Главная » Книги

Бичурин Иакинф - Китай в гражданском и нравственном состоянии, Страница 18

Бичурин Иакинф - Китай в гражданском и нравственном состоянии


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ступает в магазины в зерне. Такой хлеб, ссыпанный в одно место в большом количестве, боится, во-первых, снизу сырости, а сверху течи, во-вторых, вредны для него мелкие птицы и крысы. Но средства к устранению этой опасности для хлеба находятся во власти человека и заключаются в самом построении хлебных магазинов.
   Каким образом хлебные строились в древности, неизвестно. Правила их построения в XV и XVI веках в истории подробно описаны. Законами настоящей династии Цин предписано при построении хлебных магазинов наблюдать следующие правила:
   1. Для построения хлебного магазина должно избирать возвышенное место и площадь под двор выровнять с небольшим возвышением к средине. Запретить смежным жителям копать поблизости магазина ямы для скопления воды. Нарушителей сего правила штрафовать починкою магазинов.
   2. Ров, вырытый под магазинное здание, крепко убить. Если есть камень, то выбутить камнем, по недостатку ж в камне употребить большой, хорошо прожженный кирпич {Большой кирпич, употребляемый более для кладки городских стен, имеет в длину 1 2/ фута, в ширину - 7, в толщину до 4 дюймов.} и так гладко обтесать его, чтобы швы были весьма плотны. Боковые стены должны иметь не менее трех футов в поперечнике и, для предосторожности от землетрясения, переплетом продольных кирпичей связаны в одно целое. Отделения или закромы для ссыпания хлеба должны быть просторны и высоки. Если закромы просторны, то прели не бывает, если высоки, то воздух не может спираться. Кровельную черепицу, как исподнюю, так и верхнюю, должно смачивать в квасцовой воде, отчего и при самых продолжительных дождях не будет течи сквозь кровлю. Переведены, распорки, столбы, стропилины и решетник должны быть из самого старого соснового леса, взятого с южной стороны хребта. Лучше в один раз издержать двадцать вместо десяти и построить прочно. Если, жалея денег, построить непрочно, то через несколько лет приведется перестраивать, и тогда прежние малые издержки окажутся убыточнее больших, а здание со всем тем не прочнее прежнего будет.
   3. Слуховые окна на кровле для того делаются, чтобы хлеб не портился от спершегося воздуха, но через эти окна мелкие птицы расхищают хлеб и, сверх того, загаживают его своим извержением. Для отвращения сего должно в слуховые окна вставлять решетки, плетенные из бамбуковых драночек, с такими ячейками, сквозь которые можно только палец просунуть, а мелкие птицы пройти не могут. После складки стен в магазине надобно открыть слуховые окна, чтоб к исходу осени стены могли просохнуть. Пол прежде надобно покрыть изгарью (то есть золою) каменного угля, на полфута в толщину, сверх изгари еще насыпать слой пшеничного обмола, на полфута же в толщину, а сверху настлать один ряд большим кирпичом, густо растворить известь на отваре клейкого риса и этою известкою {В Китае находится рис особенного вида, называемый клейким. Известь, растворенная на отваре сего риса, употребляется в строении каменных плотин. Клейкий рис не употребляется в пищу.} замазать швы между кирпичами. Если есть излишний лес, то внутри обшить стены досками, швы между ними обить соломенною рогожею.
   4. Если магазин в пять звеньев {Сим образом каждое звено составляет закром.}, то крайние звенья, восточное и западное, отгородить от стен досками наравне с дверною притолокою, звенья также перегородить досками, хлеб насыпать только в четыре звена, пятое оставлять порожним. Когда от продолжительного ненастья в лунах июльской и августовской воздух сделается влажным или принят будет новый хлеб еще не совершенно просохший, то, если не дать свободного выхода воздуху, хлеб может сопреть. Для предупреждения сего должно хлеб пересыпать из звена в звено. Когда же хлеб, пересыпанный сим образом, весь будет переворочен, то спершийся воздух выйдет, хлеб удержит свойственный ему вкус и не подвергнется затхлости.
   Ныне для поправления воздуха в хлебных магазинах изобретен воздушный насос. Этот насос имеет вид цилиндра, внутри пустой и с распорками в несколько рядов, плетется из бамбуковых прутьев, в поперечнике содержит около фута, в вышину до двадцати футов, к нижнему концу несколько шире, чтобы удобнее ставить его. В каждом звене хлебного магазина ставят пять или шесть таких насосов смотря по мере звена и по количеству хлеба. Иногда хлеб в магазинах и житницах от долговременного лежания сопревает или отсыревает на несколько футов, а рис даже изменяется в желтый цвет и мало-помалу начинает гнить. Это нередко и казну и частных людей приводит в убыток. Воздушный насос вытягивает спершийся воздух, через что рис делается тверд и сух. Это есть такая вещь, без которой не могут обойтись домохозяева, имеющие большие запасы хлеба.
   Ныне хлебные магазины строятся по правилам зодчества, общего для зданий всякого вида, но касательно размера не одинаковы. Государственные магазины, назначаемые для временной складки податного хлеба, обширны {Хлеб, складываемый в государственные магазины, хранится в мешках.}. Магазины ценоуравнительные по уездным городам, деревенские и общественные по селениям вообще средственны и строятся корпусами, содержащими в себе от 3 до 7 звеньев, звено содержит в себе в вышину 13 6/10 фута, в ширину 11 2/10, в глубину 16 футов и вмещает не менее 400 мешков зернового хлеба. Хлебные магазины, и большие и малые, на китайском языке имеют общее название цан, но по видам их разделяют на:
   1) открытые магазины - бин;
   2) глухие магазины - ао-фан;
   3) круглые амбары или житницы - кхун;
   4) четыреугольные житницы - цзин.
   Открытый хлебный магазин есть здание с кровлею, но без стен. Такие магазины служат для свалки хлеба в колосьях, начало их восходит к тем древним временам, когда податной хлеб собирали снопами и колосьями, то есть за 2200 лет до Р. X.
   Глухой хлебный магазин есть здание с кровлею и глухими стенами. Ныне все магазины, назначенные для содержания хлеба в зерне, строятся глухие.
   Круглая житница делается из прутьев, обтягиваемых вкруг кольев, в землю воткнутых, внутри обмазывается глиною, сверху накрывается травяным колпаком. Это деревенские житницы, употребляемые в Северном Китае, где возвышенность местоположения и сухость почвы дозволяют держать зерновой хлеб в мазанках.
   Четыреугольная житница есть хлебный амбар, состоит из столбов, вкопанных в землю, и досчатых стенок между ними. Употребляются в Южном Китае, где низменность местоположения и сырость почвы не дозволяют употреблять круглых мазанок.
   В Северном Китае для содержания зернового хлеба еще употребляются ямы с большим и малым отверстиями. Первые на китайском языке называются яо, а последние - дэу. Это подземельные житницы, введенные в глубокой древности. Ямы сначала обжигаются хворостом и дровами, посыпаются мякиною и наполняются просом. Сверху накрывают их соломою и засыпают землею, так что сторонние люди не могут приметить. Большие ямы вмещают в себе по нескольку сот, а малые по нескольку мешков. Из всех родов хлеба только просо может очень долго лежать в яме без порчи. Иногда, насыпав яму просом, для долговременного хранения без перемены сажают над нею деревцо, которое вырастает до толщины в объеме. Когда просо начнет приближаться к порче, тогда дерево прежде начинает желтеть и сохнуть. В это время надобно просо пересыпать в другую яму. Употребление ям в Северном Китае возможно потому, что почва глубока. В странах около рек Хуай и Цзян подражают этому только на местах возвышенных, где почва также глубока бывает.
  
   XIII. МЕРЫ ДЛЯ ОТВРАЩЕНИЯ ГОЛОДА
  
   Голодом называется неурожай хлеба в какой-либо стране, обыкновенно случающийся от естественных причин, как то: засухи, наводнения, градобития, несвоевременных инеев и проч. Неурожай хлеба считается общим народным бедствием, это общее бедствие в отношении к мере неурожая имеет степени. Китайские законы определили его в десять степеней, и при бедствии выше пяти степеней правительство принимает меры к успокоению народа на счет продовольствия.
   Хлеб, запасаемый в магазинах для продовольствия народа в неурожайные годы, есть первое и главное, но не единственное средство к отвращению голода. Есть меры побочные, содействующие к отвращению опасных последствий, могущих произойти от недостатка в хлебе, и даже к предупреждению самого недостатка в хлебе. Таковые меры суть:
   1. Поощрение земледелия.
   Земледелие в Китае доведено до такого совершенства, что правительство никаких указаний по сей части не делает народу, а только предписывает местным начальникам поощрять и усиливать земледелие. Почему правители округов и уездов, желая поставить нескольких землепашцев в пример другим, избирают из них трудолюбивых, бережливых и благонравных и представляют их к награждению шариками 15-го класса. Этот незначительный чин очень важен для крестьянина, потому что он с чином получает некоторые права китайского дворянства. Если в какой-либо губернии откроются пустопорожние земли, удобные для возделывания, то местные начальства должны вызывать желающих распахать нивы и на счет казны снабдить сих крестьян волами и семенами на посев. На земле, удобной для посева хлеба, запрещается садить табак.
   2. Истребление саранчи.
   Весною в теплых странах саранча показывается на низменных местах близ больших озер и рек, почему местные начальники ежегодно в продолжение лун февральской и мартовской обязаны наблюдать приближение превращения личинок саранчи, и только что саранча появится, то немедленно собирать солдат и крестьян, чтобы ловить ее и, перекапывая землю, истреблять ее личинки, а в сухое время выжигать, пуская огонь по осенней ветоши. Но если саранча успеет окрылиться и подняться с места, то местные начальники предаются суду за недеятельность.
   3. Вспоможение при наводнении.
   При необыкновенном разливе рек от дождей и горных потоков местные начальники должны собирать народ для спасения погибающих, тех, у кого домы разрушены или унесены водою, снабжать деньгами для постройки хижин, утопших хоронить на счет казны, потерпевшим от наводнения выдавать денежное пособие. Если у кого пашенные земли занесло илом, тех ссужают деньгами для поправления почвы. О количестве денежных пособий по сему случаю существуют особенные положения для каждой губернии.
   4. Безденежная раздача хлеба.
   Неурожай от наводнения, засухи и саранчи называется общим народным бедствием, о котором начальник губернии немедленно обязан донести государю. Вслед за донесением он должен отворить хлебные магазины и предварительно снабдить бедных жителей хлебом на один месяц, потом, определив степени общего бедствия и по сим степеням разделив жителей на бедных и крайне бедных, представить государю о продолжении вспоможения хлебом. Мера общего народного бедствия определяется в десять степеней. При общем бедствии в десять степеней крайне бедным прибавляется хлебное вспоможение на четыре, а бедным на три месяца. Далее сие вспоможение понижается по степеням общего бедствия так, что при шести степенях прибавляется вспоможение только крайне бедным на один месяц, а еще далее прекращается. Выдача хлеба производится ежедневно. Возрастным выдается по пяти пригоршней, то есть по полугарнцу китайскому, а малолетним - вполовину менее. Эта раздача относится и к городам, и к селениям.
   5. Продажа хлеба из магазинов по умеренным ценам.
   В неурожайных местах иногда цены на хлеб непомерно возвышаются. В таком случае открывается продажа хлеба из казенных магазинов по ценам, низшим против рыночных. Начальник губернии, определив по своим соображениям, сколько должно понизить цены, предварительно о том доносит государю. Если недостанет хлеба в магазинах, то на счет казны производится закуп в смежных губерниях. По окончании всего проданный хлеб заменяется вновь купленным, а суммы, употребленные на покупку хлеба в других губерниях, возвращаются в казначейство.
   6. Ссуда хлеба.
   Если после неурожайного года в следующую весну маломощные землепашцы будут нуждаться в хлебе на посев, то взаимообразно выдается им хлеб и на посев, и на пропитание. Если общее бедствие от чего-либо воспоследует летом, то кроме вспоможения, законом определенного, еще ссужают хлебом и на осенний посев. Сия ссуда хлеба производится из казенных магазинов на условии возвратить занятое количество при осеннем уборе следующего года, притом без наддачи.
   7. Прощение окладных податей.
   Потерпевшим при общем бедствии прощаются государственные подати также сообразно степеням бедствия. При бедствии десяти степеней прощается 7/10 при бедствии девяти степеней - 6/10 , при бедствии шести и пяти степеней - 1/10.
   8. Отсрочка податей.
   По отправлении к государю донесения о народном общем бедствии немедленно остановляется сбор податей, и то, что следует собрать, за исключением прощенного, раскладывается при бедствии от 8 до 10 степеней на три года, а при бедствии семи, шести и пяти степеней - на два года. Бедствие же пяти степеней не считается бедствием, и если с разрешения государева бывает отсрочка, то до летней уборки только, а летний сбор сего времени откладывается до осени.
   9. Приглашение хлебных торговцев.
   При неурожае потребен большой подвоз хлеба для народного продовольствия, почему испрашивают у государя дозволения приглашать торгующих хлебом. В сем случае хлеб, отправленный в неурожайные места на продажу, освобождается от таможенных пошлин, а торговцам, отправляющим хлеб, правительство выдает свидетельство, которое они по прибытии в назначенное место должны предъявить местному начальству. Если же продадут хлеб, не доехав до назначенного места, или тайно провезут его в другие губернии, то сверх взыскания двойной пошлины предаются суду.
   10. Дозволение частным людям делать пожертвования хлебом. Кто из купцов в неурожайный год объявит желание сделать пожертвование хлебом, тот должен подать прошение в казенную палату, после чего дозволяется ему самому распоряжаться своим пожертвованием, а окружным и уездным чиновникам отнюдь не вмешиваться в его распоряжение. Об учинившем значительное пожертвование начальник губернии должен представить к награждению чином, а за малые пожертвования давать похвальные надвратные надписи.
   11. Открытие казенных работ.
   В неурожайные годы жители деревень затрудняются в снискивании пропитания, почему предписывается начальникам губерний производить нужные казенные работы, как то: прочищивание каналов, починку городских стен и плотин, - дабы сим средством доставить бедному народу способы к пропитанию.
   12. Попечение удержать народ на местах своего жительства.
   Местные начальства обязаны пещись, чтобы бедные жители, постигнутые общим бедствием, без крайней нужды не переселялись в другие места. А если ушедшие, услышав о производимом от правительства вспоможении хлебом, пожелают возвратиться на прежние места, то позволяется опять внести их в ведомость.
  

Часть IV

Общественная и частная жизнь китайцев

  

Отделение I

Придворные церемониалы

  
   I. ЦЕРЕМОНИАЛ ВСТУПЛЕНИЯ НА ПРЕСТОЛ
  
   Вступление на престол происходит во время глубокого траура по кончине покойного государя; почему самый церемониал совершается с большою скромностью и, сверх того, по обстоятельствам имеет некоторые изменения.
   В 1-е лето правления Шунь-чжи, в 1-й день 10-го месяца, в ноябре 1644 года Чжан-ди вступил на престол следующим образом. Престол был поставлен по восточную сторону жертвенника Небу. Чжан-ди в церемониальном одеянии явился в жертвенник Небу и с благоговением объявил духам Неба и Земли о вступлении своем на престол. После сего министр с коленопреклонением донес, что церемония кончилась. Государь возвратился на царскую квартиру по восточную сторону жертвенника Небу и, переменив церемониальное одеяние на траурное, сел на престол; князья и чины преклонили колена. Один из министров, возведенный церемониймейстером на крыльцо, встал на самой средине против престола на колена. Сио-ши, взяв со стола царскую печать, вручил министру, который, сказав речь государю, возвратил печать сио-ши, а сио-ши, по принятии печати, опять с коленопреклонением положил ее на стол и отошел к своему месту. Чины совершили обряд троекратного коленопреклонения с девятью поклонами в землю. По окончании сего государь возвратился во дворец. Между тем поставили престол посреди ворот Тхай-хо-мынь, а стол с поздравительною речью под свесом их, на восточной стороне. Князья встали по северную, а чиновники - по южную сторону внутреннего моста Цзинь-шуй-цяо, первые лицом на запад, последние - на восток. Чжан-ди сел на престол, и музыка умолкла. После ударов плетью {Церемониальная плеть, на китайском цзин-бянь, что значит плеть тишины, в длину имеет 13 футов, в ширину 3 дюйма; хвост длины имеет 30 футов, натерт воском. Кнутовище деревянное, под красным лаком; длиною в один фут; на заднем конце вырезана голова дракона и позолочена, см. на чертеже номер II.} чиновники и церемониймейстеры, стоявшие на воротном крыльце, совершили обычный обряд поклонения, а князья и чины с коленопреклонением поднесли ему поздравительную речь. Министр, приняв поднесенную речь, с коленопреклонением положил ее на стол. Чиновник, назначенный читать речь, взял ее со стола. Два министра, став на колена, развернули лист. Чиновник по прочтении речи опять положил ее на стол и, сделав три поклона, отошел к своему месту. Началась музыка; чины совершили троекратное коленопреклонение с девятью земными поклонами, и музыка умолкла. После ударов плетью началась задняя музыка, и государь возвратился во дворец. По прошествии девяти дней обнародовали манифест.
   Подобная же церемония в 18-е лето правления Шунь-чжи, в первый месяц в начале 1661 года совершена была с некоторыми изменениями. Жень-ди, в траурном одеянии, учинил перед гробом государя Чжан-ди троекратное коленопреклонение с девятью земными поклонами и с благоговением объявил о своем вступлении на престол; потом, в боковой тронной одевшись в церемониальное одеяние, явился к трем государыням в их дворцах и перед каждою сделал троекратное коленопреклонение с девятью земными поклонами. По вступлении в тронную Чжун-хо-дянь принял от дежурных и окружающих его чиновников поклонение и потом перешел в тронную Тхай-хо-дянь. На воротах Ву-мынь ударили в колокол и литавру; но музыки не было. Князья и чины поднесли поздравительную речь, но не читали ее, а только учинили обычное поклонение и возвратились на свои места. Министр, вступив в тронную восточною дверью, принял манифест с восточного стола, положил на средний и, отступив несколько, остановился лицом к западу. Сио-гии подошел к столу лицом к государю, приложил к манифесту государственную печать и отступил на прежнее место. Министр, взяв манифест, вышел из тронной и передал его президенту Обрядовой Палаты. При сем случае государь не делал пиршества, а, угостив чины чаем, возвратился во дворец и опять надел траур. Манифест в тот же день был обнародован. Это постоянный ныне принятый порядок.
  
   II. ЦЕРЕМОНИАЛ БОЛЬШОГО И МАЛОГО ВЫХОДА ПРИ ДВОРЕ
  
   Хотя придворные церемониалы по разным случаям единожды навсегда определены законом, но перед каждой церемонией Палата Обрядов представляет государю церемониал, по утверждении которого предписывает разным присутственным местам производить каждому по своей части приготовительные распоряжения. Но я не могу изложить сих распоряжений по множеству соединенных с ними предметов, совершенно неизвестных у нас. Не говорю при подробном, даже при кратком их описании вы будете в новом, доселе совершенно неизвестном вам мире. Итак, необходимость предписывает мне начать описание с той точки, где кончаются приготовительные распоряжения и начинается самая церемония.
   При большом выходе при дворе поздравительную речь перед самою церемонией относят в тронную Тхай-хо-дянь и полагают на стол. Князья, назначенные к совершению церемонии, по входе во дворец становятся на красном крыльце, разделясь на два крыла: восточное и западное, каждое в два ряда: первые лицом на запад, а вторые - на восток, обращаясь несколько к северу. Чиновники, и гражданские и военные, становятся на красном помосте; они также разделяются на два крыла и образуют за кортежем по девяти групп на восточной и западной стороне, по числу рядов классных горок. Как скоро наступит минута церемонии, то чиновник Астрономического Института, стоящий в воротах Цянь-цин-мынь, через евнуха докладывает государю о времени выезжать.
   После сего, как скоро на воротах Ву-мынь ударят в колокол и литавру, государь в церемониальном одеянии садится в крытые носилки и выезжает из дворца Дежурные и десять из высших чиновников предшествуют ему, а два из первых чиновников сопровождают его. Государь, оставя носилки позади тронной Бао-хо-дянь, входит в тронную Чжун-хо-дянь и садится на престол. Бывшие при нем чиновники становятся на помосте перед тройною и совершают троекратное коленопреклонение с девятью поклонами в землю. После сего они уходят к своим местам перед тройною Тхай-хо-дянь, и начинает играть музыка у тронной Чжун-хо-дянь. Государь входит в тронную Тхай-хо-дянь и садится на престол. Музыка умолкает, а предшествовавшие и сопровождавшие отходят к местам, назначенным для них в церемониале. После троекратного удара плетью начинает играть музыка, поставленная на красном крыльце по восточную и западную сторону выхода из тронной. В сие время князья и чиновники выступают к местам, на которых должны совершать обряд поклонения, и становятся на колена. Музыка умолкает. Чиновник, назначенный читать речь, входит в тронную восточной дверью и, взяв речь со стола, выходит из тронной и становится на колена под свесом у средней двери прямо против престола. Два министра становятся по сторонам его на колена и развертывают речь. Чиновник, кончив чтение, опять полагает речь на столе в тронной.
   В это время играет музыка на красном крыльце, в продолжение которой князья и чины делают троекратное коленопреклонение с девятью поклонами в землю. По совершении сего обряда все отходят к своим местам, и музыка умолкает. После троекратного удара плетью играет музыка у тронной Чжун-хо-дянь. Государь садится в носилки и возвращается в свой дворец, а князья и чиновники расходятся {Здесь надобно заметить, что троекратное ударение плетью, чтение поздравительной речи и коленопреклонение с поклонами совершаются по возгласам церемониймейстера.}. Сим оканчивается большой выход при китайском дворе.
   Если случится милостивый манифест по какому-либо случаю, то министр выносит его из тронной восточной дверью и под свесом передает президенту Обрядовой Палаты; а сей по принятии манифеста сходит на площадку красного крыльца и с коленопреклонением полагает его на стол; потом, учинив перед манифестом одно коленопреклонение с тремя поклонами, сносит его с крыльца и передает чиновнику; а сей, приняв манифест на чеканное блюдо, поднимает обеими руками вверх и в сем положении выходит из ворот Тхай-хо-мынь средним проходом. Таким же образом выносят из дворца и царские дары.
   Большой выход при дворе бывает только три раза в году: в Новый год, в день рождения государева и в зимний поворот. Но как в день зимнего поворота государь сам приносит жертву в жертвенник Небу, то съезд ко двору и большой выход по сему случаю бывают на другой день. Малые выходы при дворе ежемесячно бывают в 5, 15 и 25-е числа {Малые выходы установлены для смотра чиновников, повышенных или определенных к должностям.}. Церемониал прихода государева такой же; но при малых выходах государь не заходит в тронную Чжун-хо-дянь и не представляют ему поздравительной речи, а только чиновники, долженствующие благодарить, вышед из рядов, делают троекратное коленопреклонение с девятью земными поклонами; прочие все стоят на своих местах.
   В тот день малого выхода, в который государь не входит в тронную, князья и чиновники в церемониальном одеянии одни совершают церемонию. Первые становятся за воротами Тхай-хо-мынь, составляя по два ряда на восточной и западной стороне, подобно как перед тройною Тхай-хо-дянь; а последние становятся за воротами Ву-мынь, составляя по девяти рядов на восточной и западной стороне. Обряд поклонения совершают зимой и весной в восемь, а летом и осенью в пять часов [по]полуночи.
  
   III. ЦЕРЕМОНИАЛ БРАКА ГОСУДАРЕВА
  
   Брак государев хотя совершается с большой пышностью и отличными преимуществами, но в основных обрядах нимало не отступает от общенародных обычаев, исключая сватовства, которое здесь не допускается потому, что государь сам назначает себе невесту из дочерей вельмож; но при его женитьбе перед бракосочетанием совершается обряд возведения невесты в достоинство императрицы. Сим образом брак государя разделяется на три статьи: сговор, возведение невесты в достоинство императрицы и бракосочетание.
   Поезд для сговора. Перед женитьбой государя избирают счастливый день {Понятие о счастливых и несчастливых днях изложено в III части в отделении Астрономический Институт на с. 248 и cл.} для препровождения к тестю сговорных даров и свадебных подарков. Сговорные дары, определенные законом, состоят из следующих вещей: 10 оседланных лошадей, 10 лат со шлемами, 100 кусков атласа, 200 концов китайки. Свадебные подарки: 200 лан золота, 10 000 лан серебра, 1 золотая домба {Домба есть кружка, в вышину от 1 до 1 1/2 фута, кверху несколько суженная; употребляется монголами для содержания вареного чая.}, серебряная домба, 2 серебряные таза, 20 оседланных лошадей, 20 лошадей без седел; 20 верблюдов.
   Подарки лично для государыни {Невесту государеву с самого назначения в супруги титулуют императрицею.}: 100 лан золота, 5000 лан серебра, 1 золотая домба, 1 серебряная домба, 1 серебряный таз, 6 оседланных лошадей, 1 латы, 1 лук, 1 стела, 2 платья: зимнее и летнее, 2 меха собольих.
   Свадебные {Сговорные дары - для государыни, а свадебные подарки - для ее родителей и родственников.} подарки для ее братьев и ее спутниц неодинаковы. Все сии дары изготовляет Дворцовое Правление {То есть из дворцового казначейства.}. Для относа даров избирают двух посланников: старшего и младшего. Первый бывает президент Обрядовой Палаты, а второй из главноуправляющих в Дворцовом Правлении. По наступлении времени ставят в тронной Тхай-хо-дянь стол для бунчука, сговорные дары полагают в портшезы особенного вида; латы и ткани раскладывают на красном крыльце по правую и по левую сторону входа в тронную; лошадей ставят внизу по сторонам красного крыльца. Из свадебных подарков вещи раскладываются на красном крыльце, а лошадей и верблюдов ставят у красного крыльца. Министр, назначенный для бунчука, чиновник, назначенный читать указ, церемониймейстер и глашатай - все, в церемониальном одеянии, ожидают церемонии. Посланники входят на красный помост с восточной стороны и совершают три коленопреклонения с девятью земными поклонами. Поднявшись восточным сходом на красное крыльцо, они становятся на колена лицом к северу, выслушивают указ и принимают бунчук по церемониалу. Служители Экипажной конторы берут портшезы с дарами; телохранители ведут лошадей; кортеж с царскими регалиями идет впереди. Процессия выходит средним проходом ворот. Посланники садятся на верховых лошадей и отправляются в дом государыни. Не доезжая до ворот, они сходят с лошадей. Государыня, в церемониальном одеянии, ожидает их внутри вторых, то есть на дворе у церемониальных ворот по правую сторону дороги и во время прохождения их становится на колена. Посланники входят средним проходом ворот, всходят наверх средним крыльцом и вступают в зало. Старший посланник полагает бунчук на стол и с товарищем своим становится по восточную сторону стола, лицом на запад. Вслед за сим вносят портшезы с дарами и останавливаются за вторыми воротами. Чиновники принимают подарочные вещи и вносят в зало. Телохранители вводят лошадей во двор. Сговорные дары раскладывают в зале на столах, поставленных на восточной и западной стороне; лошадей становят по сторонам крыльца. Отец государыни всходит на крыльцо по западному сходу и за средней дверью в зале, по самой средине, становится на колена лицом к северу. Старший посланник, несколько выступив, объявляет ему указ государя и опять отходит на свое место. Отец государыни с коленопреклонением выслушивает указ, потом делает три коленопреклонения с девятью земными поклонами. После сего старший посланник, приняв со стола бунчук, возвращается со своим товарищем донести государю об исполнении возложенного на них поручения.
   В этот день в доме государыни делается пир. Посланные государем царевны и вельможеские супруги угощают государыню во внутреннем зале, а придворные и другие чины от 1-го до 4-го класса угощают отца ее во внешнем зале {Это два отдельные корпуса, один за другим расположенные; внешний, назначенный для принятия мужчин, - впереди, а внутренний - позади его.}. Сговорные дары раскладывают в зале, свадебные подарки на крыльце, а лошадей и верблюдов ставят у крыльца.
   Поезд для возведения невесты в достоинство императрицы. В день женитьбы церемония брачного соединения совершается через грамоту. При сем обстоятельстве старшим посланником назначается министр, а младшим - президент Палаты Обрядов. В тронной Тхай-хо-дянь предварительно поставляют стол для бунчука и стол для грамот с печатью. Перед тройною расставляют кортеж с царскими регалиями и музыку. Церемониальный экипаж государыни располагается за воротами Тхай-хо-мынь и Ву-мынь. Когда президент и советник Палаты Обрядов доложат государю об изготовлении всего, то он в торжественном одеянии входит в тронную Тхай-хо-дянь. По совершении обычного поклонения посланниками чиновник Церемониального комитета объявляет им указ, а министр вручает бунчук, грамоту и царскую печать, также надпись для грамоты и печати, и кладут в портшезы. Все это совершается по церемониалу. После сего государь возвращается во дворец, а портшезы выносят за ворота Тхай-хо-мынь средним проходом. Посланник с бунчуком идет впереди, за ним несут портшезы с грамотою и печатью, далее следует экипаж и одеяние для государыни {Жених обязан доставить невесте брачное одеяние.}. Десять из первых придворных чиновников и десять телохранителей заключают шествие. Между тем десять дам от 1-го до 4-го класса {В придворных семейных церемониях ни вельможи из китайцев, ни супруги их не участвуют.}, назначенные для принятия государыни, заблаговременно приходят к тронной Цзяо-тхай-дянь, все в церемониальном одеянии. Четыре классные дамы для предшествия, семь классных дам для сопровождения, четыре статс-дамы, две придворные дамы для управления церемонией и две для чтения; все в церемониальном одеянии заблаговременно приезжают в дом государыни. При них евнухи для переговоров. Посреди залы ставят стол для бунчука и другой для курений. На восточной стороне ставят стол для грамоты, на западной - другой для печати. Государыне назначается место для поклонения. Все это делается по церемониалу. Статс-дамы должны стоять по правую и левую сторону государыни, одни лицом на восток, другие - на запад. Придворная дама, назначенная для чтения, должна стать по южную сторону восточного стола, лицом на запад. Евнух, стоящий у крыльца зала, соответствует ей. По прибытии посланников отец государыни с своими родственниками с коленопреклонением встречает их по церемониалу. Посланники всходят на крыльцо по среднему сходу и становятся на восточную сторону зала, лицом на запад. Портшезы с грамотой и печатью на время поставляют по сторонам зала. Чиновник Дворцового Правления передает одеяние государыни евнуху, а евнух отдает статс-даме для представления государыне. Брачные носилки поставляют посреди крыльца, церемониальный кортеж расставляют по обеим сторонам дороги от крыльца до ворот, передовая музыка - по обеим сторонам дороги за большими воротами. Отец государыни всходит по западному сходу к средней двери зала и на самой середине становится на колена. По выслуша-нии указа он совершает поклонение по церемониалу. Старший посланник отдает бунчук евнуху, а младший посланник отдает евнуху же грамоту и печать, что все уносят внутрь. Государыня надевает на себя церемониальное одеяние, и дама, управляющая церемонией, выводит ее из внутренних комнат и становит по правую сторону дороги. Мать государыни и прочие дамы при проходе государыни мимо их становятся на колена, а потом следуют за нею. Евнухи, приняв бунчук, грамоту и печать, полагают на стол и отходят. Государыня, следуя за дамой, останавливается на месте поклонения и преклоняет колена; дама, назначенная читать, по порядку читает надписи, грамоты и печати. Государыня, приняв грамоту и печать, делает три коленопреклонения и три наклонения головой по церемониалу возведения в достоинство императрицы. По окончании сего евнух выносит бунчук и передает посланнику. Государыня и мать ее провожают по церемониалу. Статс-дама берет грамоту и печать и отдает евнуху, который порознь полагает их в портшезы.
   Поезд невесты к жениху и бракосочетание. Как скоро чиновник Астрономического Института донесет о наступлении счастливого часа садиться в носилки, то служители внутренней экипажной, евнухи, подают брачные носилки к крыльцу внутреннего зала и поставляют на самой средине, передом на юг. Предшествующие дамы ведут государыню, а сопутствующие поддерживают ее. Мать государыни с прочими дамами провожает ее до носилок. Государыня садится в носилки, а мать с прочими дамами возвращается. Посланник с бунчуком наперед отправляется; отец государыни с коленопреклонением провожает его. Музыканты идут впереди, но не играют; за музыкой следует церемониальный кортеж, за кортежем портшезы с грамотой и печатью, а за ними государыня в брачных носилках. При выезде из больших ворот предшествующие и сопровождающие классные дамы садятся на верховых лошадей {Так же, как у нас мужчины.}, а евнухи идут пешие, поддерживая носилки государыни с обеих сторон. Поезд сопровождают придворные сановники и телохранители, все конные. Въезжают в ворота Дай-цин-мынь средним проходом. У моста Цзинь-шуй-цяо посланники сходят с лошадей и с бунчуком вступают во дворец. Как скоро носилки государыни приблизятся к воротам Ву-мынь, то ударяют в колокол и литавру. Церемониальный кортеж останавливается. Впереди несут царский парасоль. Классные дамы сходят с лошадей и, пешие, идут впереди и позади носилок. Придворные вельможи и телохранители от моста Цзинь-шуй-цяо идут пешие. Наконец, портшезы останавливаются у ворот Цянь-цин-мынь. Посланники доносят государю о исполнении поручения и вместе с придворными вельможами и телохранителями расходятся. Евнухи, приняв грамоту и печать, идут вперед. Предшествующие дамы входят перед носилками государыни в ворота Цянь-цин-мынь средним проходом и доходят до крыльца Цянь-цин-гун. Евнух просит государыню оставить носилки и войти в тронную Цзяо-тхай-дянь. После сего дамы, предшествующие и сопровождающие, все уходят. Статс-дамы принимают государыню и уводят во внутренний дворец. Евнух передает грамоту и печать евнуху-хранителю печатей, и все расходятся. По наступлении счастливого часа пить сочетательную чашу приготовляют пиршественный стол с сочетальной чашей. Главный евнух просит государя идти во внутренний дворец в церемониальном одеянии, а дамы оставляют государыню и расходятся. На другой день государь входит в тронную Тхай-хо-дянь. Князья и чины подносят ему поздравительную речь и совершают обряд поклонения. Это большой выход. Побочные супруги и классные дамы приносят поздравление государыне по церемониалу.
  
   IV. ЦЕРЕМОНИАЛ ЖЕНИТЬБЫ ЦАРЕВИЧА
  
   Женитьба царевича состоит из трех статей: сватовства, помолвки и принятия невесты.
   Сватовство при женитьбе царевича называется назначением брака, потому что государь предварительно назначает ему невесту. Церемониал назначения брака совершается следующим образом: сватовство препоручается старому вельможе. Сей поверенный вельможа и отец назначенной невесты, оба в парадном одеянии, являются к крыльцу дворца Цянь-цин-гун и здесь становятся на колена, обратясь лицом на север. Поверенный вельможа, обратясь к отцу невесты, объявляет ему волю государя; на что последний отвечает изъявлением благодарности тремя коленопреклонениями и девятью поклонами в землю. Сим оканчивается назначение брака. Потом отправляется сделать посещение родителям своей невесты. Свиту его составляют придворные вельможи, телохранители и гвардейские офицеры. Когда прибудут к дому невесты, то ее отец, в парадном одеянии, встречает их за воротами. Царевич, по вступлении в гостиный зал, делает ему поклон. Отец невесты взаимно кланяется ему, и сию учтивость они повторяют три раза. Таким же образом царевич видится и с матерью невесты. При отъезде царевича отец невесты провожает его за ворота.
   За назначением брака следует помолвка, или сговор, при котором невеста царевича предварительно получает титул супруги, по-китайски фу-цзинь. Помолвка, по принятому обыкновению, утверждается посылкой сговорных даров для супруги и свадебных подарков для ее родителей. Сговорные дары для супруги состоят из: 1) трех больших золотых головных булавок, из коих каждая оправлена пятью жемчужинами; 2) трех малых золотых головных булавок, оправленных одною жемчужиною; 3) золотого фермуара, оправленного семью жемчужинами; 4) трех пар золотых серег, оправленных восточным жемчугом; 5) двух пар золотых браслетов; 6) 100 золотых пуговиц для платья; 7) 200 серебряных пуговиц для платья; 8) 100 кусков атласа для крыши и подкладки; 9) 300 гинов хлопчатой бумаги; 10) трех соболей на шапку; 11) 150 соболей на платье; 12) семи выдр для опушки придворного платья; 13) 250 лисиц на одеяло и постель. Все это составляет будущее приданое супруги.
   Свадебные подарки для ее отца состоят из: 10 лан золота, 700 лан серебра, одного придворного одеяния из лисиц, одной шапки из черных соболей, одного прибора золотых привесок к поясу, одной пары шитых чулок и одного седла.
   Подарки для матери супруги состоят из трех пар золотых серег, оправленных жемчугом, одного кафтана из лисьих пашинок, шести выдр для опушки придворного платья и одного седла.
   Ежели отец супруги не имеет княжеского достоинства, то вместо придворного одеяния и выдр посылается ему одна шуба из лисьих пашинок. Все подарочные вещи относят в цветных носилках, а поручение исправляют члены Дворцового Правления. При сем случае отец супруги, в парадном одеянии, встречает поверенного вельможу за воротами. Сговорные дары, то есть, подарки для супруги, раскладывают в гостином зале, а свадебные подарки на крыльце. Отец супруги с коленопреклонением принимает дары; потом с своими родственниками сходит по среднему крыльцу на площадь двора, становится на восточную сторону крыльца и, обратясь к государеву двору, делает три коленопреклонения с девятью поклонами в землю. Мать супруги с прочими дамами также сходит по среднему крыльцу, становится по западную его сторону и, обратись к государеву дворцу, делает три коленопреклонения на одно колено и три наклонения головою. По совершении сего поверенный вельможа уезжает, и провожают его по церемониалу. В этот день от двора дается театр и пир из 50 столов с 36 баранами, учреждаемый в доме супруги во внутреннем и внешнем дворах. К сему пиру приглашаются родственники супруги, низшие князья, придворные вельможи, свободные от дежурства телохранители и чиновники от 1-го до 4-го класса. Они съезжаются перед полуднем, все в парадном одеянии, входят в зало и садятся за столы. Родственники супруги, вельможи и телохранители своего Знамени, то есть к которому супруга принадлежит, садятся на восточной стороне лицом к западу, то есть занимают старшую сторону; князья и чиновники прочих знамен садятся на западной стороне, лицом к востоку. Подают чай. Гости, выпив по чашке чаю, делают по одному поклону. Потом подают плоды и закуски и просят вином. При питии вина начинает играть музыка, и как скоро перестанет, гости выходят из-за столов, переменяют парадное одеяние и опять садятся. Между тем снимают плоды и закуски {В теплых и жарких странах едят плоды прежде твердой пищи.}, a вместо их подают кушанье и снова просят вином. При конце пира музыка умолкает. Гости выходят из зала на двор и, обратясь к государеву дворцу, делают три коленопреклонения с девятью поклонами в землю. Родственники супруги и дамы от 1-го до 4-го класса собираются во внутренних комнатах и угощаются вином по церемониалу внешнего пира.
   За день до бракосочетания из дома супруги относят ее приданое во дворец к жениху. В день бракосочетания царевич, в парадном одеянии, является к государю, а потом к государыне для поклонения. Если он родился от побочной супруги, то и перед ней делает поклонение по церемониалу, то есть с уменьшением 1/3. Экипажная контора изготовляет для принятия невесты свадебные носилки в оболочке с красными кистями. Один из главноуправляющих Дворцового Правления с 30 своими офицерами и гвардейский полковник с 4 офицерами и 36 рядовых отправляются в дом супруги для сопровождения ее. Придворная дама, исправляющая должность церемониймейстера, докладывает о счастливом часе садиться в носилки. Супруга, в церемониальном одеянии и окруженная спутницами, садится в носилки. Дворцовые служители берут их на плечи. Впереди несут 16 фонарей и 20 факелов. Сопровождающие придворные дамы по выходе из ворот садятся на верховых лошадей. Офицеры Дворцового Правления и гвардейские следуют за ними. У ворот дворцовой крепости все сходят с лошадей и в крепость входят пешие. Придворные дамы следуют за носилками супруги. По прибытии к воротам царевичева дворца супруга выходит из носилок, и придворные дамы вводят ее во внутренние комнаты. При наступлении пить сочетальную чашу изготовляют стол из пяти баранов. Для распоряжений при сем случае избираются две пожилые классные дамы. По совершении церемонии все расходятся. В сей день в окружности царевичева дворца расставляют палатки, убранные разноцветными шелковыми тканями, и учреждают пир из 60 столов с 45 баранами для угощения родителей супруги. На другой день царевич с супругою, оба в церемониальном одеянии, сопровождаемые придворными дамами, являются прежде к государю, потом к государыне. Царевич делает перед ними троекратное коленопреклонение с девятью поклонами в землю, а супруга делает три коленопреклонения и три наклонения головою. А если являются к побочной которой-либо супруге, то почесть сия уменьшается. Такова же точно церемония при бракосочетании императорского внука {Царевич и внук императорский имеют сии титулы, пока еще не отделены от императорского семейства. При отделении они получают княжеские достоинства и титулуются князьями по степеням.}, с небольшим уменьшением и даров и столов.
  
   V. ЦЕРЕМОНИАЛ ВЫДАЧИ ЗАКОННОЙ ЦАРЕВНЫ В ЗАМУЖЕСТВО
  
   Государь как отец сам избирает жениха царевне, и в день утверждения брака вельможа, назначенный поверенным, вместе с царским зятем, в парадном одеянии, приходит к воротам Ву-мынь и почтительно представляют сговорные дары из девяти голов скота, одного верблюда и восьми лошадей. В день сговора при дворе дается пир из 90 столов, для которых употребляются 81 баран и 45 корчажек вина на счет государственного казначейства. Царского зятя с его родственниками угощают в тронной Бао-хо-дянь, а родственниц его угощают во дворце императрицы. И та и другая сторона совершают обряд поклонения по церемониалу. По окончании стола царский зять с своими родственниками выходит к воротам Цянь-цин-мынь и Нэй-ю-мынь и в обоих местах совершает обряд обычного поклонения. Чиновники из Дворцового Правления с служителями Экипажной конторы относят в дом жениха приданое. Статс-дама с другими придворными дамами является в дом к царскому зятю для распоряжений. Царский зять приготовляет подарки из девяти девятков, как то: 18 оседланных лошадей, 18 лат, 21 лошадь и 24 верблюда. Пир приготовляется из 90 столов, для которых употребляют 81 барана и 45 корчажек вина - на счет зятя. Пир учреждается в двух местах: в тронной Бао-хо-дянь и во дворце императрицы. Если побочная царевна выдается, то пира не бывает. В этот день супруги князей первых четырех степеней, также две супруги членов Дворцового Правления и десять статс-дам, назначенные сопровождать царевну, все в церемониальном одеянии, собираются в побочных комнатах во дворце императрицы, а классная дама, имеющая исправлять должность церемониймейстера, является в дом царского зятя. Экипажная контора изготовляет церемониальный кортеж и брачные носилки. По наступлении времени царевна, в парадном одеянии, является к государю, потом к государыне и совершает женский обряд поклонения. Если она родилась от которой-либо из побочных супруг, то и перед нею совершает тот же обряд с уменьшением 1/3, то есть вместо трех книксенов делает два. Классные дамы сажают царевну в носилки, и дворцовые служители выносят ее из дворца. Кортеж выстраивается впереди. Перед носильщиками несут 16 фонарей и 20 факелов. Сопровождающие царевну супруги князей и вельмож и классные дамы садятся в носилки и следуют за нею. Член Дворцового Правления и два придворных управителя медленно следуют впереди и позади процессии. Два гвардейские полковника и два офицера с 20 конными сопровождают процессию до дому царского зятя. У ворот все сходят с лошадей и входят во двор пешие. Церемониальный кортеж останавливается у лицевых ворот, а чиновники остаются у церемониальных ворот {Лицевыми называются уличные ворота; внутри двора есть вторые ворота, называемые церемониальными; от сих ворот дорога идет прямо в гостиный зал.}. Носильщики идут далее и останавливаются против схода в гостиный зал. Классные дамы выходят из носилок у крыльца

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 485 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа