. Лук есть восьмисильный, десятисильный, двенадцатисильный. Бердыш есть в 80,100 и 120 гинов. При испытании в ловкости и силе лук должно натянуть вполне, бердышом сделать несколько приемов, а камень приподнять на фут от земли. Сделать одно или два из сих считается достаточным.
{* Экзаменальный лук содержит 3 7/100 фута длины, с тетивою из оленьей кожи; делится на три степени. Лук первой степени в 12, лук второй в 10, лук третьей степени в 8 сил. Тугой лук делится на шесть степеней - от 13 до 18 сил.
Бердыш имеет вид молодого месяца и весь, то есть и с рукояткою, скован из железа. Он также делится на три степени. Бердыш первой степени весит 120 гинов; в длину содержит 8 15/100 фута. Бердыш второй степени весит 100 гинов; в длину содержит 7 37/100 фута. Бердыш третьей степени весит 80 гинов; в длину содержит 7 4/10 фута.
Камень имеет вид четвертоугольного подстолбия; с правой и левой стороны высечено углубление, чтоб удобнее поднимать камень руками. Также делится на три степени. Камень первой степени весит 300 гинов; в вышину содержит 1 5/100, в ширину 1 3/10 фута, в толщину 8 дюймов. Камень второй степени весит 250 гинов; в вышину содержит 1 6/10, в ширину 1 8/100 фута, в толщину 7 6/10 дюйма. Камень третьей степени весит 200 гинов; в вышину содержит 1 5/10, в ширину 1 5/100, фута, в толщину 7 дюймов. См. на чертеже номер I.}
Что касается до переписки задач, то и на губернском, и на столичном испытании внутренний экзаменатор назначает одну статью из книг Ву-цзин - Военные правила, содержащую в себе около ста букв; а на дворцовом испытании сам государь назначает. Переписать с диктования без упущения и погрешности считается достаточным.
Испытание в военной гимнастике производится на поле и потому называется внешним, в противоположность испытанию в письме, которое производится в экзаменальном дворе и потому называется внутренним. На внешнем испытании в первый день испытывают в конном, а во второй - в пешем стрелянии из лука, в действовании бердышом и в поднимании камня. Экзаменаторы отмечают лучших искусными - с различением, кто в одном и кто в обоих предметах искусен; и в экзаменальных списках тайно полагают печать над их прозваниями с именами. Ввечеру кладут сии списки в ящик, который, запечатанный и запертый, отдается приставу, а ключ препоручается надзирателю из юй-ши. По окончании внешнего испытания запечатанный ящик со списками препоручается приставу для представления в Государственный Кабинет, куда надзиратель из юй-ши и ключ представляет.
Для внешнего испытания еще изготовляются два списка, из которых в одном каждый из отмеченных искусным в конном стрелянии из лука обязан сам написать свой послужной список; отмеченный искусным и во второй день пишет то же во втором списке. По сличении почерка в обоих списках допускают их на внутреннее испытание, куда препровождаются и списки вышеупомянутые. По окончании испытания задачи, писанные с диктования, сличаются с почерками в списках; и если окажется несходство, то производится следствие.
Оказавшийся недостаточным в конном стрелянии из лука не допускается на испытание в пешем стрелянии. Оказавшийся недостаточным в пешем стреляний не допускается на испытание в ловкости и силе. Оказавшийся недостаточным в ловкости и силе не допускается на внутреннее испытание. По окончании внешнего испытания составляется на маньчжурском языке список отмеченных и объявляется всенародно, а отмеченных отправляют на внутреннее испытание. О непоступивших в выбор также обнародывается с изложением причин, по которым они исключены.
По обнародовании о столичном испытании государь назначает трех человек из князей и вельмож произвести кандидатам вторичное испытание в каждом из тех военных упражнений, в которых незадолго перед сим были испытываемы. Если окажется несходство в чем-либо, то кандидат один раз не допускается на дворцовое испытание, а экзаменаторы подлежат ответственности. Кто на дворцовом испытании окажется посредственным, тот впредь не допускается на дворцовое испытание, а князья и вельможи, поверявшие столичное испытание, подвергаются ответственности.
Что касается до воспитанников в Восьми Знаменах, то приготовляющиеся к испытанию на степень студента, кандидата и магистра в словесности предварительно испытываются начальниками дивизий в конном и пешем стрелянии из лука, а потом препровождаются списки об них куда следует. Потом еще их свидетельствуют князья и вельможи; и кто окажется достаточным в конном стрелянии из лука, то допускаются на гражданское испытание. Близорукие увольняются от стреляния из лука. Кто имеет слабость в руках, должен взять свидетельство от ротного начальника. Кто имеет ниже 13 и свыше 55 лет, тот испытывается только в пешем стрелянии из лука.
Гражданские учреждения по хозяйственной части
XI. ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ПОДАТЬ
Поземельная подать {Первоначальное введение поземельной подати в Китае подает нам великое понятие о гражданском образовании в сем государстве почти за 25 веков до Р. X.} в первых временах в Китае была единственным источником государственных доходов. Удобные земли были измерены и раздавались хлебопашцами, а раздача для уравнения налогов производилась с соразмерением количества с качествами почвы. Первоначальное введение такого кадастра приписывают государю Хуан-ди, который разделил поля на колодцы, описанные нами ниже, но его разделение земель основано на одних преданиях. В древней истории Китая происхождение кадастра и введение поземельного налога представлено в следующем виде: в 2297 и следующих годах до христианской эры были в Китае великие наводнения от дождей, которыми разрушены берега рек и разработанные поля превращены в беспредельное болото. Двадцать лет правительство занималось устроением суши, и наконец усилиями многих народов достигло желаемой цели. Реки и озера введены в новые берега, и суша освободилась от долговременного заключения под водами {Наводнение сие, по донесению князя Юй, простиралось от Пекина на юго-восток до Хан-чжеу-фу и по всем низменным местам по рекам Цзян и Хан с их притоками.}. Управляющий работами князь Юй, впоследствии основатель династии Ся, при обсушивании болот тщательно замечал почвенные пласты и местные произведения каждой страны и в то же время, выравнивая землю под хлебопашество, приводил ее в участки, названные колодцами {Колодезные пашни получили название от сходства в размежевании мерного участка земли с китайскою буквою, обозначающею колодезь.}, а поля перерезал различной величины каналами, которые необходимы были в наводнении для стока вод, а в засуху - для орошения полей.
Каждый колодезь содержал в себе девять участков земли, из коих восемь принадлежали восьми землепашцам, а девятый общими их силами был обрабатываем для владетеля. Налог того времени довольно любопытен по его простоте. В великокняжеском округе, который от столицы во все стороны простирался на 500 ли, с первой сотни ли представляли хлеб целиком, то есть необмолоченными снопами; со второй сотни одни срезки, то есть колосья -или кисти проса без соломы; с третьей сотни доставляли солому и перевозили в столицу хлеб из четвертой и пятой сотни, с четвертой сотни вносили просо, а с пятой - пшено, то есть ободранное просо. На таком же положении владели землями хлебопашцы удельных княжеств, а из удельных владетелей каждый представлял главе империи дань из местных исключительных произведений своей страны.
Подобное разделение земель на колодцы продолжалось и при династии Шан; но дальние сведения о подробностях уложения, существовавшего при помянутых двух династиях, утрачены были совершенно, и впоследствии несколько оттенены в законах династии Чжеу, уцелевших до нашего времени под заглавием Чжеу-ли.
При династии Ся каждому семейству в надел давали 50 му, потому что после обсушения болот еще мало было земель, выровненных для хлебопашества, а с другой стороны, и народонаселение было недостаточно для обработки новых земель. В царствование династии Шан и Чжеу количество пашенных земель умножалось, почему при первой давали каждому тяглу или семейству по 70, а при последней - по сто му.
При династии Чжеу в каждом колодце восемь семейств обрабатывали 80 му для правительства, а из остальных 20 му давали по 2 1/2, на семейство под двор и усадьбу. Каждому крестьянину, достигшему 20 лет, отводили колодезный участок, при котором он должен был оставаться 40 лет, по достижени 60 лет он передавал участок или сыну, или другому кому, поступающему в землепашцы. Недоросли получали по 25 му на душу, старшины - по два участка. Из служащих, торговых и ремесленников пяти человекам давали участок земли против одного землепашца, то есть по 20 му на мужескую душу. Чиновникам отводили по 50 му для вспоможения в жертвоприношениях предкам.
Государь Юй разделил земли по качествам почвы и местоположению на три разряда: добрые, средние, худые. При династии Чжеу земли разделены были на 12 разрядов, определяемых наиболее свойствами их к произращению того или другого хлеба и овоща, а по доброте почвы разделялись на непеременяемые, переменяемые и дважды переменяемые. Непеременяемые земли засеваемы были ежегодно, переменяемые - через год, дважды переменяемые - через два года в третий. Доброй земли давали каждому семейству в надел по 100, второй - по 200, последней - по 300 му. В сем состояло уравнение полевых участков. Семейству, состоящему из семи душ и выше, давали добрую землю, семейству из шести душ - среднюю, семейству из пяти душ - худую. Это делалось для уравнения сил в содержании семейства. В числе переменяемых пашен заключались и выгонные земли.
Поземельный налог состоял в десятой части урожая. Налог на усадьбы платили произрастениями владеемой земли, как то: с тутовой усадьбы - шелком, с садовой - плодами и проч. Горы, леса, рыбные ловли также обложены были налогом и составляли особливую ветвь государственных доходов. Исключая военной службы и трех дней работы, не было никаких других повинностей.
В Китае с самого открытия земледелия правительство непосредственно руководствовало землепашцев в полевых работах. Оно указывало им время запашки и посева сообразно родам хлеба, образ пропалывания, то есть пропашки и уборки каждого хлеба, средства к удобрению и поправлению земель соответственно их почве. При династии Чжеу в каждой общине землемер - цзян-жень заведы-вал содержанием каналов в исправности и определением межей, навозный - цао-жень заведывал удобрением полей, бороздной - суй-жень определял разряды земли доброй, средней и худой и, сверх сего, заведывал посевами.
Существенная цель такого раздела земель кроме уравнения поземельного налога и земских повинностей состояла в том, чтоб: 1) не было в государстве ни чрезмерно богатых, ни чрезмерно бедных, то есть нищих и бродяг, 2) чтоб жители, привязанные к оседлости законом, без крайней необходимости не могли оставлять своего местопребывания, и 3) чтобы, работая под непосредственным надзором начальства, не могли предаваться лености и праздности.
Но древнее уложение о колодезных пашнях не могло не ослабевать по мере упадка династии Чжеу. В период Брани царств сильные вассалы овладели землями мелких владельцев, а в период Разноцарствия изменилось многое в самом уложении. Почему неудивительно, что дом Цинь с уничтожением союзно-удельного правления в 221 году перед Р. X. нужным счел уничтожить и самое уложение о поземельном налоге. Вслед за сим и земли, составлявшие общее, и народное и государственное, имущество, проданы были в частное владение. В это время богатые и сильные домы имели случай захватить множество лучших пашен, а из бедных и малосильных многие остались без клочка земли, почему последние, не имея средств к пропитанию себя, разбрелись в разные стороны. Отсюда родилось бродяжничество, праздность, леность, воровство, обманы, разорительные тяжбы о землях, разные пороки в народе, разные беспорядки в правлении, и это зло в короткое время столь умножилось, что самый виновник оного, государь Цинь-ши-хуан, принужден был из бродяг и негодяев составить огромное ополчение {До 500 000 семейств.} и отправить для завоевания нынешней губернии Гуан-дун.
Поземельный налог, хотя и на другом основании, по-прежнему существовал, но правительство чрезвычайно много потеряло в уменьшении государственных доходов, потому что вместо прежних 10/100 оно не могло получить более 5/100 прочие выгоды оставались в руках землевладетелей; кроме сей невыгоды еще невозможно было составить верной описи ни количеству пашенных земель, ни разрядам их по качествам почвы. Местные начальники и землевладельцы старались для личных своих выгод частию скрывать и то и другое. Сбор поземельного налога нередко встречал препятствия по разным случайным причинам, и государственные чины для восстановления нравственного порядка в государстве единогласно полагали восстановить прежнее уложение о колодезных пашнях. Но этого уже невозможно было достигнуть без насильственных мер, ибо надлежало отнять у богатых излишек, чтобы снабдить безземельных и пополнить недостаток у малоземельных, а сия мера произвела бы неудовольствие в целом государстве. Наконец, умеренные предложили постепенно достигнуть цели, ограничив законом количество земли, которым каждый должен владеть соответственно своему состоянию, и это принято было под названием владения личными землями {Под личными землями разумели известное количество земли, законом положенное на одно лицо.}.
Первое представление по сему предмету было в 122-м, второе в 20 году перед Р. X., но правительство в оба раза принужденным нашлось уступить общему сопротивлению землевладетелей, а для поправления расстроенных финансов ввести сбор с продажи соли, вина, железа, а впоследствии и с чая, учредили таможни для сбора пошлин с проходных товаров {В это время уже введена была медная монета, и как поземельный, так и прочие налоги собирались частию натурою, частию деньгами.}.
Ву-ди, первый государь из дома Цзинь, в 270-х годах по Р. X. снова решился приступить к уравнению земель посредством ограничивающего закона. Он предполагал тем легче достигнуть цели, что после опустошительной войны, около полувека продолжавшейся в разных частях империи, оставшиеся без владетелей земли бесспорно могли перейти в казенное ведомство. Но комиссары, на коих возложено было привесть закон в действие, встречены были повсеместным ропотом народа - и предположенное уравнение в самом начале было остановлено.
По прошествии 700 лет от уничтожения колодезных пашен Сяо-вынь-ди {Шестой государь из дома Тоба, вступивший на престол в 471 году. Указ состоялся в 485 году.} первый имел некоторый успех в восстановлении уравнения в Севернолл Китае. Не отнимая земель у владельцев, он положил земли, оставшиеся без наследников, и земли конфискованные превращать в государственное имущество и раздавать землепашцам в пожизненное владение, а касательно владельческих земель ограничил законом количество, которым каждому можно владеть по его состоянию. С сею целью допустил продажу излишних земель, а покупку излишних против законного количества и продажу казенной земли, в надел данной, безусловно запретил.
По уложению государя Сяо-вынь-ди, землепашец, достигший 16 лет, получал пашенной земли 40, а крестьянка, жена землепашца, 20 му и, сверх сего, по 20 му под усадьбу. Кто в течение трех лет не засадит усадебной земли, у тех отбирали оную, а посадить на 20 му предписано было 50 тутовых деревьев {Для усиления шелководства.}, пять жужубов и три ильма, но не возбранялось садить и разные плодовые деревья. Усадебная земля, считая и под домом, давалась в потомственное владение с правом продажи, на земле же, данной под хлебопашество, ничего садить не дозволялось. Малолетки сироты по достижении 11-го года и устаревшие бездетные получали участок пашенной земли вполовину против землепашца, престарелые, то есть за 70 лет, освобождались от налогов с пожизненным удержанием полученной земли, оставшиеся жить во вдовстве получали женский участок пашенной земли, но от поземельного налога все были освобождены. Мужчине, достигшему совершеннолетия, еще отводили 10, а женщине-5 му под конопляник. Сия земля, так как и пашенная, по смерти владетеля возвращалась правительству. Переселяться дозволено было только на новые и пустопорожние земли. Водворяющимся на новой земле - землепашцам на три, а невольникам, из пленников, на пять душ - под дом отводили только один му земли, чиновникам отводили землю на месте их служения. Областной правитель получал 15, окружной - 10, два помощника его по 8, уездный правитель - 6 цин. Сия земля принадлежала должности, а не лицу, и продавший свою часть подвергался суду. Новый год назначен был как для возвращения земли после умерших, так и для раздачи оных вновь. При наделе казенными землями прежде давали бедным, а потом уже богатым семействам, ибо главная цель уравнения земель заключалась в том, чтоб в государстве не было бродящих нищих. Но с кончиною сего государя кончилось и действие столь благодетельного закона.
Династии Ци, Чжеу и Суй также без затруднения вводили закон об уравнении земель с небольшими изменениями в разделе и ограничениями во владении, но их царствование было кратко для укоренения самого закона.
По прошествии 120 лет государь Тхай-цзун в 627 году ввел уложение о наделении крестьян подушными и потомственными землями. По его уложению, при измерении земли принят шаг в пять футов длиною, 240 шагов составляли му, 100 му составляли цин {И ныне употребляется эта же мера поверхности.}. Каждый мужчина, достигший 18 лет, получал от правительства один цин пашенной земли, из сего количества 80 му считались подушным паем, а 20 под домом и усадьбою давались ему в потомственное владение. Устаревшие, неизлечимые и увечные получали по 40, жены и наложницы вдовые - по 30 му, многосемейным прибавлялось по 20 му. У всех двадцать му из данного количества считались потомственными, а остальные - подушным паем, или участком. В малоземельных волостях отводили вполовину менее против многоземельных, тощих земель отводили двойное количество. Ремесленным и торговым в многоземельных слободах отводили половину против землепашца, а в малоземельных ничего не давали. Землю, данную в потомственное владение, при крайней нужде имели право продать, а подушный пай по смерти владельца опять поступал в ведение правительства. Прием и раздача земель производились в ноябре, то есть по окончании полевых работ. Бедным и отправляющи